Алиментные обязательства неработающих родителей
В соответствии с ч.1 ст.139 Кодекса РК от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» (далее – Кодекс) «При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.».
Ст.99 Закона РК от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее – Закон), как и ст.169 Кодекса, регламентирует порядок взыскания алиментов при отсутствии у должника заработной платы. Ч.2, 3 указанной статьи устанавливает:
«2. Размер задолженности по алиментам определяется судебным исполнителем по месту исполнения решения исходя из фактической заработной платы (дохода), получаемой должником за время, в течение которого взыскание не производилось, либо получаемой им к моменту определения задолженности, по выбору взыскателя.
3. В случае, если должник в этот период не работал или не представлены документы, подтверждающие его заработок и иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней месячной заработной платы в Республике Казахстан на момент взыскания задолженности.».
Ранее имелись противоречия между ст.99 Закона и ст.169 Кодекса в части определения дохода неработающего должника для исчисления размера алиментов – в соответствии с Законом размер дохода устанавливался как размер средней месячной заработной платы в регионе проживания (в области, столице или городе республиканского значения) на момент взыскания задолженности, а в Кодексе – как минимальный размер месячной заработной платы. И по силе действия акта применялись нормы Кодекса. В соответствии с изменениями и дополнениями от 15 января 2014 года, внесенными в Закон, Кодекс, и вступившие в силу с 29.01.2014 г., размер указанных алиментов увеличился до средней месячной заработной платы в РК.
Считаю данную норму неэффективной и несправедливой. Размер средней заработной платы в каждом регионе «свой».
Например, согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике в марте 2014 года этот размер по Республике Казахстан составил 116 768 тенге, а по регионам: Акмолинская область — 80 394 тенге, Жамбылская область — 78 085 тенге, Костанайская область — 82 673 тенге, Павлодарская область — 97 511 тенге, Атырауская область — 215 633 тенге, Мангыстауская область — 223 950 тенге, город Астана — 168 609 тенге. Исходя из этого, в тех регионах, в которых размер средней зарплаты определен гораздо выше республиканского (в зависимости от постоянного регионального ценообразования), является непродуманным шагом законодателя, который устанавливает обсуждаемый размер средней зарплаты по Республике. Статистические «сухие» данные заметно отличаются и от реальных зарплат и доходов. Не секрет, что многие работодатели (особенно в сельских зонах) принимают работников неофициально для избежания налогов и других расходов, либо работники сами готовы на такие условия по многим факторам. Таким образом, размер средней месячной зарплаты в Республике несколько неподъемен для большой части должников регионов, в которых этот размер значительно ниже. Всё это создает условия для ещё большего «ухода» должников от уплаты алиментов и снижения их задолженности, по психологическим мотивам в том числе. Также имеются случаи, когда из-за нововведений в законодательстве должники чтобы не выплачивать алименты из расчета средней зарплаты по Казахстану, устраиваются на работу, в т.ч. и формально, с существенно заниженным размером зарплаты (отсюда исходят и другие правонарушения в области трудового права, налогообложения), и взыскателю в таких случаях тяжело доказать, что должник фактически имеет больший доход; либо начинают вовсе скрываться от судоисполнителей, что создает препятствия в исполнительном производстве и для взыскателя, что ведет к длительным судебным тяжбам и лишней «нервотрепке».
Считаю, что необходимо вернуть ранее действующую норму в соответствующие Закон и Кодекс, устанавливающую определять задолженность по алиментам исходя из размера средней месячной заработной платы в регионе проживания должника (в области, столице или городе республиканского значения), что будет являться более адекватной и эффективной мерой для сторон в исполнительном производстве. По моему мнению, это сопутствующим образом исключит еще больший рост правонарушений в сфере трудового, налогового права; предпосылки для коррупции, в том числе в сфере государственного контроля.
Вся важная информация о коронавирусе в Казахстане публикуется в telegram канале «zakon.kz». Подписывайтесь!
Размер алиментов в Казахстане сократился в четыре раза
Казахстанские дети стали получать в 4 раза меньше алиментов в результате перерасчетов, принятых в новом Кодексе «О браке и семье».
Об этом в своем запросе, озвученном на пленарном заседании Мажилиса, заявила депутат парламентской фракции «Ак жол» Екатерина Никитинская, передает Bnews.kz.
Как сообщила депутат, до нынешнего года, в соответствии с п.3 ст. 99 ЗРК «Об исполнительном производстве», в случае уклонения от выплаты алиментов задолженность по ним определялись из размера средней заработной платы в регионе проживания оставившего детей родителя. Учитывая, что в среднем по стране размер среднемесячной зарплаты по регионам сегодня составляет 105 тыс тенге, к начислению на одного ребёнка приходилось около 26 тыс. тенге в месяц. «Однако после принятия в прошлом году Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», с января т.г. размер задолженности по алиментам стал определяться исходя из минимального размера месячной заработной платы, что привело к 4-х кратному падению начислений на одного ребёнка с прежних 26 тыс. тенге — до 4 тыс. тенге в месяц», — отметила Никитинская. «По информации граждан, обращающихся в адрес депутатов «Ақ жола», сегодня происходит повсеместный перерасчет размеров алиментов, подлинной целью которого является формальное «снижение» недоимок ответственными госорганами по задолженностям с недобросовестных родителей, для мнимого «улучшения статистики», — заявляют в партии.
«Акжоловцы» уверены, что такой подход стимулирует социальную безответственность недобросовестных родителей, мотивирует их к уклонению от трудовой деятельности в целях резкого снижения выплат в адрес брошенных ими детей.
В ряде случаев получается, что уже не недобросовестные родители должны брошенным ими детям, а напротив, – оставшиеся при живых родителях сиротами дети, в результате перерасчета, могут оказаться «должниками» бросивших их родителей. Депутаты «Ак жола»заявили о подготовке соответствующих изменений на правах депутатской инициативы.
{also_read}
Среднемесячная зарплата в Казахстане превысила 191 тысячу тенге
В Казахстане в третьем квартале текущего года среднемесячная заработная плата в номинальном выражении увеличилась на 18,1% и достигла 191,1 тыс. тенге,
— Реальный рост покупательной способности заработных плат к соответствующему периоду прошлого года с учётом инфляции составил 12%. В то же время по итогам сентября 2019-го цены на товары и услуги увеличились на 5,3% за год, — отмечается в исследовании.
К предыдущему кварталу текущего года реальное увеличение заработной платы составило 1,8%.
При этом самую высокую заработную плату традиционно получают жители нефтяной Атырауской области — 361,5 тыс. тенге (годом ранее — 310,6 тыс. тг). Это на 89,2% превышает среднереспубликанский уровень.
Второй регион по уровню зарплат — Нур-Султан: здесь жители в среднем получают 308,1 тыс. тенге, это на 61,2% больше среднереспубликанского значения.
Замыкает тройку регионов-лидеров в секторе Мангистауская область: 297,3 тыс. тенге. Здесь среднемесячная заработная плата превышает среднереспубликанское значение на 55,5%.
В ТОП-5 регионов по этому показателю вошли также Алматы и Западно-Казахстанская область: 222 тыс. и 191,3 тыс. тг соответственно. Превышение среднего по стране значения в Алматы составило 16,2%, а в Западно-Казахстанской области — 0,1%.
Как отмечают аналитики, более высокий, чем в среднем по РК, уровень показали заработные платы только в этой пятерке регионов.
Меньше всего получают жители Туркестанской (122,8 тыс. тг — на 35,8% меньше среднереспубликанского значения), Жамбылской (127,8 тыс. тг — на 33,1% меньше) и Алматинской (137,1 тыс. тг — на 28,3% меньше среднереспубликанского значения) областей.
В отраслевой структуре наиболее высокая номинальная заработная плата отмечена в сфере финансовой и страховой деятельности: 484,6 тыс. тенге (в 2,5 раза превышает среднереспубликанский уровень).
В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров среднемесячная заработная плата составила 418,0 тыс. тг (в 2,2 раза больше среднереспубликанского значения).
Замыкает тройку отраслей с самой высокой зарплатой профессиональная, научная и техническая деятельность: 334,1 тыс. тг (на 74,8% больше среднереспубликанского значения).
В сфере строительства, а также информации и связи зарплата составила 257,7 тыс. и 248,9 тыс. тенге соответственно.
Самый низкий уровень номинальной заработной платы отмечен в образовании: 122,1 тыс. тенге — на 36,1% ниже среднего показателя по республике.
Выплата алиментов неработающим гражданам респудлики казахстан какова сумма и с какого момента вступает в силу при признании отцовства
В соответствии со статьей 139 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» (далее — Кодекс), при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Согласно статье 169 Кодекса, размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, определяется судебным исполнителем исходя из заработной платы и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не представлены документы, подтверждающие его заработок и иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней месячной заработной платы в Республике Казахстан на момент взыскания задолженности.
Исходя из изложенного, размер алиментов,
Согласно информации, размещенной на сайте Комитета по статистике, среднемесячная заработная плата в РК на май месяц 2018 года составляет 154 583 тенге, т.е. в случае если плательщик алиментов не работает или если не представлены документы, подтверждающие его заработок и иной доход, на сегодняшний день, размер алиментов составит на одного ребенка 38 645 тенге, из расчета 154 583 *1/4.
С ежемесячным изменением размера средней заработной платы в РК будет меняться размер алиментов.
Согласно пункту 2 статьи 164 Кодекса, алименты присуждаются с момента обращения в суд.
С уважением, Тажиев Даурен ©
Среднемесячная номинальная зарплата в Казахстане в мае составила Т154 583
- Қаз
- Рус
- Eng
КазТАГ
Казахское телеграфное
агентство
[email protected] +7 727 261-19-24 / 33 +7 701 959-59-24 / 25- Главная
- Лента новостей
- Видео
- Точка зрения
- Интервью
- Экспертное мнение
- Реплика
- Фоторепортажи
- Новость дня
Видео
- Интервью с врачом, гражданским активистом Каиргали Конеевым
- Акимат Алматы отжимает частную собственность
- Где растут наши цветы?
- Белсенді Дулат Ағаділ тергеу изоляторында қаза болды
1 | Чукотский автономный округ | 106922 |
2 | Магаданская область | 106394,6 |
3 | Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) | 89778,2 |
4 | г. Москва | 88656,5 |
5 | Сахалинская область | 84665,6 |
6 | Ненецкий автономный округ (НАО) | 80562,3 |
7 | Камчатский край | 74842,1 |
8 | Республика Саха (Якутия) | 71688 |
9 | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО) | 65039,6 |
10 | Тюменская область | 64492,5 |
11 | Мурманская область | 62516,6 |
12 | г. Санкт-Петербург | 61141,2 |
13 | Московская область | 54006,2 |
14 | Архангельская область | 50592,8 |
15 | Республика Коми | 50416,8 |
16 | Хабаровский край | 48887 |
17 | Красноярский край | 48445,2 |
18 | Амурская область | 48057,3 |
В среднем по Российской Федерации (используется для расчета алиментов во всех регионах страны) | 46285 | |
19 | Иркутская область | 45891,6 |
20 | Приморский край | 45372,2 |
21 | Ленинградская область | 44719,4 |
22 | Забайкальский край | 44398,7 |
23 | Республика Тыва | 43126,7 |
24 | Томская область | 42353,9 |
25 | Республика Карелия | 42187,5 |
26 | Еврейская автономная область | 41527,7 |
27 | Кемеровская область | 41184 |
28 | Свердловская область | 41155,3 |
29 | Калужская область | 41118,5 |
30 | Республика Хакасия | 40073,7 |
31 | Республика Бурятия | 39984,9 |
32 | Вологодская область | 39160,1 |
33 | Республика Татарстан | 38289,2 |
34 | Новосибирская область | 38237,2 |
35 | Пермский край | 37986,4 |
36 | Тульская область | 36756,7 |
37 | Челябинская область | 36470,5 |
38 | Республика Башкортостан | 36266,7 |
39 | Самарская область | 35895,8 |
40 | Нижегородская область | 35876,3 |
41 | Омская область | 35615,6 |
42 | Астраханская область | 35563,3 |
43 | Краснодарский край | 35334,4 |
44 | Ярославская область | 34933,8 |
45 | Удмуртская Республика | 34140,8 |
46 | Белгородская область | 34084,7 |
47 | г. Севастополь | 33890,5 |
48 | Калининградская область | 33842,8 |
49 | Ростовская область | 33716 |
50 | Липецкая область | 33478,2 |
51 | Воронежская область | 33366,3 |
52 | Рязанская область | 33192,2 |
53 | Тверская область | 33168,1 |
54 | Курская область | 32831,3 |
55 | Волгоградская область | 32719,7 |
56 | Республика Крым | 32564,9 |
57 | Республика Алтай | 32499,5 |
58 | Пензенская область | 32265,1 |
59 | Владимирская область | 32206,1 |
60 | Оренбургская область | 32068,6 |
61 | Ставропольский край | 31396,9 |
62 | Новгородская область | 31167,8 |
63 | Смоленская область | 31078,4 |
64 | Ульяновская область | 30511 |
65 | Костромская область | 30395,4 |
66 | Саратовская область | 30212,9 |
67 | Курганская область | 30033,3 |
68 | Чувашская Республика | 29858,5 |
69 | Брянская область | 29843,6 |
70 | Республика Марий Эл | 29829,2 |
71 | Кировская область | 29574,2 |
72 | Республика Адыгея | 29504,4 |
73 | Чеченская Республика | 29397,3 |
74 | Орловская область | 29341,2 |
75 | Тамбовская область | 28932,1 |
76 | Псковская область | 28799,7 |
77 | Республика Мордовия | 28739,4 |
78 | Республика Северная Осетия — Алания | 28587,5 |
79 | Алтайский край | 27885,6 |
80 | Республика Калмыкия | 27729,7 |
81 | Кабардино-Балкарская Республика | 27597,3 |
82 | Республика Ингушетия | 27213,6 |
83 | Ивановская область | 27191,4 |
84 | Карачаево-Черкесская Республика | 26704,6 |
85 | Республика Дагестан | 26644,8 |