Характеристика отношений в семье: Отношения в семье, какие могут быть – характеристика. Виды взаимоотношений в семьях

Об отношениях в семье.

Детско-родительские отношения

Дети и родители… На первый взгляд их связь кажется неразрывной и гармоничной, а ключевыми характеристиками являются взаимная любовь и принятие. Но так ли это на самом деле? Почему в одной семье детей любят по-разному? От чего это зависит? Попробуем исследовать эту тонкую материю – взаимоотношения детей и родителей.

Множество психологических теорий исследуют детско-родительские отношения и обращают внимание на их чрезвычайную значимость для развития ребенка. Первой научной теории, исследовавшей детско-родительские отношения был психоанализ. З.Фрейд, А.Фрейд, К.Юнг и др. обратили внимание на то, что от отношения родителей зависит способ прохождения ребенком всех этапов развития. Значимость построения гармоничных отношений родителей с ребенком, по мнению психоаналитиков, возрастает к трем годам жизни ребенка и определяет его развитие вплоть до достижение им личностной зрелости (примерно до 16-17 лет).

Дж. Болби полагал, что в основе формирования детско-родительских отношений лежит качество привязанности, возникающее между матерью и ребенком. Тип привязанности ярко проявляется у ребенка уже в возрасте полутора – двух лет. В западных странах тест на определение привязанности проводит врач или семейный психолог. Ребенок вместе с матерью находятся в комнате с новыми, интересными для малыша игрушками. Когда ребенок увлечется игрушками, мать по сигналу психолога незаметно покидает помещение. Реакция малыша на потерю матери может быть различной: от горького плача до полного равнодушия. Именно реакция малыша на потерю, а затем и встречу с матерью служит основанием для определения типа привязанности. Надежный тип привязанности является основой для формирования гармоничных детско-родительских отношений.

Интересно, что родительские установки формируются еще до рождения ребенка. Большое значение играет то, какие детско-родительские отношения складывались в их семье, как относились к ним биологические родители, часто можно увидеть эффект переноса, когда родители воспроизводят (проигрывают) по отношению к собственным детям ту же модель взаимоотношений, которая присутствовала в их родительской семье.

Существуют и объективные факторы, влияющие на становление родительских установок, так, например, длительное отсутствие детей, как впрочем, и поздняя беременность чаще других формирует гиперопеку, проблемы с вынашиванием ребенка, угроза выкидыша, слабое здоровье ребенка при рождении нередко провоцируют тревожно-мнительный тип воспитания. Нежелательная беременность вызывает проблемы с материнским принятием и любовью.

Дисгармония внутрисемейных отношений так же влияет на тип воспитания. Так, например, конфликты с членами семьи, неприязнь, развод приводят к нарушению отношения к ребенку, особенно, если он внешне или внутренне (его характер, привычки) напоминает родителю об объекте неприязни.

Свойства высшей деятельности, внешность, состояние здоровье ребенка, его привычки, способности и многое другое – все это в итоге в той или иной степени оказывает влияние на отношение к нему родителей.

Э. Эдеймиллер и В. Юстицкис, изучая причины формирования акцентуаций характера у подростков, проявлению дисгармоничного характера, обратили внимание на типы семейного воспитания. В классификации этих психологов выделено 5 типов.

Потворствующая гиперпротекция.

Характеристика типа воспитания. В этой семье родитель чрезмерно потакает желаниям ребенка, чрезмерно заботится о нем, предъявляя минимум требований. Царит атмосфера вседозволенности и отсутствия родительского контроля. Ребенок стремится к лидерству, власти как в семье, так и в детских коллективах, но часто лидером не становится в силу отсутствия самостоятельности, умения брать на себя ответственность, инфантильности. Вследствие этого в общении со сверстниками возникают конфликты и ссоры.

Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель излишне волнуется за ребенка, задает вопросы: «Ты не устал?», «Тебе не холодно?», «Ты не голоден?». Ребенок при этом раздражается, родитель «сглаживает» ситуацию.

Жалобы родителя педагогам. Ребенка не ценят учителя, обижают другие дети, ребенок тяжело переживает ситуацию собственного неуспеха.

Проблемы семейного воспитания. Отсутствуют родительские требования, контроль, по сути родитель никак не представлен в паре, не влияет на воспитание, для ребенка не существует границ поведения.

На что обратить внимание. Важно, чтобы родитель смог высказывать свои чувства ребенку: «Я сержусь, когда ты…», «Я радуюсь, если ты…», «Я хочу, чтобы ты …» и др. Нужно обратить внимание на ситуации, когда у родителя возникает несогласие с действиями ребенка.

Доминирующая гиперопека.

Характеристика типа воспитания. Родитель уделяет обостренное внимание ребенку, присутствует мелочный контроль. По сути происходит подавление инициативы детей, авторитарное подавление самостоятельности. «Роботизация» семейного воспитания.

Ребенок безынициативен, нерешителен, не может постоять за себя. В подростком возрасте у ребенка проявляются протестные реакции. Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель предъявляет обилие требований ребенку: «Так! Стой здесь!», «Надень шапку», «Поздоровайся». Во всех ситуациях родитель берет инициативу на себя, мнением ребенка не интересуется.

Жалобы родителя педагогам. Ребенок грубит, дерзит, капризничает и др. В подростком возрасте родители жалуются, что ребенок «отбился от рук», «предпочитает проводить время вне дома». У маленьких детей появляется тревожность, страхи. У подростков – склонность брать деньги, вещи из дома (как некая компенсация отсутствия родительской любви), совершать побеги.

Проблемы семейного воспитания. Отсутствует родительская любовь и безусловное принятие. Родитель всегда знает, что нужно ребенку, принимает решения за него. Ребенок не представлен в паре со своими желаниями, потребностями.

На что обратить внимание.

Создавать условия для осознания ребенком своих желаний, для этого можно задавать вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Согласен ли ты с этим?», «Чем будешь заниматься?». Необходимо у родителя развивать эмпатию по отношения к ребенку, попросить ответить на вопросы: «Как Вам кажется, что чувствует ребенок в этой ситуации?», «Как Вам кажется, хочется ли этим заниматься ребенку?», разговарить с ребенком, интересоваться его мнением.

Симбиоз.

Характеристика типа воспитания. Разновидность гиперопеки. Родитель стремится привязать ребенка к себе, удержать его рядом, лишить его самостоятельности. Родитель (чаще мать) испытывает тревогу, когда возникает ощущение, что ребенок хочет отдалится от него, например, появление друзей, подростковый возраст, отъезд ребенка в лагерь, санаторий, на обучение.

В семье царит гармония – любовь, принятие, пара кажется идеальной, родитель и ребенок понимают друг друга без слов, в разговоре часто дополняют друг друга.

Частое употребление местоимения «мы».

Жалобы родителя педагогам. Родитель выражает тревогу по поводу адаптации ребенка, жалобы на то, что ребенок отдаляется, у него появляются «секреты» и «тайны». У ребенка отсутствуют друзья (на самом деле родитель заменяет друзей).

Проблемы семейного воспитания. Нет границ между партнерами, непонятно, кто что чувствует на самом деле. Есть «мы», а не «я» и «ты».

На что обратить внимание. Родителям необходимо понять, что все люди на земле разные, у каждого из них свои интересы и потребности, это не повод для драмы, а повод для взаимодействия. Важно поддерживать проявления собственных желаний и родителя, и ребенка, накапливать опыт осознания различий и их принятие.

Эмоциональное отвержение.

Характеристика типа воспитания. Отношение родителей характеризуются игнорированием потребностей ребенка, иногда жестким обращением с ним. Появляется глобальное недовольство ребенком, постоянных выговорах, отрицательных оценок, критичных замечаний. В паре отсутствует родительская любовь, принятие ребенка.

Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель часто раздражается, одергивает ребенка: «Отстань!», «И в кого ты такой?!», «Делай, как знаешь!». Родитель негативно оценивает то, что делает ребенок, бессознательно стремится избегать телесного контакта. Ребенок либо замыкается, либо отвечает неприятием родителей (чаще в подростком возрасте).

Жалобы родителя педагогам. Непослушание, глобальное недовольство ребенка. Жалобы на нарушение поведения: дерется, грубит, проявляет агрессию и пр.

Проблемы семейного воспитания. Родитель не видит реального ребенка, не воспринимает его. Негативные чувства к ребенку бывает связаны с другой фигурой (отцом, матерью, свекровью), ребенок выступает как поле для проекции родителя. Ребенок недостаточно проявляет себя как личность, скрыт от родителей. Иногда ребенок провоцирует негативные чувства родителей, используя это как способ привлечения внимания.

На что обратить внимание. Можно ввести запрет (пусть временный) на отрицательные оценки родителя. Поддерживать позитивные чувства по отношению к ребенку, помочь ребенку раскрыться во взаимодействии. Необходимо осознать, кому из членов семьи адресованы негативные чувства. Негативные чувства родителя формулировать в «Я-высказывании».

Повышенная моральная ответственность.

Характеристика типа воспитания. Повышенные требования к ребенку, которые не соответствуют его возрасту и реальным возможностям. На ребенка возлагают больше ответственности за других людей, чем он может вынести. Например, старшие дети в семье полностью выполняют родительские обязанности по отношению к младшим, старшим членам семьи. Иногда детей втягивают в решение сложных семейных проблем – принятия решения о разводе родителей, повторной женитьбе, смене работы и др. В такой паре родитель как бы выполняет роль ребенка – несамостоятельного, нерешительного, неумелого, а ребенок достаточно рано занимает роль взрослого.

У ребенка появляются невротические реакции, отказ брать на себя хоть какую-то ответственность, проявляется агрессия по отношению к объекту опеки.

Как тип воспитания проявляется внешне. Чаще проявляется в неполных семьях – реализуется установка «ты один теперь мужчина, тебе и решать», родители заняты карьерой, зарабатыванием денег – вся домашняя работа лежит на ребенке; проявляется в многодетных семьях вследствие загруженности родителей.

Жалобы родителя педагогам. Родители жалуются, что ребенок не держит обещаний, не выполняет обязанности, с которыми раньше справлялся. У ребенка формируется мотив отрицания «лучше ничего не делать».

Проблемы семейного воспитания. На ребенка возложено больше ответственности, множество домашних обязанностей, родитель при этом почти полностью освобожден от них.

На что обратить внимание. Родитель вместе с ребенком составляет перечень дел, за которые он отвечает. Обратить внимание на то, как разделена ответственность. При необходимости провести перераспределение.

Рассматривая типы семейного воспитания, хочется еще раз обратить внимание на две важные составляющие – это родительский контроль и родительская любовь, принятие. Гармоничный тип как раз характеризуется их оптимальным соотношением. Несмотря на сложность процесса формирования родительских установок, множественность факторов, определяющих их содержания, понимание родителем характера взаимодействия с ребенком, умение анализировать общение позволит изменить стиль семейного воспитания, осознать его сильные и слабые стороны.

7.Характеристика семейных отношений. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка. Культура отношений в семье.

Семейные взаимоотношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, ее микроклимат. Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский):

• диктат — доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи;

• опека — чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений; она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, по-

ступкам;

• мирное сосуществование — позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети — своей;

• сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).

Авторитет родителей — это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.

Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка:

• авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;

• авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;

• авторитет чванства — возвышение над окружающими, в связи со своим положением, в том числе и дома;

• авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к безукоризненному авторитету;

• авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенку;

• авторитет, любви — стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним;

• авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;

• авторитет дружбы — стремление создать с раннего возраста отношения с ребенком как с равным;

• авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.

Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой характер.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.  Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)  Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.   Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.  Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.  Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требовании

10 характеристик здоровых семей | Хизер Калупек

«Семья идет по золотому полю к амбару» Присцилла Дю През на Unsplash

В своей частной консультационной практике я работала со многими типами семей: приемными семьями, смешанными семьями, семьями с одним родителем, семьями с двумя матерями или двумя отцами, семьями с приемными родителями и семьями смешанных рас. Я видел бабушек и дедушек, выполняющих роль родителей. Я работал с семьями с приемными детьми, с детьми с особыми потребностями, нуклеарными семьями и расширенными семьями.

Независимо от типа семьи, в которой вы находитесь, есть определенные характеристики, которые отличают некоторые семьи с точки зрения общего счастья, здоровья и благополучия.

Например, здоровые семьи….

  1. Проводите время вместе с пользой: Это кажется очевидным, но в сегодняшнюю загруженную рабочую неделю это может быть трудно осуществить. Качественное время — это время, проведенное физически, эмоционально и мысленно в связи с семьей. Здоровые семьи намеренно уделяют другим членам семьи все свое внимание. Будь то выпечка печенья, игра в игру, совместное питание, посещение спортивного мероприятия или содержательная беседа, здоровые семьи наслаждаются обществом друг друга.
  2. Поддерживайте надлежащие границы: В своей книге «Близкие миры: как семьи процветают и почему они терпят неудачу» исследователь Маргарет Скарф описывает три типа границ, которые необходимы для оптимального функционирования семьи: граница себя, граница пары и граница семьи. Граница себя относится к способности человека идентифицировать себя как отдельного от других членов своей семьи. Здоровые семьи позволяют каждому человеку иметь свою индивидуальность, интересы, сильные и слабые стороны, а также способность говорить за себя. Граница пары между родителями и их детьми присутствует и в здоровых семьях. Это означает, что существует иерархия, в которой родители несут ответственность за обеспечение безопасности, структуры и удовлетворения потребностей своих детей. Наконец, граница между семьей , внешним миром и поколениями проницаема. Точно так же, как мембрана клетки, семьи со здоровыми границами позволяют присоединиться тем, кто растет и укрепляет семью (т. е. новому ребенку или невестке), сохраняя при этом чувство защищенности и защищенности для членов в целом. Кроме того, здоровые семейные границы позволяют членам семьи покинуть семью, чтобы вести взрослую жизнь, не опасаясь вины или измены. Короче говоря, границы служат правилами, определяющими, к чему относятся люди, что они должны делать и в каком конкретном случае. Они обеспечивают определенную предсказуемость поведения членов семьи.
  3. Испытайте эмоциональную близость: Так же, как и время, здоровое общение кажется простым и важным для нормального функционирования семьи. Члены здоровых семей общаются в спокойной, уважительной манере, в которой они могут безопасно делиться различными чувствами, переживаниями и идеями, не опасаясь отказа или увольнения.
  4. Поделись обязательством перед семьей: Слышали ли вы фразу «Сумма больше, чем ее части?» В здоровых семьях люди осознают, что здоровье семьи в целом составляет зависит от здоровья каждого члена семьи. Члены этих семей выполняют обещания, защищают друг друга и уважают роль друг друга в семье. Здоровые семьи стремятся к успеху каждого уникального члена семьи, поскольку это необходимо для благополучия всей семейной системы.
  5. Экспресс-подтверждение, поощрение и привязанность: Здоровые семьи с готовностью выражают друг другу благодарность и делятся словами поддержки в трудные времена. Члены семьи чтят уникальные дары, таланты и способности друг друга своими словами и действиями. Они служат чирлидерами вместо того, чтобы конкурировать друг с другом за внимание. Эти семьи с готовностью проявляют физическую привязанность, заботясь друг о друге во время болезни, обмениваясь объятиями или рукопожатиями и выражая свою искреннюю любовь к каждому человеку.
  6. Иметь общую духовность: Для христиан это означает молиться, поклоняться Богу, читать Священные Писания, служить другим и поддерживать отношения с Иисусом Христом всей семьей. Для нехристиан общая духовность может включать времяпрепровождение на природе, занятия йогой или медитацией, обсуждение философии и смысла жизни… вместе. Эта общая духовная связь очень важна и служит моральным компасом, соединяющим членов семьи с чем-то большим, чем они сами, и друг с другом.
  7. Свобода ошибаться и получать прощение: Участники могут совершать ошибки и пробовать что-то новое, не нарушая семьи. Пытаетесь ли вы попробовать себя в новом виде спорта в средней школе, разбиваете семейный фургон или устраиваетесь на работу в новом городе, есть ощущение, что ничья ошибка не является слишком серьезной для семьи. Для того чтобы эта свобода существовала, члены семьи проявляют благодать к ошибкам друг друга, предлагая прощение в моменты сокрушенности и покаяния.
  8. Традиции, ритуалы и общие истории: В здоровых семьях есть традиции, связанные с праздниками, днями рождения и важными событиями, а также общие истории стойкости. Будь то благословение новых детей, рожденных в семье, посвящение юношей во взрослую жизнь или пение одних и тех же песен на свадьбах — эти традиции связывают семьи друг с другом, укрепляют семейные узы и обеспечивают каждому члену семьи определенную цель. .
  9. Своевременное управление кризисами и конфликтами: Здоровые семьи рассматривают конфликты и разногласия как неизбежные составляющие совместной жизни и процветания. Эти семьи справляются с кризисными ситуациями спокойно и уважительно, предоставляя каждому человеку возможность и говорить, и слушать. Когда возникают разногласия, они своевременно выявляются и решаются, вместо того чтобы позволять возникать напряжению, гноиться гневу или заметать проблемы под ковер из поговорки.
  10. Делитесь чувством юмора: Здоровые семьи смеются вместе. Они радуются друг другу и не воспринимают вещи слишком серьезно. Это общее чувство юмора, радости и легкости, которые помогают семьям оправиться от трудных времен.

Независимо от того, какая у вас семья, я надеюсь, что на этой неделе вы сможете хорошо провести время с теми, кого любите. Найдите время, чтобы начать традицию, рассказать старую историю, обнять друг друга, помолиться вместе, предложить прощение или поделиться смехом — я могу гарантировать, что это принесет здоровье вашей семье.

Первоначально опубликовано по адресу witwisdomwellness. kaloupekcounseling.com .

Шесть черт крепких семей

Категории

Особенности HDFS

Когда речь идет о здоровой семейной динамике, полезно учиться на положительных моделях.

Когда речь идет о здоровой семейной динамике, полезно учиться на положительных примерах. Вместо дефицитарного подхода (подчеркивания того, что «не так» в семье), более продуктивный и устойчивый подход заключается в подчеркивании сильных сторон семьи.

По словам Денниса Линна, доктора философии, который преподает человеческое развитие и семейные науки в Университете штата Орегон – Cascades, Исследовательский проект «Сильные стороны семьи» – это исследовательская работа, которая дает ценную информацию о чертах здоровых семей.

«Я часто говорю своим ученикам, что большинство людей хотят иметь крепкую семью. Это хорошая цель, но немного расплывчатая», — говорит Деннис. «Это исследование напоминает нам о шести конкретных областях, на которых мы можем немедленно сосредоточиться, стать более осведомленными и активно участвовать в укреплении наших семей».

Деннис участвовал в этом исследовании в рамках своей докторской диссертации в Университете Небраски. Опросник сильных сторон семьи использовался тысячами семей в более чем 25 странах мира и выявил шесть общих тем:

  1. Крепкие семьи выражают признательность и привязанность . Они говорят позитивно и утвердительно и выражают любовь друг к другу.
  2. Крепкие семьи крепко привязаны друг к другу . Они глубоко привержены содействию счастью и благополучию друг друга и демонстрируют свою приверженность, вкладывая время и энергию в семейные дела.
  3. Крепкие семьи весело проводят время вместе . Им нравится быть вместе, и они знают, что если они не расставят приоритеты и не запланируют время вместе, этого не произойдет. Иногда любовь пишется t-i-m-e.
  4. Крепкие семьи эффективно справляются со стрессом и кризисом . Они не застрахованы и не освобождены от трудных дней и сложных ситуаций, но они разрабатывают стратегии, чтобы сплотиться, а не развалиться.
  5. В крепких семьях чувствуется духовное благополучие . Каким бы ни было выражение их духовного образа жизни, в них есть постоянные темы руководящих ценностей и этики, а также приверженность важным делам.
  6. Сильные семьи имеют эффективные и позитивные модели общения . Они разговаривают друг с другом и слушают друг друга, и у них могут быть определенные основные правила того, как они общаются уважительно и с любовью.

«Хотя, безусловно, существуют более сложные и изощренные модели успешных, здоровых и устойчивых семейных взаимодействий, я возвращаюсь к этому простому и простому подходу, — говорит Деннис.

Эти шесть черт помогают распознать сильные стороны, которые уже могут быть в наличии, добавляет он, и обеспечивают отправную точку для развития новых сильных сторон.

«Иногда нам просто нужен легкий толчок, простое напоминание об основных сильных сторонах и стратегиях, которые помогут нашим семьям процветать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *