Имеют ли право родители бить детей: Можно ли бить детей в целях воспитания?

Можно ли бить детей в целях воспитания?

Конечно, многие родители знают и придерживаются принципа о том, что бить детей нельзя. Но достаточно часто можно встретить и противоположные высказывания: бить детей нужно, «пожалеешь розгу, потеряешь ребенка», «раньше всегда детей били и они выросли нормальными людьми», «меня били и я благодарен за это родителям».

Многие психологи обосновывали недопустимость насилия над ребенком. Но так ли это? В чем сущность физического наказания?

Сторонники физических наказаний часто выдвигают аргумент, что родитель наказывает (бьет) ребенка осознанно, желая ему добра. И в этом случае насилие допустимо. Так ли это? В каких случаях насилие допустимо и допустимо ли вообще?

Что такое физическое наказание?

В узком смысле дело происходит так. Родитель, разгневанный каким-то проступком ребенка, достает ремень и… Как мыслит родитель? Он вспоминает какой-то случай из своей жизни, который для него является оправданием его действий. Он вспоминает как однажды что-то натворил (получил двойку, украл, вернулся домой очень поздно) и за этот проступок «получил ремня». Взрослый вспоминает, что очень хорошо усвоил урок и больше не совершал проступка.

Виктор вспоминает. «Однажды я пришел домой поздно, хотя должен был прийти в семь вечера. Отец ничего не сказал, достал ремень и отлупил меня. Разговоры не потребовались. Я хорошо усвоил урок. Ребенка нужно бить.»

Физическое наказание — это установление границ дозволенного с помощью боли и страха.Однажды наказанный ребенок понял, что можно и что нельзя, и теперь не совершает проступка из-за страха наказания.

Границы очень нужны ребенку. Ребенку важно жить с пониманием, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя. Страх наказания — это тоже граница.

Но чего вы хотите? Что бы ребенок не нарушал запреты из чувства страха или из-за своих морально-нравственных убеждений?

Некоторые взрослые тоже не нарушают законы исключительно из страха наказания. А вот другие из-за своих морально-нравственных убеждений. Так, например, первые не воруют потому, что боятся попасть в тюрьму, а вторые потому, что это по их меркам безнравственно. вам какой вариант кажется более привлекательным?

Но ведь раньше детей наказывали…

Телесные наказания были очень распространены, например, в средние века. А что такое средние века для взрослого? Это страх, страх перед Богом, который покарает. В тот период церковь была карающим органом. Взрослый боялся Бога, ребенок — взрослого. Сейчас другие времена. Верующий человек сейчас не боится Бога, он его любит. Вера — это жизнь в любви, а не в страхе. И тогда границы — это любовь. Можно одновременно любить и бояться? Можно, но это не самое лучшее сочетание чувств. Страх преобладает, сковывает любовь. Так и ребенок. Будет ли он любить бьющего его родителя? С большой вероятностью, да. Но и будет бояться.

А теперь вернемся к границам. Границы могут разные. Можно просто наказывать ребенка за каждую провинность и он будет четко знать, что нельзя делать. Но будет ли он знать, что можно? Вот тут возникают сложности. Для него с большой вероятностью будет разрешено все, что не запрещено. Дети, которых часто наказывают, ориентируются на запреты и наказания и мало думают сами, часто не умеют принимать решения.

Шестилетнему Вове не разрешают пачкаться на улице. Однажды Вова играл в луже, испачкался и папа отшлепал его. Вова отлично усвоил урок. Недавно Вова увидел, как двухлетний малыш ехал на трехколесном велосипеде и упал в лужу. Мама малыша была далеко, она бежала, а малыш лежал под велосипедом и плакал. Вова хотел помочь малышу, но он помнил, что ему нельзя пачкаться. Он стоял и смотрел, пока не прибежала мама малыша.

Вот она моральная дилемма. Вова отлично усвоил запрет и не нарушил его. Наверно, это хорошо. Возможно, это то, чего хотел папа. Но в данном случае все-таки было бы нормально, по-человечески помочь малышу, даже с риском испачкаться. Но страх оказался сильнее.

Происшествие заметила мама Вовы, которая гуляла с ним. Она была расстроена поступком (точнее, бездействием) Вовы и подошла к нему с вопросом: «Вова, почему ты не помог малышу?». «Мама, я хотел помочь, но папа запретил мне пачкаться», — ответил Вова со слезами в голосе.

Вова понимал, что надо помочь малышу. Он понимал, что поступает неправильно. Но он также боялся наказания.

Можно ли наказывать ребенка?

Наказывать детей можно, если вы хотите, чтобы ребенок жил строго по вашим указаниям, не учился принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Наказывать детей можно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок жил в страхе перед вами и наказанием, чтобы всю свою дальнейшую жизнь он помнил те моменты, когда его наказывали.

Наказывать детей можно, если вы хотите, чтобы самым ярким впечатлением вашего ребенка были не радостные моменты, а моменты наказания.

Наказывать детей можно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок всю жизнь благодарил вас за розгу, а не за то, что вы дали ему жизнь, воспитали в заботе и любви.

Какой же вывод мы можем сделать? Самый простой способ установления границ — это физическое наказание ребенка. А вот воспитание — это, конечно, более сложный путь. Какой путь выбрать — вам решать.

Начали мы с пословицы «пожалеешь розгу, потеряешь ребенка». Но есть и другие пословицы и поговорки: «Наказывать легче, чем воспитывать», «Верная указка — не кулак, а ласка», «Побои мучат, а не учат», «Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью», «Не штука проучить, а штука научить».

Почему нельзя бить детей и как правильно воспитывать ребенка

Постутопия

15 июня 2021

Читайте нас в Телеграме

ПО МНЕНИЮ РОСКОМНАДЗОРА, «УТОПИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТОМ ЦЕНТРА «НАСИЛИЮ.НЕТ», КОТОРЫЙ, ПО МНЕНИЮ МИНЮСТА, ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Почему это не так?

Кратко

Многие родители не видят «ничего такого» в воспитательных шлепках, толчках и подзатыльниках. Часто они даже забывают, что применяли их к своим детям — в воспитательных целях, в шутку или от раздражения. Битые дети, напротив, все запоминают, и такой воспитательный процесс сильно отражается на их дальнейшей жизни. «Утопия» рассказывает, как дети воспринимают грубые методы воспитания и как этого избежать.

«Я помню, как за детские проступки, грубость и вранье мама сурово наказывала меня. В ход шли ремень, повышенный тон с криками и запугивания “дома ты получишь”. Наверное, она делала это из-за незрелости: ей было двадцать, когда я родилась», — рассказывает Анастасия. Сейчас девушке 25 лет, и она говорит, что насильственный опыт сказывается на всей ее жизни. В том числе это сильно подрывает самооценку, и к двадцати двум годам «она была ниже плинтуса».

На собственном примере она объясняет, что физическая боль и страх ничему не учат ребенка: «От слов, что, если не съешь суп, за тобой придет волк, супа сильнее не хотелось». Анастасия убеждена, что так воспитывать ребенка нельзя, а любую ситуацию можно решить с помощью диалога.

«Сейчас я не выношу крик в свой адрес и каждый раз плачу, как будто мне снова пять. Также я столкнулась с физическим насилием и в отношениях. Казалось, что я заслуживала этого, как в детстве, когда получала ремнем. Ребенком я решала проблему просто — прятала от мамы ремни и скакалки. Во взрослом возрасте потребовался психолог».

Почему родители бьют детей

Причины физического насилия над детьми кроются в эмоциональном истощении, выгорании, послеродовой депрессии, стрессе ухаживающего родителя, объясняет психолог по работе с проблемой насилия Наира Парсаданян. «Родитель позволяет себе сорваться сначала на крик в адрес ребенка. Вскоре этого становится недостаточно, чтобы высвободить внутреннее напряжение, и взрослый переходит к физическому насилию», — добавляет она.

Некоторые уверены, что действуют в интересах ребенка — сейчас обойтись малой кровью, чтобы потом ребенок вырос хорошим человеком. Например, бьют за плохие оценки, чтобы помочь вырасти успешным начальником.

Другие воспринимают шлепки по рукам и по губам, щипки и подзатыльники как инструмент воспитания, причем с моментальным эффектом: если ребенок сует руки в рот, по этим рукам надо ударить, и проблема решится. При этом шлепать детей в воспитательных целях законодательно запретили в 57 странах, начиная со Швеции в 1979 году.

Бывает, что родители срываются от безысходности, нищеты или по-пьяни, добавляет клинический психолог, кандидат психологических наук кафедры детской психиатрии и психотерапии РМАПО Елена Морозова. Дети получают затрещины и синяки не потому, что их хотели наказать, а потому что попадаются под руку. Дело не в проступке, а в количестве накопившихся неоправданных ожиданий. Хотя и в таких случаях шлепки и крики — насилие, которое нарушает границы личности.

Также взрослые могут воспринимать шлепки или щипки как шутку — дать подзатыльник или ударить по попе. «Ребенок и это воспринимает как насилие, но не может об этом сказать. Он чувствует боль и видит смеющегося родителя, он плачет, а родитель продолжает смеяться — это вызывает когнитивный диссонанс, из-за которого ребенок связывает понятия “боль” и “норма” в прочный узел», — говорит Парсаданян.

Кроме того, предпосылками к насилию могут становиться бедность, маргинализация семьи, культурологические особенности, в том числе конфессиональные. «Телесная дисциплина» нередко переходит из поколения в поколение как традиция семейного уклада, когда взрослый не понимает, что бить ребенка нельзя. Наказания могут быть тесно закреплены в обществе: как дома, так и в школе и детском саду.

Как наказания влияют на детей

Любое насилие может быть травматичным для ребенка, даже «невинный шлепок» или легкий подзатыльник. Американские ученые доказали, что мозг ребенка одинаково реагирует на тяжелые и легкие формы насилия. Физическая боль не играет большой роли — в наказаниях такого рода травмирует сам факт, что ребенка бьет родитель, даже если боль от этого меньше, чем от разбитых на улице коленок или синяков, полученных в драке со сверстниками.

Родитель в мире ребенка играет роль любящего защитника, поэтому насилие с его стороны особенно травмирует, объясняет Парсаданян. Ребенок начинает себе объяснять, что его любимый человек — родитель — не может быть плохим, а значит плохой он сам. Во взрослой жизни эти мысли, вкупе с желанием доказать себе и родителям, что он чего-то стоит, приводит человека к серьезным проблемам с самооценкой — завышенной или заниженной, — депрессиям или трудоголизму, невозможности строить здоровые дружеские или романтические отношения.

В зависимости от темперамента униженный в детстве шлепками ребенок может пойти по двум путям:

«Комплекс жертвы» — человек решает, что он ничего не достоин и ему не стоит даже пытаться что-то делать;
«Синдром отличника» — человек не может быть доволен, если не сделает все лучше всех, и предпочитает не добиваться ничего, если есть риск неудачи.

Уровень последствий, по словам Парсаданян, зависит от частоты «воспитательных шлепков». Бывает такое, что родитель один раз ударяет ребенка и сам очень сильно этого пугается.

Иллюстрация: Анастасия Лукашевич /«Утопия»

Если родители хотят вырастить счастливого ребенка, то шлепки, подзатыльники и другие виды насилия недопустимы, говорит Морозова. Ребенок, подвергающийся даже легкому насилию, постоянно находится в стрессе. Это проявляется в переменах эмоционального состояния, раздражительности, замкнутости, пугливости, состоянии страха и неуверенности, а также расстройстве сна и потере внимания.

Ребенок может сформировать мнение, что насилие — норма жизни, проявлять агрессию к другим, участвуя в формировании порочного насильственного круга: дед бил отца, отец бьет сына. Однако даже выросший в условиях насилия человек может разорвать круг и в противовес пережитому опыту применять к своим детям только ненасильственные методы.

Как правильно воспитывать детей

Марина — мама одиннадцатилетней девочки — приводит личный пример ненасильственного воспитания. Своими настольными книгами она считает работы знаменитых психологов Юлии Гиппенрейтер и Людмилы Петрановской.

Марина называет себя «создателем генеральной линии партии в семье». В первую очередь она категорически отказывается от наказаний, морального и физического насилия. «Как человек, который познает мир, может безошибочно выполнять все требования? В конце концов, она выросла не только для того, чтобы делать, что от нее хотят».

Ненасильственные методы не предполагают вседозволенности. Марина считает, что ребенку важно пробовать совершать ошибки, а родителю — предупреждать о возможных результатах: «Этот лего надо убрать, я еще два раза об этом напомню, а на третий уберу сама в специальный мешочек и заберу». Исключение, подразумевающее категорические запреты, — ситуации-угрозы личной безопасности.

Саму Марину воспитывали «методами классической советской патриархальной семьи»: ответственность за воспитание лежала на маме, и из-за нехватки сил, терпения и времени случались подзатыльники, крики. Пережитые эпизоды физического воздействия ее до сих пор обижают — это невозможно проглотить и переварить без последствий.

Марина постепенно приобщила к этим методикам мужа, который поначалу не хотел отказываться от наказаний — тревожила потеря контроля. Психолог Наира Парсаданян поясняет, что физическое наказание — самый легкий способ добиться желаемого результата и выместить свой гнев.

В ситуации, в которой родитель чувствует позыв ударить ребенка, ему нужно в первую очередь напомнить себе, что он взрослый и должен отвечать за свои поступки. «В любой ситуации можно сдержаться. Это вопрос самоконтроля и понимания, что ребенок — это маленькое существо, которое не несет ни за что ответственности», — объясняет она.

Елена Морозова отмечает, что ребенок капризничает не потому, что плохой, а потому что родитель что-то делает не так. Плохое поведение часто начинается от недосыпа, голода, усталости или информационного обилия — это не повод воспитывать физически. Важно приводить ребенка в зону комфорта.

Физическое воздействие недопустимо даже в ситуациях, когда ребенок или подросток намеренно доводят родителя до края. В ситуациях, когда не работают никакие ненасильственные методы воспитания, лучшее решение — это дистанцироваться, считает Парсаданян. Уйти в другую комнату, подышать воздухом, заняться йогой или медитацией, сунуть запястья или голову под холодную воду.

В подростковом периоде все сложнее, надо учитывать много факторов: от возраста и темперамента до личных особенностей. Если ребенок может прямо сейчас сбежать из дома, связаться с плохой компанией и поставить свою жизнь под угрозу — имеет смысл не выпустить его из дома. Однако и такое поведение подростка — последствие не сформированной в детстве договорной системы ответственности: ребенку либо слишком многое запрещали, либо слишком баловали.

Если ребенок уже не воспринимает родителя как авторитет, ненасильственные методы не работают, а поведение только ухудшается, Парсаданян советует идти к семейному психологу или отправить ребенка к детскому специалисту. Также могут помочь книги об осознанном родительстве, чтобы изучить матчасть и, возможно, понять своего ребенка.

Когда дисциплина становится насилием?

В этой статье

  • Законно ли шлепать вашего ребенка?
  • Может ли родитель быть арестован за избиение или дисциплинарное взыскание ребенка?
  • Законно ли оставлять следы или синяки на ребенке после наказания?
  • Считается ли жестоким обращением шлепание ребенка?
  • Законно ли наказывать ребенка ремнем или другим предметом?
  • Законны ли телесные наказания?
  • Родительская дисциплина или жестокое обращение с детьми?

Некоторые виды физических действий явно оскорбительны. Взрослый ни в коем случае не может подвергать ребенка сексуальному насилию, давать ребенку незаконные наркотики, сжигать или душить ребенка. Однако грань между воспитанием детей и жестоким обращением с детьми не всегда так очевидна.

Например, многие семьи твердо верят в шлепки как средство наказания. Другие семьи считают, что порка — это форма жестокого обращения с детьми. В большинстве штатов нет закона, запрещающего порку, но вместо этого они полагаются на свои законы о жестоком обращении с детьми, чтобы определить, перешел ли конкретный случай грань между дисциплинарным взысканием и жестоким обращением.

Законно ли шлепать вашего ребенка?

В большинстве штатов родителям не запрещается шлепать своих детей. Однако во всех штатах есть законы, определяющие жестокое обращение с детьми. Если родитель обвиняется в жестоком обращении с ребенком, потому что он или она ударил ребенка, то судья или присяжные должны будут решить, являются ли действия родителя жестоким обращением, на основании закона штата применительно к фактам конкретного дела.

Может ли родитель быть арестован за избиение или дисциплинарное взыскание ребенка?

Ответ на самом деле зависит от того, можно ли квалифицировать действие как злоупотребление или нет. Существуют федеральные законы и законы штатов, которые определяют жестокое обращение с детьми, и если действия родителей соответствуют определению жестокого обращения с детьми, то возможно возбуждение уголовного дела.

Закон о предотвращении и лечении жестокого обращения с детьми (CAPTA) представляет собой набор федеральных законов, устанавливающих минимальные правовые стандарты, которым каждый штат должен следовать в своих собственных законах о жестоком обращении с детьми. Государства могут дополнять эти стандарты, но не могут иметь меньше средств защиты, чем этот базовый уровень.

Закон по существу требует, чтобы каждый штат признавал жестокое обращение и пренебрежение не только действиями опекунов, но и бездействием, когда это приводит к целому ряду последствий от смерти до физического или эмоционального вреда. Любое действие или бездействие, которое может представлять неизбежный риск причинения серьезного вреда, может быть признано жестоким обращением с детьми в дополнение к любым законам штата, касающимся жестокого обращения с детьми.

Законно ли оставлять следы или синяки на ребенке после наказания?

Если отметины или кровоподтеки причиняют необратимый вред ребенку, вероятность уголовного преследования может быть выше. Степень дисциплины может пересекать линию жестокого обращения с детьми в соответствии с федеральным законодательством или законодательством штата. Индивидуальные обстоятельства каждого дела оцениваются правоохранительными органами и органами прокуратуры на предмет возбуждения уголовных дел. Конечно, если наказание достигает уровня длительного физического и психологического вреда, то есть, по большинству определений, жестокого обращения с детьми.

Является ли шлепание ребенка жестоким обращением?

Во многих штатах, которые строго следуют только правилам CAPTA, быстрые действия физической дисциплины, которые не оставляют долговременного ущерба или других видов серьезного вреда, не подпадают под определение жестокого обращения с детьми. Быстрая пощечина или порка, например, обычно разрешены законом.

Законно ли наказывать ребенка ремнем или другим предметом?

Продолжительное физическое воздействие или интенсивная сила с использованием всей взрослой силы, которая может включать в себя ремень или другой предмет, или даже сжатый кулак в отношении ребенка, с большей вероятностью могут пересечь грань между дисциплиной и жестоким обращением. Если ребенок получает травму от силы или она оставляет другие долговременные последствия, это может считаться оскорбительным наказанием.

Законны ли телесные наказания?

Телесное наказание – это преднамеренное причинение боли с целью наказать человека за его или ее действия и научить этого человека не делать этого впредь. В Соединенных Штатах телесные наказания чаще всего относятся к физической дисциплине детей в школьной среде. Около половины всех штатов, включая Калифорнию и Массачусетс, запретили телесные наказания.

Однако во многих штатах телесные наказания остаются законными. Телесные наказания, кажется, наиболее распространены в южных штатах, таких как Флорида и Миссисипи. В этих штатах разрешены телесные наказания, как и родительская физическая дисциплина, но право применять телесные наказания не безгранично. Администрация школ, учителя и другие взрослые должны по-прежнему соблюдать законы штата о жестоком обращении с детьми.

Это родительская дисциплина или жестокое обращение с детьми?

Физическая дисциплина детей является предметом горячих споров в Соединенных Штатах. Некоторые родители считают, что это эффективное средство дисциплинирования своих детей, а другие родители считают это жестоким. Закон не запрещает всех видов физической дисциплины детей, но устанавливает ограничения и направлен на защиту детей от жестокого обращения с детьми.

Где в Америке разрешено бить ребенка

Большинство американцев могут согласиться с тем, что Адриан Петерсон перешел черту, когда ударил своего четырехлетнего сына хлыстом, оставив порезы и рубцы на ногах мальчика. Но линия за то, что представляет собой незаконное поведение, когда речь идет о нанесении ударов родителями своим детям, регулируется различными правилами по всей стране.

Похоже, в то время Петерсон искренне верил, что не оскорбляет своего сына. В конце концов, бить ребенка разрешено во всех пятидесяти штатах США и округе Колумбия. Штаты сильно расходятся во мнениях относительно того, что именно разрешено.

В штате Делавэр, например, закон штата запрещает родителю бить ребенка сжатым кулаком. Но в Оклахоме такого явного запрета не существует. Там закон разрешает родителю бить ребенка выключателем при условии, что родитель применяет только «обычную силу».

Многое зависит от усмотрения прокуратуры. И в Аризоне, и в Алабаме разрешено применение «разумной и уместной физической силы», но то, что является «разумным и уместным» в каждом штате, зависит от существующего прецедентного права и толкования судей. Тот факт, что в Луизиане не упоминается порка, но допускается «разумная дисциплина», которая не «серьезно угрожает» здоровью ребенка.

«Это очень сложный вопрос», — сказал TIME директор Центра по делам детей и права Американской ассоциации юристов Говард Дэвидсон. «Лично я предпочитаю, чтобы родители знали, что говорит закон о том, что они могут и чего не могут делать, и просто сказать «разумно» не дает много указаний», — сказал он.

В Техасе телесные наказания становятся жестоким обращением с детьми, когда они «приводят к существенному вреду ребенку». На практике в Техасе это означает физическую травму, оставляющую след, например, кровотечение и синяк, как, по-видимому, сделал Петерсон.

Закон в этом штате четче, чем в некоторых других, определяет, когда порка становится жестоким обращением с детьми. Этот стандарт — когда шлепок оставляет след — распространен во многих штатах, но то, что именно является «следом», не всегда означает одно и то же. В штате Мэн, например, телесные наказания являются законными, если они приводят «не более чем к кратковременному дискомфорту или незначительным временным следам». Грузия просто запрещает любые «физические травмы», но и здесь то, что это означает, во многом остается на усмотрение судей и прокуроров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *