Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика
Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика (zip,192Kb)
Серия: Основные проблемы социального развития России — 60
Аннотация
Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации предлагает вашему вниманию Аналитический вестник под редакцией доктора политических наук Г. И. Климантовой, посвященный анализу законодательной базы и правоприменительной практики в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.
Положение детей привлекает к себе все большее внимание всех структур российского общества. Общественность выражает озабоченность здоровьем, образованием и нравственным благополучием подрастающего поколения. Интеграция Российской Федерации в международное сообщество идет через ратификацию большого пакета международных правовых документов, регламентирующих в том числе и права детей. Законотворческий процесс в этой сфере и целевые правительственные программы помощи детям учитывают международные подходы.
Выпуск включает в себя краткое изложение законодательства Российской федерации («Семейный кодекс», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ») и основных международных правовых документов («Конвенция о правах ребенка», Послания МОТ по вопросам детского труда, Европейская социальная хартия), регламентирующих права детей.
В выпуске помещена информация о мерах по защите прав ребенка в Российской Федерации (по материалам Периодического доклада о реализации Конвенции ООН о правах ребенка в 1998 2002 годах), а также материал по реализации целевых программ улучшения положения детей в Российской Федерации, входящих в состав программы «Дети России», подготовленный Министерством труда и социального развития РФ. Представлен Национальный план действий в интересах детей до 2010 года.
Вестник дает возможность увидеть проблемы законодательного обеспечения прав детей, с учетом международных документов и правоприменительной практики на данном этапе развития нашего общества.
СОДЕРЖАНИЕ
Г. И. Климантова, заместитель начальника Управления начальник отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, доктор политических наук
Т. А. Федотовская, заместитель начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, кандидат экономических наук
Основные проблемы совершенствования законодательной базы государственной политики защиты детства в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации (№ 223-ФЗ от 29.12.1995 года в редакции 02.01.2000 года)
О защите прав несовершеннолетних (ст. 47 53, ст. 54 165) (в изложении)
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в изложении)
Международные документы
Конвенция о правах ребенка
(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года)
История принятия и основные положения (в изложении)
Послание Международной организации труда (МОТ) по вопросам детского труда
Глобальный доклад «Будущее без детского труда» от 06.05.2002 года (в изложении)
Европейская Социальная Хартия
Проблемы ратификации Российской Федерацией положений по социальной защите детей
Практика
Защита прав ребенка в Российской Федерации
(по материалам Периодического доклада о реализации Конвенции о правах ребенка в 1998–2002 годах)
Информация Министерства труда и социального развития Российской Федерации
Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (национальный план действий в интересах детей)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Статистические данные, характеризующие положение детей в Российской Федерации (с 1997 по 2002 годы).
—
Права детей по Конституции РФ
Законодательство России охраняет права и свободы граждан страны. Особое внимание семейное законодательство уделяет несовершеннолетним детишкам, так как будущее поколение — это будущее государства.
Главная особенность — это наделение ребенка правами от рождения и по мере взросления, постепенно увеличивая степень ответственности перед законом.
Наличие Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году ООН, обязывает помимо местных норм и правил, касающихся детишек, соблюдать и положения международного соглашения.
Законодательство страны не может противоречить установленному закону на международном уровне.
Права и защита детей сирот
1 2 Следующая
Ребенком признается человек, возраст которого составляет менее 18 лет.
Некоторые права дарованы ребенку уже при рождении и не могут быть отобраны или нивелированы кем-либо.
Конституция России закрепляет за собой способность иметь права от рождения, которые являются наивысшей ценностью и охраняются государством.Понятие правового статуса ребенка означает способность иметь права и осуществлять обязанности, нести ответственность за свои поступки от рождения до совершеннолетия.
Статус может меняться в зависимости от возраста малыша, на основании дарованных ему полномочий в процессе взросления и приобретения дееспособности.
Самостоятельно осуществлять свои права человек способен по достижении полной дееспособности, которая наступает в полном объеме с момента совершеннолетия, либо в других случаях, предусмотренных законом.
Например, заключение брака в возрасте от 16 лет, занятие предпринимательской деятельностью, работает полный рабочий день по трудовому договору с согласия родителей.
Права ребенка с рождения — естественные
Основным полномочием младенца, наделенным от рождения, является право жить и воспитываться в семье, если это возможно.А также знать своих биологических родителей и иметь возможность контактировать с ними беспрепятственно и воспитываться в их семье, если поведение родителей не угрожает жизни и здоровья малыша и не нарушает его полномочий.
Ребенок может рассчитывать на обеспечение его интересов и нуждаемости в уходе, надлежащее воспитание родителями, уважение его достоинства и чести.
Если же воспитание в семье невозможно, ответственность за его осуществление берут на себя органы опеки и попечительства над несовершеннолетними детишками.
Существует множество форм устройства детей-сирот и отказников в интересах несовершеннолетних детишек.
Общение с родителями для ребенка — одна из важнейших ценностей, которая обеспечивается на законодательном уровне.
Так, никто не вправе нивелировать право общаться с родственниками, если на это нет ограничений на основании судебного решения.
Права несовершеннолетних согласно Конституции РФ
В Конституции Российской Федерации закреплены основные полномочия малыша, дарованные ему от рождения. Маленький ребенок имеет право на:
- жизнь;
- самовыражение и развитие личностных качеств;
присвоение имени, фамилии и отчества, выбранных родителями при государственной регистрации рождения малыша; - гражданство России при рождении, даже если родители ребенка приезжие;
- знание своих биологических родителей, жить и воспитываться в их семье;
- развитие способностей и уважение человеческого достоинства;
- защиту своих интересов родителями, опекунами, органами опеки и попечительства, правоохранительными органами, прокурором или судом;
- пользование, принятие во владение, наследование имущества родителей и других родственников;
- пользование наиболее усовершенствованными государственными услугами медицинского здравоохранения, лекарственных средств, оказание медицинской помощи бесплатно;
- отдых и досуг (лагеря, санаторно-курортные учреждения и тп.), участие в культурных мероприятиях и проявление творческих амбиций;
- защиту от экономической эксплуатации;
- защиту от насилия и причинение время здоровью (принуждение к занятию проституцией, приему наркотических или психотропных средств, рабство, похищение, контрабанда).
Поэтому, государство наделяет несовершеннолетних различными обязательствами, соответствующими способностям ребенка.
Ранжируются в законодательстве о правах детишек полномочия и обязательства несовершеннолетних в зависимости от количества полных лет:
- с полутора лет малыш может посещать ясельную группу детского сада;
- с трех — посещать дошкольное учреждение муниципального или частного владения;
- с шести лет — получать общее среднее образование в школе государственного или частного владения, самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, не требующие государственной регистрации или нотариального удостоверения, а также распоряжаться карманными средствами с разрешения законных представителей;
- с восьми лет — быть членом или участвовать в детском общественном объединении;
- с десяти лет — имеет право давать согласие на восстановление родителей в родительских правах, согласие на смену своих данных (имени, фамилии, отчества), изъявление желания остаться с каким-то из родителей после развода, согласие на усыновление или передачу в приемную в семью;
- с четырнадцати лет ребенок становится уже более осознанным, начинается новый этап его взросления, поэтому он наделяется такими полномочиями, как отмена усыновления, согласие на изменение своего гражданства, может требовать установление отцовства в судебном порядке, распоряжаться заработанными денежными средствами самостоятельно без согласия родителей, совершать мелкие сделки и нести ответственность по ним, без согласия законных представителей осуществлять права автора интеллектуальной собственности, самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов, работать не более 24 часов в неделю, быть официально трудоустроенным на время, свободное от учебной деятельности и получать поощрение за свой труд, ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 31 день, имеет право объединяться в профессиональные союзы, иметь документ, удостоверяющий личность — паспорт, более того, четырнадцатилетний подросток обязан его получить;
- с пятнадцати лет ребенок приобретает право высказывать свое решение на медицинское вмешательство, быть принятым на работу с неполным рабочим графиком, если имеется документ об окончании общего среднего образования;
- с шестнадцати лет — человек имеет право трудиться по договору 35 часов в неделю, являться членом кооператива, вступать в брак при наличии существенных на это причин (беременность, угроза жизни), осуществлять родительские права своих отпрысков.
С момента шестнадцатилетия до совершеннолетия сохраняются все вышеперечисленные полномочия. По достижению возраста 18 лет, совершеннолетний гражданин приобретает полную дееспособность, которая позволяет осуществлять все права и обязанности, закрепленные кодексами государства.
Выводы
Реализовать свои правовые полномочия гражданин имеет возможность только в том случае, если одновременно он берет на себя определенную ответственность и обязательства перед другими участниками правоотношений.Главная идея законодательной инициативы — охрана законом личных прав и соблюдение исполнение обязанностей, обеспечивающих данные права.
Читайте еще…
Restavek Freedom: 10 лет защиты прав детей
Предыдущий Следующий
Макенсон Эдма, Защитник прав детей
На Гаити широко распространена бедность. Для самых бедных семей забота о детях и их обеспечение – это каждодневная борьба. В этой суровой ситуации нередки случаи, когда ребенка отдают родственникам или даже незнакомым людям в надежде на лучшее будущее. Но в своих новых домах они становятся домашними рабами, выполняя всю домашнюю работу от рассвета до заката. В большинстве случаев этими детьми пренебрегают, а иногда и жестоко обращаются с ними. Сегодня, по оценкам, 1 из 15 детей находится в реставке.
Restavek Freedom (RF) начал свои программы 10 лет назад с конечной целью положить конец рабству на Гаити. Организация приняла комплексный подход к решению проблемы реставека, охватившего лидеров общин, принимающие семьи и, что наиболее важно, самих детей. Наша работа включает в себя различные проекты, такие как «Песни за свободу», «Учебная программа по вопросам правосудия», «Центр региональной деятельности», «Конференции по вопросам правосудия для лидеров» и «Защита прав детей».
Как активный защитник детей, я хотел бы развивать последнее. Защита интересов детей направлена в первую очередь на детей, находящихся в состоянии покоя или находящихся в группе риска. Он включает в себя образовательную программу в школе, некоторые работают дома с принимающей семьей и некоторые внеклассные мероприятия, такие как экскурсии или летний лагерь.
Регулярные встречи помогают разрушить изоляцию и укрепить доверие
Компания RF присутствует в Порт-о-Пренсе и в настоящее время расширяет свою деятельность в южном регионе. РФ оплачивает обучение и школьные принадлежности для детей, обучающихся по программе. Но самое главное, мы устанавливаем с ними личные отношения. Мы посещаем их на регулярной основе. Это помогает сломать изоляцию, в которой их часто держат. Мы посещаем их школу, чтобы убедиться, что учителя знают об их конкретной ситуации. Мы также посещаем принимающую их семью, чтобы улучшить отношение к ним.
3 дня в неделю я посещаю разные школы, в которых учатся дети. Это позволяет мне брать у них интервью и оценивать, как они себя чувствуют, как к ним относятся дома и в школе, и добиваются ли они прогресса. Я встречаюсь с ними минимум три раза в год: один раз в начале года, чтобы узнать, что они планируют делать в течение года, и передать им школьные принадлежности, форму и рюкзаки; один раз в середине года, чтобы обновить информацию и посмотреть, как у них дела, и сразу в конце года, чтобы подвести итоги положения малыша и отметить любые изменения.
В промежутках я стараюсь оказывать как можно больше психологической поддержки. Это помогает им понять, что они не одиноки. Лично или по телефону, я всегда делаю все возможное, чтобы установить позитивные отношения с детьми и установить отношения сотрудничества с директором школы и учителями в сообществах-партнерах.
Мы также организуем собрания принимающих родителей, чтобы обсудить, как они могут улучшить положение детей, лучше обращаясь с ними или давая им меньше работы. Со временем мы видим, что ситуация улучшается. А на очень прагматичном уровне РФ иногда выдает детям еду, гигиенические наборы или обувь.
Наконец, поскольку мы хотим, чтобы эти дети, как и все дети, открывали для себя что-то новое и получали как можно больше удовольствия от жизни, мы организуем для них досуговые мероприятия, такие как летний лагерь или экскурсии. Им очень нравятся эти занятия! В эти моменты вдали от своих повседневных забот они безудержно улыбаются, и наблюдать за этим — абсолютная радость.
Защита прав детей помогает детям расти
Самое главное, что программа защиты детей делает для детей в Реставеке, — это помогает им расти физически и умственно. Они начинают укреплять чувство собственного достоинства и уверенность в том, что, несмотря на тяжелое прошлое, они смогут построить будущее. Вместо того, чтобы страдать, они понимают, что могут работать над улучшением своего будущего.
Каждый раз, когда я встречаюсь с детьми, это возможность найти их улыбку, а это самое сложное найти в лице человека, живущего в такой суровой ситуации. Как защитник прав детей, я чувствую себя хорошо, потому что знаю, что помогаю самым безнадежным детям вырасти и стать свободными. Я буду продолжать делать все возможное в этой битве, пока мы не увидим конец детского рабства.
Хотите узнать больше о программе защиты прав детей Restavek Freedom? Посетите наш веб-сайт по адресу restavekfreedom. org
Helene Bailleul2017-04-28T20:58:15+00:00Обновленное исследование эффективности RF и FF – новости о безопасной езде становятся доступными.
Обновление: 31 августа 2018 г. Американская академия педиатрии (AAP) пересмотрела свою политику в отношении безопасности детей-пассажиров.
Как и ожидалось, журнал Injury Prevention в ноябре опубликовал новое исследование Университета Вирджинии и других исследователей под названием «Детские удерживающие устройства, обращенные назад и лицом вперед: обновленная оценка». Этот пересмотр полевых данных был вызван недавними опасениями по поводу точности более раннего исследования Henary, et al. (см. SRN , выпуски за июль/август и сентябрь/октябрь 2017 г.) Это исследование 2007 г. решительно поддержало преимущества безопасности при езде лицом назад (и поддержало последующие обновления политики AAP и NHTSA). Новое исследование не смогло подтвердить выводы предыдущего исследования и не привело к новым статистически значимым результатам.
Результаты исследования
McMurry и др. провели два анализа. В одном из них исследователи рассмотрели все доступные в настоящее время данные NASS-CDS* (1988–2015 гг.), чтобы предоставить обновленную оценку с использованием современного набора данных. Во втором они повторно изучили данные из 1988 по 2003 год, который использовался в исследовании 2007 года.
В большей группе данных (1998–2015 гг.) 1107 детей в возрасте 0–23 месяцев, попавших в аварию, были включены в исследование после фильтрации по критериям включения. Среди этих детей 679 были обращены лицом назад, а 428 — лицом вперед. В общей сложности 47 человек имели оценку тяжести травмы (ISS)* 9 или выше.
Данные за годы первоначального исследования 2007 г. (1988–2003 гг.) включали 710 детей, отвечающих критериям включения, 353 RF и 357 FF. В то время как у гонщиков RF был более низкий уровень травматизма в оба периода времени, чем у гонщиков FF в целом и для каждого возраста, размер выборки был слишком мал для разумной статистической мощности. Иными словами, данные NASS-CDS, включающие данные из небольшого подмножества всех сбоев можно использовать для прогнозирования того, что верно для всего населения, если размер выборки достаточно велик. Однако в этом исследовании количество доступных случаев даже близко не было достаточно большим, чтобы выборка могла быть статистически предсказательной для общей популяции с разумным уровнем достоверности.
Из 47 детей, получивших травмы 9+ степени тяжести по шкале ISS, 17 были в возрасте от 12 до 23 месяцев. Из них три были RF и 14 были FF. Поскольку дизайн CR со временем улучшался, исследователи также рассмотрели случаи 9+ Травмы МКС как раз в последние годы 2000–2015 гг. Результаты показали большее количество таких травм при FF, чем при RF, но разница не была статистически значимой.
Выводы исследований
Все CR очень хорошо защищают: Данные NASS-CDS указывают на чрезвычайно низкий уровень травматизма среди всех детей в возрасте до 2 лет, будь то в RF или FF CR. В группе данных дети в возрасте 0–11 месяцев и 12–23 месяцев имеют более низкий уровень травматизма при РФ, чем при ФФ, но имеющихся данных недостаточно, чтобы дифференцировать эти показатели травматизма до уровня статистической значимости 0,05 (типичный порог значимости). в статистическом анализе).
Нет противоречий с утверждением, что RF безопаснее: Исследователи также отмечают, что ничто в исследовании не противоречит утверждению, что езда на RF безопаснее, чем на FF. Маленьким детям нужна поддержка туловища, головы и шеи при столкновении, а силы удара должны быть распределены по всему телу, как это достигается при езде с ориентацией RF. Это связано с пропорционально большим весом головы маленького ребенка и анатомией развивающегося позвоночника (включая относительно мягкие кости и рыхлые связки).
Имеющихся данных о ДТП недостаточно для такого типа анализа: Хотя исследование включало все соответствующие данные, доступные в NASS-CDS, эта база данных слишком мала, чтобы служить надежной статистической основой для рекомендаций относительно возраста дети должны ездить в CR. На самом деле, исследователи отмечают, что для получения статистически значимых результатов потребуется почти в 12 раз больше данных, чем было собрано о детях, отвечающих критериям исследования — за 28 лет исследования.
Важное значение имеют зарубежные данные и лабораторные испытания: Поскольку полевых данных недостаточно, исследователи заметили, что для поддержки того, как детям следует ездить, необходимо использовать другие инструменты оценки, такие как контролируемые лабораторные эксперименты и компьютерное моделирование. Полевые данные из Европы (в частности, Швеции) и лабораторные испытания продолжают подтверждать утверждение о том, что РЧ наиболее безопасен для маленьких детей. Хотя теперь мы знаем, что реальные данные США не могут подтвердить эти результаты конкретно для 2-летнего возраста со статистической значимостью, эти другие источники продолжают предполагать, что ориентация RF является наиболее безопасной до тех пор, пока ребенок все еще соответствует CR по росту и весу.
Исследование 2007 года: что пошло не так?
Методология исследования Хенари и др. 2007 г. не была достаточно хорошо задокументирована для воспроизведения, но, используя тот же набор данных, исследователи исследования 2017 г. выявили две возможные причины того, что более раннее исследование было ошибочным. Во-первых, обзор показал, что исследование 2007 года, вероятно, неправильно обработало взвешивание данных опроса, что привело к тому, что кажущийся размер выборки оказался больше, чем фактический размер выборки. Это позволило исследователям провести регрессионный анализ, хотя этот статистический метод, который используется для вывода причинно-следственных связей между переменными, был бы сочтен неуместным, если бы в первую очередь использовалось надлежащее взвешивание. Этот анализ привел исследователей к выводу, что результаты имеют более высокую статистическую значимость, чем это было на самом деле возможно.
Кроме того, кажется вероятным, что дети в возрасте до 2 лет, ездившие в детских креслах-бустерах, были неправомерно включены в число гонщиков FF в исследовании 2007 года. Несмотря на то, что дети в исследуемом возрастном диапазоне не должны ездить в бустерах, данные о результатах этих аварий не подтверждают исследовательский вопрос о том, что безопаснее для детей в возрасте до 2 лет — езда на RF или FF (в привязи).
Ссылка:
Макмерри, TL; Арбогаст, КБ; Шервуд, CP; и другие. «Детские удерживающие устройства, обращенные назад и лицом вперед: обновленная оценка». Предотвращение травм . Опубликовано в сети впервые. 25 ноября 2017 г. doi:10.1136/injuryprev-2017-042512
Что новое исследование означает для CPST?
Хотя исследования самых безопасных способов езды для детей, безусловно, будут продолжаться, новое исследование McMurry и др. дает некоторую важную информацию для этой области.
Должны ли CPST по-прежнему говорить, что дети должны ездить против направления движения как можно дольше? Безусловно! Как отмечают авторы исследования, эти полевые данные свидетельствуют о том, что безопаснее ездить лицом против направления движения, и подтверждают общую совокупность доказательств, показывающих, что дети безопаснее ездят лицом назад, если им подходит CR таким образом.
Должны ли CPST по-прежнему указывать, что дети должны ездить лицом против направления движения до 2-летнего возраста? Да. В то время как возраст 2 был указан из-за диапазона данных, включенных в ныне недействительное исследование Henary, et al, использование возраста 2 в качестве общей оценки того, когда дети перерастут мощность радиочастот большинства доступных трансформируемых CR, является совершенно достоверным (поскольку так же, как и любая другая оценка возраста, используемая в полевых условиях, например, готовность пристегиваться ремнями безопасности). Кроме того, законы многих штатов теперь требуют езды лицом назад до 2-летнего возраста, и политика AAP по-прежнему ссылается на этот рубеж.
Однако учтите также, что простое указание на то, что дети должны ездить против направления движения как можно дольше (без указания возраста), в подавляющем большинстве случаев будет способствовать поощрению езды таким образом до 2-летнего возраста или намного старше.
Должны ли CPST по-прежнему утверждать, что детям в пять раз безопаснее ездить лицом против направления движения? Нет. Новое исследование показало, что база данных недостаточно велика, чтобы установить четкий процент относительной защиты, обращенной назад, и поэтому мы не можем использовать эту статистику и другие данные из исследования Henary, et al. Следовательно, конкретные статистические данные такого рода больше не должны цитироваться и должны быть исключены из материалов по безопасности при обновлении.
Информация, помогающая прояснить результаты исследований травм при авариях
Что такое NASS-CDS?
Национальная автомобильная система выборки NHTSA является единственным текущим источником реальных данных о травмах при авариях в США. С 1979 года ее система данных о аварийности собирает случаи из выборки полицейских отчетов о авариях с основной целью помочь исследователям определить потенциальную безопасность. улучшения транспортных средств. Следователи собирают информацию с места крушения, в том числе самую базовую информацию об использовании CR (например, RF, FF, бустер). Они также используют интервью после аварии и медицинские записи для записи информации о тяжести травм.
Данные CDS взяты из небольшого подмножества всех аварий. Кроме того, с 2009 года база данных не принимает данные об авариях, если задействованному транспортному средству более десяти лет (поэтому исследования, включающие годы до и после 2009 года, такие как новое исследование Макмерри и др., содержат данные за периоды времени, которые фильтруется по-разному).
NHTSA имеет другую, более крупную базу данных в составе NASS: General Estimates System или GES. Но этой базе данных не хватает подробностей, необходимых для исследования причин детского травматизма.
Что такое МКС?
Оценка тяжести травмы основана на Сокращенной шкале травм (AIS), которая присваивает оценку травме любой из девяти областей тела по шестибалльной шкале (от 1 — легкая до 6 — неизлечимая). Поскольку у человека могут быть травмы нескольких областей тела, затем рассчитывается ISS для определения общей тяжести.
Для этого числа AIS для трех наиболее сильно поврежденных участков тела ISS возводятся в квадрат, а затем складываются. Результирующая оценка по шкале ISS колеблется от 1 до 75 (наивысшая указывающая оценка по шкале AIS, равная 5, для всех трех наиболее серьезно поврежденных областей тела, поскольку оценка 6 для любой области означает невозможность выживания). Поскольку в обсуждавшихся выше исследованиях 2007 и 2017 годов данные были отфильтрованы, чтобы включить только аварии, в которых ребенок получил ISS 9 баллов.+, это означает, что среди всех включенных детей наименее травмированные имели баллы AIS 2 в двух областях тела (ISS = 9).
Переоценка ориентации и безопасности автомобильного сиденья
«Выражение беспокойства» отдела предотвращения травм
Подтверждение политики NHTSA от сентября 2017 г.