Как сделать чтоб у мужа не стоял на других женщин: TikTok — Make Your Day

Содержание

Три магических любовных обряда • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология
Мне повезёт!

Антропология

Античная кукла, проткнутая тринадцатью иголками, отсушка и ритуал с мозгом сороки. По случаю Дня святого Валентина попросили фольклористов и историков рассказать о самых необычных любовных ритуалах разных эпох и народов. Полная версия материала — в приложении «Радио Arzamas»

Записали Ирина Калитеевская, Дарья Герасименко

1Античное заклятие и «кукла вуду»
Кукла вуду. III–IV века© Georges Poncet / Musée du Louvre
Татьяна Кудрявцева, историк:

«Обрати внимание на мои приказания и имена, демон мертвых, пробуди себя от бездействия, и пойди во всякое место, на всякую улицу, во всякий дом, и приведи мне такую-то, и удержи ее пищу и питье, и не позволяй, чтобы она сходилась для удовольствия ни с другим мужчиной, ни с собственным мужем, но только со мной; тащи ее за волосы, за внутренности, за душу ко мне, во всякий час ночи и дня, пока не придет ко мне и не пребудет со мной нераздельно».

Античные народы, греки и римляне, часто использовали разную магию: любовную, магию, направленную против конкурентов в бизнесе, торговле и спорте, а также судебную (против соперника по тяжбе и его помощников). Благодаря интенсивно ведущимся с XIX века раскопкам археологи нашли богатый греко-римский магический инвентарь: таблички с заклинаниями и проклятиями, амулеты, а также папирусы — практические руководства по магическим ритуалам.

Любовные магические ритуалы делятся на мужские и женские. Видов и форм таких ритуалов очень много: это и заклятия, и заклинания, и зелья (например, любовные напитки). Чтобы вызвать в объекте магического воздействия ἔρως (eros), то есть страсть, в античной любовной магии использовались так называемые «куклы вуду». Они символизируют объект желания, то есть относятся к симпа­тической магии 

Симпатическая магия — форма колдовства, которая подразумевает, что схожие по внеш­нему виду предметы находятся друг с другом в некоей мистической связи, то есть через образ человека можно воздействовать на него самого. . В одном из греко-римских папирусов II–IV веков находим подробную инструкцию, как изготовить такой «магический комплекс». Называется эта инструкция «Φιλτροκατάδεσμος θαυμαστός» («Philtrokatadesmos thaumastos»), то есть «Порази­тель­ное любовное связующее заклятие». Неизвестный наставник в магическом искусстве советует изгото­вить две фигурки, мужскую и женскую, из воска или глины. Мужскую — в виде Ареса, греческого бога войны. В левой руке он держит меч, которым упирается в шею женской фигурки. Женская фигурка должна стоять на коле­нях со свя­занными руками. На ее голове, глазах, ушах, руках, груди, животе, ягодицах и пятках желательно написать так называемые
voces magicae
 — магические слова или имена. На самом деле это тарабарщина с использованием египетских или ближневосточных слов, частей слов, экзо­тических имен богов и так далее. Женскую фигурку при этом надо проткнуть тринадцатью медными иголками: одну воткнуть в мозг, две — в уши, две — в глаза, одну — в рот, две — в грудь, одну — в связанные руки, две — в женские органы, и по одной — в пятки. Протыкая, надо произнести следую­щую фразу: «Я протыкаю то-то и то-то, чтобы ты не помнила никого, а только меня одного». Затем надо взять свинцовую табличку (свинец — самый распростра­ненный материал античных заклятий), написать на ней то же самое и повто­рить. В этот момент следует взывать за помощью к божествам и демонам, в том числе к «демону мертвых». Важно, что протыкание иголками не имело в виду нанести вред — оно было направлено на то, чтобы именно подчинить жертву, связать ее и сделать покорной.

Археологические находки свидетельствуют, что такими артефактами активно пользовались античные адепты черной магии. Одну из самых известных античных «кукол вуду» нашли в терракотовом кувшине во время раскопок в Египте. Она датируется III–IV веками и с 1911 года находится в коллекции Лувра. Это довольно изящная женская фигурка с аккуратной прической, сережками в ушах, обнаженная, коленопреклоненная и пронзенная тринад­цатью иголками — ровно по инструкции. Правда, на самой фигурке надписей нет: возможно, из-за ее скромных размеров  Размеры фигурки — 9,6 сантиметра в длину, 4,2 в ширину и 7,2 в толщину.

. Зато вместе с ней в кувшине лежала свинцовая табличка с заклятием на греческом языке. В нем упомина­ются мужчина Сарапаммон, именно он прибегает к магии, и женщина Птолемаис, или Птолемаида, объект магического ритуала, — ее изображает луврская кукла. Сначала идет обращение: «Я вручаю это связующее заклятие вам, хтонические боги…» Далее перечисляются имена греческих хтонических божеств, к которым, как правило, обращались авторы магических заклинаний и проклятий. Правда, упоминаются они здесь с эллинистическим синкретиз­мом, то есть происходит слияние с местными восточными божествами: супруги Плутон (Аид) и Кора (Персефона) — греческие боги подземного царства, Адонис — возлюбленный Афродиты и двойник аккадско-вавилонского бога Таммуза, Гермес-Тот — слияние греческого Гермеса, проводника душ умерших в царство Аида, и египетского бога мудрости и знаний Тота. Внезапно в перечне встречаем Эрешкигаль, властительницу подземного царства в шумеро-аккад­ской мифологии, часто идентифицируемую с греческой богиней ворожбы Гекатой.
Затем следует несколько непонятных имен — то ли неведомых местных богов, то ли voces magicae. В конце списка хтонических божеств — Анубис, египетский бог погребального ритуала, отвечающий за мумификацию. В тексте сказано, что у него ключи от Аида. Мы снова встречаем синкретизм: у египетского бога оказываются ключи от греческого царства мертвых. Профессиональные адепты магии в поздней Античности апеллировали к широкому кругу божеств и демонов разных народов Средиземноморья и Ближнего Востока. Видимо, для большей эффективности.

Дальше в списке тех, к кому взывает автор заклинания, появляются прежде­временно умершие юноши и девушки — «беспокойные мертвецы»  На Руси они назывались «заложными».. Греки и римляне, как многие другие народы, верили, что душа усопшего еще неко­торое время остается в могиле или рядом с ней, бродит по ночам, поэтому можно попытаться использовать ее хтоническую силу в собственных интересах. Сарапаммон заклинает местных демонов, чтобы те помогли некоему демону Антиною.

Высказывалось смелое предположение, что упоминаемый в этом заклятии Антиной — это друг императора Адриана, который трагически утонул в Ниле. Но скорее всего, этот Антиной — покойник, в чью могилу положили кувшин с табличкой и фигуркой. Кстати, в конце заклинания Сарапаммон обещает Антиною отпустить его на свободу.

Всех своих божественных помощников Сарапаммон просит связать его возлюбленную Птолемаис, «которую родила Азиа, дочь Хоригена» (эти детали нужны, чтобы помощники ничего не перепутали). Он также уточняет, как именно нужно связать девушку:

«Чтобы ее не поимел любым способом ни один мужчина и чтобы она никоим образом не доставила ему удовольствие, а только мне одному, Сарапаммону, которого родила Ареа».

Видимо, чтобы Птолемаис была посговорчивее, в соответствии с инструкцией добавляется: «Не позволяйте ей ни есть, ни пить, ни выходить, ни спать, пока она не придет ко мне, Сарапаммону». И заключительный пассаж:

«Тащи ее за волосы, за кишки, пока она остается в стороне от меня, Сарапаммона. И я буду обладать ею, Птолемаис, покорной мне всю мою оставшуюся жизнь, любящей меня, желающей меня, говорящей мне, что у нее на уме».

Замечу, что в чем-то автор-составитель этого магического комплекса следует советам из инструкции, а в чем-то от нее отступает, то есть допускались вариации.

В моем примере в качестве инициатора магического действа выступает мужчина, но, судя по многим дошедшим до нас свидетельствам, часто любовную магию практиковали именно женщины. Ворожеи в черных одеждах, со змеями в волосах (живыми или фальшивыми) ходили по кладбищам при лунном свете в поисках разных отвратительных ингре­диентов для своих любовных зелий. Этот образ запечатлен и в античной литературе: самый яркий пример — ведьма Канидия со своими товарками, героиня нескольких стихо­тво­рений римского поэта Горация. Колдуньи наводят порчу, составляют заклятия, чтобы связать неверного возлюбленного или даже сделать так, чтобы он изнемог, лишился мужской силы, а соперница утратила красоту, зубы, потеряла всех поклонников и вообще сгинула.

Насколько этот зловещий образ женщины-ворожеи соответствовал действительности, сказать трудно, но он закрепился в общественном сознании и перекочевал в Средне­вековье. Это произошло, несомненно, благодаря античной литературе, которая представ­ляла мужскую точку зрения на любовную магию.

2Китайский ритуал с мозгом сороки
Сороки и чернослив. Ксилография Дин Лянсяня. Около 1735–1750 годов© The Trustees of the British Museum
Аглая Старостина, фольклорист:

«С помощью мозга сороки можно вызвать любовь. Взять по одному мозгу самки и самца сороки, сжечь на перекрестке четырех дорог в день под знаками бин-инь  Бин-инь — это третий день шестидесятерич­ного цикла, одной из основ китайского традиционного календаря. С помощью комбинаций специальных знаков цикла — небесных стволов и земных ветвей — обозначают как годы, так и дни. В году помещается шесть циклов. Таким образом, день бин-инь в течение одного года случается от 6 до 7 раз. положить пепел от сорочьего мозга в вино. И если выпить это вино вдвоем, вы полюбите друг друга».

Этому подробному, но простому рецепту примерно 1800 лет. Его автор, Гао Ю, — один из самых видных конфуцианских ученых своего времени и знаме­нитый комментатор. Он жил во второй половине II — начале III века нашей эры. Гао Ю принадлежали, в частности, толкования эклектического текста «Весны и осени господина Люя», комментарий к справочнику по древ­некитайской сакральной географии «Книга гор и морей» и к философ­скому трактату «Хуайнань-цзы» середины II века до нашей эры. Во время много­летней работы над коммен­тарием к последнему и был записан этот рецепт. К сожалению, эзотерическая часть трактата с маги­ческими медицин­скими текстами не сохра­нилась, но некоторые перечис­ленные там средства оказались настолько популярными, что связанные с ними фрагменты многократно переписывали. Так рецепт дошел до нас.

Мы знаем, что в волшебные свойства мозга сороки верили задолго до того, как записали этот текст.

Здесь вступает в игру древнее универсальное представ­ление о том, что если съесть животное или растение, можно приобрести его свойства. Например, есть сборник «Мифологическая библиотека» древне­греческого писателя Псевдо-Аполлодора, созданный в I–II веках нашей эры, то есть немного раньше нашего рецепта. В нем кентавр Хирон кормит младенца Ахиллеса костным мозгом медведей, внутренностями львов и диких кабанов. Что же можно сказать в этом отношении о сороке? Какие у нее свойства? Во-первых, сороки моногамны. В Китае они символизировали постоянство, а позже стали птицами радости, которых рисуют на благопоже­лательных картинках. Во-вторых, сороку в Китае называли птицей космиче­ского начала ян (инь отвечает за тьму и холод, а ян — за свет и тепло). Счита­лось также, что сороки знают будущее. В частности, они знают, куда подует ветер, и в соответ­ствии с этим строят гнезда. Однако сороки не помнят прошлого.

В рецепте используется мозг двух птиц, самца и самки, и вино надо пить вдвоем. В этом случае символизм очевиден, но у сорок слабо выражен половой диморфизм — они очень похожи друг на друга. Самец может быть больше самки, но ненамного, поэтому при выполнении ритуала могли возникнуть определенные затруднения. День, когда сорочий мозг надо растворить в вине, тоже имеет значение. Бин-инь — это третий день шестидесятеричного цикла. Ему соответствует стихия огня. Таким образом усиливается светлая сущность сороки: огонь и сила ян соединяются.

Образ растворенного в вине пепла использовался в поэзии с ранних Средних веков и как минимум вплоть до XVII века. Однако рецепт в этой формулировке относится к арсеналу ученых и находится на перекрестке магии и медицины. Мы видим, что эликсир можно использовать и без ведома партнера: автора такие нюансы не заботят. Он ученый-энциклопедист и только фиксирует магические медицинские свойства определенной субстанции, не более того. Похоже, что и адресаты рецепта в первую очередь — не те, кто страдает от отсутствия взаимной любви, а именно ученые или врачи.

Древние и средневековые рецепты китайских приворотных эликсиров сохра­нились не только в комментариях. Были люди, которые специализировались на любовной магии. Их рецепты включали меньше медицинского и больше магического. Они часто более адресные, не такие сухие и абстрактные. В 1972–1974 годах при раскопках могильника Мавандуй в городе Чанша нашли древние рукописи середины II века до нашей эры. Среди них был короткий список с десятком магических рецептов: чтобы выиграть тяжбу в суде, поми­рить свекровь и невестку — и даже против младенческого плача. Вот, например, приворотный рецепт из этого списка:

«Взять четыре когтя с левой лапы самца короткохвостой птицы  Некоторые исследователи считают, что имеется в виду голубь., четыре ногтя с левой руки юной девушки, высушить на огне в сково­роде, истолочь в порошок, нанести на тело человека, и он будет твой».

Как и в случае с сороками, этот рецепт могли использовать и мужчины, и женщины. В могиле, где нашли этот текст, погребен мужчина, но это само по себе ничего не доказывает.

Если перейти к Средневековью, то мы увидим, что эта магическая традиция не прерывалась. В 1900 году в пещерах Могао в Дунь­хуане нашли огромное собрание текстов на разных языках и разного содер­жания — от буддийских религиозных (их было большинство) до хозяйствен­ных. Разброс во времени создания — от IV до XII века нашей эры. В том числе обнаружили небольшую коллекцию рецептов, которые относятся к любовной магии. Когда ее соста­вили, точно не известно, но понятно, что коллекция относится к эпохе Тан, то есть к VII — началу X века. Среди этих рецептов есть обращенные отдельно и к мужчинам, и к женщинам. Судя по специфике текстов, они созданы скорее для замужних женщин, потому что направлены на мужей. Это не зна­чит, что не существовало рецептов для внебрачной любви или привлечения женихов, но здесь их нет:

«Чтобы любил муж, надо взять землю из-под ног рыжей собаки и нанести на место под пупком мужа. Тогда он немедленно полюбит жену».

«Чтобы муж любил и уважал, надо взять ноготь его большого пальца, сжечь его, смешать то, что получилось, с вином и выпить. Проверено».

Другой рецепт предлагает женщине выдернуть у себя два раза по семь рес­ниц  Часто в рецептах вместо «четырнадцати» используют именно такую формулировку — «два раза по семь»., сжечь их, растворить пепел в вине, а затем выпить его вместе с мужем. Рецепты для мужчин куда разнообразнее. Здесь мы видим такие формули­ровки: «Чтобы полюбила женщина…», «Чтобы любила жена…», «Чтобы сойтись с женщиной вне брака…». Например:

«Мужчина, который хочет, чтобы его любила жена, пусть возьмет двадцать ее волосков, сожжет, смешает с вином и выпьет на рассвете. Проверено».

«Кто хочет, чтобы женщина сама его полюбила, пусть возьмет перси­ковую ветку, которая клонится на юго-восток, напишет на ней имя этой женщины и положит в отхожем месте. Действует немедленно».

Все детали здесь имеют смысловую нагрузку, я остановлюсь только на неко­торых. Ногти, ресницы и волосы для магии универсальный расходный материал. Жена, которая выпивает вино со жженым ногтем мужа, тем самым привязывает его к себе. Аналогично действует операция, при которой муж выпивает вино с пеплом волос жены. В случае с веткой надо иметь в виду, что персиковое дерево использовалось во многих магических ритуалах — счита­лось, что оно обладает волшебной силой. Магия активируется с помощью написанного на ветке имени женщины — здесь, надо полагать, не жены. Играет роль и представление о том, что знание имени, если употребить его в правиль­ном месте и правильным способом, дает власть над человеком.

В японском медицинском сборнике «Исинпо», который содержит тексты, современные этой коллекции, есть много подобных рецептов. Их извлекли из не дошедших до нас сочинений. Все они находятся в блоке под названием «Рецепты для того, чтобы кого-то полюбили». Учитывая специфику книги, можно предположить, что эти рецепты обращены в первую очередь к врачам и фармацевтам, но в них по-прежнему больше магии, чем медицины.

Некоторая рассудочность, которая свойственна рецепту о сорочьем мозге, в приворотах себя исторически не оправдала — со временем ее становится меньше. Вот, например, два способа из «Исинпо», в которых тоже исполь­зованы птицы, но на этот раз уточки-мандаринки (иначе утки-неразлучницы):

«Кто возьмет сердца уточек-неразлучниц, которые были высушены на солнце в течение ста дней, и привяжет к руке, никому об этом не говоря, того полюбят».

«Когда у супругов ни в чем нет ладу, взять хвосты уточек-неразлучниц и прочитать над ними тысячу восемьдесят раз молитву перед статуей бодхисаттвы. Если они станут носить эти хвосты при себе, то будут всю жизнь друг друга любить и почитать».

В «Исинпо» большинство рецептов обращены к мужчинам, но есть и предназначенные для женщин:

«Если замужнюю женщину не любит муж, следует взять пыль из-под спальной циновки и подмешать мужу в еду. Тогда он будет ее уважать и любить».

В распространенных медицинских сборниках все эти рецепты встречаются нечасто. Письменная традиция, которая осознает себя как наследие предков, их отторгает. Посвященная подобным рецептам часть «Хуайнань-цзы», как я уже сказала, была утрачена. Тексты из пещер Могао положили на хранение на неопределенное время, практически выбросили — из-за распро­странения книгопечатания они были больше не нужны. Это отторгание связано с сомнительностью многих подобных средств с точки зрения конфу­цианской морали. Некоторые из них безобидны, но что мы скажем о рецептах, с помо­щью которых можно соблазнить чужую жену или сделать так, чтобы супруги ненавидели друг друга? Такие практики должны были восприниматься как что-то нежелательное не столько потому, что они направлены на насилие над чужой волей, сколько потому, что с их помощью можно обойти социаль­ную иерархию. Если человек хочет, чтобы в него влюбилась соседская служанка, это не наказуемо, но объектом колдовства могли быть дочь министра или принц.

Приворотная магия не всегда связана с романтическими чувствами или сексуальными отношениями. Отсюда возникает дополнительная опасность для иерархии: можно приворожить начальника, учителя, свекровь — они будут к тебе снисходительно относиться, выполнять все прихоти. В средневековом Китае те, кто использовал приворотную магию по отношению к родителям, деду, бабке или хозяевам, подлежали уголовному преследованию — их нака­зывали дальней ссылкой. На этом фоне для конфуцианской морали гораздо привлекательнее могла выглядеть старомодная рассудочная медицинская магия, пример которой — ритуал с сорокой. Следуя этому рецепту, люди могут принять лекарство по рекомендации врача и взаимному соглашению. Тогда из уравнения уходят власть и вопросы иерархии.

3Русская северная отсушка
За приворотным зельем. Картина Михаила Нестерова. 1888 год Радищевский музей
Никита Петров, фольклорист:

«[На соль и солью бросать.] Выстану не благословесь, пойду не перекрестесь, пойду не из дверей во двери, не из ворот в ворота, в цистоё полё. В цистом поли в этом нету озёрки; на леву руку перейду, на левой руки стоит дом. В этот дом зайду нижным бревном. В этом доми мустовицины не обделаны, в етом доми не жывёт Присвятая Богородиця: жывут все некрещоные. В етом дому три мустовицины. На первой мустовицины две жыхорици, на другой мустовицины два огненных питуха, на третьёй мустовицины жывут кошка да собака. Эти две жыхорици ципаютси и глудаютси во всяку минуту и во всякой цяс. На другой мустовицины два огненных питуха, как они сойдутси, так и клюютси. И так клюютси до капли крови. На третьёй мустовицины кошка да собака, так они, как сойдутси, так и ципаютси. Так у их на вси стороны шерсть литит. Я в етом дому стояла за стиной, не зачёсана; они миня не видили.
     Иван да Катерина сошлись, так бы они жыли, как жыхориця с жыхорицей и как питух с питухом и кошка с собакой. А миня рабу  Дальше называется имя колдуньи. за стѣной не видили. И выду я, раба, из етого дому, пойду из етого дому на восток. На востоки соньцё не пикёт, и к етой Катерины Иван не при­стаёт. И подземельные клюци никто не видит, как они кипят, и к етому Ивану и Катерины не можот ни первой целовек, ни послиднёй, никто не можот этих молодых свести. Амин, амин, амин»  В. Мансикка. Заговоры Пудожского уезда Олонецкой губернии. Прага, 1926..

Этот текст называют по-разному — отсушка, отсуха, остуда или остудный заговор. В противоположность присушкам, то есть заговорам на любовь, отсушки имеют совершенно другой смысл: если враг или недоброжелатель хочет разлучить влюбленных, он идет к колдунье и просит, чтобы она прочитала этот текст.

Нашу отсушку записали в селе Красном Олонецкой губернии, недалеко от современного города Пудож. Ее впервые опубликовал финский и российский исследователь Вильо Мансикка в начале XX века. Кто рассказал этот текст, неизвестно, но, судя по всему, это был человек знающий. В фольклористике жанры принято делить на активно-коллективные, их знают и могут исполь­зовать многие (например, магические способы успокоить плачущего ребенка), и пассив­но-коллективные, они доступны немногим (например, исполнение эпоса). Эта отсушка относится к последним, то есть прочитать ее могли только те, кто владел знатьём (магическим знанием). В деревнях и сельской культуре существовали специальные люди, их называли по-разному: колдуны, колдуньи, знатки. Считается, что они получали знание несколькими путями. Например, есть страшный способ: нужно прийти к колдуну, тот позовет в баню в полночь. Там будет огромная лягушка — нужно войти в ее пасть (естественно, сняв нательный крест). Иногда люди получали подоб­ные знания, топча распятие или даже икону. Это то, что сейчас называется черной магией, то есть получить помощь Сатаны или демонов можно, только отринув истинное христианское знание. Однако были и другие способы. Например, колдун мог передать свое знатьё перед смертью, взяв за руку человека — родственника или просто кого-то более молодого. Если колдун не передал знатьё, ему нужно было наговорить слова на веник и бросить его в реку — это называется «наговорить и знатьё на веник». В противном случае, умирая, он бы долго мучился. Расска­зывали, что можно увидеть, как это происходит. Нужно было прийти к гробу или постели умирающего колдуна, повернуться к нему спиной и посмотреть между своих ног. Тогда можно было увидеть, как черти рвут тело колдуна на части, залезая внутрь него. В неко­торых случаях знатьё передавалось по наследству, то есть от бабушки к внучке или от деда к внуку (иногда к сыну). Люди, которые принимали знатьё, должны были обладать замечательной памятью. Это тоже довольно важный аспект реаль­ности: нужно было запоминать все сразу и на слух. Конечно, есть еще мифо­логический способ обретения знатья: считалось, что первый и послед­ний ребенок в семье могут с рождения обладать магическими способностями. 

Отсушка структурно устроена так же, как присушка, но действие в ней происходит как бы наоборот. Если в текстах заговоров, которые должны лечить или помогать, человек выходит благословясь и пере­крестившись, то здесь все совершенно по-другому. Человек выходит «не благо­словесь», «не перекре­стесь», идет не дверями, идет не в дом, а, наоборот, в чистое поле. В чистом поле нет воды, он переходит не на правую сторону, а на левую (лево — это плохо) и заходит в некоторый дом. Здесь первая интересная вещь: он заходит «нижным бревном». В вариантах этого заговора иногда указано, что нужно заходить ходом «мышиным» или «собачьим», а не человеческим, то есть заходить через ходы для мышей или других животных. В этом доме «мусто­вицины не обделаны». «Мустовицины» — это диалектное слово, а мы знаем слово «мостовина», или «мостовица», — доски для настила. В отсушке их не касалась рука человека, они никак не обделаны и не остроганы. В доме, конечно, «не жывёт Присвятая Богородиця». Это может означать две вещи: либо там нет икон, либо там не молятся. Главное, что в этом доме «жывут все некрещоные».

На одной мостовице — «две жыхорици». Это еще одно очень красивое северное русское слово: жихарем, жихаркой, жихарицей часто называли либо домового, либо обдериху — мифологического персонажа, который обдирает кожу с человека в бане, если тот приходит мыться не вовремя (в полночь). На другой мостовице — два огненных петуха, а на третьей — кошка и собака. Это тоже любопытно. Обдериха сдирает кожу, петухи всегда драчливы, а кошка и собака все время дерутся между собой. Намерение заговора — в том, чтобы мужчи­на и женщина стали похожи на этих персонажей. Дальше мы видим, что все реализуется: петухи клюются, жихарицы щипаются и «глудаются», то есть буквально глодают друг друга. Кошка и собака как сойдутся, так тоже дерутся. И тут появляется образ колдуньи. Она стоит за стеной, ее никто не видит. Интересно, что она «не зачесана», то есть ее волосы не убраны. У женщин была либо девичья коса, либо платок после замужества — простоволосые девицы всегда вызывали некоторое подозрение. Колдунья говорит, что, когда Иван и Катерина сойдутся, так они и будут жить как две демонихи, которые дерутся, как петух с петухом, как кошка с собакой, а колдунью не увидят. Эти слова нужны для того, чтобы никто не узнал, кто прочитал отсушку и навел порчу на жениха и невесту.

Соль в этом тексте неслучайна. Именно на нее наговаривалась отсушка. Соль — это и ценный, и обыденный объект, она используется в ритуалах и всегда нужна в доме. Значение соли в этом заговоре подчеркивается известной приметой: рассыпешь соль — к ссоре. Человек должен был взять эту соль у колдуньи и посыпать ей еду супругов (или просто разбросать рядом с их домом).

Дальше колдунья выходит из дома и идет на восток. Снова перед нами перевернутый мир: на востоке солнце не печет, а «к етой Катерины Иван не пристает». Здесь говорится «пикёт», или «печет», потому что любовь тоже описывается в значении «их припекает». Мужчину и женщину ничего не печет, Иван к Екатерине не пристает, то есть нет не только любви, но и желания.

В конце колдунья говорит следующее: «…ни первой целовек, ни послиднёй, никто не можот этих молодых свести». Мы помним, что колдовать мог либо первый, либо последний ребенок в семье, но здесь никто не смог бы перего­ворить эти слова. Любопытно, что завершается отсушка зааминиванием: «Амин, амин, амин». Перед нами как будто сакральный текст — он выстроен как стандартный заговор похожий в том числе на молитву, но семантика его абсолютно противоположна.

 

Как ухаживать за девушкой

10 советов человеку, решившему устроить свою личную жизнь в XVIII веке

 

Как присушить парня

Несколько народных способов приворота, собранных в фольклорно-этнографических экспедициях

 

Как приворожить возлюбленного: 10 шагов к успеху

Как добивались взаимности в Древнем Египте

Источники

  • Мансикка В. Заговоры Пудожского уезда Олонецкой губернии.

    Прага, 1926.

Теги

Фольклор

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Зверь дня

Саранча

Дневник дня

Иван Бунин

Камео дня

Майк Тайсон в «Мальчишнике в Вегасе»

Архив

История

Был бастардом? Принял яд? Не хотел освобождать крестьян?

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Белоруску бросил парень из-за того, что она поправилась. Она похудела, потом снова набрала вес — и нашла любовь своей жизни

Несколько лет назад Виолетта Никитик написала в Facebook: «2013 год — мой вес 73 килограмма, меня бросает парень. Один из аргументов, что я потолстела». Из-за переживаний девушка тогда сильно похудела, потом снова набрала — и в 2016-м весы опять показали ей все те же 73 килограмма. При этом в нее «влюбляются мужчины и будущий муж». Историю о том, как принять себя и найти любовь своей жизни, которая не зависит от килограммов, Виолетта рассказала «Зеркалу».

Виолетта с мужем Сергеем в мае 2022-го. В этот период девушка весила 76 килограммов. Фото предоставлено собеседницей

«Тело, мое тело, пусть я вырасту красивая. Чтобы был рост 175 сантиметров и третий размер груди»

Сейчас Виолетте 29 лет, с мужем Сергеем они живут в Чикаго. Она — психолог, он — музыкант. Через два месяца их семья ждет прибавления: у них появится дочка. Имя для девочки пока не придумали. «Когда родится, посмотрим», — говорит Виолетта.

Рост будущей мамы 170 сантиметров, нынешний вес — 93 килограмма. Последние лет семь он стабильно держится на уровне 74−76 килограммов.

— Муж мне повторяет: «Ты прекрасно выглядишь, ты у меня самая красивая», — признается собеседница. — Если бы Сергей сказал: «Тебе нужно похудеть», он бы за это отгреб. Конечно, тут имеют значение формулировки, но в общем такие слова неприятны и не поддерживают. Мне важно, чтобы мой «большой» нос, на который, когда я была маленькая, мама обращала много внимания, принимали и любили.

Виолетта родилась в Барановичах, «в бедной многодетной семье». У нее два брата и две сестры, она из них самая младшая. Говорит, в детстве у нее никогда не было проблем с лишним весом, «скорее, стоял вопрос его недостатка из-за нехватки еды».

— У нас мама — нереализованная художница. У нее обостренное чувство прекрасного. Когда у тебя пять детей, есть кого сравнивать внешне, — чуть иронизирует собеседница. — Она смотрела на мой нос и говорила: «Боже, какой большой». Она делала это не со зла, не специально. Просто ее мысли вслух. Слыша это, я думала, что у меня какой-то шнобель, и очень переживала. Казалось, раз мама критикует мою внешность, значит, она меня не любит. Это влияло на то, что потом мне себя было сложно принять и полюбить.

Происходящее вокруг эти мысли только укрепляло. Детство Виолетты пришлось на конец 1990-х. В то время, вспоминает она, в ожидании мультиков часто попадала на телемагазин, где рекламировали средства для удаления волос.

— В них транслировалось, что красивая женщина — та, у которой гладкая кожа. Я смотрела на свои руки, а у меня там волосики. Я закрывалась в ванной, брала папин полуржавый станок и брила руки. Ведь женщина, достойная любви, которой делают комплименты (а у меня это было в дефиците), должна иметь гладкую кожу, — вспоминает тогдашние мысли собеседница. — А еще по MTV я смотрела передачи про пластические операции. И вот у меня еще не было груди, а я перед сном уже обращалась к своему телу: «Тело, мое тело, пусть я вырасту красивая. Чтобы у меня был рост 175 сантиметров (потому что в модельное агентство берут от такого роста) и третий размер груди (потому что тем, у кого меньше, приходится делать пластику). Про операцию на носу я тоже задумывалась, ведь иначе никто меня не полюбит, и я останусь одна.

Ни с кем из родных эти мысли Виолетта не обсуждала. Говорит, в семье не было культуры бережного отношения друг к другу. Такое правило, объясняет, повышало скилы выживаемости в жестоком мире.

— Моя мама из поколения людей, которые травмированы, недолюблены, токсичны, — перечисляет девушка. — У нее тактика такая: лучше тебе сделаю больно я, чем кто-то другой.

Осознав, что «не стать ей красавицей», и то, как непросто быть женщиной, Виолетта начала задумываться о том, «почему я не родилась мальчиком». Чтобы это исправить, она одевалась как мальчик — ходила в берцах и в черном. Свои длинные волосы обязательно собирала в хвост. При встрече с людьми признавала только рукопожатия. Поцелуи в щеки, которыми приветствовали друг дружку девушки, считала неприемлемыми. Плюсов в своей внешности она не замечала, хотя в театральной школе, где училась, ее, наоборот, считали красивой. Об этом ей напоминала и лучшая подруга, и учителя.

— Лет с 16 очертания моей фигуры становились более женственными. Я перестала слушать heavy metal, начала больше изучать театр, смотреть спектакли, — вспоминает собеседница. — Под влиянием этого всего я трансформировалась и поняла: можно просто быть красивой, сильной женщиной. Я ощущала, что можно за себя постоять (не стать жертвой сексуального и домашнего насилия) и в своем теле. Это придало мне уверенности в принятии себя и своего гендера.

«После его слов я плакала. У меня включался режим жертвы»

После школы Виолетта поступила в Белорусский государственный университет культуры и искусств. Специальность — режиссер театра. Она была активной студенткой. Занималась пластическим театром, участвовала в перформансах. На тот момент ее вес составлял 63−65 килограммов. На втором курсе в 19 лет она впервые влюбилась. Парень был старше ее на четыре года.

Виолетта летом 2013-го, когда ее парень стал говорить, что она начала поправляться. Фото предоставлено собеседницей

— Мы стали жить вместе. Если раньше я была тотально культурно-активной, то тут мне уже не хотелось никуда ходить. Хотелось оставаться дома со своим молодым человеком и мимишиться. Это снизило активность образа жизни, — рассказывает девушка. — Потом он на полгода уехал учиться в Польшу, я страдала, ходила только на обязательные пары, меньше встречалась с друзьями. Когда он вернулся в Минск, он учился, работал, ходил в спортзал, плюс у него всегда были хобби. Порой я предлагала: «Останься, побудем дома», он отвечал: «У меня дела» и предлагал мне тоже куда-нибудь сходить. Слушая это, я считала, что он обесценивает мои чувства, и закрывалась в себе. В итоге он уходил, а я оставалась. Говорила друзьям, что занята, поэтому не могу к ним прийти, а сама обижалась и дома гладила кошку.

За год Виолетта набрала десять килограммов. Парень стал ей говорить, что она поправилась. Предложил попробовать бегать. Затем началось: «Я тебя не хочу», появились проблемы в сексуальной жизни. Девушка плохо помнит, как именно любимый человек разговаривал с ней об изменениях в теле. Что-то вроде: «У тебя живот стал побольше», или, например, замечал, что у нее появилось больше складок и они стали крупнее.

— В восприятии своего тела я сама не замечаю перемен. Конечно, если взять мое фото в спортивном весе и перед беременностью, разница будет, но на тот момент, когда я видела себя ежедневно, никаких изменений не наблюдала, — вспоминает собеседница и говорит, что мыслей пойти в спортзал у нее тоже не было. — После его слов я плакала. У меня включался режим жертвы. Думала, может быть, он пожалеет меня и перестанет такое говорить.

В таком режиме отношения молодых людей просуществовали полгода. При расставании парень ничего не говорил Виолетте о весе. Уходил он со словами: «Я тебя недостоин, ты заслуживаешь большего». Ее слезы и аргумент: «Главное — это наша любовь», его не остановили.

— Здесь дело было не только в весе. Это оказалась системная проблема. У нас были созависимые отношения. Я не хочу сказать, что он плохой. Нет, мы оба были молоды и со своими тараканами. Сейчас у нас обоих крепкие устойчивые семьи, и мы общаемся, — говорит Виолетта. — Тогда все было сложнее. К тому же, как оказалось, за четыре-пять месяцев до нашего расставания он полюбил другую. Его чувства ко мне стали угасать, он искал, к чему придраться, и начал попрекать тем, что я поправилась. Хотя сейчас мне кажется, это такой бред.

Виолетта в 2015-м, когда ее вес был 63−65 килограммов. Фото предоставлено собеседницей

Расставание Виолетта переживала тяжело. Через два месяца после разлуки она написала заявление на отчисление из университета, забрала двух кошек и уехала в родные Барановичи. Думала перезагрузиться, но депрессия не отпускала.

— В тот период я много плакала, пила воду и почти ничего не ела. В день могло быть только яблоко. Это был период медленного суицида. Казалось, если человек, который меня так любил, разлюбил, то зачем мне жить на этом свете, — описывает свои переживания в тот период девушка. — Мне было больно оттого, что меня бросили из-за веса и что он выбрал другую. И снова, как в детстве, накрыло ощущение, что я не достойна любви.

«Начитавшись разных умных статей, я говорила Сергею: “Ты меня слишком любишь, из-за этого я набираю вес”»

Сильнее других Виолетту в этот период поддержали сестры. Средняя, которая жила в Минске, позвала ее пожить к себе. Воодушевила: «Поищешь работу, да и у нас веселее». Когда через два месяца переживаний девушка приехала к сестре, весила уже 63 килограмма.

Виолетта в октябре 2021-го, в этот период ее вес был 73 килограмма. Фото предоставлено собеседницей

На следующий учебный год — это был 2014-й, Виолетта поступила в БГУ. Стала учиться на психолога. Занималась на дневном, записалась и регулярно ходила в секцию карате. Вес, вспоминает, у нее в тот период не рос. Смотрела в зеркало и видела, что хорошо выглядит. При встрече на это обратил внимание и ее бывший парень.

— С той девушкой у них не сложилось. Мы с ним периодически виделись. В какой-то момент он предложил возобновить отношения, но я отказалась, — рассказывает собеседница. — К тому времени я уже изучала гештальт-терапию. Стала больше разбираться со своими травмами и в поведении людей. Видела, он не такой идеальный, как мне сразу казалось. При этом поняла, я такая классная и в мире так много замечательных мужчин, что я не хочу связывать свою жизнь именно с этим человеком.

Виолетта внутренне менялась, но ее вес оставался прежним. В 2016-м, когда ей было 23 года, весы показывали ей все те же 63 килограмма. Но тут в гости к ней и сестре прилетела бабушка из США — и начала готовить. А готовит она очень вкусно.

— В этот период у меня началась проектная работа. Было много задач и стресса. График питания складывался неравномерно: день ходишь голодный, а вечером наедаешься, — описывает свой тогдашний ритм собеседница. — Все это и бабушкина еда — и за четыре месяца я снова стала 73 килограмма. Внешне, казалось, выгляжу так же, но замечала, что то «собачка» на платье не хочет идти до конца молнии, то джинсы не застегиваются. Я не переживала, решила: пройдет время, похудею. В прошлый раз же как-то все само собой ушло.

С такими мыслями Виолетта подошла к ноябрю 2016-го. В Минске как раз стартовал кинофестиваль «Листопад». Здесь она и познакомилась с будущим мужем, музыкантом Сергеем Долгушевым.

— Я работала координатором дополнительной культурной программы. А он находился там как солит группы VuRaj. В программе было представлено четыре мультфильма, для которых они написали музыку, — рассказывает Виолетта. — На вечеринке в фойе кинотеатра «Центральный» мы зацепились взглядами, и стало так хорошо и тепло в теле. В тот день мы познакомились и в первую же ночь приснились друг другу. Стали видеться на других мероприятиях «Листопада». Он искал меня в Facebook, но я быстрее нашла его во «ВКонтакте». Мы сходили поговорить в кальянную — и через две недели решили встречаться.

Виолетта с мужем во время их свадьбы, летом 2019-го. Невеста тогда весила 73 килограмма. Фото: Facebook Сергея Долгушева

На тот момент Виолетта уже знала, что выиграла грин-карту, и пара начала думать, что делать. Решили так: девушка эмигрирует, а молодой человек будет прилетать к ней в гости. Три года их отношения строились на расстоянии: в июне 2019-го пара поженилась.

— В отношениях с ним мой вес поднимался до 76 килограммов (беременность не считаем). Конечно, я из-за этого переживала, — не скрывает Виолетта. — В серьезных отношениях, кстати, люди часто полнеют. Почему? Потому что хочется чем-то вкусным друг друга угостить, вместе полежать, посмотреть кино. Активность снижается. Есть и еще причина. Когда пара начинает жить вместе, у каждого из них появляется человек, который может постоянно нарушать его границы. И тело в ответ начинает выстраивать физическую защиту и набирает массу. Начитавшись разных умных статей, я говорила Сергею: «Ты меня слишком любишь, из-за этого я набираю вес».

А что он отвечал?

— Что ему неважно, сколько я вешу, он все равно видит во мне привлекательную, сексуальную женщину, — отвечает собеседница. — Я не сомневалась в правдивости его слов. В Беларуси у него было все хорошо, но он бросил ту жизнь и переехал в Америку ради меня. К тому же у нас разница в десять лет, и у него нет пунктика по весу и стандартам.

Вместе с мужем, продолжает Виолетта, они периодически ходят в тренажерный зал, стараются ездить на велосипедах, сидеть на диетах и правильно питаться. Правда, что касается двух последних пунктов, то в какой-то момент кто-то из пары обычно срывается или Сергей готовит что-то вкусное, и после этого они снова перестают контролировать режим питания.

— Наверное, только когда муж в другой стране, а я живу одна, могу соблюдать какие-то ограничения по питанию, — улыбается Виолетта.

Сергей, рассказывает Виолетта, рядом с ней тоже поправился. Если раньше при росте 188 сантиметров он был 75−77 килограммов, то сейчас 90+.

— Он не выглядит толстым. Когда мы виделись с его мамой, она, оценив сына, сказала: «Наконец-то ты нормально выглядишь». Мне она тоже говорит: «Виолетта, даже не думай худеть, ты в прекрасной форме», — рассказывает собеседница. — Я не скрываю, мне важно, чтобы у мужа было хорошее физическое состояние, но я стараюсь с ним говорить об этом с точки зрения здоровья. Все-таки ему 40 лет. Это замедленный метаболизм и всякое такое. Когда у него начинаются боли в спине, он берет абонемент в спортзал, понимает: нужно давать нагрузку на мышцы. Единственное, о чем я его предупредила: если у него начнет расти живот, это может стать проблемой. Тут я не буду такая бережная.

По словам Виолетты, муж никогда не делал ей замечаний по поводу веса. Да и изменения в пять, десять и даже 15 килограммов — это не повод сказать, что ты поправилась, у тебя складки на животе, уверена она.

— Иначе это не про любовь. У Сергея до меня были девушки модельной комплекции, но, например, в отношениях они были более холодными. У нас же соотношение любви, заботы, влечения в балансе, — продолжает собеседница. — Может быть, если бы я набрала 100−120 килограммов, он бы стал мне намекать, но опять же с точки зрения заботы о здоровье.

Виолетта с мужем Сергеем. Тут девушка весит 75 килограммов, июль 2022 года. Фото предоставлено собеседницей

Как пришли к мысли, что любят не килограммы, точнее их отсутствие, а человека?

— Терапия, общение со здоровыми людьми. А еще забота, поддержка, интерес к личности, к душе человека, а не к пунктикам по внешности. Когда это получаешь, выздоравливаешь, и любые замечания перестают быть для тебя токсичными, — объясняет Виолетта. — К тому же мне нравится, что сейчас становится все меньше навязанного худого гламура. В Америке, например, в обычных магазинах в отделе женского белья половина фотографий — модели plus size. Ведь женщины в теле тоже красивые.

Как сейчас воспринимаете свое тело?

— В общем-то неплохо. Чувствую себя здоровой, привлекательной, желанной, — отвечает собеседница. — У меня нет внутренних требований, что мне нужно соответствовать каким-то стандартам. Я получаю фидбэки от окружающих, что я красивая и хорошая. А еще мне помогает, что муж не забывает мне говорить, что я красивая и он меня любит. Важно, чтобы партнер напоминал женщине об этом.

А детские страхи по поводу тела и его несовершенств больше не накрывают?

— Детские страхи больше не тревожат, потому что у меня уже есть сформированное знание о себе и своем теле. А еще понимание: я красивая женщина. Я знаю, что любовь и крепкие отношения не зависят от «идеальных» физических параметров. Да и взрослая жизнь полна других забот, поэтому развиваюсь на следующих уровнях.

Читайте также

Что делать, если ваш муж защищает другую женщину? Советы и рекомендации

Распространяйте любовь

Знаки зодиака и собаки – краткое описание

Пожалуйста, включите JavaScript муж постоянно защищает другую женщину? Означает ли это, что ваш муж эмоционально привязан к другой женщине, которой вы не совсем доверяете? Вам больно, когда это происходит, и вы ищете ответы на некоторые из этих заблуждений?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, я поговорил с психотерапевтом доктором Аманом Бхонсле (доктор философии, PGDTA), который специализируется на консультировании по вопросам отношений и рационально-эмоциональной поведенческой терапии, о том, почему мужчина защищает другую женщину, а не свою жену, что делать, когда он это делает, а также некоторые советы, как справиться с этим.

Почему мужчина защищает другую женщину?

Table of Contents

Д-р Бхонсле считает, что необходимо провести вскрытие этого вопроса, чтобы понять возможности. Мы должны сначала спросить, если он доверится другой женщине, как долго он ее знает? Прошло всего несколько месяцев или прошли годы? Как только мы ответим на этот вопрос, мы перейдем к вопросу: какова динамика силы отношений, которые они разделяют?

Также уместно спросить о близости их отношений. Сколько времени они оба проводят друг с другом? Они работают вместе и поэтому проводят весь день вместе или они дальние друзья, которые иногда встречаются на выходных? Какие отношения они разделяют? Является ли эта женщина членом его семьи, другом или знакомой? Прежде чем вы подумаете, что ваш муж одержим другой женщиной, важно знать контекст.

Кроме того, возможно, не его поведение управляет вашими эмоциями, а ваши собственные убеждения. Поэтому разумно задать себе несколько вопросов, таких как:

  • Ваш муж всегда должен с вами соглашаться?
  • Как вы считаете, нормально ли, что ваш муж имеет лучшую подругу или разговаривает с другой женщиной?
  • Откуда берутся подозрения в его мотивах защищать другую женщину?
  • Вас беспокоит его естественно оборонительное поведение?
  • Если бы это был друг-мужчина, вы бы так отреагировали?