Фобии у детей младшего школьного возраста: Фобии у детей и подростков. Что такое Фобии у детей и подростков?

Содержание

Фобии у детей и подростков. Что такое Фобии у детей и подростков?

ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Фобии у детей и подростков – патологические, чрезмерно выраженные реакции страха, возникающие в ожидании или при непосредственном воздействии определенного объекта, ситуации. Проявляются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, вегетативными реакциями (нарушениями сна, аппетита, учащением сердцебиения), избегающим поведением. Диагностика проводится методом беседы, клинического интервью, самоотчетов. Основой лечения является когнитивно-бихевиоральная терапия, метод систематической десенсибилизации, при выраженной симптоматике назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.

    • Причины фобий у детей и подростков
    • Патогенез
    • Классификация
    • Симптомы фобий у детей и подростков
    • Осложнения
    • Диагностика
    • Лечение фобий у детей и подростков
    • Прогноз и профилактика
    • Цены на лечение

    Общие сведения

    Здоровые дети и подростки испытывают страх. Данная эмоция является нормальным ответом на опасность. Физиологические механизмы, составляющие основу данного состояния, мобилизуют организм для оценки ситуации, принятия решения о борьбе/бегстве. Фобия отличается от нормального страха выраженной интенсивностью, продолжительностью, неадекватностью, навязчивостью. Характерно критическое отношение ребенка к переживанию, понимание его нелогичности, нецелесообразности, попытки противостояния, избегание. Тяжелые фобии, ограничивающие поведение, встречаются примерно у 1-1,5% детей и подростков. Расстройство чаще диагностируется у девочек дошкольного, младшего школьного возраста.

    Отчасти это связано с их большей открытостью, готовностью обсуждать свои страхи.

    Фобии у детей и подростков

    Причины фобий у детей и подростков

    Фобические расстройства формируются на основе повышенной впечатлительности, мнительности, тревожности, склонности к фантазированию. Внешними факторами могут стать:

    • Способы воспитания. Фобии провоцируются жестким, директивным отношением, гиперопекой, тотальным контролем, тревожностью родителей.
    • Демонстрация насилия, запугивания. Патологические страхи возникают после просмотра кинофильмов, телевизионных передач, изобилующих сценами насилия, убийства, преследования, террора.
    • Сильный испуг. Устойчивые фобии развиваются после однократного интенсивного испуга: атаки уличными собаками, пожара, падения с высоты.
    • Психические заболевания. Фобии являются компонентом обсессивно-компульсивного невроза, шизофрении, биполярного, тревожного расстройства.

    Патогенез

    Согласно когнитивной теории неадекватные страхи появляются из-за неспособности правильно воспринять, переработать информацию. Искажается оценка ситуации, незначительные, не представляющие угрозы стимулы провоцируют панику, стремление к бегству. Наибольшее искажение мыслительных процессов определяется при психозах – содержательной базой становятся бредовые идеи, галлюцинации. Более адекватные страхи формируются при выраженных психологических чертах, акцентуациях характера, реактивных неврозах. Группу риска составляют тревожно-мнительные, внушаемые, впечатлительные дети. Поведенческая концепция рассматривает страх как обусловленную рефлекторную реакцию с неугасающим ответом на стимул. Пусковым механизмом становятся внешние условия – стрессовая ситуация с испугом, высокая тревожность родителя, деструктивный стиль воспитания.

    Классификация

    Наиболее значимым с практической точки зрения является разделение навязчивых страхов по степени выраженности – оцениваются изменения эмоционального, соматического состояния, уровень социальной дезадаптации. Тяжелые формы характеризуются паникой, состоянием ужаса, моторным возбуждением, заторможенностью, нарушениями ритма дыхания, сердцебиения, избеганием ситуаций, где возможно появление стимула. При легких формах фобии частично контролируются, внешних эмоциональных, вегетативных изменений нет, ограничения поведения компенсируются (выбором маршрута, способов времяпрепровождения). Отечественным психиатром А. Карвасарским предложена классификация страхов согласно фабуле – содержанию. Различают следующие виды фобий:

    • Боязнь пространства. Представлена страхом закрытого пространства (клаустрофобией), открытого пространства (агорафобией), глубины, высоты.
    • Социофобии. Основа – страх реакции окружающих. Включены страхи покраснеть, выступить публично, заговорить первым.
    • Нозофобии. Данную группу составляют различные страхи перед заболеваниями.
    • Страх смерти. Танатофобия развивается при ситуациях, воспринимаемых как жизненно опасные. Боязнь определенных животных, выдуманных существ нередко является страхом смерти.
    • Сексуальные страхи. Актуализируются у подростков, молодых людей, включают боязнь интимного контакта, романтичного поведения, последствий онанизма.
    • Страх повреждения. Представлен беспокойством о возможном самоповреждении, нанесении вреда окружающим.
    • Контрастные страхи. Боязнь совершить неприличное, непристойное действие.
    • Фобофобии. Развиваются вторично после приступов страха как боязнь их повторения.

    Симптомы фобий у детей и подростков

    Детям раннего возраста навязчивые страхи несвойственны, поскольку отсутствует критическое мышление, позволяющее оценить собственное состояние, выявить наличие фобий, начать противостояние. У дошкольников страхи доминируют, определяют направленность эмоций, поведения, развитие психических функций. Школьники способны понимать неадекватность, нелепость существующих страхов, предпринимать попытки борьбы. С возраста 5-8 лет речь идет об истинных фобиях. Симптоматика развивается в ситуациях с определенной степенью вероятности воздействия пугающего стимула. Чем тяжелее протекает расстройство, тем меньший риск необходим для развития симптомов.

    Фобия проявляется на уровне эмоций, вегетативных реакций, поведения. Эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, тревогой, испугом. Дети помладше плачут, кричат, убегают, ищут помощи у взрослых. Школьники и подростки, пытаясь противостоять страху, находят логическое обоснование избеганию ситуации, сдерживают проявления страха, тревоги. Вегетативные изменения различаются сочетанием, степенью выраженности. Характерны головокружения, тошнота, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение, слабость, оцепенение или двигательная расторможенность, чувство нехватки кислорода. Переживание страхов возникает во сне, сопровождается бессонницей.

    Самыми ранними фобиями дошкольников являются страхи животных (собак, лошадей, волков), несуществующих персонажей (Кощея, зомби, передвигающихся скелетов). Нередко они расширяются, становятся боязнью темноты, тишины, одиночества. Младшие школьники начинают испытывать танатофобию, часто неопределенная боязнь смерти обретает конкретную форму страха войны, тяжелой болезни, природной катастрофы, преступного нападения. У подростков преобладают социальные фобии, связанные с потерей положения в значимой группе. К концу подросткового периода прибавляются навязчивые страхи интимных отношений.

    Осложнения

    Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций. Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях. В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия, тревожность.

    Диагностика

    Диагностика фобий требует установления полноценного доверительного контакта между врачом и ребенком. Дети, подростки с навязчивыми страхами склонны испытывать смущение, застенчивость, избегать проявления эмоций при посторонних. Обследование проводится врачом-психиатром, психотерапевтом, психологом. Оно включает:

    • Интервью, беседу. Психиатр расспрашивает о существующих симптомах, их продолжительности, выраженности, влиянии на повседневные события. Проводя клиническую беседу, врач формулирует вопросы, учитывая предыдущие ответы пациента. Отсутствие жестких рамок способствует более открытому контакту. Диагностическое интервью выявляет признаки фобий, заданные официальной классификацией болезней. Структурированность вопросов позволяет получить более объективную информацию.
    • Методы самоотчета. Психолог, психотерапевт используют различные шкалы, позволяющие ранжировать страхи, определить доминирующие, установить степень тревоги, испуга.
      Карты ситуаций применяются для выявления стимулов, их интенсивности. Дополнительно используются рисуночные тесты с подробным опросом («дом-дерево-человек», «несуществующее животное»), методы интерпретации жизненных ситуаций (РАТ, ТАТ, тест Розенцвейга). Вопросы формулируются максимально конкретно, просто. Это позволяет снизить уровень эмоциональной напряженности ребенка, вызванный ситуацией обследования.
    • Опросники для родителей. Сопровождающему родителю предлагаются опросники, отражающие особенности эмоциональных реакций, поведения, самочувствия ребенка. Распространено применение рейтинговых шкал: «Детский поведенческий реестр», Луисвилльский детский опросник по страху. Результаты обрабатываются методом факторного анализа, итоговые данные позволяют оценить социальную компетентность ребенка, поведенческие проблемы, эмоциональные отклонения.

    При наличии доминирующего страха дифференциальная диагностика не составляет труда. Нередко фобии выступают компонентом более широких психических расстройств: неврозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза.

    Лечение фобий у детей и подростков

    Лечение базируется на применении техник поведенческой терапии. Дети младшего возраста приходят вместе с матерью, отцом, выступающими как сопсихотерапевты. Это ускоряет положительную динамику – ребенок чувствует себя более спокойным, уверенным, а родитель применяет элементы терапии дома. Распространенным методом психотерапии является систематическая десенсибилизация, разработанная Дж. Вольпе. В ее основе лежит теория И. П. Павлова, объясняющая патологический страх как неугасающий рефлекс на стимул. Реакция не исчезает, а повторяется снова, потому что пациент избегает угрожающего фактора. Чтобы добиться угасания рефлекторной условности (фобии) необходимо постоянное постепенное воздействие стимула. Терапевтический процесс состоит из нескольких этапов:

    • Когнитивная переработка. Психотерапевт использует логические доводы, рациональные объяснения причин страха. Корректирует иррациональные представления об угрожающем стимуле. Мотивирует, поощряет пациента к обсуждению эмоционального состояния.
    • Обучение релаксации. Важная характеристика страха – неконтролируемость. Через техники дыхания, мышечного расслабления психотерапевт обучает ребенка управлять физическим, эмоциональным состоянием. Умение расслабляться, концентрироваться повышает уверенность, формирует готовность к работе с фобией.
    • «Сближение». Пациент с психотерапевтом выбирают несколько однородных, но различных по интенсивности стимулов (ситуаций). Ранжируют от менее пугающего к провоцирующему панику, желание убежать. Процесс «сближения» начинается со слабого стимула, параллельно используются техники релаксации, когнитивной переработки. Постепенно страх угасает. На завершающем этапе ребенок перестает бояться ситуаций с интенсивным стимулом.

    Выраженные эмоциональные расстройства (панические атаки, тревожность, депрессия) корректируются медикаментозно. Психиатр подбирает антидепрессанты, противотревожные средства.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз фобий у детей зависит от продолжительности их течения, выраженности симптоматики, наличия сопутствующих болезней. Вероятность выздоровления высока, если страхи развились на базе эмоционально-личностных черт, а не патологических психических процессов. Профилактические меры основаны на адекватном отношении близких родственников к страхам ребенка. Важно признавать реальность боязни, исключить пренебрежение, обесценивание переживаний ребенка. Необходимо в спокойной обстановке обсуждать проблему, не стыдить за трусость. В ситуации, где возможна встреча со стимулом, нужно поддержать ребенка, высказать уверенность в его смелости. Стоит применить принцип систематической десенсибилизации – постепенно приучать к объекту (ситуации).

    Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении фобий у детей и подростков.

    Источники

    1. Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www. krasotaimedicina.ru/

    ВАЖНО
    Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

    Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста

    Библиографическое описание:

    Колпакова, А. С. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста / А. С. Колпакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 789-792. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9501/ (дата обращения: 29.01.2023).

    В современное время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности.

    При переходе из детского сада в общеобразовательную школу ребенок попадает в своеобразные экстремальные условия, которые могут привести к детской тревоге и страхам. В этот период важно помочь ребенку разрешить и преодолеть эти трудности. Поэтому наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

    Проблемой детских страхов занимались зарубежные ученые, например, такие как: С. Холл, З. Фрейд, Г. С. Салливен; и отечественные В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Н. Г. Вологодина и др.

    За основу мы взяли концепцию развития страха в онтогенезе А. И. Захарова. Он отмечает страх как своеобразное средство познания окружающей действительности, которое ведет к более критичному и избирательному отношению к ней. Таким образом, страх может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности» [4, с. 12].

    Термин «Страх» является схожим по значению к термину «тревога». Однако тревога заключается в отрицательном эмоциональном состоянии, возникающем в ситуации неотчетливой опасности и в ожидании плохого развития событий. Состояние тревоги отличается от страха тем, что у нее нет конкретного предмета. Страх же, предполагает существование определенного объекта, человека или события, который пугает.

    Общее в страхе и в тревоге это эмоциональный компонент, который проявляется в виде чувства беспокойства и волнения, то есть в обоих понятиях отображается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

    Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают.

    Однако также существуют устойчивые невротические страхи. Такие страхи служат симптомом неблагополучия: физическое, психологическое, моральное истощение ребенка; неправильная позиция родителей при воспитании детей, их неосведомленность в психологических и возрастных особенностях своего ребенка, наличие у родителей собственных страхов, конфликтное взаимоотношение в семье. Такие страхи переносятся детьми болезненно и могут сохранятся долгое время, при этом они искажают личность ребенка, а также отрицательно влияют на развитие его мышления и эмоционально-волевой сферы. В данном случае, ребенку требуется помощь профессионального психолога.

    Основные причины детских страхов:

    —          Конкретный случай, пугающий ребенка (например: укусила собака). Данные страхи быстрее и эффективнее корректируются. В этом случае не всегда развивается стойкий, заметный страх для окружающих. Так, как это во многом зависит от индивидуальных особенностей характера ребенка (медленная переключаемость внимания, мнительность, низкая самооценка, пессимизм и т. д.).

    —          Внушенные страхи. Как правило, их источником являются взрослые (родители, родственники, учителя). Они бывают непроизвольно, а иногда и с бурными эмоциями, предостерегают ребенка от опасности. При этом, взрослые не обращают внимания на то, что его напугало больше: опасность или реакция на нее взрослого. В итоге ребенку не понятна данная ситуация, но он уже чувствует тревогу. Таким образом, у него возникает страх, который может зафиксироваться и распространиться на дальнейшее поведение в подобных ситуациях. Как правило, такие страхи закрепляются на всю жизнь.

    —          Детская фантазия. Бывают случаи, когда ребенок воображает себе предмет страха. Например, в детском возрасте многие боялись темноты, где оживали монстры и призраки. Но каждый ребенок по-своему реагирует на такие вымыслы. Одни сразу их забывают, а у других это может привести к непоправимым последствиям.

    —          Внутрисемейные конфликты. Иногда ребенок боится оказаться причиной конфликтов между родителями или чувствует себя виноватым в сложившихся ситуациях.

    —          Взаимоотношения со сверстниками. Когда школьный коллектив не принимает ребенка, постоянно конфликтует с ним, тогда у него пропадает интерес к школе, появляется страх быть униженным. Причиной появления страха могут быть и сами дети. Например, один ребенок может запугивать другого разными страшными историями.

    —          Неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку. Детские страхи могут возникнуть как при недостатке внимания родителей (гипоопека), так и при излишней внимательности (гиперопека), а также при жестоком отношении к ребенку.

    —          Наличие невроза. Это психологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские работники. Невроз проявляется через те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка. А также очень сильное проявление и переживание страхов. На патологический страх указывают его крайние способы выражения (например: ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное течение, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны.

    По мнению А. И. Захарова все страхи делятся на две группы: природные и социальные: «Природные страхи основываются на инстинкте самосохранения, а также помимо основополагающих страхов своей смерти и смерти родителей добавляются страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, крови, движущегося транспорта, стихии, высоты, замкнутого пространства, глубины, воды, огня, пожара, врачей и т.  д».. К социальным страхам относятся: «наказания, страх одиночества, каких-либо людей, страх быть не собой, осуждение со стороны сверстников и т. д»..

    Переход от дошкольного периода к школьной жизни — один из главных переломных моментов в психическом развитии детей, так как ребенок должен перейти от игры к деятельности обучения, которая ставит перед ним новые правила. Ребенок в школе не только получает новые знания, умения и навыки, но также и определенный социальный статус. При этом у него меняются ценности и интересы. А также кроме его родителей, авторитетом для младшего школьника становится его учитель.

    Процесс перестройки эмоционально-мотивационной сферы заключается не только в появлении новых мотивов, изменением в иерархической мотивационной системе ребенка. Но, также в кризисный период происходит важная глубокая перестройка в плане переживаний. В конце дошкольного детства намечается осознание ребенком своих переживаний. В младшем школьном возрасте осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

    В младшем школьном возрасте, страхи, основанные на инстинкте самосохранения, сменяются социальными страхами, более сложными по своей структуре и гораздо труднее определяемые. Например, такие как:

    —          Страх смерти родителей. Проблемные симптомы, не замеченные у ребенка, могут начать проявляться в первых признаках невроза: нарушение сна, заторможенность или чрезмерная активность. В результате, это скажется на учебе и, как следствие, проявится в недовольстве школьного педагога. Таким образом, усугубит проблему и выведет страхи на новую ступень.

    —          Страх «быть не тем». Это ведущий страх в младшем школьном возрасте — боязнь быть не тем, о ком хорошо отзываются, кого уважают, ценят и понимают. То есть, это страх не соответствия социальным требованиям ближайшего окружения (школа, сверстники, семья). Формой этого страха может являться страх сделать что-то не так, как нужно и правильно. Чтобы предотвратить этот страх нужно постоянно оказывать ребенку знаки поддержки и одобрения. Похвала и поощрения должны быть сдержанными, и только за дело.

    —          Страх разлуки. Состояние страха, которое возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами. Его считают патологическим, когда он чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному, типичному для данного возраста качеству жизни или возникает в том возрасте, когда обычно уже должен быть преодолен.

    —          Страх принятия решений. Или страх ответственности. Чаще он встречается у детей, воспитывающихся в строгих или боязливых семьях. В обоих случаях страх проявляется в том, что ребенка ставит в замешательство даже простейшая ситуация выбора.

    В решении проблемы детских страхов существует необходимость комплексного подхода в психологической коррекции детских страхов и поиска способов преодоления психического неблагополучия ребенка.

    Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев.

    Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в качестве беседы. При этом хорошо использовать проективные методики (например рисуночные тесты) для детей, т. к. они наиболее полно отражают внутренний мир ребенка, а также его настроение на данный момент времени.

    Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать различные направления психокоррекции:

    Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются творчество и художественные приемы (игра, рисование, музыка, фотография, лепка, кинофильмы, книги, создание историй, актерское мастерство, и многое другое).

    Видами арт-терапии являются: рисование, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, песочная терапия и др.

    В коррекционной работе также успешно применяется совокупность различных методик. Этот комплексный подход называется арт-синтезтерапии. Он объединяет разнообразные методики в единое целое, так как многие виды искусства легко сочетаются (например, игротерапия и оригами, театр и драматургия, риторика и стихосложение). Количество видов и методик в наше время постоянно увеличивается.

    Также популярным направлением психокоррекции детских страхов является зоотерапия. Учеными было доказано, что общение ребенка с животными (кошка, собака, лошадь и др.) способствует снижению артериального давления, усталости и стресса. Также присутствует лечебный эффект при психологических травмах и воспалительных процессах.

    Одним из направлений психокоррекции является и садовая терапия. Используются растения и садоводство как инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых. Практический опыт американских терапевтов доказывает, что занятия садоводством самым положительным образом влияют на детей, в силу различного рода отклонений испытывающих трудности с учебой. При этом расширяется их бытовой и социальный опыт, дети приобретают полезные практические навыки для жизни [6; 47].

    Таким образом, системный подход в психотерапии детских страхов — один из наиболее эффективных методов. Использование одного или несколько методов в коррекции детских страхов уже принесут пользу ребенку — помощь в легком прохождении возрастной обусловленности страхов и переключении к активной деятельности. Так, как легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых.

    Литература:

    1.         Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться/ В. Голутвина. — Москва: Гелеос, 2008. — 256 с. ISBN: 978–5-8189–1362–9

    2.         Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей/ А. И. Захаров. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с. ISBN: 5–9268–0368–3

    3.         Сорокина В. В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. — 2-е изд. / В. В. Сорокина.– М.: Генезис, 2007. — 191с.

    4.         Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А. И. Захаров.- М.: Педагогика, 1986. — 127 с.; 2-е изд.  — М.: Педагогика, 1993. — 127 с.

    5.         Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1. — режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2789.phtml

    6.         Сизых С. В. Садовая терапия / Сизых С. В., Кузеванов В. Я.// Биология в школе. — 2009. — № 5. — С. 47–50.

    Основные термины (генерируются автоматически): страх, ребенок, младший школьный возраст, взрослый, детский возраст, инстинкт самосохранения, комплексный подход, смерть родителей.

    Фобии у детей | Кедры-Синай

    ОБ ПРИЧИНЫ ДИАГНОЗ ЛЕЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ

    Что такое фобии у детей?

    Фобия – это чрезмерный страх объект или ситуация. Это страх, который длится не менее 6 месяцев. Это тип тревожное расстройство.

    Вот несколько видов фобий:

    • Специфическая фобия. Ребенок испытывает тревогу при воздействии определенного объекта или ситуации. Он или она держится подальше от объекта или ситуации, боится их или терпит с таким страхом, что это мешает нормальной деятельности. Некоторые распространенные фобии — боязнь животных, насекомых, крови, высоты или полета.
    • Паническое расстройство. Ребенок испытывает непредсказуемый, неожиданный период сильного страха или дискомфорта. У него может быть паническая атака. Симптомы включают одышку, головокружение, предобморочное состояние, дрожь, страх потерять контроль и учащенное сердцебиение. Симптомы могут длиться часами. Но они часто достигают пика через 10 минут.
    • Агорафобия. Это боязнь открытых пространства, например, находясь на улице или выходя из дома в одиночестве. Он связан с одним или несколькими фобии или боязнь панической атаки.
    • Социальное тревожное расстройство. Ребенок боится одной или нескольких социальных ситуаций или ситуаций выступления с другими людьми той же возрастной группы. Примеры: участие в школьном спектакле или выступление перед классом.
    • Тревожное расстройство разлуки. Ребенок боится разлуки с фигурой привязанности, такой как мать или отец. Это состояние мешает повседневной деятельности.
    • Селективный мутизм. Ребенок не может говорить в некоторых социальных ситуациях.

    Что вызывает фобии у ребенка?

    Причиной фобии может быть как генетические и экологические. У ребенка может развиться фобия, если он или она сначала испытывает страх. встреча с объектом или ситуацией. Но эксперты не знают, приводит ли это воздействие к фобия. Следующие факторы могут способствовать развитию фобий у детей:

    • Застенчивость или уход от незнакомых ситуаций или людей (поведенческие торможения) в детстве

    • Наличие негативных или травмирующих жизненных событий в раннем детстве

    • Проблемы психического здоровья у членов семьи

    • Определенные физические состояния здоровья (например, проблемы с щитовидной железой) или сердечные аритмии), или определенные вещества или лекарства. Физическое здоровье проблемы могут вызывать симптомы тревоги или усугублять их.

    Каковы симптомы фобий у ребенка?

    У каждого ребенка могут быть разные симптомы фобии. Но это самые распространенные:

    • Повышенный пульс
    • Потливость
    • Дрожь или тряска
    • Одышка
    • Ощущение удушья
    • Боль или дискомфорт в груди
    • Расстройство желудка
    • Чувство головокружения или обморок
    • Страх потерять контроль или сойти с ума
    • Страх смерти
    • Онемение
    • Озноб или приливы жара

    Ребенок, имеющий не менее 4 симптомы могут быть паническими атаками. Эти симптомы могут показаться другими проблемами со здоровьем. проблемы. Попросите вашего ребенка обратиться к своему лечащему врачу для постановки диагноза.

    Как диагностируются фобии у ребенка?

    Во-первых, любые физические проблемы исключено. Затем детский психиатр или другой психиатр оценит ваше состояние. ребенок. Если история и симптомы вашего ребенка соответствуют определенным клиническим критериям для фобия, будет поставлен диагноз.

    Паническое расстройство может быть трудно поддающимся лечению диагностировать. Вашему ребенку может потребоваться много тестов в разных условиях.

    Как лечат фобии у ребенка?

    Лечение будет зависеть от симптомов, возраста и общего состояния здоровья вашего ребенка. Это также будет зависеть от того, насколько тяжелым является состояние.

    Фобии можно лечить. Вашему ребенку может понадобиться:

    • Индивидуальная или когнитивно-поведенческая терапия. Ребенок учится новым способам контроля беспокойства и панических атак, когда они случаются.
    • Семейная терапия. Родители играют жизненно важную роль в любом процессе лечения.
    • Школьный вход. Встреча с школьный персонал ребенка может оказать большую помощь в ранней диагностике. Это также полезно при составлении согласованного плана лечения.
    • Лекарства. Некоторые дети могут чувствовать лучше с лекарствами, такими как те, которые используются, чтобы остановить приступы паники. Если медицина предписано, обязательно спросите о побочных эффектах и ​​рисках по сравнению с преимуществами использование лекарства.

    Как предотвратить фобии у моего ребенка?

    Эксперты не знают, как предотвратить фобии у детей и подростков. Но раннее обнаружение и лечение фобии может облегчить симптомы. Это может помочь улучшить нормальное развитие вашего ребенка. И это также может улучшить его качество жизни.

    Как я могу помочь моему ребенку жить с фобиями?

    У всех детей в какой-то момент жизни бывают страхи. При отсутствии лечения фобии могут стать проблемой на всю жизнь. Поэтому лечение важно.

    Вот что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку:

    • Поддерживайте его и не осуждайте. Помощь ваш ребенок придерживается плана лечения. Будьте готовы выслушать и отстаивать свои ребенку, если у него есть опасения по поводу того, как проходит лечение.
    • Примите участие в семейной терапии.
    • Назначайте все встречи с вашим медицинский работник ребенка.
    • Поговорите со службой здравоохранения вашего ребенка о других поставщиках услуг, которые будут участвовать в уходе за вашим ребенком. Ваш ребенок может получить помощь от команды, которая может включать консультантов, терапевтов, социальных работников, психологи, сотрудники школы и психиатры. Команда по уходу будет зависеть от вашего потребности ребенка. И это будет зависеть от того, насколько серьезны тревожное расстройство и фобия. находятся.
    • Расскажите другим о фобии вашего ребенка. Работайте с поставщиком медицинских услуг вашего ребенка и школами для создания скоординированного План лечения.
    • Обратитесь за поддержкой к местным коммунальные услуги. Общение с другими родителями, у которых есть ребенок с тревожное расстройство и фобия могут быть полезными.

    Основные положения о фобиях у детей

    • Фобия – это чрезмерный страх перед объект или ситуация. Он длится не менее 6 месяцев.
    • Распространенные фобии – боязнь животных, насекомые, кровь, высота или полет.
    • Некоторые вещи, которые могут поставить ребенка в Риск возникновения фобии включает застенчивость, травматическое событие в раннем детстве или психическое расстройство. проблемы со здоровьем у членов семьи.
    • Симптомы включают учащение пульса, потливость, дрожь, ощущение удушья и расстройство желудка.
    • Психиатр может поставить диагноз фобия.
    • Лечение может включать терапию и лекарства.

    Дальнейшие действия

    Советы, которые помогут вам получить максимальную отдачу от посещения поставщика медицинских услуг вашего ребенка:

    • Знайте причину визита и то, что вы хотите, чтобы произошло.
    • Перед посещением запишите вопросы, на которые вы хотите получить ответы.
    • При посещении запишите название нового диагноза и любые новые лекарства, методы лечения или тесты. Также запишите все новые инструкции, которые ваш поставщик дает вам для вашего ребенка.
    • Знайте, почему прописывается новое лекарство или лечение и как оно поможет вашему ребенку. Также знайте, каковы побочные эффекты.
    • Спросите, можно ли лечить состояние вашего ребенка другими способами.
    • Знайте, почему рекомендуется тест или процедура и что могут означать результаты.
    • Знайте, чего ожидать, если ваш ребенок не примет лекарство или не пройдет тест или процедуру.
    • Если у вашего ребенка запланирована повторная встреча, запишите дату, время и цель этой встречи.
    • Знайте, как вы можете связаться с врачом вашего ребенка в нерабочее время. Это важно, если ваш ребенок заболел и у вас есть вопросы или вам нужен совет.

    Отказ от школы у детей и подростков

    ВАНДА П. ФРЕМОНТ И М.Д.

    Отказ от школы – это проблема, вызывающая стресс у детей, семей и школьного персонала. Непосещение школы имеет значительные краткосрочные и долгосрочные последствия для социального, эмоционального и образовательного развития детей. Отказ от школы часто связан с сопутствующими психическими расстройствами, такими как тревога и депрессия. Важно выявлять проблемы на ранней стадии и принимать соответствующие меры для предотвращения дальнейших трудностей. Для оценки и лечения отказа от школы требуется совместный подход, в котором участвуют семейный врач, школьный персонал, родители и специалист по психическому здоровью. Поскольку у детей часто проявляются физические симптомы, важно провести осмотр у врача, чтобы исключить какие-либо основные медицинские проблемы. Лечение включает в себя поддерживающую образовательную терапию, когнитивно-поведенческую терапию, вмешательство родителей и учителей и фармакотерапию. Семейные врачи могут оказывать психолого-педагогическую поддержку ребенку и родителям, следить за лекарствами и помогать с направлением на более интенсивную психотерапию.

    Отказ от школы — это серьезная эмоциональная проблема, связанная со значительными краткосрочными и долгосрочными последствиями. Боязнь ходить в школу впервые была названа школьной фобией в 1941 году. 1 Альтернативный термин «отказ от школы» использовался в Великобритании для определения подобных проблем у детей, которые не посещали школу из-за эмоционального стресса. 2 Дети, которым отказывают в школе, во многом отличаются от детей, которые прогуливают занятия (Таблица 1) , хотя поведение не является взаимоисключающим.

    Отказ от школы Прогулы
    Сильный эмоциональный стресс по поводу посещения школы; могут включать тревогу, приступы гнева, депрессию или соматические симптомы. Отсутствие чрезмерного беспокойства или страха перед посещением школы.
    Родители знают об отсутствии; ребенок часто пытается уговорить родителей разрешить ему или ей остаться дома. Ребенок часто пытается скрыть отсутствие от родителей.
    Отсутствие значительного антиобщественного поведения, такого как преступность несовершеннолетних. Частое антиобщественное поведение, включая делинквентные и разрушительные действия (например, ложь, воровство), часто в компании антисоциальных сверстников.
    В школьные часы ребенок обычно остается дома, потому что это считается безопасной и надежной средой. В школьные часы ребенок часто не остается дома.
    Ребенок выражает готовность выполнять школьные задания и выполняет домашнюю работу. Отсутствие интереса к учебе и нежелание соответствовать академическим и поведенческим требованиям.

    Эпидемиология

    Приблизительно от 1 до 5 процентов всех детей школьного возраста отказываются от школы. 3 Показатель одинаков у мальчиков и девочек. 4,5 Хотя отказ от школы встречается в любом возрасте, чаще он встречается у детей 5, 6, 10 и 11 лет. 6 Социально-экономических различий не отмечено. 7

    Клинические признаки

    Симптомы отказа от школы обычно появляются постепенно. Симптомы могут начаться после отпуска или болезни. Некоторым детям трудно вернуться в школу после выходных или каникул. Стрессовые события дома, в школе или со сверстниками могут стать причиной отказа от школы. Некоторые дети уходят из дома утром, и по мере приближения к школе у ​​них появляются трудности, после чего они не могут продолжать. Другие дети отказываются делать какие-либо усилия, чтобы ходить в школу.

    Имеющиеся симптомы включают боязливость, симптомы паники, эпизоды плача, истерики, угрозы членовредительства и соматические симптомы 8 , которые проявляются утром и улучшаются, если ребенку разрешают оставаться дома (Таблица 2) . Чем дольше ребенок не посещает школу, тем сложнее ему вернуться. 9

    Вегетативная Желудочно-кишечная Мышечная
    Dizziness Abdominal pain Back pain
    Diaphoresis Nausea Joint pain
    Headaches Vomiting
    Shakiness/trembling Diarrhea
    Сердцебиение
    Боли в груди

    Краткосрочные последствия включают плохую успеваемость, трудности в семье и проблемы в отношениях со сверстниками. 10 Долгосрочные последствия могут включать неуспеваемость в учебе, трудности с трудоустройством и повышенный риск психического заболевания (Таблица 3) . 11,12

    9
    Outcome Prevalence
    Interrupted compulsory school 18%
    Did not complete high school 45%
    Adult psychiatric outpatient care 43%
    Психиатрический уход за взрослыми. При 20-летнем наблюдении 41%
    Количество детей при 20-летнем наблюдении
    Нет 59%
    8 или MOR0358 41%

    Сопутствующие психические расстройства

    Отказ от посещения школы не является формальным психиатрическим диагнозом. Тем не менее, дети с отказом от школы могут страдать от значительного эмоционального стресса, особенно тревоги и депрессии. 13

    У детей, отказывающихся от школы, обычно проявляются симптомы тревоги, а у подростков — симптомы, связанные с тревогой и расстройствами настроения. 14 Наиболее распространенные сопутствующие психические расстройства включают тревогу разлуки, социальную фобию, простую фобию, паническое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, большое депрессивное расстройство, дистимию и расстройство адаптации (Таблица 4) . 7,13,15

    Отказ от школы следует рассматривать как гетерогенный и мультипричинный синдром. Избегание школы может выполнять разные функции в зависимости от конкретного ребенка. 16 Они могут включать в себя избегание специфических страхов, вызванных школьной средой (например, перед экзаменами, туалетами, столовой, учителями), бегство от неприятных социальных ситуаций (например, проблем с одноклассниками или учителями), страх разлуки или внимание — поисковое поведение (например, соматические жалобы, приступы плача), которое со временем ухудшается, если ребенку разрешено оставаться дома.

    Правообладатель не предоставил права на воспроизведение данного объекта на электронных носителях. Отсутствующий элемент см. в оригинальной печатной версии этой публикации.

    Функционирование семьи

    Проблемы с функционированием семьи способствуют отказу детей от школы; однако лишь немногие исследования систематически оценивали и измеряли эти проблемы. Родители детей с избеганием школы и тревогой разлуки имеют повышенный уровень панического расстройства и агорафобии. 17

    Дисфункциональные семейные взаимодействия, которые коррелируют с отказом от школы, включают чрезмерную зависимость, отчужденность с небольшим взаимодействием между членами семьи, изоляцию с небольшим взаимодействием вне семьи и высокую степень конфликта. 18 Также были выявлены проблемы общения в семье, проблемы с выполнением ролей (особенно в семьях с одним родителем) и проблемы с ригидностью и сплоченностью членов семьи. 19,20

    Оценка

    Поскольку дети с отказом от школы проявляют широкий спектр клинических симптомов, рекомендуется комплексная оценка. Отказ от школы является сложной проблемой, и врачи должны уделять пациенту достаточно времени, чтобы провести точную оценку и рекомендовать эффективные вмешательства. Часто требуется более одной встречи.

    Оценка должна включать беседы с семьей и индивидуальные беседы с ребенком и родителями. Оценка должна включать полный медицинский анамнез и медицинский осмотр, историю возникновения и развития симптомов отказа от школы, сопутствующие стрессоры, школьный анамнез, отношения со сверстниками, семейное функционирование, психиатрический анамнез, историю злоупотребления психоактивными веществами и обследование психического статуса. Выявление конкретных факторов, ответственных за поведение, избегающее школы, имеет важное значение. Сотрудничество со школьным персоналом в отношении оценки и лечения необходимо для успешного лечения (Таблица 5) . Школьный персонал может предоставить дополнительную информацию, чтобы помочь в оценке, включая просмотр записей о посещаемости, табелей успеваемости и психологических оценок.

    Полный анамнез и физикальный
    Клинический опрос ребенка и родителей0215
    Family psychiatric history
    Mental status examination including evaluation for psychiatric problems and substance abuse
    Assessment of family dynamics and functioning
    Collaboration with school staff
    Review of school attendance records, табели успеваемости и психологические оценки
    Инструменты психологической оценки (например, шкалы клинической оценки, шкалы самоотчетов, инструменты для отчетов родителей и учителей)

    Для предоставления дополнительной информации об общем функционировании ребенка дома и в школе было разработано несколько инструментов психологической оценки (например, рейтинговые шкалы учителей и родителей, показатели самооценки, шкалы клинических оценок). Этими инструментами может пользоваться врач, но из-за нехватки времени школьный психолог или консультант по психическому здоровью должны по возможности применять эти шкалы. Обобщенные шкалы (например, контрольный список поведения ребенка, 21 Форма отчета учителя 22 ) определите проблемные области. Специальные рейтинговые шкалы оценивают симптомы и тяжесть психических проблем, включая тревогу и депрессию. Хотя эти шкалы часто используются у детей, отказывающихся от школы, их клиническая полезность для разработки эффективных стратегий лечения не была продемонстрирована.

    Недавно были разработаны более конкретные шкалы оценки симптомов отказа от школы. Они обеспечивают функциональную и симптоматическую оценку отказного поведения и, следовательно, предоставляют более ценную информацию. Шкала оценки отказа от школы (Таблица 6, онлайн) 23 включает форму ребенка, родителя и учителя и исследует отказ от школы в связи с отрицательными и положительными подкреплениями. Сообщалось, что эта шкала имеет высокую надежность и достоверность. 23,24

    Правообладатель не предоставил права на воспроизведение данного объекта на электронных носителях. Отсутствующий элемент см. в оригинальной печатной версии этой публикации.

    Лечение

    Основная цель лечения детей с отказом от школы – раннее возвращение в школу. Врачи должны избегать написания оправданий для детей, чтобы они не посещали школу, за исключением случаев, когда состояние здоровья требует, чтобы они оставались дома. Лечение также должно быть направлено на сопутствующие психические проблемы, семейную дисфункцию и другие сопутствующие проблемы. Поскольку дети, которые отказываются ходить в школу, часто имеют физические симптомы, врачу может потребоваться объяснить, что проблема является проявлением психологического стресса, а не признаком болезни. Мультимодальный коллективный подход должен включать в себя врача, ребенка, родителей, школьный персонал и специалиста в области психического здоровья.

    Варианты лечения включают обучение и консультации, стратегии поведения, семейные вмешательства и, возможно, фармакотерапию. Факторами, которые доказали свою эффективность для улучшения лечения, являются участие родителей и посещение школы. 25,26 [Ссылка 25 — Уровень доказательности B, неконтролируемое исследование] Однако в нескольких контролируемых исследованиях оценивалась эффективность большинства видов лечения. Стратегии лечения должны учитывать тяжесть симптомов, сопутствующий диагноз, семейную дисфункцию и психопатологию родителей.

    Ряд эмпирически подтвержденных вариантов лечения, основанных на воздействии, доступен при управлении отказом от школы. Когда ребенок младше и проявляет минимальные симптомы страха, беспокойства и депрессии, может быть достаточно работы непосредственно с родителями и школьным персоналом без прямого вмешательства с ребенком. Если трудности ребенка включают длительное отсутствие в школе, сопутствующий психиатрический диагноз и дефицит социальных навыков, показана детская терапия с участием родителей и школьного персонала.

    ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

    Поведенческие подходы к лечению отказа от школы в основном основаны на воздействии. 27 [Уровень доказательности B, рандомизированное контролируемое исследование более низкого качества (РКИ)] Исследования показали, что воздействие объектов или ситуаций, вызывающих страх, уменьшает страх и увеличивает количество попыток воздействия у взрослых. 28 Эти методы использовались для лечения детей с фобиями и отказом от школы. Поведенческие техники фокусируются на поведении ребенка, а не на интрапсихическом конфликте, и делают упор на лечение в контексте семьи и школы.

    Лечение поведения включает систематическую десенсибилизацию (т. е. поэтапное воздействие школьной среды), обучение релаксации, эмоциональные образы, управление непредвиденными обстоятельствами и обучение социальным навыкам. Когнитивно-поведенческая терапия — это строго структурированный подход, который включает в себя конкретные инструкции для детей, помогающие постепенно увеличить их знакомство со школьной средой. В когнитивно-поведенческой терапии детей поощряют противостоять своим страхам и учат, как изменять негативные мысли.

    ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

    Было показано, что традиционная воспитательная и поддерживающая терапия столь же эффективна, как и поведенческая терапия, для преодоления отказа от школы. 29 [Уровень доказательности B, РКИ более низкого качества] Образовательно-поддерживающая терапия представляет собой комбинацию информационных презентаций и поддерживающей психотерапии. Детям предлагается рассказать о своих страхах и выявить различия между страхом, тревогой и фобиями. Детям предоставляется информация, которая поможет им преодолеть свои страхи перед посещением школы. Им даются письменные задания, которые обсуждаются на последующих занятиях. Дети ведут ежедневный дневник, чтобы описывать свои страхи, мысли, стратегии преодоления и чувства, связанные со своими страхами. В отличие от когнитивно-поведенческой терапии дети не получают конкретных инструкций о том, как противостоять своим страхам, и не получают положительного подкрепления за посещение школы.

    Детская терапия включает в себя индивидуальные занятия, которые включают в себя обучение релаксации (чтобы помочь ребенку, когда он или она приближается к школьной территории или когда его спрашивают сверстники), когнитивную терапию (чтобы уменьшить мысли, вызывающие тревогу, и дать ответы на вопросы), обучение социальным навыкам ( для улучшения социальной компетентности и взаимодействия со сверстниками) и десенсибилизация (например, постепенное воздействие in vivo, эмоциональные образы, систематическая десенсибилизация).

    ВМЕШАТЕЛЬСТВО РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

    Участие родителей и обучение опекунов являются решающими факторами в повышении эффективности поведенческой терапии. Поведенческие вмешательства оказываются одинаково эффективными как при непосредственном участии ребенка, так и без него. 25 [уровень доказательности B, РКИ более низкого качества] Посещаемость школы и адаптация ребенка при последующем наблюдении после лечения одинаковы для детей, которых лечили только детской терапией, и для детей, чьи родители и учителя участвуют в лечении.

    Вмешательства родителей и учителей включают клинические занятия с родителями и консультации со школьным персоналом. Родителям даются стратегии управления поведением, такие как сопровождение ребенка в школу, предоставление положительного подкрепления за посещение школы и уменьшение положительного подкрепления за то, что он остается дома (например, просмотр телевизора, когда он дома из школы). Родители также получают пользу от когнитивного тренинга, который помогает уменьшить собственное беспокойство и понять свою роль в том, чтобы помочь своим детям добиться эффективных изменений. Школьная консультация включает в себя конкретные рекомендации школьному персоналу по подготовке к возвращению ребенка, использованию положительного подкрепления, академическим, социальным и эмоциональным приспособлениям.

    ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

    Фармакологическое лечение отказа от школы следует использовать в сочетании с поведенческими или психотерапевтическими вмешательствами, а не как единственное вмешательство. Вмешательства, которые помогают детям развить навыки справляться со своими трудностями, предотвращают рецидив симптомов после прекращения приема лекарств.

    Очень немногие двойные слепые плацебо-контролируемые исследования оценивали использование психофармакологических средств при лечении отказа от школы, хотя несколько контролируемых исследований продолжаются. Проблемы с размерами выборки, различия в характере сопутствующих заболеваний, отсутствие контроля над дополнительной терапией и различия в дозировках лекарств привели к неубедительным данным испытаний фармакологических средств для лечения отказа от школы. 30,31 Более ранние исследования трициклических антидепрессантов не показали воспроизводимой картины эффективности.

    Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) заменили трициклические антидепрессанты в качестве фармакологического средства первой линии для лечения тревожных расстройств у детей и подростков. Хотя контролируемых двойных слепых исследований применения СИОЗС у детей немного, предварительные исследования показывают, что СИОЗС эффективны и безопасны при лечении детских тревожных расстройств и депрессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *