По правам детей: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка – Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Содержание

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Новости

20. 03. 2020

Анна Кузнецова обсудила с представителями Благотворительного фонда «География добра» вопросы подд…

Читать >

20. 03. 2020

Анна Кузнецова обсудила вопросы вывоза детей из зон боевых действий в условиях пандемии коронавируса

Читать >

19. 03. 2020

Анна Кузнецова обсудила проблемы в сфере индустрии детских товаров и услуг

Читать >

19. 03. 2020

После обращения А. Кузнецовой прокуратура внесла представление за необеспечение питанием ребенка …

Читать >

18. 03. 2020

Анна Кузнецова провела заседание Общественного совета по развитию адаптивного спорта для детей с …

Читать >

18. 03. 2020

Анна Кузнецова предложила ряд мер поддержки семей с детьми на период профилактики коронавирусной …

Читать >

Новости регионов

20. 03. 2020

«Береги информационную честь смолоду» или о встрече Детского совета, Уполномоченного по правам ре…

Читать >

20. 03. 2020

Детская медицина – в приоритете! Уполномоченный по правам ребенка посетила Городскую детскую клин…

Читать >

20. 03. 2020

Всероссийский фестиваль «Письмо солдату» в городе Севастополь.

Читать >

20. 03. 2020

Владимир Шабардин ознакомился с работой детской поликлиники на проспекте Строителей после реконст…

Читать >

19. 03. 2020

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Крым Ирина Клюева посетила МБДОУ № 7 «Жемчужинка» г…

Читать >

18. 03. 2020

Рабочая группа Областной комиссии по делам несовершеннолетних посетила Западный управленческий округ

Читать >

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка (неофициально детский омбудсмен) — должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации введённая Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребёнка».

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности президентом Российской Федерации. Обеспечение деятельности Уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации действуют региональные Уполномоченные по правам ребёнка (региональные детские омбудсмены), назначаемые и финансируемые властями регионов. К 2011 году сложилась «вертикаль» детских омбудсменов с федеральным уполномоченным по правам ребёнка во главе. Также сложилась практика переадресации обращений, поступающих федеральному детскому омбудсмену, на рассмотрение Уполномоченному по правам ребёнка того региона России, где права были нарушены. С 2015 года разрешено возлагать на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации обязанности регионального детского омбудсмена.

Требования к кандидатуре на должность и срок полномочий[править | править код]

В декабре 2018 года были приняты поправки в федеральные законы, которые ввели следующие требования к кандидату на должность федерального детского омбудсмена

[1]:

  • Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка назначается на пять лет не более чем на два срока подряд;
  • Кандидат на должность Уполномоченного должен быть не моложе 30 лет, иметь безупречную репутацию, высшее образование, опыт работы по защите интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

Уполномоченный имеет право:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  2. беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
  3. проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
  4. направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребёнка, своё заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
  5. привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребёнка, научные и иные организации, а также учёных и специалистов, в том числе на договорной основе.

В декабре 2018 года «детский» Уполномоченный получил дополнительные права

[1]:

  • подавать иски в суд о признании незаконными действий государственных органов в отношении детей. При этом он освобождается от уплаты госпошлины при обращении в суд с любыми исками, касающимися защиты несовершеннолетних;
  • по своей инициативе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу, касающемуся интересов детей;
  • вправе отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации[править | править код]

Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области с 2010 года Игорь Мороков, один из старейших (по сроку пребывания в должности) детских региональных омбудсменов

В субъектах Российской Федерации также имеются свои Уполномоченные по правам ребёнка — региональные детские омбудсмены. Формально они назначаются, финансируются и отчитываются перед властями субъекта Российской Федерации. Фактически они входят в структуру федерального Уполномоченного по правам ребёнка. К 2011 году сложилась своего рода «вертикаль» российских детских омбудсменов во главе с федеральным Уполномоченным по правам ребёнка

[2]. В декабре 2018 года законодательно было закреплено (по аналогии с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации), что федеральный детский Уполномоченный становится координатором региональных детских омбудсменов и согласовывает кандидатуры на эти должности[1].

На местах региональные детские омбудсмены сосуществуют с региональными Уполномоченными по правам человека, которые также назначаются и финансируются властями субъектов Российской Федерации. Отношения между «специализированными» и «общим» омбудсменами складываются по-разному. Например, в Челябинской области у «общего» и «детского» омбудсменов один рабочий аппарат. Ещё дальше пошли в Тверской области — там в 2010 году Уполномоченный по правам ребёнка был подчинён областному Уполномоченному по правам человека в статусе помощника

[3]. В Красноярском крае по состоянию на 2016 год региональный Уполномоченный по правам человека назначает (с согласия Законодательного собрания края) Уполномоченного по правам ребёнка[4].

Отношения между «общим» и «детским» региональным омбудсменами могут не складываться. Например, в 2016 году со стороны региональных «общих» уполномоченных звучали жалобы, что введение «специализированных» омбудсменов размывает институт омбудсмена в субъектах Российской Федерации[5]. В 2015 году вступил в силу федеральный закон, разрешающий региональным властям возлагать на Уполномоченного по правам человека функции Уполномоченных по правам ребёнка[6]. Этот закон реализуется на практике. Например, в декабре 2016 года в Туве введена должность Уполномоченного по правам человека и правам ребёнка[7].

На практике имеет место пересечение функций региональных омбудсменов с детскими Уполномоченными. Например, в докладе Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзляковой за 2016 год защите прав детей посвящены несколько разделов, но в докладе даже не упоминается фамилия регионального детского омбудсмена И. Р. Морокова

[8].

  1. Алексей Иванович Головань (1 сентября — 26 декабря 2009)[9][10]
  2. Павел Алексеевич Астахов (30 декабря 2009 — 9 сентября 2016)[11][12]
  3. Анна Юрьевна Кузнецова (с 9 сентября 2016)[13]

Общественный совет при Уполномоченном[править | править код]

Первые годы при Уполномоченном по правам ребёнка не было Общественного совета — структуры, которая существует при многих российских органах власти. В 2016—2017 годах этот орган был создан. Он делится на рабочие группы[14]. В составе Общественного совета в начале 2017 года оказалось много священников Русской православной церкви, а также активистов православных общественных объединений[15].

При Павле Астахове официальным сайтом детского омбудсмена был www.rfdeti.ru. Однако после его отставки оказалось, что сайт является личной собственностью Павла Астахова[16]. Поэтому после отставки омбудсмена с сайта были удалены все разделы и вместо них помещён Вестник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка (за лето 2016 года) с единственной публикацией «18 „нет“ Павла Астахова», в которой перечислены заслуги бывшего детского омбудсмена[16]. При этом новый Уполномоченный по правам ребёнка оказалась вовсе без официального сайта и была вынуждена вести общение с населением через социальную сеть Фейсбук[16]. Позже был создан новый официальный сайт: http://deti.gov.ru/. На новом сайте никаких сведений об Астахове и об его деятельности в качестве Уполномоченного размещено не было[17].

Журналист Максим Артемьев отмечает: «Полномочия детского омбудсмена не прописаны в конституции или в отдельном законе. Эта должность существует на основании указа президента, и даже деятельность уполномоченного по правам ребёнка обеспечивается аппаратом Общественной палаты. Возможности омбудсмена весьма и весьма ограничены и сводятся в основном к праву подавать запросы. <…> В современных условиях детский уполномоченный — фигура пиаровская, индикативная; ее заявления и действия призваны демонстрировать, чего хочет и куда идёт государство в детской политике»[18].

Региональные детские омбудсмены также вызывают критику за бездействие при защите детей, а также за поддержку инициатив власти, направленных на ущемление интересов несовершеннолетних. Например, Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Павел Миков поддержал принятый в 2016 году региональный закон, который не предусматривал выплату регионального пособия на рождение ребёнка тем матерям, которые воспитывают детей без отцов[19]. По мнению Микова, государство не должно поддерживать женщин, которые рожают детей от безответственных мужчин[19].

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Анна Юрьевна Кузнецова родилась 3 января 1982 года в г. Пензе.

В 2003 году окончила Пензенский государственный педагогический университет по специальности «Педагог-психолог».

В сфере социальных проектов и благотворительности начинала работать в качестве волонтера в пензенской детской областной больнице, в доме малютки.

В 2010 году А.Ю. Кузнецова создала благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Покров». Благодаря активной деятельности Фонда в Пензенской области началась реализация комплексной демографической программы «Жизнь — священный дар», одними из ключевых направлений которой стали профилактическая работа с целью сокращения количества абортов и пропаганда традиционных семейных ценностей.

За годы работы фонда «Покров» спасены тысячи детских жизней; ежемесячно малообеспеченным семьям Пензы и Пензенской области оказывается помощь продуктами питания, одеждой; регулярно производятся денежные выплаты на лечение тяжелобольных детей. Работают юридическая и психологическая бесплатные службы поддержки, организованы благотворительные группы присмотра для детей. В 2016 году фонд «Покров» вошел в число грантооператоров, распределяющих средства в соответствии с Распоряжением Президента РФ «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

В 2011 году по инициативе Анны Кузнецовой стартовал Всероссийский фестиваль-конкурс молодежных социальных проектов «Мой выбор — жизнь и здоровье» для внедрения в практику лучших идей по продвижению здорового образа жизни в молодежной среде, по формированию и сохранению семейных ценностей, для совершенствования мер общественной поддержки материнства и распространения наиболее успешных методик по воспитанию детей. Реализованы десятки инициатив, которые повышают качество жизни молодежи в различных регионах России. Анна Кузнецова руководит рядом специальных благотворительных программ, направленных на поддержку слабозащищенных слоев населения: малообеспеченных и неблагополучных семей, детей — инвалидов и сирот. В частности, в 2014 году в Пензе был открыт Центр защиты материнства со стационарным приютом, в котором оказывается комплексная помощь беременным женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В 2015 году Анна Кузнецова стала исполнительным директором всероссийской Ассоциации организаций по защите семьи. Ассоциация координирует усилия НКО для продвижения наиболее эффективных социальных программ в интересах семьи.

В 2015 году Анна Кузнецова возглавила региональный исполком Общероссийского народного фронта. В качестве первоочередных мер контроля были осуществлены проверки родильных домов, системы родовспоможения. В число приоритетов введена защита прав инвалидов, в том числе, детей, возможность трудоустройства и обучения, противодействие незаконной отмене инвалидности.

9 сентября 2016 года назначена Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, а также включена в состав рабочей группы при Президенте РФ по выработке предложений о дополнительном регулировании деятельности социально ориентированных НКО.

28 декабря 2016 года Указом Президента Российской Федерации «О присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации» Анне Кузнецовой присвоен чин действительного государственного советника Российской Федерации 3 класса.

Награды за дела милосердия: медаль Русской Православной Церкви «За благие дела», орден преподобного Сергия Радонежского.

Анна Юрьевна Кузнецова замужем, воспитывает шестерых детей.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Новости регионов

20. 03. 2020

Владимир Шабардин ознакомился с работой детской поликлиники на проспекте Строителей после реконст…

Читать >

20. 03. 2020

Всероссийский фестиваль «Письмо солдату» в городе Севастополь.

Читать >

20. 03. 2020

Детская медицина – в приоритете! Уполномоченный по правам ребенка посетила Городскую детскую клин…

Читать >

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, нередко не знают о том, какую конкретно помощь они могут получить. Но такие семьи не должны оставаться один на один со своей бедой, отчаянием и непониманием, им необходимо знать, куда идти и куда обращаться за квалифицированной помощью.

Проект «Социальный навигатор» направлен на решение поставленной главой государства в Послании Федеральному Собранию задачи – приблизить социальную помощь к человеку, чтобы ему не приходилось преодолевать бюрократические барьеры. Также он способствует профилактике семейного неблагополучия, раннего сиротства, жестокого обращения в семье, детской безнадзорности и правонарушений.

Суть проекта — в создании социальной службы с единым телефонным номером, куда поступают все тревожные сигналы и просьбы о помощи, которые впоследствии координаторами распределяются по соответствующим ведомствам.

Таким образом, в режиме «одного окна» осуществляется оказание экстренной социальной и правовой помощи несовершеннолетним, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, подвергшимся различным видам насилия, угрожающего их жизни и здоровью.

Для этого проекта уже разработана нормативная база и алгоритмы: не сам человек, попавший в беду, экстренно изучает и пытается понять всю структуру управления, департаментов, социальную инфраструктуру региона, а это знают специалисты, которые профессионально помогают, направляют запрос и отслеживают его обработку и выполнение, получают обратную связь.

Подобный проект уже реализуется в Пензенской области. Похожий проект запущен в Тюменской области, он в 2018 году стал победителем инициативы «Вектор «Детство». Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка предлагает распространить этот опыт на десять пилотных регионов, чтобы оценить, в какой форме, в каком виде это может быть реализовано наиболее эффективно.

«Социальный навигатор» — инновационный подход к управлению в социальной сфере, который дает обратную связь и обратившемуся за услугой человеку, и руководителю региона.

Уполномоченный по правам ребенка: обязанности, компетенции, основные функции



Последнее обновление:

Права детей защищались во все времена цивилизованного мира. Разработано множество международных норм. Российское законодательство поддерживает не только их, но и активно внедряет свои принципы. Уполномоченный по правам ребенка в России имеет широкий круг обязательств, связанных с защитой прав несовершеннолетних детей. Это ответственная должность, подчинение идет напрямую Президенту страны.

Основные и особые права ребёнка в РФ

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.

Обратите внимание! Это неполный перечень прав, который есть у каждого российского несовершеннолетнего. Он может учиться в России, получать бесплатную медицинскую помощь, быть защищённым от различного неравенства.

Уполномоченный по правам ребенка в России наделен широкими полномочиями по их защите

Если какое-то из представленных и закреплённых прав не соблюдается, существуют уполномоченные органы, в которые можно обратить за защитой. Это:

  • прокуратура – надзорный орган, осуществляющий надзор во многих областях российского законодательства;
  • органы опеки – занимаются исключительно детьми, их проблемами, их защитой;
  • суд;
  • уполномоченный по делам несовершеннолетних на региональном уровне;
  • уполномоченный по защите прав детей по всей стране.

Кто такой уполномоченный по правам ребенка? Это человек, имеющий определённые полномочия, направленные на защиту интересов и прав всех детей, рождённых в РФ и имеющих российское гражданство.

Российские и международные законы, защищающие права детей

Россия должна придерживаться не только норм своего внутреннего, российского законодательства о детях, но и соблюдать нормы международного. К основным законодательным актам можно отнести:

  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 года;
  • Закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 года;
  • Закон № 501-ФЗ от 27.12.2008 года;
  • Закона № 1-ФКЗ от 26.0.1997 года;
  • Прочие нормативные акты – конвенции, указы Президента, Постановления.

Обратите внимание! За защитой прав детей могут обращаться не только они сами, но и их представители, посторонние люди, работники учреждений медицинской, социальной или образовательной сферы.

Кто такой уполномоченный по правам ребёнка?

Это человек, занимающий должность и соответствующий определённым требованиям, который, на основании российского и  международного права, защищает и отстаивает права детей. Кроме того, ему поставлены дополнительные задачи, которые должны выполняться.

Требования к уполномоченному по детским правам

В ст. 14 Закона № 501-ФЗ, непосредственно регулирующего деятельность детского омбудсмена, прописан полный перечень требований к человеку, который претендует на данную должность. Если хотя бы одно условие не будет исполнено, в назначении будет отказано.

Чтобы стать уполномоченным по защите детей, нужно:

  • вести мониторинг реализации норм по защите детских прав на территории вверенного субъекта федерации. После изучения, полученную информацию нужно проанализировать, сделать выводы;
  • оказывать повсеместное содействие эффективному функционированию государственной системы по защите прав несовершеннолетних, их реализации и контролю над исполнением;
  • принимать меры по предупреждению и пресечению незаконных действий в отношении детей.

Все действия омбудсмена должны подтверждаться разрабатываемыми программами, фактическими действия в рамках вверенных субъектов, фактически принятыми нормативными актами и проводимыми мероприятиями.

Требования к человеку, претендующему на данную ответственную должность, прописаны в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ. Потенциальный Уполномоченный:

  • не может быть депутатом ГД РФ, членов СФ РВ, входить в региональный депутатский состав, пребывать на госслужбе, заниматься любой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью. Исключение составляет преподавание, научная или творческая деятельность;
  • не может быть гражданином или подданным другого государства, у него не может быть оформлен вид на жительство в другой стране;
  • он не может вести активную политическую деятельность, входить в состав активных членов партии или иного общественного объединения людей, целью которых является политическое взаимодействие;
  • должен прекратить свою деятельность, попадающую в список запрещённой, минимум за 2 календарных недели до вступления в должность.

Если хоть бы одно из условий не будет выполнено, претендент не будет назначен на должность. Назначение происходит Постановлением ГД РФ и Указом Президента РФ.

Людей, которые могут претендовать на должность УППР, вправе предлагать Президенту на рассмотрение любые государственные учреждения, общественные объединения и прочие учреждения. Кроме тех требований, которые представлены в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ, есть дополнительные. Это:

  • возраст не моложе 30 лет;
  • наличие высшего образования, полученного в России по любой специальности;
  • безупречная репутация;
  • практический опыт ведения правозащитной деятельности при работе с несовершеннолетними гражданами.

Соблюдение совокупности всех требований является обязательным для потенциального УППР РФ.

Требования к уполномоченному по правам ребенка определены в федеральном законодательстве

Функции уполномоченного по детским правам

У человека на такой должности есть определённые функции и задачи, которые он должен выполнять в рамках своих полномочий. В список функций входит:

  • своевременный контроль над исполнением и полноценным соблюдением всех нормативных актов, принятых на региональном и федеральном уровне и касающихся несовершеннолетних детей. От всех подчинённых уполномоченных лиц должны быть представлены своевременные отчёты по данным направлениям;
  • при обнаружении нарушений, полное содействие в рамках восстановлений прав;
  • повсеместный контроль над тем, как уполномоченные местные органы устраняют нарушения в рамках выявленных нарушений, при необходимости, разработка мероприятий и дача рекомендаций;
  • анализ практики, обобщение полученных результатов, работа над их улучшением с привлечением специалистов;
  • психологическая и иная работа с родителями, чьи дети оказались в сложной ситуации как психологически, так и психически;
  • обеспечение сотрудничества и взаимодействия различных сродных инстанций для решения возникших проблем;
  • проведение работы с родителями или иными законными представителями детей по программам обучения и просвещения относительно защиты детских прав;
  • обеспечение охранных мер для отпрысков против правонарушений, которые могут быть совершены против них.

Также у омбудсмена есть перечень задач, которые он должен выполнять:

  • контроль над тем, чтобы российские и международные законодательные акты соблюдались по всей территории России;
  • дача рекомендаций органам власти на местах с целью предоставления возможных нарушений детских прав;
  • обобщение сведений, полученных практическим путём;
  • разработка мероприятий, которые могут минимизировать риски совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетних.

Кто такой уполномоченный по правам ребенка

Обратите внимание! Каждому региону предоставляется список задач на долгосрочную и краткосрочную перспективу. Они должны быть выполнены к установленному сроку.

Основания для досрочного освобождения уполномоченного по правам детей

Существуют определённые обстоятельства, при обнаружении которых, уполномоченный по защите несовершеннолетних может быть снят со своей должности. Эти обстоятельства прописываются в региональном  и федеральном законодательстве. В ст. 13 Закона 1-ФКЗ приведён исчерпывающий список:

  • нарушение требований, приведённых в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ;
  • обвинительный приговор по уголовному делу, который был вынесен в отношении данного лица, вступил в силу;
  • проявление собственной инициативы уполномоченного по сложению своих полномочий в данной области.

Если человек на такой ответственной должности не может исполнять свои обязанности в течение 4-х месяцев и более по состоянию здоровья или по иным причинам, его полномочия могут быть прекращены решением Государственной Думы, которое принимается после проведения заседания на данную тему.

Основанием для прекращения полномочий и досрочного освобождения от должности Уполномоченного является Постановление ГД РФ.

Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

Обратите внимание! Все органы и группы, которые создаются УППР РФ для более рациональной деятельности, ведут работы на общественных началах. Могут привлекаться как госработники, так и частные эксперты.

Основания для обращений и жалоб к уполномоченному по правам ребенка в РФ

 

Обратиться к омбудсмену можно в следующих случаях:

  • уполномоченные региональные органы бездействуют или предпринимают неправомерные действия. Например, непредставление жилья сиротам;
  • нужно оспорить акт органа правосудия в отношении несовершеннолетнего, оформленного в порядке российского судопроизводства;
  • необходимость совершения дальнейших процессуальных действий.

Обратиться может родитель или иной законный представитель.

Правила написания и оформления заявления уполномоченному по детским правам

Любое письменное обращение от гражданина РФ, в том числе к УППР РФ, оформляется в соответствии со ст. 7 Закона № 59-ФЗ. То есть, оно:

  • должно быть без помарок, ошибок и исправлений;
  • содержать в себе актуальную и достоверную информацию;
  • не быть анонимным. Нужно дать сведения о заявителе или его представителе;
  • подписанным.

Обратите внимание! Анонимные жалобы от граждан не принимаются к рассмотрению.

Порядок и способы обращения к детскому омбудсмену

Есть несколько способов обращения к детскому омбудсмену:

  • личный по предварительной записи в установленные часы приёма;
  • электронный;
  • с помощью Почты России.

Наиболее популярен электронный способ обращения. Есть несколько вариантов:

  • через официальный сайт УППР РФ. Нужно ввести в форму всю необходимую информацию, тогда система примет обращение;
  • через официальный адрес электронной Почты;
  • через официальный аккаунт в популярных соцсетях.

Обратите внимание! Ситуация, которая привела к написанию жалобы, должны быть рассмотрена в обращении подробно. Не допускается использование ненормативной лексики, грубых слов, оскорблений в адрес третьих лиц.

Варианты решений по жалобам

У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.

Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:

  • рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
  • перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
  • уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.

Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.

Причины возврата жалобы

Заявителю может быть отказано в принятии и рассмотрении письменного обращения по следующим причинам:

  • документ направлен не в тот орган;
  • содержит неправдивые, неактуальные, лживые сведения;
  • не содержит достаточных оснований для принятия;
  • оформлен ненадлежащим образом;
  • содержит оскорбления третьих лиц, ненормативную лексику;
  • не подписан.

Даже если жалоба не возвращается обратно к заявителю, должно быть письменное обоснование в отказе к рассмотрению.

Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ

Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:

  • данные УППР, которому она направляется;
  • сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
  • «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
  • дату написания и подпись заявителя.

В «теле» обращения нужно подробно расписать:

  • права отпрыска, которые были нарушены;
  • кем они были нарушены;
  • предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
  • со стороны каких уполномоченных органов;
  • какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
  • правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.

Скачать образец жалобы можно здесь:

Скачать образец заявления уполномоченному по правам ребенка

Заключение

В каждом регионе, в каждом субъекте федерации есть уполномоченные лица, призванные защищать и отстаивать права несовершеннолетних. К ним могут обратиться сами дети или их законные представители. Омбудсмен должен контролировать, чтобы детские права защищались по всей стране.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Похожие статьи

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – одна из самых уязвимых категорий несовершеннолетних, поэтому они всегда остаются в центре особой заботы Института уполномоченных по правам ребенка. Пристальное внимание уделяется не только качеству их проживания в организациях для детей-сирот, также остро стоят вопросы последующего жизнеустройства и социализации выпускников детских домов.В настоящее время практически не проработана тема постинтернатного сопровождения детей-сирот.


В мае 2019 года Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова направила в Государственную Думу законодательные инициативы по совершенствованию мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Так, детский омбудсмен предлагает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнести к категории граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, и одновременно наделить их правом получения услуг, которые бы способствовали социализации, улучшению условий жизнедеятельности, расширению возможностей самостоятельного обеспечения жизненных потребностей.


Также в письме детского омбудсмена говорится о необходимости расширения дополнительных гарантий прав детей-сирот на образование. Ранее действовавший закон РФ «Об образовании» устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при условии успешного прохождения вступительных испытаний принимаются в учреждения среднего профессионального обучения вне конкурса, но в 2012 году указанная норма утратила силу. Учитывая, что ранее действующая государственная гарантия по-прежнему актуальна и востребована, а возможность получить конкурентоспособную профессию является основным фактором успешного трудоустройства и социализации детей-сирот, Уполномоченный по правам ребенка предлагает внести соответствующие изменения, которые обеспечивали бы детей-сирот дополнительной гарантией преимущественного приема на обучение по программам среднего профессионального образования.


Важной остается проблема реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот на получение профессионального образования. Обучаясь по адаптированным образовательным программам, дети на выходе получают лишь свидетельство об обучении, которое не позволяет им в дальнейшем получить среднее профессиональное образование. Уполномоченный по правам ребенка предлагает внести соответствующие законодательные изменения, которые бы позволяли детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья, имеющими свидетельство об обучении, получать дальнейшее образование по программам профессиональной подготовки.


Также есть вопросы по предоставлению льгот детям-сиротам при приеме в кадетские и суворовские военные училища. Действующее законодательство предусматривает право преимущественного приема в указанные образовательные учреждения, но на практике дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пользуются преимуществом при приеме в училища только при условии равного количества баллов с другими кандидатами, что значительно снижает доступность кадетского образования для сирот. Следует учитывать, что родители, как правило, осуществляют дополнительную подготовку детей к вступительным испытаниям, а дети-сироты далеко не всегда имеют такую возможность. В письме Уполномоченный предлагает предоставить дополнительные преимущества детям-сиротам при подготовке к военной или иной государственной службе.


Как показывает практика, крайне неудовлетворительно сегодня выполняются права выпускников сиротских учреждений на труд и социальную защиту от безработицы. По данным Роструда, количество детей-сирот, обратившихся в службы занятости за содействием в поисках подходящей работы, в 2018 году составило 31 446 человек, из них трудоустроено 8 345 человек, что составляет лишь 26,5%.


Учитывая это, детский омбудсмен предлагает внести законодательные изменения в части осуществления разработки и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости и организации временного трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *