Защита прав детей-сирот. Помощь государства, социальные гарантии
Рассмотрим некоторые аспекты защиты прав детей-сирот на законодательном уровне.
Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав.
Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам?
Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.
На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами:
Основополагающие права детей-сирот закреплены в Конституции РФ.
Кого принято считать сиротами
Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.
Дети-сироты – это категория граждан, не достигших совершеннолетия, которые лишены родительской заботы по причине смерти последних.
При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях.
Причин для этого может быть несколько:
- принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
- пропажа без вести;
- наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
- тюремное заключение;
- полная или частичная недееспособность;
- нахождение под следствием;
- осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.
Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка.
Он обязан выплачивать алименты до достижения ребенком совершеннолетия.
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий.
Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.
В сфере образования
Законом РФ №159-ФЗ предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. При этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.
Каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:
- Бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. Обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.
- Получение второго средне-специального образования.
- Использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. При этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
- Бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
- Компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. Воспользоваться таким правом студент может один раз в год. При этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
- Получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. Исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.
Кроме того, ученикам положена денежная помощь равная размеру стипендии за 3 месяца.
Она предназначается для приобретения канцелярии и методических материалов, необходимых в течение учебного года. За время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.
Если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение. Которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. При этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.
Если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.
В медицинской сфере
Дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. Будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. Подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.
Кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. Причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.
Защита права на трудовую деятельность
Для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. Размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. Но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.
При обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.
Если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.
Жилищные социальные гарантии
Право на жилье сохраняется за гражданином, категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.
Если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.
Если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. В этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.
После прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.
Право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать.
Например:
- если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам,
- или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку,
- или лица с тяжелыми заболеваниями.
Помощь детям, оставшимся без попечения родителей
К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних. За работой должностных лиц следят органы прокуратуры, проводя систематические проверки.
Несовершеннолетний гражданин, оставшийся без родителей, в обязательном порядке должен получить официальный статус.
Для этого есть 2 весомые причины:
- Возможность получения социальных льгот и государственных гарантий. Если ребенок, по факту давно лишившийся родителей, не получит соответствующий статус, то он не сможет претендовать на государственное жилье при достижении 18-летнего возраста. Поэтому органы опеки обязаны позаботиться о документальном оформлении сиротства в минимальные сроки.
- Исключение претензий со стороны нерадивых родителей в будущем. Бывает так, что родители не участвовали в воспитании, злоупотребляли алкоголем или наркотиками, а потом в старости требовали от взрослых и успешных детей плату на содержание. Официальный статус поможет избежать такой ситуации.
Помочь оформить официальный статус сироты обязаны органы опеки.
Для этого нужно обратиться в суд с пакетом доказательств неблагонадежности родителей. Инициатором заявления могут выступать сами органы опеки, родственники, сотрудники социальных или медицинских учреждений.
После наступления 14-ти лет юный гражданин сам может выступить с ходатайством о лишении родителей прав в его отношении.
Льготы и пособия
Как только органы исполнительной власти получают данные о сиротстве подопечного, они должны принять меры для дальнейшего устройства. А также обратиться в МФЦ и ПФР для получения льгот и пособий.
Дети, лишившиеся родителей, имеют право на получение социальных выплат. Если умершие родители имели трудовой стаж, то ребенку положена пенсия, состоящая из двух частей: фиксированной и расчетной (исходя из размера зарплаты и стажа умершего родственника). Если при жизни родитель не наработал необходимого стажа, то ребенок получает выплату по утере кормильца. Такая пенсия выплачивается до 18 лет или до конца обучения в образовательном учреждении независимо от типа и формы собственности. Максимальный возраст, для которого предусмотрена выплата пособий, – 23 года.
Виды социальной помощи детям-сиротам
Кроме перечисленных мер социальной поддержки детей, государством предусмотрены специальные программы помощи таким категориям граждан.
Существует 2 направления государственной помощи детям-сиротам:
- Материальная помощь — предоставление места проживания в интернате, одежда, питание, право бесплатного проезда в городском транспорте. После выпуска из социального учреждения сиротам предоставляется жилье.
- Нематериальная помощь – обеспечение прав, предусмотренных законодательством: право на обучение, медицинское обслуживание, право на труд.
Такая поддержка со стороны государства позволит человеку со статусом сироты получить должное образование, найти работу и прочно стать на ноги.
Устройство детей без родителей
Главное право детей, оставшихся без попечения родителей, – право на жизнь и воспитание в семье. Поэтому приоритетным действием органов опеки является устройство в новую семью.
Государством предусмотрена программа определения дальнейшей судьбы детей, лишившихся родительского попечения. Существует несколько форм устройства несовершеннолетних граждан: опека и попечительство, приемная семья, усыновление.
Опека и попечительство – обязанность уполномоченного лица заботиться о ребенке, оставшегося без родителей, а также защищать его интересы.
Опекуном может стать любой человек, достигший совершеннолетия, отвечающий таким требованиям:
- наличие собственной жилплощади, пригодной для проживания детей;
- адекватность, дееспособность;
- хорошее состояние здоровье;
- отсутствие в прошлом историй, связанных с лишением или ограничением родительских прав.
Над детьми, которые не достигли 14 лет, устанавливается опека, для детей в возрасте от 14-18 лет предусмотрено назначение попечительства.
Приемная семья – супружеская пара или отдельные граждане, которые согласны принять на воспитание ребенка. Чтобы заботиться о нем, воспитывать и защищать его законные интересы.
Для определения ребенка в приемную семью заключается договор между органами опеки и гражданином, изъявившим желание взять на себя ответственность за воспитание.
Формы устройства детей оставшихся без попечения
Если найти подходящую семью не удалось, то следующим шагом по улучшению жизни подопечного становится устройство в учреждение, которое придерживается семейных ценностей в своем внутреннем укладе.
Дети направляются в специализированное учреждение, в котором они смогут жить, имея нормальное питание и образование.
Существует несколько видов социальных учреждений для сирот:
- интернаты;
- приюты;
- реабилитационные центры;
- детские дома.
Выбор конкретного заведения зависит от состояния здоровья, физической подготовки и способностей ребенка.
Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей
Органы опеки несут ответственность за обеспечение прав детей-сирот или детей, оставшихся без попечения. Они контролируют условия жизни подопечных с момента регистрации статуса до достижения ими 23-летия.
К числу обязанностей органов опеки и попечительства относится 4 основные функции:
- обнаружение и регистрация детей, оставшихся без попечения;
- выбор формы устройства детей в зависимости от ситуации, вследствие которой они лишились родительской опеки;
- поиск и адаптация лиц, согласившихся стать опекунами;
- последующий контроль условий проживания, воспитания и образования.
Сотрудники органов опеки призваны сделать все, чтобы спасти подопечного из трудной жизненной ситуации и обеспечить ему нормальное существование в обществе.
Судебная защита прав детей-сирот
В жизни несовершеннолетнего гражданина, лишенного попечения, могут возникнуть разные обстоятельства, при которых защитить его права можно, только обратившись в суд.
Например: взыскание алиментов, отстаивание прав на жилье или другое имущество.
Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, существует определенная процедура обращения в суд.
При этом инициатором обращения может стать как сам ребенок (если он достиг 14-летия), так и его законные представители. Истец не обязан выплачивать судебные издержки – рассмотрение дела проводится на безвозмездной основе.
При обращении в суд, гражданину могут быть оказаны такие услуги:
- Консультация, устные и письменные ответы на вопросы юридического характера;
- помощь в составлении юридических документов: заявлений, жалоб, ходатайств;
- представление законных интересов истца в судебных инстанциях.
Разлука с отцом и матерью – всегда трагедия для маленького человечка и общества в целом. И причин для этого может быть множество – смерть родителей, безответственность, халатность, жестокое обращение.
Независимо от причин произошедшего государство разработало обширную программу для обеспечения прав и интересов сирот, как незащищенной категории населения.
Благодаря усилиям органам опеки каждому подопечному предоставляется право проживания в новой семье или социальном учреждении, право на полное государственное обеспечение, а также материальные и нематериальные льготы, которые позволяют получить достойное образование и работу.
Ст 121 СК РФ с комментариями и изменениями на 2019
Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка.
Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом установить в законе. Статья 121 СК определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.
Другие причины утраты родительского попечения — следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда, такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).
Наиболее острой формой проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребенок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещен родителями на время. Нежелание взять ребенка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребенка. Основанием же для лишения родительских прав является отказ забрать ребенка без уважительных к тому причин.
Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребенке со стороны его родителей. Отсутствие в СК ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребенок растет в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребенке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощенные положением ребенка-беженца, временного переселенца.
При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 СК, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченных государством на ее осуществление.
Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отсчета нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.
В случае, когда возникает проблема в определении степени заботы родителей о своем ребенке, которая может быть большей и меньшей, для утраты родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома — неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.
Причин утраты родительского попечения много, они подразделяются на объективные и субъективные. Если речь идет о здравствующих родителях, они не отличаются определенностью: родители не хотят заботиться о своих детях, или они не могут этого сделать. В первом случае кроме мер, связанных с устройством ребенка, требуется применение к родителям мер ответственности. Во втором случае причины утраты родительского попечения чаще всего оцениваются как уважительные.
Следует иметь в виду, что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать в больнице — отец в местах лишения свободы, отец лишен родительских прав — мать, бросив ребенка, уехала в неизвестном направлении и т.п.
Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.
Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается Кодексом на органы опеки и попечительства и включает следующие обязанности: выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учет; устройство таких детей; осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
Указанная деятельность является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на ее осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей.
Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрации), осуществляя возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству, являются теми самыми органами опеки и попечительства. Это особая их функция, выходящая за рамки осуществления им полномочий по решению вопросов местного значения, которая в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в СК. Полномочия органов местного самоуправления по установлению опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в том числе несовершеннолетних) определены также в ГК РФ.
Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Защита прав детей оставшихся без попечения родителей
Энциклопедия МИП » Семейное право » Опека и усыновление » Защита прав детей оставшихся без попечения родителейЗащита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.
Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей. Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.
Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.
Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей
Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.
В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.
Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.
Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:
- Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
- Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.
Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.
Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:
- Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
- Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
- Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
- Родители находятся в местах лишения свободы;
- Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
- Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
- Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
- Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.
Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.
Права детей, оставшихся без попечения родителей
Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:
- Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
- Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
- Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.
Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:
- Финансовое содержание и материальное обеспечение.
- Правильное воспитание.
- Полноценное образование.
- Всестороннее развитие.
- Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
- Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
- Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
- Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
- Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой.
Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.
Органы опеки и попечительства
Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки. Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой. Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:
- В процессе судебного разбирательства;
- Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.
Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:
- Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
- Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
- Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
- Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
- Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
- Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
- Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.
Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.Ст. 121 СК РФ. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
См. все связанные документы >>>
1 — 2. В ст. 121 СК РФ установлены институциональные основы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Комментируемая статья определяет центральное правовое средство указанной защиты — это органы опеки и попечительства. На отмеченные органы возлагается обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей в тех случаях, когда несовершеннолетние остаются без попечения родителей. Отмеченные случаи в форме открытого перечня перечислены в п. 1 ст. 121 СК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом не допускается деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ). Обычно применительно к несовершеннолетним это органы, осуществляющие управление в сфере образования (министерство образования соответствующего субъекта РФ и др.). Законами субъектов РФ государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления. Правовые основы организации и деятельности органов опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, закрепляются законами субъектов РФ, СК РФ, ГК РФ, а также Законом об опеке.
Полномочия органа опеки и попечительства в отношении конкретного подопечного возлагаются на тот орган, который установил над ним опеку или попечительство, а при перемене места жительства подопечного эти полномочия возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в соответствии с Законом об опеке (ст. 34 ГК, ст. 9 Закона об опеке).
В связи с опекой и попечительством основными функциями (полномочиями) органов опеки и попечительства являются (ст. 8 Закона об опеке): выявление детей, оставшихся без родительского попечения, подбор и назначение опекунов или попечителей, осуществление надзора за деятельностью названных лиц и др. По сути дела, эти функции и составляют основу юридической процедуры организации и осуществления опеки и попечительства. Названные полномочия в целом нужно подразделить на следующие: информационные (по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей), контрольные (предварительный контроль за назначением опекуна или попечителя, последующий контроль за осуществлением названными лицами своих обязанностей) и другие (в случаях, предусмотренных законом, — функции опекуна или попечителя и прочее).
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона об опеке, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, ряд полномочий органов опеки и попечительства (по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах), могут выполнять отдельные юридические лица: образовательные и медицинские организации и др.
Защита прав детей оставшихся без попечения родителей
Главное управление образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» | ||
Заведующий ПЦК социогуманитарных дисциплин С.В.Щербакова _________________ (подпись) « » 2017 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по учебной дисциплине Право
на тему: «Защита детей оставшихся без попечения родителей»
_______________________(подпись обучающегося)
Лебская Н.С.
Специальность
43.02.02 Парикмахерское искусство
Группа ПР-1611
« » 2017 г.
Руководитель индивидуального проекта: ________
Е.О. Легкая
«__» ____ 2017 г.
Работа защищена :
« » 2017 г.
Оценка _______________
Барнаул 2017
Утверждаю
Зам. директора по УМР
______ И.Б. Дедяева
«___» ____________2017г
Рассмотрено на заседании
ПЦК социогуманитарных дисциплин
Зав. ПЦК С.В. Щербаков
«____»______________2017 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………
Теоретическая часть………………………………………………..
Практическая часть…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………
Введение
Актуальность исследования
Актуальность темы заключается в стремительном росте детей-сирот и отсутствие эффективных моделей их социальной защиты. Социальная зашита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня- это актуальнейшая из проблем современной действительности.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них — сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.
Целью исследования является изучение комплекса явлений, процессов связанных с проблемой защиты правд детей оставшихся без попечения родителей. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
— Изучить, проанализировать и систематизировать информационные источники по проблеме;
— углубить и расширить знания о защите прав детей оставшихся без попечения родителей;
— провести социологический опрос.
Объектом исследования выступают различные группы населения, имеющие непосредственное отношение к детям, взятым на попечение.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с детьми, взятыми на попечение или находящихся в детском доме.
Методы исследования: теоретические – изучение литературы, интернет-ресурсов, соответствующих теме; практические – изучение общественного мнения, анализ статистических данных
Основная часть
Теоретическая часть
Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.
По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделил детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особую категорию нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Из специальных нормативных правовых актов, предусматривающих социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».Положения федерального законодательства предоставляют право органам государственной власти субъектов Российской Федерации регулировать сферу социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках своей компетенции со строгим соблюдением требований Конституции Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пользуясь предоставленными правами, последние принимают законы и иные нормативные правовые акты по различным аспектам регулирования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За субъектами Российской Федерации закреплено право определять вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации).
Дополнительные гарантии права на образование
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.1
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов профессиональных образовательных организаций на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации2
Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.3
При предоставлении обучающимся — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, содействует организации их лечения.4
При предоставлении обучающимся — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, содействует организации их лечения.5
Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, и осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.6
2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.7
Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».8
Таким образом, основными причинами, способствующими широкому распространению сиротства, являются: социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, слабость нравственных устоев многих семей, рост числа детей, рождающихся вне брака, высокий удельный вес неполных семей. Государственная политика по отношению к детям-сиротам направлена, прежде всего, на улучшение их социализации, материального обеспечения, условий для воспитания, обучения и жизнеустройства.
Практическая часть
Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования среди студентов «Алтайской академии гостеприимства», позволяет сделать вывод о детях, оставшихся без попечения родителей. Необходимо отметить, что дети все чаще и чаще попадают в детский дом по причине: гибели родителей, отказа от ребенка, лишение родительских прав.
Таким образом, можно сделать вывод, что 65% считают, что дети чаще всего попадают в детский дом из-за гибели родителей, все остальные 35% ответили, что из-за лишения родительских прав.
Диаграмма 1: Как вы думаете, по какой причине дети чаще всего попадают в детские дома?
Диаграмма 2: Как, по вашему мнении государство помогает детям оставшимся без родительского попечения?
Из этого вопроса можно сделать вывод, что 78% считают, что государство помогает детям оставшимся без попечения родителей обеспечивая их жильем, едой, обучением и медицинской помощью, 22% считают, что государство помогает пособиями , но ни один человек не отметил льготы.
Диаграмма 3: Смогли бы вы взять ребенка из детского дома?
21% смогли бы взять себе ребенка на попечение, 1% не стали бы брать ребенка на попечение, а 72% не смогли точно ответить на этот вопрос.
Диаграмма 4: Обеспечены ли дети жильем, достигая 18 лет?
Следуя по ответам, можно сделать вывод, что половина ответивших считают, что большинство детей достигшие 18лет получают жилье, 36% считают, что все дети обеспечены жильем и 14%думают, что жилье получают меньшее количество детей.
Диаграмма 5: Как вы думаете хватает ли денег детям, которые им начисляются во время нахождения в детском доме?
Больше половины опрошенных 71% считают, что детям не хватает тех денег которые им начисляются, а 29 % думают иначе, по их мнению детям хватает денег, которые им начисляются.
Таким образом, основными причинами, способствующими широкому распространению сиротства, являются: социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, слабость нравственных устоев многих семей, рост числа детей, рождающихся вне брака, высокий удельный вес неполных семей. Государственная политика по отношению к детям-сиротам направлена, прежде всего, на улучшение их социализации, материального обеспечения, условий для воспитания, обучения и жизнеустройства.
Заключение
Проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях детского дома очень обширны. Актуальной является социальная защита детей-сирот в школах интернатах.
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.
Список литературы
Антольская М.В. Курс лекций по семейному праву. — М.: Юристъ, 2010—234 с.
Нормативно – правовые акты
1.Гражданский Кодекс Российской Федерации. – М.: «ЭКСМО», 2004
Конвенция ООН «О правах ребенка». – М.: Класс, 1989
Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993
Конституция Российской Федерации. М., 1997 г.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(№159-ФЗ от21.12.96 г.).
Интернет – ресурсы
Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) академический отпуск детей-сирот [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?1646176.htm, свободный, 27.12.2016
Федеральным законом от 21.11.2011 N 326-ФЗ) Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение сирот [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?16468766.htm, свободный, 27.12.2016
Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ) subsidii.net Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение сирот [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?1646836.htm, свободный, 27.12.2016
1 ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?16461768htm, свободный, 27.12.2016.
2 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?1646176.htm, свободный, 27.12.2016
3 ФЗ от 02.07.2013 N 185-ФЗ выпускники дети-сироты [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?1646163.htm, свободный, 27.12.2016
4 (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) академический отпуск детей-сирот [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?1646176.htm, свободный, 27.12.2016
5 (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение сирот [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?1646836.htm, свободный, 27.12.2016
6 (в ред.Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ) subsidii.net Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение сирот [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?1646836.htm, свободный, 27.12.2016
7 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение сирот [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?1646836.htm, свободный, 27.12.2016
8 часть вторая введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 326-ФЗ) Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение сирот [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://duma.consultant.ru/page.aspx?16468766.htm, свободный, 27.12.2016
Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей — с изменениями, проверено 19.03.2020 — Семейный кодекс — Кодексы Российской Федерации
Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
защита прав детей оставшихся без попечения родителей
Проблема юридического обеспечения прав детей оставшихся без попечения родителей возникла не сегодня.
Она относится к категории «вечных вопросов», которые всегда будут возникать перед обществом в обозримом будущем.
Ребенок может остаться сиротой при самых разных обстоятельствах: вследствие преждевременной смерти родителей, наличия у родителей тяжелых заболеваний и невозможности исполнения ими родительских обязанностей в необходимом объеме, лишения взрослых родительских прав, а также в результате каких-то иных причин.
Защита прав детей сирот организована в России в большом объеме. Права сирот зафиксированы в Конституции Российской Федерации, прописаны в семейном, гражданском и жилищном кодексах, они определяются федеральными законами и отражены во многих указах президента.
Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:
+7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область
+7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 350-32-81 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!
Ниже мы рассмотрим права детей сирот и способы их обеспечения.
Права детей сирот в РФ
Российским законодательством определены две категории лиц, не достигших к моменту лишения родителей совершеннолетия, которым требуется государственная помощь:
- Первая категория – это несовершеннолетние, ставшие сиротами из-за кончины их родителей (или одного единственного родителя).
- Вторая категория – это несовершеннолетние, оказавшиеся без надлежащего попечения. Это бывает следствием ущемления родителей в правах, либо их недееспособности (например, родители не в состоянии полноценно выполнять свои обязанности по причине болезни), либо отбывания наказания в местах заключения.
Конкретные примеры уклонения взрослых от исполнения своих обязанностей широко известны и являются предметом общественной дискуссии.
Пьянство, наркомания, асоциальный образ жизни отца и матери, отказ родителей забирать детей из роддома или из медицинского учреждения – все это может стать причиной сиротства.Во всех этих обстоятельствах защиту потерпевшего берет на себя госаппарат. К основным инструментам обеспечения данной социальной ответственности относятся органы социальной защиты, опеки и попечительства, спец уполномоченные по правам детей и комиссии по решению проблем несовершеннолетних.
Весь комплекс действий, проводимых этими инстанциями, гарантирует защиту прав опекаемого.
Примерный перечень действий осуществляемых органами опеки и попечительства:
- Сбор статистических данных о несовершеннолетних, по какой-то причине оказавшихся без попечения.
- Выбор формата решения проблем опекаемых, с учетом всех привходящих обстоятельств.
- Выявление лиц, готовых принять на себя обязанности по дальнейшему обеспечению и воспитанию несовершеннолетних сирот.
- Осуществление надзора над условиями воспитания, получением образования и достаточного материального обеспечения детей, оказавшихся без присмотра родителей.
- Профилактика ненадлежащего обращения с детьми и подростками.
- Подача документов на усыновление в суд.
- Защита прав несовершеннолетних, оказавшихся без присмотра родителей, предусмотренными законом способами.
- Назначение конкретных сумм денежного содержания по результатам рассмотрения конкретных обстоятельств сироты.
- Осуществление патронажного контроля над условиями жизни подопечного в приемных семьях.
- Участие в судебных заседаниях соответствующего характера.
- Разрешают или нет отдельное проживание подопечного.
После выяснения всех обстоятельств сиротства, к пострадавшему, как правило, назначается опекун. И дальнейшая защита прав детей без попечения родителей перекладывается на его плечи.
Опекуном может оказаться любой совершеннолетний человек, не лишавшийся ранее родительских прав, не лишенный прежде прав попечителя, с нормальным здоровьем и с наличием постоянного жилья достаточной площади, удовлетворяющего всем положенным санитарным нормам.Главное, неотъемлемое право каждого ребенка – воспитываться в семье.
И, хотя существует множество форм обустройства несовершеннолетних сирот, первое, что предпринимает государство в случае потери родителей – пытается найти для них другую семью.
Если это не удается, то в качестве места пребывания сироты выбирается учреждение исповедующее принцип семейности.
Нужно знать, что лишение кого-либо родительских прав вовсе не означает снятие обязательств по материальному обеспечению несовершеннолетнего гражданина. В любом случае он должен выплачивать алименты в определяемом законодательством размере.
Как защитить права сирот
Конкретная процедура обеспечения прав детей сирот сводится к обращению в суд либо самого ребенка, которому нужна помощь, либо его опекунов или дальних родственников. Соответствующее дело возбуждается при содействии прокурора.
Защита в суде прав детей оставшихся без попечения родителей проводится на безвозмездной основе, никаких платежей истцом не вносится. Это гарантируется федеральным законом о бесплатном юридическом обеспечении определенных категорий граждан.
Лица, которым еще не исполнилось 14 лет, участвуют в процессе не самостоятельно, а через своих взрослых представителей.
Основания для обращения в судебную инстанцию
В качестве основания для обращения в судебную инстанцию может быть одно из следующих обстоятельств:
- Получение алиментов на содержание приемного ребенка (право на содержание).
- Отстаивание прав на жилье, причитающееся несовершеннолетнему. До достижения 14 лет передача жилья в собственность опекаемого может состояться лишь по просьбе опекунов или же приемных родителей. По достижении этого возраста он обладает правом требовать жилье самостоятельно.
- Отстаивание прав на прочее имущество опекаемого. Это может быть имущество, подаренное ребенку, приобретенное им за собственные деньги или какие-либо доходы.
Права ребенка оставшегося без попечения родителей и, как частный случай, права детей сирот на получение жилья следует отстаивать лишь после того, как будут четко сформулированы цели искового заявления.
Можно и не прибегать к суду, если достигнуто обоюдное согласие, например, по поводу уплаты алиментов.
Заключение
Права детей сирот вообще и права детей сирот на жилье защищены государством в полном объеме. Поэтому пасовать перед трудными обстоятельствами не стоит.
Своевременное обращение в суд поможет взыскать алименты, добиться получения жилья или возвращения материальных ценностей.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!