Полигамность мужчин – что это – факт или оправдание измен
Моногамия — это, конечно, очень романтично. Есть только Он и Она, безумие страсти, кольца и «пока смерть не разлучит нас». Все это невероятно красиво, но нереалистично. В жизни мужчины могут одинаково страстно любить двух и даже больше женщин, создавать параллельные семьи, поддерживать их морально и финансово. Нередки и случаи супружеских измен, которые оправдывают природными инстинктами. Полигамность мужчин — что это: отговорка для бабников или суровая действительность? Давайте разберемся.
- Слово ученым: полигамность мужчин — что это такое
- Хорошая новость: не все мужчины одинаково полигамны
- Главное об особенностях мужской полигамии и моногамии
Слово ученым: полигамность мужчин — что это такое
Генетики и эволюционисты однозначно на стороне бабников. Группа ученых из Аризоны проанализировала клеточные структуры представителей разных рас и национальностей и сделала вывод, что с незапамятных времен мужчины занимались сексом с несколькими партнершами. Получается, им никогда не была свойственна верность, поэтому требовать, чтобы все мужчины внезапно стали однолюбами, нерационально.
Читайте нас в Telegram
Эволюционисты пошли еще дальше. Они проанализировали специфику половых контактов представителей разных видов животного мира и сделали вывод, что моногамия вообще не свойственна биологическим существам. С точки зрения эволюции, это провальная стратегия, потому что ставит под угрозу выживание вида.
Млекопитающих, создающих устойчивые пары раз и на всю жизнь или хотя бы на много лет, можно пересчитать по пальцам одной руки. Их меньше одной десятой процента. Это волк, антилопа дук-дук и еще несколько видов. Остальные полигамны, включая лебедей, верность которых превозносится в песнях и стихах.
Читайте также: Факты о мужчинах: узнайте своего партнера лучше
Физиологи считают, что не все так однозначно. Они нашли гормон, который провоцирует людей на измены, — аргинин-вазопрессин. Он вырабатывается, когда пара находится на грани разрыва, и заставляет мужчин пристально всматриваться в прелести окружающих женщин. Казалось бы, можно выдохнуть, ведь гармоничным отношениям ничто не угрожает. Но нет. Само по себе наличие этих «окружающих женщин» с их прелестями мозг воспринимает как угрозу распада пары и дает команду на выработку гормона.
Итак, полигамность мужчин — что это с точки зрения науки? Только биологическая необходимость, ничего личного. Это эволюционный механизм, который природа совершенствовала тысячелетиями, чтобы наш вид успешно размножился, адаптировался и завоевал планету. Но человек вполне способен подавлять инстинкты ради культурных и социальных норм, так что не стоит списывать все на природу.
Читайте также: Мужская измена в браке: как действовать обманутой жене
Хорошая новость: не все мужчины одинаково полигамны
Есть приличный процент мужчин, которые способны хранить верность своим избранницам в течение многих лет и даже всю жизнь. Так что шанс воплотить сказочную мечту у девушек все-таки есть. Помимо природной полигамии, существует еще один биологический механизм — сексуальный импринтинг. Он обеспечивает верность немногих моногамных животных в природе и в какой-то мере свойственен человеку.
Важен еще и социальный фактор. Современная культура превозносит моногамию как правильную модель сексуальных отношений, а религия настаивает на отсутствии добрачных связей и супружеской верности. Все это тоже имеет значение. Множество романтично настроенных мужчин воспринимают секс как составляющую часть любви и не ищут связей на стороне. Также есть мужчины, которые четко разделяют любовь и секс, поэтому не видят греха в изменах, даже если искренне любят жен.
Получается, женщине достаточно выбрать моногамного мужчину, чтобы он был верен ей всю жизнь? Как бы не так! Моногамная сексуальность вовсе не гарантирует моногамных отношений. Вот такой парадокс. Мужчина-однолюб очень избирателен в связях. При этом он способен страстно влюбиться, если встретит подходящую женщину. Любовь для него превыше всего, поэтому вероятность развода и нового брака очень велика.
Полигамные мужчины воспринимают секс как простую физиологическую потребность, могут удовлетворять ее с кем угодно, поэтому выбирают жену или постоянную партнершу с трезвой головой. Вступив в брак, такие мужчины по-прежнему остаются неизбирательными в сексе, но крайне редко бросают жен из-за романов на стороне. Их семьи построены не на страсти, а на здравом смысле, поэтому прочны.
Справедливости ради стоит отметить, что у женщин механизмы полигамии и моногамии работают примерно так же, как у мужчин. Женские измены тоже не редкость, хотя в целом представительницы прекрасного пола более склонны к верности, и это тоже «заслуга» инстинктов.
Читайте также: Почему бывшие возвращаются и как на это реагировать
Главное об особенностях мужской полигамии и моногамии
Супружеская измена — тяжелый удар для многих женщин. Если вам трудно закрывать глаза на подобное, обратите внимание на поведение избранника до брака и помните, что после свадьбы вряд ли что-то изменится. Если мужчина склонен бегать за каждой юбкой, а вы болезненно это переносите, выберите того, кому ближе моногамия. Хотя никаких гарантий быть не может. Помните, что:
-
Полигамность у мужчин в крови. Это зов природы — бессмысленный и беспощадный, по мнению большинства женщин.
-
Не все определяется инстинктами. Есть масса факторов, которые влияют на верность мужчин.
-
Моногамная сексуальность не гарантирует прочности брака. Если однолюб найдет женщину, которая возбудит его страсть, он с большой долей вероятности уйдет к ней. Потому что любовь…
-
Полигамные мужчины могут жить в браке с одной женщиной. Они редко бросают жен ради любовниц, поскольку разделяют любовь и секс, строят браки не на эмоциях, а на прочном фундаменте здравого смысла.
Читайте нас в Instagram
Во многом именно от вас зависит, станет ли изменять мужчина и решится ли на развод ради любовницы. Стройте гармоничные отношения, чтобы ни вам, ни партнеру не хотелось искать счастья на стороне.
Читайте также: Ложные признаки мужской измены: 5 мифов, в которые верят женщины
Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.
Читать онлайн «Поли ли моногамны мужчины?», Кирилл Александрович Никулин – Литрес
Предисловие
В этой мини-книге хотел бы раскрыть сущность мужчин по отношению к женщинам. Мое мнение будет формироваться исключительно на личном опыте и поступках близких людей, которым полностью доверяю. В книге не будет догадок, чужих мыслей, которые зачастую сформированы толпой, а только информация, полученная жизненным опытом. В ней обозначу ситуации, собранные не по рассказам и сплетням, а мною лично, из поступков друзей, знакомых и, естественно, Кирилла Никулина, то есть моих.
Это первая полноценная книга, которую я самостоятельно написал, без соавторов. Прошу не судить строго, ведь мне захотелось раскрыть столь интригующую тему для всех, кто задавался данным вопросом, как для женщин, так и для мужчин. Эта книга вмещает в себя 50% правды и 50% моей души, которые формируют между собой 100% реалистичной картины, написанной живыми, жизненными красками.
Расскажу по секрету, как можно на первом свидании отличить полигамного мужчину от моногамного всего за три простейших вопроса, которые никого не смутят и не вобьют в ступор.
Немного информации о полигамных и моногамных мужчинах, чтобы ввести вас в курс дела, с чем и как их «едят»:
1. Полигамные мужчины характеризуются большим количеством партнеров, частой их сменой, изменами. Можно сказать, что это те люди, которые сегодня проявляют симпатию, чувства к одному человеку, а завтра уже рассказывают об этом другому. Зачастую многие из них даже ничего не ощущают к женщинам, а псевдо-чувства – это просто слова, которые «выражают» для заполучения желаемого.
2. Моногамным же мужчинам свойственна полная противоположность. Им нужна лишь одна та, которую готовы любить всю свою жизнь. У моногамов никогда не возникнет мысли об измене. У таких мужчин с трудом можно насчитать два-три партнера за все время. По-настоящему они будут любить только двух женщин – жену и маму (конечно же, еще бабушек, куда ведь без них).
P.S. Моногамы и вовсе не будут оборачиваться, чтобы посмотреть вслед, мимо проходящей девушке, на ее достоинства и «глубокий внешний мир».
В данной мини-книге буквально в несколько страниц вмещу и донесу ответ на вопрос моногамности и полигамности мужчин и женщин. Выясним вместе с вами: «Исправимы ли полигамы?», и если да, то как этого добиться.
Условные обозначения:
1. Д., А., Н. – имена людей.
2. (м) – мужчина.
3. (ж) – женщина.
Ну, что? Поехали!
Глава 1. Важное вступление
Да. Именно. Вы совершенно правы.
По названию просто обязаны были догадаться. Этот рассказ пойдет о самых «бесчувственных и злых существах» во всей вселенной. Мужчины…они созданы Богом до тех пор, пока не посмеют перейти дорогу женщине, после чего они становятся созданием дьявола и посланниками сатаны.
Каждая третья женщина уверенно скажет, что хоть единожды в жизни ей изменял или хотел это сделать мужчина, которого любила. Каждая вторая женщина может смело заявить, что хоть единожды в жизни разочаровывалась в мужчине, которого любила и рвала с ним отношения в пух и прах. Каждая женщина громко скажет, что хоть единожды в жизни мужчина делал больно своими словами или поступками, которого она любила… Такова мужская природа.
На самом деле, в этой книге хотелось бы изложить подробное повествование о мужском поле, их привычках, поступках и преподнести ответ на самый главный вопрос: «Поли ли моногамны мужчины?».
При формировании каких-либо мнений или примеров упор идет на жизненный опыт и на самую главную ценность – на правду-матушку.
Для полного понимания и осознания сведений о полигамных и моногамных мужчинах нужно более подробно поведать вам об этом. Не буду вдаваться в исторические подробности, чтобы вы не начали прямо сейчас зевать (уверен, что после слова «зевать», все это и сделали; «минутка психологии»), а расскажу про сущность таких мужчин, чем они живут, о чем думают, и какое их ожидает будущее.
Полигамные мужчины считают, что могут «попробовать всех и сразу», не притягиваются к одной. Зачастую у них большое количество половых или просто же партнеров.
Если строят отношения, то они живут максимум полгода-год и чаще всего прекращаются из-за измен или утверждений, что девушка стала им неинтересна, и пропали к ней чувства (собственно говоря, чувства, которых и не было). В самом начале отношений дарят много приятных слов, практически все время проводят со спутницей, как вдруг, постепенно начинают от нее отдаляться. Но наиболее распространенный подход «к делу» у полигамов немного иной. Назовем это просто – «на один раз».
Сильнейшую боль они доставляют чувственным, «зеленым» девушкам, искренне верящим в настоящую любовь, о которой так красиво рассказывают полигамы. Через месяц парень даже не вспомнит об этом «союзе», а вот для нее – это будет большим ударом, который может запомниться на всю жизнь, в зависимости от возраста, характера и ее психологической устойчивости.
Пример 1.
Этот пример наиболее ярко демонстрирует полигамность мужчин. В нем я расскажу про двух своих друзей, а именно про Г.(м) и К.(м). Познакомился с ними лет семь назад, и все это время мы плотно общались. Я даже примерно не смогу сказать, сколько за эти годы у них было девушек и псевдо-отношений, но точно скажу, что ни с одной из них они не провстречались больше двух месяцев.
Более подробный рассказ начну с Г. После первого месяца нашего знакомства у него было где-то пять девушек, с которыми он даже и не думал заводить отношения.
Источник иллюстрации: из личного архива автора
Он много посвящал им комплиментов, особенно в стадии знакомства, говорил каждой о ее неповторимости и намекал на отношения. После достижения собственной цели, постепенно отдалялся от нее, меньше общался и в результате переключался на другую. Так из года в год, практически не меняя собственного сценария.
Где-то на четвертый год нашего знакомства он начал строить отношения. Первые, из которых у него были (без учета недельных) продержались около месяца. С той девушкой было множество ссор, криков. За тридцать дней они расставались и сходились два раза, третье стало окончательным. В последующем году его отношения держались максимум два месяца и заканчивались, так как заинтересованность в одной девушке пропадала и проявлялась уже в другой.
Это самый яркий признак полигамности, который только может быть. Г. находит девушку, которая ему нравится, начинает строить с ней отношения, даже и не думая о других, как вдруг, спустя некоторое время, замечает неплохую девочку, да еще и не одну, постепенно отдаляется от предыдущей, а дальше по старой схеме…
На шестой год наших дружеских с ним отношений он познакомился с одной девушкой. Она долго ему не открывалась, сама по себе очень серьезная, с жестким характером. Г. не то, что не мог ее зацепить, а даже не сразу уговорил сходить на банальное свидание. Но прошло уже больше двух лет, как они вместе. Живут в одной квартире и продолжают строить замечательные отношения.
На основании истории с Г. скажу одно: с уверенностью подчеркну, что он – полигам, но нашлась та самая, которая взяла его в ежовые рукавицы, та самая, о которой он постоянно думает, та самая, одна единственная (по крайней мере, пока что).
В ситуации со вторым другом, а именно К., приблизительно такая же история. Только за годы нашего знакомства у него было меньше отношений. Построил он их только дважды, и то, которые продержались до месяца. Все остальные контакты были единичными, также точно, как в предыдущем случае, с множеством обещаний и комплиментов. Разница между Г. и К. одна. Второй так, пока что, и не нашел девушку, ради которой готов отказаться от других и не факт, что найдет и завершит с полигамностью.
Далее поговорим о моногамности.
Моногамные мужчины – это полная противоположность полигамным. Такие люди чувствуют ответственность за своими плечами, в любом состоянии они контролируют дистанцию с девушками и придерживаются определенных граней.
Отдают все усилия одной и только одной. Быстро притягиваются к девушке, если чувствуют, что она подходит. А если по каким-либо обстоятельствам они расстаются, то моногамы сильно переживают это расставание, часто вспоминают о ней, их любовь остывает достаточно долго. Сразу же такие парни не могут переключиться на кого-то другого, для этого им нужно время, а сколько, уже зависит от каждого по-разному.
В следующем примере я не буду рассказывать о себе, какой я верный и моногамный.
Плюсы и минусы полигамии
[Статья обновлена 25 апреля 2020 г.]
В естественном состоянии люди, как и большинство животных, обычно были полигамны. У многих животных самец покидает самку вскоре после спаривания и задолго до рождения потомства.
Согласно генетическим исследованиям, лишь относительно недавно, около 10 000 лет назад, моногамия стала преобладать над полигамией в популяциях человека. Моногамные союзы могли развиваться в тандеме с оседлым сельским хозяйством, помогая сохранить землю и имущество в пределах одной узкой родственной группы.
Полигамия может позволить самцу производить больше потомства, но при определенных обстоятельствах моногамия может представлять собой более успешную общую репродуктивную стратегию. Придерживаясь одной и той же самки, самец может гарантировать, что потомство самки также будет его, и предотвратить убийство этого потомства соперниками-самцами, намеревающимися вернуть самку к фертильности (грудное вскармливание является естественным противозачаточным средством).
Исторически так сложилось, что в большинстве культур, допускавших полигамию, допускалась полигамия (мужчина, берущий двух или более жен), а не полиандрия (женщина, берущая двух или более мужей).
Во время Галльской войны года Юлий Цезарь утверждал, что у древних бриттов «десять и даже двенадцать мужчин имеют общих жен», особенно братьев или отцов и сыновей, что, на мой взгляд, больше похоже на групповой брак, чем на собственно полиандрию.
Давайте сначала поговорим о более редкой полиандрии. Полиандрия обычно связана с нехваткой земли и ресурсов, как, например, в некоторых частях Гималаев, и служит для ограничения роста населения. Если речь идет о нескольких братьях, состоящих в браке с одной женой (братская полиандрия), это также защищает землю семьи от раздела.
В Европе это обычно достигалось посредством феодального правила первородства («первенец»), до сих пор практикуемого среди британской аристократии, согласно которому старший законный сын наследует все имущество (или почти все) обоих своих родителей. У первородства есть предшественники в Библии, в частности, Исав продал свое «первородство» своему младшему брату Иакову.
Сегодня большинство стран, допускающих многоженство — неизменно в форме многоженства, — это страны с мусульманским большинством или значительным мусульманским меньшинством. В некоторых странах, например в Индии, полигамия разрешена только для мусульман. В других, таких как Россия и Южная Африка, это незаконно, но не криминализировано.
В соответствии с исламской брачной практикой мужчина может иметь до четырех жен при условии, что он относится ко всем одинаково. Хотя верно то, что ислам разрешает многоженство, он не требует и не навязывает его: брак может заключаться только по обоюдному согласию, и невеста может потребовать, чтобы ее будущий муж не брал вторую жену. Моногамия, безусловно, является нормой в мусульманских обществах, поскольку большинство мужчин не могут позволить себе содержать более одной семьи, а многие из тех, кто может, предпочли бы этого не делать. Тем не менее, многоженство остается очень распространенным явлением в большей части Западной Африки.
Полигамия является незаконной и уголовно наказуемой в Европе и Америке, а также в Китае, Австралии и других странах. Тем не менее, на Западе существует много случаев полигамии, особенно в общинах иммигрантов и некоторых религиозных группах, таких как Фундаменталистская Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь ФСПД) и другие мормонские фундаменталисты.
Итак, каковы плюсы и минусы полигамии (или многоженства)? Мужчина, который берет более одной жены, больше удовлетворяет свои сексуальные потребности, сигнализирует о высоком социальном статусе и в целом чувствует себя лучше. Его многочисленные дети снабжают его готовым источником рабочей силы и средствами, посредством браков по расчету, для создания многочисленных, надежных и прочных социальных, экономических и политических союзов. Многоженство может быть дорогостоящим, но в долгосрочной перспективе оно может сделать богатого человека еще богаче.
Даже в моногамных обществах влиятельные мужчины часто устанавливают длительные сексуальные отношения с женщинами, не являющимися их женами (конкубинат), хотя в этом случае младшие партнеры и их дети, рожденные от них, не пользуются такой же правовой защитой, как «законные». ‘жена и дети.
Людовик XIV Французский, Король-Солнце, имел множество любовниц, как официальных, так и неофициальных. Его главная любовница когда-то носила титул maîtresse-en-titre , а самая знаменитая из них, Франсуаза-Атене, маркиза де Монтеспан, родила ему не менее семи детей.
В некоторых случаях мужчина может развестись, чтобы жениться на женщине, которая намного моложе его (последовательная моногамия), таким образом монополизировав репродуктивную продолжительность жизни более чем одной женщины, не подвергаясь общественному осуждению полигамии.
Как я утверждаю в своей книге К лучшему к худшему , если развод стал таким распространенным явлением, то отчасти потому, что люди живут намного дольше, тогда как в прошлом смерть заменяла бы развод. «Пока смерть не разлучит нас» сегодня значит гораздо больше, чем когда-либо.
Многоженство может даже принести пользу вовлеченным женщинам, которые могут прийти, чтобы насладиться обществом друг друга и разделить бремя ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Младшие жены могут повышать статус и положение первой жены, в то же время уменьшая ее обязанности. Во время войны, с высоким уровнем невыхода на работу мужчин и высокой смертностью, полигиния способствует росту и пополнению населения, гарантируя, что каждая женщина может найти себе пару.
Но, конечно, многоженство имеет и недостатки, особенно если смотреть через призму современного, западного взгляда.
Прежде всего, многоженство санкционирует и увековечивает гендерное неравенство, когда со-жены официально и явно подчиняются мужу.
Женщины в полигамных союзах, как правило, выходят замуж в более молодом возрасте, что по самой своей природе способствует ревности, соперничеству и конфликтам, а также случаям, когда сожены отравляют потомство друг друга, стремясь улучшить свое собственное.
Хотя в принципе муж должен одинаково относиться к своим женам, на практике он почти неизбежно будет отдавать предпочтение одной из них — скорее всего, самой младшей, самой последней.
Напряженность может быть уменьшена путем установления четкой иерархии между женами, или если сожены являются сестрами (сороральная полигиния), или если каждая из них ведет отдельное домашнее хозяйство (хижина полигиния).
В то время как многоженство может принести пользу вовлеченным мужчинам, оно лишает жен других мужчин, особенно молодых мужчин с низким статусом, которые, как и все мужчины, склонны измерять свой успех своей мужественностью, то есть парными параметрами социального статуса и плодовитость.
Эти разочарованные мужчины, которым нечего терять или ждать, с гораздо большей вероятностью прибегнут к преступлению и насилию, включая сексуальное насилие и разжигание войны. Возможно, показательно то, что полигамия практикуется почти во всех 20 самых нестабильных странах по индексу нестабильных государств.
Все это только усугубляется выкупом за невесту, платой жениха семье невесты. Выкуп за невесту является частой чертой полигамных союзов и призван компенсировать семье невесты потерю пары рук.
Развод обычно требует возврата выкупа за невесту, что не оставляет многим женщинам иного выбора, кроме как оставаться в жалком или оскорбительном браке.
Если полигамные союзы распространены, возникающая в результате нехватка невест увеличивает выкуп за невесту, повышая возраст, в котором молодые люди могут позволить себе жениться, и побуждая семьи отдавать своих дочерей при первой же возможности, даже ценой прерывания их образования.
Выкуп за невесту часто оплачивается коровами, из-за чего некоторые молодые люди прибегают к набегам на скот и совершают другие преступления. Лидеры банд и военачальники привлекают новобранцев обещанием невесты или предложением выкупа за невесту.
Многоженство также ставит потомство в невыгодное положение. С одной стороны, дети в полигамных семьях разделяют гены альфа-самца и получают выгоду от его защиты, ресурсов, влияния, взглядов и опыта.
Но, с другой стороны, их матери моложе и менее образованны, и они получают разделенную долю внимания отца, которое может быть направлено на его последнюю жену или на накопление средств для его следующей.
Они также подвергаются большему риску насилия со стороны своей родственной группы, особенно расширенной семьи. В целом младенческая смертность в полигамных семьях значительно выше, чем в моногамных семьях.
Так что делайте выводы сами.
См. мой пост «Полиамория: новый способ любви».
Насколько многоженство принудительно? — Areo
В каждом обществе существуют определенные социально предписанные правила, регулирующие спаривание и брак, однако эти правила могут существенно различаться. Понимание того, чем отличаются культурные традиции, может помочь нам понять поведенческие различия между обществами. Многоженство — один мужчина женился на нескольких женщинах — является практикой с большими различиями в разных культурах: в некоторых обществах почти все браки являются полигамными, а в других эта практика полностью запрещена. Один вопрос, который мучил антропологов на протяжении десятилетий, заключается в следующем: в какой степени практика многоженства может быть объяснена женским выбором и в какой степени мужским принуждением и социальными традициями, в которых доминируют мужчины?
В недавней статье для этого журнала Джерри Барнетт утверждает, что
Хотя традиционная полигамия часто представляется как проявление мужской силы, это неверно. Полигамия является результатом выбора женщины. В доцивилизованных обществах, не сдерживаемых социальным давлением, требующим оставить привязанных мужчин в покое, женщины выбирали лучшего из доступных партнеров, независимо от того, были ли у него уже другие партнеры.
Это привело к дисбалансу, упомянутому ранее, и к созданию жесткой классовой системы, разделившей мужчин на меньшинство заводчиков и большинство неудачников. Эта система широко служит потребностям женщин и побеждающего мужского меньшинства. Он также служит более широкому сообществу, отбирая лучшие мужские гены в каждом поколении и тем самым ускоряя эволюцию человека.Как мы видим, Барнетт считает многоженство исключительно результатом женского выбора. Так ли это?
Приписывание окончательных, единичных причин сложному человеческому поведению всегда сопряжено с трудностями. Тем не менее, изучая типы социальных традиций, которые, как правило, имеют общества с высоким уровнем полигамии, мы можем рассмотреть, поддерживает ли масса доказательств это объяснение женского выбора.
В своей статье 2003 года «Система спаривания собирателей в стандартной кросс-культурной выборке» антрополог Фрэнк Марлоу обнаружил, что в обществах охотников-собирателей, где устроены женские браки, больше женщин, состоящих в полигинном браке.
Среди всех 186 обществ в SCCS [стандартная кросс-культурная выборка] полигиния больше там, где устраиваются женские браки, но не там, где устраиваются мужские браки, что позволяет предположить, что организация брака является формой мужского принуждения и способом, которым родители могут извлечь выгоду из снабжение невестами самых влиятельных мужчин.
Точно так же антрополог Джон Хартунг обнаружил, что в сотнях обществ, закодированных в Этнографическом атласе , большая полигамия связана с практикой выкуп за невесту (в котором потенциальный жених или его семья предоставляет товары или богатство семье потенциальной жены) и большее предпочтение мужчин в отношении наследования имущества и имущества. Эти обычаи также, как правило, означают более ранний возраст вступления в первый брак для девочек, которых часто обручают, когда они еще дети, обычно с мужчинами намного старше.
Это является следствием выкупа за невесту, который приводит к тому, что молодых дочерей выдают замуж в обмен на богатство или товары, такие как скот, поэтому в конечном итоге жены могут быть куплены для сыновей. Антрополог Люси Мэйр пишет, что среди скотоводческих обществ с высоким уровнем полигамииТам, где производятся выплаты скотом, замужество девушек имеет тенденцию быть ранним по той же причине, что и замужество мужчин поздно, — что замужество девушки увеличивает стадо ее отца, а замужество молодого человека уменьшает его. Что касается Лухья, Вагнер отмечает, что нетерпение сыновей жениться и нежелание дочерей терять свою свободу являются причинами семейных разногласий.
В целом, кросс-культурная модель, описанная выше, кажется, поддерживает идею о том, что полигамный брак часто является результатом того, что богатые и/или влиятельные семьи обменивают или покупают жен для своих сыновей или других родственников мужского пола, а не из-за выбора женщины.
В качестве более конкретного примера мы можем рассмотреть брачные обычаи охотников-собирателей тиви в Северной Австралии. У тиви, как и у многих других аборигенных австралийских обществ, существовала система, которую иногда называют геронтократической полигамией , при которой большинство женщин состояли в полигамных браках со стариками, в то время как большинство молодых мужчин оставались холостыми. Тиви также практиковали посвящение младенцев
и повторный брак вдовы: молодым девушкам обещали выйти замуж их отцы еще до их рождения, в то время как вдовы должны были выйти замуж повторно вскоре после смерти своих мужей. Антропологи Чарльз Харт и Арнольд Пилинг пишут, что:двойственный механизм отдачи младенцев и брака вдовы привел к весьма необычному типу домохозяйства, в котором старые успешные мужчины имели по двадцать жен, в то время как мужчины моложе тридцати вообще не имели жен, а мужчины моложе сорока лет женились в основном на престарелых старухах.
Социальная система тиви также иллюстрирует важную роль, которую экология и образ жизни играют в поощрении или сдерживании полигамных браков. Харт и Пилинг добавляют, что
Наиболее конкретным символом успеха Тиви было наличие излишков еды, поскольку это не только позволяло ее обладателю делать подарки другим и устраивать большие вечеринки, за которые он получал чек, но и давало ему много свободного времени, которое он мог посвятить общественная и политическая жизнь. Поскольку мужчине требовалось большое количество женщин в составе его рабочей силы, если он собирался создать излишки продовольствия, в конечном счете контроль над женщинами был наиболее ощутимым показателем власти и влияния. Женщины были главной валютой борьбы за влияние, главными «козырями» в игре в бесконечный бридж.
Полигамные браки в разных культурах более распространены там, где мужчины вносят меньший вклад в средства к существованию. Когда большую часть еды добывают самки, самцы, как правило, проводят меньше времени со своими детьми и больше времени посвящают преследованию партнеров или участию в войне. Там, где мужчины в среднем вносят больший вклад в пропитание, им труднее производить количество еды, необходимое для содержания нескольких жен, и это препятствует более высокому уровню полигамии.
Относительная редкость полигинии среди медных инуитов, которые почти полностью полагались на охоту мужчин для пропитания, является хорошим примером этой модели. Антрополог Даймонд Дженнесс пишет, чтоОчень немногие мужчины имеют более одной жены. Полигамия увеличивает их обязанности и труд, требуемый от них; кроме того, она подвергает их большой ревности и неприязни, особенно со стороны мужчин, которые не могут найти себе жен. Эскимосский многоженец, следовательно, должен быть человеком большой энергии и ловкости в охоте, смелым и беспринципным, всегда готовым заявить о себе и отстоять свое положение призывом к силе.
Дженнесс подчеркивает, что для того, чтобы брать и содержать несколько жен, Медный мужчина должен быть опытным и трудолюбивым охотником, способным справляться с ревностью других жен, а также мужчин-соперников, и защищать своих жен силой, когда необходимый. Дженнесс приводит пример мужчины по имени Норак, который силой взял вторую жену другого мужчины:
Норак, будучи не в состоянии найти жену в другом месте, однажды схватил вторую жену Аненгнака и начал ее тащить. Аненгнак схватил ее с другой стороны, и последовало перетягивание каната, но в конце концов Норак, хотя и был меньшим из двоих, сумел утащить ее в свою хижину и сделал своей женой.
Одна относительно распространенная модель заключается в том, что вторичных жен ценят за их труд. Дженнесс отмечает, что один мужчина сказал ему, что он взял свою вторую жену, чтобы помочь с разделкой и упаковкой мяса, которое он принес в лагерь. Рассмотрим еще один пример многоженства среди садоводов-арапешей Новой Гвинеи. Антрополог Дональд Тузин рассказывает историю женщины, которая дважды состояла в полигамных браках:
Аквалива вспомнила, что ее первый брак был с Кунаем, который теперь из милосердия, но осторожно (чтобы не вызывать сплетен), помогал ей содержать ее вдовство. Поскольку Фалипа’в (старшая жена Кунаи) и одна или две других жен не любили ее, первоначальный союз вскоре распался, и Аквалива взял Асао в качестве своей второй жены. Вскоре после этого умерла первая жена. Они жили моногамно в течение трех или четырех лет, прежде чем Асао небрежно спросил, что она думает о том, чтобы он взял еще одну жену. Аквалива, разгневанная и ревнивая из-за этого вопроса и все еще уязвленная неприятностями, которые у нее были, когда она была пастухом, отказывалась слышать об этом. Асао быстро бросила эту тему. Однако впоследствии, тронутый тем, что Асао так явно уважает ее чувства, Аквалива внутренне смягчился. Соответственно, когда Асао в следующий раз задала этот вопрос, мягко сказав, что у нее будет кто-то, кто поможет ей в садах и канавах, кто-то составит ей компанию во время его частых длительных отлучек, Аквалива дала свое согласие. Вскоре к дому присоединилась вторая жена. После некоторых первоначальных затруднений, которые Асао умело разрешила, две женщины очень хорошо поладили друг с другом, и со временем к дому плавно добавилась третья. «Мы все очень счастливо жили вместе», — сказала Аквалива.
Это иллюстрирует некоторые сложности полигамного брака: женский труд как мотивирующий фактор, ревность и конфликты между женами и даже первоначальное предпочтение моногамного брака, хотя это действительно кажется примером успешного и в значительной степени добровольного полигамного брака. свадьба. Однако важно иметь в виду, что арапеши также практиковали выкуп за невесту, устраивали браки по родственникам и имели «мужской культ», который доминировал в обществе и осуществлял сильный контроль над женщинами, поэтому мы не должны предполагать, что эти результаты были полностью предопределены. из-за выбора.
Конфликт между женами относительно распространен в полигамных обществах. Как следствие, сожены не всегда проживают в одном домашнем хозяйстве, и вместо этого каждой матери и ее детям может потребоваться собственный дом. В своей работе 1949 года Социальная структура, антрополог Джордж Мердок пишет:
Полигамная семья создает проблемы личного приспособления, которые не возникают при моногамии, в частности споры, возникающие из-за половой ревности и по поводу распределения экономических задач в женской сфере деятельности. В данных очевиден ряд культурных решений. Мы уже отмечали частоту, с которой совместные жены закрепляются за отдельными жилищами. Другое распространенное решение состоит в том, чтобы дать одной жене, обычно той, которая вышла замуж первой, более высокий социальный статус и делегировать ей общую надзорную власть над женскими задачами по дому.
Относительно распространенная, хотя и не универсальная, картина, обнаруживаемая в обществах с полигамией, заключается в том, что моногамные замужние женщины и первые жены, как правило, имеют лучшие результаты для себя и своих детей, чем вторые и третьи жены. Антрополог Кэролайн Уггла и ее коллеги обнаружили, что среди агроскотоводов арси оромо в Эфиопии «результаты показывают, что нет существенных различий в выживаемости детей между моногамными женщинами и первыми женами, но у жен второго порядка или выше шансы на выживание ниже на 23–24%. для сыновей и дочерей, чем моногамные женщины». Антрополог Беверли Страссманн обнаружила более высокий уровень детской смертности даже среди первых жен по сравнению с моногамными замужними женщинами среди догонов-скотоводов Мали.
В то же время совместные жены также иногда считаются источником поддержки. Среди скотоводов-химба из Нимибии большинство опрошенных женщин поддерживали многоженство. Антрополог Брук Шелза отмечает, что «женщины племени химба перечислили множество преимуществ наличия совместных жен, в том числе помощь в выполнении домашних дел, в том числе уход за домашним скотом (в основном доение коров, что значительно упрощается, если есть по крайней мере два человека), работа в сельском хозяйстве. сад, уход за детьми, ремонт комплекса, доставка дров и воды». Однако около половины опрошенных женщин химба заявили, что сексуальная ревность является проблемой, а 44% назвали проблемой конфликт из-за ресурсов. Кроме того, первые браки молодых девушек химба часто устраиваются через выкуп за невесту, а химба живут патрилокально (в родной деревне мужа), поэтому основная роль женского выбора в таких сценариях заключается не обязательно в выборе партнера, а в свобода развестись и вернуться в свои родные дома, если брак не сложится. Шелца пишет, что
В целом, социальные факторы, такие как возможность развестись и вернуться в свой родной дом между браками, означают, что женщины химба имеют большую степень выбора в отношении полигамии: те, кто находится в хороших отношениях, часто предпочитают остаться, а те, кто несчастлив в состоянии уйти. Это, вероятно, объясняет в целом положительное восприятие практики среди женщин химба.
Большая часть данных химба указывает на то, что наличие помощи в решении домашних задач является важным фактором восприятия полигамии. Женщины, у которых есть старшие дочери или другие взрослые родственники женского пола в их семье, как правило, более негативно относятся к многоженству, в то время как те, у кого нет такой степени социальной поддержки и помощи в выполнении задач, как правило, более позитивно относятся к этой практике.
В своей книге 2017 года « Психология брака » психолог Гленн Вайсфельд и его коллеги отмечают, что «парные связи — это эволюционировавшая тенденция [у людей] с генетической, гормональной и социальной поддержкой, а также защита парной связи через ревность и приятель охраняет». Кроме того, у людей были отобраны «черты, повышающие ценность партнера, успех в сохранении брака и успех в воспитании детей». Как я уже говорил в статье о моногамии для Quillette , мое впечатление от этнографических данных состоит в том, что большинство людей (мужчин или женщин) в большинстве, если не во всех обществах обычно предпочитают не делить своего партнера. Когда уровень полигамии ниже в обществах, в которых люди имеют большую свободу выбора своих партнеров, выбор женщин, вероятно, играет определенную роль в полигамных союзах, которые мы наблюдаем. Кроме того, женский выбор осуществляется посредством развода или попытки помешать мужу добавить еще одну жену. Однако там, где вы видите крайнюю степень полигинии, например, среди тиви, это обычно кажется результатом социальных институтов, которые поощряют браки по договоренности, в которых более богатые, пожилые мужчины с более высоким статусом получают несколько молодых жен в обмен на товары или услуги. богатство.
Это практика широко распространенной полигамии, а не моногамии, которая, как правило, требует более принудительных социальных норм и институтов для ее поддержания. Для большинства людей в большинстве обществ моногамия обычно является наиболее распространенной и даже предпочтительной формой брака. Определенные экологические обстоятельства могут способствовать или препятствовать практике полигамии, но для ее поддержания на высоком уровне обычно требуются сильно ориентированные на мужчин культурные традиции.