Что означает венчание в церкви для пары: Венчание в православной церкви: правила, смысл, стоимость, приметы – О венчании. Для чего люди венчаются?

что это дает и нужно ли венчаться?

Венчание в церкви - venchanie v tserkvi.

Вопрос: Кто сталкивался с аналогичной ситуацией, помогите, пожалуйста, разобраться. Родители мужа настаивают на венчание в церкви, но для чего это необходимо сделать, не объясняют, упорно твердя, что «так будет лучше». Что же дает венчание?

Обряд венчания с точки зрения культуры

Славянские летописи подробно донесли до нас быт русского народа, его привычки, верования, делая акцент на значимых вехах жизни. Рождение, свадьба, уход из жизни были очерчены религиозными представлениями, которые со временем видоизменялись, однако суть их оставалась неизменной.

Венчание – это чисто церковный ритуал. Оно будет эффективным, если пара объединят друг друга до целого (две половинки одного целого). В социуме, такой паре начинает очень сильно везти (удача, здоровье и т. д.).

Венчание у славян было наделено магическим смыслом – защитить молодоженов от порчи, сглаза и злобных духов. Свадьба готовилась долго, для нее специально шили одежду, выбирали головные уборы, кольца, обережные блюда – все действия были направлены на то, чтобы молодые жили в достатке, имели здоровых детей. 

С введением христианства на Руси свадьба не перестала быть таинством, наоборот, считалось, что пары, обвенчанные Богом, будут счастливыми, принесут много потомства. Венчание стало вехой, когда два человека берут на себя заботу не только друг о друге, но и участвуют в рождении и воспитании детей, согласно христианским канонам. Расторжение брака, заключенного в церкви, было недопустимым, расценивалось как грех.

Что дает венчание?

Что дает венчание в церкви?

В советские времена о венчании мало что было известно, но, несмотря на притеснение религии, такие понятия, как крещение, литургия, венчание остались и возродились с новой силой в конце прошлого века.

Таинство венчания стало проходить чаще, и даже люди, состоявшие в браке, решались провести церковный обряд, чтобы стать ближе к Богу. Почему молодые наряду со светским бракосочетанием выбирают венчание?

  • Молодые получают Божественное благословление.
  • Семья, скрепленная обрядом, защищена от бед, ее обходят неприятности.
  • Супруги получают защитника – Бога, который не оставляет семью в радости и горе.

Божественное благословление – это не просто слова, сказанные в адрес молодых священником, проводящим обряд. Это пожелания добра и счастья, здоровья и долголетия, произносимые посредником – батюшкой, усиленное религиозным обрядом. Бракосочетание в церкви считается таинством, брак становится священным и не подлежит разводу.

Надо понимать, что обряд венчания не делает людей абсолютно счастливыми априори. Несмотря на то, что такой брак заключается «на небесах», он требует ежедневной работы в обычной жизни.

Венчание в церкви − усиливает помощь молодоженам на духовном уровне, дает внутренние силы для создания дружной семьи, помогает осознать ответственность за потомство. Молодые понимают, что сделали ответственный шаг, вступая в брак. Они просят и принимают Божественную помощь через венчание и стараются жить, согласно духовным канонам.

Помощь молодоженам на духовном уровне.

«Подводные камни» венчания

Реальная жизнь всегда отличается от теории, поэтому идеальное венчание, как осознанный шаг, принятый молодыми на духовном уровне, встречается не часто. Многих привлекает антураж ритуала, его торжественность, необычность, внимание, подарки.

Молодые не отдают отчет в главном – венчание – не «модное веяние». Это серьезное решение, которое принимается на земле, благословляется Богом. Венчание соединяет молодых, помогая счастливо прожить жизнь, вырастить детей, встретиться после смерти и оставаться вместе вечно.

Многие задают вопрос, является ли венчание в церкви − залогом счастливой жизни? Нет, ответственность за поступки лежат на каждом человеке, Бог лишь помогает осознать, насколько деяние плохо или хорошо. Выбор остается за человеком, в этом и сложность бытия. Трудно не ругаться, прощать, находить компромисс, уступать, понимать другого человека. Но всегда можно попросить помощи у Бога, услышать его, принять верное решение.

Повенчанные молодые получают покровительство и поддержку божественных сил. Но случается, что в дом приходит раздор, супруги начинают ругаться, унижать друг друга, изменять. Они забывают клятвы, что произносили при венчании, не слышат подсказки Всевышнего и в итоге их духовные каналы закрываются, люди становятся «глухи».

Нужно ли венчаться?

Всякого, кто хоть иногда задумывался о жизни, поразит мысль о том, насколько она далека от совершенства. Приличия, мораль, поведение в обществе и в частной жизни – все резко изменилось. Люди перестали брать ответственность на себя, перестали духовно трудиться, стараясь переложить решение на Бога, прикрывая им любые поступки.

Нужно ли венчаться?

Многие уверены, что венчание гарантирует им благодать. Отнюдь. Счастливы те семьи, где любовь зрелая, неэгоистичная, ответственная. Любовь – это труд, а Бог – помощник, направляющий, защитник, учитель. Венчаясь в церкви по велению души, вы принимаете помощь Всевышнего и одновременно прикладываете усилия для счастливого союза.

Никто за людей ничего не сделает: мужу и жене придется самостоятельно учиться жить на одной волне, совершенствовать себя, мириться со слабостями, стараться их минимизировать. Бог всегда на стороне людей, он направляет, и заботиться обо всех, для него нет «плохих» и «хороших»!

Означает ли это, что только венчанные в церкви люди могут вести достойную жизнь? Конечно, нет. Если молодые люди решили оформить брак в ЗАГСе, их помыслы чисты, они верны друг другу, а их отношения строятся на любви и доверии, то они могут обратиться к Богу по велению души.

Для благодарности не надо определенного места и времени, любой светлый, искренний порыв мыслей дойдет до Всевышнего и вернется благодатью.

Нужно ли венчаться? Венчание в церкви – это внешний ритуал, и без настоящих чувств, любви и понимания происходящего он не будет иметь истинного смысла.

Прежде чем согласиться на венчание, необходимо остановиться и ответить на простые вопросы: люблю ли я, готов ли разделить с человеком радость, горе, материальные трудности, бытовые неудобства. Венчание в церкви ответственный шаг, он даст возможность открыть душу Богу, наполнить ее добротой, подарить ее супругу и будущим детям.

Для того чтобы это церковное таинство принесло вам максимум пользы необходимо поработать над собой: пересмотреть свои ценности и убеждения, провести самоанализ.

Также интересно

Суть Венчания — Православный журнал «Фома»

Священник Святослав Шевченко

На самые часто задаваемые вопросы о смысле и значении венчания отвечает настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской г. Благовещенска иерей Святослав Шевченко.

— Батюшка, почему для брака непременно нужно венчание — церковное благословение? В чем суть венчания?

— Венчание — это таинство по соединению, слитию, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне. Это послушание Богу и дословное выполнение одной из Его первых заповедей, которая прозвучала в Раю. Таинство Венчания — это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена — как Церковь, обрученная Спасителю. И в этой малой церкви есть и своя мистическая жизнь, свои богослужения — в виде жертвенности супругов, рождения и воспитания детей, духовного восхождения на Небо. Ничего подобного нет в других формах по созданию семьи. Поэтому для верующих людей Венчание — это важный шаг.

— Если нет желания и намерения жить именно церковной жизнью, во Христе, регулярно бывать на службах и так далее, но внутри есть понимание, что венчаться нужно, как быть?

— Ну, с чего-то же нужно начинать свой путь к Богу? У кого-то, возможно, он начнется с таинства Венчания. Лично я лично почувствовал на своей семье силу таинства. Мы с супругой сначала расписались. И было ощущение, что ничего особенного не произошло. Будто мы в ЗАГСе заключили какую-то имущественную сделку. Словно подписали соглашение о том, что не против жить вместе. Что-то пустое и бесцветное. Но когда нас венчал наш духовник в одном маленькой сельском храме, а вокруг с нами молились наши родные и близкие друзья — мы как-то мистически переродились. Стали ощущать на невербальном уровне духовную связь, ее не было — и вдруг она появилась. Примечательно, что таинство зафиксировал на видеокамеру наш друг. Когда мы просматривали эти кадры, то увидели, что в какой-то момент вдруг стали очень похожими друг на друга. Мы увидели то, что раньше не замечали, что было сокрыто от наших глаз. Поэтому просто уверен, что Венчание дало мощный импульс для нашего дальнейшего воцерковления.

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

— Как объяснить жениху или невесте, для чего венчаться?

— Если человек очень любит свою жену и считает себя христианином, то он должен довериться Церкви. Венчание — это пик, которого может достичь семья. Это высший, новый уровень бытия супругов в системе Небесных координат. Более того, на своем жизненном опыте убедился, что Бог помогает решать, казалось бы, неразрешимые — проблемы, конфликты, неурядицы. Венчанный брак Христос несет на своих руках (не без нашего стремления и старания, конечно). Главное впустить Его в свою семью. Ведь мы призываем во время семейных нестроений разных советчиков (друзей, подружек, сослуживцев, психологов) в качестве третейских судей. А в таинстве предлагается сделать таким добрым помощником Самого Небесного Царя. Именно в этом заключается суть венчания. Кто откажется от такой чести?

— Венчание — это серьезный шаг, на всю жизнь. Может быть, сперва стоит зарегистрировать брак в ЗАГСе и пожить вместе, а потом уже повенчаться, чтобы точно быть уверенными?

— Тут будет уместным вспомнить про традицию, которая, к сожалению, ушла в прошлое: традиция совершения Чина обручения за определенное время перед таинством Венчания. Сегодня священник делает это в храме одновременно — обручил и сразу обвенчал. Это было оправдано в советскую эпоху, когда каждое совершение богослужения и таинства было опасно. Нынче нам ничего не мешает обручать расписанных в ЗАГСе супругов, например, за полгода, год до Венчания. Таким образом, брачующиеся проходили бы испытательный срок до совершения Таинства, проверяя свои отношения на серьезность, потому что сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с таким явлением, когда венчанные некогда супруги осаждают местные епархиальные управления с настоятельной просьбой «развенчать» их. Но невдомек им, что Таинства не имеют обратной силы — нельзя раскреститься, разъисповедоваться, распричаститься, развенчаться. И если не было серьезных причин — то оба супруга будут отвечать перед Богом за то, что они не сумели сохранить семью, в чем они перед Ним обещались. А между обручением и Венчанием — будет период крепко подумать и принять окончательное решение.

 

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Брака (Венчание) — Справочник православного человека

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:

Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Книга Бытия, описывая сотворение человека, говорит о том, что Адам (евр. человек), дав, по повелению Божью, имена всем зверям и птицам небесным, не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2; 18), – сказал Господь. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего](Быт. 2; 21–23). Адам назвал жену Евой (евр. жизнь).

Итак, человек получил от Господа великий дар – друга, достойного его любви. Ева была сотворена из ребра, взятого у Адама во время глубокого, наведенного на него, сна. Этот факт говорит о многом. Так апостол Павел свидетельствует, что никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее… (Еф. 5; 29). А это значит, что Ева – «плоть от плоти» Адама, – имеющая с ним теснейшую, неразрывную связь, не должна быть унижаема им, но не может над ним и господствовать. Ева, «матерь всех живущих», с первого дня имела право на любовь Адама и его защиту.

Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт.1; 28), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2; 24). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.

Вообще, в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (См.: Быт. 24. Притч. 19; 14. Мал. 2; 14). А в Пятикнижии Моисеевом, в книге Левит, подробно описываются прещения Божьи, касающиеся взаимоотношения полов (См.: Лев. 20; 10–21).

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства. Господь Иисус Христос, повторяя ветхозаветные установления, возводит брак на высоту Таинства: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мф. 19; 3–6).

В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (См.: Еф. 5; 32, 33). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (См.: Ин. 2; 1–11).

Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. Господь делал это не случайно – картины брачного пира были хорошо знакомы тем, кто слушал Его проповедь. И поэтому они вызывали живой отклик.

В Евангелии есть несколько подобных повествований.

1. Притча о званных на брачный пир (См.: Мф. 22; 2–14).

2. Притча о приходе жениха в дом невесты и о встрече его со светильниками (См.: Мф. 25; 1–12).

3. Притча о женихе и друге жениха (См.: Ин. 3; 29).

У евреев, греков, римлян и других древних народов на протяжении веков сформировались сложные обряды, которыми сопровождались брачные церемонии. Сюда можно отнести такие обычаи, как:

1) добровольное согласие жениха и невесты на брак;

2) родительское благословение вступающим в брак;

3) сватовство, составление брачного договора при свидетелях;

4) обручение жениха и невесты и как знак его – ношение колец до свадьбы;

5) брачный пир с соблюдением обрядового этикета, сформированного культурой, к которой принадлежали жених и невеста;

6) подарки невесте и ее родителям со стороны жениха и другие обычаи.

Обряды этих народов, составивших впоследствии «ядро» первохристианской Церкви, активно влияли на форму совершения Таинства Брака в первые века нашей эры. Евангельское понимание Таинства Брака присуще всем древнейшим писателям и отцам Церкви: Клименту Александрийскому, Тертуллиану, святителю Иоанну Златоусту, блаженному Августину, святителю Амвросию Медиоланскому и многим другим.

Еще в ветхозаветный период брак считался священным установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Глава, посвященная женитьбе Исаака и Ревекки, дает нам об этом следующие скудные сведения: Исаак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается с отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный пир.

Развитие брачной церемонии можно проследить в последующие времена. К описанным выше традициям, существовавшим во времена Авраама, добавим то, что позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет «сынам и брачными», а евангелист Иоанн – «друзьями жениха». Невеста являлась на брак в сопровождении женщин.

Потом, в ходе церемонии, следовали многочисленные ритуально-символические действия с покрывалом невесты и благопожелания от гостей. Жених и невеста пили из чаши, подаваемой раввином, который произносил формулу благословения на брак; жених брал золотое кольцо и надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: «Помни, что ты сочеталась со мной по закону Моисея и израильтян».

Прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина, который произносил семь благословений. Жених, державший в руке чашу, после произнесенных благословений разбивал ее либо о стену (если невеста – девица), либо о землю (если невеста – вдова). Затем начинался брачный пир, который продолжался семь дней. В течение этого семидневного срока жених должен был отдать невесте все обещанное в договоре приданое.

В христианском чинопоследовании Брака постоянно упоминаются в качестве примера для подражания семьи ветхозаветных праведников: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, Моисея и Сепфоры. Бесспорно то, что традиции ветхозаветной брачной церемонии существенно повлияли на христианский брачный обряд. Другим источником влияния на его формирование является греко-римская культурная традиция.

Новозаветная Церковь с первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины. «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует», – свидетельствует Климент Александрийский. Второй путь жизни для православного христианина – девство, которое имеет в очах Божьих такую же значимость, как и брак (См.: Мф. 19; 11, 12 и 1Кор. 7; 7

11). Об этих двух путях благочестивой жизни писал в I веке святой Игнатий Богоносец святому Поликарпу Смирнскому: «Внушай сестрам моим, чтобы они любили Господа и были довольны своими супругами по плоти и по духу; равным образом советуй и братьям моим, чтобы они во имя Иисуса Христа любили своих супруг, как Господь любит Церковь. А кто может в честь плоти Господней пребывать в чистоте, пусть пребывает, но без тщеславия».

Церковь устами своих служителей свидетельствует о том, что браки православных христиан будут совершаться до конца времен. Поэтому апостол Павел говорит, что люди, запрещающие вступать в брак, которые явятся в последние времена, – лжеучители, и христиане не должны их слушать.

Попечение Церкви о вступающих в брак прослеживается по писаниям Святых Отцов и по тем документам, которые принимали церковные соборы. Так святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу Смирнскому пишет: «Женящимся и посягающим (выходящим замуж) надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Святой второго века Климент Александрийский отмечает, что освящается только тот брак, который совершается словом молитвы. Святые Григорий Богослов и Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящается вступление в брак, а святой Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: «Нужно, призывать священников и их молитвами и благословением утверждать брачное согласие, дабы и любовь жениха постоянно возрастала и целомудренность невесты возвышалась. В таком случае. супруги приятно будут проводить жизнь, охраняемые в своем союзе силой Божьей».

В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители приводили жениха и невесту для благословения в церковь. Обрядовую сторону брака толкует Климент Александрийский во II главе своего «Педагога»: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам».

Созданная Господом Иисусом Христом Церковь входила в жизнь языческих народов, изменяя ее и «изнутри», и снаружи. Обычаи древних не отвергались, а им придавался новый смысл, они «переориентировались» для достижения иных целей. Так и в чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные обряды, бытовавшие у разных народов.

Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось. Как оно изменялось в течение двухтысячелетней истории христианства, проследить практически невозможно, но можно выделить некоторые наиболее яркие моменты этого пути.

В IV веке на Востоке вошли в употребление брачные венцы, возлагаемые на головы жениха и невесты. В Западной части Византийской Империи вместо венцов были брачные покровы. Венцы представляли собой венки из цветов, а позже их стали изготавливать из металла в форме царской короны. Они символизировали победу над страстями и напоминали о царском достоинстве Адама и Евы, которым Господь отдал во владение все земное творение.

До VI-VII веков чин обручения, скорее всего, не выходил за узкие рамки одной какой-нибудь краткой молитвы, а также благословения колец и формулы, похожей на современную, которая произносилась священником: «Обручается раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа».

До IX столетия Церковь не знала обряда Бракосочетания, независимого от Евхаристии. Обычно христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Литургии и приобщалась Святых Христовых Таин. Согласно Тертуллиану, это было печатью брака, подразумевающей и всю меру гражданской ответственности, налагаемой на семью институтом современного ей государства.

То, что Браковенчание вводилось в древности в чин Литургии, отражается в ряде совпадающих составных элементов Таинств Евхаристии и Брака: начальный возглас «Благословено Царство…», великая ектенья, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектенья, возглас «И сподоби нас, Владыко…», пение «Отче наш» и др.

В IX-X веках чинопоследование Венчания сложилось в основных чертах. Сохранились полные рукописи того времени, упоминающие о чине Венчания: рукопись VIII века – Кодекс Берберини; рукописи Синайской библиотеки – № 957, IX-X веков и «Канон иклисиатикус» середины XII века, а также рукописи Лавры Афанасия Афонского № 88 и № 105, XV века.

В этот период Венчание отделяется от Литургии и создается вторая половина чинопоследования: после ектеньи «Рцем вси…» вводится молитва «Призываем Тебя, Господи…», ектенья «Исполним молитву.», молитва «Заступи, спаси.» и молитва общей чаши «Боже, вся сотворивший крепостию Твоею.», брачующимся дается общая чаша, они троекратно обводятся вокруг аналоя с пением тропарей.

Тропари при Венчании поются как напоминание о том, что «благочестиво и целомудренно жившие – общники Христа и святых Его» (Симеон Солунский). Еще одна причина, по которой чинопоследование было пополнено тропарями – необходимость выразить свою радость тем, кто участвует в Таинстве.

Около 895 года император Лев Мудрый (886–912) издал 89-ю новеллу, где получение церковного благословения на брак вменялось в обязанность для всех тех подданных Империи, кто хотел создать семью. Этот закон не распространялся только на рабов.

В X-XI веках в составе первой части чинопоследования закрепляется обычай вручения свечей жениху и невесте. На них возлагают венцы со словами «Христос венчает» и чтением молитвы «Боже, славою и честью венчавший святых Твоих.». Затем священник соединяет руки вступающих в Брак со словами «Христос присутствует».

До X-XI века обручение могло совершаться не в храме, а в домах; снятие венцов и молитва «Боже, Боже наш, пришедший в Кану Галилейскую» совершалось также в доме новобрачных.

В 1095 году император Алексей Комнин распространил действие закона о церковном благословении на брак и на лиц, находящихся в рабском состоянии.

С XIII века в чине Браковенчания употребляется уже современное благословение «Венчается раб Божий.», а соединение рук новобрачных сопровождается обращенной к жениху фразой «Возьми ее (жену) из храма Господня». Затем священник троекратно осеняет жениха и невесту крестным знамением, произнося слова «Отец благословляет, Сын венчает, Дух Святый освящает».

К ХIII веку Браковенчание окончательно отделяется от Литургии, но внутренняя связь этих Таинств остается. Поэтому на протяжении всего времени существования Таинства Венчания жених и невеста готовятся к нему постом и покаянием, а в день Венчания вместе причащаются Святых Христовых Таин.

В этот же период чинопоследование Венчания пополняется обращением священника к жениху и невесте: «Будьте живы, новобрачные, Святая Троица да сохранит вас в единении».

В XV-XVI веках возникает практика снимать венцы и читать соответс

Что означает венчание в церкви? Какие обязанности несет перед супругом или супругой?

богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем) , причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)» . Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5, 20-33) и Евангелие (Ин. 2, 1-11), произносится ектения и поется молитва «Отче наш» . Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие ликуй…» , «Святии мученицы…» , «Слава Тебе Христе Боже…» , после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст. В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т. е. в субботу) , а также накануне среды и пятницы (т. е. во вторник и четверг) .

<a href=»/» rel=»nofollow» title=»6127343:##:yandbtm?url=http://www.foto777.ru/stat12.htm&text=венчание» target=»_blank» >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a> в церкви

ТАИНСТВО БРАКА. ВЕНЧАНИЕ В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь. Конечно, такое обещание и сам брак должны быть свободными и непринужденными, потому что это образ союза самого Христа с Церковью. Почему это так, и как брак мужа и жены соответствует мистическому союзу Христа с Церковью — это великая тайна, но это так. Жених и невеста должны осознать важность момента, когда во время Таинства священник от лица Господа венчает их, и с того времени они становятся уже не двумя разными людьми, а «единой плотью», которую разлучить или разрушить не может и не должен пытаться никто из людей. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», — читаем в Евангелии. И правда, разлучение супругов — это грех не только перед детьми, которые у них родились, но и перед Богом и Его Церковью, это нарушение и пренебрежение святостью Таинства, а потому кощунство. Мф. 19, 6 Как установлен брак. В первой книге Библии описывается, как Господь сотворил из праха земного первого человека Адама и как создал помощницу ему, назвав ее Ева, то есть жизнь. «Нехорошо человеку быть одному», — это слова Господа, переданные нам в Библии пророком Моисеем. «Плодитесь и размножайтесь», — заповедовал Бог первой супружеской паре, от которых затем произошло все человечество. «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью, так что уже не двое, но одна плоть. » Так говорит Господь. Что может быть крепче связей между матерью и ее ребенком? Но и они отходят на второй план, когда заключается брак. Человек оставляет отца и мать, и возникает новая семья. Конечно, обязательства детей перед родителями никто не отменяет, но и тогда преимущество остается за связями между мужем и женой. Даже мать или отец не имеют право разлучить супругов или быть для них главным авторитетом во внутренних конфликтах. Все они решают между собой и Богом, потому что именно им, а не кому-нибудь еще, дана благодать на брак, и эта благодать Таинства ведет их и просвещает в трудные моменты семейной жизни, без которых никто не обходится. В христианской семье глава — муж. Во время венчания читается апостольское послание, в котором говорится, что муж должен любить жену, как самого себя, а жена — бояться своего мужа. Одно без другого не может быть: ни любовь мужа, ни боязнь жены, которая, конечно, не простой страх, потому что его не бывает перед теми, кто нас любит. Это такой страх, когда человек боится оскорбить Бога своими грехами. Бог любит людей, и каждый христианин должен бояться оскорбить эту любовь, так же и мужья должны любить своих жен, а женам должно быть страшно любовь нарушить. Впрочем, «ни муж без жены, ни жена без мужа». В христианстве семья называется «малой церковью». Отношения внутри семьи, между всеми ее членами должны быть не просто бытовыми, житейскими. Семья — это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы. Настоящая семья помогает каждому ее члену быть примерным членом Церкви, а не мешает этому. И, конечно, самое прочное основание христианской семьи — это любовь и православная вера, которые делают мужа и жену единомышленниками, одухотворяют их поступки и мысли, направляют к единой цели и не стареют со временем, как плотское влечение. «Преславно иго двух верующих, — писал известный христианский писатель Тертуллиан, — имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих единому Господу. Вместе они молятся, вместе постятся, взаимно поучают и увещевают друг друга. Вместе они в Церкви, вместе за Вечерей Господней (то есть Литургией) , вместе в скорбях и в гонениях, в покаянии и радовании. Христу они приятны, и Он ниспосылает им мир Свой. А где двое во имя Его, там нет места никакому злу». И, конечно, истинный христианский брак не может быть предосуд

А теперь — правда жизни: Дабы не опускаться до статуса животного (пусть и высокоразвитого) , каждый половозрелый Царек Природы придумал массовое и утвержденное общественным мнением оправдание своим либидо-инстинктам: сотворил любовь. Красивую и трогательную сказку. Одну-единственную и на всю жизнь. Так ему казалось. На самом деле, любовь сильно переоценили. Биохимически–это как съесть большое количество шоколада. Идущий за любовью брак–это обычная сделка с юридическими и финансовыми последствиями (типичный договор о совместной кооперативной деятельности — h_ttp://<a rel=»nofollow» href=»http://www.rg.ru/2008/04/02/brak.html» target=»_blank»>www.rg.ru/2008/04/02/brak.html</a>), который нужен государству, чтобы знать, кто с кем трахается и воспроизводит новых солдат, избирателей и налогоплательщиков. Только вместо нотариуса — ЗАГС, а условия сделки записаны в Семейном Кодексе. Еще Виктор Гюго сказал, что «женщина, отдающая себя мужчине при посредничестве нотариуса – это пОшло» . Оформлять свои чувства юридически – это ханжество, цинизм и мерзость. Те, кто вещает о браке, основанном на доверии и прочей дребедени – вруны и лицемеры. Туда-то как раз ходят от недоверия, боязни косых взглядов родителей, подруг, старушек у подъезда и подстраховки на случай «а вдруг, если..». Но только не от любви. Более того – с надеждой гарантий материального обеспечения, жилплощади, алиментов и прпрпр (100 лет можно плевать в потолок и ни хрена не делать, но только благодаря штампику получить ровно половину! разве это справедливо?) . Какая ж это любовь? Любовь предполагает безграничное доверие, а не подстраховку в виде юридических гарантий. Увы, отдельные паразиты, неудачники, голодранцы и тунеядцы-бездельники брак частенько используют как средство решения своих личных финансовых и жилищных проблем из прошлого, к которым супруг-донор не имеет никакого отношения, но вынужден только лишь из-за штампика выслушивать упреки: «Ты мой муж! Вот и делай (обеспечивай, покупай, оплачивай, прописывай)» . Те, кто уже состоят в браке или собираются под него подписаться, априори соглашаются с условиями, но почти 100% не знают содержания Семейного Кодекса (а ведь все разборки будут именно по нему!) . Тешат себя иллюзиями, что стоит только шлепнуть штампик и уже завтра утром, как под елкой в детстве, будет лежать счастье и рог изобилия в блестящей упаковке. Тщательное изучение текста и визиты адвокатов будут тогда, когда почтальон приносит копию иска, повестку в суд на развод, расчет половины имущества и алименты. И вот тогда начинаются сюрпризы! А ведь по тексту этого Кодекса с самого начала красной нитью идет КТО, КОМУ, СКОЛЬКО ДОЛЖЕН. Брак хорош, пока выгоден и удобен, а не пока есть любоф. Читали бы текст до – было бы меньше недоразумений, обид и разочарований, потому что в современных условиях развод приравнивается к объявлению войны. Но самая изощренная подлость – для вступления в брак нужно согласие двоих, а для расторжения – желание хотя бы одного. ЗдОрово, правда? И где справедливость? Признаний в любви мало. Подумаешь, признался? ! (в чем! ? В преступлении!? ) Нифига! Парня надо обязательно затащить в загс и заставить дать расписку, что «обязуюсь жить, спать и трахать только ее» (спросите любую, что ей важнее: признание «я тебя люблю» без загса или штампик без признаний? Можете не сомневаться: расписка будет важнее!) . Все дружно хлопают в ладоши и рыдают от умиления. Занавес! А дальше – парадокс: муж и жена не обязаны жить вместе, трахаться и рожать детей. У супругов только одна обязанность – материально поддерживать друг друга (ст. 89 СК РФ) . Муж не обязан трахать жену (только жену) , а жена не обязана давать мужу (только мужу) . Отсюда все недоразумения с так называемым супружеским долгом, лебединой верностью и изменами. С человеком договариваться надо, а не заставлять облизывать из-под палки и жить по расписанию с помощью государства.

это что за обряд? В чем состоит таинство венчания? Правила венчания в православной церкви

У церемонии венчания достаточно древние корни, она берет свое начало с IX–X веков и имеет не только красивое содержание, но и несет в себе глубокий смысл. Венчание – это обряд, соединяющий мужчину и женщину перед лицом Бога на вечную любовь и верность, превращая брак в таинство, относящееся к духовному бытию.

Суть венчания

В современном мире, к сожалению, многие люди неверно трактуют саму суть таинства и относятся к этому церковному обряду как к модному и красивому мероприятию, которое может скрасить торжественный день бракосочетания. Даже не задумываясь о том, что венчание – это не простая формальность. Пойти на этот шаг должны лишь те люди, которые веруют в вечность брака на земле и на небесах. И принять такое решение можно только при обоюдном согласии, как осознанный и хорошо обдуманный поступок. Не следует забывать, что обряд относится к одному из семи таинств, в результате которого благодать Святого Духа передается человеку, и происходит это невидимым образом.

венчание это

Правила венчания

Если всё же отношения в паре проверены временем, чувства глубоки, а желание совершить обряд хорошо взвешено, тогда стоит ознакомиться с условиями, без которых невозможно венчание в православной церкви. Правила являются обязательными для исполнения:

  1. Основанием для венчание является свидетельство о браке.
  2. Главная роль в семье отводится мужу, который должен любить свою жену самоотверженно. А жена должна повиноваться мужу по доброй воле.

Именно на мужа возлагается обязанность хранить связь семьи с церковью. Развенчание допускается только в самых экстренных ситуациях, например, при измене одного из супругов или в случае душевной болезни. Кстати, последнее также может стать причиной отказа в венчании.

В древние времена существовал такой обычай, когда молодые подавали прошение священнику о венчании, он объявлял об этом на народном вече, и только по прошествии времени, если не находились люди, которые могли сообщить о невозможности брака, проводился обряд.

Общее количество венчаний человека на протяжении жизни не может превышать трех раз.

К обряду допускаются только крещеные молодые и их свидетели, на каждом обязательно должен быть нательный крестик.

Если кто-то из венчающихся не знает, крещен он или нет, нужно обязательно обсудить этот вопрос со священником. Как правило, положительный ответ возможен при согласии молодых родить и растить детей, следуя православным традициям.

Возрастные ограничения: мужчине должно быть не меньше 18 лет, а женщине не меньше 16.

Венчание – это исконно христианский обряд, поэтому к нему не допускаются люди, исповедующие другую религию (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.), а также атеисты.

Запрет на венчание налагается в том случае, если жених и невеста состоят в родственных связях, даже в четвертом поколении. И нежелательно заключение брака между крестными родителями и крестниками.

Если у кого-то из молодоженов заключен побочный брак, венчание запрещается.

А вот такие обстоятельства, как беременность жены, или если у молодоженов нет родительского благословения, не являются поводом для отказа в венчании.

венчание в православной церкви правила

Когда можно проводить венчание?

По православному календарю венчания можно проводить в течение всего года, за исключением дней больших постов — Рождественского (с 28 ноября по 6 января), Великого (семь недель до Пасхи), Петрова поста (со второго понедельника после Троицы до 12 июля), Успенского (с 14 по 27 августа), Масленицы, в канун всех больших церковных праздников. Венчальные церемонии проводятся в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Но, согласно народным поверьям, среда и пятница не подходят для совершения таинства. А также лучше избежать венчания 13 числа.

А вот самыми счастливыми для брака считаются периоды после Покрова осенью, от Крещения до Масленицы зимой, между Петровым и Успенским постом летом, на Красную Горку весной.

Много пар хотят повенчаться в день официальной регистрации брака, но назвать это правильным нельзя. Священники, как правило, отговаривают молодых от подобного рода поспешных поступков. Лучше всего, когда пары венчаются в годовщину своей свадьбы или уже после рождения детей. Чем позже это случится, тем осознаннее будет этот поступок. Год венчания станет памятным событием, которое засвидетельствует искренность чувств и уверенность в семейных узах.

церемония венчания

Подготовка к венчанию

Особое значение имеет и процесс подготовки к такому ритуалу, как венчание в православной церкви. Правила здесь также присутствуют.

Самое первое, что необходимо сделать – это определиться с церковью и священником, который будет проводить обряд. Это достаточно ответственное задание, поскольку выбор нужно делать душой. Молодым в храме должно быть комфортно и спокойно, только так весь процесс будет иметь действительно великое значение. Будет ли это маленькая церквушка или величественный собор, зависит в первую очередь от пожелания молодых, абсолютно вся атмосфера святого места должна гармонично вписываться не только в духовную суть церемонии, но и отвечать душевному состоянию молодой пары, которая решила связать свою судьбу навечно.

С батюшкой тоже нужно обязательно поговорить, обсудить не только организационные моменты, но и присмотреться друг к другу, найти общий язык – это тоже очень важно для обряда. Очень многие батюшки уделяют особое внимание разговору с молодоженами, иногда они могут советовать отложить процедуру или повременить, тогда к советам священника следует прислушаться.

Еще, что немаловажно, не все священники имеют право проводить обряд венчания, например, запрещено это делать постриженным в монахи и находящимся под каноническими запретами. Иногда обряд по желанию молодой пары может проводить священнослужитель из другой церкви или собора, если, например, он является их духовным отцом.

православное венчание правила

Со священником необходимо согласовать дату и время, на которое назначено православное венчание. Правила церковной жизни обязывают к этому. Иногда в церкви одновременно могут венчаться несколько пар, этот нюанс также необходимо обговорить. Следует побеспокоиться, если на венчание фото- и видеосъемку будут проводить несколько операторов, чтобы не возникло суматохи, и это не испортило всего обряда.

Еще за неделю до венчания молодые должны начать соблюдать пост: не употреблять в пищу мясо, не пить спиртные напитки, не курить, воздерживаться от супружеской близости. Перед венчанием молодожены должны посетить богослужение, исповедоваться и причаститься.

Также необходимо заблаговременно побеспокоиться о покупке икон Спасителя и Божьей Матери, которые обязательно должны быть освящены, обручальных колец, которые до совершения обряда нужно отдать священнику, свечей, двух белых полотенец и четырех носовых платков. Следует обратить внимание, что по церковным канонам кольца следует покупать для жениха из золота, для невесты из серебра. Как правило, приобретение всех необходимых атрибутов возлагается на свидетелей.

Традиция использования в обряде венчания икон также имеет древние исторические корни. Издревле родители благословляли своих детей с использовании святых икон: сына — Христа Спасителя, дочь — Богородицы, давая, таким образом, наставление на путь истинный.

За проведение обряда венчания принято оставлять вознаграждение, о деньгах также следует поинтересоваться у священника. Если у пары нет финансовой возможности оплатить полностью всю сумму, можно об этом рассказать. Иногда сумма вообще не оглашается, и батюшка предлагает дать милостыню на церковь, в том размере, какой предоставляется возможным для молодоженов.

суть венчания

Выбор наряда для невесты

Что касается подвенечного платья невесты, которое она наденет на венчание в православной церкви, правила заключаются в следующем:

  • платье не должно быть очень облегающим или коротким, но и слишком пышные и шикарные наряды тоже не подойдут;
  • ни в коем случае не должны быть оголены плечи, декольте или руки выше локтей;
  • можно использовать накидку, которая прикроет открытые части тела;
  • наряд должен быть белого или другого цвета бледных оттенков;
  • голова обязательно должна быть покрыта, для этого используется платок или фата;
  • нельзя использовать слишком яркий макияж и насыщенный аромат духов;
  • вместо свадебного букета в руках у невесты должна быть венчальная свеча.

Также следует заблаговременно позаботиться об обуви, лучше всего подойдут туфли с закрытым передком на низком каблуке, ведь церемония венчания длится около часа, невеста должна чувствовать себя комфортно на протяжении всего этого времени.

Есть очень интересное поверье. Платье невесты обязательно должно быть с длинным шлейфом. По народному сказанию, чем длиннее будет шлейф – тем больше времени молодые будут вместе. Если шлейф в наряде не предусмотрен, его можно прикрепить только на время проведения венчания.

Также, когда проходит венчание в православной церкви, правила распространяются и на внешность всех присутствующих гостей. Женщины должны быть в платьях или юбках с прикрытыми коленями, также не следует оголять декольте и руки, голову нужно прикрыть платком или шарфом. На церемонии венчания не обязательно присутствие всех гостей свадьбы, это могут быть люди, которые действительно веруют в таинство обряда и относятся к этому процессу искренне. Для соблюдения формальности такие мероприятия лучше не посещать, а прийти только на банкет.

венчание фото

Церемония венчания

Венчание всегда начинается только после службы. Обряд состоит из двух этапов: первый – это обручение, венчание – это второй этап. В прошлом они были разделены между собой временем. После обручения пара могла расстаться, если возникали на то причины, венчание могло состояться только в том случае, если чувства были крепкими и искренними, ведь муж и жена выбирали друг друга не только для земной жизни, но навечно. В современном обряде обе составляющие церемонии происходят в один день.

Обручение

Обручение происходит у входа в церковь. Невеста становится по левую руку от жениха. Священник читает молитву, после чего он три раза благословляет пару и дает им в руки зажженные свечи. Снова читает молитву и обручает молодых кольцами. Кольца меняют с руки молодого на руку невесты трижды, в итоге золотое кольцо жениха остается на руке у молодой, а её серебряное кольцо на пальце будущего мужа. Только теперь пара может называть себя женихом и невестой.

Венчание

Священник заводит пару в храм и ставит перед аналоем на белое полотенце. Мужчину и женщину спрашивают, по доброй ли воле они сюда пришли, нет ли препятствий для заключения брака. Свидетели берут в руки венцы и держат их над головами у жениха и невесты. Здесь следует отметить, что сделать это не так и просто, особенно если свидетели низенькие, а молодые высокие, да и время церемонии не менее чем сорок минут в городских церквях, а если обряд проводится в монастыре, тогда и больше часа. Поэтому свидетелей желательно выбирать повыше. После прочитанных молитв молодым выносят чашу с вином, которую они должны три раза испить как символ того, что с этой минуты все в паре будет делиться поровну — и счастье, и горечи.

Следует предостеречь невесту: во время испития из чаши вина может возникнуть ситуация, когда фата очень близко окажется возле свечи и произойдет воспламенение. Чтобы этого не случилось, желательно заранее побеспокоиться о длине фаты, которая должна быть не слишком большой.

Руки новобрачных связывают белым полотенцем и их обводят вокруг аналоя трижды. В это время поет церковный хор. Батюшка подводит пару к Царским вратам алтаря и читает назидание на вечную жизнь вместе. После венчания все гости начинают поздравлять молодых, и раздается колокольный звон, знаменующий о рождении молодой семьи.

Если у молодых есть желание запечатлеть на долгую память венчание, фото- и видеосъемку можно проводить с разрешения священника. Правильнее всего согласовать, где именно должен находиться оператор, как ему лучше стоять или перемещаться. Обычно в церквах и соборах достаточно специфическое освещение, поэтому, для того чтобы качество съемки впоследствии не огорчило, желательно обратиться к хорошему специалисту. Бывают случаи, когда съемка категорически запрещена, тогда, чтобы памятное событие осталось в семейных архивах, можно сделать фотографии на фоне собора или храма.

после венчания

Венчание на царство

Есть еще один древний обычай, о котором следует упомянуть, чтобы внести некоторую историческую ясность, – венчание на царство. Этот обряд проводили во время церемонии коронации монархов, и первым это начал Иван Грозный. Корона, которая при этом использовалась, вошла в историю под известным всем названием – шапка Мономаха. Обязательными атрибутами действа были бармы, держава и скипетр. А сам процесс имел сакральное содержание, основной сутью которого было таинство миропомазания. Но никакого отношения к бракосочетанию этот обряд не имеет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *