Понятие надзорной инстанции появилось в советское время. Постепенно этот правовой институт развивался и совершенствовался. Далее разберем подробнее, что собой представляет сегодня инстанция надзорная.
Развитие на начальном этапе
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
- Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
- Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
- Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.
Инстанция надзорная: общие сведения
Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону. Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются:
- Коллегии (военные в том числе).
- Верховные суды РФ и ее субъектов. Рассмотрение дела в них осуществляет президиум.
- Высший арбитражный судебный орган. В нем также заседания проводятся президиумом.
Важный момент
Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:
- В качестве предмета кассационного обжалования выступает только решение и определение судебного органа первой инстанции, в то время как надзорный пересмотр может использоваться для постановлений, определений суда любой инстанции.
- Вследствие многократной отмены решения с направлением его на новое разбирательство может быть принято несколько актов. Возможность кассационного обжалования распространяется только на последнее постановление, не вступившее в законную силу. При этом обоснованность и законность ранее отмененных актов не проверяется. Судебно-надзорными инстанциями являются органы, осуществляющие оценку соответствия закону всех ранее обжалованных постановлений, решений, определений.
Порядок рассмотрения
Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения. Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании. Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.
Участие прокурора
В заседании участвуют стороны дела или их представители, прочие лица, которые подали жалобу или представление прокурора, если их интересы и права непосредственно затронуты данным постановлением. Рассмотрение дела может осуществляться с привлечением:
- Прокурора края, республики, городов федерального значения, автономных округов или областей, военного округа или флота либо его заместителя в президиуме соответствующего суда.
- Должностного лица по поручению. Его привлекают к заседанию, проводимому в Коллегии по гражданским делам ВС и Военной коллегией ВС.
- Генпрокурора или его заместителя в Президиуме ВС РФ.
Ход заседания
Производство в надзорной инстанции осуществляется в соответствии с установленным порядком. Докладчиком излагаются обстоятельства дела, содержание постановлений, мотивы жалобы либо представления прокурора, а также определения о передаче заявлений с делом на рассмотрение. Члены президиума или коллегии могут задать выступающему вопросы. Лица, которые определены в ст. 386, ч. 3, в случае своей явки могут давать объяснения по делу. Первым при этом будет выступать лицо, которое подало представление прокурора или надзорную жалобу. По результатам разбирательства президиум принимает постановление, а коллегия выносит определение. Решения по делам, которые рассматривает инстанция надзорная, принимаются большинством голосов. Если за и против пересмотр дела количество проголосовавших одинаковое, то жалоба или представление подлежат отклонению. О своем решении суд надзорной инстанции или коллегия сообщает участникам спора.
Основания для изменения или отмены решений
В соответствии с законом, инстанция надзорная вправе рассматривать решения, принятые с нарушением норм права. Без их устранения невозможно восстановление и защита ущемленных интересов и свобод, а также публичных прав, охраняемых государством. Данное положение установлено в ст. 387 ГПК.
Содержание постановления или определения
В решении, которое принимает инстанция надзорная, должны присутствовать следующие пункты:
- Наименование того органа, который принял определение либо постановление.
- Место и дата вынесения решения.
- Дело, которое рассматривалось на заседании.
- Название (Ф.И.О.) лица, подавшего жалобу, либо представление прокурора о необходимости пересмотра.
- Инициалы и фамилия судьи, который вынес решение о передаче заявления или представления с делом для разбирательства.
- Содержание положений нижестоящих органов, обжалуемых в ходе рассмотрения.
- Закон, в соответствии с которым вынесено определение либо принято постановление по результатам рассмотрения по существу.
Решение президиума подписывается председателем. Определение коллегии удостоверяется судьями, осуществлявшими разбирательство. Представление прокурора либо жалоба заинтересованных лиц могут подаваться в течение полугода с даты вступления решения в действие.
Надзорная инстанция в арбитражном процессе
Согласно ст. 304 АПК, отмене либо изменению Президиумом ВАС подлежат акты, которые нарушают:
- Свободы и права гражданина и человека, гарантируемые принципами и нормами мирового права или международными соглашениями РФ.
- Единообразие в применении и толковании арбитражными судами законодательства.
- Законные интересы и права неопределенного количества лиц либо прочие публичные интересы.
Указанные нарушения выступают также в качестве оснований для возбуждения производства по пересмотру постановлений на уровне Президиума ВАС в порядке надзора. Эти обстоятельства перечислены в ч. 3 и 4 ст. 299 АПК. В данном случае становится ясно, что, используя одни и те же обстоятельства, законодатель обуславливает возможность осуществления сравнительно самостоятельных процедур: допуска дела к пересмотру и отмены (изменения) оспариваемого акта.
Мнения экспертов
Положения, перечисленные в ст. 304 АПК, достаточно неоднозначно оцениваются в отечественных юридических изданиях. Отдельные авторы считают, что законодатель использовал наиболее удачные формулировки ГПК в приведенных выше случаях. Это, по мнению экспертов, умаляет право получения судебной защиты. Однако имеет место и иное, противоположное заключение. Оно состоит в том, что к гражданскому судопроизводству нельзя применять положение об абсолютизации права на разбирательство в порядке проверки. Надзорные производства судебных актов, подписанных высшим органом или судом третьей инстанции, в ряде случаев, определенных законом, могут ограничиваться. Это, в свою очередь, не будет свидетельствовать об умалении или ненадлежащей реализации возможности получить защиту.
Данная позиция представляется не только более, но и единственно верной. Здесь следует сказать, что она соответствует и основным идеям, которые заложены в основание нового АПК. С учетом того, что надзор в арбитражном процессе выступает в качестве третьей проверочной стадии, на которой выполняется оценка согласованности с законом актов, вступивших в действие, указание на то, что данная процедура должна носить выборочный характер, предотвращает вероятность дублирования действий кассационного органа, а также подчеркивает специфику функций и задач, которые возложены на ВАС.Дополнительный аргумент
В качестве него выступают общеевропейские подходы к вопросу о допустимости надзорного пересмотра окончательного (вступившего в действие) решения суда. В соответствии с пунктом «С» статьи 7 Рекомендации Комитета министров СЕ, проведение такого рода процедур возможно, в первую очередь, в рамках определенного круга дел. К ним, например, относят такие, которые могут способствовать единообразному толкованию законодательства или развитию права, а также имеющие значение для всей общественности в целом. Россия не могла проигнорировать данную Рекомендацию, в связи с чем и появилась статья 304 в современной ее редакции.
Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК):
наименование суда, в который они подаются;
наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
указание на судебные постановления, которые обжалуются;
указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. Надзорное представление должно быть подписано Генпрокурором РФ или его заместителем.
К надзорным жалобе, представлению прилагаются:
заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу по количеству лиц, участвующих в деле.
документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.
Суд надзорной инстанции.
— это суд, осуществляющий пересмотр вступивших в законную силу приговоров и решений, примирений и постановлений нижестоящих судебных инстанций.
В настоящее время судом надзорной инстанцией в судах общей юрисдикции является только Президиум Верховного суда России.
В Президиум Верховного суда могут быть обжалованы в порядке судебного надзора:
Вступившие в силу акты областных и соответствующих судов, принятые ими по первой инстанции, если они были предметом рассмотрения в апелляционном порядке в Верховном суде России
Вступившие в силу судебные акты самого Верховного суда, если ранее они были рассмотрены в апелляционном порядке
Определение апелляционной коллегии Верховного суда
Определение судебных коллегий Верховного суда, вынесенных в апелляционном и кассационном порядке
Основанием для рассмотрения дела в суде надзорной инстанции является надзорная жалоба, поданная участниками процесса или иными лицами, если их права, свободы или интересы нарушены этими постановлениями.
Надзорные жалобы подаются в Верховный суд РФ, где они передаются одному из судей, который после изучения жалобы либо выносит постановление об отказе в передаче жалобы на рассмотрение Президиумом либо передает жалобу в Президиум Верховного суда.
Рассмотрение дела в Президиуме происходит на основании представленных документов, при этом неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствуют судебному разбирательству.
По результатам рассмотрения Президиум принимает постановление. Решение принимается большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против него, жалоба считается отклоненной.
Президиум Верховного суда вправе:
Оставить акты суда первой, апелляционной и кассационной инстанции без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения
Вправе отменить акт суда полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд
Вправе отменить судебный акт и прекратить производство по делу
Вправе оставить в силе одно из принятых судебных постановлений
Принять новое судебное постановление, если была допущена ошибка в толковании норм материального права (только гражданского судопроизводства)
Суды общей юрисдикции.
Им посвящен Федеральный Конституционный закон «о судах общей юрисдикции».
Мировые судьи.
Им посвящен Федеральный закон «о мировых судьях», а также законы субъектов федерации о мировых судьях.
Мировые судьи входят в единую судебную систему РФ и относятся к судам общей юрисдикции субъектов РФ.
Он представляет многосоставный суд, осуществляющий свои полномочия на территории участка мирового судьи.
Мировые судьи обладают следующими особенностями:
Предусмотрен порядок наделения мировых судей полномочиями в виде назначения или избрания на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ или избрание населением соответствующего судебного участка мирового судьи
Субъектам федерации регламентируется порядок подписания и выдача удостоверений мировым судьям
Установление субъекта Федерации срока полномочий мирового судьи
Финансирование деятельности мировых судей также происходит за счет бюджета субъекта федерации (кроме оплаты труда и других социальных выплат, которые производятся за счет федерального бюджета)
Законом субъекта федерации определяется порядок утверждения, положения об аппарате мирового судьи, устанавливаются места постоянного пребывания мирового судьи, определяемого с учетом мнения председателя районного суда; кроме этого закон о мировых судьях субъекта РФ могут предусматривать:
Установление флага субъекта РФ на зданиях, занимаемых
Отличительный знак мирового судьи
На мировых судей распространяются все положения закона «о статусе судей» , однако, имеются и определенные особенности. В частности, они связаны с порядком наделения мировых судей полномочиями.
Существует два порядка наделения мировых судей полномочиями:
Назначение или избрание законодательными (представительными) органами власти субъекта федерации
Избрание населением судебного участка
Мировые судьи назначаются или избираются на срок, установленный субъектом РФ. Федеральный закон говорит, что первоначально мировые судьи назначаются или избираются на срок не более 5 лет, а в последующий срок не менее 5 лет.
Закон Свердловской области указывает, что мировые судьи Свердловской области назначаются областной думой по представлению губернатора Свердловской области, основанному на представлении председателя Свердловского областного суда. Впервые на 3 года, а в последующем на 5 лет.
Заработную плату мировые судьи получают из федерального бюджета, подобно судьям федеральных судов, и должностные оклады составляют 60% оклада председателя Верховного суда, а Москвы и Санкт-Петербурга 64%.
Мировой судья действует в пределах судебного участка, то есть территории, на которую распространяется юрисдикция мирового судьи. На одном участке создается одна должность мирового судьи. Число мировых судей и количество участков в каждом субъекте определяется федеральным законом «об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ»
Судебные участки создаются из расчета численности населения от 15 до 23 тыс. человек. А в населенных пунктах меньше 15 тыс. человек создается один судебный участок.
Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции.
Надзорное производство – стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.
Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.
Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу судебных решениях, в интересах защиты прав осужденных.
Пересмотр в порядке надзора, который может иметь место в Верховных судах субъектов Федерации и в Верховном Суде РФ, имеет важное значение для судей всех судов, поскольку в решениях судов надзорных инстанций обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.
Решения, принятые судами, рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.
В надзорном производстве, так же как и в кассационном (апелляционном) производстве, проверяются законность и обоснованность судебного решения.
Кассационная (апелляционная) инстанция проверяет судебные решения, не вступившие в законную силу, которые подлежат исполнению только после вынесения решения суда второй инстанции, а предметом надзорного производства является вступившее в законную силу судебное решение, исполнение которого не приостанавливается в связи с проведением надзорной процедуры.
В кассационном (апелляционном) производстве дело может быть рассмотрено только один раз, в то время как в порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных инстанциях.
Надзорная жалоба и представление должны содержать:
Кассационные жалоба и представление должны содержать:
1) наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление;
2) данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
3) указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
4) доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований для отмены или изменения судебного решения;
5) перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;
6) подпись лица, подавшего жалобу или представление.
К надзорным жалобе или представлению прилагаются:
1) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;
2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;
3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.
Жалобы направляются «непосредственно в суд надзорной инстанции», правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение (ч. 1 ст. 404 УПК РФ).
Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления. Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления; или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.
В этом постановлении должны содержаться изложение оснований отказа в удовлетворении жалобы или представления, а именно основания признания доводов жалобы или представления неубедительными, противоречащими материалам дела или закону. Из этого постановления лицу, принесшему жалобу (представление), должны быть ясны мотивы отказа в удовлетворении жалобы (представления). Убедительные основания отказа в удовлетворении жалобы (представления) будут сдерживать заявителя от дальнейших обращений в надзорную инстанцию.
В ст. 406 УПК РФ не содержится указания на то, что постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления рассматривается и утверждается председателем соответствующего суда. Следовательно, постановление, вынесенное судьей, направляется заявителю, который может его обжаловать, председателю этого суда или его заместителю.
В п. 4 ст. 406 УПК РФ сказано о том, что председатель Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа или Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.
Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства в пределах предоставленных ему полномочий и принимает одно из решений, предусмотренных п. п. 1 — 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ. Ввиду необходимости соблюдения инстанционности надзорного производства, жалоба на отказ судьи в возбуждении надзорного производства должна быть рассмотрена председателем этого суда, и только после его отказа в возбуждении надзорного производства можно обратиться с надзорной жалобой или представлением в вышестоящий суд, обжалуя и предыдущие судебные решения, и отказ судьи в возбуждении надзорного производства.
Если дело истребовалось судом, то постановление, вынесенное в результате рассмотрения надзорной жалобы или представления, приобщается к делу. Если дело не истребовалось, то постановление судьи направляется для приобщения к уголовному делу по месту его нахождения. Во всяком случае, копия постановления судьи об отказе в возбуждении надзорного производства должна выдаваться лицу, принесшему жалобу (представление), и в случае его обращения в вышестоящую надзорную инстанцию, это постановление должно быть приложено к новой надзорной жалобе (представлению) (п. 2 ч. 2 ст. 404 УПК РФ).
Если в возбуждении надзорного производства было отказано судьей и председателем верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда, а судьей Верховного Суда РФ жалоба удовлетворена и возбуждено надзорное производство, то постановление судьи Верховного Суда РФ вместе с уголовным делом, если оно было истребовано, направляется на рассмотрение Президиума названного выше суда. Этим сохраняется инстанционность в рассмотрении дела, так как при несогласии с решением президиума верховного суда республики, краевого, областного суда может быть принесена надзорная жалоба (представление) в Верховный Суд РФ.
В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:
1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
При отмене или изменении судебного решения суд надзорной инстанции не вправе в прямой либо косвенной форме допускать ухудшение положения осужденного.
Аннотация. Предметом рассмотрения в настоящей статье выступают особенности рассмотрения уголовного дела в порядке надзора, основания для пересмотра приговора в суде надзорной инстанции. Кратко освещен исторический аспект появления судебного надзора, а также система надзорного судопроизводства в РФ на современном этапе.
Ключевые слова: Президиум Верхового Суда РФ, надзорная инстанция, надзорное производство, надзорная жалоба, судебное заседание, материалы дела, судья Верховного Суда РФ.
Исследуя историю появления такого института как надзорное производство, в России, следует отметить, что первоначально данный институт появляется в советском уголовном процессе. Обращает на себя внимание, прежде всего, функция надзорной инстанции: если сейчас мы говорим об обеспечении прав личности, то на тот момент институт надзора такую цель не преследовал. Его назначением была поддержка существующего советского тоталитаризма, утверждение революционного порядка. Несмотря на то, что судебная власть должна быть независимой и исполнять только возложенную на нее функцию отправления правосудия, вплоть до 1938 года, когда был принят Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, президиумы судов выполняли не только функцию надзора, но также являлись органами судебного управления. Такая функция президиумов впоследствии довольно длительный срок имела множество сторонников среди ученых [3].
Эффективность судебной надзорной инстанции была обусловлена степенью полномочий, которыми были наделены надзорные суды с целью выявления нарушений, которые были допущены судами низших инстанций. Те лица, которые являлись непосредственными участниками судопроизводства, в большей степени владели информацией о тех нарушениях, которые допустил суд при рассмотрении их дела, что нашло свое отражение и в УПК РСФСР: стороны были вправе ходатайствовать о пересмотре решения, которое уже вступило в законную силу.
Особенностью советского законодательства, касающегося надзорного судопроизводства, являлось также и то, что правом обращения с надзорными жалобами наделялись и те лица, и даже организации, которые не участвовали в деле. Чем же было обусловлено создание такого широкого круга субъектов, имеющих право участвовать в надзорном рассмотрении? Полагаем, что, прежде всего, это было связано с идеологией советского строя: при таком подходе возможность задействовать общественность в борьбе с преступностью была значительно шире. Кроме того, это объяснялось стремлением законодателя повысить эффективность рассмотрения судами дел, при этом используя по максимуму все источники информации о нарушениях законности, которые были допущены судами.
Если рассматривать институт надзорного производства на современном этапе, то здесь имеются существенные различия, но также есть и сходства. Действующий УПК РФ в главе 48.1 [1] выделяет надзорное производство в самостоятельную стадию уголовного судопроизводства. Ключевое значение этой стадии заключается в проверке законности, обоснованности и справедливости судебных приговоров, или иных решений судов, которые уже вступили в законную силу.
Выполняя функцию контроля, надзорное производство в уголовном процессе во многом аналогично стадиям апелляционного и кассационного производства, однако у него есть собственные, присущие только этой стадии, особенности. Далее мы подробно рассмотрим значение надзорного судопроизводства в современном уголовном процессе.
Проверка решения суда – единая задача, как для стадии надзора, так и для кассации и апелляции. Но все же большее сходство наблюдается между стадией кассационного и надзорного производства, поскольку на этих двух стадиях проверяются только те решения судов, которые уже вступили в законную силу. Более, того, круг лиц, которые имеют право обратиться в кассационную или надзорную инстанцию, одинаков – это лица, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 401.2 УПК РФ. [2]
Среди сходств также следует отметить и порядок судебного заседания: и кассационный, и надзорный суд не наделены правом на вынесение нового приговора, в отличие от судов первой и апелляционной инстанций. Вышеназванные инстанции только пересматривают уже вступившие в силу приговоры.
А вот отличия надзорного производства от всех иных стадий довольно специфичны.
о-первых, это судебный орган, уполномоченный пересматривать дело в порядке надзора – таким органом может быть только Президиум Верховного Суда РФ, согласно ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.
Во-вторых, виды решений, которые могут рассматриваться в порядке надзора. Президиум ВС РФ рассматривает следующие виды судебных решений:
• вынесенные судами областного уровня, а также окружными (флотскими) военными судами, по первой инстанции, но в случае, если для данных решений апелляционной инстанцией был Верховный Суд РФ;
• вынесенные в порядке апелляционного производства судебными коллегиями ВС РФ: Апелляционной, по уголовным делам, по делам военнослужащих;
• определения, вынесенные в апелляционном, кассационном порядке вышеуказанными судебными коллегиями;
• постановления, которые были вынесены Президиумом ВС РФ.[4]
Надзорное производство включает довольно широкий круг субъектов, которые правомочны подавать жалобы. В зависимости от того, кто именно обратился в надзорную инстанцию, поданное обращение будет именоваться по-разному. Так, если в надзорную инстанцию обратился Генеральный прокурор РФ, его заместитель, а равно — прокурор субъекта РФ или его заместитель, то такое обращение будет носить название — надзорное представление. Если же обращаются все иные участники процесса, то обращение именуется надзорной жалобой.
Для того, чтобы открыть надзорное производство, необходимы соответствующие основания. В качестве основания может выступать сомнение со стороны суда (в лице Председателя ВС РФ, либо его заместителя) в законности принятого решения, которые указаны в ст. 412.1УПК РФ.
В самом начале при поступлении к судье Президиума ВС РФ надзорной жалобы или представления вместе с самим уголовным делом, он внимательно изучает поступившие материалы, затем выносит постановление с целью передать поступившую жалобу (представление) на рассмотрение Президиума ВС РФ. Но постановление о передаче дела на рассмотрение выносится судьей только в случае, если изученная им жалоба (представление) будет признано мотивированным, о чем прямо указывается в п. 6 ч. 1 ст. 412.8 УПК РФ. Относительно срока подачи надзорной жалобы, в УПК указано, что жалобы в ВС РФ на решения судов, перечень которых указан в ст. 412.1 УПК, могут подаваться в Верховный Суд РФ в течение 1 года, с того дня, как обжалуемые решения вступили в силу.
Также действует здесь и правило восстановления пропущенных для подачи жалобы сроков, в случае наличия уважительных причин пропуска, согласно ст. 389.5 УПК РФ.
Выше нами уже упоминалось про субъекты надзорного производства: круг таких субъектов довольно широкий. Кто же может выступать в качестве субъектов в суде надзорной инстанции? Прежде всего, это телица, которые обратились за рассмотрением дела в порядке надзора и подали жалобу (представление). К данной категории субъектов относится Генеральный прокурор РФ, прокуроры областных прокуратур и их заместители, а также осужденные, которые не согласны со вступившим в силу ранее вынесенным приговором и т.д. С другой стороны, участниками надзорного производства выступают те субъекты, которые рассматривают дело, осуществляя предварительную проверку поступившей жалобы или представления: судья, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель. Также к субъектам относятся члены Президиума, которые осуществляют проверку поступившей жалобы (представления), поскольку тот судья или председатель Верховного Суда, его заместитель, которые передали жалобу (представление) на рассмотрение в Президиум, не могут участвовать в деле на дальнейшем этапе.
Этап проверки также имеет свои отличительные особенности: проверка в надзорном производстве (перед тем, как направить дело на рассмотрение в Президиум), подразделяется на два этапа: предварительная и основная. [6]У каждого из вышеназванных этапов – определенные задачи. Так, на предварительном этапе проверки судья ВС РФ изучает поданную жалобу (представление), по тем материалам, которые были приложены, а также материалам уголовного дела.
Завершающим этапом изучения поступившей жалобы или представления является вынесенное судьей постановление – либо об отказе в передаче жалобы (представления) на рассмотрение, либо о ее передаче на рассмотрение.
Важно подчеркнуть еще и такой момент: отказ в передаче жалобы (представления) на рассмотрение в Президиум может быть отменен, так как Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель наделены таким правом: указанные лица могут выразить свое несогласие с таким отказом, вынеся ответное постановление об отмене данного отказа, что означает передачу поданной жалобы (представления) на рассмотрение в Президиум ВС РФ.
Выше нами был рассмотрен этап предварительно проверки. Иная процедура предусматривается для основной проверки. Она включает в себя нескольку стадий:
1. Судья из числа ранее не участвовавших судей в рассмотрении дела, производит его доклад, излагая все обстоятельства дела, ранее принятые по нему решения, содержание надзорных жалоб (представлений). На данном этапе судьи могут задавать докладывающему вопросы [7].
2. При явке в судебное заседание лиц, указанных в ч. 3 ст. 412.10 УПК РФ, данные лица могут выступать в суде по существу дела, причем первым выступает тот, кто подал жалобу (представление).
3. Вынесение постановления Президиумом ВС РФ — как результат рассмотрения поданной жалобы (представления).
4. Исполнение вынесенного Президиумом Верховного Суда постановления в порядке, установленном ст. 389.33 УПК.
Обращает на себя внимание и порядок принятия решений при рассмотрении надзорной жалобы (представления). Здесь действует система большинства голосов. Предложение, которое наиболее благоприятным образом повлияет на положение осужденного, должно быть вынесено на голосование судей первым. Если «за» или же «против» проголосовало равное число судей, то такое предложение будет считаться отклоненным.
Как и в судебных заседаниях первой, апелляционной и кассационной инстанций, обязательно ведение протокола заседания секретарем, согласно ст. 259 УПК РФ. Если же какая-либо из сторон не согласна с протоколом, то они вправе вносить свои замечания относительно его содержания.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает специфика надзорного обжалования: порядок надзорного судопроизводства имеет ряд препятствий, а также и преимуществ. Рассмотрим некоторые из них подробно.
1) Рассмотрение жалобы в порядке надзора значительно затруднено тем, что существует возможность отказа в ее рассмотрении: так, проверка осуществляется только единственной инстанцией – Президиумом Верховного Суда РФ. А это, в свою очередь, может значительно снижать шансы на дальнейшее движение надзорной жалобы. Другим негативным аспектом является возможный отказ в рассмотрении жалобы на первоначальном этапе – в ходе проведения предварительной проверки.
2) Одним из преимуществ рассмотрения дела в порядке надзора является то, что лицо, подавшее жалобу (представление) имеет право предоставлять дополнительные материалы к ней. Ст. 412.5 УПК РФ в части 1 закрепляет право на предоставление материалов, которые могут быть приложены к надзорной жалобе для их дальнейшего изучения при проведении как предварительной, так и основной проверки.
3) Возможность «выхода» Верховного Суда за пределы доводов, изложенных в надзорной жалобе. Указанная возможность – достаточно серьезное преимущество, поскольку в данном случае Президиум Верховного Суда проверяет не только лишь то, насколько правильно нижестоящий суд применил нормы Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, но и то, насколько законно и обоснованно был вынесен приговор, и даже по отношению к лицам, не обжаловавшим вступивший в отношении них приговор в надзорной инстанции. Указанные возможности суда надзорной инстанции максимально эффективно способствуют соблюдению законности.
Однако здесь существует и некое изъятие: если в порядке апелляции судом проверяется законность и справедливость решения нижестоящего суда, то здесь, учитывая положения ч. 2 ст. 412.1 УПК, в порядке надзора проверяется только законность. Это означает, что справедливость приговора, а также соответствие выводов нижестоящего суда, решение которого подлежит проверке, не являются компетенцией суда надзорной инстанции.
Но, вместе с тем, в целях определения правильности применения норм уголовного закона, в порядке надзора в некоторой степени может быть проверено дело и по существу. Данное положение закреплено в ч. 1 ст. 412.12 УПК.
Четкий запрет, изложенный в ч. 2 ст. 412.9 УПК на допустимость поворота к худшему. Если исследовать суть данного положения более детально, углубившись в него, то это будет означать, что пересмотр дела по ухудшающим положение осужденного (или оправданного), лица основаниям, в отношении которого прекращено уголовное дело, все же допускается. Однако законом устанавливается четкий сок для такого пересмотра: он не должен превышать одного года с того дня, как приговор, постановление либо определение суда вступят в законную силу. Но такой пересмотр допускается далеко не всегда: основаниями для ухудшения положения вышеназванных лиц могут быть только грубейшие нарушения закона, которые были допущены в ходе судебного разбирательства, если они исказили саму суть правосудия. На практике обычно такое допустимо, если имели место серьезные нарушения конституционных прав граждан, ошибки следствия при квалификации деяний, которые могут повлиять на размер и вид наказания [5].
В целом, если же говорить о полномочиях Верховного Суда РФ как надзорной инстанции, то можно отметить, что они довольно широки. Так, по результату рассмотрения поданной жалобы (представления), данная инстанция имеет право на следующие действия:
— надзорные представления или жалобу оставить без удовлетворения;
— отменить ранее вынесенные судебные решения:
А) прекратить производство по делу;
Б) передать дело на новое рассмотрение суду первой инстанции;
В) отмену ранее вынесенные в порядке апелляции и кассации решения судов, передав дело вышеназванным судам на новое рассмотрение;
Г) с дальнейшим возвращением дела прокурору по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 389.22 УПК;
— частичное изменение приговор, определение или постановление суда;
Рассмотрев ключевые особенности современного надзорного производства по уголовным делам, мы пришли к выводу, что надзорная инстанция наделена очень широкими полномочиями при рассмотрении решений нижестоящих судов. Это вполне закономерно и логично, ведь главной задачей надзорного производства выступает максимальное обеспечение законности и соблюдение прав участников процесса. Важно понимать, что надзорное рассмотрение не является чем-то обыденным для нашей страны. Согласно официальной статистике, за 2018 год было подано всего 5863 надзорных представлений и жалоб по уголовным делам, из которых Президиум ВС РФ рассмотрел только 243 уголовных дела. [8] Вместе с тем, такая процедура – последняя надежда для тех лиц, приговоры и решения судов в отношении которых имели серьезные нарушения закона, вследствие чего были вынесены необоснованно. Однако, в настоящий момент серьезным недостатком надзорного производства следует все же считать его недоступность: очень сложный, двухуровневый порядок проверки надзорной жалобы или представления существенно снижает шансы обратившегося на «верховное» рассмотрение дела.
Список литературы
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
2. Адвокатура в Российской Федерации: учебник / А. В. Гриненко, Ю. А. Костанов, С. А. Невский, А. С. Подшибякин. — СПб.: Проспект, 2011. — С. 172.
3. Андреева О.И. Уголовный процесс: учебник / под ред. О.И. Андреевой, А.Д. Назарова, Н.Г. Стойко и А.Г. Тузова.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 445 с.
4. Барабаш, А. С. Публичное начало российского уголовного процесса / А.С. Барабаш. — М.: Юридический центр Пресс, 2016. — 432 c.
5. Ендольцева, А. В. Стадии уголовного судопроизводства (уголовного процесса) / А.В. Ендольцева. — М.: МосУ МВД России, Щит-М, 2017. — 721 c.
6. Лазарева, В. А. Защита прав личности в уголовном процессе / В.А. Лазарева, В.В. Иванов, А.К. Утарбаев. — М.: Юрайт, 2016. — 320 c.
7. Смирнов, А.В. Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2011. — 704 с.
8. https://www.vsrf.ru/
Производство в порядке надзора – это самостоятельная и исключительная стадия гражданского процесса. Пересмотр в порядке надзора решений и определений, вступивших в законную силу, имеет большое значение для правильного, единообразного применения закона и исправления ошибок, допускаемых судами.
Надзорное производство –это исключительный способ проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;
5) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
6) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.
Правом на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.
Общий срок на обжалование в порядке надзора – три месяца. На подачу
жалобы на имя Председателя Верховного Суда РФ – 6 месяцев (ч. 2 ст. 391-11 ГПК РФ).
В отличие от кассационных и апелляционных жалоб, надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.
Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с требованиями закона, изучаются судьей Верховного Суда РФ.
Надзорные жалобы, представления изучаются по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда РФ выносит одно из следующих определений:
1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Следует отметить, что Председатель ВС РФ, либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.
Следуем учитывать, что Председатель ВС либо его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.
Основаниемдля отмены судебных актов в порядке надзора может являться в принципе любое (исходя из дословного прочтения ст. 391-9 ГПК РФ) нарушение, в результате которого обжалуемым постановлением нарушаются:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ по правилам, предусмотренным гл. 10 ГПК. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.
Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.
В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме ВС РФ, докладываются судьей ВС РФ.
Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Лица, явившиеся в заседание Президиума, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.
По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление.
При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.
Председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
Необходимо отметить, что Председатель ВС РФ или его заместитель, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление.
Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Необходимо помнить, что при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Указания Президиума Верховного Суда РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Производство в суде надзорной инстанции.
1. Сущность и значение надзорного производства.
2. Особенности возбуждения надзорного производства.
3. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.
4. Полномочия суда надзорной инстанции.
5. Основания для отмены судебных постановлений в порядке надзора.
Сегодня надзорная стадия рассматривается как исключительная стадия гражданского процесса. Если апелляция и кассация рассматриваются как ординарные стадии, то надзор – это исключение из правил пересмотра, что означает, что не любое решение может быть пересмотрено в надзоре.
По общему правилу предполагается, что решение должно быть законным и обоснованным, а если были допущены нарушения, то они должны быть исправлены до вступления решения в законную силу. Поэтому надзор – это исключительная стадия, исключение из этого общего правила.
При этом не обязательно обращаться в надзорную инстанцию перед тем, как обращаться в Европейский Суд.
Но надзор является дополнительной гарантией защиты прав.
Основные черты сегодняшней надзорной инстанции.
1) Пересматриваются вступившие в законную силу решения суда, причём всех судов, за исключением решений Президиума ВС РФ (это окончательная инстанция, выше нет – и обжаловать некуда).
2) Обращаться в надзор можно только если исчерпаны иные способы защиты – и апелляция, и кассация.
3) Осуществляются судами надзорной инстанции. Это: Президиум суда субъекта РФ; судебная коллегия ВС РФ; Президиум ВС РФ.
4) Срок обжалования в надзорной инстанции сегодня – 6 месяцев, при этом этот срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, если лицо не могло обратиться в пределах этого срока с надзорной жалобой по причине стечения тяжёлых обстоятельств, связанных с болезнью и какими-то иными тяжёлыми обстоятельствами.
Необходимо, чтобы эти тяжёлые обстоятельства имели место в течение года (одного (1) года) после вступления решения в законную силу. Если после – то уже никакие обстоятельства не рассматриваются и не принимаются.
5) Для надзорного производства установлен предварительный порядок рассмотрения надзорной жалобы, она рассматривается судьёй суда надзорной инстанции, который выносит определение либо о передаче жалобы на рассмотрения либо об отказе в передаче.
6) В надзоре проверяется только законность, обоснованность не проверяется. Причём решение подлежит отмене только в случае существенного нарушения норм материального или процессуального права.
7) Проверка осуществляется только в пределах доводов надзорной жалобы, не допускается представление новых доказательств и установление новых фактов.
2. Особенности возбуждения надзорного производства.
3. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.
4. Полномочия суда надзорной инстанции.
5. Основания для отмены судебных постановлений в порядке надзора.
Надзорное производство с 1 января 2012 года меняется. Она остаётся, но в ней произойдут изменения.
Надзорная инстанция по-прежнему будет исключительной стадией, но ещё более исключительной. Устанавливается для решений, вступивших в законную силу.
То есть у нас будет две инстанции для проверки решений, вступивших в законную силу – кассация и надзор.
Решения, которые могут стать объектом надзорного производства:
1. В надзорном производстве могут пересматриваться решения Областных судов, если они были предметом рассмотрения в Верховном суде.
2. Объектом надзорного производства являются решения Верховного суда, если они были предметом апелляционного рассмотрения.
3. Решения апелляционной коллегии Верховного Суда РФ (она создаётся вместо кассационной коллегии).
4. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по апелляционной инстанции.
5. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по кассационной инстанции.
Органом, осуществляющим пересмотр надзорной инстанции (единственным надзорным органом) является Президиум Верховного Суда РФ,
Пример. По новому законодательству.
Мировой судья вынес решение – 1 инстанция.
Районный суд – 2 инстанция (апелляция).
Президиум областного суда – кассация (3 инстанция).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда – это тоже кассация (3 инстанция). Кассация разрешается два раза.
И вот после этого можно обратиться в надзорную инстанцию – Президиум Верховного Суда РФ. Для решений мирового судьи это будет 4 инстанцией.
Если мы возьмём решение районного суда по 1 инстанции.
Апелляция – судебная коллегия областного суда.
Кассация – Президиум областного суда.
Вторая кассационная инстанция – это судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.
И, опять же, Президиум Верховного Суда РФ – надзорная инстанция (4 инстанция).
Если по первой инстанции вынес Областной суд решение.
Апелляция – судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда.
Третья инстанция – это сразу Президиум Верховного Суда (сразу надзор, нет кассации).
Если по первой инстанции вынес решение Верховный Суд РФ.
Апелляция – апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.
Третья инстанция – Президиум Верховного Суда РФ (тоже – сразу надзор).
Срок пересмотра (сегодня срок подачи жалобы – 3 месяца после вступления в законную силу предыдущего акта, который обжалуется – последнего акта, который может быть обжалован). Жалоба подаётся непосредственно в Верховный Суд РФ.
В жалобе обязательно указываются мотивы и основания для пересмотра.
Надзорная жалоба изучается судьёй, установлен предварительный порядок. Это положение обжаловалось в Конституционный Суд – то, что есть барьер для обжалования; КС РФ посчитал, что этим не нарушается право на судебную защиту, ведь это исключительная станция, так что установления специального «фильтра» – это нормально.
По каким основаниям (не комплекс оснований, а каждое основание может быть отдельно) может быть отменено решение в надзорной инстанции:
1. Если любым из принятых актов нарушаются права и свободы, гарантированные конституцией, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.
2. Если нарушаются права неопределённого круга лиц и публичные интересы.
3. Если нарушается единообразия применения и толкования норм права.
По этим положениям сближаются надзорные инстанции в гражданском и арбитражном процессе.
Не допускается обжалование, если не приняли надзорную жалобу при предварительной проверке. Но председатель ВС РФ или его заместитель могут не согласиться с определением судьи об отказе пересмотра в надзоре, если лицо, подавшее жалобу, обратилось с жалобой об этом к ним. Это положение касается и нынешней, и новой надзорной стадии.
На экзамене не будут спрашивать в деталях в чём заключаются изменения, но принципиальные изменения в сущности – знать надо.
Есть ещё одна форма пересмотра.
Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
Изменилось само название – «и новым обстоятельствам».
Все предыдущие формы (апелляция, кассация, надзор) связаны с пересмотром судебных решений, в которых предполагается или допущена ошибка судом – судебные ошибки, связанные с незаконностью и/или необоснованностью.
Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам не связаны с судебной ошибкой. Решение является законным и обоснованным, но тем не менее закон допускает эту факультативную форму пересмотра, потому что иногда открываются обстоятельства, которые не были известны при рассмотрении дела, или появляются новые обстоятельства, которые ставят решение об сомнение.
Это факультативная форма пересмотра.
И здесь цель – это проверка решения на соответствие вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
До 2012 года установлен пересмотр только по вновь открывшимся обстоятельствам. С 2012 года включаются и новые обстоятельства.
Итак, две группы обстоятельств для пересмотра.
1 группа. Вновь открывшиеся обстоятельства.
2 группа. Новые обстоятельства.
Вновь открывшиеся обстоятельства – это те обстоятельства, которые существовали на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, но не были и не могли быть известны заявителю.
Вновь открывшимися могут быть признаны только такие обстоятельства, которые являются существенными для данного дела. Иными словами – только юридический факт (скажем, завещание – это да, это юридический факт; а если просто письмо завалялось и нашлось, в котором размышления умершего – это нет).
Кроме того, к вновь открывшимся относятся заведомо ложные показания свидетеля, которые были положены в основу решения, а также заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств. Но здесь нужны условия – это «подложные доказательства» (условно назовём их так) привели к вынесению незаконного или необоснованного решения; при этом подложность этих доказательств должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда.
И последнее основание – это преступление сторон, других лиц, участвующих в деле и преступления судей, совершённые при рассмотрении данного дела. И это тоже должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда.
Новые обстоятельства.
Новые обстоятельства – это обстоятельства, которые появились после вынесения решения и вступления его в законную силу и которые свидетельствуют о возможной незаконности или необоснованности судебного акта.
К новым обстоятельствам относятся:
1) Отмена судебного постановления суда общей юрисдикции, или арбитражного суда, или решение государственного органа – в общей, отмена какого-то значимого акта, которое послужило основой для принятия решения (скажем, решение по уголовному делу). У нас ведь преюдициальность фактов.
2) Признание вступившим в законную силу судебным постановлением недействительной сделки, которое послужило основой для принятия решения.
Это положение заимствовало из арбитражного процесса.
3) Признание Конституционным Судом РФ несоответствующим Конституции закона, который был применён в данном деле.
4) Установление Европейским Судом по правам человека нарушение положений Европейской Конвенции по правам человека при рассмотрении судом конкретного дела, по которому заявитель обращался в Европейский Суд.
5) Здесь тоже ГПК привели в соответствие с АПК РФ. Определение в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, иными словами – сформулированные Президиумом правовые позиции. По сути дела – это и есть прецедент. У нас всегда учитывали такие правовые позиции, но – на будущее; здесь же есть обратная сила, они распространяются и на прошлое.
По вновь открывшимся обстоятельствам по общему правилу будет пересматривать суд, принявший решение по существу. То есть это может быть как суд первой инстанции, так и суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, если он отменил решение суда предыдущей инстанции и принял новое решение. В общем, нужно в последний суд, принявший решений по существу.
Если решение не соответствует этим новым обстоятельствам, то оно подлежит отмене и дело рассматривается сначала в первой инстанции, но уже с учётом этих новых и вновь открывшихся обстоятельств.
Последняя тема – это исполнительное производство. Нужно смотреть самим, вопросы небольшие.
По новому законодательству апелляция будет неполной (есть полная и неполная), это, по сути – кассация.
Кассационное производство по новому законодательству. В нём будут проверяться решения, вступившие в законную силу, причём решения всех судов, за исключением постановлений верховного суда РФ (причём любых постановления ВС РФ). Срок для кассации сейчас – 10 дней, а по новому законодательству – 6 месяцев будет срок для подачи кассационной жалобы, причём при условии, что были исчерпаны иные способы для обжалования. То есть допускается если только сторона обжаловала в апелляционном порядке (то есть перепрыгивать апелляцию нельзя).
Меняется орган, который пересматривает решения в кассационном порядке. Сейчас такой кассационной инстанцией являются: для решений районного суда – судебная коллегия по гражданским делам областного дела… Сейчас кассационной инстанцией становится президиум суда субъекта РФ для решений районных и мировых судов, а также кассационной инстанцией может быть судебная коллегия ВС РФ.
Основания для проверки, пересмотра в кассационной инстанции – существенные нарушения норм материального или процессуального права, то есть незаконность (причём не просто незаконность, а существенные нарушения; существенность – оценочный критерий, который устанавливается в каждом конкретном случае).
Сейчас кассационная инстанция рассматривает решения, пересматривает их в пределах доводы жалоб – только в пределах этих доводов и только в отношении того лица, которое обжалует решение. Для кассационной инстанции новое заключается в том, что установлен предварительный порядок рассмотрения кассационной жалобы судьёй единолично суда кассационной инстанции. Сейчас же, если все формальные требования соблюдены, то кассационное рассмотрение возбуждается автоматически, без проверки того, а может ли быть оно рассмотрено или нет.
По результатам рассмотрения суд кассационной инстанции по новому закону установлены три комплекса оснований для отмены:
1) если установлены существенные нарушения норм материального или процессуального права;
2) если эти нарушения повлияли на исход дела;
3) без устранение этих нарушений невозможно восстановление и защита прав (частных прав или публичных интересов).
При совокупности этих условий решение в кассационной инстанции по новому порядку будет подлежать отмене.
Надзорное производство с 1 января 2012 года меняется. Она остаётся, но в ней произойдут изменения.
Надзорная инстанция по-прежнему будет исключительной стадией, но ещё более исключительной. Устанавливается для решений, вступивших в законную силу.
То есть у нас будет две инстанции для проверки решений, вступивших в законную силу – кассация и надзор.
Решения, которые могут стать объектом надзорного производства:
1. В надзорном производстве могут пересматриваться решения Областных судов, если они были предметом рассмотрения в Верховном суде.
2. Объектом надзорного производства являются решения Верховного суда, если они были предметом апелляционного рассмотрения.
3. Решения апелляционной коллегии Верховного Суда РФ (она создаётся вместо кассационной коллегии).
4. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по апелляционной инстанции.
5. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по кассационной инстанции.
Органом, осуществляющим пересмотр надзорной инстанции (единственным надзорным органом) является Президиум Верховного Суда РФ,
Пример. По новому законодательству.
Мировой судья вынес решение – 1 инстанция.
Районный суд – 2 инстанция (апелляция).
Президиум областного суда – кассация (3 инстанция).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда – это тоже кассация (3 инстанция). Кассация разрешается два раза.
И вот после этого можно обратиться в надзорную инстанцию – Президиум Верховного Суда РФ. Для решений мирового судьи это будет 4 инстанцией.
Если мы возьмём решение районного суда по 1 инстанции.
Апелляция – судебная коллегия областного суда.
Кассация – Президиум областного суда.
Вторая кассационная инстанция – это судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.
И, опять же, Президиум Верховного Суда РФ – надзорная инстанция (4 инстанция).
Если по первой инстанции вынес Областной суд решение.
Апелляция – судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда.
Третья инстанция – это сразу Президиум Верховного Суда (сразу надзор, нет кассации).
Если по первой инстанции вынес решение Верховный Суд РФ.
Апелляция – апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.
Третья инстанция – Президиум Верховного Суда РФ (тоже – сразу надзор).
Срок пересмотра (сегодня срок подачи жалобы – 3 месяца после вступления в законную силу предыдущего акта, который обжалуется – последнего акта, который может быть обжалован). Жалоба подаётся непосредственно в Верховный Суд РФ.
В жалобе обязательно указываются мотивы и основания для пересмотра.
Надзорная жалоба изучается судьёй, установлен предварительный порядок. Это положение обжаловалось в Конституционный Суд – то, что есть барьер для обжалования; КС РФ посчитал, что этим не нарушается право на судебную защиту, ведь это исключительная станция, так что установления специального «фильтра» – это нормально.
По каким основаниям (не комплекс оснований, а каждое основание может быть отдельно) может быть отменено решение в надзорной инстанции:
1. Если любым из принятых актов нарушаются права и свободы, гарантированные конституцией, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.
2. Если нарушаются права неопределённого круга лиц и публичные интересы.
3. Если нарушается единообразия применения и толкования норм права.
По этим положениям сближаются надзорные инстанции в гражданском и арбитражном процессе.
Не допускается обжалование, если не приняли надзорную жалобу при предварительной проверке. Но председатель ВС РФ или его заместитель могут не согласиться с определением судьи об отказе пересмотра в надзоре, если лицо, подавшее жалобу, обратилось с жалобой об этом к ним. Это положение касается и нынешней, и новой надзорной стадии.
На экзамене не будут спрашивать в деталях в чём заключаются изменения, но принципиальные изменения в сущности – знать надо.
Есть ещё одна форма пересмотра.
Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
Изменилось само название – «и новым обстоятельствам».
Все предыдущие формы (апелляция, кассация, надзор) связаны с пересмотром судебных решений, в которых предполагается или допущена ошибка судом – судебные ошибки, связанные с незаконностью и/или необоснованностью.
Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам не связаны с судебной ошибкой. Решение является законным и обоснованным, но тем не менее закон допускает эту факультативную форму пересмотра, потому что иногда открываются обстоятельства, которые не были известны при рассмотрении дела, или появляются новые обстоятельства, которые ставят решение об сомнение.
Это факультативная форма пересмотра.
И здесь цель – это проверка решения на соответствие вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
До 2012 года установлен пересмотр только по вновь открывшимся обстоятельствам. С 2012 года включаются и новые обстоятельства.
Итак, две группы обстоятельств для пересмотра.
1 группа. Вновь открывшиеся обстоятельства.
2 группа. Новые обстоятельства.
Вновь открывшиеся обстоятельства – это те обстоятельства, которые существовали на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, но не были и не могли быть известны заявителю.
Вновь открывшимися могут быть признаны только такие обстоятельства, которые являются существенными для данного дела. Иными словами – только юридический факт (скажем, завещание – это да, это юридический факт; а если просто письмо завалялось и нашлось, в котором размышления умершего – это нет).
Кроме того, к вновь открывшимся относятся заведомо ложные показания свидетеля, которые были положены в основу решения, а также заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств. Но здесь нужны условия – это «подложные доказательства» (условно назовём их так) привели к вынесению незаконного или необоснованного решения; при этом подложность этих доказательств должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда.
И последнее основание – это преступление сторон, других лиц, участвующих в деле и преступления судей, совершённые при рассмотрении данного дела. И это тоже должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда.
Новые обстоятельства.
Новые обстоятельства – это обстоятельства, которые появились после вынесения решения и вступления его в законную силу и которые свидетельствуют о возможной незаконности или необоснованности судебного акта.
К новым обстоятельствам относятся:
1) Отмена судебного постановления суда общей юрисдикции, или арбитражного суда, или решение государственного органа – в общей, отмена какого-то значимого акта, которое послужило основой для принятия решения (скажем, решение по уголовному делу). У нас ведь преюдициальность фактов.
2) Признание вступившим в законную силу судебным постановлением недействительной сделки, которое послужило основой для принятия решения.
Это положение заимствовало из арбитражного процесса.
3) Признание Конституционным Судом РФ несоответствующим Конституции закона, который был применён в данном деле.
4) Установление Европейским Судом по правам человека нарушение положений Европейской Конвенции по правам человека при рассмотрении судом конкретного дела, по которому заявитель обращался в Европейский Суд.
5) Здесь тоже ГПК привели в соответствие с АПК РФ. Определение в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, иными словами – сформулированные Президиумом правовые позиции. По сути дела – это и есть прецедент. У нас всегда учитывали такие правовые позиции, но – на будущее; здесь же есть обратная сила, они распространяются и на прошлое.
По вновь открывшимся обстоятельствам по общему правилу будет пересматривать суд, принявший решение по существу. То есть это может быть, как суд первой инстанции, так и суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, если он отменил решение суда предыдущей инстанции и принял новое решение. В общем, нужно в последний суд, принявший решений по существу.
Если решение не соответствует этим новым обстоятельствам, то оно подлежит отмене и дело рассматривается сначала в первой инстанции, но уже с учётом этих новых и вновь открывшихся обстоятельств.
Последняя тема – это исполнительное производство. Нужно смотреть самим, вопросы небольшие.
Что такое надзорная юрисдикция Высокого суда?
В. Какое из следующих утверждений относится к надзорной юрисдикции Высокого суда? 1) Надзорная юрисдикция Высокого суда не включает административного надзора.
2) Высокий суд не занимается переводом членов судебной службы штата (кроме районных судей).
— Опубликовано 9 марта 17
a. Только 1
б. только 2
c. 1 и 2
d. Ни 1, ни 2
ОТВЕТ: Ни 1, ни 2
- Надзорная юрисдикция Высокого суда —
- Высокий суд обладает полномочиями по надзору за всеми судами и трибуналами, действующими в его территориальной юрисдикции.
- Сюда не входят военные суды или трибуналы.
- Эта власть Высокого суда очень широка.
- Распространяется на все суды и трибуналы независимо от того, подпадают ли они под апелляционную юрисдикцию Высокого суда или нет.
- Охватывает административный и судебный надзор.
- имеет ревизионную юрисдикцию.
- Это может принять меры suo-motu, и это не обязательно по заявлению партии.
- Высокий суд имеет административный контроль и другие полномочия в отношении подчиненных судов.
- Назначение, назначение на должность и повышение в должности районных судей и т. Д., сделано губернатором на консультации Высокого суда.
- Высокий суд занимается вопросами размещения, продвижения по службе, перевода и т. Д. Членов судебной службы государства (кроме районных судей).
- Высокий суд может отозвать дело, находящееся на рассмотрении в нижестоящем суде, если оно затрагивает существенный вопрос права, требующий толкования Конституции.
- Высокий суд может затем разрешить само дело или определить вопрос о праве и вернуть дело в нижестоящий суд с его решением.
- Закон Высокого суда обязателен для всех подведомственных судов, действующих в пределах его территориальной юрисдикции.
Обычно он ограничен —
1.превышение юрисдикции;
2. неуважение к закону вышестоящих судов;
3. грубое нарушение естественной справедливости;
4. ошибка закона;
5. ошибочные выводы;
6. явная несправедливость и т. Д.
Контроль Высокого суда над подчиненными судами —
К ним относятся —
Высокий суд штата Карнатака: Судья, состоящий из одного судьи в составе Х.Г. Рамеша Дж., Рассматривая гражданское исковое заявление против промежуточного постановления суда первой инстанции по иску, поданному между заявителем и ответчиком, постановил, что надзорная юрисдикция Высокого суда в соответствии со статьей 227 может быть осуществлено только в том случае, если суд низшей инстанции не подал в пределах своей юрисдикции.
В настоящем деле в иске, находящемся на рассмотрении между заявителем и ответчиком, суд первой инстанции вынес промежуточный приказ, позволяющий ответчику / истцу представить определенные документы посредством вторичных доказательств. Раздраженный указанным приказом, заявитель / ответчик предпочли настоящее исковое заявление в Высоком суде.
Суд рассмотрел закон в отношении юрисдикции Высоких судов в соответствии со статьями 226 и 227 и опирался на решение Апекс-суда в Радж Кумар Бхатия против Субхаша Чандера Бхатии, (2018) 2 SCC 87, чтобы признать, что надзорная юрисдикция наделялась Высокий суд в соответствии со статьей 227 ограничивается только проверкой того, действовал ли нижестоящий суд или трибунал в рамках параметров своей юрисдикции.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд отказал в удовлетворении настоящего ходатайства. Однако петиционеру была предоставлена свобода оспаривать оспариваемый приказ в Апелляционном суде, как это предусмотрено статьей 105 Гражданского процессуального кодекса 1908 года. [Karnataka Neeravari Nigam Limited v. Shankar Construction Company, WP (C) № 46389 2015, решено 05-10-2018]
,Закон о Верховном суде
Веб-сайт правительственного агентства Сингапура Часто задаваемые вопросы | Обратная связьA- A +
- Домой
- Просматривать
Акты
Текущий Отменен / нахождения UncommencedДополнительное законодательство
Текущий Revoked / нахождения UncommencedКАК ОПУБЛИКОВАНО
Дополнение к Актам Дополнение счета Дополнение к дополнительному законодательству Пересмотренные издания законов Пересмотренные издания дополнительного законодательстваБЫСТРЫЕ ССЫЛКИ
Конституционные инструменты Основные акты Дополнительное законодательство Закон о толковании Частные акты Английский акты Имперские Акты Достижения / Награды Часто доступное законодательство
О Верховном Суде
Верховный суд является высшим судом в штате Новый Южный Уэльс. Он имеет неограниченную гражданскую юрисдикцию и слушает самые серьезные уголовные дела.
Суд обладает как апелляционной, так и судебной юрисдикцией. Апелляционные суды являются:
Судебная работа уголовной и гражданской юрисдикций делится на два отдела:
Роль Верховного Суда в системе судов штата Новый Южный Уэльс
Верховный суд является высшей судебной инстанцией в штате Новый Южный Уэльс и, как таковой, обладает неотъемлемой юрисдикцией в дополнение к своей конкретной законодательной юрисдикции.
Суд обладает надзорной юрисдикцией в отношении других судов и трибуналов Нового Южного Уэльса и в целом осуществляет эту юрисдикцию через свои апелляционные суды.
Диаграмма ниже представляет собой упрощенное представление процессов обжалования в гражданском и судебном порядке в штате Новый Южный Уэльс. Фактические права на апелляцию определяются соответствующим законодательством.
Диаграмма ниже представляет собой упрощенное представление процесса уголовного обжалования в штате Новый Южный Уэльс. Фактические права на апелляцию определяются соответствующим законодательством.
* Апелляционный суд по уголовным делам (CCA) может заслушивать некоторые апелляции по вопросам, связанным с 32A
Закон о безопасности и гигиене труда 2000 года.
** Некоторые жалобы поданы в окружной суд штата Новый Южный Уэльс.
# Некоторые апелляции от судебного разбирательства могут быть поданы в ССА.
Где осуществляется работа суда?
Производство в Апелляционном суде, Апелляционном суде, Отделе общего права и Отделе справедливости проводится в любом из следующих мест:
Здание суда, Площадь Квинс, Сидней
Сент-Джеймс Роуд Корт, Сент Джеймс Роуд, Сидней
Здание суда на Кинг-стрит, улицы Корнер и Элизабет, Сидней
Здание суда Дарлингхерст, площадь Тейлор, Сидней
Wentworth Chambers, 180 Phillip Street, Сидней
Больница Роуд Корт Комплекс, Больница Роуд, Сидней
Уголовные и гражданские процессы могут проводиться на региональных площадках по всему Новому Южному Уэльсу по мере необходимости.