Скорая приватизация земель: подводные камни и возможные перспективы
Без хозяина земля круглая сирота, гласит русская пословица. А значит, у каждого участка должен быть свой владелец. По данным Минэкономразвития РФ, 92,2% всей площадь земельного фонда России, который, кстати, составляет, 1,7 млрд га, принадлежит государству или муниципалитетам, 0,7% — юрлицам и 7,1% — гражданам. Вместе с тем, как отмечают власти, земельный фонд деградирует, а следовательно, пропадают и реальные возможности для строительства жилья и социальной инфраструктуры. Подобную ситуацию необходимо менять.
В июле текущего года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что нужно готовиться к приватизации земельных участков. Многие земли сейчас вообще не используются, в том числе и принадлежащие министерствам и ведомствам. Таких лежащих мертвым грузом участков, владельцы которых — крупные федеральные структуры (Минобороны, Минсельхоз, РЖД и Российская академия наук), ни много ни мало 95%. И здесь, как и в случае с приватизацией госкомпанией, главной целью должно стать не пополнение бюджета, а эффективное использование земель в будущем.
Но скоро только сказка сказывается. Взять и в одночасье провести массовую приватизацию земель не удастся, к ней надо готовиться и готовиться серьезно. Какие проблемы при этом существуют, а также какие именно земли могут пустить с молотка, мы и попытались разобраться.
Раз ступенька, два ступенька…
А, собственно, что представляют из себя земельные активы? Здесь можно выделить пять категорий.
Первая — лесной фонд, составляющий большую часть госземель. Он, согласно действующему законодательству, приватизации не подлежит.
Вторая — те участки, которые предоставлены гражданам и юрлицам, но не на правах собственности, а на каких-то иных, например, на правах аренды. Такие земли де-факто являются частной собственностью, де-юро же — нет. Эти квазиправа, как отмечает директор департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Ивакин, мешают защите прав граждан и юрлиц, пользующихся земельными участками.
Третья — земли, предоставленные госпредприятиям и учреждениям. Это, по словам чиновника, «самый больной вопрос». Важно понять, насколько такие земли действительно необходимы государству.
Четвертая — просто земля, то есть то, что вообще не сформировано в виде земельных участков и не существует как объект недвижимости.
И, наконец, пятая — земельные участки, существующие в качестве объекта недвижимости, но при этом никому не предоставленные, свободные. Подобных насчитывается незначительное количество.
Соответственно, четыре последние категории как раз и представляют интерес с точки зрения их возможной приватизации. Но для передачи госземель в частную собственность необходимо разработать механизм выставления данных территорий на торги.
«Понадобится некая процедура, которая заставит органы власти выставлять земельные участки, находящиеся в собственности, на торги. Как можно быстрее и как можно раньше», — говорит А. Ивакин.
Кроме того, нужно разобраться с участками, которые находятся в собственности госучреждений, и предложить некий механизм, законодательный в том числе, изъятия таких земель. При этом чиновник отмечает, что «революции не будет». Власти будут предлагать некую эволюцию правоотношений, более совершенные механизмы.
Пятна на солнце
Однако изменения в законодательстве — это только полдела. Осуществлять приватизацию земель возможно лишь после пересчета кадастровой стоимости и утверждения территориального планирования, полагают многие эксперты.
Так, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфинский указывает на то, что российский земельный актив находится сегодня не в достаточном выявленном виде и более половины земельных участков не имеют границ. Кроме того, существуют проблемы с оценкой земельного актива. «То есть, по сути, мы не обладаем знанием о том активе, которым хотим управлять, в том числе приватизировать», — объясняет он.
«Прежде всего, для оценки фонда земель необходимо проведение их комплексной инвентаризации и кадастрового учета в целях принятия стратегических решений о приватизации отдельных территорий и развитии на них жилищного строительства», — считает партнер Отдела налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ирина Нарышева. По ее мнению, отчасти данная проблема решается при помощи фонда РЖС, осуществляющего продажу с аукциона госземель, переданных в фонд. В рамках инвентаризации необходимо поставить на кадастровый учет, то есть фактически сформировать как объект права, те земельные участки, в отношении которых он не был осуществлен в соответствии с действующим законодательством, отмечает эксперт.
Таким образом, прежде чем передать в частную собственность земельный актив, нужно знать о нем все, от а до я. Это не должен быть непонятный кусок, который станет почвой для разногласий для будущих собственников из-за тех или иных неопределенностей.
Покупай — не хочу
Можно хоть завтра продать все до одного земельные участки, но дальнейшее их использование упирается в отсутствие правил землепользования и застройки. Если правил нет, значит, принимается индивидуальный акт по каждому участку со всеми вытекающими поборами, говорит чиновник. Если нет проекта планировки, межевания, невозможно сформировать участки, а дальше начинается проблема подключения к инфраструктуре. Как тут не вспомнить, что в рейтинге Doing Business Россия находится на 178-м месте из 183-х по условиям ведения бизнеса в строительстве. Такое положение глава государства Владимир Путин назвал позорищем. «Невозможно мириться с тем, что на согласования, увязки, прохождение инстанций уходят годы. Издержки в конечном счете ложатся на граждан», — посетовал он. И вот уже поставлена цель к 2018г. почти в восемь раз сократить сроки получения разрешения на строительство. «Цифры такие, что аж дух захватывает», — сказал по этому поводу Д.Медведев.
Ну а пока власти работают над приближением к «фантастическим» показателям, ряд экспертов говорит, что нет и не предусматривается никаких механизмов защиты приватизированной земли. «Возьмет глава администрации района и отменит пункт постановления, разрешающий продажу. Особенно часто это происходит при смене главы», — отмечает заведующая лабораторией аграрной политики Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара Наталья Шагайда.
Кроме того, сейчас процедура продажи земель непрозрачна, и важно, чтобы участки выставлялись на аукцион, указывает А. Ивакин. Так, сегодня участок под торговый комплекс в центре города можно получить вообще без торгов, по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Подобная ситуация, по словам чиновника, является очень странной. Притом, что участок где-нибудь в сельской местности, где нет электричества, под жилой дом надо получать на торгах. «Этот дисбаланс существует в законодательстве, и его надо решать», — заявляет А.Ивакин. И, конечно же, важно обеспечить прозрачность проведения таких аукционов и наличие четких критериев отбора победителя.
А между тем в Земельном кодексе…
Конституция РФ закрепляет право граждан иметь в частной собственности землю. Статьей 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан приобретать земельные участки также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность, в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование на срок не более чем один год. Приватизированы могут быть участки, которые не изъяты из оборота или оборот которых не ограничен. И хотя Земельный кодекс РФ был принят еще в 2001г., у многих граждан нет права собственности на участок, а есть право пожизненного наследуемого владения или постоянного землепользования.
Юрлица в большинстве своем тоже не спешат переоформлять права постоянного бессрочного пользования на право собственности. Парадокс? Да нет, российская реальность.
«Не секрет, что многие граждане, приобретя участок, сами начинают строить трансформаторные подстанции и дороги ремонтировать. Потом, когда их налогами начинают загружать, встает вопрос, а за что они эти налоги платят», — говорит О.Скуфинский. Эксперт отмечает важность реализации комплексного подхода, связанного с инфраструктурным обеспечением земельных участков, с возможностью ведения бизнеса, доступа к кредитным ресурсам. И, конечно же, в этом вопросе необходима внятная государственная политика.
«У нас весь Земельный и Градостроительный кодекс построен таким образом, что ты приди и попроси. И чиновник может согласиться, а может и не согласиться», — замечает Н. Шагайда. Степень бюрократических препон, которые вынужден преодолевать собственник, огромна. И не все готовы преодолевать эти круги ада.
Продажа земли затрагивает много интересов, а потому, по мнению эксперта, ее надо все-таки ограничивать, в отличие обычных товаров, продажа которых должна осуществляться свободно. В любом случае подход государства в вопросе приватизации должен быть хорошо взвешенным, надо четко понимать, зачем это необходимо. Ведь земля — это не просто земля, это богатство страны, основа жизни и деятельности человека.
Автор: Венера Петрова, РБК
Источник: РБК, top.rbc.ru
Изображения: geokad43.ru
Приватизация земельного участка «под ключ» ИЖС в Севастополе
Цена:
25 000 руб
Оставить заявку
На территории Российской Федерации множество земельных участков, на которых находятся дома граждан, принадлежат муниципалитетам. Это значит, что юридически владелец имущества не является полноценным собственником участка. В случае необходимости он не сможет продать землю, завещать ее детям или сдавать ее в аренду, а с недавних пор и продать дом без земельного участка не получится.
Чтобы исправить эту проблему, государство предоставляет гражданам возможность приватизации земельного участка. Основания и процедура регламентированы законодательно. Процесс достаточно длительный и сложный, сбор документов требует времени и терпения. Чтобы минимизировать затраты и избежать ошибок в оформлении бумаг, можно обратиться за помощью к специалистам компании ООО «Реал». Вся процедура займет минимум времени, документы будут оформлены в соответствии с действующим законодательством.
Какой участок можно приватизироватьКак говорилось ранее, множество домов расположены на территориях, принадлежащих муниципальным властям. Получается, что в любой момент землю могут изъять под государственные нужды. Чтобы этого не случилось, участок нужно приватизировать. Существует перечень законных оснований для перевода земли под домом в собственность:
- На участке есть зарегистрированный жилой дом, на который оформлено право собственности;
- Документ, подтверждающий факт долгосрочной аренды;
- Участок попадает под государственную программу «Дачной амнистии»;
- Собственник дома относится к категории льготников (ветеран ВОВ, малоимущий, инвалид)
- Участок находится в СТ, СНТ, ДНП и пользование им происходит по членской книжке.
В некоторых случаях процедура приватизации будет бесплатной. В остальных случаях участок можно приватизировать путем выкупа за 5-20% от кадастровой стоимости.
Приватизация земельного участка ИЖС – длительный и сложный процесс. Он состоит из нескольких этапов.
- Формирование пакета документов.
- Кадастровой съемки и схемы расположения ЗУ.
- Оформление и подача заявления.
- Межевание участка.
- Подписание договора с муниципальными властями или получение Распоряжения о передаче в собственность.
- Регистрация права собственности.
На каждом этапе могут возникнуть непредвиденные проблемы, решить которые самостоятельно крайне сложно. Избежать негативного сценария и ускорить процесс помогут профессионалы. В ООО «Реал» работают юристы, кадастровые инженеры и другие специалисты, имеющие большой опыт приватизации земельных участков.
Приватизация земли в СевастополеКомпания ООО «Реал» занимается профессиональным оформлением документов на землю и объекты капитального строительства «под ключ». Обращение к нам имеет массу преимуществ:
- Оплата работы производится по факту;
- Все документы подготавливаются в кратчайшие сроки;
- Кадастровые инженеры и другие специалисты имеют аккредитацию и разрешение на проведение работ;
- Льготным категориям граждан предоставляются скидки на услуги.
Получить бесплатную консультацию специалиста и заказать услугу приватизации участка «под ключ» можно по телефону, указанному на главной странице сайта.
Узнайте как увеличить свой
земельный участок за счет
городской земли — скачайте
нашу бесплатную инструкцию
Оставьте заявку и мы отправим Вам документ через 1 минуту
Я согласен с политикой конфиденциальности
Этика приватизации | Приватизация государственных земель
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПриватизация общественных земельЭкономическая географияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПриватизация общественных земельЭкономическая географияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Леманн, Скотт, «Этика приватизации», Privatizing Public Lands (
New York, 1995; онлайн-издание, Oxford Academic, 12 ноября 2020 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780195089721.003. 0011, по состоянию на 8 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПриватизация общественных земельЭкономическая географияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПриватизация общественных земельЭкономическая географияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В той мере, в какой аргументы в пользу приватизации могут быть прочитаны как апеллирующие к общим этическим концепциям, они приобретают большую глубину и, возможно, респектабельность. Аргумент, основанный на производительности, предполагает форму правила утилитаризма предпочтений: изменив институты (в данном случае, заменив коллективное управление общественными землями правом частной собственности), мы повысим благосостояние людей, дав им возможность лучше удовлетворять свои желания. Но в рекомендуемом институте прав частной собственности мы также можем увидеть более кантианское обязательство: если я могу приобрести то, что принадлежит вам, только с вашего добровольного согласия (и обычно в обмен на что-то из моего, что вы цените больше), я не могу обращаться с вами просто. как средство, по крайней мере, в некоторых отношениях. Однако, на мой взгляд, такие призывы мало что делают для продвижения аргументов в пользу приватизации; наоборот, выявляют в нем слабые места. Права собственности, рекомендованные сторонниками приватизации, предусматривают индивидуальную свободу, но не ее разумное использование. Они не помогают людям относиться к человечеству как к цели или формировать желания, достойные удовлетворения.
Ключевые слова: Amnesty International, Изящная арка, Голод, Иисус, Кантианство, Сигареты Marlboro, Здание Монаднок, Национальное общество Одюбона, Oxfam, Парето-оптимальность
Предмет
Экономическая география
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов.
Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Новое определение прав собственности в эпоху либерализации и приватизации
В развивающихся странах существует явный парадокс между более прогрессивным определением прав собственности и текущими тенденциями к приватизации.
С одной стороны, большинство предложений и программ городского управления требовали принятия социально ориентированного подхода к правам собственности, гарантирующего более широкие возможности государственного вмешательства в управление процессом землепользования и застройки. Это особенно касается программ упорядочения земель. С другой стороны, широкое внедрение политики либерализации и схем приватизации укрепило традиционный индивидуалистический подход к правам собственности, тем самым подорвав прогрессивные попытки дисциплинировать использование и развитие городской собственности. Являются ли эти тенденции взаимоисключающими или их можно в какой-то степени примирить?В конце июля в Йоханнесбурге, Южная Африка, были проведены два связанных семинара для политиков, городских менеджеров и ученых, посвященных этому парадоксу. Шестой семинар «Право и городское пространство» был спонсирован Международной исследовательской группой по праву и городскому пространству (IRGLUS) и Центром прикладных правовых исследований Университета Витватерсранда (CALS).
Концептуальные основы права и городского пространства
IRGLUS, рабочая группа Исследовательского комитета по социологии права Международной социологической ассоциации (ISA), стремится критически обсудить правовое измерение процесса урбанизации, способствуя тем самым длительному -необходим диалог между юридическими исследованиями и исследованиями городской среды. Большинство урбанистических исследований сводят право — в том числе правовые положения, судебные решения и общую правовую культуру — к его инструментальному измерению. Некоторые отвергают закон, как если бы он был всего лишь политическим инструментом социальной дискриминации и политической изоляции. Другие считают это само собой разумеющимся, как если бы это был просто технический, беспроблемный инструмент, который может обеспечить немедленные решения эскалации городских и экологических проблем.
Как среди ученых-урбанистов, так и среди профессионалов мало кто понимает причины растущей незаконной практики, выявленной в городских районах, особенно тех, которые касаются использования и освоения земли. Существующие данные свидетельствуют о том, что, если принять во внимание как доступ к земле, так и модели строительства, от 40 до 70 процентов населения крупных городов в развивающихся странах так или иначе не подчиняются действующим правовым положениям. И эта цифра не ограничивается малообеспеченными землепользователями.
Немногие исследования задавались вопросом, почему возникло это явление городской незаконности, почему оно имеет значение и что с этим можно сделать. Большинство наблюдателей не видят очевидное разделение между так называемыми легальными и нелегальными городами как запутанную сеть, в которой существуют тесные, хотя и противоречивые отношения между официальными и неофициальными правилами, а также между формальными и неформальными рынками городской земли.
Сочетание отсутствия эффективной официальной жилищной политики в большинстве развивающихся стран и действия в значительной степени неконтролируемых рыночных сил не обеспечивает адекватных жилищных решений для подавляющего большинства городского населения. Городская незаконная деятельность не ограничивается городской беднотой, и ее необходимо решать в срочном порядке, учитывая ее серьезные социальные, политические, экономические и экологические последствия для общей городской структуры и общества.
Однако, если городская незаконность является не чем иным, как отражением мощного сочетания земельных рынков и политических систем, то она также является результатом часто элитарного и исключающего характера правовой системы, преобладающей во многих развивающихся странах. Как принятие правовых актов, не отражающих существующих социальных реалий, влияющих на доступ к городской земле и жилью, так и отсутствие надлежащего правового регулирования сыграли самую пагубную роль в обострении, если не в определении, процесса социально-пространственной сегрегации. .
Определения прав собственности
Одной из наиболее значительных проблем, влияющих на управление городским хозяйством в этом контексте, является то, что, несмотря на наличие риторических положений, городской экологической политике часто не хватает правовой поддержки в основных положениях действующей правовой системы, особенно конституционный характер. Центральным вопросом, который необходимо решить в этой связи, являются права собственности, особенно городской недвижимости. Действительно, во многих странах прогрессивные, социально ориентированные положения городской политики, подразумевающие широкие возможности для действий государства, часто противоречат конституционному определению прав собственности.
Несколько презентаций на семинаре IRGLUS/CALS обсуждали, как традиционный подход к правам частной собственности, преобладающий во многих развивающихся странах, типичный для классического либерализма, долгое время благоприятствовал экономической меновой стоимости в полный ущерб принципу социальной функции собственности. Многие важные попытки продвижения планирования и контроля за землепользованием, включая правовую защиту окружающей среды и историко-культурного наследия, были подорваны преобладающим судебным толкованием, которое значительно сужает возможности государственного вмешательства в сферу индивидуальных прав собственности. Попытки содействовать упорядочению земель также часто встречали сопротивление со стороны как землевладельцев, так и консервативных судов, даже в ситуациях, когда землевладение было консолидировано в течение длительного времени.
В то время как чрезмерное спекулятивное накопление частной городской земли молчаливо поощрялось, эффективная реализация давно востребованной политики социального жилья стала более сложной из-за необходимости компенсировать владельцев свободных земель по полной рыночной цене. Во многих странах система индивидуальных прав собственности, унаследованная в результате колониального господства, часто не учитывает традиционные традиционные ценности при определении прав собственности. Поскольку этим странам в значительной степени не удалось реформировать основы политико-правового либерализма, обсуждение так называемого неолиберализма в данном контексте является ложным вопросом.
Особое внимание участники семинара уделили политико-правовым условиям признания гарантий владения жильем. Было отмечено, что столь разнообразные агенты, как социальные движения, НПО и международные финансовые организации, все чаще используют различные, хотя и дополняющие друг друга, гуманитарные, этические, социально-политические, а в последнее время и экономические аргументы для обоснования необходимости принятия государственной политики по этому вопросу. Также необходимо принять юридические аргументы, в том числе давно устоявшиеся положения международного права и основополагающие принципы верховенства права в отношении жилья и прав человека, с тем чтобы был признан новый, социально ориентированный и экологически безопасный подход к правам собственности.
Большая часть дискуссий была сосредоточена на том, может ли гарантия владения недвижимостью быть достигнута только и/или обязательно посредством признания индивидуальных прав собственности. На самом деле, анализ нескольких опытов показал, что простое присвоение прав собственности само по себе не влечет за собой достижение основной цели большинства программ регуляризации, то есть полной интеграции незаконных территорий и сообществ в более широкую городскую структуру. и общество. Общее мнение заключалось в том, что следует рассмотреть широкий спектр политико-правовых вариантов, от передачи индивидуальной собственности к некоторым формам аренды и/или контроля над арендной платой и до более новаторских, еще не изученных форм коллективной собственности или занятия с различной степенью государственный контроль.
Утверждалось, что признание прав владения и пользования городскими землями должно происходить в рамках более широкой, интегрированной и многосекторальной сферы городского (и землепользования) планирования, а не в качестве изолированной политики, чтобы предотвратить перекосы на рынке земли. и, таким образом, свести к минимуму риск выселения традиционных жильцов. Примеры тематических исследований в Бразилии, Индии и Южной Африке показали, что какое бы решение ни было принято в конкретном случае, оно будет работать должным образом только в том случае, если оно является результатом демократического и прозрачного процесса принятия решений, в котором эффективно участвуют затронутые сообщества.
Прежде всего, было признано, что переопределение прав собственности и, следовательно, признание гарантий владения недвижимостью необходимо продвигать в более широком контексте, в котором городская реформа и правовая реформа согласовываются. Правовая реформа является прямой функцией городского управления. Требуются новые стратегии управления городским хозяйством, основанные на новых отношениях между государством (особенно на местном уровне) и обществом; возобновление межгосударственных отношений; и принятие новых форм партнерства между государственным и частным секторами в четко определенных политико-правовых рамках.
Правовая реформа принципиально требует обновления общего процесса принятия решений, чтобы сочетать традиционные механизмы представительной демократии и новые формы прямого участия. Действительно, многие муниципалитеты в ряде стран недавно внедрили новые механизмы, позволяющие горожанам участвовать в нескольких этапах процесса принятия решений, касающихся управления городским хозяйством. Примеры — на исполнительном уровне путем создания комитетов, комиссий и т. д. или на законодательном уровне посредством всенародных референдумов или путем признания индивидуальных и/или коллективных инициатив в процессе законотворчества, а также формулирования всенародных поправок к предлагаемым счета. Наиболее интересным и многообещающим является опыт «партиципаторного бюджетирования», принятого в нескольких бразильских городах, когда общественные организации участвуют в составлении местных инвестиционных бюджетов.
Наконец, больше нельзя игнорировать необходимость продвижения всеобъемлющей правовой реформы и судебного надзора, особенно в целях содействия признанию коллективных прав, расширения коллективного доступа к судам и обеспечения соблюдения законов. Индия и Бразилия, например, уже в какой-то степени включили понятие коллективных прав в свои правовые системы, что позволяет защищать в судебном порядке так называемые «разрозненные интересы» в экологических и городских вопросах как отдельными лицами, так и НПО.
Другими словами, городская реформа и признание гарантий владения недвижимостью должны быть достигнуты не только посредством закона, но и посредством политического процесса, поддерживающего признание давно заявленного «права на город» не только как политическое понятие. , но и как юридический тоже. Основополагающую роль в этом процессе должны сыграть юристы, судьи и прокуроры со стороны правительства. Однако коллективные действия НПО, общественных движений, национальных и международных организаций и отдельных лиц внутри и вне государственного аппарата имеют первостепенное значение для обеспечения как принятия социально ориентированных законов, так и, что более важно, их соблюдения.
Если это действительно демократические времена, то век прав должен быть также веком обеспечения соблюдения прав, и особенно коллективных прав. Только через процесс участия право может стать важной политической ареной для содействия пространственной интеграции, социальной справедливости и устойчивого развития.