Межнациональные браки: Межэтнический брак — Википедия – Межнациональные браки. Плюсы и минусы – Знакомства – Домашний

Содержание

Межэтнический брак — Википедия

Межэтни́ческий брак (или смешанный, межрасовый, межнациональный брак) — форма экзогамии, подразумевающая брак между супругами, принадлежащими к разным этносам[источник не указан 365 дней].

Исторически межрасовый брак был табу в США и был запрещён в ЮАР. Межэтнический брак широко распространён на территории бывшего Союза ССР, а также часто встречается в современной России[источник не указан 365 дней]. Межэтнический брак часто употребляется как синоним межрасового, межнационального, межкультурного, этнически смешанного брака. В российский современной научной традиции чаще употребимым является понятие межнациональный или межэтнический брак.

Межэтнический брак — это термин, используемый для описания брачных союзов, заключенных между людьми, относящимся к разным расам или этническим группам. Его не следует путать с понятием межкультурный брак, которое подразумевает брак между людьми, принадлежащим к разным культурам. 

Некоторые авторы, занимающиеся проблемами социологии, например, философ, политолог и социолог А. Г. Дугин проводит разграничение между понятиями межнациональный брак и межэтнический брак. Под межнациональным браком понимается брачный союз между гражданами разных государств, представляющий собой юридическую процедуру, связанную с получением гражданства одним из его участников. В отношении него можно применить понятия «гипогамии» и «гипергамии». «Гипергамией» можно назвать брак, в котором один из партнеров приобретает гражданство более развитой страны, тогда как «гипогамией» будет считаться принятие партнером гражданства менее развитой страны. Межэтнический же брак предполагает бракосочетание жителей одной и той же страны. В данном случае правовые нормы не применяются, поэтому понять, что брак является межэтническим можно только при помощи этносоциологического наблюдения или на основании самоидентификации самих лиц, вступающих в брак[1].

Однако, часто, несмотря на множество дефиниций, понятия «межнациональный брак», «межэтнический брак», «национально-смешанный брак», «этнически-смешанный брак», «межкультурный брак», рассматриваются как синонимы, обозначающие супружеский союз представителей двух этносов

[2].

Типология межэтнических браков[править | править код]

  • Браки с партнерами, которые имеют общие этнокультурные признаки: одинаковая религия, традиции, обычаи, система норм и ценностей, быт;
  • Браки с партнерами, которые имеют разные этнокультурные признаки: разная религия, обычаи, ценности, национальные особенности и культура;
  • Браки с партнерами, которые похожи по этнокультурным признакам, но имеют разную этническую принадлежность[3].

Теоретические основы национально-смешанной брачности[править | править код]

Межэтнические браки изучаются в рамках этносоциологических исследований. Существуют две основных концепции, с точки зрения которых можно объяснить причины создания межэтнических браков[4]:

  1. В контексте конструктивистской концепции образование брачных пар происходит в результате целенаправленного рационального выбора партнеров, имеющих цель достигнуть максимального уровня полезности. С этой точки зрения межэтнические браки рассматриваются как результат обмена статусами (например, когда мужчина, принадлежащий к непрестижной этнической или расовой группе, но достигнувший достаточно высокого экономического, образовательного или профессионального положения, заключает брак с женщиной из престижной этнической группы, но имеющей более низкий социальный статус. Таким образом, он как бы отдает свой избыточный социальный статус для того, чтобы увеличить этнический статус, причем не обязательно свой собственный, а, например, своих детей. 
  2. Согласно онтологическому подходу главным фактором заключения и роста числа межэтнических браков является ослабление воздействия традиционных родственных и соседских связей. В данном случае вступление в межэтнический брак рассматривается не столько как результат индивидуального выбора, а как следствие исключения отдельных семей или индивидов из системы внутриэтнического социального контроля.

Одним из наиболее ранних примеров законов, направленных против межэтнических браков, был Килкеннийский статут 1367 года, который запрещал браки между англичанами и ирландцами[5]. В некоторых странах в определенные периоды истории были запрещены не только межэтнические браки, но также сексуальные отношения между представителями разных рас: в Германии в период Третьего рейха, в Южно-Африканской Республике во время апартеида, а также во многих штатах США до 1967 года. В 1778-1791 и 1803-1819 годах запрет на межрасовые браки действовал во Франции[6], с 1937[7] по 1944[8] — в Италии. В Швеции в 1937 году государственной церкви была дана рекомендация при заключении браков между шведскими и немецкими гражданами руководствоваться Нюрнбергскими законами, и до конца Второй мировой войны большинство священников следовало этой рекомендации

[9].

Исторически Соединённые Штаты Америки продвигали идею чистоты или разделения рас. Были приняты законы, призванные не допустить смешения рас и запрещающие вступать в брак с представителями другой расы. Так, браки между представителями европеоидной расы и афроамериканцами считались вне закона. В 1664 году штат Мэриленд принял первый в истории США антиметисационный закон и к 1700-м годам еще в пяти штатах были введены подобные законы. Между 1942 и 1967 годами четырнадцать штатов аннулировали эти законы, приняв собственные акты законодательной власти. В 1967 Верховный суд США (дело Лавинг против Виргинии) признал антиметисационные законы противоречащими Конституции. Однако, ввиду того, что межэтнические браки в обществе подвергались остракизму, постановление суда не способствовало увеличению числа межэтнических браков[10]. Количество межэтнических браков стало постепенно расти с 1980-х годов и существенно возросло только в начале XXI века. По данным Бюро переписи населения США в 2010 году 15 % всех браков в Америке заключены между лицами разных рас или этносов, тогда как в 1980 году такие браки составляли только 6,7 % от общего числа

[11].

В России[править | править код]

В России смешанные браки как таковые запрещены никогда не были, однако, существовал ряд близких ограничительных мер:

В межкультурных браках зачастую супруги сталкиваются с проблемами, нехарактерными для пар, в которых оба партнера принадлежат к одной культуре. Разные культуры имеют различные моральные, этические и ценностные основы, в рамках которых по-разному воспринимаются такие понятия, как индивид, семья, общество и социальный образ жизни. Поэтому, когда в межкультурных браках эти основы сталкиваются друг с другом, возникают конфликты[17]. Однако, межэтнические браки не всегда являются межкультурными браками, так как в некоторых странах, например, США, представители разных рас могут иметь одинаковую культурную принадлежность.

Семья и общество[править | править код]

Главным внешним фактором, который оказывает воздействие на восприятие межэтнических отношений и браков, является отношение к подобным союзам в семьях и в обществе, в которых такие пары проживают. Иногда члены семей открыто проявляют неприятие, сопротивление и враждебность по отношению к одному из партнеров. Возникают проблемы, связанные с разрывом поколений в вопросах идеологии, а также такими бытовыми вещами, как например, в какой культурной традиции должна быть организована свадьба, как следует воспитывать детей и какую религию вероисповедовать

[17]. К тому же подобные браки часто сталкиваются с расизмом, что может стать еще одной сферой потенциальных разногласий.

Также в случае межэтнических браков возникает проблема определения этнической идентичности как обоих супругов, так и их детей. Если каждый из супругов сохраняет свою этническую идентичность, отказавшись перенимать культурные архетипы, язык, поведенческие паттерны, традиции и обряды партнера, то обычно воспитание детей в подобных семьях является бикультурным и билингвистическим

[1]. Однако, не всегда дети, рожденные в таких браках, принимаются в обществе в качестве полноправных членов определенной этнической группы, и становятся этническими аутсайдерами[18]. Зачастую детям из межэтнических семей отводится маргинальный статус, который символически выражается, например, в оскорбительных прозвищах, используемых по отношению к таким людям. Так, в США это слово «метисы», а в Индии — «чандала» (неприкасаемые)[19].

Межэтнические браки также сталкиваются с непониманием в некоторых религиях. С точки зрения исламской религиозной традиции, брак считается успешным, если соблюдается условие совместимости (кафаат), то есть когда партнеры подходят друг другу по уровню образования, социальному статусу, а также культуре и национальности. В шариате подчеркивается, что если такой совместимости нет, то создать прочные и гармоничные отношения в браке будет очень сложно. Поэтому, утверждается, что следует заключать брак с представителем своего этноса

[20].

В Британии, согласно ряду исследований, у подростков смешанного происхождения чаще возникают проблемы с поведением, общим самочувствием и психическим здоровьем из-за проблем самоидентификации: метисы воспринимаются как чёрные, при этом могут принадлежать к белой культуре (например, выросли в неполной семье с одним белым родителем). Ситуация описывается как «слишком белый, чтобы быть чёрным — слишком чёрный, чтобы быть белым»[21][22].

Медицинский аспект[править | править код]

Дети от смешанных браков могут столкнуться с рядом проблем медицинского характера — в частности, им сложно найти донора для пересадки костного мозга[23][24].

Положительные стороны межэтнических браков отмечаются значительно реже, чем отрицательные[источник не указан 402 дня]. Некоторое ограниченное количество ученых утверждает, что разнообразие типов семей способствует культивированию открытой межкультурной коммуникации индивидов с целью лучшего понимания культур и взглядов других людей, а также что межэтнические браки, переводя этнические вопросы в сферу семейных отношений, способствуют усилению этнических контактов и сближению народов

[25].

Представители этнически смешанных браков склонны более доброжелательно относиться к представителям других этносов и национальностей, признавая этнокультурные различия, а также проявляя большую толерантность при их обнаружении[26].

В России согласно «Социальной энциклопедии» под редакцией А. П. Горкина распространены пять основных групп межэтнических браков[27]:

  1. брачные союзы, в которых один из супругов принадлежит к одной из превалирующих национальностей данного региона, а другой — русский;
  2. семейные пары, в которых один член — представитель основной национальности, а другой — любой иной национальности кроме русской;
  3. украино-русские пары, которые выделяются как одни из самых распространенных;
  4. пары, включающие русских и представителей иных национальностей;
  5. любое другое сочетание представителей иных национальностей.

В соответствии со статистикой по Москве, русские женщины чаще русских мужчин заключают межнациональные браки (на них приходится 62 % таких браков)[28]. Поменялся и национальный состав подобных браков. Если ранее в период существование СССР большинство смешанных этнических семей были русско-украинские, на втором месте были семьи, состоящие из русских и евреев (11 %) и русских и татар (10 %), то в настоящее время наблюдается рост браков русских с армянами, грузинами и азербайджанцами (рост в 4 и 7 раз) и другими народами Кавказа (рост более чем в 10 раз). По России, в соответствии с Всероссийской переписью населения 2010-го года, этнически разнородных пар — 12 %, причем разные этносы показывают разную готовность вступать в межэтнические браки. Чаще в моноэтническом браке состоят калмыки, чеченцы, якуты и ингуши, тогда как среди таких народов, как мордовы и коми, доля смешанных браков составляет более 40 %[29].

  1. 1 2 Дугин, 2011.
  2. Макарова И.А. Межэтнический брак: концептуализация понятия // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2014. — № Выпуск № 164.
  3. Ибрашева Л. Р., Шогина Ю. А. Социология межэтнических отношений. — Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007.
  4. ↑ Арутюнян, Дробижева, Сусоколов, 1999.
  5. ↑ 1367: Statute of Kilkenny
  6. ↑ The One-Drop Rule in Reverse? Interracial Marriages in Napoleonic and Restoration France
  7. ↑ Джаспер Ридли, «Муссолини».
  8. ↑ Падение фашистского режима в Италии
  9. ↑ Jarlert, Anders. Judisk «ras» som äktenskapshinder i Sverige. Malmö: Sekel Bokförlag, 2006.
  10. ↑ Interracial marriage (неопр.). International Encyclopedia of Marriage and Family. The Gale Group Inc. (2003).
  11. Dan Kopf. Why Is Interracial Marriage on the Rise? (неопр.). Priceonomics (Sep 1, 2016).
  12. ↑ «Требник на церковнославянском языке». Библиополис, Санкт-Петербург, 2008 г. ISBN 978-5-7435-0273-8. Издан по благословению высокопреосвященного Сергия, митрополита Тернопольского и Кременецкого.
  13. ↑ «Что же касается соблюдения чистоты крови, то в Требнике в Последовании о Исповеди исповедующий священник вопрошает: „Не пался ли еси со инопле­менным телом?“ (Полный чин без изъятий находится в издании: Требник. Бел­град, 1983, с. 76)» — православная энциклопедия «Азбука веры». Ссылка
  14. ↑ «Священники использовали исповедь для того, чтобы проникать в тайны половой жизни исповедовавшихся. Православный духовник спрашивал: «Не пался ли еси с иноплеменным телом?», «Не пался ли с кумою своею?», «Не пался ли со скотом или с птицею?» — Емелях Л. И., «Происхождение христианского культа», Лениздат, 1971 г. Ссылка
  15. ↑ Протоиерей С. Щукин, «О браках с инославными». Ссылка
  16. ↑ «Парламентская газета». Ссылка
  17. 1 2 McFadden, J.; Moore, J.L. Intercultural marriage and intimacy: Beyond the continental divide // International Journal for the Advancement of Counselling. — December 2001. — № 23 (4). — С. 261–268.
  18. ↑ Межэтнические браки: благо или опасная тенденция? (неопр.). Правда.ру (9 октября 2003).
  19. Налчаджян А.А. Этнопсихология. — Питер. — СПб, 2004.
  20. ↑ Межнациональные браки. Как смотрит ислам на брак людей разных национальностей? (неопр.). Islamtoday (09 августа 2013).
  21. ↑ «Национальный центр биотехнологической информации», «Health and Behavior Risks of Adolescents with Mixed-Race Identity». Ссылка
  22. ↑ «The Guardian», «Mixed-race children „are being failed“ in treatment of mental health problems». Ссылка
  23. ↑ «Time», «Bone Marrow Transplants: When Race Is an Issue». Ссылка
  24. ↑ «Chicago Tribune», «Girl in need of bone marrow highlights shortage of mixed-race donors». Ссылка
  25. Thompson J., Collier M. Toward Contingent Understandings of Intersecting Identifications among Selected U.S. Interracial Couples: Integrating Interpretive and Critical Views // Communication Quarterly. — 2006. — № 54 (4). — С. 487–506.
  26. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. — М.: Русский мир, 1997.
  27. Под ред. А. П. Горкина [и др.] Социальная энциклопедия. — М: Большая российская энциклопедия, 2000. — 438 с.
  28. Уралов А. Газеты пишут об этнически смешанных браках в Москве (неопр.). Московская правда 28.09.2011 / Демоскоп Weekly № 4794—80 26 сентября — 9 октября 2011. Дата обращения 28 ноября 2016.
  29. Соболевская О. В. Смешанные браки измеряют дистанцию между этносами (неопр.). Научно-образовательный портал IQ НИУ ВШЭ. Дата обращения 28 ноября 2016.

Межнациональные браки. Плюсы и минусы – Знакомства – Домашний

Восток–Запад: два полюса любви

Современный мир многообразен и разнолик. Далеко в прошлом остались времена, когда на другой конец света надо было добираться годами и человек проводил жизнь в основном там, где родился и вырос. Путешествия и средства связи позволяют не только познакомиться с мужчиной из другой страны и другой культуры, но и легко и быстро завязать с ним романтические отношения. Но скажется ли разница менталитетов?

Читать далее

Сухие цифры статистики говорят, что в середине 90-х годов доля смешанных браков в Москве составляла 22%. А уже в середине 2000-х межнациональные союзы в столице составляли 58%. Очевидно, что количество браков за последние десятилетия существенно возросли и продолжают расти. При этом межнациональную семью, как правило, в два раза чаще создают русские женщины, нежели русские мужчины.

Существуют как критики, так и сторонники подобных браков.

Минусы межнациональных браков


Специалисты, проводящие исследования брачных союзов между разными национальностями, называют несколько отрицательных сторон таких союзов.

1. Это несоответствие культур, традиций, обычаев, подходов к воспитанию. Именно из-за этих расхождений нередко возникают различные разногласия, вплоть до конфликтов. 

Обычно имеют значения такие аспекты быта, как ежедневное соблюдение ритуалов и обычаев, кулинарных традиций, а также религиозных обрядов, которые обретают особенную важность не только во время всевозможных постов и больших религиозных праздников, но и во время организации и празднования свадьбы, при рождении и воспитании детей… То есть, при любых позитивно или негативно значимых событиях жизни.

2. Нередко межнациональный брак встречает непонимание и осуждение со стороны окружающих. Не только соседи, коллеги, приятели, малознакомые, дальние родственники могут упрекать, обсуждать, судачить и искать неискренность, материальную выгоду у одного или обоих представителей пары, решивших официально узаконить романтические отношения. 

Довольно часто выступают против союза даже близкие и родные, люди, от которых больше всего ждешь поддержки.

3. У некоторых древних народов (например, армяне, грузины, евреи), сызмальства принято прививать чувство национальной гордости и страх перед ассимиляцией, уверенность в том, что создавать семью крайне необходимо внутри своей нации. 

Более того, многие представители таких этносов и по настоящее время, в эпоху глобализации, уверены, что общаться в повседневной жизни крайне необходимо исключительно со своими «соплеменниками», дабы не потерять самобытности, ярких отличительных национальных черт и не подменить, не разбавить, не утратить в слиянии свои обычаи и традиции.

4. Еще один минус касается тех, кто проживает в разных странах. В такой семье как минимум одному партнеру приходится столкнуться не только с новым менталитетом и укладом жизни, но и принципиально иной правовой базой, организацией здравоохранения. Сложности у молодой семьи могут возникать на разных этапах жизни и становления, начиная с самого начала. 

С организационной точки зрения, бывает не простым и достаточно хлопотным переезд на постоянное место жительство в другую страну, получение визы, вида на жительство или гражданства. Нередко, важную роль на новом месте проживания играет языковой барьер. Не секрет, что многие жены и мужья иностранцев, «оторванные от корней», скучают по дому, оставшимся на родине родным и друзьям, любимым местам и даже, как это не банально, привычным продуктам питания. Конечно, по сравнению с великой любовью все это мелочи. Но из таких крупиц и складывается жизнь. 

Особенным пунктом стоит в этих отношениях вопрос о детях, рожденных в межнациональных союзах. Если такой брак оказывается на грани крушения, вот тогда и начинаются настоящие трудности. Часто, приехавший из другой страны супруг/супруга оказывается менее защищенными перед законом, а правовые нормы помещают его/ее в тесные законодательные рамки. 

При рассмотрении, с кем из родителей будут жить  общие дети, довольно часто не учитывается пожелание детей или родителей, а лишь интересы государства. При этом, в случае, если родители начинают бороться за свое чадо, обвинять друг друга в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей и даже в жестоком обращении с детьми, нередко, при живых родителях, малыши попадают в приюты и даже на усыновление.

Плюсы межнациональных браков


По мнению психологов, межнациональные браки учат общество терпимости и умению с пониманием относиться к представителям разных наций, способствуют улучшению отношений между странами и этносами. 

Благодаря таким семьям чаще и больше обсуждаются и разрешаются правовые коллизии между государствами, нарастает взаимная заинтересованность культурой и историей общественной жизнью другого народа, стимулируется социальное сотрудничество.

Мнение общества

Социологические опросы выявляют, что 35-40% россиян не верят в межнациональные браки, считая их менее долговечными по сравнению с мононациональными. От 15 до 20% опрошенных уверены, что все браки одинаковы, вне зависимости от того, одной национальности супруги, или разной. 

А от 30 до 35% респондентов уверены, что межнациональные браки – явление положительное, и такая семья более прочная, по сравнению с «однородной», что подтверждают данные многочисленных социологических исследований, опросов и переписи населения.

Психологи же уверены: неважно, однонациональный союз или разнонациональный. 

Благополучие, гармоничность и прочность семьи зависит только от членов этой семьи: от умения прощать и забывать обиды, от терпимости и терпения, открытости новому опыту и уважения, от теплоты и полноты чувств, доверия друг к другу, серьезного отношения к семье и партнеру, ответственности, обоюдной привязанности и любви.

Межнациональные браки: плюсы и минусы

Плюсы и минусы браков между разными по происхождению людьми складываются из стереотипов, которым вы доверяете либо свободны от них. Итак, начнем анализ этого вопроса.

Входим в курс дела

По статистике в девяностые годы в Москве количество смешанных (межнациональных) браков составляло двадцать два процента от всего количества заключенных союзов. А вот уже пятнадцать лет назад это число “перевалило” за половину и составило 58%. Тенденция к росту показателя продолжается. Это значит, что женщины, вступающие в межнациональные браки в России, видят перспективы таких союзов. Иначе “процент” только уменьшался бы из года в год.

Сейчас в Москве каждый год официально регистрируют около полутора тысяч межнациональных браков.

По данным социологических опросов жителей России мнение разделилось. Не верят в подобные браки 36% опрошенных. Почти столько же людей положительно относятся к вопросу разных гражданств в семье – 35%. Считают международные браки такими же, как и остальные союзы 14% из всех участников опроса. А остальные не знают, что сказать по этому поводу, поэтому от голосования воздержались.

Психологи же считают (и здравый смысл подсказывает), что роль играет не национальная принадлежность. Важны чисто человеческие качества: терпение, умение прощать обиды, теплота испытываемых чувств, доверие. Основа прочных семейных уз – общность и схожесть интересов обеих сторон. Желательно, чтобы общими были:

  • Увлечения, хобби.
  • Культура, традиции, религия.
  • Язык, национальность, менталитет.
  • Привычки.
  • Характер, период активности, биоритмов (утренний “жаворонок” или вечерняя “сова”).

Проблемы межнациональных браков были известны еще в начале 17 века. В 1600 году англичане-протестанты, жившие в Америке в колонии Британии, наложили запрет на подобные союзы. Интересный факт: это вето прекратило существование аж через 367 лет.

Проблемы и перспективы межнациональных браков

Начнем с перечисления неприятных моментов межрасовых браков. Минусы:

  • Недовольство подруг, друзей, знакомых. Гнев родителей и тех, кто считает нужным рассказать вам, как себя вести, за кого выходить замуж.
  • Если вы уедите с мужем за границу, но потом рассоритесь, придется самостоятельно решать возникшие в связи с отъездом проблемы.
  • Когда муж придерживается строгих религиозных взглядов, то “влюбленной дурочке” приходится принять его веру и подчиняться чужим правилам.
  • У ваших детей возможна путаница с двумя языками.

Почти каждая женщина, собирающаяся выйти замуж за иностранца, встречает сопротивление, а не поддержку своей семьи.

  • Языковой барьер родителей также приводит к конфликтам, зачастую несовместимыми с дальнейшей нормальной семейной жизнью.
  • Подходы к методам воспитания подрастающего поколения не похожи в разных странах.
  • Кулинарные традиции, как это ни странно, становятся “камнем преткновения” между симбиозом двух народностей, называемым межнациональным браком.
  • И опять про потомство: при возникновении такой печальной ситуации, как развод, уже рожденные дети межнациональных браков “делятся” между родителями. И как быть, если кто-то из супругов уезжает обратно в свою страну? Пожелания детей в таких ситуациях вообще не учитывают.
  • Почти суеверный страх перед “смешением крови”, перед тем, чтобы пускать в свою семью “чужого” человека и посвящать его в тайны или традиции родного семейства. Родственниками постарше это воспринимается, как “вторжение” на свою территорию. Возможно, это связано с отголосками войны, через которую они прошли, несмотря на то, что были тогда маленькими.

  • Если вы уезжаете из родного города, из страны, приходится попрощаться со всеми знакомыми и друзьями, которые вам дороги.
  • Если брак заключается через агентство или специализированный сайт знакомств, возможна ситуация, когда вы сами обязуетесь оплатить расходы по перелету, переезду и сопутствующие вопросы.

Плюсы заключения брачных союзов между представителями разных стран:

  • Межнациональные браки – это очень познавательное и полезное событие для вашей жизни. Ведь узнать человека, отличающегося по языку, традициям, мышлению – это увлекательно.
  • Межнациональные браки, заключаемые с россиянами, по статистике предполагают выезд для дальнейшей совместной жизни заграницу. А там, в других, более развитых и цивилизованных странах мира, живется лучше, чем в России.
  • Подобный брак разнообразит и поменяет вашу жизнь, потому что новая жизнь – это всегда приключение.
  • Двуязычие с одной стороны оборачивается минусом, но с другой – развивает познавательные способности, если вашим детям удастся стать билингвами (то есть разговаривать на двух языках сразу – мамином и папином).

  • Еще одним положительным моментом является тот факт, что дети от смешанных браков становятся в большинстве своем сильными, здоровыми и красивыми.
  • При толерантности обоих супругов друг к другу разные религии – не препятствие для счастливой совместной жизни.
  • Предпочтения в еде присутствуют и в “плюсах”, и в “минусах” рассматриваемой проблемы. Почему? Дело в том, что скудный или надоевший родной рацион питания спасают новые блюда из кухни иного народа. А талантливый хозяин или хозяйка (мужчины даже больше славятся как повара) сделает вкусный обед-ассорти, включающий любимое блюдо одной и второй “стороны”.

Межнациональные браки обогащают традиционную кухню разных народов, добавляя туда новые ингредиенты.

  • Брак, соединяющий две народности, две культуры, расширяет кругозор, повышает сознательность и осознанность людей. Он воспитывает толерантность, терпимость к другим по сути таким же, но отличающимся по цвету кожи или разрезу глаз, людям.
  • И все же, любовь побеждает все! Именно она способна соединить сердца разных по происхождению людей. В конце концов, даже при встрече похожих индивидов – мужчины и женщины – по прошествии пары лет оказывается, что они все же разные. Почему бы тогда не возникнуть обратной ситуации: два изначально непохожих человека (ни цветом кожи, ни привычками, ни взглядами) становятся “одним целым” при заключении брака? О могут преодолеть преграды, поставленные глупыми предрассудками людской молвы на их пути.

Дети межнациональных браков, беременность и гены

Рождаются ли дети в рассматриваемых браках здоровыми и крепкими? Да, в том случае, когда к плоду переходят хорошие, качественные гены от обеих сторон. Но есть некоторые нюансы. Дело в том, что первое потомство разные по национальности родители сделают сильным и крепким, но при ассимиляции и дальнейшем смешении разнонациональных генов произойдет затухание этого эффекта. Только первое смешение отдаленных друг от друга генов дает положительные результаты.

При очень сильной отдаленности расовых признаков родителей существует опасность появления на свет ребенка с неприспособленным к местному климату врожденным иммунитетом. Это касается кардинальной смены часовых поясов (проживания вдалеке от места рождения одного из родителей). Кроме этого негативного явления есть вероятность возникновения во время беременности отторжения, внутриутробного конфликта между плодом и матерью.

Судя по оценкам и исследованиям ученых, благоприятен брак (для рождения здорового, сильного ребенка) между одним или разными этносами (этническими группами). А с другой расой вероятность удачного исхода снижается.

Замуж за европейца: распространенные заблуждения и отношение к межнациональным бракам

Одним из самых распространенных заблуждений остается следующее: наши девушки, выезжающие вслед за новым мужем в одну из стран Европы, могут жить либо совсем плохо, как рабыни, либо очень хорошо, как королевы. Это две крайности, вряд ли полностью отражающие все варианты развития событий после заключения межнационального брака. То, что жизнь “за бугром” в целом богаче, чем здесь, не обозначает, что “богатые, зажравшиеся буржуи” будут использовать ваш рабский труд либо, наоборот, “купать в роскоши” без ожидания ответных действий.

Следующее (нелестное для иностранцев) заблуждение звучит так: только неудачники ищут жен за пределами своей страны. Это не правда, ведь в любой стране мира можно найти близких по духу, интересных людей.

В народе ходит слух иного характера: мол, обеспеченным иностранцам нужны только лишь молоденькие красавицы. Тоже вряд ли: в любовницы, может, такие девушки и нужны, но это характерно для всего мира, а вот в качестве будущей супруги отбор идет скрупулезный. Никому не хочется оставлять после развода половину состояния ветреной красотке, вскружившей голову и впоследствии обманувшей доверчивого мужчину.

Отношение к межнациональным бракам за границей, в европейской стране не отрицательное, как думают русские. В случае неприятного развода вы сможете остаться в стране, если знаете уже на достаточно высоком уровне язык. В большинстве случаев никто выгонять и депортировать вас не будет. А чтобы развода не случилось, нужно сразу искать общий язык. Причем имеется в виду не само лингвистическое явление, а человеческое понимание, душевность и комфортность общения. Это выполнимо, хотя еще одним мифом и является непонимание между разными национальностями или народностями.

Последнее рассматриваемое здесь заблуждение – это безусловное поголовное богатство всех жителей Европы. Это не совсем ложь, но и правдивого в этом утверждении не так уж много. Только общий уровень жизни там выше, а легкость “добычи” денег – это мечты не знающих зарубежные страны девушек. Зарабатывать во всем мире нужно. Да у кого-то предпосылки для этого есть, у кого-то нет, но просто так деньги нигде не платят.

Особенности соединения своей жизни с иностранцами

Не воспринимайте буквально все перечисленные особенности, это обобщенные признаки поведения, присущие не 100% жителей той или иной страны.

  • Немцы в качестве супругов (супруг) не отличаются расточительностью, они любят детей, четко рассчитанные расходы, хотя при этом сентиментальны. Жители Германии, взявшие в жены (в мужья) кого-то из-за рубежа, поразят вторую половинку своей консервативностью. Детей принято переставать “гладить по головке” сразу же после достижения ими восемнадцати лет.

Претендовать на статус гражданина в Германии вы сможете только, когда проживете там не менее трех лет.

  • Японцы любят смотреть на цветущую вишню или сакуру, но по жизни наружу своих настоящих чувств не выпускают, а скрывают. Аккуратны при заполнении бумаг. При занятиях каллиграфией (художественное, вдумчивое, медитативное изображение иероглифов тушью) расстраиваются, если поставят кляксу.
  • Африканцы (с темной, черной кожей) всегда веселятся, танцуют, привлекают внимание противоположного пола. Подходят по этим параметрам веселым русским девушкам и парням. Они искренни, не стесняются проявить чувства и сказать о любви.

Межнациональные браки, в чем их особенности?

Двадцатое и двадцать первое столетия расширили границы мира для обычных людей. Интеграция культур, духовности и остальных сфер жизни стала настоящим символом нового времени. Если взаимопроникновение государств финансовое, экономическое и политическое – понятие относительно далёкое от среднестатистического человека, то чувства и отношения людей разных народностей ясны и близки всем и каждому. Межнациональные браки стали сегодня абсолютно естественным явлением, однако по-прежнему такие союзы таят в себе море подводных камней.

Немного истории и теории

Межнациональным браком называется форма задокументированного союза между двумя людьми противоположного пола, относящимися к разным этническим группам. В современном мире это распространённое явление, которое уже давно никого не удивляет, но так было не всегда.

В Южно-Африканской Республике смешение кровей людей разных этносов долгое время было строго запрещено и преследовалось законом. На правительственном уровне была закреплена расовая сегрегация, называемая апартеидом. Разрешение на образование межэтнических союзов в Республике было дано лишь с 1985 года.

В Соединённых Штатах Америки табу на заключение браков между представителями разных этнических групп долгое время было определено антиметисационными законами. Отменённый законодательно в 1967 году, запрет ещё долгое время существовал на бытовом уровне и в сознании людей.

В современном мире, где границы расовые, культурные, религиозные и иные становятся порой всё более размытыми, а догмы всё более либеральными, отношение к таким смешанным бракам кардинально поменялось: теперь никто не находит их чем-то противозаконным или странным.

Плюсы

Обозревая плюсы и минусы межэтнических брачных союзов, социологи сходятся во мнении, что отрицательных сторон всё же больше. В этом вопросе нет места расизму и прочим проявлениям нетерпимости, во внимание берутся лишь сухие факты и статистика. Несмотря на это, глобально плюсы у таких браков несомненно есть, и вот основные из них.

  1. Развитие толерантности в обществе. Люди, пребывающие в смешанных союзах, изнутри понимают, что этнокультурные отличия не делают людей лучше или хуже.
  2. Такие союзы благоприятствуют развитию межкультурной коммуникации и интеграции.
  3. Разрешение межгосударственных правовых столкновений.
  4. Стимулирование социальной, исторической заинтересованности по отношению к другим народам.

Минусы

Как бы много ни говорилось об интеграции в мировом сообществе, всё же у межэтнических союзов есть минусы, отрицать которые просто невозможно и глупо. Особенности эти проявляются в одинаковых тенденциях.

Основные проблемы межнациональных браков.

  • Религиозные различия. Вступая в отношения с представителем иного вероисповедания, девушки часто недооценивают проблему, что приводит к разрушительным для ячейки общества последствиям. В исламе, например, понимание места женщины в семье и в жизни разительно отличается от понятий христианского мира. Это не плохо и не хорошо, однако это составляет существенную проблему.
  • Неоднородность моральных ценностей.
  • Несоответствие подходов к воспитанию и образованию детей.
  • Осуждение со стороны не толерантных представителей общества.
  • Различие правовых баз государств, из которых родом партнёры, представляет практические трудности для того из них, кто переехал в чужую страну.
  • Решение относительно детей в случае разрыва отношений. В России одна из основных проблем: женщин, вышедших замуж за иностранца, при разводе часто лишают права проживания с ребёнком.

Описанные выше минусы являются общим случаем. В каждой отдельно взятой семье возникают свои ситуации и непонимания, связанные именно с различием этносов.

Особенности российского менталитета

В России, как и на всём постсоветском пространстве, межнациональные браки довольно распространены. Связано это не только и не столько с терпимостью и толерантностью наших людей. К сожалению, к таким союзам женщин часто толкает желание «лучшей жизни» и получения определённых материальных выгод.

Статистика говорит о том, что русские женщины выбирают в супруги иностранцев чаще, чем это делают наши мужчины.

В советские времена первые три позиции по численности межнациональных браков приходилось на союзы русских с:

  • украинцами;
  • евреями;
  • татарами.

В настоящее время наблюдается тенденция роста к совершению браков между русскими и представителями кавказских национальностей: армянами, грузинами, азербайджанцами.

Если говорить о столице, то в Москве по данным статистики смешанных с точки зрения этнико-национального показателя насчитывается уже около 60% семей.

Что делать

Минусы, описанные выше, вовсе не означают, что вступать в брак с представителями других национальностей не стоит. Нужно лишь озаботиться некоторыми моментами, которые будут способствовать гармонизации межнациональных браков.

  1. Изучать правовые основы государства, уроженцем которого является избранник.
  2. Защитить себя юридически – подумать о составлении брачного контракта, который обезопасит женщину от нежелательных последствий в случае развода.
  3. Изучать социальные и культурные нормы страны, в которую вынужден переехать супруг/супруга.
  4. Заблаговременно готовиться морально – учиться толерантности и пониманию, терпимости.
  5. В случае неудачного брака не бояться обращаться за помощью в соответствующие органы. Не редкими являются случаи, когда наши соотечественницы подвергаются за рубежом моральному и физическому насилию со стороны супруга. Терпеть такое положение дел нельзя, необходимо обратиться за помощью к юристам, по телефонам доверия.

Межнациональные браки – понятие с положительными и отрицательными аспектами. Удачным ли будет такой союз, во многом зависит от внутренней готовности супругов идти на компромиссы, а также от осведомлённости об особенностях культуры, религии государства будущего мужа или жены.

Межэтнические браки: благо или опасная тенденция?

Несмотря на рост ксенофобских настроений, межнациональных браков в России становится всё больше

— Мама, это Элиза. Она будет моей женой.
— Только через мой труп! Никаких смешанных браков в моей семье!
— Уверяю вас, хозяюшка Блотт, она — существо человеческого рода.
— Не в этом дело, мистер Квитник, посмотрите на нее.
— Смотрю. — Гар нахмурился. — Не понимаю.
— Вы что — дальтоник? Она же блондинка! — Хозяюшка Блотт напустилась на
Элизу. — Я не позволю моему сыну жениться на женщине с севера. Поди прочь,
ведьма!
(«После победы», Роджер Желязны)

В период существования СССР самым большим грехом считалась связь с иностранцем. Пройтись под ручку с предствителем другой страны означало как минимум презрительные взгляды старушек у подъезда, как максимум — очень неприятный разговор с сотрудниками определённых структур. Браки между народами-побратимами в СССР хотя и не одобрялись общественностью, но, по крайней мере, не вызывали нареканий со стороны начальства и правоохранительных органов.

Сейчас ситуация в корне изменилась: количество смешанных браков растёт в геометрической прогрессии. Но если в российской глубинке эта тенденция не так заметна, то в Москве ситуация, что называется, налицо. Если в 1912 году чуть более 95% москвичей были этническими русскими, или «белыми» русскими, то К 2000 году количество русских в Москве упало до 89%, а к 2025 году, возможно, сократится до 73%. Сейчас примерно 25% населения России живет в многонациональных семьях и эта тенденция беспокоит многих русских, которые говорят, что когда-нибудь станут меньшинством.

По статистике, только за прошлый год в Москве было заключено порядка 50 000 межэтнических браков. За последние 12 лет 75 тысяч наших женщин и девушек выехало в США по визам невест. При этом, очень сильно поменялся мотив брака, который стал не способом соединения двух судеб по любви, а способом получения более высокого статуса или же стремления легализоваться, получить гражданство или прописку.

Так что же это такое — межнациональные браки? Размывание чистоты нации или Формирование нового общества, где национальная принадлежность уже не является ценностью? Проявление истинных чувств к другому человеку или один из способов получения выгоды? Способ воспитания граждан в духе единой нации или возможность воспитать гражданина, который принимает культурные традиции предков своих родителей и с таким же интересом будет относиться к культурам других народов?

Рассматривая проблему в целом, можно сказать, что ничего особенно плохого в межэтнических браках нет. Межэтнические браки возникли не сегодня и не вчера. История знает великие перемещения, великое смешение кровей. Сегодня же, когда миграционное движение народов активизировалось, межэтнические контакты и, как следствие, межэтнические браки наблюдаются все чаще. Однако женщины, к примеру, не стремятся во что бы то ни стало заполучить в мужья именно иностранца. Несмотря на присутствие момента материальной выгоды, основная причина кроется совершенно в другом, а именно в кризисе самой российской семьи.

Для женщин иммигранты привлекательны прежде всего тем, что пользуются репутацией трезвенников, дающее им преимущество в стране, где водка является национальным бедствием и среди мужчин свирепствует алкоголизм. Особенно это заметно в некоторых национальных республиках, например в Калмыкии, где калмычки стремятся во что бы то ни стало выйти замуж именно за руского, который может позаботиться о своей семье, в отличие от большинства неклонно деградирующих калмыков. В европейской части России и особенно в Москве наоборот, растет количество браков русских, украинок, молдаванок с азербайджанцами. С ними женщины чувствуют себя спокойно с экономической точки зрения.

Однако такие браки вызывают проблем не меньше, а то и больше, чем пользы. Если взрослые люди ещё могут как-то противостоять негативу со стороны общества, то высокая степень этнонационалистических тенденций делает положение детей из межнациональных семей очень сложным и неопределенным. Связано это, во-первых, с тем, что полностью такого ребенка не принимает ни та, т.е. не считает своим, ни другая сторона. Проблема этнической идентификации стоит перед ними даже после того, как они сами определились в выборе национальности. Сверстники стремятся отнести их к той этнической группе, которая менее уважается. Их часто не принимает полностью ни та, ни другая сторона, и они становятся этническими аутсайдерами.

Существует и другая, более сложная, скрытая и сложная проблема — генетическая. По мнению некоторых учёных, дети от межрасовых браков могут иметь врождённые отклонения. У них появляются новые качества, образуются новые генные комплексы, они чаще других могут быть подвержены инфекционным заболеваниям, у них снижается имунная и эндокринная системы.

Возникает и ряд других проблем, связанных с культурой той страны, к которой принадлежит тот или другой член семьи. Этот вопрос акутален не только для брака, допустим, православно-мусульманскоого, где религиозный и культурный аспекты воспитания играют главенствующую роль, но и для брака между европейцами, близкими, в общем-то, по духу и культуре. Существует много примеров, когда девушка, выйдя замуж за иностранца не могла привыкнуть к тому образу жизни, который ведёт её муж.

появляются трудности с законом. Законодательство как России, так и зарубежных стран ещё недостаточно чётко приведено в соответствие с ситуацией. Отсюда и возникают многочисленные трудности при браке, усыновлении ребёнка и т.д.

В заключении статьи, но не в заключении разговора хочется сказать следующее. Существует два резко полярных взгляда на этот вопрос. Одни твердят о разбазаривании генофонда и вымирании русской нации, другие кричат на всех углах о росте националистических настроений. Хочется заметить по этому поводу, что здоровый национализм ещё никому не вредил и существует во всякой уважающей себя стране. Другое дело, что в силу описаных выше причин, тот самый генофонд уходщит за рубеж. Но виноваты в этом никак не иностранцы, а само общество, само себя загоняющее на дно. Являясь многонациональным государством, полиэтничное общество Российского государства должно строиться на принципах интеграции, когда каждый гражданин, принадлежащий к той или иной национальности, тем не менее осознает себя россиянином и не испытывает неприязни и ненависти к представителям других народов. Ведь в этой атмосфере взаимной ненависти растут наши с вами дети. И как будет чувсвтовать себя человек, с пеной у рта ругающий иноверцев, когда его ребенок погибнет от их руки? Очень часто так и происходит и никто не задумывается, что именно он и спровоцировал конфликт. Конфликты между народами будут возникать всегда, этого не избежать, но надо избежать одного: чтобы жертвами разборок взрослых политиков не стали дети.

Смешанные браки в России | Блогер zucotuco на сайте SPLETNIK.RU 2 июля 2019

 Смешанный брак — брак между супругами, принадлежащими к разным расовым или этническим группам, религиям, социокультурным группам.

Смешанный брак показывает дистанцию между народами, чем она больше тем труднее в него вступить.

Ограничивающие факторы: Этническое происхождение, религия, менталитет и быт. Так например в советское время количество смешанных браков в Молдавии достигал до 30%, в то же время в Таджикистане не превышал 10%. В 1979 в Азербайджане и Литве количество русского населения было примерно по 20%, но количество смешанных браков  в Литве было в 2 раза больше чем в Азербайджане.

Способствующие факторы: Миграция. Отрыв от «родной земли» ослабевает все сдерживающие факторы. Люди чаще вступают в смешанный брак если долго живут вне своей этнической среды. Например: калмыки редко вступают в брак в республике, но за пределами  количество браков с не калмыками возрастает до 49%.

Однако, долгое проживание на чужой территории и образование диаспор опять снижает количество смешанных браков. Например, в Ростовской области количество смешанных браков армян с русскими меньше чем в Москве.

Городское население менее консервативно чем деревенское.

В царской России редкостью были браки не только между разными народами, но и между славянским населением разных сословий. После революции 1917 такие запреты были сняты, но смешанные браки были редкостью до Великой Отечественной войны. Перемещение больших масс населения, пропаганда единого образа жизни привели к тому, что смешанные семьи стали массовым явлением.

В 1950 их доля достигает 10%. В 1959 г. их количество составляло 5,2 млн. или 10,2% всех браков в стране, то в 1979 г. — 9,9 млн. или 14,9%, а в 1989 г. — 12,8 млн. или 17,5%.

Дагестан.

 По данным Всесоюзной переписи населения в 1979 г., здесь было 10%  смешанных браков. Из них 23% были между коренными национальностями, 23% между мужчинами коренных национальностей и русскими, украинскими, белорусскими женщинами. 

Сегодня в Дагестане процент смешанных браков примерно такой же как и в России, около 14%. Заключаются браки между коренными народностями. Самые толерантные кумыки (как и в советское время), самые консервативные чеченцы. Мужчины чаще вступают в смешанный брак.

Чечня.

Чеченцы, как и советское время,  являются одной из самых консервативных народностей России. Смешанные браки в советское время не превышало 4%. Сегодня этот процент не превышает 4%.  В самой Чечне смешанные браки не регистрируются вообще,  за пределами 4%. Чеченские женщины не выходят замуж за инородцев (даже внутри одной религии). 

Татарстан.

 Русские князья брали в жены татарок еще со времен Ивана Грозного.  А в  1906 татарский  писатель и богослов Ризаэтдин Фахретдин, он был обеспокоен тем, что образованные татарские юноши выбирают себе в жен девушек другой веры. Он требовал повышать образовательный уровень татарок и организовывать совместный досуг для юношей и девушек. Татарские юноши из за запрета общения с мусульманками до брака все чаще  выбирали себе в жены русских, польских и еврейских жен. А их дети уже не считали себя татарами.  

 В советское время браки русских с татарами  составляли примерно 10%. 

 В республике процент смешанных браков равен общероссийскому 10-14%. В смешанные браки вступают как мужчины так и женщины. 10% предпочитают в качестве супруга человека русской национальности, 4%- другие.

Башкортостан.

За 2017 год среди городского населения было зарегистрировано 38% смешанных браков. Башкиры чаще всего вступают в брак с татарами, а потом с русскими. Чаще регистрируются браки башкирского мужчины с русской женщиной. Башкирские женщины предпочитают выходить замуж за мужчин своей национальности. Средний процент смешанных браков равен 10%.

Бурятия.

В Бурятии (2007) количество смешанных браков равно общероссийскому и не превышает 10-13%. В смешанный брак чаще вступают бурятские мужчины и русские женщины.  Отмечается рост браков бурятских женщин с гражданами Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Армении.

Саха (Якутия).

Процент смешанных браков не превышает 9%. Низкому проценту смешанных браков способствует компактное проживание якутов  и вымывание русского населения.

Браков с гражданами Китая, Южной Кореи, Японии в Амурской области, Хабаровском крае, Забайкалье  с 1998-2003 было зарегистрировано 256. Что составило 0,0001% от числа всех зарегистрированных браков.

Самое низкое количество смешанных браков среди Чеченцев, Ингушей, Калмыков и Тувинцев. Самое большое количество смешанных браков среди Коми, Мордвы, Удмуртов — 40%. Что легко объяснимо, так как население этих республик объединяет религия, быт, менталитет и фенотип.

В советское время русское население предпочитало вступать в брак:

30-35% с украинцами

11% с евреями

10% с татарами

9% с белорусами

8% с армянами, грузинами

10% с  народами Прибалтики, немцы.

Москва и Санкт-Петербург (1955-2005).

Москва и Санкт-Петербург (2012).

Москвичи и петербуржцы в ступали в смешанные браки:

35,4% — с украинцами

9,6% — с молдаванами

8,9% с армянами

Далее по убывающей шли браки с гражданами Узбекистана, Азербайджана, Белоруссии, Таджикистана, Грузии.

В период с 2002 по 2012 снизилось количество браков с украинцами и грузинами, и увеличилось с армянами, молдаванами.

Браки с представителями дальнего зарубежья — турки, немцы, американцы, израильтяне, британцы, итальянцы. 

«За» и «против» межнациональных браков выступает примерно одинаковое число россиян — в диапазоне от 30% до 35%.

Как видите предпочтения русских не сильно изменились с 1955. Лидерами по прежнему являются украинцы, остается неизменной доля браков с татарами 10% .

Русские мужчины более консервативны чем русские женщины. 30% женщин готовы вступить в брак с супругом не русской национальности и  только 10% мужчин.

В смешанном браке также существует Асимметрия по полу. У разных народов разное отношение к смешанному браку мужчин и женщин. 

30%  армянских мужчин состоят в браке с женщиной другой национальности. 10%  женщин.

40% грузинских мужчин и женщин на территории России состоят в браке с супругами другой национальности.

22%-37% (в разные годы) азербайджанских мужчин в России женаты на русских женщинах, и только 10% женщин состояли в браке с супругами другой национальности. 

PS. Статистика отмечает что идет тенденция на снижение смешанных браков, 16,4 % в 2002 до 14% (крупные города) в 2012, до 11% (по стране). Снижению  количества браков способствуют рост националистических настроений, рост влияния религий, рост диаспор (мигранты стали приезжать семьями или привозить женщин с родины).

 

 

 

 

Обновлено 03/07/19 04:45:

                                                    Уважаемые комментаторы!

                              Где в этот посте увидели расизм и ксенофобию?

Этот пост про статистику, которую ведут во всех странах. Например, ее ведут  в Сша и Юар, где расовый вопрос стоит в тысячу раз острее чем в России.  Такую статистику ведут в Казахстане и в Азербайджане, при чем более тщательно чем в России.

  Если в стране есть браки, тем более смешанные их нужно считать.  

 

Межэтнические браки. Межнациональные браки | umma.ru

Можно ли в вопросе женитьбы ослушаться родителей, то есть жениться или выйти замуж за человека, чья кандидатура не устраивает родителей? Так как я живу на Кавказе, то эта проблема актуальна из-за национальных и сословных предрассудков.

Сложно однозначно сказать. Каждая ситуация индивидуальна. Игнорировать мнение родителей, тем более в вашем возрасте, я не стал бы. Принимая решение, следует взвесить все «за» и «против» пред Богом, обществом и своим прогнозируемым будущим. Чувства и эмоции не должны ослепить и все перевесить.

Родственники молодого человека, мусульманина, настаивают на том, чтобы он женился на девушке своей национальности, а его возлюбленная не подходит по этому критерию, хотя она мусульманка. Как он должен поступить? Жениться без любви по воле родни или последовать велению сердца? Руслан.

Родственники никогда не пожелают плохого, а тем более родители. Ваш вопрос требует сугубо индивидуального подхода.

На веление сердца в вопросе создания семьи никогда не стоит полагаться полностью, это рано или поздно уйдет на второй план перед глубокими чувствами к родителям, близким людям, растившим вас. Или, предположим, завтра вам может понравиться другая девушка, вы что, побежите за нею, «следуя велению сердца»? Нет конечно же. Вы ведь будете понимать, что у вас уже есть семья, есть великая ответственность пред Всевышним за спокойствие и благополучие домашнего очага.

Вместе с вашей мамой или отцом (в зависимости от того, кто вам более близок в обсуждении такого рода вопросов, кто более чутко и полно способен понять вас), а может, и сразу с обоими, сядьте спокойно ближайшим тихим вечером за чашкой чая и обстоятельно поговорите на эту жизненно важную тему. Возможно, они излишне ограниченно смотрят на данный вопрос, но очень даже вероятно, что сейчас ваши чувства заглушают доводы здравого разума и житейской рассудительности. Вы ведь должны учитывать, что, как представителю определенного народа, вам необходимо сохранить национальные обычаи, традиции и язык внутри своей семьи. Дух религиозной практики и праведности также должен быть сохранен и развит. Взаимопонимание, благоприятная атмосфера для воспитания нового поколения и многое другое — все это нужно учесть.

Я, например, больше сторонник общности будущих мужа и жены в вероисповедании, а также и в вопросе национальности. Так как это способствует, как мне кажется, дополнительному облегчению и без того нелегкой жизни. Согласен, что в любом правиле есть исключение, которое также верно и подходяще. Именно это вам и нужно решить с родителями в спокойном общении за чашечкой чая.

Моя мама категорически против нации моего жениха. Она даже и слышать не хочет ничего, когда я ей объясняю, что неправильно обвинять весь народ в чем-то. В каждом народе есть хорошие и плохие люди. Так вот, можно ли нам, не спросив ее разрешения, совершить никях, а потом уже всем об этом объявить? Я не хочу расстраивать свою маму, но и терять этого человека тоже не хочу. Как нам быть? Амина.

Сложно однозначно что-то сказать. А каково отношение к вашему выбору вашего отца или близких родственников-мужчин? Если вам меньше двадцати лет, то все-таки мнение родителей решающе для вас. Если же вам больше двадцати (а тем более — двадцати пяти), то найдите весомые аргументы в пользу вашего жениха. Аргументы, доказывающие необходимость данного замужества (например, воспитан, не пьет, не курит, не гуляет, в состоянии обеспечить семью и т. д.). Ведь нормального жениха без вредных привычек сегодня не так уж и просто найти. Не будьте категоричны, старайтесь соблюдать предельную тактичность и дипломатичность. Надеюсь, вы знакомы с родителями жениха? Пусть они увидятся с вашими родителями. Общение и знакомство ваших с женихом родных и близких играет очень важную роль в последующем семейном благополучии.

Я познакомился с девушкой, у нас с ней хорошие отношения. Мы хотим соединить наши судьбы. Ее родители не против этого союза, но мои родители (особенно мама) категорически против. Вся проблема в том, что девушка не моей национальности (я — туркмен, она наполовину казашка, наполовину татарка).

Уважаемый имам, что вы посоветуете, какое решение надо принять — жениться или отказаться от этого союза? Я понимаю, что надо слушаться родителей, даже слова «тьфу!» нельзя говорить. Дауд.

Если она хороший человек, подходит по характеру и мировоззрению, тогда убедите свою маму в верности выбора. Матери обычно очень критичны к невесткам, а потому некоторые молодые люди не женятся и до 30 лет, а кто-то аж до 40. Примите это в расчет.

Я русская, мой молодой человек татарин. Он исповедует Ислам. Я тоже приняла Ислам. Мы встречаемся почти три года, но его родители не дают согласие на наше бракосочетание в загсе и в мечети. Согласны только, чтобы мы снимали квартиру и жили вне закона мирского и религиозного. Мы так не хотим. Подскажите, можем ли мы провести никях (бракосочетание) без согласия его родителей или это будет неправильно? Мои родители хотят, чтобы мы были счастливы и не имеют ничего против. Я хожу в медресе почти год, но мне почему-то стыдно спросить об этом у нашего почитаемого хазрата. Вера, 22 года.

Если он уже самостоятельный человек, тогда вы можете стать полноценной семьей без согласия его родителей, тем более что вы встречаетесь уже три года. Пора стать нормальными мужем и женою с соответствующими функциями и обязанностями.

Я вышла замуж за пакистанца. Мы вместе учились в институте. Тогда я еще не была мусульманкой. Он не получил согласия своих родителей, но очень настаивал на свадьбе. Мы прочитали никях, через год я приняла Ислам. После этого я поняла, как важно согласие родителей, и очень забеспокоилась. Он всегда говорил, что все будет хорошо и они примут нас. Еще через год мы зарегистрировали брак в загсе.

Потом через год он уехал, я закончила учебу и поехала к нему. Я познакомилась с его мамой, сестрой. Отца в то время не было. Муж не познакомил меня с братом старшим (боялся). Я пробыла там три месяца, и муж отправил меня домой. Сказал, что надо еще подождать, пока они не согласятся. Сейчас у нас сын, ему два года. Муж так его и не видел. Обещался приехать, но все не получалось, находились важные причины.

Думаю, просто он не смог пойти против родителей. Они знают, что у нас есть ребенок, но им наплевать. Муж не обеспечивает нас, хотя и говорит, что любит и обязательно мы будем вместе. Я уже давно задумываюсь о разводе. Недавно его друг ездил в Пакистан, и муж уверил его, что приедет очень скоро и чтобы я не разводилась с ним. Но сам друг не верит ему. Скажите, как мне поступить? Забыть, вычеркнуть из жизни и развестись? Или убеждать, ждать, терпеть, дать еще время? Я ведь не требую оставить родителей. Я всегда говорила ему: заботься так, как считаешь нужным. Надежда.

Спросите свое сердце, разум, а не эмоции. Думаю, это поможет. И все-таки советую инициировать развод через загс и серьезно подумать об обустройстве нормальной семейной жизни.

У меня сложилась ситуация, из которой я не вижу выхода. Я дружу со своей девушкой полтора года. За это время мы очень сильно полюбили друг друга и хотели бы быть вместе всю жизнь. Моя девушка тоже мусульманка, но другой национальности. Вся проблема — это настояние родителей на том, чтобы моя жена была нашей национальности. Я не могу пойти против своих родителей, но и со своей любимой расстаться тоже не смогу. Хочу подчеркнуть, что мною движет не порыв чувств, а разум. Возможно, вы скажете, что родительская позиция приоритетнее, но есть какой-нибудь выход из данной ситуации?

Найдите подходящий момент и познакомьте ее со своими родителями. Постепенно убеждая их и, если последует благословение, не откладывая в долгий ящик, женитесь на своей возлюбленной.

Поставьте перед собой цель. Неустанно и размеренно идите к ней, и вы ее достигнете, если будете терпеливы, вежливы и дипломатичны.

Я русская мусульманка. Тимур — человек, которого я очень люблю, — татарин. Мы встречаемся четыре месяца, не совершая ничего запретного. Разговоры у нас о будущей жизни, о семье, о детях. Но дело в том, что его родителей и всех родственников очень сильно тревожит вопрос национальности. Вчера я познакомилась с его папой. Он сказал, что я ему очень понравилась, но все же… я не татарка. К сожалению, примеров благополучных смешанных браков нет. Тимур меня приобщает к татарской культуре, и я сама рада учиться, стремиться к сохранению духа религиозности и татарской культуры в семье, для меня это тоже важно, ведь я хочу быть частью целого. Но! Папа Тимура попросил его отказаться от любви ко мне, перетерпеть боль и забыть… А я этого сделать не могу. Мы вместе с Тимуром постоянно духовно развиваемся вместе. А ответ — «нет»! Я знаю, насколько важно мнение родителей, и мой молодой человек никогда не пойдет против их воли. И я, естественно, тоже не хочу разъединять семью, у меня только добрые намерения. Оксана, 23 года.

Оставьте все как есть. Не торопите события. Время покажет и расставит все по своим местам. Возможно, пиковое состояние чувств пройдет, и вы сможете более объективно и с учетом перспективы взглянуть на происходящее. Тимур сможет убедить родителей, если вы на самом деле являетесь родственными душами.

Я вознамерился жениться на девушке, но ее родители против лишь из-за того, что я другой национальности. Я бы очень хотел видеть в этой девушке свою жену. Чувствую, что она является моей судьбой. Что делать? Можно ли жениться без их согласия? Эта девушка религиозная, одевается подобающе мусульманке, но ее родители препятствуют этому. Если бы мы поженились, то она смогла бы свободно соблюдать религиозные требования.

А как ваши родители относятся к данному намерению?

Считаю, что очень часто мы сами создаем себе проблемы, особенно когда усердно идем на поводу желаний, не стараясь призадуматься, все взвесить, проанализировать предполагаемые последствия.

Думаю, что если вы, ваша знакомая и ее родители являетесь достаточно разумными людьми, то нет сложности в том, чтобы вместе найти выход из сложившейся ситуации. И конечно же, не теряйте чувство мужского достоинства. Не гордыни, а достоинства.

Я русский, но мама говорит, что у нас в роду были мусульмане, и вера передалась мне по крови. Я учу молитвы, совершаю намазы, выплачиваю закят. Мой вопрос: я хочу жениться на правоверной, чтобы она совершала намазы, была покрыта и жила по законам Божьим. Но, к сожалению, у нас нет знакомых мусульман. Я пытался знакомиться, но от меня отворачиваются, потому что русский. Можете посоветовать, как мне быть? Как найти себе жену? Я не могу выбирать среди неверующих. Ахмед.

Самой подходящей для вас невестой будет русская-мусульманка. Таковых религиозно-практикующих девушек даже больше, чем юношей. Думаю, вам не составит большого труда найти ее. Главное — желание, с надеждой на милость Всевышнего, и некоторое количество усилий в этом направлении.

Он мусульманин, а я была христианкой. Мы поженились, как полагается по Исламу. У нас начались проблемы из-за того, что женщина должна полностью подчиняться мужчине, а я не считаю, что это правильно, я по-другому воспитана. Еще, например: мой муж очень гостеприимный человек, а я, наоборот, люблю побыть в одиночестве. Мой муж по национальности чеченец, и у них не положено мужчине помогать женщине по хозяйству. Мне тяжело, у меня маленький ребенок, надо смотреть за ним, а у мужа постоянно гости и мне надо все успевать. Я перестала молиться. Стала очень раздражительной, нервной, часто бывают истерики. Я пыталась объяснить мужу, что мне нужно время, чтобы я пришла к Исламу и что мне нужна помощь, но он хочет все сразу. Сейчас мы хотим разводиться. Пожалуйста, посоветуйте, что делать? Анастасия, 23 года.

Лучше будет помириться и не брать на себя больше того, что вы можете вынести. По-доброму найдите общий язык.

«Совместная жизнь — это столкновение двух микрокультур. Пара призвана создать общую культуру, и раздражение возникает, когда другой проявляет свои особенности… С того момента, как движение навстречу друг другу замедляется или останавливается, ущерб от приступов раздражения становится больше»[1].

Ситуация такова, что я — грузинка, христианка, мой молодой человек — чеченец, мусульманин. Единственная причина, по которой он не может на мне жениться (даже когда я приму мусульманство), это то, что у него в роду так не принято. Ему можно жениться только на чеченке. Как быть? Тамара, 24 года.

Если он убежден, что брак между вами не может быть заключен, тогда необходимо прервать с ним все отношения и побеспокоиться о своем замужестве. Не успокаивайте себя сложившимися добрыми отношениями, если у них нет семейной перспективы. Постарайтесь забыть о нем навсегда.

Не проявляйте легкомыслия, вы ведь все-таки чья-то будущая жена и мать. Если ваш друг будет настаивать на продолжении отношений, говоря, что «авось получится», тогда незамедлительно познакомьтесь с его родителями, родней, и ваши глаза откроются на истинное положение дел. То, что можно сделать сегодня, не стоит оставлять на завтра.

Мой брат женился на русской девушке, которая приняла Ислам, но сразу после женитьбы она перестала соблюдать минимальную религиозную практику и возобновила свой старый образ жизни. Мы его убеждали развестись, но он не решился. Сейчас говорит, что она покаялась, и поэтому он будет с ней дальше жить. Как нам быть? Саид.

Он должен поступить так, как ему кажется правильнее. Постороннему человеку, не знающему всех нюансов, сложно что-то посоветовать.

Как быть двум приверженцам Сунны, если они хотят вступить в брак, твердо определившись во взаимном выборе. Но отец девушки запрещает ей выходить за парня из-за того, что тот является представителем другого народа и другой местности, хотя все они кавказцы. Может ли девушка сама выбрать себе опекуна (помимо отца) из числа праведных мусульман с тем, чтобы тот выдал ее за желанного? Ее отец, считая себя мусульманином, не совершает намаз и может насильно отдать ее замуж за другого. Ведь он является по крайней мере фасиком (грешником)? Муслим.

Предполагаемому жениху необходимо найти общий язык с ее отцом, относясь к нему не как к «фасику» (грешнику), а как к тому, кто воспитывал, растил, опекал, берег свою дочь, будущую невесту, на протяжении многих лет. Так вот, он, беспокоившийся о ней все эти годы, хочет отдать ее в надежные руки. Докажите ему свою надежность, воспитанность, исключив вопрос религиозности, в котором вы еще зелены, до конца не созрели. Зрелость человека, кстати, определяется его серьезными жизненными успехами и достижениями.

Необходимо пообщаться с ним как со старшим, а не как со сверстником-ровесником, и убедить его в своем трудолюбии и порядочности. И сделайте ему, например, дорогой подарок, чтобы расположить к себе. Узнайте у вашей подруги, о какой машине ее отец мечтал, и подарите ее ему как добропорядочный щедрый мусульманин.

Шамиль, во всех своих ответах вы пишете о том, что жениться надо на человеке своей национальности, иногда складывается мнение, что это главный критерий! А вовсе не степень веры человека и не чувства людей. Мне кажется, это неправильно. Амир.

Реалии таковы, что зачастую даже люди одной национальности не могут ужиться вместе и прийти к семейной гармонии и пониманию, что тогда говорить о разных… Степень веры, набожности может быть одна, а менталитет — разный, и сыграет это не последнюю роль в совместной жизни.

Но замечу, когда избранник обладает положительными человеческими качествами, отличительные черты менталитета, присущие его народу, не помешают созидательному благополучию семейной жизни. В другом же случае, если в избраннике обнаруживаются плохие черты характера, то включается индикатор его национальной принадлежности (хотя эти черты могут быть присущи лишь ему, а не его народу), и все сводится к тому, что причина всех ссор и размолвок — национальность. Нередко из-за этого распадаются межнациональные семьи.

В межнациональном «союзе» оба (муж и жена) должны идти навстречу друг другу и вырабатывать ту общую культуру, которая их сближает. «Своя» таким образом отчасти теряется в этом.

Вам выбирать, как поступать. Нужно лишь проанализировать все плюсы и минусы, сделать все возможное и положиться на милость Творца, особенно в том, что вне наших сил.

Я живу с мужчиной из Египта, мы вместе уже десять месяцев. Я приняла Ислам почти год назад. До этого моя жизнь была не очень хорошей, и у меня были мужчины до него, но я раскаялась в содеянных грехах и полюбила этого человека всем своим сердцем! Он боится жениться на мне из-за моего прошлого, хотя любит и хочет быть со мной. Еще его родители могут быть против меня. Ну и просто он мне говорил, что если мы поженимся и потом вдруг встретим человека, с которым я была… как он будет себя чувствовать? Представляю, очень плохо! Господи, я не знаю, что нам делать. Я же просто умру без него! Зульфия, 20 лет.

Поверьте, таких вешальщиков на уши «слов любви» немало. Рассуждения о том, «что он будет чувствовать, когда встретит человека, с которым вы были», что «родители будут против», — завуалированное отрицание и не планирование чего-то серьезного с вами на будущее. Те мужчины, которые подходят к браку со всей ответственностью и пониманием, «думают» совсем по-иному. Подходите к жизни реалистичнее. Вы молоды, и все хорошее, лучшее у вас еще впереди. Не тратьте свое бесценное время, красоту и энергию на того, кто пользуется вами вот уже десять месяцев, бессовестно прелюбодействуя и не желая брать на себя ответственность за ваше будущее. Прелюбодеяние постепенно выжигает в человеке все святое, его мораль и нравственность, а если они и остаются, то лишь на языке.

Берите будущее в свои руки и, не боясь (вы ведь верующая), шагайте вперед к своему счастью, в том числе семейному!

Я — христианка, но после смерти моей мамочки потеряла веру в Бога и во все, что меня окружает. На тот момент рядом был мой парень, он араб-мусульманин. С его помощью я снова поверила в существование Всевышнего. И думаю, что готова принять Ислам, читаю, изучаю арабский язык. Но так случилось, что ему пришлось улететь в другую страну, и я осталась одна. Когда улетал, он поклялся Богом, что сделает все, чтобы мы были вместе и поженились. Уже десять месяцев его жду. Делаю все, что он говорит, но когда ему что-то не нравится, он хочет расстаться со мной и этим очень сильно меня обижает. Причем никогда не просит прощения. Материально он мне тоже не помогает, обещает что-либо, но потом не делает, находит какие-то причины-оправдания.

Я же не нахожу себе места, очень переживаю и нервничаю, здоровье мое уже ниже среднего. Прощаю ему все, потому что боюсь потерять. Ведь Бог подарил любовь, и мы должны сохранить ее, правильно? Разве можно убивать любовь и отрекаться любя?

Среди знакомых, а они все христиане, не могу найти поддержки, потому что они дают совет: либо расстаться, либо врать ему, живя своей жизнью, делать вид, будто жду. Но как так расстаться на расстоянии, не дождавшись? Галина.

Не бойтесь терять, тогда легко будете находить лучшее. Если вам дороги мусульманские ценности, тогда возьмите их на вооружение в контексте своей жизни и двигайтесь дальше. Чувства — это преходящее, а создание крепкой семьи — это намного большее, светлое, высокое.

Я москвичка, русская, приняла Ислам три года назад. Мой отец погиб, когда мне было два года, осталась только мама. Я — единственный ребенок в семье. Вышла замуж за мужчину не из России, он из Индии (мусульманин), но проживает в Саудовской Аравии. Сейчас я тоже тут. Нет претензий к мужу, он соблюдающий и богобоязненный. Но! Моя мама осталась совсем одна в Москве. Каждый день меня мучают мысли о том, что я оставила ее одну и что вся ответственность лежит на мне. Ей тяжело одной, как работать, чтобы заработать себе на жизнь, так и жить одной. Ей некому помочь, кроме меня. Мама не переедет из Москвы никуда. Уже долгое время я думаю о том, чтобы уехать обратно к маме и быть с ней. Муж на предложения переехать в Москву отвечает, что не готов к этому. Отпускает меня жить к маме. Поэтому я решила уехать обратно и поддерживать маму, так как это мой долг.

С родственниками мужа я не поддерживаю отношения, у них совершенно отличный от моего менталитет, мне не комфортно с ними, у нас нулевое взаимопонимание. Я не представляю, как жить в их среде, чужой и непривычной. Из-за этого мне не хочется иметь детей. Эти мысли, мол, все равно ничего не сложится из-за разных менталитетов, подталкивают меня на отъезд. Правильно ли я поступаю?

Если взвесить все «за» и «против», думаю, вы правы в вашем выборе, правильно поступаете.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Из интервью с сотрудником Национального центра научных исследований в Париже Ж.-К. Кауфманом // Psychologies, апрель 2008, № 26. С. 94–98.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *