Родителям о детях
Рождение ребёнка – самое важное и ответственное событие в вашей жизни.
Очень важно, чтоб ребёнок был желанным! Ведь для чего давать новую жизнь? В первую очередь, ради самого ребёнка, ради торжества жизни, а не для себя. Не путаем и мы инстинкт продолжения рода с ценностью самой жизни? Привести на этом свет нового человека – не тоже самое, что завести котёнка или щенка. Понимаем ли мы, что ребёнок – это человек, такой же, как и мы сами?
Почему люди думают, что пока человек маленький, то он вроде как неполноценный и относятся к нему, как к низшему существу? Не думали об этом? Можно ли уважать детей и ценить в них их личность, индивидуальность, их душу? Можно и нужно! Если этого не делать, то дети вырастают с кучей подсознательных комплексов, с которыми потом отчаянно борются.
А вы хотите, чтоб ваш ребёнок боролся с комплексами и доказывал свою значимость? Может быть, каждый человек должен быть изначально уважаемым за то, что он есть. И не важно, сколько он знает, что умеет, как выглядит, какой у него «социальный статус». Общество нам навязывает то, что каждому непременно нужно кем-то стать, иначе не будет тебе уважения и почёта.
А правильно ли это?
Получается, что, приводя ребёнка в этом мир, мы делаем его заложником сложившейся системы и у него не выбора. С первых его дней мы диктуем ему, когда и сколько есть, когда спать, когда гулять, чем заниматься. У него вообще нет никакого выбора. А потом спрашиваем его, «кем ты хочешь стать?», не осознавая всю ироничность данного вопроса. Может быть мы это делаем потому, что и у нас нет этого выбора? Посудите сами, что мы выбираем для своих детей? – Только то, что диктует система, сложившиеся стереотипы: «детский сад, школа, институт, работа, пенсия, кладбище». ВСЁ! Выбора-то нет!
Вас это устраивает?
Возможно, вы просто никогда не задумывались над тем, как вы живёте, по чьему плану, по чьей схеме. Вы уверены в том, что всё в этой жизни решаете сами. Но это иллюзия! Ничего сами мы не решаем и тем более мы не решаем, как относиться к своим детям, как их воспитывать. Всё давно за нас решено, а мы слепо следуем этим указаниям.
Возникает вопрос – правильно ли мы поступаем, следуя диктату общества и системы? Ответ можно получить, ответив на другой вопрос – приносит ли счастье сложившаяся система, гарантирует ли она успех, достаток, удовлетворённость жизнью? Нет, система этого не гарантирует. И более того, всё в нашей жизни устроено так, что не система работает на людей, обеспечивая всем необходимым, а люди работают на систему, обеспечивая её паразитическую жизнеспособность.
В какую жизнь мы приводим своих детей? Как мы к ним относимся, если заранее уже соглашаемся с тем, что система сама решит, как и чему учить ребёнка, как к нему относиться, что с ним делать. А вы остаётесь в стороне, ничего не в силах изменить. Да мало кто пытается, ведь большинство из нас верят в то, что живут абсолютно правильно и другой жизни нет. Но она есть, было бы только желание жить по-другому, было бы только желание самым воспитывать своих детей и не перекладывать ответственность на других.
Если такое желание возникнет, то можете не сомневаться, вы найдёте способ сделать своих детей счастливыми и успешными и оградить их от натиска вездесущей системы.
Возьмите всё в свои руки, ни на кого не надейтесь!
Воспитывайте своих детей сами.
А главное – любите и уважайте их.
Относитесь к ним, как к равным себе, тогда вы удивитесь, каким замечательными они вырастут!
Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка
Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие к психологу на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.
Тем не менее, как семейный психолог, автор этой заметки Ольга Цейтлин считает, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности
, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.На консультации она помогает родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.
Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.
Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее автор приводит примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые были взяты с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем
Домашние обязанности трехлетнего ребенка
Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.
Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.
Домашние обязанности четырехлетнего ребенка
Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.
Помочь убрать бакалейные товары.
Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.
По расписанию давать корм домашним животным.
Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.
Протирать пыль.
Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).
Делиться с друзьями игрушками.
Доставать из почтового ящика почту.
Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.
Развешивать носки и носовые платки на сушке.
Помогать складывать полотенца.
Домашние обязанности пятилетнего ребенка
Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Сорвать с грядки салат и зелень.
Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванну.
Протирать зеркала.
Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.
Складывать и убирать чистое белье.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать прибирать квартиру.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину.
Помогать выносить мусор.
Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки.
Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)
Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
Пылесосить ковер.
Поливать цветы и растения.
Чистить овощи.
Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
Собирать вещи в школу.
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для костра.
Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Нести ответственность за свое мелкие раны.
Выносить мусор.
Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.
Накрывать на стол.
Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)
Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.
Принимать телефонные сообщения и записывать их.
Быть на посылках у родителей.
Мыть собаку или кошку.
Тренировать домашних животных.
Нести пакеты с продуктами.
Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.
Быть вежливым и учтивым с другими людьми.
Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.
Гладить простые вещи.
Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)
Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.
Мыть пол.
Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.
Самостоятельно наполнять себе ванну.
Помогать другим (если его просят) в работе.
Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.
Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.
Пришивать пуговицы.
Зашивать распоровшиеся швы.
Чистить кладовку.
Убирать за животными.
Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.
Срезать цветы и готовить вазу для букетов.
Собирать фрукты с деревьев.
Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.
Красить забор или полки.
Писать простые письма.
Писать благодарственные открытки.
Кормить ребенка.
Купать младших сестер или братьев.
Натирать полиролью мебель в гостиной.
Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)
Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.
Покупать продукты по списку.
Самостоятельно переходить улицу.
Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.
Печь печенье из полуфабриката в коробках.
Готовить еду на семью.
Получать свою почту и отвечать на нее.
Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
Ходить в гости.
Планировать свой день рождения или другие праздники.
Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
Мыть семейный автомобиль.
Учиться бережливости и экономии.
Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)
Самостоятельно зарабатывать деньги.
Не бояться одному оставаться дома.
Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
Уметь ездить на автобусе.
Ответственно относится к личному хобби.
Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)
Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.
Самостоятельно выполнять свои дела.
Косить газон.
Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
Чистить плиту и духовку.
Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
Домашние обязанности учеников старших классов
В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).
Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.
Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.
Последовательно выполнять принятые решения.
Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
По возможности зарабатывать немного денег.
Как это организовать
Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.
Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.
У многих на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогает, направляя детей, и не нужно им ни о чем напоминать. Они могут в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Да, это не совсем идеальная схема, но расписание определенно помогает.
Мудрые цитаты про детей и родителей
Дети — это главное сокровище родителей. Иногда сложно понять детишек, выбрать правильную тактику поведения. В этих случаях лучше обратиться к мировому опыту. Цитаты про детей кратко и емко отвечают на разные вопросы, связанные с воспитанием и развитием малышей.
Умные цитаты про детей и родителей
Мудрые слова часто помогают в сложных ситуациях, когда необходимо решить воспитательную задачу или когда родителям непросто понять поведение детей.
Разобраться со сложностями в воспитании, побороть родительские страхи и сомнения помогут такие цитаты о детях:
«У детей свое особое умение видеть, думать и чувствовать, и нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим» (Жан-Жак Руссо).
Читайте также
Смешные афоризмы и выражения 2020: подборка 50+ шуток
«Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя» (Артур Шопенгауэр).
«В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить» (Януш Корчак).
«Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв» (Пьер Буаст).
«Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения» (Антон Чехов).
«Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила — это неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы и душевного тепла, которого им так не хватает» (Олег Рой).
Читайте также
Как стать счастливой и научиться радоваться жизни
«Ваши дети — не дети вам. Они — сыновья и дочери тоски жизни по самой себе. Они пришли от вас, но не принадлежат вам. Вы можете дать им ваши слова, но не ваши мысли, ибо у них есть свои мысли. Вы можете учиться у них, но не учить их, ибо их души обитают в долине Завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже во снах…» (Джебран Халиль Джебран).
«Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей» (Сюнь-цзы).
«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» (Пабло Пикассо).
«Первые детские ощущения — это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок» (Платон).
Читайте также
Смелым судьба помогает: мудрые слова о жизни
Мудрые цитаты великих мыслителей Казахстана раскрывают суть детской психологии и создают ориентиры в воспитании.
Умные слова Абая Кунанбаева указывают главную ошибку некоторых родителей, которые стремятся дать материальные блага, но не задумываются о развитии ума и души ребенка либо выбирают либеральную стратегию поведения в отношении детей:
«Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Это — потребность плоти, без этого тело не может служить пристанищем для души, не будет расти и крепнуть. Другое — тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. Встрепенется, услышав звуки дудки или свирели. Подросши, бежит на лай собаки, на голоса животных, на смех и плач людей, теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: “Что это? Зачем это? Почему он так делает?” — это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться. Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн Вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком».
Читайте также
Дружба: лучшие цитаты великих людей
«Ребенок по доброй воле не тянется с ранних лет к учебе. Приходится его принуждать или привлекать до тех пор, пока у него не возникнет жажда знаний. Ребенка, имеющего стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то, что он будет стремиться познать Бога, понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро, не поступаясь честью, и будет избегать зла».
«Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Многое можно усвоить, внимая словам разумных людей. Недостаточно обладать разумом – только слушая и запоминая наставления знающих, избегая пороков, можно стать полноценным человеком».
Читайте также
Мудрые цитаты о смысле жизни и любви
Мудрые советы по воспитанию детей дал ученик и последователь Абая Кунанбаева — Шакарим Кудайбердиев. Важнейшая составляющая воспитательного процесса, по мнению философа, нравственность:
«Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести».
«Глаза человеческие можно прикрыть, око души никогда».
«Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия».
Ища точки соприкосновения с детьми, взаимопонимания, примите во внимание слова таких выдающихся казахстанцев:
«Всякий сумеет следовать по проторенной дорожке, проложенной отцами! Если ты в силах, ищи свои пути» (Мухтар Ауэзов).
Читайте также
Цитаты из фильмов, которые вдохновляют
«У отца — свои цели, свой путь. У сына — свои. Бывают отцы, которые не давят на сыновей бременем своих желаний, замыслов и воли» (Мухтар Ауэзов).
«Прежде, чем воспитывать людей, воспитай себя» (Ибрай Алтынсарин).
Прислушайтесь к мудрым советам и рекомендациям, возможно, станет проще находить общий язык с детьми, воспитывать их честными, независимыми и творческими личностями.
Читайте также: Цитаты великих людей о жизни
Смешные цитаты про детей
Иногда на выходки детей нужно смотреть сквозь призму иронии, относиться с юмором и пониманием к их проказам и промахам. Они оценят родительскую снисходительность и критику, обличенные в юмористическую форму. Да и самим родителям не лишним будет немного расслабиться, сбросить маску серьезности и легче относиться к трудностям в воспитании.
Читайте также
Истинная любовь: цитаты из книг
Оцените смешные высказывания и узнайте себя:
Будьте мудрыми, сохраняйте присутствие духа, любите детей. Не забывайте о том, что все должно быть в меру: поощрение и наказание, любовь и строгость. Ориентируйтесь на высказывания мудрецов, творческих людей и найдете собственный ориентир в воспитании подрастающего поколения.
Читайте также: Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка
5 мифов о детях и родителях, которые стоит развенчать
В своей практике я часто сталкиваюсь с проблемами сепарации, с невозможностью иных, уже по факту взрослых детей, избавиться от зависимости, связанной с родителями. Мне хотелось собрать в одном тексте все распространенные «мифы», и попробовать помочь детям посмотреть на них предельно трезво, а родителям – постараться понять своих детей.
Миф №1. «Родители дали жизнь, и ты перед ними в неоплатном долгу».
Если посмотреть на вещи предельно трезво, то всплывет очевидное: родители в одностороннем порядке принимали решение о рождении новой жизни. Они не спрашивали у самого ребенка, хочет ли он жить с этими родителями, родиться в такое время/ в этой стране/ в данном социальном слое и т.д. Родители сами захотели, сами решили и сами привели в этот мир нового человека. За последствия своего выбора они несут, таким образом, стопроцентную ответственность.
Многие мои клиенты, находясь под прессом этого мифа, попадают в ловушку: с одной стороны, жизнь – действительно великий дар, за который стоит быть благодарным. С другой – требования благодарности со стороны родителей бывают порой настолько малосовместимы с жизнью самих детей, что итогом становится протест против этих требований, который при этом неизбежно сопровождается чувством вины. Ведь надо же «всю жизнь платить по счетам благодарности за подаренную жизнь!» И вот тут я предлагаю задуматься над словом «подарок».
Большинство родителей так и говорят «мы дали тебе жизнь, мы подарили». Не продали, не заключили договор возмездного оказания услуг, не вложили с целью получить дивиденды, а подарили. То есть, дали даром. Должен ли что-то за это ребенок? По факту – нет. И жесткие фразы иных протестующих детей в духе «я не просил вас меня рожать и я вам ничего не должен» — увы, суровая правда.
Посмотрим на ситуацию со стороны родителей. Приходится признать, что на самом деле решение о ребенке мало у кого из них по-настоящему осознано.
В нем участвует масса факторов: сам по себе инстинкт, который не всегда осмысливается, постоянный прессинг со стороны общества/родственников, который сводится к тому, что если ты не продолжил род – ты не можешь считаться полноценным и состоявшимся, потребность быть кем-то по-настоящему любимым (если есть острый дефицит любви со стороны партнера или родных). В общем, часто на деле получается так, что ребенок – не свободный выбор родителей, а некая необходимость, потребность самоутвердиться и/или что-то компенсировать. А отсюда и требования. Ведь ребенок оказывается важен не сам по себе, а в качестве гаранта исполнения неких ожиданий, которые на него возложены.
Вот примеры реалий, в которых жили многие родители современных взрослых детей: попытки удержать мужчину ребенком (в случае если это не удается, мать часто испытывает неосознанное разочарование в ребенке – тот «не выполнил своей функции», а если отец остался, то тогда уже он часто выливает свою злость именно на «предлог», заставивший его остаться в семье, хотя тоже редко это осознает). Или женщина, не видя никакого другого выхода, родила ребенка «для себя», а потом страдает от того, что он не хочет посвятить всю свою жизнь ей одной.
Брак, который родители сохранили только «ради детей», впоследствии будучи не в состоянии жить друг с другом наедине, постоянно держат взрослых детей рядом – так неосознанно оба пытаются оправдать то, ради чего продолжали, возможно, ненужные им уже отношения. Или мужчина, которого убедили в том, что «вырастить сына» — это его долг, и мужчина искренне, казалось бы, ждет потомства, а потом вдруг понимает, что все это никакого интереса у него не вызывает, и он не знает, как общаться со своими детьми. Те, кто хотел бы делать карьеру или жить какой-то другой жизнью, в которой раннему рождению детей не было места, сдаются под напором матерей и отцов: «осчастливь нас внуками!» А потом раздражаются на детей, потому что те мешают им жить…
Примеры приводить можно долго. Главное же в том, что большинство таких родителей не осознают свои мотивы до конца. И искренне порой считают, что требуют разумных вещей. Возвращаясь к теме долженствования, опять упираемся в тот же мотив: а как маленький ребенок может нести ответственность за возложенные на него ожидания? Как он может нести ответственность за то, что его мама или папа не получили любви в достатке?
Или за то, что они просто не подумали в момент страсти о том, нужен ли им ребенок вообще в данный момент? Или за то, что кто-то из родителей боялся показаться другим несостоявшимся, и потому решился рожать? Увы, суровая правда опять-таки в том, что это проблемы самого родителя. Но никак не ребенка. И приходится признать, что по каким бы причинам родитель не сделал бы свой выбор – выбор остается выбором родителя как взрослого человека. Выбор подарить жизнь, а не подписать контракт на пожизненную ренту.
Есть еще и такой нюанс: родители часто боятся (осознанно или нет), что ребенок будет малоконтролируем, что сами родители не станут для него авторитетом, в итоге аргументы «я твой отец/твоя мать, я тебя привел/а в этот мир, и поэтому ты должен меня слушать» становятся каждодневной реальностью. Авторитет завоевывается не через поступки, которые могли бы вызвать у ребенка уважение, а через страх и давление. Что по-своему эффективно, но не формирует по-настоящему теплых отношений между родителем и ребенком. При этом я советую уже повзрослевшим детям задуматься о простой вещи: если родители вот так завоевывали авторитет ребенка, если они боялись, что их не будут слушаться – как у них в таком случае обстояло дело с самооценкой? Станет ли уверенный в себе человек, живущий полной жизнью, счастливый и ценящий самого себя, давить на ребенка с целью «выжать» из него страх, чувства вины и долга? По-моему, ответ очевиден.
А благодарность за жизнь… Она всегда есть в тех семьях, где родители привели ребенка в мир осознанно, и с самого начала понимали, что в мир пришел свободный человек, которому они могут помочь развиваться, а потом он будет жить свою жизнь и делать свой выбор.
Родители, меж тем, останутся жить свою. Там, где нет давления, жестких требований, запугивания и манипуляций, дети естественным образом выражают благодарность за подарок жизни. Потому что хотят. Как и родители действительно хотели помочь им вырасти. Ради самих детей, а не ради своих ожиданий.
Миф №2 «Мы столько в тебя вложили, мы тратили на тебя время!…»
Если говорить о том, что ребенка кормили, одевали, учили, лечили и развлекали – так тут все просто: были должны. Родитель, приводя ребенка в мир, берет на себя все ту же стопроцентную ответственность за жизнеобеспечение и безопасность ребенка. И поэтому он-то как раз все это должен ребенку. Как минимум в размере «самое необходимое для развития и выживания». До достижения совершеннолетия, и это даже прописано в нашем законодательстве.
Если родители на самом деле любят ребенка – все это делается естественно, как само собой разумеющееся. Однако, на деле сплошь и рядом родители выставляют это перед своими уже взрослеющими детьми как подвиг. Почему?
Да потому что в процессе воспитания ребенка родители накладывали на себя ограничения. О которых либо не знали заранее (опять все тот же фактор неосознанного отношения к деторождению), либо считали, что эти ограничения – то, что потом должно «окупиться» аналогичными ограничениями детей в пользу родителей.
Но такой контракт – это контракт вслепую. Потому что ребенок даже не подозревает порой ни о каких ограничениях. Ему кажется, что все это делается для него из любви и добровольно. И когда потом его ставят перед фактом необходимости «платить по счетам», то любовь к родителям начинает угасать, в чем ребенку часто сложно себе признаваться, а сопровождается все это подспудным чувством вины и попытками вызвать в себе эмоциональное отношение к родителям, что получается все хуже и хуже, потому что любить насильно — трудно.
В итоге рождается ощущение, что на самом деле отношения с родителями – не отношения любви, а отношения долга. Ни родитель, ни ребенок не получают в них желанного ими обоими тепла и постепенно разочаровываются в родственных отношениях. Но продолжают политику взаимных манипуляций либо до конца, либо до тех пор, пока кто-то из них не начнет всерьез разбираться в психологической подоплеке происходящего.
Посмотрим еще на то, что ставится родителями себе в заслугу. Развивали? Водили в секции, кружки, тратили на это деньги? А учитывали ли при этом желания самого ребенка или осуществляли свои неосуществленные желания? Научили жить, передали свой опыт? А сделал ли этот опыт ребенка счастливым? Достиг ли чего-то ребенок, пользуясь моделью родителей? Установки, которые ребенку прививали, помогли ему успешно занять свою нишу в обществе и состояться или хотя бы встать на этот путь? Семейная модель родителей позитивно сказалась на личной жизни ребенка?
На самом деле многолетняя практика показывает, что вокруг много неуверенных в себе людей, которых постоянно критиковали, одергивали, сравнивали в чью-то пользу, но так и не показали, как надо, как правильно. Или пытаясь научить, постоянно унижали. И человек часто выходит навстречу большому миру из родительской семьи с чувством внутреннего страха, неполноценности и ощущения, что кругом все лучше, достойнее и талантливее него.
Но практика показывает и другое: когда ребенку давали шанс учиться, поддерживали в его ошибках, помогали их исправить и переосмыслить, помогали делать какие-то шаги в большой мир, учитывая желания и выбор самого ребенка (даже если он казался родителям неправильным) – то такие дети вырастают с естественным чувством благодарности и ответственности. И если родители при этом не забывали сами о себе, то у родителей не возникает чувство «потраченной на ребенка жизни», а соответственно и не за что предъявлять претензии.
Подспудная обида на своего ребенка за то, что он не «окупает затрат» возникает только там, где вкладывание сил и времени в ребенка было не вполне добровольным. Но самим родителям стоит задуматься: а может быть, в чем-то надо было думать и о себе? Или не поздно сейчас подумать? Чтобы не делать из собственного отпрыска вечного должника. Тем более, он не всегда может вернуть родителю то время, которое сам же родитель не решился на себя потратить.
Безусловно, в иные периоды действительно все время тратится на детей, не оставляя супругам сильно много времени друг на друга. Но итог этого действия зависит от настроя самих супругов. Если время тратилось добровольно, то «дивиденд» уже получен в виде творческих импульсов, интереса, восторга, радости, азарта, связанного с достижениями и развитием детей. Возможно, такие родители и сами развиваются вместе со своими детьми. И в конечном итоге у них не возникает обиды «я потратил на тебя столько времени, а ты…!»
Если же в процессе роста ребенка у родителя не было особой радости и удовольствия от проведенного с ним времени, то родитель неосознанно обижен на ребенка за «отнятое» время. Но сам себе родитель не признается, что на деле хотел бы потратить его на что-то еще. И в качестве компенсации за обиду, хочет, чтобы ребенок ему чем-то отплатил. Так и возникает эта фигура речи.
Но, к сожалению, здесь опять неравные позиции: родитель сам шел на этот шаг, рожая детей, ребенок же поставлен перед фактом, что теперь он должен тратить столько времени на родителя, сколько хочет последний. Если у родителя был выбор, у ребенка его нет. По крайней мере, до тех пор, пока ребенок находится под давлением авторитета и чувствует себя должным исполнять все прихоти родителей.
Часто все время тратится на детей потому, что у родителей больше нет никакого своего смысла в жизни. Неважно, двое ли родителей или один. Если один – то часто ребенок бывает единственным смыслом в жизни, и подчас доходит это до того, что мать хочет видеть своего ребенка столь же сосредоточенным на ней, сколь она была на нем сосредоточена. А если родителей двое – то возможно, они утратили чувства друг к другу, возможно, не хотят всерьез заниматься своими отношениями, считая, что они и так «выполняют важную миссию».
Однако дети вырастают и уходят в свою жизнь (если говорить о норме) а родители остаются друг с другом. И проблема родителей, которые не хотели заниматься своими отношениями и своей личной жизнью в том, что дети, даже повзрослев, и имея потребность строить что-то свое, продолжают для родителей оставаться либо «клеем» их разваливающегося брака, либо смыслом для одинокого родителя.
Ребенок – не атрибут, не функция. Он не выбирал своего родителя в качестве своего же ребенка и не должен аналогичным образом возвращать потерянное время. И он не может быть ни «клеем» ни смыслом. Он существует сам по себе, в своей жизни и со своим свободным выбором.
Миф №3 «Я знаю как лучше, я желаю тебе добра — оправдай мои ожидания!»
Странно совсем не иметь ожиданий. Естественно, мы что-то ждем от своего партнера, друзей, детей. Но есть в отношениях моменты, когда приходится эти ожидания корректировать. И часто почему-то именно в отношениях с детьми реже всего встретишь коррекцию ожиданий и поиск компромиссов, хотя в отношениях с супругами люди как минимум вынуждены если не пытаться понять, то хотя бы учитывать интересы супруга.
А вот к детям часто иное отношение – «ты должен» (жить по таким-то принципам, выбрать такую-то профессию, выйти замуж/жениться, порадовать нас внуками, добиться финансового благополучия и т.д. и т.п.) Я не говорю сейчас о тех моментах, которые родители вынуждены требовать от ребенка, чтобы сохранить ему безопасность – надеть шапку в мороз или не бегать на проезжей части.
Я говорю о том, что не угрожает безопасности ребенка и может быть его свободным выбором – чем ему заниматься, как проводить свободное время, какие иметь увлечения, с кем встречаться, когда жениться и т.д. Но привычка требовать надеть шапку в мороз плавно переходит в требование выбрать профессию юриста, «потому что пением ты никогда не заработаешь на хлеб». Это уже не требование безопасности. И часто оно выдвигается ребенку, который либо стоит на пороге 18-летия, либо даже перешагнул его. А требование выдвигается так, как будто ребенку 5 лет.
Если вдуматься, то даже в 5 лет у ребенка есть и должен быть выбор – есть кашу или творог, одевать зеленый свитер или белый, идти гулять в парк или на площадку, кататься на качелях или карусели. Но родители пренебрегают и этой возможностью. Им часто проще и быстрее натянуть на ребенка первый попавшийся свитер, чем спросить его, что он хочет (на это нужно всего несколько секунд!) И в итоге мы в огромном количестве получаем людей, которые не умеют делать выбор, которые панически боятся ошибок, которые всю жизнь зависят от «обстоятельств» разного рода, перекладывают ответственность на кого угодно за свою жизнь… Потому что над ними всегда стоял кто-то, кто говорил «делай так» или «ты должен» или «ты не можешь еще ничего знать о жизни, а я»…
Это неправда. Ребенок может знать главную вещь о себе – что он хочет. Да, родители порой вынуждены (да и должны) ограничивать его хотения там, где это пересекается с требованиями безопасности. Но мы сейчас в основном говорим о практически взрослых детях, которые в курсе, что курить вредно, и не стоит в мороз ходить без шапки. Они уже знают массу всего и могут набирать свой собственный опыт, опираясь на свои еще присутствующие «хочу». Однако, именно в момент взросления они получают как раз больше всего критики и неодобрения. Почему? Да потому что становится окончательно понятно – они выросли не такими, какими хотели их видеть родители.
Если вдуматься, родительские требования часто лишены оснований. Отец, требующий от сына блестящих результатов в спорте или карьере, и критикующий любую неудачу – давно уже почил с банкой пива на диване и ничего особенного не достиг в своем деле. Мать, критикующая внешность дочери и ее вкус в отношении мужчин, давно перестала за собой следить, к тому же личная жизнь у нее хромает с молодости. Примеров такого рода много. Аргумент родителей часто такой: «мы не смогли, так пусть наши дети…» — и это называется искренним пожеланием счастья. Хотя к выбору детей это все не имеет никакого отношения. Более того, если родители не осуществили свои мечты и не смогли достичь чего-то, то у них нет никакого морального права критиковать ребенка. Чаще всего у таких родителей еще есть время впереди, чтобы реализовать себя, добиться чего-то, стать просто счастливыми.
Но они не ставят себе задачу достичь чего-то. Они требуют этого от детей. Потому что сами побоялись жить в полную силу, побоялись своих желаний, ошибок, того, что будут глупо выглядеть и станут предметом насмешек. Итогом становится бегство от жизни и перенос своих желаний на детей. Ведь детей-то можно потом еще и покритиковать за неудачу, а самим остаться «идеальными» и по-прежнему «знающими, как лучше».
Есть еще ряд родителей, которые на самом деле чего-то добились, состоялись, но не менее жестко требуют и критикуют своих детей. Аргумент у них чаще всего такой: «я могу и ты должен – у тебя есть тот, у кого ты можешь научиться». Но вот что я заметил, наблюдая за такими «совершенными родителями» — они чаще всего внутренне очень несчастны. Хотя у них «есть всё», они даже сами порой не понимают, откуда эта эмоциональная пустота.
Часто она идет от неспособности осознанно переживать чувства и выражать их, часто – от отсутствия тепла, от внутреннего страха и постоянного недоверия миру, от ощущения борьбы и отсутствия настоящей поддержки. А социальные достижения могут при этом присутствовать, конечно. Но задумайтесь: станет ли человек счастливый кого-то жестко критиковать и требовать что-то? Станет ли человек навязывать жизненную стратегию, если ему самому комфортно в своем выборе, и этот выбор сделан осознанно? Если он его сделал сам? Тут напрашивается простой вывод:
если родитель сделал свой выбор сам, то он будет прекрасно понимать цену своим ошибкам и их необходимость. И так же четко будет понимать, что опыт одного человека не возможно полностью спроецировать на другого. Потому что это разные люди. И нет никакой универсальной жизненной стратегии. А значит, легко даст ребенку право на выбор, ошибку и собственный опыт.
А вот если человек выбирал не сам, а жил по принципу «надо», «положено», «принято», то и ребенку он будет транслировать то же самое. В это есть подспудный мотив: если родитель сам боялся осуждения со стороны общества, родственников и окружения, то все его акценты будут смещены на то, как будет тот же контингент людей воспринимать его детей. И потребности самого ребенка буквально тают перед этим натиском страха: «за поведение ребенка осудят меня, родителя!» И он окажется «запятнан», например, тем, что его сын – гей, а дочь в 30 лет все еще не замужем, или кто-то из детей не ходит к 9 на работу, а живет творческой и свободной жизнью, и при этом не умирает с голода (как ни странно).
Тут есть еще более тонкие мотивы. Если жизненная стратегия выбрана не из любви и настоящего желания, а из страха, и что-то человеком внутри себя задавлено, не реализовано – то может вступить в дело фактор зависти. Неосознанной чаще всего. Но суть от этого не меняется. Допустим, отец хотел в юности объездить страну автостопом, но став жертвой манипуляции своих родителей, не решился делать то, что хочется, а пошел на завод работать. С точки зрения общественного мнения – правильный выбор. А вот заноза о несделанном остается. Потому что потом семья, дети, статус – и уже поздно ездить автостопом. А желание так и осталось юношеской мечтой. И вот когда собственный сын собирает рюкзак и говорит о желании уехать – то неосознанная зависть толкает отца ставить ему жесткие препоны. История или повторяется до деталей, или сын находит в себе силы уйти. И тогда отношения надолго разрываются, на что способны далеко не все дети.
Родители, возмущенные поведением своих детей, удивляются тому, что дети «настолько непохожи на них». Но на самом деле здесь они кривят душой. Редко в семье вырастает ребенок с совсем другими ориентирами. Так тоже бывает, но куда реже. Одни и те же проблемы, недостатки, комплексы, трудности шествуют из поколения в поколение, только иногда — под разными «соусами».
Просто родители часто не хотят признать, что видят в детях свои же недостатки и недоработки. Хочется самому быть лучше и знать как лучше. Хотя декларируется обратное: «чтобы дети превзошли родителей».
Миф № 4 «Родитель – особенный человек, он никогда тебя не бросит и не предаст».
Безусловно, особенный. Но не тем, что он не способен на предательство. А тем, что именно его программы, недостатки и комплексы мы несем в себе. И именно он заложил в нас наши слабые и сильные стороны, подавил или развил наши таланты, актуализировал характер, сформировал убеждения и сценарии жизни. Прежде всего, родители – те, чьим отражением мы являемся, тот багаж и материал, из которого мы кроим свою жизнь. И это, собственно, все. А вот способность «не бросить и не предать» — чаще всего выбор самого родителя. Который не всегда бывает однозначным.
Мне часто доводилось слышать от своих клиентов такие истории: «меня обижали в школе, но никто меня не поддержал», «я первый раз влюбился безответно, но надо мной родители только посмеялись», «меня уволили с моей первой работы, но папа сказал, что я сам виноват», «я чувствовала себя дурнушкой и ждала помощи, но мама говорила, что с такой внешностью я никогда нормально не выйду замуж». Продолжать можно бесконечно. Судить о том, может ли это считаться предательством – не входит в компетенцию психолога. Но можно говорить о том, что родители не оказали детям той поддержки, на которую те надеялись. И своей критикой и пренебрежением только усиливали негативные ощущения детей.
Меж тем порой другие (учителя, друзья, какие-то просто сторонние люди) оказывали эту поддержку. Я вовсе не хочу сказать, что домашние человеку – прежде всего враги (хотя Христос в Евангелии не побоялся выразиться именно так, но я не богослов, и не стану рассуждать о том, что Христос вкладывал в эти слова). Я лишь хочу сказать о том, что от родителей этой поддержки ждут прежде всего. А уж потом от всех остальных. И часто ее не получают именно от родителей.
Это факт, который стоит признать, если так было у вас в семье. И смотреть трезво на вещи – если вы сталкиваетесь с пренебрежением, унижениями и нежеланием лишний раз сказать доброе слово – это не называется «особенным отношением». Это ничем по факту не отличается от отношения любых других людей, которые могут смеяться над вами, унижать или отвергать. И не стоит жить в плену такой иллюзии: если вас не поддерживали с детства, скорее всего, и дальше отношение к вам будет таким же. Если только не прилагать сознательных усилий к построению каких-то иных форм общения с родителями. Но тут есть нюанс.
Если родители приучили ребенка к тому, что они действительно его поддерживают – то и он, скорее всего, будет делать то же самое естественно. А если не приучили – то и требовать поддержки для себя не очень логично. Если ребенок захочет — он может сам, уже по своей доброй воле вкладывать силы в то, чтобы донести до родителей возможности какого-то другого отношения друг к другу. А не захочет — то имеет полное право отказать в поддержке, если сам не имел ее от родителей. И это опять-таки суровая правда.
Вспоминаю историю клиентки, которая вышла замуж (по ее признанию, надеялась побыстрее «сбежать» от родителей), брак, как часто бывает в таких случаях, не сложился. Девушка с ребенком спросила родителей, можно ли пожить с ними, пока она отсидит остаток декрета и найдет себе работу. Родители сказали ей «конечно же, ты ведь наша дочь, наша кровь». А дальше жизнь девушки превратилась в ад. Потому что каждый день ей напоминали, какая она неудачница, попрекали тем, что помогают в заботах о ребенке (хотя она об этом не просила и справлялась сама), ставили на вид то, что устают от криков младенца (который с каждым днем становился все более беспокойным).
Как только появилась возможность выйти на работу, девушка тут же ушла от родителей на съемное жилье, наняла няню и полтора года проходила у меня терапию. Первые полгода почти на каждой сессии она плакала, повторяя, что не чувствует любви к родителям, и при этом чувствует огромную вину… И на работу только с этой виной ушло полгода. А еще год – на то, чтобы перестать зависеть от мнения родителей, что-то им доказывать, пытаться оправдать их ожидания и перестать заставлять себя любить их, а также на то, чтобы помочь девушке перестать чувствовать себя последней неудачницей и хоть как-то увидеть в себе достоинства и сильные стороны. Можно ли назвать все это родительской любовью и актами из добрых побуждений? Путь решают читатели.
Часто родители используют такой аргумент: «если я не скажу ему/ей, то хуже будет, если скажут чужие люди». А что будет страшного, если скажут чужие люди? Быть может, они сделают это более корректно, хотя бы потому, что связаны социальными условностями? Или они вовсе не увидят того, что видят родители?
Ведь сами родители забывают: их мнение о ребенке – их частное мнение, а не объективная истина, за которую они часто пытаются выдать это мнение. А ребенку, в силу эмоциональной зависимости от родителя, эта «правда» кажется огромной, значимой. И иногда думаешь: лучше бы это говорили чужие, ведь их мнение не ранило бы так больно и не принималось бы так безоговорочно.
Миф № 5 «Обижаться на родителей – грех!»
Всегда хочется спросить «а что будет»? Хотя, впрочем, речь пойдет не о небесной каре, а вообще о самом факте обожествления родителей. Объективно, родители действительно наши «первичные боги», они имеют власть карать и миловать, дарить тепло и поддержку или нет, помогать, заботиться или злиться и ограничивать во всем. Божество родителей не бывает добрым или злым однозначно. Для ребенка всегда оно содержит элементы добра, потому что у ребенка есть кров, пища, одежда и хотя бы минимальные возможности развития только потому, что у него есть родители (или люди, заменяющие их – все равно ребенок нуждается в родительском божестве).
Но удивительный парадокс: дети вырастают, и все равно для очень многих родители продолжают оставаться богами. Причем это даже порой не осознается. Хотя, по идее, взрослый человек может и должен выбрать себе своих богов (или вовсе обойтись без них). И, казалось бы, выбирают – Христа или Аллаха, Будду или Принцип Дао, науку или какую-то другую систему мировоззрения. Но родители остаются для многих куда более могущественными богами.
Что стоит за этим? Страх. Не осознанный, не осмысленный, первобытный страх. Причем не самого ребенка, а прежде всего родителя. Вспомните историю Сатурна и Юпитера. Сатурн пожирал своих новорожденных детей, потому что боялся, что кто-то из них займет его трон и лишит его власти над миром. И в итоге одному из них, особо проворному и удачливому Юпитеру, удалось таки выжить, и что он сделал? Конечно же, сверг отца и занял трон.
Именно подобного рода тревога и заставляет родителей воспитывать своих детей в страхе – чтобы они не свергли их, не лишили их власти (значимости, привлекательности, не обесценили их достижения своими еще большими достижениями, не смогли бы позволить себе то, что родители хотели испытать, но боялись….) Суть примерно одна. «Ты станешь больше и лучше меня, и этим уничтожишь меня, и в моей жизни уже не будет смысла». Этот очень глубокий мотив часто руководит бессознательными порывами родителей продолжать оставаться для детей богами.
Чем чревато свержение с постамента родителей? Ничем. Никакой страшной кары за это не предусмотрено. Более того, если вы поставите родителей ногами на грешную землю, вы сделаете им доброе дело. Как?
Одно лирическое отступление. Многим может показаться, что в этой статье я выступаю «адвокатом» взрослеющих и повзрослевших детей (и обращаюсь чаще именно к ним, потому что чаще всего именно они — мои клиенты), а родителям — «прокурором». Так вот ответом на вопрос «как» я хочу уравновесить положение, потому что в действительности хорошо понимаю мотивы и тех и других.
Если вы унесете родителей с постамента, вы увидите, что они просто обыкновенные люди. Со своими глупостями, слабостями, недостатками, ошибками, что они не совершенны и не могут ими стать. И тогда вы перестанете требовать от них, чтобы они были как боги – всепрощающи, любвеобильны, всегда преданны, добры и терпимы.
Ваши родители – не боги. И если вы готовы взять свое право не быть должным, не оправдывать ожидания, не исполнять требований, не поддаваться манипуляциям, то тогда отдайте родителям право быть такими, какие они есть и какими были.
Да, хорошо было бы, если бы они всегда давали вам поддержку. И не критиковали по каждому поводу. И не сравнивали бы с другими. Хорошо было бы. Но они не были должны. Они были должны вам только в части безопасности и жизнеобеспечения, и сделали это как умели, и любили, как могли. Не требуйте от них в ответ всепрощения и понимания. Не требуйте, чтобы они в одночасье избавились от биосоциальных рефлексов. Не требуйте, чтобы за считанные дни в них открылась широта мышления. Если вы берете себе свою свободу – отдайте им их свободу быть такими – неправильными, требовательными, деспотичными….
Формула свободы проста. Они имеют право хотеть. Вы имеете право отказать. Они имеют право обижаться и реагировать на вас как угодно. А вы имеете право отвечать на их реакцию так, как считаете нужным или не отвечать вовсе. И это не означает тотальной войны. В вопросе сепарации конфликты неизбежны. Но если вы унесете родителей с постамента и начнете понимать их человеческие мотивы, то вам будет проще заниматься собой и своими обидами, а не пытаться доказывать родителям, что те были неправы. Да, вы имеете право обижаться на родителей. Но это – ваша история, и разбираться с ней уже вам лично.
Эпилог.
Ситуация в советском и постсоветском обществе была однозначной. Я бы ее охарактеризовал как «наследие общинного строя». Суть такова, что человек, который не продолжил род — неполноценный человек, не состоявшийся. Потому многими дети воспринимались как некая необходимость, но осознанности в этих актах деторождения было порой крайне мало. И родитель, который не задумывается о том, зачем ему ребенок, в итоге лишь бездумно повторяет модель родителей: «сначала нас родители используют и требуют от нас что-то, а потом мы требуем от детей и используем их — так живут все и так надо». А потому родители редко задавали себе вопрос, чего же они на самом деле хотят. И потому очень многого недополучили в жизни. А как следствие — порой испытывают страх, зависть и ревность к своим детям.
Примите это таким, какое оно есть. Если вы читаете эту статью, у вас уже точно есть выбор, в какой модели жить. И возможно, если вы – взрослый ребенок, то именно вы, разобравшись со своими обидами на родителей, честно признав эти травмы, проработав их, сможете впоследствии научить своих же родителей безусловному принятию и искренней любви. А если нет – то сможете отпустить их и больше ничего не требовать.
Если вы – родитель, уставший от конфликтов с детьми, и чувствующий неуважение с их стороны, то попробуйте понять, что такое поведение ребенка говорит вам о своих же собственных недоработках. Которые вы еще можете компенсировать – начать исполнять свои желания, жить для себя, и научится советоваться с детьми как со взрослыми, уважать их выбор, и тогда они ответят вам искренним теплом и пониманием.
Каждый, будь то родитель или ребенок, может признать простую вещь: другой человек – это другой человек. И вне зависимости от возраста, у каждого есть свой путь, свой выбор и свое право на ошибки. И став взрослыми, мы все можем только добровольно дать что-то друг другу. А то, что дано неискренне и из-под палки – разве это подлинный дар любви?
Фритц Перлз придумал такую формулу, которую часто называют «молитвой гештальтиста»:
«Я — это Я, а Ты — это Ты. Я занят своим делом, а Ты — своим. Я в этом миpе не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты — не для того, чтобы соответствовать моим. Если мы встpетились и поладили — это пpекpасно. Если нет — этомy нечем помочь.»
Это относится и к родителям, и к детям в равной степени.
автор статьи: психолог Антон Несвитский
Советы родителям по воспитанию детей
Семья ребенка — важнейший источник социализации ребенка. Ребенок проводит первые годы своей жизни среди родителей, поэтому родители являются основным источником обучения для ребенка. Общая успеваемость ребенка зависит от обучения, которое он получает от родителей. Это факт, что те ученики, которым уделяется должное внимание со стороны родителей, добиваются большего успеха в своей образовательной карьере, чем те ученики, о которых родители не заботятся.Есть некоторые необходимые вещи, которые родители должны учитывать при воспитании и обучении своих детей, чтобы их дети могли преуспевать в образовании, а также в общей жизни. Родители должны знать, как социализировать своих детей, как заботиться о них, как обучать их, а также продумывать лучшие шаги, полезные для их образования, как влиять на них положительным образом, чтобы они могли усвоить хорошие привычки и многое другое. Больше.
Позвольте мне объяснить очень необходимые вещи, которые нужно знать родителям, чтобы адекватно играть свою роль в образовании и общем улучшении своих детей
Родители должны уделять больше времени и внимания своим детям
Детям нужно уделять должное внимание.Уделить внимание своим детям означает проводить с ними время, проявлять интерес к их занятиям, направлять их к совершенствованию и воздерживаться от плохих качеств. Родители должны проводить со своими детьми часть времени, играя с ними в игры, обсуждая с ними общие вещи, спрашивая их об учебе и даже помогая им в учебе (если возможно). Это заставляет детей чувствовать ответственность за учебу и выполнение других обязанностей. Это заставляет их думать, что они ценные существа и должны делать много хорошего.Это повышает уровень уверенности детей и повышает их интерес к учебе.Психология утверждает, что у детей, лишенных родительского внимания, развиваются многие расстройства личности, которые проявляются у них в более позднем возрасте.
Родители должны создавать детям благоприятные условия для ухода за ними
Окружение детей должно быть благоприятным для ухода за ними. Родители должны обеспечивать своим детям дружескую атмосферу дома, имея хорошие отношения между обоими родителями, а также между другими членами семьи.Если окружение вызывает у ребенка стресс, он не будет хорошо учиться.Кроме того, родители должны создать благоприятную домашнюю среду для учебы ребенка, чтобы он мог заниматься сосредоточенно, т.е. выключать телевизор и музыку, пока ребенок учится. Следует убрать из помещения такие вещи, которые могут отвлечь детей от учебы.
Родители должны поощрять своих детей — это улучшает их способности
Следует поощрять детей к хорошей успеваемости.Родители не должны упрекать своего ребенка, если ребенок не успевает в учебе или получает низкие оценки на экзамене. Выговоры позволяют ребенку унывать и терять интерес к учебе. Родители должны поощрять их прилагать больше усилий для хороших достижений. Родители также должны ценить своего ребенка, если он хорошо успевает учеба и экзамены. Если ребенок будет признателен за его успехи, это усилит его усилия, чтобы получить больше признательности от родителей.Родители должны регулярно навещать учителей своих детей в школе и колледже
Родители должны регулярно контактировать с учителями своих детей.Им следует спросить учителя школы и колледжа об успеваемости своих детей, улучшениях и слабостях их детей в учебе. Когда родители узнают все это о своих детях, они смогут принять соответствующие меры в отношении их образования. Встречи с учителями и обсуждение с ними их детей вызывают у детей чувство ответственности в отношении учебы и экзаменов.Родители должны рассказывать своим детям об их слабостях и проблемах
Родители должны полностью осознавать проблемы и слабости своих детей.Родители должны обсудить это со своими детьми и спросить их о сложностях, с которыми они сталкиваются в учебе. У ребенка могут быть проблемы, которые мешают ему хорошо учиться. Родители должны знать об этом и помочь им найти решение их проблемы.Родители должны внимательно следить за деятельностью своих детей
Родители должны знать обо всех занятиях своих детей. Им следует следить за повседневными делами своих детей.Они должны видеть, что их ребенок не тратит много времени и энергии на бесполезные вещи. Если они зря тратят свое время (то есть постоянно играют в видеоигры), родителям необходимо прекратить делать это должным образом.Родители должны помочь своим детям улучшить их общие привычки и навыки
Ребенку необходимо выучить многие учебные привычки и другие полезные привычки, например, здоровые привычки, привычки сна, привычки в еде, привычки в одежде и т. Д.Родители — единственный источник, который может научить их всему этому. Родителям нужно посоветовать им сидеть учиться, вовремя спать, вовремя есть. Кроме того, им следует обучать другим навыкам (коммуникативным навыкам, навыкам письма).Родители должны вести себя надлежащим образом, чтобы давать советы своим детям
В некоторых случаях родители проявляют любовь к своим детям, а в некоторых — строгость по отношению к ним. Но в любви и строгости должен быть баланс.Родители не должны быть слишком суровы к своим детям, если они совершат незначительную ошибку. Мелкие ошибки тоже можно исправить любовью. Но если ребенок вовлекается в что-то очень плохое, что может негативно повлиять на него, то родитель должен строго запретить своему ребенку. Родители должны вести себя авторитетно, запрещая своим детям поступать плохо. Родители не должны бить своих детей физически; это создает в них множество психологических расстройств. .Влияет ли воспитание-одиночка на детей?
Лицо одиноких родителей изменилось за последние десятилетия. Это больше не является синонимом «сломанных» домов или «незаконнорожденных» детей — вероятно, отчасти потому, что сейчас более распространено воспитание детей-одиночек, и родители с большей вероятностью будут жить сами по себе, потому что они сами захотят. Сегодня в США около 30 процентов всех семей с детьми возглавляются одним из родителей (по сравнению с почти 20 процентами в 1980 году) [источник: У.С. Бюро переписи населения.
Более того, многие дети в подобных ситуациях очень хорошо справляются. Президент США Барак Обама, например, вырос в нетрадиционной семье, и это не помешало ему достичь высшей политической должности в стране.
Объявление
Однако, хотя дети, воспитываемые одинокими родителями, с меньшей вероятностью подвергаются стигматизации, чем когда-то, многие по-прежнему подвержены риску определенных психологических проблем и проблем развития.Например, дети из неполных семей с большей вероятностью бросят школу, а также они более уязвимы к употреблению алкоголя и наркотиков.
Чтобы действительно понять, как воспитание-одиночка влияет на детей и как родители-одиночки могут увести своих детей от этих ловушек, важно изучить различные факторы, которые могут иметь негативное влияние. Источником проблем не обязательно является само материнство-одиночка, а сочетание экономического давления, семейной нестабильности и конфликта между родителями.
В конечном счете, ответ на вопрос, влияет ли воспитание-одиночка на конкретного ребенка, следующий: это зависит от обстоятельств. Одинокий родитель, располагающий достаточными ресурсами, может обеспечить стабильный, заботливый дом, в котором дети будут процветать так же хорошо, как и те, у кого есть два родителя. С другой стороны, родитель-одиночка, который просто бездельничает и у которого мало времени, энергии или навыков для выполнения родительских обязанностей, может иметь детей, которые подвержены риску возникновения множества проблем.
В этой статье вы прочитаете о некоторых проблемах, которые могут возникнуть у детей в семьях с одним родителем, и узнаете, что родители-одиночки могут сделать, чтобы минимизировать риски для своих детей.Чтобы узнать больше о потенциальных психологических последствиях воспитания детей-одиночек, читайте на следующей странице.
.10 веских причин, по которым ваш ребенок должен посещать дошкольное учреждение
Дошкольное учреждение обеспечивает основу для обучения как в социальном, так и в академическом плане, что поможет вашему ребенку преуспеть в начальной школе.
Дошкольное учреждение — это возможность для роста
Для многих детей дошкольное образование — это их первый опыт в структурированной среде с учителями и группами детей. Это возможность научиться делиться, следовать инструкциям и заложить фундамент для обучения, которое будет заложено в начальной школе.
Дошкольное учреждение готовит детей к детскому саду
По мере того, как детский сад становится более академическим, многие родители обращаются к дошкольному учреждению, чтобы направить своего ребенка на путь к успеху в школе. В то же время родители могут беспокоиться о том, что текущая тенденция к сосредоточению внимания на дошкольных образовательных программах и навыках подготовки к обучению грамоте сокращает важное игровое время и заставляет ребенка расти слишком быстро. Это сбивает с толку, особенно когда друзья и родственники предлагают разные мнения и советы.
К счастью, при выборе дошкольного учреждения родители не должны выбирать между защитой игрового времени ребенка и обеспечением его готовности к детскому саду.Качественная программа дошкольного образования предложит детям и то, и другое.
Но как качественные дошкольные учреждения помогают обучению и развитию детей? А на какие особенности следует обратить внимание родителям в дошкольной программе? Один из ответов на эти вопросы заключается в том, что сотрудники высококачественных дошкольных учреждений и программ по уходу за детьми понимают особенности развития и обучения детей младшего возраста. И они организуют пространство, время и занятия, чтобы они соответствовали социальным, эмоциональным, когнитивным и физическим способностям детей.
Дошкольное учреждение способствует социальному и эмоциональному развитию
Чтобы учиться, маленький ребенок должен чувствовать заботу и безопасность с учителем или попечителем. 3-летний ребенок способен проводить время вдали от родителей и строить доверительные отношения со взрослыми вне семьи. Качественные дошкольные программы способствуют развитию теплых отношений между детьми, учителями и родителями. А учителя устанавливают тесную личную связь с каждым ребенком, о котором они заботятся.
Дети преуспевают, когда забота дома и в школе одинакова.В высококачественных дошкольных учреждениях учителя ценят родителей как специалистов по своим детям. Родители получают ежедневные отчеты о деятельности своего ребенка, и запланированы регулярные встречи для более подробных встреч с персоналом. Учителя стремятся понять и уважать цели и ценности родителей в отношении воспитания детей.
Маленькие дети учатся социальным навыкам и эмоциональному самоконтролю в «реальном времени». Трех- и четырехлетние дети учатся на собственном опыте, и хорошие учителя находят время для тех «обучающих моментов», когда они могут помочь детям научиться справляться с разочарованиями или гневом.Они не вмешиваются автоматически, чтобы разрешать детские конфликты за них; они прекрасно понимают, когда разрешить детям решать свои проблемы, а когда вмешаться. Не стыдя ребенка, они побуждают ее замечать влияние своего агрессивного или обидного поведения на другого ребенка.
Дошкольная среда структурирована, хотя может показаться, что это не так.
Хорошо структурированная среда помогает маленьким детям научиться дружить и хорошо играть с другими.Это не означает, что существует множество правил или что взрослые постоянно направляют деятельность детей. Напротив, структура качественного дошкольного образования в значительной степени незаметна для детей. Пространство в классе организовано таким образом, чтобы поощрять социальное взаимодействие и минимизировать скопление людей и конфликты.
Дети могут выбирать
У детей есть несколько вариантов занятий; ребенка, который бесцельно блуждает, поощряют выбрать то, что ему интересно.Учителя внимательно относятся к ребенку, который не может понять, как участвовать в играх других детей, и могут предложить ему способы присоединиться к группе.
Дети учатся заботиться о себе и других
Чувство компетентности и собственного достоинства у детей растет по мере того, как они учатся заботиться о себе и помогать другим. Учителя апеллируют к желанию маленького ребенка заниматься «настоящей работой», предлагая ему возможность помочь в классе, например, накрывая стол во время перекуса или кормя классного хомяка.Дети должны мыть руки перед перекусами, хранить личные вещи в своих «закутках» и убирать игрушки перед тем, как перейти к новому занятию.
Учителя также поощряют ребенка рассматривать себя как ресурс для других детей. Например, учитель может попросить ребенка, который лучше умеет наливать воду, помочь ребенку, который учится. Или она может попросить дошкольника-ветерана показать новичку, где хранятся игрушки из песка.
В школьные годы большая часть детей учится в компании своих сверстников.В рамках высококачественной дошкольной программы детей приучают к поведению, необходимому для успешного функционирования в классе детского сада. Например, во время групповых занятий, таких как «время по кругу», дети учатся сосредотачивать внимание на учителе, слушать, пока говорят другие, и ждать своей очереди, чтобы поговорить.
Дошкольное образование способствует развитию языковых и когнитивных навыков
Языковые навыки детей дошкольного возраста развиваются в «богатой языками» среде. В возрасте от 3 до 5 лет словарный запас ребенка увеличивается с 900 до 2500 слов, а предложения становятся длиннее и сложнее.В разговорной манере, не доминируя в дискуссии, учителя помогают детям развить языковые навыки, задавая наводящие на размышления вопросы и вводя новый словарный запас во время естественных наук, искусства, перекусов и других занятий. У детей есть много возможностей петь, говорить о любимых книгах, читаемых вслух, и разыгрывать сказки.
Познавательные навыки маленького ребенка укрепляются за счет участия в широком спектре практических занятий, которые заставляют его внимательно наблюдать, задавать вопросы, проверять свои идеи или решать проблемы.Однако учителя понимают, что дети дошкольного возраста не логичны во взрослом смысле этого слова; их объяснения того, что заставляет растение расти или почему люди стареют, могут не включать причинно-следственные связи. Например, «люди стареют, потому что у них есть дни рождения». Они могут полагаться на свои чувства и «магическое мышление», а не на причину, чтобы объяснить, почему дерево плавает в воде, а камни тонут: «Камень любит находиться на дне, потому что там прохладнее».
Воспитатели дошкольных учреждений воспитывают в ребенке любопытство
Учителя наблюдают, задают вопросы и выслушивают идеи детей во время этих занятий — «правильные» ответы не являются целью.Чтобы воспитать в них любопытство и мотивацию к учебе, учителя используют интересы и идеи детей для создания занятий. И даже простое случайное событие — например, открытие ребенком улитки на открытой игровой площадке — можно превратить в захватывающую возможность для обучения.
Дети дошкольного возраста обладают активным воображением и учатся через воображаемые игры. Учителя знают, что грань между реальностью и фантазией для маленького ребенка часто не ясна. Иногда это приводит к боязни монстров под кроватью.Но воображение также способствует обучению. Например, когда группа детей создает воображаемый зоомагазин, они будут практиковать многие социальные и когнитивные навыки, распределяя роли каждому ребенку, выясняя категории товаров для домашних животных и способы их организации, ставя знаки для маркировки продуктов; помочь своим «покупателям» выбрать подходящий шампунь или игрушку для кошек; и беру «деньги» на мерчандайзинг.
Воображаемая игровая площадка в высококачественном дошкольном учреждении хорошо укомплектована костюмами, «реквизитом» и детскими предметами домашнего обихода, такими как плиты, раковины и шкафы.Часто в этой области деятельности дети дошкольного возраста постепенно переходят от одиночной игры к игре один на один и сложной групповой игре.
Дошкольные занятия развивают предматематические навыки и навыки грамотности
Дети младшего возраста проявляют растущий интерес к предматематическим и предграмотным навыкам. Они любопытны и наблюдательны, и они хотят обладать навыками, которые ценят их семьи и общество, например, читать инструкции по сборке игрушки или выбирать правильные купюры или монеты для оплаты покупки.Чтобы подготовить детей к учебе в детском саду, учителя предлагают широкий выбор игр и занятий, которые помогают детям приобрести предматематические навыки и навыки грамотности.
Пение песни с алфавитом во время чтения по книжке с картинками помогает ребенку понять связь между буквами алфавита и звуками слов. Разучивание рифм и песнопений помогает им различать звуки в словах. Вовлечение детей в обсуждение увлекательной истории, прочитанной вслух, способствует развитию у них навыков слушания, понимания и выражения языковых навыков.Игра с магнитными буквами алфавита может вдохновить ребенка попросить учителя помочь ему написать первую букву своего имени.
Игры на сопоставление, сортировки, игры на счет и настольные игры развивают у детей понимание чисел, категорий и последовательности, что способствует дальнейшему изучению математики. Составление пазлов побуждает детей замечать закономерности, заранее планировать и решать проблемы.
Чтобы поддержать азарт и мотивацию детей к обучению, в высококачественных дошкольных программах и программах ухода за детьми ранняя грамотность и математические навыки вводятся не в виде отдельных упражнений, а в контексте занятий, которые интересны и значимы для детей.
10. Дошкольное учреждение помогает развивать моторику
Улучшается физическая координация, что позволяет ребенку исследовать свое окружение и бросать вызов себе новыми способами. Маленькие дети находятся в движении большую часть дня. Качественные дошкольные программы предоставляют детям несколько возможностей ежедневно бегать, лазать и играть в активные игры. Предлагаются занятия, которые помогут детям развить мелкую моторику, например, нитку бусинок или резку ножницами. Детям предлагается с помощью различных упражнений развить зрительно-моторную координацию и равновесие.
Когда вы выбираете качественную программу, которая подходит вашему ребенку и семье, вы можете быть уверены, что о вашем ребенке хорошо заботятся, он любит занятия и заводит друзей — и приобретает знания, навыки и уверенность, чтобы преуспеть в детском саду.
.Тема обсуждения — Родители и дети
Тема обсуждения — Родители и дети
- Подробности
- Последнее обновление: понедельник, 16 сентября 2019 13:40
- Написано IELTS Mentor
- Просмотров: 5668
Тема обсуждения — Родители и дети
Часть 1 — Введение и интервью:
В. 1. С кем вы наиболее близки в своей семье?
Ответ: Я бы сказал, что я самый близкий к матери из всех членов моей семьи, главным образом потому, что моя мать, вероятно, самый простой человек в мире, с которым можно ладить.Я могу поговорить с мамой практически обо всем без особых проблем и попросить ее совета, когда мне это нужно.
В. 2. Хорошо ли вы ладите со своей семьей?
Ответ: Да, я думаю, что хорошо лажу со всеми в моей семье. Конечно, время от времени у нас возникают разногласия по разным вопросам, но я думаю, что подобные вещи являются обычным делом практически в каждой семье. В конце концов, важно то, что мы все успокаиваемся после хорошего спора в конце дня.
В. 3. Ваши родители являются образцом для подражания в жизни? [Почему / Почему нет?]
Ответ: Да, я бы определенно сказал, что мои родители — лучший образец для подражания в моей жизни, потому что я видел, как они растили свою семью и держались за нее во все тяжкие с того дня, как я начал понимать окружающий меня мир. Мои родители действительно вдохновляли своим упорным трудом и дисциплиной, не говоря уже об их безоговорочной любви и преданности мне.
В.4. Сколько времени родители проводили с вами, когда вы были ребенком?
Ответ: Я бы сказал, что моим родителям удавалось проводить со мной много времени в детстве, особенно моей матери, которая была домохозяйкой и все время сидела дома. Однако, что касается моего отца, он проводил значительное количество времени вне дома из-за своей работы. Несмотря на свой плотный рабочий график, он изо всех сил старался проводить со мной как можно больше времени.
Часть 3 — Подробности Обсуждение:
Q.1. Сколько времени родители проводят со своими детьми в вашей стране? Как вы думаете, хватит ?
Ответ: К сожалению, родители, в наши дни не так много времени, чтобы проводить со своими детьми, в первую очередь потому, что и родители, и дети стали намного более занятыми, чем когда-либо в истории моей страны. В то время как родители заняты построением своей карьеры вне дома, дети также заняты своей «огромной нагрузкой» — школой и домашними работами. Вдобавок ко всему, «свободное» время, которое дети имеют после завершения своей учебной работы, обычно тратят на игры с друзьями, видеоигры или просмотр видео на YouTube.Точно так же родители в большинстве случаев слишком устают после окончания работы. Следовательно, конечным результатом является то, что времени, которое родители могут провести со своими детьми после такого напряженного графика, никогда не бывает достаточно.
В. 2. Как вы думаете, насколько важно проводить время вместе для отношений между родителями и детьми? Зачем?
Ответ: Я думаю, что для родителей и детей очень важно проводить качественное время вместе, прежде всего потому, что это помогает построить между ними очень естественную, здоровую и эмоциональную связь, которая, вероятно, будет длиться до конца их жизни.Когда родители и дети проводят время вместе, это также помогает создать прекрасные и долговечные воспоминания, наряду с жизненным чувством «безопасности» в сознании детей, что абсолютно важно для обеспечения их правильного «познавательного» развития. Кроме того, совместное времяпрепровождение также учит детей тому, как взаимодействовать с другими, развивая к ним уважение и сочувствие. Наконец, совместное времяпрепровождение позволяет родителям «дисциплинировать» своих детей, если они «сбиваются с пути», что абсолютно важно, чтобы помочь им стать хорошими гражданами в будущем.
В. 3. Изменились ли отношения между родителями и детьми за последние годы? Как вы думаете, почему?
Ответ: Да, отношения между родителями и детьми сильно изменились за последние годы. В прошлом мы редко видели, чтобы дети спорили со своими родителями, но сегодня мы видим, что дети часто выражают свои «опасения и мнения» без какого-либо страха или оговорок. Кроме того, родители сегодня гораздо больше заботятся о воспитании своих детей и заботятся о них из-за получения противоречивых сообщений от различных средств массовой информации.Еще одно существенное изменение сегодня заключается в том, что родители не уделяют достаточно времени качественному времени, чтобы проводить со своими детьми, из-за того, что проводят слишком много времени вне дома, чтобы продолжить свою карьеру. Наконец, сегодня и дети, и родители находятся в постоянном общении, в отличие от прошлого, благодаря развитию коммуникационных технологий (например, смартфонов и Интернета).
В. 4. Какие виды досуга с детьми сегодня наиболее популярны?
Ответ: Где я живу, наиболее популярными видами досуга с детьми сегодня могут быть видеоигры, посещение зоопарков и парков развлечений, просмотр мультфильмов и детских фильмов, а также просмотр телевизора.Дети также наслаждаются некоторыми популярными видами деятельности в свободное время, такими как занятия различными видами спорта с друзьями, посещение кафе и ресторанов, чтобы насладиться любимой едой и закусками. Однако все зависит от того, хотят ли они наслаждаться этими занятиями с друзьями / семьей или в одиночку.
В. 5. Как родители могут контролировать свободное время своих детей?
Ответ: Для того, чтобы контролировать занятия детей в свободное время, родители должны сначала выделить «время» из своего обычного рабочего графика, чтобы они могли физически присутствовать в тех местах, где дети проводят свободное время.Но если родители не могут физически присутствовать со своими детьми, им следует, по крайней мере, убедиться, что их дети получают удовольствие от занятий в свободное время только в тех местах, где какой-то «уполномоченный персонал» контролирует их деятельность от имени их детей. родители. Наконец, родители могут также контролировать деятельность детей, позволяя им проводить свободное время дома или держа их очень близко к дому.
В. 6. Должны ли родители следить за тем, что их маленькие дети делают в Интернете? Зачем?
Ответ: Да, родители всегда должны следить за действиями своих детей в Интернете, главным образом потому, что это может ограничивать их реальное социальное взаимодействие, что не совсем хорошо для развития социальных и коммуникативных навыков.Кроме того, если проводить слишком много времени в Интернете без присмотра, дети могут столкнуться с «неприемлемым контентом», а также могут стать причиной вредного поведения, такого как домогательства, издевательства и проклятия. Проблема с такого рода «вредным» поведением / контентом заключается в том, что они могут легко разрушить репутацию детей в будущем, поскольку их легко могут найти другие люди, чтобы использовать эти материалы против детей. Наконец, без присмотра их очень легко «обмануть», чтобы они вступили в отношения с людьми, которые в сети притворяются «идеальными» людьми, хотя в реальной жизни они могут быть полностью «противоположными».