Нормативно-правовая база — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан
Конституция Республики Казахстан — Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.
Гражданский кодекс Республики Казахстан — Кодекс РК от 27 декабря 1994 г. №268-XIII
Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) — Кодекс РК от 1 июля 1999 г. №409
О правах ребёнка в Республике Казахстан — Закон РК от 8 августа 2002 г. №345
О ратификации Конвенции о правах инвалидов — Закон РК от 20 февраля 2015 г. №288-V ЗРК
Образование детей
Об образовании — Закон РК от 27 июля 2007 г. №319-III
Здоровье детей
О здоровье народа и системе здравоохранения — Кодекс РК от 7 июля 2020 г. №360-VI ЗРК
Перечень гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи — Утверждён постановлением Правительства РК от 16 октября 2020 г. №672
Перечень лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, в том числе отдельных категорий граждан с определёнными заболеваниями (состояниями) бесплатными и (или) льготными лекарственными средствами и медицинскими изделиями на амбулаторном уровне — Утверждён приказом министра здравоохранения РК от 29 августа 2017 года №666
Казахстанский национальный лекарственный формуляр – Утверждён приказом министра здравоохранения РК от 8 декабря 2017 года №931
Правила направления граждан Республики Казахстан на лечение за рубеж за счёт бюджетных средств — Изменены приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 11 мая 2020 г. №ҚР ДСМ-46/2020
Решение проблем, с которыми сталкиваются лица, живущие с редкими заболеваниями, и их семьи — Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 ноября 2021 г.
Благотворительные фонды Республики Казахстан
Социальное обеспечение детей
О браке (супружестве) и семье — Кодекс РК от 26 декабря 2011 г. №518-IV
Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях — Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. №41/85
О детских деревнях семейного типа и домах юношества — Закон РК от 13 декабря 2000 г. №113-II
О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями — Закон РК от 11 июля 2002 г. №343
Минимальный социальный стандарт «Обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (усыновление, опеку или попечительство, патронат) — Утверждён приказом Министра образования и науки РК от 10 сентября 2015 г. №557
Инструкция по взаимодействию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с негосударственными агентствами по усыновлению в вопросах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан — Утверждена приказом Министра образования и науки РК от 21 августа 2019 г. №373
Критерии оценки степени риска и проверочных листов в области защиты прав ребёнка — Утверждены совместным приказом Министра образования и науки РК от 28 декабря 2015 г. №708 и и. о. Министра национальной экономики РК от 30 декабря 2015 г. №832
Положение о деятельности организации здравоохранения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей от рождения до трёх лет, с дефектами психического и физического развития от рождения до четырёх лет, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение семей с риском отказа от ребёнка — Утверждено приказом Министра здравоохранения РК от 27 декабря 2017 г. №1008
Положение о Комитете по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан — Утверждено приказом и.
о. ответственного секретаря Министерства образования и науки РК от 7 июня 2016 г. № 132-КПравила назначения и размера выплаты пособия опекунам или попечителям на содержание ребёнка-сироты (детей-сирот) и ребёнка (детей), оставшегося без попечения родителей — Утверждены постановлением Правительства РК от 30 марта 2012 г. №383
Стандарты оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей — Утверждены приказом Министра образования и науки РК от 19 января 2015 г. №17
Типовые правила деятельности видов организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — Утверждены приказом Министра образования и науки РК от 18 июня 2013 г. №229
Правила организации учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих усыновлению, и доступа к информации о них — Утверждены приказом Министра образования и науки РК от 16 января 2015 г. №16
Правила деятельности организаций, оказывающих специальные социальные услуги — Утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 29 августа 2018 г. №379
Вопросы жилья
О жилищных отношениях — Закон РК от 16 апреля 1997 года №94
Правила сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей — Утверждены постановлением Правительства РК от 29 ноября 2013 г. №1271
Работа правоохранительных органов
Уголовный кодекс Республики Казахстан — Кодекс РК от 3 июля 2014 г. №226-V ЗРК
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан — Кодекс РК от 4 июля 2014 г. №231-V ЗРК
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан — Кодекс РК от 5 июля 2014 г. №234-V ЗРК
Об административных правонарушениях — Кодекс РК от 5 июля 2014 г. №235-V ЗРК
Об органах внутренних дел Республики Казахстан — Закон РК от 23 апреля 2014 г. №199-V ЗРК
О прокуратуре — Закон РК от 30 июня 2017 г. №81-VI
О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности — Закон РК от 9 июля 2004 года №591
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») — Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.
«Как в Казахстане решают спор о детях во время развода», А.Тулеубекова, «Zakon.kz», 25.08.2022 г.
К сожалению, ни одна супружеская пара не застрахована от развода. В случае бракоразводного процесса, помимо самих взрослых, страдают дети. Судья Верховного суда Зауре Кейкибасова в беседе с корреспондентом Zakon.kz объяснила, как в судах принимают решение, когда дело касается детей.
– О том, что в Казахстане большой процент разводов, уже говорилось много раз. Сколько сегодня поступает в суд исков по разводам и, соответственно, споров по воспитанию детей?
– Соглашусь, действительно, в Казахстане большой процент разводов. В среднем в день в суды республики поступает около 300 исков о расторжении брака. Но не все дела заканчиваются расторжением брака. Много супружеских пар примиряются, по некоторым делам суды отказывают в иске. Например, когда против иска возражает супруга в период ее беременности и в течение первого года жизни ребенка. Есть дела, по которым истцы просят возвратить иски без рассмотрения.
Если обратиться к статистике, то увидим, что в первом полугодии текущего года количество поступивших исков о расторжении брака между лицами, имеющими несовершеннолетних детей, по сравнению с этим же периодом 2021 года увеличилось на 11%.
Уменьшилось количество исков об определении порядка общения с детьми по сравнению с первым полугодием 2021 года с 941 до 851 дела, о лишении родительских прав – с 1836 до 1684 дел. Есть увеличение дел об ограничении родительских прав – с 388 до 446 дел, о восстановлении в родительских правах – с 66 до 97 дел. Иски об определении места жительства детей практически на том же уровне – 1227 в первом полугодии текущего года и 1224 в первом полугодии 2021 года.
– Как разрешаются вопросы о содержании детей при расторжении брака?
– В основном вопросы содержания детей разрешаются путем вынесения судебного приказа до подачи иска в суд о расторжении брака. Некоторые супруги заключают соглашение о содержании детей. При рассмотрении дела о расторжении брака суды выясняют, разрешен ли между супругами вопрос о содержании детей. Если нет, то согласно статье 22 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», суд обязательно взыскивает алименты на содержание детей в пользу супруга, с которым остаются проживать дети.
Что касается вещей, которые приобретались исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей, таких как одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие, то они разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети.
– Как решаются вопросы по алиментам, если в результате развода один ребенок остался с матерью, а второй – с отцом?
– Согласно пункту 4 статьи 141 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», если при каждом из родителей остаются дети, размер алиментов с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно и определяемой судом, исходя из размера месячного расчетного показателя. То есть в случаях, когда дети остаются при каждом из родителей, алименты взыскиваются судом только с одного, более обеспеченного, в пользу другого, менее обеспеченного родителя. Все это для создания равных материальных условий для воспитания и содержания детей.
Но нужно помнить, что ограничение и лишение родительских прав не освобождает взрослых от обязанности содержать своего ребенка. Суды в обоих случаях разрешают вопросы о взыскании алиментов с родителей на содержание ребенка. При этом законом предусмотрено, что родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешаются контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка негативного влияния. При лишении родительских прав у отца или матери также есть возможность видеться с ребенком с разрешения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству.
Если основания, в силу которых родители были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей выносит решение о возвращении ребенка. Соответственно, взрослые, лишенные родительских прав, могут быть восстановлены в родительских правах судом в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка. Но при этом суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям или восстановление в родительских правах противоречит интересам несовершеннолетнего.
– Позвольте остановиться на другой ситуации. Между супругами, которые решили развестись, возник спор, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака. Какие аспекты учитывает суд при решении этого вопроса?
– Суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, его возраст, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ему условий для развития и воспитания, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. Преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.
– Что происходит на практике? Принято считать, что суды определяют место жительства детей всегда с матерью. Почему?
– Да, действительно, в большинстве случаев после развода дети остаются проживать с матерью. Не все отцы соглашаются с этим и обращаются в суд с иском об определении места жительства ребенка с ними. Зачастую такие иски судами удовлетворяются. Поэтому говорить о том, что суды всегда решают споры о месте жительства детей в пользу матери, не совсем правильно.
По каждому делу суды исходят из интересов несовершеннолетнего ребенка, учитывают его мнение. Здесь следует сказать, что согласно статье 12 Конвенции о правах ребенка и статье 62 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», ребенок независимо от возраста вправе свободно выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
При этом суды выясняют, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает. При необходимости назначается психологическое исследование. И только исходя из наилучших интересов детей, суды принимают решения.
– Бывают ли исключения? Например, когда наоборот мужчина воспитывает сам детей без бывшей супруги?
– Да. И таких случаев немало. Например, мать двух несовершеннолетних детей в возрасте 14 и 6 лет обратилась в суд с иском о передаче детей ей на воспитание, указывая, что в силу возраста дети должны проживать с матерью. Отец, возражая против иска, указал, что мать не выполняет родительские обязанности надлежащим образом, поэтому дети проживают с ним. Суд принял во внимание результаты психологического исследования детей и родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и детьми, обстановку, которая сложилась в месте проживания детей с отцом, а также обстоятельства, свидетельствующие о привязанности детей к отцу и их желании проживать с ним. В результате суд, указав, что проживание детей с отцом в комфортных, привычных для них условиях будет полностью отвечать их интересам, отказал матери в иске. Доводы матери о необходимости проживания с ней шестилетнего сына ввиду его малолетнего возраста суд не принял во внимание, указав, что разделение детей нецелесообразно с учетом их привязанности друг к другу.
– Любые судебные разбирательства требуют серьезной подготовки, и спор об осуществлении родительских прав – не исключение. Что делать, если бывший супруг или супруга не дает общаться с ребенком? Как правильно составить исковое заявление?
– Для начала надо соблюсти установленный законодательством порядок предварительного досудебного разрешения спора. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 73 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», если родители не могут прийти к соглашению о порядке осуществления родительских прав, спор разрешается органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, а в случае несогласия с его решением – в порядке медиации или судом с участием этого органа и родителей ребенка. Таким образом, вначале необходимо обратиться в орган опеки или попечительства, который выносит соответствующее решение о порядке осуществления родительских прав, и только в случае несогласия с его решением родитель вправе обратиться в суд.
Иск подается в суд первой инстанции в письменной форме, либо в форме электронного документа. В иске должно быть указано наименование суда, фамилия, имя и отчество истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца, если они имеются.
Кроме того, в заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество ответчика, его место жительства, индивидуальный идентификационный номер, если он известен истцу. В заявлении также должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу.
В иске следует указать, какое решение было принято органом опеки и попечительства по установлению порядка общения с ребенком, почему истец не согласен с указанным решением и какой порядок осуществления родительских прав он просит суд установить. Также следует уплатить государственную пошлину в размере 0,5 месячного расчетного показателя, установленного в РК, на день уплаты государственной пошлины.
– В какой суд подавать документы, если они проживают в разных городах?
– Согласно части третьей статьи 27 Гражданского процессуального кодекса, иски об определении порядка общения родителя с ребенком (осуществлении родительских прав) подсудны специализированному межрайонному суду по делам несовершеннолетних по месту жительства ответчика.
Но учитывая, что специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних в основном дислоцируются в областных центрах, отдаленных от районных центров, такие дела по ходатайству законных представителей несовершеннолетнего лица могут быть переданы и рассмотрены районным (городским) судом по месту жительства (нахождения) ребенка.
– Как суды разрешают споры, касающиеся общения дедушек, бабушек и других близких родственников с ребенком? В Кодексе РК «О браке (супружестве) и семье» нет такой нормы.
– Да, действительно, на сегодняшний день Кодексом РК «О браке (супружестве) и семье» не предусмотрена такая норма закона, но в настоящее время инициированы поправки в Кодекс с включением в него новой статьи 73-1 «Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других близких родственников». В связи с тем, что при разрешении споров, связанных с определением порядка общения дедушек, бабушек и других близких родственников с ребенком, у судов возникали трудности, Нормативным постановлением Верховного суда от 29 ноября 2018 года «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъяснено, что если дедушки, бабушки и другие близкие родственники ребенка не могут прийти к соглашению с родителями, либо одним из них, о порядке общения с ребенком, то спор разрешается органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, а в случае несогласия с его решением – в порядке медиации или судом с участием этого органа, родителей и родственников ребенка.
– Вы так или иначе решаете споры, связанные с детьми. Какие на сегодняшний день нужны законодательные изменения или новшества, чтобы права детей были максимально защищены?
– Общеизвестно, что число должников по алиментам с каждым годом растет, образовались миллиардные долги на содержание несовершеннолетних детей. Недобросовестные плательщики алиментов не торопятся погашать долги перед своими детьми, всячески уклоняются от уплаты алиментов. Как правило, должники с целью избежать уплаты алиментов и погашения задолженности не оформляют имущество на свое имя, поэтому у судебных исполнителей нет возможности взыскать долг за счет имущества должника. Взыскание обращается только на заработную плату, из которой по действующему законодательству нельзя удержать более 50%. Для эффективной борьбы с недобросовестными должниками нужны изменения в законах.
Напомню, что ранее в пункте 2 статьи 95 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» было предусмотрено, что из заработной платы должника по алиментам на содержание несовершеннолетних детей удерживалось до 70%. Однако в 2012 году этот пункт закона был исключен, что, по моему мнению, наряду с другими причинами привело к образованию миллиардных долгов по алиментам по Казахстану.
Если обратиться к законодательству других стран постсоветского пространства, например, таких как Россия, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, то там предусмотрено удержание из заработной платы должника 70% при взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей. С учетом опыта других стран, полагаю, и в нашем законодательстве нужно предусмотреть возможность удержания из заработной платы до 70% при образовании долгов по алиментам на содержание несовершеннолетних детей. Уверена, что внесение таких изменений будет направлено на защиту детей и приведет к уменьшению уже образовавшихся долгов по алиментам.
https://www.zakon.kz/6023057-sudia-verkhovnogo-suda-otvetila-kak-v-rk-reshaiut-spor-o-detiakh-vo-vremia-razvoda.html?fbclid=IwAR2IXj1UYQRsQT8j8ULqcEf8F27iHDBNV0fJE6X3-9G87CLFqaDzkVzFwPk
Казахстан — Девушки не невесты
Перейти к основному содержанию
Детский брак до 15 лет
2022-10-31T11:14:34.658718image/svg+xmlMatplotlib v3.5.2, https://matplotlib.org/No data 14:38.582632image/svg+xmlMatplotlib v3.5.2, https://matplotlib.org/7% Есть ли Girls Not Brides | 2 |
Есть ли в этой стране национальная стратегия или план? | № |
Существует ли национальное партнерство или коалиция Girls Not Brides ? | № |
Возраст вступления в брак без согласия или с учетом исключений | Минимальный возраст вступления в брак до 18 лет |
7% девушек в Казахстане выходят замуж до 18 лет.
Детские браки наиболее распространены в Жамбылской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях, где 11% женщин в возрасте 20-49 лет вступили в брак до достижения 18-летнего возраста. союзы, которые имеют место.
Что движет детскими браками в Казахстане? Детские браки обусловлены гендерным неравенством и верой в то, что женщины и девочки в чем-то уступают мужчинам и мальчикам. В Казахстане детские браки также обусловлены: Уровень образования: 27% женщин с неполным средним образованием вышли замуж до 18 лет, по сравнению с 3% женщин с высшим образованием.
Бедность : Девочки из беднейших домохозяйств Казахстана в два раза чаще выходят замуж до 18 лет, чем девушки из самых богатых домохозяйств.
Этническая принадлежность : Детские браки более распространены среди русских и других групп меньшинств, чем среди большинства казахов. Зачастую это связано с меньшей осведомленностью о сексуальном и репродуктивном здоровье и более терпимым отношением к добрачным половым связям, сожительству и неформальным союзам.
Динамика власти : 40% состоящих в настоящее время в браке 15-19-летних девушек имеют супруга, который старше их на пять-девять лет, что свидетельствует о высокой ценности молодых девушек.
Гендерные нормы: В районах с высокой численностью этнических меньшинств, включая турок, уйгуров и дунган, стереотипы о подчиненном статусе женщин и практика выкупа за невесту побуждают некоторые семьи выдавать своих дочерей замуж.
Какие международные, региональные и национальные обязательства взял на себя Казахстан?Казахстан взял на себя обязательство искоренить детские, ранние и принудительные браки к 2030 году в соответствии с задачей 5.3 Целей в области устойчивого развития. Правительство не предоставило обновленную информацию о прогрессе в достижении этой цели во время Добровольного национального обзора на Политическом форуме высокого уровня 2019 года.
Казахстан выступил соавтором резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 2013 и 2014 годов о детских, ранних и принудительных браках, а также подписал совместное заявление на Совете по правам человека 2014 года с призывом принять резолюцию о детских браках.
Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах ребенка в 1994 году, устанавливающую минимальный возраст вступления в брак 18 лет, и присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) в 1998 году, которая обязывает государства обеспечить свободное и полное согласие на вступление в брак.
В ходе обзора 2019 года Комитет CEDAW выразил обеспокоенность по поводу высокой распространенности детских браков, особенно незарегистрированных религиозных браков, и похищения невест. Комитет рекомендовал Казахстану активизировать свои усилия по предотвращению и искоренению этой практики, запретить религиозную регистрацию браков девочек в возрасте до 18 лет и усилить информационно-просветительские кампании.
В ходе Универсального периодического обзора за 2014 год Казахстан поддержал рекомендации по решению проблемы детских браков, поощряя девочек к продолжению образования после получения среднего образования и принимая законы, направленные на искоренение этой практики.
В ходе Универсального периодического обзора за 2019 год Казахстан согласился рассмотреть рекомендации по усилению своих усилий по защите детей от всех форм насилия, включая сексуальное насилие и детские, ранние и принудительные браки.
Что делает правительство для борьбы с детскими браками? Какова минимальная правовая база в отношении брака?В соответствии с Кодексом о браке и семье 2011 года минимальный возраст вступления в брак составляет 18 лет.
Однако органы регистрации актов гражданского состояния могут вступать в брак с лицами, достигшими 16-летнего возраста, в случае беременности или рождения ребенка с согласия вступающих в брак и с согласия их родителей или опекунов.
Ознакомьтесь с нашим интерактивным атласом детских браков
Используйте этот инструмент для изучения детских браков с помощью интерактивной карты, наборов данных слоев и доступа к подробной информации о стране.
Посмотреть Казахстан в Атласе
Источники данных
- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Заключительные замечания по пятому периодическому докладу Казахстана, 2019, с. 16 https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDAW%2fC%2fKAZ%2fCO%2f5&Lang=en (по состоянию на март 2020 г.).
- Министерство иностранных дел Дании, Совместное заявление о детских, ранних и принудительных браках, СПЧ 27, пункт повестки дня 3, [веб-сайт], 2014 г., http://fngeneve.um.dk/en/aboutus/statements/newsdisplaypage/?newsid=6371ad93-8fb0- 4c35-b186-820fa996d379 (по состоянию на март 2020 г.).
- Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, Кластерное исследование по многим показателям в Казахстане, 2015 г., Заключительный отчет , 2016 г., https://mics-surveys-prod.s3.amazonaws.com/MICS5/Europe% 20and%20Central%20Asia/Kazakhstan/2015/Final/Kazakhstan%202015%20MICS_English.pdf (по состоянию на март 2020 г.).
- ЮНФПА, Детские браки в Казахстане (обзор), 2014 г. , http://eeca.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/unfpa%20kazakhstan%20overview.pdf (по состоянию на март 2020 г.).
- Генеральная Ассамблея ООН, Отчет Рабочей группы по универсальному периодическому обзору, Казахстан, , 2014 г., стр. 16, https://www.ohchr.org/EN/HRBodies/UPR/Pages/KZindex.aspx (по состоянию на март 2020).
- Генеральная Ассамблея ООН, Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору, Казахстан, 2019, с. 23, https://www.ohchr.org/EN/HRBodies/UPR/Pages/KZindex.aspx (по состоянию на март 2020 г.).
- Организация Объединенных Наций, Платформа знаний об устойчивом развитии, [веб-сайт], 2017 г., https://sustainabledevelopment.un.org/sdg5 (по состоянию на март 2020 г.).
Казахстан: Свобода в мире 2021 Страновой отчет
заголовок1 Обзор
Президент Нурсултан Назарбаев руководил Казахстаном с 1990 по 2019 год, когда он ушел в отставку, и до сих пор сохраняет значительное влияние на управление страной. Парламентские и президентские выборы не являются ни свободными, ни справедливыми, и основные партии демонстрируют постоянную политическую лояльность правительству. Власти постоянно изолируют или заключают в тюрьму подлинных оппозиционеров. Доминирующие СМИ либо находятся в руках государства, либо принадлежат проправительственным бизнесменам. Свобода слова и собраний по-прежнему ограничена, а коррупция носит повсеместный характер.
КЛ Гражданские свободы
Д Свобода слова и убеждений
Д1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Существуют ли свободные и независимые СМИ? | 0,000 4.004 |
Независимость СМИ в Казахстане сильно ограничена. Хотя конституция предусматривает свободу прессы, большая часть медиа-сектора контролируется государством или дружественными правительству владельцами, и правительство неоднократно преследовало или закрывало независимые СМИ. Самоцензура распространена. Власти также используют отключения интернета для ограничения доступа к средствам массовой информации.
Законодательство, принятое в 2018 г., требует, чтобы журналисты перед публикацией проверяли достоверность информации, консультируясь с соответствующими государственными органами или должностными лицами, получая согласие на публикацию личной или иной конфиденциальной информации и получая аккредитацию в качестве иностранных журналистов, если они работают в иностранных СМИ. .
Клевета была декриминализирована в июне 2020 года, но клевета остается уголовным преступлением, а УК запрещает оскорбление президента и других должностных лиц. Журналисты, критикующие режим, часто подвергаются преследованиям. В течение 2020 года несколько журналистов оказались фигурантами предполагаемых уголовных дел, в том числе трое, которым были предъявлены обвинения в распространении ложной информации о COVID-19.пандемия; обвинения против них в конечном итоге были сняты.
Д2 1,00–4,00 балла0–4 балла
Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? | 1.001 4.004 |
Конституция гарантирует свободу вероисповедания, и некоторые религиозные общины действуют без вмешательства государства. Однако деятельность незарегистрированных религиозных групп запрещена, а зарегистрированные группы находятся под пристальным контролем правительства. Правительство имеет широкие полномочия объявлять вне закона организации, которые оно определяет как «экстремистские».
Закон 2011 года о религиозной деятельности и религиозных объединениях запрещал распространение религиозной литературы вне мест отправления культа, требовал государственного одобрения всей религиозной литературы и запрещал незарегистрированную миссионерскую деятельность, среди прочих положений. В 2018 году парламент рассматривал поправки, которые еще более ограничивали бы религиозное образование, прозелитизм и публикацию материалов, но эти поправки были отозваны в январе 2019 года.
Свидетели и мусульмане, не придерживающиеся утвержденной правительством версии ислама. По данным Форума 18, неправительственной организации (НПО), отслеживающей свободу вероисповедания в Евразии, в 2019 году власти возбудили 168 уголовных дел против отдельных лиц и групп за несанкционированную религиозную деятельность.. Ограничения на собрания для богослужений были наложены на религиозные группы в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении в связи с COVID-19 и использовались в качестве предлога для обвинения баптистской общины в Павлодаре не только в нарушении санитарных мер в связи с коронавирусом, но и в том, что она является незарегистрированной религиозной общиной.
Д3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? | 2.002 4.004 |
Академическая свобода по-прежнему ограничена политическими проблемами, связанными с определенными темами, включая бывшего президента, его ближайшее окружение и отношения с Россией. Сообщается, что среди ученых и педагогов распространена самоцензура по таким темам. В 2018 году был принят новый закон, предоставляющий университетам большую свободу выбора содержания своих академических программ.
Д4 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? | 1.001 4.004 |
Известно, что власти отслеживают социальные сети, и пользователи регулярно подвергаются судебному преследованию по таким обвинениям, как разжигание социальной и этнической ненависти, оскорбление государственных чиновников и пропаганда сепаратизма или терроризма. Закон о СМИ, вступивший в силу в 2018 году, также запретил пользователям Интернета оставлять анонимные комментарии в Интернете, что еще больше ограничило свободу слова.
С 2019 года власти активизировали свои усилия по наблюдению и блокированию доступа к материалам, которые они сочли неуместными. Поставщики мобильных услуг проинструктировали своих клиентов установить на мобильные телефоны программное обеспечение для шифрования, которое позволит службам безопасности перехватывать трафик данных и обходить шифрование электронной почты и приложений для обмена сообщениями. Правительство заявило, что программное обеспечение для шифрования необходимо для защиты граждан от онлайн-мошенничества и хакерских атак. Те, кто не устанавливал программное обеспечение, столкнулись с трудностями при доступе в Интернет, особенно к сайтам социальных сетей.
Государственный мониторинг социальных сетей был особенно острым во время пандемии COVID-19, которую власти использовали для подавления критиков режима. Алматинский суд в июне 2020 года осудил политического и правозащитного активиста Альнура Ильяшева за распространение ложной информации и приговорил его к трем годам лишения свободы с ограничением свободы. Ильяшев назвал реакцию правительства и «Нур Отан» на пандемию некомпетентной. В январе в отношении врача Думана Айтжанова было возбуждено уголовное дело после того, как он опубликовал в WhatsApp видео, в котором было указано количество подтвержденных случаев COVID-19. случаев в Казахстане и необходимые меры, необходимые для прекращения распространения болезни.
Е Ассоциативные и организационные права
Е1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода собраний? | 1.001 4.004 |
Несмотря на конституционные гарантии, правительство жестко ограничивает свободу собраний. Президент Токаев внес поправки в закон о публичных собраниях в мае 2020 года, чтобы больше не требовать от групп получать разрешение государственных органов на проведение публичных собраний. Вместо этого группы должны уведомлять за три-семь дней, а затем ждать одобрения местной администрации. Критики утверждают, что государство продолжает ограничивать, кто и где может протестовать, поскольку только официально зарегистрированные группы могут подавать уведомления, а собрания разрешены только в одобренных государством местах, которые часто расположены далеко от центра городов.
Организаторы и участники, не подпадающие под действие нового закона, по-прежнему подлежат штрафам и тюремному заключению. В феврале полиция задержала более 100 человек вне митинга, организованного незарегистрированной Демократической партией Казахстана. Власти продолжают блокировать акции протеста партии «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), возглавляемой находящимся в изгнании лидером Мухтаром Аблязовым.
Правительство применило меры социального дистанцирования, введенные в рамках реагирования на чрезвычайное положение в связи с COVID-19пандемии, как предлог для разгона несанкционированных акций Демократической партии Казахстана и ДВК в июне 2020 года. Однако в ноябре Демократической партии разрешили провести акцию протеста против парламентских выборов, намеченных на январь 2021 года.
E2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правами человека и работой, связанной с управлением? | 1.001 4.004 |
НПО продолжают работать, но сталкиваются с притеснениями со стороны правительства, когда пытаются решать политически чувствительные вопросы. Существуют обширные юридические ограничения на создание и деятельность НПО, в том числе обременительные финансовые правила и суровые наказания за их несоблюдение. Организации могут подвергаться штрафам и другим наказаниям за нечетко определенные правонарушения, такие как вмешательство в деятельность правительства или участие в работе, выходящей за рамки их уставов.
Гражданские и правозащитные активисты обвинили правительство в использовании COVID-19ЧП как повод расправиться с активистами и критиками, обвиняя их в нарушении ограничений по коронавирусу и распространении ложной информации о пандемии.
В октябре и ноябре 2020 года по меньшей мере 13 НКО были привлечены к ответственности за ряд налоговых правонарушений за предполагаемое нарушение закона об отчетности об иностранных финансовых пожертвованиях. НПО заявили, что расследования были направлены на прекращение их деятельности в преддверии парламентских выборов в январе 2021 года.
Е3 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода для профсоюзов и аналогичных профессиональных или трудовых организаций? | 0,000 4. 004 |
Рабочие имеют ограниченные права на создание и вступление в профсоюзы или на участие в коллективных переговорах. Правительство тесно связано с крупнейшей федерацией профсоюзов и крупными работодателями, тогда как действительно независимые профсоюзы подвергаются репрессиям со стороны властей. Главный независимый профсоюзный орган страны, Конфедерация независимых профсоюзов (КНПРК), был распущен в 2017 году, а ключевые лидеры позже были приговорены к тюремному заключению за протесты против ликвидации группы. Последующие попытки зарегистрировать группу были отклонены. Ограничения Казахстана на профсоюзную деятельность привлекли внимание Международной организации труда (МОТ), которая раскритиковала позицию страны в июньском 2019 г.утверждение.
Поправки к Закону о торговле, внесенные в мае 2020 года, предоставили небольшим местным профсоюзам возможность присоединиться к более крупным организациям областного уровня, а также к международным федерациям профсоюзов. Хотя власти утверждали, что это усилило свободу профсоюзов, критики утверждали, что изменения были минимальными, поскольку независимые профсоюзы, критикующие политику правительства, уже были запрещены.
Ф Верховенство закона
F1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли независимая судебная система? | 1.001 4.004 |
Судебная власть фактически подчиняется исполнительной власти, при этом президент выдвигает или непосредственно назначает судей на основании рекомендации Высшего судебного совета, который сам назначается президентом. Судьи подвержены политическому влиянию, а коррупция является проблемой всей судебной системы.
Ф2 1,00-4,00 балла0-4 балла
Преобладает ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? | 1.001 4.004 |
Полиция, как сообщается, занимается произвольными арестами и задержаниями и нарушает право задержанных подозреваемых на помощь адвоката. Прокуроры, в отличие от судей, уполномочены санкционировать обыски и выемки. Подсудимых часто держат под стражей до суда в течение длительных периодов времени. Политически мотивированные судебные преследования и тюремные сроки в отношении активистов, журналистов и оппозиционеров являются обычным явлением.
Ф3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? | 1.001 4.004 |
Условия в следственных изоляторах и тюрьмах тяжелые. По словам родственников и защитников нескольких заключенных, опрошенных Радио Свободная Европа/Радио Свобода, условия содержания в тюрьмах ухудшились во время пандемии COVID-19. Заключенных выпускали из камер только на очень ограниченное время, условия были стесненными и антисанитарными, не было доказано отсутствие лицевых масок или средств защиты, а заключенным, заразившимся вирусом, не оказывалась медицинская помощь.
Полиция иногда применяет чрезмерную силу во время арестов, и пытки широко применяются для получения признательных показаний. Ежегодно регистрируются многочисленные заявления о физическом насилии и других видах жестокого обращения. В феврале 2020 года правозащитник Дулат Агадил подозрительно скончался, находясь под стражей всего несколько часов в следственном изоляторе в Нур-Султане. Официальное расследование заявило, что причиной смерти стал сердечный приступ, хотя друзья и активисты за гражданские права оспаривают ответственность полиции.
В селах вблизи казахстанско-кыргызской границы в феврале 2020 года произошли ожесточенные столкновения между этническими казахами и этническими дунганами. Одиннадцать человек были убиты, около 200 получили ранения, а 20 000 человек, как сообщается, были перемещены, бежав через границу в Кыргызстан.
Теракты в стране случаются редко, хотя некоторые казахстанцы выезжали за границу, чтобы поддержать группировку боевиков «Исламского государства» (ИГ).
Ф4 1,00-4,00 балла0-4 балла
Гарантируют ли законы, политика и практика равное отношение к различным слоям населения? | 1. 001 4.004 |
Хотя Конституция гарантирует равенство перед законом и запрещает дискриминацию по признаку пола, расы и других категорий, она прямо не запрещает дискриминацию по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Основные слои общества сталкиваются с дискриминацией на практике. Традиционные культурные предубеждения ограничивают экономические и профессиональные возможности женщин, а закон не обеспечивает никакой защиты от сексуальных домогательств на рабочем месте. Представители значительного русскоязычного меньшинства жаловались на дискриминацию в сфере занятости и образования.
ЛГБТ+ продолжают сталкиваться с социальной дискриминацией, притеснениями и насилием, несмотря на декриминализацию однополых отношений в 1998 году. «антигендерный» законопроект, который устранит идею гендера и гендерного равенства. Социальная стигма, с которой сталкиваются ЛГБТ+, также непропорционально повлияла на их доступ к медицинскому обслуживанию во время пандемии. В частности, неэтичному обращению и жестокому обращению подвергаются трансгендеры.
Под давлением Пекина правительство Казахстана время от времени задерживает этнических казахов, бежавших из соседнего Китая, и угрожает им перспективой депортации, несмотря на то, что по возвращении они подвергаются дискриминации и пыткам.
грамм Личная автономия и индивидуальные права
Г1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность менять место жительства, работу или образование? | 2.002 4.004 |
Граждане Казахстана могут свободно путешествовать, но должны зарегистрировать свое постоянное место жительства в местных органах власти. Новые правила, вступившие в силу в 2017 году под предлогом борьбы с терроризмом, требуют от граждан регистрировать в местных органах власти даже временное проживание на срок более месяца, иначе им грозят штрафы. Это изменение расширяет возможности властей по контролю за внутренним перемещением и миграцией, но критики также предположили, что оно приведет к коррупции и создаст черный рынок фальшивых регистрационных документов. Правительство заблокировало и ограничило передвижение людей во многих казахстанских городах, поселках и селах в ответ на пандемию коронавируса.
Г2 1,00–4,00 балла 0–4 балла
Могут ли физические лица осуществлять право на владение собственностью и создание частного бизнеса без неоправданного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? | 2.002 4.004 |
Хотя права предпринимательства и частной собственности формально защищены, на практике они ограничены бюрократическими барьерами и неправомерным влиянием политически связанных элит, которые контролируют большие сегменты экономики.
Г3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? | 2. 002 4.004 |
НПО продолжают сообщать о случаях ранних и принудительных браков, особенно в сельской местности. Женщин также поощряют поддерживать большие семьи; те, кто воспитывает не менее шести детей, получают медаль от правительства, а также налоговые льготы и скромные ежемесячные пособия.
Насилие в семье — серьезная проблема, которая часто остается безнаказанной, поскольку полиция неохотно вмешивается в то, что считается внутренними семейными делами. Союз кризисных центров Казахстана, сеть из 16 местных НПО, сообщил, что такие преступления совершались в каждой восьмой семье в стране еще в 2018 году. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW), ООН орган, предупредил в отчете за 2019 год, что домашнее насилие было фактически декриминализировано. Сообщается, что случаи домашнего насилия увеличились и усилились во время COVID-19.пандемия.
В декабре 2020 года Сымбат Кулжагарова погибла, выпав из своей квартиры на 11 этаже. Несмотря на утверждения, что ее смерть была самоубийством, многие предположили, что ее смерть была связана с домашним насилием.