Умер человек: Что делать, когда умер близкий

Человек, который стоял за правду. Умер Николай Досталь

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

19.01.2023 13:15

Поделиться

Валерий Кичин

Январь продолжает множить свои жертвы в российском искусстве — умер замечательный режиссер Николай Досталь, создатель таких фильмов, как «Человек с аккордеоном», «Облако-рай», «Коля — Перекати Поле», «Штрафбат», «Петя по дороге в царствие небесное», «Монах и бес», сериалы «Раскол», «Завещание Ленина».

Это был человек редкостно искренний, неугомонный, горячий и сердечно отзывчивый. Он постоянно возмущался очередной несправедливостью к людям, часто обращался к истории сталинского ГУЛАГа, к малоизвестным страницам Великой Отечественной войны, его любимые герои — родственники шукшинских «чудиков», люди, простодушно живущие так, словно царствие небесное на земле уже наступило. По таким жизнь била с особенной остервенелостью.

Когда мы оказались с ним в одном жюри фестиваля «Кинопроба», где он был председателем, я понял, что более добросовестных людей не бывает: он тщательно отсматривал всю огромную программу, заново прокручивая на видео всё особенно примечательное, и не терпел коллег, которые пытались манкировать обязанностями, поспать лишний часок или улизнуть на прогулку по незнакомому городу.

Вот беседа, которая состоялась в редакции «РГ» после того, как страна наградила Досталя почетным званием народного артиста России. В своем ответном слове Николай Досталь тогда сказал, что его тогда последние большие работы для телевидения «Штрафбат» и «Завещание Ленина» о судьбе Варлама Шаламова были посвящены самым трагическим страницам истории нашей страны в ХХ веке. И он считал знаменательным тот факт, что высокое звание присвоено ему в день, когда более полувека назад из жизни нашего народа ушел тиран — Иосиф Сталин. Такое было знаковое совпадение.

Сегодня эта беседа читается с особенно острой болью: один за другим уходят светлые люди.

Трагическое прошлое нашей страны, похоже, становится вашей постоянной темой: «Штрафбат», «Завещание Ленина», теперь «Петя по дороге в царствие небесное», где снова 1953-й год, лагерная пыль, ссыльные, конвоиры, натренированные на человечину овчарки, начальник-антисемит… Вашего героя пристреливают по ошибке, и голосить по этому поводу будет только его мать. Почему вы так упорно возвращаетесь к этим теням прошлого?

Николай Досталь: Я не считаю, что это картина о трагическом прошлом. Трагическое прошлое там — фон. И не это главное. Повесть Михаила Кураева меня привлекла своим героем — этим человечком по имени Петя. Это «чудик», блаженный, юродивый, странный — он для меня главный субъект и объект картины. Да, действие происходит в самом конце сталинской эпохи, но я бы не стал сравнивать этот фильм со «Штрафбатом» или с картиной о Шаламове, где действительно есть ГУЛАГ, страдания, кровь, смерть. А наша история в фильме «Петя по дороге в царствие небесное» сосредоточена на жизни этого персонажа. Причем в ней есть и смешное, и драматичное, много забавных ситуаций — мне не хотелось бы, чтобы зрители заранее настраивались на мрачное, это совсем не так.

Это правда: картина очень светлая по интонации…

Николай Досталь: Мы и хотели делать, если уж «траги…», то трагикомедию. В нашей жизни, мне кажется, очень не хватает доброты и милосердия. Таких людей, как Петя, надо записывать в Красную книгу. Если бы таких было больше, общество было бы добрее. Такие люди умеют сделать окружающий мир светлее. Я и раньше обращался к такому типу человека. Тот же Коля в фильме «Облако-рай». Такие персонажи есть и в литературе — их там больше, чем в кино.

А еще вы, судя по фильмам, любите русскую «глубинку». Вы постоянно к ней возвращаетесь, хорошо ее знаете, любите ее поэтику.

Николай Досталь: Потому что там еще осталось что-то настоящее, искреннее. Город испещрен всяческими соблазнами, фальшивыми поступками и привычками. А там все проще и чище.

В фильме есть прелестный эпизод, когда в эту самую глубинку к своим избирателям приезжает народный артист СССР Николай Черкасов. Артист замечательный, но как бы «официальный». И вот он сидит в президиуме, надувает щеки, но увидел в зале Петю, сразу заулыбался, подмигнул ему — стал человеком.

Николай Досталь: Это было и в повести, и в жизни: Михаил Кураев все писал с реальных событий. Черкасов действительно приезжал к избирателям в Кандалакшу, где мы и снимали наш фильм. Приезжал именно зимой 1952 — 1953 годов в канун смерти Сталина. И действительно увидел в зале вот такого чудика. И сразу весь официоз куда-то улетучился.

Это понятно, в присутствии естественного, внутренне свободного человека вся эта официальность вдруг становится картонной, ненужной. У Станиславского была интересная история, когда в спектакле МХТ он пустил на сцену настоящую деревенскую старуху — она только прошла вдоль задника, и сразу весь картонаж спектакля стал непереносим. Потому что появилась реальность. Петя, по-моему, играет в фильме роль такого камертона.

Николай Досталь: Поэтому такие персонажи мне всегда были интересны.

Кадр из фильма «Петя по дороге в Царствие Небесное»

Кошмарный вопрос: в чем смысл фильма? Какую реакцию вы надеялись вызвать в зале?

Николай Досталь: Фильм уже существует, он сам должен что-то сказать зрителю, а режиссер тут комментировать ничего не может.

Тогда наводящий вопрос: судя опять же по фильмам, вы считаете, что без осмысления прошлого для России нет движения вперед.

Николай Досталь: Безусловно. Это картина — об отношении к тому, кого в русской литературе называли «маленький человек». Наш Петя стоит на самой нижней ступеньке социальной лестницы. И картина о том, как живется такому человеку в нашем обществе. И как мы должны ценить присутствие таких среди нас. Блаженные, юродивые, «чудики» — их всегда ценили, их даже властители при себе держали. Мне такие персонажи интересны. Они встречаются редко, но они нам необходимы.

Вы по натуре человек азартный и напористый, а делаете такие нежные, тонкие, хрупкие фильмы. Как это у вас выходит? Вы на площадке — диктатор?

Николай Досталь: В кино иначе никак нельзя. По крайней мере, в условиях нашего кинопроизводства. Иначе все развалится, и получится совсем не то кино, какое ты хотел бы видеть. Конечно, диктатор — в каких-то рамках. Стараюсь быть корректным, внимательным, никто от меня не слышит нецензурной брани, но съемки надо вести жестко.

А если у актера свое видение образа, если он предлагает свой вариант? Были случаи, когда это предложение принималось?

Николай Досталь: Конечно, я слушаю предложения и актера, и оператора, и художника. Но делаю, как я вижу. Хотя бывают совпадения: мне предлагают то, что я и сам хотел получить.

Ваше творчество почти поровну делится между фильмами для большого экрана и многосерийным телекино. Где вам комфортнее?

Николай Досталь: А я многосерийные фильмы снимаю тоже как кино — для меня нет большой разницы.

Там же есть ключевая разница в сроках и в бюджете. Разве эти условия не располагают к халтуре?

Николай Досталь: В этом смысле, конечно, в «большом кино» — комфортнее. А насчет халтуры — мне ее, по-моему, удается избежать. Компромиссы бывают, но для зрителей незаметные. О них знаем только мы с оператором и художником.

Фильм «Штрафбат» вызвал ожесточенные споры. Вы могли бы привести особенно запомнившийся пример реакции публики?

Николай Досталь: Один «штрафник» — теперь он уже умер — дал очень точную оценку нашим проколам и ошибкам. Он сказал: вы исказили мелочи, но не соврали в главном. А главное — то, что и «штрафники» тоже внесли свой кирпичик в общее здание нашей победы. Это замечание для нас дорогого стоит.

Кадр из фильма «Облако-рай» Фото: РИА Новости

Еще один ваш запавший в душу фильм — «Облако-рай» и его продолжение, спустя 10 лет, «Коля — перекати поле». Многие считают, что еще одно продолжение, уже третье, теперь просто неизбежно. Это так?

Николай Досталь: Все артисты, участвовавшие в этой дилогии, конечно, хотят продолжения. Лев Иванович Борисов, самый старший из участников фильма, мне даже говорит: «Коля, если будет продолжение — не затягивай!». С другой стороны, это уже будет сериал. У меня нет ответа. Хотя я так люблю этих артистов, что не исключаю и такого варианта. Мне было бы приятно встретиться с ними снова на площадке.

Дюма вы наш! Есть уже «10 лет спустя», пусть будет и «20 лет спустя». Но каковы все-таки ближайшие планы?

Николай Досталь: Есть два сценария. Один уже готов к запуску. Большой 16-серийный фильм «Раскол» для канала «Россия». XVII век, самый малоизвестный у нас. Царь Алексей Михайлович «Тишайший». Протопоп Аввакум, патриарх Никон, раскол русской православной церкви. Вот такой большой проект, и возможно, я буду его делать — все зависит от того, будут ли у канала «Россия» на это деньги — проект дорогой. Второй сценарий, тоже уже готовый, — для кино: «Капитан Дикштейн». Это повесть того же петербургского писателя Михаила Кураева, с которым у нас сложилось сотрудничество. Она о Кронштадтском мятеже. Проект тоже дорогой и тоже пока стоит из-за общих проблем с финансированием.

Вы почти всегда снимаете по хорошим книгам — Сологуб, Рощин, Шаламов, Искандер, Макаров…

Николай Досталь: Я требователен к сценарному материалу. А найти оригинальный сценарий таких высоких кондиций трудно — вот и обращаюсь к хорошей литературе. Я не импровизатор и не могу снимать просто по идее. Мне нужен разработанный сценарий.

Ваши телефильмы «Штрафбат» и «Завещание Ленина» вломились в наш телеэфир как бомба в кучу надушенной кисеи. Как это наше гламурное ТВ вдруг себе изменило?

Николай Досталь: И слава богу. Телевидение вообще забыло свою главную функцию — просвещать. Все на рынок, все на продажу. Экшн, мыло… А мне хотелось рассказать, как было в реальности. Вот и новый проект «Раскол» носит просветительский характер: о XVII веке с трагедией раскола русской православной церкви никто из наших современников практически не знает. Хотят раскол между старообрядцами и официальной церковью существует до сих пор.

Это правда, что если бы не гибель вашего отца, когда вы были подростком, то вы не пошли бы работать в кино?

Николай Досталь: Отец был кинорежиссером, но он не хотел, чтобы мы работали в кино. Режиссер — все-таки мистификатор. Люди смотрят на белую тряпку экрана и плачут, и смеются… Я бы тоже не хотел, чтобы мои дети пошли в кино, хотя они, к сожалению, тянутся к этому делу. У мужика должна быть более прикладная профессия! Хотя в слове «мистификация» нет ничего негативного.

А откуда вообще взялась это странная, но распространенная идея, что кино, мол, отражает жизнь?

Николай Досталь: Неправда. Кино не отражает жизнь. Игровое кино создает свою версию окружающего, не более того. Оно показывает, как это окружение видится автору. И это должно как-то перекликаться с ожиданиями зрительного зала.

А вы пытаетесь угадать эти ожидания?

Николай Досталь: Конечно.

Сейчас опять время кризиса. Многие крайне удручены. Каковы задачи кино в такой ситуации?

Николай Досталь: Не надо убаюкивать. Хотя и бить по голове тоже не надо. Надо быть искренним и говорить правду.

Поделиться

УтратыНаше киноКино и театр с Валерием КичинымРГ-Фото

Главное сегодня

  • Минобороны Китая сообщило о проведении морских учений с Россией и Ираном в Оманском заливе

  • Bloomberg: Три страны Евросоюза призвали снизить лимит цен на российскую нефть до 51,45 доллара за баррель

  • Американские сенаторы настаивают на поставках Украине истребителей F-16

  • Захарова прокомментировала выступление представителя Британии в ООН, заговорившего по-русски

  • У двух жителей Чувашии выявили сибирскую язву

  • Публицист Херш: США могут вмешаться в конфликт на Украине в случае поражения Киева

Умер самый грязный человек в мире: не мылся полвека

Общество 6372

Поделиться

«Самый грязный человек в мире» умер в Иране в возрасте 94 лет через несколько месяцев после первого мытья. До этого мужчина известный как «Аму Хаджи», не мылся в течение полувека.

Фото: Кадр из видео

Иранский отшельник, которого прозвали «самым грязным человеком в мире» за то, что он не принимал душ и ванну более полувека, скончался в «здоровой старости» в возрасте 94 лет, сообщают государственные СМИ.

Информационное агентство «Ирна» сообщило, что «Аму Хаджи» (под таким прозвищем был известен покойник), скончался в воскресенье в деревне Дейгях в южной иранской провинции Фарс.

По сообщениям местных СМИ, Аму Хаджи, покрытый сажей и живший в лачуге из шлакоблоков, не мылся ни водой, ни мылом более 60 лет. Односельчане рассказывали, что в молодости у него случились некие «эмоциональные потрясения», из-за которых он в течение десятилетий отказывался мыться.

В 2014 году газета Tehran Times сообщила, что Хаджи ел сбитых на дороге, курил трубку, наполненную экскрементами животных, и считал, что от чистоты ему станет плохо. На фотографиях можно было видеть, что он курил несколько сигарет одновременно.

Но несколько месяцев назад жители села впервые уговорили его помыться, сообщает агентство «Ирна».

После смерти Аму Хаджи неофициальный рекорд мог бы перейти к индийцу, который также не мылся большую часть своей жизни, пишет британское издание The Guardian.

В 2009 году газета Hindustan Times сообщила, что Кайлаш «Калау» Сингх из деревни за пределами священного города Варанаси не мылся более 30 лет, пытаясь помочь положить конец «всем проблемам, с которыми сталкивается нация».

Он отказывался от воды в пользу того, что он называл «огненной баней». «Каждый вечер, когда собираются жители деревни, Калау… разжигает костер, курит траву и встает на ногу, молясь Господу Шиве», — говорится в газете.

Сообщается, что Сингх сказал: «Это все равно, что использовать воду для принятия ванны. Огненная ванна помогает убить все микробы и инфекции в организме».

Подписаться

Авторы:

Иран

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Вещи, которые никогда нельзя давать в долг: запомните раз и навсегда

    35490

    Калмыкия
  • Скандал в Щелково: вдов и матерей погибших бойцов чиновники не пустили к памятнику

    Фото 27072

    Московская область

    Елена БЕРЕЗИНА

  • На подлете к Крыму в воду упал американский дрон стоимостью 30 млн $

    25278

    Крым

    crimea. mk.ru фото: crimea.mk.ru

  • Американский журналист сравнил Крым с Техасом

    Фото Видео 18053

    Крым

    Денис Проничев фото: crimea.mk.ru

  • Среди террористов напавших на Брянскую область был уроженец Рыбинска

    Фото 10366

    Ярославль
  • Квартиру Зеленского в Крыму пообещали передать малообеспеченным

    7376

    Крым

    crimea. mk.ru фото: МК в Крыму

В регионах:Ещё материалы

Абеокута | Местоположение, история, факты и население

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Абеокута , город, столица штата Огун, юго-запад Нигерии. Он расположен на восточном берегу реки Огун, вокруг группы скалистых выступов, возвышающихся над окружающей лесистой саванной. Он расположен на главной железной дороге (1899 г.) из Лагоса, в 48 милях (78 км) к югу, и на старой магистрали из Лагоса в Ибадан; он также имеет автомобильное сообщение с Иларо, Шагаму, Исейн и Кету (Бенин).

Абеокута («Убежище среди скал») был основан примерно в 1830 году Содеке (Шодеке), охотником и лидером беженцев Эгба, бежавших из распадающейся империи Ойо. Город также был заселен миссионерами (в 1840-х годах) и креолами Сьерра-Леоне, которые позже стали известными как миссионеры и бизнесмены. Успех Абеокуты в качестве столицы Эгбы и связующего звена в торговле пальмовым маслом между Лагосом и Ибаданом привел к войнам с Дагомеей (ныне Бенин). В битве при Абеокуте в 1851 г. эгба с помощью миссионеров и вооруженных британцами разгромили дагомейскую армию короля Гезо (уникальная в истории Западной Африки практика использования женщин-воинов). Еще одно нападение дагомеев было отбито в 1864 г.

Тест «Британника»

Где это находится?

Неприятности 1860-х годов с британцами в Лагосе привели к тому, что Эгба закрыл торговые пути к побережью и изгнал (1867 г.) миссионеров и европейских торговцев. После гражданских войн йоруба (1877–1893 гг.), в которых Абеокута выступил против Ибадана, Эгба алаке («король») подписал союз с британским губернатором сэром Гилбертом Картером, который признал независимость Объединенного правительства Эгба (189 г.).3–1914). В 1914 году королевство было включено в состав недавно объединенной британской колонии и протектората Нигерия. Беспорядки в Абеокуте 1918 года протестовали как против взимания налогов, так и против политики «косвенного правления» лорда Фредерика Лугарда, британского генерал-губернатора, который сделал alake

, ранее primus inter pares («первый среди равных»), верховный традиционный лидер в ущерб другим вождям кварталов.

Современный Абеокута является центром торговли сельскохозяйственной продукцией (рис, ямс, маниока, кукуруза [кукуруза], пальмовое масло и зерна, хлопок, фрукты, овощи, масло ши и каучук) и точкой экспорта какао, пальмовой продукции, фруктов, и орехи кола. Рис и хлопок были завезены миссионерами в 1850-х годах, а ткачество и крашение хлопка теперь являются традиционными ремеслами города. Абеокута является штаб-квартирой федерального Управления по развитию бассейна реки Огун-Ошун, осуществляющего программы по использованию земельных и водных ресурсов штатов Лагос, Огун, Осун и Ойо для развития сельских районов. Включены проекты ирригации, пищевой промышленности и электрификации. Местная промышленность ограничена, но теперь включает заводы по производству фруктов, завод по производству пластмасс и лесопилки. Рядом с городом находятся гранитные карьеры Аро, которые обеспечивают строительными материалами большую часть южной Нигерии, и огромный современный цементный завод в Эвекоро.

Абеокута был городом-крепостью, и реликвии старой стены все еще существуют. Известные здания включают Аке (резиденция алаке ), Зал Столетия (1930 г.) и несколько церквей и мечетей. Средние школы и начальные педагогические колледжи в Абеокуте дополняют Федеральный сельскохозяйственный университет, специализирующийся на науке, сельском хозяйстве и технике, и Политехнический институт Мошуд Абиола. Поп. (оценка 2016 г.) городская агломерация, 595 000 человек.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Маккенна.

Нигерия | История, население, флаг, карта, языки, столица и факты

флаг Нигерии

Аудиофайл: Государственный гимн Нигерии

Смотреть все СМИ

Глава государства и правительства:
Президент: Мухаммаду Бухари
Капитал:
Абуджа
Население:
(оценка 2023 г. ) 222 486 000
Форма правления:
федеративная республика с двумя законодательными палатами (Сенат [109]; Палата представителей [360])
Официальный язык:
Английский

Посмотреть все факты и статистику →

Последние новости

14 марта 2023 г., 7:56 по восточноевропейскому времени (AP)

Старая валюта Нигерии может использоваться дольше в условиях кризиса наличности

Центральный банк Нигерии продлил сроки замены его старая валюта для банкнот с измененным дизайном после того, как изменение вызвало нехватку наличных денег

9 марта 2023 г., 16:38 по восточноевропейскому времени (AP)

Полиция: экстремисты убили 25 рыбаков на северо-востоке Нигерии 9 марта 2023 г., 14:17 по восточноевропейскому времени (AP)

Нигерийский автобус врезался в поезд; 6 погибших и десятки раненых

Шесть человек погибли и десятки получили ранения в результате столкновения поезда с пассажирским автобусом в Лагосе, Нигерия

6 марта 2023 г. , 11:35 по восточному времени (AP)

Протесты против результатов выборов в Нигерии усиливаются

Тысячи сторонников оппозиции протестовали в понедельник против результатов президентских выборов в стране, поскольку призывы к повторному голосованию усилились

3 марта 2023 г., 19:23 по восточноевропейскому времени (AP) отозвать иск об аннулировании результатов президентских выборов

Шесть штатов Нигерии отозвали иск с просьбой к Верховному суду страны аннулировать результаты только что завершившихся президентских выборов

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Нигерия , страна, расположенная на западном побережье Африки. Нигерия имеет разнообразную географию с климатом от засушливого до влажного экваториального. Однако самая разнообразная черта Нигерии — ее люди. В стране говорят на сотнях языков, включая йоруба, игбо, фула, хауса, эдо, ибибио, тив и английский. Страна богата природными ресурсами, особенно крупными месторождениями нефти и природного газа.

Столицей страны является город Абуджа, расположенный на Федеральной столичной территории, которая была создана указом в 1976 году. Лагос, бывшая столица, сохраняет свое положение ведущего торгового и промышленного города страны.

Современная Нигерия восходит к 1914 году, когда были объединены британские протектораты Северной и Южной Нигерии. Страна стала независимой 1 октября 1960 г., а в 1963 г. приняла республиканскую конституцию, но решила остаться членом Содружества.

Земля

Нигерия граничит на севере с Нигером, на востоке с Чадом и Камеруном, на юге с Гвинейским заливом Атлантического океана и на западе с Бенином. Нигерия не только большая по площади (больше штата Техас в США), но и самая густонаселенная страна Африки.

Викторина «Британника»

Страны и их особенности

Рельеф

В целом рельеф Нигерии состоит из равнин на севере и юге, прерываемых плато и холмами в центре страны. Равнины Сокото лежат в северо-западной части страны, а равнины Борно в северо-восточной части простираются до бассейна озера Чад. Бассейн озера Чад и прибрежные районы, включая дельту реки Нигер и западные части региона Сокото на крайнем северо-западе, подстилаются мягкими геологически молодыми осадочными породами. В этих районах встречаются пологоволнистые равнины, которые в сезон дождей заболачиваются. Характерными формами рельефа плато являются высокие равнины с широкими неглубокими долинами, усеянными многочисленными холмами или отдельными горами, называемыми инзельбергами; подстилающие породы кристаллические, хотя на участках рек встречаются песчаники. Плато Джос возвышается почти в центре страны; он состоит из обширных лавовых поверхностей, усеянных многочисленными потухшими вулканами. Другие эродированные поверхности, такие как откос Уди-Нсукка ( см. Плато Уди-Нсукка), резко возвышаются над равнинами на высоте не менее 1000 футов (300 метров). Самая гористая местность находится вдоль юго-восточной границы с Камеруном, где Камерунское нагорье поднимается до самых высоких точек страны, Чаппал-Вадди (7936 футов [2419 метров]) в горах Готель и горы Димланг (6699 футов [2042 метра]). в горах Шебши.

Дренаж

Основными бассейнами водосбора в Нигерии являются бассейн Нигера и Бенуэ, бассейн озера Чад и бассейн Гвинейского залива. Река Нигер, в честь которой названа страна, и Бенуэ, ее крупнейший приток, являются основными реками. В Нигере много порогов и водопадов, но Бенуэ не прерывается ни тем, ни другим и судоходна на всем протяжении, за исключением сухого сезона. Реки, впадающие в территорию к северу от желоба Нигер-Бенуэ, включают Сокото, Кадуна, Гонгола и реки, впадающие в озеро Чад. Прибрежные районы дренируются короткими реками, впадающими в Гвинейский залив. В результате проектов развития речных бассейнов образовалось множество крупных искусственных озер, в том числе озеро Каинджи на реке Нигер и озеро Баколори на реке Рима.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Дельта Нигера представляет собой обширную низменную область, через которую воды реки Нигер впадают в Гвинейский залив. Характерные формы рельефа в этом регионе включают старицы, пояса меандров рек ( см. меандр) и выступающие дамбы. Крупные пресноводные болота сменяются солоноватыми мангровыми зарослями у побережья.

Почвы

Почвы в Нигерии и в Африке в целом обычно хуже по качеству, чем в других регионах мира. Однако на протяжении веков нигерийцы использовали такие методы ведения сельского хозяйства, как подсечно-огневое земледелие, совмещение культур и использование неглубоких посадочных орудий, чтобы справиться с недостатками почвы. В доколониальный период страна обычно производила достаточно сельскохозяйственной продукции, чтобы прокормить свое население, и даже сохраняла излишки для экспорта.

Основные почвенные зоны Нигерии соответствуют географическому положению. В северных районах распространены рыхлые песчаные почвы, состоящие из наносов ветров и речных песков, хотя в районах с выраженным засушливым периодом развивается плотный поверхностный слой латерита, что затрудняет возделывание этих почв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *