Различные формы собственности в России: проблемы эффективности
Гурьянов П.А.
Санкт-Петербургский государственный горный университет
кандидат экономических наук, Ассистент кафедры политической экономии
Аннотация
В данной статье обсуждаются проблемы эффективности различных форм собственности в России.
Guryanov P.A.
St. Petersburg State Mining University
PhD, Assistant, Department of Political Economy
Abstract
This article discusses problems of effectiveness of various forms of company ownership in Russia.
Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянов П.А. Различные формы собственности в России: проблемы эффективности // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/03/738 (дата обращения: 25.12.2022).
В настоящее время в гуманитарных и общественных науках остро разгорается дискуссия об эффективности и оптимальном соотношении различных форм собственности в национальной экономике.
Большинство исследователей считают, что частная собственность образует важнейшую основу в формировании и эффективном функционировании рыночной экономики. Продолжительные споры велись и ведутся по поводу итогов приватизации в первой половине 90-ых годов XX века в России. Объектом критики, прежде всего, стали такие проблемы, как крайне заниженная «рыночная оценка» приватизируемого государственного имущества, многочисленные нарушения в процессе проведения форсированной приватизации, резко возросшая социальная дифференциация в обществе. По итогам кропотливого анализа счетной палаты в результате приватизации 145 000 организаций за период 1993-2003гг. государство получило всего 9,7 млрд. долларов. В то время как стоимость активов только 500 крупнейших предприятий России оценивается не менее 200 млрд. долларов. Еще один важный штрих к экономическому портрету связан с масштабностью нарушений, действовавших на тот момент времени. В докладе комитета по приватизации Государственной думы РФ отмечалось, что только 15% приватизированных сделок за период 1992-1996гг.
были совершены без нарушения существующих законов [3;4]Оценка социальной дифференциации по официальным данным представлена в табл. 1, из которых видно, что если уровень бедности, выраженный в млн. жителей России сокращается, то уровень расслоения, выраженный в коэффициентах Джинни и фондов почти неуклонно увеличивается. При этом ряд независимых экспертов утверждают, что коэффициент фондов составляет не 15-17 раз как по данным официальной статистики, а 25 или даже 30 кратного размера. [3]
До сих пор активно обсуждается вопрос о целесообразности пересмотра полных или частичных итогов приватизации в силу сохранения негативных последствий в экономике и проблематичности появления в массовом масштабе эффективного собственника. Именно в отсутствии массового эффективного собственника можно увидеть причину, того что в России до сего момента частная собственность не может доказать свою большую эффективность над государственной. Автором уже был произведен ретроспективный анализ промышленной политики в России [2]
Таблица 1
Уровень бедности и расслоения населения России.
Год | Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек | Коэффициент фондов, в разах | Коэффициент Джинни |
1992 | 49,3 | 8,0 | 0,289 |
1993 | 46,1 | 13,5 | 0,407 |
1994 | 32,9 | 15,2 | 0,409 |
1995 | 36,5 | 13,5 | 0,387 |
1996 | 32,5 | 13,3 | 0,387 |
1997 | 30,5 | 13,6 | 0,39 |
1998 | 34,3 | 13,8 | 0,394 |
1999 | 41,6 | 14,1 | 0,4 |
2000 | 42,3 | 13,9 | 0,395 |
2001 | 40,0 | 13,9 | 0,397 |
2002 | 35,6 | 14,0 | 0,397 |
2003 | 29,3 | 14,5 | 0,403 |
2004 | 25,2 | 15,2 | 0,409 |
2005 | 25,2 | 15,2 | 0,409 |
2006 | 21,5 | 16,0 | 0,416 |
2007 | 18,7 | 16,8 | 0,423 |
2008 | 18,9 | 16,8 | 0,422 |
Источник: данные Госкомстата
На данный момент Россия является страной с преобладающей формой частной собственности.
Заметим, что экономическая эффективность представляет собой соотношение результатов и затрат, а ее целью выступает максимизация производства материальных благ для удовлетворения потребностей населения и общества при сокращении затрат используемых в производстве ресурсов. [5] Является очевидным, что эффективным, может быть, любая форма собственности, будь то, государственная, частная или общественная.
Проводилось ряд исследований сравнения эффективности различных форм собственности, одни (Перевалов Ю., Фоминых А.) пришли к выводу, что частная собственность эффективнее государственной, другие (Батяева А.) пришли к одинаковой эффективности государственной и частой форм собственности, третьи (Новрузов Р.) утверждали о высокой эффективности государственной формы собственности.
Для ускорения экономического роста в России необходимо уделить внимание, таким проблематикам, как взаимодействию различных форм собственности и эффективным формам хозяйствования. Обойтись здесь полностью без государства невозможно, ведь оно должно выступать в роли неподкупного арбитра и следить, что все предприятия различных форм собственности должны действовать по единым правилам и стандартам, а нарушители пытающиеся получить дополнительные преференции различными способами должны быть наказаны. Причем в развитых странах роль государства только увеличивается, что наглядно представлено в табл. 2
Таблица 2
Доля государственных расходов в ВВП, %. [
Страна | 1880г. | 1913 | 1929 | 1938 | 1950 | 1960 | 1973 | 1990 |
Великобритания | 10,0 | 12,7 | 24,0 | 29,5 | 35,0 | 32,5 | 41,5 | 44,0 |
Франция | 12,0 | 12,5 | 15,0 | 23,2 | 27,6 | 34,5 | 38,8 | 51,4 |
Германия | 10,0 | 18,0 | 31,0 | 43,0 | 30,4 | 33,4 | 42,0 | 43,7 |
Италия | 9,5 | 12,2 | 13,5 | 25,5 | 22,0 | 27,2 | 34,0 | 49,3 |
США | 6,5 | 9,0 | 10,1 | 19,8 | 21,4 | 27,9 | 31,1 | 36,0 |
Япония | 10,0 | 14,2 | 18,8 | 30,3 | 20,9 | 22,9 | 32,2 |
Подводя итог, заметим, что с изменением экономической системы изменяется и роль государства и его функции. Ведь очевидно, что в стадии экономической эры капитализма государство является центральным звеном.
Библиографический список
- Горохов А.В. Конфликты социальных интересов собственников и работников предприятий как последствие приватизации российской собственности // Научные ведомости Белгородского государственного университета, 2010 № 2 С. 149-154
- Гурьянов П.А., Иванов С.В. Промышленность в России: ретроспективный анализ // Государство – экономика – политика: актуальные проблемы истории: сб. науч. Тр. Всерос. науч.-метод. конф. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010 С. 53-56
- Мельянцев В.А. Восток и запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М.: изд-во МГУ, 1996 – 304 с.
- Осадин Н.Н. Закрепление прав собственности в постприватизационной России: необходимость и возможные подходы // Проблемы современной экономики, 2009 № 1 С. 74-76
- Рязанов В.Т., Осадин Н.Н. Общественная собственность и ее роль в формировании рыночной модели экономики России // Проблемы современной экономики, 2006 № 1-2 С. 54-59
- Тертышный С.А. Государственная и частная формы собственности: поиск критерия эффективности // Современные аспекты экономики, 2007 № 9 С. 143-180
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Гурьянов Павел Алексеевич»
Конституционное закрепление форм собственности в РФ
Ключевые слова: конституционное, закрепление, форм, собственности, РФ
Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам — основе всего правового регулирования отношений собственности.
Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.
Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах — частной, государственной, муниципальной и др.
В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В настоящее время в соответствии со ст.15 Земельного Ко РФ от 25 октября 2001 г. собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, — указывается в ст. 8 Конституции, — признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.
Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако — главное — создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.
Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий. … читать далее …
Регистрация компании в России – создание или регистрация компании или бизнеса в России, оффшорной компании
Создание компании в РоссииНаши Юристы могут помочь с регистрацией компаний в России для граждан государства, а также для нерезидентов из стран СНГ и других регионов. Процедура открытия бизнеса подразумевает прохождение большого количества этапов, начиная от выбора названия компании и заканчивая получением специальных лицензий, если компания занимается сферами банковского или страхового бизнеса. Бизнес в РФ: формы собственностиДля регистрации компании в России необходимо выбрать организационно-правовую форму. Наиболее распространенными и экономически выгодными для учредителя являются ООО и ИП. Каждая форма должна соответствовать определенным требованиям, перечисленным ниже. Уточнить более подробную информацию или подать заявку на регистрацию компании в России можно на сайте или по телефону. Общество с ограниченной ответственностьюУчредителем ООО может быть юридическое или физическое лицо. При учреждении компании предусматривается внесение уставного капитала, который делится на доли между всеми бенефициарными владельцами. Главной особенностью является ответственность участников только в пределах их долей в капитале. При обращении в компанию Law&Trust необходимо предоставить исходные данные ООО, на основании которых будет осуществляться последующий сбор документации. Клиент должен представить адвокатам:
Индивидуальное предприятиеСамый простой способ регистрации компании в России – это создание ИП. Применяя эту форму собственности, не нужно создавать юридическое лицо, что значительно упрощает и ускоряет процедуру. Формирование компании в РФ в форме ИП проводится в несколько этапов:
При самостоятельной регистрации стоимость регистрации компании в России может быть значительно завышена. Неправильное заполнение форм, незнание тонкостей законодательства могут привести к ошибкам на любом этапе регистрации, поэтому мы рекомендуем вам воспользоваться помощью профессиональных юристов. Оффшорные компании в РоссииРегистрация оффшорной компании в России не допускается законодательством страны. Однако на территории федерации созданы особые экономические зоны с льготной системой налогообложения. Резиденты, создавшие офшорные компании в России, могут ввозить и вывозить товары без пошлин. Экономические зоны разделены на несколько направлений экономики. К ним относятся Дубна, Мурманск, Санкт-Петербург, Хабаровск и другие. Срок действия оффшора ограничен 15-20 годами. Уточнить детали можно быстро с помощью наших специалистов. Звонок в офис бесплатный, как и все разговоры с юристами. |
Комплект документов | |
Обратитесь к нашим специалистам | |
Номинальный директор и акционер | |
Обратитесь к нашим специалистам |
Общая информация
Квадрат | 17 098 200,00 |
Population | 14 354 900. 00 |
Capital | Moscow |
Unemployment | 6.00 |
State polity | Semi-presidential system of the federal structure |
Telephone code | 7 |
Место в мире по уровню коррупции | 133 |
расположение | Восточная Европа и Северная Азия |
Климат | Арктика, Субарктика, умеренная и частично субтропическая |
Уровень грамотности | 97,00% |
Этнические группы | 80% — Russian, другие, другие, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars, Tatars. |
Национальная валюта | Российский рубль |
Обменной курс доллара | 32,54 |
WRDP PART CAPITA | 50 |
7070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070707070. 0061 | Русский |
Кредитный рейтинг | BBB |
Судебная власть | Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом. |
Исполнительная власть | Правительство |
Законодательная власть | Федеральное Собрание — Парламент |
Корпоративная информация
Opportunity to purchase ready-made companies | Yes |
Legal system | Romano-Germanic |
Terms of purchasing ready-made company | 1 week |
The use of the Cyrillic alphabet на имя | Нет |
Местный зарегистрированный офис | Да |
Местный зарегистрированный агент | Нет |
Акции и акционерный капитал
Standard currency | Russian Rouble |
The minimum amount of the issued capital | No |
Bearer shares | No |
Terms of capital payment | month |
Possibility to выпуск акций без номинальной стоимости | № |
Налогообложение
НДС | Да |
Базовая ставка корпоративного налога | 20. 00% |
Capital gains tax | No |
Withholding tax | yes |
Currency control | No |
The tax on personal income | 13% |
Stamp пошлина | № |
Директор и секретарь
Минимальное количество директоров | 1 |
Требование для директоров-резидентов | № |
Директора по юридическим организациям | Да |
Данные раскрывают местному агенту | Да |
Поля данных. /место | 1 раз в год |
Требование о наличии секретаря | № |
Требование к месту жительства секретаря | № |
Требования к квалификации секретаря | № |
Юридическое лицо в качестве секретаря | № |
Акционер и бенефициар
Данные вводятся в Общественный регистр | Да |
Требование по резидентуру акционеров | NO |
Информация о бенефициаре раскрыт | Да | Информация может быть раскрыта местному агенту | Нет |
Допускаются акционеры-юридические лица | Да |
Составление отчетов
Требование о подаче отчетов о подаче заявления | Да |
Открытый доступ к отчетам | Да |
Законодательный аудит | Да |
. Требование | Да |
. Требование | Да |
Требование для фильма | Да |
.0062 | |
Open access to the Annual Return | Yes |
The requirement for reports | Yes |
Treaty on avoidance of double taxation (States which signed) | 66 |
Membership in the OECD | Да |
Является ли офшором по российскому законодательству | Нет |
Регистрация товарного знака
Комплексное исследование ТМ
Первый класс Дополнительный класс
189,00 долларов США 90,00 долларов США
Запрос на регистрацию ТМ
Первый класс Дополнительный класс
841,50 долларов США 139,50 долларов США
Свидетельство о регистрации ТМ
Первый класс Дополнительный класс
729,00 0,00
Итого
Первый класс Дополнительный класс
1759,50 долларов США 229,50 долларов США
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Вопросы, отнесенные к компетенции Комитета включают:
- государственная политика в научной, научно-технической и инновационной
деятельность;
регулирование деятельности государственных академий наук, научно-образовательных центров, федеральных научных центры, государственные научные центры, наукограды, государственные и некоммерческие фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;
государственная политика в области правовой охраны объектов интеллектуальной собственности и использования прав интеллектуальной собственности;
- разработка наукоемких технологий научными и образовательными учреждениями всех форм собственности;
- государственная политика в сфере образования;
- Государственный регламент деятельности в общем и профессиональном
образование;
- Государственный Регламент деятельности в постоянной и дополнительной
образование;
- Государственные Правила осуществления деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации;
- государственная поддержка студентов, работников образования, науки и культуры;
- государственная политика в области культуры;
- сохранение культурного наследия народов России
Федерации, а также историко-культурные ландшафты и памятники;
- охрана объектов культурного наследия народов России
Федерация;
- защита авторских и смежных прав;
- перемещение культурных ценностей;
- деятельность учреждений культуры и искусства;
- сохранение и развитие русского языка и языков народов Российской Федерации;
- архивное дело;
- библиотечное дело;
обеспечение общественного контроля за выполнение планов мероприятий, проводимых в рамках Декады детства;
воспитание, опека и попечительство над несовершеннолетними;
- законодательная поддержка и контроль за исполнением Российской
Федерация положений Конвенции о правах ребенка, международных договоров Российской Федерации об улучшении положения детей и защите их прав, а также взаимодействие в этой сфере с
международные организации и органы;
- предварительное обсуждение по вопросу о прекращении полномочий судьи Интеллектуальной Суд по имущественным правам по представлению Президента Российской Федерация .