Взыскание алиментов на стадии исполнительного производства, взыскание алиментов, стоимость, как, где
Описание
Наши юридические услуги ˮВзыскание алиментов на стадии исполнительного производстваˮ включают в себя:- Получение исполнительного листа.
- Разработка заявления в службу судебных приставов (ССП) для открытия исполнительного производства.
- Подача в заявления в ССП.
- Представление интересов клиента в исполнительном производстве.
- Предоставление клиенту отчета о результатах исполнительного производства, включая пояснения и перспективы.
- Клиент получает квалифицированную юридическую помощь на стадии исполнительного производства.
Клиент получает исполнение решения или определения суда общей юрисдикции.
- Постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
- Постановление судебного пристава-исполнителя о завершении исполнительного производства.
- Решение или определение суда общей юрисдикции, которое нужно исполнить..
- Исполнительный лист, если он уже получен.
- Доверенность на право ведения исполнительного производства.
- Банковские реквизиты, необходимые для перечисления денежных средств по исполнительному производству.
- Оформить и передать доверенность на право ведения исполнительного производства от имени клиента.
- Рассмотреть, согласовать и подписать необходимые документы для обеспечения исполнительного производства, если в этом возникнет необходимость.
- Принять исполнение от должника.
Исполнительное производство является последним и решающим этапом в Вашем деле. Не стоит надеяться на то, что если дело передано приставам-исполнителям, то дело решится быстро и безоговорочно. Есть множество факторов, которые препятствуют деятельности приставов-исполнителей, начиная от их загруженности и заканчивая их халатностью. У наших юристов большой опыт в исполнительном производстве, так как в определенных ситуациях это является жизненно необходимым. Юридически грамотное, четкое и быстрое исполнительное производство, организованное нами, позволит Вам уделить Ваше время на решение других, более важных задач.
Наши гарантии при взыскании алиментов на стадии исполнительного производства:Мы заключаем договор поручения, в котором указываем перечень поручений, калькуляцию стоимости и график исполнения. Мы вернем Вам деньги в случае нашей виновной ответственности и защитим Вас от требований, которые предъявлены Вам по нашей вине.
Дополнительные услуги, которые могут потребоваться при взыскании алиментов на стадии исполнительного производства:- Розыск активов ответчика.
- Подача жалобы на действия или бездействие пристава.
- Участие в описи имущества при аресте.
- Организация открытых торгов имущества должника.
Отсутствие специальных юридических знаний и опыта в исполнительном производстве может привести к затягиванию этого процесса, к частичному исполнению или к невозможности исполнения исполнительного листа и к прекращению исполнительного производства.
Риски клиента до заказа, связанные с нарушением норм:До подачи заявления в ССП должник на законных основаниях может принимать меры по уводу активов, что в последствии может послужить причиной невозможности исполнить решение или определение суда общей юрисдикции.
Риски клиента после завершения наших услуг:Должник может обжаловать действия пристава в период исполнительного производства и/или потребовать возмещения убытков, возникших у него в результате нарушения его прав в ходе исполнения решения или определения суда общей юрисдикции.
Справка о правовом регулировании обеспечения иска:Федеральный закон об исполнительном производстве
Статья 5. Органы принудительного исполнения
1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее — подразделения судебных приставов).
3. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом ˮО судебных приставахˮ и иными федеральными законами.
Статья 30. Возбуждение исполнительного производства
1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.
5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.
10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
13. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.
14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;
3) по исполнительному документу о конфискации имущества;
4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;
5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;
6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.
16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.
Предостережение о возможных ошибках при выборе услуги ˮВзыскание алиментов на стадии исполнительного производстваˮ:Не следует понимать эту услугу, как «Представительство в суде» и ˮВедение дела в суде общей юрисдикцииˮ. Эта услуга не предполагает участие в судебном процессе.
Где и как заказать услугу ˮВзыскание алиментов на стадии исполнительного производстваˮ:Заказать услугу можно прямо на этой странице, кликнув кнопку ˮзаказатьˮ, если Вы определились с услугой.
Определиться с услугой Вам помогут консультации квалифицированных специалистов компании по телефону, e-mail или ICQ. Наши юристы в кратчайшие сроки подберут необходимую услугу и подготовят все необходимые для этого документы. Для оформления заказа (подачи заявки) Вам достаточно перейти по ссылке «заказать», расположенной справа от нужной Вам услуги.
При необходимости Вы можете подробно ознакомиться со всей информацией по каждому отдельному виду услуг, пройдя по ссылке данных видов.Многолетний опыт компании Объединенные Юристы является гарантией высокого качества наших услуг по судебной защите.
О принятии опекунами (попечителями), приемными родителями мер по взысканию алиментов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей
Исходя из положений статьи 38 Конституции Российской Федерации, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
В соответствии со статьей 60 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Семейный кодекс) ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Таким образом, законодатель признает абсолютную обязанность родителя по осуществлению заботы, в том числе материального содержания, в отношении ребенка. Юридическое установление отсутствия родительского попечения не освобождает родителя от исполнения алиментных обязательств.
Согласно статье 84 Семейного кодекса на детей, оставшихся без попечения родителей, алименты выплачиваются опекуну (попечителю) детей или их приемным родителям.
Когда необходимо произвести замену стороны взыскателя по исполнительному производству о взыскании алиментов на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
В случае, если произведена замена законного представителя ребенка в связи с его помещением под надзор в другую организацию, не являющуюся взыскателем по исполнительному производству о взыскании алиментов, или изменением формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, возникает необходимость замены стороны взыскателя по исполнительному производству о взыскании алиментов на содержание ребенка.
Эта процедура является необходимой мерой в целях обеспечения права ребенка на получение содержания от родителя, уклоняющегося от добровольного исполнения обязанности по содержанию ребенка.
Замена стороны взыскателя осуществляется судом, вынесшим судебное решение о взыскании алиментов, по заявлению заинтересованной стороны (нового законного представителя ребенка, оставшегося без попечения родителей).
Необходимо ли привлекать должников по алиментным обязательствам в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, к юридической ответственности.
В случае неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, привлечение должника к уголовной ответственности является наиболее действенной мерой по защите имущественных прав таких детей.
В связи с изменением уголовного законодательства, привлечение должника к уголовной ответственности по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации возможно при неоднократном привлечении должника к административной ответственности за неуплату родителем средств на содержание несовершеннолетних детей в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
При этом, следует учитывать, что под неоднократностью в уголовном и административном законодательстве понимается умышленное виновное совершение лицо общественно опасного деяния два или более раза.
Следовательно, для привлечения должника по алиментным обязательствам к уголовной ответственности требуется привлечение к административной ответственности по статье 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не менее 2 раз в течение года.
Что делать, если из Федеральной службы судебных приставов не приходит информация о расчете задолженности, а алименты на счет ребенка не поступают?
При неполучении ответа от судебного пристава-исполнителя на запросы законному представителю рекомендуется обратиться с жалобой на бездействие судебного пристава-исполнителя.
В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти осуществляет прокуратура Российской Федерации.
В связи с этим жалоба на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя может быть подана, в том числе, в органы прокуратуры по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
Что грозит законному представителю ребенка, оставшегося без попечения родителей, если он отказывается взыскивать алименты на его содержание.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» законные представители детей несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительства» опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействия в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В случае непринятия законными представителями мер по взысканию алиментов, орган опеки и попечительства вправе направить соответствующую информацию в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения вопроса о привлечении их к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, опекун (попечитель) обязан своевременно принять необходимые меры:
1) по взысканию алиментов на содержание подопечного;
2) по получению исполнительного листа о взыскании с родителя алиментов на содержание ребенка, находящегося под опекой, в суде;
3) по предъявлению в соответствующую службу судебных приставов нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов или исполнительного листа по производству по взысканию с родителя алиментов на содержание ребенка, находящегося под опекой;
4) по замене стороны взыскателя по исполнительному производству о взыскании с родителя алиментов на содержание ребенка, находящегося под опекой;
В случае образования в течение шести месяцев и более задолженности и отсутствия поступлений денежных средств на содержание подопечного по исполнительному производству, опекун должен принять меры:
1) по обжалованию действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя в органы прокуратуры;
2) по объявлению должника (должников) в исполнительный розыск;
В случае образования задолженности и отсутствия поступлений денежных средств на содержание подопечного, чьи родители находятся в розыске более одного года, опекуну необходимо принять меры по признанию указанных должников в судебном порядке безвестно отсутствующими для последующего оформления подопечному пенсии по потере кормильца.
Имеют ли право нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи родители, на содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей, в отношении которых они были лишены родительских прав.
Согласно ст. 87 Семейного кодекса, дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.
Проценты и надбавка за задолженность по алиментам
I. Цель
Доплата за задолженность по алиментам служит дополнительным сдерживающим фактором против предосудительного поведения плательщика алиментов, который не выполняет свои обязательства без уважительной причины.
II. Право на доплату за задолженность по алиментам
Если плательщик алиментов без уважительной причины неоднократно не выплачивает полную сумму или не выплачивает вовремя в соответствии с распоряжением о алиментах, получатель алиментов может обратиться в суд за постановлением, требующим от плательщика алиментов выплатить ему или ей доплату в отношении общей задолженности по алиментам, начисленной 1 мая 2005 г. или после этой даты.
Если суд выносит постановление о доначислении плательщика алиментов, он указывает в постановлении размер доплаты, подлежащей уплате плательщиком алиментов, и дату выплаты.
Принимая во внимание, что получатели алиментов имеют право автоматически начислять проценты на задолженность по расчетной ставке, если иное не определено судом, вопрос о том, обязан ли плательщик алиментов выплачивать получателю алиментов надбавку, определяется судом.
III. Максимальная надбавка
Суд может обязать плательщика алиментов уплатить доплату, не превышающую 100% от общей суммы задолженности по алиментам, исчисленной с даты, когда впервые образовалась задолженность, до даты уплаты доплаты.
IV. Разрешение суда взыскать задолженность по алиментам, срок погашения которой превышает 12 месяцевВ соответствии со статьей 12 Постановления о бракоразводных процессах и имуществе (глава 192) лицо не имеет права взыскивать через суд выплату любую задолженность по алиментному ордеру без разрешения суда, если эта задолженность наступила более чем за 12 месяцев до начала исполнительного производства. Получатель алиментов может обратиться в суд за предоставлением отпуска в соответствии с указанным разделом в соответствии с соответствующими судебными правилами, если это необходимо.
Если суд разрешает взыскать задолженность по алиментам, срок погашения которой истек более 12 месяцев, доплата за задолженность по алиментам исчисляется с даты, указанной судом как дата, когда получатель платежа имеет право взыскать задолженность по алиментам. погашение задолженности.
V. Порядок подачи заявления
Получатель алиментов может обратиться в суд с заявлением о доначислении суммы задолженности по алиментам либо —
- в рамках производства по исполнению приказа о взыскании алиментов, т.е.
- приложение приходного ордера
- судебная повестка
- судебное разбирательство
- порядок зарядки ; или
- в соответствии со специальной процедурой вызова в Постановлении (подробности см. ниже)
VI. Процедуры подачи повесток, указанные в Законодательстве
(a) Подача повесток и подтверждающих письменных показаний в суд
Получатель алиментов должен сначала заполнить и представить в суд повестку с ходатайством о доплате за задолженность по алиментам с подтверждающими письменными показаниями. В подтверждающем письме под присягой должно быть указано —
- имя получателя средств на содержание и адрес для вручения документов, связанных с заявлением о доплате;
- наименование и адрес для вручения документов или последний известный адрес плательщика алиментов;
- реквизиты порядка обслуживания;
- общая задолженность по причитающимся и невыплаченным алиментам и дата, на которую впервые образовалась задолженность;
- ходатайство о вынесении приказа о выплате плательщиком алиментов доплаты в размере, определяемом судом;
- заявление об установлении даты, времени и места рассмотрения заявления; и
- заявление о вынесении приказа, обязывающего плательщика алиментов выплатить получателю алиментов заявленную надбавку, если плательщик алиментов не явится на слушание.
Щелкните здесь, чтобы просмотреть образец формы повестки (с аннотациями и предлагаемыми формулировками) и аффидевита соответственно для справки.
(b) Вручение повесток и подтверждающих документов
После получения повестки и письменных показаний суд назначает дату, время и место рассмотрения заявления. Затем получатель алиментов вручает плательщику алиментов следующие документы —
- запечатанную копию повестки;
- копия аффидевита; и
- уведомление о слушании.
Получатель алиментов должен вручить вышеуказанные документы, т.е. повестку, аффидевит и уведомление о плательщике алиментов —
- лично;
- по почте оставив документы —
- с адвокатом, представляющим плательщика алиментов; или
- , если плательщик не представлен, по указанному им адресу обслуживания или последнему известному адресу плательщика алиментов; или
- любым другим способом по решению суда.
Удовлетворен ли суд тем, что документы были должным образом вручены плательщику алиментов? | Результат | |
Сценарий А | Да | Суд может приступить к слушанию заявления и может издать приказ, требующий от плательщика алиментов выплаты дополнительного сбора получателю алиментов. |
Сценарий Б | № | Суд может отложить слушание на дату, время и место по своему усмотрению. |
Отложенное слушание
Если суд откладывает слушание, получатель алиментов направляет уведомление об отложенном слушании плательщику алиментов.
Если плательщик алиментов не явится на отложенное слушание, суд может приступить к слушанию заявления и может вынести постановление, требующее от плательщика алиментов выплаты дополнительного сбора получателю алиментов.
VII. Исполнение распоряжения о доплате
Если плательщик алиментов не уплачивает надбавку, установленную судом, получатель алиментов может добиваться исполнения распоряжения о доплате посредством обычного исполнительного производства, т.е. вызов суда. Получатель алиментов может также требовать возмещения суммы, как если бы последняя являлась гражданским долгом, причитающимся ей или ему, в Окружной суд.
VIII. Заявление плательщика об изменении или отмене распоряжения о доплате
Плательщик алиментов в разумный срок после того, как ему стало известно о распоряжении, может ходатайствовать по вызову об изменении или отмене распоряжения.
Если суд сочтет, что неявка плательщика алиментов имеет уважительные причины —
- в судебное заседание; и
- оплатить полную сумму или платить своевременно в соответствии с порядком обслуживания.
суд может изменить или отменить приказ на условиях, которые он сочтет подходящими.
IX. Апелляция
Плательщик алиментов, которого не устраивает постановление об уплате доплаты, может подать апелляцию в Апелляционный суд на постановление в соответствии со статьей 63 Постановления окружного суда (глава 336).
EUR-Lex — jl0024 — EN
РЕЗЮМЕ:
Регламент (ЕС) № 4/2009 о юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и сотрудничестве в вопросах, касающихся обязательств по содержанию
КАКОВА ЦЕЛЬ РЕГЛАМЕНТА?
Он вводит правила, облегчающие оплату трансграничных претензий на содержание. Такие требования вытекают из обязательства помогать членам семьи и могут включать, например, алименты, выплачиваемые ребенку или бывшему супругу после развода.
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
Регламент применяется к обязательствам по обслуживанию, вытекающим из:
- семейные отношения;
- отцовство;
- брак или близость.
Юрисдикция
- Юрисдикция по вопросам, связанным с алиментными обязательствами, принадлежит:
- суд по месту обычного проживания ответчика или кредитора или
- суд, который имеет юрисдикцию в отношении статуса лица (например, развод) или родительской ответственности, если они относятся к требованию о содержании (при условии, что юрисдикция не основана исключительно на гражданстве одной из сторон).
- Стороны могут, при определенных условиях, договориться о суде или судах государства-члена Европейского Союза (ЕС), обладающих юрисдикцией для разрешения спора, если только он не касается обязательства по содержанию ребенка в возрасте до 18 лет.
- Если ответчик предстает перед судом государства-члена, этот суд обладает юрисдикцией, если только ответчик не оспаривает его юрисдикцию.
- Если ни одно из вышеуказанных условий не применимо, спор может, при определенных условиях, быть передан в суды государства-члена, гражданами которого являются обе стороны.
- Когда ни одно из вышеперечисленных условий не применяется, дело может быть передано в суд государства-члена, с которым дело имеет достаточную связь, если разбирательство по разумным причинам не может быть возбуждено в стране, с которой спор тесно связан.
- До тех пор, пока кредитор продолжает проживать в государстве-члене, в котором было принято решение об алиментных обязательствах, должник не может, за некоторыми исключениями, возбуждать производство по изменению решения в другом государстве-члене. Тем не менее кредитор может согласиться с тем, что спор будет решаться другим судом.
- Если разбирательства в отношении одних и тех же сторон и по одному и тому же основанию иска возбуждаются в судах разных государств-членов, юрисдикция принадлежит первому суду, в который был подан иск.
- Независимо от того, какой суд обладает юрисдикцией по существу, ходатайства о временных и защитных мерах могут быть поданы в любой суд любого государства-члена.
Признание и исполнение решений
- Решение об алиментных обязательствах, принятое в одном государстве-члене, признается в другом государстве-члене без какой-либо специальной процедуры.
- Все государства-члены, за исключением Дании, связаны Гаагским протоколом от 23 ноября 2007 г. о праве, применимом к обязательствам по алиментам.
- Если решение было принято государством-членом, связанным положениями Гаагского протокола 2007 г., его признание не может быть оспорено. Это применимо только в том случае, если государство-член было связано Гаагским протоколом в начале разбирательства.
- Если решение было принято государством-членом, не связанным Гаагским протоколом 2007 г. , в его признании может быть отказано в определенных случаях, и оно может быть приведено в исполнение в другом государстве-члене только в том случае, если в этом государстве-члене было получено заявление о его принудительном исполнении. Это также относится к ситуациям, когда первоначальное судебное разбирательство было начато до вступления в силу Регламента о алиментах (18 июня 2011 г.), но не раньше, чем это государство-член было связано Регламентом Брюсселя I (Регламент (ЕС) № 44/2001).
- Во всех случаях суд происхождения может объявить решение временно подлежащим исполнению. Когда решение подлежит исполнению в государстве-члене, отличном от того, в котором оно было первоначально принято, исполнение регулируется законодательством этого государства-члена.
- Решение, принятое в государстве-члене, не может быть пересмотрено по существу в государстве-члене, в котором испрашивается его признание, приведение в исполнение или исполнение.
- Бесплатная юридическая помощь может быть оказана в отношении заявлений об алиментных обязательствах, вытекающих из детско-родительских отношений, в отношении лица в возрасте до 21 года при условии, что такие заявления подаются через центральные органы.
Центральные органы
- Каждое государство-член должно назначить центральный орган, ответственный за оказание помощи сторонам в установлении и возмещении содержания. В частности, они будут отправлять и получать заявки, предусмотренные регламентом, и принимать все соответствующие меры для введения или облегчения введения необходимых процедур.
- Центральные органы должны сотрудничать друг с другом, содействовать сотрудничеству между компетентными органами своей страны и искать решения трудностей, которые могут возникнуть при применении настоящего Регламента. Для этого им следует использовать Европейскую судебную сеть по гражданским и коммерческим делам, созданную в соответствии с Решением 2001/470/ЕС.
Заключительные положения
Регламент заменяет правила, касающиеся обязательств по поддержанию в силе Регламента (ЕС) № 44/2001 о юрисдикции и признании и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам. Он также заменяет Регламент (ЕС) № 805/2004, устанавливающий европейский исполнительный лист для неоспоримых требований, за исключением европейских исполнительных приказов, касающихся обязательств по содержанию, выданных государствами-членами, которые не связаны Гаагским протоколом 2007 года (см. резюме).
Изменение законодательства
Регламент (ЕС) № 4/2009 был изменен 4 раза:
- Исполнительный Регламент (ЕС) № 1142/2011 содержит новые приложения (Приложения X и XI), в которых перечислены административные и компетентные органы государств-членов;
- Регламент (ЕС) № 517/2013 внес поправки в ряд регламентов и решений ЕС, включая Регламент (ЕС) № 4/2009, в связи с присоединением Хорватии к членству в ЕС;
- Имплементационный Регламент (ЕС) 2015/228 заменил Приложения I–VII с учетом
- Присоединение Хорватии к членству в ЕС
- изменения валюты в Эстонии, Латвии и Литве
- желание Соединенного Королевства принять участие в применении Регламента (ЕС) № 4/2009
- необходимость включения ссылок на Данию в Приложения II и IV ввиду ее желания частично реализовать Регламент (ЕС) № 4/2009
- поправки к некоторым разделам Приложений VI и VII для облегчения их применения;
- Имплементационный Регламент (ЕС) 2018/1937 заменил Приложение X, чтобы учесть изменения в административных органах, о которых Европейская комиссия была уведомлена Соединенным Королевством и Латвией.
С КОГО ПРИМЕНЯЕТСЯ РЕГЛАМЕНТ?
Регламент применяется с 18 июня 2011 года. Он применяется к Дании, несмотря на ее отказ от зоны свободы, безопасности и правосудия ЕС.
Дания подтвердила свое намерение ввести в действие регламент в той мере, в какой он изменяет Регламент (ЕС) № 44/2001, посредством заявления, основанного на параллельном соглашении, заключенном с Европейским Сообществом.
В 2013 году Дания подтвердила свое намерение реализовать исполнительный акт (Имплементационный регламент (ЕС) № 1142/2011), устанавливающий Приложения X и XI к Регламенту (ЕС) № 4/2009..
ФОН
Для получения дополнительной информации см.:
- Бланки обязательств по алиментам (Европейский портал электронного правосудия)
- Алиментные обязательства — поддержка членов семьи (Ваша Европа)
- Обязательства по обслуживанию (Европейский портал электронного правосудия)
- Бланки обязательств по алиментам (Европейский портал электронного правосудия)
- Руководство по использованию Приложений к Регламенту (ЕС) № 4/2009 о юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и сотрудничестве в вопросах, касающихся обязательств по алиментам — публикация (Европейская комиссия).
ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ
Регламент Совета (ЕС) № 4/2009от 18 декабря 2008 г. о юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и сотрудничестве в вопросах, касающихся обязательств по алиментам (ОЖ L 7, 10.01.2009, стр. 1-79)
Последующие поправки к Регламенту (ЕС) № 4/ 2009 были включены в исходный текст. Эта сводная версия имеет только документальную ценность.
СВЯЗАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Соглашение между Европейским Сообществом и Королевством Дания о юрисдикции, признании и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и торговым делам (OJ L 195, 18.07.2013, с. 1)
Решение Совета 2011/432/ЕС от 9 июня 2011 г. об утверждении от имени Европейского Союза Гаагской конвенции от 23 ноября 2007 г. о международном взыскании алиментов и других форм содержания семьи (OJ L 192, 22.07.2011, стр. 39-50)
См. сводную версию.