Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации \ КонсультантПлюс
Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 89-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.
4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимавший должность Президента Российской Федерации два срока или занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 89-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Положение Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
(п. 5.1 в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 89-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:
1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;
(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, а также осужденный за совершение указанного преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1. 1 и 1.2 настоящего пункта;
(в ред. Федеральных законов от 21.02.2014 N 19-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) осужденный к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьей 106, частью второй статьи 107, частью третьей статьи 110.1, частью второй статьи 112, частью второй статьи 119, частью первой статьи 126, частью второй статьи 127, частью первой статьи 127.2, частью второй статьи 133, частью первой статьи 134, статьей 136, частями второй и третьей статьи 141, частью первой статьи 142, статьей 142.1, частями первой и третьей статьи 142.2, частью первой статьи 150, частью второй статьи 158, частями второй и пятой статьи 159, частью второй статьи 159.1, частью второй статьи 159.2, частью второй статьи 159.3, частью второй статьи 159.5, частью второй статьи 159.6, частью второй статьи 160, частью первой статьи 161, частью второй статьи 167, частью третьей статьи 174, частью третьей статьи 174.1, частью второй статьи 189, частью первой статьи 200. 2, частью второй статьи 200.3, частью первой статьи 205.2, частью второй статьи 207.2, статьей 212.1, частью первой статьи 228.4, частью первой статьи 230, частью первой статьи 232, частью первой статьи 239, частью второй статьи 243.4, частью второй статьи 244, частью первой.1 статьи 258.1, частями первой и второй статьи 273, частью первой статьи 274.1, частью второй статьи 280, частью второй статьи 280.1, частью первой статьи 282, частью третьей статьи 296, частью третьей статьи 309, частями первой и второй статьи 313, частью первой статьи 318, частью второй статьи 354, частью второй статьи 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и имеющий на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденный за совершение указанных преступлений, судимость которого снята или погашена, — до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости;
(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20. 3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
5.2-1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, причастный к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации). Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации, — для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации, — для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после дня вступления в законную силу указанного решения суда.
(п. 5.2-1 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
5.2-2. Положения пункта 5.2-1 настоящей статьи распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.
(п. 5.2-2 введен Федеральным законом от 14. 03.2022 N 60-ФЗ)
5.2-3. Лицо, являвшееся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не может быть избрано Президентом Российской Федерации до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
(п. 5.2-3 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
5.2-4. Лицо, являвшееся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не может быть избрано Президентом Российской Федерации до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
(п. 5.2-4 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
5.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1.1, 1.2, 2 и 2.1 пункта 5.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.
(п. 5.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1, 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.
(п. 5.4 введен Федеральным законом от 21. 02.2014 N 19-ФЗ)
5.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.
(п. 5.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.
7. В случае принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 68.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях на выборах Президента Российской Федерации, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на выборах Президента Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
8. В случае принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 68.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданином Российской Федерации права быть избранным Президентом Российской Федерации определяются исходя из первого возможного дня голосования на выборах Президента Российской Федерации.
(п. 8 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
Путин подписал поправки в закон о праве избираться на новый срок — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 25 марта
EUR ЦБ: 82,39
(-0,75)
Инвестиции, 24 мар, 16:09
Курс доллара на 25 марта
USD ЦБ: 76,45
(+0,14)
Инвестиции, 24 мар, 16:09
Япония сообщила о двух запусках баллистических ракет Северной Кореей Политика, 02:10
Киевское направление Московской железной дороги переименуют в Калужское Политика, 01:43
Путин присвоил звание Героя России 11 росгвардейцам Политика, 01:34
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Конте покинул пост главного тренера «Тоттенхэма» Спорт, 01:15
«Ведомости» узнали, кого допустят к голосованию в новых регионах Политика, 01:13
Число застрахованных по ДМС сократилось в 2022 году на 5 млн человек Экономика, 01:02
Панама сообщила о всплеске миграции в США через «смертоносные джунгли» Политика, 01:00
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Карпин ответил на критику со стороны министра спорта Спорт, 00:59
Мэр Авдеевки призвал жителей покинуть город Политика, 00:43
В «Росэнергоатоме» назвали дату визита Гросси на Запорожскую АЭС Политика, 00:28
В Москве обстреляли машину исполнительницы хита «Я у твоих ног» Власовой Общество, 00:01
Власти подготовят предложения по стабилизации стоимости перевозки зерна Бизнес, 00:00
Роналду оформил второй дубль подряд в матче отбора на чемпионат Европы Спорт, 26 мар, 23:43
Протестующие в Израиле прорвали заграждение у резиденции Нетаньяху Политика, 26 мар, 23:40
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
В новой редакции закона «О выборах президента Российской Федерации» говорится, что отработавший президентом два срока не может избираться снова. При этом не учитывается количество сроков до вступления в силу поправок
Владимир Путин (Фото: Алексей Дружинин / AP)
В понедельник, 5 апреля, на официальном портале правовой информации опубликован пакет поправок в законодательство, подписанный президентом Владимиром Путиным, в том числе поправки в федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации». Поправки приводят документ в соответствие принятым в прошлом году изменениям в Конституции.
В новой редакции изложен пункт о том, кто может быть избран президентом: гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 25 лет и не владеющий иностранным гражданством или ВНЖ.
Также указано, что не имеет права избираться президентом человек, отработавший на этой должности два срока. Но закон предписывает не учитывать количество сроков, которые отработал президент на момент вступления в силу поправок к Конcтитуции.
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Поправку к Основному закону, обнуляющую президентские сроки, которая позволит Путину снова баллотироваться на выборах президента, в марте 2020 года предложила первая женщина-космонавт, депутат от «Единой России» Валентина Терешкова. Президент поддержал предложение при условии, что граждане проголосуют положительно за пакет поправок к Конституции.
Голосование прошло летом 2020 года. По данным ЦИК, за поправки высказались 77,9% проголосовавших, против — 21,2% при явке 67,97%.
Для того чтобы привести законодательство в соответствие одобренным изменениям к Конституции, законопроект, позволяющий Путину вновь идти на выборы, внесли в Госдуму в ноябре. Нижняя палата парламента приняла проект закона 24 марта, а через неделю закон одобрила и верхняя.
Кроме обнуления президентских сроков среди поправок к Конституции также значатся неприкосновенность экс-президентов, ввод понятия «пожизненного сенаторства», новый порядок назначения и утверждения кандидатур министров, расширение полномочий Конституционного суда.
Сколько лет слишком старо, чтобы быть президентом?
Президенту Байдену 79 лет, и на момент его инаугурации ему будет 83 года, если он выиграет второй срок. Если бы он отбыл полный срок, он покинул бы свой пост в возрасте 87 лет. Бывшему президенту Трампу 75 лет, и если он снова баллотируется и победит, ему будет 79 лет, когда он будет приведен к присяге, и 83 года к концу его срока. В этом возрасте большинство семей пытаются понять, как отобрать у папы или мамы ключи от машины.
Разве не должно быть ограничение по возрасту для того, кто может баллотироваться в президенты?
Конституция уже определяет минимальный возраст для того, чтобы стать президентом: 35 лет. Разработчики, очевидно, считали, что установление минимального возраста необходимо для того, чтобы глава исполнительной власти страны был относительно зрелым и имел некоторый политический или военный опыт, к которому можно было бы обратиться. Хотя они знали, что могут быть 25-летние люди, столь же готовые принять на себя полномочия и обязанности офиса, они не желали открывать дверь для таких блестящих исключений именно потому, что исключения не являются нормой, а конституция не может рисковать, если хочет. продержаться со временем.
В настоящее время мы, безусловно, живем дольше и в целом ведем более здоровый образ жизни, будь то благодаря лучшим привычкам или рецептам, которыми заполнены наши аптечки. Но по-прежнему неизбежно, что по мере того, как мы становимся старше, практически все мы замедляемся умственно и физически. Здесь тоже есть исключения. Все слышали о дедушке, все еще играющем в баскетбол на городской игровой площадке, или о бабушке, все еще пишущей свой сотый роман. Тем не менее руководящий документ не должен предполагать удачу в генетической лотерее.
Проверка продолжительных президентских кампаний в Америке также не гарантирует, что избиратели будут иметь точную информацию о психическом и физическом здоровье кандидата. Кампании хорошо скрывают любые существующие проблемы, и избиратели редко видят в предпочитаемом ими кандидате что-либо, кроме самого лучшего. И даже если общественность имела доступ к подробным и честным медицинским картам кандидатов, эти записи не могут гарантировать психическое и физическое здоровье президента в будущем. Более того, как мы теперь знаем, тот факт, что президент нездоров, редко становится достоянием гласности.
Возможно, существующим безотказным средством является 25 поправка, которая позволяет больному президенту уйти в отставку в пользу своего вице-президента или, если он не желает этого делать, механизм, с помощью которого вице-президент и большинство членов кабинета дают уведомить Конгресс о том, что вице-президент примет на себя полномочия и обязанности офиса.
Но у этого процесса есть свои недостатки. Президенты редко верят, что они не справляются с работой, независимо от того, насколько они больны, и заставить кабинет, состоящий из президентских назначенцев, участвовать в «мягком перевороте», особенно против нежелающего президента, сплачивающего своих сторонников против этих усилий, очень крутой и извилистый холм, чтобы подняться.
Кажется, лучше не полагаться на этот беспорядочный и неопределенный процесс, изменив Конституцию, чтобы установить возрастной предел для того, кто может стать президентом.
Как защитить малый бизнес, пострадавший от краха банка Кремниевой долины Громкая история Байдена, которую СМИ покорно игнорируютПроведение именно этой линии (скажем, 70) будет признано произвольным. Все линии такого рода есть. Но произвольное не означает неразумное, если оно основано на суждении о том, что в целом имеет смысл. Рональд Рейган был до Трампа самым пожилым человеком, избранным президентом в возрасте 69 лет.
Президиум уникален среди нашей системы разделенных властей тем, что, в отличие от Конгресса и Верховного суда, он никогда не заседает. Причина, по которой поколение основателей решило, что только у президента должен быть дом, заключается в том, что работа генерального директора — круглосуточно и без выходных. Возможно, когда ожидаемая продолжительность жизни была короче, создатели Конституции посчитали, что нет необходимости ограничивать возраст, в котором человек может стать президентом. Это больше не так, и мы бросаем кости, игнорируя это изменение и очевидные недостатки отсутствия ограничений на возраст президента.
Гэри Шмитт — старший научный сотрудник по конституционным исследованиям в Американском институте предпринимательства.
Copyright 2023 Nexstar Media Inc. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять.
Зачем нужен конституционный возрастной ценз для президента | Американский институт предпринимательства
Как отмечают практически все, кто освещал ход президентской кампании в этом году, трем оставшимся известным кандидатам больше 70 лет. В случае избрания Дональду Трампу будет 74 года, когда он будет приведен к присяге на второй срок. Если бы Джо Байден был избран, ему было бы 78 лет, когда он стал бы президентом. И если бы Берни Сандерс каким-то образом возродил свою кампанию и продолжил побеждать в ноябре, ему было бы 79 лет.. Это было 40 лет назад, когда Рональд Рейган в возрасте 69 лет был избран президентом, а через месяц ему исполнилось 70. В то время он был самым старым человеком, когда-либо претендовавшим на Овальный кабинет, и многие задавались вопросом, не слишком ли старый.
Очевидно, что мы живем дольше и в целом здоровее с возрастом, чем предыдущие поколения. Но также верно и то, что подавляющее большинство из нас замедляется как умственно, так и физически, приближаясь к восьмому десятилетию. Почему этот факт жизни не должен быть предметом конституционного беспокойства, учитывая невероятное влияние, авторитет и важность американского президента, неясно. В конце концов, возраст уже является фактором, определяющим, кто может быть приведен к присяге в качестве президента. Человек должен быть не моложе 35 лет, чтобы занимать эту должность. Предположительно, составители Конституции полагали, что определенный уровень зрелости более вероятен у кого-то в возрасте 35 лет, чем, скажем, в 25 лет9.0003
Конечно, всегда есть исключения, как и в любой большой группе. Однако здравый смысл подсказывал Основателям, что исключения не должны быть правилом. То же самое и с людьми, баллотирующимися на посты, которым далеко за 70. Мы все знаем людей, которые гораздо более энергичны, чем можно было бы предположить в их возрасте. Но мы отмечаем их уникальность именно потому, что этого не следует ожидать. Гены и образ жизни, очевидно, имеют значение. Но в отсутствие обширного генетического тестирования и инвазивных проверок биографии образа жизни эмпирическое правило, вероятно, должно заключаться в том, что «старше» означает именно это. Если разумно дискриминировать молодежь, не кажется чрезмерным ограничение того, в каком возрасте человек может быть избранным президентом.
Можно возразить против этой идеи, основываясь на том факте, что продолжительных сезонов президентской кампании в Америке должно быть достаточно, чтобы избиратели могли оценить здоровье и умственные способности кандидата. Тем не менее, как мы знаем, большинство американцев на самом деле не уделяют столько внимания, сколько, возможно, следовало бы, до тех пор, пока не будут выбраны кандидаты и не наступят ноябрьские выборы. не замечать признаков серьезного старения — даже дряхлости — в своем желании увидеть победу своего любимого кандидата. Наконец, даже если медицинские записи кандидата были полностью открытыми и исчерпывающими — чего никогда не было, — эти записи не могут гарантировать психическое и физическое здоровье президента в будущем. Конечно, это относится и к молодым президентам. Но избрание людей в возрасте от середины до позднего 70-летнего возраста, со всеми требованиями и давлением сегодняшнего офиса, — это скорее бросок костей, чем мы должны быть довольны.