СОХРАНЕНИЕ СЕМЬИ И РАЗВОД В ИСЛАМЕ
Ислам уделяет большое внимание супружеским отношениям, высоко ценит понятие брака, оговаривая нормы и правила по самым различным вопросам. Безусловно, сохранение семьи и развод в исламе – одна из самых актуальных и дискуссионных тем.
Семья – один из самых древних социальных институтов на земле. Это неотрывная часть общества, маленькое государство. Ее основа крепка при наличии доверия и любви. Это небольшое государство обуславливает между членами семьи психологическое и социальное доверие, духовные ценности передаются из поколения в поколение.
По этому поводу Исламский шариат детально останавливается на аспектах заключения брака между мужчиной и женщиной, их дальнейшей совместной жизни в рамках установленных социальных и правовых норм, а также на брачных соглашениях. По сути исламское право рассматривает женитьбу как соглашение и поклонение. В Исламе никях является священным деянием. Это – сунна пророка. Хадисы «Брак – это моя сунна, и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня»,
Как нам всем известно, женитьба – это обоюдное согласие двух сторон, то есть женщины и мужчины, на совместную жизнь. Признание друг друга супругами и общее решение заключить брак.
Радует тот факт, что каждый год в стране количество зарегистрировавших брак растет, но то, что количество расторгнувших брак растет не отставая, становится довольно-таки проблематичным в наши дни.
Пропадает смысл таких священных понятий, как «счастливый брак», «верные супруги» и молодожены через некоторое время из-за разногласий идут на развод. В основном граждане, подающие на развод, ссылаются на различные причины. Зачастую, поводом для развода являются противоположные взгляды на жизнь, слишком различное мировоззрение супругов, в целом, социально-культурные разногласия.
Во многих случаях причиной раздора в семье является невыполнение супругами обязанностей по отношению друг к другу. В итоге две стороны остаются в обиде.
Наступает черед переживаний и стрессов. Причиной этому является недопонимание между супругами, разногласия, плохие отношения между невесткой и свекровью, социальная недостаточность, зависимость одного из супругов от вредных привычек и прочее, что впоследствии и приводит к разводу. Значит, если рассматривать данную проблему в рамках шариата, на сегодняшний день известно, что в некоторых течениях это стало актуальной проблемой. Мы стали свидетелями того, что религиозное понятие «Талак» стало неправильно трактоваться представителями различных течений ислама, которые, толкуя это понятие соответственно своей неверной идеологии и убеждениям, протворечащим законам шариата, изменяют условия развода и выдумывют ложные законы в свою пользу, причиняя тем самым множество несчастий женщинам. К числу этих неверно-идеологических течений можно отнести Салафизм, общину Таблиг и группы Шиитского направления, а следовательно, в серьезности проблемы нет сомнения. Будет уместным остановиться на нескольких примерах, широко обсуждаемых в стране на сегодняшний день.В целом, если рассматривать развод с религиозной точки зрения, в терминологии мусульманского права он называется «талак». Произношение этого слова является расторжением брака, то есть — разводом между супругами.
Талак – самое нежелательное из дозволенного Всевышним. По этой причине в Коране Всевышний Аллах призывает мужчину как можно лучше относиться к своей жене: «О вы, которые уверовали, относитесь к своим жёнам благопристойно в делах своих и словах. Если же вы их ненавидите из-за недостатка в них нравственности или из-за их внешности, то будьте терпеливыми с ними и не торопитесь разойтись. Может быть, вам что- либо и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо для вас».
Если жить следуя аятам Корана и хадисам Пророка (с.а.у.), то у каждой семьи будет крепкая основа.
Но статистические данные к сожалению все так же оставляют желать лучшего. Например, заместитель председателя регистрации министерства Юстиции РК Венера Калимова: «В 2012 году было зарегистрировано 166 474 браков, а количество разводов составило 47 598. В 2013 году – 167 411 браков и 51 510 разводов. В 2013 году – 937 браков. А количество официальных расторжений брака в этом году достигло тысячи».
Эти показатели в последние годы выросли благодаря распространению религиозных течений и безответственному использованию права на развод, без особой на то причины, молодежи, которая считает, что заключает брак на пути Аллаха. Ошибочное понимание слова «талак» постепенно превращается в основную проблему социума. Понятие развод в нашей религии играет очень важную роль. Молодежь и не подозревает того, что произнесенное слово «Талак» может нарушить брак, что свидетельствует о небрежном отношении к столь серьезным вещам. Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал:
Мусульманское право использует развод не для разрушения семьи, а наоборот для сплоченности в семье. То есть, развод осуществляется ради исправления ошибок, допущенных до женитьбы или после. Также, посредством «Талака» люди, хоть и поздно, могут понять свои ошибки, то есть, разведясь, получают возможность найти себе равного супруга в психологическом или материальном плане. Причина права на дачу развода в мусульманском праве только мужчине состоит в том, что мужчины психически намного уравновешеннее и серьезны в принятии столь важных решений, чем женщины. Также, до прихода ислама, арабы разводились с женами и женились на них когда хотели. Всевышний Аллах для предотвращения подобных действий, превративших создание семьи в игрушку, ограничил право на произношение слова «Талак» в целях развода до трех раз.
«Развод допускается дважды…», «Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого». (сура «Бакара», 229-230).Использование мужчиной права на развод без причины на это — грех и ошибка. Для предотвращения подобных ошибок, в шариате рассмотрены пути развода.
У развода есть свои условия и рукны. Рукн развода – это специальные слова и действия, совершаемые при разводе. Условие – вне основных частей, но являющиеся их основанием. Для осуществления развода требуются следующие условия: разводящийся мужчина должен быть умственно здоровым и достигшим зрелости. Разводящаяся женщина должна быть женой этого мужчины или в сроке «иддат». Кроме этого в шариате есть виды развода:
1) Талак ар-радж’и – предварительный развод. Такой вид развода не нарушает существующий никях и предполагает возможность возобновления супружеских отношений в любое время на протяжении срока идда.
2) Талак аль-баа’ин – полный развод. Возобновление супружеских отношений без нового никяха при таком разводе неправильно.
3) Талак гализ. При таком разводе запрещено возобновление супружеских отношений. Женщина не может вернуться к своему прежнему мужу, пока не выйдет замуж за другого мужчину, и не совершит с ним супружеского акта, и только после развода с ним, женщина может повторно выйти замуж за предыдущего мужа.
В мусульманском праве существуют немаловажные аспекты касательно развода:
1. Запрещено разводиться против порядка Корана и Сунны.
2. Нежелательно разводиться с женщиной, если в ее поведении и порядочности нет недостатков.
3. Разводиться с женщиной, которая не отказалась от выпивки, азарта и других запрещенных деяний, является сунной.
4. Обязательным является развод с женщиной, совершающей грехи в семейной жизни и отрекшейся от обязательных деяний в религии.
5. По поводу разрыва семьи, в которой нет любви, существуют различные мнения. Это решение остается за супругами. (сура «Талак» 6-7).
Как мы уже упоминали, поспешное заключение брака и разводы молодого поколения является актуальной общественной проблемой. Основа пути предотвращения данной проблемы лежит опять-таки в институте семьи, а именно, в воспитании, данном родителями. Самое дорогое наследство, которое родители могут оставить своему ребенку – это правильное воспитание. Семья – природная группа, в которой ребенок рождается на свет и делает шаг в жизнь, важная социальная среда. В семье ребенку дается все необходимое, основа для личности – воспитание и этика. В этой природной среде ребенок воспринимает все что видит и слышит. Ребенок должен расти правильно и хорошо воспитанным, культурным, набожным и почтительным.
Развод причиняет значительный вред всем членам семьи, в их числе и подрастающим детям, на формирование их как личностей. Поэтому я считаю, что предотвращение разводов в семьях является долгом всего общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Коран. Русский перевод.
- Ислам. Энциклопедический словарь. – Алматы: «Аруна», 2010. – 592-с.
- Сахих аль-Бухари. /У.Шойбек. К. Кыдырханулы. — Алматы. «Каусар саяхаты». 2007 ж. 927-с.
- Абду ар-Рахман аль-Жузейри. «Фикх ала Мазахиб ал-Арбаа». Бейрут. Матаба аль-Асирия. 2008. 1968-с.
- Абу Даут Сулеймен ас-Сижистани, ас-Сунан, Египет.
- http://www.aikyn.kz /Статистика/.
Преподаватель Египетского университета
исламской культуры Нур-Мубарак,
Магистр Серик ТАДЖИБАЕВ
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 5/20. Развод в порыве гнева
Статьи > СМР > Документы и заявления СМР и ДУМРФ > БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 5/20. Развод в порыве гнева
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 5/20. Развод в порыве гнева. [PDF]
Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 5/20
РАЗВОД В ПОРЫВЕ ГНЕВА
Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) в ходе дистанционного заседания, состоявшегося 17-го числа месяца Шавваль 1441 года по лунному календарю, что соответствует 9-му июля 2020 г. по григорианскому календарю,
постановил:
1. Развод считается действительным, если муж находился в состоянии гнева, при котором понимал, что говорил, и был способен контролировать свое поведение.
2. Развод в состоянии аффекта, полного умопомрачения, когда муж не понимает, что говорит, или говорит бессвязно и не способен контролировать свое поведение, будет считается недействительным. Данного мнения придерживались все ученые без исключения. Они приравнивали такого человека к умалишенному.
3. Развод в порыве гнева, не достигшего состояния аффекта, то есть полного умопомрачения, когда муж осознает, что говорит, но при этом не всегда способен контролировать свое поведение и может совершать необдуманные поступки, будет считаться действительным и засчитываться как один развод, даже если слова развода произнесены трижды единовременно[1]. В этом случае супруги вправе восстановить свой брак в послеразводный период (ʻидда)[2] либо, если он истек, заключить новое бракосочетание с соблюдением всех необходимых условий.
Однако в некоторых случаях шариатский судья (кадый), местный муфтий или квалифицированный имам, который рассматривает данную проблему и принимает во внимание все обстоятельства конкретного случая, вправе руководствоваться мнением ученых-правоведов, считавших, что развод в таком случае будет считаться недействительным.
рекомендовал:
1. Шариатскому судье (кадыю), местному муфтию либо имаму для вынесения окончательного решения по вопросу действительности или недействительности развода выслушать обе стороны — мужа и жену, а также свидетелей, если таковые имеются и постараться выяснить, в каком состоянии был дан развод: полном самообладании, аффекте либо гневе.
2. Из-за сложности отличить обычный гнев от состояния аффекта муфтию либо квалифицированному имаму следует получить подтверждение от мужа путем клятвы, что он дал развод своей жене в состоянии аффекта, дабы признать такой развод недействительным.
3. Уточнить, был ли развод инициирован ранее, чтобы принять наиболее правильное и объективное решение в конкретно рассматриваемом случае.
4. Проводить воспитательную беседу с мусульманами о недопустимости легкомысленного отношения к разводу.
С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в приложении к богословскому заключению № 5/20.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к богословскому заключению № 5/20
РАЗВОД В ПОРЫВЕ ГНЕВА
Актуальность исследования. Российские мусульмане на сегодняшний день очень мало осведомлены в вопросах мусульманского семейного права в целом и в частности в вопросах расторжения брака. Институт семьи претерпевает сильнейшие изменения. Поспешность и безграмотность в религиозных вопросах толкают верующих к необдуманным поступкам и необратимым последствиям. Особенно часто мусульмане обращаются к религиозным деятелям с вопросом о правовом статусе развода, осуществленного в порыве гнева. Зачитывается ли он? Как поступить, если муж не желал развода? С кем остаются дети, если развод будет считаться действительным? Это лишь некоторые вопросы, которыми задаются мусульмане, сталкивающиеся с данной проблемой.
Методология богословского исследования опирается на мнения и доводы богословов четырех правовых школ (мазхабов), а также на мнения современных ученых-правоведов и решения международных организаций по изданию фетв. Мы надеемся, что наше исследование даст возможность современному мусульманскому сообществу полнее изучить данный вопрос, позволит укрепить институт семьи, снизит количество разводов в мусульманских семьях.
Гнев — это противоположность довольства. Суть гнева в том, что в этом состоянии человек проявляет свои эмоции, направленные против испытываемой несправедливости с целью ее устранения. С точки зрения Ислама гнев можно разделить на два вида. Похвальный гнев — это когда человек гневается из-за нарушения законов Бога. Сам Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) гневался так, что изменялся цвет его лица[3]. Например, когда он узнал, что некоторые затягивают молитву так, что часть людей не приходят на утренний намаз, он сильно разгневался и сказал: «О люди, среди вас есть те, кто отвращает [от коллективной молитвы]. Поэтому, кто бы из вас ни стал имамом, пусть воздерживается [от удлинения], ведь среди вас есть больные, старики и нуждающиеся [в скорейшем решении своих вопросов]»[4]. Порицаемый гнев — это когда человек гневается из-за своих личных амбиций или в защиту лжи. Именно от такого рода гнева предостерегал посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) своих последователей: «Не гневайся«[5], «Силен не тот, кто может повалить [врага], а тот, кто может сдерживать себя при гневе» [6].
Если разделить гнев на этапы, то можно выделить три его фазы:
1. Раздражение — это когда человек прекрасно понимает, что говорит и контролирует свое поведение. В момент раздраженности человек контролирует свои эмоции, но может и цепляться к окружающим, быть разнузданным, проявлять вербальную агрессию и т. п.
2. Злость, гнев — это среднее состояние между зарождением и кульминацией. В этой фазе человек отдает себе отчет в том, что говорит, но не всегда может удержать себя от совершения необдуманных поступков.
3. Ярость — это когда человек выходит из себя и не понимает, что он говорит и чего хочет. Его также называют состоянием аффекта. Возникшее состояние представляет собой интенсивную эмоцию, которая доминирует в сознании человека, снижает его контроль своих поступков, характеризуется сужением сознания, определенным торможением интеллектуальной деятельности.
Ученые-богословы единогласны в том, что развод человека в первой фазе гнева действителен и имеет юридическую силу. Что касается третьей, кульминационной фазы, когда человеком овладевает такой гнев, в порыве которого он теряет управление над своими действиями, чувствами и словами, то в таком состоянии он не несет ответственности за слова или поступки. Относительно развода в таком состоянии ученые приводят хадис: «Нет развода в закрытости«[7]. «Закрытость» толкуется богословами как состояние, при котором у человека «закрываются двери» осознания того, что его окружает. Например, человека насильственно вынуждают, он лишается рассудка, охвачен крайним гневом или находится в состоянии глубокой депрессии[8].
Касательно среднего состояния гнева, когда человек отдает себе отчет в том, что говорит, но не всегда может удержать себя от совершения необдуманных поступков, то существует два основных мнения относительно действительности данного развода.
Первое мнение. Развод действителен.
Большинство ученых, среди которых правоведы ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов, считают, что развод будет считаться действительным[9].
Шафииты говорят: «Ученые [шафиитского толка] единогласны в действительности развода в состоянии гнева, даже если муж утверждает, что не управлял своими чувствами из-за гнева»[10].
Маликиты говорят: «Развод в состоянии гнева имеет место быть, даже если человек дошел до его кульминации. Но некоторые не согласны с этим мнением… Все это до тех пор, пока человек не потеряет рассудок и не будет понимать, что говорит. В таком случае он будет подобен умалишенному»[11].
Ханбалиты говорят: «Развод в состоянии гнева действителен, если муж полностью не потерял рассудок. ..«[12].
Великий ученый ханафитского мазхаба Ибн ʻАбидин[13] в своей книге «Радд аль-мухтар» считает, что развод в порыве гнева будет считаться действительным до тех пор, пока человек не станет говорить бессвязные слова и совершать безрассудные поступки. В таком случае развод будет считаться недействительным, даже если муж находился в здравом уме[14].
Мнение Ибн ʻАбидина отличается от мнения представителей ханафитской правовой школы, считавших действительным развод в состоянии гнева, при котором человек понимает, что произносит слова развода, но не способен управлять своими чувствами в таком состоянии.
Управление по делам религии Турции взяло за основу мнение Ибн ʻАбидина в своем решении (фетве) по данному вопросу[15].
Аргументация первой группы ученых:
1. Передается со слов Хаули, супруги Ауса ибн ас-Самита, следующее: «Клянусь Аллахом (Богом), именно обо мне и об Аусе ибн ас-Самите Всевышний Аллах ниспослал начало 58-й суры «аль-Муджадиля» (Препирающаяся). Я была его супругой, когда он уже достиг преклонного возраста и стал капризным и раздражительным. Однажды он зашел ко мне и я в чем-то заперечила ему, он разозлился и сказал: «Ты для меня подобна спине моей матери». На что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) велел ему или освободить раба, или [если не сможет] поститься два месяца подряд, или [если не сможет] накормить шестьдесят бедняков»[16].
Несмотря на то, что Аус ибн ас-Самит находился в состоянии гнева и высказал свои слова развода в форме «зыхара«[17], Пророк не аннулировал их, а посчитал действительными и потребовал от него выполнения искупительных мер, как это повелел Всевышний Аллах в начале суры «аль-Муджадиля».
2. Со слов Абу Мусы аль-Ашʻари передается следующий хадис: «Мои товарищи отправили меня к посланнику Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) с тем, чтобы я выпросил у него верховых животных, в то время как они находились в авангарде трудности [при подготовке к походу на Табук]. Я пришел к нему и сказал: «О посланник Аллаха, товарищи отправили меня к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными. Он ответил: «Клянусь Аллахом, я не дам вам никаких животных!». По стечению обстоятельств я обратился к нему, когда он был в состоянии гнева, однако я не осознал этого…»[18]. В другом предании говорится: «Мы сказали: «О посланник Аллаха, мы попросили у тебя верховых животных, ты же поклялся, что не будет нам таковых. [Но ты обеспечил нас. Мы пришли спросить и напомнить о клятве] подумав, что ты забыл о ней. Он ответил: «Это Аллах обеспечил вас [средством передвижения]. Кто поклялся что-то сделать, но потом увидел нечто лучшее, то пусть сделает то, что лучше, и искупит нарушенную клятву»[19].
В состоянии гнева Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) дал клятвенное обещание, затем нарушил его. Он сообщил Абу Мусе аль-Ашʻари, что за нарушение клятвы нужно принятие искупительных мер. Если бы действия в состоянии гнева считались недействительными, то Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) не потребовал бы искупления нарушенной клятвы.
3. Во времена сподвижников никто не возражал против действительности развода в состоянии гнева. Таким образом, это было всеобщим согласием по умолчанию (аль-иджмаʻ ас-сукути). Аль-Байхаки сказал: «Этого мнения придерживалось большое число сподвижников, и у них не находилось оппонентов из их среды»[20].
4. Так как в состоянии гнева человек отвечает за такие поступки, как вероотступничество, убийство, бесправное присвоение имущества и т. п., то за слова и поступки, ведущие к разрыву брачного союза, он тоже должен нести ответственность[21].
5. Передается хадис со слов Абу Бакры, что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пусть судья ни в коем случае не судит двух людей, когда он в состоянии гнева»[22].
Хадис служит аргументом в пользу того, что решение, вынесенное в состоянии гнева, имеет юридическую силу. Ибо в хадисе нет сообщения о том, что решение судьи в этом состоянии недействительно, иначе посланник Аллаха указал бы на это.
Второе мнение. Развод недействителен.
Этого мнения придерживался Ибн Кайим аль-Джавзия[23]. Он писал: «Аргументы шариата указывают на несостоятельность развода, освобождения рабов и заключения договоров в состоянии гнева. Ибо в основе всех этих действий лежит изъявление свободной воли и согласия. Состояние же гнева — это одно из ответвлений «закрытости», упомянутой в хадисе, как это растолковали авторитетные комментаторы«[24].
Что касается современников, то многие из них солидарны в этом вопросе с Ибн Кайимом. В частности экс-муфтий Египта и экс-ректор университета «аль-Азхар» Джадуль-хакк[25] (1917–1996 гг.) вывел фетву о том, что если состояние гнева достигло своей кульминации и муж не понимает, что говорит и чего хочет, или, не достигнув своей кульминации, гнев привел мужа к помрачению рассудка и нервному расстройству в словах и поступках, то его развод недействителен. В других же случаях он имеет место быть[26]. В своем богословском исследовании муфтий Египта Мухаммад Шавкий ‘Аллям[27] говорит следующее: «Разводящийся может:
— понимать, что говорит, и контролировать свой гнев. Развод такого будет считаться действительным,
— не понимать, что говорит, и не контролировать свой гнев. Развод такого по мнению всех ученых будет считаться недействительным,
— понимать, что говорит, но не контролировать свой гнев. Мнения ученых-правоведов разошлись в действительности такого развода. Богословско-правовое заключение (фетва) Дома фетв Египта[28] по данному вопросу и его практическое применение — развод будет считаться недействительным«[29]. Иорданский совет по фетвам[30] также выбрал именно это мнение для семейной практики[31]. Европейский совет по фетвам и исследованиям[32] вынес фетву на основе данного мнения[33].
Аргументация второй группы ученых:
1. «За пустословные клятвы Всевышний не накажет вас, а отвечать вам за то, когда было намерение в сердце. Но Он — Всепрощающ и Добр» (Св. Коран, 2:225).
Раз Всевышний Аллах сообщил, что Он не взыщет с человека за непреднамеренные клятвы, то развод подобен этому[34].
2. «Если бы Аллах (Бог) ускорял людям [заслуженное ими] зло подобно тому, как они торопятся с благом, то их жизненный срок быстро бы завершился. А потому Мы оставляем тех, кто не ждет встречи с Нами, блуждать в своем беззаконии. Если человека постигает беда, он молит Нас: и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от беды, он проходит будто бы и не молил Нас об [избавлении] от коснувшейся его беды. Таким образом приукрашено для преступающих границы то, что они делают» (Св. Коран, 10:11, 12).
Из аята следует, что гнев препятствует мольбе стать причиной погибели, так как человек в состоянии гнева непреднамеренно (не от сердца желает) ее себе. Милость же Могучего и Всезнающего Аллаха проявляется в том, что Он не наказывает и не отвечает на такую мольбу, так как она неумышленная. Толкает человека к такой мольбе состояние гнева, исходящее от Сатаны[35].
3. «Когда вернулся Муса (Моисей) [со священными скрижалями] к своему народу, то в гневе[36] и сожалении воскликнул: «Что может быть хуже того, что вы совершили после меня! Неужели вы решили поторопить повеления Господа вашего?!». Он бросил скрижали [неосознанно и в некоей растерянности], схватил своего брата за голову и стал тянуть к себе. Тот взмолил: «О сын моей матери! У меня не хватило сил [остановить их], они чуть было не убили меня! На радость недругам не срами меня и не причисляй к грешникам. Взмолился он (Моисей): «Господи, прости меня и моего брата, окружи нас [со всех сторон] Своей милостью. Ты милостивей всех милостивых… Когда гнев замолк, Муса (Моисей) поднял скрижали. В записанном них [есть] прямой путь и милость для тех, кто ощущает трепет пред своим Господом» (Св. Коран, 7:150, 151, 154).
Мораль аята в том, что Муса (Моисей) ни в коем случае не бросил и не разбил бы скрижали по собственной воле, ведь в этом не было пользы ни для него, ни для народа. Он стал волочить брата за голову и бороду. Мотивом для такого поведения явился гнев, так как он узнал, что народ в его отсутствие стал поклонятся золотому тельцу. Вследствие этого Аллах простил его. Ведь источником такого поведения явился гнев, который не подчиняется воле человека. Поступки Мусы не относятся к его доброй воле и желаниям. Это становится понятным из следующего аята: «Когда гнев Мусы (Моисея) затих, он взял скрижали, на которых были начертаны верное руководство и милость для тех, кто боится своего Господа» (Св. Коран, 7:154). Аллах использовал вместо глагола سَكَنَ «сакяна» — стих, سَكَتَ «сакяте» — замолк, указывая на то, что гнев возобладал над Мусой (Моисеем) и стал подобен султану, отдающему приказы. Как следствие, слова, исходящие из уст Мусы (Моисея) в этом состоянии, нельзя отнести к его свободной воле, поэтому он не понес за них ответственность[37].
4. «Если Сатана будет настойчиво наущать тебя (искушать), тогда удались от него, прибегнув к Аллаху (Богу). Ведь Он — Всеслышащий и абсолютно обо всем знает» (Св. Коран, 7:200).
Гнев от Сатаны и последствие от него. Гнев не от свободной воли личности. Поэтому шариатские решения относительно человека в состоянии гнева не могут вытекать из него[38].
5. Передается хадис со слов ʻАиши, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Нет развода и нет освобождения [от рабства] в состоянии закрытости»[39]. Ибн Кайим сказал: «Среди ученых возникли разногласия относительно понятия «закрытости». Ученые Хиджаза сказали, что это принуждение. Ученые Ирака считают, что это гнев. Некоторые полагают, что это единовременный тройной развод (талак)»[40].
6. Передается хадис со слов ʻИмрана ибн Хусойна, что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Нет обета в состоянии гнева, искупление его — как искупление клятвы»[41].
Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) аннулировал обязательность исполнения обета в состоянии гнева, значит и развод в гневе не имеет силы.
7. Передается хадис со слов Абу Бакры, что посланник Аллаха сказал: «Пусть судья ни в коем случае не судит двух людей, когда он в состоянии гнева«[42].
Если бы состояние гнева не оказывало влияния на волю и знания судьи, то посланник Аллаха не запрещал бы ему выносить решение[43].
Вывод:
В ходе детального и подробного изучения вопроса о разводе в порыве гнева, в котором были приведены различные мнения ученых-богословов и их аргументации, Совет улемов ДУМ РФ склонился к мнению первой группы ученых, сочтя их доводы более весомыми, и пришел к следующему заключению:
1. Развод считается действительным если муж находился в состоянии гнева, при котором понимал, что говорил, и был способен контролировать свое поведение.
2. Развод в состоянии аффекта, полного умопомрачения, когда муж не понимает, что говорит, или говорит бессвязно и не способен контролировать свое поведение, будет считается недействительным. Данного мнения придерживались все ученые без исключения. Они приравнивали такого человека к умалишенному.
3. Развод в порыве гнева, не достигшего состояния аффекта, то есть полного умопомрачения, когда муж осознает, что говорит, но при этом не всегда способен контролировать свое поведение и может совершать необдуманные поступки, будет считаться действительным и засчитываться как один развод, даже если слова развода произнесены трижды единовременно. В этом случае супруги вправе восстановить свой брак в послеразводный период (ʻидда) либо, если он истек, заключить новое бракосочетание с соблюдением всех необходимых условий.
Однако в некоторых случаях шариатский судья (кадый), местный муфтий или квалифицированный имам, который рассматривает данную проблему и принимает во внимание все обстоятельства конкретного случая, вправе руководствоваться мнением ученых-правоведов считавших, что развод в таком случае будет считаться недействительным.
рекомендовал:
1. Шариатскому судье (кадыю), местному муфтию либо имаму для вынесения окончательного решения по вопросу действительности или недействительности развода выслушать обе стороны — мужа и жену, а также свидетелей, если таковые имеются, и постараться выяснить, в каком состоянии был дан развод: полном самообладании, аффекте либо гневе.
2. Из-за сложности отличить обычный гнев от состояния аффекта муфтию либо квалифицированному имаму следует получить подтверждение от мужа путем клятвы, что он дал развод своей жене в состоянии аффекта, дабы признать такой развод недействительным.
3. Уточнить, был ли развод инициирован ранее, чтобы принять наиболее правильное и объективное решение в конкретно рассматриваемом случае.
4. Проводить воспитательную беседу с мусульманами о недопустимости легкомысленного отношения к разводу.
Истина ведома Аллаху
Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета педагогики и арабского языка международного исламского университета «аль-Азхар» Зайнуддиновым Дамирджаном Рустамджоновичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 9 июля 2020 г. и принято большинством его членов.
[1] Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации рекомендовал следование мнению ученых правоведов, считающих, что единовременный тройной развод будет засчитываться как один развод. Главной причиной для этого служит: (1) невежество многих мусульман о процедуре бракоразводного процесса, (2) необходимость сохранения мусульманских семей от разводов, (3) облегчение участи детей, оказавшихся в непростой ситуации и перед непростым выбором. См.: Богословское заключение № 2/19 «Единовременный тройной развод». URL: http://dumrf.ru/sulem/sufatwa/15729.
[2] Послеразводный период (ʻидда) исчисляется тремя менструальными циклами (примерно три месяца), которые в том числе показывают, есть ли у жены беременность от прежнего мужа или нет. Для тех, у кого нет месячных (по старости или иным причинам), разводный период продолжается ровно три месяца (см. Св. Коран, 65:4). Если женщина беременна, то завершением разводного периода для нее (после получения одного из трех разводов от мужа) будет рождение ребенка, даже если это произойдет через день после получения первого, второго или третьего разводов (см. Св. Коран, 65:4).
[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 456, хадис № 2436.
[4] См.: Там же. С. 148, хадис № 702.
[5] Там же. С. 1180, хадис № 6116.
[6] Там же. С. 1180, хадис № 6114.
[7] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1947, хадис № 26892 (26360), «сахих», «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 249, хадис № 2193, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 221, хадис № 2046, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 585, хадис № 9905, «сахих».
[8] URL: https://umma.ru/razvod-v-poryve-gneva/
[9] См.: аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2003. Т. 4. С. 262.
[10] См.: аль-Маʻбари. З. Фатх аль-муʻин би шарх куррат аль-ʻайн би мухиммат ад-дин [Открытие Дарующего помощь через комментарий к книге «Куррат аль-ʻайн би мухиммат ад-дин»]. Бейрут: Ибн Хазм. [б. г.]. С. 507.
[11] См.: См.: ас-Сави А. Хашият ас-сави ‘аля аш-шарх ас-сагыр [Примечания ас-Сави к книге «аш-Шарх ас-сагыр»]. Каир: аль-Маариф. [б. г.]. Т. 2. С. 542.
[12] См.: ар-Рахибани. М. Маталиб улин-нуха фи шарх гаят аль-мунтаха [Потребности обладателей разумения относительно комментария к книге «Гаят аль-мунтаха»]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1994. Т. 5. С. 322.
[13] Мухаммад Амин ибн ʻУмар ад-Димашки [Ибн ‘Абидин] (1784–1836 гг.) — мусульманский ученый, факых (правовед) ханафитской правовой школы, муфассир (комментатор Корана), автор более 50 трудов. Автор книги по ханафитскому фикху «Радд аль-мухтар ʻаля ад-дурр аль-мухтар». См.: Фарфур. Х. Хашия Ибн ‘Абидин [Примечания ибн ‘Абидина]. Дамаск: ас-Сака ва ат-турас, 2000. Т. 1. С. 4–6.
[14] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 6 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 244; аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2003. Т. 4. С. 263
[15] https://kurul.diyanet.gov.tr/Cevap-Ara/853/ofkeli-iken-yapilan-bosama-gecerli-midir-
[16] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Бейрут: Рисаля, 2001. Т. 45. С. 300, хадис № 27319.
[17] Зыхар (ар. الظِّهَارُ) — вид развода, распространенный в доисламский период, суть которого заключается в том, что муж уподобляет свою супругу женщине, на которой ему запрещено жениться (мать, сестра, дочь), и тем самым лишает ее права на интимную близость.
[18] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 833, хадис № 4415.
[19] Там же. С. 1089, хадис № 5581.
[20] См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-мухтадж фи шарх аль-минхадж [Подарок нуждающемуся в комментарии к книге «аль-Минхадж»]. Египет: Тиджария аль-кубра, 1983. Т. 8. С. 32.
[21] См. : ар-Рахибани. М. Маталиб улин-нуха фи шарх гаят аль-мунтаха. Т. 5. С. 322.
[22] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 1365, хадис № 7158.
[23] Шамсуддин Абу ʻАбдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр ад-Димашки, более известный как Ибн Кайим аль-Джавзия (1292–1350 гг.) — богослов, муфассир (толкователь Корана), мухаддис (хадисовед), факых (правовед) ханбалитской правовой школы. См.: Ахмад ибн Раджаб. Зайль табакат аль-ханабиля. Рияд: ‘Абикан, 2005. С. 4–7.
[24] См.: ар-Рахибани. М. Маталиб улин-нуха фи шарх гаят аль-мунтаха [Потребности обладателей разумения относительно комментария к книге «Гаят аль-мунтаха»]. Т. 5. С. 323.
[25] Джадуль-хакк ‘Али Джадуль-хакк (1917–1996 гг.) — муфтий Египта в 1978–1982 гг., шейх университета «аль-Азхар» 1982–1996 гг. Автор многих трудов по исламскому праву и современным правовым вопросам. См.: URL: https://www.dar-alifta.org/
[26] http://dar-alifta.org.eg/ar/ViewFatwa.aspx?sec=fatwa&ID=12728.
[27] Мухаммад Шавкий ‘Аллям (1961 г. — по н. в.) — профессор, доктор шариатских наук, муфтий Египта с 2013 г. по н. в. См.: URL: http://www.shawkyallam.com/
[28] Это самая авторитетная организация в Арабской Республике Египет, вот уже более ста лет выносящая богословские заключения (фетвы). Основана в 1895 году.
[29] http://dar-alifta.org.eg/ar/ViewFatwa.aspx?sec=fatwa&ID=12728
[30] Иорданский совет по фетвам был основан в 1921 году. В своих решениях Совет опирается на мнения богословов ханафитской правовой школы. См.: URL: www.aliftaa.jo.
[31] http://aliftaa.jo/Decision.aspx?DecisionId=444#.XQU3vSsufIV
[32] Европейский совет по фетвам и исследованиям — это специализированный исламский научный орган, в состав которого входит группа ученых и специалистов по различным наукам, выполняющим задачи Совета. Он был создан 21 июля 1997 года и официально зарегистрирован в Ирландии.
[33] https://www.e-cfr.org/ا;لبيان-الختامي-للدورة-العادية-السادس/
[34] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Игасат аль-ляхфан фи хукм талак аль-гадбан. Бейрут: аль-Ислями, 1988. Т. 1. С. 34.
[35] Там же. Т. 1. С. 34.
[36] Еще до возвращения Моисея Господь оповестил его о том, что оставленные им люди, не дождавшись, вняли призыву одного палестинца из их числа и начали поклоняться тельцу-идолу, тем самым отвернувшись от Единственного Бога. Именно это и было причиной негодования и скорби Моисея по возвращении (см.: Св. Коран, 20:85). См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 317. Гнев пророка Моисея описывается как окрашенный сожалением. Это не гнев жестокости и насилия, а гнев возмущения, негодования вкупе с печалью, скорбью.
[37] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Игасат аль-ляхфан фи хукм талак аль-гадбан. Т. 1. С. 34.
[38] Там же. Т. 1. С. 34.
[39] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. С. 1947, хадис № 26892 (26360), «сахих», «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 249, хадис № 2193, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. С. 221, хадис № 2046, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 585, хадис № 9905, «сахих».
[40] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Игасат аль-ляхфан фи хукм талак аль-гадбан. Т. 1. С. 36.
[41] См.: ан-Насаи А. Сунан ан-Насаи [Свод хадисов имама ан-Насаи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 405, хадис № 3842.
[42] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 1365, хадис № 7158.
[43] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Игасат аль-ляхфан фи хукм талак аль-гадбан. Т. 1. С. 43.
5 октября 2020
Введение в исламские договоры о разводе и браке
Одним из преимуществ жизни на юго-востоке Техаса является разнообразие людей, которые живут в нашем сообществе.
Группа людей, которые часто являются предметом многочисленных дискуссий, но непонимания, являются нашими соседями-мусульманами. Сегодняшняя запись в блоге от Адвокатского бюро Брайана Фэгана, PLLC, хотела бы представить развод в исламской вере.
Предметы первой необходимости для практикующих мусульман при разводеИслам не запрещает развод. Согласно Корану, муж может оставить жену на срок до четырех месяцев при пробном разводе. По истечении этого четырехмесячного периода муж и жена должны воссоединиться, чтобы продолжить свой брак, или получить развод.
Если супруги настаивают на разводе, Коран призывает стороны попытаться урегулировать свои проблемы, а не торопиться в ситуации, когда есть оспариваемый судебный процесс. Оба супруга должны назначить арбитра, чтобы определить, как должно быть разделено имущество и как должны решаться вопросы, касающиеся их детей. В этом процессе участвуют как супруги, так и общество.
Как можно расторгнуть брак в Исламе?Помимо смерти, развод является наиболее распространенным методом расторжения брака. Супруги могут согласиться на развод и получить его через любой судебный орган, обладающий юрисдикцией. Другой метод заключается в том, чтобы муж или жена попросили и получили развод от своего супруга. Чаще всего муж требует развода, а не наоборот.
Жена может получить развод от мужа только в судебном порядке. Исторически и традиционно причины, по которым женщина может получить развод, довольно ограничены. Физические или психические расстройства, неспособность заключить брак или дезертирство являются одними из причин, по которым женщина может потребовать и добиться развода со своим мужем.
Коран признает третий тип развода в Исламе, известный как развод по взаимному согласию. Когда оба супруга чувствуют, что они не могут выполнять обязанности, которые они обещали друг другу при заключении брака, и что продолжение брака повредит их повиновению Аллаху, тогда возможно взаимное соглашение о разводе.
Особые требования к мусульманке в жизни после разводаПосле развода мусульманки должны практиковать воздержание и не вступать в повторный брак какое-то время.
Это делается для того, чтобы узнать отца ребенка, которым мать может быть беременна на момент развода. Если после оформления развода становится известно, что женщина-мусульманка беременна, то бывший муж имеет возможность помириться с супругой и пригласить бывшую жену обратно в дом.
Влияние исламских брачных контрактов в СШАЦель брака в исламском мире — позволить мужчине и женщине вступить в сексуальные отношения, чтобы иметь детей на законных основаниях. Традиционно любой мусульманин, достигший возраста половой зрелости и согласный на брак, может вступить в брачные отношения.
Для того, чтобы предложение руки и сердца было действительным в исламском мире, предложение должно быть принято на одном и том же заседании. Также должны присутствовать свидетели бракосочетания.
Перед свадьбой пара должна согласовать язык брачного контракта. Его жене должна быть выплачена сумма денег, чтобы обеспечить ее финансовую защиту, если брак закончится разводом или смертью. Столкнувшись с этой частью брачного контракта, американские судьи судов по семейным делам будут подходить к ним с точки зрения английского общего права, а не исламского права.
Например, если эта часть исламского брачного контракта считается родственной добрачному соглашению, вы как жена получите только то, что обещано вам в брачном контракте. Это лишает вас возможности собирать собственность на основании законов штата Техас о собственности сообщества. Это может поставить вас в неправильное положение при разделе имущества при разводе.
Если американский судья рассматривает брачный договор как простой договор, религиозные формулировки, содержащиеся в брачном договоре, могут привести к тому, что он будет признан недействительным. Тогда вы не получите ничего, как прописано в брачном контракте. Если вы заключили этот контракт, живя в мусульманской стране за границей, и никогда не собирались приезжать в Соединенные Штаты (не говоря уже о том, чтобы развестись здесь), это может вызвать много проблем.
В средствах массовой информации мы слышим о законах шариата и их потенциальном воздействии на нашу правовую систему. Обычно опасения по поводу его реализации в Соединенных Штатах преувеличены и не основаны на реальности, хотя следует отметить, что наши правовые системы совершенно разные.
Наши суды в Соединенных Штатах по существу не знают, как интерпретировать мусульманский юридический договор о браке, и еще меньше знают об их отношении к исламу. Предположим, вы заключили брачный контракт. В таком случае вы слишком хорошо знаете трудности, связанные с жизнью по американским светским законам и наличием брачного контракта, основанного на законах шариата.
Цель брачного контракта в мусульманском мире — позволить мужчинам и женщинам жить вместе как успешная и счастливая супружеская пара. При разводе применяются условия брачного контракта. Оказавшись в Соединенных Штатах и подчиняясь нашей судебной системе и ее законам, касающимся брака и развода, для женщин важно, особенно чтобы судьи понимали важность брачного контракта и его способность влиять на будущие финансы будущей разведенной женщины.
Брачные договоры и исламские брачные контрактыДобрачные договоры в Техасе обычно делят совместное имущество двух людей, которые скоро вступят в брак. В качестве такового выделяется отдельное имущество, учитываются и делятся долги, распределяется имущество по желанию лиц.
Это соглашение может противоречить законам штата Техас о государственной собственности. В результате оба супруга находятся в положении, когда они могут вести переговоры по определенным аспектам своей собственности в свою пользу или в ущерб, чтобы достичь соглашения, приемлемого для обеих сторон.
Это отличается от исламского брачного контракта. Жена в этом типе контракта никогда не ожидает и не обсуждает контракт с мыслью, что она отказывается от каких-либо прав на свою отдельную собственность или будущие суммы того, что мы бы назвали супружеской поддержкой или содержанием. В исламском праве нет понятия общей собственности или других методов раздела собственности. В результате методы, используемые в исламском мире для защиты женщин при разводе, могут быть аннулированы путем истолкования исламского брачного контракта как разновидности добрачного соглашения.
Суть, по крайней мере, с точки зрения мусульман всего мира, заключается в том, что ислам придает большое значение в этих контрактах будущей финансовой стабильности после смерти или развода ее супруга. Действующие из лучших побуждений судьи в Америке сталкиваются с возможностью неправильного толкования и аннулирования этих средств защиты, просто применяя закон, наиболее часто используемый в нашей стране, к документу, который ничего не знает о наших правовых традициях.
Вопросы о том, как американская правовая система может повлиять на исламский брак? Свяжитесь с юридическим бюро Брайана Фагана, PLLCЕсли у вас есть какие-либо вопросы о том, как ваш брачный договор, заключенный в другой стране в соответствии с исламскими принципами, может повлиять на развод в Техасе, не стесняйтесь обращаться в юридическое бюро Bryan Fagan, PLLC.
Мы представляем людей разной веры и культурного происхождения и гордимся этим. Консультация с одним из наших лицензированных адвокатов по семейным делам бесплатна и доступна шесть дней в неделю.
Исламский развод в Мэриленде: чего ожидать
12 августа 2022 г.
Исламский развод в Мэриленде: чего ожидать
Опубликовано в: Семейное право Избранные в штате Мэриленд, и многие американцы-мусульмане предпочитают вступать в брак как на исламской церемонии бракосочетания, так и на гражданской церемонии.
Брак в исламе является договорным обязательством между мужем и женой, и основными элементами этого договора являются «предложение» брака, «принятие» предложения руки и сердца и махр . махр — это согласованная сумма денег или какой-либо другой экономически ценный актив, который муж должен передать жене. махр делится между немедленным подарком жене и отсроченным платежом, который жена имеет право потребовать в любое время после заключения брака, но на практике он обычно причитается при разводе или смерти мужа.
Поскольку исламское право не признает супружескую собственность, махр предназначен для предоставления жене некоторой финансовой безопасности в случае развода или смерти мужа. Сумма махр заключается до или во время брака, аналогично брачному договору.
Поскольку некоторые могут подумывать о разводе, супружеской паре и судам пришлось рассматривать не только проблемы, связанные с такими вопросами, как опека, алименты и раздел имущества, но и вопросы, уникальные для исламского права, такие как « талак » и а махр .
Талак
Когда дело доходит до развода, многие мусульмане привыкли использовать технику, известную как талак или «тройной талак », в котором муж может развестись со своей женой, просто повторив жене слово « талак » (арабское слово, обозначающее развод) три раза. Хотя эта практика является спорной и даже наказуемой в последние годы в некоторых странах, она существует уже несколько десятилетий и может встречаться в судебной системе.
В 2008 году Апелляционный суд штата Мэриленд (высшая судебная инстанция штата) рассмотрел дело Алим против Алима , в котором затрагивался сам вопрос о том, талак является действительным разводом в Мэриленде. 404 Md. 404, 947 A.2d 489 (2008).
В деле Алим против Алима г-н Ирфан Алим, гражданин Пакистана, обратился в посольство Пакистана в Вашингтоне, округ Колумбия, и использовал метод « талак », чтобы попытаться развестись со своей женой, г-жой Фарах Алим.
Однако, поскольку исламское право не предоставляет супругу каких-либо прав на имущество, зарегистрированное на имя другого супруга (если пара не договорилась об ином), г-жа Алим подала на развод в Мэриленде и потребовала, чтобы суд присудил ей половину мирового имущества ее мужа. Банковская пенсия.
Г-н Алим утверждал, что суд должен признать развод в Пакистане в соответствии с принципами вежливости, предусмотренными для судебных решений иностранных государств. Однако Апелляционный суд подтвердил, что ограничения применения вежливости в тех случаях, когда признание противоречило бы публичному порядку государства. В этом случае признание решения о разводе будет означать отказ в надлежащей правовой процедуре в отношении супруга, что противоречит государственной политике штата Мэриленд.
Апелляционный суд пришел к выводу, что талак 9Развод 0088 противоречит государственной политике Мэриленда, поскольку он лишил г-жу Алим каких-либо интересов, которые у нее были в совместном имуществе, и, следовательно, она отказалась проявлять талак, как это было представлено в данном случае, с какой-либо вежливостью.
Mahr
Вопрос о том, подлежит ли исполнению положение mahr в судах Мэриленда, был окончательно рассмотрен в 2020 году, когда Специальный апелляционный суд Мэриленда объединил дела Nouri 9 v. Dadgar v.0088 и Ghazirad v. Mojarrad и пришел к выводу, что суды могут обеспечивать исполнение махров «в качестве светских договоров , если они подлежат исполнению в соответствии с нейтральными принципами договорного права». 245 Мд. Приложение 324 (2020). Однако Специальный апелляционный суд постановил, что, поскольку махр согласованы сторонами при рассмотрении брака, правильным светским стандартом, который следует применять, является тот, который регулирует соглашения, заключенные сторонами в так называемых «конфиденциальных отношениях». », т. е. отношения, в которых один человек доверяет другому и полагается на него. Этот более высокий стандарт является тем же стандартом, который применяется к добрачным соглашениям.
Стандартные контракты могут быть признаны недействительными только в случае мошенничества, принуждения, принуждения, ошибки, неправомерного влияния, некомпетентности стороны, недобросовестности на момент заключения контракта. Контракты, заключенные сторонами в конфиденциальных отношениях, рассматриваются в соответствии с более строгим стандартом. Бремя переносится на сторону, стремящуюся обеспечить выполнение контракта, чтобы продемонстрировать отсутствие злоупотреблений, , т.е. , что не было несправедливости или несправедливости в результате соглашения или его закупки.
Таким образом, судам не нужно будет анализировать махов как стандартные контракты между сторонами, их более уместно рассматривать в соответствии с более строгими стандартами, применяемыми к контрактам, заключенным сторонами в отношениях конфиденциальности.
Ссылаясь на более раннее решение Апелляционного суда по делу Кэннон против Кэннона , Специальный апелляционный суд далее отметил, что некоторые из способов, с помощью которых сторона, стремящаяся обеспечить соблюдение соглашения, может продемонстрировать отсутствие злоупотреблений, заключаются в демонстрации что стороны имели «полное, откровенное и правдивое раскрытие его или ее активов и их стоимости» до заключения соглашения, демонстрируя, что атакующая сторона знала об этих активах, демонстрируя, что соглашение не было несправедливо непропорциональным на момент заключения соглашения. время заключения соглашения, свидетельствующее о том, что нападающая сторона имела возможность обратиться за юридической консультацией до подписания соглашения, или свидетельствующее о том, что нападающая сторона добровольно и сознательно отказалась от своих прав.
Все это означает, что при рассмотрении возможности принудительного исполнения условий исламского брачного контракта соглашение будет пересматриваться в каждом конкретном случае.