Ответственность родителей (законных представителей) обучающихся
Согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Под общим имеется в виду образование всех трех уровней, т.е. начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Норм законов, прямо предусматривающих, в каких случаях можно констатировать необеспечение получения детьми общего образования, в чем такое необеспечение может выражаться и т. п. не существует.
В соответствии с п. 2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее — CK РФ) родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования, а также с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.
Тем не менее, в законодательстве есть статьи, устанавливающие ответственность за более широкий круг нарушений родительских обязанностей, к которым можем быть отнесено в т.ч. и необеспечение получения общего образования, если будет установлена вина родителей, например, в умышленном создании препятствий для обучения ребенка.
ПРИМЕР: Часть 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) устанавливает административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа для родителей и других законных представителей несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Обязанности родителей устанавливаются требованиями гл. 12 СК РФ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает обязанность родителей (законных представителей) несовершеннолетних соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, устанавливающих режим занятий, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).
Эта обязанность практически не подкреплена мерами юридической ответственности за ее неисполнение, за исключением случаев, когда нарушение сопряжено с другими правонарушениями, предусмотренными гражданским, административным или уголовным законодательством (например, с причинением вреда имуществу, чести и достоинству обучающихся, работников, хулиганскими действиями и т. п.).ПРИМЕР: Административный штраф за совершение несовершеннолетним мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), при отсутствии у несовершеннолетнего заработка, взыскивается с его родителей (законных представителей)
Ответственность родителей или иных законных представителей предусмотрена также за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, за распитие ими пива, алкогольной продукции, употребление наркотических и одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ).
Согласно ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (далее — УК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности (если деяние соединено с жестоким обращением), наказывается в уголовном порядке (от штрафа и исправительных работ вплоть до лишения свободы).
Обязанность родителей (уважать честь и достоинство обучающихся и работников), невыполнение которой влечет за собой привлечение их к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения морального вреда, предусмотрена ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Аналогичную ответственность гражданское законодательство устанавливает за причинение родителями вреда деловой репутации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
ВНИМАНИЕ! Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся могут также нести юридическую ответственность за нарушения, предусмотренные иными федеральными законами.
В частности, ст. 150 УК РФ устанавливает наказание за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное родителем либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
Ответственность родителей за обучение и воспитание детей
Хорошие, любящие, но справедливые родители непременно постараются донести до своего чада, что ему, как и всем, нужно отвечать за свои действия и слова. Однако часто ответственность за воспитание перекладывается родителями на преподавателей, воспитателей или, хуже того, на самих детей, и аргументируется это нехваткой времени и занятостью на работе. А ведь ответственность родителей за воспитание детей является важнейшим элементом института семьи, лишь так ребёнок не превратится в алкоголика или наркомана.
Под понятием ответственности за воспитание подразумевается следующее:
Родители должны нести ответственность за поведение их отпрыска, ведь характер воспитания обязательно отразится в дальнейшем на его поведении.
Забота о физическом, нравственном, психическом и духовном развитии детей. Несущие за детей ответственность родители обязаны позаботиться о получении им общего образования, для чего ребёнку необходимо посещать школу.
Защита детских интересов. Поскольку родители представляют по закону своих несовершеннолетних детей, то они уполномочены отстаивать их права в отношении физических и юридических лиц.
Обеспечение безопасности. Мамы и папы обязаны заботиться о безопасности своих детей, поэтому и сами они не могут причинять вред их самочувствию (физическому, психическому, нравственному).
Содержание вплоть до совершеннолетия. Пока ребёнок не достиг совершеннолетия, родители не вправе выставить его за дверь.
Закон об ответственности родителей
В конвенции о правах ребёнка сказано, что за воспитание и развитие ребёнка основную ответственность несут его родители, их основной заботой должны быть его важнейшие интересы. Если родители не исполняют свои обязанности или делают это ненадлежащим образом, то могут нести такие виды юридической ответственности:
Административную согласно статье 5.35 кодекса РФ об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
Семейно-правовую согласно статьям 69 семейного кодекса РФ «Лишение родительских прав» и 73 «Ограничение родительских прав»;
Гражданско-правовую согласно статьям 1073 – 1075 Гражданского кодекса РФ;
Уголовную согласно статье 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».
Родители не только обладают правом, но и обязаны своих детей воспитывать, а также заботиться об их физическом, духовном, психическом и нравственном развитии. Закон «Об образовании» определяет функцию родителей как первых педагогов, которые обязаны заложить в раннем детском возрасте основы физического, интеллектуального и нравственного развития.
Родители или опекуны обязаны обеспечивать детям получение общего основного образования (на уровне 9 классов общеобразовательной школы) и создать предпосылки для получения полного среднего образования. Принимая во внимание мнение детей, родители могут выбирать формы обучения и образовательные заведения для получения первыми общего основного образования.
Воспитательные обязанности родителей:
Создание ребёнку благоприятных условий для полноценного обучения.
Контроль над посещением ребёнком школы.
Ознакомление с содержанием и ходом текущего образовательного процесса, с оценками успеваемости, получаемыми детьми в школе.
Принимать меры для своевременного погашения детьми возникших академических задолженностей.
Сотрудничать с учебным учреждением, где учится ребёнок в соответствии с рамками устава конкретного образовательного учреждения.
Принимать иные меры, направленные на обеспечение получения ребёнком общего основного образования.
Следить за тем, чтобы несовершеннолетние дети (до 16 лет) не оставались в ночное время на дискотеках, в компьютерных салонах, развлекательных учреждениях и прочих публичных местах без сопровождения взрослых людей.
Не допускать, чтобы их дети совершали хулиганские действия, курили, употребляли алкогольные напитки, в том числе, пиво, психотропные или наркотические вещества.
Следить за тем, чтобы дети не использовали в своей речи нецензурные выражения и не проявляли других действий антиобщественного характера.
Заботиться о здоровье и физическом состоянии ребёнка, его нравственном и психическом развитии, предпринимать все необходимые меры для достаточного обеспечения потребностей ребёнка в одежде, питании, лечении, отдыхе, и предметах досуга.
Не прибегать при взаимодействии с ребёнком к жестокому обращению, которое могло бы нанести ему физический или психический ущерб, не оскорблять его, не унижать его человеческое достоинство, не обращаться грубо и не эксплуатировать.
http://blogs.bebeshka.info
507
Справочный материал к заседанию Президиума Правительства 7 марта 2012 года (пресс-релиз)
ПРЕСС-РЕЛИЗ*
Президиум Правительства на заседании 7 марта 2012 года планирует рассмотреть следующие вопросы:
1. Проект Федеральный Закон на Российский соблюдение к конвенции по юрисдикции, применимый закон, признание, принудительное право и сотрудничество в отношении парированной ответственности. защита детей
Проект федерального закона внесен Министерством образования и науки и Министерством иностранных дел.
Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей была подписана в Гааге 19 октября 1996 г. и вступила в силу 1 января 2002 г. Более 35 государств являются члены Конвента.
Конвенция учитывает интересы институтов защиты детей различных стран и включает обширный перечень государственных и частных мер, направленных на защиту личных и имущественных прав детей. Сфера действия конвенции включает разграничение юрисдикции, поиск решений вопросов применимого права, а также признание и обеспечение соблюдения мер защиты детей, принятых в одной из стран-участниц конвенции или других странах-участницах. Положения конвенции применяются к детям от рождения до достижения ими 18-летнего возраста9.0005
Анализ положений конвенции на соответствие российскому законодательству выявляет единство подходов к предмету регулирования и отсутствие каких-либо существенных противоречий.
Необходимость присоединения Российской Федерации к конвенции обусловлена необходимостью разрешения проблем, возникающих в последнее время между родителями и детьми, рожденными в браке в семьях, созданных лицами, являющимися гражданами разных стран или проживающими в разных странах. Действующие двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам не позволяют в полной мере разрешать противоречия в сфере семейных отношений, возникающие между родителями в процессе воспитания детей.
2. Проект федерального закона «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления детей»
Проект федерального закона внесен Министерством образования и науки и Министерства иностранных дел.
Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления детей был подписан в Вашингтоне, округ Колумбия, 13 июля 2011 года.
Соглашение между двумя странами по сотрудничеству в . дети включает в себя нормы российского законодательства и соответствует принципам и положениям Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и международным стандартам усыновления, действующим в России.
Такие соглашения предусмотрены Семейным кодексом Российской Федерации. В соглашении подчеркивается, что усыновление ребенка гражданами иностранного государства рассматривается только в случаях, когда страна происхождения не смогла найти подходящую семью для ребенок под вопросом.
По договору ребенок из России может быть усыновлен при посредничестве уполномоченной организации. Соглашение предусматривает обязательное социально-психологическое обучение будущих родителей.
Статьи соглашения определяют полномочия компетентных органов и организаций, участвующих в процессе усыновления.
Соглашение определяет порядок усыновления и устанавливает механизм контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей.
Соглашение также определяет порядок приобретения усыновленным ребенком гражданства страны пребывания и сохранения гражданства страны происхождения.
Соглашение устанавливает порядок согласования органами исполнительной власти сторон мер по передаче ребенка в другую семью, а также принятия решения о репатриации ребенка в государство происхождения. .
3. Draft Federal Law On Amending the Federal Law on Placing Orders for the Снабжение из Товары, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
Проект федерального закона внесен Минэкономразвития.
Законопроектом предлагается установить требование к государственным и муниципальным заказчикам указывать исключительно международные непатентованные наименования (МНН) лекарственных средств или их химические наименования (при отсутствии МНН) в аукционной документации, документах об открытом аукционе в электронной форме или в ссылаться на уведомления о запросах всякий раз, когда размещается заказ на товары медицинского назначения.
Однако допускается указание торговых наименований лекарственных средств при условии их включения в перечень, утверждаемый в установленном Правительством порядке.
В проекте также предлагается запретить размещение нескольких ЛС с разными МНН в одном лоте в случаях, когда конечная цена контракта (цена лота) превышает верхний предел, установленный государством. Верхний предел необходимо ввести для того, чтобы можно было упорядочить количество закупок, что сократит расходы на организацию и проведение аукционов и администрирование рассматриваемых договоров.
Законодательное закрепление указанного выше порядка формирования лотов позволит исключить практику размещения заказов на основе брендовых лекарственных средств, ограничивающую количество участников торгов и подавляющую конкуренцию на фармацевтическом рынке.
4. Draft Federal Law On Amending Chapter 2 of the Federal Law On Mandatory Медицинское страхование в Российской Федерации
Проект федерального закона внесен Министерством здравоохранения и социального развития.
Федеральный закон на Обязательный Medical Страхование в .40003 . Отмена полномочий Российской Федерации в области обязательного медицинского страхования, переданных органам власти субъектов Российской Федерации, устанавливается Правительством.
Проект направлен на приведение вышеуказанного положения об обязательном медицинском страховании в соответствие с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которыми предусмотрено законодательное установление порядок отзыва переданных полномочий.
Таким образом, подписание законопроекта устранит существующие противоречия между законом о разграничении полномочий и законодательством об обязательном медицинском страховании.
5. Submitting to the President of the Russian Federation for Последующее внесение на ратификацию Соглашения о порядке формирования и функционирования Ф сил и средств of the CSTO Collective Security S ystem
The Agreement for the Procedure Governing Формирование и Функционирование Система коллективной безопасности Система коллективной безопасности Система коллективной безопасности0004 разработан в соответствии с решением Совета коллективной безопасности от 4 февраля 2009 года.
Разработан на основании действующего Протокола о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-членов ОДКБ от 15 мая 1992 г.
Ратификация соглашения обусловлена формированием Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ и включением в систему коллективной безопасности, помимо воинских контингентов, внутренних войск специального назначения, внутренние войска, уполномоченные органы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданский персонал государств-членов ОДКБ.
Соглашение направлено на принятие практических мер по формированию и совершенствованию системы коллективной безопасности ОДКБ для отражения военной агрессии и иных вызовов и угроз в отношении одной или нескольких сторон.
Соглашение устанавливает принципы формирования и функционирования системы коллективной безопасности ОДКБ, раскрывает назначение сил и средств системы коллективной безопасности и регламентирует их оперативный состав, а также составы сил системы коллективной безопасности .
В соответствии с соглашением комплектование сил и средств системы коллективной безопасности осуществляется в соответствии с национальным законодательством сторон, международными договорами, принятыми в рамках ОДКБ, решениями органов ОДКБ и иными международными договорами, участниками которых являются .
Решение о численности, сроках развертывания и применении сил и средств системы коллективной безопасности принимается Советом коллективной безопасности ОДКБ на основании официального обращения одной или нескольких сторон.
Настоящее Соглашение с вступлением в силу прекращает действие Протокола о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-членов ОДКБ от 15 мая 1992 года, подписанного 25 мая 2001 года.
6. Проект Федерального закона О внесении изменений Статьи 6.16 и 19.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях40002 Проект федерального закона внесен Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» установлена дифференциация мер контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров путем разделения вещества на три категории в зависимости от уровня опасности, которую представляет для общества незаконное их употребление.
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях совершенствования контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров также введена в законодательство Российской Федерации четвертая категория прекурсоров, оборот что запрещено, за исключением случаев использования в исследовательских или образовательных целях и экспертной или следственной деятельности.
Однако действующая редакция статьи 6.16 КоАП не различает меры контроля, применяемые к прекурсорам разных категорий и разной степени опасности, представляемой их незаконным оборотом, устанавливая вместо этого аналогичные меры ответственности за нарушение правил, регулирующих их обращение.
Вместе с тем Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлены требования к отчетности о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Однако предусмотренные статьей 19.7 КоАП РФ меры ответственности за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган надлежащей информации, а также за представление неполной или искаженной информации также не дифференцируются и не соответствуют степени опасности. таких нарушений в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
С учетом изложенного проектом предлагается диверсифицировать ответственность за нарушение правил обращения прекурсоров различных групп, ужесточив наказания для одной группы, оставив их неизменными для другой и смягчив для третьей группы.
Также в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, перечисленных в Списке IV.
Однако статья 6.16 КоАП не относит индивидуальных предпринимателей к лицам, подлежащим административной ответственности за нарушение правил, регулирующих оборот прекурсоров. В связи с этим предложенное проектом примечание к статье 6.16 КоАП будет предусматривать ответственность индивидуальных предпринимателей за указанные нарушения.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой общероссийской электрической сети и ведения реестра таких объектов
Проект федерального закона внесен Минэнерго.
Проект направлен на совершенствование порядка принятия решений об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой общероссийской электрической сети и ведения реестра таких объектов. Документ основан на опыте применения Положения «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к Единой общероссийской электрической сети и ведении реестра объектов электросетевого хозяйства , входящих в состав ». 0003 Единая общероссийская электрическая сеть .
Проектом уточняется порядок представления сведений и документов, необходимых для принятия решения о включении объектов электросетевого хозяйства в единую общероссийскую электрическую сеть.
Проект также направлен на своевременное обновление реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой общероссийской электрической сети .
8. Создание Оргкомитета по подготовке и проведению 36 -я Сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации в 2012 г.
Проект приказа внесен Министерством иностранных дел.
Решение о проведении 36 сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в России принято на его 35 сессии, состоявшейся в Париже 19-29 июня 2011 г.
Проект указа предусматривает создание оргкомитета по подготовке и проведению 36 -я -я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в России в 2012 г. Проектом также предусмотрено утверждение состава оргкомитета с включением делегатов от федеральных органов исполнительной власти, ведомств и организаций, участвующих в реализации международных проектов при поддержке ЮНЕСКО , а также представители России в исполнительных органах ЮНЕСКО.
Москва,
06.03.2012
* Пресс-релизы Департамента пресс-службы и информации подготовлены по материалам, представленным федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президиума Правительства.
Ребенок может подать в суд на родителей и взыскать алименты на себя в России
Блог
- администратор
- Защита прав иностранных граждан
Ребенок судится с родителями
Несовершеннолетние дети имеют права. Правосознание общества достигло такого уровня, что ребенок обладает набором прав, и более того, может отстаивать свои интересы. Раньше такого не было.
Мое детство пришлось на 90-е. Я очень хорошо помню свои школьные годы и свои отношения со взрослыми. Учительница немецкого могла взять за волосы и начать таскать. Учитель труда таким образом бросал в нас инструменты. Никто даже не подумал обратиться в полицию или куда-то жаловаться. А пожаловаться на родителей или подать на них в суд — даже не рассматривалось. Но время не стоит на месте.
Ребенок защитит себя от родителей
Дети наше все. Согласно новой концепции Конституции Российской Федерации во главу угла поставлены дети и семья. Как следует из действующего законодательства, дети наделены большим количеством прав. Право на образование, воспитание, заботу, любовь, материальную поддержку и так далее. Прежде всего, их родители должны реализовать права детей.
Если родители (или один из родителей) злоупотребляют своими правами? При этом ребенок в любом возрасте имеет право обратиться с жалобой в органы опеки и попечительства. Также ребенок может пожаловаться любым должностным лицам (например, учителю в школе), которые обязаны сообщать о нарушениях в органы опеки и попечительства.
Согласно части 2 статьи 56 СК РФ Ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения со стороны родителей (лиц, их заменяющих). В случае нарушения прав и законных интересов ребенка, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, воспитанию ребенка, либо в случае злоупотребления родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за своей защитой в орган опеки и попечительства.
Право ребенка на обращение в суд
Если все вышеизложенное было для вас новой информацией, то есть еще более интересное. С того момента, как ребенку исполнится 14 лет, он может самостоятельно подать в суд на своих родителей. В судебном порядке ребенок может потребовать от родителей надлежащего исполнения ими родительских обязанностей, в том числе выплаты алиментов.
Практика уже складывается
В Интернете уже есть статьи, в которых журналисты описывают ситуации, когда дети подают жалобы на родителей. И мне кажется, что происходит сдвиг в сознании нового поколения. Теперь дети знают о своих правах в школе и ведут себя соответственно. Также современный ребенок знает о своих правах с родителями. Что еще более важно, они знают об обязанностях своих родителей.
Право на свое мнение
Законом установлено, что у ребенка есть свое мнение и он имеет право его выражать. Нет, эта норма права (ст. 57 СК РФ) не декларативна. Если ребенку исполнилось десять лет, судья или должностное лицо обязаны учитывать мнение ребенка при решении вопроса. Более того, с десятилетнего возраста необходимо согласие ребенка на смену имени или фамилии, на усыновление и так далее.
Я уверен, что вы задаетесь вопросом: «А как же обязанности детей?» Мой ответ — в Семейном кодексе РФ нет норм, которые бы прямо устанавливали обязанности детей.