Пошлые наказания в средние века: Самые ужасные пытки (18+)

Содержание

13 самых изощренных средневековых орудий для пыток

Наказание для сварливых женщин.

Средневековье считается периодом в истории с самым безжалостным отношением к людям. За малейшую провинность их подвергали изощренным пыткам. В этом обзоре представлено 13 орудий для пыток, которые заставят людей признаться в чем угодно.

1. «Груша страданий»

Орудие пытки для гомосексуалистов и не только.

Этот жестокий инструмент использовался для наказания женщин, сделавших аборт, лжецов и гомосексуалистов. Устройство вставлялось во влагалище у женщин или задний проход у мужчин. Когда палач крутил винт, «лепестки» раскрывались, разрывая плоть и принося жертвам невыносимые мучения. Многие умирали затем от заражения крови.

2. Дыба

Дыба — самое известное орудие средневековых пыток.

К деревянной раме за руки и ноги привязывали жертву и растягивали конечности в противоположные стороны. Поначалу разрывались хрящевые ткани, а потом вырывались конечности. Чуть позже на раму крепились шипы, которые впивались в спину жертве. Для усиления болей шипы смазывались солью.

3. «Колесо Екатерины»

Прежде, чем привязать жертву к колесу, ей ломали конечности. При вращении ноги и руки окончательно выламывались, принося жертве невыносимые мучения. Одни умирали от болевого шока, а другие мучились по нескольку дней.

4. Труба-«крокодил»

Средневековое орудие пыток.

Ноги или лицо жертвы (иногда и то и другое) помещались внутрь этой трубы, тем самым обездвиживая ее. Палач постепенно нагревал железо, заставляя признаться людей в чем угодно.

5. Медный бык

Жертву помещали в медную статую быка, под которым был разведен костер. Человек умирал от ожогов и удушья. Во время пытки крики, доносящиеся изнутри, напоминали мычание быка.

6. Испанский осел

Испанский осел — жестокое орудие пыток.

Деревянное бревно в виде треугольника закреплялось на «ножках». Голая жертва помещалась сверху на острый угол, который врезался прямо в промежность. Чтобы пытка становился более невыносимой, к ногам привязывали утяжелители.

7. Пыточный гроб

Железная клетка для пыток.

Жертвы помещались в металлические клетки, которые их полностью обездвиживали. Если пыточные гробы приходились людям не по размеру, это доставляло им дополнительные мучения. Смерть эта была долгой и мучительной. Птицы клевали плоть жертв, а толпа кидала в них камни.

8. Дробилка головы

Средневековое орудие пыток для дробления головы.

Голова несчастного зажималась под этим «колпаком». Палач медленно закручивал винты, и верхняя часть «дробилки» давила на череп. Первой ломалась челюсть, выпадали зуба. После этого выдавливались глаза, а напоследок, ломался череп.

9. «Кошачья лапа».

Орудие пытки «кошачья лапа».

«Кошачьей лапой» пользовались для того, чтобы разодрать плоть до костей.

10. Дробитель колена

Устройство для дробления коленей.

Это орудие пыток было особенно популярным во времена инквизиции. Колено жертвы помещалось между зубцами. Когда палач закручивал винты, зубцы вонзались в плоть, а затем дробили коленный сустав. После такой пытки встать но ноги уже не представлялось возможным.

11. «Колыбель Иуды»

Орудие пытки «Колыбель Иуды».

Одно из самых жестоких пыток носило название «Колыбель Иуды» или «Стул Иуды». Жертву принудительно опускали на железную пирамиду. Острие попадала прямо в задний проход или влагалище. Полученные разрывы через некоторое время приводили к смерти.

12. Грудные «когти»

Орудие пытки для женщин.

Это орудие пыток применялось для женщин, которые обвинялись в супружеской неверности. «Когти» нагревали, а затем вонзали в грудь жертве. Если женщина не умирала, то на всю жизнь она оставалась с ужасными шрамами.

13. «Ругательная уздечка»

Эта своеобразная железная маска использовалась для наказания сварливых женщин. Внутри нее могли быть шипы, а в отверстии для рта пластина, которая накладывалась на язык, чтоб жертва не могла говорить. Обычно женщину проводили по шумным площадям. Колокольчик, закрепленный на маске, привлекал всеобщее внимание, побуждая толпу смеяться над той, которую наказывали.
Средневековые пытки — это ужасное явление. Но еще хуже, если люди сознательно идут на это. Так во все времена женщины подвергали себя настоящим пыткам, чтобы соответствовать канонам красоты своего народа.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Жестокий век • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЗакон и порядок в России XVIII векаЛекцииМатериалы

Как менялись преступления и наказания от Петра I до Павла I

Подготовил Виталий Рыжов

Кремль и наказания. Гравюра Адама Олеария из «Описания путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию». Шлезвиг, 1647 годИллюстрация из российского переиздания книги «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» 1906 года. © booksite.ru

XVIII век в России был веком развития уголовного права. Власти пересматривали свое отношение к преступлениям, вводились новые нормы, в том числе смягчающие наказание. Тем не менее в документах, заменявших в то время Уголовный кодекс, можно найти наказания за проступки, которые сегодня выглядят по меньшей мере странно, необычно или несоразмерно. Хотя для того времени подобные наказания и преступления были в порядке вещей.

Петр I

При Петре функции Уголовного кодекса выполнял Воинский устав 1716 года.

Несмотря на изначальную его подготовку в качестве нормативно-правового акта для армии, положения устава, касающиеся наказаний, применялись начиная с апреля 1716 года и в судах общего производства, то есть для всех. Правда, далеко не все положения устава могли быть применимы к гражданским лицам, а потому суды руководствовались специальными выборками из основного уголовного закона того времени. Стоит отметить, что по сравнению с также действовавшим в то время Соборным уложением 1649 года устав существенно расширил список преступлений, за которые полагалась смертная казнь или членовредительство.


Преступления против государя Артикул воинский. Параллельное издание на русском и немецком языках. 1753 год © dic.academic.ru

Артикул воинский 1715 года, в числе других документов входящий в состав Воинского устава, был главным источником уголовного права того времени и захватывал широкий круг преступлений. Уже с самых первых строк документ предписывал наказания за преступления, которые сегодня преступлениями не являются.

Среди них — колдовство, чернокнижие и идолопоклонство, которые наказывались заключением в кандалы и шпицрутенами, а в особо тяжелых случаях, когда колдовство причинило ущерб, они могли привести на костер. Участь колдуна могла быть смягчена, если ему удавалось доказать в суде, что он хоть и колдовал, но ни в какие отношения с дьяволом не вступал.

Особое внимание в законодательстве XVIII века уделялось охране монаршей особы. Даже брошенные в адрес государя «непригожие речи» уже считались преступлением, так как слову все еще приписывалась магическая сила.

Одно неосторожно или умышленно сказанное о государе или государыне злое слово или, того хуже, угроза в их адрес расценивались как попытка покушения на жизнь монарха и карались соответственно: кнутом, ссылкой в Сибирь, смертной казнью.

Нередко доходило до курьезов. В 1703 году дмитровского посадского Михаила Большакова сурово наказали за опрометчиво брошенную своему портному фразу относительно введенной царем одежды: «Кто это платье завел, того бы я повесил». Тщетно пытался доказать Большаков следствию, что под «заводчиками» платья он имел в виду немцев, а вовсе не государя Петра Алексеевича.

Быть врачом при дворе в XVIII веке было так же опасно, как и несколькими столетиями раньше. В 1740 году казнили придворного лекаря Вахтлера, который недостаточно заботился о здоровье императрицы.

Наказание палками. Иллюстрация из «Путешествия по России». 1731 год © Bridgeman Images / Fotodom

Наказание полагалось не только тем, кто бросался пустыми угрозами. Уже после смерти Петра, в 1744 году, Аксаков, придворный шут Елизаветы Петровны, решил порадовать и насмешить императрицу, принеся ей в шапке ежика. Царица же испугалась, а шута отправили под следствие. Причем Елизавета Петровна допускала, чтобы к шуту были применены пытки. Следствие постановило, что Аксаков с помощью ежа пытался напугать царицу, подорвав ее здоровье вызванным страхом.

Даже оговорка могла стать причиной для наказания. В 1729 году в Ярославле купец Пастухов, который в ссоре пригрозил своему сыну кнутом. Сын вполне резонно ответил, что без указа государева кнутом наказывать не полагается. Отец ответил: «Ваш то-де Пилат в Москве, а я-де дома». Как потом он показывал на следствии, вместо «Пилат» он хотел назвать титул — «инпилатор», да не выговорил. Несмотря на подтверждение его слов двумя свидетелями, наказания избежать купцу не удалось. Купец Пастухов был бит кнутом.

Много внимания уделялось тем, кто распевал «непристойные песни». При этом содержание их варьировалось от действительно скабрезного до вполне невинного, но рассказывающего о жизни монарших особ. Таких певцов сначала жестоко пытали на следствии, а затем отправляли в ссылку в Сибирь, часто уже без языка.

Преступлением против власти государя считалось приравнивать себя к царю, пусть даже иносказательно, в пьяном запале или в шутку, или, что еще хуже, ставить себя выше царя. Людей приговаривали к различным наказаниям и за «название своего житья царством», как это отмечалось в юридических документах того времени.


Наказание без преступления

Наказанию в XVIII веке можно было подвергнуться, даже не совершая преступления: достаточно было подозрения, которое являлось вполне официальным юридическим термином той эпохи. Людей наказывали только за то, что они могли совершить преступление или состояли в дружеских или родственных связях с преступником. Показателен случай Андриса Фалька, слуги лифляндца Стакельберга, сосланного в Оренбург только за то, что он мог слышать крамольные речи своего господина, ранее отправленного в ссылку в Сибирь. Расследование в таких случаях проводилось поверхностно либо не проводилось вовсе.

Подданный, какого бы сословия он ни был, считался собственностью государя, а потому даже самоубийство было провинностью, за которую следует наказывать. «Ежели кто сам себя убьет, то подлежит тело его палачу в бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам или обозу», — гласил Воинский устав. Курьезно, что за попытку самоубийства полагалась смертная казнь.


Человек — государственная собственность

Отношение императора к своим подданным как к собственности особо распространялось на солдат и офицеров, и любые попытки ее «испортить» жестко пресекались. Любая драка или дуэль были прямым покушением на государственную собственность.

При этом наказания для солдат применялись средневековые. За угрозу другому оружием провинившемуся могли отсечь руку, за участие в поножовщине — пробивали руки насквозь ножом или гвоздями.

Воровство казенного имущества, грабеж и разбой карались архаичными способами: отсечением ушей и носа, колесованием и смертной казнью. Хотя можно было отделаться и заключением в кандалы или ссылкой — все зависело от степени тяжести преступления.

Наказывали офицеров и солдат и за «все непристойные, подозрительные сходбища и собрания воинских людей, хотя для советов каких-нибудь (хотя и не для зла) или для челобитья, чтоб общую челобитную писать»  Артикул воинский, 1715 год. . Подобное поведение расценивалось как попытка бунта и каралось смертной казнью. К попытке поднять бунт приравнивалось даже высказанное вслух недовольство не выплаченным вовремя жалованьем.

Для проштрафившихся офицеров, помимо таких привычных наказаний, как арест, лишение жалованья и чина, предполагались и более экстравагантные меры. Например, за брань или легкие побои, нанесенные другому офицеру, преступнику, помимо прочего, предписывалось «у обиженного, стоя на коленках, прощения просить и в готовности быть от обиженного равную месть принять». То есть сохранялся древний принцип талиона  Lex talionis (лат.) — закон возмездия. — закон равного воздействия, «око за око, зуб за зуб».

Дуэли, согласно Воинскому уставу, были под строжайшим запретом. Наказанию за один только вызов могли подвергнуться и сам инициатор дуэли, и принявший его, и даже слуга, это послание доставивший. Последний, впрочем, освобождался от ответственности, если не знал о содержании письма. Если же дуэль все-таки состоялась, но никто не был ранен или убит, наказание за подобное предполагалось одно — смертная казнь, в том числе и для секундантов и свидетелей дуэли. Погибшего же на дуэли приговаривали к посмертному повешению вместе с оставшимися в живых дуэлянтом и свидетелями.

Недонесение о преступлении также было серьезным преступлением. Так, услышавший богохульство из уст другого, но не сообщивший об этом подвергался такому же наказанию, как и сам богохульник. Подобная норма действовала и в отношении тех, кто знал о готовящейся измене, сношениях с неприятелем, призывах к бунту и ряде других тяжких преступлений против государства.

Наказание кнутом. Иллюстрация из «Путешествия по России». 1731 год © Bridgeman Images / Fotodom

После Петра I

Во время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны продолжали действовать петровские законы и, соответственно, наказания. Особенно широко их применяли при Анне Иоанновне, которая вошла в историю как жестокая правительница.  Казнили при Анне Иоанновне не только за преступления против государственной власти — так же продолжали преследовать за переход в другую веру, старообрядчество, чернокнижие и колдовство.

При Елизавете членовредительские наказания и каторга стали применяться более широко вместо смертной казни, отмененной императрицей. Сделано это было из-за обета Елизаветы Петровны, которая зареклась лишать кого бы то ни было жизни в случае, если взойдет на престол. Однако в самом начале правления Елизаветы смертная казнь все-таки применялась за некоторые государственные преступления. Согласно указу от 13 марта 1742 года смертная казнь полагалась «перебежчикам в Швецию».

Екатерина II

Эпоха Екатерины II характеризовалась смягчением уголовного наказания за преступления. Смертная казнь применялась редко, а орудия пытки и наказания, за исключением кнута, были запрещены. Также появилось разделение преступлений на «вредные» (или «важные») и совершенные без умысла, в нетрезвом виде или по неосторожности. За последние тоже полагалось наказание, но цели его были не карательные, как раньше, а воспитательные.

Тем не менее даже в воспитательных целях можно было получить свою долю ударов плетью, и список таких проступков был обширным. В их числе — называть себя «государем» или «императором», называть императорский указ «воровским», сквернословить или не снимать шапки при чтении указа, отказываться без уважительной причины от прослушивания государева указа, вслух сочувствовать преступникам, не праздновать торжественных дней без уважительной причины, отказ выпить за здравие государя и ряд других. За подобные проступки раньше можно было подвергнуться жестокой экзекуции или вовсе лишиться жизни. Теперь же в качестве меры наказания избиралось «посечение плетью».

Похвала розге. Лубок из собрания Дмитрия Ровинского. 1881 годАтлас «Русские народные картинки», том I, лист 240.  © grafika.ru/Fotodom

Павел I

Следующий виток назначения суровых наказаний за проступки и преступления, которые сегодня таковыми не выглядят, начался после вступления на престол Павла I. Новый государь старательно начал уничтожать все наследие своей матери, в том числе и в сфере наказаний. Как писал литератор и государственный деятель Дмитрий Николаевич Блудов, «это была ломка всего екатерининского, порывистые проявления безумия и своеволия — работа страшная и непрестанная!».

Из попытки восстановить расшатанное, как ему казалось, матерью самодержавие вытекали многочисленные анекдотические запреты Павла I. Среди них такие, как запрет на фраки, ботинки со шнурками, вальс, на круглые шляпы и многое-многое другое. Сохранилась записка царя Петру Палену  Петр Алексеевич Пален (1745–1826) — сподвижник Павла I, генерал кавалерии, правитель Рижского наместничества, генерал-губернатор Курляндии и военный губернатор Петербурга. Позднее возглавил заговор против Павла I.: «Офицера сего нашел я в тронной у себя в шляпе. Судите сами. Павел». Какая конкретно шляпа навлекла на себя гнев государя и что стало с проштрафив­шимся офицером — неизвестно. Но учитывая, что едва ли не каждое брошенное Павлом I слово принималось окружением как приказ к действию, судьбе провинившегося вряд ли можно позавидовать.

После опубликования указа о том, что всем служащим необходимо появляться в общественных местах исключительно в положенном по должности мундире, многие попросту не успевали или не имели возможности пошить себе новый костюм. Доходило до курьезов: чтобы избежать наказания за неисполнение царского указа, люди закалывали булавками круглые шляпы на манер треуголок, подворачивали длинные брюки до колен, напудривали волосы и прикалывали сзади накладную косицу, чтобы создавалось впечатление парика. Для надзора за выполнением царского указа по улицам ходили солдаты и мушкетеры, которые палками сшибали с людей неуставные головные уборы, а неподобающую одежду разрывали в клочья прямо на владельце.

Под запрет попали не только предметы гардероба, но и некоторые слова: из словарей вычеркнули «клуб», «общество», «гражданин», так как они были тесно связаны с Французской революцией. Соответственно, употребление этих слов в разговоре, нарочно или случайно, приравнивалось едва ли не к попытке поднять мятеж.

В столице был введен комендантский час: в девять вечера приказывали гасить огни, а перекрытые рогатками улицы патрулировались солдатами.

Бунтарские идеи, попытки обратиться к «просвещению» Павел I не мог простить даже собственному сыну. Однажды, обнаружив на столе у старшего сына — будущего императора Александра I — пьесу Вольтера «Брут», царь молча поднялся в свои покои, нашел в библиотеке книгу о жизни Петра I, отметил страницу с описанием суда над царевичем Алексеем, пыток над ним и казни и велел передать фолиант Александру.

Больше всего доставалось обласканному в екатерининское время дворянству и придворным. Согласно воспоминаниям Федора Головкина, церемониймей­стера при дворе Павла I, государь очень любил разнообразные церемонии, нарушителей которых карали достаточно строго. Так, Павел требовал, чтобы «государеву руку целовали и становились перед ним на одно колено при всяком случае, и не так, как раньше, только для вида; требовалось, чтобы государь слышал стук колена об пол и чувствовал поцелуй на своей руке».

Немецкая муштра, которую ввел Павел I в армии, проявлялась и в усиленном внимании к поведению офицеров. Наказать могли за пьянство, за «нерадение», за «упущение по службе». Нередко случалось, что провинившихся в чем-то офицеров прямо со смотра отправляли в ссылку в отдаленные полки. Нормой того времени стало, что, собираясь на парад или смотр, офицеры брали с собой крупную сумму денег, чтобы не остаться без средств в случае внезапной ссылки.  

Источники

  • Анисимов Е. В. Дыба и кнут: политический сыск и русское общество в XVIII веке.

    М., 1999.

  • Анисимов Е. В. Петр Первый: рождение империи.

    История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX века. М., 1991. 

  • Головкин Ф. Г. Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания.

    М., 2003. 

  • Эйдельман Н. Я. Грань веков.

    М., 2004.

  • Законодательство Петра I.

    М., 1997. 

  • Российское законодательство X–XX веков в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма.

    М., 1986.

Теги

Российская империя
XVIII век

Фактчек: 9 самых популярных легенд о Ричарде III

Ричарда III считали воплощением дьявола? Он правда убил жену, брата и своих племянников? Или был примерным семьянином и героически пал в бою? В новом выпуске рубрики рассказываем о легендарном английском короле

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

12 минут

1/5

Государев страх

За что наказывали в России XVIII века, почему преступлением было не выпить за государя и как власть держала в страхе народ

Читает Евгений Анисимов

За что наказывали в России XVIII века, почему преступлением было не выпить за государя и как власть держала в страхе народ

11 минут

2/5

Жизнь в опале

Как попадали в немилость и почему это было самым страшным периодом в жизни любого придворного

Читает Евгений Анисимов

Как попадали в немилость и почему это было самым страшным периодом в жизни любого придворного

14 минут

3/5

Культура доноса

Почему стукачами были все, как доносчика поощряли и наказывали и что такое «слово и дело государево»

Читает Евгений Анисимов

Почему стукачами были все, как доносчика поощряли и наказывали и что такое «слово и дело государево»

15 минут

4/5

В тюрьме как на воле

Как дружили заключенные и охранники, из чего состоял тюремный быт и зачем Петр I шел с приговоренным до эшафота

Читает Евгений Анисимов

Как дружили заключенные и охранники, из чего состоял тюремный быт и зачем Петр I шел с приговоренным до эшафота

14 минут

5/5

Казнь как развлечение

Почему на казнь собирались толпы, как выглядела церемония и кем были палачи

Читает Евгений Анисимов

Почему на казнь собирались толпы, как выглядела церемония и кем были палачи

Материалы

На каком языке говорили преступники XVIII века

Что такое опальная рухлядь, утечка и шумство

Все дворцовые перевороты

Как и по какому праву передавалась власть в XVIII веке

Как победить преступность

Самые прогрессивные идеи XVIII века

Для совершенного забвения

Все, что российская власть приказала забыть навсегда

Возникновение субкультуры проституции

Как в XVIII веке проституток не наказывали, а перевоспитывали

Памятка для мучителей

Редкий документ XVIII века, объясняющий, как правильно пытать

История герба

Как в XVIII веке изменился один из главных символов России

Сожжение еретика

Как Петр I казнил немецкого поэта-мистика

Жестокий век

Как менялись преступления и наказания от Петра I до Павла I

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Самые причудливые, жестокие и совершенно безумные наказания в истории

На протяжении всей истории применялись формы правосудия, которые можно охарактеризовать как жестокие, неправильные и просто совершенно причудливые. Вот 10 своеобразных наказаний из истории, которые заставят вас вздрогнуть, рассмеяться и, возможно, даже вырвать.

Это должно быть больно – редис и кефаль

2500 лет назад мужчина, совершивший прелюбодеяние в Афинах, мог оказаться перед толпой на агоре. Там он будет подвергнут жестокому судебному наказанию, известному как Рафанидоз. Это связано с тем, что редис засунули туда, где не светит солнце. Прежде чем редиска попала внутрь, виновному также удаляли все волосы из нижней части тела горячим пеплом.

Римляне делали то же самое с прелюбодеями, но вместо прически использовали серую кефаль, рыбу, а не прическу. Римляне явно ненавидели прелюбодеев, и любой, кто был признан виновным, мог быть оштрафован, изнасилован, кастрирован или казнен.

Накройте крышкой — железный гроб Лиссы

В средневековый период люди явно считали быструю смерть немного скучной и унылой, так как многие методы казни были предназначены для продления криков осужденных. Один из таких способов отправки известен как «Железный гроб Лиссы».

Подробнее о: Средневековая история

Пытки в средние века

Заключенного поместили в железный гроб и в течение нескольких дней заставляли терпеть мучения, наблюдая, как медленно закрывается крышка. Двигаясь к ним почти слишком медленно, чтобы видеть, в конце концов они почувствуют, как холодное железо коснется их носа. Затем это было больше напряжения в сочетании с сильной физической болью, поскольку она медленно раздавила их до смерти.

Взрыв не по порядку — верхом на станге

На протяжении веков в сельской Британии применялась причудливая форма общественного наказания. На севере Англии и Шотландии она была известна как «Верховая езда на Станге», а в некоторых частях южной Англии — «Скиммингтонская езда». Как бы это ни называлось, у них был один общий фактор: шумная толпа шумных жителей деревни, насмехающаяся над преступником и ставящая его в неловкое положение тщательно продуманным парадом.

Когда стало известно, что муж ударил жену, деревенские молодые люди начали устраивать шествие. Станг представлял собой препятствие или шест, на который садился деревенский шутник и носил его по улицам. Звенели кастрюли и сковородки, играли в свистульки и рожки. Все жители деревни присоединялись к ней, и, как правило, процессия двигалась по деревне, прежде чем прибыть к дому нарушителя, который, вероятно, нервно выглядывал из-за занавесок.

Иногда парень, которого везли, был частью банды позора, а в других случаях возил самого преступника. Некоторые из последних зарегистрированных случаев «Верхом на станге» относятся к 1889 году.

Судьба хуже смерти – экстремальная казнь Бальтазара Жерара

не чужды всем видам кровавого общественного правосудия. Он был отправлен в Делфт, Нидерланды, в 1584 году за убийство Вильгельма Оранского. Жерару вынесли смертный приговор, которому предшествовали пытки, длившиеся 18 дней.

Подробнее о: Древняя история

Ой! 8 самых жестоких способов казни из древнего мира

Джеймс Бригден

Сначала его выпороли, засунули руку в чан с кипящим маслом и втирали в раны мед. Привели козу слизывать мед, но животное передумало. Потом конечности Бальтазара вытянули, а подмышки заклеймили. Он был весь в горячем жире от бекона, а его ноги сморщились от огня. Затем ему содрали кожу на ногах, прежде чем ампутировать одну руку. В течение следующих двух недель различные части его тела были разорваны раскаленными щипцами.

Не успел он остыть, как голого привязали посреди площади и поставили вокруг телеги с углем. Их подожгли, создав огромное барбекю, мясом которого был бедный Бальтазар. Едва живого, он был привязан к колесу телеги, его ноги и одна оставшаяся рука были разбиты на куски. Он был оставлен на колесе корчиться от страданий в течение шести часов.

Палач сжалился над Жераром и задушил его, после чего выпотрошил и четвертовал.

Не имейте корову — палач крупного рогатого скота из Галифакса

Задолго до того, как знаменитая «Мадам Гильотина» устроила кровавое месиво во время Французской революции, подобное устройство отделяло головы от тел в одном из городков Йоркшира. Это был Галифакс Виселица. Между 1541 (и, вероятно, ранее) и 1650 годами около 50 человек были обезглавлены пятиметровой машиной.

Поскольку никто в Галифаксе на самом деле не хотел работать официальным палачом, каждое уничтожение виселицей выполнялось немного по-своему. Часто за веревку тянули люди из толпы, а иногда это делала жертва преступника. Однако палачи не всегда были людьми.

Подробнее о: Средневековая история

Закон — это задница: 8 известных в истории процессов над животными

Джеймс Бригден

Если преступник украл скот, то считалось уместным привязать спусковой трос к корове, которая будет играть роль палача. Точно так же пойманные на воровстве шерсти были убиты овцами, а лошадь тянула за веревку, чтобы наказать за преступление лошади. Это давало прекрасную возможность для участия публики, поскольку толпа призывала его запустить.

Бочка смеха – плащ пьяницы

В 1655 году писатель описал, как видел в Ньюкасле причудливо подходящее наказание. Тех, кого считали неприятными пьяницами, заставляли ходить по улицам в бочке. Большая бочка была сделана так, чтобы в нее можно было заманить пьяницу, с отверстиями, через которые они могли просунуть руки, ноги и голову. Затем они бродили по городу под насмешки и смех зрителей, одетые в «Плащ пьяницы».

Постоять рядом – испытание ножом

Много необычных и кровавых наказаний было выдано по всей Европе в досовременную эпоху.

Одной из таких мер была пытка ножом. Это было дано тем, кто был осужден за покушение на убийство с лезвием. Виновную руку положили на стол и растопырили пальцы. Затем собственный нож нападавшего воткнули им в тыльную сторону ладони так глубоко, что он прилип к столу. Затем осужденному приказали убрать руку со стола, но не касаясь ножа.

Поднять бурю – порка и казнь неодушевленных предметов

В Древней Греции на острове Тасос жил сварливый дерьмо, который питал особую ненависть к знаменитому олимпийцу Феагену. Он вымещал свой гнев на статуе Теагена, регулярно хлестав ее. Однажды статуя упала на него и убила. Затем статуя была официально привлечена к ответственности семьей раздавленного мужчины и брошена в море после того, как ее признали виновной в убийстве.

В 1591 году городской колокол в Угличе, Россия, был сослан в Сибирь просто за то, что выполнял свою работу. После убийства царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного, прозвучал тревожный колокол. Однако это привело к бунту и гибели нескольких человек. Колокольчику вырвали «язык» и перед изгнанием изгнали плетью. У этой истории действительно счастливый конец, поскольку она была полностью помилована в 189 году.2.

Подробнее о: Россия

Почему Иван был таким страшным?

от BP Perry

В таких странах, как Франция и Швейцария, портреты нередко наказывались вместо человека. Были случаи, когда фотографии отсутствующих преступников пороли и даже «казнили».

Костяшки вниз – палец у позорного столба

Если вы войдете в церковь Святой Елены в Эшби-де-ла-Зуш, Лестершир, вы обнаружите там странный деревянный предмет. Он состоит из двух больших кусков дуба, идущих горизонтально с вертикальной опорой. Он имеет отверстия на внутренней стороне двух досок и напоминает гигантского щелкунчика.

Это позорный столб. Позорный столб обычно фиксирует голову и руки, но эта форма фиксирует на месте один палец, резко согнутый в суставе и удерживаемый таким образом. Это было бы чрезвычайно болезненно и использовалось в качестве наказания за мелкие церковные проказы, такие как засыпание во время проповеди.

Палец позорного столба также использовался в качестве «рождественского наказания» «лордами беспорядка» Тюдоров и Стюартов Англии. Использование позорных столбов на пальцах прекратилось в 19 веке.

Падение к вашим ногам — девственный поцелуй Баден-Бадена

В замке в немецком городе Баден-Баден был совершен один сложный и кошмарный метод казни. Это было известно как «Baiser de la Vierge», «Поцелуй Девы». Осужденных приковывали цепями и спускали лебедкой по глубокой шахте, которая шла от крепости замка вглубь скалы, на которой стоял форт.

Здесь преступник был заключен в темную темницу. После нескольких часов боли и страданий в камере пыток им приказали поцеловать статую в конце комнаты. Прихрамывая к бронзовой Деве Марии, обреченный наклонялся вперед, чтобы поцеловать ее. В этот момент у их ног открылся люк. Они упали в шахту с колесами, усеянными шипами, которые поворачивались, когда они проваливались.

Спустя столетия на острых концах этого жуткого приспособления все еще виднелись кусочки костей и ткани.

Насколько жестоким было Средневековье?

Но насколько точен этот стереотип? Как показывает эпизод с Жакемоном, в сохранившихся записях позднего Средневековья есть много шокирующего и тревожного. Но еще поразительнее то, что средневековые современники тоже ужасались подобным событиям. Конечно, мы знаем об этом деле только потому, что оно вызвало юридическую реакцию: его не считали приемлемым и даже нормальным.

Уровень убийств в средневековой Англии был как минимум в 10 раз выше, чем сегодня

Меры насилия

Уровень межличностного насилия, безусловно, был выше в Средние века, чем сегодня, но это очень трудно определить количественно точно – тем более, если мы добавим к этому уравнению войну и ужасы геноцида. Отчасти это связано с тем, что изменяющийся характер судебного преследования означает, что мы не сравниваем подобное с подобным. Определения преступного насилия также изменились; например, в Средние века изнасилование и насилие в семье определялись очень узко.

  • 10 опасностей средневековья

Историк Лоуренс Стоун подсчитал, что уровень убийств в средневековой Англии был как минимум в 10 раз выше, чем сегодня. Конечно, мы не можем сомневаться в том, что это было опасное время для жизни. Исключительным случаем даже по средневековым меркам является Оксфорд XIV века. Современники считали там уровень насилия неприемлемо высоким: в 1340-х годах уровень убийств составлял около 110 на 100 000 человек. (В Великобритании в 2011 году этот показатель составлял 1 случай на 100 000 человек.)

Больше похоже на это

Почему уровень межличностного насилия был так высок в Средние века? Историки предлагали различные объяснения. Стивен Пинкер выдвинул психологическую теорию, утверждающую, что человечество только недавно научилось укротить свои самые дикие порывы, но это на самом деле не объясняет сложность реакции на насилие в средневековый период, как мы увидим.

Честь была превыше всего, и насилие было признано средством передачи определенных сообщений

Другие указывали на распространенность алкоголя и на тот факт, что многие люди ежедневно бродили, вооруженные кинжалами и другими ножами. Не было постоянных полицейских сил, как сейчас, и во многих случаях поимка преступника зависела от сотрудничества общества. Более того, в эпоху элементарной медицинской помощи многие умирали от ран, которые сегодня можно было бы успешно вылечить.

Есть и более сложные объяснения. Это были культуры, в которых честь была превыше всего, а насилие признавалось средством передачи определенных сообщений. Например, если бы вы отрубили нос женщине, большинство людей признали бы это признаком прелюбодеяния. Они также были глубоко неравными культурами, характеризующимися, особенно с 14 века, высоким уровнем социальных волнений. Социологи и историки смогли продемонстрировать корреляцию между уровнями неравенства и уровнями насилия, что особенно актуально для позднесредневековой Европы.

Убийства варьировались от преднамеренных нападений до потасовок в тавернах, закончившихся катастрофой. Часто это были чрезмерно бурные эпизоды, которые шли ужасно неправильно. В 1304 году, например, некий Герлах де Ветслария, ректор церкви в Зальцбургской епархии, подал прошение о помиловании за убийство однокурсника много лет назад, когда забавный бой на мечах закончился трагедией.

Совершение актов насилия, по-видимому, было связано не только с жертвой, но и с демонстрацией себя перед сверстниками и принадлежностью к группе, что, вероятно, объясняет, почему мужчины в бандах несут ответственность за большую часть беспорядков. Это чувство братства характеризует группу мужчин во главе с Робертом Стаффордом. Стаффорд был капелланом; возможно, из-за своего клерикального статуса он остроумно назвал себя «Брат Тук» в честь персонажа из легенд о Робин Гуде. Действия его банды в основном носили форму браконьерства и посягательств на собственность, хотя имели и более брутальный подтекст — видимо, «они угрожали егерям смертью или увечьями».


СМОТРЕТЬ Ханна Шкода обсуждает преступность и насилие в средние века:


Жертвы-женщины

Женщины гораздо реже совершают насильственные преступления; чаще они были жертвами. Оценить уровень изнасилования очень сложно, потому что это правонарушение подвергалось изменению определений, большинство из которых для нашего современного глаза показались бы слишком узкими. Женщины должны были иметь возможность физически продемонстрировать свое несогласие, рискуя при этом своей репутацией и наказывая себя. Шансы были загружены против них.

  • Какой была жизнь средневековой домохозяйки?
  • Шесть новаторских средневековых женщин
  • После Черной смерти: «золотой век» средневековых женщин?

Случаи, о которых в итоге сообщалось, были особенно жестокими. В 1438 году некий Томас Элам напал на Маргарет Перман. Он ворвался в ее дом, попытался изнасиловать ее и «преступно укусил Маргарет зубами так, что этим укусом оторвал нос упомянутой Маргарет, и сломал ей там три ребра». Дело дошло до суда, потому что она скончалась от полученных ран. Элама приговорили к повешению.

Если жена не слушалась мужа, считалось правильным и уместным наказывать ее. Большинство актов агрессии, которые мы сочли бы преступными, тогда рассматривались просто как приемлемая дисциплина. Если жена ослушалась своего мужа, считалось правильным и уместным наказать ее. Тем не менее, домашнее насилие иногда фигурирует в протоколах церковных судов, когда жена подает в суд на развод, или в криминальных отчетах, когда насилие привело к постоянным увечьям, выкидышу или смерти.

Как провести различие между уровнями «приемлемой» домашней дисциплины и неприемлемого домашнего насилия было постоянной проблемой. Одним из часто цитируемых известных решений было «эмпирическое правило», в соответствии с которым, как утверждается, можно было бить свою жену, если используемая вами палка была тоньше вашего большого пальца. Однако на самом деле обсуждения были более изощренными и менее убедительными, чем это.

В 1326 году в Париже некий Колин ле Барбье так сильно ударил свою жену бильярдной клюшкой, что она умерла. Его судили в уголовном суде и признали виновным в убийстве. Однако он подал апелляцию и заявил, что его жена заслужила свои страдания, потому что безжалостно придиралась к нему на публике. Он сказал, что не хотел ее убивать: «Он хотел только напугать ее, чтобы она замолчала; однако палка случайно вошла ей в бедро чуть выше колена». Он добавил, что причина ее смерти заключалась «в том, что она не смогла должным образом обработать [рану]», а не в том, что он плохо с ней обращался. Его последующее оправдание многое говорит нам об отношении к нему в этот период.

Убийства, изнасилования и насилие в семье встречаются во всех социальных слоях. Однако некоторые виды насилия были более распространены в определенной среде. Насильственное воровство чаще всего совершали люди, находящиеся на задворках общества, которые воровали от отчаяния. Он достиг своего пика в периоды особых лишений, таких как ужасный голод 1310-х годов, когда погибло до 25 процентов населения.

Англия в 14-м и 15-м веках также была печально известна преобладанием устрашающих банд, часто состоящих из дворян или даже дворян. Они мародерствовали по сельской местности, грабя и оставляя за собой кровавый след. В 1332 году, например, банду Фольвиля обвинили в похищении королевского чиновника; они уже убили барона казначейства. Это были молодые люди, которые буквально считали себя вне закона, часто были вовлечены в междоусобицы и вендетты, и для которых честь была ключевым понятием.

Вопрос чести

Насилие во имя чести также преобладало на вершине социального древа. В периоды слабости королевской власти насилие со стороны дворян могло достигать ужасающих размеров. Во Франции начала 15 века, когда король (Карл VI, «Безумный») периодически страдал параноидальной шизофренией и считал себя сделанным из стекла, могущественные враждующие дворяне смогли захватить власть. Результатом стало нарастание насилия, кульминацией которого стало убийство герцога Орлеанского в 1407 году и, в конечном счете, вступление Англии во Францию.

  • 10 средневековых дат, которые вам нужно знать
  • 7 средневековых королей Англии, о которых вы должны знать Во второй половине 15 века слабость правящего монарха Генриха VI и накопление огромной свиты враждебными аристократами были, по крайней мере, в значительной степени причиной Войн Алой и Белой розы. Границы между межличностным насилием, гражданской войной и полномасштабной войной были нечеткими.

    На другом конце социального спектра, в позднем Средневековье, растущее структурное неравенство, порожденное быстрой коммерциализацией и урбанизацией, а также конкурирующими формами правления, породило серию бунтов и восстаний. На карте они сосредоточены вдоль основного торгового пояса Европы, от Лондона до Парижа и Нидерландов через рынки Шампани до коммерческих центров северной Италии. Наиболее известные примеры — Крестьянское восстание 1381 года в Англии, восстание Чомпи 1378 года во Флоренции, парижское восстание и восстание Жакери на севере Франции в 1358 году — все они включали в себя сложные союзы повстанцев из различных социальных групп, требующих большего представительства, против коррупции и в знак протеста против их экономической маргинализации.

    Социальные бунты иногда совмещались с насилием, вызванным религией. Известно, что средневековая Европа была отмечена волнами массовых религиозных преследований, а антисемитизм поднимал свою уродливую голову с удручающей частотой.

    Факты свидетельствуют о том, что хотя насилие было обычным явлением, люди не просто привыкли к нему. Наоборот, их это действительно заботило. Наказание должно было быть зрелищным. Большинство тяжких преступлений каралось повешением, но применялись гораздо более изощренные способы избавления от преступников.

    Во многих регионах Европы виновных в подделке денег варили заживо. Эта навязчивая идея устроить зрелище насилия — чтобы подчеркнуть вину обвиняемых, а также устрашить и вызвать благоговение у наблюдателей — привела к некоторым почти фарсовым эпизодам. Один старик, которого допрашивали в 1290-х годах, вспомнил, как в молодости он видел человека, повешенного за убийство. Тело было вырезано из виселицы конкурирующей юрисдикцией и повторно повешено — только для того, чтобы первоначальная юрисдикция построила соломенное чучело, которое они повесили.

    • Средневековые заблуждения: 12 мифов о жизни в Средние века – разоблачены

    Реакция на насилие

    Итак, перед нами предстает картина необычайно жестокого общества. Хотя очень трудно получить точные цифры, ясно, что это не то общество, которое хотелось бы посетить на какое-то время.

    Однако у всего этого есть и обратная сторона. Факты свидетельствуют о том, что, хотя насилие было обычным явлением, люди не просто привыкли к нему. Наоборот – они действительно заботились об этом. Это не означает, что насилие просто считалось чем-то неправильным: скорее, это была проблема, о которой люди беспокоились и о которой говорили.

    Самый важный ключ к тому, что люди беспокоятся о насилии, это тот факт, что они писали об этом

    Этос рыцарства представляет собой один из способов, которым предпринимались попытки направить насилие в нужное русло. Рыцарский обычай предполагал, что сражаться следует только определенными видами оружия; что следует искать только достойных противников; и что следует проявлять милосердие и великодушие. Реальность такова, что рыцарство лежало в основе некоторых из самых жестоких и кровавых эпизодов в нашей истории (в частности, Столетней войны), но дело в том, что это был набор обычаев, возникших из беспокойства и ощущения того, что насилие может быть проблемой. .

    Самым важным признаком того, что люди беспокоятся о насилии, является тот факт, что они писали об этом. Средневековая литература полна описаний пыток, но внимательное прочтение этих текстов показывает, что мучители демонизировались. Такая стратегия сработала бы только в том случае, если бы люди считали, что пытки представляют собой серьезную проблему, а они действительно считали ее проблемой. Во Франции 14-го века уголовные суды обычно подвергали доказательства, полученные в результате пыток, дополнительной проверке, поскольку они считались ненадежными.

    Источники хроник, официальные истории, написанные в Средние века, склонны давать сильно преувеличенные данные об уровнях насилия, особенно во время восстаний. Однако опять же, желаемый литературный и политический эффект работал только потому, что люди находили такое насилие тревожным. Большинство наших доказательств представлены в виде юридических документов. Развивающиеся правовые системы того периода заботились о предоставлении такой документации только потому, что высокий уровень насилия считался неприемлемым.

    В литературных изображениях насилия, таких как занимательные рассказы Лиса Ренара, популярные во всей Европе, насилие и жестокость были вездесущими именно потому, что они шокировали. Ужасная история о том, как лиса изнасиловала жену своего друга волка, а затем помочилась на ее детей, часто вызывала беспокойный смех средневековой публики.

    В поэзии того времени мы также можем найти комментарии о тревожной природе насилия. В видении Данте XIV века Inferno, Ад характеризуется бесконечными циклами насилия. А в «Балладе о Пендусе» французского поэта Франсуа Вийона, , разлагающиеся тела, качающиеся на виселице, прямо говорят: Дождь смыл нашу нечисть,
    Солнце высушило и очернило нас.
    Сороки и вороны выцарапали нам глаза
    И выдрали нам бороды и брови.
    Мы никогда не стоим на месте, но качаемся на ветру.
    Птицы нас клюют больше, чем иглы в наперсток…

    Братцы, ничего смешного в этом нет.
    Да простит нас всех Бог.

    Это захватывающее зрелище — очень наглядное представление распространенности насилия в Средние века, но оно также показывает, что даже тогда оно было глубоко расстраивающим.

    Доктор Ханна Шкода — специалист по средневековой истории из Оксфордского университета.

    Ханна прочитала лекцию о средневековой преступности и насилии в рамках нашего бесплатного виртуального Фестиваля средневековой жизни и смерти, который проходил в мае 2020 года. Вы можете посмотреть ее лекцию, а также четыре других лекции и нашу панель вопросов и ответов со всеми спикерами здесь. .


    Вспышки резни

    Восстание Чомпи, 1378

    Это восстание во Флоренции выделяется тем, что оно было кратковременным успехом и привело к радикальной смене режима. Восстание развернулось в три этапа: реформа, за которой последовала насильственная революция, а затем жестокая реакция. Флоренция была высокоразвитым городом с протоиндустриальной шерстяной промышленностью, но со многими бесправными рабочими. Восстание было вызвано стремлением к большему представительству, финансовым недовольством и постоянно меняющимися союзами политических фракций.

    Шевоши Черного принца, 1355–1356 гг.

    Черный принц был старшим сыном Эдуарда III. Во время Столетней войны он добился военного успеха при Пуатье. Он также руководил серией шевош во Франции, вооруженных рейдов с грабежами, изнасилованиями и разрушениями в ужасающих масштабах. Цель состояла в том, чтобы уничтожить вражеские ресурсы и боевой дух, а также спровоцировать битву. Что характерно, Черный принц до сих пор известен как великий рыцарский герой.

    Крестьянское восстание, 1381

    После Черной смерти для финансирования Столетней войны взимались налоги, а в 1381 году крестьяне поднялись, протестуя против последнего подушного налога. Насилие варьировалось от сжигания юридических документов до освобождения заключенных и линчевания представителей власти, особенно лорда-канцлера. Повстанцы во главе с Уотом Тайлером были вдохновлены проповедями Джона Болла, проповедовавшего идею свободы от рабства. Крестьяне предъявили свои требования Ричарду II, но Тайлер был убит, а они потерпели поражение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *