Упражнения на развитие фантазии и воображения . Библия актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров
И вновь предоставим слово М. А. Чехову.
Что такое фантазия?
Свободное, не соответствующее действительности соединение и сочетание различных образов называется фантазией.
Материал для фантазии, то есть образы, которые свободно соединяются и сочетаются между собой, всегда берется из жизни и всегда остается одним и тем же.
Сами по себе они свойственны в одинаковой мере как человеку с богатой фантазией, так и обыкновенному человеку, не одаренному этой способностью. И никто в мире не в состоянии цридумать нового ощущения, нового чувства и т. п. Вся способность фантазии сводится только к комбинированию этого материала, этих общечеловеческих образов, к их соединению, разъединению, сочетанию и пр. И чем смелее фантазия художника, чем она развитей и разнообразней, тем большую силу и изобразительность получают его произведения.
Фантазию поэтому также следует считать одним из необходимых и важных элементов творчества, и над развитием ее художнику нужно работать так же, как и над развитием способности произвольного внимания».
Упражнение 1
Это упражнение построено на том, что фантазия участников направлена на различные предметы. Например, Чехов предлагал обращаться с карандашом или каким-нибудь другим предметом, как с заряженным револьвером, острой бритвой, кинжалом, змеей и пр. Задействуйте в ходе занятия любые предметы, которые имеются в вашем распоряжении: карандаши, блокноты, одежду, обувь, стулья, носовые платки и т. д.
Чтобы придать этому упражнению занимательность, его можно выполнять в двух вариантах:
• ведущий дает каждому участнику личное задание, которое не слышат остальные, и им остается угадать, какой предмет подразумевается.
• участник сам выбирает, во что он будет «превращать» имеющийся предмет, а остальные угадывают.
Действие с предметом у каждого участника должно занимать не более 5 минут.
Упражнение 2
Выполняется по очереди всеми участниками группы. Как и в предыдущем случае, это упражнение можно превратить в игру на угадывание.
Задача участников – ходить по полу, как по луже, по грязи, по горячему, раскаленному песку и т. д. Можно также идти, цепляясь за стену, как если бы вы шли по узком карнизу или цеплялись за скалы над пропастью. При желании можно включить в это упражнение и ползание.
Упражнение 3
Для выполнения этого упражнения вам потребуется реквизит – различные игрушки, изображающие животных и людей.
Представьте себе, что эти игрушки, изображающие животных или людей, на самом деле живые животные и люди.
Группа выбирает водящего. Он достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо характерные для этого предмета действия. Остальные участники отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Тот, кто назвал предмет правильно, становится водящим. Нужно, чтобы в роли водящего побывал каждый из участников занятия, а предметы ни в коем случае не повторялись.
Упражнение 5
Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее:
• Собираешь велосипед по частям
• Устанавливаешь все четыре колеса на легковую машину
• Собираешь по частям самолет
• Собираешь по частям вертолет
• Делаешь из досок лодку с веслами
• Собираешь по частям другую технику
Дополните список заданий по своему усмотрению. Главное, чтобы процесс, который нужно было изобразить в этюде, подразумевал сборку целого из деталей. Выполняя упражнение, важно показывать остальным форму детали, которую вы держите в руках, чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. Затем зрители смогут понять, что сейчас собрал актер.
Упражнение 6. «Оживление предметов»
Вам потребуется кое-какой реквизит из числа подручных предметов: шарфы, мячи, пояса, предметы одежды и т. д.
Задача участников группы – представить, что предметы, которые имеются в их распоряжении, оживают и превращаются в каких-то животных. Например, пояс становится змеей, шапка – спящим котом, а мяч – гигантским яйцом, из которого вот-вот вылупится не то птенец страуса, не то детеныш дракона. Как вы будете действовать?
Упражнение 7
Упражнение выполняется поодиночке парами или тройками, в зависимости от величины группы. Задача участников – подробно показать приготовление какого-то блюда, причем все продукты и утварь, а также вода – воображаемые. Например, если вы варите суп, то для начала моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой. Важно быть по возможности достоверным в деталях и войти в образ – скажем, показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.
Кстати, с этим этюдом связан забавный театральный анекдот. Как-то раз подобное задание по ходу репетиции получила высокопрофессиональная актриса. От нее требовалось вынести на сцену воображаемый горшок горячих щей. Режиссер и коллеги ждали ее очень долго, наконец, не вытерпев, они наведались за кулисы, и оказалось, что актриса так вошла в роль, что ищет… ухват для горячего горшка, чтобы не обжечь руки.
Упражнение 8
Это упражнение рассчитано не только на богатую фантазию, но и на умение парадоксально мыслить. От участников требуется принимать смешные и необычайные положения, окружать себя необычайной обстановкой и верить, что это необходимо для собственного счастья, для счастья ближних, для победы над врагом, для личной услуги приятелю и т. д.
Например, сесть на корточки на стул, поставить на голову чернильницу, взять в зубы носовой платок, прищурить один глаз и в таком положении объясниться в любви или провести серьезный разговор.
Возможный вариант: суеверный студент явился сдавать экзамен и так перестарался по части соблюдения различных примет и использования амулетов на удачу, что выглядит комично – например, выполняет все действия левой рукой, старается ступать только с правой ноги, ему мешает подложенный под пятку талисман на счастье, который в самый ответственный момент вылетает из ботинка на другой конец помещения и т. д. и т. п. При этом студенту нужно сохранять серьезный вид и прикидываться, будто он ведет себя и выглядит совершенно нормально и естественно.
Включите воображение и придумайте аналогичные задания для каждого из участников тренинга, и чем абсурднее они будут, тем лучше. Упражнение можно выполнять поодиночке, парами и тройками, произнося текст или бессловесно.
Упражнение 9
Данное упражнение напоминает предыдущее, однако, у него несколько иная цель и структура.
Выдумать какой-нибудь смешной или необычный ритуал (чествовать короля, например) и выполнять его с полной серьезностью, верой и наивностью.
Упражнение 10
Искать сходства между предметами и определенными людьми, между людьми и животными, фантазировать на тему, каково настроение того или иного неодушевленного предмета, сколько лет ему, каково его естественное положение и т. п.
Фантазировать под музыку.
а) Кто-нибудь произносит два-три слова. Слушатели фантазируют на тему этих слов.
б) То же самое, но с заказанным заранее настроением, то есть заранее определяется, что фантазия на произнесенные слова должна иметь печальный, радостный, возвышенный, грустный, таинственный, мистический характер и т. п.
а) Кто-нибудь произносит всевозможные звуки, шумы, стук и т. д. Упражняющиеся садятся к нему спиной и, слушая произносимые им звуки, создают своей фантазией какую– нибудь картину, цельную, связную, отправляясь в своих фантазиях от звуков.
б) То же самое, но с заранее заказанным настроением.
с) То же самое, но с заранее определенной картиной. Разница между этим последним упражнением (с) и первым (а) в том, что здесь звуки должны быть оправданы задуманной картиной, тогда как там (а) сама картина возникает от звуков. Разделить дорогу, по которой обычно приходится ходить, на участки, представить себе, что в одном из них все встречающиеся люди подозревают вас в убийстве, в другом вы сами должны открыть убийцу, в третьем где-то заложена бомба и по лицам встречных нужно определить, где именно она заложена, и т. д.
Выбрать какое-нибудь очень мало вам знакомое лицо (или даже совсем незнакомое) и попробовать представить себе его жизнь во всех подробностях: детство, даже его будущую жизнь и даже смерть.
Вообразить себя гадальщиком, хиромантом и устраивать сеансы.
Упражнение 12
Группа садится за стол. Кто-нибудь произносит какое-нибудь слово. Сидящий с ним рядом, слыша слово, старается
уловить самое первое впечатление, которое вызвало в нем только что произнесенное соседом слово, старается поймать первый образ, родившийся в его воображении, и тотчас же передает этот свой образ следующему и т. д. Возникающие таким путем образы бывают так тонки и неуловимы, что передать их словом иногда бывает почти невозможно, поэтому не следует стеснять себя при передаче своих образов способом самой передачи. Пусть это будет жест, выражение лица, даже нечленораздельный звук – все равно, лишь бы он выражал тот неуловимый образ, который возник в сознании.
Польза этого упражнения такова: стараясь уловить перворожденный образ, научаются тонкому и глубокому проникновению в свои чувства и образы фантазии. Развивают чуткость к ним и избегают грубости по отношению к своим фантазиям.
В самом деле: возьмите любое слово, например «часы», и попробуйте, отрешившись от грубого, обычного представления вашего о «часах», проследить, что рождает ваша фантазия при первом восприятии этого слова. Вы увидите, что образы могут быть при этом самые неожиданные, самые удивительные! Может быть, это будет образ какой-то башни с часами на сказочном замке или образ какой-то неуловимой силы «неизбежного часа»! Или, может быть, бой часов у вас в воображении связан с каким-нибудь сильным, памятным вам событием в вашей жизни, и событие это воскреснет в вашей душе вместе с образом часов.
И вот, научившись таким образом чутко прислушиваться к тонким, еле уловимым образам вашей фантазии, вы окажете немалую услугу себе как художнику.
Упражнение 13
Ваша задача – стараться найти красоту во всяком предмете, во всяком положении, во всякой мысли, картине и т. д. Упражнение это чрезвычайно важно. Одно из свойств творческой души именно в том и заключается, что она способна видеть и извлекать красоту из того, что душа нетворческая не удостаивает даже внимания! Истинный художник видит прежде всего красоту и достоинства, а не уродства и недостатки. Чем больше критики и порицаний слышим от художника, тем меньше истинного искусства можно ожидать от него.
Вы уже заметили, вероятно, что упражнения, предложенные на внимание, на веру и наивность и на фантазию, нельзя признать упражнениями, годными исключительно на внимание или исключительно на фантазию, исключительно на веру и наивность. Оказывается, что каждое из этих упражнений, на что бы оно ни было направлено, требует одинаково как внимания, так и фантазии, и веры, и наивности. Что же следует из этого? То, что творческий процесс есть один, нераздельный акт души, где все элементы творчества в каждую данную минуту одинаково необходимы. Ни один из элементов не может отсутствовать. Момент творческий совмещает в себе все элементы нераздельно. И только анализ, на котором основана система, разобщил эти элементы теоретически для того, чтобы удобнее было говорить о них, изучать и понимать их.
Упражнение 14
Это упражнение развивает гибкость воображения.
Возьмите образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте его превратиться в другой: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний, осенний и снова зимний и т. п. То же с фантастическими превращениями: заколдованный замок постепенно превращается в бедную избу и наоборот; старуха нищенка превращается в красавицу ведьму; волк – в царевича, царевна – в лягушку и т. п. Продолжайте это упражнение с образами, находящимися в движении: рыцарский турнир; пламя лесного пожара; возбужденная толпа; бал; фабрика; железнодорожная станция и т. п.
Упражнение 15
Усложненный вариант предыдущего упражнения на гибкость воображения. Ваша задача – через внешние проявления образа увидеть его внутреннюю, интимную жизнь. Например: король Лир в пустыне; король Клавдий в сцене молитвы; Орлеанская Дева в момент откровения; муки совести Бориса Годунова; восторги и отчаяния Дон Кихота и т. п. Наблюдайте образы, пока они не пробудят ваших творческих чувств. Не торопите результатов.
Теперь вам следует научиться отказываться от первых созданных вами образов, добиваясь все более совершенных. Держась боязливо за уже созданный вами, хотя бы и хороший, образ, вы не найдете лучшего. Лучший образ всегда готов вспыхнуть в воображении, если вы имеете смелость отказаться от предыдущего. Проработайте в деталях образ из пьесы, литературы или истории. Изучите его. Откажитесь от него и начните всю работу сначала. Если вы заметите, что лучшие черты первого образа продолжают жить в вашем воображении, вливаясь во второй образ, примите их проработав второй образ, откажитесь и от него, сохранив его лучшие черты. Делайте это упражнение все с тем же образом, пока это доставляет вам художественное удовлетворение.
Кстати, вот какой подход М. А. Чехов рекомендовал при работе над ролью, над конкретным образом:
Процесс восторгания должен быть возможно продлен, ибо от него в значительной мере зависит успешность дальнейшей работы. Если ученик перестанет ощущать прелесть произведения, то нужно целым рядом вопросов, касающихся разбираемого произведения и роли, снова стараться заинтересовать его. Вопросы могут быть таковы: что бы стал делать герой при таких-то и таких-то обстоятельствах; какая черта характера вам ближе всего; с кем из знакомых вы могли бы его сравнить. На какое животное он похож, и т. д. Период восторгания должен быть пережит учителем и учеником совместно, причем ученик отнюдь не должен знать, что он «восторгается»; об этом он может узнать только после того, как период этот пережит.
В период «восторгания» следует также создать все подробности жизни действующего лица: его прошлое со всеми подробностями, детали настоящей жизни (вне сцены) и предположения о будущей.
М. Чехов. О системе Станиславского. Журнал «Горн» (1919, кн. 2/3)
Упражнение 16
Самое сложное упражнение на развитие гибкости воображения. Начните сами создавать и прорабатывать в деталях образы людей и фантастических существ.
Соль упражнения в том, что, если в предыдущих вариантах вы анализировали и старались прочувствовать хорошо известные образы литературных или исторических персонажей, то теперь ваша задача усложняется, поскольку вам надлежит придумать персонаж с нуля. Он может относиться к какой-либо исторической эпохе, но при этом не представлять собой известного лица (скажем, попробуйте создать в воображении детальный образ русского крестьянина петровской эпохи или викторианского джентльмена или античной гетеры). С тем же успехом вы вольны придумать образ человека (или фантастического существа) с другой планеты, из параллельного мира и т. д. В таком случае в вашем распоряжении уже не будет черт конкретной эпохи и вам придется разрабатывать образ и психологию персонажа с нуля.
В связи с этим хотелось бы сделать важное предупреждение. В наши дни массовая культура – кино, развлекательная литература, даже компьютерные игры, – буквально затопила наше сознание фантастическими сюжетами, образами, целыми мирами. Они у всех на слуху, все с легкостью представляют их себе, стоит лишь сказать ключевое слово «охотник на чудовищ», «вампир» или «инопланетянин» и т. д. Так вот, ваша задача в этом упражнении – отрешиться от того, что вы уже знаете и видели, полностью очистить сознание. Да, это нелегко, особенно тем, кто увлекается кино и фантастической литературой. Тем не менее, постарайтесь.
Упражнение можно провести в виде конкурса. Каждый участник группы должен будет придумать один-два образа; допустим, первый – с опорой на какую-то эпоху, второй – оторванный от привычной нам реальности. Задания на сочинение исторических образов можно раздать по жребию. Желательно выбрать ведущего, или, если группа велика, то жюри из 2–3 человек, которые будут оценивать успешность выполнения задания.
Настоящий темп зависит от двух условий: первое – устранение ненужных длиннот (в речи, игре и постановке) и второе – живое, подвижное чувство актера. Темп, как вы знаете, бывает двоякого рода: внешний и внутренний. Первый выражается в быстрой (или медленной) смене внешних средств выразительности, которыми пользуются и режиссер, и актер (движения, речь, мизансцены, монтаж, всякого рода сценические эффекты и пр.). Второй, внутренний, темп выражается в быстрой (или медленной) смене душевных состояний героя, изображаемого вами на сцене. Если темп первого рода (внешний) может быть достигнут режиссером чисто постановочными средствами, средствами монтажа и т. п., то второй (внутренний) темп зависит исключительно от актера. Этому, а не американскому темпу следует учиться русскому актеру: быстрой (но четкой) смене образов, желаний, чувств и эмоций всякого рода. (Замечу между прочим, что внутренний и внешний темпы могут и не совпадать при игре. Нередко это дает изумительные по неожиданности и силе эффекты. Но это уже дело режиссера.) В наши дни время течет быстрее. Мы чувствуем, думаем и ходим быстрее, чем десять-пятнадцать лет назад. Наш зритель тоже «скорее» смотрит и понимает происходящее на экране. Очень возможно, что люди эпохи Иоанна Грозного и думали, и говорили, и двигались тяжело и медленно. Может быть, это и было, так сказать, «стилем» их жизни. Но мы, в наши дни, уже не в состоянии вынести этой «исторической правды». В интересах художественности впечатления мы должны отказаться от нее. Можно изобразить тяжелых и медленных людей на экране, но это, пожалуй, лучше сделать средствами художественной изобразительности – намеками и характерными чертами, но не копированием воображаемой «исторической правды». С темпом нашей эпохи приходится считаться и актеру, и главным образом режиссеру. Ошибочно поступает, по-моему, постановщик и тогда, когда затягивает темп сцен, смысл которых ясен и быстро усваивается зрителем. (Примерами таких сцен в «Грозном» могут быть: Грозный, умоляющий бояр присягнуть его сыну, или боярыня Старицкая с кубком и ядом и другие. Целый ряд сцен в этом роде мог бы быть ускорен в интересах темпа.) Можно, пожалуй, несколько затянуть сцену с очевидным, простым содержанием, но только в том случае, если актер в состоянии удержать внимание публики все новыми и новыми нюансами своей игры. Если же этого нет – сцена «кончена» для зрителя в тот момент, когда он понял ее содержание. Мне кажется даже, что при экономии времени (при правильном темпе) едва ли режиссеру «Грозного» понадобились бы две (или три?) части для его картины. Грандиозный замысел Эйзенштейна выиграл бы неизмеримо, если бы он захотел показать нам всю судьбу Грозного в одной, хотя бы и длинной, картине.
М.Чехов
Упражнение-дискуссия
Проделав перечисленные выше упражнения, проанализируйте и обсудите следующие цитаты из книги М. А. Чехова «О технике актера».
Образы фантазии живут самостоятельной жизнью
…вы не должны думать, что образы будут являться перед вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтоб, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать (…). Что же делаете вы в период ожидания? Вы задаете вопросы являющимся перед вами образам. Есть два способа задавать вопросы. В одном случае вы обращаетесь к своему рассудку. Вы анализируете чувства образа и стараетесь узнать о них как можно больше. Но чем больше вы знаете о переживаниях вашего героя, тем меньше чувствуете вы сами.
Другой способ противоположен первому. Его основа – ваше воображение. (…) Образ меняется и является перед вами как видимый ответ. В этом случает он продукт вашей творческой интуиции. И нет вопроса, на который вы не могли бы получить ответа. Все, что может волновать вас, в особенности в первой стадии вашей работы: стиль автора и данной пьесы, ее композиция, основная идея, характерные черты действующих лиц, место и значение среди них вашей роли, ее особенности в основном и в деталях, – все это вы можете превратить в вопросы. Но, разумеется, не на всякий вопрос вы получите немедленный ответ. Образы часто требуют много времени, для того чтобы совершить необходимое им превращение».
Упражнение «Фотоальбом»
Это упражнение, взятое из коллекции Михаила Кипниса, позволяет натренировать память, научиться концентрировать внимания на партнере, а также сплотить участников группы благодаря постоянной включенности в совместную деятельность. Его лучше выполнять большой группой, от 5 человек. Вам потребуется доска с мелом или большой блокнот с маркером. Упражнение займет примерно 15–20 минут.
Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом.
Рассматривать его будем внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения.
Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое (не очень сложное) движение. Сосед слева от меня «открывает» первую страницу фотоальбома, а там – моя «фотография». Он должен повторить мое имя в сочетании с моим движением, а потом добавить в альбом свою собственную «фотографию». Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется.
Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с «фотографии» ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников.
Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом!
В конце упражнения подведите итоги. Пусть участники рассказывают о том, что порадовало их в игре, что огорчило.
– Какова была атмосфера в группе в ходе игры?
– Почему для человека так важен звук собственного имени?
– Как вы выбирали себе движение: исходя из его простоты или ориентируясь на максимальное выражение собственной индивидуальности?
– Чьи движения вам особенно запомнились и почему?
Индивидуальное упражнение «Репетировать в воображении»
Это упражнение, по совету М. А. Чехова, следует проделать в качестве домашнего задания, а затем обсудить результаты с другими участниками группы на занятии.
Хорошо развитое, подчиненное вашей воле воображение может стать для вас одним из самых продуктивных способов репетирования. Еще до того как началась ваша регулярная работа на сцене с партнерами, вы сможете систематически проигрывать вашу роль исключительно в воображении. Положительная сторона таких репетиций заключается в том, что без фактического участия вашего тела и голоса, без внешних затруднений, связанных с партнерами и мизансценами, вы можете целиком отдаться игре, как вам подсказывает ваша творческая интуиция. Но и позднее, уже во время работы с режиссером и партнерами, вы можете в часы, свободные от общих репетиций, продолжать вашу игру в воображении. Теперь вы вносите в нее советы и указания режиссера, мизансцены
и игру ваших партнеров. И хотя то, чего вы можете достигнуть, играя таким образом, может оказаться неизмеримо богаче и тоньше всего, чего вы можете достигнуть, репетируя на сцене, однако многое из того, что вам удалось создать в воображении, перейдет постепенно и в вашу фактическую игру на сцене.
Топ-10 упражнений для развития воображения
Многие родители уделяют много внимания развитию сенсорного восприятия, памяти, внимания и логического мышления детей. При этом забывают о еще одной важной составляющей развития ребенка — воображении. Мы прелагаем вам подборку простых и интересных упражнений на развитие воображения у дошкольников.
tytpodelki.ru
Воображение — это психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний.
В отличие от других процессов наиболее интенсивно воображение развивается, приблизительно в период от четырех до десяти лет. Если не предпринимать специальных усилий для формирования воображения, то в дальнейшем этот процесс переходит в пассивную форму (мечтания). Простой пример: предложите шестилетнему ребенку сочинить сказку или придумать новый сюжет игры, большинство детей справится с этим без особого труда. Это же задание составит существенную трудность для обычного взрослого. Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения.
Развивать воображение важно. Это отличный инструмент познания мира. Оно помогает выйти за привычные рамки представления окружающих нас предметов, действий, наделяя их новыми свойствами. Все упражнения на развитие воображения доставляют удовольствие и маленьким детям, и подросткам, и даже их родителям.
1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»Предложите ребенку обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). А после можно создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2. Упражнение «Волшебники».Без предварительной беседы предложите ребенку с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее пусть придумает, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
3. Упражнение «Волшебные кляксы».Предложите малышу капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы. Ребенок должен увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
4. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».Предложите ребенку изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …». «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.
5. Упражнение «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».Родитель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Родитель говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т.д. Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
6. Упражнение «Что, если?»Предложите ребенку ответить на вопрос «Что, если бы…» (электричество навсегда исчезло? на облаках можно было кататься? человек мог дышать под водой? и т.п.). Чем больше идей и вариантов развития событий выскажет ребенок, тем лучше.
7. Упражнение «Найди применение».Для выполнения этого приема предложите ребенку представить любой знакомый предмет (например, “газета”, «коробка», «шляпа» и т.п.) и придумать ему применение, кроме традиционного.
8. Упражнение «Несуществующее животное».Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Предложите ребенку пофантазировать:» Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? «
9. Упражнение «Продолжи рисунок».Попросите ребенка простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники и т.п.) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины.
10. Игра «На что похожи облака?»Как только заметите на небе много облаков, предложите ребенку рассмотреть их и сказать, на что они похожи. Эта игра точно заинтересует вашего малыша.
Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество. С помощью этих упражнений вы можете помочь ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью. Играйте с удовольствием!
Рейтинг:
8 упражнений по написанию фэнтези | Networlding.com
Блог
Писать в жанре фэнтези — сплошное удовольствие. Вам предоставляется практически неограниченный простор для творчества, чтобы ваше воображение могло создать сказку. Это означает, что вам нужно сосредоточиться на создании связности в вашем повествовании, чтобы все элементы, которые вы хотите включить, могли объединиться. Эти упражнения по написанию фэнтези помогут вам в этом.
#1. Много читайте и пишите. Нравится ОЧЕНЬ много.
Это главное, что поможет вам выздороветь. Письмо — это навык, который нужно практиковать, чтобы стать лучше. Теперь точно — некоторые авторы могут создать невероятную сагу с первого раза. Может быть, это ты. Однако есть вероятность, что это не вы, а это значит, что вам нужно прикрепить штаны к стулу и начать читать и писать фантастические рассказы.
#2. Потренируйтесь писать в течение часа о чем-то новом.
Проблема написания произведений в жанре фэнтези заключается в том, что все совершенно новое. Это затрудняет начало работы писателя, потому что вы пытаетесь создать подлинную историю из чего-то, что исходит из вашего воображения. Способ решить эту проблему — выделять 1 час каждый день в течение недели, чтобы написать о чем-то, о чем вы никогда раньше не писали. Это поможет вам сразу приступить к творческому процессу без таких же задержек.
#3. Развивайте вкус к флэш-фантастике.
Некоторым писателям не нравится идея флеш-фантастики, потому что рассказы, как правило, не принимаются к публикации. Флэш-беллетристика состоит из 1000 слов или меньше для рассказа. С другой стороны, флэш-фантастика также может стать основой для гораздо более крупной фэнтезийной истории, которая может превратиться в ваш первый роман. Развитие вкуса к написанию флэш-фантастики может помочь вам конкретизировать свои детали и сосредоточиться на развитии сюжета, чтобы у ваших историй было естественное начало, середина и конец.
#4. Используйте подсказку каждый день.
Подсказкой может быть что угодно. Сейчас на моем письменном столе множество фигурок-болванчиков, которые со мной согласны. Вы можете окружить себя подсказками или получить доступ к нескольким веб-сайтам, которые предлагают эти подсказки с изображениями, которые могут заставить вашу фантазию писать без дела. Даже если вы не планируете писать в один прекрасный день, убедитесь, что у вас есть подсказка, потому что вы никогда не знаете, где появится следующая отличная идея.
#5. Помните, вперед, а не назад.
Были ли у вас когда-нибудь моменты дежавю, когда вы точно чувствовали, что уже сделали то, что делаете? Некоторые говорят, что это означает, что вы запоминаете вперед, а не назад. Этот тип опыта идеально подходит для жанра фэнтези. Потратьте несколько минут, чтобы написать набросок о времени, когда у вас был подобный опыт, а затем посмотрите, как это может быть применимо к одному из ваших персонажей.
#6. В диалоге нет диалога.
Большая часть нашего общения друг с другом осуществляется с помощью невербальных сигналов. Наш тон голоса, наш язык тела, наше выражение лица… все это придает смысл фактическим словам, которые мы произносим. Это может быть особенно трудно передать в мире фантастического письма. В качестве упражнения попробуйте создать диалог между двумя персонажами, в котором эти невербальные сигналы являются единственными средствами общения. Это поможет вам разработать описания, необходимые для того, чтобы читатели могли понять, что делают персонажи, с определенной последовательностью.
#7. Идите назад, а не вперед.
Иногда лучшие рассказы пишутся задом наперёд, а не вперёд. Так, например, рассказываются многие тайны. Пожалуйста, возьмите один из ваших старых рассказов или рассказ из любого места и переверните его. Подойдет любая история, но это с точки зрения фэнтези поможет развить ваши навыки для этого жанра. Это не должно быть длинным письменным упражнением — часто достаточно обратного резюме, которое может состоять из 500–750 слов.
#8. Звоните по телефону.
Когда важный персонаж уходит, но писатель хочет сохранить его в памяти читателя, он должен быть включен в повествование, даже если его там нет. Об отсутствующем персонаже часто говорят, чтобы он оставался актуальным, но есть и другие способы заставить его двигаться вперед. Друзья, которые не виделись десятилетиями, остаются друзьями — как это происходит? Опишите это в этом упражнении.
Эти упражнения по фантастическому письму разработаны, чтобы помочь вам отработать настоящие навыки письма. Проявляя творческий подход и впитывая идеи из самых разных источников, вы сможете найти свой собственный писательский голос, чтобы однажды создать свою собственную сагу. Выберите один или выберите их все и приступайте к работе — это действительно единственный путь.
Лучшие советы по написанию фэнтези 2023 года
При написании фэнтези вы ограничены только своим воображением: миры, персонажи и сюжеты, которые вы можете развивать, безграничны. И хотя это захватывающе, это также может быть сопряжено с проблемой слишком большого количества вариантов; Ваш герой будет волшебником или чернокнижником? Гном или гном? Полурослик с человеческим отцом и с матерью? Будут ли они жить в сердце секретной древней цитадели или в полуразрушенном доме в тенистом лесу? Умеют ли они летать или манипулировать снами? Их заклятый враг — монстр-нежить или гигантский зверь? Действие происходит на нашей земле или в другом мире?
С таким количеством возможных идей для фэнтезийных историй, как выбрать только одну, чтобы сосредоточиться? Надеемся, просмотр наших подсказок по написанию фэнтези подарит вам момент озарения и поможет вам принять эту волшебную предпосылку.
Вот десять лучших подсказок для написания фэнтези:
- Напишите сказку о чужаке, пытающемся приспособиться.
- Напишите об озорном пикси или боге-обманщике.
- Один день из жизни джинна, которого постоянно вызывают неумелые люди.
- Напишите рассказ о несчастной любви между орком и эльфом.
- В вашем саду обитает особенно беспокойное семейство гномов.
- Вы натыкаетесь на арену для борьбы с драконами. Что будет дальше?
- Вопреки распространенному мнению, драконы на самом деле очень добрые и щедрые, а феи — подлые хулиганы.
- Всю жизнь тебя воспитывали, чтобы исполнить пророчество, только для того, чтобы провидец понял, что ошибся — в конце концов, у тебя нет великой судьбы. Чем вы сейчас занимаетесь?
- Вы бессмертны и женаты на смертном. Вы решили, что сегодня тот день, когда нужно признаться.
- Вы брали с собой в странствия мешок соли, ведь говорили, что соль защищает от того, что выходит ночью.
Мы не ограничиваемся только тем, чтобы помочь вам найти подходящую идею фэнтезийного сюжета, о которой можно написать. Вот несколько ресурсов, которые помогут вам написать фантастический рассказ или любой другой жанр фэнтези, который вас интересует:
- 13 крутых советов по написанию фэнтези от профессиональных редакторов фэнтези (сообщение в блоге) — независимо от того, пишете ли вы роман или шутер, этот пост содержит бесценные советы по созданию истории, которая понравится вашим читателям.
- 14 популярных фэнтези-образов — и как заставить их снова почувствовать себя новыми (сообщение в блоге) — Вся художественная литература опирается на проверенные образы, и фэнтези — не исключение. Но то, что существуют сотни историй о стремлении рыцаря убить дракона, угрожающего их королевству, не означает, что вы не можете написать свою собственную! От Избранного до мира, который никогда не развивается, мы научим вас, что это за образы и как дать им новую жизнь в ваших собственных произведениях.
- Генератор заголовков фэнтезийных рассказов — наряду с нашими подсказками, это может быть отличным способом преодолеть писательский кризис. Почему бы не начать с имени и работать в обратном порядке?
- Полное руководство по построению мира (бесплатный ресурс) — чтобы продумать каждую деталь, от географии страны до цвета глаз вашей новой мифической расы, попробуйте наше руководство по построению мира. Его вопросы побудят вас глубоко задуматься о мире, который вы создаете, и придумать те текстурные детали, которые вам нужны, чтобы оживить сеттинг.
- Шаблон профиля персонажа (бесплатный ресурс). Независимо от того, идет ли речь о принцессе или тролле, создание персонажей, которые понравятся вашим читателям, требует серьезного планирования. Так что попробуйте наш шаблон профиля персонажа, чтобы подробно изучить жизнь и предысторию вашего персонажа.
Хотите узнать, как написать рассказ в жанре фэнтези? Ознакомьтесь с Как написать рассказ, который будет опубликован – бесплатный десятидневный курс, посвященный процессу написания рассказа, который проводит Лаура Мэй Исаакман, штатный редактор, управляющая компанией по редактированию книг в Бруклине.