Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами называется: Брачный союз — Википедия – Какие бывают виды современных браков

Содержание

Какие бывают виды современных браков

Считается, что институт брака неуклонно меняется. Многовековые традиции рушатся. Какие виды браков существуют в современном мире?

Брачный союз, супружество существуют с момента появления первых людей. В наши дни слово «брак» вызывает у людей неоднозначные чувства. Одни мечтают о нем как о чуде, другие с ужасом представляют лодку, разбивающуюся о быт. Старое понятие о супружестве обрело ряд законных и формальных разновидностей, о которых любопытно узнать.

Основные виды браков

Законный брак с штампом в паспорте — супружество, документально зафиксированное в государственных органах ЗАГС. Супруги, выбравшие этот вид брака, обладают правом совместной собственности на все нажитое имущество и становятся первоочередными наследниками друг друга. В России такой вид брака доступен лишь разнополым партнерам, равно как и заведение детей.

Сожительство или фактический брак — вид брака без штампа в паспорте, подразумевающий совместное проживание и разделение быта разнополыми парами. В отличие от законного брака после смерти одного партнера другой не имеет юридических прав на наследство покойного. К разновидности сожительства относится

однополый брак, заключение которого недоступно в Российской Федерации.

Церковный брак — брак, освященный церковью. Венчанию в церкви предшествует заключение официального законного брака в ЗАГСе. За рубежом у католиков венчание в церкви и регистрация в ЗАГСе имеют равное законное значение. Этот вид брака имеет большое духовное значение для пар. Часто супруги решаются закрепить брак венчанием после нескольких лет совместной жизни, проверив отношения.

Альтернативные виды семейных отношений

  • Гостевой брак —  зарегистрированный в ЗАГСе союз мужчины и женщины, проживающих отдельно друг от друга. Отношения супругов исключают совместной быт. Такой брак создается для раздельного проживания, но совместных отдыха и развлечений.
     
  • Открытый брак подразумевает не считающуюся изменой открытую половую связь партнеров с другими людьми. Предполагается, что такой брак помогает построению гармоничных отношений, позволяя каждому супругу сохранять право выбора и индивидуальность.
     
  • Фиктивный брак — незаконное, притворное оформление супружества без намерения создать семью. Оформляется по сговору супругов для получения обоих или одного из них преимуществ от государства. В России фиктивный брак при наличии доказательств для суда может признаваться недействительным.
     
  • Многоженство (полигиния) — брак заключается мужчиной с несколькими женщинами, с каждой из женщин отдельно. В России эта форма полигамии доступна представителям ислама, правда, зарегестрировать законный брак разрешено лишь с одной женщиной. С остальными женами допускается сожительство.
     
  • Многомужество (полиандрия)
    — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами у народов Тибета и Гавайских островов.
     
  • Чайлдфри (виргинальный брак) — супруги, вступающие в такой брак, изначально не намерены заводить детей. Тем не менее некоторые исследования статистики доказывают, что пары с возрастом склонны изменять это решение.

Любопытные факты о браках

  • Традиция обмена кольцами восходит ко временам Древнего Египта.
    Согласно традициям из Древнего Рима, поцелуй, скрепляющий брак в конце церемонии, символизирует печать и заверяет контракт.

  • Древние греки не допускали присвоения общественных должностей холостякам. Неженатые и бездетные мужчины в Спарте подвергались всеобщему презрению. Древнеримский император Август силой закона принуждал граждан жениться, а неженатых наказывал.
     
  • В некоторых государствах и культурах позволено вступать в брак с объектами или животными. В 2007 году во Франции был зафиксирован брак между женщиной и Эйфелевой башней. А в Индии мужчина сочетался браком с собакой в целях покаяния.
     
  • Посмертный брак, в котором один из супругов является покойным, является законным во Франции. Схожие разновидности существуют в Китае и Судане.
     
  • Первый однополый брак, заключенный в Древнем Риме, не привлек общественного внимания. В христианские времена первый официально признанный однополый брак был заключен в 1989 году в Дании.

Как вы считаете, институт брака действительно вымирает? Какими будут семьи через сто лет?

Чтобы свадьба прошла идеально:

  • Расскажите друзьям:

Многомужество — Википедия

Многомужество, или полиа́ндрия (др.-греч. πολυ- «много» + от ἀνήρ родит. п. ἀνδρός «муж»), — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Противоположность моноандрии. Отличается от полигинии — брака одного мужчины с несколькими женщинами одновременно, а также от полиамории и группового брака, в которых участвуют несколько женщин и несколько мужчин[1][2]. В английской разговорной речи словом polyandry могут обозначаться любые сексуальные отношения женщины с несколькими мужчинами, происходящие как в браке, так и вне брака.

В изданном в 1980 году «Этнографическом атласе» (англ. Ethnographic Atlas) было опубликовано исследование любовных отношений в 1231 человеческом обществе. В 186 из них была принята только моногамия, в 453 изредка встречалась полигиния, в 588 полигиния была более частым явлением, в 28 обществах (проживающих только в Гималаях) частым явлением была полиандрия, в четырёх обществах полиандрия встречалась изредка. Позднейшие исследования обнаружили практику полиандрии ещё в 50 обществах

[3][4].

Фратернальная полиандрия, при которой двое или несколько родных братьев состоят в браке с одной женщиной, традиционно принята у тибетцев в Непале, Китае и северной Индии.[5] Она может быть связана с так называемым «множественным отцовством» — бытующими в некоторых племенах и народах представлениями о том, что у ребёнка может быть несколько отцов.[4]

Полагают, что полиандрия более характерна для сообществ, испытывающих недостаток природных ресурсов. Нехватка ресурсов вынуждает ограничивать рождаемость и увеличивает значимость выживания каждого ребёнка.[5][6] Причём в тех обществах эта редкая форма брака распространена не только среди крестьян, но и среди знати.

[7] Например, в Тибете — дефицит пригодной для сельского хозяйства земли, и женитьба всех братьев на одной женщине позволяет избежать раздробления принадлежащего семье мужей земельного участка. Если бы у каждого из братьев была своя жена и свои дети — землю пришлось бы разделить между новыми семьями, и в результате могли образоваться слишком маленькие участки, не способные их прокормить. По этой причине полиандрия принята даже у богатых землевладельцев. В отличие от них, очень бедные, вообще не имеющие собственной земли, жители буддистских Ладакха и Занскара значительно реже вступают в полиандрические браки.[5] В средневековой Европе для предотвращения дробления земель при переходе по наследству было установлено правило майората, по которому всё имение отца наследовал только старший сын, а младшие зачастую шли в монахи[8].

Полиандрия встречается и у животных (например, полиандрия у насекомых).

Фратернальная полиандрия[править | править код]

Фратернальная полиандрия (отгреч. φρατρία — братство) — форма полиандрии, при которой мужья одной женщины являются братьями друг другу. Была распространена и до сих пор иногда встречается в центральных районах Тибета, в Непале и в северной Индии,[9] где она была принята в обществе.[5][10] В южной Индии фратернальная полиандрия практикуется в племени тода, но сейчас у них превалирует моногамия.[11] В современном индийском обществе полиандрические браки отмечаются в сельских общинах в регионе Малва (англ.)русск. штата Пенджаб, которые, по всей видимости, практикуются там с той же целью — избежать дробления фермерских земельных участков.[12]

В отличие от европейских правил майората и примогенитуры, вынуждавших младших сыновей землевладельцев покидать родные места и искать себе другие занятия, фратернальная полиандрия позволяет не только избежать дробления поместий при наследовании, но также даёт возможность братьям остаться жить и вести хозяйство вместе. А в следующем поколении их сыновья, рождённые от общей жены, также смогут совместно жениться на одной женщине и унаследовать этот же земельный участок, который не будет разделён и будет обеспечен достаточным количеством мужской рабочей силы

[13]. Но при большом количестве братьев эта жизненная стратегия оказывается менее успешной[14].

В семьях аристократов и крупных землевладельцев полиандрия может служить сохранению титулов и земель рода. При длительном или частом отсутствии одного из братьев его могут замещать другие, и хозяйство не придёт в упадок без ответственного хозяина. В Тибете полиандрия была особенно распространена среди духовной элиты школы Сакья.

Предпосылкой полиандрии может быть так же крайнее гендерное неравенство. Например, селективные аборты в Индии приводят к дефициту женщин и к «обобществлению» жены несколькими мужчинами (чаще всего родственниками)

[15].

В полигинных браках аналогом фратернальной полиандрии является сорорат — брак одного мужчины с несколькими родными или двоюродными сёстрами.

Множественное отцовство[править | править код]

Антрополог Стефен Бекерман отмечает, что не менее чем в 20 родоплеменных обществах считается нормальным или даже желательным, чтобы ребёнок имел более чем одного отца. Это называется множественное (разделяемое, частичное, совместное) отцовство (англ. partible paternity).[16] Часто (но не всегда) совместное воспитание ребёнка несколькими отцами связано с полиандрическим браком этих мужчин с матерью ребёнка.[17]

Один из самых известных примеров частичного отцовства — «непорочное рождение» (англ. virgin birth) всех детей, в которое верят некоторые аборигены островов Тробриан. Эти люди осознают необходимость полового акта для рождения ребёнка, но при этом считают, что мужчина никак не влияет на телосложение и личные качества ребёнка, которые зависят только от матери. Потому у них принято наследование исключительно по материнской линии (матрилинейность), ребёнок всегда принадлежит только к роду матери. Мужья матери, не живущие с ней в одном доме, отцами ребёнка не считаются, а братья матери, проживающие вместе с ней — считаются.

Биандрия[править | править код]

Разновидностью полиандрии является биа́ндрия (от лат. bis — дважды, и др.-греч. ἀνήρ — муж) — форма брачного союза, при котором женщина имеет одновременно двух мужей[18].

Полигинандрия[править | править код]

В Индийских Гималаях встречается сочетания полиандрии с полигинией: когда двое или более мужчин состоят в браке с двумя или более одними и теми же женщинами одновременно. Такая форма группового брака называется полигинандрией (англ. polygynandry). Полигинандрия также позволяет избежать дробления земель, разнообразить локальную экономическую деятельность и снизить рост населения[19].

Многомужество встречалось и встречается в сравнительно небольших областях распространения, разбросанных по разным частям света.

Азия[править | править код]

Самое раннее известное свидетельство о существовании полиандрии — указ Уруинимгины, правившего шумерским городом-государством Лагаш примерно в 2319—2311 гг. до н.э., об отмене биандрических браков[20] и запрете полиандрии под угрозой побивания камнями женщины, имеющей нескольких мужей, если об этом будет записано.[21]

В некоторых кантонах древней Мидии женщине позволялось иметь нескольких (но не более четырёх) мужей одновременно.[22] В Государстве Эфталитов фратернальная полиандрия было узаконена и общепринята. Замужняя женщина носила шапку с рогами по количеству супругов. Если мужья одной женщины не были кровными братьями, они братались между собой перед тем, как жениться на общей супруге.[23][24]

Высказывалась гипотеза о существовании многомужества в древней (домусульманской) Южной Аравии.[25][26] Предположительно, тогда существовала традиция, называемая Никах Иджтимах (англ. Nikah Ijtimah), которая дозволяла многомужество, но с принятием ислама арабами эта традиция была осуждена и прекращена[27].

Многомужество в Тибете (англ.)русск. было распространено больше, чем в любом другом известном обществе, и может практиковаться до сих пор. Николай Нотович в своей книге отмечал существование многомужества в «Малом Тибете» — Ладакхе.[28] По данным исследования, проведённого в 1981 году в Мули-Тибетском автономном уезде, 52 % браков были моногамными, в 32 % случаев встречалась фратернальная полиандрия и в 16 % — полигиния в форме сорората.[29] Власти КНР после установления контроля над Тибетом поставили многомужество вне закона, и из-за закрытости этого региона и Китая в целом нет достоверных сведений о количестве полиандрических семей в Тибете в настоящее время.[30] В Китае многомужество встречается также у народа мосо в провинциях Сычуань и Юньнань[31].

В Индии (англ.)русск., Бутане и на севере Непала многомужество продолжает существовать среди национальных и религиозных меньшинств. Широко распространено среди шерпов.[32] В 1914 году в Бутане многомужество было доминирующей формой брака.[33] В современном Бутане многомужество встречается намного реже, но по-прежнему практикуется у минаро, проживающих в гевогах Мерак (англ.)русск. и Сактенг (англ.)русск. дзонгхага Трашиганг.[34]

В Индии многомужество чаще всего встречается в Раджастхане, Ладакхе, Занскаре и в регионе Джаунсар-Бавар (хинди जौनसार बावर) штата Уттаракханд среди племени тода[5][30].

Многомужество встречается или встречалось у нивхов на Сахалине[35] и эскимосов на севере Евразии.[25]

Африка[править | править код]

Известны случаи многомужества в Нигерии[30], особенно в племени Иригве (Irigwe, Rigwe) в северных районах этой страны: женщины этого племени традиционно имеют нескольких супругов, которых они называют «сомужья». Полиандрия была распространена среди масаев в Кении и северной Танзании[31][36]. В регионе Великих Озёр полиандрия встречалась редко, в то время как полигиния там была вполне обычной.[37]

В августе 2013 года в Кении двое мужчин подписали договор о вступлении в брак с одной женщиной, с которой каждый из них имел любовные отношения. Законодательство Кении не устанавливает строгого запрета на полиандрию, но там она не очень принята сейчас[38].

Европа[править | править код]

По словам Юлия Цезаря, у древних бритонцев практиковалось обобществление жены братьями, реже — отцом и сыном.[39] Согласно Полибию, полиандрия превалировала у жителей Лаконии.[40][41] В истории Римской Империи известен случай, когда матроны толпой ворвались в Сенат и со слезами умоляли принять закон, разрешающий женщине иметь двух мужей.[42] На могиле Аллии Потестас (англ. Allia Potestas) из древней Перуджи есть надпись, повествующая о том, как она мирно жила с двумя любовниками, один из которых обессмертил её имя в знаменитом эпиграфическом панегирике, который датируется приблизительно вторым веком нашей эры.[43]

Океания и островные страны[править | править код]

Случаи многомужества также отмечались в некоторых полинезийских племёнах до контакта с европецами,[44] но там они встречалось только у женщин из высших каст[45]. У гуанчей, первых известных обитателях Канарских островов, полиандрия также была принята и практиковалась вплоть до исчезновения этого народа[46].

На Шри-Ланке фратернальная полиандрия официально разрешена по Кандянскому закону о браке (англ. Kandyan Marriage law). Для обозначения многомужества там часто используется эвфемизм «эка-гэ-кама» (в буквальном переводе — «кушать в одном доме»)[47]. Встречается на Шри-Ланке и ассоциированная полиандрия (англ. Associated Polyandry) — форма брака, который начинается как моногамный, но в дальнейшем количество мужей жены увеличивается (иногда по инициативе жены)[48][49].

Многомужество распространено у канаков в Новой Каледонии[50] и аборигенов Маркизских островов.[25][51]Фридрих Ратцель в 1896 году в своей книге «История человечества» утверждал, что на Новых Гебридах многомужество было принято среди вдовцов и вдов: по обычаю местных племён, двое вдовцов должны были жить с одной вдовой[52].

Северная Америка[править | править код]

Среди коренных жителей Северной Америки многомужество встречалось у алеутов[25][53] (отмечалось в XIX веке) и инуитов.[54]

Южная Америка[править | править код]

В Бразилии полиандрия встречается среди людей племени зоэ (англ. Zo’é), живущих на берегах реки Куминапанема (англ. Cuminapanema) в штате Пара[55]. Среди других коренных народов Южной Америки многомужество отмечено у бороро,[56] фратернальная полиандрия принята в неконтактном племени Тупи-Квахиб (Tupi-Kawahib),[57] а множественное отцовство — в около 70 % культур Амазонии.[58]

Индуизм[править | править код]

Полиандрические отношения сейчас не одобряются в большинстве школ индуизма.[59] Но в священном для индуистов древнем эпосе — Махабхарате — встречается как минимум один пример многомужества: Драупади была выдана замуж сразу за пятерых братьев из рода Пандавов. В этом древнем тексте высказывается довольно нейтральное отношение к многомужеству, которое принимается как образ жизни Драупади[60]. В этом же эпосе Юдхиштхира, отвечая на вопросы Кунти о полиандрии, ссылается на Гаутам-клан Джатилу (Gautam-clan Jatila), которая была замужем за семью Саптаришами, и на Прачети, сестру Хираньякши, которая была общей женой десяти братьев. Как можно из этого понять, в ведические времена общество намного лучше относилось к многомужеству.[61]

Иудаизм[править | править код]

В древнееврейских библейских текстах нет ни одного упоминания о том, что какая-либо женщина была женой нескольких мужчин одновременно,[62][63] и библейское определение прелюбодеяния однозначно указывает на неприемлемость многомужества.[64][65] В еврейских традициях и обычаях нет никакой полиандрии.[66][67] Кроме того, дети от любого мужчины, кроме первого мужа, считаются незаконнорождёнными (мамзерами), кроме случаев, когда первый муж уже развёлся с женщиной или умер[68].

Христианство[править | править код]

Подавляющее большинство современных христианских конфессий выступают за строгую моногамию и не приемлют никакой другой формы брака, в том числе полиандрии. Новый Завет (Рим. 7:2, 3) строго запрещает многомужество.

Мормоны[править | править код]

Мормонские пророки Джозеф Смит и Бригам Янг установили исторические рекорды многожёнства. Существует версия, что они также брали женщин от других мужей, то есть практиковали полигинандрию, но этот вопрос остаётся спорным.[69]

Ислам[править | править код]

Хотя ислам запрещает полиандрию для свободных женщин, следует отметить, что исламское законное порабощение замужних женщин автоматически отменяет их брачные союзы, что позволяет мужчинам-рабовладельцам вступать в интимные отношения со своими рабынями, которые были замужем до порабощения[70][71].

  1. ↑ Polyamory
  2. Zeitzen, Miriam Koktvedgaard. Polygamy: a cross-cultural analysis (неопр.). — Berg, 2008. — С. 3. — ISBN 1-84520-220-1.
  3. Ethnographic Atlas Codebook Архивная копия от 18 ноября 2012 на Wayback Machine derived from George P. Murdock’s Ethnographic Atlas recording the marital composition of 1,231 societies from 1960 to 1980.
  4. 1 2 Starkweather, Katherine; Raymond Hames. {{{заглавие}}} (неопр.) // A Survey of Non-Classical Polyandry. — 2012. — Т. 23, № 2. — С. 149—150.
  5. 1 2 3 4 5 Gielen, U. P. (1993). Gender Roles in traditional Tibetan cultures. In L. L. Adler (Ed.), International handbook on gender roles (pp. 413—437). Westport, CT: Greenwood Press.
  6. ↑ (Linda Stone, Kinship and Gender, 2006, Westview, 3rd ed., ch. 6) The Center for Research on Tibet Papers on Tibetan Marriage and Polyandry (accessed October 1, 2006).
  7. ↑ Goldstein, «Pahari and Tibetan Polyandry Revisited» in Ethnology 17(3): 325—327 (1978) (The Center for Research on Tibet; accessed October 1, 2007).
  8. Levine, Nancy. The Dynamics of polyandry: kinship, domesticity, and population on the Tibetan border (англ.). — Chicago: University of Chicago Press (англ.)русск., 1998.
  9. ↑ Mustang
  10. ↑ Levine, Nancy, The Dynamics of Polyandry: Kinship, domesticity and population on the Tibetan border, Chicago: University of Chicago Press, 1988.
  11. ↑ Brothers share wife to secure family land
  12. ↑ Draupadis bloom in rural Punjab Times of India, Jul 16, 2005.
  13. Goldstein, Melvyn. Natural History (неопр.). — Natural History Magazine, 1987. — С. 39—48.
  14. Levine, Nancy; Joan B. Silk. Why Polyandry Fails: Sources of Instability in Polyandrous marriages (англ.) // Current Anthropology (англ.)русск. : journal. — 1997. — Vol. 38, no. 3. — P. 375—398. — doi:10.1086/204624.
  15. Chris Arsenault. Millions of aborted girls imbalance India (24 октября 2011). Дата обращения 29 октября 2011. «While prospects for conflict are unclear, other problems including human trafficking, prostitution and polyandry—men (usually relatives) sharing a wife—are certain to get worse.».
  16. ↑ Beckerman, S., Valentine, P., (eds) (2002) The Theory and Practice of Partible Paternity in South America, University Press of Florida
  17. ↑ Starkweather, Katie, «A Preliminary Survey of Lesser-Known Polyandrous Societies» (2009).Nebraska Anthropologist.Paper 50. http://digitalcommons.unl.edu/nebanthro/50
  18. ↑ Биандрия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  19. Levine, Nancy; Joan B. Silk. Why Polyandry Fails: Sources of Instability in Polyandrous marriages (англ.) // Current Anthropology (англ.)русск. : journal. — 1997. — Vol. 38, no. 3. — P. 376. — doi:10.1086/204624.
  20. ↑ J. Bottero, E. Cassin & J. Vercoutter (eds.) (translated by R. F. Tannenbaum): The Near East: the Early Civilizations. New York, 1967. p. 82. «Dyandry, the marriage of one woman to two men, is abolished.»
  21. Engaging the powers: discernment and resistance in a world of domination p. 40 by Walter Wink, 1992 ISBN 0-8006-2646-X
  22. ↑ Strabōn: Geographia, lib. xi, Casaub 526. cited in John Ferguson McLennon: Studies in Ancient History. Macmillan & Co., 1866, p. 99 «In certain cantons of Media, … a woman was allowed to have many husbands, and they looked with contempt on those who had less than five.»
  23. ↑ Hephthalites «the practice of several husbands to one wife, or polyandry, was always the rule, which is agreed on by all commentators. That this was plain was evidenced by the custom among the women of wearing a hat containing a number of horns, one for each of the subsequent husbands, all of whom were also brothers to the husband. Indeed, if a husband had no natural brothers, he would adopt another man to be his brother so that he would be allowed to marry.»
  24. ↑ Xinjiang Архивировано 29 мая 2009 года. The Hoa-tun (Hephthalites, White Huns) «living to the north of the Great Wall … practiced polyandry.»
  25. 1 2 3 4 Коротаев А. В. К проблеме южноаравийской полиандрии // Тезисы конференции Института востоковедения АН СССР / Отв ред. С. В. Волков. М.: Наука, 1988, с.25-27.
  26. ↑ Strabōn : Geographia 16:4:25, C 783. Translated in Robertson Smith: Kinship and Marriage in Early Arabia, p. 158; quoted in Edward Westermarck: The History of Human Marriage. New York: Allerton Books Co., 1922. vol. 3, p. 154. In Arabia (southern) «All the kindred have their property in common …; all have one wife» whom they share.
  27. Ahmed, Mufti M. Mukarram. Encyclopaedia of Islam (неопр.). — Anmol Publications PVT. LTD., 2005. — С. 383. — ISBN 978-81-261-2339-1.
  28. ↑ («The Unknown life of Jesus Christ» by Virchand Gandhi)
  29. ↑ Chrame people in southwest Sichuan
  30. 1 2 3 Whittington, Dee. Polyandry Practice Fascinates Prince (12 декабря 1976), С. 50. Дата обращения 14 октября 2010.
  31. 1 2 The Last of the Maasai. Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Pp. 86-87. Camerapix Publishers International. ISBN 1-874041-32-6
  32. ↑ René von Nebesky-Wojkowitz (translated by Michael Bullock): one research done by one organization about Fraternal Polyandry in Nepal and its detail data find here Архивировано 3 августа 2011 года. アーカイブされたコピー (неопр.). Дата обращения 28 июля 2011. Архивировано 3 августа 2011 года. Where the Gods are Mountains. New York: Reynal & Co. p. 152.
  33. ↑ L. W. Shakespear : History of Upper Assam, Upper Burmah and North-eastern Frontier. London: Macmillan & Co., 1914. p. 92.
  34. ↑ «Feature: All in the Family», Kuensel 27 August 2007; アーカイブされたコピー (неопр.). Дата обращения 8 декабря 2014. Архивировано 11 мая 2015 года.
  35. Russian Nihilism and Exile Life in Siberia. San Francisco: A. L. Bancroft & Co., 1883. p. 365.
  36. ↑ A. C. Hollis: The Masai. p. 312, fn. 2. «The Maasai are polyandrous
  37. ↑ Warren R. Dawson (ed.): The Frazer Lectures, 1922—1932. Macmillan & Co, 1932. p. 33. «Polygyny … was uncommon. Polyandry, on the other hand, was quite common.»
  38. ↑ Kenyan trio in ‘wife-sharing’ deal, BBC (26 августа 2013).
  39. ↑ Henry Theophilus Finck :Primitive Love and Love-Stories. 1899. Архивировано 25 июня 2010 года.
  40. ↑ John Ferguson McLennon : Studies in Ancient History. Macmillan & Co., 1886. p. xxv (Polybius vii.7.732, following Timæus)
  41. ↑ Henry Sumner Maine : Dissertations on Early Law and Custom. London: John Murray, 1883. Chapter IV, Note B.
  42. ↑ Macrobius (translated by Percival V. Davies): The Saturnalia. New York: Columbia University Press, 1969, p. 53 (1:6:22) «The matrons of Rome flocked in great crowds to the Senate, begging with tears and entreaties that one woman should be married to two men.»
  43. ↑ Horsfall, N:CIL VI 37965 = CLE 1988 (Epitaph of Allia Potestas): A Commentary, ZPE 61: 1985
  44. ↑ Goldman I., 1970, Ancient Polynesian Society. Chicago: University of Chicago Press’
  45. Thomas, N. Complementarity and History Misrecognizing Gender in the Pacific (англ.) // Oceania : journal. — 1987. — Vol. 57, no. 4. — P. 261—270.
  46. ↑ On Polyandry (англ.) // Popular Science : magazine. — Bonnier Corporation, 1891. — October (vol. 39, no. 52). — P. 804.
  47. Hussein, Asiff Traditional Sinhalese Marriage Laws and Customs (неопр.). Дата обращения 28 апреля 2012.
  48. Lavenda, Robert H. Additional Varieties Polyandry (неопр.). Anthropology: What Does It Mean To Be Human?. Дата обращения 28 апреля 2012. Архивировано 5 октября 2008 года.
  49. Levine, NE Conclusion (неопр.). Asian and African Systems of Polyandry. Дата обращения 28 апреля 2012.
  50. ↑ Dr. Jacobs: Untrodden Fields of Anthropology. New York: Falstaff Press, 1937. vol. 2, p. 219.»every woman is the property of several husbands. It is this collection of husbands, having one wife in common, that…live together in a hut, with their common wife.»
  51. ↑ Roslyn Poignant: Oceanic Mythology. Paul Hamlyn, London, 1967, p. 69.Marquesans had «a society in which households were polyandrous.»
  52. ↑ Ratzel, Friedrich. The History of Mankind. (London: MacMillan, 1896). アーカイブされたコピー (неопр.). Дата обращения 29 марта 2016. Архивировано 27 июля 2012 года.
  53. ↑ Katherine E. Starkweather & Raymond Hames. «A Survey of Non-Classical Polyandry». Human Nature An Interdisciplinary Biosocial Perspective ISSN 1045-6767 Volume 23 Number 2 Hum Nat (2012) 23:149-172 DOI 10.1007/s12110-012-9144-x 12 Jun 2012.
  54. ↑ Starkweather, Katherine E. and Raymond Hames. «A Survey of Non-Classical Polyandry.» 12 June 2012. Retrieved 28 Dec 2013.
  55. Kathrine E. Starkweather (2010). Exploration into Human Polyandry: An Evolutionary Examination of the Non-Classical Cases (Master’s thesis). University of Nebraska–Lincoln. Дата обращения October 14, 2010.
  56. Races of Man : an Outline of Anthropology. London: Walter Scott Press, 1901. p. 566. «The Bororos … among them…there are also cases of polyandry.»
  57. ↑ C. Lévi-Strauss (translated by John Russell): Tristes Tropiques. New York: Criterion Books, 1961, p. 352.»The Tupi-Kawahib also practice fraternal polyandry.»
  58. ↑ «Multiple Fathers Prevalent in Amazonian Cultures, Study Finds» ScienceDaily (Nov. 11, 2010)»…up to 70 percent of Amazonian cultures may have believed in the principle of multiple paternity»
  59. ↑ V., Jayaram. «Extramarital relationships». Hindu Website.
  60. Altekar, Anant Sadashiv. The position of women in Hindu civilization, from prehistoric times to the present day (англ.). — Motilal Banarsidass Publ, 1959. — P. 112. — ISBN 978-81-208-0324-4.
  61. ↑ The Mahabharata, Book 1: Adi Parva: Vaivahika Parva: Section CLXLVIII
  62. ↑ Coogan, Michael D., A Brief Introduction to the Old Testament: The Hebrew Bible in Its Context, Oxford University Press, 2008, p. 264, [1]
  63. ↑ Bromiley, Geoffrey W., The International Standard Bible Encyclopedia, Volume 1, Wm. B. Eerdmans, 1980, p. 262, [2]
  64. ↑ Fuchs, Esther, Sexual Politics in the Biblical Narrative: Reading the Hebrew Bible as a Woman, Continuum International, 2000, p. 122, [3]
  65. ↑ Satlow, Michael L., Jewish Marriage in Antiquity, Princeton University Press, 2001, p. 189, [4]
  66. ↑ Witte, John & Ellison, Eliza; Covenant Marriage In Comparative Perspective, Wm. B. Eerdmans, 2005, p. 56, [5]
  67. Marriage, Sex And Family in Judaism, Rowman & Littlefield, 2005, p. 90, [6]
  68. Murray, John. Principles of Conduct: Aspects of Biblical Ethics (англ.). — Wm. B. Eerdmans Publishing (англ.)русск., 1991. — P. 250—256. — ISBN 978-0-8028-1144-8.
  69. Why would Joseph Smith be sealed to other men’s wives?
  70. ↑ Slave—girls are sexual property for their male owners.4:24 «And forbidden to you are wedded wives of other people except those who have fallen in your hands » (Maududi, vol. 1, p. 319).
  71. ↑ http://священный-коран.рф/sura-4-an-nisa-zhenshchiny.html
на русском языке
  • Коротаев А. В. К проблеме южноаравийской полиандрии // Тезисы конференции Института востоковедения АН СССР / Отв. ред. С. В. Волков. — М.: Наука, 1988. — С. 25—27.
на других языках
  • Beall, Cynthia M. & Goldstein, Melvyn C. (1981), Tibetan Fraternal Polyandry: A Test of Sociobiological Theory, American Anthropologist (англ.)русск. Т. 83 (1): 898–901, DOI 10.1525/aa.1982.84.4.02a00170 
  • Gielen, U. P. (1993). Gender Roles in traditional Tibetan cultures. In L. L. Adler (Ed.), International handbook on gender roles (pp. 413–437). Westport, CT: Greenwood Press.
  • Goldstein, M. C. (1971), Stratification, Polyandry, and Family Structure in Central Tibet, Southwestern Journal of Anthropology Т. 27 (1): 64–74 
  • Crook, J., & Crook, S. 1994. «Explaining Tibetan polyandry: Socio-cultural, demographic, and biological perspectives». In J. Crook, & H. Osmaston (Eds.), Himayalan Buddhist Villages (pp. 735–786). Bristol, UK: University of Bristol.
  • Goldstein, M. C. (1971), Stratification, Polyandry, and Family Structure in Central Tibet, Southwestern Journal of Anthropology Т. 27 (1): 64–74 
  • Goldstein, M. C. (1976), Fraternal Polyandry and Fertility in a High Himalayan Valley in Northwest Nepal, Human Ecology (англ.)русск. Т. 4 (3): 223–233, DOI 10.1007/bf01534287 
  • Lodé, T. (англ.)русск. (2006) La Guerre des sexes chez les animaux. Paris: Eds O. Jacob. ISBN 2-7381-1901-8
  • Peter, Prince of Greece, A Study of Polyandry, The Hague: Mouton, 1963
  • Levine, Nancy, The Dynamics of Polyandry: Kinship, domesticity and population on the Tibetan border, Chicago: University of Chicago Press (англ.)русск., 1988. ISBN 0-226-47569-7, ISBN 978-0-226-47569-1
  • Smith, Eric Alden (1998), Is Tibetan polyandry adaptive?, Human Nature (англ.)русск. Т. 9 (3): 225, doi:10.1007/s12110-998-1004-3, <http://faculty.washington.edu/easmith/Polyandry-HN1998.pdf> 
  • Trevithick, Alan (1997), On a Panhuman Preference for Monandry: Is Polyandry an Exception?, Journal of Comparative Family Studies Т. 28 (3): 154–81

Какие есть браки?

Для многих людей традиционное понятие «брак» трактуется, как союз между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Но на ряду с официальной регистрацией существуют другие формы брака и семьи, которые распространены в нашем обществе.

Читайте нашу статью Что является браком.

Какие есть браки: виды

Гражданский

Самой распространенной формой образования семьи после регистрации является гражданский брак.

Такой брак оформляется в соответствующих государственных органах без участия церкви. В народе гражданским браком зачастую называют сожительство людей.

Ознакомиться более подробно с данной формой брака вы можете в нашей статье Что такое гражданский брак.

Церковный

Это брак, который заключен по религиозным обрядам и освящен церковью. Без государственной регистрации не имеет силы, но в некоторых странах признается легальной формой образования семьи.

У приверженцев православия и католицизма бракосочетание составляет Таинство Венчания.

Фактический

Данная форма брака предполагает совместное проживание лиц, отношения которых не оформлены в установленном порядке.

Согласно кодексу РФ, люди, проживающие данным видом брака, не несут брачных обязанностей, однако при пополнении в семье — права ребенка защищаются законом.

Фиктивный

Такой брак предполагает юридическое оформление без намерения создать семью. Лица, зарегистрированные фиктивным браком, преследуют такие цели, как получение гражданства, социальные льготы и иные преимущества от государства.

Данная форма брака заключается бескорыстно по отношению к участникам либо с приобретением материальных или других выгод от одного из супругов.

При наличии доказательств фиктивного союза, брак считается недействительным и может быть аннулирован.

Однополый

Участниками однополого брака является гомосексуальная пара.

Западные страны разрешают данную форму брака, кроме того даже некоторые церкви признают такой союз.

Пробный

Подразумевает под собой временное проживание партнеров. Отличием данной формы брака от фактического союза является официальная регистрация перед зачатием ребенка.

Открытый

Такой союз дает право супругам на независимый образ жизни. Открытый брак разрешает иметь сексуальные отношения на стороне.

Временный

Брак заключается на определенный срок и регламентируется брачным соглашением, в котором наряду с обязательствами супругов прописывается размер выкупа, который муж передает супруге. По окончании срока действия договора брак считается недействительным.

Групповой

Данный вид брака подразумевает сожительство нескольких женщин и мужчин и известен как «шведская семья».

Такая форма брака существовала в первобытном обществе, а сейчас рассматривается как эксперимент среди современной молодежи. Также групповой брак распространен среди маргинального слоя общества (бродяг, бомжей и т. д.).

Морганатический

Такой брак заключается между лицами неравного социального положения.

При союзе члена королевских кровей и лица не царского рода претендовать на престол не могут ни дети, ни супруг с низким социальным статусом.

Полигиния (многоженство)

Форма такого союза означает одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Распространен в мусульманских странах.

Регистрация брака заключается с каждой женщиной отдельно. Обычно, количество жен не превышает четырех, а остальные участницы являются простыми жительницами гарема. Хотя при рождении ребенка хозяин гарема его признает и дает определенные гарантии. Правда положение таких женщин значительно ниже, чем у жен и напоминает рабство.

Полиандрия (многомужество)

Союз предполагает брак одной женщины с несколькими мужчинами. Такая форма брака очень редко встречается (Индия, Тибет).

Данный вид сожительства подразделяется на братский и неродственный союз. При братском сожительстве общее домашнее хозяйство с женщиной образуют несколько братьев. При неродственной связи союз образуется среди незнакомых между собой мужчин и женщиной, которая обладает высоким социальным статусом. Мужчины разделяют как бытовые и семейные обязанности, так и сексуальный доступ к женщине.

Конкубинативный

Это постоянная связь женатого мужчины с незамужней женщиной, которая имеет от него детей. Дети от данной женщины считаются официально признанными мужчиной, а также ребенок и мать получают материальную поддержку.

В Европе такая форма брака набирает популярность.

Годвин-брак

Такой вид брака подразумевает отдельное проживание супругов, а также отсутствие общего домашнего хозяйства и быта. По-другому название союза звучит, как «гостевой» или «визитный» брак.

Такая форма брака популярна среди звезд эстрады и занятых деловых людей.

шокирующие факты о многомужестве — Рамблер/субботний

Многожёнство широко распространено по Земле во многих культурах. Значительно меньшее распространение имеет многомужество — когда у одной женщины сразу несколько мужей.

Если многожёнство (полигиния) встречается в большинстве традиционных культур (значительно чаще, чем только моногамные браки), то многомужество (полиандрия) — менее, чем в сотне.

Правда, исторические свидетельства показывают, что в древние времена полиандрия была значительно шире распространена по планете, чем сто лет назад.

Какое вообще бывает многомужество?

Чистая полиандрия — брак одной женщины сразу с несколькими мужьями — встречается редко. Гораздо чаще такой брак обставлен различными дополнительными условиями, а кроме того существует смешанно с другими формами брака.

Наиболее часта фратернальная полиандрия, когда у двух или нескольких братьев — одна жена. В этих случаях, как правило, старший брат женится за себя и за своих младших братьев. Именно старший брат (соответственно, старший муж) является главой семьи и имеет свободу брачного выбора. Он же устанавливает очерёдность брачных сношений между своими братьями и их общей женой. При такой форме брака свобода женщины — только кажущаяся. На самом деле, это очень регламентированная форма брачных отношений, и основана она на главенстве старшего мужчины в семье. Такая полиандрия до сих пор распространена у многих народов Непала, у части населения Бутана, у дардов — живущего в Гималаях светловолосого и светлоглазого народа (есть легенда, что они — потомки воинов Александра Македонского), у части тибетцев, у некоторых малых народов Южной Индии, у многих индейских племён Южной Америки и т.д.

В Тибете и Гималаях многомужество часто сосуществует с многожёнством. Старший брат, женатый за себя и всех своих братьев, может взять себе и вторую, и третью жену. При этом, они будут только его жёнами, но не жёнами его братьев. Его другие жёны, в свою очередь, могут быть замужем за другими мужчинами, которые, при этом не являются мужьями его первой жены. Такой брак называется полигинандрией и отличается от группового брака, в котором брачные отношения внутри группы мужчин и женщин довольно свободны.

Разновидностью полиандрии является множественное отцовство. Оно встречается у некоторых народов Меланезии. Интересно, что у них главную роль в определении родства играет не биологическое отцовство, а участие в воспитании детей. Счёт родства у них идёт исключительно по матери (матрилинейный), но братья женщины, живущие с ней в одном доме, считаются в племени отцами её детей, а мужья, не живущие в одном доме с женой, таковыми не признаются.

Есть ещё биандрия, когда у одной женщины — два мужа, не обязательно состоящие друг с другом в родстве. На Новых Гебридах (Океания) биандрия до недавнего времени была обязательна для вдовцов и вдовиц. Ассоциативная полиандрия — когда брак сначала заключается как парный, но затем жена может взять себе ещё мужей.

Почему возникло?

Главную причину возникновения многомужества этнографы видят в экономике: полиандрия позволяла избежать дробления земельной собственности между братьями-наследниками (в средневековой Европе такую роль играл принцип майората). Эта причина «работает» для Тибета и Гималаев с их скудной почвой или для Индии с её перенаселением. Но она не объясняет укоренения полиандрии у многих народов Океании, а особенно у индейцев Амазонии, которые жили в основном ещё охотой и собирательством. В некоторых случаях полиандрия могла быть вызвана дефицитом женщин из-за выборочного убийства новорождённых девочек. Вероятно, причины возникновения обычая многомужества были разнообразны в разных обществах Земли, и какой-то одной универсальной не существует.

Многомужество у исторических народов

Первое историческое упоминание о многомужестве мы встречаем в законе царя шумерского города Лагаш Уруинимгины (XXIV век до н.э.), запрещавшего этот обычай под страхом смертной казни через побивание женщины-многомужницы камнями (о казни для мужчин ничего не говорится). Из этого можно сделать вывод, что полиандрия шире встречалась у шумеров в более ранние периоды истории. Многомужество считалось законным в Мидии — области древней Персии, а также у эфталитов («белых гуннов»), образовавших государство в Средней Азии в IV-VI вв. Есть указания на бытование многомужества у арабов в доисламскую эпоху. В древней Индии многомужество было обычным и никого не удивлявшим явлением, как то следует из эпоса «Махабхарата».

Во «Всеобщей истории» древнегреческого писателя Полибия (II век до н.э.) есть указания на то, что в Спарте полиандрия некогда была широко распространена. Имеются упоминания о бунте древнеримских женщин, требовавших узаконить биандрию. Есть свидетельства (эпитафии на могилах) счастливых гражданских биандрических браков в том же древнем Риме, когда муж и любовник долгие годы жили с одной женщиной в любви и согласии и вместе воспитывали детей.

Многомужество было широко распространено среди многих аборигенных народов Северной Америки (шошоны, навахи, апачи и т.д.) до начала белой колонизации их территорий.

Современное состояние многомужества

Распространение христианства с его запретом на любые интимные отношения, кроме моногамного гетеросексуального брака, за пределы Старого Света в Новое время привело к угасанию во многих культурах обычая многомужества. Имело значение и изменение формы хозяйствования, при котором исчезли многие экономические факторы, ранее поддерживавшие эту практику.

Тем не менее, многомужество по-прежнему практикуется у ряда народов Индийского субконтинента. В Шри-Ланке, Непале, Бутане полиандрические браки официально разрешены законом. В ряде других стран полиандрия существует де-факто, под видом официальной моногамии. Она по-прежнему, видимо, преобладает у многих неконтактных народов (то есть добровольно избегающих общения с внешним миром), таких, как ряд племён индейцев Амазонии.

В некоторых странах полиандрия не запрещена законом напрямую, и это способствует возрождению такой практики. Так, в 2013 году власти Кении впервые зарегистрировали биандрический брак. В своё время многомужество практиковалось среди масаи — одного из крупнейших народов этой страны и соседней Танзании.

12 форм брака — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Помните, мы с вами рассуждали о том, что Хорошее дело БРАКОМ не назовут! А тут вдруг я нашел еще информацию о том, что существуют аж 12 форм брака, помимо традиционного, которые разрешены или были когда то употребимы в некоторых местах планеты.

Вот они …

1. Полиандрия

Полиандрия — одна из форм полигамии. Суть этой формы брака заключается в том, что одна женщина может одновременно состоять в союзе с несколькими мужчинами. В наше время полиандрия встречается только в изолированных деревушках, находящихся на Тибетском нагорье.

 

2. Левират

Некоторые формы брака подразумевают союз не двух людей, а целых семей, причём он должен продолжаться даже в случае смерти кого-то из супругов. При левирате мужчина обязан жениться на овдовевшей супруге своего покойного брата.Достаточно часто дети, рождённые в таком союзе, считаются сыновьями либо дочерями первого (ранее умершего) мужа женщины. Левиратные браки встречаются в племенных общинах Южной Америки, Африки, Индии, Австралии.

 

3. Сорорат

Противоположность левирата — сороратные браки. Такие нетипичные свадьбы практикуются в общинах туземцев Северной Америки и Индии. В сороратном союзе овдовевший мужчина обязан взять в жёны сестру своей покойной супруги.В отдельных культурах сорорат разрешён и в тех случаях, если первая жена оказывается бесплодной. Тогда дети, которых рождает вторая жена, принадлежат первой супруге.

 

 

4. Временный брак

Временные брачные союзы (или «браки для удовольствия») популярны в исламском мире, особенно в Иране. Мужчина и женщина заключают их по взаимной договорённости на конкретный период. Причём необходимо соблюдать ряд условий, например, с кем заключается временный брак и для какой цели — взаимопомощь, секс и т. п.

 

5. Посмертный брак

В некоторых регионах разрешено жениться или выходить замуж за умерших людей (или соединять узами брака двух покойников). Например, во многих странах младшие сыновья в семье могут жениться лишь после своих старших братьев. Если же старший брат умирает холостым, его женят посмертно, спасая младшего от одиночества на всю жизнь.

 

6. Сложный брак

В XIX столетии американец Джон Хамфри Нойес основал утопическую общину, названную «Онейда». Нойес утверждал, что в Библии отсутствуют упоминания о существовании в Раю традиционных браков. Поэтому он призывал своих последователей практиковать «сложный брак». Подразумевалось, что все члены «Онейды» являлись жёнами и мужьями друг друга.

 Моногамию и ревность Нойес называл греховными и идолопоклонническими проявлениями. Более того, члены общины наказывали всех людей, предпочитавших моногамные отношения.

 

 

 

 

 


Онейда

 

7. Девадаси

В южной Индии молодых девушек нередко выдавали замуж за какое-то божество или храм! Само слово «девадаси» в переводе означает «служанка бога».

Судьба некоторых девушек решалась ещё до их рождения. Девадаси должны были следить за своей внешностью, быть красивыми, трудолюбивыми и образованными. Каждый день, утром и вечером они танцевали и пели, прославляя своего бога. Храмы, при которых жили девадаси, содержались в основном на пожертвования зрителей.

 

8. Детский брак

В Средневековье такого понятия как «детство» вообще не существовало. Детей начинали считать полноправными членами общества примерно в 6 лет. Возраст совершеннолетия был увеличен в 2,5–3 раза намного позже.

Только в XVI веке была создана концепция детства как отдельного этапа жизни человека, продолжавшегося от рождения до взросления. Однако женить и выдавать замуж 7-летних детей перестали ещё лет через двести.

 

9. Тунчи

Принятие гомосексуализма в Поднебесной остаётся крайне низким. Из-за этого большинство мужчин-геев вынуждены решать свою проблему, заключая браки с гетеросексуальными женщинами.

По словам авторитетного китайского сексолога, к этому способу прибегают 90% гомосексуалистов в стране. Брак между мужчиной-геем и женщиной традиционной ориентации здесь называют «тунчи». Хуже всего, что женщины до замужества в основном даже не подозревают об ориентации своего партнёра. Но после начала совместной жизни их ждёт неприятный сюрприз.

 

 

10. Брак с духами

Численность народа бауле, живущего в Западной Африке (преимущественно в Кот-д’Ивуаре), достигает 1,5 миллионов человек. Его представители верят, что задолго до рождения каждому человеку приходится вступать в браки с духами. Словосочетание «блоло биан» с языка бауле переводится как «мужчина из другого мира», словосочетание «блоло бла» — как «женщина из другого мира».

В семейных ссорах между земными парами бауле часто винят духов-супругов, ревнующих или чувствующих себя несчастными. Духовные наставники в таких случаях советуют вырезать из дерева небольшую фигурку блоло биан или блоло бла, покрыть её маслом, одеть, украсить и принести в храм. Считается, что это успокаивает духов-супругов и позволяет установить в земной семье мир.

 

11. Традиционные однополые браки

Однополые браки в прошлом практиковались повсеместно и считались совершенно нормальным явлением.

Например, император Нерон вступил в брак с собственным евнухом, устроив масштабное свадебное торжество. В своих произведениях неоднократно упоминали об однополых союзах и поэты Марк Марциал и Децим Ювенал. Первый относился к гомосексуальным бракам с пренебрежением, второй же считал их «мимолётным любовным романом».

Практиковали однополые браки и американские индейцы (у них вообще существовало убеждение о существовании людей третьего пола, называемого «бердаши»). А представители племени мохоки, жившие на территории современной Канады, видели в гомосексуальных мужчинах прекрасных партнёров — «исключительно старательных и трудолюбивых жён». Правда, с ними было трудно развестись, ведь жёны-мужчины могли постоять за себя и даже избить своего благоверного.

 

12. «Бостонские браки»

В Соединённых Штатах в XIX столетии практиковались так называемые «бостонские браки»: две женщины жили вместе, будучи полностью независимыми от сильного пола. Многие люди видели смысл такого сожительства, прежде всего, во взаимной поддержке. В то же время другие считали «бостонские браки» лишь инструментом для скрытия от общества гомосексуальных отношений.

 

источник

 

А вот еще Ах, эта свадьба, свадьба … Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=89125

Гостевой брак — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 марта 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 марта 2018; проверки требуют 4 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Брак.

Гостевой брак — регулярные брачные отношения между не проживающими вместе партнёрами. В зависимости от обстоятельств такие отношения могут как предполагать рождение ребёнка, так могут и не предполагать, если партнёры стремятся не связывать себя обязательствами по рождению и воспитанию потомства.

На самой ранней стадии развития первобытного общества мужчины отдавали женщинам своего рода часть охотничьей добычи и получали от них продукты собирательства. Однако мужчины и женщины жили раздельно, раздельно готовили и потребляли пищу. Поскольку естественным кормильцем человека всегда была его мать, то предполагается, что в первобытном обществе первые экономические ячейки складывались вокруг женщин.

Самые тесные отношения существовали между людьми, выросшими в такой группе, то есть братьями и сестрами, а также между ними и матерью. Мужчины от рождения до смерти оставались членами такой группы (которую Ю. И. Семёнов называет родьёй) и отдавали ей весь или почти весь свой труд. Сексуальные же связи между женщинами и мужчинами сводились лишь к тому, что мужчина ночевал в жилище женщины, принадлежавшей к другой родье. Но к воспитанию и содержанию родившихся от такой связи детей мужчина не имел отношения, их воспитывали мать, дяди, тёти, старшие братья и сестры.[1]

Затем родья была у большинства обществ вытеснена парной семьёй, но у некоторых этнических групп она сохранилась в том или ином виде вплоть до нашего времени. Это ирокезы того времени, когда они только вступили в контакт с европейцами, микронезийцы островов Трук, яо Центральной Африки, ашанти Западной Африки, минангкабау Суматры, мосо Южного Китая и часть кхаси Индии.

Родья под названием таравад в наиболее законченном виде наблюдалась у касты наиров в Малабаре в XVIII и первой половине XIX веков. У них каждая взрослая женщина имела нескольких мужей, которые всегда принадлежали к иному тараваду, а каждый взрослый мужчина имел несколько жён из числа членов других таравадов. Мужчина при заключении брака дарил жене кусок ткани, а потом должен был делать жене небольшие подарки во время каждого из трёх великих праздников. Прекращение дарения означало расторжение брака. Муж ночевал у жены время от времени, при этом он оставлял оружие у дверей её комнаты, что служило предупреждением для тех её мужей, которые пришли бы позже. Этим связи мужа и жены исчерпывались. Мужчина кормил и воспитывал только детей сестёр и детей дочерей сестёр.[2]

В современном обществе под гостевым браком понимают брачные отношения, которые могут быть оформлены в соответствующих органах государственной власти, при которых, однако, супруги живут отдельно и не ведут общего хозяйства. Базисом подобных отношений являются взаимная верность и взаимопомощь. Подобный формат всё чаще встречается в современном обществе.

Причин, по которым мужчина и женщина не считают нужным жить вместе, много: невозможность или нежелательность совместного быта, нежелание менять привычное место жительства или образ жизни, особенности работы, выгода и т. д.

Характерный пример приведён в песне «Мосты» в исполнении Михаила Шуфутинского, где каждый из супругов привязан к своему родному городу.

12 форм брака, существующих на Земле помимо традиционного

Фактрум собрал подборку примеров о том, как разнообразна супружеская жизнь людей на нашей планете.

1. Полиандрия

Полиандрия — одна из форм полигамии. Суть этой формы брака заключается в том, что одна женщина может одновременно состоять в союзе с несколькими мужчинами. В наше время полиандрия встречается только в изолированных деревушках, находящихся на Тибетском нагорье.

2. Левират

Некоторые формы брака подразумевают союз не двух людей, а целых семей, причём он должен продолжаться даже в случае смерти кого-то из супругов. При левирате мужчина обязан жениться на овдовевшей супруге своего покойного брата. Достаточно часто дети, рождённые в таком союзе, считаются сыновьями либо дочерями первого (ранее умершего) мужа женщины. Левиратные браки встречаются в племенных общинах Южной Америки, Африки, Индии, Австралии.

3. Сорорат

Противоположность левирата — сороратные браки. Такие нетипичные свадьбы практикуются в общинах туземцев Северной Америки и Индии. В сороратном союзе овдовевший мужчина обязан взять в жёны сестру своей покойной супруги. В отдельных культурах сорорат разрешён и в тех случаях, если первая жена оказывается бесплодной. Тогда дети, которых рождает вторая жена, принадлежат первой супруге.

4. Временный брак

Временные брачные союзы (или «браки для удовольствия») популярны в исламском мире, особенно в Иране. Мужчина и женщина заключают их по взаимной договорённости на конкретный период. Причём необходимо соблюдать ряд условий, например, с кем заключается временный брак и для какой цели — взаимопомощь, секс и т. п.

5. Посмертный брак

В некоторых регионах разрешено жениться или выходить замуж за умерших людей (или соединять узами брака двух покойников). Например, во многих странах младшие сыновья в семье могут жениться лишь после своих старших братьев. Если же старший брат умирает холостым, его женят посмертно, спасая младшего от одиночества на всю жизнь.

6. Сложный брак

В XIX столетии американец Джон Хамфри Нойес основал утопическую общину, названную «Онейда». Нойес утверждал, что в Библии отсутствуют упоминания о существовании в Раю традиционных браков. Поэтому он призывал своих последователей практиковать «сложный брак». Подразумевалось, что все члены «Онейды» являлись жёнами и мужьями друг друга.

Моногамию и ревность Нойес называл греховными и идолопоклонническими проявлениями. Более того, члены общины наказывали всех людей, предпочитавших моногамные отношения.

Онейда

7. Девадаси

В южной Индии молодых девушек нередко выдавали замуж за какое-то божество или храм! Само слово «девадаси» в переводе означает «служанка бога».

Судьба некоторых девушек решалась ещё до их рождения. Девадаси должны были следить за своей внешностью, быть красивыми, трудолюбивыми и образованными. Каждый день, утром и вечером они танцевали и пели, прославляя своего бога. Храмы, при которых жили девадаси, содержались в основном на пожертвования зрителей.

8. Детский брак

В Средневековье такого понятия как «детство» вообще не существовало. Детей начинали считать полноправными членами общества примерно в 6 лет. Возраст совершеннолетия был увеличен в 2,5–3 раза намного позже.

Только в XVI веке была создана концепция детства как отдельного этапа жизни человека, продолжавшегося от рождения до взросления. Однако женить и выдавать замуж 7-летних детей перестали ещё лет через двести.

9. Тунчи

Принятие гомосексуализма в Поднебесной остаётся крайне низким. Из-за этого большинство мужчин-геев вынуждены решать свою проблему, заключая браки с гетеросексуальными женщинами.

По словам авторитетного китайского сексолога, к этому способу прибегают 90% гомосексуалистов в стране. Брак между мужчиной-геем и женщиной традиционной ориентации здесь называют «тунчи». Хуже всего, что женщины до замужества в основном даже не подозревают об ориентации своего партнёра. Но после начала совместной жизни их ждёт неприятный сюрприз.

10. Брак с духами

Численность народа бауле, живущего в Западной Африке (преимущественно в Кот-д’Ивуаре), достигает 1,5 миллионов человек. Его представители верят, что задолго до рождения каждому человеку приходится вступать в браки с духами. Словосочетание «блоло биан» с языка бауле переводится как «мужчина из другого мира», словосочетание «блоло бла» — как «женщина из другого мира».

В семейных ссорах между земными парами бауле часто винят духов-супругов, ревнующих или чувствующих себя несчастными. Духовные наставники в таких случаях советуют вырезать из дерева небольшую фигурку блоло биан или блоло бла, покрыть её маслом, одеть, украсить и принести в храм. Считается, что это успокаивает духов-супругов и позволяет установить в земной семье мир.

11. Традиционные однополые браки

Однополые браки в прошлом практиковались повсеместно и считались совершенно нормальным явлением.

Например, император Нерон вступил в брак с собственным евнухом, устроив масштабное свадебное торжество. В своих произведениях неоднократно упоминали об однополых союзах и поэты Марк Марциал и Децим Ювенал. Первый относился к гомосексуальным бракам с пренебрежением, второй же считал их «мимолётным любовным романом».

Практиковали однополые браки и американские индейцы (у них вообще существовало убеждение о существовании людей третьего пола, называемого «бердаши»). А представители племени мохоки, жившие на территории современной Канады, видели в гомосексуальных мужчинах прекрасных партнёров — «исключительно старательных и трудолюбивых жён». Правда, с ними было трудно развестись, ведь жёны-мужчины могли постоять за себя и даже избить своего благоверного.

12. «Бостонские браки»

В Соединённых Штатах в XIX столетии практиковались так называемые «бостонские браки»: две женщины жили вместе, будучи полностью независимыми от сильного пола. Многие люди видели смысл такого сожительства, прежде всего, во взаимной поддержке. В то же время другие считали «бостонские браки» лишь инструментом для скрытия от общества гомосексуальных отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *