В Белоруссии введут смертную казнь за госизмену
В Белоруссии могут ввести смертную казнь за государственную измену. Депутаты нижней палаты парламента страны проголосовали за соответствующий законопроект в первом чтении. Документ также предусматривает введение уголовного наказания за распространение фейков о Вооруженных силах Белоруссии.
Смерть за госизмену
Депутаты Палаты представителей Национального собрания Белоруссии приняли в первом чтении проект закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», сообщает пресс-служба нижней палаты парламента страны в Telegram-канале. Согласно документу, за государственную измену должностное лицо могут приговорить к смертной казни.
«США несут ответственность за преступления ИГИЛ»*
Начавшаяся в июне 2011 года гражданская война в Сирии первое время шла…
07 декабря 09:28
По информации пресс-службы Палаты представителей Белоруссии, «проектом закона предлагается внесение изменений в санкцию второй части статьи 356 УК» — «Измена государству.
«В этой связи приводятся в соответствие также статьи 58 и 59 УК («Пожизненное лишение свободы» и «Смертная казнь» – «Газета.Ru»)», — говорится в сообщении.
В пресс-службе также отметили, что изменения в законодательство вносятся для «оказания сдерживающего воздействия на деструктивные элементы, а также демонстрации решительной борьбы с изменой государству».
Наказание за фейки об армии
Законопроект также предусматривает освобождение от наказания человека, который «участвовал в приготовлении к нападению на учреждения», но «своевременно предупредил государственные органы» или «иным образом оказал содействие в предотвращении» теракта, говорится в Telegram-канале нижней палаты парламента Белоруссии.
«Целью подготовки проекта закона является принятие мер упреждающего характера за совершение преступлений экстремистской (террористической) направленности», — поясняется в сообщении.
Кроме того, согласно законопроекту, человека могут освободить от уголовной ответственности «за приготовительные действия к диверсии в случае ее предотвращения».
«В диспозицию статьи 369-1 УК вносится дополнение в целях установления ответственности за распространение заведомо ложных сведений, дискредитирующих Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, военизированные организации Республики Беларусь», — добавили в пресс-службе парламента Белоруссии.
Там пояснили, что введение этой правовой нормы депутаты считают «действенной превентивной мерой распространению заведомо ложной несоответствующей действительности информации о белорусской армии и других «силовых структурах».
Смертная казнь в Белоруссии
Белоруссия — единственное государство в Европе и СНГ, где не отменена смертная казнь. На референдуме 1996 года граждане страны проголосовали за то, чтобы оставить высшую меру наказания. Эту меру поддержали 80,5% белорусов.
Смертная казнь может быть назначена мужчинам, которые совершили преступление после 18-летия и не достигли к моменту вынесения приговора 65 лет.
Высшая мера наказания предусматривает расстрел. С 1990 года в Белоруссии расстреляли более 400 человек, после 2000 года количество смертных приговоров сократилось.По Уголовному кодексу Белоруссии, к смертной казни могут приговорить мужчин, которые развязали и ведут агрессивную войну, занимаются международным терроризмом, убили одного или нескольких человек. Высшая мера также предусмотрена за геноцид, преступления против безопасности человечества (например, незаконное содержание в заключении, рабство) и применение оружия массового поражения. При этом ни одна из статей не требует обязательного смертного приговора.
Украина планирует ввести санкции в отношении почти 2 тысяч граждан РФ, Белоруссии и других стран
Украина введет санкции в отношении почти 2 тыс. музыкантов, журналистов, блогеров и представителей…
06 декабря 20:23
В Евросоюзе неоднократно осуждали Белоруссию за применение высшей меры наказания. В частности, в сентябре 2021 года Совет Европы призвал Минск ввести мораторий на смертную казнь.
В том же месяце президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в стране можно провести всенародное голосование по отмене смертной казни.
«Разброс по смертной казни большой. Это действительно так. Если мы сейчас поднимем этот вопрос Все-таки я думаю, что большинство за сохранение. Если уже на то пошло, рассмотреть его отдельно на референдуме. И людям об этом сказать», — сказал Лукашенко на заседании конституционной комиссии.
В 2019 году он также говорил после переговоров с президентом Австрии Александром Ван дер Белленом, что «референдум ввел смертную казнь в Белоруссии, только референдум может ее отменить».
Он уточнил, что власти страны часто проводят опросы общественного мнения по этой теме. Так как большинство граждан все еще поддерживают смертную казнь, Лукашенко не счел проведение референдума необходимым.
«Спешка здесь может только навредить», — считает глава государства.
Как наши предки наказывали за измену? 16 вопросов о преступлениях кочевников
Как казнили кочевников? Практиковали ли они пытки? Каким было одно из самых страшных наказаний? Мы узнали ответы на самые интересные вопросы о правосудии у кыргызов и казахов.
За всю историю человечества было придумано множество жутких казней и пыток, но пальму первенства в этом вопросе держит Китай. Именно там изобрели 2 400 видов смертной казни, включая самые экзотические, например, когда человека усаживали на ростки бамбука. В течение нескольких дней растение впивалось в тело жертвы, и преступник погибал в страшных муках.
Запад тогда тоже не отличался человеколюбием. Например, в средневековой Европе фальшивомонетчиков варили заживо, а ведьм сжигали на кострах.
В то время цивилизация кочевников была своего рода островком демократии и гуманизма. Разумеется, и у наших предков были смертные казни, но к ним прибегали только в исключительных случаях. Для этого требовалось одобрение самого бека или хана.
Самые распространенные виды казни, которые применялись в казахском и кыргызском обществе, — это повешение, удушение и утопление. Также преступника могли столкнуть со скалы, привязать к хвосту лошади и пустить ее вскачь или оставить связанным в горах — тогда о несчастном «позаботились» бы волки. Как правило, посмотреть на казнь приходило много народу.
Однако просто так людей не казнили: все-таки процесс выживания в горах или степи был сам по себе делом непростым, поэтому к каждому члену племени кочевники относились бережно.
Из-за суровых жизненных условий строить тюрьмы они не могли, объясняет кандидат юридических наук Насиба Эшмурадова.
«Если в Коканде были ямы, наполненные клопами, то в эреже (правилах. — Прим. ред.) кыргызов не встречаются упоминания о тюрьмах. Во-первых, у нас технически отсутствовали здания, куда можно было бы поместить человека. Во-вторых, арестанта нужно было кормить, охранять. Это как минимум лишние расходы», — отметила она.
Чаще всего преступнику нужно было понести особое наказание — кун. Это когда убийца возмещает ущерб родным жертвы. Стоимость куна варьировалась в зависимости от того, к какому роду принадлежал убитый.
Разумеется, кун за убийство самых богатых и знатных людей мог достигать астрономических цифр. Например, манап Уметалы в XIX веке запросил за убитого брата 6 рабов, 5 верблюдов и 17 лошадей, а за убийство Ормон-хана потребовали 100 девушек на лошадях и в полном убранстве.
Сколько должен был заплатить преступник родным жертвы
* при цене в 933 доллара за лошадь и 2 666 долларов за верблюда
Львиная доля добра переходила родственникам жертвы, 10 процентов от суммы куна нужно было отдать судьям за работу. Сейчас времена изменились. Например, в Кыргызстане семья убитого может получить максимум 100 тысяч сомов моральной компенсации (чуть больше 1,3 тысячи долларов). При этом преступник проведет за решеткой от 10 до 12 лет.
В кочевом обществе семья убитого не всегда могла претендовать на возмещение ущерба. Например, кун не полагался за убийство человека с психическими отклонениями или грабителя, который погиб при совершении преступления.
Если убийство было совершено по неосторожности, родственники погибшего также не могли претендовать на кун. Не выплачивался он и за женщину, которая, не выдержав издевательств мужа, наложила на себя руки.
Разумеется, в те времена люди и слышать не хотели про сексуальную свободу, поэтому жестоко карали изменников, особенно изменниц. Например, в Европе неверной жене могли обрить голову, провести по улицам, обваляв в дегте и перьях, или отправить в монастырь. Китайцы и вовсе обмазывали несчастную салом и натравливали голодных собак.
По шариату измена также считается тяжким грехом. Если один человек из пары состоял в законном браке, то любовников закапывали по пояс в землю и забивали камнями до смерти. Кроме того, факт измены должны были подтвердить четыре свидетеля.
Жестокие законы по отношению к изменникам царили и в Кокандском ханстве: там любовников тоже забивали камнями или сбрасывали с минарета.
Что касается свободных кочевников, то в кыргызском и казахском обществе методы воздействия на неверных супругов были гораздо мягче. Мужчине-прелюбодею полагалось лишь выплатить штраф. Что касается изменницы, то муж мог выгнать ее из дома, забрав калым и детей. Также обманутый супруг мог потребовать от родственников жены штраф — лошадь и от одного до девяти халатов.
При этом женщина-кочевница имела права потребовать развод, утверждает доктор юридических наук, профессор Бекбосун Борубашов.
«И кыргызские, и казахские женщины имели право на развод в пяти случаях. Не думайте, что тогда судьбу человека решал только мужчина, нет! Жена могла развестись, если доказано, что муж — импотент, не заботился о семье в материальном плане, если 6 месяцев и 13 дней не появлялся дома», — рассказал ученый.
Даже сейчас в Казахстане и Кыргызстане некоторые молодые люди крадут невест. Так многие решают сэкономить на калыме: сейчас его размер варьируется от 500 до 7 000 долларов.
Кроме того, современные похитители невест ошибочно полагают, что это красивая дань традициям, однако исторические документы гласят: закон был очень суров к таким джигитам. Молодой человек должен был не только вернуть похищенную красавицу, но и уплатить штраф.
Преступник в любом случае должен был вернуть женщину
Кочевники всегда придавали большое значение словам. Человек мог дорого поплатиться за слишком острый язык. Например, если обидели старшего по возрасту кочевника, то должны были отдать ему лошадь и халат (933 доллара без учета халата).
Если простолюдин обидел знатного человека, он должен был заплатить уже две лошади и два халата, а вот обиженный бедняк мог потребовать только один халат.
Кочевники могли оскорбить человека не только словесно. Например, в знак неуважения они отрезали хвосты у скота неприятеля или рукава и заднюю часть его чапана. Обычно потом обидчики должны были возместить стоимость животного или испорченной одежды.
Сейчас за оскорбление чести и достоинства тоже можно поплатиться солидной суммой. И если психологические страдания простых людей редко оценивают в сумму свыше тысячи долларов, то за моральный ущерб, например высокопоставленному чиновнику, придется выплачивать миллионы — вспомним хотя бы громкие дела против журналистов.
В кочевом обществе людей старались не калечить, ведь так племя лишалось кормильца и получало взамен нетрудоспособного человека, которого надо было кормить. Пытки и истязания преступников считались исключительным случаем.
На суде кочевники нередко давали клятву или присягу. В те времена к словам в принципе относились очень серьезно, а уж солгать во время клятвы вообще считалось чем-то из ряда вон выходящим.
В качестве свидетелей никогда не допускались люди с психическими отклонениями, так называемые «булганган адам» — то есть люди с запятнанной репутацией. К ним причисляли лжецов, извращенцев и прочих недобропорядочных лиц. Также не принимались во внимание показания рабов, несовершеннолетних (подростков до 15 лет) и женщин — за последних могли поручиться родственники мужского рода.
Не давали клятву и знатные персоны, так как в принципе никто не мог сомневаться в правдивости их слов.
«Аксакал давал слово перед Всевышним, перед духами своих предков, было такое событие или нет. Этого было достаточно, никаких пыток не требовалось», — рассказывает профессор Бекбосун Борубашов.
Где-то было принято клясться, 7 раз обходя могилы предков, в некоторых племенах присягали у священного камня, источника или дерева (им чаще всего выступал боярышник).
До наших дней сохранился такой экзотический способ, когда свидетеля сажали в свежевырытую могилу и заставляли говорить правду.
Вы же помните, что за убийство преступник должен был выплатить семье жертвы 300 лошадей? И тогда, и сейчас это колоссальная сумма. Если таких денег у убийцы не было, финансовое бремя взваливали на себя его родственники.
«Если я совершил преступление, то мне нужно заплатить 300 лошадей, а у меня всего три. Остальное выплатят мои родственники, и потом они заставят меня работать, чтобы я восстановил часть их имущества», — отметил профессор Бекбосун Борубашов.
Если даже у рода не хватало скота расплатиться, преступник со своими родными должен был батрачить на семью потерпевшего. Бывали случаи, когда приходилось отдавать детей и братьев в рабство, а дочерей и сестер в жены.
Когда племя видело, что преступник неисправим, к нему могли применить самое страшное наказание кочевников — изгнать из рода. По сути, это было что-то вроде смертной казни.
После того как бии принимали решение, с отверженным уже никто не смел разговаривать, ни один член племени не мог принести ему еду или оказать помощь.
Изгой должен был покинуть родных до конца жизни, вот только она обещала быть короткой: выжить в одиночку в горах или степи практически невозможно. Рано или поздно отшельника одолевали болезни или волки.
При подобных ситуациях семья жертвы могла устроить барымту — то есть набег на село обидчиков.
«Для барымты необходимы определенные условия. Например, нужно было открыто предупредить об этом, также барымта должна была совершаться обязательно днем», — рассказывает профессор Бекбосун Борубашов.
В барымте участвовало все мужское население враждующих родов. Обычно стороны стремились угнать скот, но и убийства неприятелей становились обыденными в такой ситуации. Историки отмечали, что во время барымты угоняли женщин, детей, уничтожали юрты.
Часто с помощью барымты решался вопрос мести. Например, в историю вошло кровавое лето 1867 года, когда крупный манап племени солто Байтик баатыр не поделил невесту со знатным саяком Рыскулбеком из Кетмен-Тюбе. Была развязана барымтовая война, в которой саяки убили многих воинов племени солто.
В итоге конфликт решили с участием знатных феодалов и царского штабс-капитана Мединского. Род солто пересчитал убитых и раненых, саяки были вынуждены уплатить кун скотом и принести очистительную присягу.
В кочевом обществе судьями выступали бии. Обычно они никем формально не избирались. Как правило, это были родственники знатных феодалов. При этом сложно представить, что бий — выходец из знатной семьи — честно защищал права бедняков.
«Все зависело от случая, личных отношений, но не от закона. Таков характер суда биев. Он не гарантирует справедливости и допускает всякое вмешательство», — писал известный русский этнограф XIX века Григорий Загряжский.
Советские ученые также склонялись к тому, что бии — это орудие, которое способствовало угнетению народных масс.
При этом возможности оспорить решение суда биев у людей практически не было. Жалобы на несправедливое решение судьи считались унижением их достоинства, а недовольного могли наказать телесно — тем более, если тот был бедняком.
Народ мог наказать нечестного судью лишь одним способом — перестать к нему обращаться, отмечает кандидат юридических наук Насиба Эшмурадова.
«Стороны могли обратиться к любому бию, к которому пожелают и в чьей справедливости они были уверены. Если судья зарекомендовал себя как несправедливый человек, который выносит нечестные решения, то к нему просто переставали обращаться», — рассказала она.
Да, в XVIII веке в южных регионах Кыргызстана появились суды казиев, которые вершили правосудие по шариату. В основном эта практика продвигалась Кокандским ханством. Казий был не только судьей, но и духовным лицом.
Тем не менее честность и справедливость судов казиев тоже были под вопросом. Современники вспоминали, что казии часто делали знати дорогие подарки — так они могли быть спокойны за свою должность. Хотя жаловаться на них тоже не полагалось, считалось, что это «смертный грех против бога, ибо они творят суд на основании шариата».
Суды казиев были гораздо суровее судов биев. Шариат предусматривал более жестокие наказания — вспомните только, как казнили за супружескую измену! За воровство же отрубали руку, в то время как в кочевом обществе достаточно было уплатить штраф.
«Адат (обычай) — это закон человеческого общества, а шариат — божий закон, и он предусматривает более суровое наказание», — отметил профессор Бекбосун Борубашов.
Суди биев и казиев перестали действовать с приходом советской власти, хотя в регионах кыргызская Фемида действует по сей день. Часто народ решает свои конфликты, обращаясь за помощью не к милиции, а к аксакалам. Вот такими живучими оказались традиции.
Автор
Асель Минбаева
Источники
Издание «Обычное право кыргызов» С. К. Кожоналиева, издание «История государства и права Кыргызской Республики» Б. И. Борубашова, научная статья «Уголовное право кыргызов по нормам адата и шариата» Н. Д. Эшмурадовой, открытые источники
Фото
архив Sputnik, SLUB Dresden / Deutsche Fotothek / Gottfried Merzbacher
Дизайнер
Даниил Сулайманов
Руководитель
Эрнис Алымбаев
Последние изменения в области смертной казни
История смертной казни
В дополнение к законам о смертной казни во многих штатах Правительство также применило смертную казнь к некоторым федеральным правонарушения, такие как убийство государственного служащего, похищение человека в результате в смерти, управлении крупномасштабным предприятием по производству наркотиков и государственной измене. Когда Верховный суд отменил закон штата о смертной казни в деле Фурмана. федеральные законы о смертной казни пострадали от того же конституционного немощи, которые сделали государственные статуты. В результате смертные приговоры в соответствии со старыми федеральными законами о смертной казни не сохранялись.
В 1988 году был принят новый федеральный закон о смертной казни за убийство. в ходе заговора наркобарона. Статут был создан по образцу статуты после Грегга, одобренные Верховным судом. Поскольку его закона, 6 человек были приговорены к смертной казни за нарушение этого закона, хотя ни один не был казнен.
В 1994 году президент Клинтон подписал Закон о борьбе с насильственными преступлениями и Закон о правоприменении, который расширил федеральную смертную казнь примерно до 60 преступлений, 3 из которых не связаны с убийством. Исключения составляют шпионаж, государственная измена и торговля наркотиками в крупных размерах.
Два года спустя, в ответ на взрыв в Оклахома-Сити, президент Клинтон подписала Закон о борьбе с терроризмом и эффективной смертной казни. 1996. Закон, который касается как заключенных штата, так и федеральных заключенных, ограничивает рассмотрение в федеральных судах путем установления более жестких сроков подачи документов, ограничение возможности для слушаний по доказыванию и, как правило, разрешая только одну подачу заявления habeas corpus в федеральный суд. Сторонники смертной казни утверждают, что это упорядочение ускорит процесса смертной казни и значительно снизить ее стоимость, хотя другие опасения, что более быстрое и ограниченное рассмотрение на федеральном уровне может увеличить риск казнить невиновных подсудимых. (Бом, 1999 и Шабас, 1997)
Международное движение за отмену смертной казни
В 1980-х годах международное движение за отмену смертной были составлены и ратифицированы договоры об отмене смертной казни. Протокол №6 Европейской конвенции о правах человека и ее правопреемниках, Межамериканский дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека Право на отмену смертной казни и второе Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических Права, направленные на отмену смертной казни, были созданы с целью сделать отмену смертной казни международной нормой.
Сегодня Совет Европы требует от новых членов взять на себя и ратифицировать Протокол № 6. Фактически это привело к отмене Смертная казнь в Восточной Европе, где смертная казнь сохраняется только в Беларуси. штраф. Например, Украина, ранее один из мировых лидеров в казнях, в настоящее время отменил смертную казнь и был допущен к совет. Парламент ЮАР проголосовал за формальную отмену смертная казнь, которая ранее была признана неконституционной Конституционный суд. Кроме того, президент России Борис Ельцин подписал указ о смягчении смертных приговоров всем осужденным на Смертники в России 19 июня99. (Международная амнистия и Шабас, 1997). В период с 2000 по 2004 год еще семь стран отменили смертная казнь за все преступления, и еще четыре отменили смертную казнь за обычные преступления.
В апреле 1999 года Комиссия ООН по правам человека приняла Резолюцию в поддержку введения моратория на казни во всем мире. Резолюция призывает страны, которые не отменили смертную казнь, ограничить применение смертной казни, в том числе не применять ее к несовершеннолетним правонарушителям и ограничить количество преступлений, за которые она может быть вынесена. Десять стран, включая США, Китай, Пакистан, Руанду и Судан, проголосовали против резолюции. (Нью-Йорк Таймс, 29 апреля./99). Каждый год, начиная с 1997 года, Комиссия ООН по правам человека принимает резолюцию, призывающую страны, не отменившие смертную казнь, ввести мораторий на казни. В апреле 2004 года резолюцию поддержали 76 государств-членов ООН. (Международная амнистия, 2004 г.).
Смертельная инъекция была наиболее распространенным методом казни в современную эпоху смертной казни в Соединенных Штатах. Между возобновлением казней в 1977 г. и 31 августа 2018 г. было казнено 1306 человек (почти 90%) применяли смертельную инъекцию. Когда штаты впервые начали использовать наркотики при казнях, многие сделали это в вера в то, что смертельная инъекция будет более гуманной, чем более жестокая. некоторые методы он заменил: повешение, казнь на электрическом стуле, газ и расстрел. Другой штаты приняли смертельную инъекцию, чтобы избежать юридических оспаривания конституционности их предшествующие методы.
Несмотря на предполагаемую цель государств по обеспечению более гуманного казней, ученые подсчитали, что более 7% казней со смертельными инъекциями в США до 2010 года были неудачными. Начиная с 2011 года, поскольку штаты экспериментировали с новыми наркотиками казни, сообщения о проблематичных казнях заметно увеличилось. В то же время штаты приняли законы, которые не позволяют общественности получать информацию о смертельных инъекционных препаратах и их поставщиках. (Дополнительную информацию см. в отчете DPIC «За кулисами: секретность и смертная казнь в США».)
Источники
Amnesty International, «Список стран, отменивших и сохранивших смертную казнь», отчет ACT 50/01/99, апрель 1999 г.
Д. Бейкер: «Описание и социально-исторический анализ казней женщин в США: 1632 – 1997»; 10(3) Women and Criminal Justice 57 (1999)
Р. Бом, «Поиски смерти: введение в теорию и практику смертной казни в Соединенных Штатах», Anderson Publishing, 1999.
«Смертная казнь в Америка: текущие противоречия», Х. Бедау, редактор, издательство Оксфордского университета, стр. 19.97.
К. О’Ши, «Женщины и смертная казнь в Соединенных Штатах, 1900–1998», Praeger, 1999.
В. Шабас, «Отмена смертной казни в международном праве», Кембриджский университет. Press, второе издание, 1997 г.
«Окончательное решение общества: история и обсуждение смертной казни», Л. Ранда, редактор, University Press of America, 1997 г.
В. Стрейб, «Смертная казнь для женщин-правонарушителей». с января 1973 г. по октябрь 2010 г.», Северный университет Огайо, 2010 г.
Уголовный кодекс Калифорнии 37 PC
Уголовный кодекс Калифорнии 37 PC определяет преступление государственной измены как войну против государства или поддержку его врагов. Как уголовное преступление, государственная измена влечет за собой смертную казнь или пожизненное заключение без возможности условно-досрочного освобождения.
Весь текст кода раздела выглядит следующим образом:
37 . (а) Измена этому государству состоит только в развязывании войны против него, присоединении к его врагам или оказании им помощи и утешения, и может быть совершено только лицами, обязанными верности государству. Наказание за измену должно быть смертная казнь или пожизненное заключение без возможности условно-досрочного освобождения. Штраф определяется в соответствии со статьями 190.3 и 190.4.
(b) На судебном процессе по обвинению в государственной измене подсудимый не может быть осужден, кроме как при показаниях двух свидетелей одного и того же явного действия или при признании в открытом судебном заседании; кроме того, за исключением случаев, предусмотренных в разделах 190.3 и 190.4, не могут быть допущены доказательства открытого действия, прямо не указанного в обвинительном заключении или информации; и подсудимый не может быть осужден, если только одно или несколько явных действий прямо заявлено в нем
Уголовный кодекс Калифорнии 37 PC определяет государственную измену как ситуацию, когда лицо, присягнувшее Калифорнии, либо:
- начинает войну против Калифорнии;
- поддерживает врагов Калифорнии; или
- дает помощь и утешение врагам Калифорнии.
Пример : Джон работает на ЦРУ. Чтобы подзаработать, он продает в Россию государственные секреты. Если его поймают, его могут привлечь к ответственности за государственную измену, даже если Россия никогда не использует эту информацию против США
Подсудимые, находящиеся под судом по государственной измене , не могут быть осуждены, если:
- не менее двух свидетелей свидетельствуют об одном и том же явном акте государственной измены; или
- подсудимый признается в государственной измене в открытом судебном заседании.
Обратите внимание, что суд не может принять какие-либо доказательства явных актов государственной измены, которые не были прямо указаны в информации ответчика или в обвинительном заключении.
Кроме того, подсудимый не может быть осужден, если информация или обвинительный акт прямо заявляет об одном или нескольких явных актах государственной измены.