Развод в исламе, часть 2: Развод по инициативе женщины
Хуль‘у (خُلْعٌ) – это договор о расторжении брака, осуществляемый по согласию обоих супругов, при условии выполнения женщиной материального возмещения, либо при ее отказе от ее материальных брачных прав: махр, право на обеспечение (в ар. нафака) и т.д.
Хуль‘у разрешен, по мнению большинства ученых, поскольку, существуют ситуации, при которых, женщина испытывает отвращение к мужу и не хочет жить с ним. Причина может быть в его характере, внешности, поведении, набожности или здоровье. Ислам дал ей право избавиться от ненавистного супружества, выплатив мужчине определенное возмещение, в противовес праву мужчины на развод.
Доказательством дозволенности этого вида расторжения брака служит аят:
فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ
«И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (Бакара, 229).
Всевышний̆ также сказал:
فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا
«Если же они по доброй̆ воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (Женщины, 4).
Также, дозволенность этого подтверждается сунной. Ибн Аббас (р.а) передает, что однажды жена Сабита ибн Кайса пришла к Посланнику Аллаха (салля Аллаһу алейһи ва саллям) и сказала:
– О Посланник Аллаха, я не порицаю его ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако я не хочу придерживаться обычаев неверия в исламе!
(Сабит (р.а) бы. неприятен жене, и она не хотела продолжать жить с ним, притворяясь, так как опасалась, что это приведет ее к неверию).
Посланник Аллаха (салля Аллаһу алейһи ва саллям) спросил ее:
– Вернешь ли ты ему его сад (который был дан тебе в качестве махра)?
Она сказала: «Да».
Тогда Посланник Аллаха (салля Аллаһу алейхи ва саллям) сказал:
– Прими свой сад и дай ей [первый] развод!» (Бухари 4867, Насаи 3409).
Ученые согласны в том, что возвращение махра, в этом случае, узаконено исламом.
Нежелательно совершать хуль‘у без серьёзной̆ причины, поскольку Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Женщина, которая просит мужа совершить хуль‘у без серьёзной̆ причины, не ощутит благоухания Рая» (Тирмизи 1107).
Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) также сказал:
«Женщина, которая попросит мужа дать ей̆ развод без серьёзной̆ причины, не ощутит благоухания Рая» (Тирмизи 1108).
Хуль‘у совершается без вмешательства судьи, поскольку, во-первых, халифы Умар и Усман (р.а) говорили так; во-вторых, это договор обмена и нет необходимости в судье; в-третьих, расторжение брачного договора по обоюдному согласию похоже на расторжение сделки, в котором судья не принимает участия.
Согласно мнению богословов, для совершения хуль‘у необходимо согласие обоих супругов, выражением которого служит предложение и принятие его, потому что это договор о разводе в обмен на возмещение. Без согласия мужчины брак не расторгается, а сам он не получает право на возмещение со стороны жены, поскольку мужчина дает жене развод в обмен на возмещение, а этот обмен не может быть осуществлен без его согласия. Он должен принять ее предложение сразу, если она делает ему это предложение во время их встречи, или он узнает о ее желании от других в ее отсутствие.
Что касается возмещения при совершении хуль’а, то им может быть все, что допустимо в качестве махра: любое имущество, пользоваться которым дозволено с точки зрения Шариата, или услуга, которая исчисляется деньгами (например, проживание в доме, вскармливание ребенка грудью и уход за ним), или отказ от какого-либо права (например, права на содержание во время ‘идды).
Большинство ученых разрешают совершать хуль‘у в обмен на то, что должно появиться в будущем и чего нет в данный̆ момент, например, плод, который̆ еще находится в утробе животного. Этим отличается возмещение при совершении хуль‘а от махра при заключении брака, потому что хуль‘у уподобляют добровольному пожертвованию.
Для того чтобы хуль‘у был действительным, необходимо соблюдение трех условий:
1. Мужчина должен иметь право давать развод, то есть он должен быть совершеннолетним и разумным. Хуль‘у того, чей̆ развод недействителен, также считается недействительным. К этой̆ категории людей̆ относятся несовершеннолетние, умалишенные и слабоумные.
2. С женой, желающей совершить хуль‘у, должен быть заключен действительный̆ брак, независимо от того, вступал муж с ней̆ в половую близость или нет, даже если она разведена, при условии, что развод неокончательный̆ и ‘идда ее еще не закончилась. Кроме того, она должна быть из тех, чьи добровольные пожертвования действительны. То есть она должна быть совершеннолетней, разумной и не находиться под чьей- либо опекой по причине расточительности.
3. Возмещением при совершении хуль‘а может служить то, что может служить махром. По мнению ханафитских богословов, это имущество, которым разрешено пользоваться с точки зрения Шариата и которое существует на момент совершения хуль‘а.
Аллаху аглям.
При подготовке материала была использована информация из книги «Семейное Право» доктора шариатских наук Рустама хазрата Нургалиева.
18. Глава о расторжении брака по инициативе женщины (хуль‘) – 1 – Сунан Абу Давуд – Сунна Пророка
نْ ثَوْبَانَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ.
Саубан, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины*, благоуханье Рая станет запретным»**.
عَنْ حَبِيبَةَ بِنْتِ سَهْلٍ الأَنْصَارِيَّةِ، أَنَّهَا كَانَتْ تَحْتَ ثَابِتِ بْنِ قَيْسِ بْنِ شَمَّاسٍ، وَأَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَرَجَ إِلَى الصُّبْحِ فَوَجَدَ حَبِيبَةَ بِنْتَ سَهْلٍ عِنْدَ بَابِهِ فِي الْغَلَسِ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ هَذِهِ؟ فَقَالَتْ: أَنَا حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ، قَالَ: مَا شَأْنُكِ؟ قَالَتْ: لاَ أَنَا وَلاَ ثَابِتُ بْنُ قَيْسٍ، لِزَوْجِهَا.
Хабиба бинт Сахль аль-Ансарийя, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что она была женой Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса, и однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выйдя из дома для совершения утренней молитвы в утренних сумерках, обнаружил её у дверей. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Кто это?» Она ответила: «Я Хабиба бинт Сахль». Он спросил: «Что случилось?» Она ответила: «Я не могу больше жить с Сабитом ибн Кайсом»
. Когда подошёл Сабит ибн Кайс, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это Хабиба бинт Сахль, и она сказала мне то, что пожелал Аллах». Хабиба сказала: «О Посланник Аллаха! Всё, что он дал мне, у меня». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Забери это у неё». И он забрал у неё это, и она пошла к своей семье и стала жить там.عَنْ عَائِشَةَ، أَنَّ حَبِيبَةَ بِنْتَ سَهْلٍ كَانَتْ عِنْدَ ثَابِتِ بْنِ قَيْسِ بْنِ شَمَّاسٍ فَضَرَبَهَا فَكَسَرَ بَعْضَهَا، فَأَتَتْ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعْدَ الصُّبْحِ، فَاشْتَكَتْهُ إِلَيْهِ فَدَعَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثَابِتاً فَقَالَ: خُذْ بَعْضَ مَالِهَا وَفَارِقْهَا. فَقَالَ: وَيَصْلُحُ ذَلِكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: نَعَمْ. قَالَ: فَإِنِّي أَصْدَقْتُهَا حَدِيقَتَيْنِ وَهُمَا بِيَدِهَا، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: خُذْهُمَا فَفَارِقْهَا. فَفَعَلَ.
عَنِ ابْنِ عُمَرَ قَالَ: عِدَّةُ الْمُخْتَلِعَةِ حَيْضَةٌ
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Хабиба бинт Сахль была женой Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса и он ударил её и что-то сломал ей*. После утренней молитвы она пришла к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и пожаловалась на мужа**. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позвал Сабита и сказал ему: «Возьми что-нибудь из её имущества и расстанься с ней». Сабит спросил: «Это дозволено, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Да». Сабит сказал: «Поистине, я дал ей два сада в качестве брачного дара, и сейчас она владеет ими». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Забери их и расстанься с ней» . И он так и сделал.
[‘Абдуллах] ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаёт, что жена Сабита ибн Кайса расторгла свой брак с ним посредством хуль‘ и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей, что её ‘идда — одна менструация.***
[‘Абдуллах] ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «‘Идда женщины после хуль‘ — одна менструация».
Аллах услышал спорящую женщину
«Мои сподвижники подобны звездам; следуй за тем, что тебе нравится, и ты будешь на правильном пути».
– Пророк Мухаммад ﷺ
Везде, где есть расхождения во власти, существует возможность злоупотреблений. Как мусульмане, мы верим, что это относится ко всем отношениям между своевольными существами, кроме отношений между Богом и Его творением. Он Справедлив, на уровне абсолюта, и Его Справедливость будет абсолютно реализована, если не на этом земном плане, то на плане Последующем.
Именно благодаря истине Его Абсолютной Справедливости человек должен быть осторожен в своих отношениях. Да, несоответствия сил поддаются злоупотреблению, но они также позволяют актуализировать высший человеческий потенциал. Allah subhanahu wa ta’ala says in the chapter on Women ( al-Nisa’ ):
إِنَّ اللّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تُؤدُّواْ الأَمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُم بَيْنَ النَّاسِ أَن تَحْكُمُواْ بِالْعَدْلِ إِنَّ اللّهَ نِعِمَّا يَعِظُكُم بِهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ سَمِيعًا
УЗНАЙТЕ, Бог повелевает вам отдать все, что вам было доверено, тем, кто имеет на это право, и всякий раз, когда вы судите между людьми, судите по справедливости. Воистину, превосходнейшее то, что Бог увещевает вас делать: воистину, Бог всеслышащий, всевидящий! – 4:58
Во всех отношениях человека – будь то с родителями, супругом, детьми, соседями, учителями, даже (и особенно) с Самим Богом – есть «доверия» ( аманат ), права или обязанности, которые он должен выполнять, чтобы вершить правосудие. Аллах та’аля уверяет нас, что поступать справедливо – это «наилучшее» дело. Но Он также предупреждает нас с тонкостью, которая не ускользает от сознательного сердца: если вы решите действовать не по справедливости, а вместо этого нарушите права, которыми вы обязаны другим, то знайте, что Бог видит и слышит, и Его совершенная справедливость в конце концов свершится. привести вас к задаче.
В наше время особое внимание уделяется нарушениям прав мужчин и женщин, особенно прав женщин, которые нарушают мужчины. Это великий и весьма похвальный поступок — помочь исправить эти злоупотребления, но это необходимо делать, не забывая об общей картине человеческих отношений и человеческого существования. Мы не разрозненные личности, образующие случайные связи друг с другом, когда плывем по жизни. Вместо этого мы связаны друг с другом через широкие сети семейных и социальных отношений, и Бог повелевает нам чтить наше место в этих сетях, выполняя 9 правил.0013 аманат тем, кому они причитаются. Если мы решим уклоняться от своих обязанностей и притеснять тех, кто имеет над нами право, мы должны отвечать перед Самим Аллахом.
К сожалению, эта последняя и наиболее важная связь между мужчинами, женщинами и Богом чаще всего игнорируется в современных дискуссиях о правах, которыми люди обязаны друг другу. Мы не должны забывать, что именно наша связь с Аллахом и наше подчинение Ему помогают нам наиболее полно реализовать наш высочайший потенциал во всех наших разнообразных отношениях. Именно эта связь, или sila , которые мы в Sila Initiative надеемся подчеркнуть сверх всего остального в наших исследованиях и образовательных усилиях.
Следующая учетная запись 1 представляет убедительную модель того, как поставить Всевышнего Аллаха в центр наших попыток найти ответы на самые трудные вопросы и найти облегчение в самых сложных ситуациях. Он основан на тафсире (экзегетической) литературе, окружающей первые четыре стиха суры аль-Муджадила 9.0014 («Спорящая женщина» 2 ).
Хавла бинт Талаба была женщиной ансари из мединского племени Хазрадж. Она была замужем за Аусом б. Самит, брат знаменитого сподвижника Убады. К сожалению, Авс был известен своим дурным характером, особенно когда он стал старше. Он был бедный человек, подслеповатый и вспыльчивый, некоторые говорят даже слегка сумасшедший 3 .
Однажды Хавла молилась. Когда она наклонилась, чтобы поклониться, муж заметил ее стройную фигуру. Как только она закончила свою молитву саламом, он попросил ее о близости с ним. Она отказалась, и он пришел в ярость, моментально произнеся на ее слова zihar : «Ты мне как спина моей матери!»
Зихар был формой развода, использовавшейся в доисламской Аравии. Мужчины могли использовать определенные словесные выражения, в которых они сравнивали своих жен со своими матерями, как способ сказать, что вы теперь незаконны для меня (в сексуальном плане), как и моя мать. Это привело бы к немедленному разводу, и к тому же особенно суровому, поскольку женщина осталась бы застрявшей в супружеской неопределенности. Она не смогла бы остаться замужем за мужем, который объявил zihar , и она не могла выйти замуж ни за кого другого.
Однако Aws b. Самит на самом деле не собирался навсегда разводиться со своей женой. На данный момент существуют разные версии того, что произошло дальше. В одном повествовании он снова пытается сблизиться с ней, но она решительно отталкивает его, восклицая: «Клянусь Тем, в Чьей руке душа Хувайлы 4 , я не приду к тебе после того, как ты скажешь, что ты сказал, пока Бог и Его Посланник не решат наше дело!» Согласно другому сообщению, Хавла изначально не понимает последствий заявления Авса. Это он сразу чувствует сожаление, говоря: «Я думаю, ты теперь мне запрещен», после чего она обезумевает. В этой версии именно Аус отправляет ее к Пророку ﷺ , чтобы узнать, что можно сделать.
Хавла вышла и попросила своих соседок одолжить ей верхнюю одежду, чтобы надеть ее перед Посланником Аллаха 5 ﷺ . Затем она бросилась в дом Аиши, где и нашла его. Уровень ее страданий был очевиден. «Воистину, Аус женился на мне, когда я был молод, и возжелал меня. Теперь, когда я состарилась и измотала свое тело (рождая для него детей), он сделал меня похожей на свою мать!» Она умоляла Пророка ﷺ для решения, надеясь, что он сможет найти способ изменить решение.
Но Пророк ﷺ мог только ответить: «У меня нет ничего (чем я могу вам помочь) в вашем вопросе. Он запрещен для вас». Он осознавал ее боль, но еще больше осознавал тот факт, что он, как и она, был рабом Аллаха и должен был ждать Его приказа. До тех пор, пока ему не было приказано поступать иначе по божественному повелению, Пророк ﷺ в целом придерживался обычаев доисламских арабов. Zihar был одним из таких обычаев. зихар месяца аус был первым случаем среди мусульман, и, поскольку Пророк ﷺ не получил откровения относительно этой практики, он расценил это как развод так же, как всегда поступали арабы.
Но Хавла не отпускал эту тему. Она представила ему аргумент за аргументом, надеясь убедить его найти выход из ее затруднительного положения. Каждый раз, когда Пророк ﷺ отвечал отрицательно, не в силах помочь ей, она снова представляла свое дело. «Он не произнес слово «9».0014 талак ’ (развод)», — сказала она. «Он отец моего ребенка и самый любимый для меня человек». «Он сделал меня похожей на свою мать и никому не оставил [т.е. обо мне некому позаботиться]. Не можете ли вы найти законное разрешение ( рухса ), по которому мы с ним можем быть освобождены?»
Пророк ﷺ продолжал повторять: «Ты ему запрещен», и ее аргументированные доводы усиливались. «О Посланник Аллаха! Обычаи Дней невежества были отменены [с приходом Ислама], так что насчет zihar мой муж дал мне?» Здесь Пророк ﷺ ответил: «Мне не было дано никакого откровения по этому поводу», на что она в отчаянном раздражении сказала: «Вам ниспослано откровение обо всем, но этот вопрос был скрыт от вас?» «Это то, что я сказал», — сказал Пророк ﷺ .
Она перепробовала все логические доводы, которые только могла придумать, но ничего не сработало. Осознав, наконец, свою полную беспомощность и нехватку ресурсов, она обратилась к своему Господу. Подняв руки к небу, Хавла начала 6 :
«О Аллах, Тебе я жалуюсь на тяжесть моего одиночества и на мою скорбь по поводу этой разлуки!»
«Я жалуюсь Всевышнему Аллаху на свою нужду и ужасное состояние. У меня есть маленькие дети. Если я отдам их на хранение ему, они пропадут, а если я отдам их на хранение себе, они будут голодать!»
«О Аллах! Я жалуюсь Тебе!»
«О Аллах, ниспошли [Твоё откровение] на языке Твоего Пророка ( наби )!”
Едва утихли ее отчаянные молитвы, как снизошло откровение. ‘Аиша, жена Пророка ﷺ , поняв, что происходит, приказала Хавле: «Отойди!» «Молчать!» когда он получил Слово Божье. Через некоторое время Пророк ﷺ сказал: «О Хавла, радуйся!» Она с тревогой спросила: «Хорошо ли это?» После чего Посланник Бога ﷺ начал читать следующие стихи:
|
|
По великой милости Аллаха споры (муджадала) хавлы стали толчком к отмене векового обычая. Получив откровение, Пророк ﷺ призвал к Аусу и сказал ему освободить раба, но у Ауса не было раба, которого можно было бы освободить. Пророк ﷺ сказал, а затем постился два месяца подряд, на что Аус ответил: «Если я не буду есть два-три раза в день, мое слабое зрение превратится в слепоту». Пророк ﷺ сказал, а затем накормит шестьдесят бедняков, на что Аус ответил: «Я не смогу этого сделать, если вы не поможете мне с задачей». Таким образом, Пророк ﷺ и несколько других сподвижников вносили свою лепту до тех пор, пока у Авса не было собрано достаточно денег, на которые он мог накормить шестьдесят человек, искупить свое заявление о зихар и воссоединиться со своей женой Хавлой.
Благодаря прямому подтверждению того, что ее послал Всевышний Аллах, Сайида Хаула пришла к непоколебимому убеждению, что taqwa , или наличие «трепета и страха перед могуществом и могуществом Аллаха и боязнь преступить Его пределы», 7 является ключом к получению милости Аллаха. По этой причине, годы спустя, когда Пророк ﷺ скончался, а Сайидуна Умар был халифом и правителем на больших просторах известной земли, она смогла передать часть этого убеждения. Однажды она остановила Саййдуну Умара на улице и стала увещевать его помнить о пределах Аллаха, управляя своими подданными как халиф:
«Умар! Раньше тебя звали Умайр 8 , потом тебя звали Умар, потом тебя звали Повелитель Правоверных 9 . Имей таква Аллаха, о Умар! Ибо, поистине, тот, кто более всего уверен в смерти, боится потери, и тот, кто более всего убежден в Суде, боится наказания».
‘Умар стоял и слушал ее, и после того, как она рассталась с ним, его спутники спросили, почему он позволил «этой старухе» так держать себя. Он ответил: «Клянусь Аллахом, если бы она поддерживала меня с начала дня до его конца, я бы не расставался с ней, кроме как для совершения предписанных молитв. Вы не знаете, кто эта женщина? Она Хавла б. Талаба. Бог услышал ее речь из-за семи небес. [Как может быть], что Бог слушает ее речь, а не ‘Умар?” 10
Из этого рассказа ученый или юрист может извлечь множество уроков. Однако здесь мы сосредоточимся на том, что имеет отношение к современному мусульманскому опыту: на том факте, что в этом повествовании мы видим ранний пример женщины-мусульманки, которая просит правовых изменений, чтобы сохранить свои основные права и потребности. Она женщина, которая выступала за перемены, и Всевышний Аллах услышал ее и даровал ей то, чего она желала.
Если читать вне контекста, можно сказать: «Сайида Хавла была первой мусульманской феминисткой!» Она могла несправедливо отказаться от сексуальных прав своего мужа, но наказание, которое она получила, определенно не соответствовало преступлению. 11 По этой причине она была убеждена в своем сердце, что заслуживает большего от Аллаха, от Его Посланника ﷺ и от шариата, с которым он был послан.
Но это не феминистская история. Опыт Сайиды Хавла очень, очень далек от феминизма, как с точки зрения времени, так и с точки зрения духовной реальности. Феминизм возник в момент истории, когда внимание человеческих обществ начало переключаться с прав Бога на права личности. 12 В центре внимания феминизма находятся расширение прав и возможностей, автономия, свобода, и он призывает женщин не только знать свои права, но и страстно требовать их из чувства собственного права. Согласно этой философии, чем больше возможностей у человека, тем лучше, даже если это может привести к разрушению важнейших социальных институтов, таких как семья, община, религиозная власть и социальная гармония. И в этом процессе право Бога решать, что является хорошим, истинным и лучшим для человека, постепенно, со временем, полностью отодвигается на второй план в пользу того, что каждый человек решает для себя относительно того, что лучше.
История Сайиды Хавлы совсем не такая. Это история, в которой каждый актер демонстрирует не свою автономию, а свое подчинение: жена тем, что ищет религиозное решение у уполномоченных, Пророк ﷺ, с нетерпением ожидая решения Аллаха в этом вопросе, и муж, подчиняясь факту. что он должен заплатить искупление, чтобы умилостивить Бога за свои действия. Члены общины тоже подчинились: другие сподвижники Пророка ﷺ признали слабость своего брата и помогли ему загладить его опрометчивый поступок, вместо того, чтобы выказать ему пренебрежение. Даже ее аргументация является своего рода подчинением, потому что ученые толкования Корана ясно дают понять, что муджадала или аргументация может быть двух видов: та, что на стороне Лжи, и предпринимается только для того, чтобы победить своего противника; или то, что делается с намерением пролить свет на Истину. 13 По покорности, демонстрируемой всеми вовлеченными, можно представить себе концентрические круги отношений семьи, общины и религиозной власти, связывающие друг друга, чтобы создать благотворное здание, которое настолько полностью подчиняется Аллаху, даже во времена пробный.
Вместо расширения возможностей этот случай учит нас смирению. Вместо агрессивного индивидуализма она учит нас добиваться своих прав , но делать это, поддерживая обязательные для нас связи. Все, что мы можем увидеть в этой истории через призму стремления к расширению прав и возможностей, — это несправедливость и отсроченное удовлетворение. Но читая сквозь призму смиренной покорности, мы видим удивительное количество милосердия: любовь и преданность Сайиды Хавлы мужу, который, как она понимает, временами раздражающе темпераментен; Саййидуна Аус выступил вперед, чтобы загладить свою вину перед Пророком ﷺ и другими его сподвижниками, несмотря на свою мужскую гордость; и Пророк ﷺ радовался, когда мольбы отчаявшейся женщины были услышаны Всевышним Аллахом.
Имам аль-Кушайри, в своем суфийском комментарии о Коране говорит о Сайиде Хавла, «Аргущая женщина»:
لمّا صدقت في شكواдобный اله VITER Я اللِّмышо قد سمع الله…
«В тот момент, когда ее жалоба стала действительно адресована одному лишь Аллаху, и она отчаялась в том, что кто-либо еще устранит ее трудности, кроме Него, это момент, когда Аллах ниспослал [стихи, начинающиеся со слов] «Аллах услышал» чтобы прояснить ее дело». 14
Сайида Хавла учит нас тому, что «спорить» не является неправильным. На ее примере мы узнаем, что нет ничего постыдного или нерелигиозного в том, чтобы задавать вопросы и добиваться справедливости. Но самый большой урок, который мы извлекаем из нее, заключается в том, что в поисках справедливости или вступая в спор, мы всегда должны ставить Аллаха на первое место. В тот самый момент, когда она, наконец, поставила Его на первое место в своем сердце, пришло ее избавление от испытания. И с тех пор, имея taqwa , она приобрела неотложность, которую она не могла вынести, кроме как общаться с другими, потому что она понимала на очень глубоком уровне следующее:
وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ
And for those who fear Allah, He (ever) prepares a way out, And He provides for him from (sources) he never мог себе представить. А если кто уповает на Аллаха, то достаточно ((Аллаха)) для него. (65:2-3)
Ее покорность перед ее Господом и Его ответ на ее мольбы были настолько могущественны, что даже Сайидуна Умар, самый видный политический лидер того времени, не мог отвернуться от ее предостережения и совет. Ее сознание Аллаха и Его Права стало настолько сильным, что она не могла устоять перед напоминанием всем, кого видела, о необходимости подчиниться Ему. И ее искренность и свет были так велики, что трудно было устоять перед ее призывами к Истине.
Вкратце такова миссия Инициативы Сила. Мы призываем себя сосредоточить все свое внимание не на собственных правах и потребностях, а на правах и обязанностях, которыми мы обязаны Аллаху. Мы призываем себя поддерживать силу , или связи, которые Аллах повелел нам поддерживать – связь с Аллахом, Его Посланником ﷺ, а также с нашими семьями, сообществами и обществами. Мы надеемся, что, поставив своей целью не наделение полномочиями, а подчинение, мы будем услышаны, на наши вопросы и сомнения будут даны ответы, а наши аргументы одержат победу таким образом, чтобы это благоприятствовало не только отдельным людям, но и обществу в целом. Мы не сомневаемся, что, поставив Аллаха на первое место в нашем стремлении к справедливости и религиозному пониманию, мы обнаружим, что стресс и напряжение в наших сердцах, в наших домах и в наших обществах будут заменены любовью, светом и поминанием Аллаха. Только тогда мы сможем обрести истинный покой и безмятежность, ведь Всевышний Аллах говорит:
أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
Воистину, при поминании Аллаха сердца обретают покой. (13:28)
, и только тогда, когда все наши сердца сможем сказать:
رَضيـتُ بِاللهِ رَبَّـاً وبِمُحمّمَّد صلى الله ا strathalّـ 20 -و etselّـtalّـ و etsheting owيّـ либо Allhalّـ Щел. Аллах благословит его и дарует ему мир) как мой пророк, и с Исламом как моей религией.
[PDF] Семейное право в исламе: развод, брак и женщины в мусульманском мире
- ID корпуса: 153011138
title={Семейное право в исламе: развод, брак и женщины в мусульманском мире}, автор = {Маайке Вурхув}, год = {2012} }
- М. Вурхув
- Опубликовано в 2012 г.
- Социология
Введение Бодуэна Дюпре Глава 1: Семейные дела в мусульманских и христианских судах в Сирии Глава 2: Развод по инициативе жены (хул) в исламе Глава Глава 3: Доказательства и предубеждения: Роль доказательств в тунисском суде по бракоразводным процессам Глава 4: Что означает акцент на «семье» в Исламской Республике Иран Глава 5: Восстановление изменений в общественной сфере сообщества: Друзский женский активизм, Закон о личном статусе и поиски расширенного гражданства Глава 6: Неформальный ‘Урфи…
pure.uva.nlРазвод и исламский шариат
- М. Роозпейкар
Экономика
- 2017
Развод, повлекший за собой распад семьи по любой причине и в любом виде, стороны имеют мир и вызывает дезорганизацию детей. Возможно, обе стороны разводятся…
Судьи мужского и женского пола в Марокко, занимающиеся несовершеннолетними браками На пути к реляционному пониманию семейного права
- Н. Сонневельд
Юриспруденция, Социология
- 2020
Судебное разрешение на несовершеннолетние браки стало не исключением, а правилом в Марокко. Основываясь на юридическом анализе и полевых антропологических исследованиях 2015 года, я показал, что пол судьи…
Регистрировать или не регистрировать? Размышления о практике мусульманского брака в Великобритании
Это сокращенная версия статьи. Полный текст статьи доступен в Jahrbuch für islamische Rechtswissenschaft под редакцией Чефли Адеми и Матиаса Роэ и опубликован C.H. Бек/Мюнхен в…
Понятие Корана и Законы Ислама в воспитании жены и решение по урегулированию споров при домашнем насилии
Обязанность давать урок жене, если она станет непослушной и покажет мужу нусюз. Таким образом, муж обязан давать уроки, но уроки проводятся последовательно,…
Новые взгляды на гендер в шариатских исследованиях семейного права: выход за рамки женского вопроса
- Б. Д. Харт, Н. Сонневельд , И.Д.А. Спортел
Экономика
- 2017
*Radboud University Nijmegen/Университет Амстердама, Нидерланды, E-mail: [email protected]. **Radboud University Nijmegen, Нидерланды, E-mail: [email protected]. *** The Göttingen…
Временные браки, Макрамият и права ребенка на усыновление шиитов
- Ладан Рахбари
Социология
- 20203 9000
Наследие Хомейни о правах и роли женщин в Исламской Республике Иран
- Арзу Осанлоо
Политология
- 2014
Летом 2012 года состоялась первая международная конференция, посвященная женщинам и Исламской Республике. Исламское пробуждение. На двухдневной конференции, состоявшейся в начале июля в Тегеране, приняли участие женщины…
Символическая власть государства: споры о наследстве и судебные процессы в Котону
За последние 10 лет ученые начали сосредотачиваться на бюрократии африканских государств, исследуя отношения государственных служащих с государством, их профессиональный идеал, то, как они используют…
Значение решения Конституционного суда Индонезии № 68/ PUU/XII/2014 об уклонении от исполнения закона о межконфессиональном браке в соответствии с исламским правом
- Исламияти Исламиати, Рофа Сетйовати
Закон
Материалы Первой Международной конференции по изучению исламского развития 2019 г. , ICIDS 2019, 10 сентября 2019 г., Бандар-Лампунг, Индонезия
- 2019
Признаки непонимания в толковании пункта (1) статьи 2 Закона о браке породили идею легализовать межконфессиональный брак из-за многочисленных уклонений от закона. Это…
Ранние браки в Бангладеш: кросс-секционное исследование связанных факторов
- А. Талукдер, М. М. Хасан, Шахариор Рахман Разу, З. Хоссейн
Бизнес
- 2020
Это кросс-секционное исследование направлено на изучение факторов, связанных с распространенностью ранних браков среди девушек-подростков в Бангладеш. Данные Бангладешского демографического и медицинского обследования…
ПОКАЗАНЫ 1–10 ИЗ 35 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантности Наиболее влиятельные документыПоследние даты
Международное право, смешанные браки и право наследования в Северной Африке: «…но некоторые равнее других ”
- Вассила Лтаиф
Политология
- 2005
В статье рассматриваются вопросы равенства в странах Магриба и Египта, где большое значение имеет неравенство в наследовании и в отношении межрелигиозного брака. Как…
Божественный закон или рукотворный закон? Египет и применение Шариата
- Р. Петерс
История
- 1988
Применение Шана было центральным вопросом в египетской политике с начала семидесятых годов. Первоначально отстаиваемый только исламскими оппозиционными группами, он приобрел такую популярность, как…
Реалистическая социально-правовая теория: прагматизм и социальная теория права
- Б. Таманаха
Право
- 1997
Реалистическая социо-правовая теория опирается на философский прагматизм и несколько философских социо-правовых теорий десятилетия эмпирических исследований в области правовой антропологии, правовой социологии,…
Критика судебного разбирательства [fin de siècle]
В этой книге исследуется роль политической идеологии в простом смысле, скажем, «либерализма» и « консерватизм» или «права штатов» и «аболиционизм» в законотворчестве. Я утверждаю, что судебный закон…
Серьезное отношение к правам.
- А. Уайт, Р. Дворкин
Право
- 1977
Введение \ 1. Юриспруденция \ 2. Модель правил I \ 3. Модель правил II \ 5. Тяжелые дела Конституционные дела \ 6. Правосудие и права \ 7. Серьезное отношение к правам \ 8. Гражданские…
Le Code tunisien du statut staff, 50 ans après : les Dimensions de l’ambivalence
- S. Achour
Политология
- 2007
Cinquante ans apres sa promulgation le 13 aout 1956, le Code tunisien du statut staff (CSP) «majallat al ahwal al shakhsiya» заслуживают-т-иль-иль-инкор-ке-ль-он-ы-интерес-? Force Est D’Memettre…
Droit et Sciences Sociales
- B. Dupret
Философия
- 2006
LE. reflet de la societe, porteur de sesstructures profondes et valeurs…
Антропология чтения
- Эрик Ливингстон
Образование
- 1995
Предисловие Благодарности Пролог I.