Об инвалидах детям: социальная работа и психологическая помощь ребенку с ограниченными возможностями – Как и зачем рассказывать ребёнку об инвалидности и инвалидах

Содержание

Как и зачем рассказывать ребёнку об инвалидности и инвалидах

На детской площадке, в детском саду или на дополнительных занятиях ребёнок может встретить слабослышащего или слабовидящего ребёнка. Чтобы сделать общение детей комфортным, лучше заранее рассказать об инвалидности. Наш блогер, правозащитник Айман Экфорд, объясняет, как начать с ребёнком этот разговор и почему это важно.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Инвалидность считается взрослой, слишком тяжёлой и сложной для детей темой. Тем не менее инвалиды — одно из самых крупных меньшинств. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, 15% людей в мире имеют или имели инвалидность. То есть практически каждый человек, даже если он не знал об этом, хоть раз в своей жизни встречал людей с состояниями, по которым можно было бы диагностировать инвалидность.

Мне как инвалиду было бы проще, если бы общество было лучше информировано об инвалидности, если бы оно понимало, что инвалидность — это социальное понятие, а не то, чем должны заниматься только врачи, если бы оно считало доступную среду чем-то нормальным, если бы оно считало нормальным, что я использую слово «инвалид». Для меня как для правозащитника и самоадвоката важно чётко указывать на свою идентичность — «инвалид», а кто-то использует фразу «человек с инвалидностью».

Понимаю, что подобные изменения маловероятны при моей жизни, потому что сейчас инвалидность окружена культурой стыда. Спасение — в следующем поколении, которое может воспринимать инвалидность не так, как воспринимаем её мы. На это могут повлиять все: родители, педагоги и те, кто так или иначе формирует массовую культуру.

Кроме того, дети-инвалиды не редкость, их можно встретить в любом дворе и на любой детской площадке, поэтому даже обычному ребёнку важно понимать, что такое инвалидность.

Итак, вот семь способов объяснить ему эту непростую тему.

1. Обращайте внимание, что все люди разные

Инвалидность связана с особенностями работы тела и мозга. Чтобы понять это, важно знать, что люди разные. Обратите внимание, что у людей может быть разный цвет глаз и разный цвет кожи. Что у людей бывает разное мнение: ваш любимый цвет может быть красным, а любимый цвет ребёнка — зелёным. Это нормально, и этого не стоит стыдиться. Обращайте внимание на подобные вещи во время повседневных разговоров, обсуждения фильмов и книг, пересказов историй из жизни.

2. Говорите, что у всех есть сильные и слабые стороны

Может быть, вы прекрасный бегун, а вот бабушке сложно даже подняться по лестнице. Зато она печёт пироги намного лучше вас. Возможно, лучший друг вашего ребёнка сам научился читать и не расстается с книгами, а ваш ребёнок с трудом различает буквы, но зато знает наизусть фрагменты любимых мультфильмов. Замечайте такие простые повседневные отличия. Говорите, что никто не идеален, что люди не могут уметь всё, что у всех есть свои ограничения, у всех есть свои ограниченные возможности.

То, что ты не можешь преуспеть в одной области, не значит, что ты ни на что не способен в другой. Это хорошая база для понимания инвалидности

Если ребёнок поймёт эти простые истины, он сможет понять и то, что неговорящий аутичный ребёнок с детства может отлично понимать, что происходит вокруг него, и иметь уникальное мнение о происходящем, даже если он и не показывает это внешне. Или что человек может быть гениальным физиком, но при этом для передвижения ему нужна инвалидная коляска.

3. Поговорите о несправедливости на примере выдуманных историй

Отличный повод начать подобный разговор — особенно если ребёнок любит фильмы и фантастику — фильмы, комиксы и мультфильмы о Людях Икс. Объясните, что мутантов из этих произведений ненавидят и боятся за то, что они отличаются от большинства. Тут можно даже ввести таинственное слово «инвалидность». Например, скажите, что в нашем мире Циклоп считался бы инвалидом, потому что ему нужны специальные очки, без которых он может навредить себе и окружающим, притом что на самом деле его способность стрелять из глаз — это не болезнь.

Предложите ребёнку представить, что он попал в параллельный мир (на другую планету, в сказочную страну), где все люди глухие. Пофантазируйте, как вокруг всё было бы громко и шумно, потому что никто бы не задумывался, что шумящая техника может кому-то мешать. Представьте, что могло бы сделать общество и государство, чтобы слышащему человеку стало проще. Например, выдавать ему наушники, чтобы он мог ходить на работу, к врачу или в школу. Порассуждайте, как другие люди смеялись бы над человеком, который может слышать, потому что не понимали бы его, и, возможно, слышащему человеку стало бы так страшно, что пришлось бы обращаться к психологу. Скажите, что в мире глухих слышащий человек был бы инвалидом, хоть в нашем он не считается больным.

Очень важно помнить, что инвалидность и болезнь — абсолютно разные вещи

Болезнь — это то, что причиняет страдание. Болезнями занимаются врачи. Инвалидность — это юридическое и социальное понятие, означающее, что человеку нужна доступная среда. Многие аутичные люди не считают себя больными. Они не думают, что аутизм сам по себе им мешает, но признают, что в нынешнем обществе, созданном неаутистами, им нужна доступная среда. Поэтому некоторые виды болезней не могут считаться инвалидностями, а некоторые виды инвалидности — болезнями.

3. Поговорите о несправедливости на примере реальных историй

Если ребёнок не любит фантастику, фантазии и выдуманные истории, можете привести ему примеры из жизни (или эти примеры можно использовать как дополнение к выдуманным). Лучше всего в качестве примера брать те области, которые интересны ребёнку. Например, если ему нравятся энциклопедии по физике, расскажите ему про инвалида Стивена Хокинга. Если поклонник покемонов, расскажите, что их изобрел аутичный геймдизайнер Сатоси Тадзири. Если любит семейные истории, расскажите о своей бабушке, которая к старости не смогла ходить и вынуждена была передвигаться на коляске.

Не забудьте обратить внимание ребёнка на то, как было бы плохо, если бы Хокинг или ваша бабушка не могли бы пользоваться коляской или на улице не было бы пандусов

Или если бы Тадзири не восприняли бы всерьёз, потому что он аутичный. Скажите, как много теряет общество, не создавая доступную среду для инвалидов. Объясните, насколько у нас было бы больше хороших врачей, мультипликаторов, учёных, если бы инвалидов всегда воспринимали как полноценных людей. Заметьте, как странно и глупо, что многие люди считают, что если у кого-то тело устроено не так, как у других, или мозг работает нетипичным образом, то жизнь этого человека неважна, ему не надо помогать и у него не должно быть возможностей проявить себя.

Закончите разговор тем же, чем заканчивали бы разговор о слышащем в мире глухих или о мутантах из «Людей Икс»: в инвалидности нет ничего позорного, как и в болезнях, но при этом болезнь и инвалидность — разные вещи. Болезнь характеризует медицинское состояние здоровья человека, а инвалидность — то, насколько общество рассчитано на таких, как он.

4. Не пресекайте вопросы об инвалидности

Если ребёнок показывает пальцем на женщину с собакой-поводырём, не кричите на него. Не говорите о ней шёпотом, чтобы у ребёнка не сложилось ощущение, что быть незрячим — это нечто позорное и страшное, о чём можно говорить только очень-очень тихо. Лучше объясните, кто такие незрячие люди, зачем им собаки-поводыри и что эти собаки умеют делать.

5. Объясните, почему нельзя смеяться над инвалидами

Если ребёнок смеётся над кем-то, кто выглядит или ведёт себя странно, спокойно объясните ему, почему так делать нельзя. Напомните, что ему самому не понравилось бы, если бы другие вели себя так с ним. Например, если ребёнок смеялся над человеком маленького роста, скажите ему, что ему бы не понравилось, если бы высокие ребята подняли его на смех. Или если ребёнок смеялся над кем-то с синдромом Дауна, заметьте, что он людям с синдромом Дауна может казаться таким же странным, как они ему.

6. Признавайте, что любой человек может стать инвалидом

После того как слово «инвалидность» вошло в обиход и ребёнок понял, что над инвалидностью нельзя смеяться, скажите ему, что все мы можем стать инвалидами в тот или иной момент жизни. У всех могут быть дети-инвалиды или друзья-инвалиды, поэтому проблемы прав инвалидов и нормального отношения к ним касаются всех.

7. Не скрывайте инвалидность от ребёнка

Если у кого-то в семье есть инвалидность, хронические заболевания или ментальные расстройства, не скрывайте это от ребёнка. Он не должен думать, что инвалидность или проблемы со здоровьем — это что-то постыдное, что человек должен скрывать, чем и за что он несёт ответственность.

Не надо скрывать, если у матери вашего супруга болезнь Альцгеймера, вы ходите к психотерапевту из-за депрессии, а у вашего старшего сына дальнозоркость. Разумеется, не обязательно описывать трёх-четырёхлетнему ребёнку, не интересующемуся медициной, какие гормональные сбои провоцируют депрессию, что такое болезнь Альцгеймера и как устроен глаз человека. Если ребёнок не поклонник медицины, достаточно дать поверхностную информацию об этих состояний и о том, как можно их облегчить. Главное, чтобы тот факт, что в вашей семье есть инвалиды, не казался чем-то более странным, чем то, что в семье у людей разный рост или возраст.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shuterstock (Crazy nook)

Беседа с дошкольниками «Мы разные — мы равные!» (о людях

Беседа с дошкольниками «Мы разные — мы равные!»

Цели:

• формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;

• развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие;

• формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.

ХОД БЕСЕДЫ:

Чтение стихотворения «Вежливым и добрым быть совсем не трудно»

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

Надо лишь внимание к людям проявлять.

Старику, старушке при езде в автобусе

Или же в трамвае место уступать.

Пожелать здоровья близким всем при встрече

И «Всего хорошего», уходя домой.

Быть всегда опрятным, чистым и умытым,

Чтобы всем хотелось говорить с тобой.

Бабушке и маме без напоминания сразу помогать,

А свои игрушки, нужные вещички

Вовремя на место с пола убирать.

Не болтать ногами сидя за обедом

И не разговаривать когда суп во рту.

Защищать всех слабых, не кричать, не драться,

Сохранить стараться мира красоту.

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

Надо только правила знать и выполнять.

Этих правил много для детей хороших

Мы с тобою вместе будем изучать.

Ребята, есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте — это особенные люди. Это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы.

Мы можем этим людям принести продукты, помочь перейти дорогу, одеться, обуться, помогать во всем и быть к ним внимательными.

Сегодня мы с вами поговорим об особенных людях. Это люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности.Эти люди живут рядом с нами как взрослые, так и дети. Они не хуже и не лучше, они просто ДРУГИЕ.

— Эти дети, также как и вы любят играть, веселиться, общаться, заниматься спортом, хотят учиться в школе, чтобы многому ещё научиться.

Да, они многого не могут и не умеют. Но разве мало такого, чего мы сами не умеем и не можем? Разница лишь в том, что мы свои “не могу” при желании способны преодолеть самостоятельно, а им для этого нужна наша помощь. А нам нужна их помощь, для того, чтобы стать добрее, искреннее, и ценить каждый миг жизни. Кто же они, дети с ограниченными возможностями, и чем отличаются от всех остальных? К детям-инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, в самообслуживании, передвижении, ориентации,  обучению трудовой деятельности и т.д. Да, инвалиды – это люди с ограниченными возможностями. Кто-то из них плохо или совсем не видит, кто-то не слышит или не может говорить. У кого-то нет руки или ноги, кто-то совсем не может ходить. Одни уже рождаются с такими ограниченными возможностями, а другие становятся инвалидами после болезней,  травм или несчастных случаев. Они живут среди нас. Люди порой их не замечают или не хотят замечать. В школы и детские сады тоже ходят дети-инвалиды. Одни с виду такие же как и все, а у другие отличаются от здоровых детей. И им очень трудно справляться с ежедневными трудностями жизни. Порою для некоторых из них сделать один шаг бывает трудно и требуется много усилий. А мы даже не задумываемся когда идем или бежим, берем  что-то в руки, рассматриваем картинки, слушаем музыку…

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

И каждый волен выбирать,  чем хочет он заняться,

Куда идти, куда летать,  и чем же наслаждаться.

Так пусть же каждый новый день  несет в себе участье,

Поддержку жизни на земле,  добро, любовь и счастье.

Я,  думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. Хочется добавить, что каждый  инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». Им не нужна ваша жалость, им нужна ваша дружба и помощь.

Очень часто люди с ограниченными возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди. Вот примеры людей, которые, несмотря на свои заболевания, достигли в жизни больших успехов. Это и великие спортсмены, знаменитые актеры, певцы, талантливые художники, прославленные композиторы, писатели. И среди нас есть особенные дети. Они также ходят в детский сад. Ребята, особенным детям очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким детям в помощи. Они вам будут очень благодарны!

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость. И взамен не требует наград.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Добро, которое мы делаем бескорыстно, не пропадет. Оно нужно всем нам. Спешите же делать добро! Делать добро здесь и сейчас.

«Нормальная жизнь»: как заботятся об инвалидах в Европе

Случай каждого инвалида рассматривается индивидуально, чтобы определить для него наиболее подходящую профессию. Затем проходит профессиональная адаптация, обучение и при необходимости повышение квалификации.
Работодатели заинтересованы в найме таких сотрудников, так как они получают дотации от государства. Насчитывается более 40 специальностей подготовки инвалидов, включая сферу торговли, обработку древесины и металла, а также кожи и тканей. Продолжительность обучения может составлять от двух месяцев до двух лет.

Ярким примером успешной профессиональной реабилитации стал центр в Гейдельберге, в котором основам программирования, радиотехники и электроники обучается больше 800 человек. Дети-инвалиды в Германии на их выбор могут учиться в специализированных или обычных школах наравне с другими детьми.

Весьма эффективно трудоустройство инвалидов контролируется в Великобритании, где работодатель обязуется не просто взять человека с ограниченными возможностями на работу, но и обеспечить его благоприятными условиями труда, а также специализированным обучением, повышением квалификации и карьерным ростом. Не менее внимательно к этому вопросу отнеслось и правительство Франции. Там действуют специальные квоты на рабочие места для инвалидов.

Льготы и выплаты инвалидам в европейских странах

— Литва. Довольно интересная система выплаты пособий инвалидам сложилась в этой стране. Рассчитывать на их получение могут только люди, утратившие трудоспособность не менее чем на 45 процентов. Все они получают базовую пенсию в размере 115 евро, а размер остальной доплаты зависит от трудового стажа. Государство предлагает таким людям выгодные скидки на использование общественного транспорта. Дополнительные отпускные недели, снижение налогов и специальные субсидии на жилье.

— Польша. Инвалиды старше 30 лет получают пособие, если у них есть пять лет рабочего стажа, а младше — от одного до четырех лет стажа. Если доход такого гражданина превышает 70% от среднего уровня зарплаты в Польше, пособие будет выплачиваться не в полном размере. В любом случае пенсия по инвалидности не может быть меньше 216 долларов.

Материал: Как правильно рассказывать детям об инвалидах

Пример для подражания

        Важно помнить, что дети моделируют поведение своих родителей. Поэтому от того, как вы относитесь к людям с физическими дефектами, будет зависеть к ним отношение Вашего ребенка. Если Вы добрый, милосердный, отзывчивый человек, то не трудно будет научить подобному и свое дитя.

Притча «Удар камнем”

  Один успешный молодой человек ехал в дорогой машине и радовался жизни, когда ощутил  удар о дверцу своего авто. Он тут же затормозил, выскочил из салона и увидел, что  брошенный кем-то камень сильно оцарапал его автомобиль. Не тратя времени, он вскочил и развернул ее на сто восемьдесят градусов, решив вернуться и найти место, откуда был брошен камень. Мужчина был в бешенстве. Снова выскочив из машины, он бросился к мальчику, который оказался виновником происшествия, схватил его за худенькие плечи, толкнул к капоту и закричал:

 — Ты что наделал? Ты соображаешь, что натворил? Это новая машина, и камень, который ты бросил, очень дорого тебе обойдется! Зачем ты это сделал?

 — Пожалуйста, простите, господин! Пожалуйста! Я не знал, что делать! Я бросил камень потому, что никто не останавливался! – Слёзы текли по щекам мальчика, он указывал рукой куда-то в сторону.

 — Там мой брат! Он выпал из своей инвалидной коляски, а я не могу его поднять, я слишком маленький. Я хотел попросить помощи!

 Всхлипнув, он спросил у владельца машины:

  — Вы не могли бы помочь мне посадить его в коляску? Пожалуйста.  Он сильно ударился…

   Тронутый до глубины души молодой человек поднял подростка-инвалида с земли, усадил в коляску, вытащил  носовой  платок и постарался промокнуть ранки и ссадины, отряхнул пыль и, когда убедился, что все более или менее в порядке, посмотрел на мальчишку, поцарапавшему ему машину. Тот благодарно улыбался, в его улыбке было столько нежности и любви, что теплело на сердце.

 — Господин, большое спасибо!

  Мужчина видел, как мальчуган, с трудом толкая перед собой коляску,  постепенно удалялся по направлению к очень скромному дому.

  Владелец новенького авто так и не починил дверцу своей машины, оставив царапину специально, чтобы всегда помнить – нельзя так беспечно нестись по жизни, чтобы другим не пришлось бросать камни, привлекая к себе внимание.

 Иногда нам достаточно шепота, чтобы наше сердце и душа  отозвались на нужду близких.  Но иногда для этого в нас должны попасть камнем.  Так стоит ли обижаться, если в тебя попал камень? Может, это значит, что ты просто  кому-то нужен?

 

МАДОУ

«Детский сад «Улыбка» п.Таёжный»

Подготовила:

Педагог-психолог

Кочурова Анна Александровна

2019

Воспитание в детях отношения к инвалидам

        Каждая состоявшаяся мама должна понимать, что когда — нибудь, пребывая в публичном месте со своим ребенком, встретите инвалида. Естественно, сразу поступит масса вопросов, на которые Вы, как главный наставник, должны быть готовы ответить. Всем известно, что малыши, познают окружающий мир не только с помощью органов чувств (осязания, обоняния, слуха, зрения, тактильных ощущений), но и благодаря информации, полученной от старшего поколения и из средств массовой информации. Поэтому от того, как ребенку ответят на его вопросы, касающиеся инвалидов, будет зависеть его отношение к данной категории людей в дальнейшем.

        К превеликому сожалению, в современном обществе, инвалидов часто не воспринимают как «человека». Социальные опросы школьников показывают, что 1/2 часть всех учащихся Российской Федерации не хотят учиться в одном коллективе с инвалидом, а каждый третий школьник вообще чувствует к таким людям отвращение. Исходя из этого, родители обязаны воспитывать в своих детях должное, «правильное» отношение к больным и инвалидам. Как же правильно это сделать? Очень часто родители допускают ошибки, которые ведут к нежелательным последствиям. Что же это за ошибки и как их избежать?

Возможные неправильные ответы

Ребенок спрашивает: «Почему тетя на коляске? Почему дядя стучит палочкой перед собой? Почему этот дядя так странно ходит?»

Мама одергивает дитя и рьяно заявляет: «Не смотри на него (нее)». Такого ответа ребенок, скорее всего, испугается и сделает вывод, что таких людей нужно избегать и их общество нежелательно.

Мама говорит: «Пойдём скорее. Тебе не стоит это видеть». У ребенка сформируется следующее отношение: жалость, смешанную с отвращением.

Мама отвечает: «Он больной, таких людей трогать не надо». Очевидно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Желание, чтобы ребенок ненароком не задел чувств человека с инвалидностью. Но у ребенка может сформироваться желание избегать инвалидов, нежелание общаться с ними, в том числе в тех ситуациях, когда инвалиду потребуется помощь в общественном месте.

Мама говорит: «Его надо пожалеть, у него постоянно все болит». Подобный ответ призывает к жалости, но не к уважению. Нежелательно, чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то ущербном и достойном жалости.

Правильный ответ — залог успеха

Подобные ответы, как уже сказано, приводят к негативному отношению в отношении инвалидов у подрастающего поколения. Следовательно, мама должна продумать свой ответ, прежде, чем выдать его ребенку. Как же следует воспитывать в детях правильное отношение к людям — инвалидам?

        Главное — объяснить ребенку, что инвалиды — такие же люди, как и все, просто с ограниченными возможностями. Например, не могут ходить, поэтому им необходима коляска, не видят, поэтому ходят с полочкой или поводырём и так далее. Затем следует объяснить причину, почему так случилось –

заболел, попал в аварию (поэтому нужно соблюдать правила дорожного движения).

        

Расскажите малышу, что таких людей не нужно бояться и, тем более, избегать их, но, при этом, не реагировать слишком бурно на появление инвалида, дабы не оскорбить его.

Правила вежливого обращения с инвалидами

        Вслед за разъяснением, почему человек физически отличается от остальных и причин этого, объясните ребенку, как нужно себя вести в присутствии данной категории людей — что нельзя «глазеть», даже если кажется, что никто этого не замечает.

Укажите на то, что воспитанный, добродушный человек должен помогать инвалидам — уступать место в общественном транспорте, помогать войти и выйти из транспортных средств, оказать помощь слепому, когда он пытается перейти через дорогу. Перед тем, как помогать спросите требуется ли помощь от Вас.

Инвалидность – что это, понятие, причины, виды инвалидности

Инвалидность – это состояние, при котором у человека наблюдаются физические, психологические и умственные отклонения, ограничивающие его деятельность. Это юридический и медицинский термин. Каждый инвалид имеет право на определенные льготы и государственные выплаты. Для получения группы нужно пройти медико-социальную экспертизу.

Понятие инвалидность

Согласно законам России, гражданам с тяжелыми заболеваниями присваивается группа инвалидности. Это статус отдается взрослым, получившим травму, и детям с какими-либо увечьями.

Понятие "Инвалидность"

Происхождение термина

Это понятие происходит от латинского «invalidus» и означает «несильный» или «не силач». Инвалид – это человек с нарушениями здоровья, стойкими расстройствами функций организма и другими дефектами, которые ограничивают его жизнедеятельность.

Под инвалидностью подразумевают полную или частичную утрату самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, общаться, работать. В зависимости от тяжести повреждений назначается группа инвалидности.

Группы и степени инвалидности

По уровню потери трудоспособности выделяют:

  1. Первую группу. Такие люди не могут обходиться без помощи окружающих. Они потеряли способность передвигаться, ориентироваться в пространстве, не способны следить за собой.
  2. Вторую группу. Способность к самообслуживанию потеряна частично. В этом случае гражданин может перемещаться, но только с помощью специальных приспособлений. Их относят еще к группе МНГ. Расшифровка понятия – маломобильные группы населения.
  3. Третью группу. Больной может обходиться без помощи окружающих, но не так быстро, как здоровые люди. Такие граждане не могут работать по профессии и должны переквалифицироваться на более легкую работу.

Кроме классификации инвалидности по группам различают степени:

  1. Незначительные нарушения.
  2. Умеренные сбои.
  3. Проблемы с яркими проявлениями.
  4. Тяжелые патологии, значительно влияющие на организм.

Первым двум категориям присваивают третью группу, а остальные предполагают полное нарушение трудоспособности.

Понятие "Инвалидность"

Причины инвалидности по действующему законодательству

Понятие инвалид относится к людям с серьезными проблемами со здоровьем. При определении группы должны указать причину инвалидности. От этого зависит размер льгот и выплат. Человеку могут присвоить инвалидность в связи с:

  1. Общим заболеванием. Сюда относят хронические болезни и травмы.
  2. Производственными травмами.
  3. Профессиональными заболеваниями, которые возникли во время работы во вредных условиях.
  4. Ранениями, полученными в ходе военных действий.
  5. Врожденными аномалиями, болезнями, перенесенными в детстве.
  6. Воздействием радиации.

Если у одного человека сразу несколько причин инвалидности, то он или его представитель может указать в документах ту, которая дает право на большее количество льгот.

Что такое условная инвалидность

Инвалидность устанавливают на определенный срок в зависимости от состояния здоровья и сопутствующих заболеваний. Различая группы, можно определить, способен ли человек на нормальный образ жизни.

Условной можно назвать третью группу, так как она позволяет вести трудовую деятельности и сравнительно нормальный образ жизни. Если состояние больного нормализуется, статус и все льготы отменяют.

Социальная группа инвалидов

Статистика говорит о том, что на территории России проживают около 10 миллионов человек с ограниченными возможностями. Такие люди больше других нуждаются в помощи медиков. Но из-за того, что их возможности ограничены, они не всегда могут ее получить. Чтобы инвалиды чувствовали себя комфортней в социуме, мировое правительство пытается:

  1. Создать систему, позволяющую устранить причину и последствия нарушений функций организма.
  2. Сформировать условия, при которых инвалиды смогут добиваться во всех сферах таких же успехов, как и здоровые люди. Например, инвалид-колясочник может заниматься танцами, существуют даже специальные соревнования.
  3. Создать права и обязанности для инвалидов, которые помогут им чувствовать себя полноценными членами общества.

Во время проведения любых мероприятий учитывают виды инвалидности, особенности состояния организма каждого гражданина с особыми потребностями.

Понятие дети-инвалиды

Ребенок-инвалид – это понятие, которое присваивают детям младше восемнадцатилетнего возраста с серьезными проблемами в организме, вызывающими трудности в повседневной жизни. Они медленно развиваются, не контролируют поведение, у них отсутствуют навыки к самообслуживанию и передвижению. Основываясь на этих патологиях, экспертиза прописывает ряд рекомендаций. Дети-инвалиды должны:

  1. Находиться на индивидуальном обучении.
  2. Регулярно или постоянно посещать специальные учреждения.
  3. Ежегодно получать путевку в пансионаты и санатории.
  4. Получать от государства средства и оборудование для облегчения жизнедеятельности.
  5. Проходить комплексные реабилитационные мероприятия.

Благодаря этим мероприятиям стараются улучшить состояние детей и обучить их хотя бы минимальным навыкам самообслуживания.

Понятие "Инвалидность"

Категория инвалид с детства

Существует отдельная категория инвалидов с детства. Это взрослые люди, которым был присвоен статус инвалида в детстве в связи с врожденными или приобретенными до 18 лет заболеваниями.

Как и где подтверждается инвалидность

Группы и степени инвалидности определяет медико-социальная экспертная комиссия – МСЭК. Направить на экспертизу может врач после обследования и курса лечения. Также больной может сам принять решение и сообщить об этом лечащему врачу.

Вся необходимая информация будет зафиксирована в амбулаторной карте, и с направлением следует пройти комиссию. Во время процедуры необходимо доказать, что проблемы со здоровьем действительно мешают нормальной жизнедеятельности.

Куда обращаться для оформления инвалидности

Оформление инвалидности осуществляется в бюро медико-социальной экспертизы. Туда необходимо пройти с пакетом документов. Кроме направления нужно подтвердить свою личность паспортом, составить заявление. Также не обойтись без выписки из всех больниц, где проводилось лечение, характеристики с места работы, акта о получении травмы на производстве. Эти бумаги должны положительно повлиять на решение комиссии.

Подавать документы нужно по месту жительства, но можно обратиться и по месту временной регистрации. После представления бумаг гражданина должны пригласить на экспертизу в течение месяца. Процедуру проводят на территории бюро.

Если комиссия примет отрицательное решение, его можно обжаловать. Для этого в течение трех дней нужно составить заявление на переосвидетельствование. Если опять откажут, стоит обратиться в суд, но его решение обжалованию не подлежит.

Понятие инвалидности означает, что у человека есть серьезные проблемы со здоровьем, мешающие ему работать, обслуживать себя и вести обычный образ жизни. В зависимости от тяжести нарушений выделяют три группы инвалидности. Для каждой из них предоставляются льготы и государственные выплаты. Решение о назначении группы принимает МСЭК.

Социальная защита детей инвалидов в РФ: льготы и изменения

Уровень инвалидности в государстве показывает его социальное и экономическое развитие. С каждым годом в нашей стране рождается все большее количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Многим из них заключением медико – социальной экспертизы устанавливается инвалидность.

Для таких детей государством разрабатываются особые меры государственной поддержки. В общем понимании все мероприятия в этой области и есть социальная защита детей инвалидов.

Дети с инвалидностью в обществе

Когда родители слышат заключение от врачей, о том, что их ребенок инвалид, земля уходит из-под ног. Мама и папа задумываются в этом момент о многом: способны ли они вырастить такого ребенка и обеспечить его всем необходимым, как правильно себя вести со своим особенным ребенком.

Детство – период становления личности, время когда маленький человек познает мир, знакомится с окружающими его, ищет ответы на самые главные вопросы «Кто я такой?», «В чем заключается смысл жизни?», «Кем я могу стать?».

На этом этапе важно приложить все усилия к тому, чтобы ребенок — инвалид смог хоть немного почувствовать свою причастность к социуму, обрести навыки и знания для возможности жить дальше, раскрыть свой потенциал, научиться преодолевать свои страхи и сомнения.

Поддержка детей — инвалидов и их семей должна осуществляться обществом в целом. Особую роль в этом процессе играет социальная защита государства.

Каким детям устанавливается инвалидность

Понятие «ребенок – инвалид» впервые стало использоваться в СССР в 1970- годах. В эту категорию попадали дети до 16 лет, имеющие достаточно тяжелые формы врожденных заболеваний. Именно им выплачивались пособия по инвалидности.

Перечень заболеваний, при которых возможно признание ребенка инвалидом расширился с 1991. Тогда численность детей – инвалидов значительно увеличилась.

Инвалидность признается у граждан, не достигших 16–летнего возраста, имеющих нарушения опорно–двигательного аппарата, нервной системы, психические расстройства, болезни внутренних органов, органов слуха и зрения, врожденные аномалии.

Законодательная база

В России политика в области социальной защиты детей — инвалидов осуществляется на основании актов международного, федерального и регионального значения.

Во главе актов стоят законы, принятые Ассамблеей ООН: Конвенция о правах ребенка, Конвенция об инвалидах, Декларация о правах умственно – отсталых лиц.

Федеральное законодательство РФ для регламентации вопроса о социальной защите разработало Закон о социальной защите инвалидов, Закон о социальном обеспечении населения.

В общей понимании законодательство делает упор на создание всех условий для поддержки инвалидов: финансовое обеспечение, реабилитация и абилитация, создание условий для образования, выявление потребностей и проблем у детей – инвалидов и семьях, в которых они растут.

Проблемы, возникающие во всех сферах деятельности, рассматриваются на основе прочих нормативных актах, действующих во всех структурах исполнительной власти.

Основные направления социальной защиты

Приоритетными задачами государства сегодня в вопросе социальной поддержки детей – инвалидов являются организация условий для удовлетворения особенных потребностей таких детей, создания приспособленной окружающей среды, получения образования, профориентационной работы, льготы.

По этому вопросу подписано более 30 нормативных актов на федеральном уровне, региональные власти все больше внимания уделяют этому вопросу. Практически во всех городах созданы общественные организации, реализуются социальные проекты для детей — инвалидов.

Признанные инвалидами дети согласно ФЗ No 181 обеспечиваются специальными техническими средствами реабилитации, протезными средствами.

Статья 17 предполагает улучшение условий проживания для семей, в которых есть дети — инвалиды и предоставления таким семьям компенсационных выплат за коммунальные услуги.

ФЗ No 178 дает право на получение НСУ (набора социальных услуг), включая необходимые лекарственные препараты, специальные продукты питания.

Образование

В рамках реализации Программы «Десятилетие детства», утвержденной Президентом РФ в 2018 году, делается упор на развитие инклюзивного образования детей, имеющих инвалидность, создание центров по развитию талантов таких детей.

Закон об образовании в РФ предусматривает оказание помощи при оплате расходов на образование. В системе общего образования создаются классы или группы для детей с сохранным интеллектом. Для лиц, имеющих отклонения в развитии действуют адаптированные, коррекционные программы с учетом их особенностей.

Безбарьерная среда

Продолжается вестись работа по созданию безбарьерной среды, возможности доступа инвалидов к социальным и культурным объектам. Градостроительное законодательство ввело особые требования к оборудованию таких объектов пандусами и специальным механизмом.

Таким образов, очевидно, что социальная защита детей — инвалидов в России ведется активнее. Сегодня в отличие от советского времени, о необходимости решать этот вопрос говорят открыто.

И если в крупных городах дела работа действительно ведется, то в селах и маленьких провинциях, все еще чувствуется дух СССР, где детям с инвалидностью достаются лишь жалостливые взгляды.

Следует отрегулировать механизм исполнения законов на местах, научится не только сразу же предлагать специализированные учреждения для таких детей, но и работать с семьями, проводить профилактические мероприятия и оказывать все виды имеющейся помощи.

Инвалидность — Википедия

Символ доступности для инвалидов[1]

Инвали́дность (лат. invalidus — «немощный», «слабый»[2]) — термин, объединяющий различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. Нарушения — это проблемы, возникающие в функциях или структурах организма; ограничения активности — это трудности, испытываемые человеком в выполнении каких-либо заданий или действий; в то время как ограничения участия — это проблемы, испытываемые человеком при вовлечении в жизненные ситуации. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)[3].

Инвалидность является оспариваемой концепцией, имеющей разные значения в разных сообществах[4].

«Инвалидность не должна быть препятствием на пути к успеху. Практически всю свою взрослую жизнь я страдаю болезнью моторных нейронов. Но это не помешало мне сделать выдающуюся карьеру астрофизика и обрести семейное счастье[5].Профессор Стивен У. Хокинг»

Определение данное ООН.

«К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.«Конвенция о правах инвалидов»[6]»

По оценкам ВОЗ 2011 года[7], почти 15 % населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10 %[8]). В 2002—2004 гг. в России 16,4 % населения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году[7]. Согласно официальной статистике, в России проживает ок. 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов инвалидов (4,2 % населения)[9].

Вспомогательная технология — это общий термин, обозначающий устройства и модификации (для человека или общества), которые помогают преодолеть или устранить инвалидность. Первый зарегистрированный пример использования протеза датируется как минимум 1800 г. до н. э[10]. Инвалидная коляска датируется XVII веком[11].

По мере того как персональный компьютер стал более распространённым, были созданы различные организации для разработки программного и аппаратного обеспечения, чтобы сделать компьютеры более доступными для людей с инвалидностью. Некоторые программные и аппаратные средства, такие как Voice Finger, JAWS от Freedom Scientific, альтернатива Orca для свободного и открытого исходного кода и так далее. Были специально разработаны для людей с инвалидностью, в то время, как другие программные и аппаратные средства, такие как Nuance’s Dragon NaturallySpeaking (голосовое управление), не были разработаны специально для людей с инвалидностью, но может быть использованы для повышения доступности[12]. Клавиатура LOMAK была разработана в Новой Зеландии специально для инвалидов[13]. Консорциум World Wide Web признал потребность в Международных стандартах доступности веб-доступа для людей с ограниченными возможностями и создал Web Accessibility Initiative «Инициативу доступности веб-сайтов» (WAI)[14]. По состоянию на декабрь 2012 года стандартом является WCAG 2.0 (WCAG = Правила доступности веб-контента)[15].

Права людей с инвалидностью и интеграция в общество[править | править код]

Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены[16]:

  • Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.
Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.
Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными[17].
  • Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.
Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъёмников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»[18].
  • МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности

Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность — это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.

Международные документы о правах людей с инвалидностью[править | править код]

  • ООН:
    • Декларация о правах умственно отсталых лиц[19], 1971.
  • ВОЗ:
    • Всемирный доклад об инвалидности[7], 2011.
  • МОТ:
  • Совет Европы:
    • План действий Совета Европы в отношении людей с ограниченными возможностями на 2006—2015 гг.
    • Другие рекомендации и резолюции СЕ[20].

Социальная поддержка — государственная и частная[править | править код]

11 июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за № 3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России»[21]. Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.

Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов в России[22].

Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения).

Содействие в трудоустройстве инвалидов — одна из задач государства в рамках социальной поддержки данной категории населения. Одним из средств ее выполнения является, например, квотирование рабочих мест. Квотирование рабочих мест — это выделение в компаниях минимального количества рабочих мест для приема на работу граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов.

Квотирование может регулироваться как федеральными законами, например — Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», так и городскими, например Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест», Положением о квотировании рабочих мест в городе Москве и т.д.[23][24][неавторитетный источник?].

Создание доступной среды для маломобильных групп населения[править | править код]

Пример создания безбарьерной среды на постсоветском пространстве (Омск, 2016)

В последнее время происходит снижение ответственности городских властей в отношении к проблеме создания безбарьерной среды. Это, а также недостаточно активная работа самих инвалидов с представителями власти, законодательными органами, препятствует процессу приспособления городской среды к потребностям людей с различными ограничениями[25].

К 2020 году Министерство труда и социальной политики РФ планирует разработать законопроект, затрагивающий вопросы реабилитации инвалидов[26].

Кинофестиваль «Кино без барьеров»[править | править код]

В 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 гг. в России проводился кинофестиваль, посвящённый проблемам инвалидов. На них были показаны более 170 документальных, художественных, анимационных и арт-фильмов, поднимающих различные проблемы инвалидов и способы их решения, раскрывающих разные грани жизни и творчества людей с различными видами инвалидности[27]. Одна из работ, представленных на фестивале в 2010 году, короткометражный фильм «Белые Слоны» [1] (режиссёр Вадим ЭФФ).

  1. ↑ Проектирование зданий и сооружений с учётом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения. СП 35-101-2001. М., 2001. — С. 146
  2. С. Н. Пузин, Г. С. Скачкова. Инвалидность (рус.). Большая российская энциклопедия. Дата обращения 24 ноября 2019.
  3. Всемирная организация здравоохранения. Инвалидность (рус.). Офицеальный сойт ВОЗ на Русском языке. Дата обращения 24 ноября 2019.
  4. Linton, Simi. Claiming Disability: Knowledge and Identity (англ.). — New York: New York University Press (англ.)русск., 1998.
  5. Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк. Всемирный доклад об инвалидности (рус.) (2011). Дата обращения 24 ноября 2019.
  6. Организация Объединённых Наций. Конвенция о правах инвалидов (рус.).
  7. 1 2 3 Всемирный доклад об инвалидности. 9 июня 2011 года
  8. ↑ ООН и инвалиды — первые пятьдесят лет  (недоступная ссылка с 23-05-2013 [2493 дня] — историякопия)
  9. ↑ Иванова А. Е., 1998. Инвалидность населения
  10. ↑ Disability Social History Project – Timeline (неопр.). Disabilityhistory.org. Дата обращения 11 августа 2012.
  11. Cooper, Rory A; Hisaichi Ohnabe; Douglas A. Hobson. An Introduction to Rehabilitation Engineering (англ.). — CRC Press, 2006. — P. 131. — ISBN 978-1-4200-1249-1.
  12. ↑ Dragon Naturally Speaking Архивировано 8 апреля 2015 года.
  13. Sobh, Tarek. Innovations and Advanced Techniques in Computer and Information Sciences and Engineering (англ.). — Springer, 2007. — P. 176. — ISBN 978-1-4020-6268-1.
  14. ↑ Web Accessibility Initiative (WAI) (неопр.). W3.org. Дата обращения 29 января 2013.
  15. ↑ Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 (неопр.). W3.org. Дата обращения 29 января 2013.
  16. ↑ Холопенко Н. А. Социально. Психологические проблемы детей-инвалидов различные подходы к пониманию инвалида Архивная копия от 10 января 2006 на Wayback Machine
  17. ↑ Е. Иваницкая. Что делает человека инвалидом?
  18. ↑ Сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»
  19. ↑ Декларация о правах умственно отсталых лиц Архивная копия от 1 мая 2011 на Wayback Machine
  20. ↑ Рекомендации и резолюции Совета Европы
  21. ↑ Союз инвалидов России
  22. ↑ «Инвалиды в большом городе»
  23. ↑ Квотирование рабочих мест – важнейшее средство содействия занятости инвалидов и молодежи (неопр.). Интерактивный портал Центра занятости населения «Моя работа». Дата обращения 5 декабря 2019.
  24. ↑ Закон города Москвы от 22.12.2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест» (неопр.). Интерактивный портал Центра занятости населения «Моя работа». Дата обращения 5 декабря 2019.
  25. ↑ Барьеры в… безбарьерной среде. «Чехов сегодня», № 52 (203), 17 июля 2002 Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
  26. ↑ Минтруд планирует разработать законопроект о реабилитации инвалидов в 2020 году (неопр.). ТАСС. Дата обращения 10 марта 2019.
  27. ↑ «Кино без барьеров», кинофестиваль по проблемам инвалидов Архивная копия от 19 апреля 2005 на Wayback Machine
На Русском языке
На Английском языке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *