Семья и брак журнал: Какой брак вам подходит? | Семья и дети на www.elle.ru – Семья и брак, психология семьи, проблемы семьи – об этом и еще о многом другом вы прочитаете в нашем журнале.

Содержание

Какой брак вам подходит? | Семья и дети на www.elle.ru

Пора оспорить афоризм ­классика. Сегодня парам предлагаются разнообразные варианты брачных союзов, в ­которых люди по-настоящему любят друг друга. Как выбрать свой формат ­семейных отношений?

Как выбрать свой формат семейных отношений?

Свадьба принца и Золушки — вот идеальный брачный союз, модель которого заложена в нас с детства. Двести раз пересмотрев диснеевский шедевр, каждая девочка понимает, что принц и Золушка должны пожениться, прожить счастливо всю жизнь и умереть в один день. Впрочем, даже «фабрика грез» намекает, что не все так просто. Например, герои другого мультика — Аладдин и принцесса Жасмин — вроде бы и женятся, но, словно брат и сестра, продолжают жить во дворце султана и почему-то не заводят детей. Туземка ­Покахонтас и вовсе меняет мужчин, причем так и не выходит замуж ни за одного из них, — чем не открытый гражданский брак?

Брак умер, да здравствует брак?

Как выбрать свой формат семейных отношений? (фото 4)

Если классический патриархальный брак когда-то и существовал, пусть даже в сказках, то его больше нет. Каждый стремится построить формулу идеальных отношений, исходя из личных потребностей. Так рождаются самые причудливые формы: брак-эстафета (партнер перебегает из одного брака в другой, надеясь найти свое счастье), пробный брак и даже загадочный законный полубрак, который практикуется во Франции и Нидерландах. Формулы «гражданский», «гостевой» или «открытый» и вовсе перестали кого-то удивлять. Распущенность? Я в этом не уверена: по данным двух независимых исследований в США и Великобритании, одно из которых провела психолог и социолог Шанти Фелдан, автор бестселлера «Хорошие новости о браке», количество разводов год от года в этих странах сокращается. В Англии статистика особенно интересна: по данным Агентства национальной статистики Великобритании, начиная с 2009 года количество официально зарегистрированных браков на 10 % превысило гражданские. Может быть, люди просто стали подходить осознанно к тому, чего хотят от отношений?

Привычка жениться

Как выбрать свой формат семейных отношений? (фото 7)

Классическое определение брака можно прочесть в Гражданском кодексе: супруги считаются женатыми, если их брак зарегистрирован в ЗАГСе, они живут вместе и публично заявляют о том, что женаты. Однако, заглянув в перечень брачных отношений, составленных психологами из Англии, США, Франции и России, я поразилась разнообразию форм и оттенков. Например, легкость, с которой люди перемещаются по миру и берутся за проекты в разных точках земного шара, привела к появлению удаленного брака, или, как правильно называют социологи, дистантной семьи. Раньше в таких браках жили летчики, полярники и капитаны дальнего плавания. Теперь — все, кому хочется. Моя знакомая пара, где он — управляющий крупной сетью отелей, а она — ихти­олог, лишь полгода проводит вместе. Остальное время он занят отелем на Мальдивах, а она ловит рыб у берегов Австралии. Интересный нюанс в том, что, находясь порознь, супруги полностью прерывают контакт друг с другом, даже не пишут писем, считая, что так легче пережить разлуку. «Их семья скоро распадется», — скажут скептики. Отнюдь! Пара вместе вот уже пятнадцать лет.

Как выбрать свой формат семейных отношений? (фото 9)

Другая, на первый взгляд совсем обычная пара: он — кардиохирург, она — домохозяйка, живет в прерывающемся браке. Жена с детьми обитает в огромной пятикомнатной квартире, а муж два раза в неделю остается в собственной ­однокомнатной. Он поступает так вовсе не с целью адюльтера, а как раз наоборот — потому что нуждается в одиночестве. Эксперты называют такие отношения формой гостевого брака — супружество и воспитание детей происходит с перерывами на отдых. Именно в этом заключается одна из ключевых матримониальных тенденций, которая объединяет и гостевой, и открытый, и пробный брак: люди хотят быть в паре, но так, чтобы не ущемлять собственных интересов. Абсолютной формой союза, направленного на удовлетворение собственных потребностей, стала сологамия — или брак с самим собой.

Какой брак вам подходит? (фото 11)

Писатель Саша Каген, автор книги «Одна и странная: манифест бескомпромиссных романтиков», сформулировала правила сологамии: «Женатый сам на себе человек должен быть сам себе любовником, лучшим другом, родителем и ребенком, сглаживать острые углы внутри себя, гармонизировать собственные отношения с окружающим миром». Современно, не правда ли? И хотя ни одна страна мира такой брак официально не зарегистрирует, истории одиноких холостяков и незамужних женщин, которым нравится жить своей жизнью, вполне можно считать примером брачных отношений с самими собой.

Ищите женщину

Как выбрать свой формат семейных отношений? (фото 12)

Кажется, имея четкое представление о желаниях и достаточно средств на их реализацию, можно позволить себе любые брачные капризы. Может быть, даже те, что ставят партнера в подчиненное положение. Например, форму брака под названием «женщина сверху». В противовес традиционной патриархальной семье она предполагает главенство женщины в моногамном гетеросексуальном браке. Задача женщины в таком союзе — зарабатывать деньги, развивать отношения и принимать ключевые решения в жизни семьи, в том числе о детях, крупных покупках и поездках. Задача мужчины — подчиняться. Казалось бы, в мире, где, по данным Стокгольмского университета, в парламентах не более 20 % женщин, нет места женскому доминированию. Тем не менее и оно входит в моду.

Однажды на вечеринке я пыталась заговорить с гостем. Как ни странно, вместо ответа на приветствие мужчина отвернулся и сделал вид, что разглядывает блюдо с оливками. Спросив у приятеля, что это за странный тип и почему он молча уставился на оливки, я искренне удивилась ответу: оказалось, гость молчит потому, что жена запрещает ему разговаривать с другими женщинами. В этот момент я не только поразилась многообразию отношений в паре, но и задумалась о том, где у новых форм брака границы приличия.

Вокруг света

Как выбрать свой формат семейных отношений? (фото 21)

Насколько вообще люди способны говорить друг с другом о своих желаниях? Виктория Хугланд, владелица нидерландского агентства Punch-PR, рассказала, что многие русские девушки, приезжая в Европу, не принимают никаких новых форм отношений и по старинке требуют от европейских мужчин жениться. «Голландцам не понять такой причины для свадьбы, как „все мои подружки уже вышли замуж, перед мамой стыдно, а биологические часы тикают“, — рассказывает Виктория. — В Нидерландах к браку относятся спокойно. Дело в том, что здесь существует такая промежуточная форма, как саменвоунен, — что-то вроде зарегистрированного партнерства. Я знаю пару, которая сыграла свадьбу лишь через двадцать лет таких отношений. Их семнадцатилетний сын позвал школьных друзей на бракосочетание родителей, и они устроили веселый праздник».

На Кипре, где институт брака, наоборот, очень силен, союз с русской девушкой, или, как его называют, смешанный брак, по-прежнему воспринимается с недоверием. Моя знакомая Мария Смолина, которая вот уже 10 лет живет на острове, рассказала о том, с чем можно столкнуться в этой ситуации: «Для жителей острова свадьба — это не роспись в присутствии уполномоченного работника мэрии, а именно полноценный церковный брак со всеми атрибутами: дорогостоящими приготовлениями, тысячами приглашенных. К тому же соединение двух любящих сердец нередко превращается в выгодный бизнес, когда каждый гость дарит от 25 до 100 евро. Если молодоженам удается собрать тысячи приглашенных, «выручки» от свадьбы хватит на покупку дома и дорогой машины». Но когда под венец с киприотом идет иностранка, шанс подзаработать на свадьбе резко уменьшается. Приглашенные игнорируют торжество, протестуя против невесты-чужестранки. «Даже если гости и приходят на свадьбу, часто их подарочный белый конверт оказывается пуст, — продолжает Мария. — Несколько ­моих знакомых невест-славянок рыдали, потому что им с мужья­ми пришлось взять кредит на организацию торжества, но подаренных денег не хватило на его выплату».

Семья по правилам и без

Какой брак вам подходит? (фото 22)

Предусмотреть все нюансы, которые ждут человека в современном браке, невозможно. Единственный выход, по словам психологов, — обсуждать проблемы и договариваться. Например, когда Виктории Хугланд перед свадьбой пришлось оформить брачный контракт, она не увидела в этом ничего странного: «Оформление брачного договора — обязательное условие для регистрации брака с иностранками в Нидерландах. Читая его условия, мы с будущим мужем смеялись от души! В контракте можно прописать, кто из супругов и сколько тратит на еду и домашнее хозяйство. Очень по-голландски. Потом посмотрели внимательнее и поняли, что контракт — штука полезная. Почему бы не договориться на берегу о совместном преодолении трудностей, которые все равно возникнут?»

То, что умение находить компромисс и обсуждать проблемы — ключ к семейному счастью, подтвердила и психолог Института психотерапии и консультирования «Гармония» Ольга Голикова: «Финансовый вопрос — один из самых важных в браке, но гораздо важнее не просто выяснить, как тратить деньги, а научиться разговаривать на сложные темы. Жизнь не стоит на месте, обстоятельства постоянно меняются: сегодня денег вдоволь, завтра один из супругов теряет работу, поэтому невозможно обговорить все заранее. Конфликт начинается тогда, когда новые правила для одного неприемлемы, а установить другие партнеры не способны». Более того, вышедшую замуж за иностранца девушку никто не заставляет соглашаться на принятые в стране правила игры. Моя знакомая журналистка Валерия Кузнецова, несмотря на то что ее муж — француз, а во Франции все большую популярность набирает партнерский брак, предполагающий разные счета и фамилии, нашла собственный подход к семейным финансам: «Деньгами в нашей семье управляет тот, у кого это лучше получается. Мой муж — настоящий растратчик, поэтому мне приходится все контролировать: я имею доступ к его счету, на котором деньги „благодаря“ мужу очень быстро заканчиваются, а он к моему — нет. Так мы снижаем риск оказаться на мели».

Мужское мнение

Какой брак вам подходит? (фото 26)

Я все еще изучала разные виды семейных отношений, когда получила новое письмо от Виктории Хугланд. «Хотите комментарий от моего мужа Адри?» — писала она. Конечно, я не могла упустить шанс узнать, что мужчина-голландец на самом деле думает о современном браке. И вот что он ответил: «Мне не хотелось, чтобы Виктория годами оставалась моей girlfriend, мне важно было доказать ей и окружающим, что эту женщину я выбрал в спутницы жизни, важно было надеть ей кольцо на палец. Когда мужчина чувствует то, что чувствую к Виктории я, он покупает кольцо и делает предложение. Иначе и быть не может». Именно формулой Адри захотелось закончить эту статью. Может быть, потому что он напомнил: несмотря на великое множество брачных союзов, любовь — все еще главная их составляющая.

Уж замуж невтерпеж?

Какой брак вам подходит? (фото 30)

Эксперты из американской компании AOL ­опросили 35 тысяч замужних женщин и выяснили их отношение к браку. Оказалось, что 72 % жен думали о разводе, 57 % ­периодически сожалеют о том, что вообще вышли замуж. Грустно, не правда ли? Но у опроса была вторая часть. Оказалось, что 71 % замужних дам уверены, что, несмотря на периодические проблемы и недовольство браком, хотят быть рядом с супругом всю оставшуюся жизнь.

Секс минус

Как выбрать свой формат семейных отношений? (фото 23)

Еще одно популярное явление — асексуальные браки, которые еще называют ­виргогамными. В них партнеры могут существовать вместе ­годами и не заниматься ­сексом. Формально обоих «супругов» это устраивает, но, как правило, когда они приходят на прием к психологу или сексологу, вскрывается масса проблем: скрытые страхи, равнодушие одного из партнеров к другому, зависимости (например, от онлайн-игр) и ­другие нездоровые причины отсутствия секса в паре.

О «гибели» семьи и брака: sapojnik — LiveJournal

Прочитал в каком-то старом журнале любопытную статью — о «постепенном отмирании института брака». Собственно, тема-то довольно избитая; про это постоянно пишут на моей памяти. Мол, «брак отмирает», «узаконивать отношения стало немодно», «семья уходит в прошлое» и т.п. Из статьи: «Институт брака трансформируется — об этом говорят уже не первый год, но этой осенью ученые сразу из нескольких стран, основываясь на своих новых исследованиях, заявили, что через 50-70 лет свадьбы в Европе и США станут… редки». И далее — «На Западе молодые люди все чаще предпочитают «свободные отношения». Затем, как положено во всякой нормальной статье, после научного вступления идут различные примеры из жизни, а так же необходимый набор сетований и моральных сентенций (типа того, что семья, увы, стала «невечной ценностью»).

Думаю, что примеры «свободных отношений» — собственных или своих знакомых — каждый и сам может привести немало. Помнится, и я еще в ранней юности не раз слышал такую хохму: «Вы почему не регистрируете брак? — А зачем нам ставить государство в известность о своей интимной жизни?» (хохма, кстати, точнее «хохм́а» — по-древнееврейски означает «мудрость»; сам недавно с удивлением узнал!). В статье приводится и всякая любопытная статистика: например, оказывается, в Европе и США в «гражданском» (то есть незарегистрированном) браке живут «чуть ли не до 15-20% пар», в Швеции — до 40%, а в России цифры поменьше: сейчас якобы до 10%, а в 1994 г. было так и вообще 6%.

В общем, за исключением некоторых новых цифр, в статье ничего особо неожиданного. Зачем я о ней заговорил? Тоже хочу поплакать о «смерти семьи»? Или, наоборот, провозгласить «ура! туда ей и дорога!»? А может быть, я хочу оспорить приводимые «цифры и факты»?

Нет. По цифрам спору нет. А вот выводы можно сделать и куда более интересные — причем опираясь на данные, приводимые в той же статье; жаль, что журналистка их не заметила. Там самая интересная фраза — вот эта: «…В некоторых европейских странах уже законодательно подготовились к расторжению незарегистрированных браков: в Скандинавских странах, например, такие союзы приравнены к зарегистрированным — так что незарегистрированная «половина» вполне может рассчитывать на раздел имущества при «разводе» или на наследство в случае смерти партнера. Подобные законопроекты уже обсуждаются в Германии, Франции, Великобритании и Австрии». Заметим, что как раз Скандинавия (Швеция), как уже было сказано, и лидирует по числу «гражданских браков».

Что ж из всего этого следует? Следует, собственно говоря, то, что жителям тех же Скандинавских стран действительно вовсе не нужно «ставить государство в известность о своей интимной жизни»: государство само о ней все узнает, и все необходимые выводы — о «совместно нажитом имуществе» и прочем — также сделает без их помощи. То есть реально отношения не то что не становятся «свободными» — напротив, они формализуются даже «несмотря» и «помимо» воли их участников! Можно, конечно, вещать о «конце семьи»; но с неменьшими основаниями можно говорить и, наоборот, о ее невиданном ренессансе!

По сути, на наших глазах семья вовсе не умирает, а, скорее, теряет одно из своих (ранее практически самом собой разумеющихся) свойств: перестает быть продуктом консенсуса «брачующихся сторон». Если ранее для создания семьи было необходимо, чтобы ОБА члена семьи признали свое желание ее создать и совершили всякие обязательные процедуры (типа подписания Акта), то теперь этого просто не требуется: государство, если понадобится (то есть, если этого захочет один из партнеров) САМО всё признает в лучшем виде! Привлекут при необходимости показания соседей, родственников; проверят постельное белье, получат сведения о банковских счетах, просмотрят видеокамеры в лифте и в подъезде, установят отцовство по анализу ДНК. Как это делается — мы все уже давно прекрасно знаем.

Семья не то что не умирает — наоборот, стремительно разрастается, как ржа: скоро, пожалуй, почти любые более-менее длительные отношения между двумя партнерами могут быть объявлены «семьей»; обычная дон-жуанская отмазка «переспать — не значит жениться» практически потеряет актуальность! Почему бы не предполжить, что вскоре суды станут выносить и такие, скажем, вердикты: «Суд установил, что граждане N и NN находились в браке 3 дня (5, 20 и 25 октября), и, следовательно, все имущество, нажитое ими в этот период, следует считать совместным…»

Утопия? Анти-утопия? Называйте как хотите. Я думаю, что близкая реальность.

Дело в том, что по мере развития технологий западное общество становится все более ПРОЗРАЧНЫМ. В этой ситуации люди перестают регистрировать браки (то есть сообщать государству о своих интимных отношениях) НЕ ПОТОМУ, что хотят оставить этот факт при себе, без огласки — а просто потому, что это уже бесполезно и бессмысленно (государевы органы без труда узнают, если кто-то один захочет «совершить шаг в сторону», по дурости решив, что он «свободен»). Без сомнения, тот же путь ожидает и нас.

Вот если что и «гибнет», то это роль общества («общины») как некоего гаранта крепости брака. Еще раньше та же участь постигла Церковь. Раньше свадьба в социальном смысле имела функцию «взять в свидетели» и, соответственно, в «гаранты» особых СЕМЕЙНЫХ взаимоотношений двух людей Общину и Церковь. Как там говорили — «перед Богом и людьми…» Теперь функции гаранта почти полностью берет на себя Государство, в последнее время — даже не спрашивая самих участников взаимоотношений.

Вот такие нынче «свободные отношения». Не разгуляешься.

По сути, на наших глазах, при нашей жизни умерла вовсе не семья, а наоборот: умерли те самые «свободные отношения» как таковые. Раньше поборники таких отношений сетовали, даже песни писали — «От людей на деревне не спрячешься…» И считалось, что спрятаться можно в мегаполисе.

Однако железная поступь прогресса привела к тому, что в городе «от людей» не спрячешься ТЕМ БОЛЕЕ. И — всё: теперь при любом знакомстве в баре ты создаешь семью — хочешь ты того или нет. Просто еще не все это поняли.

Современная семья: статистика | Журнал Cosmopolitan

Изучая современную семью, мы поняли, что фраза «Быть в горе и в радости, пока смерть не разлучит нас» до сих пор актуальна. Правда, к слову «брак» она имеет все меньшее отношение.

Просто не вместе

Михалис Дертузос, профессор Массачусетского технологического университета, еще в 1989 году предсказал, что одним из типов современной семьи будет семья с раздельным проживанием, не имеющая общего быта. По наблюдениям социологов, пар, выбирающих такой образ жизни, становится на 0,1% больше каждые 5 лет. Это огромная цифра в количественном отношении.

Что было

В Древней Греции и Риме брак был свободным и добровольным. Вопросами свадеб и разводов ведали госчиновники. Идея о том, что брак — это на всю жизнь, принадлежит христианству. В средневековой Европе разрешение на развод давала только церковь, на то должны были быть очень веские причины. В XVI веке в Европе произошла реформация церкви. Католики по‑прежнему признавали лишь церковный брак, а вот протестанты предпочли давать брачные клятвы в мэрии. Правда, суды редко допускали развод, да и граждане не стремились «позориться».

Рутинной процедурой развод стал в XX веке. Женщины стали экономически независимы, поэтому брак перестал быть способом социальной защиты «слабых». Ну и само бракосочетание перестало восприниматься как нечто священное, венчание превратилось в красивый ритуал, а многие и вовсе от него отказались.

«В современной семье люди в первую очередь помогают друг другу развиваться. Любовь, взаимопонимание — все это должно присутствовать априори, но если супруги мешают друг другу расти как личности, то ничего хорошего у них не выйдет. Сегодня мужчине важно гордиться своей женой и ее успехами в любимом деле».

Что есть

Во второй половине XX века понятия «семья» и «брак» стали расходиться. Скажем, женятся люди, у которых за плечами по разводу и по ребенку. Кого каждый из них будет считать своей семьей? Бывшие супруги и их дети — это часть семьи или нет? А дети мужа, у которых близкие отношения с отцом? Все эти вопросы стали решаться в зависимости от отношений между людьми. О том, что такое современная семья, понятнее всего говорят дети. Если их попросить объяснить это слово, они вспомнят прежде всего тех, кто о них заботится, с кем у них постоянный контакт. Это могут быть мама, или папа и бабушка, или мама и ее подруга с дочкой. Особенность современной семьи — многообразие моделей, необязательно узаконенных.

«Как бы человек ни трактовал слово „семья“, есть какие-то нерушимые основы этого понятия. Например, даже через триста лет ни одному мужчине не понравится, если его жена будет спать с соседом».

Что будет

Институту брака как пожизненному союзу двоих, созданному «в целях ведения совместного хозяйства и воспроизводства населения», похоже, придет конец. Такие пары, конечно, будут, но их перестанут считать единственной нормой. Цивилизованный мир вообще движется в сторону мысли о том, что все люди разные и счастье у каждого свое.

«Современная семья — это когда жена, лежа в постели, пишет с телефона через WhatsApp мужу, сидящему в соседней комнате за компьютером, не хочет ли он прийти уже к ней и заняться сексом».

Что в мире

  • В Европе и США 75% женщин и 80% мужчин после расставания создают новую пару.
  • 97% из них каждый раз рассчитывают, что этот партнер единственный и на всю жизнь. Это явление называется после­довательной моногамией.
  • Более 80% детей в Европе до своего совершеннолетия успевают пожить в семьях 2−3 типов: нуклеарная (классическия) семья, одинокий родитель, новая семья с мачехой и отчимом.

«Думаю, и от работы, и от семьи поколение 20+ ожидает многого. Оно выросло на реалити-шоу, которые зачастую далеки от тургеневских идеалов. Отношения в семье сильно демократизировались. Уверен, что сейчас родители намного лучше понимают своих недорослей. Они ведь тоже пользуются социаль­ными сетями и часто «инстаграмят».

Что у нас

  • 25% мужчин, верящих в традиционные ценности, считают, что жениться нужно до 25 лет.
  • 55% — от 25 до 30 лет.
  • 20% — после 30 лет.
  • 44% мужчин встречались параллельно с двумя (и больше) девушками.
  • 66% мужчин считают, что жена не должна быть старше мужа.
  • 83% мужчин хотели бы иметь детей.

«Современная семья у меня ассоциируется прежде всего с совместным и активным времяпрепровождением: велосипедные прогулки, катание на лыжах, поездки в другие города и страны. А еще мне всегда приятно видеть семьи, где уже взрослые дети появляются где-нибудь вместе с родителями — на выставке, в ресторане, в театре. Таких семей сейчас стало больше, это радует».

Вот в чем вопрос

Сейчас, когда понятия «семья» и «брак» не всегда совпадают, у людей чаще возникает вопрос «Зачем жениться?», а не «Зачем разводиться?» — со вторым как раз все понятно. Но при этом многие до сих пор идут в загс и в церковь, хотя все, что касается имущества и детей, теперь можно уладить и без заключения брака. А глубоко верующих и воцерковленных среди нас довольно мало.

Как ни странно, ответить на этот вопрос проще, глядя на однополые пары. Они яростно борются за право заключать брак, которым «обычные» люди все чаще пренебрегают.

Брак в современном мире — штука символическая. Во‑первых, мы заявляем обществу о том, кто мы есть. В этом «мы» многое закопано. От «Обидишь мою жену — будешь иметь дело со мной» или «Мама, я тебя люблю, но у меня теперь есть Маша» до «За все, что натворит этот человек, я беру ответственность на себя». Вступая в брак, мы требуем общественного признания пары как единого целого.

«Сейчас почти нет молодых семей (18 — 21), которые появились благодаря любви. Чаще всего речь только тогда заходит о загсе, когда молодые люди пытаются сохранить отношения, давшие трещину, или девушка забеременела. Рад за те семьи, у которых случилось иначе».

Во-вторых, предложение руки и сердца — это способ сказать друг другу, что поиск партнера вы оба завершили. В гражданском браке в отношениях подавляющего большинства пар есть какая-то недосказанность, многоточие. А вот признание «Мы с тобой навсегда — и точка» — это не только запрет измены, например. Это еще и перераспределение энергии: как будто два человека шли в темноте и светили фонариками в разные стороны, а потом стали вместе светить в одну точку.

Но всем ли нужен даже такой, равный брак? В общем-то, нет. Всегда были и будут полигамные люди, синг­лы по состоянию души, персонажи, которым нужно несколько последовательных крепких браков, поклонники гаремов, желающие быть единственным родителем, люди, неспособные к совместному проживанию с партнером. Особенность современной ситуации в том, что все эти варианты постепенно перестают считаться ненормальными, а понятие «семья» все сложнее описать простыми формулировками.

«В последнее время выросло количество разводов, так как люди больше не держатся за жилплощадь, да и женщины теперь могут сами себя обеспечить. С одной стороны, это плохо, так как пары зачастую не способны решать бытовые вопросы, не умеют чинить отношения, когда это возможно, им проще просто разбежаться. С другой, как мне кажется, исчезли браки, в которых люди, даже ненавидя друг друга, продолжают жить вместе».

«Я расстраи­ваюсь по поводу того, что ушла в прошлое тра­диция воскресной порки жены!»

ТЕКСТ: Анна Никитина

Эволюция института семьи и брака

Институт семьи является результатом многовековой истории развития общественных отношений, он основан на супружеском союзе и родственных связях. Семья влияет на продолжительность рода, имеет решающее значение в воспитании детей, формировании личности человека и гражданина, таким образом, обеспечивая стабильность самых важных сторон жизни человека. При этом семья и брак не остаются неизменными, а формируются и эволюционируют во взаимосвязи с развитием экономических, социальных, культурных и прочих отношений. На определенном этапе в процессе регулирования семейно-брачных отношений подключается государство совместно с другими социальными институтами. В процессе динамики общественных отношений меняется природа брака, порядок его заключения и расторжения, отношение к браку [3. С. 32–36].

Принято считать, что первым этапом общественной жизни человека был первобытнообщинный строй, который, в свою очередь, имел следующие формы в своем развитии: 1) дородовое общество; 2) матриархат; 3) патриархат; 4) сельская община [2. С. 252]. Как указывает Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» [9], смена этих форм обусловлена изменениями в сфере производительной деятельности первобытнообщинного строя, его разложения и происхождения семьи, частной собственности, государства и права.
Форма организации людей постепенно изменяется под воздействием такого фактора, как первое разделение труда, когда взрослые мужчины начинают заниматься охотой, а женщины заботятся о детях и собирании пищи. Необходимо заметить, что разделение труда между мужчиной и женщиной сыграло впоследствии важную роль в формировании семейно-брачных отношений, при этом соотношение значимости, соответственно, мужского и женского труда менялось и во многом определяло тип семейного уклада [5. C. 52–53]. Большое количество исторических фактов и этнографических материалов свидетельствует о том, что на протяжении долгого времени в области отношений между полами, как полагают исследователи, была полная свобода, так называемый промискуитет, допускавший возможность отношений родителей с детьми, братьев – с сестрами, многоженство и многомужество.
Происходящие далее крупные изменения в технике и способе добывания средств к существованию постепенно меняют облик человека. Прежние маленькие группы людей объединяются и превращаются в постоянные союзы – первые охотничьи племена. Каждая маленькая группа, входящая в состав племени, называлась тотемом, а общественный строй этих племен – тотемистическим. В этих тотемистических группах и объединяющих их племенах постепенно складываются отдельные правила поведения, важнейшими из которых были табу (запреты и ограничения), распространяющие свое действие в рассматривающейся сфере. Так, уже на этой ступени развития человеческого общества запрещаются половые отношения между родственниками по восходящей линии (например, между родителями и детьми). Из этого первобытного состояния в дальнейшем развивались первичные формы брака и семьи, но брака не в том понимании, как мы его представляем, а так называемого группового брака: кровнородственная семья и пуналуальная семья.
Первые семейные отношения стали строиться в кровнородственной семье, где уже предполагались определенные права и обязанности. В кровнородственной семье связи разрешались по горизонтали (между братьями и сестрами) и запрещались по вертикали (между родителями и детьми), таким образом, образовывался брачный круг, в пределах которого допускались связи между полами: родители жили в одном групповом браке, а дети – в другом [7].
Дальнейшие ограничения в брачно-половых отношениях выразились в том, что постепенно из полового общения исключались родители и дети, братья и сестры. Новая форма семьи, возникшая таким образом, получила название пуналуальной семьи (семьи товарищей) [4]. В отличие от кровнородственной семьи, брачные связи ограничивались как по вертикали, так и по горизонтали. В результате определенная группа сестер являлась женами определенной группы мужей, при этом из числа мужей исключались их кровные братья, живущие с ними в одной семье, а из числа жен исключались кровные сестры мужей [10. С. 61].
Таким образом, уже в период дородового устройства человеческого общества появляются первые примитивные формы семейно-брачных отношений (кровнородственная семья, пуналуальная семья), которые характеризовались групповой формой брака и минимумом ограничений при вступлении в него. Групповой брак отражал реалии дородового устройства человеческого общества, при этом был ущербным не только с точки зрения современных морально-этических установлений, но и в плане упорядочения отношений между членами такой семьи. Самым главным недостатком группового брака была невозможность определения отца родившегося ребенка (известна была только его мать).
На данную ситуацию повлияло введение происхождения ребенка по материнской линии. Это, в свою очередь, имело и экономические последствия: в случае, если женщина, которая имела одного или нескольких детей, умирала, все ее имущество в порядке наследования доставалось последовательно ее детям, ее матери, кровным братьям и сестрам. Со временем эти лица стали называется материнским родом.

Брачная история: что происходит с институтом семьи :: Жизнь :: РБК Стиль

Брак в большинстве западных стран рассматривается как некий финальный пункт назначения в отношениях между двумя людьми. Брачный статус якобы придает респектабельности и свидетельствует о стабильности. Мы поздравляем людей с тем, что они подписывают документы или просто меняют статусы в Facebook. Тем не менее количество людей, вступающих в брак, снижается, разводы увеличиваются, люди выбирают полиаморию, «отношения с собой», отказываются от традиций и свадеб, продолжения потомства или вообще женятся на кошках. Все это не что иное, как реакция на стремительно меняющийся мир и его всепоглощающую открытость.

По другим правилам

Последние социологические исследования говорят, что брак остается важнейшим социальным институтом, а семья — одной из основных ценностей. Но если раньше пара могла следовать традиционному поведению, например модели родителей, то сейчас нет универсального рецепта, как нужно создавать и поддерживать отношения. Поэтому многие пары исследуют разные степени близости и формы взаимодействия.

Татьяна (30) и Максим (31) занимаются созданием компьютерных игр. В этом году они празднуют годовщину свадьбы — 7 лет. И с самого начала брака пара придерживается полиаморного формата отношений. Они не против романтических встреч с другими людьми вне брака, а также не против, если к ним присоединится еще один или даже два человека. Татьяна: «Я еще в юношестве не понимала, почему отношения с одним человеком должны распадаться из-за того, что тебе нравится другой. У меня были только одни моногамные отношения, которые кончились тем, что парень бросил меня, приревновав к другому. Тогда я решила для себя, что никогда не вступлю в моногамные отношения». Максим: «До встречи с супругой у меня были только моногамные отношения. Но в целом мне всегда казалось, что институт традиционного брака довольно слаб — люди разводятся, мои родители в том числе. Когда я встретил Таню и она мне предложила такой формат отношений, я подумал, что стоит попробовать. И вот уже 7 лет у нас все получается».

Пара классифицирует свои отношения как «иерархическая полиамория» — то есть они вдвоем главная пара ввиду того, что у них есть совместный быт и финансы. Но они также готовы к третьему человеку, с которым будут не только крепкие романтические, но и экономические отношения. Правда, такого пока не встретили. К вопросу ревности пара относится прагматически, считая, что нужно работать с психологом и быть откровенными друг с другом.

«Это чувство слишком социально одобряемо, говорят: «Ревнует, значит любит». Но это не показатель любви, а чувство негативного спектра, которое разрушает. Мы проговариваем возникающую ревность между собой и стараемся облегчить ревнующему бытие — например, избегать подробностей о встречах с кем бы то ни было. Главное правило для нас — чтобы другой человек не вносил хаос и разрушение в семью и чтобы его присутствие не сказывалось плохо на всех участниках процесса», — говорит Татьяна.

Основная проблема, которая может возникнуть в полиаморной структуре, по словам пары, — это появление детей. Легального статуса для семьи, состоящей из более чем двух родителей, нет, и все держится на словесных договоренностях, которые не всегда хорошо заканчиваются.

Кадр из фильма «Вики, Кристина, Барселона»

© imdb

Социолог, профессор факультета социологии и философии, сокоординатор программы гендерных исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге Елена Здравомыслова отмечает: «Брак XXI века можно коротко обозначить одним словом — «разнообразие». Это время выбора и раскачивания традиционного представления о супружестве и гендерных границах в супружеской жизни. У людей появляется множество разных мотиваций вступить в долгосрочные отношения, которые зависят от культуры, принадлежности к определенному укладу, имущественного положения, ценностей. ЛГБТ-браки получили в некоторых странах легальный статус, а формы брака стали самыми разнообразными — выходящими за рамки привычных представлений о нем».

Антон (47) — еще один представитель полиаморного брака. Разница лишь в том, что они с супругой воспитывают трехлетнего сына и не видят в этом какой-либо проблемы: «Люди веками жили общинами и воспитывали общих детей. Некоторые племена живут так до сих пор, и в них нет четко закрепленных пар или родителей. Дети растут абсолютно нормальными людьми, другое дело, как на такой жизненный уклад реагирует общество». Антон работает в IT-сфере, ведет Telegram-канал OpenMarriageNews, живет в стиле slow-travel, переезжая вместе с семьей из страны в страну.

Антон рассказывает: «Это уже мой четвертый брак. Я женился впервые в 19 лет, и с моей первой женой мы сразу договорились, что будем строить отношения по принципу свободной любви. Мы прожили в браке 8 лет, но разошлись совсем не по причине полигамности — мы слишком рано женились, и у нас еще не было понимания о том, что такое брак. Позже я два раза был женат. Это были моногамные отношения, но ничего не получалось, так как я пытался играть не свою роль. Когда я встретил нынешнюю супругу, мы сразу договорились, что будем находиться в открытом браке, хотя у нее раньше не было такого опыта. Мы понимали, что мы не однолюбы и что лучше будем строить наши отношения на принципах открытости и честности. По моему убеждению, любой брак разваливает ложь — люди могут быть в открытых отношениях, но при этом продолжать врать. Мы полностью исключили ложь, и это главное преимущество».

Пара также пробовала совместные отношения с третьей женщиной, у которой тоже был ребенок. Но, по словам Антона, все разрушил эгоизм всех участников отношений, хотя они и старались утрясти конфликты с помощью психолога.

Открытый формат отношений комментирует семейный психотерапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ Елена Чеботарева: «Обычно открытые отношения строятся на принципе исключительности, когда одному партнеру важно знать, что он № 1 для другого. Но когда все партнеры становятся № 1, может произойти конфликт лояльностей, и в какой-то момент неизбежны серьезные внешние и внутренние противостояния. Вполне ожидаемо, что открытые отношения могут потерпеть крах, когда появляется ответственность за детей».

По словам Елены Чеботаревой, поток обращений семейных пар к психотерапевту постоянно увеличивается. Спектр вопросов достаточно широк: люди не перестают удивлять разнообразием проблем и форм семейного уклада. Но практически все запросы можно свести к единому знаменателю — это благополучие. Люди хотят устранить конфликты, получать удовольствие от брака. При этом решение развестись — тоже хороший результат, если он продуманный. Тогда психотерапевт может помочь психологически завершить развод, чтобы его последствия не отравляли дальнейшую жизнь и будущие отношения.

Если что — разведемся

Помимо разнообразия форм брака социологи также признают такие тенденции, как десакрализация — теперь брак может быть лишь одним из жизненных «проектов» человека, и рационализация отношений. Если люди решают официально вступить в брак, то, скорее всего, договариваются заранее — будут они заводить детей или нет, иметь открытые отношения или моногамные, а также заключают брачный договор, чтобы в случае чего легче развестись.

Кадр из фильма «Брачная история»

© imdb

Хелена (25) и Роман (35) поженились после двух лет отношений, потратив на свадьбу не больше $100. Вопрос деторождения обсудили на берегу — пара решила не заводить детей, и до сих пор этот вопрос не поднимается. Совсем не ярые сторонники чайлдфри-риторики, молодые люди все же предпочитают не посещать места, где детей может быть слишком много, и не приглашать домой гостей с детьми.

«Самый сложный вопрос, на который не знает ответ даже сам чайлдфри, — почему он такой, — комментирует Хелена. — Ко мне осознание пришло само собой. Я никогда не видела себя в роли матери и пришла к выводу, что детей у меня не будет. Спасибо родителям и окружению, что понимают нас, — никакого давления я не чувствую». О самом браке девушка рассуждает рационально: «Официальный брак, конечно, актуален. Последняя громкая история произошла с ныне покойным Кириллом Толмацким. Его девушке и их общему ребенку после его смерти пришлось пережить трудности из-за того, что официально они никем ему не были. Стоит ли после этой истории считать брак чем-то незначительным? К тому же, находясь в официальных отношениях, вы легко можете переехать с вашим партнером в другую страну».

Катерина (27), напротив, считает, что официальный брак приносит множество проблем при разводе. А разводы происходят часто. Девушка изучала юриспруденцию, сейчас занимается преподаванием и недавно вернулась в Россию из Амстердама, где четыре года прожила в гражданском браке со своей девушкой (Катерина бисексуальна). Дело шло к свадьбе, но она не состоялась. Также за несколько лет до этого едва не случился брак с молодым человеком, но Катерина так и не решилась расписаться официально, отказавшись за неделю до назначенной даты.

«Еще в старшей школе я заняла позицию, что официальный брак для меня нежелателен. Но оба моих партнера считали этот шаг очень важным, молодой человек аргументировал это фразой «меня так воспитали», девушка считала это показателем любви. Но я выросла в юридической семье и четко осознавала, какие материальные последствия ведет за собой брак в случае разрыва (я не отношусь к тому типу людей, который может довериться своему партнеру на 100% — люди непредсказуемы). Вступление в брак ничего по сути не меняет в отношениях, но очень сильно усложняет процедуру развода, — считает Катерина. — Повышаются риски материальных потерь. В России, если ваш супруг в результате каких-то действий получает задолженность перед кредитором, то ответственность за долг возлагается на вас тоже. В Голландии бракоразводный процесс совсем сложный — это длительная и дорогостоящая процедура, даже если вы ничего не делите. Это, конечно, можно урегулировать брачным договором, но реальность такова, что все люди, с которыми я это обсуждала, не были готовы к его заключению, считая этот шаг слишком меркантильным».

Юрист по семейным делам Дмитрий Миняев контраргументирует, утверждая, что окончившийся гражданский брак в имущественном вопросе или вопросе детей еще деликатнее: «Люди проживают в гражданском браке, технически соблюдая все договоренности: на обоих лежит ответственность за воспитание детей или выплату совместно взятых кредитов. Проблемы начинаются, когда такая пара решает разойтись. Ответственность за детей и кредиты будет лежать на ком-то одном, а второй не всегда готов помогать, и по закону его нельзя заставить это делать. Пока у нашего государства достаточно консервативный взгляд на неофициальные браки. Оно не стремится их признавать, так как им нужно «поддерживать статистику». Однако уже несколько лет в органах законодательной власти идет дискуссия об узаконивании гражданского брака и понятия «ведение совместного хозяйства», чтобы люди, состоящие в нем, также имели право разделять имущество. Как показывает практика, это основной вопрос при разводе — люди не столько борются за детей, сколько за имущество».

Дмитрий Миняев подтверждает маленький процент заключения брачных договоров — в основном условия брака документируют жители больших городов и в целом этой возможностью пользуются всего до 5% от общего числа вступающих в брак по стране.

Любовь и гендерные границы

Несмотря на открытость, тенденции и толерантность к разного рода союзам, подавляющее большинство пар тяготеет к формату классической нуклеарной семьи. Это гетеросексуальная пара, живущая отдельно от родителей, практикующая моногамные отношения и имеющая одного-двух детей. Такая семья считается феноменом второй половины XX века, когда главным стимулом вступить в брак стали романтические отношения внутри пары.

Кадр из фильма «Марли и я»

© imdb

К этой категории относится семья Евгении (34) — девушка занимается графическим дизайном, два года они с мужем жили в Никарагуа, теперь переехали за город в ближайшее Подмосковье воспитывать двух детей, мальчика и девочку. И, возможно, совсем скоро, учитывая современные реалии, это будет звучать несколько удивительно. По мнению Евгении, медиа сегодня уделяют очень много внимания различным меньшинствам, и очень мало героев, с которыми ассоциировали бы себя обычные люди. Более того, ценность общения с детьми, радость заниматься своим домом и вообще обычное человеческое счастье «быть с семьей» как-то блекнет на фоне пышных историй о полигамии и чайлдфри.

«Я в декрете уже несколько лет. Финансовое состояние нашей семьи позволяет мне полноценно уделять время детям. Да, я выбрала семью вместо головокружительной карьеры и не променяла бы этот выбор ни на что другое, — утверждает Евгения. — Мой стиль жизни, особенно в прогрессивных медиа с феминистическим уклоном, как будто бы слегка порицается и подается в негативном ключе, мол, «домохозяйка». Все говорят о том, сколько женщина теряет в самореализации и карьере, но никто не говорит о том, сколько она получает от общения с собственными детьми, у которых детство проходит крайне быстро. С каждым годом дети нуждаются во мне все меньше и меньше, у них появляется больше независимости. Но период, когда мать им нужна полноценно, когда она может дать им безусловную любовь, которая закладывает фундамент будущего психологического благосостояния человека, очень важен. Об этом как будто все забыли».

При этом Евгения выступает за справедливое разделение прав и обязанностей: «Я думаю, все будет двигаться в сторону равноправия и полноценного партнерства в браке, когда нет доминирующего партнера, когда обязанности распределены поровну и домашние дела — это не прямые обязанности только женщины, если она, конечно, сама этого не хочет. В таком случае каким-то образом должна признаваться ценность этого домашнего труда».

Что ждет брак в эпоху новых одиночек

Катерина и Хелена сходятся во мнении, что стоит ожидать увеличения разных форм брака, изменения представлений о традиционности, снижения сакральности брака, и считают, что в целом мир будет двигаться в сторону принятия всех этих изменений. Антон придерживается схожей позиции: «Мир становится все меньше, и в нем есть возможность общаться с гораздо большим количеством людей. Мне бы хотелось думать, что все будет двигаться в сторону принятия, где не будет четких моделей отношений и брака, которые изначально навязывается воспитанием и религией. У людей будет больше свободы и меньше психологических проблем, возникающих из-за нереализованности в тех отношениях, которые они осознанно хотели бы выбрать».

Татьяна и Максим рассуждают о новой форме традиционности: «До появления нуклеарной семьи существовала клановая вертикальная система. Сегодня мы видим, что опыт создания семьи, состоящей всего из двух взрослых, вызывает сложности в быту. Возможно, вновь будет формироваться клановая система, но уже горизонтальная. Например, несколько семей будут жить в одной коммуне, ухаживать за детьми друг друга, держать одно хозяйство, и речь не обязательно о романтических отношениях».

Кадр из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

© imdb

Утопичны эти рассуждения или нет, но, как считает социолог Елена Здравомыслова, это ничуть не говорит о крахе института семьи, ведь многие формы брака существовали во все времена. Другое дело, что свобода, открытость и возможность выбирать и «примерять» партнеров сегодня тормозят брачность. Люди становятся все более одинокими, потому что планка ожиданий от жизни с партнером высока. Многие не готовы включаться в эмоциональную работу, а разрыв и спокойная жизнь в одиночестве им кажутся более очевидным выходом. Ведь современные здоровые молодые люди самодостаточны, и каждый может обеспечить себя сам. Если раньше семья нужна была для выживания, а усилий взрослых хватало на то, чтобы поставить на ноги детей и партнер был соратником по борьбе за существование, то сегодня в относительно благополучных обществах нет такой необходимости. Последним оплотом брачного союза было рождение детей, но и это больше не проблема — можно родить ребенка без партнера.

«Подать стакан воды» может сиделка, накормить — сервис по доставке еды, убраться — клининг, починить стиральную машинку — мастер с YouDo, да и любовника, в конце концов, тоже можно вызвать на дом. Таковы паттерны коммерциализации повседневной жизни. Но верным пока остается одно — близкого человека нанять невозможно. 

Брак и дети | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Статья из книги А.Я. Варги (научный редактор и составитель) «Системная психотерапия супружеских пар» (2012), вышедшей в свет в издательстве Когито-Центр.

Резюме

Статья посвящена теме влияния родительства на супружеские отношения. Обращается внимание на функциональную разницу супружеской и родительской подсистем. Рассматриваются некоторые сочетания социально-культурных брачных и родительских установок. Описаны этапы, связанные с появлением детей в семье, их взрослением, в контексте возможной трансформации супружеских отношений.

Ключевые слова: супружеская подсистема, родительская подсистема, дети, супружеские отношения, диада, триада.

Рождение ребенка у супружеской пары – логичный показатель развития семьи, знак перехода ее на новый этап жизненного цикла. Это, как правило, радостное событие, которого ждали, которое подразумевали, вступая в брак. Но тем не менее необходимость изменения привычного уклада, пересмотра семейных правил, отказа от старых привычек и приобретения новых застает врасплох. Это, безусловно, кризисный период, и успешность преодоления кризиса зависит от «запаса прочности» пары, сложившегося до рождения ребенка.

Далеко не все пары способны ответить на вопрос: как остаться супругами, став родителями? Супружеская подсистема, совпадая по своему составу с родительской, имеет тем не менее другие задачи и функции. «Супружеская подсистема является компонентом супружеского союза и включает в себя все поведенческие цепочки, развившиеся из чувств «любви и преданности» партнеров друг другу. Эта подсистема не имеет ничего общего с ролями, которые выполняет каждый из партнеров при взаимодействии с другими членами в рамках нуклеарной или расширенной семьи. Иными словами, супружеская подсистема включает в себя только паттерны трансакций, связанные с проявлением внимания друг к другу, но не к детям. Последние стереотипы взаимодействия являются функцией родительской подсистемы» (Браун, Кристенсен, 2001, 67 с.) . «Одна из жизненно важных задач супружеской подсистемы – выработка границ, которые ограждают каждого из супругов, оставляя ему территорию, необходимую для удовлетворения собственных психологических потребностей без вмешательства родственников, детей и других членов семьи. Адекватность таких границ – один из важнейших аспектов жизнеспособности семейной структуры» (Минухин, Фишман, 1998, 23 с.).

Супружеская подсистема является базовой при образовании семьи и должна определять ее функционирование, т.е. в идеале взаимное удовлетворение эмоциональных, сексуальных потребностей супругов, их стремление к личностному развитию и росту должно стать основой для более гармоничного существования всех членов семьи. Как отметил Сальвадор Минухин, супружеская подсистема имеет жизненно важное значение для развития ребенка. Она предоставляет ему модель интимных взаимоотношений, проявляющихся в повседневных взаимодействиях. В супружеской подсистеме ребенок видит примеры того, как выражать привязанность и любовь, как относиться к партнеру, испытывающему стресс, и как преодолевать конфликты на основе равноправия. То, что видит здесь ребенок, становится частью его ценностей и ожиданий, когда он вступает в контакты с внешним миром» (Минухин, Фишман, 1998).

Родительская подсистема имеет целью рождение детей, их воспитание, заботу о них. Отец и мать обязаны предоставлять детям необходимые условия для их полноценного развития, обеспечивать безопасность, удовлетворять физические и эмоциональные потребности. Но, по словам Минухина, эти обязанности тесно сопряжены с правами. Родители имеют право не только принимать решения, имеющие отношение к выживанию всей системы, установлению семейных правил, но их священное право также – оберегать личную жизнь супружеской подсистемы и определять, какую роль будут играть в функционировании семьи дети. В реальности же после рождения ребенка нередко супружеский холон нередко «раств

Брак и иные виды семейных союзов в зарубежных странах

Библиографическое описание:

Цитович Л. В., Никишов А. Б. Брак и иные виды семейных союзов в зарубежных странах // Новый юридический вестник. — 2019. — №2. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/123/3813/ (дата обращения: 17.03.2020).



В настоящей статье автором рассматриваются основные формы брака и иных видом семейных союзов в зарубежных странах. Даётся детальный анализ каждого отдельного вида. В заключении автором рассматривается одна из проблем, которая складывается при возникновении трансграничных брачно-семейных отношений: «хромающие браки»

Ключевые слова: брак, партнерство, сожительство, семейное право.

Институт брака в семейном праве занимает одно из центральных положений, так как имеет основополагающее значение для возникновения, изменения и прекращения супружеских отношений, а также отношения, складывающихся между членами семьи. Традиционно под браком принято понимать добровольный союз между мужчиной и женщиной зарегистрированный в установленном порядке с целью достижения моральных, духовных и физических потребностей человека. В силу особой специфики семейного права, по мнению И. А. Михайловой, «брак представляет собой одно из наиболее сложных правовых явлений, не поддающихся общепризнанному легальному определению» [1].

Стоит отметить, что законодатель не дает определение брака ни в одном законодательном акте, но при этом, Конституционный Суд Российской Федерации, в своем Определении [2] указал, что определение брака — это исключительно прерогатива законодателя.

Как российское законодательство, так и законодательство зарубежных стран не дает определение брака: национальными законами регламентируются условия вступления в брак, прекращение брака, признание его не действительным. Теория семейного права в целом, определяет брака, как договор (сделка), добровольный пожизненный союз или просто партнерство. Совершено, верно, что брак рассматривается как сделка, так как предполагает, что отношения между будущими супругами являются договорными. Стороны на основе взаимного согласия определяют свои будущие права и обязанности. Заключая брачный договор, стороны закрепляют правовой режим своего имущества.

Будучи сложным правовым явлением, брак можно рассмотреть и с точки зрения других значений.

Брак, как юридический факт представляет собой разновидность актов гражданского состояния, который подлежит обязательной государственной регистрации в уполномоченных органах. Заключение брака между сторонами означает возникновение между ними брачно-семейных отношений, а в свою очередь расторжение брака — это прекращение личных неимущественных и имущественных отношений между супругами. С другой стороны, брак рассматривают как правоотношение: брак — это урегулированное нормами семейного права, общественные отношения, где каждый из супругов обладает комплексом имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей. Однако не все отношения, возникающие между супругами, урегулированы семейным законодательством, так, к примеру, вопросы, связанные с уборкой квартирой, походами в магазин выходят из сферы правового регулирования. Данные вопросы определяются супругами самостоятельно. Как правило, в большей степени, именно имущественные отношения урегулированы. И, в-третьих, брак рассматривают как институт семейного права, т. е. обособленную группу взаимосвязанных норм, регулирующих конкретный вид общественных отношений — брак. Многие авторы выделяют такую категорию как субинститут, к нему относят: субинститут заключения брака, субинститут расторжения брака и т. д.

Рассмотренные выше различные взгляды и суждения о правовой конструкции брака, в целом показывают, что брак является одним из самых сложных правовых явлений.

Оформление брака по зарубежному праву может, осуществляется в различных формах. Исторически сложились следующие формы брака:

  1. Гражданская форма заключения брака (РФ, ФРГ, Франция), предполагает обязательную государственную регистрацию лиц желающих вступить в брак. Как правило, такими органами выступают ЗАГС или органы местного самоуправления (к примеру, во Франции, таким органом является мэрия).
  2. Религиозная форма заключения брака (Ирак, Ирак, Израиль). Такая форма заключения брака, как правило, присуща странам мусульманского фундаментализма в силу особенности их государства, где религиозные нормы играют важную роль и определяют право. Данная форма брака означает, что брак должны заключаться по религиозному обряду, как правило, в храме (Церковь, Мечеть, Синагога). К примеру, в качестве важного условия заключения в Израиле является принадлежность к религиозной общине. Есть один из супругов, христианин, а другой мусульманин, то такой брак невозможно зарегистрировать. Браки между евреями и иностранными гражданами тоже зарегистрировать невозможно.

Священник, проводящий церемонию бракосочетания, обязательно должен иметь право на заключение такого права. Особенностью данной формы брака является то, что после его заключения необходимо обратится в государственный орган для получения официального свидетельства о заключении брака. Требования, предъявляемые к религиозным бракам, зависят от административной области проживания заявителя или его религии.

  1. Альтернативная форма брака (Испания, Великобритания), предполагает возможность заключения как религиозного, так и гражданского брака. Так в соответствии с Гражданским кодексом Испании [3], брак может быть заключен перед судьей, мэром или уполномоченным лицом, а также в религиозной форме, установленной законом.
  2. Смешенная форма брака (страны Латинской Америки) предполагает обязательную гражданскую и религиозную форму брака.

Другой классификацией форм брака является их деление на: брак, сожительство и партнерство.

Брак, как описывалось выше, это союз между лицами разного пола, направленный на удовлетворение своих физических и духовных потребностей, а также с целью продолжения рода.

Особенностью брака в странах мусульманского фундаментализма является наличие многоженства и регулирование брачно-семейных отношений религиозными нормами. По общему правилу, вступая в такой брак, муж обязан одинаково обеспечить всех своих жен. Все содержание своей жены (жен) ложится на плечи мужчины, и в случае, если он не в состоянии обеспечить, то ему не рекомендуется вступать в брак.

Запрещаются любые добрачные отношения между будущими супругами, а также отношения между родственниками.

Еще одной особенностью является то, что отец вправе в первый раз сам выдавать свою дочь замуж, даже против её воли.

В отличие от многих европейских стран, а также складывающихся интеграционных процессов в семейном законодательстве страны мусульманского фундаментализма не только отвергают однополые браки, но они еще и заключение такого брака является уголовным преступлением.

В целом, почти в каждом «религиозном государстве» в той или иной мере женщины при вступлении брак сильно дискриминируются.

Страны тоталитарного социализма брачно-семейные отношения регулируются по устоявшееся модели: как правило, это традиционная форма, где брак оформляется в органах ЗАГС и негативное отношения к нетрадиционным бракам.

Многие европейские страны уходят от плюралистической модели брачных отношений, которая предполагает пожизненный союз мужчины и женщины. Как верно отмечает М. В. Антакольская [4], в настоящее время прослеживается тенденция, что в будущем брачующимся будет дана возможность с помощью договора выбрать ту модель брака, которую они считают для себя приемлемой, а государство в свою очередь будет лишь регистрировать их выбор.

Партнерство — это союз двух равноправных субъектов, одного или разного пола. Такой вид не считается браком и регулируется специальными национальными законами. Данный вид «брака» является нововведением XX в. и связан с возникновением проблем в ряде сфер (наследование, пенсионного обеспечения и т. д.) складывающимися между однополыми лицами. Многие основные законы и национальные кодификации четко закрепляют, что брак заключается между мужчиной и женщиной, поэтому, создание партнерства решило эту проблему. В странах Европейского союза, США появились семейные союзы, которые по своей сути не являются браком, но позволили регистрировать однополые союзы. Такое партнерство регулируется специальными принятыми законами, к примеру, Швейцарский закон о зарегистрированных гражданских партнёрствах однополых пар [5],

В связи с этим принимаемый термин «брак» к однополым семейным союзам является не совсем верным.

Существуют следующие виды партнерства:

  1. Зарегистрированное партнерство предполагает союз между мужчиной и женщиной основанный на договоре о совместной жизни без оформления брачных отношений.
  2. Пожизненное партнерство (Введен Законом ФРГ «О пожизненном партнерстве в 2001 г».) [6], которое предполагает оформление однополыми парами семейного союза в условиях запрета однополых браком национальным законом
  3. Социально-экономическое партнерство (Введен во Франции в 1999 г. пактом гражданской солидарности) предполагает возможность совершеннолетних лиц, как одного пола, так и различного заключить гражданско-правовой договор о совместной жизни в целях организации совместной жизни. Как правило, стороны регулируют только свои имущественные отношения данным договором. При этом стоит отметить, что заключать такой договор, между родственниками строго запрещен.
  4. Местное партнерство представляет собой однополый или традиционный союз без предоставления прав и обязанностей. Регистрируется он органами местной власти, муниципалитетами. Получил свое распространение в Англии и некоторых штатах США.
  5. Региональное партнерство представляет собой такой вид союза, когда совершеннолетние лица одного пола, не вступая в брак, могут заключить договор о совместной жизни. Такой вид партнерства применялся в штате Нью-Хэмпшир, однако в дальнейшем он легализовал однополые браки и такие союзы были преобразованы в браки.

В целом институт «партнерства» в семейном праве был введен в связи с изменениями в ряде западных стран устоявшихся традицией и представлений о браке, как союзе между мужчиной и женщиной и в целом выступает его альтернативой для однополых лиц. В российской Федерации такая форма брака отсутствует.

Сожительство как форма брака представляет собой фактическое совместное проживание лицами, не состоящими в браке в течение длительного времени. Данная форма получила своей распространение в законодательстве Нидерландов, Франции, Бельгии. В Российской Федерации такая форма не признается и именуется как фиктивные брачные отношения. В некоторых штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака. [7]

В заключении хотелось бы отметить, одну из острых проблем, складывающихся в регулировании брачно-семейных отношениях, осложненных иностранным элементом. Существуют такой термин, как «Хромающие браки» или «Хромающие отношения». Национальные законы устанавливают свои критерии и условия вступления в брак: форма брака, возраст брачующихся и т. д. Такие браки порождают в одном государстве правовые последствия, а в другом являются недействительными. Так, яркими примером, является запрет на однополые браки в Российской Федерации, в связи с чем, некоторые граждане отправляются в соединенные штаты Америки, где регистрирую однополые союзы. Проблема заключается в том, что страны не признают форму и порядок заключения брака другой страны, если они отличаются от их национальных особенностей. В 1995 г. была проведена попытка решении данной проблемы и заключилась она в принятии Гаагской конвенции об урегулировании коллизий законов в области заключения брака [8], но до сих пор данная конвенция не вступила в силу.

Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить, что брак является достаточно сложной правовой конструкцией, представляющий собой институт семейного права. Правовое регулирование данного института достаточно разнообразно, начиная от требования (условий) брака, заканчивая его формой.

Литература:

  1. Семейное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. М. Пчелинцева [и др.]; под ред. Л. М. Пчелинцевой; под общ. ред. Л. В. Цитович. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 330 с.
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 № 26-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Иониной Веры Петровны» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Гражданский кодекс Испании 1889 г. (Электронный ресурс) https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/040601 (дата обращения 13.06.2017).
  4. Антакольская М. В. Семейное право: Учебник. 3-е изд,, перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М. 2010. С. 124
  5. Швейцарский закон о зарегистрированных гражданских партнёрствах однополых пар (электронный ресурс)https://www.admin.ch/opc/de/classifiedcompilation/20022194/index.html (13.06.2017).
  6. Законом ФРГ «О пожизненном партнерстве в 2001 г. (электронный ресурс) http://www.gesetze-im-internet.de/lpartg/BJNR026610001.html (13.06.2017).
  7. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право: учебное пособие для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. С. 254.
  8. Конвенция о заключении и признании действительности браков от 14 марта 1978 года (электронный ресурс) http://docs.cntd.ru/document/901898365 (13.06.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): брак, отношение, форма брака, совместная жизнь, Российская Федерация, мусульманский фундаментализм, союз, обязательная государственная регистрация, пожизненное партнерство, правовое регулирование.

Похожие статьи

Правовое регулирование фактических брачных отношений

«Гражданский брак» — это новая форма взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Брак — это важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых

В дореволюционный период браком признавался союз, оформленный по религиозным канонам…

Некоторые проблемы семьи и брака в системе российского

Российское законодательство не допускает регистрации брака между лицами

Кроме брака с родственниками запрещено также вступать в брак с близкими родственниками жены.

расторжения брака. Ни в российском, ни в мусульманском праве на данный момент не…

О проблемах правового регулирования фактических брачных…

Правовое регулирование фактических брачных отношенийбрак, отношение, зарегистрированный брак, гражданское состояние

Гражданский брак как репетиция законных отношений. гражданский брак, незарегистрированный брак, отношение, мужчина, женщина…

Брачно-семейные отношения в России в XIX веке: правовые

В отношении смешанных браков между представителями различных вероисповеданий

Вопрос о признании брачного союза недействительным в форме безусловной (то есть при

В то же время гражданско-правовые последствия брака и его расторжения регулировались…

Развитие института брака в России | Статья в сборнике…

брак, заключение брака, признание брака, Россия, орган ЗАГСа, лицо, расторжение брака, отношение, брачный возраст, Российская Федерация. Брак с иностранцем: современное состояние правого регулирования. Актуальные проблемы правового регулирования порядка…

Особенности заключения церковного брака в Российской Империи

Основные термины (генерируются автоматически): брак, заключение брака, расторжение брака, совместная собственность, Российская Империя

Ключевые слова: брак, заключение брака, расторжение брака, иностранный элемент, форма и условия заключения брака, брачный…

Брак с иностранцем: современное состояние правого…

В данной статье рассматривается современное состояние правого регулирования брачных отношений, которые осложнены иностранным элементом. Анализируются условия вступления в брак, их особенности при регистрации брака с иностранцами.

Сравнительный аспект правового регулирования брачного…

В Российской Федерации брачный договор не так популярен, как в других странах мира.

Он может быть заключен и до государственной регистрации брака.

В США перед вступлением в брак и заключением брачного контракта лица должны купить брачную лицензию в местном суде.

Гражданский брак как репетиция законных отношений

Современное российское общество характеризуется изменением отношения к

Непосредственно это касается брачно-семейных отношений, поскольку брак и семья

Не замечать состояния нахождения лиц в незарегистрированном союзе невозможно, тем более…

Историко-правовой аспект регулирования личных…

Историко-правовой аспект регулирования личных неимущественных отношений супругов в

— жена, лишенная всех прав состояния и перечислившаяся в сословие государственных

Брак расторгался судом только в том случае, если дальнейшая совместная жизнь супругов и…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *