Права ребенка в семье и ответственность родителей
ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (извлечения из основных нормативно-правовых документов)
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г.).
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении; в атмосфере счастья, любви и понимания.
Статья 5. Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей, … несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
Статья 18. Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.
Статья 27. Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Конституция Российской Федерации (с изменениями на 9.06.01 г.).
Статья 38. п.1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; п.2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей; п.З. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20.07.00 г.).
Статья 7. п.2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка.
Статья 9. п.1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье … не могут ущемляться права ребенка.
Статья 15. В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.
Статья 23. п.1. Родители (лица, их заменяющие) … вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 02.01.00 г.).
Статья 54. п.2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Статья 55. п.1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка; п.2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Статья 56. п.1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом; п.2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.
Статья 57. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы… Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Статья 60. п.1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены Законом; п.2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Статья 63. п.1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Статья 64. п.1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Статья 65. п. 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27.12.00 г.).
Статья 18. п. 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Статья 52. п.2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения; п.4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.
Главная / ПРАЗДНИКИ / ДЕНЬ РОССИИ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / Конституция Российской Федерации (Викторина — ответы) /
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВикторина «Основной закон России» ВОПРОСЫ История 1. Кто разработал «План государственного преобразования» в 1809 году? Этот план считается первым конституционным проектом России. 2.Когда утвердили первую Конституцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (Конституцию РСФСР)? 3.В каком году была принята Конституция Российской Федерации? 4.В каком году были приняты последние поправки к Конституции Российской Федерации? 5.Кто принимает Конституцию в нашей стране? Дети, права и обязанности 1.Является ли обязанностью родителей заботиться о детях? 2.Получить общее образование — это право или обязанность ребёнка? Ответ: Родители или лица, их заменяющие. 4.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях? 5.Кто берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения? 6.Есть ли в России государственная религия? 7.Может ли республика Российской Федерации установить свой государственный язык? 8.Чьей обязанностью является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина? 9.Какое учреждение может выпускать деньги в России? 10.С какого возраста человек может стать Президентом Российской Федерации? Наша страна 1.Равнозначны ли понятия Российская Федерация и Россия? 2.Какие цвета и в какой очередности мы видим на флаге России? 3.Какие существуют города России федерального значения? 4.Кто или что осуществляет правосудие в России? 5.Какая форма правления в России? Материалы по теме викторины
Дополнительные источники 12.11.2020 | |||||
Инвалиды имеют право воспитывать детей
Я не видел, чтобы росли такие семьи, как моя. У родителей всех моих друзей детства были машины, и они умели водить. Моя мама была слабовидящей и страдала синдромом Элерса-Данлоса. Она была первой, кто научил меня, что я не должна стыдиться своей инвалидности, и в результате чуть не лишилась родительских прав.
Родители-инвалиды часто сталкиваются с проблемами родительских прав, таких как право воспитывать детей, вне зависимости от того, являются ли эти дети биологическими или усыновленными. Согласно текущим исследованиям, в Соединенных Штатах насчитывается 4,1 миллиона родителей с ограниченными возможностями. Родители с инвалидностью рискуют быть лишенными своих детей, а уровень изъятий достигает 70-80% из-за психической инвалидности и 40-80% из-за умственной отсталости, при этом 13% родителей с физической инвалидностью сообщают о дискриминации в отношении их опеки. случаи.
Хизер Уоткинс — мать, страдающая мышечной дистрофией, входит в консультативный совет Национального исследовательского центра для родителей с ограниченными возможностями. «Инвалиды должны иметь право воспитывать детей», — заявляет она.
Хотя многие поспешили бы сделать вывод, что родители-инвалиды не способны воспитывать детей, есть так много преимуществ в том, чтобы расти с родителем-инвалидом.
Кэти Тастром, адвокат по вопросам инвалидности, которая сама является родителем-инвалидом, считает, что родители-инвалиды учат своих детей быть более адаптивными. «Главное, что, по моему мнению, отличается из-за моей инвалидности, это то, что [мои дети] делают больше вещей для себя, чем в противном случае, например, стирают и готовят (конечно, в соответствии с возрастом)», — говорит она. «На самом деле это сработало хорошо, потому что у них есть много навыков независимости, которых в противном случае у них не было бы».
Когда я рос, мы с мамой ходили в продуктовый магазин, потому что она не умела водить машину, и она научила меня устанавливать напоминания на телефоне, чтобы я не пропускал встречи и не забывал делать домашнюю работу. Дети родителей-инвалидов получают раннее знакомство с жизненными навыками, будь то обучение тому, как делать что-то по-другому, или становление более самостоятельным.
Поскольку и моя мама, и я были инвалидами, я стал независимым, помогая ей с домашними делами, такими как мытье посуды, и она научила меня приспосабливаться к окружающей среде. Я не мог выходить на улицу в холодную погоду так долго, как мои друзья, из-за побочных эффектов синдрома Рейно, а она смоделировала, как одеваться в теплые вещи и делать перерывы, чтобы зайти внутрь, чтобы показать мне, как она пережила зимы в Новой Англии.
Многие семьи, в которых нет членов с ограниченными возможностями, склонны считать нейротипичных и трудоспособных детей нормой для родителей. «Я считаю, что нам нужно видеть больше родителей с ограниченными возможностями в медиапространстве, чтобы они стали частью коллективного сознания», — говорит Уоткинс. «Нам нужно показать семейную динамику и то, как инвалидность добавляет значимости воспитанию детей, пользу от наличия родителей-инвалидов и насколько адаптивными, нестандартными мыслителями являются многие родители-инвалиды».
Помимо борьбы за получение или сохранение родительских прав, родители-инвалиды также сталкиваются с невозможностью сделать выбор в отношении того, как они будут воспитывать своих детей. Моя мама столкнулась с этим, когда воспитывала меня, потому что многие педагоги хотели, чтобы она поместила меня в терапию прикладного поведенческого анализа (ABA) и научила меня уменьшать или устранять некоторые из моих аутичных поведений, таких как стимминг, покачивая ногами и хлопая руками. . Моя мама отказалась это делать, потому что видела, как болезненно для меня было отказаться от стима, особенно когда я обдумывала школьные задания или творческие проекты, которые делала для развлечения.
С тех пор АВА-терапия вызвала споры, особенно среди аутичных самозащитников, но в то время способность моей мамы к воспитанию детей была поставлена под сомнение из-за ее отказа. После домашних визитов к социальному работнику она в конечном итоге была признана полностью способной заботиться обо мне, но этот опыт был травмирующим для нас обоих. Она хотела иметь возможность сделать выбор, который, по ее мнению, был лучшим для меня, на что автоматически имеют право здоровые родители.
Вместо того, чтобы лишать родителей-инвалидов прав, мы должны обеспечить родителям-инвалидам доступ к ресурсам, необходимым им для эффективного воспитания.
Родители-инвалиды часто полагаются на собственный опыт в вопросах доступа и приспособления. Например, Лиза Гольдштейн установила свои собственные видеомониторы, когда ее дети были младше, с мигающими огнями, чтобы указать, когда они плачут, и с самого начала учила своих детей смотреть на нее, когда они говорят. Моя мама провожала меня в школу и обратно, когда я был слишком мал, чтобы ходить один или с друзьями, и мы с ней делали перерывы, когда отправлялись на длительные прогулки для развлечения или с какой-то целью. Было бы здорово, если бы родители получили доступ к ресурсам, которые еще больше упростили бы воспитание детей.
Родители-инвалиды не должны стыдиться или беспокоиться о потере своих родительских прав, когда просят о помощи. У моей мамы не было денег на частые поездки на такси, когда она меня воспитывала, но было бы здорово, если бы педагог или организация для людей с ограниченными возможностями могли снабдить ее информацией о вариантах паратранзита или скидках на общественный транспорт для людей с ограниченными возможностями.
Хизер Уоткинс предлагает, чтобы у родителей-инвалидов была адекватная система поддержки, которая включала бы других родителей-инвалидов. Такие группы позволили бы родителям-инвалидам обмениваться историями, делиться передовым опытом и советами, давать советы и рекомендации и делиться разочарованиями, как это делают родители, не являющиеся инвалидами, друг с другом.
Родители-инвалиды могут предложить своим детям столько же, сколько и здоровые родители, и нам необходимо обеспечить социальную поддержку доступности и приспособлений, чтобы все родители имели доступ к необходимым ресурсам для своих детей.
Нажмите здесь, чтобы отправить сообщение в блоге Rooted in Rights.
Алайна Лири — менеджер по связям с общественностью We Need Diverse Books. Ее работы публиковались в New York Times, Washington Post, Cosmopolitan, Teen Vogue, Refinery29., Журнал Опры, Healthline и многое другое. Она живет с женой и двумя кошками в Бостоне. Вы можете найти ее в Twitter и Instagram @alainaskeys.
Следует ли просить детей ухаживать за братом-инвалидом? ~ Воспитание детей с особыми потребностями BLOOM
Это примечание автора к книге «Подушка: история брата и сестры», написанной Софией Исако Вонг. У Софии есть 40-летний брат с синдромом Дауна. Она является адъюнкт-профессором философии в Университете Лонг-Айленда в Бруклине, Нью-Йорк. Она пишет о политической и образовательной интеграции людей с когнитивными нарушениями и справедливости в семейных отношениях.
Я написал эту историю, чтобы проиллюстрировать, что могут чувствовать типичные братья и сестры, когда они обеспечивают «временную заботу» о своих родителях. Исследования показывают, что родители часто считают, что их дети достаточно эмоционально зрелы, чтобы осознавать свои собственные потребности в развитии и говорить за себя.
Один родитель сказал: «Я знаю, что если для нее это будет слишком, она скажет мне».Открою вам секрет: мы, братья и сестры, не говорим родителям, что мы на самом деле чувствуем. Наш девиз: «Не обращай внимания на меня; у вас достаточно дел. Я сам разберусь». Если наше поведение кажется безмятежным и безмятежным, это потому, что мы умеем скрывать свои беспокойства, негодование, зависть и ночные кошмары.
В семьях, не затронутых инвалидностью, сестры и братья дерутся, спорят, дуются и выражают друг другу весь спектр чувств. В наших семьях у нас никогда не бывает такой возможности. С нашими братьями никогда не бывает честной борьбы. Даже если у нас есть правое дело, ребенок-инвалид обычно получает львиную долю родительского внимания и сочувствия.
На собственном опыте мы узнали, что родители вознаграждают нас положительным вниманием за то, что мы покладистые дети, а иногда нас упрекают в том, что мы доставляем вам больше хлопот. Поэтому мы часто помогаем вам без жалоб.
Мы наблюдаем за вами каждый день. Мы видим, что у родителей слишком много дел, ресурсов не хватает, а часов в сутках не хватает.
Когда мы замечаем, насколько вы истощены, мы опасаемся, что вы не сможете должным образом о нас позаботиться, или вам, возможно, придется бросить работу, и где мы тогда будем? Поэтому мы добровольно даем вам передышку, думая, что это поможет выжить всей семье. «Отцовство» — это то, что происходит, когда дети выполняют роль родителя за счет своих собственных потребностей и занятий, соответствующих их развитию. Когда дети берут на себя обязанности, более адекватно выполняемые взрослыми, они разрываются между заботой об уязвимом брате или сестре и заботой о своих собственных потребностях.
Если ребенок или подросток (ошибочно) считает, что его потребности менее важны, чем потребности других членов семьи, он может добровольно пожертвовать временем и энергией, которые в противном случае он посвятил бы школе, дружбе и обычным детским занятиям.
Исследования показывают повышенный риск психологических и социальных проблем у некоторых братьев и сестер, которые обременены чрезмерной заботой и фактически становятся «маленькими родителями». изнурительный труд по уходу за ребенком-инвалидом. Родители должны заботиться о своем здоровье, обращаясь за помощью к вспомогательному персоналу, соседям, друзьям и членам семьи. Это дает им драгоценное время, чтобы отдохнуть и оправиться от стрессов, связанных с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями.
Даже если ваш типичный ребенок очень хочет посидеть с ребенком и абсолютно уверен, что справится с этим, убедитесь, что взрослый постоянно присматривает за ним. Таким образом, ей не нужно вести себя как взрослая, пока она не будет к этому готова. Помогая, но не беря на себя ответственность, типичные дети могут продолжать сосредотачиваться на том, что им нужно, чтобы быть здоровыми и в безопасности.
Поверьте мне, мы, братья и сестры детей с ограниченными возможностями, чувствуем сильную вину всякий раз, когда играем с другими детьми, овладеваем навыками, которым дети с ограниченными возможностями никогда не научимся, или считаем себя нормальными в толпе.