Аскеза — Википедия
Аске́за (от др.-греч. ἄσκησις — «упражнение», и др.-греч. ἀσκέω — «упражнять»), или аскети́зм, — методика достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении; молитву; исполнение трудных обетов, порой включающих самоистязание, умерщвление плоти. В Древней Греции слово ἄσκησις имело значение «упражнение тела» или «упражнение ума и воли». В религиозном понимании употреблялось пифагорейцами, позднее — у Филона Александрийского[1].
Аскетические практики встречаются во всех мировых религиях, различных национальных традициях и культурах[2].
В буддизме через аскетизм верующий достигает высшей цели всех живых существ — нирваны[3]. В иудаизме аскетические практики были распространены среди ессеев и терапевтов[4].
В древнейшей части Библии, Ветхом Завете, термин «аскеза» не упоминается, однако описывается обретение благодати через пост, признание в совершённых грехах, покаяние. Среди ограничений называются отказ от вина, воздержание от интимных отношений, умерщвление плоти
В христианстве аскетизм это подвижнический образ жизни верующего на благо христианского общества, избранный сознательно. Более строгое следование христианским законам, духовно-нравственное совершенствование, цель которого — обретение христианских добродетелей и достижение Царства Небесного[1].
В широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый крайней скромностью и воздержанием, самоограничением, прежде всего в удовольствии и роскоши. Следует отличать от вынужденных ограничений, связанных с затруднительными обстоятельствами.
Иудаизм[править | править код]
В иудаизме аскетизм не занимает существенного места, кроме практики поста[6], однако практиковался в некоторых течениях:
Христианство[править | править код]
В христианстве аскеза понимается как устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм — это напряжённое усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.
Христианство восприняло термин из античной культуры в значении напряжения, труда, усилия и упражнения, наполнив его новым духом и смыслом, незнакомым языческому миру.
Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.
По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе ещё не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через её осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.
Святитель Феофан Затворник подчёркивает, что все человеческие подвиги — пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и другие останутся лишь упражнениями, если через них не пройдёт Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нём останавливай своё внимание и сердце, — говорит святитель, — но минуй его как нечто стороннее, — разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслождением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение.
Христианское понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство не заключено в тварной природе человека, и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Совершенство мыслится лишь в Самом Боге, в даре Святого Духа. Отсюда аскеза, как таковая, никогда не становится целью; она лишь средство, лишь проявление свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, аскеза становится наукой, искусством, культурой. Как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность.
Посты, воздержание, бдения, суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира, послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему, отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу втайне», поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать, академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключён в Священном Писании и в творениях святых отцов, целомудрие как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» через пребывание в памяти Божией, мужество, долготерпение и смирение, сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему, вера, как тот же подвиг любви, — всё это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека, но доколе не придёт всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле всё это останется лишь человеческим действием и следовательно — тленным. Всё это понимается в христианстве как аскеза.
В исламе аскетизм обозначается термином зухд (араб. زهد), а аскеты называются захидами[8]. В первые века хиджры аскетические настроения затронули практически все направления ислама. Чаще всего они использовали термины ниск («благочестие», «подвижничество»), кана’а («умеренность и подчинение желаний») и вара’ («крайняя осмотрительность в различении дозволенного и запрещенного религиозным законом»), но в VIII в. эти понятия заменил термин зухд[9].
Тема зухда прослеживается уже в ранних сборниках хадисов, агиографической литературе и суфийских «учебных» сочинениях X—XIII вв. Концепция зухда оформилось в среде видных деятелей раннего мусульманского благочестия (зуххад), среди которых Хасан аль-Басри, Суфьян ас-Саури, Ибрахим ибн Адхам и др. Концепция зухда формировалась, возможно под влиянием христианского монашества, манихейства и индийской традиции, и развививалась в русле суфийской традиции. Суннитское (особенно в ханбалитское) понимание зухда подразумевает подавление страстей путём воздержания от мирских благ, бедности, уменьшения сна и пищи, а также практики «повеления одобряемого и запрещения осуждаемого»
Большинство средневековых исламских богословов прибавляли к своему имени эпитет захид. Ислам запрещает крайний аскетизм и призывает к умеренности в нём. Крайние проявления зухда наблюдались в практике суфиев, приводя к совершенной индифферентности к лишениям и полнейшему квиетизму. Среди таких проявлений: отказ от всего преходящего, сосредоточение на Боге своих помыслов, очищение сердца от всего, что может отвлечь от него[9].
Осознание опасности искушений (тайная гордыня, лицемерие) и введение школой маламатия и аль-Мухасиби методов внутреннего самонаблюдения привели к выработке в суфийской концепции аз-зухд фи-з-зухд («воздержание в воздержании»). Суть этой концепции состоит в том, что суфий освобождается от всего мирского (дунья) и воздерживается от своего воздержания. При этом он достигает состояния, при котором он может безбоязненно обращать внимание на мирскую жизнь и идти дальше по пути познания потустороннего мира (ахират). Это состояние аль-Газали называл «удовлетворенность Богом» (аль-истигна’ би-Ллах)[9].
В современном в мусульманском мире понятие зухд и захид употребляются преимущественно в значении благочестивой жизни и благочестивого человека[9].
В античной Индии обретение могущества и высокого статуса путём аскезы — Тапас было исключительной привилегией брахманов. Аскеза считалась верным способом достичь сверхъестественных сил и даже обрести могущество, позволяющее встать вровень с богами. По легенде, бог богатства Кубера не родился богом, а стал им после многих лет сурового подвижничества. Индийские аскеты практиковали весьма экстремальные формы самоистязания — месяцами держали руки над головой или стояли на одной ноге.
В 29 лет Гаутама Будда присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведёт его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и проводить медитации другим способом.
Он пришёл к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Этот эпизод в жизни Будды часто рисуют на картинах, иллюстрирующих его биографию, в храмах.
Отдельные школы буддизма, однако, используют аскетические практики — Бхикшу — в монастырской жизни. В частности, японская школа тэндай. Аскетизм встречается также в синкретических школах на базе буддизма, например в сюгэндо.
В протестантизме (лютеранство, кальвинизм, пуританизм) формируется мирской аскетизм, который, по мнению Карла Маркса, мотивируется «буржуазной бережливостью».
Аскеза сама по себе не решает проблемы зла и греха, поскольку источник зла лежит не в материи, не в какой-либо «природе», но в свободной воле. Аскезу можно понять положительно и отрицательно. Отрицательная аскеза хочет подавить и уничтожить греховные страсти, не направляя их на положительное творчество[10].
Кроме иудаизма, аскетика не занимает существенного места в религии Бахаи и Зороастризме.
аскеза тела, аскеза речи, аскеза ума
Аскетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что мои аскезы скорее шли мне во вред, а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.
Что такое аскеза?
Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.
Какими бывают аскезы?
Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.
Аскезы Тела:
- питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
- умеренные физические нагрузки,
- паломничества,
- нахождения только в благостных местах,
- чистота тела и одежды,
- простота,
- ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.
Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них — естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.
КайлашАскезы Речи:
- сатья (правдивость),
- не критиковать,
- не обсуждать,
- не злословить,
- не говорить плохо о ком-либо за спиной,
- не перебивать,
- не кричать,
- не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
- избегать споров,
- не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».
Аскезы Ума:
- контроль чувств и эмоций,
- чтение Писаний и размышления,
- джняна-йога,
- самоанализ,
- обуздание чувств,
- усмирение гордыни,
- покаяние (раскаяние),
- почтительное отношение к людям,
- проявление уважения и тому подобное.
Хочу поделиться своим опытом. Аскезы Тела для меня просты и не утруждают так сильно, как аскезы Ума или Языка. Голодание, физические упражнения, ранний подъём и прочие относящиеся к Телу лишения я проживаю достаточно легко и практикую их часто. Раньше даже не задумывалась про существование аскез для Ума и Речи. В астрологии считается, что женщины находятся под влиянием Луны, а мужчины — Солнца. Лунная энергия отвечает за эмоциональность, психическую силу человека, Солнце — это активная энергия действия на физическом плане, страсть и деятельность. Поэтому женщинам советуют выполнять больше аскез именно Ума и Речи, в то время как мужчинам — Тела, что увеличивает их Солнечную силу. Действительно, выполняя мужские аскезы, я чувствую в себе напряжение и раздражительность, несмотря на то, что сами аскезы даются легко.
Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой — «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.
На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари — жены Дхритараштры из Махабхараты.
ГандхариОбраз царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было — 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.
В любом случае, аскеза — дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.
Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах — в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития — это аскезы в благости, с целью получения для себя материальных благ — в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других — это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой — сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.
Какие плоды от аскез мы можем получить?
- Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
- Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
- Получение материальных или духовных благ — удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.
В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.
Цель аскезы.
Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.
Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:
Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
— Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! — с достоинством заявил человек.
— А с каких это пор, — удивился Бог, — страдания стали считаться заслугой?
— Я носил власяницу и вервие, — упрямо нахмурился человек. — Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами…
— Ну и что? — заметил Бог. — Я понимаю, что ты страдал — но за что именно ты страдал?
— Во славу твою, — не раздумывая, ответил человек.
— Хорошенькая же у меня получается слава! — усмехнулся грустно Господь. — Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание… Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
— Так что с моей долей? — напомнил о себе человек.
— Страдал, говоришь, — тихо произнёс Бог. — Как тебе объяснить, чтобы понял… Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал…
— А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!
Как совершать аскезы?
Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, — всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, — знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).
Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).
Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:
Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».
Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».
Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».
Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше — вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри — 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.
«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)
«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:
Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.
Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.
В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза — следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайшу — хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры — служение» (XI 236).
Пусть все живые существа будут счастливы!
Что такое аскеза для мужчин и женщин простыми словами. Суть, виды
Люди, занимающиеся самосовершенствованием и саморазвитием, прекрасно знают, что существует множество инструментов, которые можно использовать с этой целью. Одним из таких инструментов является аскеза.
Многих из нас хоть что-то, но слышали об аскетизме. Но большинство совершенно не понимает, в чем заключается смысл данной духовной практики, и не осознает, какую пользу можно получить, если систематически практиковать одну или несколько аскез. Многие думают, что аскетизм – это что-то плохое и негативное, ведь эта духовная практика требует от человека покинуть зону комфорта и начать заниматься тем, чем ему заниматься совершенно не хочется. На самом деле аскеза – это полезное занятие, которое способствует личностному росту и духовному развитию.
Чем же является аскеза? В чем заключается её суть? Какие виды аскезы существуют? Какую пользу можно получить, если начать её практиковать? В данной статье обсудим эти и другие важные вопросы, касающиеся аскезы и её влияния на нашу жизнь.
Аскеза: что это такое простыми словами?
Аскеза – это инструмент саморазвития и духовная практика, которая предполагает добровольный выход из зоны комфорта и осознанное вхождение в зону психологического, физического или любого другого дискомфорта. Аскеза требует от человека определенных усилий, иначе у него вряд ли получится добиться видимых результатов.
Рассматривая данное понятие, сложно не заметить, что основной акцент делается на таких словосочетаниях, как «добровольный выход» и «осознанное вхождение». Человек, практикующий аскезу, не должен страдать и терпеть какие-то неудобства только потому, что ему это зачтется в другой жизни. К данному вопросу необходимо подходить смиренно и спокойно.
Чем больше смирения и спокойствия вы продемонстрируете во время аскезы, тем быстрее и эффективнее начнете меняться в лучшую сторону. Если же к аскезам вы будете относиться как к какому-то обременительному, негативному и лишающему вас земных радостей занятию, то вы не только не будете самосовершенствоваться, но и превратите свое существование в ужасную пытку.
Эксперты утверждают, что аскезу с пользой для себя могут практиковать только те люди, которые предельно ясно понимают и четко осознают, что благодаря этому инструменту саморазвития они смогут эффективно расти в духовном плане, накапливать внутреннюю энергию и становится более совершенной личностью.
В чем заключается суть аскезы?
Любой среднестатистический человек может задать резонный вопрос: «Зачем мне добровольно отказываться от радостей жизни и принуждать себя заниматься тем, что меня совершенно не радует и не привлекает?». Ответ на этот вопрос очень прост! Причинять себе неудобства, создавать дискомфорт и испытывать физические или душевные страдания необходимо для того чтобы укрепить свою силу воли и накопить внутреннюю энергию.
Сила воли – одна из самых важных качеств любого человека. Если человек обладает силой воли, то может без труда разобраться с любой жизненной проблемой, решить любую поставленную перед ним задачу, преодолеть любую трудность. Только обладающая мощной силой воли личность имеет высокий уровень стрессоустойчивости, не страдает от нервного перенапряжения, может быть уверенной в себе, своих силах и возможностях. Сила воли помогает создать в сознании образ победителя!
Внутренняя энергия – мощная сила, которая дарит нам уверенность и ясность, позволяет генерировать новые идеи, творить и созидать, зажигает наш внутренний огонь, дает нам силы двигаться дальше и совершать реально стоящие действия. Благодаря внутренней энергии мы преодолеваем все возникающие на нашем пути препятствия, ощущаем себя сильными, смелыми и самодостаточными, стремимся к более качественной жизни.
Без внутренней энергии или внутреннего огня человек будет испытывать апатию, лень, раздражение и неуверенность в собственных силах, поэтому никогда не сможет воплотить свои мечты в реальность. Люди, не имеющие силы воли и внутренней энергии, всю жизнь топчутся на одном месте, так как не знают, куда им двигаться дальше, чтобы реализовать свой внутренний потенциал и создать что-то важное.
Кому рекомендовано практиковать аскезу?
1. Специалисты рекомендуют данную духовную практику тем людям, которые всю жизнь потакают своим бесконечным потребностям и желаниям. Такие люди страдают от недостатка силы воли и не накапливают внутреннюю энергию.
2. Аскеза как инструмент саморазвития и самосовершенствования поможет вам в том случае, если вы не умеете преодолевать жизненные трудности, а любое возникающее на вашем жизненном пути препятствие воспринимаете как ужасную трагедию, бороться с которой у вас нет ни сил, ни желания. Аскетизм научит вас доводить начатые дела до логичного конца.
3. Если вы испытываете неуверенность в себе, своих силах и завтрашнем дне, не можете самостоятельно принять важное решение, чувствуете, что не управляете своей жизнью, являетесь мнительным и постоянно испытывающим разного рода сомнения человеком, то аскеза – это именно то, что вам нужно! Благодаря аскезе вы начнете воплощать свои мечты в реальность, станете более дисциплинированной, ответственной, серьезной и мудрой личностью.
4. Практиковать аскезу следует и тем людям, жизнь которых основана только на чувствах и эмоциях. Чтобы стать духовно развитой личностью, необходимо мыслить рационально. Не зря Будда утверждал, что одержать победу в любой битве сможет только тот человек, который сумел победить самого себя!
5. Люди, практикующие аскезу, рассказывают, что данная практика не только помогла им побороть лень и апатию, но и наполнила их жизнь истинной радостью и счастьем. Что-то подобное мы испытываем тогда, когда удовлетворяем одно из наших бесконечных желаний или потребностей. Но позитивные эмоции от аскезы, в отличие от позитивных эмоций от удовлетворения сиюминутной потребности, длятся намного дольше, заряжают нашу жизнь внутренней энергией, мотивируют двигаться дальше и добиваться поставленных целей, дарят дополнительный заряд бодрости. Поэтому отдать предпочтение аскезе стоит и тем людям, которые устают на работе и все свободное время проводят на диване у телевизора или на кухне у холодильника.
6. Надоело испытывать упадок сил? Не хотите чувствовать себя обессиленным и подавленным человеком, который всю свою жизнь бегает по кругу и не получает от этого никакого удовольствия? Тогда тренируйте свою силу воли при помощи аскез! Силу воли можно сравнить с мышцей, а аскезы – с гантелями, благодаря которым можно эту мышцу накачать и укрепить!
Три вида аскез
Буддисты и йоги утверждают, что существует три вида аскез: аскезы Ума, Речи и Тела.
Аскезы Ума отвечают за психическую силу и здоровье человека. К ним относятся такие аскезы, как контроль эмоций и чувств, обуздание эмоций и чувств, смирение, покаяние, уважительное отношение к другим людям, проявление доброты по отношению к другим людям, самоанализ, раскаяние, размышления, чтение Священных Книг, осознание основоположных законов и принципов Вселенной и т.д.
Аскезы Речи помогают избавиться от негативных и деструктивных мыслей, очищают душу от скверны, учат относиться к другим людям более толерантно, терпеливо и спокойно. К данному виду аскез относятся такие аскезы, как избавление от критики, разного рода обсуждений и осуждений, отказ от злословия, сплетен, криков, перебивания собеседника, споров, избегание «насильственных» разговоров с собеседником, которому такие разговоры совершенно не интересны.
Одна из главных аскез Речи – отказ от переубеждения кого-либо в чем-либо. У каждого человека свой путь. Мы можем только поделиться с другими людьми той информацией, которая для нас является ценной и важной, но у нас нет никакого права заставлять кого-либо разделять нашу точку зрения!
Аскезы Тела существуют не для того чтобы навредить физическому телу или удовлетворить какие-то мазохистские наклонности. Самоистязание, фанатизм, мазохизм или садизм к аскетизму не имеют никакого отношения. Задача аскез Тела заключается в том, чтобы укрепить силу воли, накопить достаточно внутренней энергии для достижения поставленных целей и научиться контролировать свои чувства, эмоции и желания.
К аскезам Тела относятся такие аскезы, как отказ от вредной и препятствующей духовному развитию пищи, паломничество, молитва, физические нагрузки, нахождения в местах с хорошей и позитивной энергетикой (благостные места), чистота одежды, чистота тела, простота, скромность, контроль страстей, отказ от насилия и т.д.
Простые аскезы для мужчин
У каждого мужчины в жизни должна быть цель. Представитель сильного пола, который бесцельно проживает свою жизнь, никогда не сможет духовно развиваться и стать более совершенной личностью.
Простенькие аскезы для ранее не знакомых с этой духовной практикой мужчин помогут укрепить силу воли, зажечь внутренний огонь и избавиться от постоянного чувства усталости, апатии и ненужности.
Молитва или общение с Вселенной
Молиться или общаться с Вселенной каждый день? Большинство мужчин ответит, что в этом нет ничего сложного. Но речь идет не об автоматическом воспроизведении определенных слов молитвы, а об осознанном общении с Высшими силами!
Если постоянные бытовые дела, загруженность на работе, усталость и другие внешние или внутренние факторы не позволяют вам освободить хотя бы 10 – 15 минут в день, чтобы остаться наедине со своими мыслями и обратиться к Божественным силам, то эта аскеза – именно то, с чего вам нужно начинать знакомство с данной духовной практикой.
Поначалу вы с удивлением заметите, что 10 – 15 минут на молитву – это не мало, а очень много. Вы будете заниматься всем, чем угодно, лишь бы хоть на полчасика оттянуть момент, когда вам нужно будет сосредоточиться на своих мыслях и начать сокровенный разговор. Если продержитесь хотя бы 2 – 3 недели, то сможете не только укрепить силу воли, но и осознаете, что ваше «я» — это не тело, в котором есть душа, а душа, поселившаяся на некоторое время в физическом теле.
Холодный душ каждое утро
Холодный душ каждое утро? Большинство мужчин, проснувшись утром и покинув теплую постель, мечтает лишь об этом – опять оказаться в постели! Особенно в холодное время года, когда в квартире, по сравнению с кроваткой, намного прохладнее. Но не стоит забывать о том, что аскеза – это добровольный выход из зоны комфорта. Хотелось бы, чтобы сила воли укреплялась сама по себе, но это так не работает!
Только те занятия, которые требуют усилий ума и воли, можно по праву назвать важными и нужными. Именно такие занятия наполняют жизнь смыслом и мотивируют двигаться дальше. Все остальные дела – обычная суета, которая отвлекает от реально важных и способствующих личностному росту дел.
Простые аскезы для женщин
Многие представительницы прекрасного пола любят давать себя разные обещания, которые, как и обеты, относятся к аскезам. Но женщина, которая решила запретить себе что-то делать или планирует добровольно заниматься тем, чем заниматься ей совершенно не хочется, должна обладать железной силой воли и высоким уровнем самодисциплины, иначе обещания так и останутся обещаниями. Именно поэтому для многих девушек тот заветный понедельник, который должен символизировать собой начало новой жизни, так никогда и не наступит.
Если вы начнете практиковать аскезы, то в ближайшем будущем поймете, что походы по магазинам, бесконечные разговоры по телефону с подружкой, посиделки с коллегами, онлайн-игры и общение с ненужными вам людьми отвлекает от реально важных и полезных занятий. Если дело, которым вы занимаетесь, не способствует вашему внутреннему развитию, то такое дело нельзя назвать полезным или важным.
Отказ от переедания
Многие женщины, независимо от возраста, социального статуса и данных себе обещаний, приходя домой с работы, не могут отойти от холодильника, пока не съедят все, что в нем находится. И глупо ждать какого-то принца на белом коне или супермена, который вдруг материализуется на вашей кухне и скажет вам, что вы поступаете очень плохо. Только вы сами сможете помочь себе.
С помощью данной аскезы, практиковать которую поначалу очень тяжело, а иногда и невыносимо, вы не только перестанете подвергать свой организм колоссальной нагрузке, но и сможете избавиться от пары-тройки лишних килограммов и нескольких сантиметров на талии.
Проснуться на час раньше обычного
Всегда хотели рано ложиться спать и рано просыпаться, чтобы иметь достаточно времени на все те дела, которые вы себе запланировали? Почему бы и нет? Данная аскеза поможет вам добиться необходимого результата.
Отправляясь в царство Морфея, многие женщины обещают себе, что завтра обязательно проснутся раньше обычного, не спеша выпьют чашечку чая или кофе, выделят немного времени на медитацию, утреннюю пробежку или зарядку, а затем нормально соберутся и пойдут на работу в отличном расположении духа или же займутся решением текущих задач. Но, проснувшись утром после третьего звонка будильника, большинство из них понимает, что выполнить вчерашнее обещание не так уж просто и легко.
Если вы на протяжении 2 – 3 недель будете себя заставлять просыпаться хотя бы на час раньше, чем обычно, то через некоторое время с удивлением заметите, что это занятие не только больше не вызывает у вас никакого внутреннего сопротивления, но и стало частью вашей обычной жизни.
Не верите? Начните практиковать аскезу и убедитесь в этом сами!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое аскеза, как сочетать её с ахимсой
Кто различает: что заслуживает — не заслуживает внимания, следует — не следует делать,
Бхагават-Гита 18:30
надо – не надо остерегаться, что есть рабство — свобода, — кто различает это,
тот имеет развитое сознание и пребывает в саттве.
Прежде всего, в любом деле необходимо начинать с себя: хочешь сделать мир лучше — начни развиваться; хочешь любви — излучай любовь; хочешь счастья — стань им. На первый взгляд это может показаться эгоистичным подходом. Однако, именно ощущение себя как частичку всего сущего и является ключом к пониманию окружающего мира. Когда человек отдаёт себе отчёт в том, что он ответственен за себя, за свои поступки перед целым миром, он и живёт более осмысленно. Другими словами, причиняя боль себе, заставляешь страдать других. Но в тоже время, совершенствуя себя, улучшаешь и мир вокруг. На мой взгляд, требовать от других то, чего сам не выполняешь, во-первых, не справедливо, во-вторых, говорит о непонимании человеком собственного требования. Например, сколько бы родители не говорили своим детям о вреде курения, если они сами курят, ребёнок с очень большой вероятностью последует их примеру.
С самого детства каждому известно, что для получения желаемого необходимо от чего-то отказаться или прикладывать особые усилия. Такие выражения как «За всё надо платить», «Просто так ничего не бывает» и самое популярное «Красота требует жертв» ежедневно сопровождают нас. Иначе говоря, на протяжении всей своей жизни человек совершает аскезы.
Аскеза — это добровольное самоограничение, воздержание от привычного образа жизни и мысли, то есть усилия, прикладываемые как на физическом, так и на ментальном уровнях, для достижения определённых целей. Именно в целях, в намерениях и кроется истинная суть Аскезы. Результаты аскезы должны быть направлены на достижения духовных неэгоистичных целей. Даже если изначально такая практика совершается для укрепления собственного здоровья, то, в конечном счёте, это поможет дольше и лучше служить на благо всех живых существ.
Аскеза — это своего рода осознанное самопожертвование. Одним из критериев осознанности является соблюдение принципа ахимсы (ненасилие, неприченение вреда). Данный принцип приведён как первая заповедь Ямы — одной из восьми ступеней Йога-сутр Патанджали. Яма — это пять заповедей, вследствие соблюдения которых йог (да и любой человек) сможет преодолеть свои пороки. Сюда входят:
- Ахимса — принцип ненасилия, непричинения вреда всем живым существам.
- Сатья — принцип правдивости, воздержание ото лжи и самообмана.
- Астея — принцип неворовства, неприсвоения чужого.
- Апариграха — принцип неприятия даров, необладания ненужными вещами.
- Брахмачарья — принцип воздержания.
В этой статье особое внимание уделено именно принципу Ахимсы, потому как довольно часто практик пренебрегает этим правилом по отношению к себе. Когда мы говорим об ахимсе в рамках аскетизма, мы говорим о том, что важно не переусердствовать, выполняя те или иные практики. Нужно максимально объективно оценивать свои возможности, учитывать уровень развития своего тела и ума в настоящий момент, быть внимательным, прислушиваться к себе, искать золотую середину. Иными словами, в каждом действии должно присутствовать здравомыслие.
Можно рассмотреть вышесказанное на примере выполнения асан. Практику необходимо понимать разницу между дискомфортом и болью. Претерпевая дискомфорт, он продвигается вперёд, в то время как боль, может повлечь травму, и откинуть практика на несколько шагов назад. Невозможно извлечь огонь из сырых дров, их для начала следует высушить. Здесь — то же самое, тело должно быть подготовлено для следующего этапа.
Как гласит легенда, когда Будда находился в поисках избавления от страданий, он очень долгое время пребывал в медитации, воздерживаясь от еды и воды, и в определённый момент его тело стало настолько истощено, что ему трудно было передвигаться. И тогда он осознал, что полное отречение от всего — это неверный путь. И в своей первой проповеди Будда наставлял учеников избегать двух крайностей: крайности, соединённой со страстями, и крайности, соединённой с самоистязанием.
На мой взгляд, для того, чтобы определить золотую середину между аскезой и ахимсой, во-первых, нужно понимать, что первостепенно аскеза направлена на благо всех живых существ, то есть никто, в том числе и практик, не должен пострадать в результате её исполнения. И, во-вторых, не нужно торопиться выполнять сложные варианты, необходимо объективно оценивать собственные возможности и силы.
В завершение очень хочется привести слова из восемнадцатой беседы Арджуны и Кришны, именуемой «Освобождение путём отречения», Бхагават-Гиты.
18:5. Жертвенность, благотворительность и акты самообуздания не должны быть оставлены, а должны исполняться. Они очищают разумного.
18:6. Но и эти действия должны совершаться без привязанности к самой деятельности и без мысли о награде, о Партха!
18:7. Воистину, не следует отказываться от предписанных действий! Такой отказ, исходящий от заблуждения, считается тамастичным!
18:8. Тот, кто отрекается от действия из страха физических страданий, говоря «больно!», совершая таким образом раджастичное отречение, — тот не получает плодов такого отречения.
18:9. Тот, кто исполняет необходимое действие, говоря: «оно должно быть совершено!»,
отказываясь в то же время от привязанности к самому действию и от корысти, — тот, о Арджуна, совершает саттвичное отречение.
18:10. Отрешённый, исполненный гармонии и чистоты, разумный и свободный от сомнений — не имеет ненависти к неприятному действию и не имеет привязанности к приятному.
18:11. Воистину, не может воплощённый отказаться от действия полностью! Только тот, кто отказывается от личной выгоды, — тот действительно отказывается!
Давайте благоразумно подходить к совершению аскез. Не стоит впадать в крайности, идя на поводу у эгоизма, невежества и страсти. Только так мы сможем действовать на благо всех живых существ.
Что такое АСКЕТИЗМ (Аскеза) — что это значит, слово, определение
Аскетизм (Аскеза) – это термин, который используют в религии, философии, и светской среде, для определения образа жизни связанного с добровольным воздержанием от различных видов мирских удовольствий. Как правило, воздержание относится к сексуальной активности, потреблению алкоголя и накопления имущества. Сам по себе, термин «Аскетизм», предположительно происходит от греческого слова «аскезис (askesis)», что означает «практика», «тренировка» или «упражнение».
Что такое АСКЕТИЗМ (Аскеза) – значение, понятие, определение простыми словами.
Простыми словами, Аскетизм – это приверженность человека к идее воздержания от всевозможных мирских удовольствий. Другими словами, можно сказать, что аскетизм – это добровольный отказ от:
- Секса;
- Разнообразия и обилия пищи;
- Спиртных напитков;
- Модной одежды и гаджетов;
- Лакшери предметов и услуг;
- Накопления капитала;
- Развлечений и буйного веселья.
Исходя из подобного списка ограничений, можно сделать вывод, что аскеза – это противоположность гедонизму. Тех, кто практикует подобный образ жизни, принято называть – Аскетами. По своей сути, аскеты – воспринимаются как весьма скромные и благочестивые люди, стремящиеся достичь душевной гармонии с собой и миром.
Суть, принцип и идея аскетизма – простыми словами.
Многие аскеты верят, что действия по самоограничению и очищению тела, помогает очистить душу, и обрести большую связь с Божественным или обрести внутренний мир и покой. Что собственно и является главной идеей и основополагающей концепцией аскетизма. Также аскеты утверждают, что ограничения предоставляют им большую свободу в различных сферах их жизни, таких как повышение ясности мышления и способность противостоять потенциально разрушительным искушениям.
Виды аскетизма:
Если говорить о видах или формах аскетизма, то многие, как правило, делят его на духовный и материальный аскетизм. Само собой, что под «духовным», подразумевается отказ от различных эмоциональных удовольствий и взаимодействий с миром. Материальный, в свою очередь, подразумевает отказ от определенных материальных благ современной цивилизации. И все же, если задуматься, то многие аспекты из этих форм, будут соприкасаться, поэтому, аскетизм также можно разделить на следующие категории:
- Светский аскетизм – без участия религиозного влияния;
- Религиозный аскетизм – основан на религиозных верованиях и догматах.
Нерелигиозный (Светский) аскетизм.
По своей сути, светский аскетизм базируется на философских или личностных представлениях человека о жизни. Многие люди, по своему усмотрению, или в силу определенных нерелигиозных убеждений добровольно отказываются от тех или иных благ. Проще всего, можно разобраться в данной концепции, если рассмотреть ее на примерах:
- Многие хакеры считают свои программные проекты более важными, чем личное благосостояние или комфорт;
- Некоторые художники, минимизирует свои расходы на проживание, чтобы тратить больше времени и сил на искусство;
- Иногда, люди ведут аскетичный образ жизни, чтобы освободиться от современных пристрастий, таких как алкоголь, табак, наркотики, фаст-фуд, азартные игры и секс;
- Профессиональные спортсмены воздерживаются от секса, сытной пищи и других удовольствий перед крупными соревнованиями, чтобы мысленно и физически подготовиться к предстоящему соревнованию.
Религиозный аскетизм.
Как уже собственно понятно из названия, религиозный аскетизм базируется на нормах и принципах той или иной религии. На самом деле, если разобраться, то практически все религии в мире, в той или иной степени пропагандируют аскетизм. И, в общем то, это абсолютно не удивительно, ведь многие религии фактически построены на фундаменте определенных запретов и поощрений. Где-то больше, где-то меньше, но запреты всегда существуют. А путь к просветлению или близости к божеству, всегда лежит через четкое соблюдение подобных ограничений.
Христианский (православный) аскетизм.
Аскетизм в христианской традиции — это набор определенных дисциплин, практикуемых для спасения бессмертной души верующего и духовного просвещения. Библейские примеры аскетизма можно найти в жизнях Иоанна Крестителя и Иисуса, которые постились по 40 дней. Иисус наставлял своих учеников поститься и продавать свое имущество. Святой Павел был холостяком, а первобытная иудейско-христианская община в Иерусалиме не имела традиции личной собственности. Некоторые ранние христиане считали, что аскетизм был единственным верным путем к спасению. Эта доктрина была отвергнута православной церковью как еретическая, но аскетическая жизнь была сохранена через институт монашества.
Аскетизм в Исламе.
Исламское слово для аскетизма — Зухд. Согласно священным текстам, Пророк Мухаммед советовал людям жить простой жизнью, и сам он совершал великие аскезы. Даже когда он стал королем Аравии, он жил скромной жизнью, граничащей с лишениями. Его жена, Аиша бинт Абу Бакр говорила, что в большинстве дней он даже не ел два полных приема пищи. Тем не менее основная мусульманская традиция, не поощряет крайние формы аскетизма. Исключением из правил, является практика поста во время Рамадана. В течение девятого месяца исламского календаря, большинство истинных мусульман практикуют дневной пост. Каждый день в течение месяца Рамадан, ни один мусульманин не должен есть, пить или заниматься сексом в светлое время суток. Во время Рамадана, мусульмане должны прилагать больше усилий для следования учению ислама. Они должны воздерживаться от лжи, воровства, гнева, зависти, жадности, похоти, саркастических возражений, злословия и сплетен. Чистота мысли, и действия считаются очень важными.
Аскетизм в Иудаизме.
История еврейского аскетизма насчитывает тысячи лет. Например, Моисей, и Илия постились в течение 40 дней на горе Синай. Еремия не женился. Исайя три года ходил голым. Иезекииль лежал на боку в течение 390 дней и ел только хлеб.
После того как евреи вернулись из вавилонского изгнания и пророческий институт исчез, возникла новая форма аскетизма в знак протеста против мирской власти и разложения священства династии Хасмонеев. Секта ессеев возникла под знаменем священнического аскетизма, кульминацией которого стала секта Мертвого моря. Некоторые члены этого культа практиковали безбрачие, и его священник придерживался строгой интерпретации законов очищения священника и диетических ограничений кошерности. Мудрец Второго века Шимон Бар Йохай (основатель каббалы) изображен как аскет, и рабби Зейра особенно известен своей любовью к этой форме благочестия. История гласит, что он воздерживался от питья и еды в течение 100 дней, чтобы впоследствии адский огонь мог не иметь над ним власти.
Аскетизм в Индуизме.
В индуизме, «Вечный путь» (на санскрите Санатана Дхарма) говорит о том, что определенные духовные принципы, обладают вечно истинными, превосходящими созданными человеком конструкциями, представляющими чистую науку о сознании. Это сознание, не только сознания тела или разума, но и над-ментального духовного состояния, которое существует внутри и за пределами нашего существования. Садху, люди, которых считают святыми, известны крайними формами самоотречения. В отличие от других религий, в индуизме не существует определенных сводов правил где указано что можно, а что нельзя. Проявления аскетизма варьируются от секты к секте, и от святого к святому. Это может быть длительная медитация и отказ от пищи, отказ от мытья тела или длительное молчание. Вариантов очень много.
Практика аскетизма в Джайнизме.
Джайнизм — это специфически аскетическая религия, берущая свое начало в предыстории Индии (подробней о ней можно прочитать ТУТ). Как и индуистский аскетизм, джайнизм поощряет пост, практику йоги, медитацию в трудных позах и другие аскезы. Также, как и в индуистской традиции, высшей целью является прерывание цикла реинкарнации. Для этого, душа должна быть полностью бесстрастной и без привязанностей. Подобное, может быть достигнуто только монахами и монахинями, которые принимают пять великих клятв: отказ от насилия, лжи, воровства, страсти и безбрачие.
Аскетизм в Буддизме.
Как и в случае с индуизмом и джайнизмом, цель буддийской практики состоит в том, чтобы положить конец страданиям циклического существования и достижению нирваны. Чтобы достичь этого, нужно очищать и тренировать ум. Необходимо действовать в соответствии с законами кармы, выполняя позитивные действия и избегая негативных, вредных действий. По факту, буддизм так же, как и джайнизм поощряет такие проявления аскетизма как: пост, практику йоги, медитацию и так далее.
Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:VK
Аскеза для женщин, чтобы выйти замуж и для рождения детей
Во все времена существовали люди, для которых духовное самосовершенствование имело первостепенную важность. Аскеза – путь не для слабых духом, но под силу даже обычному человеку, решившему испытать и познать себя через ограничения. Совершающий аскезу приумножает свои возможности во сто крат – так гласят источники мудрости.
Аскеза — что это?
Духовные практики — неотъемлемая часть жизни аскетов – людей, ставших на дорогу аскетизма. Человек начинает размышлять, что он не только тело, но и дух. Аскеза это — осознанный выбор пути самосовершенствования, заключающийся в самоотверженном стремлении к духовной и телесной чистоте через самоограничительные практики, жесткие обеты и добровольные лишения себя многих благ. Цели аскезы могут быть разными:
- приближение к своей Божественной сути, слияние с источником;
- познание Благости и связи со всем сущим;
- расширение сознания;
- увеличение энергетического потенциала;
- проработка неприятных событий, ситуаций;
- избавление от болезней, пороков, негативных черт характера;
- развитие экстрасенсорных способностей;
- очищение тела и ума.
Как делать аскезу?
Аскеза – практика, существующая во многих религиозных конфессиях и, чтобы начать ее совершать необходимо правильно к этому подойти. Импульс, возникающий в душе, является сигналом к потребности что-то поменять в своей жизни и это — начало размышлений об аскезе. Следующим важным шагом является обращение за информацией к тому религиозному источнику, к которому человек принадлежит- везде есть свои тонкости. Сила аскезы заключается в искреннем стремлении души и наибольшая польза, когда упражнения в аскезе совершаются в благости:
- Аскеза – телесные практики. Тело – храм души, если человек посмотрит на это с духовной позиции, все становится на свои места. Внешняя чистота заключается в применении прохладного душа 2 раза в день. Внутренняя чистота – прием простой и полезной пищи. Соблюдение постов направлено на очищение организма. Умеренная физическая нагрузка также очень важна.
- Аскеза умственная. Изучение литературы о благих людях, которые оставили след в истории, благодаря своей жертвенности и человеколюбию, преодолели себя в пороках и возвысились в добродетелях. Анализ своих поступков в течение дня и отслеживание мыслей помогает увидеть, с чем надо работать.
- Аскеза речи направлена на уменьшение отрицательных вибраций в пространстве. Сплетни, осуждение, недовольные высказывания и нравоучения забирают энергию того, кто злословит. Полезна аскеза молчания – человек практикует неговорение в течение определенного периода времени (сутки) и отмечает улучшение самочувствия и повышение энергетики. Правдивость в речи повышает интуицию и экстрасенсорику.
Истинное следование аскетическим путем базируется и на следующих немаловажных правилах:
- Уважение к родителям и старшим по возрасту. Без этого человек не может достигнуть успеха в социуме.
- Простота – видеть в другом личность, не быть высокомерным. Гордыня – тяжкий грех.
- Ненасилие – всякая жизнь священна. Любой человек имеет право на свой выбор пути и видение. Использование манипуляций с сознанием других приводит к иллюзии власти, но в итоге может привести к психическому нездоровью. Ненасилие в мыслях, словах, действиях – путь благого человека.
- Целомудрие как женское, так и мужское усиливают благость.
Аскеза для женщины
Женские аскезы очень благотворно воздействуют на семью и окружающих. Духовный путь женщины заключен в служении семье и развитии своей женской сущности. Суровые аскезы – это не для представительниц слабого пола. Вся та деятельность, которая совершается женщиной каждый день и есть путь аскезы. Да, женские обязанности, которые многие так не любят, но если начать их делать с удовольствием и осознанно женщина получает все блага. Женская аскеза – это:
- создание вокруг себя гармоничного пространства;
- рукоделие (любое по душе) соединяет женщину с родовыми многовековыми традициями;
- доброе слово для каждого члена семьи;
- правдивость в высказываниях;
- развитие мудрости опираясь на опыт старших;
- уважение и внимание к своим родственникам и мужа;
- выполнение домашних обязанностей с любовью (готовить, убирать, стирать и т.д.), тогда в содеянное вкладывается добрая энергия;
- заботиться о своей внешности (красивые наряды, прическа).
Аскезы для женщин, чтобы выйти замуж
Большинство девушек в обществе консервативны во взглядах, и встречаясь с парнями до замужества, проповедуя свободные связи — в глубине души надеются когда-нибудь встретить одного единственного и на всю жизнь. Молодость проходит, а желаемого кандидата так и нет. Что делать женщине в таком случае? Размышление и пересмотр взаимоотношений с людьми могут дать ответы. Существующие женские аскезы для замужества:
- Отец и мать – гармоничное отношение с родителями. Если есть конфликты и непринятие родителей, отсутствие благодарности и уважения к ним, особенно к отцу – замуж выйти будет тяжело. Аскеза будет заключаться в принятии родителей и снятия своих претензий и ожиданий по отношению к тому чего они не дали.
- Помощь нуждающимся.
- Общение с замужними женщинами. Семейная атмосфера помогает проникнуться благостью, такая женщина становится интересной для мужчин ищущих спутницу жизни.
- Молитвы или мантры помогают выстроить мостик между женщиной и Божественными силами, у которых можно попросить себе мужа. Для женщин это могут быть Дева Мария, Параскева Пятница, Древняя славянская богиня Макошь, Зеленая Тара.
Аскеза для рождения детей
Аскезы для зачатия требуют от супругов высокой концентрации на желаемом. Если женщина бесплодна она может прибегнуть к аскезе через пост и молитвы. Очень сильное намерение иметь ребенка проговаривается женщиной, перед тем как начать поститься, ею дается обет практиковать медитацию или пост в течение определенного отрезка времени, взамен соблюдения она просит о малыше. Вся та энергия, которая накапливается от такой аскезы трансформируется в исполнение желания.
Аскеза для мужчины
Мужские аскезы предполагают суровость и более жесткое самоограничение, чем женские. Самодисциплина и контроль важны для мужчины и его карьеры в социуме – с этим связано уважение. Для сильного пола полезны аскезы:
- голодание;
- сон на жесткой постели, на полу;
- закаливание ледяной водой, моржевание;
- паломничество в места силы;
- силовые упражнения;
- ограничение в материальных благах.
Аскеза для ума
Аскезы для мужчины дают силу и выносливость. Умственные аскезы помогают познать мир и отношения между людьми. Практика заключается в контроле и управлении разумом. Бесконтрольный ум причина многих несчастий. Воспитание позитивного интеллекта через фильтрацию мыслей, состояний – это каждодневный труд. Гнев, ненависть, страсть – неблагостные эмоции, которые искореняются во время практикования аскезы для ума.
Аскеза в православии
Практика аскеза в христианстве совершается через молитвы. Перед образом Божьим дается обет или обещание, которое человек стремиться выполнить. Православная аскеза предполагает посещение воскресных и праздничных служб, причащение и исповедь. Большое внимание уделяется аскезе речи: нельзя сквернословить, поминать имя Бога всуе, лжесвидетельствовать.
Аскеза и пост
Очищение тела благотворно сказывается на организме человека. Аскеза в питании делает психику гармоничной: исчезает гневливость и жадность. Пост совершаемый в значимые религиозные праздники укрепляет людей в их вере в Бога. Отказ от тяжелой животной пищи делает легкими ум и тело. Среди практикующих аскезу много случаев спонтанного исцеления от тяжелых недугов.
Что такое аскеза? Узнайте о силе и пользе аскез!
Что такое аскеза? Вы когда-нибудь слышали, что это такое? Возможно, само понятие вам знакомо, но думали ли вы о том, что они могут быть полезны и являются источником нашей внутренней силы. Но не столько сами аскезы, сколько наша способность их выполнять вопреки самому себе.
Итак, что такое аскеза?
Аскеза — это сознательное причинение себе дискомфорта. Это то, что делать не хочется, делать в общем-то не обязательно, но вы все равно это делаете. Это не имеет ничего общего с мазохизмом, потому что имеет свою цель. Вы не мучаете себя от нечего делать, просто так, ради удовольствия либо ради самого процесса либо еще зачем-то. Вы это делаете для того,чтобы сделать свою жизнь лучше. Как? Это второй вопрос и об этом дальше.
А сейчас важно, что аскеза — это добровольное принуждение себя делать то, что не хочется ради своего роста, как личности, ради накопления внутренней энергии, ради духовного развития и самосовершенствования.
Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!Какие самые простые аскезы приходят в голову?
К аскезам можно отнести, например, молитву.
Можете ли вы заставить себя молиться каждый день, если вы верующий человек? Легко ли это? Или же домашние дела, заботы, «постоянная занятость» и «загруженность» не дают вам это сделать. Вы слишком сильно устаете, занимаясь более важными делами.
Я по себе знаю, насколько это непросто. Я поставил себе цель: молиться каждый день, без исключения. Желательно, два раза в день, утром и вечером. Но, если не два, то не менее одного раза, либо утром, либо вечером. Казалось бы, что может быть проще. Один сеанс молитвы занимает минут 10. То есть необходимо выделить 10 минут в день. Все. Казалось бы.
Но не так все просто. Даже эти 10 минут даются с трудом. Ведь нужно сесть, отстраниться, настроиться на глубокую молитву, ведь какой смысл в бездумном автоматическом прочтении каких-то там слов из молитвослова. И уже само осознание этого включает силу сопротивления, которая всячески пытается оттянуть момент молитвы, либо перенести, либо отменить. Всегда есть куча дел, всегда есть лень, куда ж она денется. И это 10 минут. Приятных минут, минут тишины и покоя, минут сокровенного разговора. И все равно тяжело.
Это аскеза, несомненно. Не хочется, лень, но все равно иду, делаю, заставляю ради самого себя, ради своего роста как души, ради роста осознания себя как души.
Что еще, какие еще примеры аскез?
Рано лечь спать и рано встать.
Да? Попробуйте. Поставьте будильник на час раньше обычного.
Во-сколько вы встаете? Например в 7:30. Вместо 7:30 вставайте в 6:30. Сколько вы так выдержите? Раз, два? Хорошо если раз сможете заставить себя. Это уже большое дело. Нет, ну вечером нам кажется, что мы, конечно, с легкостью подорвемся хоть в пять утра, сядем медитировать, займемся йогой, отправимся на утреннюю пробежку, выпьем чашечку пуэра и пойдем на работу либо займемся другими делами, которые запланировали. Да, вечером мы способны на все. Но вот утром мы придумаем себе тысячи оправданий, почему не сегодня.
И это нормально. Это человеческая природа. Мы живем для того чтобы сопротивляться. Только благодаря этому мы растем и становимся лучше.
Отказаться от поедание ненужной, лишней пищи, пост.
Приходя домой после работы, открываем холодильник и … понеслась! Кто может вас остановить? Кроме вас, никто. Утром можно наобещать себе всего, чего угодно. Но когда к вечеру приходишь уставший домой, кажется, что съешь слона.
И съедаешь слона, когда хватит лишь 1/10 части.
Все остальное лишнее. Организм подвергается колоссальной нагрузке, но нам до этого нет никакого дела. Чтобы остановить этот процесс, нужно иметь сильную волю и четкую и ясную мотивацию. Это тоже аскеза. Думаю, понятно, что такое аскеза. Самые простые примеры я привел.
Примеры аскез можно приводить очень долго.
Например, взять за правило, каждое утро вставать — и под холодный душ!
Когда вы спите в тепленькой постели, звонит будильник, вы встаете, протирая глаза медленно шагаете к ванной еще до конца не понимая что происходит. Очень хочется вернуться в кровать, обнять подушку всеми руками и ногами и уснуть. Дикий дискомфорт, ведь в квартире холоднее, чем под одеялом, тело нагрелось за ночь. Вам и так тяжело, но вы помните, что сказали себе каждое утро идти под холодный! душ. Вам и так холодно и не по себе, вы наполовину спите. А на улице зима, -20 градусов, и вам туда так скоро выходить.
И так каждый день. Это же издевательство над самим собой, воскликнете вы. Да, это так.
Но это не бессмысленное издевательство над собой, в этом кроется великий смысл.
К аскезам можно также отнести различные обеты и обещания, данные самому себе. Когда вы запрещаете себе что-то делать или наоборот (как с душем) заставляете себя делать то, чего не хочется. Ежедневные занятия йогой, пранаямой, медитацией — это все, чего делать не хочется, для чего необходимо себя заставлять. Узнайте, как научиться быть спокойным и какая поза для медитации является правильной.
Сложно делать даже то, что нравится. Казалось бы, что может быть приятнее заниматься тем, что очень нравится. Но на самом деле для этого нужны титанические усилия и невероятная самодисциплина. Просто большинство наших «важных дел» вообще являются не делами, а выражением самой тривиальной лени.
Смотреть телевизор, есть, сидеть в Интернете, играть в видео игры, читать газеты, постоянно ходить по магазинам, болтать по телефону. Это не важные дела — это нежелание делать что-то важное. Это лень. Эти занятия не требуют никаких усилий воли и ума. Это бесцельное времяпрепровождение.
И мы этим занимаемся почти все свое время!
И если вы и продолжите это делать, то ничего в вашей жизни не изменится, ни завтра ни через 10 лет. Ничего и никогда. Это невозможно. Нет двигателя, который может эти изменения запустить. И можете бесконечно обсуждать то, насколько несправедлива жизнь, какие маленькие зарплаты, а кто-то где-то живет очень хорошо, ему повезло. Эти обсуждения также есть по сути проявления лени что-то делать. Ваша жизнь уже предсказана и не нужны ни гадалки, ни гороскопы. Все уже давно ясно. Просто возьмите и не предвзято оцените все ваши дела за день и определите их реальную полезность и необходимость.
Для чего нужны аскезы?
Разобравшись с тем, что такое аскеза, мы подошли к тому, чтобы понять, в чем смысл аскезы, зачем создавать себе дискомфорт, причинять неудобства, в некотором роде страдания (аскезы могут причинять и сильные страдания и боли, я описал лишь самые простые).
Отвечаю.
Если вы будете регулярно подвергать себя испытаниям, то ваша воля будет становиться сильнее. Со временем это начнет выражаться в росте уверенности в себе, стрессоустойчивости, жизненные проблемы будут преодолеваться легче.
Вы учитесь таким образом преодолевать трудности, привыкаете к тому, что вы обязательно их преодолеете. Тем самым вы создаете образ победителя в своем сознании.
Аскезы накапливают вашу внутреннюю силу, которая помогает преодолевать препятствия, дает силы жить, зажигает внутренний огонь. Вы начинаете ощущать себя сильнее.
Утренние продышки
Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.
ПОЛУЧИТЬ КУРСЧто такое внутренняя сила?
Внутренняя сила — это та сила, без которой вы не способны сделать в этой жизни что-то стоящее. Вы не сможете творить, генерировать идеи. Эта сила наполняет вас энергией, способной двигать вперед к мечтам.
Вы достигнете их только имея огонь внутри себя. Иначе это невозможно. Иначе это просто топтание на месте. Это апатия, это лень, это незнание, что делать дальше, как жить, куда двигаться, в каком направлении идти.
Внутренняя сила дает ясность и уверенность. Вы наполняетесь радостью и желанием жить, вам хочется двигаться, хочется создавать, хочется как-то реализовать себя.
Благодаря аскезам вы генерируете и накапливаете этот внутренний огонь. Возможно, вы даже не знали о его существовании, потому что всю жизнь потакали своим желаниям и потребностям, которые бесконечны.
Например, когда человек закаляется, то делает тверже психику, постится — сжигает будущие неблагоприятные события, то есть очищается от плохой кармы. (Существует ли реинкарнация?) При удерживании положения тела с ровной спиной укрепляет свой ум. Об этом говорят учителя йоги и гласит Аюрведа.
Представьте, есть ваша жизнь с проблемами, сложными ситуациями, нерешенными вопросами, которые давят на вас и, как вы считаете, не дают вам жить, и тянут из вас жизненные силы. И теперь представьте себе однокомнатную квартиру, в которой живете вы и вместе с вами еще 5 человек — и представьте, что это и есть ваша жизнь.А теперь вообразите, что вы купили в дом овцу, и она теперь живет вместе со всеми в однокомнатной квартире. Теперь ваша жизнь превращается в мучение, когда каждый день по дому ходит овца, мешает всем, тянет грязь с улицы, линяет, ест, пьет …ет, что там еще делает овца. Не жизнь, а кромешный ад. Вы не выдерживаете и продаете ее.
И как же прекрасна жизнь впятером в одной квартире, когда в ней нет овцы!
В какой-то степени этот пример можно сопоставить с аскезой. Вот эта жизнь с овечкой и есть аскеза. А жизнь без нее — эта ваша повседневная жизнь. Благодаря овце жизнь наполнилась радостью и счастьем, что было невозможно осознать без нее.
Аскезы помогают почувствовать радость жизни.
Согласно учению Аюрведы, аскезы сжигают плохую карму, тем самым вы побеждаете свою судьбу. Ни больше ни меньше.
Конечно, причинять себе боль нелегко. Допустим, ежедневный бег километра хотя бы по три.
Это тяжело? — Не очень.
А каждый день?
А если не три?
Вот, что пишет Харуки Мурками — известный писатель, профессионально занимается марафонским бегом, триатлоном, бегал на сферхмарафонские дистанции.
«Конечно, это нелегко, а иногда даже физически больно. Больно настолько, что временами мне хотелось послать все к чертовой бабушке. Но в этом виде спорта боль – своего рода необходимое предварительное условие. Если бы ее не было, кто бы вообще стал заниматься триатлоном и марафоном, отнимающими столько сил и времени?
Именно благодаря боли, благодаря стремлению ее превозмочь у нас есть возможность – пусть не в полной мере, но хотя бы частично – почувствовать, что мы живем, что мы есть.»
Аскезы не забирают энергию, а наполняют ею.
Когда вечером, сильно уставший, приходишь домой, быстро находишь себе оправдание ничего не делать — поэтому идешь отдохнуть, прилечь, почитать новости, посмотреть видео. И совесть спокойна, ведь я же устал, сил уже нет ни на что, тем более на практики йоги, на пранаяму, на медитацию. Как бы сам перед собой оправдался и нормально.
Как же заставить себя что-то делать, когда сил и так нет?
Но на самом деле все происходит совсем наоборот. Когда вы волевым решением заставляете себя заняться практикой, то после выполнения, в вас как будто вливают новую порцию энергии. Вы словно прорываете барьер, ломаете стену, из которой через образовавшиеся дыры сочиться жизненная сила.
Но стоит поддаться апатии, лени и усталости. Пойти положить себе двойную порцию еды, сесть за компьютер и так ничего не делать до сна (якобы отдыхать). То ложиться спать вы будете подавленным и обессиленным, хотя отдыхали вы как раз для противоположного результата.
Чтобы что-то получить, нужно для начала что-то затратить. Аскезы заряжают вас жизнью.
Воля — это мышца, которую можно качать с помощью аскез — целенаправленного причинения страданий самому себе.
7 признаков недостатка воли:
- Вы не умеете преодолевать трудности, трудности преодолевают вас.
- Вы не доводите начатые дела до конца.
- Неуверенность в себе и своих силах это про вас.
- Мнительность, постоянные сомнения, сложность в принятии самостоятельных решений.
- Вы не управляете своей жизнью, не уверены в завтрашнем дне, потому что не знаете, как повернутся обстоятельства.
- Отсутствие дисциплины, невыполнение собственных планов, если таковые вообще есть.
- Ваша жизнь основана на эмоциях, чувствах и на удовлетворении непрекращающихся потребностей.
- и множество других.
Если что-то из этого присутствует у вас — задумайтесь, куда вы идете и идете ли вы вообще куда-нибудь. Или жизнь ваша стоит на месте.
Как говорил Будда: «Победи себя и выиграешь тысячи битв»
Я желаю нам успехов!
ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ
Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте
ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!
Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.
Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!
Подписаться на рассылку
Vdushu.ru
Рекомендую! Практики по саморазвитию
Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей
Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!