«Развод не харам!»: к тонкостям семейно-брачных отношений в исламе
Известный мусульманский деятель Арслан Садриев о «самом ненавистном для Аллаха из дозволенного»
Серьезный резонанс в умме Татарстана получило «дело о талаке». Еще в 2019 году к шариатскому судье, казыю Казани Булату Мубаракову обратилась мать 6 детей, обвинявшая своего супруга в рукоприкладстве, неисполнении финансовых обязанностей и просившая развод, в результате его получившая. По мнению же главы семьи, его разлучили с благоверной незаконно, с нарушением норм шариата, он подал апелляцию на данное решение, но совет казыев ДУМ РТ подтвердил правоту Мубаракова. Несмотря на то что в деле поставлена точка, мусульмане продолжают спорить о том, кто в данной ситуации все-таки прав. Свой взгляд на общую проблему для читателей «БИЗНЕС Online» излагает имам-хатыб Сергиево-Посадского района Московской области Арслан Садриев.
Поводом для написания статьи известным религиозным деятелем Арсланом Садриевым стало так называемое дело о талаке, длившееся с 2019 по 2021 год, в котором точка была поставлена только 30 января текущего года Фото: «БИЗНЕС Online»
Приведенное в этом хадисе повествование прямо противоречит Корану
Пророк сказал: «Самое ненавистное для Аллаха из дозволенного — это развод». Этот хадис и стал отправной точкой для обозначения такого явления в жизни мусульман, как развод, самым негативным образом. Однако необходимо отметить, что этот хадис имеет разорванную цепочку передатчиков, а значит, не может быть признан достоверным, к слову сказать, он и не приводится в наиболее авторитетных сборниках хадисов, таких как Сахихи имама Бухари и имама Муслима. Он приводится, в частности, в Суннане Абу Дауда, но и там он относится к категории слабых хадисов.
Позже созданный этим повествованием стереотип укоренился в общественном сознании мусульман, в том числе и из-за абсолютной нетерпимости к разводу со стороны христиан, с которыми мусульмане всегда и везде жили бок о бок. Со временем уже мало кто задавался вопросом о его достоверности и правильности в целом. Тогда как приведенное в этом хадисе повествование прямо противоречит Корану, ведь не может быть ничего, что было бы ненавистно Аллаху и при этом дозволялось бы Им.
Полностью по пути христиан мы, мусульмане, конечно, не пошли и в этом вопросе, но некую аналогию все же попытались выстроить. Известно, что христианское догматическое установление относительно брака дозволяет развод лишь в особых, крайних случаях по разрешению высших иерархов церкви, а в целом развод считается делом недопустимым. Однако данное положение на протяжении всей истории существования христианства было одним из наиболее трудновыполнимых для верующих, что в результате и привело к практически повсеместному его игнорированию в последние столетия.
Вопросы семейно-брачных отношений и установлений, связанных с ними, рассматриваются в Коране достаточно часто, начиная с 2-й суры, их можно встретить также в сурах 4, 5, 24, 33 и т. д. Что касается 28-й части — джуза (одна из 30 приблизительно равных частей Корана — прим. ред.), одной из последних частей Корана, то в ней, почти в каждой суре, так или иначе упомянуты аспекты семейных отношений. Необходимо отметить, что на протяжении всего коранического повествования устанавливается определенный баланс между этими отношениями и отношениями человека с Богом.
Причем в одной из сур этой части, в суре «Аль-Хашр» («Собрание»), сказано, что важно не забывать о Боге в потоке житейской суеты, в том числе связанной с семейными отношениями, хотя это настолько непростое дело, что, если бы подобное было велено горе, она раскололась бы на мелкие кусочки.
Как я уже отметил, почти каждая сура этой части содержит те или иные установления относительно семейных отношений и уже начиная с первой суры этой части, суры 58 «Муджадала» («Препирающаяся»), дается оценка «зихару» — бытовавшей у арабов практике развода в виде отстранения от своих супруг в плане интима, но не полного расставания с ними. При этом порицается не развод как таковой, а та форма, в которой он был совершен. Ведь форма сожительства людей разного пола, не являющихся друг другу близкими родственниками, такими как, например, мать и сын или дочь и отец, которая препятствует продолжению рода человеческого, является в исламе абсолютно запретной. Более того, тот, кто попытается прибегнуть к этому, по тяжести совершенного проступка фактически приравнивается к убийце человека, т. к. предусмотренные в этих случаях наказания полностью совпадают: освободить раба, а если не нашел такого, то поститься два месяца последовательно, а если не смог, то накормить 60 неимущих, так об этом говорится в 92-м стихе 4-й суры «Ан-Ниса» («Женщины»). Т. е. сознательное препятствование выполнению ключевой роли человека как живого существа, а именно: передачи той жизни, которую он получил от своих предков своим потомкам, является абсолютно недопустимым.
«Необходимо признать, что нет никакой гарантии абсолютно правильного выбора человеком своего спутника жизни, даже если ты относишься к избранным Богом людям» Фото: ru.freepik.com
Брак — это всегда своего рода лотерея
О духовной стороне жизни человека говорится далее в этой же суре, где сказано, что ни имущество, ни дети человека сами по себе не являются тем, что помогает ему обрести довольство Аллаха, и что нет среди истинно верующих тех, кто любил бы своих близких, которые противостоят Аллаху, больше, чем Его, вне зависимости от степени их близости и родства.
В этом же джузе, в 63-й суре «Аль-Мунафикун» («Лицемеры»), человек предупреждается о недопустимости отвлечения от поминания Аллаха из-за забот, связанных с его имуществом и детьми, а в 64-й суре «Ат-Тагабун» («Раскрытие самообмана») даже говорится, что среди супруг и детей могут быть враги, которых нужно остерегаться. В суре 60 «Аль-Мумтахана» («Испытуемая»), где также рассматриваются определенные аспекты вопросов семьи и брака, в частности между супругами, которые придерживаются различных религиозных взглядов, установлен порядок прекращения таких отношений, а также прямо говорится о недопустимости держаться за семейные отношения с теми из супруг, которые погрязли в язычестве.Ну и как итог две последние суры этой части открывают для добропорядочного верующего в том числе и в первую очередь для пророка Мухаммада один из путей разрешения сложной ситуации, которая может сложиться в семье, а именно — развода. В 65-й суре «Ат-Талак» («Развод») излагаются положения, по которым должно осуществляться расторжение брачных уз, ведь она так и называется — «Развод».
Необходимо признать, что нет никакой гарантии абсолютно правильного выбора человеком своего спутника жизни, даже если ты относишься к избранным Богом людям — пророкам и посланникам, о чем свидетельствует 65-я сура Корана, приводя в пример худших из женщин: жен пророков Ноя и Лота. Брак — это всегда своего рода лотерея, и, делая выбор, человек может лишь надеяться, что ему удастся сделать его правильно, для чего, собственно, и существуют определенные критерии выбора супруга, описанные пророком Мухаммадом и передаваемые в достоверных хадисах.
«Развод обусловлен целым рядом условий, единственная цель которых — не дать человеку принять поспешного решения, особенно если в семье намечается потомство или уже воспитываются дети» Фото: ru. freepik.com
«Единственным институтом, который одобряется Всевышним, является институт семьи»
Подчеркну: развод — это разрешенная, но крайняя мера и ее желательно избегать. С другой стороны, она в определенных случаях необходима, и на нее надо решиться, когда дальнейшее поддержание брака приносит только вред одной или обеим сторонам. При этом шаблонных ситуаций нет — все должно решаться в индивидуальном порядке.
Думаю, можно говорить о том, что ошибаться при выборе спутника или спутницы жизни — это естественно. Так бывает и, к сожалению, нередко. Другое дело что не нужно потворствовать скоропалительным решениям и действиям, приводящим к расставанию. Именно поэтому развод обусловлен целым рядом условий, единственная цель которых — не дать человеку принять поспешного решения, особенно если в семье намечается потомство или уже воспитываются дети. К решению этого вопроса необходимо подойти, что называется, с холодной головой. И, только после того как прошло определенное время, на протяжении которого необходимо все еще раз взвесить и обдумать, люди либо расстаются друг с другом, либо продолжают прежние отношения.
Поэтому мы можем еще раз отметить, что главное в земной жизни человека — соблюсти баланс между физической передачей этой самой жизни следующему поколению и духовным самосовершенствованием, проходящим через служение Всевышнему. Только таким образом и достигается довольство Творца, а не какими-либо крайностями, выраженными либо в полном отказе от брака, либо в погружении с головой в заботы о своей семье и имуществе.
Безусловной целью для любого человека на земле является получение довольства Аллаха. Однако отказ человека от воспроизводства рода человеческого является строго порицаемым, также порицаются и все формы такого отказа, будь то безбрачие или, что хуже, однополый брак. Таким образом, единственным институтом, который одобряется Всевышним, является институт семьи, состоящей из мужчины и женщины, которые рожают и воспитывают детей.
Притом что как и супруг, так и дети могут и не быть такими же правильными и праведными, как один из супругов или родители. Каждый человек — абсолютная индивидуальность, и не один из людей не несет бремя ответственности за кого-то другого, а значит, и не является заложником ситуации, когда муж или жена не разделяют морально-нравственных ориентиров друг друга. В этом случае и вступает в силу крайняя мера, к которой человек может прибегнуть для исправления сложной семейной ситуации, а именно — развод.
«Важно, чтобы муж не превратился в иждивенца, который вследствие отсутствия классического патриархального воспитания остается ребенком»
Ответственность за все совершенные действия несет лишь сам человек. Однако каждому, кто причисляет себя к умме мусульман, хорошо бы знать установления своей религии, регламентирующие его жизненный уклад. Касательно семьи можно сказать, что ценность ее весьма девальвирована в современном мире, причем как на этапе заключения брака, так и на этапе его расторжения. Верующим необходимо отказаться от всех форм как псевдобрака, когда в результате совместного проживания людей друг с другом не наступает никаких форм ответственности друг перед другом, так и форм псевдоразводов, которые нередко используют мусульмане, не прибегая к необходимому в этом случае временному периоду и обязательному привлечению свидетелей к бракоразводному процессу, как это было в момент заключения брака, о чем и говорится подробно в 65-й суре. Ведь для полноценного исполнения предписаний Аллаха необходима гарантия защиты прав сторон в браке, а такую гарантию в нашей стране на сегодняшний день может предоставить только государство в виде своих уполномоченных органов, таких как загс, в рамках которого и необходимо проводить все обозначенные процедуры. Искать же виноватых, кроме самих себя, — это ни для кого не новость. В этом вопросе больше проявляется секулярная сущность нашего сегодняшнего мира, где работа священника и его забота о своей пастве подменяются услугами психологов, будь то мусульманские или же любые другие, ну а когда есть спрос — есть и предложение.
Успешный брак — это всегда партнерство. Здесь важно все — начиная от идеологии и заканчивая финансовой стороной вопроса. Без решения всех этих вопросов невозможно создание и поддержание нормальных брачных уз.
Сейчас пытаются выставить как что-то уникально современное, когда жена зарабатывает больше мужа и фактически обеспечивает семью, однако это хорошо известные исторические сюжеты, и важно в этом случае, чтобы муж не превратился в иждивенца, который вследствие отсутствия классического патриархального воспитания в свои 20, 30, 40 лет остается «ребенком». В связи с этим набирает обороты такое явление, как феминизм, в том числе и в исламской среде.
Ответственность психологов за разрешение таких проблем — это и ответственность общества в целом, которое выбрало отказ от традиционных религиозных ценностей и обращается за решением своих вопросов не к Первоисточнику своего бытия, а к обычному человеку. Не секрет, что и в среде психологов, равно как и во многих других профессиях, масса неквалифицированных самозванцев, которые бросают тень на все сообщество. Для выхода из данной ситуации нужно, во-первых, полностью отказаться от поиска виновных вне нас самих, а также самое серьезное отношение и внимательное изучение того, что, по сути, является инструкцией по эксплуатации себя любимого, я говорю о Священном Писании. Во-вторых, наше духовенство в большей степени должно заниматься не обрядовой стороной ислама, а прилагать усилия для постоянной и продуктивной деятельности в своей пастве, решая насущные вопросы людей, в немалой степени связанные с взаимоотношениями в семье, доводя до человека сам дух шариатских предписаний в области семейных отношений и пытаясь предложить варианты решения наболевших проблем. В-третьих, я бы предложил психологам, журналистам и блогерам, которые считают себя мусульманами, озаботиться получением исчерпывающих знаний о своей религии, а не заниматься лишь поверхностными вопросами, подсвечивая отдельные, не самые лучшие, примеры семейных отношений.
Арслан Садриев
Брак и развод в исламе
По этому поводу Исламский шариат детально останавливается на аспектах заключения брака между мужчиной и женщиной, их дальнейшей совместной жизни в рамках установленных социальных и правовых норм, а также на брачных соглашениях. По сути исламское право рассматривает женитьбу как соглашение и поклонение. В Исламе никях является священным деянием. Это – сунна пророка. Хадисы «Брак – это моя сунна, и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня», и ««Вы, женитесь и увеличивайте потомство. Воистину, я буду гордиться вами перед другими общинами»,- этому подтверждение.
Как нам всем известно, женитьба – это обоюдное согласие двух сторон, то есть женщины и мужчины, на совместную жизнь. Признание друг друга супругами и общее решение заключить брак.
Радует тот факт, что каждый год в стране количество зарегистрировавших брак растет, но то, что количество расторгнувших брак растет не отставая, становится довольно-таки проблематичным в наши дни.
Пропадает смысл таких священных понятий, как «счастливый брак», «верные супруги» и молодожены через некоторое время из-за разногласий идут на развод. В основном граждане, подающие на развод, ссылаются на различные причины. Зачастую, поводом для развода являются противоположные взгляды на жизнь, слишком различное мировоззрение супругов, в целом, социально-культурные разногласия.
Во многих случаях причиной раздора в семье является невыполнение супругами обязанностей по отношению друг к другу. В итоге две стороны остаются в обиде. Наступает черед переживаний и стрессов. Причиной этому является недопонимание между супругами, разногласия, плохие отношения между невесткой и свекровью, социальная недостаточность, зависимость одного из супругов от вредных привычек и прочее, что впоследствии и приводит к разводу. Значит, если рассматривать данную проблему в рамках шариата, на сегодняшний день известно, что в некоторых течениях это стало актуальной проблемой. Мы стали свидетелями того, что религиозное понятие «Талак» стало неправильно трактоваться представителями различных течений ислама, которые, толкуя это понятие соответственно своей неверной идеологии и убеждениям, протворечащим законам шариата, изменяют условия развода и выдумывют ложные законы в свою пользу, причиняя тем самым множество несчастий женщинам. К числу этих неверно-идеологических течений можно отнести Салафизм, общину Таблиг и группы Шиитского направления, а следовательно, в серьезности проблемы нет сомнения. Будет уместным остановиться на нескольких примерах, широко обсуждаемых в стране на сегодняшний день. В течении Салафизм отношение к женщинам настолько неуважительно, что мужчина может, сидя дома, позвонить в другую страну шейху, и тот, по телефону, неосведомленный о ситуации в семье, дает ему право на развод. Немало случаев, когда женщине не дается срок «иддат», ее разводят с мужем, другому мужчине выдается ее адрес, и без выполнения каких-либо условий развода, женщину выдают замуж за другого мужчину. На этом история не заканчивается. Наоборот, надежда только что разведенной женщины обрести счастье во втором браке пуста. Неосведомленная о том, что ее новый супруг находится под моральным воздействием течении, женщина снова переживает печальную историю с разводом. Таким образом, бракосочетание и развод следуют друг за другом без всякого постоянства. А в Исламе подобное отношение к браку категорически запрещено. Потому, что Ислам – религия рассудительности и мира. Религия Ислам призывает человечество к единству, к высшим нормам этики. Исламские ученые подробно изучили главу фикха в «разделе о разводе», осмысливая и широко анализируя взгляды приверженцев Сунны и согласия.
В целом, если рассматривать развод с религиозной точки зрения, в терминологии мусульманского права он называется «талак». Произношение этого слова является расторжением брака, то есть — разводом между супругами.
Талак – самое нежелательное из дозволенного Всевышним. По этой причине в Коране Всевышний Аллах призывает мужчину как можно лучше относиться к своей жене: «О вы, которые уверовали, относитесь к своим жёнам благопристойно в делах своих и словах. Если же вы их ненавидите из-за недостатка в них нравственности или из-за их внешности, то будьте терпеливыми с ними и не торопитесь разойтись. Может быть, вам что- либо и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо для вас». (сура «Ниса», 19-аят). Также: «Если они станут послушны и будут повиноваться вам, то после этого не прибегайте к более строгим мерам. Ведь Аллах Велик и накажет вас, если вы будете искать ссоры со своими жёнами или будете относиться к ним несправедливо», (сура «Ниса», 34-аят). Этим аятом Всевышний предупреждает мужчин, не принимая поспешных решений, предотвращать развод. Наш Пророк (с.а.у.) сказал: «Самое нежелательное из дозволенного Всевышним Аллахом – развод» (Абу Даут, Талак, 3).
Если жить следуя аятам Корана и хадисам Пророка (с.а.у.), то у каждой семьи будет крепкая основа.
Но статистические данные к сожалению все так же оставляют желать лучшего. Например, заместитель председателя регистрации министерства Юстиции РК Венера Калимова:«В 2012 году было зарегистрировано 166 474 браков, а количество разводов составило 47 598. В 2013 году – 167 411 браков и 51 510 разводов. В 2013 году – 937 браков. А количество официальных расторжений брака в этом году достигло тысячи».
Эти показатели в последние годы выросли благодаря распространению религиозных течений и безответственному использованию права на развод, без особой на то причины, молодежи, которая считает, что заключает брак на пути Аллаха. Ошибочное понимание слова «талак» постепенно превращается в основную проблему социума. Понятие развод в нашей религии играет очень важную роль. Молодежь и не подозревает того, что произнесенное слово «Талак» может нарушить брак, что свидетельствует о небрежном отношении к столь серьезным вещам. Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал: «Три вещи, игра и правда в которых является истиной: женитьба, развод и освобождение раба».
Мусульманское право использует развод не для разрушения семьи, а наоборот для сплоченности в семье. То есть, развод осуществляется ради исправления ошибок, допущенных до женитьбы или после. Также, посредством «Талака» люди, хоть и поздно, могут понять свои ошибки, то есть, разведясь, получают возможность найти себе равного супруга в психологическом или материальном плане. Причина права на дачу развода в мусульманском праве только мужчине состоит в том, что мужчины психически намного уравновешеннее и серьезны в принятии столь важных решений, чем женщины. Также, до прихода ислама, арабы разводились с женами и женились на них когда хотели. Всевышний Аллах для предотвращения подобных действий, превративших создание семьи в игрушку, ограничил право на произношение слова «Талак» в целях развода до трех раз. «Развод допускается дважды…», «Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого». (сура «Бакара», 229-230).
Использование мужчиной права на развод без причины на это — грех и ошибка. Для предотвращения подобных ошибок, в шариате рассмотрены пути развода.
У развода есть свои условия и рукны. Рукн развода – это специальные слова и действия, совершаемые при разводе. Условие – вне основных частей, но являющиеся их основанием. Для осуществления развода требуются следующие условия: разводящийся мужчина должен быть умственно здоровым и достигшим зрелости. Разводящаяся женщина должна быть женой этого мужчины или в сроке «иддат». Кроме этого в шариате есть виды развода:
1) Талак ар-радж’и – предварительный развод. Такой вид развода не нарушает существующий никях и предполагает возможность возобновления супружеских отношений в любое время на протяжении срока идда.
2)Талак аль-баа’ин – полный развод. Возобновление супружеских отношений без нового никяха при таком разводе неправильно.
3) Талак гализ. При таком разводе запрещено возобновление супружеских отношений. Женщина не может вернуться к своему прежнему мужу, пока не выйдет замуж за другого мужчину, и не совершит с ним супружеского акта, и только после развода с ним, женщина может повторно выйти замуж за предыдущего мужа.
В мусульманском праве существуют немаловажные аспекты касательно развода:
1. Запрещено разводиться против порядка Корана и Сунны.
2. Нежелательно разводиться с женщиной, если в ее поведении и порядочности нет недостатков.
3. Разводиться с женщиной, которая не отказалась от выпивки, азарта и других запрещенных деяний, является сунной.
4. Обязательным является развод с женщиной, совершающей грехи в семейной жизни и отрекшейся от обязательных деяний в религии.
5. По поводу разрыва семьи, в которой нет любви, существуют различные мнения. Это решение остается за супругами. (сура «Талак» 6-7).
Как мы уже упоминали, поспешное заключение брака и разводы молодого поколения является актуальной общественной проблемой. Основа пути предотвращения данной проблемы лежит опять-таки в институте семьи, а именно, в воспитании, данном родителями. Самое дорогое наследство, которое родители могут оставить своему ребенку – это правильное воспитание. Семья – природная группа, в которой ребенок рождается на свет и делает шаг в жизнь, важная социальная среда. В семье ребенку дается все необходимое, основа для личности – воспитание и этика. В этой природной среде ребенок воспринимает все что видит и слышит. Ребенок должен расти правильно и хорошо воспитанным, культурным, набожным и почтительным.
Развод причиняет значительный вред всем членам семьи, в их числе и подрастающим детям, на формирование их как личностей. Поэтому я считаю, что предотвращение разводов в семьях является долгом всего общества.
Серик ТАДЖИБАЕВ,
Преподаватель Египетского университета исламской культуры Нур-Мубарак,
научный деятель, магистр
Каковы уважительные причины для развода?
Реклама мусульманской рекламной сети
26 сентября 2022 г.
Q Ас-саляму алейкум. Каковы уважительные причины для развода в исламе?
Ва алейкум ас-Саламу ва Рахматуллахи ва Баракатух.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
В этой фетве:
- Развод обычно рассматривается в исламе неблагоприятно и должен рассматриваться только в крайних и неизбежных случаях.
- Брак считается в исламе торжественным договором, и обе стороны обязаны соблюдать его в меру своих возможностей.
- Прежде чем рассматривать вопрос о разводе, следует приложить усилия для решения проблем в рамках брака, например, обратиться за советом и обратиться в исламский арбитраж.
- Уважительные причины для развода в исламе включают физическое, психическое или эмоциональное насилие, несовместимость, неверность и невыполнение обязательств.
Отвечая на ваш вопрос, Шейх Ахмад Кутти , старший преподаватель и исламовед в Исламском институте Торонто, Онтарио, Канада, сообщает:
Вообще говоря, развод вовсе не рассматривается в исламе благосклонно; скорее, его либо осуждали, либо не поощряли, если только это не было оправдано вескими причинами.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предостерег от бессмысленного развода, когда сказал: «Среди дозволенных вещей Аллах больше всего ненавидит развод». (Абу Дауд)
Таким образом, никто со здравым исламским духом и отношением не должен прибегать к разводу, за исключением крайних и неизбежных случаев, когда он считается законным в исламе. Причина этого ясна, поскольку развод влечет за собой ужасные последствия для семей и отдельных лиц; это приводит к глубоким психологическим и эмоциональным травмам, особенно когда речь идет о детях.
Из-за этих и других факторов ислам считает брак торжественным договором ( митхак гхалиж ) и считает долгом обеих сторон, заключивших такой договор, взывая к имени и словам Бога, стремиться сохранить его неповрежденным, насколько это возможно. Ибо будущее человечества – в здоровой семье, которая является краеугольным камнем общества.
Как избежать развода
Следовательно, развод в целом осуждается в Исламе; поэтому крайне важно, чтобы мы исчерпали все возможные пути, чтобы предотвратить то же самое; рекомендуемые таким образом шаги включают следующее:
- Обратитесь за советом к тем, кто обладает мудростью, опытом и знаниями, и постарайтесь решить нерешенные вопросы между собой, получив от них понимание и совет.
- В случае, если такие попытки не увенчались успехом, оба супруга должны прибегнуть к исламскому арбитражу; в этом арбитраже должны быть стороны, представляющие обе стороны. Они должны подчиняться принятым таким образом решениям.
Причина этого в том, что часто люди настолько заняты своими временными личными симпатиями и антипатиями, что не видят собственного деструктивного поведения и слабостей. Таким образом, им рекомендуется обращаться за советом и мудростью к тем, у кого есть опыт и знания, которые могут помочь им набраться сил и взять на себя ответственность за исправление своего поведения и взглядов.
Уважительные причины для развода
При этом развод нельзя считать закрытой дверью. Бывают настоящие случаи, когда развод является единственным доступным вариантом. Вот несколько уважительных причин:
- Физическое, психическое или эмоциональное насилие или пытки. Когда один из супругов оскорбляет и подвергает физическим, психическим или эмоциональным пыткам и не желает измениться, приняв практические меры посредством терапии или консультирования, то это является уважительной причиной для развода, согласно принципам ислама, «Нельзя причинять или получать вред». Жулм (несправедливость) недопустима в Исламе, независимо от того, кто является преступником.
- Невыполнение целей и задач, ради которых был заключен брак. Это может быть полнейшая несовместимость между партнерами, которая может выражаться в их непримиримых различиях в темпераментах, симпатиях и антипатиях.
- Супружеская неверность. Это может стать основной причиной расторжения брака, поскольку брак строится на доверии и уверенности. Его главная цель — сохранить целомудрие и скромность причастных. Как только эта основа разрушена и подорвана, и нет возможности восстановить ее, тогда развод — это путь.
- Неспособность мужа обеспечить. Когда мужчина, которого считают кормильцем и кормильцем семьи, не справляется со своими обязанностями, а жена решает, что больше не может терпеть его уклонение от ответственности, это является основанием для развода.
📚 Читайте также: Сира Пророка Мухаммеда – Обращение Омара и Хамзы Плюс Бойкот
Любая из вышеперечисленных причин может рассматриваться как веское основание для развода в Исламе. Если в законном случае, требующем развода, муж отказывается развестись со своей женой, то исламское право, безусловно, имеет право обратиться в соответствующие юридические органы с просьбой о разводе: решение о разводе, вынесенное такими властями, может считаться действительным в Ислам. Пусть Аллах поможет нам всем вести наши дела с здравой мудростью, пониманием, искренностью и верой, аминь.
Всевышний Аллах знает лучше.
Примечание редактора: Эта фетва взята из архива «Спроси ученого» и первоначально была опубликована ранее.
Как осуществляется раздел имущества при исламском разводе?
Опубликовано in Islamic Divorce
Любая пара, решившая расторгнуть брак, должна будет решить множество сложных юридических и финансовых вопросов. Однако при исламском разводе эти вопросы могут стать еще более сложными. Помимо соблюдения законов о разводе в Соединенных Штатах, паре также может потребоваться определить, как законы шариата применяются в их ситуации. При решении вопросов, связанных с разделом имущества, супруги могут убедиться, что их права и интересы будут защищены, работая с адвокатом, имеющим опыт в исламских делах о разводе.
Права на имущество при разводе по исламским законам
Традиционно исламское право не признает понятие семейного богатства. Состоящие в браке супруги не обязаны делиться своим доходом и имуществом, но каждый из супругов имеет право владеть имуществом, которое он принес в брак. Из-за такого разделения имущества некоторые мужья могут заявлять, что их жены не имеют права на долю определенных активов при разводе. Однако исламское право также гласит, что жены имеют право на справедливый развод и компенсацию за свой вклад в брак.
В брачном договоре пары может быть указано, как будет разделено имущество в случае развода. В некоторых случаях махр, выплачиваемый мужем своей жене, может удовлетворить ее потребности и гарантировать, что у нее будут необходимые финансовые ресурсы после развода. Однако в тех случаях, когда махр носит символический характер или состоит из небольшой суммы, этого может быть недостаточно для полного удовлетворения потребностей жены. Исламский закон также рекомендует, чтобы муж преподнес жене подарок, чтобы она могла покрыть свои расходы на проживание после развода. В зависимости от того, работала ли жена во время брака пары или оказывала другие услуги, такие как выполнение домашних обязанностей, чтобы позволить мужу заниматься карьерой, жена может потребовать компенсацию за свой вклад в домашнее хозяйство.
Если пара не может прийти к соглашению о том, как исламское право применяется к разделу имущества, им может потребоваться решить эти вопросы в суде по семейным делам. В этих случаях суд обычно требует от пары соблюдения законов о разводе в их штате. В штате Иллинойс женатые супруги имеют право на раздел имущества супругов по справедливости.