Программа обучения Школы приемных родителей «Счастливые дети»
Семья — это та часть среды существования человека, в которой закладываются основы его полноценного физического, духовного, интеллектуального, психического развития. Проблема усыновления детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — тема чрезвычайно актуальная. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов и прав детей — основополагающая задача семейного права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье — закреплено в Семейном кодексе РФ. Дети, оставшиеся без попечения родителей, постоянно нуждаются в помощи и защите государства.
При этом очень важно понимать всю ответственность, которая ложится на плечи приемных (принимающих) родителей. Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов.
Получить необходимые знания и навыки можно в школе приемных родителей. Кандидаты в приемные родители нередко находятся во власти всевозможных мифов и заблуждений. С одной стороны, многие в глубине души считают, что «никаких таких особенностей у детей из детского дома нет и быть не может – дети везде одинаковые». С другой стороны, тревожат опасения, что, например, «у всех детей из интернатов плохая наследственность». Школа приемных родителей помогает подготовиться к встрече с будущим ребенком, понять, какие у него могут быть проблемы, осознать свои собственные ресурсы и мотивы.
Программа школы приемного родителя – МКУ «Центр «Радуга» МГО
Для удобства будущих приемных родителей, занятия Школы приемных родителей проходят в вечернее время. Средняя продолжительность одного занятия – с 18.00 до 21.00 ч. Практическое занятие проводится в субботу во второй половине дня, когда дети уже пришли из школы.
Продолжительность обучения – 4 недели и 1 день.
Занятия проводятся в группах до 14 человек.
Предположительное начало занятий для групп в 2016-2017 уч. году:
1 группа: 12.09.2016 г. – 10.10.2016 г.
2 группа: 31.10.2016 г. – 28.11.2016 г.
3 группа: 16.01.2017 г. – 13.02.2017 г.
4 группа: 13.03.2017 г. – 10.04.2017 г.
5 группа: 15.05.2017 г. – 12.06.2017 г.
Июль, август 2017 г. – время отпусков сотрудников Школы.
Начало занятий может быть изменено по мере комплектования группы. Если группа не набирается, занятия могут проводиться в индивидуальном порядке.
Для того, чтобы стать учеником Школы приемного родителя, необходимо обратиться в органы опеки и попечительства г.Миасса. Направление на занятия будет написано и передано в Службу содействия семейному воспитанию. О начале занятий сотрудник Службы известит каждого кандидата по телефону. Для соблюдения чистоты в детском учреждении на занятия необходимо являться в бахилах.
Некоторые кандидаты по объективным причинам не могут посещать занятия по графику: работа вахтовым методом, грудной ребенок в семье, срочная командировка и т.п. Для них предусмотрено очно-заочное обучение. Материалы занятий им передаются в электронном виде, изучаются самостоятельно. По телефону, электронной почте или при помощи нашего сайта могут быть получены ответы на возникшие вопросы. При личной встрече в удобное для кандидатов время проводится собеседование по материалам обучения и письменная контрольная работа.
После окончания обучения каждый ученик Школы приемного родителя пишет контрольную работу. Каждый вопрос работы рассматривался на занятиях, поэтому контрольная не вызывает трудностей у граждан, осознавших свою готовность к принятию ребенка в семью.По результатам обучения и психолого-педагогического тестирования с гражданами могут быть заключены договоры о сопровождении семьи после принятия ребенка.
У каждого ученика Школы приемного родителя есть возможность индивидуально и конфиденциально задавать интересующие вопросы по принятию ребенка в семью сотрудникам Службы содействия семейному воспитанию. Помните народную мудрость «Тяжело в учении – легко в бою». Не стесняйтесь, спрашивайте обо всем, что вас интересует, ведь мы работаем для вас.
Циклограмма занятий
№ | дата | Кто проводит | тема | |
1. | Понедельник
| Соломаха И.Г., зам.директора по социальной работе, руководитель Службы содействия семейному воспитанию | 1.Введение в программу подготовки кандидатов в замещающие родители. | |
2.Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители | ||||
2. | Среда | Кирикова Е.П., психолог | 3.Особенности развития ребенка | |
3. | Пятница | Шалдова О.Б., психолог | 4.Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка | |
5.Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка | ||||
4. | 2-я неделя | вторник
| Ковина Е.С., юрисконсульт | 6.Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
7.Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | ||||
5. | Четверг | Мотрук В.Ф., воспитатель | 8.Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей | |
9.Особенности умственного развития ребенка, оставшегося без попечения родителей | ||||
6. | 3-я неделя | Понедельник | Соломаха И.Г., зам.директора по социальной работе | 10.Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации замещающих родителей |
7. | Среда
| Кирикова Е.П., психолог | 11.Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. | |
12.Особенности полового воспитания приемного ребенка. | ||||
8. | пятница | Шалдова О.Б., психолог | 13.Адаптация ребенка и замещающей семьи | |
14.”Трудное” поведение приемного ребенка, навыки управления “трудным” поведением ребенка | ||||
9. | 4-я неделя | Вторник
| Ковина Е.С., юрисконсульт | 15.Практическое занятие: защита законных прав и интересов приемного ребенка (работа по взысканию алиментов, исковое заявления о лишении родительских прав, распоряжение имуществом ребенка – договор аренды жилого помещения и пр.) |
10. | Суббота | Общее занятие в группах детей | 16.Практическое занятие: взаимодействие с ребенком, оставшимся без попечения родителей. Преодоление задержки в развитии ребенка при помощи игры, общения детей со взрослыми. | |
11. | 5-я неделя | Понедельник
| Соломаха И.Г., зам.директора по социальной работе | 17.Первое знакомство с ребенком. Тайна усыновления. 18.Подведение итогов освоения курса подготовки. Круглый стол. |
19.Итоговая аттестация |
Вопросы итоговой контрольной работы.
- Что должно измениться в семье с появлением приемного ребенка?
- Какие формы устройства детей в семью Вы знаете?
- Какие социальные гарантии будет иметь ребенок, переданный в семью?
- Каковы потребности развития ребенка ? самая важная потребность для ребенка-сироты?
- Что такое возрастной период и возрастной кризис?
- Какие виды жестокого обращения с ребенком Вам известны? Каковы его последствия?
- Какую роль играют в жизни ребенка кровные родители и родственники? Как к ним относиться Вам?
- Чем различаются воспитание кровного и приемного ребенка?
- Нужно ли сохранять тайну усыновления?
- Какое поведение ребенка принято называть «трудным»?
- Почему возникает «трудное» поведение у ребенка?
- В чем отличие «задержки психического развития» и «умственной отсталости»?
- Насколько собственный опыт приемного родителя влияет на поведение приемного ребенка?
- В каких случаях может возникнуть риск жестокого обращения в приемным ребенком?
- Что и в какой степени формирует половое самосознание приемного ребенка?
- Каковы права приемного родителя?
- Каковы обязанности приемного родителя?
Свидетельство о прохождении курса подготовки выдается при условии:
- Посещение не менее 50 % занятий
- Объем правильных ответов не менее 50 %
Содержание изучаемого курса.
Тема “Введение в программу подготовки кандидатов в замещающие родители”.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот).
Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители (далее – организация по подготовке замещающих семей).
Процесс и этапы подготовки кандидатов в замещающие родители.
Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (далее – сопровождающая организация), приемной семье после устройства ребенка.
Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в приемной семье. Основы безопасного воспитания ребенка.
Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье.
Тема “Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители” .
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Понятие обучающе-психологического тренинга.
Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга. Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих программу подготовки приемных родителей (далее – участники тренинга), и членов их семьи.
Содержание обучающе-психологического тренинга. Правила работы участников тренинга в группе. Знакомство участников тренинга.
Ожидания и опасения участников тренинга.
Тема “Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации приемных родителей”.
Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация -усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать.
Оценка кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.
Компетенции кандидатов в замещающие родители по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Знания и умения, необходимые кандидату в замещающие родители.
Тема “Особенности развития ребенка”.
Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.
Тема “Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка”.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Мозаичность развития. Понятия “умственная отсталость” и “задержка психического развития”, их отличие.
Дихотомия “жертва-агрессор”. Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. “Фрагментарность” как специфика посттравматического сознания.
Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.
Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема “Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей”.
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы “нарушенной привязанности” (понятия “негативной (невротической) привязанности”, “амбивалентной привязанности”, “избегающей привязанности”, “дезорганизованной привязанности”).
Понятие “горя и потери” в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).
Тема “Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка”.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Паттерны семейного взаимодействия.
Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и возможность их развития.
Семейная история и ее обсуждение. Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределения ролей в семье. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители. “Система поддержки” и ресурсы семьи.
Личная и семейная ситуация кандидатов в замещающие родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в замещающие родители.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Самооценка кандидатов в замещающие родители.
Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в замещающие родители в процессе воспитания ребенка.
Тема “Адаптация ребенка в приемной семье”.
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
Понятие о методике “Книга жизни ребенка” и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в составлении “Книги жизни ребенка”.
Тема “Трудное” поведение приемного ребенка, навыки управления “трудным” поведением ребенка.
Формы “трудного” поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с “трудным” поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем “трудного” поведения могут помочь специалисты.
Тема “Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка”.
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.
Тема “Особенности полового воспитания приемного ребенка”.
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка Формирование половой идентичности у ребенка Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.
Половое воспитание в приемной семье Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте. Защита ребенка от сексуального насилия.
Тема “Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям”.
Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией. Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.
Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники – сопровождающая организация – приемная семья).
Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.
Тема “Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан”.
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Формы семейного устройства усыновление, опека (попечительство) Формы опеки (возмездная и безвозмездная) Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в замещающие родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители.
Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.
Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Поиск и выбор ребенка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот. Посещение учреждения для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.
Возмездные вид опеки: приемная семья. Права приемного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной семьи, льготы.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Перечень документов, передаваемых приемной семье учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства.
Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в приемную семью.
Правовые последствия усыновления, опеки, попечительства – имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов, попечителей.
Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку, попечительство, в том числе на возмездные ее формы.
Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Ответственность замещающих родителей. Информирование семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства в судебном порядке.
Тема “Подведение итогов освоения программы подготовки кандидатов в замещающие родители, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью”.
Обсуждение результатов освоения программы подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения программы.
Оценка степени усвоения программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
Школа приёмных родителей
О программе
Основная цель образовательных программ «Вместе детям» состоит в создании условий для становления личности ребенка-сироты и его социальной адаптации в обществе. Важно, чтобы ребенок находился в благоприятной среде окружающих его взрослых людей, это воспитатели, волонтеры. Но самое главное — приемные родители. Именно приемная семья может стать наиболее благоприятной средой для ребенка — сироты и подготовить его к жизни в обществе.
Для достижения поставленной цели мы реализуем различные образовательные программы и мероприятия, содействующие созданию оптимальных условий для воспитания и развития ребенка через полноценную подготовку и поддержку семей, повышение психологической компетентности, и обмен опытом заинтересованных сторон.
Программы осуществляются под руководством Л.П. Рудневой (практикующий психолог, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, кандидат в члены Международной психоаналитической ассоциации (IPA)).
Основными задачами образовательных программ являются:
- Создать эффективную систему подготовки и сопровождения приемных родителей.
- Подготовить граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучить навыкам компетентного родительства.
- Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей, включая индивидуальное психоконсультирование, осуществление терапевтической поддержки и профилактики кризисных ситуаций.
- Разработать систему мониторинга для оценки эффективности технологий подготовки и сопровождения приемных родителей, отслеживания дальнейшей траектории развития семьи.
- Создать условия для взаимодействия участников программы.
- Обобщить опыт внедрения программы, издать методическое пособие для приемных родителей и специалистов.
- Изученить программ воспитания детей – сирот в детских домах для дальнейшего взаимодействия по их социальной адаптации.
- Обучить специалистов социальной сферы. Взаимодействие с государственными структурами социальной политики и образования. Привлечение дополнительных средств государственных социальных программ.
Школа приемных родителей — Г(О) БУ Центр «СемьЯ»
Школа приемных родителей Г(О)БУ Центра «СемьЯ» в рамках переданных полномочий органов опеки и попечительства осуществляет подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Основные задачи Школы:
— выявление и формирование у граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, воспитательных компетенций, а также родительских навыков и ресурсов семьи для содержания и воспитания ребенка, в том числе его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
— помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем, трудностей и рисков, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
— ознакомление граждан с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Обучение в Школе приемных родителей — это возможность для будущих приемных родителей оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка. Опыт показывает, что подготовительные занятия уменьшают число неудачных попыток образования замещающей семьи.
Подготовка кандидатов в приемные родители (усыновители, опекуны/попечители) осуществляется высококвалифицированными специалистами Школы приемных родителей Центра по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом управления образования и науки Липецкой области от 25.03.2021 № 412 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 15.06.2020 3 718 «Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»
Обучение проводится в Школе приемных родителей Центра в очно-заочной форме (в группе) в соответствии с графиком работы Школы приемных родителей по следующим дням:
— среда – 10.00-14.45 или четверг – 16.00-20.45;
— суббота – 10.00-14.45.
Зачисление граждан на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется Г(О)БУ Центром «СемьЯ» по их письменному заявлению при обращении в Центр (г. Липецк, ул. Ушинского, 28) с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Более подробную информацию Вы можете получить по телефону: 8(4742) 48-06-50 (заместитель директора Г(О)БУ Центра «СемьЯ» Николаева Елена Николаевна).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 марта 2015 г. № 235 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».
Школа приемных родителей — ГБОУ «Психологический центр» г. Михайловска
Школа является системой комплексного социально-психологического, психолого-педагогического, медицинского и правового сопровождения замещающих (приёмных) семей, семей, усыновивших или взявших под опеку/попечительство детей (ребёнка) и граждан, планирующих усыновить, взять под опеку/попечительство ребенка или стать приемными родителями.
Школа приёмных родителей работает на базе центра с 2012 года по Соглашению с ГБОУ «Краевой психологический центр» г. Ставрополь.
Школа в своей деятельности руководствуется нормативными и правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края в области опеки, попечительства и института приёмной семьи, Уставом центра.
В формулировании цели деятельности Школа мы исходим из понимания миссии замещающей семьи — дать ребёнку модель близких принимающих стабильных и безопасных отношений, отличающихся от тех моделей, которые он наблюдал ранее.
Целью программ подготовки семьи, независимо от формы семейного жизнеустройства, является помощь семье в создании оптимальных условий для интеграции приёмного ребёнка в семейную систему.
Подготовка граждан ведётся по программе, утвержденной Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края (№ 808-пр от 31.08.2012 г.).
По окончании обучения, участникам выдается бессрочное свидетельство о прохождении Школы единого государственного образца.
Формы работы, в рамках прохождения программы Школы:
- просмотр и обсуждение фильмов из серии «День аиста». Истории из жизни реальных приёмных семей.
- мини-лекции и семинары
- совместные обсуждения
- «мозговой штурм»
- упражнения на рефлексию (осознание себя)
- тренинговые упражнения (обучение навыкам)
- ролевые игры
- разбор «случаев из жизни»
- домашнее задание, раздаточные материалы
Куратор проекта — Татаренко Оксана Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе
Список учреждений, реализующих программу «Школы приёмных родителей» в Ставропольском крае
Приказ №808-пр от 31.08.12 О порядке и программе подготовки кандидатов в приёмные родители
Школа приемных родителей — Бобровская школа-интернат для детей-сирот Воронеж
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Приказ департамента от 16.08.2012 №804 «О утверждении Программы, подготовки лиц желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»
Приказ от 31.08.2012 №854 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 16.08.2012 № 804 «Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшихся без попечения родителей»
Приказ департамента от 01.07.2015г. №770 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»
Информационно-просветительский материал
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Пособие для замещающих родителей
Буклет «Адаптация ребенка в замещающей семье»
Буклет «Основные причины возврата детей из замещающих семей»
Основные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сегодня в России все большее развитие получают разнообразные формы передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. Среди этих форм можно выделить усыновление (национальное и международное), опеку и попечительство, приемные и патронатные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни, поселки, общины, где условия проживания приближены к семейным.
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие, с соблюдением требований Семейного Кодекса Российской Федерации. Усыновление производится судом по заявлению лица (лиц), желающих усыновить ребенка в порядке особого производства.
Усыновление – принятие ребенка в семью на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для родителей усыновление – высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Данный вид устройства позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей. При усыновлении ребенку можно дать фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости дату рождения. Тайна усыновления в России охраняется законом.
Опека (попечительство) представляет собой самую распространенную семейную форму устройства детей, лишившихся попечения родителей, когда несовершеннолетний передается на дальнейшее воспитание в семью.
Сущность опеки состоит в передаче несовершеннолетнего, не достигшего 14 летнего возраста в семью опекуна, а подростка в возрасте от 14 до 18 лет в семью попечителя. Опекун (попечитель) имеет практически все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, он несет за ребенка полную ответственность. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определенный срок или без срока.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством) сохраняют права на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия, а также право собственности на жилое помещение. Согласно п. 3 ст. 150 Семейного Кодекса Российской Федерации опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Приемная семья – форма воспитания ребенка (детей) в семью на дому у приемного родителя. Общее количество детей в приемной семье, включая усыновленных и родных детей, не должно превышать 8 человек.
Патронатное воспитание — это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства.
С целью устройства детей в семьи создан государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству в семьи граждан. Существует также региональный банк данных.
Государственное бюджетное учреждение Калужской области Центр психолого — педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»
Запись на занятия школы кандидатов в замещающие родители
Программа подготовки лиц, желающих взять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Дополнительные общеразвивающие программы для взрослых
Расписание занятий
Условия зачисления в группы взрослых
- Основными формами организации работы по реализации программ дополнительного образования взрослых являются групповые занятия, тренинги. Целесообразность выбора формы организации работы определяет специалист в зависимости от решаемой проблемы и реализуемой программы
- Порядок комплектования групп осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с учетом психолого-педагогических потребностей взрослых, соответствующих основным направлениям деятельности Центра. Возраст, количество занимающихся в группах, а также количество и периодичность занятий определяются используемыми программами
Права и обязанности детей и родителей (законных представителей)
Справки по телефону 8 (4842) 57-11-00
При себе иметь паспорт и СНИЛС
Учебно-методические материалы для проведения занятий по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и самостоятельной подготовки
Практическое пособие для слушателей школы кандидатов в замещающие родители, включающее в себя широкий спектр вопросов, касающихся воспитания и развития детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важно, что в хрестоматии представлены не только «готовые рецепты» воспитания, но и предложен материал, позволяющий родителям находить ответы на сложные, интересующие их вопросы самостоятельно, выбирать приемлемый способ реагирования на те или иные проблемы, возникающие в семье. Хрестоматия рассчитана на широкий круг читателей и может быть рекомендована как слушателям школ кандидатов, так и родителям, специалистам, работающим с замещающими семьями. Хрестоматия может быть использована как методическое пособие студентов высших и средних специальных учебных заведений | |
Рабочая тетрадь кандидата в приемные родители создана для того, чтобы у всех кандидатов в приемные родители была возможность пройти курс подготовки к приему ребенку вне зависимости от того, насколько часто они могут посещать занятия. Тетрадь построена таким образом, что помогает структурировать изучаемый материал, тратить меньше времени на конспектирование информации и работать самостоятельно над изучением отдельных тем. Ведущий занятий может с помощью данного пособия организовывать как индивидуальную, так и групповую работу, а также работу в малых группах и парах, предлагать и контролировать выполнение домашних заданий, а кандидат обсудить все возникшие вопросы и переживания с членами семьи. После окончания курса подготовки тетрадь остается к кандидата и может использоваться как справочный материал | |
Книга содержит конкретные рекомендации по оказанию помощи детям в кризисные периоды их жизни. Пособие адресовано родителям и замещающим семьям, а также полезно специалистам практикам, работающим с детьми |
Список литературы, рекомендуемый кандидатам в замещающие родители с целью повышения профессиональных и личностных компетенций
Учебники для родителей
- Ю.Б. Гиппенрейтер: «Общаться с ребёнком как?» «Продолжаем общаться с ребёнком так ?» «Эти дети. Кто они?» «Родителям: как быть ребёнком»
- А. Фромм «Азбука для родителей».
- З. Матейчик «Родители и дети».
- В. Леви «Новый нестандартный ребенок. Как воспитывать родителей».
- Л. Петрановская «В класс пришел приемный ребенок», «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения», «Дитя двух семей».
- Я. Катерина, Л. Мерви «Как я появился на свет»
- А. Аудариня, М. Путниньш «Откуда берутся дети?»
- Р. Байярд, Д. Байярд «Мой беспокойный подросток»
- В. Сатир «Как строить себя и свою семью»
- Д. Морозов «Поколение Китеж. Ваш приёмный ребёнок»
- Т. Шишова: «Чтобы ребёнок не был трудным», «Как преодолеть детскую застенчивость»
- М. Зажигина «Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают»
- Е. Лютова, Г. Монина «Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»
- М.В. Осорина «Секретный мир в пространстве взрослых»
- Т.Г. Яничева «Полезная книга для хороших родителей. Ответы психологов на вопросы родителей
- П. Треверс «Мэри Поппинс»
- Я. Корчак «Как любить ребёнка: Книга о воспитании»
- Р. Кэмпбелл «Как на самом деле любить детей».
- Н. Пезешкиан «Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт».
- А.А. Бодалева , А. С. Спиваковская, Н.Я. Карпова «Популярная психология для родителей».
- М.Е. Сандомирский «Защита от стресса».
- В.В. Козлов «Психотехнологии изменённых состояний сознания. Личностный рост. Методики и техники».
- Хорни, Карен. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ/Пер. С англ. В.В. Старовойтова – М.: Прогресс: Универс, 1993.
- Рейнуотер, Джанетт. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом.
- Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: Речь, 2001.
- Гроф, Станислав. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом.
- Журнал для приемных родителей «Родные люди».
Художественная литература
- Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Медея и её дети», «Дочь Бухары».
- Д. Рубина «На солнечной стороне улицы», «Синдром Петрушки».
- М. Шишкин «Пальто с хлястиком».
- А. Тор: «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море», «Правда или последствия».
- Э. Портер «Поллиана».
- Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика», «Матильда».
- Э.-Э. Шмитт «Оскар и розовая дама».
- М-О Мюрай «Oh, Boy!».
- Д.С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко».
- В. Приёмыхов «Двое с лицами малолетних преступников».
- Д. Сабитова «Три твоих имени».
- Наринэ Абгарян «Манюня».
- Д. Тартт «Щегол», «Маленький друг»
Список фильмов, рекомендуемый кандидатам в замещающие родители с целью повышения профессиональных и личностных компетенций
- «Мой любимый клоун» (СССР – 1986 год, реж. Юрий Кушнерёв)
- «Мачеха» (СССР – 1973 год, реж. Олег Бондарёв)
- «Дети Дон Кихота» (СССР – 1965 год, реж. Евгений Карелов)
- «Евдокия» (СССР – 1961 год, реж. Татьяна Лиознова)
- «Молодая жена» (СССР – 1978 год, реж. Леонид Менакер)
- «Мужики» (СССР – 1981 год, реж. Искра Бабич)
- «Мама вышла замуж» (СССР – 1969 год, реж. Виталий Мельников)
- «Эдвард Руки-ножницы» (США- 1990 год, реж. Тим Бёртон.)
- «Я так давно тебя люблю» (Франция, Германия – 2007 год, реж. Филипп Клодель)
- «Путешествие с домашними животными» (Россия – 2007 год, реж. Вера Сторожева)
- «Итальянец» (Россия – 2005 год, реж. Андрей Кравчук)
- «Дочки-матери» (СССР — 1974, реж. Сергей Герасимов)
- «Подранки» (СССР – 1976 год, реж. Николай Губенко)
- «Сирота Казанская» (Россия -1997 год, реж. Владимир Машков)
- «Семь нянек » (СССР – 1962 год, реж. Ролан Быков)
- «Хозяйка детского дома» (СССР — 1983, реж. Валерий Кремнев)
- «Дитя» (Бельгия-Франция – 2005 год, реж. Жан-Пьер и Люк Дарденн)
- «Мальчик с велосипедом» (Бельгия, Франция, Италия – 2011, реж. Ж.-П. и Л. Дарденн)
- «Что гложет Гилберта Грейпа» ( США -1993 год, реж. Лассе Халльстрем)
- «Императорский клуб» (США-2002 год, реж. М. Хоффман)
- «Общество мёртвых поэтов» (США – 1989 год, реж. Питер Уир)
- «Хористы» (Франция, Швейцария, Германия – 2004 год, реж. Кристоф Барратье )
- «Отцы и дети» (Россия – 2008 год, реж. Авдотья Смирнова)
- «Умница Уилл Хантинг» (США – 1997 год., реж. Гас Ван Сент)
- «Возвращение» (Россия – 2003 год, реж. Андрей Звягинцев)
- «Отрочество» ( США – 2014, реж. Ричард Линклейтер)
- «Комната» (Ирландия, Канада – 2015 год, реж. Леонард Абрахамсон)
- Спектакль «Мамапапасынсобака» (театр Современник – 2003 год, реж. – Нина Чусова)
Очная степень MBA | Фостерская школа бизнеса
ВАРИАНТ СТЕПЕНИ МВА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ.Подробнее об учетных данных.
Поднимите свою карьеру на новый уровень со степенью магистра делового администрирования Foster Full-time. Двухлетний опыт работы по программе Foster Full-time MBA в Сиэтле дает вам учебный план, преподавателей, поддержку в карьере и возможности для формирования вашего будущего. Рентабельность инвестиций по программе Foster MBA выходит за рамки карьеры и финансовых результатов, она определяет ваше долгосрочное видение того, как оказать наибольшее влияние.
Преобразите свою карьеру в оживленном городе
TheFoster School of Business находится в Сиэтле, где проживает процветающее бизнес-сообщество, от Amazon, Microsoft, T-Mobile и Starbucks до стартапов. Прочная связь между городом и школой дает широкий спектр практических возможностей обучения, таких как стажировки и консалтинговые проекты. Благодаря специальному офису по управлению карьерой и тесным связям с известными компаниями программа Foster Full-time MBA имеет один из самых высоких показателей трудоустройства в стране.
Гибко настраиваемая учебная программа и опыт студентов
Build aFoster Учебная программа Full-time MBA, точно соответствующая вашим карьерным целям. Развивайте свой профессиональный опыт с помощью правильного сочетания курсов, стажировок и проектного опыта, международной деятельности, исследовательских проектов и независимого обучения. Благодаря небольшому размеру класса, доступ к преподавателям мирового класса не имеет себе равных, что позволяет вам более подробно изучить ваши интересы и дает представление о последних исследованиях в области бизнеса.
Объединенное студенческое сообщество и сплоченная сеть выпускников
В рамках сообщества Foster вы будете учиться вместе с талантливой когортой, встречаться с руководителями бизнеса и становиться частью поддерживающего сообщества выпускников, которое извлекает выгоду из постоянного обучения и взаимодействия. Работа в команде и поддержка коллег — основа каждого аспекта программы Foster MBA. Студенты создают команды, которые находят превосходные бизнес-решения посредством открытого обмена идеями и разнообразными точками зрения.
Краткая статистика программы Full-Time MBA
Сообщество и влияние в Foster
Фостер по сбору средств для оказания помощи в связи с COVID-19 в ИндииИндия была потрясена вспышкой коронавируса, в которой ежедневно регистрируется более 300000 случаев заболевания и 4000 случаев смерти. Прошлой зимой ситуация, казалось, значительно улучшилась. Заболевания снизились на 80% после того, как первая волна ежедневных обращений составила…
Подробнее
14 июня 2021 г.
Foster Tech Club проводит саммит лидеров, посвященный вопросам справедливостиНа прошлой неделе Технический клуб Foster провел торжественное мероприятие «Развитие технических лидеров будущего: управление в интересах капитала».Продолжение прогресса, достигнутого в этом году сообществом Foster MBA в продвижении разговора о расовом равенстве и возможностях,…
Подробнее
11 марта 2021 г.
Подробнее Посты MBA на полный рабочий день
Познакомьтесь с выпускниками очной программы MBA
Профиль Маршель Слейтон«Я так много лишился учебы в Фостер. Так как я никогда не изучал финансы, я обнаружил, что страсть профессора Гилберта к занятиям увлекательна и заразительна. Я приобрел уверенность, используя свой голос и поверив в свою способность попадать в неудобные ситуации.”
Подробнее о Marshelle
Профиль Грэм Буллис«Я увидел возможность поработать спонсором над проектом прикладной стратегии, чтобы не только предоставить уникальный опыт следующему поколению учеников приемных семей, но и возможность для меня самого».
Читать о Graham
Предстоящие приемные мероприятия
Почему выбирают Foster