Венчание до загса: Венчание. Часть 3. Брак и ЗАГС

Содержание

Венчание. Часть 3. Брак и ЗАГС

Продолжение. Смотрите Часть 1. Венчание.  Почему брак – таинство

Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться?

Обязательно ли регистрировать брак в ЗАГСе перед венчанием?

Согласно современным правилам Русской Православной Церкви – да. Пра­вославная Церковь признает гражданский брак исходным момен­том создания семьи. Как и первохристианская Церковь, Православная Церковь не отменяет и не нарушает государственных законов, и призывает своих верных чад регистрировать брак в ЗАГСе, тем самым проявляя свое гражданское послушание. Современная жизнь во многом напоминает ту древнюю эпоху.

Сейчас, как и тогда, требуется, чтобы брак был обязательно узаконен обществом, признан как законное состояние. Это может быть осуществлено в тех формах, в которых принято в данное время регистрировать брак. Поэтому не стоит удивляться, если придя в храм для того, чтобы записаться на венчание или договориться со священником о дате и времени венчания, вас вдруг попросят предъявить свидетельство о регистрации брака.

Но зарегистрировать брак в ЗАГСе можно и в сам день венчания. Об этом нужно сообщить при записи на венчание. Как правило, большинство пар именно так и поступают.

Иногда приходится слышать от людей приблизительно такие слова : «Мы хотим обвенчаться, но не хотим расписываться в ЗАГСе, для нас венчание важнее штампа в паспорте». Конечно же, венчание для православных христиан должно быть важнее , чем гражданская регистрация. Было бы странным, если бы получалось наоборот. Но при этом хочется задать встречный вопрос этим людям: «Если для вас штамп в паспорте ничего не значит, то зачем так противиться его появлению в паспорте?». Неужели от того, что появится штамп в паспорте, изменятся отношения между супругами или каким-то образом упразднится благодать, полученная в Таинстве венчания. Нет!

Мы живем в государстве со своими законами и гражданским устройством. А действительным государство признает только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Для чего быть бунтарем против установленных государством законов? И для чего противиться призыву Церкви? Честно сказать, мне еще ни разу не пришлось услышать ни одного вразумительного ответа на эти вопросы.

А иногда этот вопрос имеет и такой вид: «Мы очень любим друг друга, но у нас сейчас нет денег на свадьбу, можно  обвенчаться, а потом сыграть свадьбу?» Хочется задать встречный вопрос: «Зачем играть свадьбу мужу и жене?». Ведь, обвенчавшись, жених и невеста станут мужем и женой. А что за свадьба без жениха и невесты? Это, как минимум, нелогично. Да и потом, если нет денег на свадьбу, то, скорее всего, нет денег и на совместное проживание. А ведь брак несомненно предполагает совместное проживание супругов. Без этого брак немыслим.

Ну а если вопрос о совместном проживании будущих супругов решен, то свадьбу можно сыграть не столь пышно и помпезно, как хотелось бы, обвенчавшись и зарегистрировавшись в один день. Очень полезно было бы молодым людям, задающим подобные вопросы, спросить у своих родителей и бабушек с дедушками, как играли свадьбы в послевоенные годы, когда не было денег даже просто накрыть на стол. И это не останавливало искренне любящих друг друга людей. Ведь самое главное в этом вопросе не то, на какой машине молодые приедут на венчание, платье от какого из французских кутюрье будет на невесте и в каком из известных ресторанов города будет проходить банкетная часть торжества, а в том, какой смысл жених и невеста вкладывают в понятие «свадьба».

Если свадьба – это только перечисленные атрибуты, и нет никакой духовности, то говорить тут нечего. Все это будет в день свадьбы, но наступит и завтрашний день, когда муж – это уже не принц на белом коне, а обычный молодой человек в шортах и тапочках, сидящий в кресле и смотрящий футбол по телевизору, а жена – это уже не прекрасная принцесса в шикарном платье, а обычная девушка в домашнем халате, готовящая ужин на кухне. День свадьбы для них запомнится, может, и на всю жизнь. Но это будет только воспоминание о роскоши, так и не ставшее ярким духовным переживанием, положившим начало их духовному единению.

Если же в понятие «свадьба» вкладывается, в первую очередь, христианское понимание брака, то такой свадьбе не помешает ни отсутствие лимузина, ни скромные наряды молодых, ни скромный праздничный стол. Для таких новобрачных главное – совместное предстояние перед Богом на Таинстве венчания, когда Сам Господь венчает их в «плоть едину». Посему и хочется заключить, что не стоит «изобретать велосипед», а делать также, как поступали наши предки – венчаться и играть свадьбу в один день.

Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться?

Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова.

Продолжение. Смотрите Часть 1. – Венчание.  Почему брак – таинство

Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?

 

Препятствия, конечно же, существуют. Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный. Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» . Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак.

Тем не менее, суть от этого не меняется. Поэтому расскажу обо всем по порядку. Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений.

Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие:

1.                   Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством. Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку. Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.

е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь…

 

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности. Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.

Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

2.                   Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора). Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому измена этому правилу грозит лишением священного сана.

3.                   Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.

4.                   В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.

Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».

5.                   Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

6.                   Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.

7.                   Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г . запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе.   В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е).

8.                   Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки.

Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР. В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.

Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, винов­ные в принуждении детей к браку или в насильственном удержа­нии от брака, подвергались суду.

В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и не­весты. И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключен­ный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.

Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.

1.                   Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном — одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком — две степени, между дядей и племян­ником — три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам.

Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей — родство в 7-й степени. Закон Мо­исея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18, 7—17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апо­стольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире».

Значит, брак между ли­цами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматри­вался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й сте­пени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г ., состо­явшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно рас­торгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В

России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г . Свя­тейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запреща­лись и подлежали расторжению браки, заключенные между лица­ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не растор­гались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея.

2.                   Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.

Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав. 54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г . безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распростра­нился лишь до 4-й степени. Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г . и от 28 марта 1859 г . строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.

3.                   Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства. Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.

Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике.

Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т. е. восприемника и воспринятой) души».

Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).

Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.

Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного.

Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».

В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М. , 1983г., т. 4, с. 234-235).

Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.

4.                   Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя».

5.                   Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака. Это отражено в чино­последовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому бра­ки, заключенные по принуждению, признаются недействительны­ми. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

6.                   Важное условие для признания действительности церковного бра­ка — единство религии. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: «…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14).

На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.

 

В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.

Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.

Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.

Как пережить измену?

Почему нельзя венчаться без регистрации в ЗАГСе

Церковное таинство

Венчание является одним из семи таинств Православной Церкви. Первые подобные церемонии начали проводиться еще в I веке нашей эры, а формирование целостного чина Венчания относится к IV столетию.

До 1917 года, когда Церковь и государство не были разделены, Венчание было браком, признаваемым государством, то есть церковный брак обладал абсолютной полнотой законности и юридической силы. Супружеский союз заключался только в стенах храма.

В 1917 году многовековые церковные традиции были отменены, для регистрации брака государство сформировало специальные органы власти — ЗАГСы. Аббревиатура ЗАГС расшифровывается как «запись актов гражданского состояния».

Малая церковь

Таинство Венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Это не просто красивое дополнение свадебной церемонии, а особое священнодействие, благословение, которое Церковь дает брачующимся.

Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.

Церковь благословляет браки тех, кто осознанно приступает к этому таинству.

Обязательно ли регистрировать брак в ЗАГСе перед Венчанием?

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2017 году был принят документ «О канонических аспектах церковного брака». Согласно ему венчать людей до регистрации их брака в ЗАГСе не разрешается.

Это было сделано для того, чтобы возложить на брачующихся определенные обязательства. Регистрация брака государством предполагает долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный. Вследствие заключения брака между мужем и женой возникают нравственные обязанности, а также юридические и экономические права как по отношению друг к другу, так и по отношению к детям. Свидетельство же о Венчании не является юридическим документом, на основании которого решаются вопросы имущественных и гражданских правоотношений.

Так что штамп в паспорте — это не пустая формальность, а свидетельство перед законом и перед окружающими людьми о глубине чувств мужчины и женщины и серьезности их отношений. Тем, кто готов дать друг другу обещание перед лицом Бога о преданности до конца жизни, не составит труда сказать «да» и в ЗАГСе. Такой брак Церковь благословляет.

Мода и реальность

В пользу такого правила свидетельствует сама жизнь. Священники знают, что очень многие люди к государственному браку относятся куда ответственнее, чем к церковному. С конца 80-х годов прошлого века, когда государство перестало бороться с религией, Венчание стало очень модной процедурой — в церковь шли и продолжают идти даже не религиозные люди, которые готовы венчаться из-за внешней торжественности и красоты «обряда». Церковь не имеет возможности проверить, является ли заключаемый брак единственным. Были случаи, когда приходили венчаться без штампа в паспорте люди, уже состоявшие в браке: с одной расписался, с другой повенчался — и никто не несет никакой ответственности. Поэтому во избежание подобных проблем для Венчания необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе.

Исключения из правила

Конечно, Венчание без регистрации в ЗАГСе возможно в исключительных случаях с благословения епархиального архиерея.

1) Если государственная регистрация и Венчание назначены на одну дату с разницей в несколько часов. Если показать батюшке талон-приглашение в ЗАГС на определенную дату с указанием имен, он, скорее всего, уступит и разрешит сначала провести Венчание, а затем церемонию росписи в ЗАГСе.

2) Наличие уважительных обстоятельств. Например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна, местное епархиальное управление, скорее всего, даст добро на Венчание без заключения государственного брака.

3) Если желающая обвенчаться без штампа в паспорте пара является послушными прихожанами церкви на протяжении многих лет, а настоятель храма видит искреннее отношение будущих супругов друг к другу, он может сделать исключение. В таком случае он полностью берет на себя ответственность за этот союз и обязательно ставит об этом в известность епархиального архиерея.

Желание «пожить друг с другом» и сознательный отказ от государственной регистрации брака никак не может быть уважительной причиной.

О так называемом гражданском браке

Для Церкви гражданский брак — это брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Но если брак не зарегистрирован, а молодые люди сожительствуют, то такие отношения считаются блудом, то есть грехом, и благословить на него Церковь не может.

07.12.2020

Можно ли повенчаться в церкви без регистрации в ЗАГСе, венчание

Когда влюбленные хотят прежде узаконить союз перед Богом, светская церемония имеет для них второстепенное значение. Тогда пары интересуются, можно ли повенчаться без регистрации брака в ЗАГСе. Необходимо учесть особенности таинства церковного бракосочетания и правила проведения ритуала.

Значение венчания в православной и католической церкви

В христианской традиции венчание олицетворяет благословение Господа новой семьи. Но церемониальным канонам в католическом и православном направлениях веры присущи как общность, так и различия.

Католическое венчание придерживается более терпимой политики в отношении людей другого вероисповедания. Разрешено проведение обряда между католиком и человеком, относящимся к иной конфессии. Дети, рожденные в таком союзе, должны воспитываться в католической традиции: это подкрепляется письменным договором. Если соглашение будет нарушено, брак подлежит расторжению. Православная церковь разрешает обряд только между христианами.

Допустимо повторное венчание, если партнер ушел из жизни или пара рассталась по причине измены. Исповедующий католицизм может назначить церемонию только один раз с человеком, не проходившим до этого свадебного обряда (в любой церкви).

Для православного обряда важно наличие венчальных колец, в то время как для католического этот атрибут необязателен. Различие состоит и в разрешенном времени для проведения церемонии. Венчание католиков может проводится в любой день. Но, если дата церемонии выпала на Великий пост, рекомендуется отложить празднование. В православии нельзя венчать пары в течение любого поста.

Прихожане католического храма не могут венчаться без официальной регистрации брака в ЗАГСе. Исключения в этом вопросе допускаются в православии.

И католическое, и православное течения предусматривают стабильность в венчанном браке, верность второй половине.

Женатая пара должна активно участвовать в церковной жизни, посещать службы, периодически исповедоваться и растить детей в христианской традиции.

Венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе: возможно ли

Ритуал венчания имеет глубокий сакральный смысл для верующих. Каждый их новобрачных обнажает свою душу перед будущим супругом и Господом. Союз признается не только в земной жизни, но и на небе.

Зачем это нужно молодоженам

Важно, чтобы желающие заключить церковный брак стремились сделать это не только ради романтичного красивого обряда. Церемония подразумевает готовность идти на жертвы ради любимого человека, быть абсолютно преданным ему.

Повенчанные супруги не допускают гнева и насилия по отношению друг к другу, проявлений ревности и прочих страстей. Внутри пары царит мир и взаимопонимание, чтутся христианские заповеди, а дети воспитываются правилам церкви.

Но сам по себе обряд не гарантия благополучной совместной жизни, семейного счастья. Партнеры берут совместную ответственность за сохранность брака перед Богом.

Венчание без регистрации брака или с ней лишь помогает осознать важность принимаемого решения.

Обязательна ли регистрация

Венчальную церемонию проводят только после заключения светского брака. Процедура предполагает роспись в ЗАГСе, молодые получают соответствующую отметку в паспорте. Расхожее выражение «гражданский брак» подразумевает совместную жизнь партнеров без регистрации. Подобный вариант отношений порицается церковью и считается блудом.

Есть ли исключения

Церковью допускаются некоторые отступления от норм. Можно венчаться без официальной регистрации: 

  • Если светская свадьба назначена на ту же дату, но позже. В этом случае необходимо предоставить священнику приглашение на регистрацию в ЗАГС, где указаны имена брачующихся.
  • Если влюбленные – послушные прихожане, настоятель храма много лет наблюдает за парой и видит серьезные и светлые чувства партнеров друг к другу. Священнослужитель разрешает заключение такого союза в церкви под свою ответственность. Скорее всего, батюшка порекомендует прежде зарегистрировать брачные узы официально.
  • Если есть непреодолимые обстоятельства, при которых временно невозможно заключить брак в официальном учреждении. Например, предстоит поездка одного из молодоженов в места ведения боевых действий, серьезная хирургическая операция и т. д.

При этом церковь полностью признает брак, засвидетельствованный только в ЗАГСе и не венчанный по каким-либо причинам.

Если пройти церковный обряд решили пожилые супруги, состоящие в гражданском браке, церковь также допускает это.

Статистика показывает, что процент разводов за последние годы увеличился, в том числе среди венчавшихся христиан. Это говорит о том, что отношение к таинству у многих недостаточно серьезно. По этой причине священнослужители предъявляют все более строгие требования при допущении к обряду.

Как и где обвенчаться в церкви без регистрации брака

Повенчаться без регистрации брака в ЗАГСе в России можно в любом культовом сооружении, принадлежащим РПЦ. При этом необходимо убедить священнослужителя, что желание заключить церковный брак искренне и объяснить, почему пара отказывается зарегистрировать союз официально.

Цена обряда – около 2000 р., не учитывая расходы на атрибутику (свечи и т. д.). Если есть желание провести обряд за рубежом, обязательно нужно иметь при себе свидетельство из ЗАГСа.

Например, в Старом городе в Иерусалиме или в Храме Святой Параскевы на набережной в Херсониссосе в Греции.

Таинство венчания: что нужно в 2021, как происходит

Венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе или с официальной церемонией имеет одинаковые требования к проведению:

  1. Главное правило для венчального платья – целомудрие. Плечи, грудь и спина – прикрыты, длина – ниже колена, крой – свободный. Если фасон не соответствует этим критериям, следует предусмотреть наличие накидки. Допускается только наряд с юбкой, брючный костюм не будет приемлем в этом случае. Необходима фата или косынка для покрытия головы брачующейся. Одежда гостей также должна соответствовать церковным канонам.
  2. Жених и невеста проходят пост в течение недели или нескольких дней перед церемонией. Он включает не только отказ от мяса, но и воздержание от посещения увеселительных мероприятий, интимных отношений.
  3. Не допускается проведение обряда во время всех четырех церковных постов, в канун великих праздников, в Пасхальную и Сырную недели.

Первый этап венчальной церемонии – обручение. Священнослужитель осеняет жениха и невесту поочередно крестным знамением по три раза, произносит определенные слова. Затем на безымянные пальцы правой ладони каждого надевает кольца. Молодожены обмениваются венчальными перстнями три раза в знак того, что их намерения серьезны.

Следующий шаг – непосредственно заключение церковного брака. Сначала каждый из партнеров отвечает на вопросы батюшки. Затем пара стоит под венцами, а пастырь читает молитвы и просит у Господа благодати для рождающегося семейного союза. После этого будущим мужу и жене дают испить вино из ритуальной чаши, обводят вокруг аналоя три раза, благословляют иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы.

По правилам католической церкви необходимо свидетельство об официальном заключении брака. Обручение проводится за три месяца до венчания. Венчальный обряд в протестантстве сходен с католическим. Традиции этого течения подразумевают празднование прямо в храме. Звучит церковная музыка, гости причащаются и делают пожертвования на нужды церкви. Употребление алкоголя запрещено.

Венчание, как и крещение, нельзя проводить в монастыре: уклад этого места предполагает отречение от мирских радостей и хлопот.

Взгляд церкви на гражданский брак: интервью со священником

На вопросы о допустимости сожительства, с точки зрения церкви, отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова игумен Нектарий (Морозов).

– Что негативного несет в себе гражданский брак как явление, по мнению церкви?

– Если имеется в виду незарегистрированное сожительство между мужчиной и женщиной, то негативный аспект здесь очевиден. Такой союз – не что иное, как блуд, несущий моральное разрушение не только отдельных личностей, но и здорового общественного уклада, семейных ценностей в целом. Когда люди не скрепляют отношения законом государства или церкви, становятся неясной роль одного партнера для другого.

– То есть, любви без обязательств и ответственности быть не может?

– Если мужчина предлагает женщине «пожить вместе, узнать друг друга», о какой любви может идти речь? Это холодный расчет, позволяющий расторгнуть союз, вдруг ставший «неудобным», в любой момент. Разумеется, перед вступлением в брак нужен период знакомства, притирания друг к другу, но это не должно отождествляться с физическим сожительством. То, что начинается с греха, не заканчивается добром.

– Как можно обвенчаться паре, которая отвергает штамп в паспорте, как ничего незначащий в духовном плане?

– Если пара состоит в незаконном сожительстве и не торопится регистрироваться в ЗАГСе, в проведении церемонии венчания им скорее всего будет отказано. Неуважение к своему государству не сопряжено духовным образом жизни. Взрослый человек, отказывающийся выполнять закон, становится на путь хаоса и анархии, что разрушительно сказывается на его личности.

– Как решить проблему неправильных жизненных ориентиров личности, живущей в греховном союзе?

– Решить этот вопрос под силу только самому человеку. Если личности чужды ценности христианства в целом, то никакие беседы не помогут. А если человек верующий, но заблуждается, все встанет на свои места, когда он осознает собственные ошибки и поймет, что блудное сожительство – неподходящая форма союза. Если говорим о действительно любящих друг друга партнерах.

Венчание в православной церкви без регистрации брака возможно, но в качестве исключения. Не приветствуются различные формы незаконного сожительства. При этом допускается невенчаный союз, зарегистрированный в рамках светской церемонии. Венчание проводится по канонам. Обязательно соблюдение определенных требований относительно наряда невесты и даты проведения церемонии. Если венчание планируется за границей, в другой стране, необходимо свидетельство об официальном браке. Обряд можно проводить в любом возрасте.

Сколько раз можно венчаться в православии

Церковные каноны имеют четкую позицию относительно того, сколько раз можно венчаться в православии. Зачастую, молодые семейные пары воспринимают этот обряд, как красивый элемент свадебного торжества, не думая о том, что это серьезный шаг и клятва в верности друг другу перед «Всевышним». Семейная жизнь, к сожалению, может не сложиться и, как следствие, развод, встреча своих «половинок» и возникающий вопрос: а можно ли венчаться во второй раз?

В каких случаях возможно повторное венчание

Православная церковь выступает категорически против повторных обрядов венчания, но при определенных жизненных обстоятельствах могут быть допущены исключения.

Венчание во второй раз позволительно, если:

  • Один из супругов остался вдовцом.
  • Один из супругов не состоял в брачных отношениях, а другой развелся не по своей инициативе. Например, в следствии измены его пары.

В третий раз возможность обвенчаться дается в виде исключения, чтобы предотвратить прелюбодейство одного из супругов.

Возможность проведения обряда в четвертый раз даже не рассматривается.

Для любого повторного венчания необходимо благословение главного церковного архиерея.

Интересный факт: У Ивана Грозного было восемь официальных браков. С пятью женами он венчался. Как на это пошла православная церковь, история умалчивает. Но, видимо, доказательства необходимости данного таинства были серьезными.

Кому нельзя венчаться второй раз

  • Супружеской паре, состоящей в «гражданском браке». Такие отношения церковь не считает христианскими, поэтому не может быть проведен обряд венчания.
  • Духовным лицам, которые прошли обряд посвящения в священный сан. У священника или батюшки может быть единственная супруга, а вот монах не имеет права венчаться, в силу своих обетов.
  • Монахи и монахини лишены возможности вступать в священный брак после данных ими обетов.
  • Вступление в союз в четвертый раз строго запрещено церковью. Даже если отношения зарегистрированы государством, и для одного из супругов это первый брак, церковь не даст разрешения на проведение обряда.
  • Виновник в прелюбодеянии, из-за которого распался прежний союз, не может заключить новый брак по церковным канонам.
  • Душевная болезнь и духовная неспособность является препятствием к церковному венчанию.
  • Лица, не достигшие 18 лет, а также женщины в возрасте от 60 лет и мужчины в возрасте от 70 лет не могут заключить церковный брак.
  • Если нет согласия родителей, то церковь такой союз не зарегистрирует. Родители должны уважать выбор своих детей и дать свое родительское благословение. Так же нельзя принуждать детей жениться против их воли.

Как проходит процедура развенчания

Вообще, такого понятия как «развенчание» нет в церковных канонах. Брак перед Всевышним заключается один раз на всю жизнь. Это, своего рода, клятва верности супругов перед Богом.

Если говорить простыми словами, развенчание – это процедура повторного венчания после официального развода супругов и регистрации нового брака в ЗАГСе.

Определенной процедуры расторжения церковного брака не существует. Церковь может лишь дать благословение на повторный обряд.

Повторный процесс венчания проходит только после официального бракосочетания в ЗАГСе. О том, почему не проводят венчание без официального свидетельства о заключении брака, можно прочитать здесь. 

Супругу, который был венчан, нужно написать прошение на имя архиерея. К прошению приложить необходимые документы, подтверждающие регистрацию нового брака и ждать ответа.

Узнать, на чье имя писать прошение и какие именно документы необходимы, можно в любой ближайшей церкви, где вам дадут образцы заявлений и перечень документов.

Платы за обряд не предусмотрено, вы лишь можете оставить добровольное пожертвование церкви, но нужно приобрести и подготовить все необходимые атрибуты для обряда венчания.

Далее нужно пройти «собеседование» со священнослужителем и объяснить ему причины предыдущего развода.

Если предыдущий брак, по мнению церкви, можно было сохранить, то вам, скорее всего, откажут в проведении повторной церемонии.

Для того, чтобы священник дал согласие, причины предыдущего развода должны быть очень вескими.

Это могут быть:

  • Измена супруга.
  • Аборт жены, на который супруг не давал согласия, и не было медицинских показаний к нему.
  • Один из супругов сменил вероисповедание.
  • Неспособность к продолжению рода одного из супругов.
  • Серьезные заболевания, угрожающие жизни и здоровью детей (сифилис, СПИД и т.д.)
  • Алкоголизм или наркомания.
  • Браки, заключенные между родственниками или между несовершеннолетними.
  • Психические заболевания одного из супругов, угрожающие жизни и здоровью другого.
  • Длительное раздельное проживание супругов.

После благословения священника, можно венчаться в любой выбранной вами церкви или храме.

Проходит процедура повторного венчания по тем же правилам, как и при первом обряде.

Единственное отличие — на брачующихся повторно не возлагают венец. Если один из супругов венчается впервые, то возложение венца для него положено.

Важно помнить, что данный обряд можно провести не в любой день, что бы запланировать данное событие, посмотрите православный календарь венчания на 2018 год.

Венчание это очень серьезный шаг и к нему нельзя относиться, как к красивому модному элементу свадебного торжества. Помните, что главный смысл венчания — это, прежде всего, клятва в верности перед «Всевышним» и нарушать ее считается большим грехом.

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе

Рубрика: Церковные Таинства, Церковный этикет

Церковный брак

В России по данным Росстата на 2017 год зафиксировано ужасающее количество разводов (58 %). Так, в Магаданской области из 100 зарегистрированных браков распадаются 86, а в Ленинградской области 80. Даже Таинство Венчания в современных реалиях не является залогом долгой и счастливой семейной жизни. Венчание превращается в красивую церемонию, непонятный для участников обряд. Данные перед Богом обеты не воспринимаются всерьез. Значит, невоцерковленные люди считают возможным обвенчаться без официального брака. Поэтому на вопрос “можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе?” священники однозначно отвечают отрицательно. Кроме исключительных случаев.

Таинство Венчания в православном храме

Венчание – это особое Таинство Брака. Церковь благословляет союз мужчины и женщины по подобию союза Иисуса Христа и Церкви. Апостол Павел в посланиях пишет:

«муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5, 25).

Митрополит Антоний (Сурожский):

“Таинство Брака, совершающееся в обществе христиан – не религиозная форма “регистрации”, а глубокий, поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как глубоки человеческие отношения”.

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе

В дореволюционной России брак заключался и фиксировался только в Церкви. Государственная регистрация брака появилась в 1917 году с установление светского государства, отделенного от Церкви. До революции Церкви не только происходило таинство Венчания. Священник должен был контролировать, чтобы вступающая в брак пара не находилась в родстве. Также нужно было установить, не являются ли они прелюбодеями, состоящими в браке. Сейчас эти функции лежат на государстве. И это одна из причин, почему нельзя венчаться без росписи.

Протоиерей Андрей Ткачев рассказывал:

“Приходит пара к одному священнику и говорит: «Мы к вам в церковь уже полгода ходим. Государству не доверяем, не любим его. Мы — духовные! И хотим венчаться. Можете нас обвенчать, но без всех этих штампов в паспорте?..» Батюшку-то можно размягчить, ещё каким-то образом воздействовать: «Можно?..» — «Ну, можно-можно…» Он и повенчал.

А через месяц приходит к этому священнику женщина, показывает свой паспорт и мужчины, которого тот повенчал недавно, и говорит: «На каком основании вы повенчали моего мужа с какой-то бабой?» Оказалось, что этот «очень духовный» человек напел священнику песен и повенчался с любовницей, хотя сам расписан и не разведен со своей законной женой, с которой прожил лет 15–20. Я не верю в «супердуховность» — особенно современного лживого человека. Распишись — и тогда венчайся”. 

Регистрация в ЗАГСе также юридически фиксирует серьезность намерений вступающих в брак людей. Она и закрепляет за мужем и женой их права и обязанности в случае развода. Венчание в наше время не имеет никакой юридической силы.

Признает ли Церковь государственный брак?

Следует сразу разделить такие понятия как “гражданский брак” и “блудное сожительство”. Гражданским браком ошибочно принято считать сожительство без росписи в ЗАГСе. Это в корне неверно. Гражданский брак, он же государственный брак – это нормальный супружеский союз между мужчиной и женщиной. Он зафиксирован государством в ЗАГСе. Такой брак признается Церковью законным. Блудное же сожительство является грехом, считается недопустимым и не признается Церковью.

Также не признается Церковью зарегистрированный союз людей одного пола, заключенный в других странах. Невенчанный брак не считается блудом

“Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку” (журнал заседания Священного Синода от 28-29 декабря 1998 года).

Современные особенности совершения Венчания

– Для совершения Таинства Брака необходимо наличие свидетельства о браке. Свидетельство подтверждает факт законности брачного союза. Так что ответ на вопрос, можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе, отрицательный.

– Венчаться разрешается и людям, повторно вступающим в брак. Однако в случае третьих браков венчание не совершается (согласно Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви).  

– Не существует такого понятия, как “развенчивание”. Если супруги, состоящие в венчанном браке, разводятся, то церковный брак при этом не расторгается. Невозможно отменить совершенное Таинство. Но при повторном вступлении в брак в некоторых случаях можно получить благословение на Венчание. Например, если один из супругов умер. Если брак был расторгнут не по вине желающего повторно венчаться человека. Также в случае признания второго супруга психически больным или его длительное тюремное заключение.

– Брак между христианами разных конфессий возможен, если один из супругов относится к старообрядцам, католикам, протестантам или к членам Древних Восточных Церквей. Но при этом должно соблюдаться обязательное условие: дети, рожденные в браке, должны воспитываться в Православии. Правда, никто не может дать гарантию выполнения вышеизложенного условия. Так что такой брак требует разрешения местного правящего архиерея.

Как подготовиться к Венчанию

Семейную жизнь необходимо начинать с духовного приготовления. Жених и невеста перед вступлением в брак приносят Богу покаяние за совершенные грехи, исповедуются и причащаются. Исповедь и Причастие – фундаментальная составляющая, на которой будет строится семейное счастье и благополучие.

“Приступая к столь важному Таинству, какое (есть) брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью и приобщением Святых Тайн, и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но даже и на вечность” (преподобный Макарий Оптинский).

Венчание  без регистрации брака: исключения

Венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе все же возможно в исключительных случаях. Если верующие молодые люди хотят вступить в брак, но не могут по объективным непреодолимым обстоятельствам зафиксировать свой союз в ЗАГСе, Венчание возможно. 

“Несколько раз в жизни я соглашался венчать брак без государственной регистрации. И всегда это было связано с невозможностью по тем или иным причинам его зарегистрировать. Так что можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе, нужно решать по обстоятельствам. Один из ярких примеров — из 1990-х. Человек, будучи гражданином Казахстана, четыре года восстанавливал паспорт, и никак у него это получалось. И конечно, я его обвенчал. Была настоящая свадьба с кучей родных и друзей, машинами и ресторанами. И совесть меня ни капельки не обличает.

Например, несколько раз мне приходилось сталкиваться с тем, что достаточно пожилые люди, имеющие детей, не хотели регистрировать свой брак, чтобы не «напрягать» своих детей проблемами, связанными с наследством. А недавно у нас венчался сотрудник спецслужб. Он не регистрировал свой брак, чтобы не подвергать опасности семью” (протоиерей Максим Первозванский).

Кому молиться о счастье в семье

Чаще всего новобрачные обращаются за молитвенной помощью к святым, чьи семейные отношения являли собой пример праведной жизни, мудрости и христианской любви между супругами. Покровителями семьи считаются святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Их любовь смогла пережить тяжелые жизненные испытания. Петра и Февронию пытались разлучить приближенные, считая что княжеская жена не может происходить из простого народа. Но князь Петр не оставил свою супругу и был готов ради нее отказаться от власти и богатства.

Молятся о семейном благополучии и царственным страстотерпцам царю Николаю и царице Александре – истинному примеру чистой, жертвенной любви между супругами. Они в самые тяжелые времена поддерживали друг друга, ободряли. Их письма являются настоящим кладезем для новобрачных. Здесь можно почерпнуть множество практических советов и избежать ошибок на пути к семейному счастью.

Как сделать свадьбу в ЗАГСе особенной

Есть много причин для свадьбы в ЗАГСе; некоторым парам необходимо закончить юридический процесс, прежде чем они отправятся на свадьбу назначения или проведут гуманистическую церемонию , в то время как другие могут выбрать свадьбу в ЗАГСе, потому что это более бюджетный вариант.

Если это ваша вторая свадьба , возможно, вам не захочется суеты полноценной церемонии, поэтому загс кажется хорошим вариантом, или, возможно, вы просто хотите жениться на любви всей своей жизни без каких-либо излишеств.

Для пар, устраивающих свадьбу в ЗАГСе, просто для того, чтобы уйти от юридических вопросов, это может показаться скорее занятием для галочки, чем чем-то, чем можно развлечься, но мы думаем, что есть все причины, чтобы сделать свадьбу в ЗАГСе такой, которая дополнительный немного особенный.

Многие невесты, о которых мы говорим, должны упомянуть, что они обеспокоены тем, что быстрая свадьба в ЗАГСе перед их большим днем, чтобы получить юридические услуги, сделает их свадьбу менее особенной, однако мы думаем, что рассматривать их как отдельные лица — это путь идти.

Читайте наши советы, как сделать свадьбу в ЗАГСе особенной.

Кого выбрать в качестве свидетелей свадьбы

Если у вас очень небольшая церемония в ЗАГСе с участием только вас и двух свидетелей, может возникнуть соблазн пригласить двух незнакомцев в качестве свидетелей, чтобы никого не обидеть, но ваши свидетели могут добавить особенное чувство к вашему важному дню, особенно если вы выберете двух людей, которые много значат для вас как пары.

Для пар, которые проводят исключительно скромную свадьбу в ЗАГСе, вы можете попросить близких друзей быть вашими свидетелями или даже бабушек и дедушек для дополнительной сентиментальности.

Если после свадьбы в ЗАГСе у вас будет большая свадьба, скорее всего, многие из ваших ближайших друзей уже будут на свадебной вечеринке, так что это хороший жест, чтобы попросить кого-то другого быть вашим свидетелем — возможно, мать невеста и мать жениха, поскольку у них часто нет никаких обязанностей в день свадьбы.

Выбор сценария свадебной церемонии

Некоторые ЗАГСы предлагают на выбор различные сценарии (примеры здесь взяты из ЗАГСа Вестминстера), в зависимости от того, какой вы хотите провести свадьбу.

Вы можете изменять и редактировать сценарии, от изменения одного слова до целого абзаца, просто сообщите своему регистратору, что вы планируете это сделать. Отклонение от стандартного сценария сделает церемонию более личной, даже если вы двое и ваши свидетели.

Чтения для свадеб в ЗАГСе

На свадьбах в ЗАГСе у вас могут быть любые короткие нерелигиозные чтения по вашему выбору. В сценариях церемонии будет указано, где вы можете добавить показания, если хотите.

Прочтите наше руководство по выбору гражданской церемонии , прочитав , чтобы найти идеальный для вас.

Чтобы сделать его особенным, почему бы не выбрать отрывок из фильма или книги, который много значит для вас и вашего партнера, или даже текст песни или стихотворение?

Свадебные клятвы в ЗАГСе Свадьбы

Один из способов сделать вашу свадьбу в ЗАГСе по-настоящему индивидуальной — это написать свои собственные клятвы и обменяться ими во время церемонии.

Обычно вы произносите их перед тем, как обмениваться кольцами, но если вы хотите произнести их в другое время, поговорите со своим регистратором, и они могут изменить порядок воспроизведения.

Выбор музыки для свадьбы в ЗАГСе

Музыка — это самый простой способ сделать вашу свадьбу в ЗАГСе индивидуальной, особенно если вы стесняетесь говорить о своих чувствах или не любите публичные выступления, что затрудняет чтение.

Во время церемонии вы можете играть любую нерелигиозную музыку, живую или записанную. Вы можете выбрать песни для исполнения в начале церемонии, во время подписания реестра и в конце церемонии.

Может показаться странным играть музыку в отсутствие гостей, но это простой способ помочь вам и вашему партнеру расслабиться.

Некоторым парам трудно выбрать первую танцевальную песню , возможно, потому, что у них слишком много идей, или потому, что песни, которые они любят, не подходят для первого танца, поэтому играть их во время свадьбы в ЗАГСе — это здорово. способ включить в свадьбу музыку, которая для вас больше всего значит.

От «вашей песни» до слов, которые напоминают вам о времени, проведенном вместе, — выбор сентиментальной музыки — идеальный способ сделать ваш день индивидуальным.

Другие способы сделать вашу свадьбу в ЗАГСе особенной

Помимо выбора личной музыки, чтения и написания собственных клятв, есть множество других способов сделать вашу свадьбу в ЗАГСе особенной.

Украшать ЗАГС цветами — это не норма, но носить букет — прекрасный способ подарить себе ощущение свадьбы. Жених может носить петлицу, которая подходит для некоторой милой координации.

Наряд в день свадьбы — отличный способ почувствовать себя особенным. Многим невестам кажется, что полное свадебное платье принцессы — слишком много для свадьбы в ЗАГСе, но это ваш день, и если это то, о чем вы всегда мечтали, мы не видим причин не носить традиционное свадебное платье!

Если вы хотите что-то свадебное, но не слишком яркое, посмотрите нашу галерею простых и шикарных свадебных платьев .

Для невест, которые не хотят носить свадебное платье, почувствуйте себя особенным, купив новый наряд — каким бы непринужденным он ни был, надев что-то новое по этому случаю, этот день станет незабываемым.

Прическа и макияж — еще один способ сделать день особенным. Вам не нужно тратить всю жизнь на свадебного визажиста или парикмахера, просто сходите в местное место для сушки феном, и вы почувствуете себя доведенным до совершенства. . Всегда в тренде! Выглядеть как лучшая версия себя!

Популярный способ сделать свадьбу в ЗАГСе особенной — это пойти потом вкусно поесть.Мы не говорим о традиционном свадебном завтраке, просто о романтическом ужине для вас двоих или даже об ужине с ближайшими родственниками и друзьями, чтобы отметить тот факт, что вы только что женились на любви всей своей жизни.

Если вы решите пригласить друзей и семью на трапезу в ознаменование свадьбы в ЗАГСе, нам очень нравится идея заставить всех ваших гостей подписать мини-гостевую книгу. Хотя вы вряд ли получите свадебные открытки и подарки, если не пригласите никого с собой на церемонию, все же хорошо, когда каждый записывает добрые пожелания в книгу.

Чтобы получить больше вдохновения для церемонии, прочтите наши идеи на , как организовать удивительную маленькую свадьбу .

Как подать заявление в ЗАГС для регистрации брака и сколько времени это займет

Как подать заявление в ЗАГС для регистрации брака и сколько времени это займетdiv> . content-wrap {float: right} .has-sb .sidebar {float: left; padding-left: 15px; padding-right: 30px} # top-menu> ul> li> .sub-menu, .bk-dropdown-menu, .bk-sub-sub-меню ,. bk-mega-menu, .bk-mega-column-menu ,.подменю, .top-nav .bk-account-info, .bk_small_cart #bk_small_cart_widget {top: -9999999px; transition: opacity 0.3s linear} :: selection {color: #FFF; background: # 871fc4} :: — webkit -selection {цвет: #FFF; фон: # 871fc4} p> a, p> a: hover,. single-page .article-content a: hover,. single-page .article-content a: посещено, .content_out. small-post .meta .post-category, .bk-sub-menu li: hover> a, # top-menu> ul> li> .sub-menu a: hover, .bk-dropdown-menu li: hover> a , .widget_tag_cloud .tagcloud a: hover, .widget-twitter .fa-twitter, .widget-twitter ul.слайды li .twitter-message a, .footer .searchform-wrap .search-icon i, .content_in .meta> div.post-category a, .row-type .meta .post-category, # top-menu> ul> li: hover> a, .article-content li a, .article-content pa, .s-post-header .meta> . post-category, .breadcrumbs .location, .footer .widget-title h4, .s-post -nav .icon i, .recommend-box .close, .s-post-nav .nav-title span, .s-tags a: hover, .error-number h5, .redirect-home, .module-break-carousel .flex-direction-nav .flex-next, .module-break-carousel: hover .flex-direction-nav.flex-prev, .bk-author-box .author-info .bk-author-page-contact a: hover, # comment-submit: hover, .module-feature2 .meta .post-category, .loadmore span.ajaxtext: hover, .bk-blog-content .meta .post-category, .widget-social-counter ul li .social-icon, .flex-direction-nav li a, .module-feature2 .readmore a: hover, .module- blog ul li .readmore a: hover, # pagination .page-numbers, .post-page-links a, input [type = «submit»]: hover, .single-page .icon-play: hover, .row-type .readmore a: hover, ul.forum-title li.bbp-forum-info, # bbpress-Forums li.bbp-header li.bbp-topic-title, # wp-calendar tbody td a, # wp-calendar tfoot # prev, .widget-twitter .flex-direction-nav li a: hover, .widget_latest_comments . flex-direction-nav li a: hover, .woocommerce-page a.button: hover, .woocommerce-page div.product form.cart .button: hover, .woocommerce-page #review_form #respond .form-submit #submit: hover, .woocommerce- page div.product div.thumbnails .flex-direction-nav li a, .woocommerce-page .woocommerce-message .button: hover, .woocommerce-page input.button: hover, .woocommerce-page input.button.alt: hover, .woocommerce-page .cart-collaterals .shipping_calculator h3: hover, .woocommerce-page .widget_price_filter .price_slider_amount .button: hover, .button: hover, .bbp-login-form .bbp-submit-wrapper # user-submit: hover, .widget_latest_replies .details .comment-author, .widget_recent_topics .details .comment-author a, .woocommerce-page .star-rating span, .woocommerce-page p.stars a, .woocommerce-page div .product form.cart table td .reset_variations: hover, .bk_small_cart .widget_shopping_cart .cart_list a: hover ,.top-nav .bk-lwa .bk-account-info a: hover, .bk_small_cart .woocommerce.widget_shopping_cart . buttons a: hover, a.bk_u_login: hover, a.bk_u_logout: hover, .bk-back-login: hover, .bk_small_cart .cart-contents: hover, .woocommerce-cart .cart-collaterals .cart_totals .woocommerce-shipping-calculator .button: hover, .top-nav .bk-links-modal: hover, .bk_small_cart .cart-contents span , # main-mobile-menu .expand i, .main-nav.bk-menu-light .bk-sub-menu li> a: hover, .main-nav.bk-menu-light .bk-sub-posts. заголовок поста a: hover, .top-bar.bk-menu-light .bk_small_cart .woocommerce.widget_shopping_cart .buttons a: hover, .woocommerce-cart .wc-continue-to-checkout a.checkout-button: hover {color: # 871fc4} # top-menu> ul> li > .sub-menu, .bk-dropdown-menu, .widget_tag_cloud .tagcloud a: hover, .s-post-nav .nav-title span, .s-tags a: hover, .s-post-nav .nav- title span, .bk-mega-menu, .bk-mega-column-menu, .search-loadding, # comment-submit: hover, # pagination .page-numbers, .post-page-links a, .post-page -links> span, .widget-twitter .flex-direction-nav li a: hover ,.widget_latest_comments . flex-direction-nav li a: hover, # mobile-inner-header, .menu-location-title, .woocommerce-page a.button: hover, .woocommerce-page div.product form.cart .button: hover , input [type = «submit»]: hover, .woocommerce-page #review_form #respond .form-submit #submit: hover, .woocommerce-page .woocommerce-message .button: hover, .woocommerce-page input.button: hover, .woocommerce-page .cart-collaterals .shipping]]>

Полный контрольный список свадебного реестра

Линдси Грей Свадьбы

Готовы создать реестр подарков? Воспользуйтесь этим удобным контрольным списком свадебного реестра, чтобы оценить, что у вас есть, что вам нужно, что вы хотели бы обновить и что вам понадобится в будущем (подумайте о праздничных развлечениях, новом доме, отпуске своей мечты).Затем найдите время, чтобы создать полный свадебный реестр, чтобы ваши гости могли отметить ваш статус молодоженов и помочь вам обустроить свой дом. Для начала мы перечислили все самые популярные предметы, от кухонной техники до средств для медового месяца, чтобы дать вам множество идей для свадебной регистрации.

Вот окончательный контрольный список свадебного реестра.

Приборы

  • Блендер
  • Кофеварка и эспрессо
  • Кофемолка
  • Чайник
  • Соковыжималка
  • Кухонный комбайн
  • Стационарный миксер
  • Ручной миксер
  • Мультиварка
  • Скороварка
  • Рисоварка
  • Тостер
  • Тостерная печь
  • Микроволновая печь
  • Вафельница
  • Сковорода
  • Панини Пресс

Посуда

  • Набор для готовки из 8-10 предметов
  • Skillet (8, 10, 12 дюймов)
  • 1-2 кастрюли (1, 2, 3, 5 кварт)
  • Соте Пан
  • Сковорода / вок
  • Кастрюля (8, 12, 16 кварт)
  • Голландская духовка
  • Блюдо для запекания
  • Сковорода-гриль

Кухонные принадлежности

  • Набор посуды
  • Мерные стаканы
  • Мерные ложки
  • Клещи
  • Чаши для смешивания
  • Дуршлаг
  • Шпатель
  • Овощечистка
  • Доска разделочная
  • Терка для сыра
  • Лопатка для мороженого
  • Венчик
  • Размягчитель мяса
  • Пресс для чеснока
  • Ступка и пестик
  • Камень для пиццы
  • Цифровой термометр
  • Цифровые весы
  • Держатель для полотенец
  • Канистры
  • Подставка
  • Чайное полотенце
  • Фартук

СОВЕТ. Изучая этот контрольный список для свадебного реестра, обязательно обратите внимание на широкий спектр предметов по разным ценам, чтобы у ваших гостей было множество вариантов выбора свадебного душа и свадебных подарков.

Формы для выпечки

  • 2-4 листа печенья
  • Форма для выпечки хлеба
  • Форма для выпечки
  • Стойка охлаждения
  • Сковорода для маффинов
  • Тарелка для пирога
  • Скалка
  • Овальный пекарь
  • Квадратный Бейкер
  • Пекарь прямоугольный
  • 2-4 Рамкины

Ножи

  • Набор ножей из 8-10 предметов
  • Набор ножей для стейка из 8 — 12 предметов
  • Нож Santoku
  • Нож для очистки овощей
  • Поварской нож
  • Нож для хлеба
  • Нож для резьбы
  • Универсальный нож
  • Блок для ножей / Магнит
  • Кухонные ножницы
  • Точилка

Посуда

  • 8 — 12 стаканов для замороженных напитков
  • 8-12 фужеров для шампанского
  • 8-12 бокалов для белого вина
  • 8-12 бокалов для красного вина
  • Двойные старомодные очки на 8–12 очков
  • Очки для хайбола на 8-12
  • 8 — 12 пивных кружек
  • Графин
  • Кувшин
  • Шейкер для коктейлей
  • Ведро для льда
  • Подставки
  • Открывалка для бутылок вина

Посуда на каждый день

  • 8–12 Случайные настройки
  • 8-12 мисок для злаков / супа
  • 8-12 кофейных кружек
  • 1-2 сервировочные чаши
  • 1-2 больших тарелки
  • 1-2 средних тарелки
  • Салатница
  • Тарелка для торта
  • Блюдо с маслом
  • Шейкеры для соли и перца
  • Чаша для стружки и погружения
  • 8-12 Салфетки
  • 8-12 колец для салфеток
  • Бегунок стола

Fine Dinnerware

  • 8 — 12 Официальные настройки
  • 8 — 12 акцентных пластин
  • 8-12 формальных чаш для супа / пасты
  • Кофейник
  • Чайник
  • Соус и стенд
  • Сливочник
  • Сахарница
  • 1-2 сервировочные чаши
  • 1-2 больших тарелки
  • 1-2 средних тарелки
  • Крытая сервировочная чаша
  • Шейкеры для соли и перца

Столовые приборы

  • 8-12 Наборы приборов из 5 предметов
  • Сервировочный набор из 3 предметов
  • Набор для хозяйки из 4 предметов
  • Салатные серверы
  • Набор ножей для торта и сервера

Кровать

  • 2–3 плоских и подогнанных листа
  • 4-6 наволочек
  • Одеяло или одеяло
  • Пододеяльник
  • Наматрасник
  • 2-4 подушки

Ванна

  • 6 банных полотенец
  • 6 полотенец для рук
  • 6 тряпок
  • Коврик для ванной
  • Занавеска для душа
  • 2 халата
  • Весы
  • Корзина
  • Коврик для ванной
  • Косметическое зеркало
  • Корзина для мусора
  • Мыльница
  • Дозатор лосьона
  • 2-4 контейнера для ванных комнат

На открытом воздухе

  • Барбекю
  • Набор инструментов для барбекю
  • Палатка
  • Спальный мешок
  • Корзина для пикника
  • Патио
  • Снегоуборочная лопата

Декор

  • Вазы
  • Рамки
  • Лампы
  • Одеяла пледы
  • Свечи и подсвечники
  • Картины и зеркала
  • Развлекательная система
  • Центральная чаша

Уход на дому

  • Вакуум
  • Метла
  • Отпариватель для одежды
  • Ручной пылесос
  • Утюг
  • Гладильная доска
  • Швабра
  • Пароочиститель

Багаж

  • Спортивная сумка и рюкзаки
  • Багажные бирки
  • Дорожные сумки-тоут
  • Ручная кладь
  • Спиннер среднего размера
  • Блесна большая
  • Обложка на паспорт
  • Дорожные аксессуары

Фонд молодоженов

  • Авиабилеты или транспорт
  • Жилье
  • Деятельность

Прочее

  • Денежный фонд
  • Подарочные карты
  • Подарки к опыту
  • Еда / вино
  • Благотворительный фонд

Держите гостей в курсе последних событий в свадебном реестре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *