Церковный развод после венчания: Если венчанные разводятся

Содержание

Развод по-христиански? / Православие.Ru

В Евангелии от Матфея есть строки, о которые сегодня больно ушибаются многие: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф.19, 3-11).

Итак, если даже учеников Христа испугало Его бескомпромиссное отношение к браку, что уж говорить про современных читателей Нового Завета! Они и впрямь «не вмещают». Запрет на развод кажется жестоким. Житейский опыт усиливает сомнения: разве не бывает так, что дальнейшее пребывание в браке невыносимо и невозможно? Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия» на ТВЦ, ищет, по сути, ответ на вопрос: как современному человеку принять и исполнить Евангелие?

И ненормальное нормально…

Фото Артема Коренюка
Фото Артема Коренюка
Иногда сравнивают современное отношение к браку с тем, которое было относительно недавно, например 100–150 лет назад, и удивляются переменам, произошедшим во взглядах людей. Чем же они вызваны? Причина их в том, что в общественном сознании брак перестал быть абсолютной ценностью. За время советской власти, да и вследствие так называемых революций и войн — экономических, сексуальных, информационных — само сознание человечества очень сильно изменилось, можно сказать, что оно разрушилось за этот период. Многие незыблемые и адекватно воспринимаемые понятия были в связи с этим переоценены, в том числе и понятия брака и семьи. То, что в XIX веке никому и в голову не могло прийти, что было табуировано сознанием, сейчас принимается легко и естественно. Человек свободно идет туда, где раньше полагался предел — прежде всего Евангелием. Сегодня люди приходят в Церковь с сознанием, воспитанным страшным ХХ веком, и это сознание превратилось уже в подсознание. На определенных этапах оно становится двигательной силой, вытесняя христианское мироощущение, уже открывшееся человеку, но еще не захватившее его полностью, не сделавшее его своим.

Отношение к браку, семье зависит от времени и социальных установок. Есть какие-то вещи, которые сознанием человек воспринимает как «возможность» или «невозможность». Например, сейчас возможно думать о том, что если первый брак неудачен, то не возбраняются новые попытки создания семьи. Или допускается иметь отношения с кем-то на стороне. Современное сознание воспринимает это как норму. В прежние века это воспринималось как отклонение от нормы, и хотя романтизация подобных отклонений в литературе сделала свое черное дело, взаимоотношения не были настолько свободными и люди не были так готовы к романам вне брака, как сейчас. Кроме того, вступающие в брак в большинстве своем были целомудренны и не имели опыта любовных приключений, что очень много значит.

Не хочу преувеличивать, говоря, что до революции все было так хорошо — сплошное благочестие, а сейчас времена такие плохие: если бы это было так, тогда бы мы до сих пор жили «до революции». Понятно, что не все было хорошо, а многое было совсем плохо, но, однако же, сознание людей отличалось от сегодняшнего.

Люди были более ответственны за свои поступки и более, я бы сказал, трезвенны: они с самого начала понимали, что такое супружество, и имели вполне реалистичный, немечтательный взгляд на своего избранника. Например, познакомили родители молодых людей друг с другом: «Приглянулся он тебе? — Да вроде симпатичный…». «А тебе? — Да вроде ничего…». И начинается более близкое узнавание: они пьют чай в присутствии родителей, ходят на прогулки вместе, общаются друг с другом, осторожно друг друга узнают. Ко дню венчания и он, и она уже имеют представление: с кем придется строить дальнейшую совместную жизнь. И не было ни романтики, ни страсти, ни мечтательства, которые так часто встречаются у нашей православной (да и не только) молодежи. Было четкое понимание ответственности и долга: я как муж должен буду делать для своей избранницы то и то, должен буду уважать ее и заботиться о ней. И жена знала: я должна быть с мужем ласковой и внимательной, должна заботиться о детях — быть «доброй супругой и добродетельной матерью». Взаимоотношения основывались, прежде всего, на уважении, симпатии и трезвом понимании, что это — на всю жизнь. А если так, значит, обоим надо стараться делать все, чтобы благополучно созидать семью. Сейчас у подавляющего большинства молодых людей вместо подобного мировосприятия — туман в голове, ни на чем не основанная мечтательность и инфантильность.

Расторгнуть нельзя. Только разрушить

В каких случаях допускается развод? Многие относятся к разводу именно с точки зрения причинности, повторяя вопрос фарисеев: по какой причине человеку можно разводиться? (ср.: Мф. 19, 3; Мк. 10, 2). А Христос отвечает, что нет таких причин, и только по жестокосердию вашему Моисей заповедал давать разводное письмо (ср.: Мф. 19, 8; Мк. 10, 5). Поэтому когда мы будем говорить о причинах развода, то вернемся к этому самому жестокосердию, или нежеланию, или невозможности, или неимению сил человеку нести свой крест до конца. По сути своей природа брака такова: его нельзя расторгнуть, его можно только разрушить.

Посему канонических причин, которые допускали бы развод, нет: развод недопустим в принципе! Христос говорит в Евангелии, что никто не может отказаться от своей жены, если только по причине прелюбодеяния (см.: Мф. 19, 9; Мк. 10, 11, 12). Но это не столько допуск к разводу, сколько констатация разрушенной любви, разрушенной семьи, невозможности сохранять то, чего уже нет. Потому что супружеская измена — это та убийственная сила, которая может все уничтожить. Это то, о чем Христос говорит как о наиболее весомом обстоятельстве, которое может разбить любовь, а значит, и семью до основания, когда от нее уже ничего не остается. И тогда пострадавшая сторона может отпустить вторую половину, так как между ними уже нет того, что их может связывать. Даже насилие в семье — не причина развода, а свидетельство того, что брака как такового уже давно нет.

Хотя, конечно, известны случаи, когда даже супружеская измена не приводит к разводу; брак сохраняется, несмотря на такое тяжелейшее испытание грехом. И покаяние человека — с одной стороны, прощение — с другой могут восстановить уже, казалось бы, сломанные отношения. Это говорит о том, что и прелюбодеяние не всегда повод к тому, чтобы расставаться.

Можно сказать, что все, приведенное в канонах или обозначенное Синодальными решениями (за последнее столетие), фиксирует не столько процедуру развода, сколько распад самого брака, его несостоятельность. А вот причиной распада может быть перечисленное там, например: все то же прелюбодеяние, детоубийство во чреве матери, алкоголизм или наркомания одного из супругов, скрытое сумасшествие — когда человек знает, что он психически болен, но скрывает это, обманывая того, с кем собирается вступить в брак.

Болезни века

Самая большая проблема нашего времени — проблема психических повреждений, причем в разной степени: заметных, малозаметных, воспринимаемых просто как форма поведения, даже поведения религиозного. Смещение целых пластов общественного сознания, происшедшее за последнее столетие, повредили очень многих людей,— тех, которых раньше общество держало в состоянии более-менее стабильном и адекватном.

Фото Ю. Ракиной
Фото Ю. Ракиной
Например, гомосексуализм. Люди, которые были подвержены психологически или генетически к этому поведению, существовали всегда. Не следует рассматривать это как банальную человеческую развращенность. Гомосексуализм — такое же повреждение человеческой природы, как и всякое иное,— например, психическое заболевание, физическое недомогание и другое нездоровье, которое несет в себе мир, поврежденный грехом. Но то сознание общества и те табу, которые оно в течение веков так мудро созидало, хранили людей с поврежденной сексуальностью. Они о себе этого и знать не знали, и думать не думали, и всякую подобную мысль они убивали в самом зародыше, как невозможную, невыносимую, страшную, потому они жили адекватно законам общества и вере. И даже семьи имели, и детей рожали, и все было хорошо. Этих людей стало очень много после того, как были сорваны замки, удерживающие стихию страстей. Человек не в силах справиться с бурным разрушающим потоком, его сознание не может удержаться. Человеку постоянно внушают: ты — нормальный, ты имеешь право быть таким, какой ты есть, поступать так, как тебе хочется. Человек, проникшись такими внушениями, вступает в ложную борьбу за самого себя. За самоидентичность, как ему представляется. Тем более он действительно чувствует, что он «другой». А он такой не потому, что он особенный, просто пласты сознания у него взрыты, и глубинное повреждение вылезло наружу. И теперь он уже ничего с собой сделать не может. И это фактически самоуничтожение. То же самое можно сказать и о любых других психических повреждениях. Если натура человека подвержена страстям, и он будет смотреть по телевизору все то, что на эти страсти, собственно, и рассчитано, многое, что было до той поры заторможено, загашено семьей, общением, работой, выйдет наружу. Манипуляции массовым сознанием, которые происходили и происходят, породили различные психические повреждения, депрессии, истерии, всевозможные садомазохистские проявления. Такие душевнобольные ищут для себя некий социум, который бы реагировал, откликался на их болезненное состояние. Например, они составляют внутри Церкви собственные коллективы, маскируя свои психические повреждения под религиозное сознание. Да сейчас при каждом храме надо создавать психотерапевтический кабинет! Душевнобольные приходят в Церковь в большом количестве, но не потому, что они ищут Христа, не потому, что они верующие, а потому, что им нужно общество, адекватное их психическому повреждению, где они будут играть в смирение, в покаяние или во что-либо еще, называя это духовным.

Бурное развитие тоталитарных сект стало возможным только благодаря появлению в огромном количестве садомазохистов. Ведь они нуждаются в подобных организациях. Мазохисту нужен жесткий лидер, который всячески уничтожал бы его и унижал. А человеку с садистическими наклонностями нужен тот, кого он мог бы давить, над кем он мог бы издеваться. И они друг друга находят… К сожалению, это и в Церкви существует, и в огромных количествах, просто мы не умеем трезво на это взглянуть, честно назвать все своими именами. Меж тем понять, с чем мы имеем дело, просто необходимо. Тем более что и в семье мы тоже можем столкнуться с подобными вещами. Поэтому священнику необходимо знать, какие бывают патологии, как устроена человеческая психика. Для этого нужно, чтобы в семинариях были прочитаны серьезнейшие курсы по психологии и психиатрии. Да еще и каждый священник сам должен быть серьезно проверен на этот счет.

Была без радости любовь…

Но все-таки в большинстве своем браки рушатся не по таким серьезным и явным причинам, а по обыденным и бытовым, причем как невенчанные, так и венчанные. Подчас просто от того, что людям скучно друг с другом. Потому что они или изначально не были близкими, или не сумели сохранить любовь. Современное сознание успокаивает разводящихся супругов: «Никто не виноват, просто вы не сошлись характерами» и т. д. Но когда исчезает любовь — люди ответственны за это. Ведь сама по себе она не умирает. Просто ее не берегут, и она не сохраняется. А любовь надо поддерживать, как огонь, в который кладут дрова, чтобы он не потух.

Давайте вспомним слова апостола Павла о любви, а соответственно, о семье, потому что она на любви должна строиться. Там написано: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). К сожалению, это те свойства любви и супружества, которые мало кому сейчас доступны.

Долготерпит, не раздражается — когда теряются эти свойства любви, то что угодно может произойти с браком. Любовь не ищет своего, а в браке люди часто ищут именно своего: дай, принеси, приготовь, почему не так постирала, почему не то сделала. Или: почему так мало денег принес, почему ты делаешь то и не делаешь это, почему ты мне не помог. И начинается дележка: кто кому должен. Когда вопрос ставится: ты должен мне, а не наоборот: я всегда должен тебе, тогда и уходит любовь. Тогда люди стремятся расстаться и начать все заново с кем-то другим.

Что Церковь может сделать, чтобы предотвратить такие браки без любви? Надо создать, причем законодательно (как обязательное для исполнения в каждом приходе), своего рода «защитное поле для брака» — испытательный срок до венчания, некую катехизацию, чтобы людей к браку подготовить, дать им возможность и время присмотреться друг к другу, пройти определенный путь в Церкви через общую молитву, участие в богослужении. Тогда многие браки и не состоялись бы. У меня в приходе было несколько таких случаев: люди симпатичные, очень верующие, нравятся друг другу, желают вступить в брак. Говоришь им: «Хорошо, давайте так: помолитесь, походите друг к другу в гости, поезжайте вместе в паломничество…». Смотришь, а через три-четыре месяца они «остаются лишь хорошими друзьями». И слава Тебе, Господи.

Подводные камни православных браков

Итак, первая опасность — браки по легкомыслию. Вторая причина недолговечности браков в православной среде — женская неустроенность. Женихов мало православных! И у девиц возникает «навязчивая идея» — выйти замуж за православного при первой же возможности. «Господи, я молюсь Тебе об этом! Где он? Подай мне знак!». Такой человек может принять за знак свыше любое обстоятельство, истолковать его по-своему и — замуж выйти. Почему, зачем?.. Да потому, что очень хотелось, потому что надо замуж! «Хочу замуж! Но я православная, значит, мне надо православного мужа!». Такие скоропалительные браки во многом являются «браками риска» — есть очень большая вероятность, что в этом случае ничего может не получиться с семейной жизнью.

Третье, что требует правильного осмысления и разрешения, это то, что священники начинают заниматься не свойственным им делом — составлять внутриприходские пары. Благословлять на супружество под тем видом, что «вот хорошая девушка, вот хороший юноша, пора бы им пожениться». Это так называемые «браки по послушанию». Таких браков, к сожалению, очень много, они даже популярны. Такова беда некоторых приходов, где царит такое умонастроение: батюшка лучше знает и видит людей. И по послушанию духовнику, без особой любви и даже симпатии создаются семьи. Они бывают довольно крепкими, но не уверен, что счастливыми. Они призваны являть собой пример образцовой многодетной православной семьи, но что они являют собой на самом деле? Ну, дети рождаются. Жена занимается детьми, всю нерастраченную любовь она отдает им. И слава Богу. А муж — уходит с головой в работу, в зарабатывание денег. Какие у них между собой отношения? Да, по большому счету, никаких. Радости большой в этих браках нет.

Расставаться или нет?

Один из русских классиков сказал, что все семьи счастливы одинаково, а несчастливы по-разному. И это несчастье всегда имеет множество выражений и оттенков. Поэтому невозможно назвать однозначно повод (входящий ли, нет ли в каноны или Синодальные постановления), достаточный для развода, потому что названный сам по себе, отдельно от ситуации, он никогда не будет звучать достаточно убедительно. Оправданно говорить что-то только в контексте конкретного случая. Слишком тонкий вопрос: взаимоотношения в браке.

Но развод, как, например, и аборт,— те случаи, которые священник вообще не может благословлять, поскольку это в принципе противоречит Евангелию. Он не может даже советовать, но может сказать так: если ты считаешь, что так нужно, делай так. Он может, скажем, не противодействовать, а оставить это решение на волю самого человека.

Но есть одно правило на все случаи жизни. Если семейный корабль дал течь, то супругам надо прежде всего подумать над вопросом: можно ли вообще сохранить семью? И если да, то каким образом? Если есть хоть какой-то шанс восстановить брак, то его, конечно, надо использовать. Это возможно при условии ясного видения причин разлада, искреннего раскаяния и желания сохранить семью. Но, к сожалению, чаще всего человеку не хочется смотреть на себя критически, признавать свою вину. Потому-то они и рассматривают разрушение взаимоотношений как уже свершившийся факт.

Фото А. Леонтьева
Фото А. Леонтьева
Но, с другой стороны, вряд ли нужно стремиться сохранить брак, если один из супругов активно и явно влечет остальных членов семьи в погибель, в геенну огненную, в преисподнюю. Тогда, наверное, стоит решать вопрос о разводе, ради сохранения и спасения детей, да и всех домочадцев.

Конечно, жизнь многообразна и многосложна, она не вмещается в схемы. Это надо четко понять, соотнести с нашим временем, с современным сознанием. Втянуть всех в каноническое поле XIX века уже невозможно. Сейчас люди нередко даже не понимают того, что послужило причиной развала их семьи. Поэтому Церковь колоссально снисходительно, по сравнению с прошлыми столетиями, относится ко вторым бракам. Этот процесс ничем нельзя остановить. Сказать человеку: «Неси свой крест, это твоя судьба» — по сути, это, без сомнения, правильно. Но реальность остается реальностью, и человек не может жить, противореча самому себе, если он не умеет относиться к жизни как к несению креста, как к подвигу, как к духовной борьбе. И заставить делать его то, к чему он не способен, невозможно. Говорить об ответственности и долге тоже оказывается бесполезным. Эта проблема, по большому счету, неразрешима. Сегодня Церковь не может подвести законную (каноническую) базу под бракоразводный процесс, потому что хотя и есть утвержденные основания для расторжения брака, о которых мы говорили выше, но в большинстве своем супружеские союзы распадаются по иным, не подпадающим под каноны, причинам.

Что делать?

Да, нельзя исправить мир и вернуться туда, откуда пришли, но можно, общаясь с каждым конкретным человеком, пытаться в нем что-то преобразить, затормозить или удержать в узде. Для этого нужно, по крайней мере, понимать, кто он, современный человек, и что в нем есть.

Мы сейчас переходим в новую эпоху, а что она принесет — пока непонятно. Компьютерный виртуальный мир уже сдвинул новый пласт сознания общества — жизнь в блогах, не имеющая ничего общего с реальностью, бурлящий мир сериалов, реклама безнравственности — все это сейчас окончательно разрушает ту социальную атмосферу, которая может защитить супружеские отношения. Поэтому семья в современном мире может держаться только на настоящей, серьезной, ответственной любви, когда люди действительно уверены, что любят друг друга, и что за эту любовь они будут бороться и нести ее до конца. А иначе в супружестве и смысла нет.

Записала Татьяна Бышовец

Справка

«Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа. Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в ”Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Венчание и развод | Венчание, Юридические вопросы

 

В последнее время венчатся стало модно — это красиво и выглядит серьезно и значительно. Однако статистика разводов растет с каждым годом. В нашем форуме не угасают споры на тему » Зачем венчаться ?». Мы решили попробовать немного разобраться в вопросах брака, венчания и развода.

Что нужно для венчания

Для начала необходимо установить, какие виды браков существуют. Союз мужчины и женщины может быть светским (брак, зарегистрированный в ЗАГСе), церковным (венчание) или фактическим (так называемое сожительство). Чтобы венчание было действительным, супруги должны соблюсти несколько условий:
 

  1. Церковный брак невозможен без гражданского. Венчают только законных супругов: перед обрядом нужно предъявить государственное свидетельство о браке.
  2. Супруги должны быть равноверующими и крещёными. Одинаковое вероисповедание — необходимое условие. Иными словами, в РПЦ может быть обвенчана только христианская пара.

Развод: церковный и юридический

Любовь — это не только великое счастье, но и серьёзная работа. К сожалению, справляются с ней далеко не все. Когда обвенчанные супруги решают развестись, встаёт естественный вопрос и о разводе церковном.

Есть пары, которые, оформив юридический развод, забывают о церковном. С точки зрения государства и права, светского развода достаточно: после него человек официально признаётся свободным, даже если церковный брак не расторгнут. Однако истинно верующих людей (есть ли смысл венчаться тем, кто не из их числа?) эта проблема не волновать не может.

Отношение церкви к разводу

Разумеется, РПЦ выступает за вечную верность супругов и нерасторжимость как церковного, так и светского брака. Церковь официально не признает развод и не предусматривает «развенчание». Супруги даны друг другу для взаимного исправления и поэтому смена партнера не предполагается.

Историческая справка

На протяжении веков у мужчин было больше прав и возможностей расторгнуть церковный брак. Например, к измене мужа церковь относилась и относится достаточно лояльно, тогда как измена жены является основанием для расторжения брака.

Таким образом, существуют определенные причины, благодаря которым церковный развод все-таки можно получить. В истории нашего государства были правители, которые ради развода и нового брака объявляли жен сумасшедшими, ссылали в монастырь или казнили за прелюбодияния.

В Англии король Генрих VIII прославился тем, что отделил церковь от Ватикана и сам стал главой англиканской церкви, чтобы иметь возможность жениться еще раз. И еще много раз.

Для обычных граждан получить развод было сложнее. Известно, что позволено Юпитеру – не позволено быку. Поводами для развода мог служить блуд или постриг одного из супругов (часто насильный). Однако, ежели жена ведьма – это не  могло служить поводом для развода. Такую жену надо было перевоспитывать и наказывать.


Устав о церковных судах Ярослава (церковный судебник 13-14 вв.) гласил:

«Если жена будет чародеица, наузница, или волхва, или зелейница, муж, уличив, накажет ее, но не разведется».

Однако мир не стоит на месте, современный уклад влияет даже на консерватизм церкви. Дольше всех держалась католическая церковь в которой развод (в том числе и светский) считался не возможным. В Италии настолько силен культ семьи, что суровый закон, запрещающий разводы, рождал коллизи права при смешенных браках с гражданами других государств.

Только с 1972 года католицизм пошел на уступки и разрешил развод. Однако, чтобы развестись в Италии до сих пор существуют определенные сложности и необходимо 3 года жить отдельно (сепарасьен), находясь в браке – промежуточная стадия развода.

Основания для церковного развода

Чтобы развести венчавшихся супругов, церкви нужно представить довольно веское основание.

Причины для развода, признаваемые РПЦ:

  • Прелюбодеяние одной из сторон.
  • Вступление кого-либо из супругов в новый брак.
  • Отречение супруга или супруги от православия.
  • Противоестественные пороки.
  • Неспособность к брачному сожительству, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.
  • Заболевание проказой, сифилисом или ВИЧ/СПИДом.
  • Длительное безвестное отсутствие.
  • Заключение одного из супругов в места лишения свободы.
  • Посягательство на жизнь или здоровье супруги/а либо детей.
  • Снохачество или сводничество.
  • Извлечение выгод из непотребств супруга.
  • Неизлечимое психическое заболевание одного из супругов, а также алкоголизм или наркомания.
  • Злонамеренное оставление одного супруга другим.
  • Совершение аборта при несогласии супруга (кроме абортов по медицинским показаниям).

Как получить церковный развод

Для получения церковного развода необходимо подать прошение на имя епархиального архиерея в епархиальное управление. Это можно сделать в своём приходе: обращение будет передано на рассмотрение владыке. Кстати, на развод может подать один из супругов, если имеет на то вышеуказанные причины.

                                

В прошении нужно коротко изложить историю брака, указать место и время венчания и указать причины развода. К письму прикладываются копии документов о гражданском разводе. Каждое прошение рассматривается в индивидуальном порядке. Если владыка сочтёт повод к разводу весомым и не увидит канонических препятствий к новому браку, бывшим супругам будет выдано благословение.

Можно ли венчаться повторно

В православии допустимо повторное венчание из «снисхождения к немощам человеческим». В том случае, если один из супругов венчается впервые, обряд проходит как впервые. Человек, виновный в расторжении первого церковного брака, вступать в повторный не имеет права. А третий брак в любом случае является крайней уступкой церкви и разрешён только в целях недопущения греха прелюбодеяния. Больше трёх церковных браков РПЦ не допускает категорически.

Избежать болезненной процедуры церковного развода поможет вдумчивое отношение к самому таинству церковного брака. Увы, не так уж редко люди венчаются только потому, что это необычно, красиво и романтично. Стоит ли удивляться, что такие пары не дорожат не только благословением свыше, но и верностью в отношениях?

Чтобы хоть как-то попробовать подстраховать себя от развода церковного, не стоит бежать в церковь сразу после ЗАГСа. Поживите несколько лет в законном браке и убедитесь в своих чувствах, чтобы закрепить их перед Богом со всей ответственностью. Также, стоит хотя бы немного походить в церковь и узнать, что помимо красоты венчального обряда подразумевает церковный брак, какие права, обязанности и последствия.

Автор: Елена Хохлова, Анастасия Евсеева
Фото: stihi.ru, bauerfamilylaw.blogspot.com, bibleprophecyupdate.com, pianotutorial.co.uk, examiner.com, commons.wikimedia.org

«Брак – добровольное мученичество». Священник о разводах и «развенчании» | ЛЮДИ | ОБЩЕСТВО

В народе говорят: кто на Красную Горку женится — тот во век не разженится. Те, кто верит в приметы и надеется на «высокое» покровительство, стремятся зарегистрировать свой брак именно на следующей неделе после Пасхи.

Кто-то после церемонии в ЗАГСе отправляется в церковь, чтобы получить божье благословление. О том, обязательно ли венчаться, в каких случаях допустимо повторное венчание, как относится церковь к детям, родившимся в так называемых гражданских браках, и почему не одобряет добрачные отношения, SMOL.AIF.RU рассказывает отец Георгий (Свитцов), настоятель храма Иоанна Лествичника, руководитель миссионерского отдела Смоленской епархии.

«Венчание в угоду моде не имеет смысла»

Олеся Томашова, SMOL.AIF.RU: Отец Георгий, итак, венчание – ритуал обязательный или желательный?

Отец Георгий: Для христианина – обязательный. Но если люди венчаются лишь в угоду каким-то традициям, а может, и моде, таинство не имеет смысла. Как нет смысла требовать венчания с людей неверующих. Благодать Божья дается исключительно по вере. Господь об этом прямо сказал: «Кто верует и крестится, тот спасен будет». Придя на официальную светскую брачную церемонию, человек тем самым говорит окружающим – это — мой муж (моя жена) и я за него (нее) отвечаю пред обществом и законом. При венчании человек как бы обращается к богу: «Господи, вот моя жена, а ее привел к тебе, чтобы получить благословение на наш брак».

Многие ошибочно полагают, что венчание может уберечь пару от будущих проблем в семейной жизни. Это, конечно, не так. Если супруги не хотят жить по заповедям Божьим, то ничто не поможет.

— Согласно православному вероучению, изначально Господь указал на одну единственную причину, которая может стать поводом для расторжения церковного брака – прелюбодеяние. Однако в 1918 году Русской Православной Церковью были перечислены уже несколько мотивов для церковного разрешения для повторного вступления в брак, среди которых — отвлечение одного из супругов от православной веры, некоторые заболевания, осуждение. Этот список был пересмотрен и 15 лет назад дополнен новыми пунктами. Почему это стало возможным?

По словам отца Георгия, в ЗАГСе молодожены заявляют о своих намерениях перед обществом, а на венчании — перед Богом.  Фото: https://gov.cap.ru/

— Да, раньше было меньше официальных мотивов для повторного вступления в брак. Но и жизнь была другая. И то, как относится Церковь к повторному браку сейчас, – очень большое снисхождение к немощи человеческой. Почему Церковь делает это снисхождение? Большинство людей приходят к сознательной вере, к церковной жизни, совершив немало ошибок, в том числе и в семейной жизни. Люди оторваны не только от духовных корней, но и от нормальных, правильных семейных традиций.  Вспомните деревенскую общину. Детей в семье было столько, сколько давал Бог. Никто и ничто не препятствовало этому. Контрацепции как таковой не существовало, а аборт считался вообще форсмажорной ситуацией. В семейных отношениях все было гораздо чище.

Времена изменились. Появились ситуации и болезни, о которых раньше просто не знали. И церковь идет навстречу человеку. Сегодня, в частности, одним из основания для повторного венчания является нежелания бывшего супруга (супруги) иметь детей. Все правильно. Такой брак не является истинно христианским. Также в числе оснований – серьезная болезнь супруга. Однако нужно понимать, что согласно христианским канонам, все же, если кто-то из супругов заболел, оба должны нести этот крест вместе до конца. А не бежать за разводом.

Чтобы получить разрешение на повторный брак, необходимо указывать истинную причину для этого. Церковный суд рассматривает такое прошение и выносит свое суждение — можно повторно венчаться или нет.

— А суд может не разрешить повторное венчание?

— Может, и тогда повторно венчаться нельзя. Это большой грех — идти наперекор запрету. Но, поймите, контроля за людьми нет. Ведь кто-то может придти в церковь и утаить о прошлом. Но человек все равно будет отвечать за свои поступки перед Богом. И в случае повторного венчания наперекор разрешения Церковного суда истинного благословления он не получит.

Сегодня РПЦ допускает повторный брак. Фото: www.russianlook.com

«Не сошлись характерами» — не аргумент

— Сколько раз можно развенчиваться?

— Нет такого понятия – развенчание, есть чин второбрачия. Причем обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется по-другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд проводится второй раз — большую часть обряда венчания составляют покаянные молитвы пред Богом, за то, что первый брак, на который просили благословления, был разрушен. Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов, в современном же чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

— А третий церковный брак возможен?

— Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя Василия Великого «Томос единения»).

— Может ли быть основанием для расставания ситуация, когда супруги, как сейчас часто говорят, «не сошлись характерами»?  

— Конечно, нет. Чтобы по-настоящему строить семью, нужно идти навстречу друг другу, и подчас убивать собственные желания. Вырастить любовь можно только через преодоления, испытания. «Не сошлись характерами» означает, что супруги не захотели идти навстречу друг другу. Церковь говорит: брак – это великий подвиг, более того – добровольное мученичество.

По мнению священника, в браке люди должны идти на жертвы ради друг друга. Фото: Shutterstock.com/ gpointstudio

Но, как правило, «развенчаться» или разводиться приходят, когда брака и семьи как таковой уже нет. И священник вынужден признать это как факт. Запретить людям разводиться и в ультимативной форме сказать – вернись к ней (или к нему), тоже неправильно – насильно мил не будешь. Проблему стоит обсудить со священником, чтобы попытаться исправить ситуацию, призвать человека к раскаянию, и не повторению своих ошибок, тем самым заставить его задуматься.

— Может, следует запретить венчаться в слишком юном возрасте?

— Дело не в возрасте и не в стаже супружеской жизни. Бывает, что в 60 лет люди остаются детьми по отношению к жизни. А бывает, в 18 мудры и нацелены на то, чтобы до конца быть вместе. Единственное, к чему церковь призывает – не венчать случайных людей, а только тех, кого священники знают исключительно как добропорядочных христиан. Ведь многие люди по крещению, формально — христиане, а на самом деле – нет.

«Настоящая любовь не прекращается»

— Отец Георгий, как церковь и лично Вы относитесь к так называемым «гражданским» бракам, которых сегодня становится все больше?

— Отрицательно. Такой союз — это безответственные отношения между людьми. На юридическом языке он называется сожительством. «Гражданский брак» — выражение совершенно ложное. Настоящим же гражданским браком можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе.

Люди говорят «Зачем жениться официально? Штамп в паспорте ничего не значит». Но в этом же утверждении есть и скрытый смысл – а если так, в чем проблема его поставить? Следовательно, существует какое-то препятствие. И получается, люди не готовы брать друг за друга определенную ответственность. Церковь однозначно трактует такое сожительство как блуд. Это считается грехом, за который согрешившие будут нести наказание. Однако детей, родившихся в таких союзах, крестят, и у Церкви к ним такое же отношение, как и к тем, кто родился в законном браке. Господь детей за родителей не карает.

— Все больше молодых людей начинают «пробовать» жить вместе до вступления в брак. Это допустимо?

— Жениху и невесте время ухаживания даётся для того, чтобы они вместе прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и вседозволенности. И могли получше разглядели друг друга не как половые партнёры, а с чистой, дружеской, человеческой стороны — увидели в человеке напротив прежде всего личность, друга, будущего супруга, а не сексуальный объект. Дабы потом, уже после создания семьи, их не постигло разочарование и осознание того, что это была не любовь, а сильнейшее сексуальное влечение, которое, как известно, очень быстро проходит.

— Но ведь бывает, что и любовь проходит?

— У апостола Павла сказано: настоящая любовь никогда не прекращается. То есть, если слова любви говорились не одному человеку, значит, что кому-то и когда-то ты врал. Любовь, по апостолу Павлу, должна быть всегда. Если люди говорят, любовь прошла, означает только одно – они по-настоящему никогда не любили.

все нюансы церковного развода после венчания

С каждым годом увеличивается число образованных семей. Красивые свадьбы уже мало кого могут удивить. В последние несколько лет стремительно набирает обороты такая процедура как таинство венчания. Молодые дают клятвы перед иконами, их союз становиться действительно божественным. Но жизнь пестрит неожиданными поворотами, и люди разводятся.

Сойтись легко, развестись не трудно, а развенчаться — возможно ли это вообще?

Само таинство венчания предполагает ответственный подход со стороны молодоженов. В некоторых странах такой обряд имеет полную юридическую силу и не требует изначально заключать государственный брак. Клятва, данная перед алтарем является вечной. Новобрачные тщательно готовятся к процедуре. Это не просто оформление в ЗАГСе, поэтому имеется ряд особенных правил. Супруги обязаны ознакомится с ними с первую очередь:

  1. Будущие муж и жена должны исповедовать православие и быть крещенными
  2. Венчание проходит после регистрации официального бракосочетания
  3. Иметь искренне желание для создания семьи, готовность сохранять верность до конца жизни
  4. Духовная подготовка. Необходимо причаститься, исповедаться, соблюдать пост
  5. Собеседование с духовным лицом.

Исходя из перечисленного, понятия развенчание в церкви не существует. Как минимум потому, что Писание не предполагает специального чина для совершения такого обряда.

Священнослужители не перестают объяснять, что семья — это святое образование. Посягнуть на это могут те, кто имеет достаточно оснований. Только в случае смерти одного из супругов такая просьба будет удовлетворена беспрепятственно. Во всех других ситуациях это будет длительный процесс. Поэтому в контексте статьи понятие развенчание и развод используется как утрированные.

Что нужно знать о венчании

Причины, которые не позволят заключить священный союз:

  1. Наличие действующего брака у одного из будущих супругов.
  2. Препятствие со стороны родителей.
  3. Наличие кровного родства.
  4. Один из венчаемых является атеистом.

При расторжении официального брака человек юридически становиться свободным от обязательств, даже при наличии церковного. Вопрос о расторжении последнего обычно встает, когда один из бывших супругов желает заново венчаться. Так как развенчание не имеет под собой сходства с разводом, то священнослужители при рассмотрении таких заявок определяют право на следующее венчание. Если быть точнее, то епископ дает разрешение на брак. Именно это среди светского населения зовется развенчанием. Оно дается только тому супругу, который не виновен в случившемся расторжении. В разрешении указывается благословление на последующий брак, а также содержится признание предшествующего союза недействительным.

Виновник распада семьи понесет наказание. Оно предполагает отлучение от причастия на срок, определяемый каноническими установлениями. Сократить его может только архиерей. Второй супруг формально является развенчанным, но в общем порядке утрачивает возможность венчаться еще раз. Однако церковь может предоставить такой шанс. Для его получения нужно пройти несколько бесед, покаяться. В обязательном порядке необходимо выдержать пост, пройти паломничество или выполнить иное требование. Его устанавливает священник. В целом такой человек является грешником и очень трудный путь придется пройти для повторного разрешения. Срок покаяния может варьироваться от трех до пяти лет. Священнослужители негативно относятся ко второму браку. Они считают, что такой союз можно заключить единожды.

Каноничное правило четко устанавливает, что даже посредством уговоров и прощения человек может быть обвенчан только три раза.

Что может стать причиной для церковного развода

Каждый случай расторжения священного брака рассматривается в индивидуальном порядке. При возникновении конфликтов между супругами Церковь видит свою миссию в том, чтобы всеми способами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать нерушимость брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.

Если для официального развода весомых причин может и не потребоваться, то для церковного даже наличие уважительных не всегда приводит к развенчанию. Как правило, рассматривается совокупность и значимость названных супругами поводов. Если все ваши высказывания будут сведены к несхожести характерами и потере симпатии, то даже не думайте просить у церкви развода. Популярные доводы о несостоятельности содержать семью не относятся к весомым.

Но список причин все же имеется и был установлен еще в 1918 году:

  1. Прелюбодеяние. Факт измены является серьезным поводом. Однако существуют духовные учреждения, требующие подтверждения свидетелей (если супруг не признает своей вины).
  2. Принятие другой веры или вовсе становление атеистом.
  3. Смерть супруга.
  4. Аборт без согласия мужа или против его воли.
  5. Невозможность иметь детей.
  6. Наличие психических отклонений или заболеваний.
  7. Алкоголизм, наркомания.
  8. Заключение другого брака одним из супругов.
  9. Если один из супругов создает угрозы для жизни другому или детям. В частности, рукоприкладство.
  10. Смена пола.
  11. Гомосексуализм.
  12. Длительное тюремное заключение.
  13. Отсутствие одного из супругов более пяти лет.
  14. Намеренное оставление семьи.
  15. Выявлении родства между обвенчанными.
  16. Монашеский постриг.
  17. Наличие СПИДа. Брак расторгается только в том случае, если другой супруг не знал о таком факте до венчания.

Важно знать:

  1. Факт измены не признается в случае ее разовости или по прошествии длительного срока
  2. Если прерывание беременности необходимо для сохранения здоровья или жизни матери, то это не будет являться причиной
  3. Нельзя венчаться с духовным лицом.

Необходимо понимать, что для расторжения брака обязательно предоставление доказательств. К ним относятся справки о состоянии здоровья, диагнозы врачей. Показания свидетелей также имеют свой вес.

Процесс развенчания

При наличии достаточно весомых причин вы можете обратится с подачей прошения о разводе в Епархию. Не забывайте, перед этим законный брак необходимо расторгнуть.

Обратитесь в местную церковь и подайте соответствующее прошение. Образец можно найти в интернете, а также в самом духовном учреждении. В нем необходимо указать следующее:

  1. Дату, когда было совершено таинство.
  2. Место проведения.
  3. Подробно расписать историю брака.
  4. Указать причины для расторжения.

К нему прикладываются все необходимые документы и справки (подтверждающие болезнь, прерывание беременности и прочие). К ним относится паспорт, свидетельство о венчании, свидетельство о разводе. Все перечисленное отдается только в виде копий. Укажите согласие вашего супруга на данную процедуру. В случаях отсутствия согласия процесс развенчания передается в церковный суд, где проходит разбирательство. Такие случаи крайне редки, но практика имеется.

Подавать документы может один супруг, но обязательно наличие письменного прошения от второго. Сам процесс распада семьи духовенством воспринимается как трагичный. Бывшие супруги должны чётко это осознавать и понимать последствия своего решения. Поэтому закончить необходимо следующими словами: «Прошу прощения за расторгнутый брак». Принятием всей документации занимается настоятель церкви. Он отправляет все это в Епархию, предварительно составив собственное мнение в письменном виде. Срок рассмотрения заявки может быть значительным. Духовные лица стараются дать время на раздумье. Иногда приходится ждать несколько месяцев вынесения резолюции от архиерея.

Важно знать: никаких справок и документов о развенчании церковь не выдает.

Повторная процедура венчания удается не каждому. Церковь не одобряет этого и может допустить его только как снисхождение к людским немощам, дабы предотвратить еще больший грех. Беспрепятственно обвенчаться вторично могут только те, кто пережил смерть своей половинки. До революции эта причина была единственной возможностью на второй брак. В ином случае требуется получения благословления. Супруги должны состоять в официальном браке друг с другом. Архиерей может вызвать на личную беседу брачующихся. Помимо этого, он может позвать бывшего супруга и выяснить имеет ли он претензии к браку.

Обряд меняется в случае, если каждый из молодоженов венчается повторно. Надевание венцов не происходит, а сам обряд проводиться «вторым чином». Новобрачные произносят дополнительно две молитвы покаяния. Они также проходят таинство покаяния в совершении своей предыдущей ошибки. Однако если один из супругов венчается первый раз, то процедура проходит по общему правилу. Третий раз церковь может обвенчать только овдовевшего человека и достижения им сорокалетнего возраста. Еще одним обязательным условием является наличие несовершеннолетних детей.

Четвертое венчание не рассматривается канонами православной церкви.

Мнение священнослужителей

Как уже неоднократно говорилось церковь против распада семьи и процесса развенчания. Деликатность данного вопроса порождает множество мнений со стороны духовенства. Некоторые очень консервативны по отношению к причинам церковного развода. Священник Михаил Самохин указывает в качестве таковых только то, что предполагает Библия. Священная книга указывает прелюбодеяние и смерть супруга главными поводами для такого процесса. Помимо этого, он признает правильным положения социальной концепции РПЦ.

Протоирей Сергий Лепин утверждает, что процедуры развенчания не существует, это люди пытаются придумать оправдание своим греховным поступкам. Они сам уничтожают свой брак и могут только найти свидетелей, которым расскажут, как они дошли до ручки. Его позиция по причинам расторжения схожа с предыдущим священнослужителям. Только он уточняет, что не только физическая, но и духовная смерть является уважительным поводом. Под последней он как раз раскрывает положения о психических и венерических заболеваниях, рукоприкладстве, алкоголизме. Понятие второго и третьего брака им рассматривается только как исключение, снисхождение к людям, но никак не к норме.

Протоирей Валериан Кречетов говорит, что возможно только второе венчание. Он считает, что третьего не существует. Негативно относится и к гражданскому браку, считая это блудом.

Как видно духовные служители имеют практически схожие мысли по данному процессу. Церковь старается всеми силами сохранить и укрепить брак. К тому же факты разводов расшатывают влияние духовенства на общество. Священнослужители не перестают говорить об ответственности и осознанности на пути к соединению сердец перед Богом. Церковь советует венчаться только по прошествии нескольких лет официальной брачной жизни. Люди должны прилагать усилия к тому, чтобы венчание было не данью традиции, не красивым празднеством, а именно глубоким духовным союзом. Старайтесь несколько раз подумать, взвесить все за и против перед принятием столь важного решения.

Комментарий духовного лица на видео

На видео ниже на вопросы о развенчании отвечает протоирей из Москвы Дмитрий Смирнов.

BBC — Религии — Христианство: развод в христианстве

Развод и католическая церковь

«Развод» в католической церкви

Single wedding ring

У католической церкви есть строгие правила развода. Церковь считает узы брака священными узами, основанными на любви на всю жизнь, верности и семье. Брак — это и законные узы на земле, и духовные узы, свидетелем которых является Бог. Последнее не может быть нарушено временными законами.

Что разрешено?

  • Католику не разрешается принимать Евхаристию, если он / она повторно женится.
  • Католическая церковь утверждает, что все ее члены могут присутствовать на мессе. Католик, вступивший в повторный брак, может принимать участие в мессе, но ему запрещено причащаться.

Это причиняет боль многим повторно вступившим в брак католикам, потому что Евхаристия занимает центральное место в их вере.

  • Католик, вступивший в повторный брак, может принять Святое Причастие только в том случае, если брак был расторгнут церковью.

Аннулирование

Аннулирование, известное также как Указ о признании недействительным, — это не то же самое, что развод. Это заявление о том, что брак никогда не был действительным.

Аннулирование будет рассматриваться, если есть разумные доказательства того, что связь между двумя сторонами была недействительной с первого дня брака. Процесс аннулирования может занять от 9 до 24 месяцев, а иногда и дольше. Ежегодно во всем мире предоставляется более 50 000 аннулирований.

Основания для признания недействительными включают:

  • Психологическая неспособность понять обязательства, которые влечет за собой брак
  • Один из партнеров имеет скрытую информацию, например, о предыдущем браке, импотенции или бесплодии

Процесс аннулирования не является произвольным. Существуют строгие церковные правила, которым необходимо следовать в рамках трибунала, чтобы установить, состоялся ли брак с самого начала или нет. Выделяют четыре основных этапа:

  • Петиция: Разведенный (заявитель) обращается к министру и говорит, почему они хотят аннулирования.Они приводят все обстоятельства того, почему они считают свой брак недействительным. Предыдущий партнер (респондент) имеет возможность рассказать свою историю.
  • Доказательства: Собрав заявления от каждой стороны, необходимо собрать доказательства за и против аргумента от членов семьи, близких друзей и других заинтересованных сторон.
  • Обсуждение: Аргумент за недействительность брака приводится от имени петиционера, и один аргумент написан от имени брака священником.
  • Решение: Епархия и епископы встречаются и зачитывают все доказательства, чтобы принять решение. Если брак будет признан недействительным, состоится второе слушание.

Если узы не были полностью установлены в момент заключения брака, значит, святые узы, данные Богом, не могли быть разорваны.

Обоснование этого учения проистекает из учения Иисуса: «То, что Бог объединил, человек не должен разделять». (Марка, 10: 9). Даже если пара разводится по закону, они все равно объединяются духовно: «Тот, Кто создал человека с самого начала, сделал их мужчиной и женщиной.И он сказал: Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они двое в одной плоти. Поэтому теперь они не двое, а одна плоть. Итак, что Бог соединил, никто да не разлучит »(Матфея 19: 4-6).

Августин

Развод — не новая проблема для католической церкви. В V веке нашей эры один из самых известных католических мыслителей, святой Августин Гиппопотам, ясно изложил свою позицию и позицию Церкви. В своей работе « О добре брака » Августин недвусмысленно заявил: «Брачный договор не отменяется разводом; так что они продолжают жить в браке друг с другом даже после разлуки; и прелюбодействуют с теми, с кем к кому они будут присоединены, даже после их собственного развода.«

Прелюбодеяние — это грех, согласно Ветхому Завету: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14). Следовательно, используя рассуждения Августина, если мужчина и женщина были разделены юридически, но не духовно, они все равно женаты в глазах Бога.

Августин писал о разводе более 1600 лет назад. Его идеи по этому поводу все еще преобладают в сегодняшней католической доктрине.

2005 обсуждения

Тема развода обсуждалась на Архиерейском Синоде в октябре 2005 года.В результате обсуждения осталось 50 предложений. Предложение 40 недвусмысленно определяло, что значит быть разведенным католиком: «Согласно традиции католической церкви, они не могут быть допущены к причастию, поскольку находятся в условиях объективного контраста со Словом Господа, которое вернуло брак в прежнее состояние. изначальное значение неразрывности «.

Что касается тех, кто вступил в повторный брак без расторжения брака, католикам рекомендуется посещать мессу, но им следует воздерживаться от заключения своего нового союза.В предложении 40 поясняется: «Следует избегать благословения этих отношений, чтобы не возникло замешательства среди верных относительно ценности брака». Те, кто так поступают, совершают акт прелюбодеяния, потому что в глазах Бога они все еще духовно женаты со своим предыдущим партнером.

Синод разработал и изменил формулировку, используемую для описания католиков, которые больше не могут принимать Евхаристию.

Развод в Европе

Общие тенденции показывают, что в некатолических странах ЕС, как правило, выше процент разводов.

До 27 февраля 1997 года развод в Ирландии был незаконным. В 2001 году в Италии и Ирландии был самый низкий уровень разводов в Европе (0,7%), а в Испании был сравнительно низкий уровень разводов (1,0%) по сравнению с Бельгией, где он был самым высоким (2,9%).

В Великобритании также высокий уровень разводов (2,6%). Хотя Франция считает себя католической страной, уровень разводов в ней значительно выше (2,0%), чем в других католических странах Европы. (Цифры на 1000 человек населения — 2001 г.).

.

Католическая церковь, развод и аннулирование

  1. Религия
  2. Христианство
  3. Католицизм
  4. Католическая церковь, развод и аннулирование

Аннулирование обычно и неправильно называют «католическим разводом». Различия между разводом и аннулированием могут сбивать с толку как католиков, так и некатоликов, особенно когда возможен повторный брак. Развод и аннулирование — это не одно и то же; они различаются двумя способами:

  • Во-первых, развод — это постановление государства по гражданскому закону , а аннулирование — это постановление церкви по каноническому закону .Другими словами:

    • Государство выдает разрешение на брак; и государство издает указ о разводе.

    • Церковь празднует Таинство брака; и только Церковь может издать Указ о признании недействительным (также известный как аннулирование). Церковь не верит в развод.

  • Второй — наличие брака после развода или расторжения брака:

    • Гражданский развод в основном означает, что то, что когда-то было браком, больше не является браком.Брак состоялся, но распался. Супружеская пара, ранее состоявшая в браке, больше не имеет юридических обязательств мужа и жены.

    • Аннулирование, с другой стороны, в основном говорит о том, что Таинство брака никогда не имело места с самого начала.

Гражданский развод прекращает гражданский брак; церковное аннулирование заявляет, что таинство брака не происходило с первого дня.

Имейте в виду, что церковное аннулирование не является формой развода и никак не влияет на законность детей, потому что это чисто юридический (гражданский) вопрос.Аннулирование не делает детей, рожденных от этого союза, незаконнорожденными. Аннулирование заявляет, что брак никогда не был действительным таинством, даже если обе стороны вступили в него с доброй волей и намерениями.

Причины аннулирования

Основная причина аннулирования брака — недействительность таинства брака. Другими словами, если один или оба супруга не намеревались вступить в постоянный, верный и плодотворный (если Бог этого пожелает) союз, то этот недостаток делает брак недействительным.

Даже несмотря на то, что пара венчается в католической церкви священником или диаконом и имеет полное намерение принять действительное причастие, другие факторы в любом случае могут сильно помешать его действию, даже неосознанно и непреднамеренно. Кто виноват, не в этом вопрос. Вопрос в том, является ли предполагаемый действительный брак недействительным по какой-либо серьезной причине. Если во время свадьбы присутствовало серьезное препятствие, то таинство брака недействительно, и мужчина и женщина могут свободно вступить в законный брак с кем-то в первый раз.

Помимо того, что жених или невеста намеренно не желают вступать в постоянный, верный и плодотворный союз, еще одним препятствием может стать то, что любой из них не способен выполнять обязанности и обязательства христианского брака из-за сильной зависимости от наркотиков, алкоголя или некоторых других факторов. серьезное психологическое расстройство, которое присутствовало, но никому не было известно во время свадьбы.

Некоторые другие причины для расторжения брака включают психическую неспособность, двоеженство, инцест, силу или серьезный страх, а также отказ или неспособность заключить брак.

Можете ли вы снова выйти замуж?

Если человек состоял в законном браке, а затем развелся, но так и не получил расторжения, то этот человек все еще состоит в браке в глазах Церкви. Он или она не может вступить в законный брак снова в католической церкви.

Католики не исключают повторного брака:

  • Подобно таинствам крещения, конфирмации и священных орденов, таинство брака может иметь место только один раз, если только один из супругов не умирает. Благодаря пожизненному обязательству, необходимому для совершения таинства супружества, католики могут жениться только на овдовевших или не состоявших в браке ранее людях.

  • Если лицо ранее состояло в браке, и супруг жив, необходимо доказать, что брак был недействительным, чтобы предыдущий союз мог быть объявлен недействительным путем аннулирования. Если это произойдет, обе стороны могут жениться на ком-нибудь еще — на этот раз Церковь надеется на это.

.

Церковь продвигает вопрос о повторном браке для разведенных

Планы англиканской церкви отменить запрет на вступление в брак разведенных и подготовить почву для возможной церковной свадьбы, если принц Уэльский и Камилла Паркер Боулз когда-либо решат пожениться, сделали сегодня еще один шаг вперед.

После дебатов в Доме мирян и Кентерберийского и Йоркского созывов духовенства на заседании Генерального Синода в Лондоне три органа одобрили отмену постановлений о браке, которые в настоящее время призывают духовенство не заключать такие браки.

В четверг Генеральному синоду будет предложено окончательно утвердить предложение, которое позволит Дому епископов издать национальные руководящие принципы для духовенства англиканской церкви относительно того, какую линию следует занять, если разведенная женщина желает повторно вступить в брак, будучи бывшим супруг жив.

На своем июльском заседании Синод обсудил доклад Дома епископов о «браке в церкви после развода». Его члены приняли отчет, проголосовав 269–83 за.

Синод заключил, что духовенство будет давать совет по этому вопросу Домом епископов, но решение о том, может ли разведенный человек вступить в повторный брак в церкви, будет принимать священник.

Члены отклонили создание епархиальных или региональных комиссий для рассмотрения заявлений о повторном браке в церкви после того, как узнали, что аналогичная система в Канаде не работает.

Представляя отчет вчера вечером, епископ Винчестера, преподобный Майкл Скотт-Джойнт, сказал, что эти предложения не «ослабят приверженность церкви к браку на всю жизнь».

Но он сказал, что распад брака был «ужасной реальностью» для многих пар в стране.

Поделитесь или прокомментируйте эту статью:

.

Развод — для вашего брака

Как Церковь относится к разводу?
Церковь верит, что Бог, автор брака, установил его как постоянный союз. Когда два человека женятся, они образуют нерушимую связь. Сам Иисус учил, что брак вечен (Матфея 19: 3-6), и апостол Павел подкрепил это учение (см. 1 Кор. 7: 10-11 и Еф. 5: 31-32). Церковь не признает гражданский развод, потому что государство не может распустить то, что нерасторжимо. См. Катехизис Католической церкви, № 2382-2386.

Исключены ли разведенные люди из католической церкви?
Нет. Разведенные люди являются полноправными членами Церкви и поощряются к участию в ее деятельности.

Может ли разведенный католик принять святое причастие?
Да. Разведенные католики с хорошей репутацией в Церкви, которые не вступили в повторный брак или повторно вступили в брак после расторжения брака, могут принимать причастия. Католикам, которые развелись в гражданском браке, рекомендуется поговорить со своим приходским священником или духовным руководителем о своей конкретной ситуации в отношении принятия Святого Причастия.См. Катехизис Католической церкви , ном. 2382-2386, для получения дополнительной информации.

Какую поддержку Церковь предлагает разведенным людям?
Церковь понимает боль тех, кто попал в эту ситуацию. Когда развод — единственное возможное средство, Церковь предлагает свою поддержку тем, кто в этом вовлечен, и призывает их оставаться рядом с Господом через частое принятие Таинств, особенно Святой Евхаристии. (Католический катехизис США для взрослых, стр.287). Многие епархии предлагают программы и группы поддержки для разведенных и разлученных лиц. Католическое служение по разводам, «Начальный опыт» и «Путешествие надежды» — полезные ресурсы.

Я разведенный католик, который хотел бы снова жениться в католической церкви. Что мне нужно сделать?
Если ваш бывший супруг не умер, вам нужно будет получить аннулирование.

Я разведена. Я не католичка, но собираюсь жениться на католичке. Нам сказали, что мне нужно получить аннулирование, прежде чем мы сможем вступить в брак в католической церкви.Я этого не понимаю, потому что я не был женат в католической церкви.
Католическая церковь уважает все браки и считает их действительными. Так, например, он считает обязательными браки двух протестантов, евреев или даже неверующих. Любой вопрос о роспуске должен рассматриваться церковным судом (трибуналом). Это учение может быть трудным для понимания, особенно если вы пришли из религиозной традиции, допускающей развод и повторный брак. Некоторым парам, находящимся в ситуации, подобной вашей, полезно поговорить со священником или дьяконом.Процесс аннулирования может быть признаком большой любви к предполагаемой супруге.

Связанные ресурсы:

«Развод и не только», книга, предлагающая программу из десяти занятий, которая поможет людям пережить процесс горевания развода. Подходит для отдельных лиц или групп поддержки при разводе, помогает начать процесс исцеления через изучение, размышления и обсуждения. Также доступно на испанском языке.

Пережить развод — надежда и исцеление для католической семьи, серия из 12 DVD с руководством для личного пользования или в качестве программы для приходов.Включает католических авторов Роуз Свит, доктора Рэя Гуаренди, Кристофера Уэста и о. Митч Паква. Доступно через Ascension Press.

Для дополнительной информации:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *