Развитие памяти у детей — игры, упражнения и методы развития памяти дошкольников и школьников
Память — это способность сохранить, проанализировать и воспроизвести информацию и опыт. Благодаря наличию памяти мы можем развиваться. Именно способность запоминать позволила человеку эволюционировать. Чем лучше человек запоминает, тем эффективнее он учится, тем выше его работоспособность. Память может улучшаться и ухудшаться в зависимости от разных внешних факторов, а еще ее можно тренировать. Какие существуют виды памяти и как развивать память у ребенка, разберемся в этой статье.
Виды памяти
Известно, что память человека состоит из краткосрочных и долгосрочных воспоминаний. А получаем мы их разными способами. Виды памяти различаются по сроку хранения информации и типу восприятия.
По сроку хранения выделяют три вида памяти:
-
Кратковременная
Быстрое запоминание небольших кусочков информации на короткий срок (например, запомнить цифры номера телефона и сразу же его набрать). -
Долговременная
Глубокое запоминание важных фрагментов информации на долгое время (мы помним события из детства в зрелом возрасте, помним стихотворение, которое учили в школе). -
Оперативная
Хранение информации в момент выполнения какой-либо задачи (мы помним числа, когда считаем в уме).
По типу восприятия память делится на:
-
Образную, то есть от органов чувств: зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильную.
-
Двигательную (мышечную) — запоминание движений.
-
Эмоциональную — запоминание чего-либо по чувствам и эмоциям, которые этот процесс сопровождали.
Еще память бывает произвольной (осознанное запоминание информации) и непроизвольной (запоминание, основанное на эмоциях и интересе).
Память каждого человека устроена по-своему, кто-то лучше запоминает цифры, кто-то рифмы. Кому-то удобнее воспринимать информацию на слух, кому-то — зрительно, кто-то совмещает несколько видов восприятия для оптимального результата. Зная то, как ребенку удобнее потреблять информацию, можно способствовать более эффективному его обучению и развитию.
Общие рекомендации по развитию памяти у детей
Невозможно хорошо и надолго запомнить что-то, безучастно зазубривая материал. Для запоминания информации нужно опираться на мыслительную деятельность, эмоции и движения. А еще стоит выбрать те способы получения информации, которые больше всего подходят ребенку.
Вот несколько общих рекомендаций по развитию памяти и лучшему запоминанию информации:
-
Важный и короткий тезис: информация должна быть понятной, чтобы ее было легко запомнить.
-
Чтобы ребенок лучше и быстрее что-то усвоил, преподносить информацию стоит в игровом ключе, интересно и увлекательно. Мультики и фильмы, игры, яркие и легкие книжки, стихи, песни — подойдет любой вид контента, который нравится ребенку.
-
Не нужно учить что-то в течение нескольких часов подряд. Короткие и емкие уроки дадут лучший результат. Делайте перерывы, не нагружайте ребенка на несколько часов даже короткими слотами, мозг устает и теряет эффективность с каждым новым часом.
-
Повторение — залог успешного перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Выученную теорему, стихотворение или правило можно и нужно повторять каждый день в течение нескольких дней. Мы лучше всего запоминаем то, что услышали или прочитали много раз (вспомните песни группы «Руки вверх»).
-
Картинки, схемы, рисунки, планы, списки — используйте для обучения разные форматы. Они должны быть легки для восприятия, интерактивны и по-разному структурированы. Среди разных форм ребенок найдет то, что лучше всего усваивается в памяти.
Специализированные методики развития памяти
Есть много разных методик развития памяти, которые взаимно дополняют друг друга, не всегда универсальны, но задействуют разные виды памяти и помогают индивидуально. Если попробовать позаниматься с помощью разных методик, можно выявить наиболее эффективные для ребенка виды тренировок.
Таблицы Шульте
Это таблицы с произвольно расставленными числами. Их придумал психотерапевт Вальтер Шульте для исследования свойств внимания, они хорошо тренируют зрительную память (и, соответственно, лучше всего подходят людям, которые быстрее запоминают что-либо визуально).
Суть проста: нужно внимательно смотреть на таблицу с числами в течение 3-5 минут, затем повторить по памяти ее содержимое.
Метод Айвазовского
Этот метод помогает лучше сосредоточиться на деталях и точнее их воспроизвести. Необходимо несколько минут внимательно смотреть на какой-либо пейзаж или интерьер, затем закрыть глаза и постараться вспомнить эту картину до мельчайших подробностей. Если изображение не очень сложно в воспроизведении, можно зарисовать по памяти.
Заучивание стихов наизусть
Один из самых классических и действенных способов прокачки памяти. Именно поэтому в школах ученикам задают учить стихотворения, это отличная тренировка.
Мнемотехники
Суть этой методики в тренировке памяти с помощью образов и ассоциаций. Например, можно писать на карточках слова и запоминать их с помощью ярких ассоциаций, которые возникают на эти слова. А самая распространенная иллюстрация мнемотехники — знакомая всем фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», с помощью которой запоминают последовательность цветов радуги.
Еще в мнемотехники можно записать метод Цицерона — для запоминания большого объема материала формируется цепочка ассоциаций, последовательная система образов, с каждым из которых связаны основные объекты из запоминаемого: фразы, даты, определения.
Игры со словами
Отличный метод развития памяти — различные словесные игры. Как устные («Города», «Имена»), так и письменные (составлять много слов из одного большого слова). А также анаграммы, кроссворды, ребусы, сканворды.
Развитие памяти у детей школьного и дошкольного возраста: игры и упражнения
Чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно научить его быстро и легко запоминать и изучать материал. Для этой цели подойдут несложные игры-задания, большая часть которых основана на ассоциативном мышлении.
Запоминать картинки
Показывайте ребенку картинки в течение 30 секунд, а затем просите изобразить на бумаге или описать картинку по памяти.
Заучивать бытовые факты
Простой и ясный способ тренировать память — учить с ребенком домашний адрес, имена и фамилии всех членов семьи, даты рождения и прочие подобные факты.
Нелогичные ассоциации
Дайте ребенку несколько не связанных по смыслу слов (например, жираф, бабушка, стол, картина) и попросите придумать с этими словами связное предложение.
Сказать, что пропало
Разложите перед ребенком несколько разных предметов, пусть он порассматривает их. Затем ребенок должен закрыть глаза, а вы уберите один предмет. Ребенок должен сказать, что исчезло.
***
Хорошая память — залог успеха в учебе и работе. Поэтому пользу развития памяти сложно переоценить, тренировать ее никогда не будет лишним. К тому же чем больше запоминает ребенок, тем он более эрудирован. В школе развития интеллекта IQ007 есть курсы по скорочтению, каллиграфии и ментальной арифметике — каждое из этих направлений напрямую влияет на способности к запоминанию. На занятиях мы знакомим учеников с различными мнемотехниками, активно работаем с таблицами Шульца, учим работать с информацией, выделяя из нее главное. Запишитесь на бесплатный урок, чтобы понять, какие методики развития памяти в нашей школе вам подходят.
Игры и упражнения на развитие памяти у младших школьников
29.03.2022
Плохая память у ребенка – ситуация нередкая. Но улучшить и развить ее – можно. Существует несколько эффективных методик развития памяти, которые подойдут младшим школьникам.
Содержание:
- Виды памяти
- Как работает наша память?
- Как улучшить долговременную память?
- Как тренировать слуховую память?
- Как тренировать зрительную память?
- Как тренировать ассоциативную память?
- Улучшаем память школьника
- Организуйте правильный отдых
- Организуйте правильное питание
Виды памяти
Специалисты выделяют разные виды памяти по нескольким критериям. По длительности она бывает кратковременной, долговременной и оперативной. В первом случае человек очень легко запоминает что-то, но и при этом столь же легко ее забывает. Долговременная память отвечает за то, чтобы данные хранились в памяти долго, а оперативная – за то, чтобы информация удерживалась в нашем мозгу некоторое время, а потом «уходила», в том числе и потому, что стала ненужной.
По варианту участия человека в запоминании память бывает:
- непроизвольная – запоминание происходит без усилий;
- произвольная – требуются некоторые мыслительные усилия;
- непосредственная – информация запоминается буквально механически, без «включения» мышления;
- опосредованная – человеку нужно выстроить логическую цепочку, осмыслить полученные данные, только тогда они запомнятся.
По типу выделяют память слуховую, зрительную, двигательную, образную. Последняя также известна как эмоциональная или ассоциативная.
Как работает наша память?
В работе человеческой памяти выделяются три шага:
- запоминание данных;
- их хранение;
- извлечение информации из памяти (воспроизведение).
Чтобы все три этапа функционировали без проблем, нужно сосредотачиваться на запоминаемом, повторять информацию, ассоциировать ее с чем-либо.
Как улучшить долговременную память?
Сделать это можно:
- сравниванием между собой двух-трех объектов, нахождением в них сходств и отличий;
- пересказом прочитанного, увиденного;
- заучиванием наизусть сначала стихотворений, а затем небольших отрывков прозы.
Также помогут проговаривание скороговорок, разгадывание кроссвордов.
Как тренировать слуховую память?
Специалисты рекомендуют несколько эффективных упражнений для этого, которые подойдут для занятий в группах и один-на-один.
- Добавьте следующее
Первый участник произносит некоторое простое предложение, например, «Я беру в поход палатку». Следующий игрок продолжает: «Я беру в поход палатку и топор». Ход переходит к очередному участнику, который говорит: «Я беру в поход палатку, топор и котелок». Таким образом нужно построить максимально длинную фразу.
- Запоминаем ритм
Ведущий выстукивает карандашом или пальцами некую простую мелодию, второй должен повторить ее.
- Поем песни чужими голосами
Нужно петь знакомые композиции голосами героев фильмов, мультиков, известных певцов, стараясь как можно похоже передать тембр и интонационные нюансы.
- Найди пару
Сначала ведущий читает пары слов, например, стол – стул, учитель – ученик, ваза – цветы и т.д. Затем он произносит только одно любое слово из пары, а ученик должен вспомнить второе.
- Ассоциации
Перед учеником раскладывают несколько карточек с изображением животных, растений, предметов. Ведущий называет некоторое абстрактное слово, например, погода, одежда, поле, небо. Ребенок должен подобрать к каждому из них подходящую карточку: зонт к погоде, платье к одежде и т.
д.
Как тренировать зрительную память?
Для улучшения зрительной памяти тоже существуют свои собственные упражнения:
- Разноцветный ряд
От трех до пяти карточек или других предметов разного цвета следует расположить в случайной последовательности, а затем перемешать. Ребенок должен правильно повторить цветной ряд.
- Опиши картинку
Это простое упражнение заключается в рассматривании картинки (достаточно 10 секунд) и последующем подробном описании ее.
Как тренировать ассоциативную память?
В качестве упражнений такого вида памяти можно использовать мнемотехнические тренировки, запоминание схем, таблиц. Можно назвать ребенку два не связанных по смыслу слов, например, самолет и зонтик. Ученик должен придумать короткую (в 1-3 предложения) историю с применением этих двух слов. Можно нарисовать картинку, в которых эти слова были бы объединены общим смыслом.
Улучшаем память школьника
Не стоит мириться с плохой памятью ребенка, ведь такое положение дел отрицательно сказывается на учебе и успеваемости. Нужно лишь приложить некоторые усилия.
- Читайте качественную литературу
Это занятие намного эффективнее, чем постоянное пребывание в соцсетях, мобильных играх или просмотр мультфильмов. Родители должны внушить ребенку, что чтение – это полезно и модно. Нелишним будет подарить школьнику электронную «читалку».
- Изучайте новое
Можно освоить новый вид физической активности, заниматься в музыкальной школе, выбрать один из многочисленных видов рукоделия.
- Увеличивайте словарный запас
В этом поможет чтение книг, не менее эффективным станет узнавать каждый день какое-то новое слово. Это будет полезно не только ребенку, но и родителям.
- Учите что-то наизусть
Учить наизусть стоит не только стихотворения, заданные на уроке.
Нелишним будет обратиться к внешкольной программе. Полезным будет заучивать отрывки прозы, а также числа: даты рождения знакомых, номера их мобильных телефонов.
Организуйте правильный отдых
В понятие «правильный отдых» входит сон длительностью не менее 8-9 часов в сутки, причем спать нужно в хорошо проветренной комнате, прогулки под открытым небом. Последние должны длиться 1-2 часа ежедневно. Это отлично стимулирует работу мозга и хорошо влияет на развитие памяти.
Организуйте правильное питание
Рацион школьника должен включать:
- рыбу – ценный источник йода, фосфора, полезных жирных кислот;
- яйца – они содержат помогающее сосредотачиваться вещество холин;
- грецкие орехи – источник жирных кислот и лецитин, еще одного важного для памяти вещества;
- брокколи – находящийся в этой капусте витамин К значительно улучшает работу мозга;
- бобовые – фолиевая кислота и витамины группы В в их составе способствуют отличному функционированию памяти;
- мед – полезная сладость, позитивно влияющая на работу головного мозга.
Ребенок должен пить достаточно воды, но только чистой питьевой, а не сладкой газировки.
Развитие памяти — Better Kid Care — Penn State Extension
«Я думала о прошлом, когда мой папа был здесь» — Анна Перл, 3 года, описывает воспоминание
С первым вздохом жизни появляется возможность мыслить в обратном направлении или развивать память. Важно, чтобы у нас было понимание памяти и объема памяти. Объем памяти ребенка — это не обязательно размер его памяти, а то, сколько дети могут сделать со своей памятью. Хотя маленькие дети чрезвычайно способны во многих отношениях, объем их памяти ограничен в раннем развитии памяти.
Хотя исследования показали, что очень маленькие дети могут вспоминать воспоминания с конкретными деталями, для того, чтобы воспоминания стали автобиографическими или, скорее, частью истории жизни ребенка и реальными для них, сначала должно быть развито чувство собственного «я» и личной идентичности. Дети не полностью развивают чувство собственного достоинства, как правило, до 1,5 или 2 лет. Наличие ощущения себя, «я», отдельного от других, дает место для организации памяти и развития личного смысла.
Хотя в младенчестве память не полностью развита, период раннего детства (от рождения до 8 лет) важен для формирования и развития памяти. Взгляд на развитие памяти дает новый способ думать и планировать для детей. Развитие памяти не только возвращает вас к опыту, имеющему смысл, но и представляет собой сложную когнитивную способность, которая важна во многих аспектах мышления и обучения, таких как язык и грамотность, планирование, следование указаниям, решение проблем, размышление, воображение и общая способность формировать положительное ощущение себя.
Запоминание начинается с понимания. Дети узнают о памяти, разговаривая с другими и переживая жизненные события в своем окружении. Если дети переживают события, которые они не полностью понимают, они с меньшей вероятностью запомнят это событие (или правильно припомнят события). Взрослые играют важную роль в том, чтобы помочь детям понять и запомнить. Самая важная роль для взрослых заключается в обеспечении отзывчивого, радостного и заботливого взаимодействия с детьми. Еще один важный, но простой способ помочь взрослым — это рассказывать истории и рассказы о событиях, особенно тех, которыми они поделились с детьми. Поступая таким образом, взрослый может вернуться к событиям, вызвать мысли и даже помочь детям вспомнить то, что они не могут вспомнить. По сути, взрослый реконструирует общую память.
Развитие речи
Язык помогает понять и сформировать память. Взрослые могут развивать язык с детьми, рассказывая истории, пересказывая события и задавая вопросы, связанные с опытом детей. Вопросы, которые касаются того, что, где, когда, почему и как, помогают детям собрать детали, описания и эмоции, связанные с опытом. В конце концов, дети будут задавать себе те же вопросы, что и взрослые. Когда дети смотрят внутрь себя, задают вопросы и пытаются понять свои мысли, они формируют воспоминания.
Развитие воображения
Чтобы дети могли воображать, они должны использовать информацию, хранящуюся в мозгу (вещи, которые они помнят и понимают). Когда происходит воображение, происходит перекомпоновка деталей по-новому. Наряду с развитием языка взрослые могут развивать детскую творческую игру, используя реквизит, материалы и фотографии — все, что может вызвать связь как с прошлыми воспоминаниями, так и сформулировать новые воображаемые идеи. Инструменты и материалы для рисования также являются хорошей поддержкой для документирования, организации и иллюстрации прошлых и будущих идей.
Направляющее поведение
Чтобы следовать указаниям и помнить правила в классе, дети должны уметь обрабатывать информацию. Чтобы обрабатывать информацию, дети должны классифицировать, понимать и реагировать на сообщение, которое дает им взрослый. Прежде чем они смогут обработать сообщение, все части сообщения должны быть поняты. Поскольку у детей ограниченный объем памяти, они могут пропустить часть сообщения или даже все, если им нужно обработать слишком много вещей одновременно.
Взрослые могут помочь детям запомнить и выполнить то, что мы от них просим, давая простые и эффективные указания, например: «Пожалуйста, поставьте книги на книжную полку» вместо «Давайте убирать». Используйте четкие указания, что делать, а что не делать. Например, лучше попросить детей «пожалуйста, идите», а не «не бегайте».
Также помогает, когда взрослые четко объясняют «почему» того или иного направления. Например, когда детей просят убрать книги, мы можем объяснить: «Нам нужно поставить наши книги обратно на полку, чтобы мы могли найти их завтра». Ребенку не нужно использовать какую-либо память, чтобы задаться вопросом, почему он должен убрать книги, и он может сосредоточиться на задаче, а не на «почему».
Такие рутинные действия, как уборка, также могут помочь детям сформировать память. Повторяя поведение, база знаний детей увеличивается и становится более организованной. Благодаря повторяющимся действиям дети могут полностью обрабатывать информацию. Ответы запоминаются и становятся более автоматическими. Держите процедуры простыми и последовательными. Разбивайте действия на этапы и вводите этапы постепенно.
Взгляд на развитие памяти помогает практикующим врачам преднамеренно предоставить детям возможность начать мыслить в обратном направлении, развить эффективную память, приобрести навыки во всех областях развития, а также предоставляет ресурсы для выращивания значимых жизненных историй, которыми можно поделиться.
Каталожные номера:
Ева Мардер, доктор философии. ; Майкл С. Газзанига, доктор философии; Махлон Р. Делонг, доктор медицины; и Томас Вихманн, доктор медицинских наук, Отчет о ходе исследований мозга за 2008 г.
.
СОВЕТЫ 13-9
Мозг: Память | Энциклопедия раннего развития детей
1 Танужени Патман, доктор философии, 2 Патрисия Дж. Бауэр, доктор философии
1 Йоркский университет, Канада; 2 Университет Эмори, США
, испр. изд.
Введение
Память — это фундаментальная способность, играющая жизненно важную роль в социальном, эмоциональном и когнитивном функционировании. Наши воспоминания формируют основу нашего самоощущения, направляют наши мысли и решения, влияют на наши эмоциональные реакции и позволяют нам учиться. Таким образом, память играет центральную роль в познании и когнитивном развитии. Тем не менее, исторически считалось, что дети в возрасте до трех или четырех лет не могут формировать устойчивые представления о событиях и, следовательно, не могут их запомнить. Это убеждение частично возникло из-за того, что взрослые редко вспоминают личные события до 3,5 лет (феномен, известный как инфантильная или детская амнезия). Однако исследования младенцев и детей младшего возраста показали, что они могут формировать воспоминания о событиях и формируют их. Это исследование в сочетании с исследованиями в области поведенческой нейробиологии (с использованием моделей животных) и нейробиологии развития (с использованием электрофизиологии и нейровизуализации) дало нам представление о том, как память и структуры мозга, которые ее поддерживают, меняются в процессе развития.
Субъект
Есть много способов разделить структуру памяти. Например, мы различаем рабочую память, позволяющую сохранять представления в течение нескольких секунд, и долговременную память, позволяющую запоминать события на протяжении всей жизни. Долговременную память можно разделить на два типа: недекларативную (или неявную) и декларативную (или явную). Недекларативные воспоминания недоступны сознательному осознанию и включают в себя обучение навыкам (например, знание того, как ездить на велосипеде) и прайминг (т. е. облегченную обработку стимула в зависимости от предшествующего опыта с ним). Недекларативная память проявляется практически с рождения. Например, младенцы демонстрируют более надежную обработку лиц, которые они видели раньше, по сравнению с новыми лицами. Однако, когда большинство людей думают о памяти или «воспоминании», они думают о декларативных воспоминаниях. Декларативная память требует сознательного припоминания и включает узнавание и припоминание имен, объектов и событий. Эта глава представляет собой обзор того, что мы знаем о развитии декларативной памяти у типично развивающихся младенцев и взаимосвязи между декларативной памятью и развитием мозга.
Проблемы
Изучение развития декларативной памяти и областей мозга, которые ее поддерживают, является сложной задачей по разным причинам. Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, как надежно измерить декларативную память у довербальных детей. Традиционные тесты декларативной памяти основаны на словесном отчете и поэтому лучше подходят для детей старшего возраста и взрослых. Во-вторых, сложно связать поведение с мозгом. Исследователи должны определить, соответствуют ли сроки изменений в поведении срокам изменений в мозге. Наконец, исследователи должны сделать тесты, которые измеряют поведение и функции мозга, чувствительные к потенциальному дефициту.
Контекст исследования
Мозг младенцев и детей младшего возраста развивается быстро. При исследовании веса мозга от рождения до старости наибольшее изменение веса мозга происходит на первом году жизни. 1 Однако не все части мозга развиваются одновременно 2 и в некоторых областях развитие происходит медленнее. Особенно это касается областей мозга, отвечающих за декларативную память. Гиппокамп, структура мозга в медиальной височной доле, необходимая для формирования декларативных воспоминаний, формируется внутриутробно. 3,4 Тем не менее, клетки зубчатой извилины гиппокампа, области, которая связывает эту структуру с кортикальными областями мозга, не выглядят как взрослые, пока спустя много времени после рождения. 5,6 Более тонкие структурные изменения продолжаются даже в позднем детстве. 7 Другой областью мозга, отвечающей за функцию памяти, является префронтальная кора. Плотность синапсов в этой области резко возрастает примерно к восьми месяцам и достигает пика между 15 и 24 месяцами. 8 Изменения продолжают происходить и после этого периода, вплоть до подросткового возраста. 9,10 В целом мы наблюдаем значительные изменения в областях мозга, отвечающих за память, в первые два года жизни.
Ключевые вопросы исследования
- Как развивается долговременная память? Какие поведенческие изменения наблюдаются в работе памяти в младенчестве и раннем детстве?
- Как изменения в работе памяти связаны с постнатальными изменениями в головном мозге?
Недавние результаты исследований
Исследователи использовали вызывал имитацию для оценки декларативной памяти у довербальных детей. При вызванном подражании младенцам предъявляют новые предметы и показывают, как использовать их для создания коротких «событий», таких как изготовление и звон колокольчика. Сразу и/или с задержкой младенцам дается возможность имитировать моделируемые действия. Память оценивается путем сравнения количества действий (отдельных действий и действий в правильном временном порядке) с количеством действий во время базовой производительности (до моделирования). 11,12 Исследователи использовали эту парадигму с младенцами в возрасте шести месяцев и обнаружили, что с возрастом младенцы помнят все больше времени. Например, шестимесячные дети помнят действия в течение 24 (но не 48) часов, девятимесячные – в течение одного месяца (но не трех), а к 20-месячному возрасту младенцы помнят до года. . Кроме того, с возрастом эффект становится все более надежным — все большее число младенцев в каждой последующей возрастной группе демонстрируют признаки припоминания (см. ссылку 13, 9).0058 13 для ознакомления).
В целом динамика улучшения памяти с возрастом (поведенческая индексация) соответствует развитию мозга. В конце первого года жизни медиальные структуры височной доли функционально зрелы, и в префронтальной коре увеличивается плотность синапсов. Это соответствует улучшенным способностям к запоминанию у младенцев ближе к концу первого года жизни. Дальнейшее улучшение надежности воспоминаний происходит в течение второго года жизни, что соответствует продолжающемуся увеличению образования синапсов как в префронтальной коре, так и в зубчатой извилине. 14
Пробелы в исследованиях
Мы добились большого прогресса в изучении памяти и развития мозга в младенчестве, но многое еще не знаем. Требуется больше информации о динамике развития областей памяти в человеческом мозгу. Несмотря на то, что в последнее время был достигнут значительный прогресс, большая часть информации поступает от животных моделей (грызунов и нечеловеческих приматов), поэтому неясно, как именно этот временной ход отразится на развитии человеческого мозга. Дальнейшая работа в области нейробиологии развития может помочь восполнить этот пробел. Исследования, которые связывают поведенческие показатели памяти с активностью мозга, жизненно важны для полного понимания развития декларативной памяти. Прогресс в этом направлении связан с исследованиями, связывающими потенциалы, связанные с событиями (ERP, электрофизиологический метод, который измеряет активность мозга, связанную с определенными стимулами), с устойчивостью поведенческих воспоминаний у младенцев. 15 Дальнейшая работа с использованием этой техники и методов нейровизуализации, охватывающих разный возраст и разные типы показателей памяти, будет полезна.
Выводы
Способность формировать воспоминания и запоминать их является жизненно важной частью человеческого опыта. Исторически сложилось так, что люди считали, что младенцам не хватает этой способности. Использование невербальной задачи позволило исследователям оспорить и опровергнуть это предположение. Декларативная память проявляется на первом году жизни, о чем свидетельствует поведение при выполнении невербальных задач, основанных на подражании. Он существенно развивается в течение первого и второго года жизни. Время улучшения производительности соответствует времени изменений в развивающемся мозге. Например, увеличение производства синапсов в областях мозга, связанных с памятью, примерно соответствует возрасту, в котором мы наблюдаем улучшение памяти. Исследования, объединяющие измерения нейронной обработки (оцениваемой с помощью ERP) и поведения (оцениваемой с помощью имитации), обещают дать более четкое решение вопроса о взаимосвязи между развитием мозга и поведением. Необходима дальнейшая работа, чтобы лучше понять развитие человеческого мозга и связать его с производительностью памяти в младенчестве и за его пределами.
Значение
Это исследование имеет теоретическое и практическое значение. Во-первых, работа послужит источником информации для литературы по памяти взрослых — невозможно полностью понять зрелое конечное состояние функции, не поняв ее начала. Кроме того, это исследование дополняет литературу по детской амнезии. Младенцы способны формировать воспоминания, даже если во взрослом возрасте они не могут их вспомнить. Работа имеет и практическое значение. Как только мы поймем типичное развитие областей мозга, связанных с памятью, и типичные способности младенцев вспоминать, мы сможем применить эти знания к особым группам населения, которые находятся в группе риска. Например, дети, рожденные от матерей с проблемами контроля уровня сахара в крови во время беременности, с большей вероятностью будут иметь перинатальный дефицит железа в головном мозге, который может иметь пагубные последствия для нормального развития гиппокампа. У этих младенцев наблюдается дефицит отсроченного припоминания по сравнению с младенцами из контрольной группы того же возраста. 16 Другими группами, у которых наблюдается дефицит отсроченного отзыва, являются дети, усыновленные из международных детских домов, и здоровые недоношенные дети. 17 По мере того, как мы будем лучше понимать взаимосвязь между мозгом и поведением, мы сможем разработать меры, чтобы помочь младенцам и детям из этих групп риска.
Ссылки
- Декабан А.С. Изменения массы мозга в течение жизни человека: отношение массы мозга к росту и массе тела. Annals of Neurolology 1978;4(4):345-356.
- Холланд Д., Чанг Л., Эрнст Т.М., Карран М., Бухталь С.Д., Аликата Д., Скранес Дж., Йохансен Х., Эрнандес А., Ямакава Р., Куперман Дж.М., Дейл А.М. Структурные траектории роста и темпы изменений в первые 3 месяца развития мозга младенцев. JAMA Neurology 2014;71(10):1266-1274.
- Киер Э.Л., Ким Дж.Х., Фулбрайт Р.К. и Бронен Р.А. Эмбриология гиппокампа плода человека: МРТ, анатомия и гистология. Американский журнал нейрорадиологии 1997; 18, 525-532.
- Ge X, Shi Y, Li J, Zhang Z, Lin X, Zhan J, Ge H, Xu J, Yu Q, Leng Y, Teng G, Feng L, Meng H, Tang Y, Zang F, Toga AW, Liu S. Развитие формирования гиппокампа плода человека в начале второго триместра. НейроИзображение 2015;119:33-43.
- Сересс Л., Абрахам Х. Пре- и постнатальное морфологическое развитие образования гиппокампа человека. В: Нельсон К.А., Лучиана М., ред. Справочник по развивающей когнитивной неврологии . 2 -е издание . Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 2008: 187-212.
- Bachevalier J. Развитие памяти с нейрокогнитивной и сравнительной точек зрения. В: Бауэр П.Дж., Фивуш Р., ред. Справочник Wiley-Blackwell по развитию детской памяти 2014;1:285-308.
- ДеМастер Д., Патман Т., Ли Дж. К., Гетти С. Структурное развитие гиппокампа и эпизодическая память: различия в развитии по передней/задней оси. Кора головного мозга 2014;24:3036-3045.
- Хаттенлохер PR. Плотность синапсов в лобной коре головного мозга человека: изменения в развитии и последствия старения. Brain Research 1979;163(2):195-205.
- Бенеш FM. Развитие префронтальной коры: созревание нейротрансмиттерных систем и их взаимодействие. В: Нельсон К.А., Лучиана М., ред. Справочник по развивающей когнитивной неврологии . Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 2001:79-92.
- Yu Q, McCall, DM, Homayouni R, Tang L, Chen Z, Schoff D, Nishimura M, Raz S, Ofen N. Возрастное увеличение использования мнемонических стратегий связано с развитием префронтальной коры. Нейроизображение 2018;181:162-169.
- Бауэр П.Дж., Веннер Дж.А., Дропик П.Л., Веверка С.С. Параметры запоминания и забывания при переходе от младенчества к раннему детству. Монографии Общества исследований детского развития 2000;65(4).
- Луковский А.Ф., Милоевич Х.М. Изучение воспоминаний в младенчестве и раннем детстве с использованием парадигмы вызванного подражания. Журнал визуализированных экспериментов 2016;110:53347.
- Бауэр П.Дж. Создание прошлого в младенчестве: отчет о развитии нервной системы. Trends in Cognitive Sciences 2006;10(4):175-181.
- Бауэр П.Дж. Получение эксплицитной памяти с нуля: шаги к построению описания изменений в развитии нервной системы в первые два года жизни. Обзор развития 2004;24(4):347-373.