Права и обязанности ребенка в семье
Права ребенка — это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.
Сколько прав у ребенка? Какие это права?
Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.
Природного «права ребенка» не существует, как в принципе никаких естественно присущих «прав» нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся — и проводящие свою политику.
Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка. Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.
Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки — убери. Можешь помочь маме — помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.
Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется — избаловать.
Фильм «Корчак»
Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети. Смотри видео «Перед судом равны все»
В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».
- Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» — Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
- «Меня нельзя наказывать!» — Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
- Ребенок настаивает, что это его право решать — работать ему или нет. «Это моя жизнь!» — Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?
В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов «Пупс», «Младший ученик» и «Старший ученик».
Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности. Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может голосовать. То есть он конечно может голосовать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.
Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание «Младший ученик». В отличие от Пупса, он может уже всерьез голосовать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться. А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу. С другой стороны, у него появлятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).
Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус «Старший ученик». У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав — он может уже гулять один. Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только голосовать, но и выносить предложения на голосования: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить. А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное — он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!
Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми… Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?
А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» — и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:
Летние каникулы — конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок «Дела дня», куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить «Дневник чтения», постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.
Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: «Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?» Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!
Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным — в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.
Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: «У нас в семье такое правило — кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего». Ваня задумался…
И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: «А кто сегодня будет за старшего?» Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!». Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась.
Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект «Мои права и обязанности в семье»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области
Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию
«Мои права и обязанности в семье»
для детей старшего возраста
Подготовила воспитатель: Юмашева М.М.
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.
Программное содержание:
Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Предварительная работа:
Беседы о правах и обязанностях детей и взрослых; знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», с «Декларацией прав ребенка»; заучивание стихотворений о правах; чтение сказок и их анализ;
Оборудование: мяч, генеалогические древа, мультимедийный проектор, экран, ноутбук; карточки – символы; символы геральдики, портреты руководителей; музыкальное сопровождение;
аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, ненецкая сказка «Кукушка», лепестки из цветной бумаги, желтый круг, приклеенный на ватмане, листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, звучит аудиозапись песни из мультфильма «Мама для мамонтенка».
Воспитатель: Дети вы слышали эту песню? Из какого она мультфильма? Про кого этот мультфильм? Кого ищет мамонтенок? Скажите, куда вернется мамонтенок? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Да ребята, мама, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Как вы думаете, что значит «семья»? (Ответы детей).
Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, послушайте стишок, и закончите его —
Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Это? – (дружная семья)
Воспитатель: Что такое дружная семья? (Рассуждения детей).
Воспитатель: В дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи. Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас? (Ответы детей).
Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети у вас у всех на столах лежат лепестки разного цвета, сейчас вы подойдёте по очереди к мольберту со своим лепестком, расскажите, как и чем вы дома помогаете своим родителям и приклеите свой лепесток вокруг этого желтого круга. (Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным, из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют и приклеивают лепесток.)
Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел расцвел красивый цветок цветик — разноцветик.
Физкультминутка: игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» (Дети друг другу показывают и отгадывают имитирующие движения домашних дел).
Воспитатель: Дети скажите, а какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнёзда к другим птицам? (Кукушка).
Воспитатель: Послушайте ненецкую сказку «Кукушка». (Воспитатель читает сказку).
Воспитатель: Почему мама обернулась кукушкой?
Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?
Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Ответы детей).
«Загадки – сказки». Отгадать сказку и назвать кем и какое право нарушено в сказке. (Слайдовая презентация).
Румяный круглый паренёк,
Сбежал из дому на денёк.
С весёлой песенкой бродил
И все напасти обходил
До той поры, пока в лесу
Не встретил хитрую лису. (колобок)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (теремок)
Волк зубастый нам не страшен,
Крепки стены в доме нашем.
В этом доме старший брат
Приютить был младших рад. (три поросенка)
Кто мохнатый, косолапый
По лесной тропе идёт?
Что мохнатый, косолапый
В большом коробе несёт? (Маша и медведь)
Уговаривала братца
Старшая сестрица:
«Ты из лужицы не пей
Мутную водицу».
Не послушался мальчонка —
Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка).
Два горба, как у верблюда,
Уши – словно у осла.
Вот такое, братцы, чудо
Кобылица принесла. (конек – горбунок
Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи – без мамы и папы. Как вы думаете, как поступают с детьми, которые остались без родителей? Где они живут и с кем? Кто о них заботится? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.
Воспитатель: Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц:
«Родительское сердце — в детках».
«Дети не в тягость, а в радость».
Д/и: «Закончи пословицу»
Добрая семья прибавит…… ( разума-ума).
Вся семья вместе, так и душа…….. ( на месте).
При солнышке тепло, при ……. (матушке добро).
Друга ищи, а найдёшь -.…… (береги).
Повторенье — мать …..( ученья).
Ученье – свет, а не ученье — …….(тьма).
Береги платье снову, а здоровье ……(смолоду).
В здоровом теле — здоровый ……(дух).
Родная сторона — мать, чужая — …..(мачеха).
Родина — мать, умей за нее …….(постоять).
«Семья сильна, когда над ней крыша одна». (Рассуждения детей).
Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях. А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ (эмблему, герб) своей семьи. (Дети под мелодию «Мама для мамонтенка» рисуют, затем рассказывают.)
Подведение итога занятия: Каждый ребенок имеет право на жизнь. Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых. Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.
Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
Конкурс Игра: «Моя семья»
Дети рассказывают о своей семье. ( Используя генеалогическое древо своей семьи)
Семейный час на тему «Я и мои права и обязанности»
Цель: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Задачи:
Обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены;
Формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия;
Закрепить информацию через практические задания.
Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Словарная работа: Гражданин, конституция.
Оборудование: образец паспорта; карта России; карточки со словами: конституция, гражданин; шляпа.
Ход занятия:Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А, что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.
Дети:
Солнышко, солнышко!
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Воспитатель: Я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:
уважение к тому, кто говорит;
не смеяться над высказываниями других;
правило поднятой руки.
Как вы их понимаете?
Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним о нашей Родине – России, о ее символах.
1.Что такое Родина? (ответы детей).
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
На свете много разных стран,
но есть одна страна:
от белых льдов до теплых рек раскинулась она.
2.Назовите растение – символ России? (береза)
3.Покажите нашу страну на карте. (Как правильно показывать территорию страны?)
4.Назовите столицу России? (г. Москва)
5.Как называется город или село, в котором мы живем? (Покажите его на карте).
6.Назовите государственный язык нашей страны? (русский)
7.Кто президент нашей страны? (карточка)
8.Назовите основные символы нашего государства? (герб, флаг, гимн) (Карточки)
ГЕРБ : У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел (золотой) на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия, а 2 головы, чтобы смотреть в разные стороны и охранять Родину от врагов. Это очень древний герб. Впервые его ввел царь Иван III. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.
ФЛАГ: Государственный флаг — это трехцветное полотнище с белой, синей и красной полосами.
белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – сила, кровь, пролитая за Родину.
Гимн торжественная песнь, которая прославляет историю государства, его народ.
Мы сказали, что наша страна Россия, мы в ней живем, а значит, являемся ее гражданами.(Показ карточки «гражданин»).
Где бы ни был русский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России.
Быть гражданином России – это большое счастье.
-Ребята, как вы понимаете слово «гражданин»? (ответы детей)
Гражданин — это человек, который постоянно проживает на территории страны, подчиняется ее законам, имеет права и обязанности, имеет документ, удостоверяющий его личность.
Мы постоянно живем в России? (Да)
Это первая характеристика гражданина – постоянное местожительства в России.
— Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
— Подумайте и скажите, что означает слово «право»? (дети высказываются).
Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Взрослые и дети имеют свои права и обязанности, которые определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений.
Сегодня на нашем занятии вы узнаете о некоторых ваших правах и обязанностей.
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (слайд).
— Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
Конечно же взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это родители, воспитатели, директор, завуч, социальный педагог и многие др.
— Но о вас также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». (слайд).
ООН — Международная организация, объединяющая государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.
Конвенция — это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии».
Права детей, определённые Конвенцией о правах ребенка.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Статья 6 «Каждый ребенок имеет право на жизнь».
Все права человека, и ребёнка в том числе, начинаются с права на жизнь. Действительно жизнь – это главное из того, что мы имеем.
Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье — жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет?
У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.
Посмотрите ребята на этот рисунок. Как вы думаете, о чем он говорит? (слайд)
— Ответы детей.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я!
Так написал когда-то маленький мальчик на своем рисунке. Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.
Статья 7 «С момента рождения ребенок имеет право на имя».
— У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.
— Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
— Эти сведения записывают в специальный документ — свидетельство о рождении (слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!
— А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.
— Как он называется? (паспорт) (слайд.)
– Что означает, иметь право на имя?
– Как следует обращаться друг к другу?
– Как следует обращаться к взрослому?
– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.
Игра « Шляпа знакомств».
– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы!
– А какой документ подтверждает это?
– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.
Статья 18 «Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье»
Это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.
У ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на получение любви и ласки, заботы и уважения.
Статья 28 «Ребенок имеет право на бесплатное образование»
Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно. В нашей стране существует сеть дошкольных образовательных учреждений (детских садов), где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе. С шести-семи лет каждый мальчик или девочка в России начинает обучение в школе. В школе дети изучают литературу и биологию, физику и математику, знакомятся с миром растений и животных, с историей человеческого общества. В школе таланты и способности ребенка получают дальнейшее развитие. После окончания школы каждый ребенок в нашей стране может продолжить свое образование в колледже, лицее, институте или университете. Для того чтобы стать врачом или космонавтом, учителем или инженером, художником или агрономом, нужно много учиться. В нашей стране у детей самые широкие возможности для получения образования.
Игра «Продолжи пословицу».
Я начинаю, а вы продолжаете.
Век живи … век учись.
Учиться всегда … пригодиться.
Ученье – свет, … а не ученье – тьма.
Тяжело в ученье – … легко в бою.
В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)
— Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.
Статья 31 «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг».
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам.
— А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.
— К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.
А сейчас, чтобы не нарушать вашего права на отдых, проведём минутку релаксации.
Физкультминутка
Статья 24-27 «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь»
Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.
Здоровье -главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался,ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры. Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.
– Если вы вдруг заболели, кто вам поможет?
– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?
Игра «Права сказочных героев»
Воспитатель:
В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.
— Какие права имели сказочные герои?
— Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
(1 слайд) — Как называется сказка? (русская народная сказка «Колобок»).
— Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
— Какое право нарушила Лиса? (статью 6)
— Что должен ответить Колобок, защищая свое право? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
(2 слайд)- Как называется эта сказка? (рус. нар. сказка «Маша и Медведь», в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).
— Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)
— Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
— Как должна ответить Маша, защищая свои права?:… (Не имеешь права лишать меня свободы).
(На отдых и досуг)
(3 слайд)
Какое право имеет сказочный герой Буратино. (На образование)
(4 слайд)
Кто знает название этой сказки? (Лиса и Заяц).
— Какое право нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
— Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно). «. На жилище.).
(5 слайд)
Назовите сказку. («Золушка» Шарль Перро).
— Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
— Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).
Золушка: «Не имеете права лишать меня отдыха и досуга».
(6слайд)
Какое право имел Иванушка-Дурачок. (Право на ФИО)
(7 слайд)
Какое право имел сказочный герой Айболит? (На охрану здоровья)
(Подведение итога викторин).
Закрепление знаний по правам.
-Что такое право?
Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
-Кто следит за выполнением этих правил? (государство)
-С какими правами вы познакомились? (ответы детей)
— Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.
— Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
— Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).
— Напоминаю точное определение.
Обязанности – это определенный круг действия, обязательных для выполнения.
— Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).
Если у вас есть право на труд,
то как вы обязаны трудиться?
Если есть право на
образование, как вы обязаны
учиться? И т.д.
Кроме того, каждый человек
обязан сохранять природу,
окружающую среду.
Игра «Собери солнышко»
– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в школе. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.
– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.
— Главная ваша обязанность — хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.
— Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.
«Уважать права других людей». (Ставлю карточку в обязанности).
— Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.
— Помните золотое правило морали: » Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе».
— Эти слова принадлежат древнему философу — мыслителю Китая Конфуцию.
Заключительная часть. Обобщение.
— С каким важным документом вы сегодня познакомились?(Конвенция)
— Какой организацией они были приняты? (ООН)
— Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).
— Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.
Рефлексия.
Выбери правильный ответ:
1. Какой документ необходим
каждому из нас, чтобы стать
гражданином России:
а) билет в кино;
б) паспорт;
2. Где получают паспорт:
а) в школе;
б) в полиции;
в) в больнице.
3. В каком возрасте получают
паспорт:
а) в 16 лет;
б) в 14 лет;
в) в 18 лет.
Какое слово здесь лишнее?
СВОБОДА ЗИМА ГРАЖДАНИН
ПРАВО ЖИЗНЬ ТРУД
ТРУД ШКОЛА ЛЕТО
ДОЖДЬ ЧЕЛОВЕК ЗАКОН
Итог занятия.
— Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?
— Нужно ли знать свои права?
— Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).
— Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
— Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
— Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание.
«Права и обязанности детей в семье»
ТОГБОУ « Инжавинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»
Беседа 2-5 класс : «Права и обязанности детей в семье»
Провела: соц. педагог О.М. Бабина
Ноябрь 2015
Цель: 1.Дать детям представление о правах и обязанностях в семье.
2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.
3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения
практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.
Ход классного часа:
Добрый день, уважаемые мамы, папы, бабушки, гости! Добрый день, дорогие ребята!
Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем очередном классном часе.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).
Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.
А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что — это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.
А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
— Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.
(Читают с доски прикрепленные карточки с предложениями:
— Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь! Мин сине яратам! Эпе сана юратап!)
— Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?
(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки — внукам, и т. д.).
— А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом?(Семья). Правильно.
Значит, о чем же мы будем говорить сегодня на классном часе? (О семье).
— А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).
— Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.
«Как хорошо, что есть такое слово.
Как хорошо, что есть такое чувство.
Не будь его, Земля была б холодной и грустной.
Не было б любви, семья не смогла б родиться.
Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.
Не было б любви, несчастными были бы люди.
Если бы …
Если бы на Земле не было любви!»
— Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)
— Вспомним, как они называются? (Права и обязанности).
— Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей).
— Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о«Правах и обязанностях детей в семье», потому что это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья.
Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.
— Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.
— Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я раздам вам карточки, вы их прочтете, выберете подходящее слово, зачеркнете лишнее, затем назовете право, о котором говорится в данной ситуации.
Работаем в парах. Задания для работы в парах:
1). С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить.
Это (разрешается), (запрещается).
……………………………………………………………………………………….. .
2). Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То и буду выбирать.
Это (разрешается), (запрещается).
3). Подарить ребенку жизнь
Маме с папой (разрешается), (запрещается).
4). Вот в углу стоит мальчишка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (разрешается), (запрещается).
5). Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать.
Это (разрешается), (запрещается).
(На мониторе и на доске выставляется таблица с названиями прав, а дети выбирают подходящие к своим заданиям).
Права ребенка в семье
право на жизнь
право свободно выражать свои взгляды и мнения
право на образование
право жить с родителями
право на защиту от насилия
— Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз повторим и запомним.
— Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)
— Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр). Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям.
— А сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.
«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».
— Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).
— Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).
— А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на доске выставляется таблица.
Обязанности ребенка в семье
хорошо учиться
помогать по дому
заботиться о старших
стараться самому обслуживать себя
заботиться о младших
— Сейчас, ребята, давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Докажем, и если есть взаимосвязь, соединим их стрелками (Стрелками соединяем строки прав и обязанностей).
Коллективное обсуждение проблемы.
— Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой).
— Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности.
— Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности?(Да, нет).
-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить. (Чтение текста учителем).
— Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).
— Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).
— Теперь наша задача – узнать почему же так происходит, то есть найти причину?
— Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие — нет? (Ответы детей)
— любил свою маму— был заботливый
— внимательный
— трудолюбивый
— добрый
— воспитанный
— понимал, что маме тяжело и ей надо помочь
— помнил о своих обязанностях
— и т. д.
— не любили свою маму
— не были заботливыми
— были невнимательными
— были ленивыми
— злыми
— невоспитанными
— не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь
— забыли о своих обязанностях
— и т. д.
— Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)
— Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)
— А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)
— Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.
— Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).
— Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
— Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать).
— Давайте, на их примере, поучимся это делать.
Алгоритм последовательности принятия правильного решения:
Учусь поступать правильно:
1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)
2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)
3. Представим последствия:
А) Если я это сделаю, то …(маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)
Б) Если я это не сделаю, то …(маме будет плохо, а мне стыдно..)
4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)
5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).
Молодцы, ребята!
Права, обязанности надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
— Ребята, а бывали ли с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите, пожалуйста. (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).
— Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).
— Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.
(Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т.д.).
— А на ваше здоровье? (Да.Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т.д.)
— Правильно, ребята! А чтобы этого не произошло, надо всегда помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех ее членов».
(Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).
— Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)
— Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).
— Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).
А сейчас, уважаемые родители и ребята, я предлагаю вам, сказать друг другу слова любви. Можно говорить вслух, можно тихонько на ухо. (Говорят).
— Спасибо. Мы говорим «Люблю»
И звезды светят ярче.
Мы говорим «Люблю»,
Глаза лучатся счастьем.
Мы говорим «Люблю
И радость в дом приходит.
Помните, что чем чаще мы будем произносить эти слова друг другу и от всей души, чем больше будем заботиться друг о друге, тем крепче и дружнее будут наши семьи.
Конспект учебного занятия»Права и обязанности в семье»
ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж
Открытый урок
на тему
« Права и обязанности в семье»
Преподаватель Борисова М.А.
Ульяновск 2014г.
Цели:
обучения:
— способствовать формированию нравственно-правовых норм семейных отношений, соблюдения прав и обязанностей членов семьи.
развития:
— содействовать формированию умений анализировать, оценивать, аргументировано высказывать своё мнение в ходе работы в группах, свободно оперировать понятиями и терминами по изученной теме.
воспитания:
— содействовать воспитанию гражданской и социальной ответственности, навыков толерантного поведения в семье и обществе на основе формирования у обучающихся чёткого осознания необходимости нравственно – правового регулирования семейных отношений.
Формируемые компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Проверка подготовленности обучающихся к занятию
Оформление журнала
Сообщение темы, цели занятия.
II Основная часть:
1. Повторение пройденного материала, (фронтальный опрос)
2.Изучение нового материала
1) Видео – презентация «семья»
— Как это прекрасно, чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен!
Эпиграфом нашего занятия являются слова:
“Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого”.
Сенека
— Как вы понимаете, что такое «семья»?
Семья — это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека, где люди связаны духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Большинство людей имеют семью, обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи — бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.
Зародилась семья в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.
2) Функции семьи:
— Репродуктивная: обеспечивает продолжение человеческого рода.
— Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
— Хозяйственно-бытовая: играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.
— Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
— Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.
Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу К. Ушинскому с вопросом, когда следует начинать воспитание малыша, и он спросил ее о возрасте ребенка.
-О, он еще совсем мал! Ему всего неделя от роду!
-Дорогая моя, вы опоздали ровно на целую неделю!-воскликнул знаменитый педагог.
Воспитание детей — очень серьезный и ответственный процесс. Законы Российской Федерации устанавливают тесную связь между правами и обязанностями родителей и детей в семье.
3) Мозговой штурм (работа в группах и заполнение таблицы).
1-я группаЧто даёт семья человеку?
2-я группа
Что объединяет членов семьи?
3-я группа
Что семья даёт государству?
4-я группа
Назовите членов семьи
защиту
родство
граждан
супруги
взаимопонимание
общее хозяйство
работников
родители и дети, приёмные родители
покой
дети
налогоплательщиков
бабушки и дедушки
продолжение рода
традиции
учёных
отчим, мачеха
уважение
права и обязанности
изобретателей
пасынки, падчерицы
тепло
защитников Отечества
родные братья и сёстры
4)Упражнение «Она не работает».
Цель – привлечь внимание участников тренинга к возможной дискриминации женщин, обсудить равенство прав по половому признаку.
Ключевая мысль: дискриминация женщин является нарушением прав человека.
Шаг 1. Разыгрывается по ролям текст «Она не работает» (участвуют «доктор» и «больной»)
-Много у вас детей ?- спросил доктор у больного.
— Родилось шестнадцать, живы только девять, — ответил он.
— Ваша жена работает?
— Нет, она сидит дома.
— Понятно… И как она проводит свой день?
— Ну, она встает в четыре утра, приносит воду и дрова, разводит огонь и готовит завтрак для семьи. Потом она идет на речку и стирает одежду. Потом она идет в город, чтобы продать на базаре кукурузу и купить, что нужно по хозяйству. Потом готовит обед.
— вы приходите домой обедать?
— Нет-нет, она приносит еду мне на поле, это около трех километров от нашего дома.
— А потом?
— Ну, она ухаживает за курами и поросятами. И, наконец, весь день присматривает за детьми. Потом она готовит ужин, чтобы он был готов к моему возвращению.
-Она ложится спать после ужина?
— Нет, это я ложусь. Она возится по хозяйству до девяти часов.
— Но вы говорили, что ваша жена не работает…
— Ну да, я же сказал – она сидит дома.
Шаг 2.
1. Составьте список работ, выполнявшихся женщиной в этой семье.
2. Используя «мозговой штурм», назовите, причины того, почему муж считает, что жена не работает.
3.Найдите аргументы в подтверждение того, что деятельность женщины в семье тоже является работой.
3. Закрепление пройденного материала.
1) Работа с Конституцией.
Из Конституции РФ выписать содержание статей, относящиеся к семейному праву. Полученные сведения заполнить в таблице.
Конституция Российской Федерации
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
46
Право на судебную защиту
Назовите главный источник семейного права, принятый Государственной Думой в декабре 1995 г. ( Семейный Кодекс РФ)
2) Анализ картины “Сватовство майора”
Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за “благородного?»
Проанализировав картину, какие права, по вашему мнению, нарушены?
3) Решение ситуационных задач.
В многообразии и сложностях семейных отношений говорят приводимые ниже казусы. Обсудите их в группах, выскажите свое мнение.
1) М. вела беспечный образ жизни. Внебрачный ребенок связал ее по рукам. Она подбросила его чужим людям, оставив на пороге в одеяльце зимой. Прошло 15 лет. М. потребовала вернуть ребёнка, делая упор на положительные характеристики с места работы. – Что, по вашему мнению, решит суд?
2)Отец злоупотреблял спиртным напитками, поднимал руку на мать и ребёнка. Во время очередной ссоры, когда мать заступалась за сына, т. к. отец начал жестоко избивать его за двойку, разъяренный отец жестоко избил сына и жену. – Что, по вашему мнению, решил суд?
3)После развода бывший супруг отказался помогать своим детям.
Отвечает грубостью: «Мне не нужны не ты, ни твои дети». – Что говорит закон?
4)Отец и мать в семье сильно злоупотребляют спиртным, оказывали дурное влияние на детей. Дети плохо учатся, постоянно пропускают уроки.
— Стоит ли оставлять детей у таких родителей?
— Будут ли нарушены права детей в случае определения их в интернат для детей-сирот?
5)Семья Ф. не имеет постоянного дохода. Родители заставляют детей попрошайничать в общественном транспорте. – Какие нормы морали и права нарушаются в семье?
Какие качества должна воспитывать семья?
Трудолюбие, достоинство, уважение к окружающим, стойкость, дисциплину, стремление к знаниям, привычку к здоровому образу жизни.
Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием.
4)Советы для самовоспитания:
— умей управлять своими поступками;
-учись терпеливо преодолевать трудности;
-определи цель
-воспитывай волю;
-замечай в людях хорошее.
Известный китайский мыслитель и учёный Конфуций говорил:
“Воспитать себя на столько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего”.
Быть воспитанным – значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Семья должна учить быть таким. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения в семье.
5)Вопросы для беседы:
Какие правила действуют в вашей семье? Расскажите о них.
Зачем в семье нужны правила?
Нужно ли делить обязанности по дому на мужские и женские?
Кто выполняет эти обязанности в вашей семье?
6) Вывод:
Закон защищает равные права всех членов семьи.
Запрещается дискриминация по возрасту, полу, социальному положению, национальности и т.д.
Родители обязаны заботится о детях.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
7) Видео – притча « О счастливой семье»
III Заключительная часть:
Сообщение о достижении цели урока.
Объявление оценок
Рефлексия — карта самооценки обучающегося:
Обучающиеся с помощью маркеров, на ватмане, отвечают на вопрос: «Что значит для Вас семья?»
4.Задание к следующему занятию: сообщение на тему «Психологический климат семьи».
Классный час (1 класс) по теме: Права и обязанности детей в семье
Тема беседы: «Права и обязанности детей в семье»
Цель: 1.Дать детям представление о правах и обязанностях в семье.
2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.
3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения
практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.
Ход беседы:
1.Организационный момент
-Добрый день, дорогие ребята!
-Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными. Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).
-Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу.
-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
-А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что — это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.
2.Сообщение темы
-А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
— Ребята посмотрите, какие красивые предложение записаны на доске. (слайд 2)
— Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!
— Как вы думаете, кто и кому обычно говорят эти прекрасные слова?
(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки — внукам, и т. д.).
— А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно.
3.Основной этап.
-Сегодня мы с вами будим говорить о семье, о правах и правилах семьи.
— А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).
— Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.
-Послушайте стихотворение «Как хорошо, что есть такое слово». (слайд 3)
Как хорошо, что есть такое чувство.
Не будь его, Земля была б холодной и грустной.
Не было б любви, семья не смогла б родиться.
Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.
Не было б любви, несчастными были бы люди.
Если бы …
Если бы на Земле не было любви!»
— Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)
— Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья.
-Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать.
— Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я буду читать стихотворение, а вы скажите подходящее слово — разрешается или запрещается
1). С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить.
Это (разрешается). (слайд 4)
2). Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То и буду выбирать.
Это (разрешается) (слайд 5)
3). Подарить ребенку жизнь
Маме с папой (разрешается) (слайд 6)
4). Вот в углу стоит мальчишка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается). (слайд 7)
5). Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать.
Это (разрешается) (слайд 8)
-Итак, ребята, мы справились с заданием, и какие мы можем назвать права, на которые имеет право ребенок?
Права ребенка в семье (слайд 9-15)
- право на жизнь
- право бесплатно посещать школу.
- право жить с родителями в любви, заботе и защите
- право на защиту от насилия, жестокости
- право воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях и в условиях свободы и достоинства.
- право на имя, фамилию, отчество и принадлежность к стране.
- право на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.
— Молодцы, все правильно назвали права.
-А знаете, где записаны эти правила?
— Все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям. (слайд 16)
-Сейчас, я вам буду читать отрывок сказки. А вы скажите, какие права нарушены.
1. — Матушка, сестры, можно и
мне хоть одним глазком
взглянуть на бал?
-Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце? (слайд 17)
— Какие права нарушены?
-Право на отдых, на игры, на праздники. (слайд 18)
2. Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. (слайд 19)
-Как вы думаете, имела ли она в этом случае право увозить Кая из родного дома?
-Какое права нарушены? (слайд 20)
3.- Сейчас же отопри дверь,- прорычал Волк, — а не то я ее выломаю!
Дом поросенка – это крепость,- сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. (слайд 21)
-Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама
-Право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать. (слайд 22)
— А сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.
«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».
— Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).
— Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).
— А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять.
Обязанности ребенка в семье (слайд 23- 26)
- хорошо учиться
- помогать по дому
- заботиться о старших
- стараться самому обслуживать себя
- заботиться о младших
- не повышать и не кричать на взрослых
- слушаться родителей
— Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности?
-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить. (Чтение текста учителем).
— Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).
— Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).
— А легко ли, сразу совершить правильный поступок?
— Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.
— Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).
Молодцы, ребята!
4.Итог
-А теперь послушайте стихотворения, которые приготовили ребята из нашего класса:
Права, обязанности надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают –
Чтоб нас никто не мог побидь,
Украсть, унизить и обидеть.
Как хорошо, что есть права!
Права останутся навеки.
Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда.
И у младенца есть права,
И у собаки т, и у кошек тоже,
Без права на свете жить на сможем,
Всегда нам право и везде поможет.
-О чем мы сегодня говорили?
-А зачем они нужны людям?
— О чем мы сегодня с вами беседовали?
-Какие права имеют дети?
-А какие обязанности?
-А зачем нужны они?
-Хорошо ребята, запомните права и обязанности и обязательно их соблюдайте.
План-конспект: Беседа «Права и обязанности в семье»
Беседа на тему: « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ »
Цель: познакомить воспитанников с основами нравственно-правовых норм семейных отношений.
Задачи:
— показать основные права и обязанности членов семьи;
— формировать понимание семейных обязанностей и ролей;
— формирование навыков, толерантного поведения в семье.
— Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами будем вести разговор на серьёзную тему, которая касается и волнует каждого из нас, о семье.
Семья – это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).
Основная функция семьи – рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства.Вместе с тем, члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке и т. д. Они имеют ряд обязанностей и прав, которые закреплены в основных документах нашей страны. В частности несколько пунктов Конституции РФ Статья 38.
- Материнство и детство, семья находится под защитой государства.
- Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Семья должна воспитать:
- Трудолюбие;
- Достоинство;
- Уважение к окружающим;
- Стойкость;
- Дисциплину;
- Стремление к знаниям;
- Привычку к здоровому образу жизни.
Вы будете родителями и будете обязаны заботиться о детях, друг о друге. С уважением относиться к старшим в семье. Знать и почитать традиции своей семьи, сейчас старайся узнать как можно больше о своих предках. Не огорчай родных плохими поступками. Быть воспитанным – значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Семь дона учить быть таким. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения в семье. Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:
— при старших молчать;
— мудрых слушать;
— старшим повиноваться;
— с равными себе дружить.
При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:
— не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;
— соблюдать порядок, чистоту в доме;
— строго выполнять свои обязанности.
В крестьянской среде тоже действовали правила поведения в семье:
— уважение к старшим;
— выполнение своих обязанностей по хозяйству и др.;
Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием. Известный китайский мыслитель и ученый Конфуций говорил: « Воспитать себя настолько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего».
Вот некоторые советы для самовоспитания:
— умей управлять своими поступками;
— учись терпеливо преодолевать трудности;
— определи цель;
— воспитывай волю;
— замечай в людях хорошее.
Сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста. «К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».
— Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).
— Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).
— А сможете ли вы назвать обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять.
Обязанности ребенка в семье:
Хорошо учиться, помогать по дому, заботиться о старших, стараться самому обслуживать себя, заботиться о младших.
— Сейчас, ребята, давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Докажем, и если есть взаимосвязь, соединим их стрелками (Стрелками соединяем строки прав и обязанностей).
Коллективное обсуждение проблемы.
— Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой).
— Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности
Вопросы для рефлексии.
- Как вы понимаете поговорку «Мой дом – Моя крепость»?
- При каких условиях семья действительно будет крепкой?
- Как проявляется в Основном законе единство прав и обязанностей членов семьи?