Как на Руси наказывали неверных жен — Кириллица — энциклопедия русской жизни
2020-11-26 13:00:12
На протяжении столетий идеалом поведения замужней женщины оставалась (да и поныне остается) безусловная верность своему мужу. Но идеал, нередко, бывает далек от реальной жизни. Даже в прежние времена, когда женщины были всецело подчинены мужьям, они ухитрялись совершать измены. Расправа, если изменницу изобличали, была быстрой и подчас весьма жестокой.
Разница в определении меры наказания заключалась в том, на какие нормы ориентировался оскорбленный супруг: на закон или традицию.
Что говорил закон
В законодательстве как Древней Руси, так и более поздних времен, подчиненная роль женщины была очевидным и не подлежащим толкованию фактом. В древнейшем своде законов – Русской Правде — возникшем при князе Ярославе Мудром и сохранившем свое значение до XVI века, за убийство мужчины и женщины налагалась одинаковая вира (денежный штраф) – 40 гривен. Однако, была оговорка: если женщина оказывалась «виновата» (то есть, изменяла мужу, например), то вира уменьшалась до 20 гривен. В «Судебнике» 1497 года такие тонкости не рассматривались, и за убийство как женщины, так и мужчины наказание полагалось одинаковое. В подавляющем большинстве случаев это был денежный штраф.
Достаточно мягко карались по «Судебнику» телесные увечья. Если стороны были готовы прийти к соглашению и помириться, то наказания не предусматривалось вовсе.
То есть, муж имел право наказывать свою жену как угодно, а закон мог покарать его лишь в том случае, если жена в результате умирала.
Право и даже обязанность мужа «учить» жену была зафиксирована в документе XVI века «Домострое». Эта книга, хоть и настаивала на том, что муж и жена должны жить в ладу, и предостерегала от чрезмерного битья «в сердцах» как попало – кулаком, пинком, посохом, все же учила, как наказывать жену, если она слов не понимает. «Поучить» можно было плетью, но наедине – «и разумно и больно, и страшно и здорово», а постегав, простить и приголубить.
В случае измены жены муж мог требовать развода, и, как правило, такое требование удовлетворялось. Неверную жену выставляли за порог, ее приданое оставалось у мужа, как у оскорбленной стороны, а женщина была вольна идти на все четыре стороны. При этом измена мужа причиной для развода не являлась.
Вообще же, семейные дела, как и прочие вопросы нравственности, находились вплоть до Нового времени в юрисдикции Церкви. Церковь в любом случае стремилась к сохранению брака. Провинившуюся жену, смотря по степени ее вины, могли заточить на некоторое время в монастырь, или ограничиться наложением на нее епитимьи. Епитимья полагалась также и согрешившему против семейных устоев мужу, но, как правило, более мягкая.
Чего требовала традиция
Наличие законов и добрых поучений разного рода вовсе не означало, что эти законы исполняются, а к поучениям прислушиваются. Как раз наоборот.
Если женщина из привилегированных сословий, дворянка или боярыня могла рассчитывать на помощь и заступничество своих родных, а в самом ужасном случае ей грозил развод и заточение в монастырь, то крестьянкам, как правило, приходилось намного тяжелее. За них редко заступались родители или братья, поскольку своим распутством она позорила их в глазах сельской общины. Бытовало мнение, что муж своей жене полный господин и он волен наказывать неверную супругу, как душа его пожелает.
Самым распространённым наказанием были, разумеется, побои. Муж мог избить жену плеткой или розгами, как советовал «Домострой», но этим относительно «гуманным» наказанием ограничивались редко. Неверных жен лупили палками, колотили поленом, избивали ногами, и это нередко заканчивалось серьезными увечьями.
Зачастую муж не ограничивался «домашним» наказанием, а публично унижал, позорил согрешившую жену. В разных регионах России применялись разные позорящие наказания.
В центральных областях провинившуюся бабу могли привязать к столбу и так оставить на несколько дней. Могли раздеть донага и водить по селу с «музыкой» или с барабанным боем – колотя в дно котелка или таза. При этом в несчастную бросали нечистотами, засыпали ей глаза песком и пылью и всячески глумились.
Среди казаков был распространен обычай «купания» провинившейся жены в проруби. Муж мог также привязать жену за косу к хвосту лошади и сечь ее плетью, сидя верхом. Иногда виноватую муж подвешивал вниз головой во дворе дома и так избивал на глазах у соседей.
На юге России изменщицу могли привязать к могильному кресту, завязать юбку у нее над головой и в таком виде оставить на ночь. Был распространен и обычай привязать женщину к крылу мельницы и пустить на малый оборот.
И в центральных и в южных регионах России, на Алтае и т.д. был распространен обычай запрягать виновную в супружеской измене женщину в телегу. Иногда ее запрягали рядом с лошадью, иногда телегу тянуть она должна была одна. Часто женщина была при этом раздета донага. Муж становился в повозку и гнал эту «упряжку» через всю деревню, настегивая плетью. Это наказание, как правило, заканчивалось смертью или жесточайшими увечьями женщины.
При этом к уголовной ответственности мужа за побои не привлекали. Его могли наказать лишь в том случае, если женщина умирала. Но такое происходило довольно редко, родня обычно «покрывала» домашнего тирана, объясняя смерть женщины обычными в крестьянской жизни причинами: упала, зашиблась, поскользнулась на мостках и утонула и так далее. Впрочем, церковь могла наложить на изувера епитимью за побои жены на 6 лет.
Наказания такого рода бытовали в русской деревне вплоть до начала XX века. Они подробно описаны в статье Н. Пушкаревой «Позорящие наказания для женщин в России XIX — начала XX века».
Читайте наши статьи на ДзенНАКАЗАНИЕ НЕВЕРНОЙ ЖЕНЕ
Интересный судебный случай стал юридическим прецедентомМуж, узнав о неверности своей жены, сильно огорчился и совершил самоубийство. Его дети аннулируют в суде договор дарения между супругами на последнего выжившего, которым могла воспользоваться их мачеха. Представители судебной власти посчитали, что супружеская измена, о которой идет речь, оправдывает отмену договора дарения, поскольку она представляет собой оскорбление супруга.
«Я подтверждаю слухи, моя жена – непорядочная женщина. Все это благодаря Марселю, моему так называемому другу». Это были последние слова в СМС, отправленном Дидье, прежде чем он повесился в своем доме в Лумио, на Корсике. Рядом с его безжизненным телом был найден компьютер, где хранилось предсмертное видео, в котором он объяснял, что жена изменяла ему с Марселем, другом семьи. Для детей Дидье от первого брака не было никаких сомнений в том, что причиной самоубийства их отца являлась супружеская измена жены. А по мнению Валери, его жены, причиной самоубийства была депрессия.
5 лет юридической борьбы: дети Дидье не смогли смириться с тем, что мачеха сможет воспользоваться наследством, которое оставил их отец. Двое сыновей Дидье подали в суд на Валери для отмены договора дарения между супругами на последнего выжившего, составленного нотариусом девять лет назад. Согласно Гражданскому кодексу Франции дарение между живыми лицами на основании неблагодарности может быть отменено в следующих случаях: если одаряемый покушался на жизнь дарителя, если он был виновен в серьезном жестоком обращении, оскорблении или в отказе от алиментов. И супружеская измена, в зависимости от обстоятельств, может попасть в категорию оскорблений.
Если бы дети Дидье не выиграли дело в первой инстанции, то Апелляционный и Кассационный суд отменили бы договор дарения между супругами на последнего выжившего из-за неблагодарности жены.
Один год для предъявления иска в судебные инстанции
В свою защиту вдова ссылалась на срок давности иска об отмене договора дарения. Если коротко, то прошел один год от обвинения в совершении прелюбодеяния или осведомленности в этом со стороны дарителя (гр. кодекс, ст. 957). Дидье, совершил самоубийство в августе 2011 года, упоминая о неверности жены и своих переживаниях по этому поводу, а его сыновьях начали судебные иски в июле 2012 года, т.е. по прошествии одного года. Кассационный суд отметил, что внебрачные отношения продолжались до самой смерти и покойный узнал о них больше чем за год до своей смерти, так что аннулирование договора дарения в таком случае не было предусмотрено.
Супружеской измены недостаточно для доказательства неблагодарности
Согласно Гражданскому кодексу оскорбление супруга является причиной аннулирования договора дарения, а вовсе не измена супруги (Гражданский кодекс, статья 955). Поэтому Валери утверждала, что ее неверность не была оскорблением.
Для Кассационного суда неверность, о которой идет речь, действительно была серьезной травмой. Представители судебной власти указали, что супружеская измена, совершенная с близким другом супругов, давала повод слухам и сплетням в деревне, где проживали все главные герои. Дидье был очень привязан к своей жене, именно поэтому он так болезненно воспринял измену в супружеских отношениях.
Поэтому представители судебной власти предоставили сыновьям возможность аннулировать договор дарения между супругами на последнего выжившего.
Таким образом, наличие такого договора не избавляет супругов от необходимости хорошего поведения.
Статья подготовлена по материалам французской прессы.
Какой должна быть реакция христианина, у супруга которого был роман?
ГлавнаяМатериалыУказательОтношенияБрачные трудности Ответ на роман
Вопрос
Ответ
Неверность создает очень трудную и болезненную ситуацию, в которую вовлечены все эмоции, и для христианина она может растянуть веру почти до предела. Лучшее, что можно сделать, это «переложить все свои заботы на Него. Он заботится о вас» (1 Петра 5:7). Если с вами поступили несправедливо, ежедневно обращайтесь к Господу за утешением, мудростью и руководством. Бог может помочь нам пройти через самые тяжелые испытания.
Прелюбодеяние всегда плохо. «Бог осудит прелюбодея и всех блудников» (Евреям 13:4). Пострадавшая сторона должна покоиться в истине, что Бог есть мститель. Обиженному человеку не нужно беспокоиться о том, чтобы отомстить. Бог гораздо лучше отомстит за нас. Когда нас предают, нам нужно доверить боль Тому, кто знает каждую деталь и справится с ней должным образом.
МОЛИТЕСЬ. Ищите у Господа мудрости, исцеления и руководства. Молитесь за себя, молитесь за обидчика и молитесь за всех, кто причастен к этому. Молитесь, чтобы Господь направлял ваши мысли, слова, действия и решения.
БУДЬТЕ ЧЕСТНЫМИ. Преданный супруг будет страдать от последствий глубокой боли. Уместно заниматься гневом и болью, вызванной неверностью. Выражение этих эмоций перед Богом может стать первым шагом к истинному исцелению (см. Псалом 77:1–2). Передача наших эмоций и потребностей Богу позволяет Ему служить нашим сердцам, чтобы мы могли начать отпускать обиды. Благочестивый совет от христианского консультанта или пастора полезен.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ ПРОЩАТЬ. Мы должны прощать других, как были прощены мы (Ефесянам 4:32). Мы должны хотеть и быть готовыми простить любого, включая супруга, у которого была интрижка, который приходит к нам с покаянием, исповедуя свой грех (Матфея 6:14-15; 18:23-35; Ефесянам 4:31- 32; Колоссянам 3:13). Истинное прощение может быть не достигнуто в течение некоторого времени, но готовность прощать должна присутствовать всегда. Затаивать горечь — это грех, и это негативно повлияет на повседневные решения.
БУДЬ МУДРЫМ. Мы должны учитывать возможность того, что неверный супруг , а не раскаивается в своем грехе. Должны ли мы прощать человека, который не исповедует своего греха и остается нераскаявшимся? Часть ответа состоит в том, чтобы помнить, что такое прощение , а не :
Прощение — это не забвение.
Нас просят не забыть опыт, а справиться с ним и двигаться вперед.Прощение — это не устранение последствий. Грех имеет естественные последствия, и даже те, кто прощен, могут по-прежнему страдать в результате своего прошлого выбора: «Может ли человек ходить по раскаленным углям, не обжигая ног своих? Так и тот, кто спит с чужой женой; никто, кто прикоснется к ней, не останется ненаказанным» (Притчи 6:28–29).
Прощение — это не чувство. Это обязательство помиловать преступника. Это сделка, заключенная между обидчиком и обидчиком. Чувства могут сопровождать или не сопровождать прощение.
Прощение — это не личное, тайное действие в сердце человека. В прощении участвуют как минимум два человека. Вот почему необходимы исповедь и покаяние.
Прощение — это не автоматическое восстановление доверия. Неправильно думать, что прощение неверного супруга сегодня означает, что завтра все вернется на круги своя. Писание дает нам много причин не доверять тем, кто показал себя ненадежным (см.
Также важно, что прощение , предложенное , не то же самое, что прощение , полученное . установка прощения — желание простить — отличается от фактической сделки прощения. Мы не должны прерывать процесс исповеди и покаяния и восстановления доверия.
Прощение может быть предложено обиженным супругом, но, чтобы быть полным, требуется, чтобы тот, у кого был роман, признал свою потребность в прощении и получил его, принося примирение в отношения.
БУДЬТЕ ПРОЩЕНЫ. «Если исповедуем грехи наши, то Он верен и праведен и простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). Когда брак находится в кризисе, обеим сторонам следует просить Бога помочь им увидеть, какой вклад каждый из них мог внести во всю ситуацию, и освободиться от груза вины перед Богом.
С этого момента будет свобода искать Его совета и руководства. Его Святой Дух даст им возможность сделать то, что они не смогли бы сделать сами по себе. «Все это могу сделать благодаря тому, кто дает мне силу» (Филиппийцам 4:13).По воле Бога истинное прощение и примирение возможны. Сколько бы времени это ни заняло, нужно приложить все усилия, чтобы простить и примириться (см. от Матфея 5:23–24). Что касается того, остаться или уйти, «кто разводится с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует, если только жена его не изменила» (Матфея 19:9, NLT). Хотя у невиновной стороны могут быть основания для развода, Бог предпочитает прощение и примирение.
Таким образом, когда у супруга-христианина был роман, обиженная сторона должна остерегаться горечи (Евреям 12:15) и быть осторожным, чтобы не воздавать злом за зло (1 Петра 3:9).). Мы должны быть готовы прощать и искренне желать примирения; в то же время мы не должны прощать нераскаявшихся. Во всем мы должны искать Господа и находить в Нем нашу целостность и исцеление.
Вопросы о браке
Что должен ответить христианин, чей супруг завел любовную связь?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:Наказание 18 месяцев за убийство неверной жены
США|Наказание 18 месяцев за убийство изменяющей жены
https://www.nytimes.com/1994/10/19/us/punishment-is-18-months-for -killing-cheating-wife.htmlРеклама
Продолжить чтение основной историиАссошиэйтед Пресс
См. статью в ее первоначальном контексте от
19 октября 1994 г., раздел A, страница 20Купить репринты
Посмотреть на Timesmachine
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых подписчиков.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
Муж, который признался в убийстве своей жены после того, как нашел ее в постели с другим мужчиной, был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения судьей, который сказал, что такое убийство вполне объяснимо.
Обвиняемый, 36-летний Кеннет Пикок, заявил, что убил свою жену, 31-летнюю Сандру, 9 февраля прошлого года одним выстрелом в голову из охотничьего ружья через несколько часов после того, как неожиданно вернулся домой во время шторма. Любовник миссис Пикок остался невредим.
В понедельник, вынося приговор, судья окружного суда Роберт Э. Кэхилл заявил, что не желает давать срок г-ну Пикоку, который признал себя виновным в умышленном убийстве.
«Я серьезно задаюсь вопросом, сколько мужчин, состоящих в браке пять-четыре года, смогли бы уйти, не подвергнувшись телесным наказаниям», — сказал судья Кэхилл.
Судья добавил, что он чувствовал себя обязанным назначить тюремное заключение «только потому, что я думаю, что должен сделать это, чтобы сделать систему честной».
Джудит А. Вулфер, адвокат, защищающая интересы жертв домашнего насилия, сказала, что приговор посылает опасный сигнал. «Вы не убиваете кого-то, потому что они предали ваше доверие», — сказала она. «Этот судья оправдывает такое поведение, вынося мягкий приговор».
Г-жа Вулфер задалась вопросом, следовало ли разрешить г-ну Пикоку признать себя виновным в добровольном непредумышленном убийстве, поскольку судебные документы показывают, что сначала он пил пиво и вино, а затем несколько часов спорил со своей женой, прежде чем убить ее.
«Если у него было время сесть и выпить, прежде чем он застрелил свою жену, это ничем не отличается от казни», — сказала г-жа Вулфер.