История образования: от первых школ Руси до советских
Публикации раздела Образование
В разное время в отечественных школах преподавали уроки грамоты и черчения, физики и логики, астрономии и греческого. Занятия вели сначала духовные лица, а позже — учителя-предметники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как менялась система образования в России на протяжении десяти веков.
Первые школы
Николай Богданов-Бельский. Вдохновение (фрагмент). 1910. Частное собрание
Иван Владимиров. На уроке грамоты у дьячка (фрагмент). 1913. Частное собрание
Николай Богданов-Бельский. Сочинение (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов», — сообщалось в болгарском трактате начала X века «О письменах».
После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию, а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.
В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них — грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».
По сообщению историка Василия Татищева, князь Роман Смоленский открыл в Смоленске несколько школ. В них изучали греческий и латинский языки. В Суздальском княжестве образованием занимался князь Константин.
В Суздальском княжестве князь Константин (сын Всеволода III) собрал библиотеку из греческих и славянских книг, заказал переводы с греческого на русский и завещал — в 1218 году — свой дом во Владимире и часть доходов от имения школе, в которой должны были обучать греческому языку.
Учение в допетровской Руси
Николай Богданов-Бельский. Будущий инок (фрагмент). 1889. Латвийский Национальный художественный музей, Рига
Николай Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе (фрагмент). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Богданов-Бельский. У дверей школы (фрагмент). 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму.
В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию. Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.
Старшие дети царя Алексея Михайловича под руководством поэта и богослова Симеона Полоцкого изучали латинский, греческий и польский языки, музыку. Но образованию младшего сына — будущего Петра I — не уделялось должного внимания. К этому времени Алексей Михайлович скончался, и ребенок от второго брака вместе с матерью оказался в опале.
Петр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Зотов (бывший канцелярский служащий Иван Зотов, приставленный к царевичу. — Прим. ред.) как пособие при обучении употреблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы, ознакомил Петра с событиями русской истории.
Пользоваться привезенной из-за границы астролябией (старейший астрономический инструмент. — Прим. ред.) Петра научил голландец Тиммерман. Другой голландец из Немецкой слободы по фамилии Карштен-Брант учил любознательного юношу лавировать на боте и управлять парусами.
Школы при Петре I
Николай Богданов-Бельский. Ученицы (фрагмент). 1901. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Алексей Стрелковский. Сельская школа (фрагмент).1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Венецианов. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.
В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.
Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.
Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора — в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.
Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.
Читайте также:
- 7 отрывков о школе из русской литературы, актуальных и сегодня
- Тест для родителей школьников
- Педагогические идеи Николая Добролюбова
Реформа образования Екатерины II
Василий Перов. Приезд институтки к слепому отцу (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих (фрагмент). 1855. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Лемох. Гимназистка (фрагмент). 1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года.
Предметами обучения в первом возрасте (6–9 лет) были: Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметика, рисование, рукоделье и танцы.
Ко второму возрасту (9–12 лет) прибавлялись история и география… В третьем возрасте (12–15 лет) вводились словесные науки, состоявшие в чтении исторических и нравоучительных книг. Затем следовала еще: опытная физика, архитектура, скульптура, токарное искусство и геральдика. Домашнему хозяйству обучали уже на практике… Курс последнего возраста (15–18 лет) состоял в повторении всего пройденного, причем особое внимание обращалось на Закон Божий.
Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.
В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.
Образование в XIX веке
Алексей Корин. Опять провалился (фрагмент). 1891. Калужский областной художественный музей, Калуга
Эмилия Шанкс. Новенькая в школе (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Богданов-Бельский. Приготовление уроков (фрагмент). 1900-е. Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк
В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование — в приоритете были гуманитарные науки.
В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:
…До самого конца для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всем на свете: математика с дифференциалами и интегралами, астрономия в широком размере, церковная история, даже высшее богословие — все это занимало у нас столько же, иногда и более времени, нежели правоведение и другие науки политические.
Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.
Советская школа
Федор Решетников. Прибыл на каникулы (фрагмент). 1948. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Цветков. Нерешенная задача (фрагмент). 1969. Частное собрание
Иван Козлов. Вход для первоклассников (фрагмент). 1950. Частное собрание
После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы.
1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.
Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.
О школе 1930-х годов вспоминал философ Александр Зиновьев:
Школа, в которой я проучился с 1933 по 1939 год, была построена в 1930 году и считалась новой. Она не была исключением в то время. Но таких школ было еще немного. Она не была привилегированной. Но вместе с тем она была одной из лучших школ в стране.
Приобщение к культуре на первых порах происходило для меня также через школу. Это упоминавшиеся выше экскурсии, различного рода кружки, коллективные походы в музеи, в кино и в театры. В нашей школе был драматический кружок. У нас были даже уроки музыки. Учитель, заметив, что у меня не было ни голоса, ни слуха, но что я что-то постоянно рисовал, предложил мне «рисовать музыку», то есть изображать в рисунках то, как я воспринимал музыку.
В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет. В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии, латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния убрали. В эпоху холодной войны появился новый предмет — начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до конца 1980-х.
Автор: Екатерина Гудкова
Теги:
ОбразованиеИсторияПубликации раздела Образование
Как понравится девочке
Не знаешь, как понравится девочке 12 лет в школе? Мы советуем тебе пройти обучение и почитать бесплатные книги по пикапу. А в этой статье дадим несколько рекомендаций, как сделать, чтобы девочка двенадцати лет, которая тебе нравится, перестала смотреть на тебя просто как на «друга».
Ты наверняка слышал о невербальном общении. Его называют языком тела. Так вот, язык этот понятен всем, ты можешь жестами, позой, взглядом, улыбкой, прикосновением передать девочке 11 лет ту информацию, которую она, возможно, не восприняла бы, произнеси ты это вслух. Язык тела древнее человеческой речи, и воспринимается на подсознательном уровне, сигналы тела улавливаются каждым человеком, даже если ему кажется, что он не обращает на это внимания.
Следовательно, у тех, у кого развита невербалика, нет проблемы как понравится девочке 10 лет в школе и классе. Установленный факт: не всегда важно, что именно говорить, важно – как это делать. Ты замечал странности: парень несет полнейший бред, вытворяет непонятно что, а девочки 14 лет от него без ума? Наверняка замечал. Все дело в языке тела. Мы советуем тебе почитать литературу о невербальном общении, честное слово, найдешь массу полезной информации.
Справиться с проблемами, мне помог Денежный амулет, который настроен так, чтобы постоянно привлекать удачу и деньги. Внимание: Талисман Удачи должен изготавливаться строго индивидуально, я заказывала его именно здесь!
Если вы уже давно знакомы? У девочки сложилось о тебе определенное впечатление и, скорее всего, ее подсознание тебя отправило в список «друзей» или в «блек-лист». Тебе хочется изменить ситуацию, но ничего не выходит. Возможно, дело в высокой значимости этой девочки для тебя, и наоборот, ты не слишком-то ценен в ее глазах. Нарушен баланс, соответственно ничего и не получается. Постарайся общаться с ней на равных, воздержись от любых выражений симпатии. Девочка поймет, что что-то происходит, и попытается вернуть тебя прежнего, влюбленного и заботливого. А для этого ей придется изменить свое отношение к тебе. Это может переломить ситуацию.
Считается, что девочка в 13 лет первую очередь судит по внешности. Некоторые любят мускулистых парней, танцоров или музыкантов, а воображение других поражает загадочный образ мальчика, что словно призрак. Да, внешность, безусловно, важна, но она играет не столь значимую роль, какую ей приписывают. Это только первое впечатление, достаточно сильное, которое повышает, либо понижает шансы на успех, но все-таки оно не определяет того, захочет ли девочка сблизиться с этим парнем. Поэтому мы утверждаем, что невербальное общение – это важнейшая система, которая решает главные задачи при построении отношений.
С тегами: любовь мужчина отношения радости жизни семья
Эта 13-летняя девочка направляется в медицинскую школу через год после окончания средней школы
Alena Analeigh
D. Lacy PhotographyСи-Эн-Эн —
13-летнюю девочку приняли на программу медицинского вуза только через год после окончания средней школы.
Недавно Алена Анали Уикер поделилась новостью в Instagram со своими более чем 20 000 подписчиков.
«Я так усердно работал, чтобы достичь своих целей и воплотить в жизнь свои мечты. Мама, я сделала это», — опубликовала девушка под фотографией своего письма о принятии программы.
Она была принята в Программу раннего обеспечения стипендий Burroughs Wellcome Scholars в Университете Алабамы в Медицинской школе Херсинка в Бирмингеме, как подтвердила школа в заявлении для CNN.
![](/800/600/http/uookn-kursk.ru/wp-content/uploads/b/0/9/b0948383c9ef69da28cdbcabdeb7516e.jpeg)
Алена написала в Instagram, что в прошлом году окончила школу в возрасте 12 лет и уже накопила список впечатляющих достижений.
В интервью Washington Post она сказала: «Я все еще обычный 13-летний ребенок».
Но не совсем. По данным Washington Post, в настоящее время она учится в Университете штата Аризона и Университете Оквуда, получив две отдельные степени бакалавра в области биологических наук.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_A0FEB3B6-B85F-8993-9B66-273DDDE7905A@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> И все же, как она успевает все это в столь юном возрасте?Она также создала «Коричневую девушку STEM», чтобы привлекать, расширять возможности и обучать цветных девочек в STEM — науке, технологиях, инженерии и математике, согласно ее веб-сайту.
Фонд Brown STEM Girl Foundation чтит наследие Кэтрин Джонсон, первопроходца афроамериканских математиков в НАСА.
Мать Алены рассказала Washington Post, что она заметила интеллект своей дочери, когда любительница науки была малышкой.
«Алена была одаренной, — сказала ее мать Дафна Маккуортер. «Это было просто то, как она делала вещи и насколько она была продвинутой.
Бывший работник церкви Денвера, школьный работник, обвиненный в изнасиловании 13-летней девочки в церкви: «Я не мог поверить, что это происходит со мной»
Местные новости
Брайан Маасс
/ CBS Колорадо
Бывший работник церкви Денвера, школьный работник обвиняется в изнасиловании 13-летней девочки в церкви
Бывшая денверская церковь, школьный работник обвиняется в изнасиловании 13-летней девочки в церкви 05:13 Денверская полиция и прокуратура ведут дело об изнасиловании в отношении человека, который работал музыкальным руководителем в школе и церкви Св.![](/800/600/http/profit-success.ru/wp-content/uploads/8/a/e/8aeb8f610ac9ef6d76fffe590293a38b.jpeg)
36-летнему Диего Маррокину предъявлено обвинение в сексуальном насилии над ребенком в возрасте до 15 лет со стороны доверенного лица. Он якобы изнасиловал 13-летнюю ученицу школы на балконе с видом на церковь в мае 2022 года9.0003 Диего Маррокен Офис окружного прокурора Денвера
Согласно документам полиции Денвера, девушка сказала: «У меня помутился разум. Я не могла поверить, что это происходит со мной».
Маррокин сказал CBS News Colorado, что не может обсуждать это дело по совету своего адвоката, но надеется, что «правда выйдет наружу». Его адвокат Маршалл Брайт отказался комментировать дело против Маррокина.
Дело о предполагаемом сексуальном насилии до сих пор не было обнародовано.
Согласно письменным показаниям об аресте, полученным CBS News Colorado, подросток описал Маррокина, родом из Гватемалы, как «лидера прославления в церкви».
Она сказала, что 17 мая 2022 года Маррокин попросил ее помочь ему с некоторыми работами на балконе церковного святилища. Она сказала, что Маррокен затем попытался поцеловать ее и приласкать. Она сказала, что «сошла с ума, очень испугалась… Чем я это заслужила? Это было отвратительно».
Подросток описал попытку сопротивляться Маррокину: «… он спустил свои джинсы, затем мои джинсы и начал заниматься со мной сексом».
Она сказала, что когда все закончилось, она убежала из церкви.
CBS News Colorado не идентифицирует предполагаемую жертву, но ее мать, Джессика Вандам, сказала: «Мы боремся за нашу дочь».
В интервью Джессика и Аарон Вандам сказали, что после того, как их дочь заявила об этом в середине августа, через три месяца после предполагаемого инцидента, руководители церкви и школы заявили, что подросток лгал, обвинения сводились к клевете и сплетням, а родители говорят, что администраторы предупредил их, чтобы они ни с кем не обсуждали обвинения.
«Нас признали виновными, — сказал Аарон Вандам, отец девочки. «Мы подверглись полному остракизму. С нами обращались так, как будто мы были плохими людьми».
Через несколько дней после того, как об обвинениях стало известно в августе Вандамам и церковным администраторам, Вандамы говорят, что пастор церкви Эндрю Фархат оставил им несколько голосовых сообщений, которыми они поделились с CBS News Colorado. Голосовые сообщения предшествовали любому полицейскому расследованию этого дела.
«Ничего страшного не произошло», — сказал Фархат в одном из сообщений. «Я знал, что это ложь, поэтому хотел сразу же опровергнуть ее, чтобы никто не подумал, что нужно вмешиваться в полицию. Теперь мы защищаем жертв клеветы, не хочу этого в нашей школе».
Вандамы говорят, что когда Маррокину разрешили остаться в школе и церкви после того, как церковные администраторы узнали о предполагаемом инциденте, они обратились в полицию Денвера.
Кристофер Иварс, поверенный школы и церкви Св. Иоанна, сообщил CBS News Colorado, что они полностью сотрудничали со следствием и будут продолжать это делать. Он отказался от дальнейших комментариев.
Департамент полиции обвинил Маррокена в совершении уголовного преступления, и в ноябре полиция получила ордер на его арест.
В профиле Маррокена в социальных сетях указано, что он покинул Колорадо в начале ноября и переехал в Техас. Вандамы начали отслеживать его через социальные сети, в конечном итоге используя это отслеживание, чтобы арестовать его.
Джессика Вандам сказала, что знала, что Маррокин может присоединиться к своему брату, который был связан с церковью в Техасе, и она была полна решимости найти его.
«Итак, я начала смотреть прямые трансляции их церквей на Facebook», — сказала она.
Далее она сказала, что у нее было предчувствие, что Маррокен будет играть на церковных службах на Рождество, поэтому она начала внимательно следить. В канун Рождества, когда она смотрела в Facebook прямую трансляцию службы из церкви в Мак-Кинни, штат Техас, она сказала, что заметила подозреваемого, играющего на гитаре в церковном ансамбле.
«Это был чертовски крутой момент», — сказала она. «Не могу поверить, что нашел его».
Она позвонила в местную полицию и даже отправила им скриншоты службы, чтобы офицеры знали, как одет Маррокен.
«А через полтора-два часа нам позвонили, что его арестовали в церкви», — сказала Джессика Вандам. «Я испытал большое облегчение для детей в той церкви, что с ними этого не случится. Я был счастлив услышать, что его арестовали в церкви, потому что то, что он сделал с нашей дочерью, произошло в церкви».
Аарон Вандам сказал: «Это она заставила его арестовать. Я горжусь своей женой, но мне жаль, что ей пришлось это сделать, потому что никто другой этого делать не собирался».
Оба родителя являются дипломированными медсестрами, но задаются вопросом, почему именно им пришлось добиваться ареста Маррокина.
«Я бы никогда не попросил семью сделать сердечно-легочную реанимацию их близкому человеку», — сказал отец.
Вернувшись в Колорадо и освободившись под залог, CBS News Colorado связалась с Диего Маррокином во время выступления в суде, где он отказался обсуждать дело.
Его следующая явка в суд назначена на март.
Вандамы забрали своих двух дочерей из школы Св. Иоанна в августе, но говорят, что их 14-летняя дочь плохо спит и беспокоится. Они работают с юридической фирмой из Денвера Rathod Mohamedbhai, ожидая возможных судебных исков против St. John’s.
«Это будет вред на всю жизнь», сказал Аарон Вандам.
CBS News Colorado связался с детективом полиции Денвера Ашером Роузом, который сказал, что не может комментировать дело Marroquin, так как оно остается открытым и активным расследованием.
Мать и отец выразили надежду, что обсуждение дела их дочери побудит других родителей поддержать своих детей, чтобы они высказались и были услышаны.
На встрече с сообществом Сент-Джонс в середине ноября директор школы Фил Барнард сказал, что они установили дополнительные камеры и предпринимают другие шаги для информирования сотрудников и учащихся о возможном преступном поведении.
«Наша жизнь перевернулась из-за того, что мы были честными», — сказал Аарон Вандам.