Полигамны и моногамны: Полигамия и моногамия: от древности до современности – «Homo Sapiens моногамны или полигамны в своей природе?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Моногамные и полигамные браки. Страсть VS Преданность

Мысль про допустимость второй жены в семье пришла одной моей знакомой во время декретного отпуска. Полный день в хлопотах с ребенком, на кухне и по хозяйству не оставляли ни малейшей надежды, что в этот бардак еще можно впихнуть и 8 рабочих часов в офисе. Что тогда останется на семью и себя? Со второй женой было бы гораздо удобнее: пока одна зарабатывает, вторая реализуется как мать и варит борщи. Потом меняются местами. И вот уже вторая развлекает детей и занимается домом, а первая удовлетворяет амбиции и строит карьеру. Конечно, вторую жену никто в их семье не завел, а денежный вопрос решился с помощью удаленной работы. Но муж сказал, что обязательно расскажет про ее мысли своим сотрудникам. Так, похвастаться, насколько мудрая у него супруга и как понимает психологию мужчин. Но только ли мужчин?

Моногамный брак – бывает ли долго и счастливо до гроба?

Полигамия. Если б я был султан…

Википедия определяет полигамию так:

От греч. πολύς ‒ «многочисленный» и γάμος ‒ «брак», многобрачие ‒ форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола.

Различают два вида полигамии: многоженство (другое название ‒ полигиния) и многомужество (полиандрия)

Тут не путайте с моментом, когда человек много раз в жизни умудрился жениться и столько же раз развестись. Под полигинией и полиандрией подразумевается множественные семейные отношения в один промежуток времени.

Психологи утверждают, что мужчины более склонны к многобрачию, чем женщины. Они объясняют это историческими проблемами с выживанием человечества (болезни, голод и войны, в которых гибло, в первую очередь, мужское население) и их доминирующим инстинктом размножения.

Интересен и географический факт, что чем мягче климат и легче «самцу» добыть еду, тем общество проще относится к многоженству у мужчин. Мусульманские страны на юге и юго-востоке открыто практикуют полигамные браки до сих пор. Но с оговоркой, что мужчина берет вторую и третью жену только, если может обеспечить им и детям достойную жизнь без лишений.

Полигиния – культура и традиция востока

Но многоженство характерно не только для ислама. В австралийских, меланезийских, африканских, индейских племенах и даже в раннем иудаизме жены и наложницы были вполне обычным явлением.

Многомужество более характерно для северных народов на Аляске, у эскимосов и в Тибете. Причины возникновения совершенно разные: от диких обычаев сокращать женское население убийством девочек еще в младенческом возрасте (что приводило к банальной нехватке невест) до вполне практичных соображений, что два и более мужей прокормят жену и детей в трудных погодных условиях гораздо лучше одного.

Современные ценности цивилизованного мира принимают полигамные браки с явной неохотой

Многие путают такой тип отношений с обычной распущенностью. Но и психологи, и традиции настаивают, что люди, которые приняли многоженство или многомужество допустимым элементом в своей жизни, понимают всю серьезность взятых на себя обязательств:

  • Забота о финансовом положении семьи и содержание общего дома.
  • Моральная поддержка всех членов семьи, когда внимание уделяется одинаково всем мужьям или женам.
  • Забота о всех детях в семье, их воспитание и обучение.

Семья есть семья. Закрутить роман с коллегой, партнером по тренировкам и соседкой одновременно, когда они не знают друг о друге – это не полигамия. Это безнравственность и подлость по отношению к партнерам. Институт семьи священен даже для такой формы брака.

Многие барышни выступают за многомужество просто потому, что не могут найти совокупность основных ценных мужских качеств в одном индивидууме. Как в известном анекдоте, что умный, богатый и красивый – это три разных мужчины. При этом, те же женщины не рассматривают себя в составе полигинической семье категорически. Мотивируют в основном ревностью и чувством собственного достоинства.

Полиандрия – историческая необходимость или достижение феминизма?

Моногамия. Мораль или условность?

Та же Википедия определяет, что:

Монога́мия (от др.-греч. μόνος ‒ единый + γάμος ‒ брак) ‒ единобрачие, форма брака и семьи, в которой человек имеет только одного партнера во время своей жизни или в любой момент времени.

Распространение христианской религии и морали обозначило модель брака, где один муж и одна жена, как единственно верную и правильную с этической точки зрения. Впрочем, большинство глобальных религий тоже придерживаются идеи моногамных браков (по крайней мере открыто за полигамию не высказываются) и в той или иной мере осуждает измену основному партнеру.

Моногамию общество рассматривает, как опору этичности и зрелости человека

Мол, строить отношения с одним партнером, делать совместную жизнь интересной и разнообразной трудно. И поэтому достойно гордого звания хомосапиенса. А распыляться на случайные связи – удел тех, кто не может держать гормоны в узде. Многие философские течения поддерживают правильность отношений по формуле «1+1». А другие формы брака считают незаслуживающими внимания, сравнивая их с поведением животных.

Моногамная семья – крепкая основа культурного общества в наши дни

Забавно, что чем дальше, тем больше современная молодежь воспринимает мораль моногамности, как ханжеский пережиток прошлого и религиозную глупость. Кто-то объясняет это повальной развращенностью нового поколения, кто-то цикличностью истории. Но адепты полиаморных отношений и браков в частности, существовали всегда. И то, что это движение набирает популярность – вполне закономерное явление.

Полиаморные браки. Свежий ветер перемен?

Полиаморность в семейных отношениях допускает существования параллельных любовных связей и у мужа, и у жены. Еще такое явление называется «открытый брак». Участники таких союзов не ставят секс во главе интересов.

Основная их потребность – любовь во всех ее проявлениях

Второе главное условие приверженцев свободных браков – доверие, как бы странно это ни звучало. Абсолютно все отношения должны существовать с согласия всех участников, без секретов, интриг, сплетен и всего, что может навредить, доставить дискомфорт или разрушить связь. И если полигамия настаивает на ценности института семьи и его обязательности между участниками, то полиаморность не воспринимает брак, как нечто обязательное.

Юридического статуса такое гражданское сожительство группы лиц не имеет. Да и вообще, обычно полиаморные семьи понимают, что социум не одобряет такой стиль жизни, и стараются свои предпочтения не афишировать. Главное кредо фанатов открытого брака: «Любовь не делят, ее множат».

Коммуны хиппи – известный оплот открытых браков и полиаморных отношений

Условно, от привычного распутства открытый брак отличает та самая открытость. Ведь разовые или постоянные загулы от семьи, что там лукавить, характерны для многих мужчин и женщин. В полиаморном браке эти моменты находят понимание у партнера. И он не просто прощает «измены», но и требует таких же преференций для себя. И если ревности и чувства собственничества в характере мужа и жены нет – открытому браку быть.

Ревность, как сдерживающий фактор в традиционном браке

Современная философия ставит личность человека и его счастье на первое место. Счастье может достигаться абсолютно любым способом, который не противоречит закону страны в которой эта личность живет. Допускает государство и религия многобрачие? Пожалуйста! Не против свободных отношений в коммунах? Занимайтесь любовью, а не войной! Институт семьи меняется, как и все остальное в этом мире. Увидим ли мы традиционный и привычный нам брак через 100-200 лет таким же?

Многожёнство — Википедия

Многожёнство или полигини́я[1] (от др.-греч. πολύ- «много-» + γυνή «жена») — одна из форм полигамного брака, при которой мужчина состоит в брачном союзе одновременно с несколькими жёнами.

Многожёнство подразделяется социальными антропологами на сороральное (все жёны одного мужчины являются сёстрами) и несороральное (жёны одного мужчины могут не быть сёстрами)[2].

Сороральное многожёнство было, в частности, у некоторых индейских племён: встречалось у западных и северных шошонов, луисеньо[en], пайютов, яганов, сохранялось у черноногих, дакота, было распространено у хиваро, апачей, ботокудо (для старейшин и искусных охотников), чинуков (особенно у знати), также практиковалось у индейцев Субарктики[3][нет в источнике] и северо-западного побережья Северной Америки: чипевьян, тлинкитов, инну, кри, оджибве, слейви, хайда, танаина (в последнем случае в основном у богатых)[4], сохраняется у куикатеков

[en], уичоли, цоцили, панаре (правда редко), вождей шаванте[en] и нутка.

Шарль де Монтескьё в своём влиятельном труде «О духе законов» утверждал, что понять семью можно, подходя к ней и биологически, и социологически и отмечал влияние экономики на формы семьи и брака. В частности, он рассматривал многожёнство как результат богатства отдельных представителей мужского пола. Кроме того Монтескьё объясняет различные формы семьи климатическими условиями в духе пропагандируемого им географического детерминизма[5]:

«Итак, закон, дозволяющий мужу иметь только одну жену, более подходит к физическим свойствам европейского климата, чем азиатского. Это одна из причин, почему магометанство так легко установилось в Азии и с таким трудом распространялось в Европе, почему христианство удержалось в Европе и было уничтожено в Азии, и почему, наконец, в Китае так преуспевают магометане и так мало успеха имеют христиане. Человеческие соображения всегда подчиняются той высшей причине, которая делает всё, что хочет, и пользуется всем, что ей нужно. По некоторым особым причинам Валентиниан дозволил многожёнство в империи. Этот закон, противный нашим природным условиям, был отменён Феодосием, Аркадием и Гонорием. »

По его мнению семейные отношения должны соответствовать биологической природе человека, географическим условиям, в которых он живёт, и социальной целесообразности.

Ф. Энгельс в своей известной работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» излагая марксистскую интерпретацию эволюции семейно-брачных отношений писал[6]:

«
В действительности, многожёнство одного мужчины было, очевидно, результатом рабства и было доступно только лицам, занимавшим исключительное положение. В патриархальной семье семитского типа в многожёнстве живёт только сам патриарх и, самое большее, несколько его сыновей, остальные должны довольствоваться одной женой. Так обстоит дело еще в настоящее время на всём Востоке; многожёнство — привилегия богатых и знатных и осуществляется главным образом путём покупки рабынь; масса народа живет в моногамии.»

Многожёнство также было частью первой письменной цивилизации — шумеров, однако согласно законам Липит-Иштара оно допускалось только в случае бесплодия жены[7].

Исторически многожёнство имело место более чем в 80 % человеческих культурных сообществ

[8], и, в частности, было распространено в древнееврейском обществе, в Китае, Корее[9], у отдельных коренных народов Америки, Африки и Полинезии. В Древней Греции многожёнство разрешалось только для восполнения людских потерь в войнах. После восстановления численности людей многожёнство официально запрещалось. Геродот отметил как необычный тот факт, что царь Спарты имел двух жён. В Древнем Риме многожёнство было запрещено[10], однако существовал конкубинат — неофициальный или «гражданский» брак одного мужчины с одной или одновременно с несколькими женщинами.

Исследования учёных-антропологов показывают, что несмотря на то, что большинство мировых обществ (около 80 %) допускало полигинию в той или иной форме, большинство браков в этих обществах оставались моногамными, а количество полигамных браков как правило не превышает 10 % и практикуется только среди элиты[11][12]. Стремление людей к моногамии учёные объясняют инстинктивным чувством, заложенным в человеке

[13].

Влияние многожёнства на здоровье и на продолжительность жизни[править | править код]

Учёные провели ряд исследований с целью установить, какое влияние многожёнство оказывает на здоровье и на продолжительность жизни мужчин и женщин, состоящих в таком браке, а также на здоровье детей, рождённых в семьях многожёнцев, по сравнению с моногамией.

Исследование, целью которого было установление влияние многожёнства на здоровье детей и родителей проводилось с 2009 по 2011 годы в Танзании медиками и антропологами из Англии, США и Танзании. В ходе этого исследования было изучено 3584 семей, из которых в 2268 семьях были дети младше 5 лет. Это исследование опровергло тезис о том, что многожёнство является причиной проблем со здоровьем у детей и недостаточного питания. Более того, в ходе исследования выяснилось, что дети и жёны из семей многожёнцев имели меньше проблем со здоровьем, чем такие же люди из моногамных семей, поскольку нескольких жён имели более богатые мужчины, а бедняки оставались одножёнцами

[8][14].

По данным исследования, проведённого в 2008 году экологом Вирпи Луммаа (англ. Virpi Lummaa) из Шеффилдского университета, средняя продолжительность жизни мужчин в странах, где легализовано многожёнство, превышает этот показатель в странах, где многожёнство не разрешено[15][16].

Иудаизм[править | править код]

Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия[17], а также в левиратном браке, когда мужчина должен был жениться на вдове своего брата и обеспечивать её, а также по заповеди о «женщине, красивой видом» (Второзаконие 21.10-14),[18] а также по заповеди о «жене любимой и нелюбимой» (Второзаконие 21.15-17).[19] Несмотря на многочисленные упоминания в Торе, некоторые учёные считают, что полигиния на самом деле не была распространена в библейские времена, так как многожёнство требует богатства[20]. А Майкл Куган[en]

, напротив, утверждал, что полигиния в библейские времена встречалась часто, и сошла на нет только ко II веку нашей эры[21].

«Когда христианская церковь появилась на свет, многожёнство всё ещё имело место у евреев. Это правда, что мы не найдем никаких ссылок на него в Новом Завете, а из этого некоторые сделали вывод, что оно должно быть вышло из употребления, и что во время нашего Господа еврейский народ стал моногамным. Но такой вывод выглядит неоправданным. Иосиф Флавий в двух местах говорит о многожёнстве как о признанном институте: и Юстин Мученик делает его предметом упрёка Трифону[22] так как еврейские учителя разрешают мужчине иметь несколько жён. На самом деле, когда в 212 году нашей эры эдикт Каракаллы предоставил римское гражданство большому количеству евреев, было признано необходимым терпеть многожёнство среди них, хотя это и было нарушением римского закона, чтобы гражданин имел более одной жены. В 285 году нашей эры Конституция Диоклетиана и Максимиана запретила многожёнство для всех подданных империи без исключения. Но, по крайней мере, на евреев принятие этого закона не оказало никакого эффекта, и в 393 году нашей эры Феодосий издал специальный закон чтобы заставить евреев отказаться от этого национального обычая. Но даже и это их не вынудило приспособиться
[23]
.
»

В 1000 году рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет на многожёнство для ашкеназских евреев[24][25][26]. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объяснялось следующими причинами[26]:

  • Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
  • Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жён и бросали старых в Европе.

Современный светский Израиль, основанный ещё в период действия этого 1000-летнего запрета, не разрешает заключать полигамные браки. Но в то же время, те йеменские евреи, которые уже стали многожёнцами, могут получить израильское гражданство, а их брачные союзы со второй и последующими жёнами имеют юридическую силу, что применительно только к родившимся в Йемене и заключившим свои браки там до приезда в Израиль[27]. Также в Израиле допускается двоежёнство по решению раввинатского суда в виде исключения из правила[28][29].

Тора устанавливает запрет царю «умножать жён» (Втор. 17:17), что авторы Талмуда трактуют как «не более 18 жён»[30].

Согласно книге Бытие, из троих праотцов еврейского народа — Авраама, Исаака и Иакова — только Исаак был одножёнцем. У Авраама были наложницы, число которых в Торе не уточняется, первую из них — Агарь — ему дала Сарра по той причине, что сама родить не могла. Иаков же стал многожёнцем не по своей воле — когда он отработал на своего дядю Лавана 7 лет за свою жену Рахиль, то после свадьбы Лаван дал ему вместо Рахили её сестру Лию, что Иаков обнаружил только наутро. И хотя неделю спустя он сыграл свадьбу и с Рахилью, но за Лию ему пришлось работать на Лавана ещё 7 лет. Впоследствии Лия с Рахилью пытались родить как можно больше детей и призвали себе в помощь служанок (Зелфу и Валлу), чьи дети становились не только законными наследниками Иакова, но и считались «как бы» единоутробными братьями детям законных жён. В итоге вчетвером они родили Иакову 13 детей — 12 родоначальников колен израилевых и одну дочь.

В современном иудаизме существует движение «А-баит а-йегуди а-шалем», которое призывает легализовать многожёнство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000-летнего запрета на многожёнство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда»

[31].

Список многожёнцев, упомянутых в Танахе:

  1. Ламех имел двух жён: «И взял себе Ламех две жены». Бытие. 4:19
  2. Авраам имел жену Сарру и несколько наложниц, из которых по имени известна только Агарь. После смерти Сарры Авраам взял в жёны Хеттуру. Бытие. 25:1–6
  3. Иаков имел двух жён: сестер Лию и Рахиль, и служанок жён — Валлу и Зелфу. Бытие. 29:30
  4. Исав имел трёх жён: Иегудифу, Басемат (англ.)русск. и Махалафу. (Бытие. 26:34, Бытие. 28:9)
  5. Моисей имел двух жён разных национальностей: мадианитянку Сепфору (Исх. 2:21, 18:2–5) и эфиопку (Чис. 12:1).
  6. Гедеон: «У него много было жён. Также и наложница». (Суд. 8:30, 31)
  7. Царь Давид. Точный список жён царя Давида включает по крайней мере 5 женщин, названных по имени: Мелхола (1Цар. 18:27, 19:11–17, 25:44, 2Цар. 3:13–16), Авигея Кармилитянка (1Цар. 25:39, 1Пар. 3:1), Ахиноама из Изрееля (1Цар. 25:43, 1Пар. 3:1), Эгла (2Цар. 3:5) и Вирсавия (2Цар. 12:24). Ещё о трёх женщинах, входивших в гарем царя Давида, упоминается без указания относительно того, кем они ему были — жёнами или наложницами. Это Мааха (англ.), дочь Фалмая, царя Гессурского (2Цар. 3:3, 1Пар. 3:2), Авитала (англ.) (2Цар. 3:4, 1Пар. 3:3) и Аггифа (англ.) (2Цар. 3:4, 1Пар. 3:2). И кроме того у Давида было 10 жён или наложниц, о которых идёт речь в следующих отрывках: 2Цар. 5:13, 12:7, 8, 15:16, 16:21, 22, 1Пар. 14:3. В итоге получается, что в гареме Давида было 18 женщин, часть которых была его жёнами, а другая часть — наложницами[30].
  8. Царь Соломон имел 700 жён и 300 наложниц. (3Цар. 11:3)
  9. Елкана, отец пророка Самуила имел двух жён (1Цар. 1:1)
  10. Царь Иудеи Иоас имел двух жён (2Пар. 24:1–3)

Христианство[править | править код]

По мнению ряда исследователей, учение о греховности многожёнства в христианстве сформировалось под влиянием греко-римской морали[10], однако те христиане, которые считают многожёнство грехом, отрицают, что такое учение сформировалось в результате влияния на христианство извне, и утверждают, что в Новом Завете моногамность принимает характер общей нормы[32]. «Множественный» брак в настоящее время отвергается большинством течений в христианстве[33][34][35][36][37][38][39][40][41][42][43][44][45][46].

Согласно канонической христианской точке зрения первоначальный брак получает благословение Божие. Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение говорил: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» и учил: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов[33].

Согласно католической энциклопедии, Христос провозгласил изначальный Божественный закон моногамного и нерасторжимого брака и возвёл брак в достоинство Таинства[34]. Лютеранская церковь учит, что мужчина и женщина вместе составляют человеческую жизнь, их союз в браке являет собой основную форму человеческого бытия, и что с распространением христианской веры по всей земле брак с одним супругом стал нормой даже там, где были приняты другие формы брачного союза[47]. В лютеранской церкви брак понимается как жизненный союз между мужчиной и женщиной и исключает возможность обозначать или понимать как браки иные союзы[48].

В Новом Завете высказывается требование к дьяконам, пресвитерам и епископам быть «мужем одной жены»: «Диакон должен быть муж одной жены» (1 Тим. 3:12), «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены» (Тит 1:5,6), «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2).

3-е правило 6-го Константинопольского собора гласило: «Но сие постановили мы для тех, которые, как сказано, до пятнадцатаго дня месяца января, четвертаго индикта, обличены в вышеозначенных винах, и токмо для священных лиц; отныне же определяем и возобновляем правило, которое гласит: кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще в списке священнаго чина»[49].

Тертуллиан, христианский апологет II века, писал, что брак законен, однако полигамия — нет:

На самом деле мы не запрещаем союз мужчины и женщины, освящённый Богом как источник размножения человеческой расы и завещанный для заполнения земли и украшения мира, и, следовательно, разрешённый, но единожды. Ибо Адам был единственным мужем Евы, а Ева — его одной женой, одной женщиной, одним ребром.

Оригинальный текст (лат.)

Non quidem abnuimus conjunctionem viri et feminae, benedictam a Deo ut seminarium generis humani et replendo orbi et instruendo saeculo excogitatam, atque exinde permissam, unam tamen. Nam et Adam unus Evae maritus et Eva una uxor illius, una mulier, una costa.

В Правилах святого Василия Великого многожёнством (πολυγαμία) считается не только то, когда кто-либо имеет в одно и то же время много жён, а и то, когда кто-либо много раз женится. Согласно правилам, только первый брак считается святым и Богом благословенным; за второй брак известное лицо подлежит каноническому наказанию, третий же брак считается уже нечистотою (ρυπάσματα) в церкви и может быть только терпим, ибо он все же лучше, чем разнузданное блудодеяние (Василия Великого 4, 50). Всякий дальнейший брак называется уже многожёнством и Василий Великий обозначает оный как дело скотское (κτηνώδες, belluinam rem), а не человеческое, и считает грехом большим, чем блуд[51].

В середине XIII века немецкий крестоносец граф Ламберт (Людвиг) II фон Глейхен — участник Шестого крестового похода — бежал из турецкого плена с дочерью султана, которая стала его второй женой. Папа Римский дал согласие на то, чтобы граф, не разводясь с первой женой, взял себе в жёны турчанку, если та примет христианство. Тройной плотской брак счастливо длился до смерти супругов, о чём повествует надгробная надпись в бенедиктинском монастыре святого Петра в Тюрингии[52][53][54][55]. Сведения о двоежёнстве графа подробно приводит Н. М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» при описании посещения Эрфурта и усыпальницы с надгробием графа, на котором изображены его супруги в монастыре на Петровой горе (Petersberg): «Я видел сей большой камень и благословил память супругов»[56].

»

Кроме единичных и порицаемых случаев бытования многобрачия в христианизированной Европе имеется пример коллективного и организованного его функционирования в период существования Мюнстерской коммуны представляющей собой теократический режим, установленный радикальными анабаптистами в Мюнстере (Вестфалия) в 1534—1535 годах. В осаждённом городе Мюнстерская коммуна провела ряд радикальных социально—экономических реформ с целью создания «небесного Иерусалима». Возглавивший коммуну Иоанн Лейденский объявил себя «царём Нового Сиона» и ввёл многожёнство[57][58], что возможно было вызвано тем, что после изгнания противников режима в Мюнстере оказалось в несколько раз больше женщин, чем мужчин. Однако ряд исследователей выражают сомнение в том, что данный факт имел место в действительности, относя его скорее к католическо-протестантской пропаганде направленной против движения анабаптистов[59][60] или преувеличены хронистами[61]. После жестокого подавления восстания руководители Иоанн Лейденский, бургомистр города Бернд Книппердоллинг были обезглавлены, а их тела помещены в клетках на башне церкви Святого Ламберта. По некоторым свидетельствам были повешены все 16 жён руководителя коммуны.

В 1539 году Филипп Гессенский, один из основных военных спонсоров лютеранства, обратился к Мартину Лютеру с просьбой помочь ему решить его семейные проблемы путём вторичной женитьбы на Маргарите фон дер Заале (нем.), при том, что он уже состоял в браке с Кристиной Саксонской, ссылаясь при этом в том числе и на историю с графом фон Глейхеном. Отказ Лютера в этой просьбе мог привести Филиппа Гессенского к переходу в католичество и к утрате Лютером значительной части вооружённых сил, поддерживающих лютеранство. Под угрозой лишения такого важного союзника в декабре 1539 года Лютер дал ему разрешение стать двоежёнцем (разрешение это он передал через Роберта Бартса), однако попросил Филиппа сохранить это дело в тайне. Брак состоялся 4 марта 1540 года, на бракосочетании также присутствовал один из видных деятелей Реформации Филипп Меланхтон, и поэтому когда позже об этом браке стало известно, этот брак стал одним из аргументов католиков в критике лютеранства.[54][55][62][63].

  • Филипп Гессенский

  • Кристина Саксонская

  • »

    Маргарита фон дер Заале

В 1650 году после Тридцатилетней войны, окончившейся в 1648 году, для восполнения людских потерь на юге Баварии, в католических землях на 10 лет было официально разрешено двоежёнство. Людские потери от этой войны Германия восстановила только 100 лет спустя[64][65][66][67][68][69][70][71]<.

В колониальных владениях Латинской Америки и Новой Франции установилась система пласажа: белые мужчины брали в официальные жёны белых женщин, при этом содержали одну или несколько цветных любовниц, которые не были проститутками, а скорее наложницами-конкубинами, так как оставались верны своему господину до его смерти и даже имели от него официально признанных детей (которые, однако, имели меньше наследственных прав, чем законнорождённые дети).

В Японии конца XIX века бытовали отношения между иностранным подданным и японской подданной, согласно которому на время пребывания иностранца в Японии он получал в пользование (и содержание) временную жену, при этом заключался контракт, по которому он получал в полное распоряжение подданную микадо, обязуясь в обмен на это предоставить ей содержание (еду, помещение, наёмную прислугу, рикшу и т. д.). Такие отношения просуществовали вплоть до русско-японской войны 1904—1905 годов.

По мнению американского пастора Юджина Хиллмана, изложенному в книге «Новый взгляд на многоженство», Римская церковь установила запрет на многожёнство для унификации христианского вероучения с греко-римскими культурными обычаями[72].

Архиепископ Англиканской церкви Нигерии Питер Акинола[en] осудил многожёнство среди христиан[73].

Ислам[править | править код]

Несороральная полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь одновременно не более четырёх жён[74]. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена. При этом наложницы жёнами не считаются. Например, Сулейман Великолепный был официально женат лишь на одной женщине (Хюррем), а все остальные обитательницы его обширнейшего гарема жёнами ему не считались.

На практике абсолютное большинство мусульман в современных мусульманских странах состоят в моногамном браке[65].

Индуизм[править | править код]

У индусов закон ввёл моногамию только у шудр, людей низшего и бедного класса. В варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев — 2 или 3, в варне брахманов — до 4[источник не указан 960 дней].

Буддизм в России[править | править код]

Российские буддисты вопрос многожёнства считают бытовым и лежащим вне компетенции религии[75].

В Киевской Руси[править | править код]

» Картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» на сюжет летописного рассказа о Рогнеде. 1770

В дохристианский период в древнерусском обществе существовали две разновидности брака: моногамная и полигамная. Князь Ярополк имея «жену грекиню», привезённую его отцом Святославом Игоревичем из похода на Византию[76], успешно сосватался к полоцкой княжне Рогнеде[77]. Однако во время междоусобной войны Владимир Святославич после захвата Полоцка княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, насильно взял себе в жёны[78]. По замечанию Титмара Мерзебургского Владимир «был великим и жестоким распутником» (лат. fornicator maximus)[79]:

Повесть временных лет относит подобный образ жизни Владимира только до крещения Руси: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от неё имел он четырёх сыновей: Изяслава, Мстислав, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а ещё от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц»[80]. Следует отметить, что некоторые исследователи видят в привёденном списке сознательную параллель с библейским царём Соломоном[81]. После крещения Руси Владимир вынужден был принять христианские обычаи и обратился к Рогнеде: «Я крещён теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него»[82], но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Чешский историк Любор Нидерле в своей известной книге «Славянские древности» отмечал, что многожёнство было повсеместно распространено у славянских народов и их соседей: «в Чехии много жён имел князь Славник; в Польше Мешко до принятия им христианства имел семь жен, а поморанский князь во время посещения его епископом Оттоном Бамберским имел несколько жен и 24 наложницы», но при этом Нидерле указывал также, что в целом «супружеская жизнь славян, особенно рядовых членов общины, отличалась упорядоченностью, а также целомудрием и верностью жён»[83]. Ибн-Фадланн, который с дипломатической миссией в 921—922 годах побывал в Восточной Европе указывает, что один «царь русов» имел 40 наложниц[84]. По мнению современного исследователя Омельянчук С. В.: «Рядовые члены восточнославянской общины, по всей видимости, вели более упорядоченный образ жизни, что подтверждают свидетельства таких арабских, византийских и западноевропейских авторов, как Аль-Масуди, Маврикий и св. Бонифаций». Видимо моногамия незнатных слоёв населения была продиктована в основном экономическими причинами[85].

В Повести временных лет (как в Ипатьевском, так и в Лаврентьевском списках) утверждается, что «повсеместно существовало многожёнство, некоторые мужчины имели по две и даже по три жены». То есть, в языческую эпоху господствовало многожёнство, а моногамия установилась после принятия христианства[65].

В Российской империи[править | править код]

Картина В. В. Пукирева «Прерванный, или Несостоявшийся брак» («Двоежёнец, или Прерванное венчание»). 1877

В Российской империи нелегальными многожёнцами становились купцы, обзаводившиеся семьями в городах, являвшимися конечными пунктами их торговых путей. Это было возможно по той причине, что в проезжей грамоте, дающей право передвигаться по стране, не указывалось семейное положение. После того, как это обнаружилось, в проезжую грамоту была добавлена графа «семейное положение», которая впоследствии перешла в паспорт.

При Екатерине II графиня Е.К. Разумовская (Апраксина) тайно обвенчалась с генерал-адъютантом графом П.Ф. Апраксиным (1728—1811), в то время женатым на А.П. Ягужинской[86]: «В первые минута повелено было преследовать их со всею строгостью, а потом, под рукою, сказано брошенной супруге Апраксина, чтобы она шла в монастырь, что согласовывалось с её намерением»[87]. На случаи бигамии в России, вызванные прежде всего большими трудностями при расторжении брака (фактически он мог быть прекращён, если один из супругов умирал или при факте прелюбодеяния) указывают многочисленные свидетельства из законодательной и судебной практики. Так, по словам историка Щербатова М. М. («О повреждении нравов в России») — эти примеры можно было «сотнями считать»[88]. Фактическое отсутствие возможности добиться расторжения официального (церковного) брака вынуждало зачастую даже идти на преступления. Известность получил бракоразводный процесс матери революционера

Полиамория — Википедия

Полиамо́рия (др.-греч. πολύς «многочисленный» + лат. amor «любовь») — система этических взглядов на любовь, допускающая возможность существования любовных отношений у одного человека с несколькими людьми одновременно, с согласия и одобрения всех участников этих отношений. Полиаморией также называют практику любовных отношений, воплощающую эти взгляды в действительности.

Приверженцы полиамории — многолюбы[1].

Формы полиамории изменчивы и разнообразны, и дать её точное и исчерпывающее определение едва ли возможно. Большинство сторонников полиамории придерживается точки зрения, согласно которой потребность в любовных отношениях у разных людей может быть разной и условие сексуальной и эмоциональной исключительности не является необходимым для жизнеспособных долговременных любовных отношений. В частности, они признают естественным желание человека иметь несколько любовных отношений одновременно и допускают возможность поддержания таких отношений на основе доверия, уважения и ответственного подхода, без создания этических и эмоциональных конфликтов.

Наличие любовных отношений, и тем более нескольких, не является необходимым условием полиамории как образа жизни. В разные периоды своей жизни приверженец полиамории может состоять в моногамных любовных отношениях или не иметь никаких любовных отношений вообще. В этой связи было бы правильнее говорить не о полиаморном образе жизни, а полиаморном мировоззрении. Однако на практике для сторонников полиамории характерно наличие нескольких одновременных любовных отношений с разными людьми, причём некоторые из этих отношений могут восприниматься участниками как долговременные или постоянные. Описанный взгляд на полиаморию часто выражается формулировкой «сознательная, ответственная и этичная немоногамность».

Полиаморию не следует отождествлять с полигамностью. Несмотря на близость этих понятий, между ними есть ряд существенных смысловых отличий. В отличие от полигамии, ставящей во главу угла состав и структуру семейных связей, полиамория уделяет основное внимание любви и основанным на ней отношениям. При этом сами любовные отношения могут принимать как форму полигамных семейных связей, так и другие, не обязательно сводящиеся к семейным, формы, в том числе формы, иерархия которых может быть сложнее иерархии традиционных полигамных семей. В практической полиамории сложилась целая классификация наиболее распространённых форм множественных любовных отношений. Существенной особенностью полиаморных отношений является их способность менять форму с течением времени, усложняться или упрощаться, стремясь учесть появление в них новых участников, а также изменением ролей или уход прежних участников. В момент зарождения полиаморных отношений и в процессе их дальнейшего развития участники нередко не могут даже предположить, какую именно форму им суждено принять и на какой срок.

Приверженцы полиамории придают большое значение этическим аспектам полиаморных отношений и в идеале стремятся строить свои отношения на основе любви, уважения, доверия и лояльности. Залогом построения и поддержания функциональных полиаморных отношений они считают возможность открытого, честного и полного обсуждения всеми участниками отношений всех интересующих их вопросов. Такие обсуждения являются неотъемлемой и существенной частью полиаморного образа жизни. Они дают возможность всем участникам отношений обмениваться информацией, и совместно искать решения, учитывающие интересы и потребности каждого. Полиамория, как система взглядов, основана на убеждении, что такие разрушительные и ограничительные эмоции, как ревность и собственничество не должны определять человеческие отношения и управлять ими. Признавая существование этих эмоций, как естественно свойственных многим людям, сторонники полиамории считают, что этими эмоциями можно научиться владеть, тем самым избавившись от их власти над собой.

Секс далеко не всегда является главной определяющей стороной полиаморных отношений. Такие отношения нередко объединяют трёх и более участников, стремящихся иметь долговременные отношения, в которых секс может быть лишь одной из определяющих сторон, но не обязательно их основой.

Формы практической полиамории[править | править код]

Приведённый ниже перечень не является ни утверждённым реестром полиаморных отношений, ни рецептом их построения. К нему нужно относиться как к набору принципов и практических соображений, которые часто берутся за основу полиаморных отношений, и затем развиваются и приспосабливаются участниками этих отношений под свои конкретные потребности. Большинство форм полиаморных отношений, встречающихся на практике, являются гибридами и включают в себя элементы сразу нескольких схем из приведённого перечня.

Всё разнообразие форм полиаморных отношений можно условно разделить на три больших группы по степени их «закрытости».

Групповые формы[править | править код]

Групповые формы полиамории основаны на идее групповой верности, представляющей собой расширительное толкование идеи «верности друг другу», когда она распространяется на целую группу людей. В наиболее общей форме принцип «групповой верности» не накладывает никаких ограничений на любовные и сексуальные отношения членов группы до тех пор, пока они ограничены рамками самой группы. При этом партнёры соглашаются не иметь любовных и сексуальных отношений вне группы. Традиционная моногамия является частным случаем таких полиаморных отношений. В этом случае группа состоит из двух человек. Разновидностями этой формы отношений являются также традиционные формы полигамии: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество), а также групповой брак. Некоторые группы допускают возможность изменения своего состава с согласия всех членов группы. Некоторые разновидности групповых отношений предусматривают возможность дальнейшего ограничения и контроля отношений, могущих возникать внутри группы. Залогом устойчивости подобных отношений с ограничениями является приемлемость этих ограничений для всех участников группы.

Открытые формы[править | править код]

В этом случае каждый из участников полиаморных отношений может иметь множественные отношения с разными людьми, круг которых не ограничен заранее. Эти отношения могут различаться для участников по степени их важности, а также по степени вовлечённости. В этом случае выделить группу участников полиаморных отношений бывает затруднительно или невозможно, и вместо этого уместнее говорить о наборе связей каждого человека, с дополнительным пояснением иерархической структуры этих отношений. Некоторые приверженцы открытых форм отношений предпочитают классифицировать их по степени вовлеченности в эти отношения, деля отношения со своими возлюбленными на «основные» и «дополнительные». Такое деление не является обязательным и многие сторонники открытых отношений стараются избегать подобной категоризации, находя её оскорбительной для всех участников отношений и не ухватывающей существенных особенностей их личных отношений. Одним из примеров открытой формы полиамории является открытый брак.

Смешанные формы[править | править код]

Смешанные формы отношений содержат в себе как элементы групповых форм, так и элементы открытых форм полиамории. Как правило, смешанные формы полиамории объединяют моногамных и полиаморных партнёров. Каждый моногамный партнёр поддерживает моногамные отношения ровно с одним человеком, но не требует того же от своего партнёра, и последние могут иметь множественные любовные и сексуальные отношения.

Некоторые формы полиаморных отношений иногда описываются геометрическими фигурами, с учётом количества участников и существующих между ними связей: треугольником, квадратом, а также латинскими буквами V, W и N.

Эмблема полиамории: знак бесконечности на фоне сердца

Несмотря на то, что для обозначения полиаморности используются самые разнообразные символы, ни один из них пока не приобрёл повсеместно распространённой устойчивой смысловой связи с этим понятием. Вероятно, наиболее распространённой эмблемой полиамории является синий знак бесконечности (∞) на фоне белого, с красной каймой, сердца (♥).

Ray Dillinger. Poly Parrot

В англоязычной среде также популярно использовать для обозначения полиамории изображение попугая. Связь этого изображения с полиаморией осуществляется игрой слов: в английском языке слово polyamory часто сокращается до poly, а Полли (Polly) — распространённое имя для попугая.

Флаг полиамории. Создатель: Джим Эванс[2] Нагрудный бант с символикой полиамории

В США получил распространение созданный Джимом Эвансом флаг полиамории. Флаг полиамории состоит из трех горизонтальных полос синего, красного и чёрного (в порядке сверху вниз) цветов с греческой буквой π золотого цвета в центре флага. Цвета флага символизируют

  • синий — открытость и честность всех партнёров друг с другом;
  • красный — любовь;
  • чёрный — солидарность с теми, кто вынужден скрывать свои отношения из-за общественного давления.

Золотой цвет греческой буквы π, первой буквы слова «полиамория», символизирует то значение, которое сторонники полиамории придают эмоциональным связям (по сравнению с чисто физическими связями) с остальными людьми, какова бы ни была природа этих связей — дружеской или любовной. Ту же символику имеет и нагрудный бант, созданный на основе флага полиамории.

Основные идеалы, разделяемые приверженцами полиамории[править | править код]

Перечисленные ниже идеалы, разумеется, достигаются далеко не всегда, но приверженцы полиамории, как правило, стремятся к их достижению. Следует также заметить, что многие из этих идеалов характерны и для моногамных отношений.

  • Верность и преданность: под верностью в полиаморных отношениях, как правило, понимается не сексуальная и эмоциональная исключительность, а соблюдение тех или иных оговорённых границ.
  • Доверие, честность и уважение
  • Взаимная поддержка
  • Общение и достижение договорённостей: поскольку полиамория подразумевает отказ от традиционных границ допустимого, её приверженцы, как правило, придают большое значение явным договорённостям и достижению взаимопонимания.
  • Отрицание собственничества: полиаморные люди предпочитают отношения, построенные на доверии, отношениям, основанным на контроле и собственнических чувствах. Они, как правило, склонны рассматривать других партнёров своего партнёра как благо для него, а не как угрозу для себя.

В большинстве стран нет юридических запретов на образование многосторонних союзов между взрослыми людьми, включающие в том числе и сексуальные отношения, за возможным исключением имеющихся в некоторых странах ограничений на гомосексуальные союзы. Однако в большинстве западных стран браки, объединяющие больше двух человек, запрещены. Более того, во многих странах гражданские союзы не обладают тем же юридическим статусом, как официально зарегистрированный брак. Юридические различия между «официальными» и гражданскими браками могут проявляться в вопросах опеки детей, наследования, принятия решений, связанных со здоровьем и жизнью партнеров и т. п. В этом отношении даже в тех странах, где юридических различий между гражданским и официальными браком не существует, статус полиаморных отношений в настоящее время юридического закрепления не имеет. Участники полиаморных отношений с юридической точки зрения представляют собой группу одиночек и состоящих в браке (фактическом или зарегистрированном) пар, между которыми имеются дополнительные связи («совместное проживание», «сожительство», «интимные отношения»).

В культурной традиции многих стран наличие любовных и/или сексуальных отношений вне моногамного брака является достаточным основанием для развода и наличие таких отношений часто оказывается отягчающим обстоятельством при разводе. Приверженность к полиамории одной из сторон при разводе может породить предвзятое отношение к этой стороне, и в частности, может быть использована в качестве аргумента против этой стороны при решении вопросов об опеке детей, разделе имущества и пр.

Юридический статус полиамории в России[править | править код]

Теория и практика полиамории не противоречит законодательству Российской Федерации, но полиамория как форма семейных отношений юридического признания не имеет.

Исследования в области полиамории до сих пор были крайне ограниченными. Всестороннее правительственное исследование отношения общества, шаблонов поведения и взаимоотношений, проведённое в Финляндии в 1992 году (возраст 18-75, примерно равное половое соотношение), показало, что 8,2 % в поле «стиль жизни, который подходит более всего на текущем жизненном этапе» указали варианты, соответствующие отношениям более чем с одним постоянным партнёром, а около 200 из 2250 (8,9 %) респондентов «согласны или действительно согласны» с утверждением «Я мог бы поддерживать несколько сексуальных взаимоотношений одновременно».[3]

Исследование сообщества полиаморов[править | править код]

Российская группа исследователей в 2019 году провела исследование полиаморного сообщества русскоязычного сегмента Интернета. В ходе исследования 107 респондентам было задано 50 открытых и закрытых вопросов, а общий объём ответов респондентов составил более 100 страниц. Итоговый доклад содержит 32 страницы. Результаты показали, что подавляющее большинство (71%) полиаморов имеет не более 2‒3 партнёров, а значительное число — и вовсе лишь одного. Исследование также демонстрирует, что проблема предохранения от ЗППП и нежелательной беременности занимает в сообществе ключевую роль: так, респонденты проверяются на ЗППП в среднем раз в 6 месяцев.

Кроме того, в ходе исследование были выявлены интересные корреляции по факторам, напрямую не связанным с отношениями. Так, полиаморы значительно более политически активны, нежели большинство населения, и малорелигиозны: 40% респондентов считает себя атеистами, и ещё 30% — агностиками.[4]

Полиамория в клинической медицине[править | править код]

На сегодняшний день мало исследований в области специфических нужд и требований полиаморных клиентов в клиниках. Примечательным результатом в этом отношении являются тезисы «Работа с полиаморными клиентами в клиническом окружении» (Джой Дэвидсон, 2002)[5]. Текст направлен на следующие области исследования:

  1. Почему мы говорим про альтернативы моногамии именно сейчас?
  2. Как терапевты готовятся к работе с полиаморными людьми?
  3. Что следует знать о полиамории?
  4. На что терапевтам следует обращать внимание при работе с полиаморными клиентами?

Его выводы можно кратко представить так: «В области сексуальности и формах отношений сейчас происходят радикальные перемены» (включая «неудовлетворённость ограничениями, связанными с серийной моногамией, то есть сменой одного партнёра на другого в надежде на лучший исход») … так что врачам в клиниках следует начать с «изучения массы возможностей, которые привносит полиамория» и «пересмотреть предположение культурного происхождения о том, что моногамия является единственно приемлемой» и то, как это предубеждение влияет на практику терапии … «необходимо самостоятельное изучение полиамории» … следует иметь представление о «положительных аспектах полиаморного стиля жизни» и основных проблемах, с которыми сталкиваются вовлечённые в них люди как в обществе, так и в личных отношениях … и «обратной стороне» полиамории — существующей возможности принуждения, сильных деструктивных эмоций и/или ревности.

Отчёт также указывает на то, что исходные формы отношений, которые терапевт «скорее всего увидит на практике», включают:

  • личностей, вовлечённых в «первичные плюс ещё» отношения,
  • моногамные пары, желающие попробовать немоногамию впервые, и
  • полиаморных одиночек.

Религиозная критика[править | править код]

Многие религии осуждают сексуальные отношения вне брака (или другого играющего его роль союза). Как следствие, отношение этих религий к полиамории по сути оказывается таким же, как и к полигамии: некоторые из них осуждают полигамию, некоторые поддерживают, считая последнюю допустимой формой брака. Однако даже в религиях, в которых полигамия считается допустимой, под ней часто подразумевается строго определённая форма группового брака, как правило, многожёнство. На начало XXI века полигиния распространена в некоторых мусульманских странах, но не признается большинством христианских и иудейских учений. Тем не менее, Ветхий Завет, являющийся основой всех трёх основных авраамических религий, содержит немало упоминаний о полигинии, таких как, например, история царя Соломона. Ни буддизм, ни индуизм не высказываются прямо ни в поддержку, ни против полигамии.

Несмотря на то, что большинство религий включают и учение о сексе и семье, духовенство сравнительно мало высказывалось о полиамории, видимо по причине малой заметности последнего явления по сравнению с другими явлениями в человеческих отношениях, таких, как, например, гомосексуальность.

Полемика о количестве и качестве любви[править | править код]

Критика полиаморных отношений часто основана на утверждениях о количественной и качественной недостаточности любви в полиамории.

Например, тезис о поделенной любви, который часто используется для критики полиамории, утверждает, что когда человек делит свою любовь между несколькими людьми, каждый из них получает лишь часть вместо целого. В своей крайней форме этот тезис утверждает, что любовь не делится вовсе и по-настоящему в каждый момент времени можно любить лишь одного человека. Тезис о поделённой любви опирается на неявное предположение о том, что для любви справедлив закон сохранения: запас любви у одного человека постоянен, и уделяя её часть одному человеку, он тем самым отнимает её у другого. Иногда такой способ рассуждений называют «мальтузианским», поскольку аналогичным образом Томас Мальтус обосновывал идею о том, что рост населения приведёт к голоду на Земле.

Этот тезис подробно обсуждается в книге «Этика бл**ства» авторов Досси Истон и Кэтрин Лист. Многие сторонники полиамории, включая Истон и Лист, отвергают идею о применимости законов сохранения к любви и убеждены, что когда человек дарит свою любовь нескольким людям, её количество и качество вовсе не должно при этом страдать, по сравнению с любовью к одному человеку. Эта точка зрения выражена в афоризме Роберта Хайнлайна «Любовь не делят, её множат»: подразумевается, что новые любовные отношения могут порождать дополнительные количества любви у человека, не отнимая любви от уже имеющихся отношений. В качестве популярной аналогии в этом случае нередко используется пример с детьми: если у человека двое детей, он не начинает любить каждого из них меньше только из-за того, что есть ещё и другой.

Среди приверженцев полиамории распространена также и промежуточная точка зрения, учитывающая, что, несмотря на то, что запасы любви в одном человеке могут быть велики и их может хватать на несколько разных любовных отношений, эти отношения требуют внимания, энергии и времени, запасы которых у человека все же конечны, и с этим следует считаться, ответственно подходя к вопросу о создании новых отношений, и у каждого человека есть предел, после которого само количество существующих любовных отношений начинает наносить урон каждому из них.

Другое распространённое возражение против полиамории утверждает, что тот уровень доверия и крепость связи, которые можно встретить в долговременных отношениях, могут быть достигнуты только в моногамных отношениях, поскольку это возможно лишь если партнёры уделяют друг другу все свои силы внимание и не имеют никаких посторонних связей. Многие сторонники полиамории отвергают этот взгляд, поскольку, основываясь на личном опыте, они считают, что могут достичь того же со всеми своими партнёрами. В качестве дополнительного возражения они приводят довод, что наличие дополнительных партнёров в их отношениях может подорвать доверие не в большей степени, чем наличие у них друзей, и что моногамные пары обычно не распространяют приведённое выше рассуждение на своих друзей.

Среди сторонников полиамории также популярна точка зрения, что дополнительные любовные связи в полиаморных отношениях лишь увеличивают общее количество любви и тем самым существующие в них связи.

Степень успешности[править | править код]

Полиаморные отношения часто воспринимаются как изначально «непрочные» и «недолговечные». Трудно судить о том, насколько эта точка зрения обоснована и насколько не является предубеждением, поскольку найти достоверные данные о длительности и успешности полиаморных отношений по сравнению с моногамными крайне непросто. Принципиальной трудностью в сборе таких данных является то, что и моногамные и полиаморные отношения могут возникать, преследуя самые разнообразные цели и у их участников могут быть разные представления о том, что такое «успешность» таких отношений, отличная, вдобавок, от представлений исследователей. Есть и другие факторы, ставящие под сомнение саму возможность получения ответа на этот вопрос. В частности:

  • Люди, состоящие в полиаморных отношениях, так же как и многие люди состоящие в нетрадиционных отношениях, часто не афишируют свой образ жизни и то, как они связаны с другими людьми. По этой причине некоторые типы полиаморных отношений и некоторые группы людей, ведущих полиаморных образ жизни, могут быть непропорционально представлены в выборках.
  • И в полиаморных, и в моногамных отношениях (в частности, в гражданских браках) критерии успешности отношений могут не обязательно исчерпываться традиционными целями создания прочного союза до гробовой доски, и многие такие отношения меняются или даже прекращают своё существование тогда, когда их участникам кажется, что для этого пришла пора. При этом отношения, обогатившие их участников могут считаться успешными, даже если их пришлось прекратить.
  • Не все связи в полиаморных отношениях, да и в моногамных тоже, длятся всю жизнь, иногда они с самого начала рассматриваются как временные.
  • Не всякие отношения, включающие нескольких партнёров, являются полиаморными, в строгом смысле этого слова. Многие такие отношения не основаны на доверии, уважении и общем согласии всех участников.

Поскольку секс и проявления сексуальности будят в людях нешуточные страсти, для многих очень трудно оставаться беспристрастными при попытках оценить степень успешности полиаморных отношений. И сторонники и противники полиаморного образа жизни нередко проявляют при этом склонность к избирательности примеров и доводов (как правило в поддержку своей точки зрения). В частности, человек, не одобряющий определённый тип отношений может невольно основывать свои выводы обо всем типе таких отношений на известном ему примере неудачных отношений такого типа. Эта предвзятость особенно заметна, когда человек осуждает весь институт брака из-за того, что знакомая ему пара развелась.

Аналогичная предвзятость может проявляться и в противоположную сторону. Например, сторонний наблюдатель может заметить, что многие полиаморные отношения рано или поздно заканчиваются. Однако аналогичное замечание можно сделать и о моногамных отношениях, если принять во внимание их долю, заканчивающихся разводом, а также те из них, которые существуют только на бумаге, и учтя количество пар, живших в гражданском браке и в дальнейшем расставшихся. Точно так же, вывод об изначальной аморальности полиамории можно было бы парировать, подсчитав долю супружеских измен, а также число людей, считающих себя несчастными в браке, после чего можно использовать все эти данные для того, чтобы провозгласить моногамию аморальной, непрактичной и обречённой на неудачу.

В отсутствие серьёзных исследований в этой области, проведённых строгими научными методами, можно лишь утверждать, что вопрос о сравнении долговечности и успешности полиаморных отношений по сравнению с моногамными по прежнему остаётся открытым.

  • Досси Истон, Кэтрин А. Лист. Этика бл**ства. — М.: Гаятри, 2006. — 240 с. — ISBN 5-9689-0061-X.
На русском языке
На английском языке
Онлайн-сообщества
  • PolyMatchMaker.com — онлайн-сообщество для встреч полиаморных людей и обсуждения полиамории.
  • Polyamorous Percolations — онлайн-ресурс и сообщество про полиаморию, полиаморные отношения и стили жизни.
  • World Polyamory Association — синергетическая сеть полиамористов.
  • PolyOz — Polyamory Resources Australia — онлайн-сообщество, обеспечивающее ресурсами, информацией и сетью поддержки (австралийцы австралийцам)
  • Polyamorous NYC — «…организация, созданная для улучшения процветающего полиаморного сообщества в Нью-Йорке»
  • TorontoPoly.ca — «онлайн-ресурс для полиаморного сообщества в …»
Тематические СМИ
Исследования и статьи
  • Monogamy’s Law: Compulsory Monogamy and Polyamorous Existence — Elizabeth F. Emens анализирует социальные и юридические перспективы полиамории.
  • Free Love Grows Up — глубокая статья о поли-стиле жизни и сообществе (The Boston Phoenix, October 15—22, 1998).
  • Therapy with Clients Who Are Bisexual and Polyamorous — исследование Geri Weitzman, докторская диссертация (PhD).
  • The Challenge Of Post-Modern Polygamy: Considering Polyamory — исследование, анализирующее моногамию, полигамию, polyfidelity и поли-воспитание и рассматривающее, как polyfidelitous брак мог бы занять своё место в западной культуре, в рамках философии(?) Гегеля.
  • newgroup control message (недоступная ссылка) — сообщение о создании alt.polyamory, 29 мая 1992, в архивированном виде на ftp.uu.net (как первичном источнике Usenet control message archive)
  • A love triangle? Try a hexagon — новостная статья «Санкт-Петербург Таймс» (США) (18 февраля 2007), автор — Leonora LaPeter.
  • National Coalition for Sexual Freedom Polyamory Sound Bites — включает в себя некоторые данные о частоте немоногамности и психическом здоровье полиамористов.
  • The Electronic Journal of Human Sexuality — электронный журнал, выпускаемый Институтом перспективных исследований в области человеческой сексуальности (Сан-Франциско, Калифорния), опубликовал несколько статей, изучающих аспекты полиамории. На сегодня они включают:
  1. Working with polyamorous clients in the clinical setting — Davidson (Volume 5, April 16, 2002, also delivered to the Society for the Scientific Study of Sexuality, Western Regional Conference, April 2002).
  2. Polyamory — What it is and what it isn’t — McCullough and Hall (Volume 6, Feb. 27, 2003).
  3. Commitment in polyamory — Cook (Volume 8, Dec. 12, 2005).
Пропаганда
⛭

Сексуальность человека

Сексуальное поведение

Мужчины полигамны, а женщины моногамны?

Полигамия ли, моногамия ли — это термины означающие тип оплодотворения женской репродуктивной клетки активной мужской репродуктивной клеткой, то есть, в реальности это означает оплодотворение, (способность к оплодотворению) , женщины мужчиной. И как вы понимаете женщина, в таком случае, не может быть названа ни моногамной, ни полигамной, поскольку это абсурдно)) . Это мужчина и только он, может быть полигамен или моногамен. В природе существует и оплодотворение обратное — андрогамия — оплодотворение пассивной мужской репродуктивной клетки активной женской гаметой, но, как вы можете сообразить, все это не относится к людям в силу физиологии) ) Женщина может иметь несколько мужчин — это факт. Если это мужья существующие в ее жизни одновременно, то такой тип брака зовут ПОЛИАНДРИЕЙ.

Женщины не могут быть моногамны по причинам своей физиологии. Точнее, они моногамны только в период своей сексуальной пассивности.

Полигамны и те и другие. А то что принято считать — это субъективные представления в обществе, которые будут изменяться со временем.

Любая успешная особь женского пола, любящая «ходить с подругами» в кафе окучивает за год до 30-40 мужиков. Ну которая с обязательствами пару-тройку))) Мучины же так не частят. Для них женщина не кормилец, не клиент и не каменная стена. А для секса достаточно и двух. А если не плоха то и одной))). Поэтому про полигамию и моногамию все это-миф. Можно смело менять местами)))))

Полигамность мужчин биологически оправданна — он (как всякий самец) старается оплодотворить любую самку по принципу: а там, природа разберется. Женщине же нужен мужчина как обеспечение нормального развития её потомства. В этом смысле она моногамна. Но только в этом. Может не знаете — в сперме мужчин есть сперматозоиды ответственные за уничтожение «рабочих» сперматозоидов любых других самцов. Вывод))))))) : значит, природа знала что такая «встреча» враждебных сперматозоидов очень даже реальна.

С середины 80-х годов прошлого века в СССР начали издавать научно-популярные книжки по сексологии. Сейчас их гораздо больше издают. Кроме того есть интернет. Поинтересуйтесь, что говорит наука по этому поводу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *