Лишение отцовских прав в россии: Лишение родительских прав: основания, причины, последствия

Содержание

Лишение родительских прав в России от законов к логике: исправляя несправедливость

 

ISSN 2524-0986

 

 

Помимо Семейного Кодекса предусмотрены многочисленные программы поддержки семей и отдельных категорий граждан с детьми и иные механизмы. Например, выплаты молодым семьям при рождении детей, передача в собственность земельных участков и налоговые послабления. Способы их реализации в части назначения льгот — указаны в Письме ФНС, где уточняется, что даже при отсутствии заявлений со стороны лица, имеющего право на льготу, льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом [1].

Мы видим, что государство применяет беззаявительный механизм, что положительно влияет на поддержку семей. В качестве примера следует также привести Указ Президента 07.04.2020 N 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», закрепляющий денежные выплаты в сложных условиях в связи с пандемией коронавируса [2].

Однако даже данные меры поддержки с прописанной методикой их реализации при рассмотрении практической стороны, все равно требуют личного присутствия и передаче оригиналов документов указанных в перечне необходимых – на обозрение органу принимающему решение.

Но главная цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть законодательство в области защиты прав детей на уровне семьи. Согласно статье 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержке семьи, ответственности юридических и должностных лиц, поддержке общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка [3].

Дети, являясь будущим любой страны и любой семьи, не должны сталкиваться с отсутствием защиты их законных интересов и прав со стороны исполнительной и законодательной ветвей государства. По итогам опубликованных Росстатом данных в 2019 году, процент разводов относительно зарегистрированных браков составил 65 %. И во многих таких семьях имеются дети. Но более острый оттенок приобретает данный вопрос, если рассмотреть его в контексте лишения одного из супругов родительских прав. И именно об этом пойдет речь в настоящей работе. Правовое обоснование и судебная практика 20 Ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция 44/25, определяющая само понятие слова «Ребенок» и закрепляющая его права на международном уровне. Пункт 1 статьи 9 Европейской Конвенции «О правах ребенка» гласит: «Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка».

А в целях выполнения принятой международной нормы в Семейный Кодекс Российской Федерации была включена формулировка в п.2 ст.54. Для исполнения и формирования общей судебной практики Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 года № 44 закреплены основные принципы и способы реализации и защиты прав ребенка при ограничении или лишении родительских прав. Однако текущее несовершенное законодательство предусматривает не так много вариантов, позволяющих действительно защитить интересы ребенка и учитывать то множество нюансов, с которыми сталкиваются семьи в реальной жизни. Конкретные, но при этом довольно ограниченные и плохо сформулированные основания лишения родительских прав, на которых основываются подобные процессы в судах, содержатся в одноименной статье 69 Семейного Кодекса.

Они предусматривают возможность лишения родительских прав одного из родителей только в шести случаях. И именно возможность, так как для ее практической реализации, для защиты прав ребенка, одному из супругов необходимо инициировать судебное разбирательство, которое в свою очередь, исходя из судебной практики, продлится не менее 6 месяцев, что может поставить под угрозу ребенка, который является в таком разбирательстве объектом спора. Рассмотрим данную статью более подробно.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

3) злоупотребляют своими родительскими правами;

4) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

5) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

6) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Как вы видите, первым основанием в данном законе является уклонение от выполнения обязанностей родителей с приставкой «в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов».

То есть в первую очередь государством ставится вопрос финансового содержания ребенка, что, безусловно, важно для существования любого человека в 21 веке, но явно не является основным. А с учетом практического применения и логического осмысления данного основания можно прийти к выводу, что данный пункт статьи (основания в этой статье по какой-то причине расписаны без нумерации или наименования пунктов) позволяет лишить родительских прав очень большое количество вполне добросовестных людей в нашей стране, которые после расторжения брака (развода) не выплачивают алименты.

Часть таких людей не выплачивают их не из корыстных или халатных побуждений, а по причине отсутствия регулярного дохода или дохода ниже предела МРОТ, установленного в регионе. Но при этом отменить данную формулировку тоже невозможно, так как ее цель – обеспечение ребенка и второго родителя средствами к существованию. В связи с такой слишком однозначной формулировкой реальные цели закона соблюдаются весьма посредственно. Факт неуплаты алиментов должен быть обязательно доказан. Зачастую это не так просто:  например, можно предоставить в суд доказательства невозможности регулярно выплачивать денежные средства.

В силу жизненных обстоятельств могут возникнуть такие ситуации, как сокращение на работе, серьезное заболевание, инвалидность, постановка на учет в службу занятости в связи с потерей работы и т. д. [4]. За исполнением законов, обеспечивающих соблюдение прав детей, призвана следить в первую очередь прокуратура согласно Приказу № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [5]. И роль прокуроров и органов опеки в делах по лишению родительских прав весьма существенна. Но на законодательном уровне сейчас существуют недоработки, которые часто способствуют необоснованному изъятию детей из семей с временными трудностями. Если злоупотребление родительскими правами действительно имеет место и содержит состав административных или уголовных проступков, санкции по УК РФ и КоАП РФ будут назначены одновременно с лишением прав [6].

При этом на практике – Социальные службы и Прокуратура не работают вместе в целях улучшения законодательства, более того, в судебном процессе они за частую могут выступать по разные стороны выражая не консолидированное мнение и указывая на разную внутреннюю политику ведомств и сложившуюся практику. Улучшение законодательства В целях улучшения законодательства в сфере защиты реальных интересов и прав родителей и детей, а также профилактики совершения преступлений против жизни и здоровья детей и близких родственников, необходимо дополнить законодательство расширенным перечнем формулировок, дающих возможность социальным службам и судам при вынесении решений руководствоваться более экспертными мнениями и заключениями. В то время как сейчас достаточно простых заключений социальных служб об условиях содержания в квартирах. Как справедливо отмечает Лебединец Н. В., лишение родительских прав рассматривается исследователями в качестве исключительной меры ответственности, является тем решением, которое порождает крайне серьезные правовые последствия и для ребенка, и для родителя: последствия правового и психологического характера. Поэтому необходим крайне ответственный и скрупулезный подход к оценке каждой семейной ситуации, поскольку основной задачей, в конечном итоге, является защита права ребенка жить и воспитываться в семье [7].

Разбирая конкретный пример из практики, можно прийти к выводу, что лишить родительских прав осужденного за совершение преступления против половой неприкосновенности, если преступление было совершено не в отношении своего ребенка, относительно трудно. Да, логика закона подразумевает, что даже самый больной и плохой человек в мире может быть хорошим родителем для своего собственного ребенка, но в рамках международных норм и этических правил каждый понимает для себя, что человек, который способен на такие преступления в отношении чужих детей, потенциально опасен и для собственных.

В связи с этим необходимо совершенствовать: — систему оценки психологического состояния подобных личностей и ввести обязательные службы проверки и учета всех причастных к преступлениям такого характера с обязательным федеральным реестром осужденных по данной категории, как это сделано в США и Европе, с их обязательной пожизненной регистрацией в публичных базах данных; — систему и методики оценки экспертными отделами социальных служб общего состояния ребенка и родителей, их взаимоотношений в семье, не меняя при этом баланс интересов, чтобы специалист или эксперт социальной службы не смог воспользоваться своим служебным положением и одним заключением без перепроверки доводов независимой комиссией — поставить семью в невыносимые условия существования, или вовсе одним росчерком в заключении изъять ребенка из семьи или лишить родителя прав с помощью предложенных недавно «экспресс-судов».

Данная позиция законотворцев категорически недопустима, так как для решения таких вопросов требуются экспертные мнения, научные обоснования и перепроверка полученных данных независимыми коллегиями; Более того, необходимо добавить или изменить конкретный пункт, расширив или заменив в статье 69 СК РФ формулировку: «совершили умышленное преступление против жизни или здоровья детей и лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, либо против жизни или здоровья несовершеннолетнего. Этим будет достигнуто следующее: лицо, способное причинить вред несовершеннолетнему, не будет обладать иммунитетом в отношении собственных детей, против которых преступление направлено не было.

Профилактическая мера в таком случае будет более конкретизирована, а санкция, наказание, прописано ясно.

</o:p>

Лишение родительских прав | Коллегия адвокатов города Москвы «Отчерцова и партнеры»

Каким законом регулируется лишение родительских прав?

Процедура лишения родительских прав и его последствия урегулированы статьями 69, 70, 71 Семейного кодекса РФ.

В каких случаях могут лишить родительских прав?

Родителя могут лишить родительских прав , если он:

— уклоняется от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
— отказывается без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
— злоупотребляет своими родительскими правами;
— жестоко обращается с детьми, в том числе осуществляет физическое или психическое насилие над ними, покушается на их половую неприкосновенность;
— является больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
— совершил умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

НО! По указанным основаниям родители могут быть лишены судом родительских прав только в случае их виновного поведения.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду.

Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинском заключением. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным.

Кто может принять решение о лишении родительских прав?

Только суд. Судебное заседание проходит с участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

Кто может обратиться в суд с заявлением о лишении родительских прав?

Круг лиц, по заявлениям которых судами рассматриваются дела о лишении родительских прав, определен в п. 1 ст. 70 СК РФ. К ним относятся:

— один из родителей, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком;
— лица, заменяющие родителей: усыновители, опекуны, попечители, приемные родители;
— прокурор;
— орган или учреждение, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и другие).

Какая роль органа опеки и попечительства?

Помимо того, что он участвует в судебном разбирательстве по вопросу о лишении прав, до суда он в обязательном порядке обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

На что будут обращать внимание в суде?

Особое внимание будут уделено тем обстоятельствам, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком.

Учитывают ли мнение ребенка в спорах о лишении родительских прав?

В зависимости от возраста ребенка. Если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос производят с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц.

При опросе ребенка суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен! (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Легко ли лишить родительских прав?

Лишение родительских прав является крайней мерой. Более того, в исключительных случаях, даже при доказанности виновного поведения родителя суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей. Отказывая в иске о лишении родительских прав, суд при наличии указанных выше обстоятельств вправе в соответствии со ст. 73 СК РФ также разрешить вопрос об отобрании ребенка у родителей и передаче его органам опеки и попечительства, если этого требуют интересы ребенка.

Можно ли лишить родительских прав родителя, который проживает отдельно и не интересуется жизнью ребенка?

Если будут законные основания (см. выше), то да. Однако, при подготовке к судебному разбирательству дела о лишении родительских прав одного из родителей суд в целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, в обязательном порядке обязан извещать этого родителя о времени и месте судебного разбирательства и разъяснять, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание.

Когда нельзя лишить родительских прав?

Не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности вынужденно — вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психического расстройства или иного хронического заболевания, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией).

Однако, в указанных случаях, а также когда при рассмотрении дела не будет установлено достаточных оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав, суд может вынести решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, при условии, что оставление ребенка у родителей опасно для него (п. 2 ст. 73 СК РФ).

Какие последствия у лишения родительских прав?

Вынесение судебного решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями (одним из них) не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и других, основанных на факте родства с ребенком, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений. К ним, в частности, относятся следующие права:

— на воспитание детей (ст. ст. 61, 62, 63, 66 СК РФ),
— на защиту их интересов (ст. 64 СК РФ),
— на истребование детей от других лиц (ст. 68 СК РФ),
— на согласие либо отказ в даче согласия передать ребенка на усыновление (ст. 129 СК РФ),
— на дачу согласия на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделок (п. 1 ст. 26 ГК РФ), за исключением сделок, названных в п. 2 ст. 26 ГК РФ,
— на ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК РФ),
— на дачу согласия на эмансипацию несовершеннолетнего (п. 1 ст. 27 ГК РФ),
— на получение содержания от совершеннолетних детей (ст. 87 СК РФ),
— на пенсионное обеспечение после смерти детей,
— на наследование по закону (п. 1 ст. 1141 ГК РФ).

Должен ли родитель, которого лишили родительских прав, платить алименты?

Да.  Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 71 СК РФ лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка, суд в соответствии с п. 3 ст. 70 СК РФ при рассмотрении дела о лишении родительских прав решает и вопрос о взыскании алиментов на ребенка независимо от того, предъявлен ли такой иск.

При лишении родительских прав одного родителя и передаче ребенка на воспитание другому родителю, опекуну или попечителю либо приемным родителям алименты взыскиваются в пользу этих лиц в соответствии со ст. ст. 81 — 83, п. 1 ст. 84 СК РФ. Если дети до решения вопроса о лишении родительских прав уже были помещены в детские учреждения, алименты, взыскиваемые с родителей, лишенных родительских прав, зачисляются на счета этих учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку (п. 2 ст. 84 СК РФ).

При лишении родительских прав обоих родителей или одного из них, когда передача ребенка другому родителю невозможна, алименты подлежат взысканию не органу опеки и попечительства, которому в таких случаях передается ребенок (п. 5 ст. 71 СК РФ), а перечисляются на личный счет ребенка в отделении Сберегательного банка.

В случае передачи ребенка в детское учреждение, под опеку (попечительство) или на воспитание в приемную семью вопрос о перечислении взыскиваемых алиментов детскому учреждению или лицам, которым передан ребенок, может быть решен по их заявлению в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.

Можно ли восстановиться в родительских правах?

Да, можно. Вопрос о восстановлении в родительских правах решается судом по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Такое требование предъявляется к другому родителю либо опекуну (попечителю), приемным родителям или детскому учреждению в зависимости от того, на чьем попечении находится ребенок.

При рассмотрении требований о восстановлении в родительских правах суд проверяет, изменились ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, и (или) их отношение к воспитанию ребенка. При этом необходимо учитывать, что суд не вправе удовлетворить иск, даже если родители изменили свое поведение и могут надлежащим образом воспитывать ребенка, но он уже усыновлен и усыновление не отменено в установленном порядке, а также в случае, когда ребенок, достигший возраста десяти лет, возражает против этого, независимо от мотивов, по которым он не согласен на восстановление родительских прав (п. 4 ст. 72 СК РФ).

Одновременно с иском о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрен иск того же лица о передаче ему ребенка.

КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА ПРИНИМАЕТ ОТЧЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТРО

HR/CRC/99/42
23 сентября 1999

Комитет по правам ребенка начал сегодня утром рассмотрение второго периодического доклада Российской Федерации, запросив у правительственной делегации, среди прочего, законы, защищающие права детей и их осуществление, а также обращение с беспризорными детьми.

Представляя доклад своей страны, заместитель министра труда Российской Федерации, глава делегации Галина Николаевна Карелова отметила, что Правительство, несмотря на сохраняющиеся острые экономические трудности, продолжает принимать законодательные и административные меры для улучшения положения детей. Она заявила, что Российская Федерация продолжит свои усилия по поощрению и защите прав детей путем реализации Конвенции и национального законодательства.

Как одно из 191 государств-участников Конвенции о правах ребенка Российская Федерация должна представлять Комитету периодические отчеты о работе по реализации договора.

В состав делегации Российской Федерации также входили Елена Евгеньевна Чепурных, заместитель Министра образования Российской Федерации; Анатолий И. Антонов, заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве; Татьяна Николаевна Смирнова, начальник отдела МИД России; Юрий Александрович Боеченко, начальник отдела МИД России; Владимир А. Паршиков, старший советник Постоянного представительства России при Отделении Организации Объединенных Наций в Жевене; Владимир Владимирович Долгобородов, второй секретарь; Григорий Евгеньевич Лукьянцев, третий секретарь; и Сергей Л. Чумарев, третий секретарь.

Комитет снова соберется в 15:00. продолжить рассмотрение доклада Российской Федерации.

Доклад Российской Федерации

Во втором периодическом докладе Российской Федерации (документ CRC/C/65/Add. 5) постатейно рассматриваются административные и законодательные меры, направленные на реализацию положений Конвенции. В нем говорится, что происходящая в России трансформация экономики способствовала становлению рыночной экономики, активному росту негосударственного сектора и развитию новых отношений на рынке труда.

В отчете также отмечается, что в социальной сфере произошли значительные изменения, связанные с внедрением страховых принципов в здравоохранение, в том числе сочетанием обязательного и добровольного медицинского страхования. Кроме того, система социального обеспечения трансформировалась с учетом изменений, происходящих в экономике и социальной сфере. Социально-экономические преобразования происходили в условиях кризиса, характеризующегося спадом промышленного производства, увеличением бюджетного дефицита, ростом безработицы, снижением уровня жизни и ростом бедности.

В сообщении говорится, что в пределах имеющихся ресурсов приняты правовые и административные меры для защиты прав и интересов детей и смягчения последствий социального кризиса для них. Принятые меры привели к снижению младенческой смертности с 19,9 на 1000 живорождений в 1993 г. до 17,4 в 1996 г. и ювенальной смертности в целом. Серьезные проблемы, существующие в Российской Федерации в основных сферах жизни детей, вызывают озабоченность как у властей, так и у общества в целом, отмечается в докладе.

Далее в отчете говорится, что «социальное сиротство» — когда дети, родители которых еще живы, лишены родительской опеки по разным причинам — является проблемой, вызывающей особую тревогу. Число детей, ежегодно признаваемых сиротами и оставшимися без попечения родителей, увеличилось почти на 70 процентов, а число родителей, лишенных родительских прав, увеличилось в четыре раза, отчасти в связи с увеличением масштабов асоциального поведения родителей, отчасти в результате усиления контроля со стороны полиции в защиту прав детей.

Представление доклада

ГАЛИНА Н. КАРЕЛОВА, заместитель министра труда Российской Федерации и глава делегации, сообщила, что ее правительство, несмотря на сохраняющиеся острые экономические трудности, продолжает принимать законодательные и административные меры для улучшения положения российской дети.

Переход к рыночной экономике потребовал иного взгляда на отстаивание интересов детей, чтобы справиться с новыми изменениями, сказала г-жа Карелова. Правительство России стремилось реализовать основополагающие принципы прав человека, особенно прав детей. По мере приближения 2000 года произошел ряд кардинальных изменений. В 19По ее словам, № 98 парламент страны, Дума, принял основной закон об укреплении прав детей.

Г-жа Карелова сообщила, что ее правительство сосредоточило внимание на первоочередных мерах по обеспечению права на жизнь российских детей. В целях снижения уровня смертности среди детей в возрасте до пяти лет правительство приняло превентивные меры, активизировав кампанию по вакцинации детей от болезней, поражающих младенцев. Кроме того, для подростков проводится половое воспитание с целью сокращения числа нежелательных беременностей. Были также расширены программы пренатального скрининга.

Г-жа Карелова сообщила, что российское правительство недавно приняло новые системы помощи бедным семьям и защиты детей-сирот не только в финансовом плане, но и посредством оказания психологической помощи по телефону. По ее словам, благополучие 620 000 зарегистрированных «социальных сирот», детей, брошенных родителями или отобранных из безответственных семей, стало серьезной проблемой для правительства. По ее словам, несмотря на постоянные экономические трудности, правительству удалось создать 2000 учреждений, в которых дети воспитываются в условиях семейного окружения, в дополнение к 700 учреждениям, занимающимся детьми, живущими в трудных условиях.

Далее, в Российской Федерации положение детей-инвалидов рассматривалось как острая социальная проблема из-за их количества и нехватки средств для их обслуживания. Г-жа Карелова сказала, что правительство принимает все необходимые меры для обеспечения их максимальной социальной интеграции.

Российская Федерация продолжит усилия по поощрению и защите прав детей путем реализации положений Конвенции и национального законодательства, направленных на усиление их применения, заключила г-жа Карелова.

Обсуждение

Члены комитета задали ряд вопросов. Они спросили о мерах, принятых для укрепления ювенальной юстиции; о бюджетных ассигнованиях на социальные мероприятия с участием детей; о распределении власти между различными государственными субъектами Федерации; о законах о защите прав детей и их реализации; об обращении с беспризорными детьми; о мерах по борьбе с бедностью, направленных на детей; и о детских пособиях, распределяемых бедным семьям.

Члены делегации заявили, что правительство убеждено в том, что действующее законодательство необходимо усовершенствовать, чтобы оно лучше отвечало интересам российских детей. Был принят ряд законодательных мер для поощрения прав детей, однако их осуществление столкнулось с трудностями, особенно из-за нехватки финансовых ресурсов. В 2000 году ожидается увеличение бюджетных ассигнований на социальные расходы на 35 процентов, сообщила делегация.

Делегация заявила, что сложная финансово-экономическая ситуация в стране не позволила адекватно реализовать запланированные мероприятия. Тем не менее федеральным органам власти — государственным заказчикам федеральных целевых программ, входящих в состав президентской программы «Дети России», удалось закрепить достигнутые положительные результаты. Меры, принятые в рамках президентской программы «Дети России» в 1998 позволил поддержать реализацию долгосрочных целевых мероприятий по улучшению качественных показателей здоровья и благополучия детей.

В отношении беспризорных детей делегация заявила, что вместо социально-защитного подхода полиция применяет более репрессивные методы, а проблема беспризорных детей и малолетних правонарушителей является одной из острых проблем, стоящих перед российскими властями.

Неправительственные и некоммерческие организации, действующие в России, оказали значительное влияние на жизнь детей и вносят существенный вклад в работу по улучшению их положения, заявила делегация. Делегация сообщила, что неправительственные организации широко вовлечены в законотворческий процесс, участвуют в реализации федеральных и региональных социальных программ в интересах детей, мобилизации и распределении гуманитарной помощи.

Отвечая на вопрос о количестве самоубийств среди детей, делегация сообщила, что за последние десять лет количество самоубийств увеличилось в 1,8 раза, что вызывает обеспокоенность властей. Самоубийства часто были связаны с семейными ситуациями, такими как обнищание, безработица и наркомания. Бросившие школу также иногда впадали в отчаяние, приводящее к самоубийству. Делегация заявила, что правительство, осознавая серьезность растущего уровня самоубийств среди молодежи, приняло меры для улучшения ситуации.

Российские оккупационные чиновники готовятся к «русификации» украинских школ

Родители и педагоги в оккупированных Россией районах юга Украины заявляют, что оккупационные власти используют шантаж, чтобы заставить их сотрудничать с промосковскими школами, создаваемыми на предстоящий учебный год .

Источники сообщают Украинской службе Радио Свобода, что оккупационные власти сообщают родителям, что они могут лишиться родительских прав, если не получат российские паспорта и не отправят своих детей в специальные школы.

Ищу персонал, но хочу отметить отсутствие сотрудничества со стороны наших учителей. Мы можем этим гордиться.»

— Учитель в Энергодаре

«Местные не хотят отдавать детей в эти школы, но боятся, — говорит Сергей Шишковский, учитель истории из Херсонской области. «Люди боятся потерять своих детей и не знают, как реагировать на эти требования».

«В городе Энергодаре (в северо-западной части подконтрольной России Запорожской области) определенно оказывалось давление на родителей и детей в отношении соблюдения [российских] законов на предстоящий учебный год», — сказал один учитель Энергодара, который попросил не называть его имени, опасаясь негативных последствий со стороны россиян.

Тот же учитель сказал, что оккупационные власти набирают учителей и другой персонал для открываемых ими школ.

«Они ищут кадры, но я хочу отметить отсутствие сотрудничества со стороны наших учителей», — сказала она. «Мы можем гордиться этим. В настоящее время у них не хватает учителей. Мне сказали, что они звонили учителям и даже посещали их дома».

Насколько ей было известно, только два учителя согласились работать в новых школах.

Повреждения и обломки в классе школы в селе Кутузовка Харьковской области Украины после нападения России в мае.

Украинские власти обвинили Москву в подготовке к долгосрочной оккупации или даже аннексии территорий Украины, соединяющих восточный регион Донбасса, где Россия последние восемь лет разжигала сепаратистскую войну, и украинское Черноморье Крым, который Москва насильно аннексировала в 2014 году.

В интервью агентству Reuters 8 июля посол России в Великобритании Андрей Кулин заявил, что маловероятно, что Россия выведет свои войска «из южной части Украины».

В конце июня военно-оккупационные власти Херсонской области объявили о подготовке «референдума» о присоединении к России.

4 июля Москва назначила оккупационное «правительство» для подконтрольных России частей Херсонской области, назначив Михаила Родикова, муниципального чиновника из Московской области, «министром образования и науки».

Родиков де-факто возглавлял отдел образования правительства в крымском городе Севастополь после аннексии региона Россией.

По данным украинского журналиста-расследователя Валентины Самар, Родиков был замешан в нескольких скандалах во время пребывания в Севастополе в 2015-2018 годах, после одного из которых он был вынужден уйти в отставку и вернуться в Россию.

«Странное назначение, особенно если учесть, что Родикову 64 года и он скоро должен уйти на пенсию, — сказал Самар. «Но, думаю, у него еще остался порох, поэтому он едет в Херсон, чтобы создать систему русского образования».

Учитель на оккупированном Россией юге Украины сказал, что оккупационные чиновники посещали учителей дома, чтобы заставить их работать в промосковских школах этой осенью. (архивное фото)

На востоке, в черноморском портовом городе Мариуполе, оккупационная администрация отправляет учителей в Москву для «аттестации», по словам Петра Андрющенко, помощника прокиевского мэра города.

В сообщении от 2 июля в Telegram Андрющенко сообщил, что оккупационные власти неофициально запретили всем учителям покидать город.

Они прямо учат детей ненавидеть Украину. На так называемых уроках «истории» говорят, что Украина виновата в развязывании нынешней войны, и отрицают, что Россия напала на Украину и Мариуполь и что она создала весь этот ужас».

— Максим Бородин, Мариупольский городской совет

В мае тогдашний уполномоченный по правам человека в Украине Людмила Денисова заявила, что оккупационная администрация Мариуполя, который был в значительной степени разрушен и обезлюден в результате ожесточенных боев, прежде чем был захвачен российскими войсками в мае, разработала планы «полностью русифицировать образование путем введения их стандарты» в наступающем учебном году.

Максим Бородин, прокиевский депутат Мариупольского горсовета, заявил Радио Свобода, что российская образовательная программа пропитана «уроками пропаганды».

«Они прямо учат детей ненавидеть Украину», — сказал Бородин.

«На так называемых «уроках истории» говорят, что Украина виновата в развязывании нынешней войны, и отрицают, что Россия напала на Украину и Мариуполь и что она создала весь этот ужас».

Гражданские лица на оккупированных территориях особенно уязвимы, поскольку Россия намеренно создала там «информационный вакуум», отрезав территорию от украинских интернет- и сотовых операторов и внешних СМИ, заявила бывший министр образования и науки Украины Лилия Гриневич.

Максим Бородин, прокиевский депутат Мариупольского горсовета: «Они прямо учат детей ненавидеть Украину».

«Они часто не имеют доступа к Интернету и смотрят по телевидению только российские программы», — сказал Гриневич Радио Свобода. «Дети тоже все это слышат. А потом идут в школу, где оккупанты… полностью загрязняют образовательное пространство своими нарративами.

«Чем дольше это происходит, тем сильнее заражает их сознание, особенно когда они не имеют адекватной достоверной информации и содержатся в изоляции», — добавила она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *