Право собственности в рф: ГК РФ — Глава 13

Право собственности в ГК РФ

Вопросам правового регулирования прав собственности посвящён раздел II ГК РФ, содержащий ст. ст. 209 – 306. Они последовательно раскрывают правила, применимые в данной сфере и рассматривают множество частных вопросов, связанных с бременем содержания, рисками, возникающими в ходе обладания, возникновения, передачи и прекращения прав. Раздел открывает ст. 209 ГК РФ, определяющая закрепление за собственником право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Законы РФ не обязывают собственника пользоваться своим имуществом и позволяют распоряжаться им по своему усмотрению, за исключением случаев, предусмотренным законодательством. Вправе он и использовать доверительное управление имуществом, которое не влечет за собой передачу прав собственности.

Основные статьи ГК, устанавливающие правила осуществления права собственности

При реализации права собственности необходимо исключить нарушение прав и законных интересов других лиц. Имущество гражданина или юридического лица составляют вещи и различные виды обязательных, исключительных и других прав. Каждая отдельная вещь или группа вещей, объединённых едиными родовыми признаками, а также каждое право, защищаются законом отдельно. Исключение составляют только имущественные комплексы, которые могут представлять собой предприятия или другие объекты хозяйственной деятельности. Выступая единым объектом вещного права, они включают в себе недвижимость, средства производства, долги и различные обязательства по сделкам.

Владельцы вещей получают не только связанные с ними права, но и бремя их содержания, что определяет ст. 210 ГК РФ.

Подразумеваются не только расходы на поддержание имущества в надлежащем виде, но и уплата налогов, а так же всех установленных законом сборов. Несёт собственник и риски, связанные со случайной порчей или гибелью имущества. Эти риски можно застраховать. Вопросам страхования посвящена глава 48 ГК РФ, статьи которой разграничивают добровольное и обязательное страхование и регламентируют договорные отношения в области страхового права.

Ст. 212 ГК РФ указывает на то, какие в РФ могут быть субъекты права собственности и устанавливает правило, согласно которому все они пользуются равными правами. Это делает возможным подавать имущественные и другие иски на любые государственные организации и службы, включая военные части и казённые предприятия. Так же статья предопределяет, что отдельные виды имущества могут находиться только в муниципальной или государственной собственности.

Особое место занимает ст. 216 ГК РФ, устанавливающая правило вещных прав для лиц, которые не являются собственниками имущества.

Так, довольно распространённым явлением в РФ являются квартиры с обременением. Это означает, что в них проживают лица, которые могут пользоваться недвижимостью вплоть до достижения совершеннолетия или до самой смерти. Первое право даётся законом детям, которые не являются собственниками определённой недвижимости, но могут проживать в ней со своими родителями в силу оговоренных в законе причин. Второй вид прав возникает у людей, которые проживали и были зарегистрированы в квартирах на момент проведения приватизации, но отказались от участия в ней.

Поэтому они не являются собственниками и не пользуются правами распоряжения недвижимостью в качестве имущества, которое можно продать, обменять, выставить в залог и совершить любые коммерческие действия. Но они могут проживать в квартире, в том числе и тогда, когда у неё сменится собственник.

В раздел II входит глава 14, которая содержит ст. ст. 218 – 234, посвящённые вопросам приобретения прав на собственность. Они находятся в тесной связи со статьями о договорном праве, поскольку для перехода прав на вещи необходимо заключение сделок. В некоторых случаях они считаются заключёнными с момента государственной регистрации, а в некоторых — с момента подписания. Права на вещи могут возникнуть и в силу их создания, но тогда не возникает вопрос об их переходе от одного лица к другому.

Отражение статей о собственности в постановлениях и определениях высших судов РФ

Статьи ГК РФ, имеющие отношение к праву собственности, упоминаются в большей части постановлений Пленума ВС РФ и других высших судов. К этой обширной теме в первую очередь имеет отношение Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В нём собраны основные аспекты определений ВС и ФАС по различным типам спорам, которые имеют отношение к собственности.

Определения, связанные с применением статей ГК из раздела II, при рассмотрении частных исков отличаются очень большим многообразием.

Ст. 209 ГК РФ, начинающая этот раздел, упоминалась при рассмотрении дела № 84-АПГ16-3, определение коллегии ВС по которому было вынесено 20 июля 2016 года. Его суть сводится к тому, что гражданин приобрел земельный участок, которым ему не разрешают пользоваться полноценно. Он усмотрел в этом нарушение своих прав и подал иск, указывая в нём на принцип, изложенный в п. 1 и п. 2 ст. 209 ГК РФ. Причиной является нахождение рядом с его земельным участком руин средневекового монастыря, которые признаны памятником истории и архитектуры.

Несмотря на то, что эта статья закрепляет за собственниками право использовать имущество так, как ему угодно, не нужно забывать об оговорке п. 3, которая ограничивает возможность использования земли в рамках, установленных законом. Поскольку памятники истории и архитектуры, а так же прилегающие к ним земли, законом и охраняются, постановления судов всех инстанций были не в пользу собственника, разрешение на строительство подъездных путей он не получил. Определение ВС оставило эти решения без изменений.

Как закон усовершенствовал гражданские права россиян на объекты недвижимости

Что такое недвижимые вещи

Глава ГК РФ «Недвижимые вещи» содержит нормы по каждому объекту недвижимости. К ней закон относит земельные участки, здания и сооружения, единые недвижимые комплексы, помещения, машино-места, линейные объекты. 

Согласно документу, земельным участком признается часть поверхности земли, границы которой определены в установленном порядке, а помещением — обособленная часть здания или сооружения (жилого или нежилого), подходящая для использования в соответствующих целях.

«Это своего рода систематизация норм и наведение порядка в законодательстве о недвижимости. В первой главе предлагается описание основных объектов недвижимости, правила их возникновения, изменения и так далее», — пояснял ранее Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Крашенинников
Павел Владимирович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» .

Во второй главе, по его словам, содержатся нормы права собственности на указанные объекты недвижимости.

Право собственности и борьба с регистрацией квазиобъектов

В Гражданском кодексе прописывается, что доля собственника недвижимости и количество его голосов пропорциональны доле общей площади этих помещений. Общее имущество, пригодное для самостоятельного использования, может быть предоставлено в пользование третьим лицам по решению, принятому 2/3 голосов при условии, что это не нарушит охраняемые законом интересы собственников иных помещений и машино-мест в этом здании.

Закон также дает характеристику зданий и сооружений как объектов недвижимости, созданных именно в результате строительства.

«Это важное дополнение поможет прекратить порочную практику регистрации права собственности на выгребные ямы, асфальтированную дорогу, какие‑либо замощения земельного участка и прочие подобные вещи. При отнесении таких объектов к видам сооружений нередко бывают случаи регистрации прав собственности на них в Росреестре. Как правило, владельцы таких квазиобъектов не имеют прав в отношении земельных участков и таким способом пытаются закрепить свои притязания на чужой земельный участок», — пояснил Павел Крашенинников. 

Он добавил, что это же касается и зданий, которые возводятся путем сборки на чужом земельном участке и легко могут быть перемещены.

Однако собственники помещений и машино-мест получат права в отношении земельного участка, где расположено здание с их помещением.

Права соседей и имущественные споры

Кроме того, обновленный Гражданский кодекс должен прекратить споры собственников имущества и налоговых органов, когда последние относят к недвижимому имуществу тяжелое промышленное оборудование (печи, разливные механизмы для топлива и т. д.) и облагают налогом такое имущество как недвижимое, что не соответствует действительности.

Также теперь, согласно закону, за систематические нарушения собственником помещения прав соседей или совершение действий, влекущих разрушение этого помещения, уполномоченный орган предупреждает его о необходимости устранить их. В противном случае помещение по суду может быть продано на торгах с соответствующей выплатой его стоимости собственнику. 

Основные положения закона вступят в силу с 1 марта 2023 года, так как необходимо время для внесения поправок в многочисленные акты, регулирующие правовой режим недвижимости.


Государственная собственность в России: аргументы в пользу стороннего исследования

В августе 2020 года Счетная палата России, главный аудитор правительства РФ, опубликовала исследовательскую работу на тему государственной собственности. В документе выявлено, что официальные базы данных противоречивы и предоставляют информацию о разном количестве государственных компаний (ГНК) в стране. Более того, в исследовании утверждается, что из-за этих расхождений точное количество компаний, находящихся в собственности российского правительства, неизвестно.

В России, где государство играет активную роль в экономике, такая информация имеет жизненно важное значение. Раскрытие информации о количестве SOC в России служит важным инструментом взаимодействия заинтересованных сторон, инвесторов, партнеров, клиентов, общественности и государства. Достоверные данные помогают укрепить доверие, а долгосрочные деловые отношения повышают стоимость компаний и привлекают капитал в страну.

Напротив, отсутствие подробных данных о государственных предприятиях создает риск для вовлеченных сторон и затрудняет деловую активность в стране. Дополнительные исследования, в том числе сверка со списками третьих сторон, помогают компаниям снизить эти риски.

Отсутствие достоверной информации

В своем исследовании рыночной конкуренции в стране за 2018 год Федеральная антимонопольная служба России оценила, что доля государства в экономике превысила 60-70 процентов по состоянию на 2017 год. Но в 2016 году Международная валютная Фонд (МВФ) подсчитал, что участие государства в экономике составляет 33 процента. По данным МВФ, государственный след значителен в большинстве секторов экономики:
 

«Доля государства традиционно значительна в нефтегазовой отрасли, оборонном и госсекторе, но государство также увеличило свое присутствие в банковско-финансовой Сервисы.»

В документе Счетной палаты России за 2020 год утверждается, что официальные реестры и базы данных страны предлагают разную информацию о том, сколько предприятий находится в государственной собственности. Официальная база данных, известная как Единая система управления государственным имуществом (ФГИАС ЕСУГИ), находится в ведении Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), отвечающего за управление государственными активами. Данные из его реестра не совпадают с двумя другими официальными базами данных, составленными Росстатом и Федеральной налоговой службой (ФНС).

Типы государственной собственности

Помимо проблем, связанных с несоответствующими данными и не поддающимися количественной оценке государственными активами, российские государственные предприятия могут различаться по классификации и юридической форме.

Существует четыре основных типа SOC:

      • Федеральные унитарные предприятия (ФГУП) создаются и находятся в полной собственности государства.
      • Акционерные общества (АО) создаются, когда российское правительство приобретает акции, чтобы стать миноритарным или мажоритарным акционером.
      • Естественные монополии предоставляют исключительно общественные товары или услуги и находятся в ведении государства (например, Российские железные дороги (РЖД), которые обслуживают все пассажирские поезда в стране).
      • Государственные корпорации — некоммерческие организации, созданные государством для выполнения общественно полезных функций (например, Внешэкономбанк, созданный для финансирования инфраструктуры и поддержки бизнес-инноваций).

После учреждения правовая форма SOC может измениться. Например, в октябре 2019 г.Почта России стала АО в результате реорганизации ФГУП. По данным СМИ, переход был призван помочь компании стать более эффективной.

Ситуацию осложняет то, что в 2018 году правительство России приняло планы по приватизации ГСК: правительство объявило о намерении ежегодно сокращать государственную долю в экономике на 10 процентов до 2024 года. Однако исследование Счетной палаты России показало, что эти планы не были реализованы.

поддерживается любыми реальными числами; например, за два года немногим более половины запланированного 10-процентного ежегодного сокращения государственного имущества было передано частным владельцам.

Диаграммы иллюстрируют несоответствия. В 2019 году ФНС сообщила о 792 ФГУП, а Росимущество насчитало 626; Росстат утверждал, что существует 1059 АО, но Росимущество обнаружило только 1025 компаний с государственным участием.

Регуляторные риски

По мере увеличения количества нормативных актов по борьбе с коррупцией компаниям, работающим по всему миру, необходимо знать сквозное происхождение своих товаров и услуг. Многочисленные международные руководства предупреждают, что работа с государственными должностными лицами может значительно повысить подверженность организации риску. Примечательно, что в руководстве Закона США о борьбе с коррупцией за рубежом (FCPA) излагается, почему компаниям необходимо понимать ассоциации и отношения с иностранными официальными лицами, которые имеют внутренние и иностранные партнеры. На самом деле законодательство изначально было разработано для предотвращения выплаты взяток правительствам, государственным организациям или должностным лицам.

Существует несколько сценариев, в которых роль государственной компании в цепочке создания стоимости компании вполне ожидаема (и необходима). Например, ни одна нефтегазовая компания, работающая в России, не удивится, если встретит государственную нефтегазовую группу в своих сторонних деловых отношениях. Наоборот, это означает, что при работе с российскими государственными структурами требуется повышенная юридическая осмотрительность.

Несоответствующие данные и динамическое состояние российских SOC означают, что их скрининг требует более тщательного исследования (и внешних баз данных). Надлежащая проверка SOC требует изучения структуры собственности, доли акций, принадлежащих государству и его дочерним компаниям, а также любой возможной причастности к финансовым преступлениям или санкционированной деятельности.

Особенно важно, чтобы это исследование государственных компаний проводилось на местном языке, что поможет получить более подробную информацию. В России многие официальные государственные веб-сайты и базы данных не переводятся (поэтому большинство ссылок в этой статье на русский язык). Хотя это потребует дополнительного времени и усилий, важно также проверять государственную принадлежность с использованием различных источников для получения более точных и проверенных результатов.

Хорошая новость заключается в том, что сторонние поставщики могут помочь в проведении исследований.

Dow Jones Risk & Compliance предлагает глобальный список SOC, чтобы помочь предприятиям в выполнении ежедневных задач комплексной проверки за счет упрощения процесса поиска. Наша база данных содержит информацию об организациях, которые по крайней мере на один процент принадлежат правительству любого уровня, от национального до регионального и муниципального. Наше покрытие SOC также включает компании, в которых государство имеет контроль над большинством голосов — не менее 50 процентов акций — или имеет право назначать не менее 50 процентов руководства компании.

База данных составлена ​​из открытых источников, таких как бизнес-реестры, веб-страницы с раскрытием информации, официальные веб-сайты, годовые и квартальные отчеты и пресс-релизы. Мы используем только источники, подтвержденные достоверными данными или официальной информацией. Составление базы данных из разных источников имеет свои преимущества: исследователи могут сравнивать и проверять информацию, а также обходить и игнорировать недостоверные данные. Наше освещение компаний также дополняет фильтрацию негативных новостей о них, что добавляет дополнительную ценность для наших клиентов.

Значительный вклад и дополнительное исследование предоставлено Ольгой Пидроновой, редактором исследований Dow Jones Risk & Compliance.

Об авторе

Мария Гилева — редактор исследований Dow Jones Risk & Compliance. Она охватывает Россию, Индию и другие страны. Мария работает в Сингапуре, одном из пяти глобальных центров исследований и стратегии Dow Jones. У нее есть MS. в области государственной политики и управления Университета Корвинуса в Будапеште, Венгрия, и степень бакалавра гуманитарных наук. по международным отношениям Тюменского государственного университета, Россия. Она свободно говорит на английском и русском языках.

Узнайте больше о государственной собственности в России

Деловая электронная почта *

Имя *

Фамилия *

Рабочий телефон *

Название работы *

Компания *

Страна или Регион * Пожалуйста выберите СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ КАНАДА СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ АВСТРАЛИЯ ГОНКОНГ ИНДИЯ ЯПОНИЯ СИНГАПУР .

……………………… АФГАНИСТАН АЛБАНИЯ ОЛДЕРНИ, К.И. АЛЖИР АМЕРИКАНСКОЕ САМОА АНДОРРА АНГОЛА АНГИЛЬЯ АНТИГУА И БАРБУДА АРГЕНТИНА АРМЕНИЯ АРУБА АВСТРИЯ АЗЕРБАЙДЖАН БАГАМСКИЕ ОСТРОВА БАХРЕЙН БАНГЛАДЕШ БАРБАДОС БЕЛАРУСЬ БЕЛЬГИЯ БЕЛИЗ БЕНИН БЕРМУДСКИЕ ОСТРОВА БУТАН БОЛИВИЯ БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА БОТСВАНА ОСТРОВ БУВЕ БРАЗИЛИЯ БРИТАНСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА БРУНЕЙ-ДАРУССАЛАМ БОЛГАРИЯ БУРКИНА-ФАСО БУРУНДИ КАМБОДЖА КАМЕРУН КАБО-ВЕРДЕ КАЙМАНОВЫ ОСТРОВА ЦЕНТРАЛЬНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЧАД ЧИЛИ КИТАЙ ОСТРОВ РОЖДЕСТВА КОКОСЫ (ОСТРОВА КИЛИНГ) КОЛУМБИЯ КОМОРСКИЕ ОСТРОВА КОНГО КОНГО, ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ОСТРОВА КУКА КОСТА-РИКА БЕРЕГ СЛОНОВОЙ КОСТИ ХОРВАТИЯ КУБА КИПР ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА ДАНИЯ ДЖИБУТИ ДОМИНИКА ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПБЛИКА ВОСТОЧНЫЙ ТИМОР ЭКВАДОР ЕГИПЕТ ЭЛЬ САЛЬВАДОР ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ ЭРИТРЕЯ ЭСТОНИЯ ЭФИОПИЯ ФОЛКЛЕНДСКИЕ (МАЛЬВИНСКИЕ) ОСТРОВА ФАРЕРСКИЕ ОСТРОВА ФИДЖИ ФИНЛЯНДИЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ГВИАНА ФРАНЦУЗСКАЯ ПОЛИНЕЗИЯ ЮЖНЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ТЕРРИТОРИИ ГАБОН ГАМБИЯ ГРУЗИЯ ГАНА ГИБРАЛТАР ГРЕЦИЯ ГРЕНЛАНДИЯ ГРЕНАДА ГВАДЕЛУПА ГУАМ ГВАТЕМАЛА ГЕРНСИ, К.
И. ГВИНЕЯ ГВИНЕЯ-БИСАУ ГАЙАНА ГАИТИ ОСТРОВ ХЕРД И ОСТРОВА МАКДОНАЛД СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ (ВАТИКАН-ГОРОД-ГОСУДАРСТВО) ГОНДУРАС ВЕНГРИЯ ИСЛАНДИЯ ИНДОНЕЗИЯ ИРАН, ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАК ИРЛАНДИЯ ИЗРАИЛЬ ИТАЛИЯ ЯМАЙКА ДЖЕРСИ, К.И. ИОРДАНИЯ КАЗАХСТАН КЕНИЯ КИРИБАТИ КОРЕЯ, НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА КУВЕЙТ КЫРГЫЗСТАН ЛАОССКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЛАТВИЯ ЛИВАН ЛЕСОТО ЛИБЕРИЯ ЛИВИЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ ЛИХТЕНШТЕЙН ЛИТВА ЛЮКСЕМБУРГ МАКАО МАКЕДОНИЯ, БЫВШАЯ ЮГОСЛАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА МАДАГАСКАР МАЛАВИ МАЛАЙЗИЯ МАЛЬДИВЫ МАЛИ МАЛЬТА МАРШАЛЛОВЫ ОСТРОВА МАРТИНИКА МАВРИТАНИЯ МАВРИКИЙ МАЙОТТА МЕКСИКА МИКРОНЕЗИЯ, ФЕДЕРАТИВНЫЕ ШТАТЫ МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА МОНАКО МОНГОЛИЯ ЧЕРНОГОРИЯ МОНТСЕРРАТ МАРОККО МОЗАМБИК МЬЯНМА НАМИБИЯ НАУРУ НЕПАЛ НИДЕРЛАНДЫ НИДЕРЛАНДСКИЕ АНТИЛЬСКИЕ ОСТРОВА НОВАЯ КАЛЕДОНИЯ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ НИКАРАГУА НИГЕР НИГЕРИЯ НИУЭ ОСТРОВ НОРФОЛК СЕВЕРНЫЕ МАРИАНСКИЕ ОСТРОВА НОРВЕГИЯ ОМАН ПАКИСТАН ПАЛАУ ПАЛЕСТИНСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ОККУПИРОВАННАЯ ПАНАМА ПАПУА — НОВАЯ ГВИНЕЯ ПАРАГВАЙ ПЕРУ ФИЛИППИНЫ ПИТКЭРН ПОЛЬША ПОРТУГАЛИЯ ПУЭРТО-РИКО КАТАР ВОССОЕДИНЕНИЕ РУМЫНИЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РУАНДА СВЯТАЯ ЕЛЕНА СЕНТ-КИТС И НЕВИС СЕНТ-ЛЮСИЯ СЕН-ПЬЕР И МИКЕЛЬОН СВЯТОЙ ВИНСЕНТ И ГРЕНАДИНЫ САМОА САН-МАРИНО САН-ТОМЕ И ПРИНСИПИ САРК, К.
И. САУДОВСКАЯ АРАВИЯ СЕНЕГАЛ СЕРБИЯ СЕЙШЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА СЬЕРРА-ЛЕОНЕ СЛОВАКИЯ СЛОВЕНИЯ СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА СОМАЛИ ЮЖНАЯ АФРИКА ЮЖНАЯ ГРУЗИЯ И СЭНДВИЧОВЫЕ ОСТРОВА ИСПАНИЯ ШРИ-ЛАНКА СУДАН СУРИНАМ ШВЕЙБАРД И ЯН-МАЙЕН СВАЗИЛЕНД ШВЕЦИЯ ШВЕЙЦАРИЯ СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА ТАЙВАНЬ ТАДЖИКСТАН ТАНЗАНИЯ, ОБЪЕДИНЕННАЯ РЕСПУБЛИКА ТАИЛАНД ИДТИ ТОКЕЛАУ ТОНГА ТРИНИДАД И ТОБАГО ТУНИС ИНДЕЙКА ТУРКМЕНИСТАН ОСТРОВА ТЕРКС И КАЙКОС ТУВАЛУ УГАНДА УКРАИНА ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ НЕБОЛЬШИЕ ОТДАЛЕНИЯ УРУГВАЙ УЗБЕКИСТАН ВАНУАТУ ВЕНЕСУЭЛА ВЬЕТНАМ ВИРГИНСКИЕ ОСТРОВА, БРИТАНСКИЕ ВИРГИНСКИЕ ОСТРОВА, США УОЛЛИС И ФУТУНА ЗАПАДНАЯ САХАРА ЙЕМЕН ЮГОСЛОВИЯ ЗАМБИЯ ЗИМБАБВЕ

Комментарии (необязательно)

Я хотел бы получать обновления и специальные предложения от Dow Jones и аффилированных лиц, включая рекомендуемый контент или информацию о предстоящих мероприятиях. Я могу отписаться в любой момент. Нажимая кнопку ниже, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности Dow Jones и Политикой использования файлов cookie.

DowJonesМатеринская компания

© 2022 Dow Jones
Карьера
Наша компания
Медиабренды
Деловые предложения

Просмотреть все вакансии

Роль государственных корпораций в экономике России

«Каково сегодня состояние государственного капитализма и государственных корпораций в России?» — спросил Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона и бывший научный сотрудник Института Кеннана.0070 1 октября 2012 г. лекция в Институте Кеннана. Этот вопрос еще более актуален аналитиками, которые утверждают, что государственный капитализм находится на подъеме во всем мире, и что этот рост будет ускорен уходом Америки с мировой арены.

Есть три критерия государственного капитализма: значительная государственная собственность на предприятия; прямое участие государства в этих предприятиях; и капиталистическая система, в которой большинство предприятий находятся в частной собственности и работают в рыночных условиях. Россия встречает их всех. Ослунд отметил, что государству принадлежит две трети рыночной капитализации на российском фондовом рынке. Однако эта собственность в основном ограничивается четырьмя отраслями: энергетикой (нефть, газ и электричество), банками, оборонной промышленностью и транспортом. В большинстве других секторов российской экономики, включая потребительские товары, невоенное производство, сельское хозяйство, страхование и услуги, государственная собственность незначительна.

По словам Аслунда, сочетание исторической случайности и сильных инсайдерских интересов помогло сформировать нынешнюю конфигурацию российского государственного капитализма. Например, премьер-министр России на протяжении большей части 1990-х годов Виктор Черномырдин был выходцем из «Газпрома» и работал над тем, чтобы сохранить газовую отрасль в качестве государственной монополии под своим контролем. Нефтяная промышленность значительно вернулась под контроль государства после конфискации в 2004 г. активов ЮКОСа и их последующей передачи контролируемой государством Роснефти. Россия 19Финансовый кризис 98 года, вызвавший крах нескольких крупных частных банков, привел к значительному увеличению государственных финансовых учреждений из-за предпочтений центрального банка. По словам Аслунда, усилия России по приватизации никогда не распространялись на ряд транспортных компаний, и во многих других странах в транспорте обычно участвует государство.

Российские госкорпорации имеют определенные преимущества в России. У них есть доступ к дешевым кредитам (от государственных финансовых учреждений), которых нет у других компаний. Они также пользуются неявной государственной гарантией своих долгов и другой деятельности. Возможно, самое главное, по словам Аслунда, они функционируют как механизм политического контроля и извлечения ренты в путинской системе вертикали власти, обогащая союзников и нейтрализуя любую оппозицию (например, бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского).

Вся система, как утверждал Аслунд, стала возможной только благодаря длительному товарному буму, который поддерживает высокие цены на природные ресурсы и обеспечивает государство ресурсами, необходимыми для реализации его стратегии государственного капитализма. Это стратегия, лишенная идеологии — на самом деле Путин выступает за приватизацию, а не за социализм. Вместо этого реальная стратегия правительства сосредоточена на консолидации, сохранении и расширении политической и экономической власти правящих элит посредством контроля над отдельными отраслями и предприятиями.

Нет никаких претензий на получение экономических выгод, сказал Аслунд, и доказательством этого являются рыночные оценки различных предприятий, контролируемых государством. Среднее отношение цены к прибыли (цена акции, деленная на чистую прибыль на акцию) по индексу Standard and Poors обычно составляет 13. Текущее среднее значение для российских госкорпораций составляет 5,7, а оценка для наиболее политизированных государственных предприятий составляет 2,9 для Газпрома и 1,8 для «Транснефти». Эти низкие оценки и размер задействованных предприятий объясняют общую низкую оценку всего российского фондового рынка, заметил Аслунд.

Несмотря на свою низкую оценку, российские госкорпорации способны преуспевать и процветать по-своему, а также приносить ренту правящим элитам, поскольку не подвергаются конкурентному давлению. Оборонный и транспортный секторы являются монополистами. Государственные банки могут расширяться за счет более эффективных частных банков из-за их доступа к дешевым кредитам и государственной гарантии де-факто. «Роснефть» по-прежнему получает прибыль от конфискованных активов ЮКОСа. По словам Аслунда, выдающейся среди российских государственных корпораций теперь является «Газпром».

Газпром в настоящее время является самой слабой российской государственной корпорацией, потому что он подвергается воздействию конкурентных цен при экспорте в Европейский Союз. С появлением производства сланцевого газа в Соединенных Штатах мировые мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ), которые были введены в эксплуатацию для рынка США, были высвобождены для поставок в Европу. Как следствие, спотовая цена на природный газ в Европе резко упала, что привело к снижению спроса на трубопроводный газ «Газпрома». «Газпром» страдает от других факторов, в том числе от европейского антимонопольного иска по поводу схем дифференцированного ценообразования компании, который, по прогнозам Аслунда, закончится поражением «Газпрома». По мнению Аслунда, вероятным результатом этого и других факторов давления со временем станет уничтожение прибыли «Газпрома», что напрямую повлияет на Кремль, который полагается на ренту, получаемую от компании.

«Газпром» мог бы предпринять множество шагов для улучшения своего положения, предположил Аслунд, например, свернуть мегапроекты, распродать непрофильные активы, отделить транспорт от производства и разделить производство на отдельные компании среднего размера. Но ни одно из этих действий маловероятно, поскольку они сократят выплату ренты кремлевским инсайдерам.

Разворачивающийся кризис «Газпрома» является ключом к будущему государственного капитализма в России, заключил Аслунд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *