Агрессивное поведение детей дошкольного возраста: Агрессивное поведение детей | Официальный сайт Санаторно-курортный комплекс ДиЛУЧ

Содержание

Агрессивное поведение детей | Официальный сайт Санаторно-курортный комплекс ДиЛУЧ

Главная → Агрессивное поведение детей

Негативные эмоции от ребенка – явление неприятное, но достаточно распространённое. В какой-то степени оно присуще абсолютно каждому человеку, как взрослым, так и детям. Но как быть, если ранее спокойный и дружелюбный малыш вдруг начинает вести себя агрессивно? Какие причины у такого поведения, и как с ним бороться?

Агрессивное поведение детей

В первую очередь, необходимо понять, что агрессия и агрессивность – это взаимосвязанные, но все же разные понятия. Агрессия – это быстрая активная реакция на раздражающее событие. Проще говоря, это сиюминутный гнев, который может выражаться в слезах, истерике, упрямстве и неправильном поведении. Агрессивность же – это характерная особенность поведения, проявляющаяся на постоянной основе.

Задача взрослых, заметивших признаки агрессивности у ребенка – своевременно уделить этому факту должное внимание, не дать ему возможность войти в привычку. Для этого можно и нужно использовать собственные силы, и, если все усилия не дают результата, обязательно обратиться за помощью к специалистам.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Основная и самая распространенная причина агрессивного поведения детей дошкольного возраста заключается в том, что у малыша еще недостаточно хорошо развиты способности общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Ему пока сложно адаптироваться в новом окружении, он не знает, как правильно себя вести, чтобы добиться авторитета, признания и дружбы. Но это не единственная возможная причина.

Агрессивное поведение характерно:

  • Детям, растущим в социально неблагоприятной среде
  • Детям, имеющим патологии головного мозга, умственно-отсталым
  • Не получающим достаточное внимание и любви родителей.

Чем младше ребенок, тем проще и быстрее он переходит от вербальной агрессии к физической. Взрослым необходимо объяснить ему, что такое поведение не решает проблему, а лишь ее провоцирует.

Обратите внимание! Чем младше малыш, тем проще корректировать его развивающуюся привычку к агрессии. Поэтому раннее обращение за помощью к детскому психологу поможет избежать возможных неприятностей в будущем.

Агрессивное поведение детей школьного возраста

В возрасте от 7 до 14 лет очень часто инициаторами агрессии становятся группы детей, проще говоря, компании. В группе ребенок приобретает чувство защищенности и признания, и теряет чувство ответственности за свои поступки. Самый простой пример: компания школьников обижает кого-то, кто слабее их. Ребенок, состоящий в компании агрессоров, не чувствует за собой личной ответственности за содеянное.

Кроме того, достаточно часто, не найдя друзей среди реального окружения, ребенок начинает искать себе их среди кино и мульт героев, воображает их себе сам, а вслед за ними, копирует агрессивные манеры. Такое поведение со стороны может показаться неадекватным, но не стоит бить тревогу раньше времени. Возможно, причина таких изменений кроется не в психических отклонениях, а в обыкновенной нехватке общения. В любом случае, понимание со стороны взрослых имеет большие шансы на успех в борьбе за душевное спокойствие ребенка.

Агрессивное поведение подростка

Агрессия среди подростков – это очень обширная и сложная для обсуждения тема. Одна из самых важных потребностей у ребенка переходного возраста – чувствовать себя нужным, защищенным и уникальным. Поэтому ребенок постепенно начинает отдаляться от родителей, все чаще разными способами проявляя свою индивидуальность. Этот процесс неминуем, но происходить должен плавно и постепенно. Агрессивное поведение ребенка старшего возраста значительно сложнее, но все же поддается коррекции.

Основные причины подростковой агрессии:

  • Плохие отношения со взрослыми: родителями и учителями
  • Гормональные изменения в организме
  • Органическое поражение мозга

Причины агрессивного поведения детей

Причины агрессивного поведения детей можно условно разделить на несколько групп:

  1. Особенности личности ребенка. Неустойчивость психики может проявляться в раздражении и агрессии. Кроме того, негативными факторами являются страх, низкая самооценка и чувство вины.
  2. Отношения в семье. Если ребенок наблюдает агрессивную модель поведения внутри семьи, то, вполне вероятно, будет ее копировать, привлекая к себе внимание.
  3. Социальные факторы. Ребенок может пытаться добиться уважения сверстников путем агрессии. Кроме того, к примеру, нередко мальчикам с детства внушают, что он должен уметь за себя постоять. Ребенок в силу своего возраста и воспитания не всегда может правильно истрактовать такой посыл.
  4. Особенности нервной системы. Дети со слабой нервной системой значительно хуже переносят нагрузки и неустойчивы к раздражителям. Поэтому часто бывают агрессивными.

Профилактика агрессивного поведения детей

Для того, чтобы агрессивное поведение не стало для ребенка нормой, необходимо своевременно заметить его признаки и проводить регулярную работу по профилактике. Важно при этом учитывать возраст ребенка, его характер и умение справляться с раздражителями. Понимание и любовь со стороны старших – это самое важное, что нужно малышу, чтобы стать полноценной личностью.

Если же этого оказывается недостаточно, не стоит оттягивать момент. Детские психологи и педиатры санатория «ДиЛУЧ» помогут найти причину девиантного поведения малыша и подобрать средства борьбы с проблемой.

Коррекция агрессивного поведения детей

Способы борьбы с детской агрессией зависят, в первую очередь, от того, что именно стало ее причиной. Их существует огромное множество, и каждый из них эффективен по-своему. Если причина плохого поведения связана с эмоциональной обстановкой в коллективе и внутри семьи, правильные средства борьбы поможет подобрать детский психолог. Если же агрессию вызывают нарушения работы мозга или нервной системы ребенка – стоит обратиться к неврологам и психиатрам.

Самое главное, не пускать проблему на самотек и начать борьбу за душевное здоровье ребенка на ранних этапах.

Работа с детьми агрессивного поведения

Работа по коррекции агрессивного поведения у детей состоит из нескольких этапов:

  • Определение проблемы, диагностика состояния ребенка
  • Выяснение причин, вызывающих отклонения в поведении
  • Определение способов борьбы с нарушениями
  • Работа по избавлению от агрессии

Правильно установить, что именно становится причиной агрессии у ребенка, выяснить психологическая это проблема или физическая, подобрать эффективные способы коррекции – задача для специалиста, имеющего определенный багаж знаний и опыта.

Главная задача родителей – дать ребенку возможность чувствовать себя любимым и понимаемым. Доверительные отношения со взрослыми помогут избежать массы неприятностей. Если же проблема дает о себе знать, специалисты санатория «ДиЛУЧ» рады прийти Вам на помощь.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Тимошок, А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / А. В. Тимошок. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2395/ (дата обращения: 22.02.2023).

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведением остаётся для них чрезвычайно важной.

Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе 2, с. 117. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.

Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями и т. д. Нередко агрессивность детей направляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т.д.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2-х – 3-х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина, В.С. Мухина, Л.Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.

В этот период конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии 1, с. 107.

Как отмечает И.А.Фурманов, что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции 3, с. 125.

Однако если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

А. Фромм, указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний.

Ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.

Проблема агрессивности в младшем дошкольном возрасте совпадает с кризисом трех лет.

Как считал Д.Б. Элькомн, кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис своего “Я”. Л.С. Выготский указывал, что в данных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становиться трудным для взрослых. Благодаря этому, создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Из “беби”, которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотичное, так что сразу весь его облик в семье меняется.

В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка.

Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями.

С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой – слабая саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием.

В этот период детства родители “консолидируются” и все вместе начинают подавлять “самоутверждение ребенка”. И, конечно, родители для этого используют любые средства.

От детей требуют соответствия родительским представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную “покорность”. Но, несмотря на то, что преобладают негативные отношения с взрослыми, дети, все-таки, постоянно стремятся к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к ним. В этом случае мы говорим о непонимании родителями своего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению к “своему милому беби”.

Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком, и друг с другом из-за его воспитания. А в этом случае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность. Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее окружение – сверстников.

Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут обойтись без квалифицированной помощи взрослых.

Все формы (и типы поведения) агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на неё в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Реакция в виде агрессивного поведения, вероятно, приводится в действие врождёнными механизмами, некой внутренней мотивирующей силой.

Существуют две главные формы агрессии, с которыми приходится сталкиваться родителям. Первая – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Другая форма – враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Деструктивная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием чрезмерного дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля.

Родителям нужно знать, что существуют возможности модификации возникающей у ребёнка враждебности. Они в основном зависят от того, насколько благоприятны отношения между ребёнком и родителями. Любовь и добро, позитивная эмоциональная атмосфера взаимоотношений помогут ребёнку избежать значительных испытаний, боли и сохранить эмоциональное благополучие.

Всё разнообразие взаимодействий между родителями и детьми может быть распределено по группам. Выделено родителями и детьми, положительная сторона которых может быть усилена, а чрезмерная враждебность – смягчена.

1. Помощь в преодолении чувства чрезмерного неудовольствия. Это помощь ребёнку, когда он находится на грани мобилизации враждебности. Наилучший период проработки враждебности ребёнка, вне зависимости от того, избыточна она или нет, – ранняя стадия её генерации.

2. Разрешить ребёнку быть в разумных пределах независимым означает делать дом безопасным и пригодным для удовлетворения любознательности ребёнка, создать «детоустойчивый» дом. Маленькие исследователи с огромным удовольствием и энергией осваивают новую для них среду. Это удовольствие, однако, можно легко испортить, превратив, по сути, в неудовольствие, если исследовательская активность ребёнка постоянно ограничивается.

3. Установление ограничений часто является камнем преткновения в отношениях между родителями и ребёнком. Заботясь об интересах ребёнка, родители без особой необходимости устанавливают жёсткие рамки запретов, которые вызывают в ребёнке протест, а значит, создают почву для мобилизации враждебности. Избирательность волеизъявления родителей при установлении ограничений, разумное регулирование конфликтов помогают избегать проявлений гнева, а также и чувства вины, если гнев не сдерживался.

4. Обучение ребёнка тому, как справляться с раздражением и выражать его разумными и приемлемыми средствами, – это ключевая задача воспитания. Враждебно настроенный ребёнок не есть «воплощение зла», его агрессивность – результат неумения сдерживать свои эмоции, неумение приемлемыми средствами выразить своё неудовольствие и раздражение. Помогая ребёнку выразить те чувства, которые ему в тягость, родители обеспечивают ему защиту и поддержку.

5. Преодоление вспышек раздражения и ярости со стороны детей по значимости стоит среди наиболее серьёзных и критических для развития событий – как в жизни ребёнка, так и родителей. Вполне вероятно, что детские вспышки раздражения (припадки ярости) создают для родителей больше сложностей, чем встречается в любом другом типе взаимоотношений. Вспышки раздражения и ярости являются не просто средством разрядить скопившуюся враждебность и ненависть, они способны навсегда зафиксировать эти чувства в психике ребёнка. Конструктивное преодоление вспышек ярости и раздражения должно иметь первоочередное значение.

6. Как и прочие источники чрезмерного неудовольствия, болезненные эмоциональные переживания могут также мобилизовать враждебность. Несмотря на некоторые исключения, сильное беспокойство и депрессия большей частью возбуждают чувство враждебности к близким. Переживание чувства стыда, например, выражается ли оно в явной и непосредственной или в скрытой форме, может вызвать сильное страдание, желание нанести вред себе или другим. Ревность вызывает желание мстить. Установление гармоничных отношений между родителями и ребёнком – это, как мы полагаем, главнейший залог здорового эмоционального развития наших детей. Гармоничные отношения доставляют чувство огромного удовлетворения родителям в их трудном деле воспитания личности, их каждодневные усилия обогащают жизнь.

Литература:

  1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. А.Б. Леоновой. Под общ. ред. А.В. Запорожца и Б.М. Величковского. – М.: Прогресс, 1985.

  2. Буянов М.М. Нервный ребенок. М.: Знание, 1997.

  3. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996.

5 стратегий эффективного воспитания детей. бить, пинать или кусать; вспыльчивые порывы, уничтожающие собственность; хладнокровное издевательство; словесные атаки; попытки контролировать других с помощью угроз или насилия.

Что отталкивает детей?

В некоторых случаях дети раздражаются, потому что их раздражает проблема, которая для них слишком серьезна. Они еще не научились контролировать свои импульсы или разрешать конфликты социально приемлемыми способами.

В других случаях дети могут бороться с особыми трудностями, такими как стрессовые жизненные события, проблемы с регулированием эмоций, дефицит внимания, симптомы аутизма или гиперактивность.

Тем не менее, во всех случаях — даже если у детей диагностированы серьезные расстройства поведения — взрослые могут иметь сильное влияние.

Люди не рождаются с программами, которые заставляют их реагировать на мир враждебно. У всех нас есть способность вести себя агрессивно. Делаем мы это или нет, зависит от того, как мы воспринимаем мир.

Агрессивные тенденции формируются условиями окружающей среды — давлением, угрозами, возможностями и последствиями, с которыми сталкиваются дети. Изменяя эти условия, мы можем улучшить поведение и изменить ход развития.

Это не означает, что вы виноваты в том, что ваш ребенок капризничает. Генетические факторы повышают риск возникновения проблем у некоторых детей (Luningham et al 2020). А на агрессию у детей влияют силы внешней среды вне дома. Сверстники, учителя, соседи, сообщения СМИ, идеология и культурные факторы — все это играет роль.

Но какие бы факторы ни подвергали ребенка риску, в исходе нет ничего неизбежного. Когда лица, осуществляющие уход, получают необходимую им помощь, они могут оказать существенное влияние.

Рандомизированные контролируемые исследования показывают, что агрессивные дети меняют траекторию, когда родители получают практическое обучение и моральную поддержку (Furlong et al 2013; Piquero et al 2009; Shellby and Shaw 2015; Waller et al 2013; Maaskant et al 2017; Scrool et al. 2017).

Вмешательства работают отчасти потому, что родители учатся определенным приемам борьбы с агрессией. Но они также работают, потому что родители учатся менять свое мировоззрение.

Борьба с проблемами поведения ребенка вызывает стресс и деморализует. Это подрывает вашу устойчивость, ваше чувство оптимизма, компетентность и добрую волю. Это может изменить отношения между родителями и детьми деструктивным образом и заставить вас думать о своем ребенке так, что это подорвет вашу способность справляться с ситуацией.

А контрпродуктивные мысли подпитывают конфликт и усугубляют проблемы с поведением.

Замените эти токсичные мыслительные привычки позитивными, конструктивными мыслями о решении проблем, и вы сможете остановить плохое поведение до того, как оно проявится (Dittman et al 2016; Furlong et al 2013; Shellby and Shaw 2014).

Итак, переживают ли дети просто «ужасные двойки» или борются с более сложными проблемами, мы должны мужественно: с правильными инструментами мы можем изменить ситуацию.

Вот научно обоснованные советы по преодолению агрессии у детей, представленные в двух частях. Первая часть касается корректировки вашего мировоззрения как родителя. Вторая часть (ссылка здесь) содержит практические советы, которые помогут детям преодолеть свои агрессивные импульсы.

Советы по поддержанию уверенного и конструктивного мировоззрения

1. Не принимайте близко к сердцу.


Когда ваш ребенок не выполняет просьбу, легко почувствовать неуважение. Легко почувствовать себя мишенью, когда ваш ребенок впадает в ярость. Но эти эмоциональные реакции, какими бы естественными они ни были, ошибочны.

Во-первых, дети не обрабатывают эмоции и информацию так, как это делают взрослые (см. ниже). Если ваш ребенок очень мал, он многого не понимает в своих собственных чувствах, не говоря уже о ваших. Если ваш ребенок старше, все еще вероятно, что плохое поведение вашего ребенка отражает импульсивность или некомпетентность, а не злой умысел.

Во-вторых, исследования показывают, что наши пессимистические социальные убеждения — склонность приписывать враждебные намерения там, где их нет, — могут стать самоисполняющимся пророчеством. Люди, предполагающие худшее, склонны провоцировать негативное поведение других. А родители, выдвигающие враждебные атрибуции, могут в конечном итоге создать те самые проблемы, которые они хотят решить.

В одном исследовании у матерей, которые враждебно отзывались о своих малышах, через три с половиной года чаще рождались дети с проблемами агрессивного поведения. Эта связь между материнскими убеждениями и агрессией у детей оставалась значимой даже после того, как исследователи учли ранее существовавшие детские трудности, а также негативное родительское поведение, которое, как правило, сопровождает враждебные атрибуции (Healy et al 2015).

Напоминание себе не принимать это на свой счет не только хорошо для вашего настроения. Это хорошо для ваших отношений и для долгосрочного развития вашего ребенка.

2. Получите реалистичные ожидания относительно способности вашего ребенка следовать правилам и выполнять просьбы.


Маленькие дети меньше концентрируют внимание и легко отвлекаются. Им требуется больше времени для обработки словесных инструкций. Как я объяснял в другом месте, объем их рабочей памяти — огромное количество вещей, которые они могут удерживать в памяти в любой момент, — более ограничен.

Изучение новой информации и адаптация к изменению правил или процедур могут занять больше времени, чем вы думаете (Lee et al 2015). Маленьким детям требуется больше практики, чем детям старшего возраста, а детям старшего возраста нужно больше практики, чем взрослым (Йим и др., 2013).

Поэтому, когда мы даем указания, мы не должны ожидать, что маленькие дети будут реагировать быстро и эффективно. Они работают медленнее, и им труднее переключаться с одного вида деятельности на другой. Им нужно, чтобы мы давали им четкие и простые указания, а затем давали им дополнительное время, необходимое для переключения передач.

Дети постарше могут справиться с большей сложностью и скоростью, но их объем внимания, объем рабочей памяти, контроль над импульсами и навыки переключения между задачами все еще развиваются.

Подстраиваясь под темп и способности вашего ребенка и терпеливо и спокойно напоминая ему, вы превращаете задачу в задачу, для решения которой у него есть оборудование. И ваш ребенок получит социальное и эмоциональное вознаграждение за сотрудничество — важнейший опыт для его долгосрочного развития. Вы вкладываете больше времени, но это вложение, которое окупится.

3. Получите реалистичные ожидания относительно развития эмпатии и доброты.


В детстве дети все еще узнают об эмоциях — как регулировать свое настроение и читать мысли других. Зависимые, неопытные и уязвимые дети младшего возраста легче поддаются угрозам и поэтому с большей вероятностью сосредоточатся на защите своих интересов (Li et al 2013).

Дети постарше тоже могут реагировать таким образом, если воспринимают мир враждебным или несправедливым. А некоторые дети находятся в физиологическом невыгодном положении. У них есть возможность узнавать о социальных сигналах, но их мозг не вознаграждает их за это так сильно (Дэвис и др., 2011; Сепета и др., 2012). Как следствие, дети менее склонны учиться самостоятельно. Им нужна наша помощь.

Таким образом, хотя поведение детей может показаться эгоистичным, это не означает, что они неисправимо эгоцентричны. Как я объясняю в других статьях Parenting Science, дети демонстрируют способность к сочувствию и доброте с самого раннего возраста. На самом деле даже младенцы, кажется, болеет за аутсайдера.

Когда дети не проявляют заботы о других, часто это происходит потому, что они иначе воспринимают ситуацию или не умеют контролировать свои импульсы. Им нужны возможности учиться — развивая с нами надежные отношения; говорить о своих чувствах и эмоциональных сигналах окружающих; и наблюдение за положительными образцами для подражания, и взросление в среде, которая вознаграждает самоконтроль и сотрудничество.

Если вам нужна помощь в развитии эмпатии, прочтите эту статью о «тренировке эмоций» и эти советы, основанные на фактических данных.

4. Сосредоточьтесь на поддержании позитивных отношений.

Если ваш ребенок продолжает плохо себя вести, вы можете счесть важным отвечать на каждое оскорбление критикой, угрозами или наказанием. Но действительно ли это хорошая идея? В итоге вы получите отношения родитель-ребенок, которые в основном характеризуются негативным обменом.

Это мрачный исход, к тому же контрпродуктивный. Исследования показывают, что дети с большей вероятностью овладевают желаемыми социальными навыками, когда мы даем им положительную обратную связь за правильный выбор, а не угрозы и наказания за неправильный поступок.

Более того, негативная диета может сделать детей более непослушными. Негативное воспитание может привести к нисходящей спирали плохого поведения, наказания, возмездия, еще большего наказания и еще большего плохого поведения (Cavell et al 2013). Физические наказания особенно нежелательны. Когда родители применяют физические наказания, проблемы с агрессивным поведением детей, как правило, усугубляются (Heilmann et al 2021).

Как сохранить спокойствие и оптимизм? Это нелегко, особенно если ваш ребенок застрял в «режиме неповиновения». Вам понадобится социальная поддержка и, возможно, профессиональное руководство. Исследования показывают, что терапевты, специально обученные работе с агрессией у детей, могут помочь уменьшить стресс и улучшить поведение.

Одним из подходов, используемых на международном уровне, является так называемая «Орегонская модель» обучения родителей управлению (Scrool et al 2016; Kjøbli et al 2016; Maaskant et al 2017; Thijssen et al 2017). Благодаря еженедельным занятиям коучингом и ролевым играм родители учатся эффективно устанавливать ограничения, развивать сотрудничество, конструктивно улаживать споры и наполнять повседневную жизнь приятными и любящими занятиями.

Но первым шагом является реорганизация ваших приоритетов (Cavell et al 2013). Поддержание позитивных отношений важнее, чем преследование каждой неудачи. Иногда вам нужно выбирать сражения. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с моими советами по обращению с агрессией у детей, а также с этими полезными советами для родителей.

5. Не жертвуйте своим психологическим благополучием!

Сталкиваться с агрессией очень сложно, а стресс причиняет боль. Это делает нас больными, затуманивает наше мышление и портит отношения. Как я объясняю в другом месте, стресс заразен: даже маленькие дети улавливают наше плохое настроение. А когда родители испытывают стресс, это подливает масла в огонь: проблемы с поведением их детей, как правило, усугубляются. Подробнее об этом читайте в моей статье «Стресс у родителей: почему это важно и что мы можем сделать, чтобы избавиться от него».

Таким образом, забота о собственном благополучии не должна быть запоздалой мыслью, роскошью, которую следует откладывать до тех пор, пока проблемы с поведением вашего ребенка не улучшатся. Это насущный вопрос, центральный игрок кризиса.

Для получения информации о тактиках борьбы со стрессом, основанных на фактических данных, см.

Ваш терапевт или врач может порекомендовать вам принять участие в научно обоснованной группе поддержки родителей, такой как Triple P («Программа позитивного воспитания»). Как отмечалось выше, такие программы имеют положительный опыт (Furlong et al 2013).

Далее: Как разрядить вызывающее поведение и агрессию у детей

Для получения дополнительной информации о том, как справляться с деструктивным поведением и агрессией у детей, см. вторую часть этого руководства, в которой представлены советы по устранению проблем с деструктивным и агрессивным поведением. Кроме того, ознакомьтесь со следующими статьями Parenting Science, посвященными развитию навыков сотрудничества и саморегуляции:

  • Методы позитивного воспитания
  • Обучение самоконтролю
  • Обучение эмпатии
  • Коррекция поведения: как помочь детям учиться на своих ошибках
  • Развитие дошкольных социальных навыков
  • Авторитетное воспитание

Ссылки: Агрессия у детей

Кавелл Т.А., Харрист А.В. и Дель Веккио Т. 2013. Работа с родителями агрессивных детей: десять принципов и роль авторитетного воспитания. В Р. Е. Ларзелере, А. С. Моррис и А. Х. Харрист (ред.): Авторитетное воспитание: синтез заботы и дисциплины для оптимального развития ребенка. Американская психологическая ассоциация.

Dittman CK, Farruggia SP, Keown LJ и Sanders MR. 2016. Борьба с непослушанием: оценка краткого вмешательства родителей в отношении маленьких детей, демонстрирующих проблемы с непослушанием. Детская психиатрия Хум Дев. 47(1):102-12.

Дэвис М.С., Дапретто М., Сигман М., Сепета Л. и Букхаймер С.Ю. 2011. Нейронные основы обработки взгляда и эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра. Brain Behav. 1(1):1-11.

Додж К.А., Мэлоун П.С., Лэнсфорд Дж.Е., Сорбринг Э., Скиннер А.Т., Тапанья С., Тирадо Л.М., Зелли А., Алампай Л.П., Аль-Хассан С.М., Баккини Д., Бомби А.С., Борнштейн М.Х., Чанг Л., Дитер-Декард К. , Di Giunta L, Oburu P, and Pastorelli C. 2015. Враждебная атрибуционная предвзятость и агрессивное поведение в глобальном контексте. Proc Natl Acad Sci U S A. 112(30):9310-5.

Ферлонг М., Макгиллоуэй С., Байуотер Т., Хатчингс Дж., Смит С.М., Доннелли М. 2013. Кокрановский обзор: поведенческие и когнитивно-поведенческие групповые программы воспитания детей в возрасте от 3 до 12 лет с ранним началом проблем поведения (Обзор ). Здоровье ребенка на основе Evid. 8(2):318-692.

Хили С.Дж., Мюррей Л., Купер П.Дж., Хьюз С., Халлиган С.Л. 2015. Продольное исследование влияния матери на развитие у ребенка враждебных атрибуций и агрессии. J Clin Child Adolesc Psychol. 44(1):80-92.

Heilmann A, Mehay A, Watt RG, Kelly Y, Durrant JE, van Turnhout J, Gershoff ET. 2021. Физические наказания и последствия для детей: описательный обзор проспективных исследований. Ланцет. 398 (10297): 355-364.

Kjøbli J, Zachrisson HD, Bjørnebekk G. 2016. Три рандомизированных исследования эффективности – один вопрос: можно ли изменить бездушно-бесчувственные черты у детей? J Clin Child Adolesc Psychol. 30:1-8.

Lee HW, Lo YH, Li KH, Sung WS, Juan CH. 2015. Взаимосвязь развития реакции торможения и интеллекта у детей дошкольного возраста. Фронт Псих. 6:802.

Li Y, Li H, Decety J и Lee K. 2013. Стихийное бедствие меняет альтруистическое пожертвование детей. Психологическая наука 24(9):1686–95.

Luningham JM, Hendriks AM, Krapohl E, Fung Ip H, van Beijsterveldt CEM, Lundström S, Vuoksimaa E, Korhonen T, Lichtenstein P, Plomin R, Pulkkinen L, Rose RJ, Kaprio J, Bartels M, Boomsma DI, Lubke ГХ. 2020. Согласование поведенческих результатов между исследованиями, оценщиками и странами: применение к генетическому анализу агрессии в ACTION Consortium. J Детская психологическая психиатрия. 16 января 2020 г. doi: 10.1111/jcpp.13188. [Epub перед печатью]

Мааскант А.М., ван Рой Ф.Б., Овербик Г.Дж., Оорт Ф.Дж., Арнц М., Германнс JMA. 2017. Эффекты PMTO в приемных семьях с детьми с проблемами поведения: рандомизированное контролируемое исследование. J Child Fam Stud. 26(2):523-539.

Пикеро А.Р., Фаррингтон Д.П., Уэльс, округ Колумбия, Тремблей Р. и Дженнингс В.Г. 2009. Влияние ранних семейных/родительских программ обучения на антиобщественное поведение и правонарушения. Журнал экспериментальной криминологии. 5(2): 83-120

Provençal N, Мэтью Дж. Судерман, Фрэнк Витаро, Моше Шиф, Ричард Э. Тремблей. 2013. Хроническая физическая агрессия в детстве связана с уровнями цитокинов у взрослых в плазме. ПЛОС ОДИН 8 (7): e69481

Родригес Л. и Фейг Л.А. 2013. Хроническая социальная нестабильность вызывает тревогу и неполноценные социальные взаимодействия между поколениями. Biological Psychiatry 73(1): 44–53

Romero E, Richards MH, Harrison PR, Garbarino J, Mozley M. 2015. Роль соседства в развитии агрессии среди городской афроамериканской молодежи: многоуровневый анализ. Am J Community Psychol. 2015 сен; 56 (1-2): 156-69.

Schoorl J, van Rijn S, de Wied M, van Goozen SHM, Swaab H. 2017. Нейробиологические реакции на стресс предсказывают агрессию у мальчиков с оппозиционно-вызывающим расстройством/расстройством поведения: 1-летнее последующее интервенционное исследование. Европейская детская подростковая психиатрия. 26(7):805-813

Сепета Л., Цучия Н., Дэвис М.С., Сигман М., Букхеймер С.Ю. и Дапретто М. 2012. Аномальная обработка социальных вознаграждений при аутизме, определяемая реакцией зрачков на счастливые лица. Дж Нейродев Расстройство. 4(1):17. дои: 10.1186/1866-1955-4-17.

Шеллеби Э.К. и Шоу Д.С. 2014. Результаты родительских вмешательств при проблемах с поведением детей: обзор дифференциальной эффективности. Детская психиатрия Хум Дев. 45(5):628-45.

Тийссен Дж., Винк Г., Мурис П., де Руитер К. 2017 г. «Эффективность модели обучения родителей управлению в штате Орегон у клинически направленных детей с экстернализирующим поведением в Нидерландах». Детская психиатрия Хум Дев. 48(1):136-150.

Уоллер Р., Гарднер Ф. и Хайд Л.В. 2013. Какова связь между воспитанием детей, бездушными и бесчувственными чертами и антиобщественным поведением молодежи? Систематический обзор доказательств. Clin Psychol Rev. 33(4):593-608.

Waters SF, West TV, Berry Mendes W. 2014. Заражение стрессом: физиологическая ковариация между матерями и младенцами. Психологические науки. 25(4): 934–942.

Йегер Д.С., Миу А.С., Пауэрс Дж. и Двек С.С. 2013. Неявные теории личности и атрибуции враждебных намерений: метаанализ, эксперимент и лонгитюдное вмешательство. Детский Дев. 84(5):1651-67.

Йегер Д.С., Пурди-Вонс В., Гарсия Дж., Апфель Н., Пебли П., Мастер А., Хессерт В., Уильямс М. и Коэн, Г.Л. 2014. Разорвать порочный круг недоверия: мудрые меры для обеспечения критической обратной связи через расовые различия. Журнал экспериментальной психологии: Общие 143: 804-824.

Йим Х., Деннис С.Дж., Слуцкий В.М. 2013. Развитие эпизодической памяти: элементы, контексты и отношения. Психологические науки. 24(11):2163-72.

Кредиты изображений для «Агрессии у детей»:

изображение стрессовой матери от Alexeg84 / istock

Изображение девочки и плюшевого мишки / istock

Содержание раздела «Агрессия у детей» последнее изменение 10/2017

Как помочь вашему агрессивному малышу или дошкольнику

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО: Дети

Забронируйте 30-минутную сессию «Познакомьтесь со мной»