Что такое талак в исламе: Кто и когда дает талак в исламе? Все, что касается развода по шариату — Today.kg

Содержание

Кто и когда дает талак в исламе? Все, что касается развода по шариату — Today.kg

Отдел фатв Духовного управления мусульман Кыргызстана пояснил, что такое «талак» (развод) и ответил на самые часто задаваемые вопросы по теме.

«Не каждый семейный союз выдерживает испытания и трудности совместной жизни. Не всегда между супругами бывает любовь и взаимопонимание, и зачастую совместная жизнь становится невыносимой. Тогда не остается другого выхода, кроме развода. В таких случаях исламское семейное законодательство предусмотрело расторжение брака: мужчина дает развод своей жене, который в терминологии исламского семейного права называется «талак» (развод)», — поясняет отдел фатв ДУМК.

 

Что такое талак

В шариате талак — это право мужа на расторжение брачных уз (никаха/нике) немедленно (т. е. посредством талак аль-баин) или в будущем (т. е. посредством талак ар-раджи) путем произнесения определенных слов. Другими словами, произнесение слова «талак» в адрес своей жены означает, что муж прекращает действительность брака между ним и своей супругой. Мужчина выступает в роли дающего талак (развод), а женщина — в роли получившей талак.

Право на развод согласно шариату имеет и женщина. 

 

Формулы (фразы) талака

Муж говорит своей жене слова развода, к примеру, «Я дал тебе талак». Или «Я дал тебе развод». Или «Я развожусь с тобой». Или: «Ты разведена». После произнесения подобных слов между супругами с точки зрения исламского права брак нарушается и талак считается действительным. Иными словами, в исламском каноническом праве это считается как один развод.

 

Когда дается талак

Талак дается только в крайнем случае — тогда, когда совместная жизнь становится непосильной. Такое бывает по разным причинам. В подобной ситуации муж и жена должны все очень хорошо обдумать. Если все-таки они посчитают, что развод более целесообразен для обоих, то муж может прекратить действительность брака.

Однако произносить это слово «талак» при каждой ссоре или в гневе неправильно и греховно.

 

Сколько раз достаточно произнести слово «талак» для расторжения брачных уз

Чтобы прекратить действительность нике, достаточно дать один талак, то есть произнести формулу талака всего один раз и оставить жену, пока не пройдет три менструации. Как только закончится третья менструация, супруги становятся чужими друг для друга. После они больше не муж и жена. Теперь женщина может выйти замуж за другого мужчину.

 

Последствия талака

Есть два вида талака: раджи и баин.

Талак раджи — это такой талак, после которого можно вернуть жену без совершения повторного акта нике в течение периода идды. А если время идды выйдет, то можно возобновить брак путем совершения нике. В терминологии исламского семейного права это называется «руджу».

Идда — это период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину. Период идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности — до родов. Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать ее всем необходимым.

Талак баин (безотзывный развод) — это такой талак, после которого вернуть жену без совершения нового акта никаха невозможно.

Это все — в том случае, если муж дал жене один или два развода. А если муж выдал троекратный талак (то есть дал три развода), то теперь муж и жена не смогут воссоединиться. Такой талак называется «талак муголляза». Это развод, исключающий возможность возобновления брака.

 

Нужно ли произносить формулу талака три раза для расторжения никаха? Многие говорят, что нужно обязательно говорить «талак» три раза, иначе развод не засчитывается?

 

На самом деле это не так. Люди считают, что, пока не скажут формулу талака три раза, талак вообще не засчитывается. Это понимание неверно и ошибочно, оно ставит супружескую пару в положение, когда они не могут больше воссоединиться. Это явное заблуждение. Для того чтобы прекратить действительность брака, достаточно сказать формулу талака один раз.

 

Люди считают, что если намерения не было, то никакого талака не было. Правильно ли такое суждение?

Нет, это тоже явное заблуждение. Именно для этого слова (т. е. слова «талак») намерение необязательно. Если мужчина скажет своей жене слово «талак» даже в шутку, то талак будет действителен и развод вступит в силу. Однако это в том случае, если использованные слова относятся к словам явного развода (талак сарих) и были сказаны в адрес жены.

 

Будет ли действителен талак, данный в шутку?

Бытует мнение, что, если развод дан с серьезными намерениями, тогда он будет действителен, а иначе — нет. Например, мужчина сказал формулу развода, чтобы припугнуть жену, или сказал слова развода в шутку и т. д. Такое мнение неправильно и ошибочно. Одно лишь произнесение слов талака в адрес своей жены в здравом рассудке (с намерением развода или без него) прекратит действительность брака.

Многие считают, что развод — это грех и ни в коем случае нельзя произносить эти слова. Так ли это?

Это тоже не так. Развод — это нежелательное действие, однако при наличии уважительной причины развод (талак) не является грехом, а в некоторых случаях он может оказаться единственным выходом из трудного положения. Конечно, без причины дать талак — это причинить вред своей семье и жене. Положительные и отрицательные стороны развода нужно понимать правильно. Для принятия правильного решения лучше всего обращаться к знающим людям (алимам).

 

Засчитывается ли талак, данный в состоянии алкогольного опьянения?

Люди думают, что если произнести слова талака в состоянии алкогольного опьянения, то талак не действителен. Это так? Это представление тоже ошибочно. Талак, данный в состоянии алкогольного опьянения, считается действительным.

 

Действителен ли талак данный беременной жене?

Талак, данный беременной жене, тоже будет действительным. Беременность не препятствие для действительности талака.

В этом случае, мужчина обязан обеспечивать финансово бывшую жену до и после родов.

 

Действителен ли развод, данный в гневе?

 

В народе, существует мнение, что талак, данный в гневе, не действителен. Однако это не так. Талак, данный в состоянии гнева, действителен.

 

Многие считают, что если жена не слышала слова талака, то талак будет не действителен. Так ли это?

Это тоже неправильно. Талак считается действительным, даже если жена не слышала слова развода (т. е. слово «талак»).

 

В наше время распространилось мнение, что если три раза произнести слово «талак», то засчитывается только один талак, а не три. Правильно ли такое суждение?

Троекратный развод в соответствии со всеми четырьмя мазхабами, в том числе и ханафитским, с произнесением формулы троекратного развода (т. е. три талака) засчитается как три развода, а не как один. После этого их брак (никах) по Шариату будет считаться окончательно расторгнутым. Жена становится запретной для него. Если они снова совершат акт никаха, он все равно будет недействительным. В подтверждение этого мнения существует очень большая доказательная база из Корана и Сунны. Здесь мы не приводим доказательства и доводы, но если кто-либо хочет ознакомиться с ними, он может обратиться в отдел фетв ДУМК. Единовременный троекратный развод (талак) в одном месте в одно время по Шариату считается грехом, но он все равно будет действителен.

 

Действителен ли развод в устной форме? Или нужно обязательно давать развод в письменной форме?

Расторжение брака может быть как и в устной (словесной) форме, так и в письменной.

«Второй раз дал «талак» за то, что я слушаю музыку». Как в Казахстане мужчины разводятся с женами по шариату

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Казахстану не чужды разводы по канонам ислама, когда мужчине, обращаясь к жене, достаточно трижды произнести слово «талак». По словам экспертов, официальной статистики, которая бы позволила судить о масштабах проблемы, нет, между тем такой опыт оказывает разрушительное воздействие на жизнь женщины. Своими историями с Азаттыком поделились две казахстанки.

«Талак» в переводе с арабского означает «развод». По шариату, если мужчина трижды произносит это слово, брак считается расторгнутым. Такой развод — прерогатива исключительно мужчины. Согласно казахстанскому законодательству, мечети не могут заключать браки без официальной регистрации в ЗАГСе. Однако это нередко нарушается, и в религиозных кругах пары заключают тайные союзы. Расторжение браков «талаком» также не имеет юридической силы, но на деле подобные разводы продолжают происходить.

«ОДНО РАДОВАЛО: ЧТО У НАС НЕ БЫЛО СОВМЕСТНЫХ ДЕТЕЙ». ИСТОРИЯ ГУЛЬНАР

Сейчас мне 28 лет. Когда я с ним познакомилась, было 23. Работала продавцом на рынке, там же торговал один мужчина, читавший намаз. Как-то он сказал, что его друг хочет взять вторую жену. Мы познакомились. Он был старше сорока, с женой и четырьмя детьми. Говорил, что его 80-летняя мать и семья живут в селе Косестек в Актобе и что я ни в чем не буду нуждаться. «Будь моей второй женой», – сказал он, и я согласилась.

Он не хотел просить моей руки у моего отца. Сказал: «Зачем нам кормить столько людей?» – и категорично заявил, что не намерен устраивать свадьбу. Мой отец родился и вырос при Советском Союзе, он придерживается взглядов, присущих обществу того времени. Даже если бы меня начали сватать, он не позволил бы мне, младшей из семи детей, стать второй женой. Поэтому нам пришлось пожениться тайно. Это было летом 2016 года. Мулла мечети в Косестеке совершил обряд «никях», а его жена стала свидетельницей.

Он был человеком религиозным, взрослым, поэтому я всецело доверяла ему. Мы не объявляли публично о своем браке. Муж проводил некоторое время со мной в Актобе после 15-дневной вахты. Когда жена начинала его искать и звонить, уезжал в Косестек.

Муж снял мне однокомнатную квартиру в Актобе. После того как появились расходы на квартиру, продукты, он изменился. В квартире не было ни мебели, ни постельных принадлежностей. Я спала, накрывшись полотенцем. Когда он уезжал на вахту, жила впроголодь. По возвращении с вахты муж проводил немного времени со мной, кроме ржаного хлеба и макарон, ничего не покупал. Если что-то шло не так, сразу уезжал в Косестек. Я провела много дней взаперти, без баланса на телефоне и без телевизора в квартире.

Кроме того, время от времени звонила его первая жена и осыпала меня проклятиями. «Такие девушки, как ты, разрушают чужие семьи», – говорила она. Затем перезванивала и просила, чтобы я не рассказывала мужу о ее звонках. Она, должно быть, сильно его боялась.

Однажды муж привез в нашу квартиру свою мать. По выражению ее лица почувствовала, что я ей не понравилась. За чаем она несколько раз повторила своему сыну: «Пусть твоя первая жена не знает, что я была здесь».

Пожив с ним некоторое время, поняла, что он плохой человек. Он начинал ругаться, если я говорила, что мы давно не ели мяса, или просила купить арбуз. Через три месяца совместной жизни мы сильно поссорились. Он угрожал сбросить меня с шестого этажа.

Не выдержав его грубости, после четырех месяцев брака я попросила у него развод. Кто захочет потерять молодую и глупую женщину?! Он стоял на своем и доказывал, что прав. Мы пошли к имаму мечети в старой части Актобе.

Во время совершения обряда «никях» в качестве махра (подарок мужа жене после бракосочетания. — Ред.) я попросила у мужа тренажер. Когда пришли в мечеть, я пожаловалась имаму на поведение мужа и на то, что не могу получить свой подарок. Муж обвинил меня в меркантильности. Имам, внимательно выслушав нас, начал говорить о ценности брака, помирил нас. Но в конце концов я ушла от мужа в отцовский дом. Он дал мне развод «талаком».


После я чувствовала себя несчастной и потерянной. У меня расшаталась психика, я сильно обижала своих близких. Когда вспоминаю, в каком жалком состоянии тогда находилась, на душе кошки скребут. От меня отвернулись родственники, не стало семьи, потеряла друзей. Пыталась избежать одной проблемы и столкнулась с другой. Одно радовало: что у нас не было общих детей.

К сожалению, мой диплом об окончании юридического факультета оказался бесполезным. На жизнь зарабатываю торговлей. Арендую точку на одном из рынков в Актобе, продаю молочные продукты, курицу и колбасы халяль.

Заработанного хватает для нас двоих с отцом. Я начала искать материалы по психологии. Хочу лучше узнать себя, раскрыть свою личность.

Теперь я ни для кого не хочу быть второй женой, потому что права женщин не будут защищены без заключения законного брака. Не хочу, чтобы в будущем мои дети оказались беззащитными.

И сейчас я получаю немало предложений стать второй женой. Меня пытаются запугать, говоря, что одиночество женщины противоречит шариату, что мне скоро тридцать лет и «завтра» не смогу родить. В такие моменты я спрашиваю: «А вы можете купить мне недвижимость, которая станет гарантией моего будущего?» Если бы муж купил мне машину, дом, в будущем я не жила бы на съемной квартире со своими детьми. В случае плохого исхода у нас было бы немного денег.

Однако парни, услышав мои требования, исчезают на следующий день. Есть те, кто высмеивает меня: у тебя высокая планка, у тебя завышенная самооценка. Но это вовсе не так. Я хочу, чтобы мой муж ответственно относился к браку и был защитой для своей семьи, насколько это возможно. Брак – это не платье, которое меняют каждый день.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Талок. Талок. Талок. Как в Таджикистане мужчины разводятся с женами по телефону и СМС

«В НАШЕМ РЕГИОНЕ МНОГО ТАКИХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН». БРАКИ И РАЗВОДЫ МАРЬЯМ

В 14 лет я начала совершать намаз, но не по шариату – по-ваххабитски. Я сначала не знала об этом, мне все казалось правильным. Слушала религиозные лекции нетрадиционного толка в интернете – друзья советовали, мол, там «правильно говорят». Родители были против того, что я ношу темные платки, паранджу, они заметили, что я неправильно читаю намаз, но я не хотела их слушать.

Собиралась в Сирию вместе с подругой, мне тогда было шестнадцать. Повлияло и то, что родители были против моей паранджи, поэтому я хотела уехать туда, где ее можно носить. Но когда мы отправились в Актобе, чтобы дальше выехать в Сирию, меня поймали родители и сотрудники КНБ. Поместили в реабилитационный центр. Я не принимала ханафитский мазхаб (одна из традиционных школ в суннитском исламе – ред. ), не соглашалась учиться в медресе, когда мне предложили. Родители посадили меня под домашний арест. Дом – школа, встречали и провожали.

Я поступила в университет, и на первом курсе меня «украли». Будущего мужа я не знала, он был братом моей знакомой, не совершал намаз. Через три месяца я забеременела. Но в результате мы разошлись.

У меня на руках уже был ребенок. Я познакомилась в соцсетях с мужчиной. Он придерживался деструктивного религиозного течения и не хотел регистрировать брак официально. Вскоре он сказал мне, что у него есть жена, а я буду второй. Я не хотела, но он сообщил мне по телефону, что со своими родными без меня начал совершать обряд «никях» (мусульманский обряд бракосочетания – ред.). Мы жили в разных городах. Он приехал, мои родные были против, но я не слушала и ушла к нему.

Вначале все было хорошо. Я не любила его, но мне говорили, что по шариату женщина не должна ходить одна. Он обещал обеспечивать нас, воспитывать ребенка.

Через месяц стал вести себя иначе: редко приходил, перестал помогать. Когда ребенок сильно заболел, я просила помочь деньгами, но он говорил, что не может, некогда ему.

Он не знакомил меня со своими родителями, не знакомился с моими. Я спрашивала: почему? Он говорил, что мои родители не совершают намаз, не понимают нас, что они кафиры. Он запрещал мне общаться с другими людьми, говорил, что и они неверные. Но я все равно немного общалась. Однажды он услышал наш разговор с сестрой: мы обсуждали, что это все не по шариату, что так не должно быть. Сестра тоже носила паранджу, но не была деструктивного религиозного течения. И он запретил мне общаться с ней. Ей я об этом не сказала и общалась втайне.

У меня началась депрессия, в это время я узнала, что беременна. Начала выяснять у него, почему он не знакомит меня с родителями, мы поругались, и он сказал, что даст мне «талак», потому что я не слушаюсь, общаюсь с неверными. Потом он узнал, что я слушаю лекцию, разрешенную ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана – ред.), и стал запрещать. Говорил, что по приказу Аллаха надо одевать никаб черного цвета, но я стала носить посветлее. Он был против, говорил, что так одеваются только кафиры.

Был возмущен тем, что я не общаюсь с женами его друзей, у которых их было по три-четыре. Мы когда собирались все вместе, они говорили только про Сирию, джихад. Мне это не нравилось. Я слушала музыку, но он говорил, что это «харам» (грех – ред.). Он хотел уехать в Сирию, но в итоге не уехал.


Он меня часто бил, если я его не слушала и говорила ему, что он делает не по шариату. Не разрешал ребенку играть в игрушки. Говорил, что надо воспитывать детей как будущих моджахедов. Вместо обычных игрушек – покупать автоматы игрушечные. На этом фоне у нас часто ссоры были. Он запрещал мне учиться, но я все равно училась. Потом я в реанимацию попала, у меня был выкидыш.

Первый раз он сказал «талак», когда ему не понравилось, что я общалась с подругой из ханафитского мазхаба и пригласила ее в гости без его разрешения. Он расценил это как «непослушание» мужу. Второй раз дал «талак», когда узнал, что я слушаю музыку. А в третий раз, когда мы сильно поругались и он просто ушел.

Он говорил мне, что, если три раза муж дал «талак», тогда я должна за другого выйти.

У него был друг, который предложил мне стать его второй женой. Я не согласилась. Но они начали меня преследовать, уговаривать. Однажды на улице друг бывшего мужа загнал меня в тупик, где его друзья насильно затолкали меня в машину. Я кричала. Меня ударили несколько раз. Привезли в какой-то дом, держали взаперти три дня, не давали позвонить родным. Друг бывшего мужа сказал, что я все равно стану его второй женой.

Родные постоянно звонили мне. В результате мне разрешили ответить, чтобы сказать, что «все в порядке». В этот момент как раз позвонил брат. Я успела сказать, что меня насильно удерживают. Они отобрали телефон, угрожали, что изнасилуют. Я взяла бритвенный станок, который там нашла, и начала резать себе руки, чтобы они не приближались ко мне.

Мой брат вовремя приехал: связался с полицией, они пробили мое местонахождение по GPS. Было задержание, дальше – суд. Со мной потом работали психологи и теологи. У меня были депрессия, шок. Думала, что совершу суицид. Мне так было стыдно перед родными. Не хотела возвращаться домой. Но через месяц сняла хиджаб. Сама так решила, потому что больше не хотела повторять то, что случилось со мной.

Сейчас жизнь налаживается. Я учусь на теолога, хочу работать по специальности. Поняла, что не стоит верить всем подряд, даже тем, кто совершает намаз, носит бороду и хиджаб. Ношу обычную одежду, встречаюсь с подругами и друзьями – так жить намного интереснее и веселее. Живу с родителями, работаю. Ребенка воспитываю, ни в чем не нуждаемся, сама могу родителям помочь.

Я хочу помогать девушкам и женщинам. В нашем регионе много таких мужчин и женщин, которые придерживаются нетрадиционного ислама, и даже дети есть. Им не разрешают играть во дворе, общаться с другими детьми. У меня есть знакомые девушки, которые перестали здороваться, потому что им запретили мужья, поскольку я теперь «не такая».

У нас в Сатпаеве и Жезказгане у девушек много проблем, многие живут в гражданском браке, потому что мужчины не хотят брать их в жены официально: им так удобно. Даже детей записывают только на имя матери. У них все не так, как надо. Я разговаривала с некоторыми, они хотят, чтобы все по-религиозному было, их мужья придерживаются деструктивных течений.

Они спрашивали, как им изменить мужей. Я отвечаю, что нужно просто развестись, уйти, иначе никак, я на себе это испытала.

ОБЪЯСНЯЮТ ТЕОЛОГ И ПСИХОЛОГ

Карагандинский теолог Арай Бакирова говорит, что, хотя развод «талаком» разрешен в исламе, религия его не одобряет.

— Это крайняя мера, которая не одобряема Аллахом, но является большой радостью для шайтана, поскольку одна из его целей – разлучать мусульман. Однако есть случаи, когда «талак» разрешен, но не по всякой причине, а лишь по веской. Если мужчина разгневался, или же ему не понравилась какая-то мелочь, или не устраивает что-то в обязанностях женщины, в таком случае он не должен давать развод. Бывают случаи, когда в семье проблемы, но есть шансы что-то поправить, посоветовавшись со знающими старшими, знатоками ислама, обратившись к семейному психотерапевту. Можно попробовать. И если совсем не действует, то тогда уже, хоть и ненавистно, но все же разрешен «талак», — объясняет Бакирова.

Но бывают ситуации, уверена теолог, когда с точки зрения благополучия женщины развод, даже «талаком», может быть благом.

— В том случае, когда это был действительно ужасный гнет, когда женщине не давали «дышать», унижали, били, запрещали быть человеком, то в этом разводе будет больше плюсов. Аллах не одобряет, когда распадается семья. Но если в браке женщину били и унижали, то в такой семье дети не увидят правильную модель семейных отношений, и оставаться ради детей – это перекладывание ответственности на них. Проблема в том, что, если эта женщина вышла из отношений, в которых ее права нарушали, но она при этом не работает над собой, она снова попадет в такие же отношения, – считает теолог.

По словам психолога актобинского консультативно-реабилитационного центра «Ансар» Эльмиры Адильхановой, развод подобным образом часто является большим ударом по женской психике в числе прочего потому, что нередко такие женщины живут в полном подчинении мужьям и теряют не только экономическую, но и интеллектуальную независимость.

«После развода женщина начинает чувствовать себя жалкой. «Я не была хорошей женой, готовила невкусно», – думает она, занимаясь самоедством и беря на себя 100 процентов ответственности за неудачный брак. Им сложно привыкнуть к новой жизни. Их переполняет чувство стыда перед родителями, близкими и даже дальними родственниками за свой неудачный брак.

В нашем центре есть телефон доверия. Недавно к нам обратилась молодая женщина. Прожив с мужем полгода и получив развод «талаком», она вернулась в Актобе. Когда эта женщина пришла к психологу, она не могла даже сразу ответить на простой вопрос о любимом цвете. Неуверенно сказала, что любит черный. Поработав какое-то время с психологом, она вспомнила, что раньше любила розовый.

Муж, придерживавшийся деструктивного течения религии, внушил ей, что женщина не должна появляться на публике в разноцветных платьях, что она должна носить платья только черного цвета. Женщина забыла о своих желаниях. Сознание защищается забвением определенных вещей. Под давлением мужа в сознании женщины активизировался защитный механизм. Она сама сильно удивилась, когда вспомнила, что ей нравится на самом деле.

Когда женщинам из таких сообществ задают вопрос о том, кем они хотели быть в детстве, они опять же затрудняются вспомнить. В их понимании женщина должна заниматься только домашним хозяйством и воспитанием детей. Они не задумываются на тем, кем хотят стать, следуют только тому, что говорит муж. Поэтому женщины, получившие развод «талаком», долго не могут прийти в себя.

Официально в Казахстане мечети больше не заключают «никяхи» без свидетельства о браке, выданного ЗАГСом. Но последователи деструктивных течений религии не соблюдают условия заключения брака в мечети в присутствии имама. Обряд «никяха» у них может провести любой мужчина из джамаата (объединение группы мусульман для совместного изучения религии, взаимопомощи и так далее. – Ред.) – дома, в кафе.

«Талак» – это большая тема. Это одна из самых распространенных форм развода в нашем обществе, когда люди прикрываются религией. В случае расторжения законного брака статистика ведется ответственными органами. А статистики по разводам «талаком» нигде нет», – заключает психолог.

Статья впервые была опубликована на сайте Азаттыка

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

«Узаконивание решит много проблем: социальных, экономических». В Кыргызстане снова хотят легализовать многоженство

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Прокуратура в Таджикистане назвала суицидом смерть девушки от 26 ножевых ранений. Ранее она ушла от мужа

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

«Пусть откажется от детей и алиментов». Как мусульманке в Таджикистане добиться развода

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Калым и приданое: сколько платят за невесту и жениха и как эти традиции создают проблемы в Центральной Азии

КСТАТИ

  • ВСУ-ремсервсис: как работает мастерская по ремонту трофейной бронетехники под Харьковом

  • Главы МИД Кыргызстана и Узбекистана подписали 6 документов, в том числе по Кемпир-Абадскому водохранилищу

  • Рахмону не понравилась «Мать»: только что открытый мемориальный комплекс закрыли на реконструкцию

  • «Это наша земля! Будем гнать!» Под Херсоном идет наступление ВСУ

  • «Зачем ходить и что-то делать, если нам говорят «нет»?!» В Чувашии третий день протестуют мобилизованные

  • Корреспондент Настоящего Времени провел день на передовой в Бахмуте: там войска РФ пытаются идти в наступление

Рекомендуем

  • Как обойти блокировку?

ВИДЫ ТАЛАКА/РАЗВОДА В ИСЛАМЕ / МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

Что такое Талак?

Брак по мусульманскому праву отличается от индуистского брака. Брак по мусульманскому праву носит характер договора и регулируется их личным законом. Стороны такого брака могут в любое время отказаться от супружеских обязательств, произнеся талак в соответствии со своим личным законом. По мусульманскому закону жена не может развестись со своим мужем по собственному желанию, она может дать развод только в том случае, если муж делегировал ей это право или это по соглашению. Однако законодательный орган расширил законные права мусульманских женщин давать развод своим мужьям в соответствии с Законом о расторжении мусульманских браков 19.39.

Таким образом, в мусульманском праве могут быть две широкие категории развода/талака. Этими типами талака в исламе/мусульманском праве являются:

  1. Внесудебный развод/талак в мусульманском праве.
  2. Судебный развод или талак в соответствии со статутным законодательством.


ВНЕСУДЕБНЫЙ РАЗВОД/ТАЛАК ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ЗАКОНУ

Внесудебный развод — это когда он зависит от воли мужа или жены или когда он осуществляется по взаимному согласию. Жене и мужу предоставляются разные права. Как правило, право на развод предоставляется только мужу, жена находится на очень низком пьедестале в отношении права на развод. Внесудебный развод делится на несколько частей:

  1. Муж — Талак-уль-Суннат, Талак-уль-Биддат, Ила и Зихар
  2. Жена — Талак-и-Тафвиз, Лиан и Хула
  3. Мое взаимное соглашение — Мубарат

1. Мужем

а) Талак-уль-Суннат       
Талак-уль-Суннат также называется Талак-уль-радже. Это отзывная форма талака, потому что в этой форме последствия талака не становятся окончательными сразу. Возможен компромисс и примирение между мужем и женой. Талак-уль-Суннат считается утвержденной формой Талака. Этот вид Талака признается как суннитами, так и шиитами. Талак-уль-Суннат может произноситься как в форме ахасан, так и в форме хасан.

i) Ахасан   
Это самая правильная форма расторжения брака. Причина двоякая: во-первых, существует возможность отмены приговора до истечения срока иддат. Во-вторых, злые слова Талака должны быть произнесены только один раз. Будучи злом, желательно, чтобы эти слова не повторялись.

Процедура совершения ахасан талак
1. Муж должен произнести талак во время тур жены. Тур – это период паритета жены, т.е. период между двумя менструациями. Таким образом, период Тур — это период, в течение которого возможно совместное проживание. Но если женщина не подвергается менструации, либо из-за преклонного возраста, либо из-за беременности, талак против нее может быть произнесен в любое время.
2. После этого единственного произнесения жена должна соблюдать Иддат из трех месячных курсов. Если она беременна во время объявления, то иддат длится до рождения ребенка. В период иддат муж не должен отменять талак, чтобы сделать талак окончательным.

Когда период Иддат истекает, а муж не отменяет талак ни прямо, ни посредством завершения, талак становится безотзывным и окончательным.

Однако в период иддата муж может отозвать талак. Отзыв может быть явным или подразумеваемым. Сожительство с женой подразумевает отмену Талака. Если сожительство имеет место хотя бы один раз в течение этого периода, талак отменяется и считается, что муж примирился с женой.

ii) Хасан    
Этот талак также считается правильной и утвержденной формой талак. В этой форме также есть положение об отзыве. Но это не лучший способ, потому что злые слова талак должны быть произнесены три раза в последовательный тур

Порядок действий в Хасан талак
1. Муж должен сделать одно заявление талак в период тур .
2. В следующем туре во второй раз есть еще одно единственное высказывание.
3. Если после первого или второго заявления отзыв не сделан, то, наконец, муж должен сделать третье заявление в третий период чистоты (Тухр). Как только сделано это третье заявление, талак становится необратимым, и брак расторгается, и жена должна соблюдать требуемый иддат.

Только после третьего объявления жена соблюдает период иддат, и после 3 rd заявление не может быть отменено. Аннулирование в Hasan Talaq может быть сделано только во время тура, сначала между 1 st и 2 nd постановление и, во-вторых, между 2 nd и 3 nd предписание.


b) Талак-уль-Биддат        
Талак-уль-Биддат также известен как Талак-уль-Бейн. Это недопустимый способ развода. Особенностью этого талака является то, что он вступает в силу с момента произнесения слов и не остается возможности примирения сторон, что делает его безотзывным. Эта форма талака в основном признается и практикуется мусульманами-суннитами и не признается мусульманами-шиитами. Талак-уль-биддат может произноситься в одинарном или тройном объявлении.

i) Однократное заявление

Процедура:
Муж может сделать только одно заявление в период чистоты, выражая свое намерение безвозвратно развестись с женой, говоря: «Я развожусь с тобой безвозвратно» или «Я развожусь с тобой в Bain». После объявления талак становится безотзывным и постоянным. Именно после этого периода жена соблюдает период иддат.

ii) Тройное заявление

Процедура:
Муж может сделать три заявления в период чистоты (тур), говоря: «Я развожусь с тобой, я разведусь с тобой, и я разведусь с тобой». Он может объявить свой тройной талак даже в одном предложении, сказав: «Я развожусь с тобой трижды» или «Я произношу свой первый, второй и третий талак». Он становится необратимым сразу же после его произнесения и впоследствии жена соблюдает период иддат

Однако следует отметить, что талак-уль-биддат был объявлен неконституционным Верховным судом в деле Shayara Bau vs unio of India (2017) 9 SCC 1 , в котором суд постановил, что «эта форма Талака является явно произвольным в том смысле, что брачные узы могут быть разорваны по своей прихоти мусульманином без каких-либо попыток примирения, чтобы спасти их. Таким образом, эта форма Талака должна рассматриваться как нарушение 393 основных прав, содержащихся в статье 14 Конституции Индии. Таким образом, на наш взгляд, 1937 Закон, в той мере, в какой он направлен на признание и обеспечение соблюдения «Тройного Талака», соответствует значению выражения «действующее законодательство» в Статье 13(1) и должен быть отменен как недействительный в той мере, в какой он признает и обеспечивает соблюдение «Тройного Талака». ”

Впоследствии правительство Индии приняло закон, запрещающий тройной талак и наказывающий любого мужа, произносящего тройной талак, лишением свободы на срок до 3 лет.

c) Ила 
В Иле муж дает клятву не вступать в половую связь со своей женой. После этой клятвы нет совершения в течение четырех месяцев. По истечении четвертого месяца брак расторгается безвозвратно. Но если муж возобновляет сожительство в течение четырех месяцев, Ила аннулируется и брак не расторгается.

В случае суннитов такое поведение мужа будет равнозначно однократному безвозвратному разводу, и брак автоматически расторгается по истечении 4 месяцев.
В случае шиитов amrraige не расторгается автоматически, а дает жене право на развод в судебном порядке  u/s 2(ix) Закона о расторжении мусульманских браков 1939 года.

d) Zihar      
В этом режиме муж сравнивает его жена к женщине в пределах его запрещенных отношений, например, матери или сестре и т. д. Муж сказал бы, что с сегодняшнего дня жена подобна его матери или сестре. После такого сравнения муж не сожительствует с женой в течение четырех месяцев. По истечении указанного срока Зихар завершается. По истечении четвертого месяца жена имеет следующие права:

  • Она может обратиться в суд, чтобы получить судебное решение о разводе.
  • Она может обратиться в суд с просьбой о восстановлении супружеских прав.
    Если муж хочет отозвать Зихар, возобновив сожительство в течение указанного периода, жена не может добиваться развода в судебном порядке. Его можно отозвать, если:
  • Муж соблюдает пост в течение двух месяцев, или
  • Он обеспечивает питанием не менее шестидесяти человек, или,
  • Он освобождает раба.
 
В Масрур Ахмед против. State (Nct of Delhi) и anr (legalcrystal.
com/716062), Высокий суд Дели отметил, что «Ila и Zihar как способы развода практически не существуют в Индии. Однако иногда прибегают к лиану. Если мужчина обвиняет жену в прелюбодеянии (зина), но не может доказать обвинение, жена имеет право обратиться к кази с просьбой о расторжении брака. В Индии необходимо подать обычный иск. Как только такой иск подан женой, муж имеет возможность снять свое обвинение в супружеской неверности, после чего иск будет отклонен. Однако, если он будет упорствовать, от него потребуется принести четыре присяги в поддержку обвинения. Жена дает четыре присяги в своей невиновности, после чего суд объявляет брак расторгнутым. Это процесс расторжения брака по лиану»
2. По жене 

а) Талак-и-Тафвиз        
Этот развод известен как делегированная форма развода и признается как шиитами, так и суннитами. Муж-мусульманин может делегировать свое право объявить о разводе своей жене или любому другому лицу. Он может делегировать полномочия абсолютно или условно, временно или постоянно. Постоянная передача власти может быть отозвана, а временная передача власти — нет. Это делегирование должно быть сделано четко в пользу лица, которому делегируются полномочия, и должна быть четко указана цель делегирования. Любое соглашение, заключенное до или после брака и предусматривающее, что жена будет иметь право развестись с собой при определенных условиях, является действительным, если эти условия разумны и не противоречат общественному порядку.
Следует отметить, что даже в случае непредвиденных обстоятельств вопрос о том, следует ли использовать полномочия, зависит от жены, может ли она использовать ее, а может и нет. Наступление непредвиденных обстоятельств не приводит к автоматическому разводу.

b) Хула    

Хула — это форма развода с согласия жены и по ее собственному желанию, когда она дает или соглашается уделить мужу определенное внимание за свое освобождение/искупление от супружеских уз. Для действительной Хулы необходимы следующие условия:   
1. Должно быть предложение от жены.
2. Она дает или соглашается дать мужу вознаграждение за ее освобождение
3. Принятие предложения мужем.
Жена может отозвать такое предложение в любое время до его принятия мужем. Согласно мусульманскому личному закону, различные юристы давали мужу и жене 3 дня. В тот момент, когда предложение принимается мужем, это считается разовым безотзывным разводом, т.е. супружеские отношения заканчиваются в тот момент, когда муж принимает предложение.


3. По взаимному соглашению он также известен как Мубарат. Мубарат также является формой расторжения брачного контракта. Это означает взаимное освобождение от брачных претензий. В мубарате отвращение взаимно, и обе стороны желают разлуки. Таким образом, он включает в себя элемент взаимного согласия. В этом способе развода предложение может быть либо со стороны жены, либо со стороны мужа. Когда предложение мубарат принимается, это становится безотзывным разводом, и необходим иддат.

Судебный развод – это официальное разделение между мужем и женой, при котором муж или жена не играют непосредственной роли, но суд разделяет их в соответствии с установленным обычаем или законом. В таких случаях развод не зависит от воли и желания мужа. В соответствии с Законом о расторжении мусульманских браков 1939 года законодательный орган предусмотрел развод по заявлению жены. Есть несколько оснований, по которым может быть объявлен судебный развод. Основания, на которых женщина может требовать развода в соответствии с этим актом, следующие:

  1. Местонахождение мужа неизвестно,
  2. Невозможность обслуживания в течение двух лет.
  3. Когда мужа приговорили к тюремному заключению.
  4. Неисполнение супружеских обязательств.
  5. Импотенция
  6. Умопомешательство, проказа или заразные венерические болезни.
  7. Отказ от брака.
  8. Жестокость.
  9. Ложное обвинение в супружеской неверности.
  10. Переход супруга в другую религию.

Вы можете связаться со мной для консультации или совета, посетив Свяжитесь с нами

Развод в исламе — мечеть Аль-Рашид

Перейти к содержимому

Развод в исламеАдминистратор мечети2021-10-14T15:31:50-06:00

Развод в исламе

Развод разрешен в исламе как крайняя мера, если невозможно сохранить брак. Необходимо предпринять определенные шаги для обеспечения того, чтобы все варианты были исчерпаны и к обеим сторонам относились с уважением и справедливостью.

В исламе считается, что супружеская жизнь должна быть наполнена милосердием, состраданием и спокойствием. Брак – это великое благословение. Каждый партнер в браке имеет определенные права и обязанности, которые следует выполнять с любовью в интересах семьи.

К сожалению, это не всегда так. Наша команда духовенства может помочь с консультированием и завершением процесса развода с максимальным учетом исламских требований и законов Альберты. Важно, чтобы обе стороны понимали процесс и руководствовались соответствующими исламскими учениями, чтобы обеспечить соблюдение прав обеих сторон. Вы можете связаться с нашим офисом и записаться на прием к любому из наших имамов.

Шаги к исламскому разводу

Обратите внимание, что это общие шаги и рекомендации для развода в исламе. Каждая ситуация уникальна, и приведенные ниже шаги и рекомендации могут относиться или не относиться к вашей ситуации. Обратитесь к нам за консультацией по конкретному случаю.

Когда браку угрожает опасность, парам рекомендуется использовать все возможные средства для восстановления отношений. Развод допускается как крайний вариант, но он не приветствуется. Пророк Мухаммад однажды сказал: «Из всех дозволенных вещей развод является самым ненавистным Аллахом».

По этой причине первый шаг, который должна сделать пара, — это по-настоящему заглянуть в свои сердца, оценить отношения и попытаться примириться. Во всех браках бывают взлеты и падения, и это решение не должно приходить легко. Спросите себя: «Действительно ли я пробовал все остальное?» Оценить собственные потребности и слабости; продумать последствия. Постарайтесь вспомнить хорошее о своем супруге и найти в своем сердце прощение терпения для мелких неприятностей. Поговорите с супругом о своих чувствах, страхах и потребностях. На этом этапе некоторым людям может быть полезна помощь нейтрального исламского консультанта.

Если после тщательной оценки вашего брака вы обнаружите, что нет другого выхода, кроме развода, не стыдно перейти к следующему шагу. Аллах дает развод как вариант, потому что иногда это действительно наилучшие интересы всех заинтересованных сторон. Никто не должен оставаться в ситуации, которая причиняет личное беспокойство, боль и страдание. В таких случаях более милосердно, чтобы каждый из вас пошел своей дорогой, мирно и дружелюбно.

Признайте, однако, что Ислам описывает определенные шаги, которые необходимо предпринять до, во время и после развода. Учитываются потребности обеих сторон. Любым детям от брака уделяется первостепенное внимание. Даны рекомендации как для личного поведения, так и для судебного процесса. Следовать этим рекомендациям может быть сложно, особенно если один или оба супруга чувствуют себя обиженными или злыми. Стремитесь быть зрелым и справедливым. Помните слова Аллаха в Коране: «Стороны должны либо держаться вместе на равных условиях, либо расстаться по доброте». (Сура аль-Бакара, 2:229)

  • Арбитраж

В Коране сказано: «И если вы опасаетесь разрыва между ними двумя, назначьте арбитра из его родственников и арбитра из ее родственников. Если они оба желают примирения, Аллах установит между ними гармонию. Воистину, Аллах обладает полным знанием и ведает обо всем». (Сура Ан-Ниса 4:35)

В браке и возможном разводе участвует больше людей, чем просто два супруга. От него страдают дети, родители и целые семьи. Поэтому, прежде чем будет принято решение о разводе, будет справедливо привлечь старейшин семьи к попытке примирения. Члены семьи знают каждую сторону лично, в том числе их сильные и слабые стороны, и, надеюсь, будут действовать в их интересах. Если они подходят к задаче искренне, они могут успешно помочь паре решить свои проблемы.

Некоторые пары неохотно вовлекают членов семьи в свои трудности. Однако следует помнить, что развод повлияет и на них — на их отношения с внуками, племянницами, племянниками и т. д. и на обязанности, с которыми они столкнутся, помогая каждому из супругов развивать независимую жизнь. Так что семья будет вовлечена, так или иначе. По большей части члены семьи предпочли бы возможность помочь, пока это еще возможно.

Если эта попытка потерпит неудачу после всех необходимых усилий, то признается, что развод может быть единственным выходом. Пара переходит к разводу. Процедуры фактической подачи заявления на развод зависят от того, инициирован ли переезд мужем или женой.

  • Подача заявления на развод

Когда развод инициируется мужем, он известен как талак . Заявление мужа может быть устным или письменным и должно быть сделано только один раз. Поскольку муж добивается расторжения брачного контракта, жена имеет полное право сохранить выплаченное ей приданое ( махр ).

Если инициатором развода является жена, есть два варианта. В первом случае жена может вернуть приданое, чтобы расторгнуть брак. Она отказывается от права на приданое, поскольку именно она пытается разорвать брачный контракт. Это известно как хул’а . По этому поводу в Коране сказано: «Вам (мужчинам) запрещено забирать какие-либо из ваших даров, за исключением случаев, когда обе стороны опасаются, что они не смогут соблюдать ограничения, установленные Аллахом. Нет никакой вины ни на одной из них, если она дает что-то за свою свободу. Таковы пределы, установленные Аллахом, поэтому не преступайте их» (Коран 2:229).

Во втором случае жена может подать имаму прошение о разводе с указанием причины. От нее требуется предоставить доказательства того, что ее муж не выполнил свои обязанности. В этой ситуации было бы несправедливо ожидать, что она также вернет приданое. Имам принимает решение, основанное на фактах дела и законах страны.

В Канаде требуется отдельный юридический процесс развода. Обычно это включает в себя подачу ходатайства в местный суд или регистрационный орган с соблюдением периода ожидания, посещением слушаний и получением судебного решения о разводе. Эта юридическая процедура может быть достаточной для исламского развода, если она также удовлетворяет исламским требованиям.

В любой исламской процедуре развода существует трехмесячный период ожидания, прежде чем развод будет завершен.

После объявления о разводе ислам требует трехмесячного периода ожидания (называемого идда ) до оформления развода.

За это время пара успевает успокоиться, оценить отношения и, возможно, помириться. Иногда решения принимаются в спешке и гневе, а позже одна или обе стороны могут сожалеть. В течение периода ожидания муж и жена могут возобновить свои отношения в любое время, тем самым завершив бракоразводный процесс без необходимости заключения нового брачного контракта. (Но они должны зафиксировать примирение с имамом)

Еще одна причина периода ожидания – способ определить, ждет ли жена ребенка. Если жена беременна, период ожидания продолжается до тех пор, пока она не родит ребенка. В течение всего периода ожидания жена имеет право оставаться в семейном доме, и муж несет ответственность за ее содержание.

Если период ожидания завершен без примирения, развод является полным и вступает в силу. Финансовая ответственность мужа за жену заканчивается, и она часто возвращается в свой семейный дом. Тем не менее, муж продолжает нести ответственность за финансовые потребности любых детей посредством регулярных выплат алиментов.

  • Опека над детьми

В случае развода дети часто несут самые болезненные последствия. Исламский закон учитывает их потребности и заботится о них.

Финансовая поддержка любых детей — как во время брака, так и после развода — возлагается исключительно на отца. Это право детей по отношению к их отцу, и суды имеют право требовать выплаты алиментов, если это необходимо. Сумма открыта для переговоров и должна быть пропорциональна финансовым возможностям мужа.

Коран советует мужу и жене честно советоваться друг с другом относительно будущего своих детей после развода (2:233). В этом стихе конкретно говорится, что младенцы, которые все еще находятся на грудном вскармливании, могут продолжать кормить грудью до тех пор, пока оба родителя не договорятся о периоде отлучения от груди посредством «взаимного согласия и совета». Этот дух должен определять любые отношения совместного воспитания.

Исламский закон предусматривает, что физическая опека над детьми должна быть передана мусульманину, который имеет хорошее физическое и психическое здоровье и находится в лучшем положении для удовлетворения потребностей детей. Различные юристы установили различные мнения о том, как это лучше всего сделать. Некоторые постановили, что опекунство предоставляется матери, если ребенок младше определенного возраста, и отцу, если ребенок старше. Другие позволили бы детям старшего возраста выразить предпочтение. В целом признано, что о маленьких детях и девочках лучше всего заботятся их матери.

Поскольку мнения исламских ученых об опеке над детьми расходятся, в местном законодательстве могут быть различия. Однако во всех случаях главная забота заключается в том, чтобы о детях заботился подходящий родитель, способный удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.

  • Завершение развода

После окончания периода ожидания развод оформляется. Парам лучше всего оформить развод в присутствии двух свидетелей, удостоверившись в том, что стороны выполнили все свои обязательства. В это время жена может снова выйти замуж, если пожелает.

Ислам не рекомендует мусульманам постоянно повторять свои решения, заниматься эмоциональным шантажом или оставлять другого супруга в подвешенном состоянии. В Коране сказано: «Когда вы разводитесь с женщинами и они исполняют срок своего иддата , либо берите их обратно на равных условиях, либо освобождайте их на равных условиях; но не берите их обратно, чтобы причинить им вред или (или) воспользоваться неправомерным преимуществом. Если кто так поступает, то причиняет вред своей душе…» (Коран 2:231). Таким образом, Коран призывает разведенную пару относиться друг к другу дружелюбно, а узы разрывать аккуратно и твердо.

Если пара решает примириться, после завершения развода они должны начать все заново с новым контрактом и новым приданым ( махр ). Чтобы не повредить отношениям йо-йо, существует ограничение на то, сколько раз одна и та же пара может жениться и развестись. Если пара решает вступить в повторный брак после развода, это можно сделать только дважды. В Коране сказано: «Развод должен быть дан два раза, а затем (женщина) должна быть удержана в хороших манерах или отпущена изящно». (Коран 2:229)

После развода и повторного брака дважды, если пара снова решает развестись, становится ясно, что в отношениях возникла серьезная проблема! Поэтому в исламе после третьего развода пара не может вступать в повторный брак. Во-первых, женщина должна искать удовлетворения в браке с другим мужчиной. Только после того, как она разведется или овдовеет от этого второго партнера по браку, она сможет снова примириться со своим первым мужем, если они захотят.

Это правило может показаться странным, но оно служит двум основным целям. Во-первых, первый муж менее склонен легкомысленно инициировать третий развод, зная, что решение бесповоротно. Человек будет действовать более тщательно. Во-вторых, возможно, эти два человека просто не подходили друг другу. Жена может найти счастье в другом браке. Или она может понять, пережив брак с кем-то другим, что все-таки хочет примириться со своим первым мужем.

  • События
  • Shayer Times
  • . Sheikh Mahmoud Omar 7:15 pm — 8:30 pm Al Rashid Mosque

    mon 07 nov 5:00 pm 7:00 pm Martial Arts 5:00 вечера — 19:00 AL Rashid Mosque

    Вт 08 Nov 18:30 8:30 908 795 6:30 8:30 908 795 . -9) 18:30 — 8:30 вечера AL Rashid Mosque

    Thu 10 ноябрь 10:00 2:00 PM 10:00 2:00 PM 10:00 2:00 PM 10:00. Сестра Ибтихай 10:00 — 14:00

    • ВРЕМЯ МОЛИТВЫ
    АДХАН ИКАМА
    Фаджр 6:40 7:00
    8:40
    Дхур 13:19 13:29
    Аср 15:29 15:39
    Магриб 17:56 18:01
    Иша 19:49 19:59

    Сообщества по расширению прав и возможностей,
    Поколения зданий

    Дайте сегодня>

    Присоединяйтесь к нашему списку рассылки

    Подпишитесь на получение новостей и обновлений
    на наших программах и услуги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *