В 2020 году — 20 лет со дня создания мировой юстиции в Костромской области.
Впервые в Российской империи мировая юстиция была введена в ходе Судебной реформы 1864 года. Мировой суд, скорый и правый, как о нем говорил Александр II, при котором мировая юстиция впервые была введена в России, ближе к народу, сроки рассмотрения дел меньше, процедура более простая. Это как бы первый, самый доступный и близкий к населению уровень правосудия. Здесь разрешаются, может быть, простые в государственном масштабе, но самые близкие и насущные проблемы человека. Он оказался востребован населением, с каждым годом все более показывал свою эффективность.
Мировая юстиция в дореволюционной России функционировала до 1917 года, когда Декретом №1 «О суде» были упразднены все ранее существовавшие судебные учреждения, а вместо мировых судей созданы местные суды, действовавшие в составе одного судьи и двух заседателей.
В начале 1990-х годов в стране сложилась такая ситуация, что суды буквально захлебнулись в море исков. Федеральный закон №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», которые должны были максимально приблизить правосудие к народу и разгрузить федеральные суды, был принят 17 декабря 1998 года, а 29 декабря 1999 года – Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Но первые мировые судьи появились на территории Костромской области только в 2000 году.
В феврале 2000 года был принят Закон Костромской области «О порядке назначения и организации деятельности мировых судьях в Костромской области», закрепивший правовой статус мировых судей, порядок их назначения и срок полномочий. В апреле 2000 года принят Закон «О границах судебных участков для организации деятельности мировых судей на территории Костромской области».
В процессе становления мировой юстиции не все проходило безоблачно, напротив, распространенным явлением было отсутствие минимальных условий для работы, помещений, мебели, бумаги, конвертов для отправки корреспонденции. Кое-где мировым судьям приходилось сидеть на связках книг, ютиться в неприспособленных комнатушках с удобствами на улице.
На территории г. Мантурово и Мантуровского района были образованы два судебных участка №26 и №27, которые разместились в здании Мантуровского районного суда.
В разные годы мировыми судьями судебного участка №27 были Изюмов Валерий Валентинович, Белоглазов Владимир Сергеевич, Комаров Александр Борисович, Молодова Екатерина Владимировна, Громова Светлана Александровна.
С 16.04.2015 года по настоящее время полномочия мирового судьи на данном участке осуществляет Ларионова Елена Федоровна.
Мы пообщались со всеми судьями в форме своеобразного блиц-опроса, попросили их поделиться своими впечатлениями о времени работы мировыми судьями и предлагаем вашему вниманию их ответы на вопросы.
Изюмов Валерий Валентинович, судья Мантуровского районного суда (мировой судья с 20 июля 2000 года до 31.10.2002 года).
Валерий Валентинович, какие условия работы были на момент начала деятельности мировых судей в Костромской области, в частности, в г. Мантурово?
Работали тогда в маленьком кабинете на первом этаже в здании Мантуровского районного суда. Материальное обеспечение было очень плохое: не хватало бумаги, не было денег на почтовые расходы, зачастую приходилось самому развозить повестки и извещать участников процесса. Секретаря судебного заседания предоставлял районный суд, т.к. своего секретаря не было. Из оргтехники – один старенький компьютер, секретари протоколы писали от руки. Дел было очень много, порой, чтобы всё успеть, приходилось засиживаться на работе допоздна. О своем зале судебных заседаний мы и мечтать не могли, дела рассматривали прямо в кабинете.
Белоглазов Владимир Сергеевич, председатель Островского районного суда Костромской области (мировой судья с 27.03.2003 года до 26.12.2006 года).
Владимир Сергеевич, какие трудности можно отметить в работе мирового судьи?
Дела, отнесенные к компетенции мирового судьи, на первый взгляд, не представляют особой сложности, вместе с тем, мировым судьей рассматривается огромное количество дел. Когда я вступил в должность мирового судьи, подсудность дел, отнесенных к компетенции мирового судьи, была очень широкая, нагрузка – большая. Сейчас же часть дел исключена из подсудности мирового судьи и возвращена к подсудности районного суда. Во время моей работы мировым судьей в г. Мантурово ликвидировалось много предприятий, заработная плата не выплачивалась и люди обращались за судебными приказами о её взыскании, приходилось выписывать их сотнями. Вспоминается и недостаточное техническое обеспечение, решения писал от руки, не было юридической литературы и приходилось её заимствовать в районном суде. Следует отметить и большой документооборот, который ложится на маленький судебный участок, в том числе на каждого работника и мирового судью.
Комаров Александр Борисович, судья Мантуровского районного суда в отставке (мировой судья с 22.03.2007 года до 12.08.2008 года).
Александр Борисович, как помог Вам опыт работы мировым судьей в работе судьей районного суда и чем отличаются эти должности?
Безусловно, накопленный практический опыт работы мировым судьей, умноженный на приходящую с годами житейскую мудрость, позволил успешно реализовать себя в должности судьи районного суда. Я, хоть и юрист по образованию, моё становление как судьи федерального суда, проходило первоначально через должность помощника судьи районного суда, а затем и мирового судьи. Будучи мировым судьей, рассматривал большое количество уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а это всё бесценный опыт и практика, которые стали базой для понимания судейской работы. Должности мирового и районного судьи отличаются лишь категорией рассматриваемых споров. Конечно, судья районного суда рассматривает более сложные споры, но работа мирового судьи не менее интересна.
Молодова Екатерина Владимировна, судья Свердловского районного суда г. Костромы (мировой судья с 26.02.2009 года до 08.02.2011 года).
Екатерина Владимировна, как получилась, что Вы, житель Костромы, стали мировым судьей именно в г. Мантурово?
Работая помощником судьи в Костромском областном суде, я сдала квалификационный экзамен на должность судьи, и на тот период времени была одна свободная вакансия в г. Мантурово – должность мирового судьи судебного участка №27. Получив предложение попробовать себя в работе судьи в г. Мантурово, согласилась и ничуть не жалею.
Что интересного Вы можете отметить в работе в тот период?
Когда я начинала работать, своих залов судебных заседаний не было. Приходилось рассматривать дела в кабинете. Так, судья для принятия решения должен удалиться в совещательную комнату, где может находиться только он. Но, поскольку и совещательная комната и зал судебных заседаний совмещались в одном помещении, приходилось не мне удаляться в совещательную комнату, а просить удалиться граждан, чтобы в кабинете остаться одной для принятия решения.
Громова Светлана Александровна, судья Мантуровского районного суда (мировой судья с 17.02.2011 года до 23.04.2015 года).
Светлана Александровна, что Вы можете рассказать о коллективе судебного участка №27?
Когда я приступила к работе, коллектив на судебном участке был уже сложившийся: это секретарь судебного участка Годлевская Лидия Александровна и секретарь судебного заседания Сироткина Наталья Николаевна, которые уже имели большой опыт работы на судебном участке и высокие профессиональные навыки. Помощниками судьи были у меня сначала Лебедева О.А., а затем Гладунцова О.А.. В основном, обязанности аппарата суда сводятся к организационному, информационно-аналитическому и документальному обеспечению деятельности мирового судьи. От качества и своевременности выполнения своих обязанностей каждым из сотрудников аппарата зависит уровень надлежащей работы мирового судьи, соблюдение процессуальных норм, своевременное рассмотрение дел и исполнение судебных постановлений. Мне в этом плане повезло, до сих пор вспоминаю с теплом о коллективе судебного участка.
Ларионова Елена Федоровна (мировой судья с 16.04.2015 года по настоящее время).
Елена Федоровна, расскажите, с чего началась Ваша карьера мирового судьи?
На протяжении 14 лет я работала в Мантуровском районном суде, сначала секретарем судебного заседания, затем в течение 6 лет помощником судьи. В 2008 году сдала квалификационный экзамен на должность судьи, после чего приняла участие в конкурсе и в феврале 2009 года была назначена на должность мирового судьи судебного участка №41 Межевского района Костромской области. С 06 мая 2015 года приступила к обязанностям мирового судьи судебного участка №27 в г. Мантурово, с 16.04.2020 года назначена на очередной пятилетний срок полномочий мирового судьи.
Опишите обычный рабочий день судьи…
Обычный день каждого судьи начинается и заканчивается тем, что судья изучает дела, изучает законодательство. В течение дня проходят судебные заседания согласно графику. Однако бывают и незапланированные дела, подлежащие немедленному рассмотрению, например об административных правонарушениях, наказание по которым предусматривает арест или обязательные работы. Такие дела запланировать и заблаговременно оставить для них время в рабочем графике невозможно. После завершения судебных заседаний идет подготовка к судебным заседаниям следующего дня, подготавливаются проекты решений, изучаются вновь поступившие дела и материалы, назначаются судебные заседания, изучаются протоколы судебных заседаний, законодательство и судебная практика.
Какие сейчас условия работы на судебном участке?
Сегодня судебный участок размещается в просторном и светлом здании. В настоящее время на судебном участке созданы все условия для полного и эффективного осуществления правосудия. У каждого мирового судьи имеется свой рабочий кабинет и зал судебных заседаний, у работников аппарата также свои кабинеты. Судебный участок обеспечен компьютерной, копировальной техникой, правда, не самой современной, но департамент региональной безопасности, который занимается обеспечением деятельности мировых судей, постоянно ведет работу по оснащению судебного участка и модернизации оборудования. Также имеется доступ к информационно-правовым ресурсам.
Аппарат 27-го судебного участка состоит из секретаря судебного участка Годлевской Л.А., которая имеет большой опыт работы, секретаря судебного заседания, которым с 2016 года работает Созинова Е.К.. А вот ставки помощника судьи на нашем участке нет (хотя раньше у каждого мирового судьи был свой помощник), частично эту работу выполняет помощник мирового судьи судебного участка №26.
Вас называют мировыми судьями, а часты ли случаи примирения в суде?
Окончание судебного спора мирным путем – это один из приоритетов судебной деятельности мировых судей. При рассмотрении дела судья в обязательном порядке предлагает сторонам закончить рассмотрение дела путем заключения мирового соглашения. Однако в моей практике случаи, когда стороны идут на примирение, не так часты, как хотелось бы. В основном, это дела по расторжению брака.
А какие дела по тематике чаще приходится рассматривать?
Большая часть гражданских дел – это дела о взыскании с граждан задолженности по коммунальным платежам, кредитам, налогам, страховым взносам. Часто обращаются с исками страховые компании о возмещении ущерба в порядке регресса. Значительную долю также занимают дела об административных правонарушениях.
Елена Федоровна, а что самое интересное в Вашей работе?
По моему мнению, самое интересное, это, наверно, найти единственное правильное решение в конкретной жизненной ситуации.
За 20 лет существования мировая юстиция прошла сложный путь становления и развития, заняв достойное место в судебной системе страны, став одним из наиболее востребованных институтов правосудия. Несмотря на значительную нагрузку, мировые судьи обеспечивают эффективную защиту прав и свобод граждан. За годы работы институт мировых судей доказал свою состоятельность и способность успешно решать поставленные задачи. С момента начала деятельности мировых судей до сегодняшнего дня количество исков, рассмотренных мировыми судьями, выросло в несколько раз! А своевременное и законное решение дел, проблем, конфликтов, споров – это социальная стабильность, это лад, это – мир. Не даром так она названа – МИРовая юстиция.
Пресс-служба Мантуровского районного суда
Мировой суд — от слова «мир»
Все новости
Общество
22 Октября 2019, 14:20
В российской судебной системе особое место отводится мировым судам. Что такое мировой суд и чем он отличается от районного рассказала мировой судья по Калтасинскому судебному участку Алсу Рашитовна Мухаметнасыпова.
— Несмотря на то, что институт мировых судей один из самых молодых в судебной системе современной России, практика мирового судейства берет свое начало в далеком прошлом. Первые мировые судьи в России появились очень давно – в 1864 году. Но сразу после революции 1917 года советская власть полностью ликвидировала этот институт. А спустя годы уже новая Россия его возродила, приняв в 1998 году федеральный закон о мировых судьях. В Республике Башкортостан точкой отсчета стал 1999 год, когда были образованы 183 судебных участка. Впоследствии федеральным законом в 2006 году их количество было увеличено до 215. С момента образования Калтасинского судебного участка полномочия мировых судей выполняли И.Ф. Сафина, О.Г. Садыкова, Ю.Т. Шакирьянова.
— С чем, на Ваш взгляд, было связано возрождение в нашей стране практики мирового судейства?
— Основная цель была — для разгрузки судов, административных органов от дел, связанных с бытовыми семейными ссорами, трудовыми вопросами, административными правонарушениями, быстроте рассмотрения дел, благодаря их небольшой сложности, сокращенным срокам и некоторым особенностям судопроизводства. Но как показала жизнь, у районных судов работы не убавилось. Ведь преступников, увы, с годами меньше не становится. И правонарушений тоже.
Мировыми судьями рассматриваются и уголовные, и административные, и гражданские дела. У мирового судьи рассматриваются дела, которые могут коснуться каждого, – например, о защите прав потребителей, о возмещении ущерба от залива квартиры. Но мирового судью потому и называют мировым: здесь главное не наказание, а примирение конфликтующих сторон, принятию мирового соглашения. Когда это не удается, как и в любом суде – выносим решение. И, как я уже сказала, нагрузка меньше не становится. Хотя время от времени законодатели «разгружают» мировых судей, сокращая категории дел, отнесенных к их рассмотрению, но на общее количество дел, которые поступают в судебные участки, это не сильно повлияло.
— Сколько с начала года было рассмотрено дел вашим судебным участком? И каких из них больше: гражданских, уголовных?
— С начала года рассмотрено 1850 гражданских и административных дел, 775 дел об административных правонарушениях и 51 уголовное дело.
При такой возрастающей загруженности очень важно, чтобы аппарат судебного участка работал как одна слаженная команда. Работу судебного участка по Калтасинскому району обеспечивают помощник мирового судьи Елена Александровна Давлетова, секретарь судебного заседания Самира Ралифовна Абрамова и заведующая канцелярией Эрмине Арменовна Саргсян. Каждый из них обеспечивает безукоризненное выполнение своей части работы в общем процессе рассмотрения и разрешения дел.
Читайте нас в
Судья Джеральд Уильямс
tabindex=»0″>Мировой судья Северной долины Джеральд А. Уильямс был назначен в апреле 2004 года. Затем он был избран на свою нынешнюю должность осенью 2004 года и с тех пор переизбирается. Он является бывшим помощником мирового судьи в судах округа Марикопа.
До своего назначения судья Уильямс был штатным юристом Аризонской комиссии по поведению судей. Находясь там, он представлял комиссию в семи официальных публичных делах против судей и помог рассмотреть более 500 этических жалоб на судей по всему штату Аризона. Он также работал штатным поверенным в офисе регионального юрисконсульта Департамента по делам ветеранов в Фениксе.
Судья Уильямс получил степень бакалавра в Университете штата Оклахома и степень юриста в Юридическом колледже Университета Оклахомы. Во время учебы в юридической школе он работал управляющим редактором Oklahoma Law Review.
Судья Уильямс начал свою юридическую карьеру в ВВС США, где он служил генеральным судьей-адвокатом или «JAG». В качестве поверенного ВВС он вел уголовные дела и защищал их, а также работал консультантом по медицинскому праву. Судья Уильямс уволился из резерва ВВС в звании подполковника.
Судья Уильямс активно участвует в усилиях по совершенствованию судебной власти. Он работал в комитетах, которые написали Правила гражданского судопроизводства Суда, Правила процедуры действий по выселению и правила для Совета по этике, стандартам и обучению констеблей. Судья Уильямс является преподавателем Ориентационного курса для новых судей в Аризоне, а также входил в состав Комитета Верховного суда Аризоны по рассмотрению дел, связанных с вождением в нетрезвом виде.
В июне 2019 года Коллегия адвокатов штата Аризона присудила ему Премию судьи Майкла Д. Райана за выдающиеся судебные решения. Вместе с двумя другими судьями судья Уильямс получил награду главного судьи за стратегическую повестку дня 2015 года за повышение профессионализма в судах Аризоны. Он был назван мировым судьей года в Аризоне в 2013 году.
Он также несколько лет занимается общественной деятельностью. Он активен в Американском легионе и в Первой объединенной методистской церкви в Глендейле. Судья Уильямс добровольно выступает в качестве судьи первой инстанции на школьном турнире по пробным испытаниям в Аризоне и в качестве советника бойскаутов по значкам юридических заслуг. Его статьи публиковались в различных юридических изданиях, в том числе в журнале Arizona Attorney. Он также ведет ежемесячную газетную и журнальную колонку.
Основные моменты карьеры
- Начал юридическую карьеру в качестве главного судьи-адвоката или JAG.
- Работал штатным поверенным Аризонской комиссии по поведению судей.
- Подполковник ВВС в отставке.
- Назван мировым судьей 2013 года
- Награжден премией судьи Майкла Д. Райана 2019 года за выдающиеся достижения в судебной области
Публикации в профессиональных журналах:
Gerald A. Williams & Charles J. Adornetto, Моратории на выселение из жилых домов в связи с пандемией: анализ судебной реализации и рекомендации на будущее , 54 Texas Tech L. Rev. 603 (лето 2022 г.).
Джеральд А. Уильямс и Майлз Киган, Мировые судьи, пандемии и выселения; Исторические основы и современные ответы , 57 Адвокат Аризоны 24 (февраль 2021 г.).
Судья Клинт Болик и Джеральд А. Уильямс, Роль конституций штатов в защите прав личности , 91 Оклахома Бар J. 18 (март 2020 г.).
Джеральд А. Уильямс, Последние события, касающиеся покупки потребительского долга; Определение потенциальных проблем и предложения по предлагаемым решениям
, 11 J. Бизнес, предпринимательство и право 1 (2018).Gerald A. Williams, Возможные побочные последствия однополых браков: переопределяется ли свобода религии, чтобы означать только свободу вероисповедания? 9 Ariz. Summit L. Rev. 229 (2016)
Gerald A. Williams, Arizona Legal History: мировой судья Уэллс У. Спайсер, Wyatt Earp и Doc Holiday’s Judge , 49 Arizona Attorney 12 (октябрь 2012 г. ).
Gerald A. Williams, Некоторые последние изменения в льготах для ветеранов , 82. Оклахома Бар Журнал 2733 (19 ноября 2011 г.).
Gerald A. Williams, Представление интересов арендаторов жилья в исках о выселении , 48 Attorney Arizona, 12 лет (ноябрь 2011 г.).
Gerald A. Williams, Учебник по льготам для ветеранов при оказании юридической помощи адвокатам
Джеральд А. Уильямс, Как вас могут пригвоздить за демпинг пациентов , 75 Medical Economics 189 (13 апреля 1998 г.).
Джеральд А. Уильямс, Как мне это составить? Некоторые практические рекомендации , 15 Федеральный врач 29 (февраль 1998 г. ).
Gerald A. Williams, A Primer on Water Law for Base Offices , 20 The Reporter 3 (июнь 1993 г.).
Примечание, военное право: Должны ли военнослужащие предстать перед военным трибуналом за правонарушения, не связанные со службой? , 42 Okla.L.Rev. 116 (1989).
Примечание, Уголовное право: Талли против штата Оклахома: Оклахома признает принуждение в качестве защиты от тяжкого преступления-убийства , 41 Okla.L.Rev. 515 (1988) , цитируется в качестве авторитета в деле State v.Proctor
, 585 N.W.2d 841, 843 (Айова, 1998).Назад
Предварительные замечания по поводу официального визита в Российскую Федерацию Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов
Москва, 25 апреля 2013 года
Представители прессы, дамы и господа,
Я очень рад быть здесь с вам сегодня и поделюсь своими предварительными наблюдениями по итогам 11-дневного официального визита, который я совершил в качестве Специального докладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов.
Целью моего визита была оценка в духе сотрудничества и конструктивного диалога как достижений, так и проблем Российской Федерации в обеспечении независимости и беспристрастности судебных органов и органов прокуратуры, а также свободного осуществления юридической профессии. Я также сосредоточил внимание на трех ключевых вопросах: гарантии и защита независимости субъектов системы правосудия, включая судей, адвокатов и прокуроров; справедливое и надлежащее отправление правосудия; и доступ к правосудию.
Сегодня я ограничусь несколькими предварительными замечаниями и соображениями. Далее я разовью свои соображения и оценку в письменном отчете, в котором также сформулирую рекомендации. Я представлю этот доклад на 26-й сессии Совета ООН по правам человека в июне 2014 года в Женеве.
Позвольте мне прежде всего поблагодарить Правительство Российской Федерации за приглашение совершить эту официальную миссию и за их большую работу по обеспечению всесторонней и интересной программы встреч и визитов в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Азов и Нижний Новгород, при полном уважении независимости моего мандата.
Я также хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы подчеркнуть, что я являюсь независимым экспертом, который подотчетен и консультирует Совет ООН по правам человека и Генеральную Ассамблею ООН. Хотя я назначен Советом по правам человека, я не работаю в Организации Объединенных Наций, и моя должность почетна. Мой независимый статус имеет решающее значение для того, чтобы иметь возможность беспристрастно выполнять свои функции.
В ходе моего визита я имел возможность провести встречи с рядом высокопоставленных государственных чиновников, в том числе с заместителем министра юстиции, заместителем министра внутренних дел, губернаторами Санкт-Петербурга и Ростовской области; председатель Конституционного суда; председатель Верховного суда; заместитель председателя Высшего арбитражного суда; судьи и мировые судьи различных судов; председатель и члены Высшей квалификационной коллегии судей; заместитель Генерального прокурора, а также сотрудники органов прокуратуры регионов; Председатель и члены Президентского совета по гражданскому обществу и правам человека; председатель Комитета Общественной палаты по безопасности граждан и взаимодействию с правоохранительными и судебными органами; Уполномоченный Российской Федерации по правам человека; Уполномоченный по правам человека Санкт-Петербурга; Уполномоченный по правам человека Ростовской области; Уполномоченный по правам человека Нижегородской области; ректор Российской академии правосудия; адвокаты и члены коллегий адвокатов; неправительственные организации; и учреждения Организации Объединенных Наций.
Прежде всего, я хотел бы приветствовать различные законодательные, административные, институциональные и практические меры, принимаемые для улучшения поощрения и защиты прав человека в Российской Федерации, и в частности независимости судебной власти и отправления правосудия. Судебная реформа в контексте Федеральной целевой программы развития судебной системы Российской Федерации на 2007-2011 годы, создание Национальной рабочей группы по судебной реформе и принятие в 2009 годуЗакона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации», среди прочего, явилось положительным событием.
Позитивным шагом также стало создание Следственного комитета по проведению расследований, отдельного от органов прокуратуры, во исполнение рекомендации Комитета ООН против пыток. Так произошло с принятием 30 апреля 2010 года Федерального закона «О компенсации за нарушение прав на доступ к судебному разбирательству или на приведение в исполнение судебного акта в разумный срок».
В то же время, после существенного повышения заработной платы судей, российские власти предприняли значительные усилия и затратили значительные средства на улучшение условий труда судей и модернизацию системы отправления правосудия, в том числе судебных помещений и технических средств. оборудование. Использование технологий, включая Интернет, базы данных и видеоконференцсвязь, приветствуется и должно быть упорядочено по всей стране как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Несмотря на эти позитивные изменения, направленные на обеспечение разделения властей, независимости и беспристрастности судебных органов, остается несколько проблем.
Независимость судебной власти и разделение властей
Судебная власть служит важным сдерживающим фактором для других ветвей государства. Он служит гарантией против нарушений закона, совершаемых исполнительной и законодательной властью. Точно так же судебная власть играет важную роль в обеспечении равного применения закона ко всем, в контроле за конституционностью законов и их соответствием правам человека и основным свободам.
Независимость судебной системы и верховенство права в демократическом обществе
Независимость судебной системы является необходимым условием верховенства права, которое требует, чтобы все, от отдельных лиц до правительства, несли ответственность перед законом. Верховенство права требует, чтобы законы обнародовались публично, применялись на равной основе и выносились независимо. В этом смысле независимая судебная система необходима для того, чтобы суды выполняли свою роль гарантов верховенства права и обеспечивали подотчетность всех, включая государственных должностных лиц. В качестве Специального докладчика я постоянно подчеркивал важность независимости судебной власти и адвокатуры для достижения уважения к верховенству закона и демократии.
Также важно помнить, что требование независимости и беспристрастности направлено не на пользу самих судей, а скорее на пользователей суда в рамках их неотъемлемого права на справедливое судебное разбирательство. Таким образом, добросовестность и подотчетность являются важными элементами независимости судебной системы и неразрывно связаны с соблюдением верховенства закона.
Во время моего визита я услышал несколько сообщений о прямых или косвенных угрозах и неправомерном вмешательстве и давлении на судебную власть, что отрицательно сказывается на ее независимости и беспристрастности. Российской Федерации следует принять конкретные меры для обеспечения независимости судебной системы, защиты судей от любых форм политического влияния при принятии ими решений. Одним из важных способов, которым это можно и нужно сделать, является конституция или принятие законов, устанавливающих четкие процедуры и объективные критерии для назначения, вознаграждения, пребывания в должности, продвижения по службе, отстранения от должности и увольнения членов судебной системы и применения к ним дисциплинарных мер.
Понятие независимого суда требует, чтобы судебная власть была свободна от любого контроля со стороны исполнительной власти. Поэтому необходимо защищать судей от конфликта интересов и запугивания.
В России мировоззрение самих судей играет важную роль в определении их индивидуальной независимости. Создается впечатление, что некоторые судьи все еще находятся под влиянием старой советской системы и сохраняют связи с органами исполнительной и прокуратуры, которые стали настолько прочными, что границы, разделяющие различные полномочия государства, размылись.
Отсутствие соответствующей подготовки и профессиональных знаний означает, что судьи легче поддаются влиянию. Таким образом, отсутствие надлежащих инициатив по наращиванию потенциала напрямую влияет на способность судей осуществлять правосудие независимо и беспристрастно. Являясь активным сторонником обучения и повышения квалификации работников системы правосудия, в том числе судей, прокуроров и адвокатов, я не могу переоценить важность обучения праву прав человека, международным нормам и юриспруденции не только в Российской Федерации, но и за рубежом.
Условия службы
Как упоминалось ранее, для обеспечения независимости судей их статус, в том числе срок полномочий, независимость, безопасность, адекватное вознаграждение, условия службы, пенсии и возраст выхода на пенсию должны быть соответствующим образом обеспечены законом.
В Российской Федерации за последние годы резко улучшились материальные условия службы судей федеральной инстанции. Однако на уровне региональной юрисдикции и, в частности, мировых судей введение и осуществление мер, направленных на улучшение условий службы, похоже, заняло больше времени и, по-видимому, прошло меньше времени.
Объем работы судей также вызывает озабоченность и может сильно различаться в зависимости от региона, в котором они работают, и судов, в которых они заседают. Мне сообщили, что в большинстве случаев судьи перегружены работой, и это может существенно повлиять на качество и беспристрастность их решений. Работа судей очень требовательна, но престиж их должности снижается.
Гарантия пребывания в должности
Судьям, назначенным или избранным, гарантируется пребывание в должности до достижения ими обязательного пенсионного возраста или до истечения срока их полномочий, если таковой существует. В этом контексте отмена трехлетнего испытательного срока в начале карьеры судей была важным шагом для обеспечения их независимости. Тем не менее, срочные мандаты все еще существуют для мировых судей на уровне региональной юрисдикции.
Назначение на должность судьи
На должность судьи отбираются лица добросовестные и способные, имеющие соответствующую подготовку или квалификацию в области права. Любой метод отбора судей защищает от назначения судей по ненадлежащим мотивам. В этом контексте я обеспокоен тем, что нынешний механизм назначения судей может подвергнуть их политическому и неправомерному давлению. Действительно, за исключением мировых судей, все судьи назначаются Президентом Российской Федерации по представлению квалификационной коллегии (федеральной или региональной в зависимости от уровня вакансии). Такой метод назначения может оказать сильное влияние на отношение и поведение судей, в частности, по отношению к представителям исполнительной власти.
Квалификационным коллегиям может быть полезно присутствие в их составе представителя юридической профессии и представителя гражданского общества. Следует избегать любого представительства исполнительной власти и, насколько это возможно, законодательной власти. Реформа состава квалификационных коллегий могла бы повысить прозрачность и беспристрастность процесса назначения судей и тем самым повысить независимость судей и авторитет судов.
Дисциплинарное взыскание, отстранение от должности и отстранение от должности
Судьи могут быть уволены только по серьезным причинам проступка или некомпетентности в соответствии со справедливыми и прозрачными процедурами, обеспечивающими объективность и беспристрастность, установленными конституцией или законом. Обвинение или жалоба, предъявленные судье в его/ее судебном и профессиональном качестве, должны быть рассмотрены быстро и справедливо в соответствии с соответствующей процедурой. Судьи имеют право на справедливое разбирательство и надлежащую правовую процедуру и могут быть отстранены от должности или сняты с должности только по причине недееспособности или поведения, которое делает их непригодными для выполнения своих обязанностей. Решения в дисциплинарном производстве должны подлежать независимому пересмотру.
В связи с этим меня беспокоит отсутствие независимого дисциплинарного механизма для судебной власти, особенно в случаях коррупции. Любое нарушение, совершенное судьей, имеет большее значение из-за важности позиции судьи. В то же время любая дисциплинарная мера, принятая в отношении судьи по причинам, отличным от его или ее недееспособности или неадекватного поведения, нарушает индивидуальное право судьи на независимость, а также представляет собой посягательство на институциональную независимость судебной власти.
Мне сообщили, что только председатель суда может принять решение о возбуждении жалобы на судью. Это дает ему или ей мощный инструмент влияния на судей в его или ее суде. Председатель суда также имеет сильное влияние на отправление правосудия в суде. Это влияние может оказаться проблематичным, особенно когда председатель суда поддерживает прочные связи с другими государственными органами.
Назначение дел
Распределение дел между судьями того суда, которому они принадлежат, является внутренним делом судебной администрации. Тем не менее, я слышал опасения по поводу явного отсутствия прозрачности в таких процедурах. В судах общей юрисдикции, похоже, нет установленной и прозрачной системы распределения дел, которая остается в руках председателя суда. Когда дела распределяются субъективно, система становится гораздо более уязвимой для манипуляций, коррупции, внешнего и внутреннего давления и вмешательства. Таким образом, информация и критерии распределения дел должны быть четко доступны общественности, чтобы развеять подозрения в злоупотреблении служебным положением и коррупции. В арбитражных судах внедрена сложная компьютеризированная система для управления и распределения дел. Такая система может быть тиражирована на уровне судов общей юрисдикции.
Исполнение решений судебных органов
В соответствии с международными принципами все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов. Решения судебных органов должны уважаться и выполняться. Недопустимо какое-либо неуместное или необоснованное вмешательство в судебный процесс, а судебные решения судов не подлежат внешнему пересмотру.
Несмотря на то, что Конституционный суд в своем решении четко указал, что неисполнение судебных приговоров является нарушением конституционных прав, исполнение некоторых судебных решений во многих случаях остается проблемой. Судя по всему, исполнительным службам не хватает дисциплины, необходимой для эффективного выполнения их функций. Помимо определенного халатного отношения или невнимательности, мне сказали, что в этих службах может быть важна коррупция.
Срочно необходимы специальные меры для повышения эффективности и прозрачности работы судебных приставов и других субъектов, ответственных за исполнение судебных решений. Также необходимо принять конкретные меры для надлежащего исполнения решений Европейского суда по правам человека.
Адвокаты
Я хотел бы отметить, что, хотя от юристов не ожидается такой же беспристрастности, как от судей, они должны быть так же свободны от внешнего давления и вмешательства, как и судьи. При отсутствии гарантий, позволяющих юристам выполнять свои обязанности независимым образом, открывается дверь для всякого рода давления и вмешательства со стороны как государственных, так и частных субъектов, включая судей, которые стремятся оказать влияние или контроль над судебное разбирательство.
Я был удивлен, узнав, что в некоторых случаях адвокаты играют лишь «косметическую» роль во время судебных процессов, какими бы убедительными ни были их аргументы. Иногда, как мне сообщили, адвокатам приходится сталкиваться с отказом властей дать им содержательные ответы на их вопросы, беспрепятственным частным доступом к своему клиенту, доступом к стенограммам судебных заседаний и копиям материалов дела, в некоторых в крайних случаях адвокатов не пускали в помещения суда.
Право на равенство перед судами и трибуналами, закрепленное в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирует соблюдение принципов равного доступа и равенства состязательных возможностей и гарантирует, что к сторонам рассматриваемого судебного разбирательства относятся без дискриминация. Равенство сторон означает, что всем сторонам должны быть предоставлены одинаковые процессуальные права, за исключением случаев, когда различия основаны на законе и могут быть оправданы объективными и разумными основаниями, не влекущими за собой фактического невыгодного положения или иной несправедливости по отношению к ответчику. Этот принцип также применяется к гражданскому судопроизводству и требует, среди прочего, чтобы каждой стороне была предоставлена возможность оспорить все доводы и доказательства, представленные другой стороной.
В некоторых субъектах Федерации адвокаты незаконно преследуются за выполнение своих профессиональных функций. Такие действия принимают различные формы, включая угрозы, запугивание, нападение, безосновательное преследование, а в особо тяжких случаях — убийство. Безнаказанность таких актов преследования оказала в некоторых регионах страны «охлаждающий эффект» на других адвокатов, отрицательно влияя на качество их работы, вынуждая их отказываться от определенных видов дел и работать в страхе, что они или их семьи могут подвергаться риску из-за их работы.
Основной принцип конфиденциальности отношений между адвокатом и клиентом также слишком часто игнорируется. Несмотря на то, что это запрещено национальным законодательством, похоже, что в некоторых регионах развивается практика допроса адвокатов в качестве свидетелей, чтобы запретить их участие в рамках правовой защиты обвиняемого. В целом кажется, что на пути юристов стоит много препятствий.
Юридическая помощь
Юридическая помощь является важным элементом справедливой, гуманной и эффективной системы отправления правосудия, основанной на верховенстве закона. Это основа для осуществления других прав, включая право на справедливое судебное разбирательство и право на эффективное средство правовой защиты, предварительное условие для осуществления таких прав и важная гарантия, обеспечивающая фундаментальную справедливость и общественное доверие к администрации суда. система правосудия.
Законодательство о бесплатной юридической помощи в России существует на федеральном уровне. Тем не менее, сфера действия такого законодательства исключает неуголовные дела, а также потерпевших. Сумма, выплачиваемая адвокату защиты, которую предоставляет государство, также слишком мала по сравнению с работой, которая должна быть обеспечена. В результате назначенные защитники иногда имеют негативное отношение или не служат должным образом интересам своих клиентов. Те, кто соглашается стать назначенными государством юристами, также обычно менее опытны и не уверены в том, что смогут зарабатывать на жизнь самостоятельно.
Неправительственные организации часто предоставляют юридическую помощь определенного уровня лицам, на которых не распространяется действие федерального закона. Работа, которую они делают, бесценна. В этом контексте меня беспокоит так называемый закон об НКО об «иностранных агентах» и связанные с ним обыски и проверки, начавшиеся недавно по распоряжению Генерального прокурора, по-видимому, без информации или подозрений в совершении правонарушения. .
Я хочу призвать Россию признать и поддержать вклад негосударственных субъектов в предоставление юридической помощи, и я рекомендую правительству принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы негосударственные поставщики юридической помощи могли эффективно выполнять свою работу. , свободно, автономно и независимо, без какого-либо запугивания, преследования или неправомерного вмешательства.
Доступ к информации
Несмотря на несомненный прогресс в модернизации управления судами и широкое использование Интернета, я все еще обеспокоен тем, что в некоторых случаях общественности все еще трудно получить доступ к принятым решениям. Тем не менее, чтобы завоевать общественное доверие, правосудие должно не только вершиться, но и быть видимым, а судьи должны быть не только действительно беспристрастными, но и казаться беспристрастными перед публикой.
Постановления Европейского суда по правам человека в отношении России должны быть официально переведены и размещены в государственной базе данных, чтобы обеспечить их просмотр и свободный доступ.