Вступление в брак в 16: СК РФ Статья 13. Брачный возраст \ КонсультантПлюс

Принятие нормативного акта Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) о порядке вступления в брак лиц, не достигших 16 лет

В соответствии с п.1 ст.1 СК РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняется здоровье людей (статья 7), материнство и детство (статья 38), а права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17).


Основываясь на Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года, согласно преамбуле которой ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, включая сексуальное злоупотребление (статья 19), защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34). Комитет Министров Совета Европы, учитывая, что благосостояние и интересы детей и несовершеннолетних являются приоритетами для любого общества, а сексуальный опыт, в том числе связанный с ранним сексуальным злоупотреблением, вреден для психосоциального развития ребенка и несовершеннолетнего, в Рекомендации N R (91) 11 от 9 сентября 1991 года предложил привести национальное законодательство государств-членов Совета Европы в соответствие с данной Рекомендацией.

Законодательное установление минимального брачного возраста как меры по упразднению детских браков и установление, при необходимости, надлежащих наказаний предписывает и Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (заключена в Нью-Йорке 10 декабря 1962 года в рамках ООН), согласно статье 2 которой не допускается заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила о возрасте исключение по серьезным причинам.
Для достижения конституционно значимой цели обеспечения правовых гарантий защиты несовершеннолетних от сексуального совращения и сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых федеральный законодатель исходя из сформулированных в Конституции Российской Федерации основных начал взаимоотношений государства и личности в сфере уголовного права и процесса (статьи 1, 2, 18, 49, 50, 51, 52 и 54), реализуя принадлежащие ему в силу статьи 71 (пункты «в», «о») Конституции Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности, и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации пределах (статья 55, часть 3) установил в статье 134 УК Российской Федерации уголовную ответственность за половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста.
Данная статья направлена на защиту ребенка от всех форм сексуального совращения, на охрану половой неприкосновенности лиц, не достигших определенного возраста и вследствие недостаточного физиологического и социального развития не обладающих половой свободой.
Устанавливая уголовную ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, — хотя и не имеющие насильственный характер, — законодатель исходил из того, что потерпевшее лицо в силу психологической незрелости не осознает в полной мере характер совершаемых с ним действий и их физические, нравственные, психологические, социальные и иные последствия (лишение подростка детства и отрочества, торможение личностного развития, сокращение его социальных перспектив, препятствие получению образования) и, соответственно, выступает жертвой осознанных и волевых действий совершеннолетнего лица.
Именно поэтому ответственность за действия сексуального характера с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, может наступить только за их совершение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, и при условии доказанности того, что виновный умышленно совершил запрещенные законом действия, заведомо зная, что лицо, с которым он вступает в половые отношения, не достигло возраста шестнадцати лет.
Исходя из того, что совершеннолетие предполагает достижение биологической и психологической зрелости как условие вступления в брак, федеральный законодатель на основании статьи 72 (пункт «к» части 1) Конституции Российской Федерации в статье 13 Семейного кодекса Российской Федерации установил брачный возраст (восемнадцать лет), предусмотрев при этом — руководствуясь конституционно значимыми интересами охраны семьи и ребенка — право органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, по их просьбе и при наличии уважительных причин разрешать вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (пункты 1 и 2), а также право субъектов Российской Федерации своими законами определять порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет.
Согласно Примечания 1 к ст.134 УК РФ (Половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста) лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что это лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим).

Положения статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 134 УК Российской Федерации исключают противоправность полового сношения лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, только после регистрации их брака, а следовательно, и официального признания их семейных отношений, и не дают оснований для какого-либо другого истолкования и, следовательно, произвольного применения данной нормы Уголовного кодекса Российской Федерации. Иное противоречило бы статьям 23 (часть 1) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, охраняющим семейные отношения, неприкосновенность частной жизни и семейную тайну, задачам Уголовного кодекса Российской Федерации, понятию преступления и основанию уголовной ответственности. Это не исключает право суда в каждом конкретном случае, исходя из установленных в уголовном законе задач и целей наказания, всесторонне и беспристрастно оценивая все обстоятельства дела, в том числе сведения, характеризующие личность обвиняемого и потерпевшей, руководствуясь задачами и принципами Уголовного кодекса Российской Федерации, принимать решение о привлечении виновного к уголовной ответственности и назначении наказания либо об освобождении от них в порядке и по основаниям, установленным главами 11 и 12 УК Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.3 СК РФ семейное законодательство состоит из Семейного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.
В силу прямого оказания абз.2 п.2 ст.13 СК РФ порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Анализ обращений клиентов и граждан, мониторинг правоприменения законодательства ЯНАО и муниципальных правовых актов, анализ предоставляемых муниципальных услуг с учетом данных регионального портала государственных и муниципальных услуг ИАС Мониторинг Ямал и результатов исполнения Плана мероприятий по развитию и укреплению института семьи с детьми в Ямало-Ненецком автономном округе показывает реальную необходимость скорейшей разработки и принятия Закона ЯНАО «О порядке и условиях вступления в брак на территории ЯНАО лиц, не достигших возраста шестнадцати лет».

Город: Муравленко

Реализация права граждан на применение к ним без ограничений порядка снижения брачного возраста на основе абз.2 п.2 ст.13 СК РФ и примечания к ст.134 УК РФ, создание правового регулирования в рамках совместного ведения. Повышение уровня реализации конституционных прав граждан, реализация государственной политики в области семьи и деторождения, снижение возраста регистрации браков и рождения детей вне брака.

Выдача разрешений на вступление в брак несовершеннолетним лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста

Описание

Выдача разрешения вступить в брак лицам, достигшим возраста 16-ти лет, проживающим на территории Прионежского муниципального района. 

Результат оказания
Результатом предоставления услуги является:

  • выдача постановления о разрешении вступить в брак лицу, достигшему возраста 16-ти лет
  • выдача уведомления об отказе вступить в брак лицу, достигшему возраста 16-ти лет

Основания для отказа


Перечень оснований для отказа в приеме документов:

  • документы исполнены карандашом 
  • документы не поддаются прочтению 
  • документы подаются ненадлежащим лицом

Перечень оснований для отказа в предоставлении услуги: 

  • непредставление документов, предусмотренных для оказания услуги
  • отсутствие уважительных причин для снижения брачного возраста
  • недостижение несовершеннолетним возраста 16 лет
  • наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака
  • отсутствие согласия одного из законных представителей несовершеннолетнего

Информация об оплате
Бесплатно.

Вы можете узнать более подробную информацию, а также подать заявление в электронном виде на сайте https://uslugi.karelia.ru


Документы
  • Заявление несовершеннолетнего
  • Паспорт несовершеннолетнего
  • Паспорт родителей
  • Документ, подтверждающий смену фамилии родителя
  • Справка о регистрации
  • Документ, подтверждающий отсутствие родителя(-ей)
  • Согласие законных представителей несовершеннолетнего
  • Свидетельство о рождении
  • Документы, указывающие на другие уважительные причины для вступления в брак до достижения брачного возраста

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
  • Регламент оказания услуги
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
  • Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»
  • Закон Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
  • Закон РК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства»
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
  • Постановление Администрации Прионежского района «Об утверждении административного регламента АПМР по предоставлению муниципальной услуги
  • Постановление Главы Прионежского района «О передаче полномочий по опеке и попечительству»

ОБЖАЛОВАНИЕ

Обращения

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги;
  • нарушение срока предоставления муниципальной услуги; — требование у заявителя документов, не предусмотренных настоящим Административным регламентом;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых не предусмотрено настоящим Административным регламентом; — отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены настоящим Административным регламентом;
  • затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной настоящим Административным регламентом;
  • отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Форма обращения

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию Прионежского муниципального района. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Прионежского муниципального района.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа,предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего; -доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Рассмотрение

Жалоба, поступившая в Администрацию Прионежского района, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
По результатам рассмотрения жалобы Администрация Прионежского муниципального района , принимает одно из следующих решений:

  1. удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
  2. отказывает в удовлетворении жалобы.
    Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
    В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Кто может вступать в брак в Мэриленде

Темы на этой странице

  • Запреты
  • Родительское согласие
  • Повторный брак
  • Брак по доверенности
  • Нарушение обещания

 

Запреты

Брак между лицом и его/ее запрещен:

  • родитель
  • дедушка
  • ребенок
  • брат или сестра
  • внук
  • супруга бабушки и дедушки
  • дедушка и бабушка супруга
  • тетя или дядя
  • отчим
  • пасынок
  • родитель супруга
  • внук супруга
  • супруга внука
  • племянница или племянник
  • супруг ребенка

Прочтите закон: Md.  Code, Family Law § 2-202

Однополые браки разрешены в штате Мэриленд, если закон не запрещает вступать в брак другим лицам (например, если они состоят в близком родстве).

Прочтите Закон: Md. Code, Family Law § 2–201

 

Согласие родителей

Чтобы вступить в брак без согласия родителей, лицо должно быть не моложе 18 лет. Лица моложе 17 лет не могут вступать в брак в Мэриленде ни при каких обстоятельствах.

Лицо в возрасте 17 лет может вступить в брак при определенных обстоятельствах. 17-летний подросток должен выполнить шаги 1 и 2, описанные ниже, чтобы подать заявление на получение разрешения на брак:

Шаг 1:

  • Лицо имеет согласие каждого живого родителя, опекуна или законного попечителя; ИЛИ,
  • Если лицо не имеет согласия каждого живого родителя, опекуна или законного попечителя, любая из сторон, вступающих в брак, предоставляет справку от лицензированного врача, фельдшера или сертифицированной практикующей медсестры, подтверждающую, что женщина, вступающая в брак, беременна или родила.

Ознакомьтесь с законом: Кодекс штата Мэриленд, Семейное право, § 2-301

Шаг 2:

С согласия родителей или без такового лицо в возрасте 17 лет также должно представить заверенную копию постановления суда о разрешении на вступление в брак. Ходатайство о получении разрешения на вступление в брак должно быть подано в окружной суд округа, в котором проживает данное лицо. Ходатайство должно содержать следующую информацию:

  1. полное имя заявителя, пол, дата рождения и адрес, в том числе продолжительность проживания заявителя по указанному адресу;
  2. полное имя предполагаемого супруга, пол, дата рождения и адрес, включая продолжительность проживания предполагаемого супруга по указанному адресу;
  3. заявление, объясняющее, как стороны встретились и как долго они знают друг друга;
  4. копия любых судимостей в отношении любой из сторон и копия любого приказа о примирении или охранного приказа, выданного против любой из сторон;
  5. доказательство того, что несовершеннолетний является зрелым и способным к самообеспечению и самообеспечению независимо от родителей несовершеннолетнего, опекуна, законного попечителя или предполагаемого супруга; и
  6. имя и последний известный адрес каждого живого родителя, опекуна или законного попечителя заявителя.

После того, как петиция будет подана, суд назначит адвоката, который будет представлять истца на протяжении всего процесса.
 

Ознакомьтесь с законом: Кодекс штата Мэриленд, Семейное право, § 5-2A-01, 5-2A-02

 

Повторный брак

В Мэриленде вы можете одновременно состоять в законном браке только с одним живым человеком. Чтобы снова жениться, пока жив первый супруг, человек должен получить аннулирование или абсолютный развод. Вступление в брак во второй раз без расторжения предыдущего брака может привести к судебному преследованию и тюремному заключению за двоеженство. Если вы потеряли связь со своим супругом в течение длительного периода времени и не знаете, жив ли ваш супруг, вам все равно следует получить развод до повторного брака.

Ознакомьтесь с законом: Кодекс штата Мэриленд, Уголовное право § 10-502

 

Брак по доверенности

Брак по доверенности (где кто-то другой заменяет лиц, вступающих в брак) запрещен. Обе стороны должны присутствовать и участвовать в церемонии. Однако суды Мэриленда могут признать действительным брак по доверенности за границей.

Прочтите дело: Tshiani v. Tshiani, 208 Md. App. 43 (Специальный апелляционный суд, 2012 г.)

 

Нарушение обещания

В Мэриленде вы не можете подать в суд на человека, с которым вы помолвлены/были помолвлены, за «нарушение обещания выйти замуж», за исключением случаев, когда вы, истец, беременны.

Ознакомьтесь с законом: Кодекс штата Мэриленд, Семейное право § 3-102

Источник

Автор Александра Мартинес-О’Рейли, эсквайр, обновлено библиотекарем веб-служб.

Последнее обновление: Чт, 01.12.2022 — 8:47

Это юридическая консультация?

Этот сайт предлагает юридическую информацию, а не юридические консультации. Мы прилагаем все усилия, чтобы обеспечить точность информации и четко объяснить ваши варианты. Однако мы не предоставляем юридические консультации — применение закона к вашим индивидуальным обстоятельствам. Для получения юридической консультации вам следует обратиться к юристу. Спонсором этого сайта является Государственная юридическая библиотека штата Мэриленд Тергуд Маршалл, связанное с судами учреждение судебной системы штата Мэриленд. При отсутствии указания авторства или авторского права на конкретный файл Государственная юридическая библиотека Мэриленда Тергуда Маршалла может владеть авторскими правами на части этого веб-сайта. Вы можете свободно копировать информацию для собственного использования или для других некоммерческих целей, используя следующую формулировку: «Источник: Народная юридическая библиотека Мэриленда — www.peoples-law.org. © Государственная юридическая библиотека Мэриленда Тергуда Маршалла, 2022 г.».

В 16 лет слишком рано жениться?

Исторически сложилось так, что молодые люди из Англии и Уэльса убегали в Гретна-Грин, чтобы пожениться, потому что, в отличие от Англии и Уэльса, в Шотландии 16- и 17-летние могут жениться без согласия родителей.

Но подходит ли 16 лет для вступления в брак?

Недавно правительство Великобритании взяло на себя обязательство повысить минимальный возраст вступления в брак в Англии и Уэльсе до 18 лет, «как только появится законодательная возможность». Текущее положение в Англии и Уэльсе заключается в том, что 16- и 17-летние могут вступать в брак с согласия родителей, а лица в возрасте 18 лет и старше могут вступать в брак без согласия родителей. Предлагаемое изменение является результатом кампании группы благотворительных организаций, которые утверждали, что разрешение жениться 16-ти и 17-ти летним с согласия их родителей может привести к принуждению молодых людей к детскому браку.

При представлении в Палату общин основными аргументами, выдвинутыми в пользу увеличения возраста до 18 лет, были:

  • Негативное воздействие на лиц, состоящих в таких браках, «большое и широкомасштабное»
  • Самая большая группа людей, которых защитит изменение закона, «не глупы, влюбленные подростки, а уязвимые молодые женщины, которых вынуждают вступать в брак, разрешенный их собственными семьями, по множеству социальных и культурных причин»
  • У правительства Великобритании есть моральный долг сделать все, что в его силах, чтобы сократить количество браков по принуждению и закрыть лазейки, позволяющие заключать такие браки законными средствами
  • Брак — важное жизненное решение, к которому дети до 18 лет эмоционально или физически не готовы
  • Великобритания не идет в ногу с другими западными странами и игнорирует международные конвенции о правах женщин и детей. В соответствии с целями ООН в области устойчивого развития Великобритания пообещала положить конец детским бракам — любым бракам, в которых один или оба супруга моложе 18 лет, — к 2030 году. Разрешив 16-летним вступать в брак без согласия судьи, «Великобритания фактически нарушая международное право».

Правительство Великобритании теперь заявило, что оно «привержено обеспечению защиты и поддержки детей и молодых людей по мере их роста и развития, чтобы максимизировать их потенциальные жизненные шансы… детские браки и слишком раннее рождение детей могут лишить им этих важных жизненных шансов».

Пока неизвестно, последует ли шотландское правительство, но это, вероятно, станет началом интересных дебатов.

В Шотландии определение ребенка различается в разных правовых контекстах. Нормативное руководство, которое поддерживает Закон о детях и молодежи (Шотландия) 2014 г., распространяется на всех детей и молодых людей в возрасте до 18 лет. Однако лица старше 16 лет могут оформлять юридически обязательные документы, служить в армии и подавать заявление на военную службу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *