Права детей и признаки их нарушения
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №45″ НМР РТ
Перечень основных прав детей и признаки их нарушения
№ |
Права ребенка |
Признаки нарушения права |
Документы для анализа |
1. |
Право на жизнь (выживание и здоровое развитие) |
Неудовлетворительный внешний вид ребенка (состояние одежды, кожных покровов, волос) Неудовлетворенность в пище Низкий уровень физического развития Отсутствие места проживания. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия (общая и жилая площадь, принадлежность и благоустроенность жилья, санитарно-гигиеническое состояние) |
Документы, подтверждающие жилищные права ребенка (пометка в свидетельстве о рождении, выписка из домовой книги, финансово-лицевой счет текущего года по адресу регистрации ребенка и т.д.) Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. История развития ребенка (ф.112/у) |
2. |
Право на имя, гражданство, семейные связи (право знать своих родителей и право на заботу от них) |
Отсутствие документов, подтверждающих социально-правовой статус ребенка Незнание ребёнком своего имени, фамилии, своих родителей и места их нахождения Ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка |
Свидетельство о рождении. Документы, подтверждающие юридический статус ребенка: заявление об отказе от ребенка; свидетельство о смерти родителей, акт о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка от правоохранительных органов, справка правоохранительных органов о том, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий родителей ребенка установить не удалось, решение суда о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах. Документы, подтверждающие статус матери-одиночки; справка из ЗАГСа о том, что отец вписан со слов матери или удостоверение матери-одиночки, выданное органами социальной защиты населения |
3. |
Право на защиту от всех видов насилия |
Внешние признаки жестокого обращения (синяки, ссадины, рубцы). Тяжесть состояния ребенка, потребность в срочной госпитализации |
История развития ребенка (ф. 112/у). АКТ обследования |
4. |
Право на пользование услугами системы здравоохранения |
Отсутствие медицинских документов Признаки заболеваний (чесотка, педикулез, стрептодермия и др.) |
Страховой медицинский полис. Карта профилактических прививок (ф.063/у) История развития ребенка (ф.112/у) Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений (ф.026/у) |
5. |
Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития |
Низкий доход семьи Характер занятости родителей и других членов семьи (не имеют постоянную работу, находятся на пенсии, имеют статус безработного, временные заработки) |
Документы, подтверждающие право ребенка на социальные выплаты (копия исполнительного листа о выплате алиментов, справка из отдела социального обслуживания на получение пенсии). Социальный паспорт семьи |
6. |
Право на образование |
Непосещение образовательного заведения |
Дневник школьника. Карточка (личное дело) ученика |
7. |
Право на отдых и досуг, участие в культурной жизни, занятие искусством |
Отсутствие игр, игрушек, спортивного инвентаря. Отсутствие мест для игр. Непосещение кружков, секций, культурно-развлекательных мероприятий |
АКТ обследования, документы, подтверждающие посещение кружков, секций, культурно-развлекательных мероприятий |
8. |
Право на защиту от незаконного использования детского труда |
Признаки экономической эксплуатации |
Трудовой договор между работодателем и работником в возрасте до 18 лет. Справки с КДНиЗП по проверкам исполнения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних работников |
9. |
Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ |
Признаки употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ |
Акты медицинского обследования |
10. |
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на достойную и полноценную жизнь |
Признаки унижения достоинства, лишающие его уверенности в себе и препятствующие его активному участию в жизни общества |
История развития ребенка (ф.112/у). Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида |
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.
В случае, если гражданину стало известно о жестоком обращении к детям, следует рекомендовать ему обратиться в следующие орган по защите прав несовершенолетних: |
1.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города/района
2. Отделение по делам несовершеннолетних МУВД города/района
3.Отдел опеки и попечительства управления образования администрации города/района
4.Межрайонная прокуратура города/района
5.Дежурная часть МУВД города/района
Необходимо указать телефоны и адреса, по которым можно сообщить информацию.
Единый федеральный телефон доверия для детей, подростков и их родителей:
8-800-2000-122
Телефон работает в круглосуточном режиме
Разные права: как защитить ребенка | Статьи
К Дню защиты детей Генпрокуратура опубликовала статистику, связанную с деятельностью по защите детских прав, а уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова — доклад о работе за год. Судя по документам, в последнее время несовершеннолетним в стране уделяется много внимания, но ситуацию с их защитой безоблачной назвать сложно. Подробнее — в материале «Известий».
Беззащитные и опасные
В заявлении генпрокурора России Игоря Краснова говорится, что «обеспечение благополучного и защищенного детства» — одно из приоритетных направлений в работе прокуратуры. Отмечается, что уже год на сайте ведомства действует специальный раздел «Защита прав детей», где предусмотрена возможность подачи обращений о нарушении прав несовершеннолетних.
— Подчеркну, что прокурорские проверки охватывают абсолютно все сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, — заявил Игорь Краснов. — Результатом такой работы в 2020 грду стало восстановление прав более 100 тыс. несовершеннолетних, за четыре месяца этого года пресечено уже около 300 тыс. нарушений, в целях их устранения внесено свыше 145 тыс. актов реагирования.
Также указывается, что сейчас усилен надзор за безопасностью детей в образовательных организациях: проверяется исполнение требований закона об обеспечении пропускного режима, установке систем экстренного оповещения, видеонаблюдения, специальном обучении сотрудников, осуществляющих их охрану.
При этом детей нужно защищать не только от преступников, но и от самих себя. Согласно статистике МВД, за январь-март 2021 года несовершеннолетними или при их соучастии совершено 7320 преступлений. По сравнению с прошлым годом статистика улучшается — относительно еще допандемийных месяцев 2020 года это минус 14,7%. Однако удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений по-прежнему высок — 30% от всех зарегистрированных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Разные права1
Задержание несовершеннолетнего жителя Красноярска, готовившего вооруженное нападение на школу
Фото: РИА Новости/ФСБ РФ
За три месяца этого года выявлено 6895 несовершеннолетних, совершивших преступления. Это 3% от общего числа всех выявленных преступников в стране. При этом 1163 ребенка из этих почти 7 тыс. ранее уже совершали преступления, 612 ранее были за преступления судимы. Динамика здесь тоже положительная — число преступников среди несовершеннолетних сокращается более чем на 15%.
Еще один немаловажный факт — почти половина несовершеннолетних злоумышленников совершала преступления в составе группы, 812 человек — в состоянии алкогольного опьянения.
Наибольший удельный вес детей в общем числе преступников в 2021 году наблюдается в северных и восточных регионах страны: 7,6% всех правонарушителей — несовершеннолетние в Еврейском автономном округе, чуть меньше в Магаданской, Иркутской, Архангельской областях, Забайкальском крае, Тыве, Карелии и на Сахалине. Выбиваются из этого перечня Ярославская и Новгородская области, где детей среди злоумышленников тоже больше, чем в среднем по России.
Если смотреть статистику за 2020 год, то произошло общее снижение — на 9% — числа совершенных несовершеннолетними преступлений, но на 3% увеличилась доля особо тяжких преступлений с их участием.
Дети просят о помощи
Наиболее подробно ситуацию с защитой прав детей описывает аппарат уполномоченного по правам ребенка в России. Накануне на сайте Анны Кузнецовой был опубликован 190-страничный доклад, в котором рассказывается о работе института детских омбудсменов за последний год. Судя по этому документу, проблем по-прежнему много и не все они решаются.
В докладе отмечается, что в 2020 году отмечен рост числа обращений к уполномоченному на 7,3%. В том числе зафиксирован рост запросов от многодетных семей — на 13%, от замещающих семей — на 4,2%. Почти в 1,5 раза выросло число коллективных обращений в адрес уполномоченного. Это объясняется очень просто: подавляющее большинство таких обращений так или иначе связано с дистанционным форматом образования, к которому пришлось прибегнуть в прошлом году. Значительно выросло число заявлений от общественных организаций и благотворительных фондов.
Разные права2
Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев
Кроме того, на 36,4% выросло число обращений от самих детей. Хотя в целом их по-прежнему мало, 1,3% от общего количества, но, судя по динамике, дети всё чаще пытаются решать свои проблемы не с родителями, учителями и другими взрослыми, а при помощи государственных институтов.
Одна из ярких особенностей прошлого года, следует из доклада, — трехкратный рост количества обращений по вопросам судебной защиты и оказания квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним. Речь в этих обращениях шла в том числе о мерах поддержки детей и семей с детьми, о получении пособий, порядке получения медицинской помощи.
Почти в три раза выросло число обращений относительно права на жизнь и защиту от насилия, на 78,2% — по вопросам семейных правоотношений.
Кадры ничего не решают
Отмечается, что ежегодно в среднем на 20% растет число обращений в адрес уполномоченного по вопросам деятельности органов опеки и попечительства. В аппарате уполномоченного отмечают, что в рамках мониторинга деятельности этих органов систематически выявляются нарушения прав детей и это говорит о необходимости «пересмотра подходов как в управлении, так и в постановке задач» в этой сфере.
В докладе указывается, что на органы опеки и попечительства возложено более 90 задач, но на одного специалиста в среднем приходится 3 тыс. детей. Главной целью органов опеки должна быть защита семьи в кризисной ситуации и недопущение подобных ситуаций. Однако, говорится в докладе Кузнецовой, в последнее время «деятельность органов опеки и попечительства ассоциируется у многих с разрушением семьи и отобранием детей».
Разные права3
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин
«Согласно статистическим данным Министерства просвещения России, за последние пять лет численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью, сократилась на 46,1% (в 2020 году — 1772 человека), — указывается в докладе. — Однако официальные данные МВД России о численности детей, отобранных у родителей за этот же период (в 2020 году — 3024 человека), свидетельствуют об иных показателях, значительно превышающих данные Минпросвещения России».
Такое несоответствие в статистике объясняется неэффективностью межведомственного взаимодействия, считает уполномоченный по правам ребенка, и «не отражает действительного положения дел в данной сфере».
В докладе отмечается, что за последние пять лет на 34,2% сократилось число родителей, лишенных родительских прав, но на 43% сократилось и количество родителей, которые в родительских правах восстановлены. А самыми тревожными называются показатели «отобрания детей у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних». С 2017 по 2019 год численность таких детей увеличилась на 55,6%.
Слабые звенья
Проблем в сфере опеки и попечительства в докладе перечисляется много, например недоработка по выплате алиментов. В детдомах на них имеют право более 28 тыс. детей, но реально получают меньше 40% от этого числа. В замещающих семьях та же история: почти 220 тыс. детей имеют на них право, но реально получают выплаты только 38,9%. Указывается также на попустительство органов опеки и попечительства при защите имущественных и жилищных прав детей из детдомов. Кроме того, за последние пять лет значительно увеличилось число преступлений в отношении воспитанников, совершенных сотрудниками организаций для детей-сирот.
«Слабым звеном в организации и деятельности органов опеки и попечительства является кадровый вопрос — уровень квалификации их сотрудников зачастую не соответствует требованиям, установленным приказом Минтруда России», — говорится в докладе. Мало того что в таких органах часто бывает некомплект, так еще и с образованием проблемы — люди, работающие там, могут иметь дипломы по специальности «туризм», «экономика», никак не связанным с работой с детьми.
Разные права4
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
В документе говорится, что в 2020 году была утверждена дорожная карта по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Пока детскими вопросами занимается множество федеральных министерств и ведомств — от Минпросвещения и Росмолодежи до Минэкономразвития и Минспорта. Это, по мнению уполномоченного, создает «определенные сложности для качественной реализации государственной политики и не может являться эффективной моделью управления». В связи с этим, очевидно, в ближайшие годы появится единый орган исполнительной власти России — Министерство семейной, молодежной и демографической политики.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав также подверглись в докладе серьезной критике. Выделено сразу несколько проблем. В частности, указано на недостаточное понимание специалистами комиссий — особенно в муниципалитетах — норм законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Подчеркивается формальный подход к организации работы, составлению и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, которые находятся на контроле комиссий.
Указывается, что комиссии загружены материалами об административных правонарушениях и рассматривают их поверхностно. Уполномоченный критикует их за отсутствие комплексного подхода при рассмотрении вопросов, указывает на «отсутствие контроля за выполнением принятых решений».
Отдельно подчеркивается проблема кадровой обеспеченности, как и в случае с органами опеки и попечительства. Так, в 2020 году существовала 2751 муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних. Численность специалистов в них — 5542 человека, на каждую комиссию — два специалиста. Полноценные аппараты во многих комиссиях просто отсутствуют, поэтому последние неспособны отработать материалы и организовать эффективную деятельность, подчеркивается в докладе.
Разные права5
Фото: РИА Новости/Владимир Песня
Дефицит внимания
Отдельной критики удостоились регионы за недостаточное вовлечение детей в полезную и досуговую деятельность. Это, считают в аппарате уполномоченного, приводит к росту числа инцидентов в летний период. В прошлом году за июнь, июль и август пострадали по разным причинам 11 124 несовершеннолетних, 885 детей погибли. Это на 350 больше, чем в 2019 году. Так, в четыре раза увеличилось число пострадавших при выпадении из окон, на 40% — в результате утопления, в результате отравления — на 12,9%. Выросло в том числе количество погибших (в три раза) и пострадавших (в 1,5 раза) в ДТП. Число совершивших правонарушения несовершеннолетних летом прошлого года увеличилось на 76%, совершивших преступления — на 11%. Тех детей, в отношении которых совершены преступления, стало больше прошлым летом на 13,5%.
При этом в целом, если говорить именно о преступлениях в отношении несовершеннолетних, то в 2020 году впервые за последние несколько лет было зафиксировано снижение (на 9,1 %). Уменьшилось число пострадавших подростков. Таким образом, именно летом, когда дети оказались лишены и родительского контроля, и, зачастую, возможности отдохнуть в детском лагере, серьезно выросла опасность их жизнедеятельности. Статистика очень показательна именно сейчас, в преддверии долгих летних каникул.
Укрупнили вторые смены
Не всё благополучно и в смысле соблюдения прав несовершеннолетних на доступное образование, отмечается в докладе. Так, с 2017 по 2020 год наблюдается процесс укрупнения дошкольных образовательных учреждений — их число сократилось на 2,7% (на 1268 зданий), а количество воспитанников — всего на 0,5 % (на 35 696 человек). Школ в России за этот же период стало меньше на 2,2% (на 1 тыс.), притом что численность обучающихся выросла за эти годы на 4,7%, или на 756 тыс. человек.
«Проектные мощности школ не соответствуют существующим потребностям, из-за чего дети вынуждены учиться в две и даже в три смены, — говорится в докладе, — Представляется маловероятным ликвидировать обучение в третью смену в школах до конца 2021 года, как это планировалось ранее».
Разные права5
Фото: ТАСС/Сергей Красноухов
Численность обучающихся во вторую смену, отмечается в документе, возросла на 525 тыс. (26,5%), в третью смену — на 1,5 тыс. (8,8%). Количество групп продленного дня сократилось на 5,4%.
В этой ситуации времени на дополнительное образование у многих детей не остается, хотя оно способствует не только развитию потенциала детей, но и снижению уровня правонарушений в подростковой среде, говорится в докладе. В 30% регионов России педагогов дополнительного образования недостаточно, самих учреждений с 2018 по 2020 год стало меньше почти на 10%, а число занимающихся в них детей снизилось на 5,2% — больше чем на полмиллиона.
Оружие для родителей
Адвокат, специалист по семейным делам Виктория Данильченко замечает, что чаще всего ей приходится сталкиваться с нарушением прав детей как раз со стороны родителей.
— Огромное количество родителей, расторгая брак, деля имущество, находятся в состоянии войны с бывшим супругом, — говорит она. — К сожалению, дети очень часто становятся оружием в этой битве. Их изымают из привычного места жительства, настраивают против, не позволяют видеться со вторым родителем, не исполняют решения судов. Всё это, во-первых, очень сильно ранит ребенка. А во-вторых, нарушает его права, поскольку его лишают одного из родителей.
По ее словам, она наблюдает также увеличение случаев домашнего насилия в отношении детей — как физического и психологического, так и сексуального.
— Здесь уже идет откровенная недоработка органов опеки и попечительства, которые отличаются некомпетентностью, безответственностью и хладнокровием в отношении детских судеб, — считает эксперт. — К сожалению, детская психика устроена таким образом, что ребенок скорее побоится рассказать о каких-либо домогательствах в отношении себя и терпит их порой годами. Мы должны быть более внимательны не только к своим детям, но и к тем, кто нас окружает, — соседям, знакомым, одноклассникам наших детей. Каждый из нас вполне способен предотвратить трагедию, когда мы видим несправедливость, жестокость по отношению к детям, нужно только проявить гражданскую осознанность.
Разные права6
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын
Вода камень точит
Впрочем, эксперты отмечают: несмотря на все проблемы, ситуация с защитой прав ребенка в России скорее развивается, чем деградирует.
— В стране развивается защита прав ребенка, это можно сказать абсолютно точно, — сказала «Известиям» член Общественной палаты России, эксперт ОНФ Юлия Зимова. — Сейчас у нас в принципе семейно ориентированная Конституция. Готовятся разные пакеты документов на федеральном уровне.
С ней согласен председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак.
— По моему убеждению, ситуация скорее развивается в том отношении, что начали приниматься некоторые очень назревшие решения, связанные не только с защитой конкретных детей, но и с модернизацией, обновлением общей системы, — сообщил он «Известиям». — Это, в частности, поручение о создании нового закона по профилактике безнадзорности и защите прав детей в целом вместо устаревшего законодательства конца 1990-х, по модернизации органов опеки и попечительства. Это и последние поручения президента, данные в марте этого года, касающиеся создания единого министерства, которое получит полномочия и функции защиты детства.
Однако, заметил он, процесс обновления затрагивает огромное количество специалистов, чиновников, учреждений и ведомств по всей стране и не будет быстрым, хотя и «очень хочется, чтобы он ускорился».
Разные права7
Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов
— Сейчас пришло время думать о развитии прав ребенка не только государству, но и обществу, — отмечает также Юлия Зимова. — Чтобы права ребенка были защищены, нужно, чтобы сами дети знали о своих правах, могли выражать свое мнение и были услышаны. Это следующий шаг, который сейчас активно набирает обороты.
Спивак отмечает, что понимание важности прав ребенка развивается сейчас со стороны активной части общества. К этому подключились многие общественные организации.
— Сегодня, например, открылась информационная кампания против насилия фонда «Детские деревни SOS» с привлечением популярных актеров и общественных деятелей, есть проект «Азбуки семьи», который создан для просвещения и обучения кровных семей родительским навыкам, — сказал он. — Очень многое в информационном пространстве появляется, не только формальных казенных материалов, касающихся Дня защиты детей, но и реальных дискуссий на эту тему. Это очень важно для конкретных изменений отношения общества к ребенку. В этом смысле вода камень точит.
Законы о нанесении вреда несовершеннолетним | Энциклопедия Первой поправки
Главная >> Энциклопедия >> Статьи
Дэвид Л. Хадсон мл.
«Призрачное» изображение подростка стоит перед множеством порнографических журналов на этом снимке с двойной экспозицией в 1964 году. Материалы, которые не могут быть непристойными для взрослых, часто считаются вредными для несовершеннолетних и запрещены к просмотру. Законы о нанесении вреда несовершеннолетним направлены на защиту несовершеннолетних от таких материалов. (AP Photo/Bob Wands, использовано с разрешения Associated Press)
Законы о нанесении вреда несовершеннолетним направлены на защиту несовершеннолетних, обычно считающихся семнадцатилетними и моложе, от порнографии, непристойности и других материалов, которые могут причинить им вред. Эти законы основаны на концепции переменной непристойности, то есть материал может считаться непристойным при просмотре детьми и молодежью, но не при просмотре взрослыми. После многих предыдущих попыток Верховный суд установил действующие стандарты в отношении того, что является юридически непристойным, в деле Миллер против Калифорнии (1973 г. ), в котором он подтвердил, что непристойные материалы не защищены как свобода слова в соответствии с Первой поправкой.
Суд поддержал концепцию «вариантной непристойности»
Верховный суд одобрил концепцию переменной непристойности, когда он оставил в силе закон Нью-Йорка о нанесении вреда несовершеннолетним в деле Гинзберг против Нью-Йорка (1968). Дело касалось судебного преследования Сэма Гинзберга, владельца Sam’s Stationary and Luncheonette в Беллморе, Лонг-Айленд, за продажу двух «девчачьих» журналов шестнадцатилетнему мальчику. В журналах публиковались фотографии обнаженных женщин, не подпадающие под определение непристойности для взрослых. В письме для суда судья Уильям Дж. Бреннан-младший рассуждал о том, что закон Нью-Йорка «просто адаптирует определение непристойности к социальным реалиям» и служит интересам государства в защите несовершеннолетних.
Законы о нанесении вреда несовершеннолетним пережили конституционное оспаривание
Почти в каждом штате есть законы о нанесении вреда несовершеннолетним в той или иной форме. Многие из этих законов ограничивают распространение материалов откровенно сексуального характера несовершеннолетними. Большинство этих законов выдержали конституционную проверку. Например, Одиннадцатый окружной апелляционный суд оставил в силе закон штата Джорджия, регулирующий демонстрацию материалов, наносящих вред несовершеннолетним, в деле American Booksellers v. Webb (11-й округ, 1990 г.). Верховный суд Теннесси оставил в силе аналогичный закон в деле Davis-Kidd Booksellers, Inc. против McWherter (Tennness. 1993).
Суды отменили законы о вреде для несовершеннолетних, касающиеся Интернета
Законы о вреде для несовершеннолетних в киберпространстве оказались гораздо менее успешными, поскольку федеральные суды признали недействительными несколько таких законов. Хотя физический мир предоставляет относительно простой способ разделения взрослых и несовершеннолетних потребителей материалов для взрослых, в онлайн-мире возникают гораздо более сложные проблемы. По этой причине многие надзорные суды отменили законы о вреде Интернета для несовершеннолетних, обнаружив, что похвальные интересы государства в защите несовершеннолетних не могут подавлять права на свободу слова взрослых или несовершеннолетних старшего возраста. Например, Апелляционный суд десятого округа вынес решение по делу Американский союз гражданских свобод против Джонсона (1999), что закон штата Нью-Мексико, предусматривающий уголовную ответственность за онлайн-передачу материалов, наносящих вред несовершеннолетним, нарушает Первую поправку. Другие апелляционные суды признали недействительными аналогичные законы в делах PSINET, Inc. против Чепмена (4-й округ, 2004 г.) и American Booksellers Foundation против Дина (2-й округ, 2003 г.).
Конгресс предпринял заметные попытки ограничить онлайн-материалы, которые могут считаться вредными для несовершеннолетних. Когда Верховный суд признал недействительным Закон о пристойности в средствах массовой информации 1996 года, который стремился запретить «непристойные» и «явно оскорбительные» высказывания в Интернете в деле Рено против Американского союза гражданских свобод (1997), Конгресс отреагировал принятием более узкого Закона о защите детей в Интернете от 1998 года (COPA). Однако в деле Эшкрофт против Американского союза гражданских свобод (2004 г. ) суд оставил в силе предварительный судебный запрет судов низшей инстанции, препятствующий исполнению COPA. Суд постановил, что программное обеспечение, предназначенное для фильтрации оскорбительного контента, является менее ограничивающей речь альтернативой ограничению доступа несовершеннолетних к онлайн-порнографии, чем общий уголовный закон, такой как COPA. Находясь под стражей, Апелляционный суд третьего округа в марте 2007 г. вынес бессрочный судебный запрет на принудительное исполнение Закона о защите прав человека и окружающей среды, установив, что он нарушает Первую поправку.
Дэвид Л. Хадсон-младший . является профессором права в Белмонте, который широко публикуется на темы Первой поправки. Он является автором аудиокурса из 12 лекций по Первой поправке под названием Свобода слова: понимание Первой поправки (Now You Know Media, 2018). Он также является автором многих книг о Первой поправке, в том числе Первая поправка: свобода слова (Thomson Reuters, 2012) и Свобода слова: документы расшифрованы (ABC-CLIO, 2017). Эта статья была первоначально опубликована в 2009 году. Но различия между странами велики, и исторически мы наблюдали снижение нескольких форм насилия — и то, и другое предполагает, что можно добиться прогресса и защитить детей.
Сводка
- Телесные наказания и психологическое насилие в отношении детей чрезвычайно распространены во всем мире, но различия между странами велики.
- Данные о сексуальном насилии над детьми очень трудно собрать, поскольку многие жертвы не могут или не хотят сообщать о своей ситуации; однако имеющиеся оценки случаев сексуальной виктимизации, о которых сообщают сами люди, показывают, что это чрезвычайно распространенная трагедия, особенно в некоторых странах.
- Запугивание является важной формой насилия в школах во многих странах и распространено во всех регионах.
- Детские браки очень распространены во многих частях мира, но за последние несколько лет количество детских браков сократилось.
- Детский труд по-прежнему распространен во многих частях мира, но есть конкретные примеры стран, которым удалось практически ликвидировать широко распространенный детский труд в течение столетия
Связанные статьи исследований мы представляем статистику и исследования детского труда, включая исторические оценки.
Жестокая дисциплина
В этом разделе
- Что считается насильственной дисциплиной?
- Насколько распространено насилие дома?
- Восприятие родителями жестокой дисциплины
- Жестокая дисциплина в отношении мальчиков и девочек
- Насколько распространена жестокая дисциплина в школах?
Что считается насильственной дисциплиной?
Двумя основными формами насильственной дисциплины являются телесные наказания и психологическое насилие.
По данным ЮНИСЕФ, физическая дисциплина, также известная как «телесное наказание», относится к любому наказанию, при котором физическая сила используется для причинения любой степени боли или дискомфорта. Это включает, например, щипки, шлепки, удары руками или принуждение их к глотанию чего-либо.
Насильственная психологическая дисциплина включает «использование словесной агрессии, угроз, запугивания, клеветы, насмешек, вины, унижения, лишения любви или эмоционального манипулирования для контроля над детьми».
Насильственная дисциплина — это нарушение права ребенка на защиту от всех форм насилия, когда он находится на попечении своих родителей или других опекунов, как указано в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.
Насколько распространено насилие дома?
Во всем мире дети подвергаются телесным наказаниям и психологическому насилию
Двумя основными формами насильственной дисциплины являются телесные наказания и психологическое насилие. Во всем мире дети подвержены одному или обоим из них. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в некоторых странах насильственная дисциплина является нормой.
На гистограмме показан процент детей в возрасте от 2 до 14 лет, которые, согласно самоотчетам опекунов или других членов домохозяйства, подвергались в прошлом месяце жестокому обращению дома в форме психологической агрессии и /или физическое наказание.
Жестокая дисциплина чуть менее распространена в более богатых странах
Как видно из диаграммы разброса, жестокая дисциплина немного менее распространена в более богатых странах; но имеющиеся данные показывают, что почти во всех странах лишь меньшинство детей не подвергается насильственному наказанию.
Дети часто подвергаются как телесным наказаниям, так и психологическому насилию
Факты показывают, что насильственные дисциплинарные методы часто сочетаются друг с другом, а это означает, что в большинстве стран большинство детей подвергаются как телесным наказаниям, так и психологическому насилию. На гистограмме с накоплением мы видим процент детей в возрасте от 2 до 14 лет, которые подвергаются только психологическому насилию; только физическое насилие; и те, кто испытывает и то, и другое.
Процент детей (2-14 лет), подвергающихся физическому наказанию и психологической агрессии – ЮНИСЕФ (2014)
1Отношение родителей к насильственной дисциплине
Как со временем меняется отношение родителей к насильственной дисциплине?
Долгосрочные данные о насильственной дисциплине в отношении детей недоступны для большинства стран. Однако в Соединенных Штатах Общее социальное исследование (GSS) уже более трех десятилетий собирает данные о восприятии родителями жестокой дисциплины. Данные GSS, представленные на этой диаграмме, показывают, что сегодня около двух третей американских родителей согласны с утверждением: «Иногда ребенку просто нужна хорошая, жесткая шлепка». Как видно из диаграммы, несмотря на то, что это число велико, за этот период произошло значительное сокращение. И это справедливо как для родителей, которые «полностью согласны», так и «согласны» с поркой.
Насилие в отношении мальчиков и девочек
Одинаково ли часто применяется насилие в отношении мальчиков и девочек?
Как показывает эта диаграмма разброса, жестокая дисциплина несколько чаще применяется к мальчикам, чем к девочкам. Но различия невелики, и межстрановые различия в общем количестве насильственных наказаний намного больше, чем внутристрановые гендерные различия. В странах, где насильственная дисциплина является обычным явлением, она обычно затрагивает большинство мальчиков и девочек.
Насколько распространена жестокая дисциплина в школах?
По данным Глобальной инициативы по искоренению всех видов телесных наказаний детей, в 69 странах телесные наказания не полностью запрещены в школах.
Данные о насильственной дисциплине в школах скудны. Но имеющиеся оценки показывают, что это важная проблема во многих странах. В Индии, например, почти 4 из 5 детей в возрасте 8 лет сообщают о физических наказаниях со стороны учителей.
(Примечание. Эта другая интерактивная диаграмма показывает оценки самоотчетов учителей о физическом наказании среди детей в возрасте 15 лет)
Детский труд
Запугивание и насилие в школе
В этом разделе
- Запугивание . использование агрессии для утверждения власти над кем-либо. В частности, исследователи определили это как «действия, физические или словесные, имеющие враждебные намерения, повторяющиеся с течением времени, причиняющие страдания жертве и связанные с дисбалансом сил между преступником и жертвой». 2
- Сообщения о сексуальном насилии
- Секс по принуждению: половой акт или любой другой половой акт, который был принужден, физически или каким-либо иным образом.
- Сексуальное насилие: Сексуальные прикосновения, нежелательные попытки секса, секс под давлением и секс по принуждению.
- Сексуальные прикосновения: Нежелательные прикосновения к жертве сексуального характера, такие как поцелуи, захваты, пощипывание или ласки.
- Секс под давлением: Ситуации, в которых на жертву каким-либо образом оказывалось давление (например, угрозы, домогательства, соблазнение или обман) с целью вступить в половой акт против ее или его воли, и половой акт был завершен.
- Физическое принуждение к сексу: Ситуации, в которых жертву физически принуждают к половому акту против его или ее воли.
- Нежелательная попытка полового акта: Ситуации, в которых преступник пытался заставить жертву вступить в половую связь, когда она или он этого не хотели, но безуспешно завершил половой акт.
- Источник данных: ЮНИСЕФ; Секция данных и аналитики; Отдел данных, исследований и политики
- Описание доступных мер: ЮНИСЕФ использует термин «защита детей» для обозначения предотвращения и реагирования на насилие, эксплуатацию и жестокое обращение с детьми во всех контекстах.
Запугивание является важной формой насилия в школах во многих странах и широко распространено во всех регионах. На приведенной здесь карте показан процент подростков в возрасте от 13 до 15 лет, которые сообщили, что подвергались издевательствам хотя бы один раз за последние месяцы. В некоторых странах, в среднем среди африканских стран, показатель распространенности превышает 50 процентов; страны Северной и Южной Америки и Европы, как правило, сообщали о несколько более низких показателях от 20 до 40 процентов.
Драки
Драки в школах – обычное дело
Драки в школах – распространенная форма насилия. Имеющиеся данные показывают, что физические драки, как правило, сопровождаются худшими результатами обучения. На приведенной здесь карте показан процент подростков в возрасте от 13 до 15 лет, которые сообщили о том, что участвовали в драках в прошлом году.
Драки в школе, как правило, более распространены среди мальчиков
В большинстве стран распространенность драк выше среди мальчиков, чем среди девочек, хотя в большинстве стран они по-прежнему распространены среди представителей обоих полов.
Процент подростков в возрасте от 13 до 15 лет, сообщивших об участии в драках за последние 12 месяцев, 2009–2012 гг.
– ЮНЕСКО (2016) 3Насильственные преступления в школах США
преступления в школах распространены, но меньше, чем в прошлом
На этой диаграмме показана распространенность насильственных преступлений в школах среди учащихся в возрасте 12 лет и старше в США. Он охватывает как совершенные преступления, так и покушения на них, включая изнасилование, сексуальные посягательства и грабеж.
Как мы видим, за последние пару десятилетий в школах США значительно сократилось количество насильственных преступлений.
Сексуальное насилие над детьми
В этом разделе
Каковы основные формы сексуального насилия над детьми?
Сексуальное насилие в отношении детей включает ситуации, «в которых ребенок принуждается к половому акту со стороны опекуна или соседа, принуждается к нежелательному половому акту со стороны партнера по свиданию, подвергается сексуальным комментариям или заигрываниям со стороны сверстника или взрослого принуждение к сексу в обмен на деньги, подарки или услуги, принуждение к демонстрации ее или его сексуальных частей тела, в том числе лично или в Интернете, просмотр сексуальных действий или сексуальных частей тела без его или ее согласия, или изнасилование со стороны группа лиц как часть ритуала, форма наказания или жестокость войны». 4
Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных форм сексуального насилия:
Самостоятельное сообщение о сексуальном насилии
Данные о сексуальном насилии над детьми чрезвычайно трудно собрать, поскольку многие жертвы не могут или не хотят сообщать о своей ситуации. Однако имеющиеся оценки случаев сексуальной виктимизации, о которых сообщают сами люди, показывают, что это чрезвычайно распространенная трагедия.
Различные формы сексуального насилия
Эта визуализация обеспечивает сравнение различных форм сексуального насилия в отношении женщин (имейте в виду, что цифры нельзя напрямую сравнивать с цифрами в таблице выше, поскольку возрастные группы не совпадают ).
Процент женщин в возрасте от 18 до 24 лет, сообщающих о том, что они подвергались сексуальному насилию в возрасте до 18 лет, по типу насилия – ЮНЕСКО (2017)
5Сексуальное насилие над мальчиками
Вопреки распространенному мнению, мальчики также сообщают о случаях сексуального насилия, но в меньшей степени, чем девочки. Однако важно иметь в виду, что, возможно, мальчики даже реже, чем девочки, сообщают о случаях сексуального насилия. 6
Детские браки
Дети, состоящие в браке или в неформальном союзе с пожилым человеком, как правило, особенно уязвимы для насилия, особенно сексуального и домашнего насилия. 7
Браки и неформальные союзы очень распространены во многих частях мира
Детские браки разрешены законом в некоторых странах
Во многих странах существуют положения, запрещающие браки девочек, мальчиков или обоих , прежде чем они достигнут установленного законом возраста вступления в брак. Однако юридический контекст, разрешающий детские браки, как правило, сложнее, чем простой вопрос «да/нет». В некоторых странах минимальный возраст вступления в брак различается для мужчин и женщин, и также часто закон допускает исключения в отношении согласия или даже исключения для некоторых групп женщин.
На следующих двух картах показаны различия между странами.
За последние несколько лет произошло снижение количества детских браков
Однако важно отметить, что согласно исследованию Всемирного банка «Экономические последствия детских браков» за 2017 г., во многих странах, где детские браки распространены, количество детских браков за последние несколько лет.
Доля женщин в каждой возрастной группе, вступивших в брак до 18 лет – Избранный материал Всемирного банка (2017 г.)
8Калечащие операции на женских половых органах
Как отмечает ВОЗ, калечащие операции на женских половых органах не приносят пользы для здоровья девочек и женщин. Но это часто вызывает сильное кровотечение и проблемы с мочеиспусканием, а затем кисты, инфекции, а также осложнения при родах и повышенный риск смерти новорожденных (подробнее см. Информационный бюллетень ВОЗ).
Калечащие операции на женских половых органах остаются распространенной формой насилия в отношении женщин во многих частях мира. И поскольку это почти всегда проводится в отношении несовершеннолетних, это представляет собой нарушение прав детей.
Практика наиболее распространена в западных, восточных и северо-восточных регионах Африки, в некоторых странах Ближнего Востока и Азии, а также среди мигрантов из этих районов.
На этой диаграмме показан процент женщин в возрасте 15–49 лет, перенесших частичное или полное удаление женских наружных половых органов или другие травмы женских половых органов по культурным или другим нетерапевтическим причинам. Показаны все страны с доступными данными.
Детские убийства
По данным ЮНИСЕФ, каждые 7 минут в мире в результате акта насилия погибает подросток. На приведенной здесь карте показаны уровни убийств детей в возрасте 0–19 лет по странам.
Как видно, существуют огромные региональные различия. В 2015 году уровень убийств в Латинской Америке и Карибском бассейне был почти в пять раз выше, чем в среднем по миру.
Телесные наказания и поведение
Является ли телесное наказание эффективным методом поддержания дисциплины?
В недавнем исследовании Gershoff, Sattler and Ansari (2017) 9 проанализировали данные из более чем 12 000 семей в США в рамках национального репрезентативного лонгитюдного исследования в раннем детстве, чтобы выяснить, связана ли насильственная дисциплина с уменьшением плохого поведения даже после учета первоначальных проблем поведения детей и характеристик их родителей.
Исследователи сравнили детей, которых шлепали и не шлепали в возрасте 5 лет, но они были эквивалентны по 38 другим факторам («контрольные переменные»). Эти другие факторы включали исходные проблемы с поведением (по оценке учителя), психическое здоровье, уровень стресса и стиль воспитания (согласно ответам родителей на вопросы интервью).
В исследовании сообщается, что дети, подвергшиеся жестокому наказанию в возрасте 5 лет, с большей вероятностью будут иметь проблемы с поведением позже, согласно оценкам учителей. Исследование также показало, что связь между телесными наказаниями и неправомерным поведением была еще сильнее, если родители говорили, что они шлепали своего ребенка за неделю до опроса, что можно считать признаком относительно частого шлепания.
В той мере, в какой эти результаты трудно объяснить с помощью альтернативной гипотезы, это, возможно, лучшее свидетельство, которое у нас есть (за исключением эксперимента, который, конечно, неосуществим в данном контексте) о вероятном негативном влиянии телесных наказаний на детей. поведение.
Вы можете прочитать краткое изложение этого исследования в этой обзорной статье в The Wall Street Journal.
Жестокое обращение с детьми является обычным явлением и принимает различные формы. От физического или эмоционального насилия до детского труда и других практик, которые нарушают их самые основные права.
Насилие в отношении детей, дома, в школе или в обществе в целом влияет на результаты обучения. Это влияет на то, могут ли дети посещать школу и оставаться в ней, а также на то, добиваются ли они прогресса в плане результатов обучения. И в то же время результаты образования влияют на насилие — образование было определено как инструмент снижения уровня насилия в отношении детей.
В этом разделе статьи мы акцентируем внимание на важности жестокого обращения с детьми, особенно в контексте образования детей, и даем обзор эмпирических данных.
Работающие дети, как правило, реже посещают школу
Детский труд в большинстве случаев представляет собой нарушение прав детей, поскольку он часто связан с несколькими формами жестокого обращения и причинения вреда. В частности, в контексте образования детский труд часто связан с плохими результатами обучения. Диаграмма здесь, из Шульца и Штрауса (2008), 10 показывает доказательства этого. На нем представлены показатели посещаемости школы детьми в возрасте 10–14 лет в сравнении с общим количеством часов, отработанных за последнюю неделю (по видам работы) с 95-процентным доверительным интервалом (обозначен ДИ и нанесен на график более светлыми оттенками).
Дети, которые работают больше часов, реже посещают школу. А самые крутые участки изображенных кривых находятся в диапазоне 20-45 часов, что говорит о том, что, как и следовало ожидать, ребенку труднее всего посещать школу при приближении к полной занятости.
Эти данные также показывают, что нет существенной разницы между детьми, занятыми в домашнем хозяйстве или на рынке труда.
Посещаемость школы и количество отработанных часов – Schultz and Strauss (2008)
11отношения между посещаемостью школы и отработанными часами с использованием данных
микро-, что означает, что авторы исследуют взаимосвязь по человек домохозяйств. Аналогичную закономерность можно увидеть и в данных, если мы посмотрим на соответствующие макропеременные на уровне страны: в странах, где дети, как правило, работают дольше, чаще работающие дети не посещают школу. Интерактивная диаграмма ниже показывает это путем сопоставления среднего количества часов, отработанных детьми по стране, с долей работающих детей, не посещающих школу.Имеются данные о причинно-следственной связи между детским трудом и результатами образования
Этих корреляций на микро- и макроуровне, конечно, недостаточно для установления причинно-следственной связи. Существует множество потенциальных экономических и культурных факторов, которые одновременно влияют как на школьное образование, так и на решения о работе; и в любом случае направление отношений неочевидно: дети работают, потому что не ходят в школу, или не ходят в школу, потому что работают?
В ряде академических исследований была предпринята попытка выяснить, действительно ли существует причинно-следственная связь, путем попытки найти фактор («инструментальную переменную»), который влияет только на то, работает ли ребенок, не влияя на то, как семья оценивает другое использование времени ребенка. . Эти исследования, такие как Rosati & Rossi (2003) или Gunnarsson, Orazem & Sanchez (2006), предполагают, что действительно существует причинно-следственная связь: работа часто определяет, останется ли ребенок в школе или бросит ее. 12 13
Учащиеся, ставшие жертвами жестокого обращения в школе, как правило, хуже успевают в учебе
Дети, ставшие жертвами физического или психологического насилия, как правило, хуже успевают в учебе; и хотя доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь, немного, важно обратить внимание на эти корреляции.
В недавнем исследовании использовались подробные опросы домохозяйств из Южной Африки и Малави, чтобы задокументировать распространенность насильственной дисциплины и последующие изменения в успеваемости среди пострадавших детей. Исследование показало, что дети, которые подвергались психологическому и физическому насилию для поддержания дисциплины, с большей вероятностью бросали школу после последующего наблюдения (Sherr et al. , 2015). 14
Другие исследования показали, что насилие в отношении детей также коррелирует с плохими результатами обучения в долгосрочной перспективе. Например, исследования в богатых странах показали, что люди, подвергавшиеся сексуальному и физическому насилию в детстве, с большей вероятностью бросают колледж (Boden et al., 2007 и Duncan, 2000). 15
Эти корреляции также распространяются на другие формы насилия и другие типы образовательных результатов. Например, в школах насилие между детьми, как правило, сопровождается плохими результатами обучения. На следующей диаграмме показан пример этой корреляции. Он показывает для ряда стран процент учащихся 8-х классов, набравших баллы выше низкого международного эталона в тесте по математике TIMSS, благодаря их участию в физических драках в школе. Результаты по арифметике были стабильно выше у детей, не участвовавших в драках в школе.
Школьные драки против минимального знания математики – ЮНЕСКО (2016)
16Жестокое обращение в раннем возрасте может подорвать обучение на протяжении всей жизни
Физическое и психологическое насилие часто связано с негативным воздействием на психическое и физическое здоровье. Например, документально подтверждено, что тревога и депрессия чаще возникают у детей, подвергшихся насилию. 17
Опять же, эти корреляции не предполагают причинно-следственной связи. Но есть веские причины относиться к ним серьезно. В Докладе о мировом развитии (2018 г.) отмечается, что токсический стресс в раннем возрасте может подорвать здоровье, обучение и поведение на протяжении всей жизни, поскольку гормоны, связанные с реакцией «бей или беги», такие как кортизол, могут тормозить физический рост и восприимчивость детей. к болезни. Кроме того, эти гормоны могут нарушать развитие нейронных связей в тех частях мозга, которые имеют решающее значение для обучения.
Ниже приводится пример проблем с развитием мозга, которые ученые приписывают сенсорному игнорированию в раннем детстве. Источник: Перри (2002). 18 КТ слева представляет собой изображение здорового трехлетнего ребенка с типичным размером головы (50-й процентиль распределения). На изображении справа изображен трехлетний ребенок, страдающий «тяжелой формой пренебрежения сенсорной депривацией» — минимальное воздействие языка, прикосновений и социальных взаимодействий. Мозг ребенка справа значительно меньше среднего (3-й процентиль) и имеет признаки износа (атрофия коры).
Конечно, это сравнение является лишь иллюстрацией, и трудно с уверенностью сказать, можно ли полностью отнести наблюдаемые различия в размерах мозга к игнорированию сенсорной депривации. Однако Перри обнаружил, что средний размер головы среди группы из 40 детей, которые страдали от пренебрежения сенсорным восприятием, находится ниже 5-го процентиля в распределении, и хотя некоторое восстановление размера мозга наблюдалось после того, как детей извлекли из пренебрежительного окружения, в большинстве случаев случаях разрывы оставались значительными.
Эти результаты имеют отношение к образованию, потому что пластичность мозга намного выше в раннем возрасте, а развитие мозга является последовательным и кумулятивным; это означает, что ухудшение работы мозга может привести к необратимым нарушениям в приобретении навыков. 19
Сканирование мозга ребенка, не оставшегося без присмотра, со средним размером головы (слева) в сравнении со сканированием мозга ребенка, страдающего тяжелой формой игнорирования сенсорной депривации (справа) – Perry (2002)
20Взаимодействие между насилием и образованием действует в обоих направлениях
Взаимодействие между насилием и образованием действует в обоих направлениях, а это означает, что образование можно использовать как инструмент для снижения распространенности насилия. В Уганде, например, программа обучения жизненным навыкам и профессиональной подготовки девочек, которых принуждали к сексуальным действиям, привела к тому, что значительно меньшее число этих девочек стали жертвами сексуального насилия, что в значительной степени объясняется приобретенными навыками (Bandiera et al. 2017). 21
Аналогичным образом, родительские вмешательства, направленные на развитие навыков и знаний у родителей, показали положительный эффект на насилие в семье. В Либерии, например, программа обучения позитивному воспитанию детей и ненасильственному поведению резко сократила насильственные наказания (Sim et al. 2014). 22
Качество и оценка данных
Большая часть доступных межстрановых данных о насилии в отношении детей получена из сообщений о случаях насилия в отношении детей, о которых сообщают сами люди, и о поведении в ходе обследований домохозяйств. Это влечет за собой два важных ограничения. Во-первых, существует тенденция к предвзятости в сообщениях о насилии. Этого и следовало ожидать, поскольку насилие в отношении детей часто является незаконным, и даже когда оно не является таковым, оно обычно затрагивает некоторые из самых личных аспектов повседневной семейной жизни. Во-вторых, часто возникают проблемы с сопоставимостью, поскольку инструменты обследования часто меняются во времени и в разных странах.
Несмотря на эти ограничения, имеющиеся данные по-прежнему помогают пролить свет на приблизительный порядок величины проблемы. Необходимо проделать большую работу для улучшения качества и доступности данных по этой теме. Но то, что доступно в настоящее время, уже является хорошей отправной точкой.