Молодёжь — Википедия
Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 30 годами и даже позже[1].
Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон. |
Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 14 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек в 1995 г. до 1,15 миллиарда человек в 2005 г. В настоящий[когда?] момент молодые люди составляют 18 % населения мира; 85 % молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу — цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира [2].
В декабре 2015 года Совет безопасности ООН принял резолюцию, которая признает угрозой стабильности и развитию рост радикальных настроений среди молодёжи (молодежь в данной резолюции определена как люди в возрасте 18—29 лет). Документ вынесла на обсуждение представитель Иордании Дина Кавар, заявившая: «Мы стараемся привлечь внимание мировой общественности для того, чтобы молодые люди получали внимание, которого они заслуживают, в то время, когда мир стал местом, где появляется все больше проблем»[3].
Немецкий социолог Карл Маннгейм (1893—1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).
Молодёжь, по мысли Маннгейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию[4]. Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги в СССР и постсоветском пространстве — неформалы.
На 2014 год согласно Основам государственной молодёжной политики на период до 2025 года численность граждан в возрасте от 14 до 30 лет составляет 33,22 миллиона человек. В соответствии с Постановлением «Об основных направлениях молодёжной политики в Российской Федерации»[5], к категории молодёжи в России ранее относятся граждане от 14 до 30 лет. Однако молодые ученые[кто?] сдвигаются в рамках данного возраста до 35 лет.
Политика[править | править код]
Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой.[6] При этом политика интересуется молодёжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных кампаний. Как показал российский опыт, впервые активное вовлечение молодёжи в избирательный процесс было апробировано в 1996 г. во время президентских выборов. Тогда важно было привлечь на избирательные участки именно молодёжь, готовую поддержать реформаторский курс Б. Ельцина[7]. В результате непростой ситуации, сложившейся с выборами в России, возник своеобразный конфликт между представлениями молодых людей об участии в выборах и их реальным политическим поведением. Так, если 66 процентов молодых людей считают своим гражданским долгом участвовать в выборах, то только 28 процентов из них приняли участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2003 г.В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов (см. Гастарбайтеры в России) молодёжь призвана[кем?] выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, согласно данным 2006 г., 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп [6].
Учитывая, что в последние годы подросло первое постсоветское поколение, российскими исследователями Центра Карнеги отмечается (2013), что в особенности молодёжь из крупных городов демонстрирует большую политическую и идеологическую независимость; это происходит не только в связи с взрослением постперестроечных детей, но и благодаря внутренней миграции: молодёжь всё больше едет в города, где вливается в прогрессивную среду[9].
Идеалы[править | править код]
По данным исследования проведённого в июле 2004 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд, представителей «золотой» молодёжи (52 %), успешных бизнесменов, олигархов (42 %), спортсменов (37 %)[10].
Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос — «да, и довольно скоро»
Социально-экономическая ситуация[править | править код]
В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 — 24 лет (6,4 процента).
Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.
Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В связи с этим заслуживает внимания реализация приоритетного национального проекта «Жильё», в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей.
Как объект научных исследований[править | править код]
Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским[12]:
Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции
Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи:
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.[13]
В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология. В некоторых вузах (например, в РГСУ) были открыты кафедры ювенологии, в центре внимания которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи как феномене современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.
Социальные группы внутри российской молодёжи[править | править код]
- Учащаяся молодёжь
Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдалённом будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.
Структура приёма по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27 % от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические — 31 %, сельскохозяйственные — 4 %, экологические — 1 %, естественнонаучные — 5 %, гуманитарные — 18 %, просвещения — 6 %, медицины — 3 %, культуры и искусства — 2 %[14]. В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5 % от общего количества зачисленных на I курс.
- Работающая молодёжь
В отличие от молодёжи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодёжи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодёжь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.
По характеру труда в материальном производстве молодёжь распределилась следующим образом[когда?]: 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодёжи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.
Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом.
В целом достаточно высок уровень образования молодёжи в материальном производстве. 61,6 % занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодёжи. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определённое предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определённого возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.[15]
Несмотря на то, что в странах Европейского союза ярко выражается общая мировая тенденция к старению населения в развитых странах, Старый Свет остаётся сравнительно молодым.
Учащаяся молодёжь[править | править код]
Молодые европейцы на рынке труда[править | править код]
В последнее время в средиземноморской, латиноамериканской, а затем и в западноевропейской социологической терминологии появился термин для обозначения молодых людей которые не работают и не учатся — так называемое поколение ни ни[16]. Молодые люди ощущают на себе всевозрастающее давление, заставляющее их вступить в конкурентную борьбу на глобализирующемся рынке труда. Однако, как подчеркивается на страницах Всемирного доклада о положении молодёжи, именно молодые люди проявляют наибольшую гибкость и, судя по всему, обладают наибольшими способностями, позволяющими им адаптироваться и воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет в наше распоряжение процесс глобализации.[2]
Молодёжную безработицу канцлер Германии Ангела Меркель в интервью «The Guardian» летом 2013 года назвала «пожалуй самой актуальной проблемой, с которой сталкивается Европа в настоящее время»[17]. (В Европе более 5 млн безработной молодёжи до 25 лет.)
После бурных 60-х и 70-х годов, когда американскую молодёжь иначе как «бунтующим поколением» никто не называл, конец прошлого века и особенно начало XXI века молодое поколение стало скорее конформистским, приспособленческим, чем революционным.
В молодёжной среде США сохраняются проблемы потребления наркотиков, молодёжной преступности, безработицы, расовой дискриминации, положения молодых мигрантов, но накал этих проблем сравнительно ниже, чем десятилетие назад.
Так в США после принятия в 1994 г. закона «О контроле над насильственной преступностью» вот уже на протяжении более десяти лет происходит стабильное уменьшение абсолютных и относительных показателей преступности несовершеннолетних — в отдельные годы до 11 и более процентов. Этот спад происходит на фоне объективного возрастания доли несовершеннолетних в возрастной структуре населения Америки. [18] В настоящее время в США действует свыше 300 программ поддержки и защиты молодёжи. Наиболее массовыми являются программы Лиги защиты молодёжи, «Лиги неограниченных возможностей кампуса», «Студенты за ликвидацию голода», «Лицом к улице», программа «Хелп» для одиноких матерей до 20 лет, «Приобщение к городским проблемам» и, программы Армии спасения, которые охватывают в настоящее время различные категории молодого населения Америки и все профессиональные учебные заведения страны.
По данным Национальной ассоциации женщин в образовании, только Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе за последние[когда?] три года заплатил более миллиона долларов как компенсацию за ущерб, понесённый студентами-женщинами, подвергнувшимися преследованию со стороны преподавателей-мужчин. В частности, этот же университет заплатил 300 тыс. долларов студентке, подвергшейся нападению со стороны однокурсника в общежитии, так как руководство университета и его службы не смогли обеспечить соответствующую безопасность и сохранность[19] Вместе с тем растущую тревогу вызывает рост нелегальной иммиграции в стране и положение молодых выходцев из Латинской Америки. Свыше 39 % школьников в Калифорнии — нелегальные иммигранты, из них более 42 % не говорят по-английски. В о́круге Лос-Анджелес 5,1 миллиона человек говорят по-английски, 3,9 миллиона — говорят по-испански. 14 из 31 телевизионной станции в Лос-Анджелесе вещают только по-испански. 58 % всех социальных выплат в США идет нелегальным иммигрантам.[20]
Несмотря на то, что США фактически добились полной занятости в 1992 г. заработная плата 18 % работавших на постоянной основе американских рабочих была ниже прожиточного минимума;[источник не указан 2922 дня] особенно же драматичным оказалось положение молодёжи: 47(!)% работающих американцев в возрасте от 18 до 24 лет имели зарплату, не достигавшую прожиточного минимума.[источник не указан 2922 дня]
По данным, опубликованным Бюро переписи США в августе 2006 г., в конце 2005 г. 12,9 млн американцев в возрасте моложе 18 лет жили за чертой бедности, в среднем на каждых 6 молодых и подростков приходился 1 нуждающийся: бедные подростки и молодые люди составили 17,6 процента их общего числа в США и 35,2 процента общей численности нуждающихся американцев[21].
Как отмечалось в 2004 году в материалах Агентства «Синьхуа», в центре внимания китайской общественности стоит проблема морального воспитания подрастающего поколения. Широкое признание получило мнение, что одними из главных причин роста преступности среди китайской молодёжи являются распространяемые через СМИ насилие и порнография, а опаснейшим фактором считаются импортируемые компьютерные игры и мультфильмы порнографического содержания[22].
- ↑ Молодёжь // БСЭ. — 1969—1978
- ↑ 1 2 Международный день молодёжи — 2005: превратить обязательства в реальные дела
- ↑ Совбез ООН признал радикализацию молодёжи угрозой стабильности / Новости / Finance.UA
- ↑ Карл Мангейм. Диагноз нашего времени
- ↑ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (неопр.).
- ↑ 1 2 Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р)
- ↑ Бушуев А. С. «Голосуй или проиграешь!»: предвыборная кампания 1996 г. и российская молодёжь // Власть. М., 2011. № 6. С. 46-50.
- ↑ Бушуев А. С. Молодёжь и выборы в регионах России: возможна ли смена установок? (на примере Республики Татарстан) // Российское электоральное обозрение. 2008. № 1. С. 64.
- ↑ Социологи порассуждали над загадкой Сталина в связи с годовщиной смерти — и «кровавый тиран», и «мудрый вождь» / Новости / PRESIDENT.ORG.UA
- ↑ Пресс-выпуск ВЦИОМ № 102, 2004 г.
- ↑ Положение молодёжи в системе образования России. М.: Рособразование, Университет дружбы народов, 2004
- ↑ Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.
- ↑ Кон И. С. Социология молодёжи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988
- ↑ Положение молодёжи и реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации. 2000—2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2002. — 303 с.
- ↑ Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. М,: Машмир-ЮНЕСКО, 2005.
- ↑ Generación ‘ni-ni’: ni estudia ni trabaja | Edición impresa | EL PAÍS (неопр.). Дата обращения 29 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
- ↑ Молодёжная безработица губит Европу — Главные новости — Финмаркет
- ↑ http://forum.rkrp-rpk.ru/viewtopic.php?p=12677 Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine Прогноз Национального совета по разведке США «Глобальные тенденции к 2020 году»
- ↑ АЙРЕКС — Социальная работа со студентами в XXI веке — новые обязательства, поликультурный анализ (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 сентября 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
- ↑ karabakhlive.com (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 сентября 2007. Архивировано 29 сентября 2007 года.
- ↑ Газета «Жэньминь жибао» онлайн
- ↑ Китай распространяет среди детей национальную культуру с помощью …компьютерных игр (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 8 декабря 2013. Архивировано 11 декабря 2013 года.
- Бабочкин П. И., Плотников А. Д. Положение молодой семьи в Российской Федерации, 2001 год (По итогам социологического исследования «Положение молодой семьи в Российской Федерации в 2001 году»). — М., 2002.
- Бушуев А. С. Развитие политического сознания молодёжи Республики Татарстан в 1985—2004 годах: историко-социологический аспект. — Казань, 2009. — 204 с. — ISBN 978-5-94981-121-4
- Быков С. А. Наркомания среди молодёжи как показатель дезадаптированности // Социс. — 2000. — № 4.
- Государственная молодёжная политика в законодательстве Российской Федерации: Сборник документов. чч. I—III / Под общ. ред. В. А. Лукова. — М.: Социум, 2000.
- Гудков Л. Д., Дубин Б. В. Зоркая Н. А. Молодёжь России. — М.: Московская школа политических исследований, 2011.
- Гуляихин В. Н. Вхождение российской молодёжи в общественно-правовую жизнь: роль правовой социализации // Юридические исследования. — 2013. — № 11. — С. 88-104.
- Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодёжи // Социс. — 2000. — № 6.
- Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодёжи. — СПб, 2003.
- Иванов О. И., Васильев И. Г. Динамика социальной напряженности в отношениях молодёжи и общества (основные положения концепции исследования) // Регион: Политика. Экономика. Социология. — 2000. — № 1-2.
- Иконникова С. Н. Молодёжь как социальная категория / С. Н. Иконникова, И. Р. Кон. — М., 1970.
- Ильин В. И. Быт и бытие молодёжи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. — СПб.: Интерсоцис, 2007.
- Инициатива молодых — будущее России. Документы и проекты Всероссийского фестиваля молодёжных инициатив 26-28 июня 2001. — М., 2001.
- Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодёжи: теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999.
- Кон И. С. Социология молодёжи // Краткий словарь по социологии. — М., 1988.
- Криворученко В. К. Молодёжь, комсомол, общество 30-х годов XX столетия: к проблеме репрессий в молодёжной среде / Б. Н. Гайдин. — Научная монография. — М.: МосГУ, 2011. — 166 с. — (архивировано в WebCite).
- Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. — СПб., 2000.
- Луков Вал. А. Теории молодёжи: Междисциплинарный анализ. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. — 528 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-264-4.
- Максимова Т. М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодёжи // Здравоохранение в Российской Федерации. — 2002. — № 2.
- Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: Сб. докладов и выступлений. — М.: Логос, 2002.
- Молодёжь Башкортостана: на рубеже тысячелетий. — Уфа, 2001.
- Молодёжь и инновационное развитие России / сост. Б. А. Ручкин, ред. В. К. Криворученко, Б. Н. Гайдин. — Сборник научных статей на основе материалов научных конференций. — М.: МосГУ, 2011. — 165 с. — (архивировано в WebCite).
- Молодёжь и общество: проблемы и подходы / сост. А. Б. Ручкин; под ред. В. А. Лукова: сб. научн. трудов. — М.: Центр «ГРИНТ», 2016. — 200 с. — 250 экз. — ISBN 978-5-9907000-7-9 (архивировано в WebCite).
- Молодёжь и проблемы альтернативной гражданской службы. — М.: Социум, 2001.
- Молодёжь Томского региона: образ жизни, жизненные стратегии и планы: Социолог. исследование. — Томск, 2001.
- Молодёжь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общ. ред. д. э. н., профессора А. А. Шулуса. — М., 2001.
- Молодёжь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодёжи): Материалы Международной конференции, 18-19 ноября 2000 г., Москва, Россия. — М.: Социум, 2001.
- Молодёжь Самарской области: десять лет перемен (1991—2001 гг.): Информационно-аналитический доклад. — Самара, 2001.
- Молодёжь: будущее России. — М., 1995.
- Нехаев В. В., Куприянова Г. В. Государственная служба по делам молодёжи: возникновение, структура, направления деятельности (Историко-правовой аспект). — Тула, 2000.
- Нехаева Т. Г. Правовая защита молодёжи: Учебно-методическое пособие. — М.: Социум, 2000.
- Нехаева Т. Г., Татаринов О. В. Организационно-правовые основы становления и деятельности органов по делам молодёжи Российской Федерации. — Тула, 2001.
- О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. — 2006; 2007.
- Образ будущего: Опыт социолого-философского анализа / Под редакцией Р. А. Зобова, А. А. Козлова. — СПб., 2001.
- Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е. Г. Слуцкий; Отв. ред. И. В. Скомарцева. — СПб.: БИС-принт, 2002.
- Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодёжи. — М.: Академический Проект, 2001.
- Положение молодёжи и реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации. 2000—2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2002. — 303 с.
- Положение молодёжи в России. Аналитический доклад по заказу ЮНЕСКО. — М.: Издательский комплекс «Машмир», 2005. — 168 с.
- Положение молодёжи Санкт-Петербурга. Проблемы, тенденции, перспективы: Ежегодный доклад. СПб., 2000.
- Ручкин Б. А. Молодёжь и общество: уроки истории / сост. А. Б. Ручкин. — сб. науч. трудов. — М.: Центр «ГРИНТ», 2016. — 224 с. — 250 экз. — ISBN 978-5-9907000-4-8 (архивировано в WebCite).
- Сергеев В. К. Молодые москвичи. Новое поколение обновленной страны / Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москва. — М., 2001.
- Скворцова М. Б. Принципы ювенологии и ювенальной политики // Социология и общество. Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». — СПб., 2000.
- Скворцова М. Б. Ювенологические конференции // Регион: Политика. Экономика. Социология. — 1999. № 5-6.
- Скворцова М. Б., Слуцкий Е. Г. Концептуальные основы ювенальной политики // Регион: Политика. Экономика. Социология. — 2000. — № 1-2.
- Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики// Молодёжь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодёжи). — М.: Социум, 2001.
- Современные этнокультурные процессы в молодёжной среде Татарстана: язык, религия, этничность (по материалам этносоциологического исследования) / Гарипов Я. З. и др. — Казань: РИЦ «Школа», 2000.
- Социология молодёжи / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
- Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2001—2005 годы)»: эффективность и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации. — 2006. — № 31.
- Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодёжь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. — М., 2000.
- Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодёжь в обществе риска. — М.: Наука, 2001.
До какого возраста человек считается молодым, при Советской власти вроде бы до 35 лет (комсомолец)?
Сейчас все зависит от хватки и состояния здоровья, тк в 35 у оних — еще расцвет, а других — уже закат трудоспособности. Если трудоспособность высокая, точеловек держится в кругу молодых далеко за 50 лет, и выглядит — шикарно и товарно. Уж если бабки на пенсии свой бизнес открывают- о что уж говорить о возрасте. Яобзванивала объявления о приеме на работу. Сказано: до 30 лет. Если я звоню исразу предупреждаю. что мне уже политнник, то никто почти трубку не бросает — ориентируется по голосу, а не по паспорту. И когда хожу с сыном на его клубные мероприятия, то как-то вписываюсь и меня потом тоже зовут — значит, не старуха.
до 33 по христову
До 27 лет комсомолец.
комсомолец до 27, не? помнится мне мужикм казались боле-менее до 30 лет, а тетки лет до 25… дальше виделся край жизни и безбедная старость)))
все сугубо индивидуально, мне кажется, и сейчас до 35.
пока молод в душе
Раньше считалось до 30-и лет, сейчас — до 40-а лет.
В комсомоле состояли до 28 лет; молодыми специалистами считались до 35 лет; в международных муз .конкурсах участвуют где до 30, где до 35 лет. Молодыми писатели и композиторы считаются лет до 40. В общем, по-разному. Меня вчера весь день девушкой на улицах именовали в мои 49 лет. Целый день, выходит, считалась молодой.
В комсомоле до 35 лет держали только на руководящих должностях.
Комсомольцами были до 27 лет, а молодыми считались и считаются до 35. Во всяком случае так мне ответили в банке на вопрос о выдаче субсидий молодым семьям, так же ответили и в комитете по делам молодежи.
Зависит только от человека, как он себя ощущает.
До тех пор, пока сам себя чувствуешь молодым.
В комсомоле состояли до 28 лет. Исключение делалось для руководителей начиная с уровня райкома.
По данным ООН — до 45 лет.
Вообще то в комсомоле были всего лишь до 28 лет. А вот «молодыми специалистами» на предприятиях считали и тогда и сейчас — до 32 лет включительно.
пока идет период молодости Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А. В. Толстых) . Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни. «У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности» (А. В. Толстых).
из комсомола выходили в 26 лет
Сейчас молодость может быть и в 80—ещё НИКАК НЕ СТАРИК! А вот, сейчас-(середина 10-х 21)-ну-до 40-ка лет молодёжь. Детский возраст-рождение-18 лет-реально 16. Подростковый-16-20-21. Юность-20-21-до лет-25-27 Уже взрослость-рання -27-30-35. Зрелый возраст-входит в средний-35-40-50. Далее средий возраст—сейчас до лет 60-65. Далее-старший-от 65 и выше! Молодёжь, дети, зрелые граждане, там, -ит. д. -это всё возрастные группы! Реальная (биологическая) -а не календарная молодость (физическая) -от них не зависит.
До скольки лет считается молодость?
до 20 лет — юность, до 40 лет- молодость., от 40 до 60 — средний возраст, от 60 до 80 пожилой возраст, от 80 лет — старость.
До 30 где-то, потом уже зрелость.
Думаю лет до 40….
До 35. Дальше организм идет на спад.
У женщин до 26, у мужчин до 35.
Главное, душой не стареть.
Пока душа поёт и радуется.)
Организм растёт до 25 лет, следовательно, и молодость. Но, это как эволюция. Обезьяна не могла проснуться и осознать, что она человек. Но если примерно — до 25-35
Енох жил 365 лет, на земле, потом его инопланетяне забрали, потом, книги написал, и как-до, подсунул людям. Мафусал вааще, почти 1000 лет жил, Адам, чуть-чуть меньше. В общем, вопрос спорный
до когда еще неравнодушен. И как выглядишь тоже
Пока душа не состарится — идиотизма много стало.
Молодость не «считается». У нее нет определенной границы, она угасает постепенно.
По последним данным до 44
«Молодёжь»- это от скольки и до скольки лет?
от 18 до 30 — это точно, недавно была на одном умном совещании, где и прозвучали эти цифры (до 14 лет- малолетние, 14-18 — несовершеннолетние)
от 18 до …скольки угодно
На сколько себя чувствуешь.
от 15 до 30 наверное….хотя я где-то читала что по данным всемирной орагнизации здравоохранения до 30 лет это — это юность….лично я с этим не согласна.. хехе, представьте дяденьку 30 лет — юноша!!!!забавно
Классика это молодые люди до 30 лет.
Обычно — от 18 до 35…
тебе может быть и 40, а мозгов на 15-16 лет. кто как….
«Молодежь» по-моему определяется лишь своим собственным возрастом…Для 80 лет и 60-это молодежь…Интересный кстати факт…То же самое и в обратную сторону…в 14 кажестя, что 30-это уже старик, а в 30….ну вобщем ясно… 🙂
Иногда ты «молодежь»,хотя возраст уже не молодежный))))
Зависит от состояния души.
Молодежным авиа тарифом могут пользоваться люди до 30 лет, значит — до 30 🙂
то12 до свадьбы или 21
До скольки лет мужчина считается молодым человеком
Разговорное значение и физиология
Молодой человек – чрезвычайно распространенное обращение и выражение. В России до 1917 года это обращение применялось к мужчине до 50 лет. Он начинал считаться лучшим женихом, обзаводился достаточным жизненным опытом, положением в обществе, накапливал материальные блага, только достигнув этого возраста. Чаще всего, встречая мужчину пятидесятилетнего возраста, девушки решали выходить за него замуж. Более молодые кандидатуры рассматривались редко.
С точки зрения биологии, возрастных периодов мужчины выделяют несколько. В этом списке присутствуют: младшие школьники от 6 до 12 лет, подростки от 10 до 18 лет, юноши от 17 до 21 года. Зрелых мужчин разделяют на 2 периода: первый от 21 до 35 лет и второй от 35 до 60 лет. Как вы уже могли заметить, наука не выделяет конкретного периода «молодой».
Зеленый, ранний, юный, несовершеннолетний, молодой, молоденький – все это синонимы слова «молодой» по словарю синонимов Н. Абрамова.
Разговорное значение слова «молодой» – находящийся в возрасте отрочества («несовершеннолетний» – древнее сербское, «мальчик» — болгарское) до зрелых лет. Еще не старый. Переносное значение – тот, кто недавно появился, возник. Также говорят «молодой человек», имея в виду мужчину, сохранившего бодрость, свойственную молодости в зрелом возрасте.
Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что и с фразой «молодой человек» вы можете обратиться к мужчине, начиная с рождения (зеленый, ранний), заканчивая 35 годами.
Если вас волнует вопрос позднего отцовства, например, медицина здесь упоминает возраст – 40 лет, некоторые источники — 50 лет. То есть все, кто моложе – молодые мужчины.
Правовой аспект
С точки зрения права, к молодежи в России относились граждане в возрасте от 14 до 30 лет, как гласит «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации», утвержденная 18 декабря 2006 года. Но на сегодняшний день можно наблюдать смещение возрастного порога для категории «молодежь» до 35 лет.
С научной точки зрения, невозможно без документов определить возраст человека. Развитие и взросление человека, мужчины, в частности — сугубо индивидуальный процесс. Поэтому, обращаясь к незнакомому мужчине на улице, в транспорте, ином общественном месте, чаще используют нейтральное, уважительное словосочетание «молодой человек».
Со скольки и до скольки лет ребёнок, подросток и так далиие.
Ребенок. ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает: младенчество (от рождения до 1 года) раннее детство (1-3 года) , дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет) и младший школьный возраст (6—11 лет) . Детство — период интенсивного биологического, социального и психологического развития. В детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых. Эта готовность обеспечивается обучением и воспитанием, усвоением ребенком опыта человечества, достижений его материальной и духовной культуры. Наряду с общими чертами детство у разных народов и народностей имеет некоторые особенности, которые вызываются географическими, национально-культурными и другими факторами. Люди формируют в ребенке черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций, приспосабливают к общепринятым ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (отрочество) — период онтогенеза (от 10—11 до 15 лет) , соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является *чувство взрослости*, а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни человека от 15 до 21 года. Для юношей этой возрастной ступени характерно своеобразие социализации, личностной активности, динамичности протекания психических процессов. Проявляется повышенная эмоциональность, стремление к самостоятельным поискам и самоутверждению в глазах окружающих людей. Вместе с тем среди черт людей этого возраста часто встречаются завышенные самооценки и самомнение, беспечность, а порой и бездумное отношение к здоровью и жизни. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание принимать что-либо на веру. Неосознанный нигилизм, как своеобразная форма самоутверждения молодых людей, требует от старших гибкости в подходе к оценке их поведения и отношения к другим людям. Юность — время развития социальной зрелости, движения к сознательной жизни. Именно в этом возрасте отношение к действительности, убеждения и взгляды на мир проверяются на практике, переосмысливаются и складываются в единую систему социальных ориентации и установок. Молодость человека определяется «биологическим возрастом» , а не датой рождения. ЗРЕЛОСТЬ — достигнутый высокий уровень развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров человека. Для зрелости личности характерны чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к психологической близости с другим человеком, к активному участию в жизни общества. Зрелость человека приходит к примирению с самим собой.
до 13 лет ребенок до 18 подросток а далее идет молодежь и взрослые
младенец — от рождения до года преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет дошкольник — 4 — 7 лет младший школьник — 8 — 12 подростки — 13 — 16 юношеский возраст — 16-20 лет
Есть такое понятие как возрастная психология. В ней существует периодизация. В России принята периодизация по Выгодскому. от 0-1 младенчество 1-3 раннее детство 3-7 детство 7-10 отрочество 10-14 подросток 14-18 ранняя молодость 18-25 молодость 25-45 зрелость 45-60 старший возраст 60-…старость
Ребенок для родителей всю жизнь. Ребенок лет до 12-13, когда начинается половое созревание и переходный возраст — подросток (до 15-17 лет)
когда захочет, тогда и повзрослеет )
Ирина Просветленный (49338) 5 лет назад Ребенок. ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает: младенчество (от рождения до 1 года) раннее детство (1-3 года) , дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет) и младший школьный возраст (6—11 лет) . Детство — период интенсивного биологического, социального и психологического развития. В детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых. Эта готовность обеспечивается обучением и воспитанием, усвоением ребенком опыта человечества, достижений его материальной и духовной культуры. Наряду с общими чертами детство у разных народов и народностей имеет некоторые особенности, которые вызываются географическими, национально-культурными и другими факторами. Люди формируют в ребенке черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций, приспосабливают к общепринятым ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (отрочество) — период онтогенеза (от 10—11 до 15 лет) , соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является *чувство взрослости*, а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни человека от 15 до 21 года. Для юношей этой возрастной ступени характерно своеобразие социализации, личностной активности, динамичности протекания психических процессов. Проявляется повышенная эмоциональность, стремление к самостоятельным поискам и самоутверждению в глазах окружающих людей. Вместе с тем среди черт людей этого возраста часто встречаются завышенные самооценки и самомнение, беспечность, а порой и бездумное отношение к здоровью и жизни. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание принимать что-либо на веру. Неосознанный нигилизм, как своеобразная форма самоутверждения молодых людей, требует от старших гибкости в подходе к оценке их поведения и отношения к другим людям. Юность — время развития социальной зрелости, движения к сознательной жизни. Именно в этом возрасте отношение к действительности, убеждения и взгляды на мир проверяются на практике, переосмысливаются и складываются в единую систему социальных ориентации и установок. Молодость человека определяется «биологическим возрастом» , а не датой рождения. ЗРЕЛОСТЬ — достигнутый высокий уровень развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров человека. Для зрелости личности характерны чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к психологической близости с другим человеком, к активному участию в жизни общества. Зрелость человека приходит к примирению с самим собой.
мне 12 я подросток?
0-2 Младенчество 2-4 Раннее детство 4-7 дошкольный возраст 7-10 Отрочество 10-15 подросток 15-18 Ранняя молодость 18-26 Молодость 27-45 Зрелость 46-61 Старший возраст 62-…Старость
10 14 лет подростки
подросток 14 или с 15 лет
Вообще много версий. До 18 лет мы дети, несовершеннолетние. Для родителей — мы всегда дети. А если уж по природе, то по-разному. Кто-то начинает взрослеть в 10, а кто-то и в 16. Мы все разные. А ещё есть ребёнок в душе, т. е. бывают те, кому 10, а они уже не чувствуют себя детьми, а есть и в 30, которые покупают куклы, в тайне и играют:)
Люди становятся подростками, когда осознают свое положение в обществе, когда понимают сложные ситуации и т. п.
__________________________________________________________________________________ Рождение (начало жизни) 0-1 год-Младенчество (или грудной ребёнок) 2-3 года-Раннее детство 4-6 лет-Дошкольник (дошкольница) 7-11 лет-Младший школьный возраст (или отрочество) 12-16 лет-Подросток 17-18 лет-Юноша (девушка) 18-59 лет-Взрослый 60-100 лет-Старость (обычно на этом этапе умирают) 100-…лет-Долгожитель Смерть (конец жизни) __________________________________________________________________________________
0-1 — младенчество 2-4 — тодлер (от англ. todler) 5-6(7) — дошкольный возраст 7(8)-11 — ребёнок (детство) 12-16 — подросток (отрочество) 17-20 — послеподростковый возраст (студенчество)
1-3 Малыш 3-13 Ребёнок 13- 18 Подросток 18-25 Молодой 25-35 Взрослый 35-50 Взрослый склонный к старости . 50-70-80-90-100 Пожилой
мне 11 я подросток ,?
мне 10 я подросток
Вы че до 7 лет это дети с 7 до 14 подростки с 14 до 21 это юноши с 21+ взрослые
Эй вы слушайте сюда: ночь скидок прошла а там БЫЛО все ЗА ДЕШЕВА!!! 0-1(2)- младенец 2(3)-7(8) -ребенок 7-12 -это которые ничего не делают
Со скольки лет молодежь в разных странах начинает жить отдельно от родителей
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Рано или поздно большинству молодых людей приходится покидать родительский дом и начинать самостоятельную жизнь. Часто это связано с началом обучения или работы, созданием семьи. Но не всегда и везде все так просто, как кажется.
AdMe.ru решил разобраться, как взрослеют вчерашние дети в разных уголках земного шара.
Греция
В Греции 30-летние молодые люди, которые живут под одной крышей с родителями, не редкость. Социологи считают, что греческая молодежь привыкла жить на всем готовом и боится сложностей. Не обходится и без экономических трудностей. Например, в Салониках и Афинах аренда квартиры и оплата коммунальных услуг часто сопоставима с целой зарплатой.
Италия
По статистике, больше половины молодых итальянцев от 18 до 34 лет живут под одной крышей с родителями, даже если у них есть работа. Не ослабевают связи с семьей, даже когда молодые люди начинают жить отдельно, особенно отношения мам и сыновей. Проблему «маменькиных сынков» в Италии даже пытаются решить на уровне правительства.
Высокие цены на жилье и трудности в поисках хорошей работы влияют на эту ситуацию. Но далеко не последнюю роль играет и то, что самой молодежи удобна такая ситуация, да и родители пытаются всячески заинтересовать детей жить дома, в том числе и материально.
Израиль
Многие молодые люди в Израиле сразу после школы идут в армию. Службу они заканчивают примерно в 21 год. Возвращаться домой после армии для них большая редкость. Если и бывают случаи, что кто-то живет с родителями, то часто это временная ситуация, например чтобы накопить на учебу.
Многие родители даже помогают оплачивать своим детям квартиры, которые молодые люди снимают компанией по 3-4 человека. При этом родители не оказывают давления на решения ребенка.
Египет
Большое количество молодежи в Египте после 18 лет стремится жить отдельно от родителей, вступить в