Школьница влюбилась в учителя — что делать?
Часто именно в школе девушки находят свою первую любовь. Это может быть как ровесник-одноклассник, так и привлекательный интересный учитель. Психолог Ксения Несютина рассказала, как вести себя учителю в такой ситуации.
Вопрос. Я молодой учитель. Работаю в школе второй год, попал сюда после педагогического. Сталкиваюсь с тем, что некоторые ученицы старших классов со мной кокетничают. Я стараюсь делать вид, что ничего не происходит. Но это как будто еще больше кидает им вызов. Как быть?
Ответ. Здесь нужно начать с того, почему это происходит. Дело в том, что примерно в 6-7 лет девочки начинают идеализировать отца. Более того, они не просто его идеализируют, некоторые даже заявляют, что выйдут замуж за папу, когда вырастут. Взрослым это иногда кажется смешным. Но хорошо, когда взрослые все-таки над этим не смеются, а реагируют грамотно и просто объясняют ребёнку, что понимают его, что папа действительно очень классный, умный и красивый, но за него выйти замуж не получится. Важно сказать, что девочка в будущем обязательно выйдет замуж за мужчину, такого же умного и красивого, как папа.
Если в семье реагируют на это желание именно таким образом, то постепенно оно трансформируется в желание расти и развиваться, становиться тоже умной и красивой женщиной, которая сможет найти себе умного и красивого мужчину — такого же, как папа. Это абсолютно нормальный механизм взросления психосексуального развития девочки. А дальше время идёт, и в старших классах (а иногда и не в старших, такое бывает и в средней школе, и даже в младших классах) девочки сталкиваются с учителями-мужчинами. Они идеализируют их точно так же, как в своё время идеализировали своего отца. То есть им кажется, что это идеальный мужчина, каким в своё время был отец, который учил их, что-то рассказывал, был интересным собеседником, может быть, играл в какие-то игры.
Учитель также оказывается интересным, он опытный, и девочки влюбляются в учителей с той же самой идеей идеализации, но это не настоящая любовь, это просто один из этапов психосексуального развития.
Очень важно, чтобы учитель это понимал. Иначе, если учитель начинает думать, что его по-настоящему полюбила девушка — часто это заканчивается не очень хорошо. Ведь на самом деле девушка не видит реальной картины, а самому учителю не приходится прилагать никаких усилий, чтобы завоевывать эту девушку, потому что она и так в него уже влюблена просто потому, что он опытнее, просто потому, что он учитель.
Мне кажется, что учитель должен искать и строить отношения где-то вне школы, где будут равные ему женщины, где он не будет заведомо опытным, мудрым и соблазнительным.
Что с этим делать? Понятно, что девочки тут ни при чем абсолютно, они только- только начали понимать, что превращаются из девочек в девушек, обретают свою женскую идентичность и пробуют ее на всех подряд.
Границы здесь должен держать учитель, ученицы могут их нарушать всем своим видом, своим поведением, но рамки должен продолжать держать учитель
Как это можно сделать грамотно? Во-первых, не нужно делать вид, что вы этого не замечаете: если девушка переходит границы, ее следует остановить и напомнить: «Я учитель, ты ученица». Если это что-то совсем невинное — можно продолжать оставаться в роли учителя, ни в коем случае не поддаваясь на соблазнение и откровенное поведение, которые могут транслировать ученицы. Они пока не взрослые, они это делают под влиянием своих импульсов и эмоций, которые бурлят в этом возрасте.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажера Полину Долгую. Иллюстрация: Shutterstock / Vectorium
Необычная история девушки Алены: «Мама рассказала про его татуировки, и я влюбилась»
Попробуйте на минуту закрыть глаза. И заткнуть уши, да так, чтобы ни один звук не мог проникнуть. А теперь представьте, что останетесь так на всю жизнь… Именно так живет 22-летняя Алена Капустьян из подмосковных Мытищ. Несмотря на это, она учится на втором курсе колледжа РГСУ, играет в театре, владеет разными видами массажа и ведет блоги в соцсетях, вдохновляя окружающих своим жизнелюбием. Но чего оно стоило самой Алене и ее маме, через какие душевные муки им пришлось пройти?
Беда не приходит одна
Юлия Хазова, мама Алены, рассказывает, что та родилась здоровым ребенком. Но когда ей исполнилось полтора года, она стала терять слух — причина так и осталась неясной:
— А ведь она еще даже говорить не умела… Я тогда подумала, что она теперь может вообще не научиться говорить, раз нет слуха, развитие могло совсем затормозиться. Мы надели ей слуховые аппараты, стали возить в Москву в разные центры, чтобы научить разговаривать. В два года она смогла произнести «мама», и мы плакали от счастья.
Но коварная судьба этим не ограничилась. В шесть лет по непонятным причинам у девочки начала отслаиваться сетчатка глаз. Лечить заболевание пытались в институте глазных болезней Гельмгольца, делали уколы, но в итоге через месяц на одном глазу сетчатка отслоилась полностью, без возможности восстановления.
— Это была полная неожиданность для нас, — вспоминает Юля и чуть не плачет. — Когда врачи нам сказали, что возможен синдром Ушера (самая частая причина наследственной слепоглухоты), я полезла в Интернет, почитала и обревелась. Этого просто не может быть, думала я, чтобы мой ребенок потерял и слух, и зрение! Как же тогда она сможет жить?
Второй глаз врачи попытались спасти, для этого потребовалась операция. Но после операции Алена совсем перестала видеть. Ей было семь.
— Когда у нее слух пропал, мы еще хоть как-то смирились, это можно было пережить, глухие общаются жестами, они самостоятельно живут, — продолжает мама. — Но я не понимала, как это, когда человек и не видит, и не слышит. Мы не понимали, как дальше жить, что делать, куда бежать, какие обследования проводить… Я все думала, ну как же так, ведь снаряд в одну воронку не попадает! А у нас вот попал… Любимым временем суток у меня была ночь: заснуть и на какое-то время не помнить о проблемах. Мы тогда подумали с мужем: «Ну что ж, значит, Алена у нас будет таким домашним цветком. Сидеть, сидеть и сидеть дома, и больше ничего».
Следует уточнить, что отец у девочки не родной. С первым мужем, ее отцом, Юлия рассталась давно, еще до всех этих проблем. А с нынешним супругом Евгением они стали жить, когда дочери исполнилось шесть. То есть свалившуюся вторую, еще более страшную беду они встречали уже вместе с отчимом.
— Часто и родные отцы не выдерживают болезней ребенка и уходят — как ваш муж воспринял все эти проблемы?
— Когда мы решили пожениться, он сказал: «Я полюбил тебя и буду любить всех твоих близких». Он считает ее своей родной дочерью. У него есть дочь от первого брака, и он так и говорит, что у него две дочки и сын, наш с ним общий. Алена помнит, как он выглядит, говорит: «У него глаза цвета моря!»
Сама девочка рассказывает, что тот момент в больнице, когда она поняла, что ничего не видит, был самым жестоким ударом и разочарованием в ее жизни (во время интервью мы общались с ней по мессенджеру. — Авт.):
— Я не хотела отчаиваться из-за потери зрения. Лежала в палате, на оперированном глазе — сложенный в квадрат бинт, прикрепленный пластырем. Видя только белизну, как будто густой туман, размышляла: «Это временная картина. Когда врачи разрешат снять бинт с глаза, непременно все увижу». Вдруг пластырь немного отлепился, и я увидела палату во всех деталях: белые одеяла на кроватях, на одной из них розовое, на тумбочках чашки, тарелки, бутылка из-под лимонада, пакет с бананами, на спинке стула наброшена желтая кофта. Я долго смотрела на прыгающих солнечных зайцев на подоконнике и радовалась тому, что прекрасно вижу. Тут вошла бабушка и поторопилась прикрепить пластырь. Через несколько дней, стоя в коридоре, я приподняла бинт чуть выше. Это было похоже на экран сломанного телевизора, покрытый кривыми линиями… Я была в сильном шоке от этой картины, ведь еще несколько дней назад отчетливо видела реальность…
«Возникли мысли о самоубийстве»
Надо было приспосабливаться жить в кромешной темноте и полной тишине. Освоили дактилологию (пальцевый алфавит) и письмо по Брайлю (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми). В Сергиево-Посадском доме слепоглухих и молодых инвалидов, куда определили Алену, она провела 13 лет, поступила в семь лет, а окончила в 20.
— Завуч, когда брала ее, говорит: ой, эта девочка хорошая! — продолжает мама. — Потом, когда я увидела других детей, с тяжелейшими диагнозами, я поняла, почему она так сказала. Там были ребята с тяжелейшими ментальными нарушениями… Я пришла в ужас, думаю, как же моя Алена там будет находиться среди них, без меня?! Успокаивала себя тем, что там хорошие педагоги, прекрасный директор. Алена нашла себе там подругу, глухую девочку, она была сиротой, и мы ее брали к себе на каникулы.
Первое время Юлия узнавала всю информацию о дочери через педагогов, звонила в интернат каждый день. Позже у Алены появился кнопочный телефон, и у нее получалось по нему общаться с мамой, произносить отдельные слова. На выходные и каникулы родители забирали дочку домой.
— В интернате я очень скучала по дому, близким, — делится Алена. — Насколько помню, больше всего я общалась с педагогами, потому что у многих детей был небольшой словарный запас, и мне было неинтересно с ними. Я там занималась в керамической мастерской, мне нравилось лепить скульптуры. Я старалась не досаждать учителям, хорошо училась, много читала, учила стихи наизусть…
Самое тяжелое время для меня было в подростковом возрасте. Мне говорили, что доктора найдут способ вернуть мне зрение. Я помнила об этом и постоянно приставала с вопросом: «Когда же?» Но потом, когда мне так никто и не помог, я осознала невозможность этого. Было чувство, что я единственная, кто не видит и не слышит. В 13 лет у меня даже возникали мысли о самоубийстве, но меня что-то остановило. Я сама себе часто задаю вопрос: «Как сумела преодолеть трудности?» По-моему, благодаря терпению, иначе никак: лучше жить, чем умереть. Выручали театр, книги, путешествия, общение с людьми: они отвлекали меня от грустных мыслей. Своих близких я не хотела волновать, скрывала от них свой стресс.
Мама подтверждает: «Переходный возраст тяжело дался и ей, и мне. Когда мы оставляли ее в интернате, она не хотела с нами расставаться, плакала, просилась домой. Ей не хватало друзей, она просила меня: «Найди мне друзей, найди мне мальчиков!» А круг ее общения на тот момент в основном замыкался на родственниках».
Окошко в мир
Настоящим спасением и чудом стало техническое новшество — брайлевский дисплей. С 12 лет, когда он появился у Алены, ее жизнь круто поменялась. Этот гаджет позволяет считывать информацию с компьютера или смартфона посредством осязания. Все, что мы видим на мониторе компьютера или экране смартфона, отображается с помощью шеститочия на дисплее, и человек может считывать информацию пальцами.
Алена так описывает появление в своей жизни «умного устройства»:
— Раньше мама дактильно переводила мне фильмы, бабушка — новости и телепередачи. Но информации мне все равно не хватало. Когда я получила дисплей, то сразу принялась за изучение всего на свете — как найти нужную книгу, скачать ее, как пользоваться социальной сетью, как создать документ. Благодаря дисплею я читаю книги, пишу свои посты и рассказы, переписываюсь в соцсетях, учусь, общаюсь с родными, получаю приглашения на встречи и мероприятия.
Я видела, как они разговаривают с мамой на дактиле: Алена держит в своей руке ее руку, распознавая движение маминых пальцев. Получается такое общение «рука в руку».
— Алена, скажи, а образы окружающего мира остались в твоей памяти? Лицо мамы помнишь?
— Конечно, все помню из детства. Небо, облака, солнце, море, горы очень хорошо помню. Не только маму, но и всех родственников, друзей, знакомых. Мама — блондинка, у нее большие серо-голубые глаза, правильные черты лица, как и у меня, волосы по плечи.
— А что со звуками?
— Я слышу громкие звуки, но их не переношу: пронизывает уши. А вот, например, пение птиц не могу услышать: слишком тихо. Со временем научилась отличать один звук окружающего мира от другого, а речь людей — с трудом. Речь для меня похожа на бурный поток звуков.
«Слепоглухота мне много дала»
Шесть лет назад она начала играть в театре, созданном при фонде слепоглухих, в спектакле «Прикасаемые», и до пандемии они успели объехать с гастролями пол-Европы. А два года назад пошла учиться массажу — чтобы иметь профессию, самой зарабатывать на жизнь. И теперь Алена Капустьян — участница национальной сборной России «Абилимпикс» (чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью).
Рассказывает тренер сборной Ольга Амчеславская:
— Обучение проходило через переводчика, который общался на дактиле. А что касается изучений техник массажа, то преподаватель берет ее за руки и показывает движения. Она очень быстро все запоминала, впитывала как губка, освоила массаж и тела, и лица. Кроме этого, она умеет делать маски, скрабирование, уходовые процедуры… Был у нас с ней такой момент: если участники соревнований слабослышащие, но видят, то мы им показываем таблички, сколько остается времени до окончания конкурсного задания. Если слабовидящие, то мы объявляем им голосом. А таких, как Алена, у нас прежде не было, и мы придумали, что сделать, — приставляли к ней волонтера, который писал ей на спине цифрами. Таким образом, ее руки были свободны, и она продолжала работать. Людям, которые рано лишились зрения или слуха, природа обычно компенсирует усилением каких-то других чувств. У Алены необыкновенно развиты тактильные ощущения, не только руки, но и все тело. Считается, что самые талантливые массажисты получаются как раз из незрячих людей.
— Сейчас мы готовим ее к тому, чтобы она получила свидетельство по специальности «косметик, спа-технолог» и уже могла открыться как самозанятая и проводить процедуры, — добавляет тренер национальной сборной Владислав Мельник.
Экзамены за 9-й класс Алена сдавала в обычной школе, к которой их прикрепили от интерната. «Это было непросто, но мы это преодолели, — говорит мама, — спасибо директору школы и преподавателям».
А дальше выбор у них был невелик. Девочка поступила в колледж при РГСУ, куда принимают людей с ограниченными возможностями здоровья.
— Ей предлагали учиться либо на программиста, либо на работника соцслужбы, она выбрала социальное направление, — объясняет мама. — Она добрая, отзывчивая, ей всегда хочется кому-то еще помочь, несмотря на собственные сложности. У Алены есть тьютор — человек, который ей помогает и сопровождает ее.
Но девушка стремится к самостоятельности и полгода до пандемии даже жила в общежитии колледжа одна.
— Иногда на выходные я приезжала домой в Мытищи, иногда оставалась в общежитии, чтобы сходить погулять со знакомыми, — рассказывает Алена. — С бытовыми делами справлялась легко, в детстве меня многому научили. Готовила еду в мультиварке, стоящей на кухонном столе в комнате, мыла посуду в ванной, вручную стирала одежду, убиралась в комнате. Например, приходила из колледжа, ставила спагетти вариться в мультиварке, потом — курицу. На моей мультиварке пять выпуклых кнопок. На одной кнопке «меню» 6 программ. Если мне нужна программа «выпечка», я нажимаю, считая до третьего раза, и включаю «старт».
В общежитии в часы уединения Алена много размышляла о жизни: «В итоге я поняла, что слепоглухота на самом деле мне очень много дала. Благодаря ей я по-другому смотрю на жизнь, глубже. Она раскрыла способности, которые я раньше в себе не замечала. Открыла двери разных миров, приглашая заглянуть в каждый из них, разгадать его загадку. Чем дальше заглядываю, тем больше знаний получаю. Слепоглухота — ключ к неприступным мирам, инструмент постижения не только себя, но и смысла жизни».
«Влюбилась в его татуировки»
Как и большинство девушек, она мечтает о своем единственном, надеется, что выйдет когда-нибудь замуж. Когда ей было 17 лет, она впервые влюбилась — в тренера по плаванию. Они с мамой отдыхали в Крыму, и девочка училась плавать в бассейне.
— У меня были горячие чувства к нему, как пламя: все внутри горело, — признается Алена. — Но минус в том, что я не могла ему признаться: не знала, как поступить, боясь то ли допустить ошибку, то ли смутить его. Мне казалось, что если ему скажу о своих чувствах, то ему станет неловко, ведь он зрячеслышащий, а я, так скажем, с другой планеты!
— Почему ты влюбилась именно в него? Ты же не знала, как он выглядит?
— После первого знакомства со мной он начал учить дактиль — ведь ему надо было рассказывать мне, как дышать под водой, как двигать руками и ногами. Мама описывала его татуировки, цвет глаз и волос, а остальное я во время плавания видела сама, прикасаясь к нему. Влюбилась за татуировки и за то, что он терпеливо занимается со сложными детьми. Он добрый, отзывчивый, внимательный, культурный — в общем, влюбилась за качества характера. И, конечно, за то, что выучил дактиль: это большая редкость. После отъезда из Крыма мы некоторое время переписывались. Я пыталась разговорить его, но он, видимо, был чем-то занят, не очень проявлял интерес. Позже несколько раз встречались, у меня погасшие чувства снова разгорались… Мы так и не поговорили на эту тему.
У Алены много зрячеслышащих друзей, с которыми она познакомилась в театре, на гастролях или через соцсети.
— Получается, что у меня друзья — сплошь творческие личности, — рассказывает Алена. — Мне комфортнее общаться со зрячеслышащими людьми, наверное, потому, что у меня в семье все такие, я привыкла к такому обществу.
Общаются они по-разному: с кем-то через соцсети, с кем-то — через дактиль, с третьими — через ладонь: «Они мне пишут на ладони печатными буквами. То есть на одном месте пишут одну, потом другую букву и так далее. Хотя я обычно с полуслова понимаю их и отвечаю».
Хотя у нее есть и подруги, имеющие слепоглухоту.
— Моя близкая подруга — Ирина Поволоцкая, литератор, член Союза писателей, актриса и художница, очень интересная личность. Познакомились мы с ней, когда я впервые пришла в проект «Прикасаемые» в 2014 году. Сразу же нашли общий язык, нам есть что обсудить. Обычно мы общаемся «рука в руку», а на расстоянии переписываемся.
А однажды в день моего 17-летия мы выступали в Александринском театре. После спектакля ко мне подошли ребята из СПбГИК, с факультета искусств. Они по очереди подактилировали мне буквы, составляющие слово «поздравляем». То есть один показал букву П, другой — О, третий — З и так далее. Первый, показывающий букву П, Алексей Корнилов, стал моим другом. Он очень заинтересовался мной, когда я ему стала рассказывать о своем мире, своих ощущениях. Алексей — актер, режиссер, сценарист. Мы стали переписываться, раз в год встречаемся вживую. Мы договорились о том, что у нас ничего романтического не будет, чтобы не нарушать нашу дружбу. Я очень серьезный человек, меня не привлекают все эти проявления романтики — ходить в кино, дарить цветы, гулять, пить вино в красивом ресторане; мне понравилась идея дружбы. Проще дружить, чем влюбляться. Когда мы гуляем с Алексеем, он говорит мне дактильно, я — голосом. Он меня понимает. Однажды мы гуляли с ним по парку «Музеон» в Москве, он подвел меня к скульптуре, чтобы я потрогала, изучила ее детали. Я запомнила эти скульптуры: голова быка, бюст Баха, девушка, похожая на русскую крестьянку, морской царь с трезубцем в руке…
— Ты говоришь, что лучше дружить, чем влюбляться. Но замуж ведь ты хотела бы выйти? Иметь семью, детей?
— О семье тоже мечтаю, но только без детей. Достаточно двух людей — меня и мужа. И дело не в том, что я боюсь не справиться. Было бы желание завести ребенка, я бы с радостью взяла на себя эту ответственность. У меня, помимо младшего брата, есть маленькие двоюродные братья и сестры, я на них нагляделась и поняла, что я не из тех, кто уделяет много внимания детям. Мне бы почитать книгу в тишине, пообщаться с мужем, наслаждаться спокойствием и друг другом, вместе заниматься саморазвитием, работать с людьми. Если выходить замуж, то я бы хотела выйти за зрячеслышащего человека.
«Когда невозможное — возможно»
— Мое любимое занятие — чтение книг, потому что, когда читаешь книгу, рисуешь в голове разные картины, добавляя к ним какие-то образы от себя, фантазируешь. Иногда пишу посты для блога на социальные темы, синквейны (стихотворная форма. — Авт.), рассказы в стиле фэнтези. Общаюсь с друзьями, гуляю, помогаю дома по хозяйству, практикую массаж на своих близких. Я часто меняю занятие, мне интересно пробовать все. Пробовала вязание, лепку из скульптурного пластилина, вышивание из бисера и прочее. Люблю экспериментировать на кухне, когда остаюсь одна. Мне интереснее от себя добавлять что-то новое. Готовлю в мультиварке или запекаю в духовке, электрическую плиту не освоила, потому что там сенсорные кнопки, невидимые для меня.
— А какие у тебя планы на будущее?
— Ой, сложно сказать. Я вообще думаю, что мое будущее будет насыщенным. Буду работать эстетистом: делать косметический массаж женщинам. И общий классический массаж тоже. Мечтаю путешествовать по всему миру. Очень люблю море, люблю плавать. Если говорить коротко, хочу посвятить жизнь карьере, помощи людям и саморазвитию.
Алена делится, каково это — жить в тишине и темноте: «Попробуйте представить себе резкий переход от привычного зрительного восприятия к тактильным и внутренним ощущениям — к примеру, легкому касанию движущегося воздуха к спине, изучению рукой поверхности предмета, образов в голове, прислушивания к запахам, вообще тактильности и энергетике. Мой принцип — раз видела раньше, значит, должна вести себя как обычный человек. Захотелось представить человека — с его позволения провожу рукой по плечу, надплечью, шее, волосам, лицу… На руки вся моя надежда — они заменяют мои глаза и уши. Я хочу, чтобы люди не испытывали дискомфорт в общении со мной. Не хочется отпускать человека с неприятными ощущениями, полученными от общения».
Наравне с тактильными ощущениями Алена очень чувствительна к запахам:
— До первой заграничной поездки я не обращала внимания на разницу запахов городов, — рассказывает она. — Когда впервые очутилась в аэропорту в Турции, меня зацепил новый запах: долго стояла в очереди и изучала его. В следующих поездках я снова почувствовала новые запахи стран и городов и убедилась в том, что города действительно по-разному пахнут. Например, Алания пахнет арабскими духами и ароматными специями, Сусс в Тунисе — свежим верблюжьим навозом, Лондон — чистой одурманивающей легкостью и свежестью мыла, Сочи — мокрыми камнями и новизной предметов, Санкт-Петербург — старинным имуществом из сундука, несколько веков простоявшего, и водой, смешанной с травой, Амстердам — водой и селедкой, Афины — оливками и так далее.
…Когда Алену спросили, какими своими качествами она гордится, она ответила: «Моя ценность для мира заключается в том, что я развитая и дальше развивающаяся личность. Я умею многое: лепить из глины, плавать, кататься на коньках, бросаться с головой в авантюры типа полета в аэротрубе и так далее. Я доказываю миру, что невозможное — возможно, недостижимое достижимо».
День и ночь
Падает с неба снег,
Укутывая землю
Белым пушистым пледом.
Землю знобит от холода —
Снег одевает,
Согревает, как может.
Земле не дает покоя
Бурлящая на белом пледе
Жизнь со всем разнообразием…
А снег продолжает идти,
Словно хочет утихомирить
Активность жизни…
Это ее стихи. Если бы маме Алены много лет назад сказали, что ее дочь вырастет такой, она бы не поверила… Сейчас они с мужем улыбаются: «Ничего себе, вырос домашний цветочек!»
Что это такое и как с этим бороться 011
Филофобия — это боязнь влюбиться. Это также может быть страх вступить в отношения или страх, что вы не сможете поддерживать отношения. Многие люди испытывают незначительный страх влюбиться в какой-то момент своей жизни. Но в крайних случаях филофобия может заставить людей чувствовать себя изолированными и нелюбимыми.
Филофобия не является состоянием, которое может диагностировать врач, поскольку оно не включено в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). Это руководство, которое специалисты в области психического здоровья используют, чтобы определить, есть ли у кого-то критерии определенного психического заболевания или расстройства психического здоровья. Тем не менее, специалисты в области психического здоровья часто могут помочь с филофобией, если она негативно влияет на вашу жизнь.
Страх влюбиться имеет много потенциальных причин, в том числе:
Прошлый опыт. Травматические прошлые отношения могут способствовать развитию страха влюбиться. Неверность, предательство или разбитое сердце могут заставить вас держаться подальше от романтических отношений. Другие типы отношений также могут вызвать у кого-то этот страх, например, родительские отношения и близкая дружба.
Культурные мероприятия. В некоторых культурах существует большее давление, чтобы жениться в молодом возрасте при определенных обстоятельствах. Если кто-то не хочет иметь этот традиционный опыт, это может привести к филофобии.
Страх быть отвергнутым.
Выставлять себя напоказ может быть страшно. Исследования показывают, что отторжение может иметь такие же последствия для тела, как и физическая боль. Большинство людей способны пережить отказ, но если вы пережили несколько болезненных отказов, страх еще одного может остаться с вами.Симптомы этого страха у каждого человека разные. Однако многие люди с филофобией испытывают:
- Отсутствие интимных отношений
- Постоянное чувство тревоги в отношениях
В ситуациях отношений или при мыслях об отношениях у вас также могут быть:
- Учащенное сердцебиение
- Поверхностное дыхание
- Панические атаки или приступы тревоги, которые могут включать боли в груди
филофобия может иметь повышенный риск:
- Депрессии
- Тревоги
- Злоупотребления психоактивными веществами
- Суицидальных мыслей
Большинство людей в какой-то момент своей жизни испытывают некоторый страх или сопротивление близости или влюбленности.
Основным лечением, предлагаемым при филофобии, является обращение за терапией или консультацией. Вы можете работать с психологом. Они могут просмотреть ваши прошлые отношения, чтобы определить, что вызывает у вас страх влюбиться. Они могут дать вам расслабляющие упражнения или другие виды терапевтического домашнего задания, чтобы помочь вам чувствовать себя более комфортно во время свиданий и отношений.
Терапевты могут использовать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), чтобы помочь вам заметить модели мышления и привычки, которые способствуют вашему страху перед отношениями.
Они также могут использовать систематическую десенсибилизирующую терапию, также называемую контркондиционированием. Это когда терапевт медленно знакомит вас с идеей влюбиться, чтобы лишить вас чувствительности к вашему страху. Они могут давать вам реальные задачи, когда вы привыкаете к идее влюбиться.