Грех блуда в православии: О любви и блуде / Православие.Ru

Анатомия блуда

Сайт Горловской епархии

Можно ли совладать с блудной страстью? Почему святые отцы считают, что блуд страшнее убийства? Аскеза — это только для святых? Протоиерей Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки, размышляя о природе блуда, ответил на эти вопросы.

У слов «блуд» и «заблудиться» один корень. Заблудиться может тот, кто потерял дорогу, какие-то ориентиры и не знает, куда идти. Когда мы употребляем это слово как название греха против седьмой заповеди, то оно указывает и на духовное состояние человека.

В чём вообще проблема?

От всех остальных грехов блуд отличается тяжестью духовного состояния и последствий. По словам святителя Иоанна Златоуста, блуд делает людей бесчестными, нищими, смешными и презренными у всех людей, — делает то, что свойственно делать врагам; а часто он ввергал в болезни и опасности; многие же и погибли. Нередко он приравнивается к убийству. В отличие от собственно убийства, блуд уничтожает не только тело, но и душу человека, причём его губительное действие начинается именно с разложения сознания и души. «Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого», — утверждает преподобный Симеон Новый Богослов.

Святитель Григорий Нисский, сравнивая грех блуда с убийством, говорит о том, что от убийства страдает только одна сторона — жертва, при этом человек погибает физически, а его душа остается живой. Вина ложится на плечи преступника, совершившего убийство. В случае же нарушения седьмой заповеди ситуация с духовной точки зрения образует ещё более страшную картину. Во-первых, ответственность за совершение такого греха распространяется как на его инициатора, так и на того, кто поддался соблазну. Во-вторых, вред наносится не только телу человека, но и его бессмертной душе.

«Блуд есть такой порок, от которого должно бежать более, чем от других. Другие злые виды греха, по-видимому, щадят тело совершающих, и сделанное останавливается только на том, кого коснулось дело, например, в грабежах терпят вред только ограбленные, в пороке зависти сила страсти обрушивается только на тех, коим завидуют; в клеветах, если им верят, опять опасность только для оклеветанного; в убийствах несчастье убитому; и если кто обратит внимание на последствие всех неправых дел, тот найдет, что неправо поступающие получают прибыль, а вред терпят претерпевающие неправду. Но прелюбодеяние не знает этого разделения, не отделяет дела подвергшегося ему от дела совершившего, но наносит вред обоим вместе, соединяя блудника и блудницу общим союзом осквернения, и обесчестивший тело подвергается одинаково бесчестию с обесчещенным. Убийцы, умерщвляя, случается не умирают вместе с убитыми; осквернивший же тело и сам сопричастен осквернению» (свт. Григорий Нисский).

Этой проблеме святые отцы в своих проповедях уделили большое внимание. Вот лишь некоторые примеры. В ветхозаветные времена совершивших такой грех всенародно предавали смертной казни: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; …обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 22:22-24). Двадцатая глава книги Левит полностью посвящена этой теме: «Да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:11). Даже с убийцами в некоторых случаях поступали снисходительнее.

Святые отцы о блуде:

Блуд — не брак, и даже не начало брака. Посему если возможно, чтоб вступившие в связь блудно, разлучались, то это всего лучше; если же они всемерно желают жить вместе, то пусть понесут наказание, но и получат дозволение, чтоб не было чего худшего (свт. Василий Великий).

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем (свт. Василий Великий).

Прелюбодейство… нарушает условие брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь (прп. Исидор Пелусиот).

Дух блуда не ограничивается тем, чтобы подвергнуть безчестию одного, к нему тотчас присоединяются товарищи; пиры, пьянство, постыдные рассказы и непотребная женщина, которая вместе пьет, одному улыбается, другого соблазняет и всех распаляет к тому же греху (свт. Григорий Нисский).

Блудник вредит сам себе, сам себя пронзает стрелой безчестия. Вор решается на воровство, чтобы питать тело, а блудник заботится об ограблении собственной плоти (свт. Григорий Нисский).

Неслучайно нравственность, супружеская верность, целомудрие считались залогом внутреннего благосостояния государства и здоровья нации. Нравственная распущенность ставила под угрозу существование целых народов, государств и империй. История полна такими примерами. Нельзя не упомянуть и об искалеченных судьбах, разбитых семьях, нежеланных детях, которых, если сразу не бросили, всю жизнь ненавидят. Всё это венчается горем и слезами.

 

Как становятся распутниками?

Нужно заметить, что ни один из грехов так легко не воспринимается человеком и в то же время не обрушивает на него такую лавину вреда, как блуд. Чтобы понять, с чем это связано, нужно проследить цепочку возникновения в человеке этого греха. На фоне общего падения нравственности сделать это с помощью частных примеров будет очень сложно, поэтому целесообразнее воспользоваться примером классическим. Для этого придётся снова обратиться к святоотеческому наследию.

Как и другие грехи, блуд просто так, сам по себе не возникает. Но, в отличие от всех остальных, его нельзя рассматривать как отдельную единицу или поступок — это духовное состояние, которое можно сравнить с тяжелой хронической болезнью. К сожалению, реалии современного мира заставляют человека с раннего возраста считать такое состояние нормальным. Если по отношению к неправде, воровству и убийству вырабатывается какой-то иммунитет, то здесь, наоборот, происходит привыкание.

Раньше старшие люди обращали внимание на поведение молодежи. Тех, кто вёл себя недолжным образом, называли распутными, распущенными. К таким людям относились с недоверием везде, сомневаясь в их честности и порядочности. Проблема современного общества состоит в том, что культура касается только слов и действий, а внутреннее наполнение души никого не волнует, а ведь именно там распущенность и кроется. Логика здесь простая: мыслей и желаний никто не видит и не слышит, а значит, можно думать о чём угодно и хотеть чего угодно. Но Тот, во Имя Кого мы крещены, не согласен с такой логикой: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28). Ему вторит святитель Иоанн Златоуст: «Не думай, что ты чист от греха, когда не совокупился с блудницею; ты пожеланием все уже сделал».

Огромную роль здесь играет умение человека держать свои чувства и желания в узде. Как же тогда быть со свободной волей? Это разве не дар Божий? Любым даром нужно уметь распоряжаться, иначе мы его утратим. Свободная воля для того и дана нам, чтобы свободно выбирать то, что полезно. В противном случае мы будем использовать её себе во зло. Очень интересно об этом рассуждает Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» — глава «Легенда о великом инквизиторе».

Очень часто мы не обращаем внимания на возникающие у нас мысли и желания. В то же время человеку свойственно стремление идею воплощать в реальность. Чем больше мы соприкасаемся с одним и тем же желанием, тем больше хочется его исполнить. Появляется своего рода мечта.

Когда хотим есть, то мысли только о еде, но едим мы когда положено. Кто-нибудь назовет нормальным обед в три часа ночи? Своё тело мы пытаемся приучить к дисциплине. Мало того, появление некоторых мыслей у нас считается признаком психического расстройства. Мысли о суициде, о поджоге собственного дома просто так, ради интереса, и прочий вздор мы даже не пускаем на порог своего сознания. Почему же тогда в этот разряд никто не ставит похотливые мысли и желания? — потому, что так легче и приятнее. Сейчас это не модно. «Что естественно, то не безобразно». А если будет модно без головы ходить, мы тоже будем подражать такой моде? Расслабиться и катиться с горки вниз всегда легче — но что там, внизу? Болото? Для того нам и даны зрение и ум, чтобы видеть, куда нас приведёт дорога, по которой идём. Против течения плыть всегда тяжелее, но только такой вариант — единственно верный.

 

Куда приводят мечты?

Бернардино Луини. Саломея с головой св. Иоанна Крестителя

Вседозволенность — это скорее о людях большого достатка, а вот потакать своим желаниям без разбора может начать каждый. Всё начинается с самого безобидного, но если в нужный момент не научиться говорить себе «нет», то чувства и желания делают сознание своим рабом. В эти дни мы вспоминаем один из таких печальных примеров — усекновение главы Иоанна Крестителя. Евангелия от Матфея (14:1-13) и от Марка (6:14-30) дают нам описание этого события. Царь Ирод, имея такую возможность, не отказывал себе ни в чём: ни в еде, ни в вине, ни в развлечениях. Совсем не научившись воздерживаться, он сделался рабом своих страстей. Затем он отобрал у своего брата Филиппа жену Иродиаду, жил с ней, утопая в роскоши, а вельможи называли это нормальным и во всём ему потакали. Только Иоанн Креститель не страшился и несколько раз приходил к нему во дворец, чтобы обличить его.

Ирод, хотя и боялся Иоанна как пророка и во многом слушал его, всё же заключил его в темницу — правда глаза колет. Более всех ненавидела и желала его смерти Иродиада. Наконец, выдался удобный для этого момент. Во время пира опьяневший Ирод даёт безумную клятву: подарить дочери Иродиады всё, чего та ни пожелает. Мать, пользуясь ситуацией, заставляет дочь просить в качестве подарка голову Иоанна Крестителя. «Царь опечалился, но ради клятвы и бывших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). Никогда ни в чём не отказывавший ни себе, ни Иродиаде, Ирод совершает казнь ни в чём не повинного человека. Если бы его ум не был помрачён развратом, разве он совершил бы такое преступление?

 

Как бороться?

Мы уже говорили о том, что практически каждый человек в той или иной мере может быть подвержен пагубному влиянию этой греховной страсти, поэтому борьба с ней будет равна борьбе с самим собой. Святые отцы делятся с нами таким опытом: «Матерь блуда есть объедение» (прп. Иоанн Лествичник), «откармливающий же тело без воздержания в ястии и питии измучен будет духом блуда» (свт. Феодор Едесский), «столп опирается на свое основаниё — и страсть блудная покоится на пресыщении (прп. Нил Синайский).

Святые о том, как бороться с этой страстью:

Четыре вещи возбуждают блуд в теле: излишний сон, излишнее употребление пищи, смех и шутки, и украшение в одеждах (прп. авва Исаия).

Если… ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждою, смиряясь пред всеми (прп. авва Исаия).

Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них (прп. Ефрем Сирин).

Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу (прп. Ефрем Сирин).

В твоей власти или накормить [демона блуда] непотребными делами, или с гневом обратить его в бегство молитвами, псалмопением, постом, бдением (прп. Нил Синайский).

У прп. Иоанна Кассиана Римлянина читаем следующее: «Исправление этого порока главным образом зависит от усовершения сердца, из которого, по слову Господа, исходит гной этой болезни: из сердца исходят помышления злые, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства (Мф. 15:19). Следовательно, сначала надобно очищать сердце, в котором находится источник жизни и смерти, как говорит Соломон: всяким хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Прит.  4:23). Ибо плоть подчиняется его произволению и власти, и потому с особенным усердием надобно соблюдать строгий пост, чтобы плоть, утучненная обилием пищи, противясь внушениям души, безчинствуя, не извергла своего правителя — духа. Впрочем, если мы всю важность будем поставлять только в укрощении тела, а душа не будет также воздерживаться от прочих пороков и не будет занята божественным размышлением и духовным упражнением, то мы никак не возможем взойти на самый верх истинной непорочности, когда то, что в нас есть главное, будет нарушать чистоту нашего тела. Итак, по словам Господа, нам надлежит прежде очищать внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность (Мф. 23:26)».

Никакого более верного пути здесь не придумать. Да, это прямой аскетизм. Можно, конечно, возразить, что это было актуально когда-то давно и для других, но разве те, кого мы сейчас называем святыми и кому молимся, не были обыкновенными людьми? Не подвергались влиянию страстей? Они смогли одержать над ними победу и делятся с нами проверенными рецептами. У нас есть все основания прикоснуться хотя бы к крупинке этого наследия.

Качество, противоположное греховной похоти — целомудрие. Это не просто содержание своих мыслей, чувств и тела в духовной чистоте, но состояние, когда они находятся в гармонии, работают согласно, как единое целое. Таким первоначально и был сотворён человек.

Сайт Горловской епархии

Грех блуда. Молитвы от блуда + практические рекомендации

Молитвы и практические рекомендации, как избавиться от блуда и помыслов

  • Что такое блуд в православии и почему это грех?
  • Последствия блуда
  • Как избавиться от блуда?
  • Прелюбодеяние и блуд в чем разница?
  • Блудные помыслы и как с ними бороться?

Что такое блуд в православии и почему это грех?

Блуд — это половые отношения между мужчиной и женщиной до брака. Для православного христианина блуд — это отступление от Божьих заповедей.

Часто современные люди, особенно молодежь, недоумевают — почему блуд является грехом, ведь никакого вреда другим людям не причиняется, вступающие в физическую близость приносят друг другу радость и наслаждение. Что здесь плохого?

Последствия блуда

Блуд кажется безвредным по причине того, что большинство последствий проявляются спустя месяцы и годы. Желание сиюминутного удовольствия, отрицание потенциальных проблем в будущем и отсутствие их в настоящем делают эту страсть крайне опасной для личности любого человека. Не смотря на это, последствия блуда более чем существенны.

Во-первых, если половой акт был незащищенным, всегда есть риск обрести совсем ненужные заболевания. Проверьте себя сами — сдаете ли вы анализы и просите об этом сексуального партнера перед каждым занятием сексом? 99,99% этого не делают — потому что это долго, дорого, и вероятность остаться без вожделенной близости огромные. Даже если это делать не каждый раз, кто даст вам гарантии что ваш партнер не вступает в половую связь с кем-то еще? Если такой гарантии нет — то риски заражения половыми инфекциями еще сильнее.

Во-вторых, при незащищенном половом акте всегда есть вероятность беременности. Готовы ли вы стать матерью и отцом, нести ответсвенность за себя, семью, ребенка? Тратить время на себя и друг друга гораздо меньше, и гораздо больше на ребенка? Есть ли у вас дополнительные средства и доход на его обеспечение? Если вы используете презервативы, то шансы забеременеть все равно остаются. К сожалению, молодые люди, не готовые к родительским обязанностям прибегают к современным способам прерывания беременности.

Аборт — страшное последствие блуда. Удивительно что законодательство многих стран карает за убийство взрослой личности, способной дать отпор, при этом разрешает тоже самое убийство но маленькой беспомощной личности. Кроме того аборт негативно сказывается на здоровье девушки, решившейся на него и на успешную беременность в будущем.

В-третьих, отсутствие навыка хранить чистоту тела и мыслей до брака будет сильно мучить любого человека вступившего брачный союз. Внутренние терзания, стыд за измену в мыслях, прокручивание в памяти постельных сцен из добрачной жизни, мечты и фантазии, не дающие покоя от просмотра эротических фильмов — гарантированные последствия блудной жизни. Нередко человек уступает в этой борьбе, итог — развод и разрушение семьи.

В-четвертых, блудный образ жизни приводит к тому, что в 30-40 лет не имея семьи и детей, человек часто ощущает себя одиноким. Как правило страсти с возрастом постепенно угасают, а желание иметь близких людей рядом, с которыми можно просто поговорить на любые темы, побыть рядом — становится все сильнее.

В-пятых, блуд и блудные помыслы изгоняют Святого Духа, лишая человека духовной поддержки и руководства в земной жизни.

Ключевая проблема в том, что человек живущий блудом зациклен на себе — на самоугождении. Даже если в постели такой человек желает доставить удовольствие другому, он делает это для того чтобы потому получить от другого признание насколько он хорош, чтобы потешить свое самомнение. Настоящая любовь — это в первую очередь отдавание, безвозмездное и бескорыстное.

Совершая грех блуда, человек отдаляется от Бога, показывая что он лучше Бога знает как устраивать свою половую жизнь. Блуд является следствием проявление гордыни. По факту человек ставит себя выше Бога, перестает доверять его советам (заповедям) о том как прожить счастливую и гармоничную жизнь.

Как избавиться от блуда?

Гордость и эгоизм проводят к возникновению страсти блуда.

Для того чтобы победить блуд, необходимо трудиться над приобретением противоположных гордости и эгоизму добродетелей — смирения и бескорыстной любви к ближним.

Кроме того, необходимо трудиться над приобретением целомудрия:

  • Избавиться от порнозависимости
  • Избавиться от рукоблудия

Прелюбодеяние и блуд в чем разница?

Прелюбодеяние — это супружеская измена, т.е. вступление в физическую близость на стороне будучи в браке. Блуд назывался ранее действием под названием «любодеяние». А действие превыше любодеяния по степени вреда себе и окружающим — прелюбодеяние, т.е. действие имеющее превосходную степень.

Грех блуда оказывает влияние оказывает влияние на вступивших в интимную близость людей. Грех прелюбодеяния затрагивает гораздо больше людей — супруга или супругу изменившего человека, детей.

Однако несмотря на то, что последствия прелюбодеяния выше в моменте, у греха блуда последствия в долгосрочной перспективе ни чуть не меньше. В большинстве случаев, люди живущие в блуде до брака, имеют огромные шансы на падение в грех прелюбодеяния в браке. И даже если это не происходит на физическом уровне — блуд продолжается в мыслях, в мечтах и фантазиях.

Блудные помыслы и как с ними бороться?

Блудные помыслы мучают современное человечество наверное так сильно, как никогда ранее.

Мужчины и девушки любых возрастов страдают от данной проблемы. Как правило блудные помыслы приходят обычно либо перед сном, либо во время бездействия (чаще безделья). Как бороться с бездельем все знают, а вот как выстроить систему защиты на время перед отходом ко сну — часто неочевидно. Именно этот вопрос и будет раскрыт в данной статье.

Причины, по которым блудные мысли постоянно посещают наши головы:

  1. Отсутствие качественного сна
  2. Отсутствие решительности в отказе от блудных мыслей и регулярной борьбе со страстями
  3. Наличие в памяти образов, картинок, фильмов

Для того чтобы отрегулировать качество сна необходимо:

  1. Минимум за 1 час до сна выключать экраны любых электронных устройства (телефон, планшет, ноутбук, пк, телевизор) — все что излучает свет с экрана монитора.
  2. Не есть минимум за 2 часа до сна.
  3. Последний прием пищи должен состоять из легкой пищи, перевариваемой за 1-2 часа (салаты, если белковая пища — то рыба, морепродукты, курица, индейка). Есть мясо на ужин запрещено (среднее время переваривания говядины — 5 часов, свинины — 8 часов) — мало того что вы долго не сможете уснуть пока еда будет перевариваться, она до конца все равно качественно не переварится — к утру получите тяжесть и закупоривание стенок кишечника белковой слизью, т.к. к проблеме сна прибавится еще проблема с жкт.
  4. Не пейте перед сном много жидкости, иначе не избежать ночных походов в туалет и долгого повторного засыпания.
  5. Проветрите помещение перед сном (10-15 минут достаточно), чтобы обогатить комнату кислородом. Следите за комнатной температурой (20-24 градуса оптимально) — засыпать в холоде и духоте сложнее.
  6. Спать нужно в поной темноте. Зашторьте все окна, если нет такой возможности — купить маску для сна, стоит она недорого.
  7. Сон не должен нарушаться посторонними шумами, иначе вы будете регулярно просыпаться, а при слабых шумах, даже если вы не просыпаетесь ваш мозг будет обрабатывать эту информацию и не отдохнет как следует. Приобретите в любой аптеке беруши, это позволит быстро и просто решить вопрос с шумом.
  8. Установите на компьютер программу f.lux. Выберите в настройках ваш город. Программа будет автоматически менять теплоту экрана по мере того как меняется освещение за окном. Т.е. вечером цветовой спектр будет ближе к оранжево-красным оттенкам (аналогично цветовой гамме при заказе), утром и днем — голобой. За счет этого сетчатка глаза сможет считывать диапазон излучения цвета с экрана монитора и отдавать команду мозгу на выработку гормона мелатонина, который отвечает за то чтобы перевести плавно организм в стадию сна.
  9. Для телефона на базе Android есть аналогичная программа Twilight

В борьбе с блудными помыслами святые отцы рекомендуют Иисусову молитву:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного

Помимо действенной помощи (при наличии веры) от данной молитвы в духовной сфере, в материальной также есть существенный плюс. Дело в том что мозг человека может фокусироваться только на чем-то одном. Если тренировать мозг Иисусовой молитвой со вниманием, фокусировкой на самой молитве — то ни блудные, никакие другие мысли по природному нашему устройству не смогут проникать в разум.

О том как искоренять из памяти осевшие воспоминания читайте в отдельной статье.

Чек-лист со ссылками на статьи-пояснения:


Размышление о блуде — Православная Церковь в Америке

Наша нынешняя светская культура зафиксировала огромный разрыв между людьми моего поколения (т.е. выходцами из юрского периода) и современной молодежью. И этот разрыв легче всего заметить, если взглянуть на наши разные понимания блуда. Действительно, я помню, как однажды давал наставление молодому (целомудренному) оглашенному и вскользь упомянул, что Церковь противится блуду. Глаза юноши немного остекленели, прежде чем спросить меня, что такое блуд. Человек не просил более точного определения; скорее, человек понятия не имел, что означает это слово. Это слово фактически исчезло из современного словаря, и его можно было восстановить только в Оксфордском словаре английского языка. Текущая фраза, используемая для описания этой практики, как мне сказали, «сцепление».

Итак, остается вопрос: «Почему Церковь выступает против «сцепления»?» Почему Церковь настаивает на том, чтобы сексуальные отношения (я же говорил вам, что я из юрского периода) предназначались исключительно для супружеских пар? В чем проблема заниматься сексом с кем-то, на ком вы не женаты и не собираетесь жениться?

Не годится просто цитировать Священное Писание, ибо его авторитет давно перестал эффективно действовать в отношении нашей светской культуры. Если что-то в Писании (например, заповеди «Возлюби ближнего своего» или «Заботься о бедном») находит отклик и подтверждение в светской культуре, это прекрасно — и совершенно случайно. Но Писание больше не может информировать или исправлять нашу светскую культуру, и люди, которые цитируют Писание мирянам, как если бы Писание было эффективным авторитетом, просто напрасно тратят свое дыхание и подрывают доверие к себе. Если бы я ответил на вопрос «Почему я не должен заниматься сексом?», сказав: «Вы не должны «знакомиться», потому что Писание запрещает это», они бы просто ответили в свою очередь: «Почему, ради всего святого, оно запрещает это? ” Молодежь ищет внутреннее обоснование, причем реальную и разумную причину, а не тексты-пруфы. И, учитывая нашу нынешнюю культуру, в этом есть смысл.

Ответ таков: Церковь запрещает блуд, потому что блуд мешает одной из главных целей подлинной человеческой сексуальности. Это расстраивает первую намеченную цель секса и разбавляет ее. Я намеренно использую фразу «подлинная человеческая сексуальность», чтобы отличить ее от сексуальности животных. Очевидно, что «подцепление» не представляет моральных проблем для животных. Кошки и собаки регулярно «сцепляются», и это в значительной степени начало и конец этого. При прочих равных, большое количество кошачьих и собачьих связей приводит к появлению множества котят и щенков, но, кроме освобождения момента и возможного рождения потомства, больше ничего не требуется. Кошки и собаки не чувствуют необходимости после этого обмениваться телефонными номерами или звонить через несколько дней, чтобы узнать, как дела у других. Нет эмоционального багажа, психологической или духовной связи. Другими словами, нет возможности для любви, самопреодоления, самопожертвования или роста. После того, как момент завершен, Фидо и Митци расходятся, и на этом все.

Взгляд на (ограниченные) компоненты сексуальности животных (или «спаривания», как его называет большинство людей) дает нам возможность лучше понять компоненты, возможности и цели подлинной человеческой сексуальности. Трагедия и слава человека, конечно же, в том, что у нас нет ничего автоматического, как в большинстве случаев у животных.

Наша человеческая природа не принуждает нас расти, или становиться святыми, или даже становиться хорошими. Мы можем стать самоотверженными и любящими, а можем отказаться. Мы можем использовать нашу сексуальность как средство для роста своей подлинности, а можем выбрать иное. У животных нет выбора. Нравственный выбор (а вместе с ним и возможность греха) свойственен человечеству. Мы можем рассматривать нашу сексуальность как часть того, что отделяет нас от животного царства, или мы можем просто «зацепиться». Но Бог изобрел секс как путь к человеческому росту, и простое соитие не направляет нас на этот путь к подлинности. (Люди склонны забывать, что Церковь учит, что Бог — это Тот, кто изобрел секс, и что Он считал это хорошей идеей. Прочтите Бытие и Песнь Соломона .)

Реальность такова, что секс включает в себя то, что когда-то называлось «стать одной плотью». Это смешение происходит независимо от того, состоит ли человек в браке или нет, намерен ли он этого или нет.

Предположительно, те, кто решает случайно завязать отношения, не собираются становиться с партнером одной плотью или иметь какие-либо настоящие долгосрочные отношения. Но становление одной плотью (или «одним организмом», выражаясь более современным языком) происходит в любом случае, даже если трахаться просто с платной проституткой. Св. Павел сообщает нам, что это имеет место в 1 Кор. 6:16: «Разве не знаешь, что тот, кто присоединяется к блуднице [греч. pornē ] становится с ней одним телом? Ибо Он говорит: «Двое станут одной плотью». Можно сколько угодно отрицать утверждение св. Павла, но сердце и чувства знают иначе. «Случайный секс» — это противоречие в терминах. Всякий сексуальный союз включает в себя открытие частей своего сокровенного «я» другому на чрезвычайно интимном и уязвимом уровне. Вот почему человек инстинктивно стремится «получить комнату» для уединения. Вот почему человек чувствует себя обязанным после этого сказать: «Я позвоню тебе», даже если на самом деле нет намерения делать это.
Наша светская культура делает все возможное, чтобы отрицать это, и бомбардирует нас фильмами, примерами знаменитостей, книгами и журналами, которые настаивают на том, что случайный секс возможен и что такие внутренние связи не устанавливаются половым актом. Однако тайная внутренняя история молодых людей рассказывает другую историю, историю разбитого сердца, непонимания и тоски. В этом, как и во многих других областях, лжет наша светская культура. Любой половой акт объединяет на базовом и длительном уровне.

Как было сказано выше, для человека ничто не происходит автоматически. Половой акт устанавливает внутреннюю эмоциональную связь с партнером, но его не заставляют поддерживать. Можно сразу разорвать связь, сделать вид, что она никогда не устанавливалась и не существует, и так радостно переходить от партнера к партнеру. Но за такое притворство приходится платить, и под этим я не подразумеваю возможность нежелательной беременности или заболеваний, передающихся половым путем, хотя их не следует сбрасывать со счетов.

Я имею в виду тайную цену внутренней способности устанавливать связи, ползучей нечувствительности к другому и лишенных возможностей для роста. Когда он используется так, как задумал Бог, повторный половой союз открывает возможность взаимного долгосрочного обогащения. Занимаясь сексом со своим супругом, у человека есть возможность инвестировать в другого человека, так что каждый укрепляется другим, формируется другим, получает более глубокую идентичность от другого. Конечно, это не происходит автоматически, и этому может помешать эгоизм и грех. Но возможность остается, и это цель полового союза. (Рождение детей, конечно, является другой целью, но сейчас я говорю просто об объединяющей силе сексуальности, а не о ее конечной плодотворности в создании других людей.) Даже наша культура в какой-то степени признает это в своем очаровании для пар, состоящих в браке. друг друга на долгие годы и сохраняют свою любовь друг к другу.

Таким образом, случайный секс предполагает отделение акта от отношений и от любви. Любовь почти полностью неправильно понимается в нашей культуре. Мы определяем его как чувство, эмоцию и говорим о увлечении как о «влюбленности». На самом деле любовь – это не эмоция, а действие. Мы любим другого, не испытывая сильных эмоций привязанности, восторга и страстного увлечения (какими бы прекрасными ни были эти эмоции), а служа им и удовлетворяя их потребности. Если мы кого-то любим, мы отказываемся его бросить, но останемся с ним, несмотря ни на что. Вот определение брака — посвятить себя другому в служении и самопожертвовании, «к лучшему или к худшему, в болезни и в здравии, к богатству или к бедности». Это обязательство обеспечивает основу и возможность для сохранения любви. Любовь говорит: «Даже если ты состаришься, и заболеешь, и сморщишься, и беднеешь, Я не оставлю тебя. Ничто, кроме смерти, не оттолкнет меня от вас». Поскольку мы можем стать бедными и, безусловно, станем старыми, больными и морщинистыми, эта уверенность и обещание необходимы, если мы хотим, чтобы любовь продолжалась.

Секс призван служить этой любви и сближать двух влюбленных в постоянно усиливающейся эмоциональной связи. Вот почему Церковь настаивает на том, чтобы секс был зарезервирован для брака, потому что секс был создан, чтобы привести пару к этому прочному удовлетворению. Прелюбодеяние закорачивает истинную цель секса.

И последнее слово о сексе: центр христианской морали находится не здесь. Блуд — это грех, поскольку он поглощает сексуальность и тратит ее на меньшие вещи и уменьшает нашу способность к длительной радости. (Отчасти именно это имеет в виду св. Павел, когда говорит в 1 Кор. 6:18, что блудник грешит против собственного тела.) Но есть грехи и похуже половых, и они больше связаны с духом и его искушениями к гордыне. чем они затрагивают тело. Цитируя К. С. Льюиса, «холодный, самодовольный педант, который регулярно ходит в церковь, может быть гораздо ближе к аду, чем проститутка. Но, конечно, — говорит он, — лучше не быть ни тем, ни другим».

Предыдущий

Дневник канцлера

4 июня 2012 г.

Следующий

Дневник канцлера

5 июня 2012 г.

Сексуальные отношения

Американские православные христиане в начале 21 века оказываются в культурной среде постхристианской, светской и чуждой церковному разуму. Нигде эта реальность не проявляется так очевидно, как в области человеческой сексуальности. Секс был насильственно вырван из его надлежащего контекста, и, изолированный от мудрости и благословения церкви, современный человек плывет по течению в сексуальной неразберихе. С одной стороны, мы знаем больше о практике и механике секса, чем когда-либо прежде, но, с другой стороны, мы очень мало знаем о цели, значении и контроле секса в великом замысле Бога.

Сексуальная революция 1960-х годов является матерью многих современных представлений о сексуальных отношениях. Отсюда возникли следующие ошибочные представления. Секс абсолютно необходим для полного человеческого развития и счастья. Девственность — неудачное и неполное состояние. Сексуальные потребности и влечения мужчин и женщин одинаковы. Любой секс хорош, пока он связан с любовью или, по крайней мере, воздерживается от «нанесения вреда» другому человеку. Традиционные христианские представления о сексуальности репрессивны и несовместимы с личной свободой.

Подобные размышления привели к огромной печали, а плохие плоды сексуальной революции за последние тридцать лет очевидны: экспоненциальное распространение домашнего насилия, супружеской неверности, венерических заболеваний, незамужней беременности, абортов и разводов. Жизнь по нравам сексуальной революции не прославляет Святую Троицу и не способствует достоинству и спасению мужчин и женщин.

Мы, православные христиане, должны знать больше, чем то, против чего мы выступаем. Мы должны знать, для чего мы. Чему именно учит Православная Церковь о сексуальных отношениях?

Во-первых, секс не является необходимым условием полного человеческого развития и счастья. Человечество не создано для секса. Сексуальных отношений, какими мы их знаем сегодня, в Раю не существовало. Адам и Ева жили без секса и жили в невыразимом блаженстве. Половые отношения начались только после того, как человечество впало в грех и лишилось своей первозданной славы и Святого Духа. Это учение Книги Бытия: «Посему выслал его Господь Бог из сада Едемского… И познал Адам Еву, жену свою, и она зачала» (3:22-4:1).

Священное Писание также учит, что, когда человечество воскреснет в Царстве Божием, на новом небе и новой земле не будет секса. Отвечая на возражение саддукеев, аргументация которых заключалась в том, что земные нормы брака и секса сохранятся и на небе, Господь наш Иисус Христос учил: «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Бог на небесах».

То, что секс не является необходимым условием здоровой и полноценной жизни, видно и на примере жизни нашего сладкого Спасителя Иисуса Христа. Наш Господь Иисус Христос — совершенный человек, и тем не менее у Него никогда не было секса. Он отверг Себя в благословении земного брака и успешно попрал все половые искушения, чтобы непрестанно исполнять волю Своего Отца, которая была Его пищей и питьем. Секс далеко не обязателен для человеческой жизни, он служит напоминанием о потере нашей духовной утонченности и достоинства из-за грехопадения. Секс предназначен для добра в этом падшем мире, но он никоим образом не лежит в основе человеческого развития и счастья.

Во-вторых, освященная девственность — это высший образ жизни. Целомудрие — это далеко не неудачный и неполный образ жизни, а высшее выражение любви и преданности Богу. Такая жизнь стала возможной только благодаря облагораживанию человеческой природы Воплощением, Смертью, Воскресением и Вознесением Господа нашего Иисуса Христа и излиянием Святого Духа на человеческую плоть в святой день Пятидесятницы.

С тех пор человечество радикально изменилось, видоизменилось и освободилось от земных привязанностей. Девы Церкви, чаще всего наши монахи и монахини, являются доказательством присутствия Царства Божия на земле и знаком противоречия и надежды в этом падшем мире. Когда один скептик попросил святого Афанасия Великого доказать, что Иисус принес Царство Божие на землю, он ответил, указав на дев Церкви как на неопровержимое доказательство присутствия Царства Божия на земле.

До Воплощения нашего Учителя Иисуса Христа пожизненная девственность в том виде, в каком мы имеем ее сегодня в Церкви, была неслыханной. Такую жизнь порекомендовал и смоделировал Господь наш Иисус Христос, как и великий апостол Павел. Величайшие наши святые Пречистая Богородица и Приснодево Мария и Святой Предтеча и Креститель Иоанн, почитая благородное сословие брака и его половые составляющие, отреклись от половых отношений и посвятили свое целомудрие на служение Богу.

С того времени и до сегодняшнего дня неисчислимое множество святых дев наполнили нашу Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Всякий, кто может успешно принять такой прекрасный образ жизни, должен и при этом жениться не на земной невесте или женихе, а на Самом Иисусе Христе. Даже для тех, у кого есть дар брачной девственности, это драгоценное сокровище, которое нужно оберегать и даровать тактично, как подношение любви своему супругу, с которым он впервые соединяется в Таинстве христианского брака.

В-третьих, сексуальные отношения хороши только тогда, когда они используются по замыслу Бога. Бог создал половые отношения по трем основным причинам: чтобы избежать блуда, чтобы соединить мужа и жену как сильное связующее звено, и чтобы произвести детей, чтобы они воспитывались для поклонения Богу и для созидания Церкви. Св. Павел писал: «Хорошо мужчине не прикасаться к женщине. Однако, чтобы избежать блуда, пусть каждый мужчина будет иметь свою собственную жену, а каждая женщина пусть будет иметь собственного мужа».

После грехопадения наши страсти пришли в беспорядок. У большинства людей это расстройство особенно заметно при сильных половых влечениях.

Сексуальные отношения в браке обеспечивают безопасную и спокойную гавань, чтобы укротить и перенаправить эти непокорные страсти и желания. Сексуальные отношения также призваны служить супружеским клеем. «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть». Физический союз полового акта предназначен для укрепления супружеских уз как путем осуществления очень реального физического единства, так и путем рождения ребенка, который является творением не только мужа или жены, но и мужем и женой вместе.

По этой причине это мощное сексуальное отношение не должно совершаться ни с кем, кроме данного Богом супруга. Сексуальные отношения также предназначены для рождения детей. Ибо супружеские половые отношения являются не только неизреченным благом, но и одним из главных способов исполнения заповеди Божией «плодитесь и размножайтесь». Зачатие детей является долгом супругов-христиан, и его нельзя избежать или изменить не больше, чем другие цели сексуальных отношений.

Те, кто не готов взять на себя ответственность за половые отношения, не должны вступать в них. Интенсивное удовольствие от сексуальных отношений предназначено Богом для того, чтобы способствовать рождению детей, поскольку трудности, присущие деторождению и христианскому воспитанию, в противном случае могли бы соблазнить супругов избежать этой торжественной обязанности.

Сегодняшняя культура контрацепции наносит удар в самое сердце задуманного Богом единства удовольствия и ответственности, предпочитая получать удовольствие, избегая ответственности деторождения и называя это «планированием семьи». Такое запланированное отцовство и планирование семьи на самом деле является запланированным бесплодием и запретом на семью, и как таковое было категорически запрещено Святыми Отцами на протяжении всей истории Церкви. Св. Павел учит, что замужние женщины находят свое спасение в деторождении и через него.

+ + +

Документально зафиксировав то, что, по словам Церкви, является предназначенной Богом целью сексуальных отношений, давайте в заключение отметим, какие сексуальные практики явно выходят за рамки этой цели и, следовательно, являются греховными.

Гомосексуальные отношения запрещены как извращение сотворенного порядка и как посягательство на установленный Богом гетеросексуальный брак. Людей с сильными гомосексуальными наклонностями, оказавшихся стойкими к переориентации, Христос призывает бороться с этой страстью в объятиях целомудрия и, если возможно, принять монашеское призвание, где жизнь может быть прожита в сообществе людей. .

Мастурбация осуждается как самоуничижение, растрата семени и его намерения для продолжения рода, а также неправильное обращение внутрь себя и отказ от супружеского контекста сексуальности. Это всегда греховно.

Сексуальные отношения до брака категорически осуждаются как блуд, кощунственное осквернение Храма Святого Духа, обман будущего супруга и наносят ущерб развитию прочного будущего брака. Не случайно рост добрачного секса идет параллельно с ростом разводов и семейного несчастья. Вырывать очень возвышенные аспекты брака из контекста благодати, вечного посвящения и церковных благословений — это прямой путь к катастрофе.

Сам по себе брак не узаконивает все формы сексуальности. Половой акт женатых должен быть скромным и в должных пределах. Умеренность определяется как регулированием времени, так и способом сексуальных отношений. Сношения в постные дни, накануне причащения Святых Таин и в дни причащения Святых Даров запрещены как незаконное потворство плоти. Анальные и оральные сношения, а также использование порнографии и сексуальных игрушек являются сексуальными извращениями и всегда греховны, даже для состоящих в браке христиан. Противоестественное продление полового влечения с помощью таких наркотиков, как виагра, запрещено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *