изучение отношения к браку и к воспитанию детей в русской деревне.
Публикации раздела Традиции
Отношение к браку и к воспитанию детей в русской деревне, пример того, как общественное мнение может отличаться от общепринятых норм права.
Бреус Елена Михайловна.
Кандидат исторических наук,
научный сотрудник, Центр азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН
Правовая культура как предмет исследования может рассматриваться разными науками, причем в последнее время и сами юристы не склонны к узурпации тем, связанных с изучением правовых вопросов, хотя зачастую имеют свой, профессиональный взгляд на эти проблемы. Данная статья — это попытка рассмотрения семейных отношений в сельской местности как одной из составляющих правовой культуры XX в. Собранные в «поле» материалы должны продемонстрировать «правовой образ жизни» и те основания, на которых он базируется. Был осуществлен ряд экспедиционных выездов для сбора материала среди русского населения в сельские районы Омской области в 2002–2003 гг. : с. Усть-Тара, с. Нагорное Тарского района, д. Слобода Саргатского района, рабочий пос. Русская Поляна Русско-Полянского района.
На мой взгляд, существует симбиоз семьи и общества, причем в данном случае имеется в виду не общество в глобальном смысле, а скорее тот коллектив, который непосредственно влияет на создание, функционирование, а иногда и распад конкретной семьи. Несомненно, что этот коллектив, который может включать родственников, соседей, жителей одного или нескольких населенных пунктов, также является частью гражданского общества, а потому неизбежно является выразителем идей, разделяемых всеми членами общества. С другой стороны, именно мнение «знакомых» людей оказывает определенное влияние на поступки того или иного человека.
Вряд ли стоит относить сходные черты семейных отношений в разных временных периодах лишь к устойчивости традиций и относительной консервативности семьи как социальной ячейки общества. В связи с этим следует обратить внимание на факт существования общественного мнения и его роли в функционировании семьи.
Особенностью нравственных норм является то, что они складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного опыта. Общественное мнение представляется одним из компонентов нравственных норм, а также является определенным транслятором бытующих в обществе правовых традиций.
Основной задачей ставилось не столько выяснение конкретных обычно-правовых норм, сколько отношение к тем или иным правовым ситуациям, описание существовавшей практики. Несмотря на собранные полевые материалы, рассмотрение правовой культуры невозможно без учета норм официального законодательства, поскольку правовая культура включает в себя не только выработанную народом правовую практику, но и функционирование государственной правовой системы. Имеющиеся полевые данные я попытался сопоставить с нормами официального законодательства для определения той роли, которую играла народная правовая практика в сфере семейных отношений.
Во всех населенных пунктах, где производился сбор материалов, информаторы говорили о том, что вопросы воспитания детей были прерогативой не только родителей, особенно в условиях, когда они были вынуждены большую часть своего времени проводить на колхозных работах. Определенную роль в воспитании играли не только родственники, но и соседи, односельчане, особенно пожилого возраста. Об участии односельчан старшего возраста в воспитании подрастающего поколения информаторы говорили как о естественном процессе:
«Когда мы маленькие были, то стариков уважали, в их присутствии старались не безобразничать. Можно было и по шее получить, и родителям еще скажут» (с. Усть-Тара Тарского района). «За непотребное поведение любой взрослый мог подзатыльник отвесить и никто не считал это неправильным»
Можно выделить несколько вариантов, посредством которых происходило усвоение принятых в обществе норм.
Стихийно действующее влияние окружающей среды играло не последнюю роль в этом процессе, прежде всего через наглядные примеры поведения окружающих людей. В тесной связи со стихийным усвоением норм, правил поведения находилось целенаправленное, сознательное воспитание детей. Эта связь проявлялась в тех оценках, которые родители, являвшиеся для ребенка авторитетом, давали тем или иным поступкам, которые ребенок мог наблюдать. Наибольшее же влияние оказывал личный пример родителей, поэтому, будучи уже взрослым, человек пусть и несознательно реализовал именно родительскую модель семьи.
Для ребенка несомненными авторитетом также являлись бабушка и дедушка, которые могли принимать и принимали свое участие в воспитании внуков. Нормы законодательства не только гарантировали права деда и бабушки на общение с внуками, но и обязывали их участвовать в их материальном содержании, если такового не могли в полной мере обеспечить родители.
Сельская школа в России
Имеющиеся материалы позволяют говорить, что деды и бабушки не только пользовались правом на общение со своими внуками, но в некоторых ситуациях брали практически на полное содержание одного из них. Такая ситуация характерна была в основном для военного и послевоенного периода.
«Когда отца забрали в армию, в 1941 году, мне было четыре года. Сразу после этого меня забрали к себе дед с бабкой, а три моих брата жили с матерью. Дома стояли рядом, и я часто бегала к братьям, чтобы поиграть с ними. Дед и бабка полностью обо мне заботились: кормили, одевали, как могли, учили всему, что знали. Домой вернулась жить, только когда отец с армии пришел».
Рассказ информатора свидетельствует о том, что законодательство фактически санкционировало бытовавшие отношения, особенно если учесть тот факт, что описанная информатором практика имела место в 1940-х годах, а соответствующие статьи закона появились в Кодексе о браке и семье 1969 года.
Как отмечали сельские жители, чем старше становился ребенок, тем строже было к нему отношение и со стороны родителей, и со стороны общества, поскольку теперь оценивались не только совершаемые поступки, но и общие качества как взрослого члена общества в скором времени. С определенного времени (14–15 лет) подростки должны были обладать не только качествами будущего хозяина и хозяйки, но и соответствующими правовыми взглядами и навыками. Этот возраст был близок к моменту совершеннолетия, а соответственно, к тому моменту, когда каждый член общества становился полноправным гражданином, обладающим всей полнотой как прав, так и обязанностей. Одним из таких прав являлось право на заключение брака. Важность брака как такового обусловлена рядом причин. Если для людей заключение брака было во многом естественным результатом принятых в обществе норм, которые таким образом санкционировали отношения между людьми, то перед государством и законодателем стояла необходимость нормативного оформлении целого комплекса возникающих правовых отношений. Несмотря на то что законы о браке и семье регулировали многие вопросы, такие как заключение и прекращение брака, усыновление, опека и др., все же определенная часть отношений подвергалась регуляции со стороны общества.
Особенно это касалось вопроса выбора будущей жены, которая должна была обладать определенными качествами. Но прежде чем стать невестой, девушка должна была какое-то время «дружить» с парнем. Уже в этот период родители и окружающие (прежде всего друзья) высказывали о ней свое мнение. Зачастую это мнение основывалось не на личном опыте, а на репутации девушки:
«Для девушки очень важным было то, что о ней думали окружающие, особенно когда она начинала дружить с парнями. Если ее поведение считали неправильным, например, когда она гуляла со многими парнями, многие не считали ее подходящей невестой».
Несмотря на то что правовыми основаниями для вступления в брак являлось достижение определенного возраста (по Кодексу 1918 г. для мужчин — 18 лет, для женщин — 16; по Кодексу 1926 г. — 18 лет для обоих полов) и согласие сторон (то есть самих вступающих в брак), правовая традиция вносила свои дополнения, зачастую существенные. Прежде всего это касалось той роли, которую играли родители. В ряде случаев к их мнению не только прислушивались, но оно было определяющим при выборе партнера. Сами родители руководствовались определенными представлениями в этом вопросе, например, репутацией жениха (невесты) и его (ее) семьи, члены которой не должны были быть «лодырями», «распутниками».
Местные жители на лавочке в деревне
Родители не только могли препятствовать заключению брака, но также активно способствовать этому, особенно в тех случаях, когда не могли позволить себе потерять свое лицо в обществе из-за неблаговидного поступка своего сына, например, когда он отказывался вдруг от женитьбы с девушкой, с которой на протяжении долгого времени встречался, и она оказывалась беременной. Хотя сама беременность с точки зрения официальных норм не являлась причиной для женитьбы, и при установлении отцовства через суд родителей могли связывать лишь алиментные отношения, с точки зрения традиционных правовых норм сам факт беременности мог иметь разные последствия. В одних случаях осуждению подвергалась девушка, про которую говорили, что она «нагуляла ребенка», а в других случаях винили конкретного молодого человека и его родителей, если не удавалось заставить его жениться. Одна из информаторов так рассказывала о причинах вмешательства родителей в дела молодых:
«Мой брат встречался долгое время со своей будущей женой, но после того, как она забеременела, не только отказался жениться на ней, но и уехал в другую деревню. К нам приходили родители его невесты, разговаривали с мамой и папой, вместе они думали, как поступить. Наши родители начали искать его по всем родственникам. Когда нашли, долго стыдили, заставляли жениться, так как им стыдно перед людьми было, и он не решился пойти против них».
Таким образом, общественное мнение обладало определенной гибкостью. Разобраться в этом представляется необходимым, поскольку общественное мнение в некотором смысле выступает регулятором, а потому интерес вызывают причины, которые лежат в его основании и позволяют проявлять гибкость к похожим, на первый взгляд, ситуациям.
Обозначенная гибкость еще не является доказательством большей объективности, к которой ближе понятие формализованности, тогда как отвлечение от конкретных фактов, напротив, свидетельствует о предвзятости. Если официальное право зачастую связывают с принципом «формального равенства как специфическим принципом социального регулирования», который должен быть общим для всех людей и поддерживаться принудительно, то общественное мнение видело прежде всего человека, причем человека, обладающего определенной репутацией в глазах окружающих. А в ситуациях, где действующими лицами выступали люди еще молодые, за них говорила репутация их родителей. А потому часто только из этих соображений виновной признавалась та или другая сторона. Сложнее дело обстояло в случаях, когда молодой человек и девушка принадлежали к семьям благополучным в глазах общества. Тогда основным критерием были отношения молодых, а поскольку в условиях сельской местности происходило «все на виду», то виновным считался обычно молодой человек, так как «продолжительные отношения являлись доказательством серьезных намерений».
Согласно полученной информации, заключению брака предшествовало не только сватовство, но и обязательный договор с родителями невесты, который зачастую совершался еще до сватовства. Предметом договора была материальная сторона предстоящей свадьбы и расходы на ее проведение. В данном случае речь может идти об определенном виде сделки, которая заключается между представителями брачующихся сторон. В XX в. брачный договор утрачивает некоторые элементы, которые позволяли бы говорить о нем как о чисто правовом элементе брачно-семейных отношений. Прежде всего это касается возможности обращения в судебные инстанции с требованием компенсации издержек при отказе от заключения брака одной из сторон. С другой стороны, такой договор считался обязательным в соответствии с традиционным правом.
Одна из информаторов так рассказала о начале своей будущей замужней жизни:
«В один из вечеров, когда я пришла после работы домой, я увидела за столом отца и незнакомого мужчину. Оба были навеселе. Отец, увидев меня, расплакался и стал говорить, что вот и его единственная дочь стала взрослой и выходит замуж. Я сначала не поняла, о чем идет речь, а потом, когда мужчина ушел, отец сказал, что этот человек приходил спрашивать разрешения жениться на мне и отец разрешил».
Эта история затрагивает несколько важных составляющих процедуры заключения брака, которые были характерны для того периода в целом. Первым моментом является факт решения родителями такого вопроса, как замужество, без учета мнения своей дочери. Данное решение по большому счету не только было связано с традиционными нормами, но и не противоречило нормам официального законодательства, когда вся ответственность за своих детей лежит на родителях. В данном случае родители посчитали возможным предопределить замужество своей дочери с конкретным человеком на основании «рекомендаций», данных его родственниками, проживавшими в одной деревне с невестой. Второй важный момент существенно менял всю картину, поскольку девушка не достигла возраста, необходимого для регистрации брака. Мать невесты по каким-то причинам отсутствовала при договоре с женихом. Тем не менее она не могла, по словам информатора, повлиять на ситуацию, так как согласие на брак было дано главой семьи при свидетелях и соответствующим образом «обмыто» участниками. Информатор, когда говорила о дате женитьбы, называла день проведения свадьбы, так как зарегистрирован брак был уже после рождения первого ребенка. Родители невесты также давали согласие на свадьбу, зная, что законно брак оформлен не будет, следовательно, в этом ничего зазорного не было, поскольку в сельской местности довольно щепетильно относились к тому, «что скажут люди». Об этом говорил и другой информатор:
«К тем, кто не расписывался, нормально относились в деревне. Главное, чтобы по-людски все было: к родителям жених сватов заслал да разрешение получил, чтобы свадьба была как у всех. Тогда никто ничего и не скажет».
Таким образом, большее значение имела общественная санкция, нежели законодательное оформление брачных отношений.
Из рассказов информаторов можно сделать вывод о том, что даже после заключения брака таким образом мужчина и женщина приобретали новый социальный статус, который был связан не только с женитьбой как таковой, но и с новыми правами и обязанностями. В повседневной жизни это лишь отчасти связывалось с официально действующими нормами права, особенно в тех случаях, когда брак не был оформлен официально. Вместе с тем жизнь вышедшей замуж женщины претерпевала серьезные изменения, поскольку в большинстве случаев она входила в другую семью не только в переносном, но и в прямом смысле, так как молодые чаще всего некоторое время жили вместе с родителями мужа. Объективные причины этого крылись, скорее всего, не столько в установках общества, сколько в невозможности отдельного проживания по материальным причинам. Однако на вопрос о том, почему после свадьбы молодые жили с родителями мужа, информаторы отвечали: «Так заведено было», «Такой закон был». Восприятие такого положения вещей как данности вполне адекватно было отношению к тем правилам, которые устанавливались в доме.
Главным вектором, в соответствии с которым строились отношения, было подчинение домочадцев, младших по возрасту, старшим. Как правило, в домашнем хозяйстве было два главных человека — старшая в семье женщина руководила делами, которые выполнялись женской половиной семьи, а старший мужчина — мужскими.
«Свекровь моя была как главком, она говорила, чем мы должны заниматься. И я, и вторая сноха — мы ее слушались и даже боялись»
«У нас с мужем уже дети были, но хозяином был дедушка. Он никогда не ругался, но муж и его старший брат и подумать не могли, чтобы не сделать того, о чем он говорил».
Перечень этих работ мог различаться в зависимости от имеющегося хозяйства, природных условий и т. п., однако в целом был довольно похож.
«Мама (мать мужа) занималась готовкой, уборкой, шила и чинила одежду для всех. На мне была скотина: кормила, поила, убирала в сарае. Летом вместе занимались огородом».
Распределение обязанностей в семье не подлежало влиянию норм законодательства, тогда как традиционные нормы закрепляли за каждым членом семьи определенный объем работ, который мог варьироваться как в соответствии с объективными причинами, так и субъективными, например, с желанием главы семьи.
Верховенство старших в семье было обусловлено не только воспитанием, которое во многом строилось на уважении к ним, но и реальными знаниями, которыми они обладали, и благодаря чему механизм функционирования семьи был устойчив:
«Я совсем молодая была, когда замуж вышла, и несмотря на то что дома (у своих родителей) все вроде бы делала по хозяйству, но после свадьбы оказалось, что многого не знала, особенно когда ребенок родился. Свекровь иногда смеялась, когда я что-нибудь неправильно делала, но никогда не переделывала, а мне было стыдно».
В результате бесед с информаторами складывалось впечатление, что вся работа в домашнем хозяйстве велась исключительно женщинами, и это отчасти так и было по причине занятости мужчин в колхозе. Женщины также работали в колхозе, но не все и не всегда, прежде всего по причине ухода за детьми, кроме тех случаев, когда отдельные виды общественных работ выполняли на дому, например, выпекали хлеб, шили спецодежду. На мужчин приходилось выполнение работ, с которыми не могли управиться женщины, а также основной объем сезонных заготовок кормов, пиломатериалов, строительство.
Информаторы не скрывали, что в семьях не обходилось без конфликтных ситуаций, особенно когда под одной крышей фактически проживало несколько самостоятельных семей. Согласно информации, полученной в с. Усть-Тара и рабочем пос. Русская Поляна, вне зависимости от того, чьи интересы были затронуты, своеобразным арбитром выступал самый старший член семьи.
Если оба родителя мужа были живы, то это был отец, а если только мать, то она. Причем главенство матери касалось и тех ситуаций, когда старший сын распределял мужские обязанности по хозяйству, то есть являлся старшим мужчиной в семье: «Однажды, когда свекровь была весь день занята, мне выпало готовить ужин. За ужином старший брат мужа постоянно делал мне замечания: это не так, то не так. Довел меня до слез. Мать (свекровь) не выдержала и позвала его в другую комнату. Не знаю, о чем они говорили, но пришел он тихий и больше никогда меня не задевал». Данный конфликт касался так или иначе разных семей в составе одной, а когда происходили ссоры между мужем и женой, то обычно такие ситуации разрешались самими конфликтующими сторонами без постороннего вмешательства, в том числе и правоохранительных органов, если дело не доходило до подачи официального заявления.
Ночь в деревне
Восприятие семейных отношений как дела исключительно внутрисемейного создавало ситуацию, когда семейные неурядицы старались не делать достоянием общественности, что подтверждает бытование такой фразы, как «не выносить сор из избы». Именно это обстоятельство, а также признание существовавших норм допускало нередкие случаи жестокого обращения мужа по отношению к жене. Причиной этого зачастую становилось употребление спиртных напитков. Однако в большинстве подобных случаев не следовало никакой реакции ни со стороны домочадцев, ни со стороны соседей, односельчан, которые, несмотря на нежелание распространяться о неурядицах, знали о положении дел в той или иной семье. Причина невмешательства посторонних была связана с нежеланием вмешиваться в жизнь чужой семьи:
«Некоторые в деревне били жен, и все это знали. Но такое случалось нечасто, в основном по пьянке. Никто в это не вмешивался, их семья — сами разберутся, к тому же еще неизвестно, кто там больше виноват был». «Родственник мой, бывало, иногда гонял свою жену, но только когда нетрезвый был. Про него вообще никто плохого подумать не мог: работящий был, спокойный, помогал всегда всем. Видимо, только когда выпивал, мог жене отпор давать, а то она в основном кричала, над ним даже мужики смеялись».
Тем более не происходило вмешательства общества в дела семьи, когда была известна причина конфликта и, согласно традиционным нормам, она считалась веской. Так, пьянство одного из супругов считалось достаточным основанием для проведения «силовых воспитательных мер». Чаще всего пили мужья, и случалось так, что не каждая жена была готова мириться с таким положением дел: «Сосед наш часто домой пьяный приходил, мог и зарплату всю пропить. Трезвый он спокойный был, да и выпивший тоже. Жена его частенько колотила за пьянки, потому что он хоть сам и не дрался, так и дома ничего не делал — придет пьяный и спит». Часто причиной для домашних скандалов было недопустимое поведение жены, и тогда претензии мужа считались обоснованными, а наказание жены считалось справедливым: «Он бил ее несколько раз, причем за дело. Все знали, что она при случае и гульнуть могла».
Можно объяснить невмешательство односельчан в дела другой семьи тем, что традиционное право оставляло разрешение семейных конфликтов на усмотрение членов конкретной семьи. Этим же можно объяснить и нежелание жен, которые подвергались побоям со стороны мужей и считали себя невиновными, предпринимать какие-либо действия для защиты своих прав в судебном порядке. Можно, конечно, предположить, что многие не знали, куда обратиться за помощью, и, возможно, в этом будет доля истины. Но такая ситуация, когда женщина, работавшая в районном суде и знавшая нормы действующего законодательства, сносила побои мужа, заставляет говорить о прерогативе традиционных норм в сфере семейных отношений: «Муж мой был работящий, хозяйство все на нем было. На работе его ценили как хорошего работника, но когда выпивал, то мне и дочкам из дома, бывало, приходилось уходить ночевать к родителям».
Таким образом, можно сделать вывод, что сфера семейных отношений в большей мере была подвержена влиянию традиционных правовых норм, выработанных обществом. Причина этого крылась не только в устойчивости этих норм и в недостаточной осведомленности широких масс населения относительно положений официального законодательства, но также и сам характер законов, касающихся брака и семьи. Несмотря на достаточную проработку вопросов, связанных с правами супругов, их детей, возможностью расторжения брака через суд и получения материального содержания в определенных ситуациях, все же значительная часть официальных норм вступала в силу, когда исчерпывались все возможности для решения проблем внутри семьи. Это подтверждалось применением санкций только в случаях отсутствия взаимного согласия участников в спорных вопросах. В этом существенно сближались традиционные и официальные нормы права. Что касалось действия традиционных норм, то они в своей основе не столько противоречили, сколько дополняли официальные и обеспечивали определенный процедурный механизм, который оставался за рамками закона.
Теги:
Свадебные обрядыТрадицииПубликации раздела Традиции
Семья и семейные отношения, что нужно знать всем
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
- Семья и семейные отношения, всё должно быть естественно
- Это нужно знать всем: что такое семья и семейные отношения
- Зачем нужна семья и семейные отношения?
- Без семьи и семейных отношений, никто никуда
- Функции семьи и семейных отношений: чтобы жить
- Семья и семейные отношения – это вам не игры, а всё очень серьёзно
Чего только и сколько не придумали и не опробовали люди в области семьи и семейных отношений. Семья и семейные отношения, буквально, были и остаются полигоном экспериментов, испытаний и даже локальных войн в человеческом общежитии.
Более того, люди не только ставят эксперименты над семьёй и отношениями в семье, но и ещё обосновывают это теоретически, в своих научных трудах и искусстве.
А более всего: в народном творчестве, начиная от анекдотов и кончая семейными преданиями, всяческими мифами и откровенными тупизмами.
Но, как ни странно, до сих пор, в социуме так и не выработано канонических – всеми признанных и не подвергаемых сомнению представлений, ни о том, что такое семья, ни уж, тем более что такое семейные отношения.
Как говорится, каждый дудит в свою дуду: каждый судит на основе своего опыта, своей глупости или умности, незнания или знания, своих ценностей и, извините, степени тупизны.
Между тем, даже дети знают простейший принцип человеческого познания и оценки правильности тех или иных представлений людей: Что естественно, то не безобразно.
Так, вот, давайте, исходя из этого принципа, посмотрим на семью и отношения в семье. И, увидим, что там безобразно, потому что не естественно, а что правильно, ибо натурально и природно, – соответствует естеству жизни человека и людей.
Это нужно знать всем: что такое семья и семейные отношенияКто-то будет подвергать сомнению значимость семьи и семейных отношений в жизни человека? Если да, то, извините, но с такими дремучими или, наоборот, суперсовременными людьми, нам, здесь, не по пути.
Ибо понимает человек или нет, но он, как минимум, продукт своей семьи и семейных отношений в ней или отсутствия оных.
И если он сам не имеет свою семью и никогда не был семейным человеком, то это, всего лишь, следствие его личной и социальной неустроенности и неблагополучия.
Не и вне семейность, никак не может являться нормой для большинства людей, априори. Ибо, извините за простоту мыслей, семья, в той или иной форме, прежде всего: источник появления новых людей.
То есть, не будет семьи и семейных отношений, и люди, нет, не выродятся, а попросту исчезнут, в течение жизни одного, последнего поколения.
Зачем нужна семья и семейные отношения?Без семьи и семейных отношений, никто никудаЕсли я скажу, что семья и семейные отношения, нужны человеку и социуму для того, чтобы жить, — это не будет слишком умно и громко?
Притом, добавлю, что семья со всеми своими атрибутами, нужна для жизни не только тех, кто её имеет, но и тех, кто хочет иметь или, наоборот, является одиночкой.
И не только психом одиночкой, а вполне, например, добропорядочной старой девой или «убеждённым холостяком».
Ибо, ВСЕ одиночки – люди без семьи, понимают они это или нет, видно это явно или скрыто под наносным мусором жизни, имеют, если не семейные отношения, то, уж точно, имеют отношение к семье. Как это?
Да очень просто: например, вся из себя стерва, на деле вполне довольна тем, что живёт в семье родителей и, или «пьёт их кровь», или вполне «домашняя девочка».
Или, завзятый холостяк, на поверку, оказывается, живёт годами с «подругой», просто, не считая, что это семья, а они — муж и жена.
Или, старая дева, как правило, работая на социальной работе: с детьми и их родителями, семьями, вся повязана семьями и семейными отношениями, хоть и чужими. И тому подобное.
То есть, семья и семейные отношения окутывают социум и его членов явно видимыми и опосредованными жизненными связями – семья, всегда была, есть и будет. Потому что она естественна для людей, для их совместной жизни.
Функции семьи и семейных отношений: чтобы житьДавайте, по порядку перечислим, что нам даёт семья и её отношения, чтобы понять, что они естественны и необходимы, в норме жизни, конечно.
Для чего нужна семья и семейные отношения?1. Семья и семейные отношения: Для реализации влюблённости мужчины и женщины друг в друга.
И, хотя, сама по себе, влюблённость, как проявление и реализация Основного инстинкта, не обязывает иметь семью и семейные отношения.
НО, влюблённость настолько сильное чувство, что создаёт у человека иллюзию, что с объектом своей влюблённости просто-таки необходимо соединить жизнь навсегда, пока «смерть не разлучит».
А как это сделать? Только, создав семью.
Другое дело, что, по сути, за влюблённостью стоит обыкновенное желание заняться сексом, много и долго, на законных основаниях. И другое дело, что влюблённость вскоре пройдёт.
Главное здесь то, что для большинства мужчин и женщин, понимают они это или нет, создание семьи – это способ, законным образом, реализовать свой Основной инстинкт.
В виде занятий сексом для удовольствия, как им кажется. На самом же деле, удовольствие от секса – это такая стимуляция, мужчин и женщин, для занятий сексом, в механизме Основного инстинкта, чтобы дети зачинались и рождались.
2 Семья и семейные отношения: Для обустройства своей бытовой жизни.
Даже на «райских островах», где жить можно под каждым деревом, не возводя стены и крышу, жители оных, ставят лачуги. Для чего? Чтобы хоть как-то отгородить себя, свою семейную жизнь и семейные отношения от посторонних глаз.
То есть, каждому человеку необходима крыша над головой. Кроме этого, ему нужно кушать, желательно 4 раза в день. И спать, желательно не одному в доме, чтобы не было одиноко и страшно.
Самые сообразительные мужчины и женщины понимают, что всё это лучше делать не по одному, а с кем-то. На роль этого кого-то, лучше всего, подходят муж, жена.
Семья и семейные отношения, иначе говоря, нужны для объединения финансово-хозяйственных ресурсов человека в целях оптимального и более комфортного решения своих бытовых вопросов.
3. Семья и семейные отношения: Для личных и интимных отношений.
Человек, такое существо, что, даже имея стадное мышление и находясь практически всё время среди людей, или, наоборот, будучи одиночкой по своей сути и образу жизни, он хочет иметь рядом с собой близкого человека.
Самого-самого близкого и самые-самые личные — интимные отношения.
Конечно, это «самое-самое» способна дать только любовь. Вот, ради этой любви и кидаются мужчины и женщины в лоно семьи и семейных отношений.
Другое дело, что они ошибаются, принимая за любовь влюблённость, которая вскоре проходит.
Другое дело, что, часто, мужем и женой становятся настолько разные люди, что между ними не может быть не только интимных отношений, но и даже личных.
А раз не может быть ни личных, ни интимных отношений, то о любви говорить не приходится, априори. И даже секс, вместе с влюблённостью, исчезает или превращается в обузу.
Здесь мы говорим не об этом – не об ошибках людей при создании семьи и построении семейных отношений.
Мы говорим о том, что для любви нужна семья и семейные отношения, как возможность жить и быть вместе с любимым человеком.
4. Семья и семейные отношения: Для ухода за детьми и их воспитания.
Ну, здесь и говорить не о чём, ибо, как бы ни пыжились показать матери одиночки и, реже, отцы одиночки, что им и их детям хорошо в неполной семье, понятно, что это блеф.
Даже для червяка, нужно целое яблоко, — в половинку он не полезет. А мама и папа в одном лице, извините меня, — это не от хорошей жизни получается.
И матерям и отцам, а уж, тем более, их детям, нужна семья и семейные отношения, однозначно.
5. Семья и семейные отношения: Для духовного комфорта и развития, и социального признания.
Каждый мало-мальски просвещённый человек признаёт, что, по своей сути, он, как и все люди, — социальное животное. Как и каждое животное на планете, он кушает, извините, какает, и размножается.
Но, в отличие от любого животного, человек имеет духовность, которая, собственно, путём его вовлечения в духовную и материальную культуру, и делает человека человеком.
Культура, априори – это преобразование природы и самих людей, совместными усилиями людей – люди могут быть людьми только в среде себе подобных – только в социуме.
Как элемент духовности, человеку необходимо социальное признание его человеком. Желательно не просто человеком, а хорошим, значимым, достойным человеком в социуме.
Пусть, даже, это малый социум – люди, из ближайшего окружения человека.
Но, преуспеть в труде и в прочих социально значимых делах, не каждому человеку под силу. А вот быть такими как все – это, «завсегда, пожалуйста».
«Такие как все» ценят своих «нормальных» членов – таких как они. А они, сплошь и рядом, сколько себя помнят, всегда женились, выходили замуж и рожали детей – создавали семьи и имели семейные отношения.
То есть, человеку, чтобы иметь социальное признание, а не отторжение, нужна своя семья и семейные отношения.
Далее, для своего духовного комфорта ему, человеку, нужна духовность и духовное развитие. То есть, ему нужно иметь близкого человека, который бы его понимал, сочувствовал и поддерживал в его духовных чаяниях.
Кто таковым человеком может быть? Ну, друзья, например. Друзья-то, может быть, есть, но этого как-то мало: к ним не прижмёшься, с ними не сольёшься в чувстве телесного и духовного единения.
То есть, для реализации своей духовности, мужчинам и женщинам нужна семья и семейные отношения, где муж и жена – самые близкие и родные люди.
6. Семья и семейные отношения: Для чувства не одиночества себя в этом мире и защищённости.
Если вам скажет человек, который живёт один, что он не чувствует себя одиноким и беззащитным в этом мире, то он или блефует, или с ним «что-то ни того».
Только в семье, имея нормальные семейные отношения, человек может себя чувствовать относительно не одиноким и относительно в безопасности.
Относительно, потому что: Ну, как можно вообще жить в нашем мире не испытывая одиночества и считая себя в полной безопасности? Для нормального, адекватного человека, это невозможно.
Семья и семейные отношения – это вам не игры, а всё очень серьёзноТак вот, зачем я это всё пишу? Я хочу показать, что знания, что такое семья и семейные отношения, очень важны, как, собственно, и любые знания.
Но проблема людей всегда была и есть в том, что они слишком были и есть, озабочены своими бытийными делами: созданием и обеспечением материальной культуры.
Тогда как духовность, всегда была и есть, так и говорят философы, надстройкой над базисными отношениями – производственными, экономическими и финансовыми отношениями.
Не будем лезть, здесь, в философию, а уясним себе простые вещи о семье и семейных отношениях:
1. Человеку, для его телесного, духовного и социального комфорта необходимы условия.
2. Эти условия, ему обеспечивает нормальная семья и нормальные семейные отношения.
3. Нормальная семья и семейные отношения не могут стать нормальными, если человек не имеет ясных и понятных ему знаний, что это такое.
4. Эти знания, глупо и мучительно приобретать только в результате своего жизненного опыта, — может, и жизни не хватить.
Поэтому нужно этими знаниями интересоваться, наблюдая за жизнью и читая то, что уже другие люди поняли или пытаются понять в этой области жизни.
6. Одна из очевидных причин неудачных браков и неумения налаживать семейные отношения, – это не понимание важности и значимости семьи и её отношений для своей жизни.
У большинства людей, в семейном строительстве, всё делается на авось и «как получится». А авось «не пролазит», а получается, всегда, не так, как надо. Ибо жизнью нужно управлять САМОМУ, насколько и где это возможно.
7. Нужно ясно понимать, что мужчину и женщину для создания нормальной семьи мотивирует наличие взаимной влюблённости.
Но эта влюблённость, вовсе не любовь, как многие полагают. Влюблённость – это не более чем формальные отношения, основанные на Основном инстинкте, где женщина выступает в роли хорошенькой самки, а мужчина распетушившегося самца.
8. Нужно отчётливо понимать, что любовь, как основа нормальной семьи и семейных отношений, возможна только между двумя подходящими, родственными личностями.
А не между чужими духовно людьми, между которыми, к сожалению, с лёгкостью может появиться влюблённость.
9. Нужно знать, что формальные отношения, которые возникают между мужчиной и женщиной, когда у них есть влюблённость и когда они становятся мужем и женой, не гаранты создания нормальной семьи.
Ибо статус полового партнёра и статусы мужа, жены, никоим образом не содействуют появлению между мужчиной и женщиной личных, интимных семейных отношений. А, как раз наоборот, как ни парадоксально, препятствуют этому.
10. Нужно понимать, что семья и семейные отношения – это очень серьёзно. Ибо это касается не только жизни одного человека, но и партнёра по семье.
А самое главное, касается детей, которые «вдруг» успевают появляться у пары, которая уже есть или вскоре это выясняется, вовсе не способна создать семью и наладить нормальные семейные отношения.
В общем: семья и семейные отношения – это жизнь. А жизнь нужно жить, а не делать её полем для экспериментов и нескончаемых ошибок и несчастий, поэтому.
Дополнительно статьи по этой теме:
Основы семьи – быт, отношения мужа, жены и дети
Семья, как социальный институт – мифы, слухи и реалии
Формальные, личные, интимные отношения, в чём разница?
Семейная жизнь. Как наладить семейные отношения?
Быт семьи – семейные обязанности – кто что должен
Гражданский брак и свободные отношения, в чём разница?
Семейные обязанности и свобода мужа, жены, человека
Жизнь после свадьбы – другие люди и отношения – другая жизнь
Как разрушают отношения муж, жена — уничтожение любви
Качества семьи — условия нормальности семьи и брака
Консультация по семейным отношениям | Семейные отношения онлайн
1800 050 321
- Укрепление семейных отношений
- Помощь семьям оставаться вместе
- Помощь семьям при разлучении
С понедельника по пятницу с 8:00 до 20:00 по местному времени
Суббота с 10:00 до 16:00 по местному времени
Закрыто по воскресеньям и государственным праздникам
- Что такое Консультативная линия по семейным отношениям?
- Кто может звонить в службу поддержки?
- Что я могу ожидать, когда я звоню?
- Направление в другие службы
- Должен ли я назвать свое имя?
- Звонки на консультационную линию конфиденциальны
- Как звонить через Национальную службу ретрансляции
- Как позвонить из-за границы
- Ссылки по теме
- Следующие шаги
Что такое Консультативная линия по семейным отношениям?
Консультативная линия по семейным отношениям — это национальная телефонная служба, которая помогает семьям, затронутым проблемами в отношениях или разводе, включая информацию о родительских мерах после развода.
Кто может звонить на линию консультаций?
Любой желающий может позвонить в Консультационную линию по вопросам семейных отношений.
Сюда входят родители, бабушки и дедушки, дети, молодые люди, другие члены семьи или друзья.
Другие люди, которые могут предложить совет или поддержку семьям, также могут позвонить в Консультационную линию, чтобы получить информацию.
Что я могу ожидать, когда я звоню?
Позвонив в Консультативную линию по семейным отношениям, вы сможете поговорить с кем-нибудь, кто поможет вам решить, какая информация, поддержка и услуги вам нужны.
Сюда могут входить:
- информация об услугах, помогающих поддерживать здоровые отношения
- консультация по вопросам разделения семьи
- информация о системе семейного права Руководство
- по разработке действенных механизмов воспитания детей после разлучения семьи
- совет о влиянии конфликта на детей
- Разрешение семейных споров по телефону для людей, которым нужна помощь в разрешении споров по поводу родительских договоренностей
- направление в центры семейных отношений и другие службы разрешения споров и
- направление в ряд других служб, чтобы помочь с семейными отношениями и вопросами разделения.
Направление в другие службы
Во время распада семьи многие люди сталкиваются со сложной смесью эмоциональных и практических вопросов.
Консультативная линия по семейным отношениям поможет вам разобраться в этих вопросах и направит вас в другие службы, которые могут вам помочь. Это могут быть услуги Centrelink, Child Support Agency или юридические услуги. Сюда также могут входить услуги по консультированию и поддержке для вас или детей, помощь с жильем, проблемы с психическим здоровьем или проблемы со злоупотреблением наркотиками и алкоголем.
Консультативная линия по семейным отношениям также может предоставить помощь и направление для семей, столкнувшихся с проблемами насилия или жестокого обращения с детьми.
Должен ли я назвать свое имя?
При звонке не обязательно называть свое полное имя. Однако вас попросят предоставить некоторую общую информацию, а также несколько деталей, которые помогут идентифицировать вас, если вы позвоните снова. Это означает, что вам не придется повторять одну и ту же информацию каждый раз, когда вы звоните.
Если хотите, вы можете не предоставлять никакой идентифицирующей информации.
Звонки на консультационную линию конфиденциальны
Если вы обратитесь в службу поддержки семейных отношений, вы сможете получить помощь анонимно. Однако, когда вы звоните, вас попросят указать несколько деталей, которые помогут идентифицировать вас, если вы позвоните снова.
Эта информация является конфиденциальной. Вашей семье или друзьям не сообщат, что вы звонили в службу поддержки. Кроме того, вы можете не предоставлять никакой идентифицирующей информации и в следующий раз, когда будете звонить, вас будут рассматривать как нового абонента.
Как звонить с помощью Национальной службы ретрансляции
Глухие абоненты, лица с нарушениями слуха или речи могут звонить через Национальную службу ретрансляции:
- пользователи текстовых телефонов или модемов: позвоните по телефону 1800 555 677, затем попросите 1800 050 321
- пользователей с голосовой связью (говорить и слушать): позвоните по телефону 1800 555 727, затем попросите 1800 050 321
- пользователей компьютеров или мобильных телефонов с подключением к Интернету: зайдите на http://www.
Как звонить из-за границы
Чтобы позвонить в Консультативную линию по вопросам семейных отношений из-за границы, звоните по телефону +61 7 3423 6878. Телефонная компания, через которую вы звоните, взимает с вас плату за стоимость звонка.
Пример из практики 1
Сьюзан только что сказала своему мужу Майклу, что больше не думает, что их брак успешен, и говорит, что хочет развода. У них двое детей, Тайлер 9 лет и Клара 12 лет.
Майкл не знает, что делать, поэтому он гуглит «развод» и видит ссылку на линию поддержки семейных отношений. Он звонит по номеру 1800 050 321 и разговаривает с консультантом по семейным отношениям, который рассказывает ему о процессе развода, воспитании детей после развода и таких услугах, как консультирование и разрешение семейных споров, которыми он может воспользоваться.
Консультативная линия по вопросам семейных отношений дает Майклу контактные данные его местного Центра по семейным отношениям.Пример из практики 2
Адиса и ее семья приехали в Австралию в качестве беженцев. Война, которую они пережили, оставила отпечаток на всей семье. Мужу часто снятся кошмары. Он устал и раздражителен в дни после ночных кошмаров. Адиса беспокоится о своих детях, которые говорят, что чувствуют себя не так, как другие дети в школе.
Адиса чувствует, что ее семья разваливается, и не знает, что делать. Она не хочет говорить об этом своим друзьям, так как сообщество может узнать, что у нее и ее мужа проблемы, и ее муж может расстроиться.
Она звонит в службу поддержки семейных отношений и узнает, что может получить помощь по телефону, не называя своего полного имени. Ее направляют к консультанту, который объясняет, что они не будут связываться с мужем Адиса или сообщать лидеру ее сообщества о поддержке, которую она получает.
Ссылки по теме
Семейная медиация и разрешение споров
Центры семейных отношений
Найти местную помощь
Следующие шаги
Позвоните в справочную службу по вопросам семейных отношений по телефону 1800 050 321.
Последнее обновление:
Что такое семейная наука? | We Are Family Science
Семейная наука предлагает уникальные и важные взгляды
на понимание и работу с семьями.
В то время как исследования в других социальных науках, таких как психология и социология, сосредоточены на различных людях или группах людей, в Семейная наука основное внимание уделяется семьям и их особой динамике — отношениям и взаимодействиям между членами семьи, а также тому, как семьи существуют и функционируют в обществе.
Семья — это не просто собрание людей — в целом семья больше, чем сумма ее частей.
Стефан М. Уилсон, доктор философии, бывший профессор человеческого развития и семейных наук и декан Университета штата Оклахома, объясняет, что отличает семьи от других групп и почему так важен взгляд на семейную науку.
Семейная наука направлена на укрепление здоровых межличностных отношений во всех типах разнообразных семей — между родителями, романтическими партнерами, родителями и их детьми, братьями и сестрами и другими семейными отношениями — на всех этапах жизни.
Ученые и специалисты в области семейных наук используют результаты исследований для создания программ, которые будут наилучшим образом служить семьям, и применяют методы, основанные на фактических данных, при работе с семьями.
Специалисты по семейным наукам часто применяют свои знания о здоровых семьях с целью предотвращения потенциальных проблем до их возникновения или сведения к минимуму существующих проблем.
Ученые и специалисты в области семейных наук считают, что все семьи имеют сильные стороны. Подход, основанный на сильных сторонах, заключается в создании устойчивых, самодостаточных семей, помогая выявить и установить дополнительные сильные стороны, а не путем сохранения, помощи или исправления семьи.
Результаты исследования семейной науки предназначены для использования в реальном мире.